Проза Захара Прилепина как социокультурный феномен: проблематика, поиск героя, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Рылова, Кристина Юрьевна

  • Рылова, Кристина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 185
Рылова, Кристина Юрьевна. Проза Захара Прилепина как социокультурный феномен: проблематика, поиск героя, поэтика: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Иркутск. 2018. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рылова, Кристина Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Патологии идентичности человека на войне

(роман «Патологии», 2004)

1.1. Трансформация литературной традиции в современной военной прозе

1.2. Преодоление травм военного опыта в романе «Патологии»

1.3. Отражение кризиса идентичности в структуре романа

Выводы первой главы

Глава 2. Самоактуализация личности в условиях

социокультурной трансформации в романе «Санькя» (2006)

2.1. Система ценностных ориентиров в романе

2.2. Реализация мотива дороги как духовного маршрута героя

2.3. Семантическая многоаспектность мотива игры в романе

2.4. Мотив безотцовщины как метафизического сиротства

поколения

Выводы второй главы

Глава 3. Исследование экзистенциальных тупиков в романах

Захара Прилепина 2010-х годов

3.1. Анамнез «недобытия» в романе «Черная обезьяна» (2011)

3.1.1. Воспроизведение картины ада как прием психологической характеристики персонажа

3.1.2. Деформация образов детства и семьи

3.1.3. Реализация идеи антропологического регресса

3.2. Проблема духовного самосохранения в условиях внутреннего ада

в романе «Обитель» (2014)

3.2.1. Оппозиция «сакральное/профанное» в хронотопе

Соловецкого монастыря

3.2.2. Онтология человека «без свойств»

3.2.3. Мотив наготы как катализатор истины

Выводы третьей главы

Глава 4. Процессы эпигенеза в репрезентации героев малой прозы

Захара Прилепина

4.1. Формирование доверия к миру в детстве и отрочестве

4.2. Параметры становления личности в юности и молодости

4.2.1. Принцип «эмоциональных качелей» в экспликации духовного маршрута героя

4.2.2. Этика «пацанства» в самоопределении героя

4.3. Становление социально-психологической зрелости героя

4.3.1.Постижение ценности бытия в сборнике «Семь

жизней»

Выводы четвертой главы

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Захара Прилепина как социокультурный феномен: проблематика, поиск героя, поэтика»

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные преобразования, происходящие в разных сферах общества на рубеже тысячелетий, обусловили изменения в ментальности нации и ее психологии и породили особый интерес гуманитарных наук к исследованию современной социокультурной ситуации. Динамика как положительных, так и отрицательных изменений определила основное направление социального анализа: фиксация слома ценностной системы в разных слоях общества и поиск актуальных духовных ориентиров.

Решение этих проблем тесно связано с современным литературным процессом, поскольку словесность всегда обращалась к общественно значимым событиям и явлениям, отмечая зависимость самоощущения конкретного человека от истории - смены политических систем, расшатывания социальных институтов, войн, революций и т.п. социальных потрясений. Литературное произведение само по себе - мощный конденсатор социокультурных смыслов, как наличных, так и ожидаемых, поскольку, по Ю.М. Лотману, это «сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, как информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности» [Лотман, 1992, с. 132]. Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин рассматривают литературу как особую социокультурную систему, принимающую на себя «функции репрезентации наиболее важных, фундаментальных, а в потенции "всех" представлений об обществе, мире и человеке, выступая субститутом культуры в целом» [Гудков, Дубин, 1994, с. 13].

Помимо этого, общественно-политическая деятельность мастеров отечественной словесности (А. Проханова, М. Веллера, С. Шаргунова, З. Приле-пина и др.), активизация читательского интереса к публицистическим жанрам, активное обсуждение в социальных сетях гражданской позиции писателей и их отдельных высказываний - обусловили внимание науки о литературе к отражению социальных процессов в художественном слове.

Отмечая сложный характер взаимодействия художественного текста с «внетекстовой» реальностью, Ю.М. Лотман указал на то, что художник, находясь в семиосфере культуры, неизбежно вступает в диалог с теми ценностными смыслами и ориентирами, которые транслирует эпоха [Лотман, 2001]. Иначе говоря, автор сам является «продуктом» культуры. Или, как пишет Н.Т. Рымарь, творческую волю автора определяют «ценностные ориентации и представления, принадлежащие системе культуры и художественного языка, в рамках которых художник мыслит, строит свои образы, с которыми он так или иначе вступает в глубоко внутренний и во многом не осознаваемый им самим диалог» [Рымарь, 1994, с. 146].

В процессе этого диалога осуществляется идентификация автора в социально-культурном пространстве, что становится возможным благодаря его повествовательной деятельности. Понятие «повествовательной идентичности» ввел П. Рикер, имея в виду то, что в художественном произведении знаки и символы культуры вырабатываются и преломляются через лингвистическое опосредование - через повествовательные стратегии и нарративы [Ри-кер, 1995, с. 19].

Эта идея получила дальнейшее развитие в современном литературоведении. Так, например, М.П. Абашева рассматривает персональную идентичность автора как «индивидуальные текстуальные стратегии авторства, исторически и социально стимулированные» [Абашева, 2001, с. 10]. Исследование проблемы авторского самосознания в тексте позволяет М.П. Абашевой сделать вывод о том, что «персональная идентичность, проявленная в художественно-дискурсивных практиках, формируется теми же процессами, что любая иная личностная идентичность» [Абашева, 2001, с. 10], то есть непосредственно связана с социальными и культурными установками личности.

Проблема авторской самоидентификации в работе Т.И. Печерской также представлена как социокультурная: обращаясь к анализу мемуаров, дневников, писем и беллетристики разночинцев, исследователь рассматривает

феномен разночинца не только в устоявшейся образной парадигме 1860-х годов, но и «сословное соотношение "разночинец-дворянин", общественные и идеологические ориентации личности, концепцию "нового человека" и автоконцепцию в структуре самосознания, психологическую рефлексию и идеологическую компенсацию личности» [Печерская, 2000, с. 4].

И.А. Якунина анализирует повествовательную идентичность в прозе А. Битова на жанровом, нарративном и образном уровнях в тесном контакте с анализом ключевых социально-культурных тенденций, определяющих литературный процесс 1960-1970-х годов [Якунина, 2009].

