Концепция детства в творчестве Захара Прилепина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Гусева, Елена Викторовна

  • Гусева, Елена Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 222
Гусева, Елена Викторовна. Концепция детства в творчестве Захара Прилепина: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2014. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гусева, Елена Викторовна

Оглавление

Введение

Глава 1. Детство как культурно-историческая и психолого-педагогическая категория. Мир детства в русской реалистической традиции

1.1. Понятие детства в общественно-историческом контексте

1.2. Детство как предмет психологии и педагогики

1.3. Детские образы в литературе: истоки и тенденции развития

1.4. Картина детства в отечественной реалистической традиции

1.5. Отображение детства в прозе современных писателей-реалистов: преемственность и новаторство

1.6. Творческая биография Захара Прилепина; предпосылки обращения к теме детства

Глава 2. Содержательные компоненты темы детства у Захара Прилепина. Сопутствующие мотивы и образы

2.1. Грани детства в прилепинском творчестве; «детство» и «детскость»

2.2. «Взрослые дети» в художественном мире Захара Прилепина

2.3. Мотив игры и его основные функции

2.4. Ребенок в кризисных обстоятельствах

2.5. Ребенок в семейном кругу. Образы отца и матери в произведениях

3. Прилепина

Глава 3. Художественные средства воплощения темы детства у Захара Прилепина

3.1. Особенности психологизма произведений 3. Прилепина

3.2. Место портрета в создании детских образов

3.3. Вербальные характеристики детей

3.4. Мир глазами ребенка. Роль остранения в формировании «двойной реальности»

3.5. «Игры со временем»: ретроспекция в контексте темы детства

3.6. Роль повторяющихся художественных деталей в раскрытии детской тематики

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция детства в творчестве Захара Прилепина»

Введение

Диссертационное исследование посвящено концепции детства в творчестве Захара Прилепина (Евгения Николаевича Прилепина) — одного из наиболее известных современных прозаиков. Автор трех романов, двух сборников рассказов, цикла повестей, литературоведческих и критических работ, Прилепин неоднократно становился лауреатом и финалистом литературных премий, в том числе «Национального бестселлера» и «Русского Букера». Произведениям Прилепина посвящены рецензии ведущих литературных критиков, однако серьезных комплексных исследований, которые бы так или иначе охватывали все творчество писателя, на сегодняшний день издано не было.

Среди научных работ, посвященных творческому методу, поэтике, жанровой и образной системе отдельных прилепинских книг, можно назвать статьи Е.Г. Местергази, О.С. Сухих, A.A. Юферовой1. Большое внимание уделено Захару Прилепину и в общем обзоре А.Ю. Большаковой, посвященном литературной ситуации в России на рубеже XX — XXI веков . Военная проблематика прилепинского романа «Патологии» рассматривается в диссертационных исследованиях Д.В. Аристова и Н.С. Выговской . Однако ни в одном из имеющихся исследований не была затронута вся совокупность художественных текстов писателя, что позволило бы в полной мере охарактеризовать его творческий метод, сделать общие выводы об особенностях поэтики.

Что касается детских образов и мотива детства, то литературоведческие работы, посвященные исключительно этой тематике, пока не публиковались.

1 Местергази Е.Г. Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех» // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 70-летию доктора фил.наук В.В. Бадикова. — Алматы, 2009; Сухих О.С. Очень своевременные книги (о традициях Ф.М. Достоевского и М. Горького в романе Захара Прилепина «Санькя») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008, № 6; Юферова А.А. Мотив качелей в прозе 3. Прилепина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011, № 4 (1).

2 Большакова А.Ю. Литературный процесс сегодня: pro et contra (статья 1) // Гуманитарный информационный портал «Знание. Понимание. Умение». [Электронный ресурс]. -2010, № 5: http://www.zpu-ioiirnal.ru/e-ZDu/20 Ю/5/Bolsliakova/; Русская литература на рубеже XX - XXI веков: новые приоритеты (статья 2) //там же. - 2011, № 3: http://wmv.2pu-ioumal.ru/e-zpii/201 l/3/Bolsliakova Russian Literature/.

3 Аристов Д.В. Русская батальная проза 2000-х годов: тенденции и трансформации. — Пермь: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2013; Выговская Н.С. Молодая военная проза второй половины 1990-х - начала 2000-х годов: имена и тенденции. - М.: МГУ, 2009.

При этом именно тема детства представляется одной из ключевых для писателя. Вписываясь в психологический, социальный, философский контексты, она становится органичной частью идейно-художественного мира Прилепина, играет важную роль в понимании поведения взрослых прилепинских героев и в осмыслении созданной писателем картины современной российской действительности.

