Формирование и развитие взаимоотношений Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном: IX - X вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.15, кандидат наук Шадеман, Масуд Мохаммадхосейн
- Специальность ВАК РФ07.00.15
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат наук Шадеман, Масуд Мохаммадхосейн
Оглавление
Введение
Глава 1. Исследование проблемы формирования и развития
взаимоотношений Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном
1.1 Вклад арабских авторов в изучение истории взаимоотношения
Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном
1.2. Политическое положение Мовераннахра и Хорасана в период
Багдадского халифата
Глава 2. Взаимоотношение Багдадского халифата с Мавераннахром и
Хорасаном в политических и социально-экономических сферах
2.1 Политические взаимоотношения Багдадского халифата с
Мавераннахром и Хорасаном
2.2. Взаимоотношение Багдадского халифата с Мавераннахром и
Хорасаном в социально-экономической области
Глава 3. Сотрудничество Багдадского халифата с Мавераннахром и
Хорасаном в культурно-духовной, научно-образовательной и архитектурной
сферах
3.1. Взаимоотношение Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном в культурно-духовной сфере
3.2. Сотрудничество Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном в научно-образовательной и архитектурной сферах
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История международных отношений и внешней политики», 07.00.15 шифр ВАК
Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость: VII - первая половина VIII вв.2010 год, кандидат исторических наук Раджабов, Саиднигмон Мулоджанович
Борьба таджикского народа против Арабского Халифата2010 год, доктор исторических наук Хакназаров, Абдуназар
История развития материальной и духовной культуры Мавераннахра и Хорасана IX-X вв.2010 год, кандидат исторических наук Хамидреза Тавассоли Мохаммадали
Формирование и развитие медицинских и фармацевтических знаний в Мавераннахре и Хорасане в IX-X вв.2019 год, кандидат наук Нуриён Амирджон Рузихонзода
История вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию (XVI в.)2007 год, доктор исторических наук Камолов, Хамзахон Шарифович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие взаимоотношений Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном: IX - X вв.»
Введение
Актуальность темы исследования. Вопросы формирования и развития взаимоотношений Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном, на основе изучения исторических, культурных и литературных источников, несомненно, является одной из актуальных проблем современной исторической науки.
Многие труды персоязычных и арабских авторов, которые отражают историю взаимоотношений, сотрудничества и взаимовлияния Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном в 1Х-Х вв. до сих пор остаются малоизученными. Их изучение позволит исследователям получить ценный материал о социально-политической и культурной жизни народов Мавераннахра и Хорасана, а также о биографии известных и талантливых представителей культуры изучаемого региона.
С этой точки зрения, актуальность темы исследования заключается в том, что ее изучение в новых условиях приобрело особую значимость, т.к. освободившись от сжатых идеологических рамок прошлого столетия, все еще ощущается пробел в освещении исторических событий на основе принципов подлинного историзма. В последние годы коренным образом изменились взгляды на религию ислам, его место и роль в истории человечества. В настоящее время появились более благоприятные условия для углублённого объективного подхода и освещения прошедших исторических событий в период арабских завоеваний, считая их ни как религиозные явления, а как подлинное события, раскрывая их историческое значение и сущность.
С учетом изложенного, мы считаем необходимым на основе новых материалов и источников, воссоздать более реальную картину политического, социально-экономического, культурного и научно-образовательного положения народов Мавераннахра и Хорасана в составе Багдадского халифата, и на основе малоизученных трудов персидских и
арабских авторов осветить неизвестные до сегодняшнего дня страницы из истории взаимоотношений Мавераннахра и Хорасана с Багдадским халифатом в IX-X веках.
Исследуемый нами период, который многосторонне отражен в трудах персидских и арабских авторов, представляет из себя один из важных периодов истории взаимоотношений народов Мавераннахра и Хорасана с Багдадским халифатом. С этой точки зрения, введение в научный оборот исторических исследований персидских и арабских авторов имеет большое научное значение для выяснения неизученных или малоизученных, а также и некоторых спорных вопросов, касающихся политических, религиозных, социальных, торгово-экономических и культурных взаимоотношений указанного периода в данном регионе.
Кроме этого, актуальность исследования подтверждается тем, что время правления Тахиридской и Саманидской династий явилось основополагающим в формировании и развитии взаимоотношений народов Мавераннахра и Хорасана с сопредельными странами, которые на многие века в будущем определил социально-экономическое развитие, сплетение политических судеб, языковую и культурную близость народов.
В целом, освещение истории взаимоотношений Мавераннахра и Хорасана с Багдадским халифатом в 1Х-Х вв. на основе трудов персоязычных и арабских авторов, призвано проявить также свет на отдельные страницы истории взаимоотношений и внешней политики стран Востока в контексте изменившихся исторических реалий.
Степень изученности проблемы. Анализ трудов ученых-историков, литературоведов и культурологов, посвятивших свои исследования проблемам истории международных отношений на основе персоязычных и арабских источников свидетельствуют о том, что изучение проблемы формирования и развития взаимоотношений Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном входило в круг их научных интересов.
Данный вопрос в той или иной степени, разными идеологическими подходами и методами рассматривается в трудах ученых трех поколений: ученых - арабо-персидского происхождения IX-X вв., русских и таджикских историков советского периода и современных персо-таджикских исследователей.
Литературу, связанную с исследуемой нами проблемой, можно разделить на следующие группы:
К первой группе относятся научные труды иранских исследователей таких как, Хасан Пирниё, Расул Джафариён, Хуччаталлах Джудаки, Абдулхосейн Зарринкуб, Мухаммад Ирфон, Сайд Ахмад Касрави, Касиро Ахмад Ризо, Кодири Хотам, Мухаммад Али Челунгар, Абулкосими Поянда, Мухаммадризо Ноджи1 и др. Для нашего исследования определённый интерес представляют многочисленные работы и переводы иранских исследователей, таких как Аликабар Вилаяти, Абулкасым Поянда, Абулкасым Иджтихади, Мухаммадхусайн Ардуш, Шукруллах Хокранд и др.