В исследовании художественного текста как социокультурного феномена значимую роль играет образ героя, репрезентирующий авторское отношение к проблеме идентичности личности и формирующий представление о системе общественно-культурных норм, ценностных установок, характерных для данного общества. Рассматривая образ героя как форму объективации социокультурного смысла, транслируемого автором, мы опираемся на идеи М.М. Бахтина, утверждающего мысль о том, что именно герой позволяет художнику «стать другим по отношению к себе самому, взглянуть на себя глазами другого» [Бахтин, 1979, с. 15]. Мировоззренческая позиция героя, его мысли и поступки являются формой непрямого диалога писателя с пространством социума и культуры, следовательно, служат задачам характеристики повествовательной активности автора.

Решение данной проблемы тесно связано с понятием нарративной стратегии, определяющей принцип соотношения «особенностей авторского повествования и типа дискурсной формации культуры» [Жиличева 2015, с. 7]. Исследование нарративной стратегии опирается на анализ как структурных, так и содержательных элементов нарратива, позволяющих реконструировать конфигурацию смыслов и ценностей сознания автора, что становится наиболее актуальным в период слома идентичности и формирования новых аксиологических установок.

З. Прилепин как писатель, публицист, активный общественный деятель, политик, музыкант, актер и телеведущий является одной из наиболее заметных фигур в современном социокультурном пространстве и, пожалуй, самым репрезентативным автором для исследования процесса «встраивания» личности в контекст эпохи.

Оценка творчества писателя в критике носит неоднозначный характер и колеблется от признания неоспоримого художественного достоинства при-лепинской прозы, занявшей достойное место не только в новейшей отечественной литературе, но и русской культуре вообще (П. Басинский, С. Беляков, А. Колобродов, В. Пустовая, А. Рудалев), до позиционирования его как беллетриста, ориентированного на коммерческий успех (А. Латынина, А. Немзер, И. Репьева). Противоречивость оценок творчества писателя-современника вполне закономерна: отсутствие временной дистанции между читателем, текстом и автором неизбежно порождает вопрос о доле субъективности в восприятии и анализе. Но о профессиональном признании З. При-лепина свидетельствует ряд престижных литературных премий, победителем и лауреатом которых он становился в разные годы: премия Бориса Соколова

(2004), премия газеты «Литературная Россия» (2004) и «Роман-газеты»

(2005), «Эврика» (2006), «Лучшая иностранная книга 2006-го года» (2007), «Ясная поляна» (2007), «Супер Нацбест» (2011), «Национальный бестселлер» (2005, 2006, 2008), «Русский Букер» (2006), «Русский Букер десятилетия» (2011), Бунинская премия (2009), «Большая книга» (2014), «Книга года» (2014), премия Правительства России в области культуры (2016).

Степень разработанности темы исследования. Общетеоретические положения теории нарратологии, учитывающие не только формальные аспекты речи, но и их семантику, были отражены в работах В. Шмида, В.И. Тюпы, О.А. Ковалева, Г.А. Жиличевой.

Проза З. Прилепина в последнее десятилетие стала предметом повышенного интереса как критики, так и литературоведения. И хотя монографии по творчеству писателя на сегодняшний день нет, конкретные аспекты поэ-

тики, проблематики и творческой парадигмы освещены в ряде диссертаций. В частности, в 2014 г. была защищена кандидатская диссертация Е.В. Гусевой «Концепция детства в творчестве Захара Прилепина»; в 2017 г. - кандидатская диссертация А.И. Малышевой «"Клинический реализм" Захара Прилепина». Помимо этого, проза З. Прилепина исследуется в контексте военной проблематики: в 2009 году Н.С. Выговской была защищена кандидатская диссертация «Молодая военная проза второй половины 1990 - начала 2000-х годов: имена и тенденции», а в 2013 году Д.В. Аристовым была представлена кандидатская диссертация «Русская батальная проза 2000-х годов: традиции и трансформации», материалом исследования которой послужили произведения А. Бабченко, И. Бояшова, Д. Гуцко, Г. Садулаева и З. Прилепина. «Новый реализм» как творческий метод писателя стал предметом исследования в диссертационных работах Е.М. Ротай («"Новый реализм" в современной русской прозе: художественное мировоззрение Р. Сенчина, З. Прилепина, С. Шаргунова», 2013) и А.А. Серовой («Новый реализм как художественное течение в русской литературе XXI века», 2015).

Следует также отметить книгу А. Колобродова «Захар» (2015), созданную к сорокалетию писателя и обозначенную в аннотации как «литературный портрет». Работа А. Колобродова содержит установку на объемную характеристику творческой личности писателя, но имеет не научный, а крити-ко-биографический характер.

Кроме того, своеобразие художественной прозы писателя освещено в многочисленных научных статьях, посвященных различным аспектам проблематики и поэтики: военной (М.П. Абашева, Д.В. Аристов, Л.В. Белоус, Е.В. Задонская, Л.А. Калиниченко, Т. Н. Маркова), лагерной (М.В. Александрова, В.А. Антонец, А.О. Большев) и деревенской (А.И. Богатырева, Т.Ю. Климова) темам, теме детства (Е.В. Гусева, Е.А. Московкина), проблеме национальной идентичности (И.Б. Ничипоров, Т.Г. Прохорова, М.В. Селеме-нева, Г.В. Скотникова), исследованию ценностной системы (Л.А. Калиниченко) и библейского интертекста (И.М. Попова), геопоэтике пространства

(А.С. Сазонова, М.В. Селеменева) и его метафизике (А.Б. Славина), архети-пической основе образов (В.Н. Романова, А.И. Малышева) и их символике (С.А. Ильина, С.В. Крылова, И.М. Попова), сюжетно-композиционной и мо-тивной структуре (А.Б. Славина, О.С. Сухих, А.А. Юферова, К.В. Штейнбах), жанровой проблеме (Е.Г. Местергази, А.А. Юферова), а также рассмотрению авторской стратегии взаимодействия с читателем (А.А. Сувров).

Практически в каждом критическом отзыве, тем более, в научной рефлексии о творчестве З. Прилепина выделяются социальные аспекты. М. Ли-повецкий, например, указывает на то, что литературное творчество автора неразрывно связано с идеей политического протеста [Липовецкий, 2012, с. 165]. В. Пустовая определяет З. Прилепина как писателя, отразившего противоречия культурного и общественного самосознания [Пустовая, 2011]. А.А. Серова свидетельствует о том, что З. Прилепин «с наибольшей силой и заостренностью выражает сущность социально-исторических процессов» [Серова, 2015, с. 217]. А.И. Малышева обращает внимание на «всеобъемлющий характер ценностного кризиса» в прилепинском повествовании [Малышева, 2016, с. 9]. А писатель Д. Гуцко в одном из интервью замечает, что с удовольствием бы почитал у З. Прилепина «что-то без идеологии совсем, без баррикад, задумчивое, рефлексивное» [Гуцко, 2007].

