Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Мильчарек, Наталья Александровна

  • Мильчарек, Наталья Александровна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2007, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 187
Мильчарек, Наталья Александровна. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Ярославль. 2007. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Мильчарек, Наталья Александровна

Специальность: 19.00.07-педагогическая психология

На правах рукописи

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Ю.П. Поваренков

Ярославль

Содержание

Введение.

Глава 1. Психологическая проблема структуры одаренности в сфере музыкального искусства.

1.1. Основные подходы к решению проблемы одаренности в психологии, понятие одаренности.

1.2. Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте развития психологического знания.

1.3. Структурные компоненты одаренности в сфере музыкального искусства.

1.4. Взаимосвязи между компонентами одаренности и условия их возникновения.

Выводы по I главе.

Глава 2. Эмпирическое исследование структуры одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста.

2.1. Методическое обеспечение исследования.

2.2. Репрезентация компонентов одаренности в сфере музыкального искусства и их взаимосвязей у детей школьного возраста.

2.3. Психологическое содержание компонента отношения к деятельности в структуре одаренности в сфере музыкального искусства у детей 8 - 16 лет.

2.4. Методические рекомендации по организации психолого-педагогической диагностики детей, одаренных в сфере музыкального искусства.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста»

Актуальность темы исследования определяется многочисленными трактовками одаренности, ее критериев, качественного своеобразия, механизмов порождения, развития и способов существования данного психологического феномена, а также поиском адекватных способов познания вышеобо-значенных элементов и управления ими.

В настоящее время вопросы обучения и воспитания одаренного ребенка становятся приоритетными в системе Российского образования: один за одним «появляются на свет» центры дополнительного образования, центры развития, школы искусств и масса других социальных институтов различной направленности - a priori, - для работы с одаренным ребенком. Именно здесь возникает вопрос, что понимать под одаренностью, какими критериями руководствоваться в определении этой «психологической особенности» ребенка, ее качественного своеобразия, структурной организации, то есть психологического содержания данного феномена. Содержание этого вопроса заключается в необходимости определения сущности одаренности, ее структуры, взаимосвязи составляющих ее компонентов. В аспекте данного исследования, проблема усиливается неопределенностью соотношения одаренности и музыкальных способностей. Традиционно, музыкальные способности выступали единственным критерием выявления одаренности в сфере музыки. Однако психолого-педагогическая практика взаимодействия с обучающимися по музыкальным специальностям демонстрирует, что высокий уровень успешности, динамики развития и достижений в сфере музыкального искусства наличествует далеко не только у детей с выраженными музыкальными способностями. Этот факт требует пересмотра традиционно сложившихся подходов к психологическому содержанию, структуре одаренности в сфере музыкального искусства.

Раскрытие психологического содержания одаренности является важнейшим в аспекте психолого-педагогической практики. В психологической науке до сих пор не сложилось единого подхода к пониманию одаренности и ее структуры, который позволил бы диагностировать ее и осуществлять психологическое сопровождение одаренных. Так, J1.J1. Гурова указывает на неопределенность качественных структурных характеристик одаренности, несмотря на разнообразие подходов к пониманию ее внутренней организации. Что же касается одаренности в сфере музыкального искусства, то до сих пор критерием в ее определении выступает степень сформированное™ музыкальных способностей, что, на наш взгляд, приводит к упрощению и односторонности в понимании данного психологического явления. В связи с этим, практическая актуальность исследования продиктована стремлением расширить рамки взаимосвязи «одаренность в сфере музыкального искусства - музыкальные способности» и выявить психологические факторы, оказывающие влияние на одаренность в сфере музыкального искусства как целостную систему.

Необходимость решения проблем, связанных с различными сторонами одаренности, ее сущностными характеристиками диктуется не только задачами социальной практики, но и складыванием новых типов (парадигм) науки, инициирующих переформулирование «старых» проблем в свете новых целей, задач и методологических возможностей познания. В соответствии с этим, возникает необходимость теоретического анализа компонентного состава одаренности в сфере музыкального искусства, выявления взаимосвязей между составляющими ее компонентами, а также их влияния на реализацию одаренности.

Изучение одаренности отражено в работах многих как отечественных, так и зарубежных ученых. Впервые понятие «одаренность», применяемое к особенностям развития когнитивной сферы ребенка, мы встречаем в работах отечественных исследователей А.П. Болтунова, A.A. Люблинской, А.И. Макарова. Необходимо сразу заметить, что исследования одаренности зачастую связывались с интеллектуальным развитием личности. Обусловлено это большой популярностью системы диагностики интеллектуального потенциала детей, разработанной А. Бине и, именно величина интеллектуального потенциала определяла степень одаренности (Э. Мейман, В. Штерн).

Работы М. Болдвина, Ф.Д. Брукса, А.И. Геетса, Ч.Г. Джедда, J1.M. Тер-мена, Ф. Фримена направлены на определение коэффициента одаренности, а также, на детерминированность одаренности наследственностью и различными средовыми условиями.

В ряде работ отечественных психологов феномен одаренности рассматривается как высокий уровень развития способностей, устанавливается взаимосвязь одаренности и возрастных особенностей ребенка, акцентируется внимание на видовой классификации одаренности (дифференциация общей и специальной одаренности): музыкальная, умственная, физическая и прочие (J1.A. Венгер, A.B. Запорожец, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и др.).

В виду появления исследований A.B. Брушлинского, J1.C. Выготского, Я.А. Пономарева, C.JI. Рубинштейна, П. Торренса акцент в рассматриваемом нами явлении сместился на критерий креативности, на роль творческих возможностей ребенка. В рамках гуманистического подхода креативность также выступает основанием в самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Дж. Рензулли предлагает трехкомпонентную модель одаренности, дополняя креативность приобщенностью к задаче (усердие, настойчивость) и высокоразвитыми способностями.