Ко второй группе относятся труды таджикских ученых-историков Гафурова Б.Г., Негматова H.H., Мухтарова С., Мукимова Р., Джалилова А.,
1 Пирние Хасан Ирони бостон (Древний Иран), Изд Амири Кабир, Тегеран, 1306, Джафариён Расул Таърихи тахаввули давлат ва хилофат (История образование и становление халифата) -Тегеран, 1382, Джудаки Хуччаталлах. Даалати Аббосиен (Государство Аббасидов), Кум, 1481, Зарринкуб Абдулхосейн, Таърихи Ирон дар давраи Ислом (История Ирана в исламской эпохи), Изд. Амири Кабир, Тегеран, 1389, Ирфон, Мухаммад, Сарзамини Хилофатхои Шарки (Территории Восточного Халифата), Изд Амири Кабир, Тегеран, 1338, Касрави Сайд Ахмад, Корномаи Ардашери Бобакон (Исторические подвиги Ардашера Бобакана), Шамс, Тегеран, 1318, Касиро Ахмад Ризо Торихи Хилофата Аббоси (История Аббасидских халифов), Изд Самт, Тегеран, 1378, Кодири Хотам Андешахои сиеси дар Ислом ва Ирон (Политические взгляды в учениях Ислама и Ирана), Изд Самт, Тегеран, 1380, Мухаммад Али Челунгар, Заминахои пайдоиши хилофати Фотимиен (Основы появлении Фатимидских халифов), Кум, 1381, Поянда Абулкосим Мурурдж-аз-захаб, Зиндагиномаи Масъуди (Мурудж-аз-захаб, Жизнеописание Масуди), Тегеран - 1369, Мухаммадризо Ноджи Исламская цивилизация на территории Саманидов -Тегеран, 1386, Перевод на кириллицу Исламская цивилизация на территории Саманидов Перевод Л Бойматов Редактор С Муллоджанов -Душанбе, 2011
2 Вилояти Алиакбар «Фарханг ва тамаддуни исломи» (Исламская культура и цивилизация), Стратегический центр планирования и издания, Издательство «Дафтари нашри маориф», Кум - 1384, Масуди Абулхасан Али ибн Хусейн «Мурудж-аз-захаб ва маодин-ал-джавхар», перевод с арабского Абулкосим Поянда, Издательство «Ширкати интишороти илмию фарханги» - Т I, Тегеран - 1387, Хити ФХ Таърихи араб (История арабов) Перевод А Поянда -Тегеран, 1380, Мухаммадхусайн Ардуш Тааммуле бар масъалаи вахдати исломй аз дер боз то дируз (Взгляд на исламское единство от начало до вчера) -Тегеран, 1380, Абулкосим Ичтиходй «Баррасии вазъи моли ва молияи муслимин» (Рассмотрение финансового положения мусульман) Издательство «Суруш», Тегеран, 1363, Хасан Иброхим Хасан, «Исломи сиеси» (Политический Ислам), перевод Абулкосим Поянда, Издательство «Джовидон», Тегеран, 1360, Хокранд Шукруллох «Иллатхои шаклгирии хаворидж» Издательство «Созмони таблиготи исломи», Тегеран, 1372 и др
Гоибова Г., Амиршахи Н., Хакназарова А., Муллоджанова С1, и других, которые рассматривали историю Мавераннахра, Хорасана и Багдадского халифата в 1Х-Х веках, касаясь в основном политических, социально-экономических и культурных аспектов, а также их взаимоотношения с соседними государствами. Отдельные авторы использовали лишь некоторые источники, непосредственно касающихся разрабатываемой ими проблемы, поскольку многие работы в то время были не доступны широкому кругу ученых, неопубликованы или же известны лишь в извлечениях.
Важные сведения по исследуемой теме имеются в сборнике статей, изданного в честь 1100-летия образования государства Саманидов.2 В него включены статьи ведущих историков Таджикистана, в которых рассматриваются культурные, религиозные, цивилизационные процессы в период Саманидов, а также философия, право, наука, искусство и литература того времени. Особое внимание в статьях уделено возрождению крестьянства, гончарного дела и торговли, распространению чеканки монет, содержащих религиозные и коранические надписи. Речь также идет о золотых и серебряных монетах с названиями дирхам, динар и фильс/дирхам, которые были распространены в таких городах, как Самарканд, Чач, Бухара, Хорасан, Балх, Нишапур, которые использовались во взаимоотношениях народов этих регионов с Багдадским халифатом.
К третьей группе относятся труды русских востоковедов и ученых-историков, среди которых следует назвать Бартольда В.В., Бейлиса В.М., Беляева В.И., Большакова О.Г., Воронину В.Л., Хмельницкого С.Г.,
'Гафуров Б Г Таджики Древнейшая, древняя и средневековая история Душанбе Ирфон, 1998, Негматов НН Государство Саманидов Душанбе Ирфон, 1977, Мухтаров С , Саманиден замон ва макон, Душанбе «Ирфон», 2014, Джалилов А Борьба народов Средней Азии против арабских завоевателей // История таджикского народа - Том 2, -М «Наука», 1964, Гоибов Г Ранние походы арабов в Среднюю Азию -Душанбе, 1989, Амиршохи Н Давлатдории точикон дар асрхои 1Х-Х1V - Душанбе - 1999, Хакназаров А Освободительная борьба таджикского народа против Арабского халифата - Душанбе, 2007 Муллоджанов С «Та'рих-и Масуди» Абулфазла Байхаки как источник по изучению государственного устройства Газневидов Автореф кандидатской дисс Душанбе, 2000, Его же «Таърихи Масъудй»-и Абулфазли Байхакй муруре пиромуни сохтори идорию русумоти дербори Газнавиен Душанбе, 2014, Мукимов РС, Мамаджанова С М Зодчество Таджикистана - Душанбе Маориф, 1990, Амиршохи Н Давлатдории точикон дар асрвди 1Х-Х1V - Душанбе - 1999,
2 Саманиден ва эхеи тамаддуни форсии точики (Саманиды и возрождение персидско-таджикской цивилизации) (Сборник статьей), Душанбе, 1998
Фильштинского И.М., Б.Н., Калинина Т.М., Ковалевского А.П., Крачковского И.Ю., Левицкого Т., Микульского Д.М., Семенова Л.А., Соловьева B.C.1 и др.
В советской историографии начало глубокого научного изучения истории исламского периода на основе критического анализа источников положил академик В.В. Бартольд. Продолжили его исследования видные советские востоковеды: Бертельс Е.Э., Брагинский И.С., Больдырев А.Н. Большаков О.Г., Беляев Е.А. Колесников А.И., Смирнова О.И., Полосин
о
В.В., Якубовский А.Ю. и др.