Вместе с тем системный анализ прилепинской прозы в аспекте социокультурной проблематики пока не стал предметом литературоведческого изучения, хотя интерес к такого рода исследованиям очевиден. Отметим, в частности, диссертации Г.Н. Боевой («Феномен Леонида Андреева и эпоха модерна: поэтика, рецепция, творческие взаимосвязи»), М.А. Литовской («Социохудожественный феномен В.П. Катаева»), Я.В. Сарычева («Творческий феномен В.В. Розанова и "новое религиозное сознание"»), С.С. Царего-родцевой («Роман Г.Д. Гребенщикова "Чураевы" в социокультурном контексте эпохи»), Ю.А. Сотниковой («А.В. Амфитеатров и его роман "Восьмидесятники" в социокультурном контексте 1880 - начала 1990 годов»), Т.О. Ма-ликовой («Своеобразие поэтического феномена "Высоцкий"»), Т.А. Дикун

(«Социальный роман А. Слаповского: жанровые модификации и эволюция героя»), Л.А. Артамоновой («"Дневник писателя" Ф.М. Достоевского как социокультурный феномен»).

Анализ литературного процесса в социокультурном преломлении также отражен в работах Л.П. Щенниковой («Русская поэзия 1880 - 1890-х годов как культурно-исторический феномен»), Т.Н. Бреевой («Концептуализация национального в русском историософском романе ситуации рубежно-сти»), Е.Е. Чебыкиной («Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты»), Т.С. Миловановой («"Лермонтовский человек" как философский и социокультурный феномен в русской литературе первой половины 1830-х годов»), Л.Д. Титаревой («Женская проза как феномен современной российской культуры»), Е.В. Панкратовой («Самиздат как социокультурный феномен. На материале прозы журнала "Часы"») и др.

«Социальность» прилепинской прозы восходит к эстетике «нового реализма», в основе которого лежит стремление молодых писателей «дистанцироваться от массовой культуры <...> и продемонстрировать верность "жизни", "социальности", "историчности", "автобиографичности"» [Ротай, 2013, с. 21]. В эссе «Клинический реализм в поисках идентификации», определяя нерегулярным термином творческую парадигму С. Шаргунова, Р. Сенчина, Г. Садулаева, А. Рубанова, З. Прилепин открыто декларирует свою приверженность реалистическому методу. В качестве ключевой проблемы социума и творчества писатель называет кризис ценностного сознания и необходимость утверждения традиционной системы духовно-нравственных ориентиров - поиск позитивных форм идентичности.

Действительно, важнейшей составляющей прилепинского повествования становится изображение человека в экстремальной социальной ситуации: в «Патологиях» герой проходит испытание войной; в романе «Санькя» - революцией; в «Обители» сталкивается лицом к лицу с тоталитарной системой; в «Черной обезьяне» - с собственным «внутренним адом»; в произведениях

малой прозы («Грех», «Ботинки, полные горячей водкой», «Восьмерка», «Семь жизней») кризисные явления растворены в самой повседневности.

Как указывает Е.А. Василевич, автор «пытается создать новую для современной литературы картину мира, которая свидетельствует о преодолении кризиса и формировании нового героя - стойкого и сильного, противостоящего широко распространенным в прозе 1980 - конца 1990-х моделям героя, уже исчерпавшим себя» [Василевич, 2011, с. 159].

Следовательно, обращение к прозе З. Прилепина как к социокультурному феномену не только находится в русле одного из наиболее востребованных направлений современного литературоведения, но и отвечает таким насущным запросам общества, как формирование общественного идеала, поиск национальной идеи и «героя нашего времени», выявление условий личностного самоопределения, идентификации и ценностно-смыслового выбора. Это определяет актуальность диссертационного исследования.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые представлен опыт системного анализа прозы З. Прилепина в широком контексте социокультурной проблематики:

- описаны способы художественной концептуализации социокультурного контекста в повествовательных стратегиях автора: проблемно-тематическое содержание прозы, композиционная, мотивная и образно-символическая структура нарратива, приемы репрезентации психологизма и публицистического начала;

- выявлена типология героев - носителей ценностных установок и духовно-нравственных ориентиров, актуальных для современного социокультурного пространства и отражающих авторское самосознание;

- проанализирован художественный материал прилепинской прозы, ранее не исследованный в литературоведении (сборник рассказов «Семь жизней»).

Объектом исследования является художественная проза З. Прилепина как метадискурс, эксплицирующий актуальную социокультурную проблематику.

Предмет исследования - идейно-тематический, сюжетно-композиционный, мотивно-образный и повествовательный уровни прилепин-ского художественного высказывания о мире, обеспечивающие ему остросоциальное звучание и характеризующие авторское сознание.

Решение интердисциплинарной проблемы на стыке нескольких самостоятельных гуманитарных наук с собственными предметом и методологией требует принципиального уточнения цели диссертационного исследования, которая состоит в описании способов художественной концептуализации социокультурного контекста в прозе З. Прилепина в двух аспектах: автор -продукт своей эпохи и ретранслятор ее чаяний и сами акты коммуникации с читателем - т.е. стратегии «диалога» с современником.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

- рассмотреть базовые способы воплощения в тексте социокультурного контекста, дающие представление о повествовательной идентичности автора, в частности:

- исследовать идейно-тематический, композиционно-образный уровни повествования и роль реалистического способа отражения действительности в характеристике творческой личности З. Прилепина;

- представить типологию «героев нашего времени» в повествовании;

- проследить процесс становления самосознания, самоопределения и идентификации прилепинского героя в условиях деформации социокультурного климата - войны, революции, снижения духовных запросов нации;

- для уточнения авторской аксиологии проанализировать художественно-смысловую нагрузку сквозных мотивов (дорога, мост, река, грех, игра, безотцовщина, нагота и др.), функциональную роль деформации

архетипических образов (мать, дитя, детство), а также идейно-

смысловое назначение бытийных антиномий в структуре нарратива.