В настоящее время понятие «одаренность» анализируется как более широкое, многокомпонентное понятие, осуществляются попытки выйти за рамки определяющего фактора в развитии одаренности (Н.С. Аверина, A.M. Ма-тюшкин, К. Перлет, СЛ. Рубинштейн, К. Хеллер, Е. И. Щебланова и др.).

Объект исследования - одаренность в сфере музыкального искусства как психологический феномен.

Предмет исследования - психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства.

Гипотеза исследования заключается в совокупности следующих предположений:

1. Взаимосвязь одаренности в сфере музыкального искусства и высокой степени сформированности музыкальных способностей носит неоднозначных характер.

2. Успешность ребенка в музыкальной деятельности связана с взаимодействием всех компонентов структуры одаренности при ведущей роли компонента музыкальных способностей.

3. Реализация одаренности в сфере музыкального искусства обеспечивается компонентом умственных способностей, творческим компонентами, а также компонентом - специальных способностей (музыкальных) и отношения к деятельности.

4. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства отличает неоднородность проявления и сочетания (количественною и качественного) компонентов структуры. Реализация одаренности обусловлена действием механизма взаимодополняемости и компенсируемости компонентов, включенных в ее структуру.

Цель исследования - выявить психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у школьников 8-16 лет.

Задачи исследования:

1. Сопоставить и проанализировать ведущие подходы к определению как самого феномена одаренности (в том числе - музыкальной), так и ее структуры, для уточнения основных категорий исследования («одаренность в сфере музыкального искусства», «структура одаренности в сфере музыкального искусства», «отношение к деятельности»).

2. Выявить взаимосвязь одаренности со степенью сформированности музыкальных способностей и успешностью одаренных детей в музыкальной деятельности.

3. Раскрыть психологическое содержание компонента отношения к деятельности в структуре одаренности у детей школьного возраста.

4. Выявить взаимосвязи между компонентами структуры одаренности в сфере музыкального искусства у школьников 8-16 лет.

5. Разработать методические рекомендации для психолого-педагогического диагностирования детей, одаренных в музыке.

Методологическую основу проведенного исследования составляют: принципы культурно-исторической психологии JI.C. Выготского и В.П. Зин-ченко; общепсихологической теории деятельности А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского; принципы системогенетического подхода к становлению личности Ю.П. Поваренкова, В.Д. Шадрикова.

В работе использовались базовые теоретические положения по проблеме одаренности JI.C. Выготского, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, структурной организации одаренности Д.Б. Богоявленской, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна. В определении сущности музыкальной одаренности базовой методологической основой выступают исследования А.Р. Лурии, Б.М. Теилова.

Методы н методики эмпирического исследования.

Для реализации поставленных задач использовались известные психодиагностические методы и методики, а также методики, разработанные и апробированные соискателем.

Методы статистической обработки данных включали в себя: первичные описательные статистики, методы (параметрические и непараметрические) сравнения двух выборок, корреляционный анализ, факторный, кластерный, регрессионный анализ.

На первом этапе (2003-2005) изучалось состояние разработанности рассматриваемой проблемы в научной литературе. Результатом работы первого этапа исследования выступило определение объекта и предмета исследования.

На втором этапе (2004-2006) были сформулированы цели, задачи, гипотеза исследования. На данном этапе эмпирического исследования были апробированы методики исследования психологического содержания одаренности в сфере музыкального искусства, проанализированы взаимосвязи между составляющими ее компонентами, разработаны методические рекомендации по диагностированию одаренных в музыке школьников.

На третьем этапе (2006-2007) проведено обобщение результатов диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов диссертационного исследования обеспечиваются непротиворечивостью его теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования, его структурных и содержательных характеристик, взаимосвязи между ними; статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2007 гг. с учащимися МОУ ДОД «ДШИ» № 1, 3, 6, 10, а также «МШ» №4 города Омска в количестве 237 человек в возрасте от 8 до 16 лет.

Отбор детей проводился педагогами музыкальных школ и ДШИ по критерию высокой степени сформированное™ музыкальных способностей. По фактору успешности и при использовании значения процентиля данных были сформированы три группы: первая группа - успешные дети (52 человека), вторую - дети со средними значениями успешности (80 человек), третью -неуспешные (105 человек). Анализ психологического содержания одаренности в сфере музыкального искусства проводился при сопоставлении результатов «полярных» групп - школьников успешных в музыкальной деятельности и не соответствующих данному критерию.

Выборка не дифференцирована по возрастным группам по причине немногочисленности одаренных в музыке детей. Поэтому возраст испытуемых первой и второй группы - от 8 до 16 лет. В связи с этим психологический инструментарий, используемый нами в эмпирическом исследовании структуры одаренности и анализ полученных результатов, осуществлялись на основании учета возрастных особенностей детей.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определено, что структура одаренности в сфере музыкального искусства включающей в себя компонент умственных способностей, творческий компонент, а также компонент музыкальных способностей и отношения к деятельности.

2. Эмпирически подтверждено, что одаренность в сфере музыкального искусства у школьников 8-16 лет характеризуется доминированием компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности и низкой степенью взаимосвязи с компонентом умственных способностей и творческим компонентом одаренности.

3. Установлено, что одаренность в сфере музыкального искусства возникает вследствие функционирования механизмов компенсации и взаимодополняемости, а также обеспечивается различным сочетанием ее компонентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одаренность в сфере музыкального искусства обусловлена не только степенью сформированное™ музыкальных способностей, а также своеобразным сочетанием составляющих ее компонентов, приводящих к успешности в данном виде деятельности.