Принципиальной важностью данной темы для писателя и ее непреходящей значимостью в литературе определяется актуальность исследования. Детство как временной отрезок жизни человека и как вневременная категория всегда было объектом интереса классической русской словесности, преемницей которой выступает новейшая российская проза. Современные прозаики, то соглашаясь с выводами авторов-классиков, то полемизируя с ними, вновь и вновь обращаются к их взглядам, черпают идеи в их литературном наследии. Так, сквозь призму детской тематики можно взглянуть не только на художественный мир конкретного автора, но на «перекличку» эпох и на диалог современников друг с другом.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые рассмотрен художественный мир произведений Захара Прилепина в аспекте темы детства, выявлены отдельные содержательные компоненты темы, проанализированы художественные средства создания детских характеров, поднят вопрос об эволюции обобщенного прилепинского персонажа от детства к юности.

Цель работы заключается в раскрытии эстетико-философской концепции детства в творчестве Прилепина.

Целью работы определяются следующие задачи исследования:

— рассмотрение генезиса и динамики развития категории детства в литературе и смежных гуманитарных науках: философии, культурологии, психологии;

- обращение к классическим и современным произведениям русских писателей о детстве для выявления преемственности и новаторства в прилепинском подходе к рассматриваемой теме;

- разграничение понятий «детство» и «детскость» и анализ их конкретных реализаций в художественных текстах писателя;

- анализ художественного психологизма в раскрытии детской темы у Захара Прилепина;

- выделение философской составляющей темы детства в произведениях Прилепина в связи с гуманистическими традициями русской литературы.

Объектом исследования являются произведения Захара Прилепина, в которых присутствует тема детства: романы «Патологии» (2004), «Санькя» (2006), «Черная обезьяна» (2011); рассказы из цикла «Грех» (2007): «Какой случится день недели», «Грех», «Карлсон», «Шесть сигарет и так далее», «Белый квадрат», «Ничего не будет», «Сержант» и из цикла «Ботинки, полные горячей водкой» / «Пацанские рассказы» (2008): «Верочка», «Бабушка, осы, арбуз»; повести из сборника «Восьмерка» (2011): «Витек», «Допрос», «Любовь», «Лес».

Предмет исследования: художественная модель детства в творчестве 3. Прилепина, рассмотренная как совокупность мотивов (взросления, любви, семьи, игры, творчества) и образов (центральных и эпизодических детских образов; детей и «взрослых детей»).

Методологическую базу исследования составили классические работы по общей и частной поэтике М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Г.Н. Поспелова, А.П. Скафтымова, Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского и др. Также рассматривались исследования современных ученых по теории и истории литературы, в том числе работы В.В. Агеносова, А.Н. Андреева, И.Н. Арзамасцевой, М.М. Гиршмана, М.М. Голубкова, А.Б. Есина, A.C. Карпова, А.Г. Коваленко, Т.М. Колядич, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, В.А. Мескина, И.Б. Ничипорова, Н.Д. Тамарченко, В.Е. Хализева, М.А. Черняк, А.Я. Эсалнек.

При написании разделов теоретической главы, посвященных отдельным вопросам детской психологии, были использованы научные труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, работы современных авторов: В.В. Абраменковой, В.Т. Кудрявцева, Л.Ф. Обуховой, Е.О. Смирновой и др.

При обращении к антропологической, эстетико-философской категории детскости анализировались труды Сергея Булгакова, Василия Розанова, Павла Флоренского, Льва Шестова.

В теоретической части исследования были учтены данные и выводы диссертационных работ, в том числе диссертаций на соискание ученой степени доктора наук И.Н. Арзамасцевой «Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х годов», H.A. Дворяшиной «Феномен детства в творчестве русских символистов (Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, К. Бальмонт)», Л.Н. Савиной «Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века: Л.Н. Толстой "Детство", С.Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука", Н.Г. Гарин-Михайловский "Детство Темы"»; кандидатских диссертаций Н.Г. Бочаевой «Мир детства в творческом сознании и художественной практике И. А. Бунина», В.Я. Зимина «Тема детства в творчестве К.Д. Воробьева», A.B. Коротких «Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи».

