Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сухачева, Эмилия Александровна

  • Сухачева, Эмилия Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 165
Сухачева, Эмилия Александровна. Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Воронеж. 2009. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сухачева, Эмилия Александровна

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста

1.1. Анализ педагогических подходов к развитию одаренности у детей младшего школьного возраста

1.2. Музыкальная одаренность как педагогический феномен

1.3. Структура музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста в деятельность музыкального колледжа

2.1. Разработка модели музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста

2.2. Организация и проведение педагогического эксперимента

2.3. Педагогические условия, способствующие развитию музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста 127 Заключение 142 Библиография 144 Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста»

Актуальность исследования. Развитие одаренной личности, её творческой индивидуальности и обеспечение реализации самобытности ребенка становится приоритетной задачей в системе художественного образования.

Художественное образование - процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Именно поэтому в концепции художественного образования Российской Федерации на период до 2015 года подчеркивается необходимость выявления художественно одаренных детей, обеспечения соответствующих условий для их образования и творческого развития. На систему художественного образования возлагается задача формирования национальной творческой элиты, предполагающая полноценное использование личностно-ориентированных подходов к художественно-образовательной деятельности и к особо одаренным учащимся.

Проведенный анализ состояния организации обучения музыкально одаренных учащихся в музыкальных образовательных учреждениях свидетельствует о том, что в настоящее время вопросам развития музыкальной одаренности у младших школьников уделяется недостаточно внимания. Это позволяет утверждать, что, несмотря на значимость этого явления в педагогической практике, оно не реализовало своих возможностей в полной мере, так как: выявление музыкальной одаренности у детей и ее развитие проходит эмпирическим путем, а не на основе современных представлений о природе одаренности, психолого-педагогических средств поддержки и помощи таким детям; недостаточно разработаны научно обоснованные подходы к развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста; в процессе обучения музыкально одаренных детей младшего школьного возраста не всегда учитываются возрастные особенности.

В связи с этим актуальность данного исследования, посвященного выявлению педагогических условий развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста не вызывает сомнений.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной педагогической науке проблемы обучения одаренных детей вообще и музыкально одаренных детей, в частности, являются предметом оживленной дискуссии.

Природа одаренности исследована В. Александером, Г. Веббом, Д. Векслером, Дж. Миллером, Д. Хэттелом, Е. Шафером и др.

Сущность понятий «одаренность», «детская одаренность», специфика особенностей одаренного ребенка представлена в работах Д.Б. Богоявленской, А. Карне, Н.С. Лейтеса, В.И. Панова, К. Перлета, А.И. Савенкова, К. Хеллера, Е.И. Щеблановой, B.C. Юркевич и др.

Проблемы структуры и природы способностей, условий их развития исследованы Б.Г.Ананьевым, В.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, К.К.Платоновым, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым и др.

Общие закономерности развития одаренности выявлены А.В. Брушлинским, Л.С. Выготским, В.Н. Дружининым, Н.С. Лейтесом, Р. Стенбергом, Дж. Фримэном и др.

Способы изучения одаренности предложены А. Бине, Дж. Гилфордом, Л. Терменом, П. Торренсом и др.

Проблема развития способностей у детей младшего школьного возраста рассмотрена Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, A.M. Матюшкиным, А.А. Мелик-Пашаевым, Н.Н. Поддъяковым, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, Д.Н. Узнадзе, и др.

Сущность понятия «музыкальная одаренность» описана в работах Б.В. Асафьева, A.JI. Готсдинера, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина, Б.Л. Яворского, 3. Кодаи, К. Орфа и др.

Структуре музыкальной одаренности посвящены работы Д.К. Кирнарской, И.А. Курбатовой, К.В. Тарасовой, Ю.А. Цагарелли, Т.Ф. Цыгульской и др.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы музыкальных колледжей и детских музыкальных школ по развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, а также собственный педагогический опыт позволили выявить ряд противоречий:

- между необходимостью развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста и недостаточной теоретической разработанностью основ этого процесса;

- между традиционными методами и формами музыкального образования младших школьников и необходимостью поиска инновационных подходов к выявлению и развитию их одаренности в образовательном процессе;

- между потенциальными возможностями музыкального образования и их недостаточным использованием в процессе развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждении?