Для реализации поставленных задач были избраны следующие методы исследования: культурно-исторический метод, предполагающий учет вне-художественных факторов: национального фундамента личности, а также влияние на нее исторического момента и социокультурной среды; феноменологический метод, реконструирующий ценностно-смысловое содержание авторского сознания через анализ тематики, проблематики, мотивно-образного строя в структурах повествования, иначе - «стратегии творческого поведения» [Тюпа, 2009, с. 106] и их редукцию в читательском восприятии; а также типологический метод, связанный с выявлением модификаций героя в прозе З. Прилепина.

Методологической базой работы стали исследования в области нарра-тологии, учитывающие не только структуры повествования, но и их семантическую нагрузку (Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, В.И. Тюпа, М.П. Абашева, О.А. Ковалев, Г.А. Жиличева).

Материалом диссертации послужил весь корпус художественной прозы З. Прилепина: романы «Патологии» (2004), «Санькя» (2006), «Черная обезьяна» (2011), «Обитель» (2014), сборники «Грех» (2007), «Ботинки, полные горячей водкой» (2008), «Восьмерка» (2012) и «Семь жизней» (2016).

Положения, выносимые на защиту:

1. Повествовательная идентичность автора выявляется, прежде всего, на проблемно-тематическом уровне. Социокультурное содержание темы «человек на войне» в романе «Патологии» раскрывается у З. Прилепина через соотношение с литературной традицией. Изменение характера военных действий на «несправедливой войне» ставит вопрос о поиске новой идентичности, гарантирующей восполнение утраченных бытийных смыслов. Обозначенная на уровне композиции и мотивно-образной системы романа оппозиция «жизнь / смерть» напрямую соотносится с проблемой духовного возрождения или нравственной инволюции. Преодоление внутреннего кризиса ав-

тор связывает с восстановлением родовых корней и мучительным избывани-ем комплекса «бойца».

2. Ансамбль ключевых образов и мотивов романа «Санькя» воспроизводит социокультурный климат современности. В повествовании Прилепина чувство метафизического сиротства, беспочвенности и симулятивности окружающего мира связано с рассогласованием аксиологической программы молодого поколения с ценностно-смысловым содержанием цивилизации. Самоактуализация личности в условиях социального и культурного кризиса в романе «Санькя» осуществляется через радикальные и маргинальные проявления внеинституциональных сфер жизни. Импульс поиска духовных констант и противления хаосу окружающей действительности порождает парадоксальную формулу протеста, представляющую асоциальность поведения высшей формой проявления гражданственности.

3. В романе «Черная обезьяна» причина дисгармонии мира кроется в природе самого человека и в его сознании, порождающем чудовищные фантазии. Оппозиция бытийных категорий (добро / зло, любовь / ненависть, черное / белое, детское / взрослое) становится ведущим принципом повествования, отображающим процесс онтологической неуверенности автора и духовной стагнации героя, для которого патологии выморочной действительности обретают статус нормы.

4. Центральной проблемой романа «Обитель» становится самосохранение личности в условиях внешнего и внутреннего ада. Духовное восхождение или нравственная гибель зависят не только от системы, но и от внутренних механизмов реагирования человека на травматический опыт. Дихотомия сакрального и профанного обрисовывает вектор пути героя, балансирующего между полярными точками веры и безверия, вины и греха, бунта и смирения. Путь спасения, связанный с верой, покаянием и жертвенностью, признается в «Обители» экзистенциально значимым, но витально безнадежным.

5. Процесс возрастного и духовного становления героя в малой прозе З. Прилепина позволяет обозначить систему социально-культурных ориентиров

личности в разных проявлениях и в развитии. Кажущаяся безусловной «па-цанская» идентичность (инициация экстримом, войной, революцией, маргинальным поведением) в итоге отвергается. Гарантией разрешения внутренних противоречий оказываются традиционные ценности: родовая преемственность, семья, чувство долга.

Теоретическая значимость исследования. Предложенный в диссертации подход к изучению творчества З. Прилепина предлагает алгоритм анализа художественной прозы как социокультурного феномена с учетом авторской повествовательной стратегии: идейно-тематических предпочтений, сю-жетно-композиционных решений, осознанного и спонтанного выбора мотив-но-образного строя в структуре нарратива. Обращение к нарративным стратегиям определяет решение таких концептуальных для современного литературоведения задач, как идентификация автора и создание типологии героя-современника.

Практическая значимость диссертации связана с двумя аспектами. Во-первых, работа учитывает современные тенденции отечественного литературного процесса и может быть использована для подготовки лекционных и практических занятий по истории новейшей русской литературы, а также при разработке спецкурса по творчеству З. Прилепина. Во-вторых, конкретные наблюдения над поэтикой прозы писателя могут послужить практическим материалом при изучении отдельных аспектов теории литературы.

Степень достоверности и апробация результатов. Материалы исследования были представлены на 9 научных конференциях в Иркутске, Краснодаре, Самаре: научная конференция по итогам смотра НИР и НИРС гуманитарно-эстетического факультета ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (Иркутск, 2016, 2017, 2018), Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационная образовательная деятельность: от теории к практике» (Иркутск, 2016, 2017), XXIV Региональная научно-практическая конференция «Кудрявцевские педчтения» (Иркутск, 2017), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участи-

ем «XXV Кудрявцевские педагогические чтения» (Иркутск, 2018), II Международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Краснодар, 2016), V Международная научная конференция «Современная филология» (Самара, 2017).

Основные положения диссертации отражены в девяти публикациях, четыре из которых - в сборниках, рецензируемых ВАК.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационная работа посвящена литературоведческому исследованию прозы З. Прилепина в контексте социокультурной проблематики. Полученные результаты соответствуют формуле специальности 10.01.01 - русская литература, пунктам 4 и 8 области ее исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, структурированных разделами и параграфами, заключения и библиографического списка, включающего 141 источник. Общий объем работы - 185 страниц.

Во введении обосновывается актуальность и новизна темы исследования, а также степень ее разработанности; определяются предмет, объект, цель и задачи диссертационной работы, раскрывается ее теоретическая и практическая значимость, методологические принципы, манифестируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассматривается роман З. Прилепина «Патологии» как явление, порожденное социокультурной ситуацией в стране, и как художественный рефлектор этой ситуации, отражающий в сложной повествовательной форме самоощущение, смыслополагание и сложности идентификации личности в противоестественных условиях «чужой» войны, а также философские и психологические аспекты преодоления «военного» комплекса в сознании автора и героя.