Историки советского периода - Акимушкин О.Ф. и Гразневич П.А.3, посвятили свои исследования истории Багдадского Халифата, выяснив роль и значение культурных традиций персов-таджиков в формировании и развитии мусульманской цивилизации. Большаков О.Г., Колесников А. И. создали произведения посвященные образованию Арабского халифата и ранним походам арабов в Иран. Большую помощь нам оказала работа
1 Бартольд В..В. Эпоха Омейядов по новым исследованиям // Сочинения. Т. VI. Работы по истории ислама и Багдадского халифата. М., 1966. С. 532-536; Бейлис В.М. Ал-Мас'уди о русско-византийских отношениях в 50-х годах X в. // Международные связи России до XVII в. М., 1961. С. 21-31; Большаков О..Г. История Халифата. Ислам в Аравии (570 — 633) - М., 1989; Он же. Средневековый арабский город // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. С. 156 — 214; Воронина В. Л. Конструкции и художественный образ в архитектуре Востока. - М., 1977; Хмельницкий С. Г. Между арабами и тюрками -Рига, 1992; Он же. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии 1Х-начала XIII вв. - Часть первая - Берлин-Рига, 1996; Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750-1517). -М., «Муравей», 2001. Калинина Т.М. Ал-Мас'уди о тюрках // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий; Сборник научных трудов. Омск, 1998. С. 54 — 58; Ковалевский А.П. Аль-Масуди о славянских языческих храмах // Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений. М., 1973. С. 80-86; Крачковский И.Ю. Арабские географы и путешественники//Известия Государственного Географического Общества. Л. — М., 1937, т. ЬХ1Х, вып. 5. С. 738-765; Левицкий Т. Малоизвестный западнославянский народ по описаниям ал- Масуди // Ближний и Средний Восток. М., 1962. С. 29-33; Микульский Д.В. Арабский Геродот. М., 1998, Семенова Л.А. Из известий Масуди о Кавказе // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. Часть 2. М., 1969.С. 312-315.
2
Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана \X-XV веков (Слово, изображение). М.: "Восточная литература" РАН, 1997; Брагинский И.С. Из истории персидско-таджикской литературы. М.: Наука, 1972. 524с.; Больдирев А.Н. Персидская литература (Сказки и мифы народов Востока). М.: Наука, 1981. — 272 е.; Большаков О.Г. История Халифата. Апогей и падение арабского Халифата (695-750), М.: Восточная литература, 2010, 367с.; Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 283с.; Смирнова О.И. Очерки из истории Согда, М.: Наука, 1970, 287с.; Полосин В.В. 'Фихрист' Ибн ан-Надима как историко-культурный памятник X века. М., Наука, 1989.; Якубовский А. Ю. Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X—XV вв. Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Изд. ИВ АН СССР, Л., 1933.
3 Акимушкин О.Ф. Средневековый Иран. Культура, история, филология. (Восток - Общество, культура, религия) - 2004; Грязневич П. А. Материалы из истории арабов в средних веков. М.: Наука, 1973.
Колесникова А.И., в которой впервые прослеживается вопрос
добровольного обращения персов в ислам и их роль в его распространении. Это понимание имеет большое значение для опровержения несостоятельности выводов о том, что якобы все персы были обращены в ислам насильно. Об этом пишут ряд исследователей арабских завоеваний. Мы же исходим из понимания того, что именно ислам как религия и политическая теория объединила иранцев-мусульман в единый народ против несправедливости мусульман-бедуинов по отношению к другим неарабским народам.
К четвертой группе относятся научные работы западноевропейских ученых, которые также занимались изучением истории Мавераннахра, Хорасана и Багдадского халифата 1Х-Х веков. В числе этих исследователей можно назвать труды Эрбело, Казна К., Босворта К.Э., Лэмбтона Э., Райса М., Витфогела К., Санауллаха 3., Кеймена М.А., Клауснера К.Л., Мухаммад Нозим, Модлунга В., Карла Витфодела, Ричарда Фрай, Турана О., Шпулера Б., Дафтари Ф.1 и др.
Следует отметить, что проблема изучения отдельных периодов истории Мавераннахра и Хорасана и их взаимоотношения с сопредельными странами, в том числе и с Багдадом, давно привлекала внимание зарубежных
1 Де Эрбело Восточная библиотека M , 1987, Kahen К The Historiography of the Saldjuqid Period HME -L, 1962, Bosworth С E The Titulature of the early Chaznavids // The Medieval History of Iran, Afghanistan and Central Asia -London Variorum peprints, 1977 -P 210-233, Bosworth С E Chazna//Encyclopaedia of islam -Vol II -Leiden Brill, 1965 -P 1048-1050, Bosworth CE The Ghaznavids, their empire in Afghanistan and Eastern Iran 994-1040 -Edinburgh, 1963 , Lambton А К S The administration of Sanjar's Empire as Illustrated in the «Atabat al-Kataba» // BSOAS Vol XX, 1957 , Nazim Muhammad The life and Time of Sultan Mahmud of Ghazna -London Cambridge university press, 1931 , Khan Ghulam Mostafa A History of Bahramshahof Ghaznin // Islamic Culture 23 (1949) -P 62-91 & 199-233 , Rice Tamara Talbot The Seljuks in Asia Minor -London Thames and Hudson, 1961 , Wittfogel Karl A Oriental Despotism -New Haven Yale university press, 1959 , Bosworth С E The Titulature of the early Chaznavids // The Medieval History of Iran, Afghanistan and Central Asia -London Variorum peprints, 1977,-P 210-233, Bosworth С E Chazna//Encyclopaedia of islam -Vol II -Leiden Brill, 1965 -P 1048-1050, Bosworth С E The Ghaznavids, their empire in Afghanistan and Eastern Iran 994-1040 -Edinburgh, 1963 , Lambton A K S The administration of Sanjar's Empire as Illustrated in the «Atabat al-Kataba» // BSOAS Vol XX, 1957 , Nazim Muhammad The life and Time of Sultan Mahmud of Ghazna -London Cambridge university press, 1931 , Фрай Ричард «Таърихи Эрон аз Сосониен то фурупошии Салджукиен ва таърихи сиесии Эрон дар давраи Саманиден» (История Ирана с начала эпохи Сасанидов до конца правления Сельджукидов и политическая история Ирана в период правления Саманидов), перевод Хасани Ануша, Издательство «Амири Кабир», Тегеран, 1373, Модлунг Волфред Хазрати Мухаммад (с) (Посланник Мухаммад (м), группа переводчиков, Мешхед, 1377, Шпулер Б Таърихи Эрон дар ду карни нахустини исломи (История Ирана в первых веках ислама) Т 1 Перевод Марям Мирахмади -Тегеран, 1386 Т 1 , Дафтари Ф Краткая история исма'илизма Традиции мусульманской общины Пер с англ Л Р Додихудовой, Л H Додихудоевой M , «Ладомир», 2003
авторов, посвятившие этой проблеме немало работ. Историографические обзоры трудов по этой проблеме не раз публиковались в общих и специальных работах этих историков.