В связи с этим была определена тема исследования «Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста».

Объект исследования - развитие музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения в музыкальном образовательном учреждении.

Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка модели и педагогических условий развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Определить особенности младшего школьного возраста, как благоприятного и значимого периода для развития музыкальной одаренности младших школьников.

2. Выявить и обосновать структуру музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста.

3. Разработать модель развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста.

4. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста.

5. Экспериментально проверить эффективность модели развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста и педагогических условий ее реализации в практике деятельности музыкальных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования: развитие музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста в рамках музыкального образовательного учреждения будет эффективной, если:

• выявлены особенности младшего школьного возраста, определяющие его как важный и значимый период для развития музыкальной одаренности и позволяющие индивидуализировать процесс обучения детей в музыкальном образовательном учреждении;

• выявлена и обоснована структура музыкальной одаренности применительно к детям младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждении, включающая как общие, музыкальные, когнитивные способности, так и художественно-исполнительские способности ребенка;

• модель развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста будет разработана и реализована в контексте личностно-ориентированного, культурологического и деятельностного подходов;

• педагогические условия будут способствовать развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, что, в свою очередь, позволит им раскрыть свою творческую индивидуальность.

Методологической и теоретической основой исследования являются взгляды Российских философов о развитии человека в обществе, а также формировании у него личностных качеств, необходимых для развития его индивидуальности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев и др.), системный (А.Н. Аверьянов В.П. Беспалько, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский), личностно-ориентированный (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Т.О. Мальковская, Б.М. Неменский, В.В. Сериков, А.П. Тряпицин, И.С. Якиманская и др.), деятельностный (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), культорологический (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, Ю.М. Лотман и др.) подходы, работы по исследованию особенностей личности детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Л.А. Венгер, B.C. Юркевич), исследования, посвященные педагогике творчества и творческой деятельности (Ф.Я. Байков, М.Я. Виленский,

A.Н. Гирнык, Б.М. Кедров, A.M. Коршунов, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер,

B.Г. Разумовский, Л.К. Тараканова, O.K. Тихомиров), исследования одаренности (Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.), исследования музыкальных способностей и одаренности (Дж. Гилфорд, Д.К. Кирнарская, В.Г. Ражников, К.В. Тарасова, М.С. Старчеус, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин), педагогические исследования по развитию музыкальной одаренности в учебном процессе

А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Б.Е. Милич, С.М. Мальцев, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, А.И. Ямпольский и др.).

В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, систематизация и моделирование, анализ технических, академических зачетов и экзаменов младших школьников; эмпирические методы (наблюдение, тестирование, опрос, собеседование, анкетирование, беседы); педагогический эксперимент по внедрению модели развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в практику деятельности музыкальных образовательных учреждений; анализ и обобщение личного педагогического опыта автора в качестве преподавателя специального фортепиано Воронежского музыкального колледжа; статистическая обработка результатов эксперимента.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Воронежском музыкальном колледже (ВМК). В педагогическом эксперименте приняли участие 80 учащихся, 92 родителя, 25 преподавателей. 40 учащихся составили экспериментальную группу, 40 - контрольную.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2003-2004 гг.) анализировалось содержание научно-педагогической литературы по проблеме исследования, изучалось состояние развития музыкальной одаренности в образовательных учреждениях, проводилось накопление фактов и их анализ.

На втором этапе (2004-2006 гг.) были определены задачи по развитию музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста. Разработана модель развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, выявлены педагогические условия, способствующие развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальных образовательных учреждениях. Разработана и реализована программа по развитию компонентов музыкальной одаренности учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения в музыкальном колледже. Проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2006-2008 гг.) осуществлялось обобщение результатов проведенного исследования; статистическая обработка полученных данных; уточнение теоретических положений и выводов, целостное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: определены особенности младшего школьного возраста, определяющие его как благоприятный и значимый период для развития музыкальной одаренности; выявлена и обоснована структура музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста; разработана и экспериментально проверена модель развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста; обоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие развитию музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в теорию обучения музыкально одаренных детей, заключающимся в уточнении структуры музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, рассмотренной с позиций развития их общих, музыкальных, когнитивных и художественно-исполнительских способностей. Разработанная модель обеспечивает эффективное развитие музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста путем поэтапной совместной деятельности преподавателя и учащегося по развитию у него компонентов музыкальной одаренности и диагностики достижений на каждом этапе.

Практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходе исследования, используются в образовательном процессе учреждений культуры и искусства г. Воронежа. Программа по развитию компонентов музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста внедрена в учебно-воспитательный процесс Воронежского музыкального колледжа.

Основные результаты исследования также могут быть использованы в системе общего и дополнительного образования, при переподготовке и повышении квалификации преподавателей музыкальных образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических положений; системной совокупностью используемых источников; комплексным применением методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам исследования; многолетним личным опытом учителя по исследуемой проблеме; комплексным характером проведения педагогического эксперимента, использованием методов статистической обработки результатов.

Основные положения, выносимые па защиту:

1. Структура музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста включает в себя:

• общие способности (осознание процессов окружающего мира посредством музыки; преобладание творческого мышления; способности к воображению и импровизации; повышенная концентрация внимания; образность и ассоциативность восприятия; впечатлительность);

• музыкальные способности (ладовое чувство; музыкально-слуховые представления; музыкальная память; музыкально-ритмическое чувство, архитектоническое чувство);

• когнитивные способности (устойчивый интерес к учебной деятельности; усидчивость; поисковая активность; творческое выполнение заданий; высокая результативность; доминирование внешней практической деятельности);

• художественно-исполнительские способности (артистичность; виртуозность; эмоциональность, непосредственность исполнения; оригинальность интерпретации).

2. Модель развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста включает следующие компоненты: цель (развитие музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста); задачи (выявление степени выраженности музыкальной одаренности ребенка; разработка механизмов развития музыкальной одаренности; развитие компонентов музыкальной одаренности, которые необходимы для формирования музыкально одаренной личности); преподавателя и учащегося в их субъект-субъектном взаимодействии; этапы педагогической деятельности (идентификации уровня развития музыкальной одаренности и степени выраженности музыкальных способностей, индивидуализации учебных заданий, отвечающих потребностям ребенка, целенаправленного развития общих, музыкальных, когнитивных, художественно-исполнительских способностей); поддержку родителей.

3. К педагогическим условиям, способствующим развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, относятся:

- создание в музыкальном образовательном учреждении творческой образовательной среды, включающей обязательное участие музыкально одаренных детей в концертной деятельности, фестивалях, конкурсах, мастер-классах, организацию в музыкальном образовательном учреждении творческих школ;

- обеспечение готовности преподавателя к совершенствованию своего профессионального мастерства;

- максимальное использование воспитательного и творческого потенциала родителей в образовательном процессе, направленное на развитие музыкальной одаренности за счет проведения индивидуальных и групповых бесед, консультаций, семинаров и т.п.; стимулирование свободного саморазвития, активности и самостоятельности младших школьников путем подбора особого репертуара, отвечающего индивидуальным потребностям ребенка, индивидуальной подготовки к концертам, конкурсам и т.п.;

- обеспечение целенаправленной работы преподавательского состава по развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждении.

Апробация: Основные положения диссертации докладывались и получили одобрение на заседаниях методических объединений учителей дополнительного, среднего профессионального образования г. Воронежа, на областных курсах повышения квалификации работников культуры и искусства, на региональных, межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях.

Теоретические и практические результаты исследования используются в педагогическом процессе музыкального колледжа г. Воронежа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, иллюстрирована таблицами, рисунками.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сухачева, Эмилия Александровна

Выводы по 2 главе.

1. Разработанная педагогическая модель включает следующие компоненты: цель, которая состоит в развитии музыкальной одаренности младших школьников. Достижение поставленной цели реализуется в рамках образовательной среды музыкального образовательного учреждения. Цель конкретизируется следующими педагогическими задачами: выявление степени выраженности музыкальной одаренности ребенка; разработка механизмов развития музыкальной одаренности; развитие компонентов музыкальной одаренности (музыкальной памяти, музыкально-слуховых представлений, музыкально-ритмического чувства, и т.д.), которые необходимы для формирования музыкально одаренной личности.