Во второй главе исследуется бытийное самоопределение поколения, мужающего в ситуации социального и культурного кризиса в романе «Сань-кя». Получившие каждый свою социально-психологическую травму, герои не

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рылова, Кристина Юрьевна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Источники

а) художественная литература

1. Бабченко А. Алхан-Юрт / А. Бабченко [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.ru/MEMUARY/CHECHNYA/babchenko2.txt (дата обращения: 08.05.2018).

2. Быков Д. Июнь / Д. Быков. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017.

3. Довлатов С. Малое собрание сочинений / С. Довлатов. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016.

4. Прилепин З. Восьмерка / З. Прилепин. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015.

5. Дышев А. Разведрота / А. Дышев [Электронный ресурс]. - URL: https://libking.ru/books/det-/det-action/108762-andrey-dyshev-razvedrota.html (дата обращения: 08.05.2018).

6. Прилепин З. Грех: рассказы / З. Прилепин. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015.

7. Прилепин З. Обитель: роман / З. Прилепин. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015.

8. Прилепин З. Патологии: роман / З. Прилепин. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015.

9. Прилепин З. Патологии / З. Прилепин [Электронный ресурс]. - URL: lib.ru>Мемуары и воспоминания>Вячеслав Миронов^н^^М (дата обращения: 08.05.2018).

10. Прилепин З. Санькя / З. Прилепин. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015.

11. Прилепин З. Семь жизней: рассказы / З. Прилепин. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016.

12. Прилепин Черная обезьяна / З. Прилепин. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015.

13. Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает войны / Г. Садулаев [Электронный ресурс]. - URL: https://fanread.ru/book/3880707/?page=13 (дата обращения: 08.05.2018).

14. Шурыгин В. Записки мертвого капитана / В. Шурыгин [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.ru/MEMUARY/CHECHNYA/died_captain_letters.txt (дата обращения: 08.05.2018).

б) критика

15. Абашева М. П. Книга как симптом / М. П. Абашева, В. В. Абашев // Новый мир. - 2016. - № 5. - С. 177-182.

16. Андреева О. Как важно идти, не закрывая глаз / О. Андреева // Эксперт. - 2016. - № 3. - С. 86-88.

17. Архангельский А. Терки богов / А. Архангельский // Огонек. - 2008. - № 38. - С. 52.

18. Басинский П. Не будите черных обезьян. О новом романе Захара Прилепина и спорах о нем / П. Басинский // Российская газета. -2011. - № 5512 (136) [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2011/06/27/kniga.html (дата обращения: 08.05.2018).

19. Басинский П. Новый горький явился / П. Басинский // Российская газета. - 2006. - № 4066. - С. 4.

20. Басинский П. Остановись, отец! / П. Басинский // Российская газета -

https://rg.ru/2016/03/28/pavel-basinskij-kniga-kotor plohaia-kniga.html (дата обращения: 10. 05. 2018)

pereskazat

21. Беляков С. Заговор обреченных, или Захар Прилепин как зеркало несостоявшейся революции / С. Беляков // Новый мир. - 2006. - № 10. - С. 171-175.

22. Брейнингер О. Суровое «барокко»: новый исторический роман / О. Брейнингер // Лиterraтура. - 2018. - № 115 [Электронный ресурс]. -URL: http://literratura.org/criticism/1451-olgab.html (дата обращения: 08.05.2018).

23. Быков Д. Черный человек Прилепина / Д. Быков // Новая газета. -2011. - № 56 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/05/26/5366-chernyy-chelovek-prilepina (дата обращения: 08.05.2018).

24. Гаррос А. Роман с революцией / А. Гаррос // Новая газета. - 2006. -№ 35 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2006/05/15/29278-roman-s-revolyutsiey (дата обращения: 08.05.2018).

25. Гликман К. Новый, талантливый, но. Захар Прилепин / К. Гликман // Вопросы литературы. - 2011. - № 2. - С. 184-194.

26. Гуга В. Лирика жести / В. Гуга // Ваш досуг. - 2007. - № 40 (543) [Электронный ресурс]. - URL: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/greh/vash-dosug.html (дата обращения: 08.05.2018).

27. Данилкин Л. Захар Прилепин «Санькя». «Мать» без электричества / Л. Данилкин // Афиша. - 2006 (05.04). - С. 3-4.

28. Данилкин Л. Захар Прилепин: «Черная обезьяна - это не про негров» / Л. Данилкин // Афиша. - 2011 (17.05) [Электронный ресурс]. - URL: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/intervyu/afisha3.html (дата обращения: 08.05.2018)

29. Колобродов А. «Авиатор»: под крылом фанеры / А. Колобродов. -2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://rara-rara.ru/menu-texts/aviator_pod_krylom_iz_fanery (дата обращения: 05. 05. 2018).

30. Колобродов А. Захар / А. Колобродов. - М.: Издательство АСТ, 2015. - 509 с.

31. Колобродов А. Перпендикулярная реальность / А. Колобродов // Свободная пресса. - 3. 04. 2016. [Электронный ресурс]. - URL: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-knige-sem-zhiznej/svobodnaja-pressa-03042016.html (дата обращения: 10. 05. 2018).

32. Костырко С. По кругу / С. Костырко // Новый мир. - 2006. - № 10. -С. 175-182.

33. Крижановский Н. Такие «пацанские» рассказы. / Н. Крижановский // Литературная Россия. - 2009. - № 38 [Электронный ресурс]. - URL: https://litrossia.ru/archive/item/3774-oldarchive (дата обращения: 08.05.2018).

34. Курицын В. В бочке дегтя / В. Курицын // Однако. - 2011. - № 21 (85) [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. odnako. org/almanac/material/v-bochke-degtya/comments/ (дата обращения: 08.05.2018).

35. Кучерская М. Сборник Захара Прилепина «Восьмерка»: пацан стал отцом / М. Кучерская // Ведомости. - 2012. - № 41 (3055). - С. 6.

36. Латынина А. «Даже уж не знали, за что похвалить.» / А. Латынина // Новый мир. - 2011. - № 10. - С. 158-165.

37. Липовецкий М. Политическая моторика Захара Прилепина / М. Липовецкий // Знамя. - 2012. - № 10. - С. 165-183.

38. Максимов А. Обитель - мир без любви / А. Максимов // Российская газета. - 2014. - № 6376. (104) [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2014/05/12/maksimov.html (дата обращения: 05.05.2018).

39. Пустовая В. Матрица бунта. Захар Прилепин и Роман Сенчин в традиции интеллигентского самосознания в России / В. Пустовая // Континент. - 2009. - №. 140. - С. 433-463.