Таким образом, не умоляя того огромного вклада, который внесли известные ученые-востоковеды Ирана, России, бывшего Советского Союза, современных таджикских и европейских историков необходимо отметить, что ни одна из выше приведенных работ не раскрывает в достаточной степени те вопросы, которые исследованы в данной диссертации.
Автор впервые изучив и обобщив изданные работы, многочисленные источники персоязычных и арабских авторов, комплексно исследует проблемы взаимоотношений Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном в IX-X вв.
Источниковая база исследования. По содержанию и своей значимости письменные источники можно разделить на следующие группы:
1) исторические сочинения таджикско-персидских авторов: Наиболее ранние упоминания раннего исламского периода мы встречаем в сообщениях персидских и таджикских ученых, путешественников, историков, библиографов, в трудах которых упоминаются источники исследуемого нами периода.1 К ним следует отнести, например, таджикского историка Мухаммада Наршахи (899-959гг.), который в своей книге «Таърихи Бухоро» («История Бухары») пишет о политическом, социально-экономическом и культурном положении столицы Саманидского государства в исследуемый период;
2) исторические сочинения арабских авторов, которые дают ценные сведения относительно состояния взаимоотношений народов Мавераннахра
'фаришта, Мухаммадкасим ибн Гуломали Хиндушах Астарабади. Та'рихи Фаришта. (Индия) Лакнау (без указ. года изд.).; Бади', Мунтаджаб ад-Дин. Китаб 'атабату-л-катаба (Ступени соверошенствования катибов) /Под ред. Мухаммада Казвини и Аббаса Икбала. - Тегеран: Ширкати саххомии чоп, 1329.; Сабити, Сайид Али Муайид. Аснод ва номахои та'рихи аз авоили даврахои исломи то авохири ахди шох Исмоили Сафави (Официальные документы и исторические послания с начала возникновения ислама до конца правления шаха Исмаила Сафави) Тегеран: Китобхонаи Тахури, 1346.; Низами Арузии Самарканда, Ахмад ибн Умар ибн Али. Чахор макола (Четыре статьи) / Под ред. Мухаммада Му'ина. Тегеран, 1331-1333 (1955-1957).
и Хорасана с Багдадским халифатом, а также описание религиозной культуры, развития светских наук, состояния массовой культуры, обычаев, а также особенностей развития народных промыслов1 и т.д.
Следует отметить, что до нынешнего времени в сокровищнице народов Востока сохранились тысячи биографий политических и религиозных деятелей, ученых, поэтов, прозаиков, мудрецов арабо-мусульманского мира. Упоминания о жизни народов Мавераннахра и Хорасана в период правления Багдадского халифата содержатся во многих арабо-мусульманских исторических сочинениях, в том числе в библиографическом своде известного ученого и летописца X в. Ибн ан-Надима «Фихрист», ученого XI в. ан-Наджаши, андалузского автора Ибн Хазма, а также ас-Субки и аз-Захаби, в «Мукаддиме» Ибн Халдуна и др.
При этом, следует охарактеризовать труды арабского автора ал-Масуди. Абу-л-Хасан Али ал-Хусейн ал-Масуди был одним из талантливых и знаменитых летописцев своего времени. В историографии всеобщей истории ал-Масуди упоминается как выдающий историк и писатель, талантливый географ и известный ученый. Особенно его книга «Мурудж-аз-захаб ва ма'адин ал^джаухар» («Золотые копи и россыпи самоцветов»), которая относится к числу универсальных памятников общемирового значения, играет важную роль в изучение истории народов Востока.
1 Ахмади Миёнахи Али, «Макотиб ал-Расул» (Школа посланника Бога), Издательство «Ёсин», Кум -1363; Мунтазири Коим Аскар. «Таърихи ислом аз огоз то соли 40-уми хиджри» (История Ислама сначала до 40-х годов хиджри), Издательство «Донигохи Исфахон» и издательство «Самт», Тегеран - 1386; Ибн Абилхадид «Шарх нахдж-ал-балога», Ибн Исхок Мухаммад, «ас-Сайр ва-л-макози», Ибн Абилджадид, «Шарх нахдж-ал-балога», Издательство «Мактабат оят-ул-узмо Маръашии Наджафи», Кум - 1404, Ибн Исхок Мухаммад, «ас-Сайр ва-л-макози», Исследование Сухайла Зуккора, Издательство «Дор-ул-фикр», Бейрут, 1398, Ибн Аъзам Куфи, Ахмад ибн Мухаммад, «ал-Футух», (О победе), Издательство «Доринудват-ул-джадида», Бейрут - 1395; Ибн Халдун Абдуррахмон ибн Мухаммад, «ал-Мукадима», Издательство «Муассисат-ул-аълами лил матбуот», Бейрут - 1355; Динавари ибн Йатиба, «ал-Имомат ва-с-сиёсат», Издательство «Матбаати Мустафо ал-Боби ал-Халаби», Египет- 1388; Ибн Аъсам Куфи Ахмад ибн Мухаммад, «ал-Фугух» (О победе), Ибн ал-Асир, «ал-Комил фи таърих», Ибн ал-Асир, «Усул кобат фи маърифат ил сахобат», Ибн ал-Ибри, «Таърихи мугасар-ул-аввал», Ибн Буккор Зубайр, «ал-Ахбор-ул-муваффакиёт», Ибн Халдун Абдуррахмон ибн Мухаммад, «ал-Мукадима», Динавари ибн Катиба, «ал-Маориф», (О просвещении), Динавари ибн Катиба, «ал-Имомат ва-с-сиёсат», Ибни Касир Исмоил. «ал-Сират ал-набавия», Ибн Калби Хишом ибни Мухаммад. «Маджмхарат ансаб», Аскофи Абу Джафар Мухаммад ибн Абдуллох. «ал-Меъёр ал-мувозина», Багдади Абубакр Ахмад ибн Али Хатиб, «Таърихи Багдод» (История Багдада), Балозари Ахмад ибн Яхё ибн Джобир «Ансоб ал-ашроф»; Беруни Абурайхан «Осор ул-бокия».