2. Реализация одаренности в сфере музыкального искусства обеспечивается различным сочетанием составляющих ее компонентов: компонента умственных способностей, творческого компонента, компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности. Соотношение компонентов одаренности в сфере музыкального искусства у школьников характеризуется доминированием компонентов музыкальных способностей и отношения к деятельности. Компоненты одаренности в сфере музыкального искусства взаимодополняемы и компенсируемы.

3. Психолого-педагогическая диагностика одаренных в музыке детей включает в себя не только определение степени сформированности музыкальных способностей, а также умственных и творческих способностей школьников и характеристик их отношения к музыкальной деятельности ф (фактора мотивации достижения, работоспособности, значимости деятельности, интерактивности, усердия, критичности, усовершенствования, выполнения требований деятельности).

Теоретическая значимость исследования. В ходе эмпирического исследования дополнено психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства. Эмпирически доказано, что структура одаренности состоит из четырех компонентов (умственных способностей, творческого, компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности), которые взаимосвязаны и взаимодополняемы. Подтверждена гипотеза, что соотношение компонентов одаренности в сфере музыкального искусства у школьников характеризуется доминированием компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов исследования в психолого-педагогической работе с одаренными детьми. Исследование проводилось на основе разработанных соискателем методических рекомендации по выявлению одаренных в музыке школьников, для дальнейшего внедрения в образовательную практику детских школ искусств и музыкальных школ города Омска.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены на ® международной научно-практической конференции, проведенной в честь 75-летия Центрального Ордена Дружбы народов Дома работников искусств (Москва); первой Всероссийской научной конференции «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы» (Омск); второй международной научно-практической конференции «Философия - детям. Человек среди людей» (Москва); всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новоси-• бирск); научной конференции «Философия и культура современного российского общества: тенденции и перспективы развития» (Омск).

Внедрение результатов исследования осуществлялось на тематических семинарах: «Психолого-педагогические основы выявления детей, одаренных в сфере музыкального искусства», проводимых для педагогов детских школ искусств и музыкальных школ города Омска.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, 16 приложений. Текст иллюстрирован 8 таблицами, 10 рисунками. Библиографический список содержит 187 источников, из которых 21 на английском и немецком языках. Общий объем диссертации - 186 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Мильчарек, Наталья Александровна

Выводы по 11 главе

Во второй главе диссертации описаны условия и процедура эмпирического исследования одаренности в сфере музыкального искусства. В исследовании (2003-2006 гг.) приняли участие 237 детей в возрасте от 8 до 16 лет, обучающиеся на музыкальном отделении в детских школах искусств и музыкальных школах города Омска. При этом респонденты первой группы (52 человека) отбирались на основании разработанных нами критериев успешности в деятельности, а респонденты второй группы (102 человека), - из принципа несоответствия заданным критериям. Данный подход к определению выборки испытуемых позволил выявить общие закономерности одаренности в сфере музыкального искусства вне зависимости от музыкальной специальности ребенка, возраста детей.

Подобран и обоснован комплекс методик по диагностике одаренности в сфере музыки, математическая статистика и анализ эмпирических данных осуществлялись математическо-статистическими методами в программе STATISTIKA 6.О., SPSS 10.0.

В результате реализации программы эмпирического исследования установлено, что структура одаренности в сфере музыкального искусства включает в себя четыре компонента: компонент умственных способностей, творческий, компонент музыкальных способностей и отношения к деятельности.

Анализируя психологическое содержание компонента отношения к деятельности, мы установили, что одаренных детей характеризует высокая степень выраженности значимости музыкальной деятельности, критичности, интереса, усердия, усовершенствования, выполнения требований деятельности, интерактивность. Средние значения получены по параметрам эмоционального состояния, испытываемого на занятиях музыкой, работоспособности.

Респондентов второй группы отличает средний уровень выраженности всех параметров отношения к деятельности.

Значимость различий установлена между показателями первой и второй группами по всем параметрам отношения к деятельности, что свидетельствует о правомерности использования данного компонента в структуре одаренности в сфере музыкального искусства.

Структура компонента отношения к деятельности успешных детей представлена следующими параметрами: усовершенствование, значимость, интерес, усердие, работоспособность.

Структура компонента отношения к деятельности «неуспешных» детей отличается меньшим количеством связей между его структурными элементами, а также приоритетом иных структурных элементов. В структуре представлены следующие параметры, имеющие наибольший вес: усердие и выполнение требований деятельности.

При этом параметр «эмоциональное состояние» не обнаруживает значимых связей с другими параметрами отношения к деятельности ни во второй, ни в первой группах, а, следовательно, может быть исключен из структуры данного компонента.

При анализе факторных нагрузок каждого параметра компонента отношения к деятельности, определены три фактора. Первый фактор связан с за-хваченностью ребенка музыкальной деятельностью, желанием внести в нее свой вклад, демонстрировать свое мастерство, усердие и устойчивый интерес к музыке, что можно обозначить как фактор «поглощенность музыкальной деятельностью». Второй фактор отражает успешность ребенка в данном виде деятельности, критичность к ее процессу и результату, желание внести что-то новое, импровизировать, что можно назвать фактором «совершенствования». Третий фактор связан с эмоциональным отношением ребенка к музыке, значимостью данного вида деятельности, который мы можем условно назвать как фактор «значимости».

Таким образом, содержание компонента отношение к деятельности в первой и второй группе существенно различается не только по степени организованности структуры, но и своим качественным своеобразием. Если отношение к деятельности одаренного ребенка связано с значимостью музыкальной деятельностью, устойчивым интересом к ней, усердием, работоспособностью, то отношение к деятельности «неуспешных» представляет собой процесс нормативного выполнения предъявляемых требований, отличный усердием, но не значимый для них.

Анализируя психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства, мы установили, что степень выраженности компонентов одаренности в музыке различна: одаренных детей характеризует средняя степень представленности компонента умственных способностей и творческого компонента, в то время, как компонент музыкальных способностей и отношения к деятельности представлены в высокой степени. У «неуспешных» детей все компоненты представлены на среднем уровне.