40. Пустовая В. Родины дым / В. Пустовая // Октябрь. - 2011. - № 8. - С. 150-160.

41. Пустовая В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель / В. Пу-стовая // Новый мир. - 2005. - № 5. - С. 151-172.

42. Ремизова М. Война внутри и снаружи / М. Ремизова // Октябрь. -2002. - № 7. - С. 182-189.

43. Репьева И. Без комплиментов. О творчестве Захара Прилепина / И. Репьева [Электронный ресурс]. - URL: http://rospisatel.ru/repjova-prilepin.htm (дата обращения: 08.05.2018).

44. Рудалев А. Апокалипсис уже наступил / А. Рудалев // Урал. - 2011. -№ 9 [Электронный ресурс]. - URL: http://magazines.russ.ru/ural/2011/9/ru13.html (дата обращения: 08.05.2018).

45. Рудалев А. Неживая материя замороженного «Авиатора» / А. Рудалев // Свободная пресса [Электронный ресурс]. - URL: https://svpressa.ru/blogs/article/147045/ (дата обращения: 08.05.2018).

46. Рудалев А. «Обитель» великого перелома / А. Рудалев // Лиterraтура. - 2018. - № 115 [Электронный ресурс]. - URL: http://literratura.org/criticism/470-andrey-rudalev-obitel-velikogo-pereloma.html (дата обращения: 08.05.2018).

47. Рудалев А. Обитель человеческих душ / А. Рудалев // Литературная Россия. - 2014. - № 15 [Электронный ресурс]. - URL: https://litrossia.ru/archive/item/8003-andrej-rudaljov (дата обращения: 08.05.2018).

48. Рудалев А. Обыкновенная война. Проза о чеченской кампании / А. Рудалев //Дружба народов. - 2006. - № 5. - С. 194-201.

49. Рудалев А. Поедая собственную душу / А. Рудалев // Континент. -2009. - № 139. - С. 452-465.

50. Рудалев А. Слышать рифмы жизни / А. Рудалев // Урал. - 2016. - № 10 [Электронный ресурс]. - URL: http: //magazines.russ. ru/ural/2016/10/slyshat-rifmy-zhizni .html (дата обращения: 08.05.2018).

51. Секретов С. Ровестник века (о книге Евгения Водолазкина) / С. Секретов // Homo Legens. - 2016. - № 2 [Электронный ресурс]. -URL: http: //magazines.rus s .ru/homo_l egens/2016/2/rovesnik-veka.html (дата обращения: 08.05.2018).

52. Сенчин Р. Два в одном / Р. Сенчин // Литературная Россия. - 2011. -№ 22 [Электронный ресурс]. - URL: http://old.litrossia.ru/2011/22/06221.html (дата обращения: 08.05.2018).

53. Сычиков Я. Лишняя пара берцев / Я. Сычиков // Знамя. - 2016. - № 9 [Электронный ресурс]. - URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2016/9/lishnyaya-para-bercev.html (дата обращения: 08.05.2018).

54. Татаринов А. Прилепин и Шаров / А. Татаринов // Парус. - 2011. -URL: http://zaharprilepin. ru/ru/pressa/smi-o-romane-chj ornaj a-obezjana/parus.html (дата обращения: 10. 05. 2018).

55. Филиппов Д. Выше крыши / Д. Филиппов // Литературная Россия. -2016. - № 17 [Электронный ресурс]. - URL: https://litrossia.ru/item/8959-vyshe-kryshi (дата обращения: 08.05.2018).

56. Фролов И. Закон сохранения страха. «Грех» Захара Прилепина как национальный бестселлер / И. Фролов // Континент. - 2009. - № 139. - С. 435-451.

в) интервью

57. Беседин П. Захар Прилепин: «В каком-то смысле я был выродок, конечно.» / П. Беседин. - 27. 07. 2012 [Электронный ресурс]. -URL: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/intervyu/thankyouru.html (дата обращения: 08.05.2018).

58. Гуцко Д. «Все, что несмертельно - скучно»: интервью Захара При-лепина с Денисом Гуцко / Д. Гуцко. - 16. 02. 2007 [Электронный ресурс]. - URL: http://zaharprilepin.ru/ru/litprocess/intervju-o-

literature/denis-gutsko-vse-chto-nesmertelno-skuchno.html (дата обращения: 07. 05. 2018).

59. Каданер А. «Апокалипсис уже наступил»: интервью с писателем Захаром Прилепиным / А. Каданер. - 11. 05. 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/intervyu/lentaru2.html (дата обращения: 10. 05. 2018).

60. Козлов Ю. Отзывы / Ю. Козлов. - 30. 08. 2005 [Электронный ресурс].

- URL: http://zaharprilepin.ru/ru/otzyvy/ (дата обращения: 22. 03. 2017).

61. Немзер А. «Циничную халтуру я не люблю. Рецензии не будет» / А. Немзер. - 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-romane-chjornaja-obezjana/rossijskaja-gazeta.html (дата обращения: 08.05.2018).

62. Прилепин З. «Это нормально для русского человека - легкая подлова-тинка» / З. Прилепин. - 18. 04. 2014 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/library/articles/2014/04/18/intervyu-zahar-prilepin-pisatel (дата обращения: 10. 05. 2018).

Научные источники

63. Абашева М. П. Литература в поисках лица. Русская проза конца XX века: становление авторской идентичности / М. П. Абашева. -Пермь: Издательство Пермского университета, 2001. - 319с.

64. Александрова М. В. Пространство «Обители» как основание бытия в романе З. Прилепина / М. В. Александрова, В. А. Антонец // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - С. 312-317.

65. Аристов Д. В. Концепция героического в прозе Захара Прилепина (роман «Патологии») / Д. В. Аристов // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2012. - № 2.

- С. 26-36.

66. Аристов Д. В. «Окопная правда» - вчера и сегодня / Д. В. Аристов // Филологический класс. - 2010. - № 23. - С. 30-35.

67. Аристов Д. В. О природе реализма в современной русской прозе (2000-е годы) / Д. В. Аристов // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - № 2 (14). - С. 169-175.

68. Аристов Д. В. Русская батальная проза 2000-х годов: традиции и трансформации: автореф. дисс. .канд. филол. наук / Д. В. Аристов. - Пермь, 2013. - 20 с.