Современник ал-Масуди, автор многотомного собрания биографий арабо-мусульманских поэтов «Книга песен» Абу-л-Фарадж ал-Исфахани, описавший в своем труде легенду об отце Исхака Ибрахиме ал-Маусили, пишет, что он, наверное, сам все это сочинил, для того чтобы поднять свой престиж в глазах ценителей поэзии и музыки.1
Первым арабо-мусульманским автором, который систематизировал генеалогические сведения и племенные предания, был Мухаммад ал-Калби. Собрания ал-Калби дополнил и записал его сын Хишам. Подобные родословные своды родословий составляли и другие авторы, например, Абу Йакзан ан-Нассаба. Позже среди специалистов в области генеалогии выдвинулись ал-Хайсам ибн Ади и Мусаб аз-Зубайри. Наряду с трудами ал-Мадайини одной из первых попыток создания целостного повествования по истории мусульманской общины, возможно, было сочинение ал-Хайсама ибн Ади Китабат-та'рих ала-с-синин («Погодная книга истории»)2.
Записки арабского путешественника первой половины X века Ахмад ибн Фадлан считается одним из оригинальных источников по истории взаимоотношенией Аббасидского халифата с Саманидским государством. Автор в 921—922 годах в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Бухару и Волжскую Булгарию. В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путевых заметок, оставил уникальные сведения о быте и нравах, политических и социальных отношений таких народов, как огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Помимо задачи упрочения ислама в странах Восточной Европы, аббасидский халиф рассчитывал усилить свое политическое влияние в регионе и получить от союза с Волжской Булгарией большие торговые привилегии.3.
'Тарих Багдад ау Мадинат ас-Салам ли-л-хафиз Аби Бакр Ахмад ибн 'Али ал-Хатиб ал-Багдади. Т. I — XIV. Каир — Багдад, 1931. С. 219.
2 Микульский Д.В. «Золотые копы...» ал-Масуди и их место в арабо-мусульманской словесности, М. 2004. С.31.
3 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фазлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харков, 1956. 345с.
Для освещения уровня развития социальной и духовной культуры автором были привлечены и другие источники, также как актовые документы, мемуары путешественников, послов, купцов и т.д. Только тщательный анализ и комплексное изучение исторических источников позволили диссертанту достичь поставленной цели. Автор диссертации убедился, что необходим учет предметов материальной культуры, сведений о развитии духовной жизни, массовой культуры и народных промыслов, а также унификация существующих в исторической литературе разнообразных толкований значения терминов и названий предметов и понятий. Большое количество необходимых нам фрагментарных сведений было получено в литературных, географических, научных и даже в поэтических произведениях.
Объектом настоящего диссертационного исследования является история взаимоотношения Багдадского халифата с Мавераннахром и Хорасаном на основе анализа исторических источников персоязычных и арабских авторов.
Предметом исследования является изучение и исследование исторических процессов, происходивших в политических, социально-экономических, культурных и научно-образовательных взаимосвязях Хорасана и Мавераннахра с Багдадским халифатом в изучаемый период.
Цель исследования. С учетом особенностей избранной проблемы, степени ее изученности и значимости автор определил следующую цель: проанализировать и обобщить особенности политических, военных, социальных, экономических и культурных взаимоотношений Хорасана и Мавераннахра с Багдадским халифатом на основе исторических сочинений таджикско-персидских и арабских авторов.
В соответствии с этой целью автор наметил следующие задачи: - показать политическое, социальное, экономическое и научно-культурное положение Хорасана и Мавераннахра 1Х-Х веков на основе исторических трудов таджикско-персидских и арабских авторов;
осветить исторические корни, социально-экономические предпосылки, политические факторы способствующих налаживание взаимоотношение Багдада с Бухарой;
провести анализ событий, приведших к осложнениям во внутриполитической жизни Хорасана и Мавераннахра в IX-X вв.;
- сравнить точки зрения арабских авторов с научными взглядами других историков и летописцев того периода о народах Мавераннахра и Хорасана;
- рассмотреть особенности взаимоотношений Мавераннахра и Хорасана с Багдадским халифатом;
Похожие диссертационные работы по специальности «История международных отношений и внешней политики», 07.00.15 шифр ВАК
Градостроительство Мавераннахра и Хорасана в IX - начала XIII вв.2014 год, кандидат наук Сахеби Базаз Мансурех Мохаммадхосейн
Этнорелигиозные и этнокультурные процессы принятия ислама в Центральной Азии: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Гуломов, Тоджиддин Мирзоалиевич
Государство Саманидов в историографии Таджикистана в конце ХХ - начале XXI веков2024 год, кандидат наук Камолова Гулбахор Насрединовна
Газневидо-сельджукидские отношения в XI-XII вв.2011 год, кандидат исторических наук Нажотова, Нигина Баротовна
Центральная Азия накануне и в период монгольского нашествия: 1201-1223 гг.2010 год, доктор исторических наук Давлатов Муллошо
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шадеман, Масуд Мохаммадхосейн, 2015 год
Список использованной литературы
а) Литературы на персидском языке:
1.Алиакбар Вилояти. «Фарханг ва тамаддуни исломи», (Исламская культура и цивилизация), Стратегический центр планирования и издания, Издательство «Дафтари нашри маориф», Кум - 1384г., 280-С.
2. Абулхасан ал-Масуди Али ибн Хусен, «Мурудж-аз-захаб ва маодин-ал-джавхар», перевод с арабского Абулкосим Поянда, Издательство «Ширкати интишороти илмию фарханги», Том первый, Тегеран - 1387г., 785-С.