Значимость различий между показателями обеих групп подтверждают ранее указанные данные, так как установлены по компоненту отношения к деятельности и музыкальные способности. Компоненты: творческий, компонент умственных способностей - не обнаруживают значимых различий.

Структура компонентов, составляющих одаренность, у респондентов второй группы отличается представленностью статистически значимой взаимосвязью между компонентом умственных способностей и творческим компонентом, а также между компонентами отношения к деятельности и музыкальными способностями. Однако взаимосвязь компонента умственных способностей и творческого компонента никак не характеризуют саму одаренность, поскольку те не взаимодействуют с другими компонентами. Что же касается взаимосвязи между компонентами отношения к деятельности и музыкальных способностей, то даже по результатам второй группы мы можем утверждать, что чем выше степень развития музыкальных способностей, тем сильнее выражены составляющие отношения к деятельности. Однако нельзя сказать, полагаясь на полученные результаты, что отношения к деятельности характеризует «неуспешных» детей.

В целом же структура «неуспешных» характеризуется разрозненностью компонентов и их неорганизованностью.

По результатам факторного анализа данных первой группы, все показатели одаренности делятся на две группы. Показатели первого фактора отражают степень выраженности музыкальных способностей и отношения к деятельности одаренного ребенка, который мы условно обозначим как фактор «достижений». Показатели второго фактора отражают то, что одаренность зависит от мотивированности и творческости ребенка, его стремления к созданию нового, который мы условно назовем как фактор «готовности». А, следовательно, факторный анализ обнаруживает две основные характеристики одаренности - это готовность ребенка к реализации своих актуальных и потенциальных возможностей, и результат, достижения ребенка в музыкальной деятельности.

Наличие различий между психологическим содержанием одаренности у детей названной категории подтверждено результатами кластерного анализа, в ходе которого выявлено четыре типа одаренности.

Первый тип одаренности, условно названный нами «классическая одаренность» характеризуется высокой степенью сформированности всех компонентов одаренности при выраженном доминировании музыкальных способностей, желание «быть лучшим» в данном виде деятельности, высокая работоспособность и устойчивый интерес к занятиям музыкой, высокая динамика в усвоении способов и приемов музыкальных действий. Успешность (опережение программы обучения, наличие сертифицированного результата) и интерактивность детей.

Второй тип одаренности, условно обозначенный, как «двухкомпонент-ная одаренность» отличается выраженностью компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности.

Третий тип одаренности мы условно назвали «деятельностный», детерминирован доминированием компонента отношения к деятельности ребенка, стремлением выразить себя посредством своего мастерства, раскрытие себя как личности в музыкальной деятельности.

Четвертый тип одаренности в сфере музыкального искусства, обозначенный нами как «творческая одаренность», отличается творческостью детей, их стремлением улучшить, разнообразить деятельность, внести что-то новое в музыкальное искусство.

При этом необходимо заметить, что все компоненты одаренности взаимодополняемы и компенсируемы, что подтверждается результатами анализа данных биографическим методом.

Таким образом, одаренность в сфере музыкального искусства образуется вследствие взаимосвязанности ее компонентов, их своеобразного сочетания, взаимосвязанности и компенсируемости.

Заключение

Одаренность в сфере музыкального искусства является сложным и неоднородным психологическим явлением. В повседневной педагогической практике одаренные дети не всегда находят понимание и поддержку, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Неординарность одаренных детей становится «камнем преткновения» и серьезной психолого-педагогической проблемой. Как определить одаренность ребенка, какие методы и формы работы использовать во взаимодействии с ним? Постановка данной проблемы определила актуальность и выбор темы научного исследования - «Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста».

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования были получены следующие результаты:

1. В ходе теоретического и эмпирического анализа определено, что структура одаренности в сфере музыкального искусства состоит из четырех компонентов: компонента умственных способностей, творческого, компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности.

2. Установлено, что одаренность, с одной стороны, обусловлена высокой степенью сформированности музыкальных способностей, но неразрывно связана с иными структурными элементами одаренности в музыкальном искусстве.

3. Успешность в музыкальной деятельности связана не только с различной (преимущественно высокой) степенью сформированности музыкальных способностей, а выступает интегральным следствием взаимодействия компонентов одаренности, что подтверждается наличием двух групп успешности (высокий и средний уровень) у одаренных детей. Необходимым условием одаренности, а также ее реализации выступает динамика формирования способностей школьника.

4. Структуру компонента отношения к деятельности одаренных детей отличается большей организованностью и интегративностью, характеризуется усовершенствованием, интересом, усердием и самостоятельностью детей. Структура компонента отношения к деятельности у детей, не соответствующих критериям успешности, отличается меньшим количеством связей между его элементами, а также приоритетом иных параметров (усердие, выполнение требований деятельности), которые не соответствуют содержанию одаренности, а отражают «нормативность» музыкальной деятельности для указанной категории детей.

5. Определены факторы отношения к деятельности одаренных детей. Первый фактор связан со значимостью музыкальной деятельности, усердием и устойчивым интересом к музыке, что можно обозначить как фактор «поглощенность музыкальной деятельностью». Второй фактор отражает успешность ребенка в данном виде деятельности, критичность к ее процессу и результату, желание внести что-то новое, что можно назвать фактором «совершенствования». Третий фактор связан с эмоциональным отношением ребенка к музыке, значимостью данного вида деятельности, который обозначен как фактор «значимости».

6. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства, характеризуется различной степенью выраженности компонентного состава: успешных детей характеризует средняя степень представленности компонентов умственных способностей и творческого компонента, в то время, как компонент музыкальных способностей, отношения к деятельности, представлены в высокой степени. У «неуспешных» детей все компоненты представлены на среднем уровне. Значимость различий между показателями первой и второй группами подтверждают указанные данные и установлены по компоненту отношения к деятельности и музыкальные способности. Компоненты: творческий, умственных способностей, - не обнаруживают значимых различий.