2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели осуществлялась нами в три этапа: констатирующий этап, позволивший идентифицировать реальный уровень развития музыкальной одаренности учащихся младшего школьного возраста, апробировать разработанную педагогическая модель; формирующий этап, характеризующийся разработкой и реализации программы по развитию компонентов музыкальной одаренности учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения в музыкальном колледже; обобщающий этап, на котором была оценена результативность использования разработанной модели, эффективность педагогических условий развития музыкальной одаренности.

3. Обеспечение эффективности разработанной модели на практике обусловлено комплексом выявленных педагогических условий, способствующих: совершенствованию организации педагогического процесса развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждении; своевременному выявлению и развитию музыкальной одаренности; повышению уровня педагогического мастерства учителя через стремление к профессионализму самосовершенствованию и т.д.

Заключение

1.Таким образом, младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для развития музыкальной одаренности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

2. В результате проведенного исследования выявлена структура музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, состоящая из следующих компонентов:

• общие способности (осознание процессов окружающего мира посредством музыки; преобладание творческого мышления; способности к воображению и импровизации; повышенная концентрация внимания; образность и ассоциативность восприятия; впечатлительность);

• музыкальные способности (ладовое чувство; музыкально-слуховые представления; музыкальная память; музыкально-ритмическое чувство, архитектоническое чувство);

• когнитивные способности (устойчивый интерес к учебной деятельности; усидчивость; поисковая активность; подражательность; творческое выполнение заданий; высокая результативность; доминирование внешней практической активности);

• художественно-исполнительские способности (артистичность; виртуозность; эмоциональность исполнения; оригинальность интерпритации).

3. Развитие музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста должно проходить в соответствии с разработанной моделью, внедрение которой в деятельность музыкальных образовательных учреждений будет оптимизировать данный процесс.

4. Для осуществления поставленной цели, задач и обеспечения развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста необходимы следующие педагогические условия: создание в музыкальном образовательном учреждении творческой образовательной среды, для которой характерна гуманистическая направленность взаимодействия педагогов и учащихся; обеспечение готовности преподавателя к совершенствованию своего профессионального мастерства; максимальное использование воспитательного и творческого потенциала родителей в образовательном процессе; стимулирование свободного саморазвития, активности и самостоятельности младших школьников; обеспечение целенаправленной работы преподавательского состава по развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждении.

5. Опытно-экспериментальная работа показала, что в процессе реализации модели у детей младшего школьного возраста наряду с развитием музыкальной одаренности происходит формирование важных профессиональных качеств:

• расширяется музыкальный кругозор младших школьников, обеспечивающий развитие слуховых возможностей и стимулирование познавательной активности;

• формируются навыки грамотного постижения авторского текста, способствующие развитию музыкального мышления;

• раскрывается творческая индивидуальность.

Полученные результаты в результате опытно-экспериментальной работы можно рассматривать как исходные возможности для дальнейшего развития музыкальной одаренности младших школьников. Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов диссертационной проблемы. Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке методов и форм развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в рамках педагогического процесса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сухачева, Эмилия Александровна, 2009 год

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. / Г.С. Абрамова. - М.: Академ. Проект, 2002. - 624с.

2. Абдуллин, Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа конспект / Э.Б. Абдуллин. - М.: Профессия, 1996. -С. 15-16.

3. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. -№1.-С. 111-131.

4. Амонашвили, Ш.Л. Школа жизни. / Ш.Л. Амоношвили М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. - 80 с.

5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. 2 / Б.Г. Ананьев -М.: Психология, 1980 . - С. 44^15.

6. Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей / Б.Г.Ананьев — М.: Педагогика, 1962. 140с.

7. Ананьев, Б.Г. Очерки психологии/Б.Г. Ананьев — JL: 1945. 160с.

8. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. -М.: 1974.- С. 90-128.

9. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева-М.: 1977. 184с.

10. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой. / А.Д. Артобалевская. М.: Сов.композитор, 1974. - 101с.

11. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. М.:1998. - 102с.

12. Белова, Е.А. Одаренные дети / Е.А. Белова. // Дошкольное восп итание. 1991. -№4. - С. 69-75.

13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. - 192с.

14. Богоявленская, Д.Б. Ещё раз о понятии одаренности / Д.Б. Богоявленская М.: 2005. - 56с.

15. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих специальностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Д.Б. Богоявленская. М.:, 2002. - 345с.

16. Бодалев, А.А О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей /А.А. Бодалев //Проблемы способностей в советской психологии: Сб. научных трудов. М., 1984. - С. 5-18.

17. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968, 162с.

18. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии №2,1979. С. 45-56.

19. Большой толковый словарь русского языка/ под ред. С.А. Кузнецова. М.: 2000. - С. 156.

20. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ,2000. - 125с.

21. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев М.: ИН РАН. - 1997. - 352с.

22. Венгер Л.А. Педагогика способностей -/Л.А. Венгер М.: 1973.

23. Вилсон, Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Г. Вилсон — М: Когито-центр, 2001. — 384с.

24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский.- Спб.: 1997. 96с.

25. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966 №6. - С.75.

26. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-480с.

27. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: Избр. Психологические труды / Л. С. Выготский. — М.: 1956.-С. 449.

28. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман//Новые ценности образования. 1995. - №2. - С. 16-45.

29. Гальтон, Ф. Наследственность таланта / Ф. Гальтон. М.: 1996. —272с.

30. Гилельс, Э.Г. О моем педагоге / Э.Гилельс //Советская музыка. -1964. -№10. С.152-160.

31. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. // Психология мышления. — М., 1965. С. 433^156

32. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. — М.: Знание, 1991.-56с.

33. Головская, К.В. Детское музыкальное творчество как метод воспитания / К.В. Головская. //Хрестоматия по методике музыкального воспитания. М.: Посвещение, 1987.

34. Голубева, Э.А. Комплекс исследований способностей // Вопросы психологии. 1986.-№5. С. 18-30.

35. Голубева, Э.Л. Опыт комплексного исследования способностей / Э.А. Голубева. // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С.252-370.

36. Гольденвейзер, А.Б. Об исполнительстве / А.Б. Гольденвейз // Вопросы фортепианного исполнительства. М.,1965. - Вып. 1. - 62с.

37. Гофман, И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре./ И. Гофман. М.: 1961. - 217с.

38. Григорьев, В.Ю. О развитии музыкальной памяти учащегося / В.Ю. Григорьев // Вопросы музыкальной педагогики. М.:1980. - С. 68-78.

39. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. -М.: 1996. 67с.

40. Готсдинер, A.J1. Музыкальная психология / A.JI. Готсдинер — М.: Просвещение, 1983.- 190с.

41. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения / В.В. Давыдов. М.: 1986. - 64с.

42. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. В.И. Даль СПб.: ТОО «Динамит». - 1996. - 784с.

43. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей, родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровской.- М.: Российское педагогическое агентство. 1997. - 312с.

44. Дружинин, В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении. // Прикладная психология. — 1998. -№3. с. 24—32.

45. Еникеев, М.И. Психологический Энциклопедический словарь / М. И. Еникеев М.: ТК. Велби, Из-во Проспект. - 2006. - 560с.

46. Занков, Л.В. Избр. Пед. Труды / Л. В. Занков.- М.: 1996. 158с.

47. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. М.:1970. - 210с.

48. Зимняя, И.А. Психология обучения: учебник для вузов / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2001,- 384с.

49. Истягина, А.Ю. Одаренные дети глазами педагога / А.Ю. Истягина.-М.: 2001. 45с.

50. Кабаиова-Меллер, Е.И. формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащегося / Е.И.Кабанова-Меллер-М.: 1968.-298с.

51. Кириенко, В.Н. Психология способностей в изобразительной деятельности / В.Н. Кириенко.- М.: 1959 56с.

52. Кирнарская, Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности / Д.К. Кирнарская // Вопр. Психологии. 1989. -№2. -С.47-57.

53. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская М.: 2004. - 496с.

54. Клименко, В.В. Психологические тесты таланта / В.В. Клименко. -М.:Кристалл. 1996. - 414с.

55. Корлякова, С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. Учебно-практическое пособие для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений / С.Г. Корлякова. Ставрополь, 1998. -275с.

56. Кон, И.С. Как построить свое «Я» / И.С. Кон М.:1991. - С. 42-67.

57. Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова. — Ростов Н-Дону. Изд-во Ростов. - 1997. - 154с.