3. Абулхасан ал-Масуди Али ибн Хусен, «Мурудж-аз-захаб ва маодин-ал-джавхар», перевод Абулкосим Поянда, Издательство «Ширкати интишороти илмию фарханги», том второй, Тегеран - 1387г., 923-С.
4. Ахмади Миёнахи Али, «Макотиб ал-Расул», (Школа посланника Бога), Издательство «Ёсин», Кум - 1363г.
5. Калкашанди, «Субх-ал-аъшо фи саноат-ил-иншо», том первый, Издательство «Дор-ул илм», Бейрут, 470-С.
6. Кодири Хотам. «Андешахои сиёси дар ислом ва Эрон», (Политические мысли в Исламе и Иране), Издательство «Самт», Тегеран -1380г.
7. Мунтазири Коим Аскар. «Таърихи ислом аз огоз то соли 40-уми хиджри», (История Ислам с начало до 40-х хиджринских годов), Издательство «Донигохи Исфахон» и издательство «Самт», Тегеран - 1386г. 406-С.
8. Орбри О. Дж., Бертолид Шпулер и др., «Таърихи ислом ва Кембридж», (История Ислама и Кембриджа), Под редакции П.М. Хулта и Ламбтуна, перевод Ахмади Ором, Издательство «Амир Кабир», Тегеран -1377г.
9. Ибн Абилджадид, «Шарх нахдж-ал-балога», Издательство «Мактабат оят-ул-узмо Маръашии Наджафи», Кум - 1404г., 570-С.
10. Ибн Исхок Мухаммад, «ас-Сайр ва-л-макози», Иследование Сухайла Зуккора, Издательство «Дор-ул-фикр», Бейрут - 1398г., 540-С.
11. Ибн Аъзам Куфи, Ахмад ибн Мухаммад, «ал-Футух», (О победе), Издательство «Доринудват-ул-джадида», Бейрут - 1395г., 830-С.
12. Ибн ал-Асир, «ал-Комил фи таърих», Издательство «Дор-ул-фикр», Бейрут - 1398г., 583-С.
13. Ибн Халдун Абдуррахмон ибн Мухаммад, «ал-Мукадима», Издательство «Муассисат-ул-аълами лил матбуот», Бейрут - 1355г.
14. Динавари ибн Катиба, «ал-Имомат ва-с-сиёсат», Издательство «Матбаати Мустафо ал-Боби ал-Халаби», Египет- 1388г., 730-С.
15. Ибни Касир Исмоил. ал-Сират ал-набавия. Таьькики Мустафо Абдулвон>ид. -Бейрут: Интишороти Дор-ал-роид-ал-араб'1. 1407 к. сан».252.
16. Шпулер Бертоллид, «Таърихи Эрон дар карнхои нахустини исломи», (История Ирана в начале распростронения Ислама), перевод Мухаммадджавод Фалотури, Издательство «Илм ва фарханг», Тегеран -1373г., 430-С.
17. Исфахони Абулфарадж, «Макот-ал-толибиин», исследование Ахмад Сакар, Издательство «Маншурот-ил-аълами лил матбуот», Бейрут -1408г., 270-С.
18. Багдади Абубакр Ахмад ибн Али Хатиб, «Таърихи Багдод», (История Багдада», Издательство «Матбаат-ал-саодат», Багдад - 1349г., 730-С.
19. Беруни Абурайхан, «Осор ул-бокия», Исследование Эдуарда Захарова, Издательство «Матбаат-ул хоро су витис», Лай-пизик - 1923г., 420-С.
20. Джафариён Расул, «Осори исломии Макка ва Мадина», (Исламские произведения пра Мекке и Медине), Издательство «Машъар», Тегеран- 1382г., 600-С.
21. Хитги Флипп, «Таърихи Араб», (История Арабов), перевод Абулкосим Поянда, Издательство «Огох», Тегеран - 1366г., 700-С.
22. Хасан Иброхим Хасан, «Исломи сиёси», (политический Ислам), перевод Абулкосим Поянда, Издательство «Джовидон», Тегеран - 1360г., 670-С.
23. Динавари Абуханифа. «Ахбор ал-тевол», перевод Махмуд Мадждави Домхони, Издательство «Най», Тегеран - 1364г. 680-С.
24. Табари Мухамад ибн Джарир, «Таърихи Табари», (История Табари), Бейрут-1411-1417г. 21 том.
25. Али ибн Абутолиб, «Нахдж-ул-балога», перевод Мухаммад Дашти, Издательство «Машрикайн», Кум -1379г., 950-С.
26. Фрай Ричард, «Таърихи Эрон аз Сосониён то фурупошии Салджукиён ва таърихи сиёсии Эрон дар давраи Саманидён», (История Ирана с начало эпохи Сосонидов до конца правления Сельджукидов и политическая история Ирана в период правления Саманидов), перевод Хасани Ануша, Издательство «Амири Кабир», Тегеран - 1373г. 517-С.
27. ал-Масуди Абулхасан Али ибн Хусайн, «ал-Танбех вал-ашроф», (Наказание чиновников), перевод Аблукосим Поянда, Тегеран - 1365г.
б) Литературы на русском, английском и таджикском языках:
28. Китаб ал-'икд ал-фарид. Та'лиф Аби 'Осман Ахмад ибн Мухаммад ибн 'Абд Раббихи ал-Андалуси. Т. I — VII. Каир 1953 — 1965. (Репринт).
29. Сахих Муслим. Т. I — VIII. Каир, б. г.
30. Ал-Фихрист ли Ибн ан-Надим. Каир, 1348 (1929/30).
31. Шарх диван Аби-л-' Атахийа. Бейрут, 1969.
32. Шарх диван Аби Таммам дабатаху ва шарахаху ал-адиб Шахин Атиййа. Бейрут, 1992.
33. Ахмад ибн Маджид. Книга польз об основах и правилах морской науки. Критический текст, перевод, комментарий и указатели Т.А. Шумовского. М., 1985.
34. Аль-Бируни, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед. Собрания сведений для познания драгоценностей. Пер. A.M. Беленицкого. Л., 1963.
35. Благоуханный сад для духовных услад ученейшего шейха Сиди Мухаммада ибн Мухаммада ан-Нафзави. Перевод и послесловие Д. Микульского. М„ 1997.
36. Аль-Джахиз, Абу Осман Али ибн Бахр. Книга о скупых. Китаб аль-бухала. Перевод с арабского, предисловие и примечания проф. Х.К.1. Баранова. М., 1965.