7. Установлены факторы одаренности в сфере музыкального искусства. Показатели первого фактора отражают степень выраженности музыкальных способностей и отношения к деятельности ребенка, который условно обозначен как фактор «достижений». Показатели второго фактора отражают то, что одаренность зависит от мотивированности и творческости ребенка, его стремления к созданию нового, который условно назван - фактор «готовности».

8. Подтверждено, что по своему психологическому содержанию одаренность неоднородна и подлежит типологизации. Первый тип одаренности, условно названный «классическая одаренность» характеризуется высокой степенью сформированное™ всех компонентов одаренности при выраженном доминировании музыкальных способностей. Второй тип одаренности, условно обозначенный, как «двухкомпонентная одаренность» отличается выраженностью компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности. Третий тип одаренности - «деятельностный», детерминирован самоосуществлением ребенка в музыкальной деятельности, стремлением выразить себя посредством своего мастерства, раскрытие себя как личности в музыкальной деятельности. Четвертый тип одаренности в сфере музыкального искусства, обозначенный как «творческая одаренность», отличается стремлением детей улучшить, разнообразить деятельность, внести что-то новое в музыкальное искусство.

9. Все компоненты одаренности взаимодополняемы и компенсируемы, что подтверждается результатами анализа данных биографическим методом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Мильчарек, Наталья Александровна, 2007 год

1. Аверина, И. С. Адаптация Мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся / И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, К. Перлет//Вопросы психологии.— 1991. — №5. — С. 173—178.

2. Алексеев, А.Д. Творчество музыканта исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности / Александр Алексеев; ВНИИ искусствознания. М.: Музыка, 1991. - 104 с.

3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977.-289 с.

4. Апатенко, Н. Ф. Одаренные дети / Неонила Патенко, Иван Мазур. -М.: Академкнига, 2003. 504 с.

5. Апраксина, О. К вопросу о диагностике музыкальных способностей: По страницам статей проф. Пауля Михеля (ГДР) / O.K. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. Вып. II. - М., 1976. - С. 116-124.

6. Артемьева, Т. И. Проблема способностей: личностный аспект / Т.И. Артемьева // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 3. С. 46—56.

7. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 104 с.

8. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: учеб. для вузов по спец. «Психология». / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.

9. Ю.Астафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Астафьев. Л.: Питер, 1963.-365 с.

10. Бабаева, Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. М.: Наука, 2003. - 335 с.

11. Бадрак, В. Антология гениальности / В. Бадрак. К.: Изд-во «КВЩ», 2004.-476 с.

12. Балл, Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. — 1990. —№ 6. — С. 25—34.

13. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. М.: Моск. псих.-соц. ин-т: Флинта, 1998. - 144 с.

14. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. — Ростов на/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1983.- 173 с.

15. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская.— М.: Знание, 1981.-96 с.

16. Бодалев, A.A. Как становятся великими и выдающимися? / A.A. Бода-лев, JT.A. Рудкевич. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. - 287 с.

17. Божович, Лидия Ильинична. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / JI. И. Божович; Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с.

18. Букреев, И.С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера: автореф. дисс. канд. пси-хол. наук / И.С. Букреев. М., 1983. - 20 с.

19. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.— Киев: Наук, думка, 1989.- 199 с.

20. Вишнякова, Н.Ф. К проблеме развития личности школьников в детском музыкальном творчестве / Н.Ф. Вишнякова // Вопросы психологии. — 1987. —№6. —С. 77—83.

21. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

22. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.

23. Гальтон, Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия:Пер. с англ. / Ф. Гальтон. М.: Мысль, 1996. - 269 с.

24. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю. 3. Г'ильбух. М.: Знание, 1991.-80 с.

25. Гильбух, Ю.З. Феномен умственной одаренности / Ю.З. Гильбух, О.Н. Гарнец, С.Л. Коробко // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 147—154.

26. Глотова, Г.А. Творческая одаренность личности: Пробл. и методы ис-след.: учеб. пособие / Г. А. Глотова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург: УрГУ, 1992. - 128 с.

27. Готсдинер, А.Л. К проблеме многосторонних способностей / А.Л. Гот-сдинер // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 82—88.

28. ЗГГотсдинер, А.Л. Формирование музыкальных способностей школьников в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: Автореф. канд. дис. / А.Л. Готсдинер. Л., 1967

29. Гурова, Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности / Л.Л. Гурова // Вопросыпсихологии. —1991. —№6. —С. 14—20.

30. Дорфман, Л.Я. Образ человека в концепциях индивидуального стиля дея- тельности / Л.Я. Дорфман // Индивидуальность и способности / Под ред. В.Н. Дружинина и др. М.: ИПАН, 1994.- С. 43-70.

31. Дранков, В.Л. О природе художественного таланта: Автореф. канд. дис. / В.Л. Дранков. Л., 1978. - 38 с.

32. Дружинин, В.Н. Психодиагностические возможности учителя по оценке способностей школьников / В. Н. Дружинин, А. Н. Воронин // Развитие и диагностика способностей/ Под ред. В. Д. Шадрикова. — М., 1991. —С. 126-130.

33. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 368 с.

34. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования одаренности / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, К. Хел-лер, К. Перлет // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 97—107.

35. Ильин, Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. — 1983. — № 5. — С. 95—98.

36. Кениг, Г. Музыкальные способности // http://nkozlov.ru/ library/psycholo gy/ Электронный ресурс. [2006].

37. Кирнарская, Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности / Д.К. Кирнарская // Вопросы психологии. -1989.-№2.-С. 47-58.