58. Крюкова, Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация / Е.А. Крюкова. — Волгоград: Перемена. 1999. 196с.

59. Кульневич, С.В. Педагогика личности: Учебное пособие / С.В.Кульневич.-М:. 1995.- 167с.

60. Лейтес, Н.С. Об умственной одаренности / Н.С. Лейтес. М.:1960.-67с.

61. Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. М. - 1984. - 79с.

62. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей /А.Н. Леоньтьев. // Вопросы психологии. 1960 - №1. С. 7-17.

63. Лернер, И.Я. Теоретические основы содержания общего образования / Лернер И .Я., Краевский В.В. М.: Педагогика. - 243с.

64. Лихачев, Б.Т. Детская одаренность. // Педагогика. М.:1996. -С. 74-84.

65. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. М.:, 1977. - 46с.

66. Маслоу, А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. // Вестник Московского университета. Сер.7.: Философия. 1991. - №3. - 97с.

67. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К. Маркова. -М.: Педагогика. 1986. - 195с.

68. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин. // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.

69. Матюшкин, A.M. Раннее выявление талантов и их развитие / A.M. Матюшкин //Вопросы психологии. 1988.-№3. - С.16-22.

70. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. М.: Педагогика. - 1977 - 68с.

71. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории./ М.И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. 368с.

72. Мейснер, Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности / Т. Мейснер. М.: КРОН-Пресс, 1998. 359с.

73. Мелхорн, Г. Гениями не рождаются / Г. Мелхорн — М.: Просвящение. 1989. - 160с.

74. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста / Б.Е. Милич. К.: 1979 —63с.

75. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.В. Моляко. // Вопросы психологии. №— 1994.-№5.-С. 86-95.

76. Морозов, В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы на модели музыкального искусства / ВП. Морозов. М.:1994. - С. 86-102

77. Мясищев, В.И. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение / В. И. Мясищев. -М.: 1981. — 57с.

78. Нейгуз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. М.: Музыка. 1988. — 240с.

79. Немов, Р.С. Практическая психология: Познаний себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся / Р.С. Немов М.: Гумм. Изд. Центр «Владос». -2002.-320с.

80. Непомнящая, И.И. Становление личности ребенка в 6-7 лет / И. И. Непомнящая-М.: педагогика. 1992. - 160с.

81. Новоблаговещенский, B.JI. Большие резервы интеграционных методов обучения музыке. / В. JI. Новоблаговещенский. М.: 1997. - 205с.

82. Обухова, Л.Ф. психология: теория. Факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. Л.: Тривола - 1995. - 374с.

83. Одаренные дети. -М.: Прогресс. 1991. - 376с.

84. Панов, В.И. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В.И. Панов. -М.: Молодая гвардия. 1998. - 134с.

85. Панкова О.И. Воспитание музыкального мышления одаренных детей / О.И. Панкова. — Новосибирск. 1994. - 135с.

86. Педагогика: учеб. Пособие для студентов высших педагог. Учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа- пресс. - 2000. - 512с.

87. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим — Бада. -М.: 2003. С.224.

88. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т. /И.Г. Песталоцци М.:АПН РСФСР. - 1965. - С. 339 - 366.

89. Петрова, И.В. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников / И.В. Петрова. // Вопросы музыкальной педагогики — 1986.-С. 38-51

90. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. / А.В. Петровский. М.: 1979. - 346с.

91. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. Ростов на Дону: «Феникс, 1996. - 512с.

92. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. — М.:1997. 384 с.

93. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие студ. Пед. Колледжей И.П. Подласый. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС-2000.-400с.

94. Пономарев, Я.А. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов / Я.А. Пономарев и др. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 1997.1. С. 95-114.

95. Понамарев, Я.А. Музыкальная одаренность: Исследование общих компонентов / Я.А. Пономарев. М.: 1997. - С. 95 - 113.

96. Попова, Л.В. Что такое одаренность? / Л.В. Попова // Школа здоровья. 1995.-№1.-С. 5-18.

97. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/

98. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». — 2000. - 336с.

99. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова М.: 2000. - 80с.

100. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. М. К. Татушкиной. С-Пб. -1998. - 274с.

101. Психологический словарь./ под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского 2-е изд. - М.: 1990. - 494с.