69. Ахметова Г. Д. Языковое пространство современного русского романа (на материале романа в рассказах «Грех» Захара Прилепина) // Гуманитарный вектор. - 2009. - № 3. - С. 107-114.

70. Бахтин М. М. Эпос и роман / Бахтин М. М. - СПб.: Азбука, 2000. -304 с.

71. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 421 с.

72. Богатырева А. И. Деревня в творчестве Захара Прилепина (на материале романа «Санькя» и сборника рассказов «Ботинки, полные горячей водкой») / А. И. Богатырева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. -№ 3. - С. 9-13.

73. Большев А. О. Роман Захара Прилепина «Обитель» в контексте тю-ремно-лагерной русской прозы XX века / А. О. Большев // Филология и культура. - 2016. - № 4 (46). - С. 129-138.

74. Василевич Е. А. Жанровые особенности романа Захара Прилепина «Санькя» / Е. А. Василевич // Русская литература. Исследования: сборник научных трудов. - 2013. - Вып. XVII. - С. 162-174.

75. Василевич Е. А. Критическая рецепция творчества Захара Прилепина / Е. А. Василевич // Русская литература. Исследования. - 2011. -Вып. XV. - С. 156-165.

76. Веретенников Н. Я. Личностное самоопределение и современность: ценностный аспект / Н. Я. Веретенников // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2007. -Вып. 2. - С. 20-27.

77. Выговская Н. С. Молодая военная проза второй половины 1990 -начала 2000-х годов: имена и тенденции автореф. дисс. .канд. фи-лол. наук / Н. С. Выговская. - Москва, 2009. - 26 с.

78. Гудков Л. Д. Литература как социальный институт. Статьи по социологии литературы / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин. - М.: Новое литературное обозрение, 1994. - 352 с.

79. Гусева Е. В. Концепция детства в творчестве Захара Прилепина: дисс. .канд. филол. наук / Е. В. Гусева. - Москва, 2014. - 222 с.

80. Гусева Е. В. Мотив детских страданий в рассказе З. Прилепина «Белый квадрат» / Е. В. Гусева // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 2. - С. 280-283.

81. Гусева Е. В. Своеобразие мира детства в романе З. Прилепина «Санькя» / Е. В. Гусева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 7 (25). - С. 51-56.

82. Жиличева Г. А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920-1950-х г.): автореф. дисс. .докт. филол. наук / Г. А. Жиличева. - Москва, 2015. - 50 с.

83. Задонская Е. В. Захар Прилепин: модели и стратегии апелляции к литературной традиции / Е. В. Задонская // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. - 2014. - № 3. - С. 310314.

84. Иванова И. С. Концепт «человек» в романе Захара Прилепина «Обитель» / И. С. Иванова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 10 (64). - С. 90-96.

85. Ильина С. А. Специфика онейрического хронотопа в романе З. При-лепина «Обитель» / С. А. Ильина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 5 (59). - С. 13-20.

86. Имихелова С. С. Современная русская проза / С. С. Имихелова, О. А. Колмакова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - 182 с.

87. Калиниченко Л. А. Мифопоэтика произведений З. Прилепина (на примере романов «Черная обезьяна» и «Патологии») / Калиниченко Л. А. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 7 (49). - С. 83-86.

88. Калиниченко Л. А. Проблема противопоставления ценностных систем автора и героя в контексте трансформации ценностей современного российского общества (на примере романов Захара Прилепина «Сань-кя», «Черная обезьяна») / Л. А. Калиниченко // Альманах Современной науки и образования. - 2013. - № 12 (79). - С. 79-84.

89. Климова Т.Ю. Притча в системе художественного мышления В. Ма-канина: монография / Т.Ю. Климова. - Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010. - 217 с.

90. Климова Т. Ю. Топосы деревни в малой прозе З. Прилепина / Т. Ю. Климова // Русский язык и литература в образовательном пространстве азиатского региона: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию со дня образован. каф. рус. яз. и общ. языкознан., каф. рус. и заруб. лит. БГУ. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2017. - С. 8287.

91. Крылова С. В. Образ-символ чайки в романе З. Прилепина «Обитель» / С. В. Крылова // Словесное искусство Серебряного века и русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»): сборник статей по итогам II Международной научной конференции. - 2016. - С. 219-224.

92. Кубанова А. А. Идеи жизни. Смерти и счастья как объединяющие роман в рассказах З. Прилепина «Грех» // Научный вестник Кубанского госуниверситета. - 2016. - № 1 (2). - С. 81-84.

93. Купер Дж. Энциклопедия символов / Дж. Купер. - М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995. - 401 с.

94. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: учебное пособие для высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 1: 19531968 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 413с.

95. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: учебное пособие для высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 2: 1968 -1990 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 688 с.

96. Леонов Н. И. Социально-психологическая зрелость личности: инте-гративный подход / Н. И. Леонов, М. М. Главатских // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - Т. 14 (1). - С. 55-60.

97. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. - Таллинн: Александра, 1992. -479 с.

98. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 2001. - 703 с.

99. Малышева А. И. Бог Отец и отец в художественном мире Захара Прилепина / А. И. Малышева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2015. -№ 4. - С. 45-48.

100. Малышева А. И. «Клинический реализм» Захара Прилепина: дисс. .канд. филол наук / А. И. Малышева. - Воронеж, 2016. - 185 с.

101. Маркова Т. Н. Русская военная проза 1990 - 2000-х годов / Т. Н. Маркова // Филологический класс. 2015. - № 1 (39). - С. 12-16.

102. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008.

- 352 с.

103. Местергази Е. Г. Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех» // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 70-летию доктора филологических наук, профессора В.В. Бадикова.

- Алматы, 2009. - С. 191-195.

104. Московкина Е. А. Мотив детства в романе Захара Прилепина «Сань-кя» / Е. А. Московкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3 (168). - С. 145-151.

105. Московкина Е. А. Роман Захара Прилепина «Санькя»: между тенденциозностью и исповедальностью / Е. А. Московкина // Культура и текст. - 2015. - № 3 (21). - С. 159-181.

106. Ничипоров И. Б. Эхо революционного взрыва в русской литературе XXI века: роман З. Прилепина «Санькя» / И. Б. Ничипоров // Пушкинские чтения-2017. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст: материалы XXII международной научной конференции. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. -С. 131-136.

107. Печерская Т. И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века: феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики (мемуары, дневники, письма, беллетристика): автореф. дисс. ... докт. филол. наук / Т. И. Печерская. - Томск, 2000. - 34 с.