38. Кирнарская, Д.К. Современные представления о музыкальных способностях / Д.К. Кирнарская // Вопросы психологии. 1988. - № 2. - С. 129-137.

39. Косов, Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод / Б.Б. Косов. М.; Воронеж: Ин-т практ. психол.; НПО «МОДЭК», 1998. -128 с.

40. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. М.: Просвящение, 1968. - 432 с.

41. Кузьмичева, И.А. Европейская конференция по изучению одаренных детей / И.А. Кузьмичева // Вопросы психологии. — 1989. — №2. — С. 178—180.

42. Кульчицкая, Е.И. Психологические вопросы выявления одаренности / Е.И. Кульчицкая, В.А. Моляко. Киев: Наук, думка, 1992.-257 с.

43. Лаборатория психологии одаренности // http://www.pirao.ru/index Электронный ресурс. [2006].

44. Лебедев, Р. Я. Моделирование и диагностика самоорганизации в деятельности музыканта-профессионала / Р. Я. Лебедев; М-во образования Рос. Федерации. Волог. гос. пед. ун-т. Вологда: Русь, 2002. - 83 с.

45. Левочкина, И.А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков / И.А. Левочкина // Вопросы психологии. — 1988. — №4. —С. 149—154.

46. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.С. Лейтес. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 320 с.

47. Лейтес, Н. С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности / Н.С. Лейтес // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. — М., 1997. — С. 57—66.

48. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды / Н.С. Лейтес. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 448 с.

49. Лейтес, Н.С. Не упрощать проблему / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии,— 1990. —№4. —С. 155—158.

50. Лейтес, Н.С. Ранние проявления одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. — 1988. — №4. — С. 98—107.

51. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -2-е изд., стер. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2005. - 352 с.

52. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. СПб.: Питер, 2004. - 320 с.

53. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998, —335 с.

54. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Пробл. практ. диагностики / А. М. Магюшкип. -М.: Школа-пресс, 1993. 128 с.

55. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюш-кин // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.

56. Матюшкин, A.M. Мышление, обучение, творчество / A.M. Матюшкин. — М.: Изд-во Моск. психол-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 720 с.

57. Матюшкин, A.M. Одаренные и талантливые дети / A.M. Матюшкин, Д.А. Сиск // Вопросы психологии. 1988. - № 4. - С. 88-97.

58. Мелик-Пашаев, A.A. Одаренность к искусству: предпосылки творчества / A.A. Мелик-Пашаев // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М., 1996.-С. 233-328.

59. Мелик-Пашаев, А. А. О явном и тайном в детской художественной одаренности / A.A. Мелик-Пашаев // Начальная школа: плюс — минус. — 2000. — №3. — С. 18—22.

60. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. -96 с.

61. Мейман, Э. Лекции по экспериментальной педагогике: в 3 ч. / Э. Мей-ман.-М., 1914- 1917. — Ч. 3. 1917.-321 с.

62. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./ Авт.-сост. Семаго М.М., Семаго Н.Я. М.: АРКТИ, 1999. - 32 с.

63. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2001. 192 с.

64. Моляко, В. А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности: метод, рекомендации / Подгот. В. А. Моляко. Киев: О-во «Знание» Украины, 1991. - 19 с.

65. Моляко, В. А. Концепция творческой одаренности / В.А. Моляко // Первые Международные научные ломовские чтения, 17-20 дек. 1991 г.: Тез. докл.-М.:ИПАН, 1991.-С. 102—104.

66. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. 1994. -№ 5. - С. 86-95.

67. Моляко, В.А. Психологические проблемы творческой деятельности: метод, рекомендации / Подгот. В.А. Моляко и др. Киев: О-во «Знание» УССР, 1990.- 16 с.

68. Моляко, В.А. Психологическая готовность к творческому труду / В. А. Моляко. Киев: О-во «Знание» УССР, 1989.-45 с.

69. Никольская, A.A. О психологических воззрениях П.П. Блонского / A.A. Никольская // Вопросы психологии. 1974. -№ 3. - С. 3-20.

70. Назайкинский, Е. В. Речевой опыт и музыкальное восприятии / Е.В. Назайкинский // Эстетические очерки. Вып. 2. - М. - 1967. — С. 245—283.

71. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: Сб. статей / Ин-т эстет. воспитания при Центр, совете Пед. о-ва РСФСР; Ред.-сост. В. I I. Максимов. М.: Музыка, 1980.—С. 91—111.

72. Науменко, С.И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального обучения / С.И. Науменко // Вопросы психологии. 1987. - № 4. - С. 72-76.

73. Пономарев, Я.А. Психология творения: Избр. психол. тр./ Я.А. Пономарев,—М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999.-475 с.

74. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: дисс.доктора психологических наук / Ю.П. Поваренков. Ярославль, 1999.-363 с.

75. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2003.-560 с.

76. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 376 с.

77. Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников.: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; Редкол.: А. М. Матюшкин (отв. ред.) и др.. М.: АГИ1 СССР, 1985. - 160 с.

78. Г1роблемы способности в советской психологии: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; Редкол.: А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин (отв. редакторы) и др.. М.: НИИОГ1, 1984. - 144 с.

79. Психология технического творчества / В.А. Моляко. Киев: О-во «Знание» УССР, 1982.- 19 с.

80. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Изд. центр «Академия», 1996.-416 с.

81. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Бабаева и др.; Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Academia, 2000. - 325 с.

82. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: ПЭР СЭ, 2000. - 80 с.

83. Психология одаренности: художественная одаренность / A.A. Мелик-Пашаев и др.; Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытою образования, Психол. ин-т РАО, Моск. гос. исихолого-пед. унт. М.: МИОО, 2005.-125 с.

84. Психология развивающейся личности / A.B. Петровский, В. В. Абра-менкова, Т.М. Горбатенко и др.; Под ред. A.B. Петровского; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. - 239 с.

85. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Пономарев Я. А., Семенов И. П., Степанов С. Ю. и др.; Отв. ред. Я. А. Пономарев; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1990. - 223 с.

86. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д. Б. (отв. исполн.) и др. М.: Магистр, 1998. - 66 с.

87. Ражников, В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В.Г. Ражников // Вопросы психологии. 1988. - № 1. - С. 33 -41.

88. Развитие творческой активности школьников / А. М. Матюшкин, И. С. Аверина, Г. Д. Чистякова и др.; Под ред. А. М. Матюшкина; НИИ общ. и пед. психологии АГ1Н СССР. М.: Педагогика, 1991. - 156 с.

89. Разумовский, О.С. Оптимология, ч.1. Общенаучные и философско-методологические основы / О.С. Разумовский; отв. ред. А.Л. Симанов.- Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 1999.-285 с.

90. Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. 1990.-№ 1. - С. 164- 168.

91. Ревеш, Г. Раннее проявление способностей и ее узнавание / Г. Ревеш.- М.: Просвещение, 1924. 340 с.

92. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

93. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. —720 с.

94. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 348 с.

95. Русалов, В.М. Индивидуальность человека и общественная практика / В.М. Русалов, Т.Ф. Базылевич, О.В. Потемкина // Индивидуальность и способности / Под ред. Дружинина В.Н. и др.— М.: ИПАН, 1994.— С. 3—42.

96. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе / А.И. Савенков. -Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 272 с.

97. Ш.Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. Ярославль: Акад. развития, 2002. -351 с.

98. Сишор, К. Психология музыкального таланта // http://nkozlov.ru/library/psvchology/ Электронный ресурс. [2006].

99. Слободчиков, В.И. О содержательной интерпретации индивидуально-типологических свойств личности / В.И. Слободчиков // Психологические проблемы индивидуальности.— Вып. 1.— М.: Об-во психологов СССР, 1983.-С. 11-12.

100. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

101. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дисс. докт. психол. наук / В.И. Слободчиков.— М., 1994.

102. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.-800 с.

103. Способности и склонности: комплексные исследования / Э. А. Голу-бева, В. В. Печенков, Е. П. Гусева и др.; Под ред. Э. А. Голубевой; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 199 с.

104. Стенберг, Р.Д. Триархическая теория интеллекта / Р.Д. Стенберг // Иностранная психология. 1996. - № 6. - С. 54 - 61.

105. Степанов, В.Г. Психология одаренности детей и подростков / В.Г. Степанов//Вопросы психологии.-2000.-№ 3.- С. 140- 143.

106. Суворов, A.B. Смысл жизни и талант (особенности мотивации талантливого подростка), http: //asuvorov.narod.ru/ Электронный ресурс. [2006].

107. Тарасов, Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности / Г.С. Тарасов // Вопросы психологии. 1990. - № 4. - С. 131-134.

108. Тарасов, Г.С. Психология музыкального восприятия школьников / Г.С. Тарасов // Вопросы психологии. 1991. -№ 2. - С. 107-112.

109. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Б.М. Теплов. М.: Педагогика, 1985.-Т.1.-328 с.

110. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. М.: Наука, 2003. - 378 с.

111. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов; Под ред. М. Г. Ярошевского. М.; Воронеж, 1998. -539 с.

112. Томпсон, Т. Феномены психосоматики // http://lib.ru/PSIHO/ Электронный ресурс. [2006].

113. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; Редкол.: A.B. Петровский (отв. ред.) и др.. М. : АПН СССР, 1989. - 73 с.

114. Хеллер, К. А. Лонгитюдное исследование одаренности / К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервалъд // Вопросы психологии. 1991. - № 2. - С. 120- 127.

115. Хеллер, К. А. Различия между мальчиками и девочками в успеваемости по математике и естественным наукам: может ли переориентация улучшить результаты одаренных школьниц / К. А. Хеллер, А. Зиглер // Иностранная психология. — 1999. — № 11. — С. 30—40.

116. Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности / М.А. Холодная // Вопросы психологии. 1993. - № 1. - С. 32-39.

117. Чистякова, Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур / Г.Д. Чистякова // Вопросы психологии. — 1991. — № 6. — С. 103—111.

118. Чудновский, В.Э. Одаренность: дар или испытание / В.Э. Чудновский, B.C. Юркевич. М.: Знание, 1990. - 80 с.

119. Шавинина, JI.B. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личности: дисс. канд. психол. наук / JI.B. Шавинина.— Киев, 1993. 170 с.

120. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320 с.

121. Шадриков, В.Д. Духовные способности / В.Д. Шадриков. М.: Магистр, 1996.- 102 с.

122. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» / В.Д. Шадриков // Психологический журнал, 1983. Т.4. - № 5. -С.3-10.

123. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: Сб. науч. тр. / В.Д. Шадриков; под ред. В.Д. Шадрикова. -М.; Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1980. 139 с.

124. Шадриков, В.Д. Способности, одаренность, талант / В.Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.-278 с.

125. Шацкий, С.Т. Пед. соч.: В 4 т. / С.Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1984. -Т.2.-304 с.

126. Шкала Бине — Термена для измерения умственного развития детей / Е. С. Гурьянов, И. А. Смирнов, М. В. Соколов, П. А. Шеварев // Работник просвещения. — 1930. — № 3. С. 54 - 71.

127. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы: Пер. с нем. / В. Штерн; [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]. М.: Наука, 1998.-356 с.

128. Штерн, В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн; пер. с нем. А.П. Болтунова; под ред. В.А. Луко-ва. СПб: Союз, 1997.- 128 с.

129. Шумакова, Н. Б. Возраст вопросов / Н.Б. Шумакова. — М.: Знание, 1990.-79 с.