102. Психология фомирования и развития личности / под ред. Л.И. Анциферовой. -М.: Наука 1981. - 366с.

103. Рабочая концепция одаренности М.: Магистр.-1998. - 68с.

104. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников М.: Знание. - 1980.-96с.

105. Ражников, В.Г. Три принципа в музыкальном образовании /

106. B.Г. Ражников. // Вопросы психологии 1988, № 1- С. 36-38.

107. Ратанова, Т. А. Скорость диффепенцирования обьектов и интеллектуальное развитие детей 9-10 лет / Т.А. Ратанова. //Индивидуально — психологические особенности детей младшего школьного возраста: Межвуз.-Сб. научных трудов-Пенза. 1995. - С. 28^45.

108. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.

109. C. Петербург. 2000. - 324с.

110. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.-М.: 1973.-С. 228с.

111. Рустамова И.Т. Диагностика музыкальной одаренности учащихся / И.Т. Рустамова // Актуальные вопросы анализа объектов многомерной сложности: Сборник статей. Томск, 2005. - Вып.2. - С. 120-146.

112. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения В 2-х т. / Ж. Ж Руссо. М.: -1981.

113. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе /

114. A.И. Савенков. -М.: 2000. 198с.

115. Савенков, А.И. Одаренный ребенок, особенность психологического развития» / А.И. Савенков. М.: Магистр. - 1996 №5.

116. Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в условиях общения. / А. И. Савенков,-М.: Магистр. 2002. - 134с.

117. Савшинский, С.И. О работе с музыкально одаренными детьми / С.И. Савшинский // Вопросы музыкальной педагогики В. 1. М.: 1979 —1. С. 37-49.

118. Савшинский, С.И. Пианист и его работа. / С.И. Савшинский — JI.:1961. — 255с.

119. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. М.: Музгиз. - 1964. - 132с.

120. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. М.: 1988.- 121с.

121. Саямов, М.И. О некоторых проблемах музыкального воспитания детей / М.И. Саямов // Вопросы методики начального музыкального образования.-М.: 198.-С. 5- 12.

122. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко — М.: Народное образование 1992. - 111с.

123. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование /

124. B.В. Сериков // Педагогика. 1994. - №5. - С. 16 - 21.

125. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос»,- 1999. - 272с.

126. Старчеус, М.С. Музыкальная одаренность / М.С. Старчесус // Психология одаренности детей и подростков. -М.: Академия 19961. С 279-318.

127. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей Пособие для родителей и педагогов /Л.Ю. Субботина. Ярославль. — 1996. — 240с.

128. Сухомлинский, В.А. Избр.произведения. В 5-ти томах. / В.А. Сухомлинский. Киев: Радянска школа, 1980. Т.5.- с. 127-144.

129. Сухачева, Э.А. Музыкальная одаренность как педагогический феномен / Э.А. Сухачева// Современные наукоемкие технологии.- 2008—№5 С. 130-132.

130. Сухачева, Э.А. О роли преподавателя в процессе обучения музыкально одаренных детей младшего школьного возраста / Э.А. Сухачева // Фундаментальные исследования. -2008. -№ 7.- С. 71-73.

131. Сухачева, Э.А. Педагогические условия развития музыкальной одаренности в начальной школе музыкального колледжа / Э.А. Сухачева // Школа, государство и общество: материалы международной научно-практической конференции. Пенза, 2008. - С. 131-133.

132. Сухачева, Э.А. Психолого-педагогические особенности музыкально одаренных детей младшего школьного возраста /

133. Э.А. Сухачева // Цивилизация знаний: Инновационный переход к обществу высоких технологий: труды девятой международной научной конфиренции— М.: РосНОУ. 2008.- С. 257-260.

134. Сухачева, Э.А. Развитие музыкальной одаренности у учащихся младшего школьного возраста в классе специального фортепиано /

135. Э.А. Сухачева // Фундаментальные исследования. 2008 №6. - С. 136-137.

136. Сухачева, Э.А. Роль образовательной среды в развитии детской музыкальной одаренности / Э.А. Сухачева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — № 6 С.205-207.

137. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. -М.: 1988. 145с.

138. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / под общ. Ред. А.Г. Каузовой М.:Гуманитарный Изд. Центр. ВЛАДОС - 2001. - 368с.