37. Ас-Саби, Хилал. Установления и обычаи двора халифов (Русум Дар ал-хилафа). Перевод с арабского, предисловие и примечания И.Б. Михайловой. М., 1983.
38. Аш-Шахрастани, Мухаммад ибн 'Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Часть I. Ислам. Перевод с арабского, введение и комментарий -С.М.Прозорова. М., 1984.
в) источники на русском языке:
39. Исследования и справочники на русском, украинском и арабскомязыках. 'Али, Джавад. Маварид та'рих ал-Мас'уди // Sumer. Baghdad, 1964,2791. XX, N 1—2, p. 1—48.
40. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. Составил проф. Х.К. Баранов. Издание четвертое, стереотипное (в двух книгах). М., 1970.
41. Бартольд В.В. Арабские известия о русах // Советское востоковедение. Л., 1940, N1, -С. 15—50.
42. Бартольд В.В. Эпоха Омейядов по новым исследованиям // Академик Бартольд В.В. Сочинения. Т. VI. Работы по истории ислама и Багдадского халифата. М., 1966, -С. 532 — 536.
43. Бейлис В.М. Ал-Мас'уди о русско-византийских отношениях в 50-х годах X в. // Международные связи России до XVII в. М., 1961, -С. 21 — 31.
44. Бейлис В.М. Представления о цивилизациях древности и раннего средневековья в системе исторических знаний ал-Йакуби и ал-Масуди //
Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. М., 1994, -С. 33 — 54.
45. Бейлис В.М. Сведения о Черном море в сочинениях арабских географов IX—X вв. // Ближний и Средний Восток. М., 1962, -С. 21 — 28.
46. Бейлис В.М. Сочинения ал-Мас'уди как источник по истории Восточной Европы. Диссертация, кандидата исторических наук. М., 1963.
47. Беляев В.И. Арабские источники по истории туркмен и Туркмении // Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1. М. — Л., 1939, -С. 12 — 40.
48. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье. Второе издание. М., 1966.
49. Большаков О.Г. История Халифата I. Ислам в Аравии. 570 — 633. М., 1989.
50. Большаков О.Г. История Халифата. II. Эпоха великих завоеваний. 633 —656. М., 1993.
51. Большаков О.Г. История Халифата. III. Между двух гражданских войн. 656 — 696. М„ 1998.
52. Большаков О.Г. Средневековый арабский город // Очерки истории арабской культуры V — XV в.в. М., 1982. -С. 156 — 214.
53. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII — середина ХП1 в. М., 1984.
54. Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. М., 1971.
55. Большая Советская Энциклопедия. Издание третье. Т. 1 — 30. М., 1970—1978.
56. Брун Ф.И. Кто были четыре тюркские племени, которые разбили, по свидетельству ал-Масуди, греков в 934 г. под стенами Валендара, и где находился этот город? // Труды IV археологического съезда России. Т.1. Казань, 1884, -С. 255 — 283.
57. Буссе Г. Возрождение персидской монархии при Бундах // Мусульманский мир. 950— 1150. М., 1981, -С. 66 — 88.
58. Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Аморейской династии. СПб., 1900.
59. Всеобщая история литературы. Под редакцией В.Корша и А.Кирпичникова. Т. II. СПб., 1888.
60. Гаркави А .Я. Неизданное свидетельство ал-Масуди о походе русских на Цареград // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1872, ч. 160, N4, апрель, -С. 220 — 236.
61. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). Собрал, перевел и объяснил А.Я.Гаркави. СПб., 1870.
62. Гиргас В.Ф., Розен В.Р.. Арабская хрестоматия. Составили Экстраорд. профессор В.Ф. Гиргас и Доцент Барон В.Р. Розен. В 2-х томах. Вып. 1—2. СПб., 1875, 1876.
63. Гибб Х.А.Р. Арабская литература (классический период). М.,
1960.
64. Гранде Б.М. Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении. М., 1963.
65. Григорьев В.В. О древних походах русов на Восток // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1835, ч. V, N1, -С. 229 — 287.
66. Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам. Очерк истории. 600 — 1258. М„ 1986.
67. Грюнебаум фон Г.Э. "Рисала фи-л-'ишк" Ибн Сины и куртуазная любовь // Арабская средневековая культура и литература. Сборник статей зарубежных ученых. М., 1978, -С. 191 — 198.
68. Заходер Б.Н. Ибн Фадлан и ал-Мас'уди // Краткие сообщения Института востоковедения. М., 1960, вып. XXXVIII, -С. 15 •— 18.
69. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
70. Калинина Т.М. Ал-ал-Масуди о булгарах // Международные связи,282торговые пути и города Среднего Поволжья IX — X веков. Материалы международного симпозиума. Казань, 8—10 сентября 1998 г. Казань, 1999, -С. 13 —20.
71. Калинина Т.М. Ал-ал-Масуди о расселении русов // Восточная Европа в древности и средневековьи. М., 1978, -С. 16 — 22.
72. Калинина Т.М. Ал-Мас'уди о тюрках // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Сборник научных трудов. Омск, 1998, -С. 54 — 58.
73. Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX и X вв. по Р.Х. о Кавказе, Армении и Адербейджане // Сборник материалов для изучения местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1908, вып. 38, -С. 29 — 78.
74. Kappa де Во Б. Арабские географы. Перевод с арабского Ольги Крауш под редакцией И.Ю.Крачковского. Л., 1941.
75. Ковалевский А.П. Аль-ал-Масуди о славянских языческих храмах // Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений. М., 1973, -С. 80 — 86.
76. Ковалевский А.П. Славяне и их соседи по данным ал-Масуди // Там же: -С. 62 — 79.
77. Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. М.,
1999.
78. Коновалова И.Г. К вопросу об этнониме нукарда у ал-Мас'уди // Средневековая Русь. 2. М., 1999, -С. 4— 19.
79. Коновалова И.Г. Пути сообщений в Восточной Европе по данным средневековых арабо-мусульманских авторов // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти члена-корреспондента РАН Анатолия Петровича Новосельцева. М., 2000, -С. 126 — 133.
80. Крачковский И.Ю. Арабские географы и путешественники // Известия Государственного Географического Общества. Л. — М., 1937, т. LXIX, вып. 5, -С. 738 — 765.
81. Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной. Ч. I. М, 1914.
82. Крюков В.Г. Сведения арабских географов конца IX — первой половины X века о странах и народах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Автореферат диссертации, кандидата исторических наук. Л., 1987.
83. Куббель Л.Е. и Матвеев В.В.. Древние и средневековые источники по этнографии и истории народов Африки южнее Сахары. Арабские источники УП — X веков. Подготовка текстов и переводы Л.Е. Куббеля и В.В. Матвеева. М. — Л., 1960.
84. Левицкий Т. Малоизвестный западнославянский народ по описаниям ал- ал-Масуди // Ближний и Средний Восток. М., 1962, -С. 29 — 33.
85. Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. Под редакцией А.Д. Горского. Выпуск 1. Древнейшие народы и государства на территории СССР. М., 1985.
86. Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Т. I. Исследование. СПб., 1903. Православный Палестинский сборник. Т. XVII, вып. второй.
87. Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Приложение II (1). СПб., 1897. Православный Палестинский сборник. Т. XVII, вып. второй (2).
88. Мец А. Мусульманский Ренессан-С. М., 1973.
89. Микульский Д.В. Арабский Геродот. М., 1998.
90. Микульский Д.В. "Арабский Геродот" в гостях у кавказцев, булгар и русов // Исламский вестник. М, 1993, N3, -С. 18 — 20.
91. Микульский Д.В. Арабский Геродот у границ страны русов // Аль-Кодс. М„ 1993, N 12— 13, -С. 19.
92. Микульский Д.В. Варианты одного сюжета у ал-Масуди и Банделло // Проблемы арабской культуры. К 100-летию академика И.Ю. Крачковского. М., 1987, -С. 78—81.
93. Микульский Д.В. Две версии арабской народной "Повести об аз-Зире 'Алиме ал-Мухалхиле" // Бартольдовские чтения. М., 1993, -С. 34 — 36.
94. Микульский Д.В. Две версии биографии ал-Хаджжаджа б. Йусуфа (в Мурудж аз-захаб О ал-Мас'уди и Китаб ал-икд ал-фарид Ибн Абд Раббихи) // Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. М., 1997, -С. 84 — 138.
95. Микульский Д.В. "Золотые луга" ал-Масуди и арабоязычная историогроафическая традиция // Материалы для учебного процесса кафедры истории литератур Востока. М. Московский государственный университет. Институт стран Азии и Африки, 1980, -С. 67 — 73.
96. Микульский Д.В. История и легенды (ал-Масуди о шахматах) // Шахматы в СССР. М„ 1987, N 1, -С. 26.
97. Микульский Д. В. К вопросу о становлении жанра династийной хроники в арабской литературе IX — X веков // Древний и средневековый Восток. История, филология. М., 1983, -С. 190 — 214.
98. Микульский Д.В. "Книга завоевания Йемена" в арабской литературе // Байан ал-йаум ас-сакафи. (Марокко). 1991, N 22, -С. 12 — 14 (на арабском языке).
99. Микульский Д.В. Ал-ал-Масуди как ученый и человек // Мы и арабы. М., 1985, -С. 106 — 133 (на арабском языке).
100. Микульский Д.В. Проза ал-Масуди и арабская историографическая традиция. (К историко-литературной характеристике арабской историографии IX — X вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1981.
101. Микульский Д.В. Пророчества в арабо-мусульманских династийных хрониках // Бартольдовские чтения. М., 1990, -С. 50 — 51.
102. Микульский Д.В. Пророчества, опирающиеся на авторитет писаний, в арабо-мусульманских династийных хрониках II Православный Палестинский сборник, выпуск 31(94). М., 1992, -С. 134— 137.
103. Микульский Д.В. Сны и видения в арабо-мусульманских династийных хрониках II Ислам и народная культура. М., 1998, -С. 157 — 171.
104. Микульский Д.В. Сюжет о ларце-модели мироздания у ад-Динавари и ал-ал-Масуди// Восток. М., 1993, N6, -С. 9— 11.
105. Микульский Д.В. Сюжетные мотивы фольклорного происхождения в "Мурудж аз-захаб ва маадин ал-джаухар" ал-Масуди // Проблемы современной советской арабистики. Вып. II. Проблемы истории и филологии. Ереван, 1990, -С. 160-166.
106. Микульский Д.В. "Тот, кто видит меня во сне, воистину видит меня".286
107. Миллер Б.В. Конспект лекций по истории Персии. Ч. I. История древней (до-исламской) Персии, кончая завоеванием ее арабами. М., 1926.
108. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X — XI веков. М.,
1963.
109. Минорский В.Ф. Куда ездили древние русы? // Восточные источники по истории Юго-Восточной и Центральной Европы. Часть 1. Под редакцией А.-С. Тверитиновой. М., 1964, -С. 19 — 28.
110. Михайлова И.Б. Средневековый Багдад (некоторые аспекты социальной и политической истории города в середине X — середине XIII в.). М., 1990.
111. Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Маверранахр и Хорасан в 1X1. X вв.). Душанбе. 1977.
112. Нефедова Н.К. Куда ездили древние русы — в Андалусию или Анатолию? // Советское востоковедение. М., 1958, N 4, -С. 113 — 115.
113. Новосельцев А.П. Арабские источники об общественном строе восточных славян IX — первой половины X в. // Древнейшие государства
163
Восточной Европы. 1998 г. Памяти члена-корреспондента РАН Анатолия Петровича Новосельцева. М., 2000, -С. 400 — 404.
114. Пелла Ш. Вариации на тему адаба // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978, -С. 60 — 76.
115. Першиц А.И. Арабы Аравийского полуострова. М., 1958.
116. Петрушевский И.П. К истории маздакитов в эпоху господства ислама // Народы Азии и Африки. М„ 1970, N 5, -С. 71 — 81.
117. Пигулевская Н.В. и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. М„ 1958.
118. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
119. Семенова Л.А. Африка в освещении ал-Масуди. (О работах арабского историка) // Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР. М., 1961, вып 45, -С. 111 — 121.
120. Семенова Л.А. Из известий ал-Масуди о Кавказе // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. Часть 2. М„ 1969, -С. 312 —315.
121. Советская историческая энциклопедия. Т. I — XVI. М., 1961 —
1976.
122. Соловьев B.C. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. СПб, 1902. (Репринт).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.