130. Шумакова, Н. Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Н. П. Щербо // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 27—32.

131. Шумакова, Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 34—43.

132. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 335 с.

133. Шумакова, Н. Б. От вопроса «чему учить?» одаренного ребенка к вопросу «как учить?» / Н.Б. Шумакова // Одаренные дети: теория и практика: Мат. Рос. конф., 28-30 марта 2001 г. М., 2001. - С. 101-115.

134. Шумакова, Н.Б, Психология одаренности: обучение младших школьников / I I. Б. Шумакова; Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования, Психол. ин-т РАО, Моск. гос. психологопед. ун-та. М.: МИОО, 2005. - 159 с.

135. Шумакова, Н.Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения / Н.Б. Шумакова //

136. Новые исследования в психологии и педагогике. 1991. - №1. - С. 44 -50.

137. Щебланова, Е. И. Диагностика одаренности младших школьников / Е.И. Щебланова // Школа здоровья. — 1999. — № 1. — С. 26—37.

138. Щебланова, Е. И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 111 -122.

139. Щебланова, Е. И. Динамика когнитивных показателей одаренности учащихся в период перехода из младших в средние классы / Е.И. Щебланова // Одаренные дети: теория и практика: Мат. Рос. конф., 28—30 марта 2001 г. — М., 2001 .-С. 87-100.

140. Щебланова, Е. И. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6—7лет / Е. И. Щебланова, И. С.Аверина, Е. Н. Задорина//Вопросы психологии. — 1994. — №4. — С. 143—146.

141. Щебланова, Е. И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности / Е.И. Щебланова // Школа здоровья. — 1999. — № 3. — С. 41—51.

142. Щебланова, Е. И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. — 1999. — № 6. С. 36-47.

143. Щебланова, Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е.И. Щебланова. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 368 с.

144. Щебланова, Е. И. Современные лонгитюдные исследования одаренности / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина // Вопросы психологии. — 1994. —№6.-С. 134-140.

145. Экземплярский, В. М. Проблема одаренности / В.М. Экземплярский. — М.: Русский книжник, 1923.-96 с.

146. Экземплярский, В. М. Проблема школ для одаренных / В.М. Экземплярский.— М.; J1.: Москов. акционерное изд. об-во, 1927. 142 с.

147. Юркевич, B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / B.C. Юр-кевич. — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.

148. Яковлева, E.J1. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. М.: МПСИ: Флинта, 1997. - 224 с.

149. Feldhusen, J.F. Creative thinking and problem solving in gifted education / J.F. Feldhusen, D.J. Treffinger. Dubuque, Iowa: Kendall-Hunt, 1980.

150. Guilford, J. Three faces of intellect / J. Guilford // Amer. Psychol. 1959. -N 14.-P. 469 — 479.

151. Jackendoff, R. A grammatical parallel between music and language / R. Jackendoff, F. Lerdahl // Music, Mind & Brain. N.Y., 1982. - P. 83 — 114.

152. Maslow, A. Toward psychology of being / A. Maslow. N. Y., 1968. -240 p.

153. Monks, F. J. Development of gifted children: The issue of identification and programming / F. J. Monks // F. J. Monks, W. A. M. Peters (Eds.). Talent for the future. — Assen: Van Gorcum, 1992. — P. 191-202.

154. Norton, R. Gifted children / R. Norton, G. Domen // The Elementary School J. -1984. -№ 3.

155. Perleth, Ch. The structure of cognitive abilities in highly and moderately gifted young people / Ch. Perleth, K. Steffens // European journal for high ability. — 1990. Vol. 1, № 4. - P. 76-84.

156. Renzulli, J. The Enrichment Traid Model: A Guide for Developing Programs for the Gifted and Talented / J. Renzulli.— Westersfield CT:

157. Creative Learning Press, 1977.

158. Renzulli, J. The Revolving-Door Model: A New Way of Identifying the Gifted / J. Renzulli, S. Rets, L. Smith // Phi Delta Kappah.— 1981.— №62.— P 648-649.

159. Rogers, C. Towards a theory of creativity / C. Rogers // ETC: A Review of General Semantics. 1954. - № 11. - P. 249—260.

160. Rogers, C. On becoming a person / C. Rogers. Boston, 1961. - 420 p.

161. Shuter-Dyson, R. The psychology of musical ability / R. Shuter-Dyson, C. Gabriel.-L., 1981.-384 p.

162. Sisk, D. Helping Children Knew Themselves / D. Sisk // A Handbook of Brightldeas Facilitating Giftedness / Cherry B. (Ed.).— Manatee FL: Manatee Gifted Program, Manatee Junior College, 1976.

163. Spearman, C. The abilities of man / C. Spearman. N. Y., 1927.

164. Sternberg, R.J. A Three-Facet Model of Creativity / R.J.Sternberg // The Nature of CreativUy. Sternberg R.J. (Ed.). — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.—P. 125-147.

165. Tannenbaum, A.J. Giftedness: a Psychosocial Approach / A.J. Tannenbaum // Conceptions of Giftedness / Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.).—Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986.— P. 21—52.

166. Taylor, L.A. The nature of the creative process / L.A.Taylor // Creativity / SmithP. (Ed.). N.Y.: Hastings House, 1959. - P. 51—82.

167. Terman, L.M. The Discovery and Encouragement of Exeptional Tal ent / L.M. Terman // The Amer. Psychologist. — 1954. — V.9. — P. 221 — 230.

168. Termen, L.M. The Measurement of Intelligence / L.M. Termen. Boston, 1937.

169. Torrance, E.P. Guiding creative talent Englewood Cloffs / E.P.Torrance. -N. Y.: Prentice - Hall, 1962.

170. Wing, H. A. factorial study in musical tests / H. A. Wing // Brit. J. of Psychol.- 1941.-V. 31.-P. 341 —348.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.