108. Попова И. М. Амплитуда исторического пути России сквозь призму трансформированных концептов «Правда Господня» и «своя правда» по роману З. Прилепина «Обитель» / И. М. Попова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 12 (54). - С. 144-150.

109. Прохорова Т. Г. Формы проявления национальной идентичности в романе Захара Прилепина «Санькя» / Т. Г. Прохорова // Филология и культура. - 2013. - № 2 (32). - С. 196-199.

110. Рикер П. Повествовательная идентичность / П. Рикер // Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. - М.: AO «KAMI», 1995. - С. 19-37.

111. Романова В. Н. Архетипическая основа образов в прозе Захара Прилепина / В. Н. Романова // Актуальные поблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 2. - С. 169-171.

112. Ротай Е. М. Актуализация современного литературного процесса в рецепции романов З. Прилепина («Санькя») и Р. Сенчина («Елтыше-вы») / Е. М. Ротай // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 9. - С. 155-159.

113. Ротай Е. М. «Новый реализм» в современной русской прозе: художественное мировоззрение Р. Сенчина, З. Прилепина, С. Шаргунова: автореф. дисс. .канд. филол. наук / Е. М. Ротай. - Краснодар, 2013. - 23 с.

114. Рылова К. Ю. Композиционное своеобразие романа З. Прилепина «Патологии» / К. Ю. Рылова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 10 (1) - С. 203-207.

115. Рылова К. Ю. Трансформация литературной традиции в современной прозе о войне (на примере романа «Патологии» З. Прилепина) / К. Ю. Рылова //Актуальные проблемы филологии: II Международная научная конференция. - Краснодар, 2016. - С. 60-64.

116. Рылова К. Ю. Эстетика сюрреализма в репрезентации антиномий бытия: «Черная обезьяна» З. Прилепина/ К. Ю. Рылова // Современная филология: V Международная научная конференция. - Самара, 2017. - С. 22-25.

117. Рымарь Н. Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев. - Воронеж: Логос-Траст, 1994. -262 с.

118. Сазонова А. С. Геопоэтика пространства в художественной системе романа Захара Прилепина «Обитель» / А. С. Сазонова // Диалог культур: поэтика локального текста: материалы V Международной научной конференции. - Горно-Алтайск, 2016. - С. 63-67.

119. Селеменева М. В. Пространственные образы романа З. Прилепина «Санькя» / М. В. Селеменева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2014. - № 3. - С. 63-71.

120. Селеменева М. В. Тема русского бунта в романе З. Прилепина «Санькя» / М. В. Селеменева // Пушкинские чтения-2014. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: Материалы XIX международной научной конференции, 2014.

- С. 214-219.

121. Середа И. А. Тип «лагерника в повести В. Маканина «Буква "А"»_/ И. А. Середа // Мова i лггаратура у ХХ1 стагоддзг актуальныя аспекты даследавання: матэрыялы II Рэсп. навук.-практ. канф. маладых вучо-ных, Мшск, 22 сак. 2013 г. / Беларус. дзярж. ун-т., выд. цэнтр БДУ; адк. рэд.: П. I. Навойчык. - Мшск, 2013. - С. 261-265.

122. Серова А. А. Новый реализм как художественное течение в русской литературе XXI века: дисс. канд. филол. наук / А. А. Серова. - Нижний Новгород, 2015. - 290 с.

123. Скотникова Г. В. Русское чувство Родины. Роман Захара Прилепина «Санькя» / Г. В. Скотникова // Вестник науки и образования. - 2015.

- № 5 (7). - С. 130-134.

124. Славина А. Б. «Грех» Захара Прилепина: семантика заголовка в контексте образа главного героя / А. Б. Славина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (66). - С. 140-143.

125. Славина А. Б. Роман З. Прилепина «Обитель»: метафизическое пространство Соловков / А. Б. Славина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 92-95.

126. Сорокина Т. Е. Становление современного героя в пространстве художественной историософии Захара Прилепина / Т. Е. Сорокина // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2010. - № 3. - С. 16-26.

127. Старикова Л. С. «Лагерная проза» в контексте русской литературы XX века: понятие, границы, специфика / Л. С. Старикова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2 (62). -С. 169-174.

128. Суворов А. А. «Пограничный лиризм» Захара Прилепина: автор и читатель в прозе рубежа ХХ-ХХ1 веков / А. А. Суворов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2016. - Т. 16. - Вып. 3. - С. 326-333.

129. Сухих О. С. Роман З. Прилепина «Обитель»: поэтика художественного эксперимента / О. С. Сухих // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2015. - № 1. - С. 297-304.

130. Сухих О. С. «Очень современные книги» (о традициях Ф. М. Достоевского и М. Горького в романе Захара Прилепина «Санькя») / О. С. Сухих // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2008. - № 6. - С. 290-296.

131. Труфанова Е. О. Человек в лабиринте идентичностей / Е. О. Труфа-нова // Вопросы философии. - 2010. - № 2. - С. 13-22.

132. Тюпа В.И. Литература и ментальность / В. И. Тюпа. -М.: Вест-Консалтинг, 2009. - 273 с.

133. Шикова Р. Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации / Р. Ю. Шикова // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: филосо-

фия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - Вып. 1. - С. 109-113.

134. Штейнбах К. В. Мотив насилия в прозе З. Прилепина / К. В. Штейн-бах // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 4/1. - С. 185-189.

135. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

136. Юферова А. А. Идея тождественности человеческого и звериного микрокосма в прозе Захара Прилепина / А. А. Юферова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 4 (1). - С. 353-358.

137. Юферова А. А. Мотив качелей в прозе Захара Прилепина / А. А. Юферова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - № 4 (1). - С. 328-331.

138. Юферова А. А. Проблема жанрового определения книги Захара Прилепина «Грех» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 4 (2). - С. 997-999.

139. Якунина И. А. Повествовательная идентичность в прозе А. Битова 1960-х - 1970-х гг.: автореф. дисс. .канд. филол. наук / И. А. Якунина. - Магнитогорск, 2009. - 19 с.

140. McLoughlin K. The Literature of War / K. McLoughlin [Электронный ресурс]. - URL: https://studylib.net/doc/8666604/the-literature-of-war (дата обращения: 08.05.2018).

141. Pine R. Literatures of War / R. Pine, E. Patten [Электронный ресурс]. -URL: https://www.cambridgescholars.com/download/sample/59458 (дата обращения: 08.05.2018).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.