139. Теплов, Б.М. Проблема индивидуальных различий / Б.М. Теплов.-М.: 1961.-С.186.

140. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов.- Изд. АПН РСФСР М.: 1947. 335с.

141. Узнадзе, Д.И. Психологические исследования / Д.И. Узнадзе. 1966. - 123с.

142. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л М. Фридман. М.: Просвещение - 1987. - 124с.

143. Фролова, Т.В. Индивидуальная поддержка школьников /

144. Т.В. Фролова // Воспитательная система школы: проблемы управления М. -1997-43с.

145. Фрумин, И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выражением. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под. Ред.чл. РАО О. С. Газмана. / Материалы всероссийской конференции. М., ВЦ «Инноватор», 1996г. С.26.

146. Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К.А. Хеллер. //Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: 1997 125с.

147. Хеннингсен, Ю. Автобиография и педагогика / Ю. Хеннингсон. -М.: 2000. 126с.

148. Хентова, С.В. Эмиль Гилельс / С. В. Хентова М.: Музыка. -1967.-280с.

149. Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности / М. А. Холодная. // Вопр. Психологии. 1993.-№1. - С.32-39.

150. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя / А.В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 320с.

151. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие / Г.М. Цыпин. -М.: 1984. 178с.

152. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. М., 1994. - 384с.

153. Чудасова, Л.А. Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х начала 30-годов XX века. Автореф. Дис .канд. пед. наук. М.,1996. 372с.

154. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В.Э. Чудновский. М.: Знание. - 1986. - 79с.

155. Чудновский, В.Э.Одаренность: дар или испытание / В.Э. Чудновский, B.C. Юркевич. -М : Знание, 1990. 75с.

156. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Щадриков. -1984.-87с.

157. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. — М.: Аспект Пресс, 2007 283с.

158. Шадриков, В. Д. О содержании понятий «способности и «одаренность» / В.Д. Щадриков // Психол. Журнал. 1982 - №5. - С.3-10.

159. Школяр, Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: Автореф.дис.канд. пед. Наук. М, 1999.43с.

160. Штерн, В. Умственная одаренность / В. Штерн. — С. Петербург-1997.- 128с.

161. Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1996. - №3. -С.34-43.

162. Шумакова, Н.Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения /

163. Н.Б. Шумакова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991 .-№ 1 (5). С.44 - 49.

164. Щебланова, Е.И. Современные люнгитюдные исследования одаренности / Е. И. Щебланова //Вопросы психологии 1994. - №:41. С.134-140.

165. Щедровицкий, Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры / Г.П. Щедровицкий М.: 1966.1. С. 145.

166. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе / Г.И. Щукина М.: Просвещение-1979.- 179с.

167. Экземплярский, В.М. Проблемы одаренности/ В.М. Экземплярский. -М.: 1923. 136с.

168. Эльконин, Д.Б. Избр. Психологические труды / Д.Б. Эльконин. -М.: 1989.

169. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. М.: Москва - Воронеж, 1995. - 416 с.

170. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: 1978 —141с.

171. Юдин, В.В. Педагогическая технология / В.В. Юдин. -Ярославль. 1997. - 324с.

172. Юркевич, B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей / B.C. Юркевич. М.: Просвещение.- 1996. — 136с.

173. Яворский, Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Б.Л. Яворский. -М.: 1972.-С.115-132.

174. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996 - 240с.

175. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И.С. Якиманская. //Вопросы психологии. -1995. -№4». С.31^42.

176. Якиманская, И.О. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И.О. Якиманская. // Вопросы психологии. - 1994. - №2. - С. 64-77.

177. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопр. психологии. — 1997. №4 —1. С.20-27.

178. Ярошевский, М.П. Идеи Б.М. Теплова о переживании как феномене культуры / М.П. Ярошевский // Вопр. психологии. 1997. — №4. — С.20-27.

179. Gardner, Н. Creative lives and creative works: a synthetic approach// R Stemberge, T. Tardif (eds) The nature of creativity. Cambridge: 1988/1. P. 298-324.

180. Gilford, Y.P. The nature of human intelligence N. Y.: Mc-Gaw Hill1967.

181. Torrance, E.P. Torrance tests of creative thinking. Normstechnical manual. Lexington, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.