Среди литературно-критических работ, посвященных современному литературному процессу, в частности художественному миру произведений Прилепина, были выделены публикации Павла Басинского («Новый Горький явился», «Не будите черных обезьян. О новом романе Захара Прилепина и спорах о нем», «Псы и волки»); Льва Данилкина («Роман про зачистки и растяжки», «"Мать" без электричества», «Лучший роман З.П.», «"Восьмерка" Захара Прилепина); Дмитрия Лисина («Черный человека Захара Прилепина», «Прилепинская "Восьмерка"»); Марка Липовецкого («Политическая моторика Захара Прилепина», «Пейзаж перед. "Простота" и "сложность" в современной литературе»); Валерии Пустовой («Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель», «Матрица бунта. Захар Прилепин и Роман Сенчин в традиции интеллигентского самосознания в России», «Пораженцы и преображенцы. О двух актуальных взглядах на реализм»); Андрея Рудалева («Катехизис "нового реализма". Вторая волна», «Апокалипсис уже наступил...»); Романа Сенчина («Неудобный Прилепин», «Питомцы

стабильности или будущие бунтари? Дебютанты нулевых годов», «Любовь в реале. Захар Прилепин. Черная обезьяна; Анна Козлова. Все, что вы хотели, но боялись поджечь»).

Методы исследования. В основу исследования был положен комплексный подход, объединяющий традиционные для литературоведения историко-литературный, биографический и компаративный методы.

Теоретическая значимость работы состоит в литературоведческом анализе прежде не подвергавшихся комплексному исследованию художественных текстов Захара Прилепина в аспекте темы детства.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов диссертации при подготовке университетских семинаров и тематических спецкурсов по творчеству Захара Прилепина, при проведении школьных факультативных занятий, посвященных современному литературному процессу. Результаты исследования могут оказаться полезными при написании новых статей и монографий, касающихся творческого метода и поэтики Прилепина.

Апробация работы: результаты исследования отражены в двенадцати научных публикациях. По теме диссертации были подготовлены доклады к ежегодным конференциям кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета РУДН (апрель 2010, 2012, 2013 гг.); к «Кирилло-Мефодиевским чтениям» в Институте русского языка имени Пушкина (май 2013); к «Пушкинским чтениям» в Ленинградском государственном университете имени Пушкина (июнь 2013, Санкт-Петербург); к Всероссийским научно-практическим конференциям с международным участием «ЫИегаТегга» в Уральском государственном педагогическом университете (декабрь 2012, Екатеринбург) и «Словесное творчество: знак -образ — смысл» в Сургутском государственном педагогическом университете (ноябрь 2013, Сургут).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тема детства является одной из ключевых в творчестве Захара Прилепина. Даже в тех произведениях, в которых она не является

сюжетообразующей, присутствуют многочисленные детские образы, эпизоды, посвященные миру детства, воспоминания героев о ранних годах жизни, что позволяет сделать вывод о непреходящей значимости рассматриваемой тематики для писателя.

2. Тема детства в произведениях Прилепина восходит к социально-философской проблематике и включена в круг волнующих писателя экзистенциальных проблем. Мотив детства часто связывается у прозаика с мотивом памяти, что формально проявляется в его художественных текстах сменой временных пластов — использованием приема ретроспекции.

3. Ребенок в прилепинских произведениях выступает и как самостоятельный художественный образ, и как вспомогательный персонаж, способствующий более глубокому пониманию характеров взрослых героев. Взрослые персонажи своим отношением к детям «проверяются» на человечность.

4. Большое значение в концепции детства имеет понятие детскости. Оно подразумевает и определенное мировидение писателя, и характерное свойство взрослых прилепинских персонажей. С неизжитой детскостью героев связан, в частности, проходящий сквозь ряд произведений писателя мотив игры.

5. Своим творчеством Захар Прилепин продолжает разрабатывавшуюся еще в русской классической литературе тему «случайного семейства». Писатель уделяет большое внимание этике семейных отношений и их влиянию на формирование характера ребенка.

6. Образы родителей в произведениях писателя имеют, помимо конкретного, реалистичного воплощения, еще и обобщенно-философское звучание. Так, материнский образ в прилепинской прозе нередко соотносится с образом страдающей родины-матери.

7. Особое внимание Прилепин уделяет актуальной в современной прозе теме кризиса (социального, военного, семейного, личностного) и образу ребенка-жертвы конфликтов взрослого мира.

8. При обращении к теме детства современный прозаик продолжает традиции психологизма русских писателей-классиков, прибегая, в частности, к приему остранения, который позволяет взглянуть на мир глазами ребенка. Использованием остранения не только иллюстрируются особенности детского мышления, но и наглядно демонстрируется оппозиция мира детей и взрослых.

9. Портретные и вербальные характеристики персонажей-детей способствуют осознанию их внутреннего мира. Благодаря использованию цветописи и повторяющихся художественных деталей в детских портретах, писателю удается достичь определенной степени психологической типизации героев-детей.

10. Раскрытию темы детства способствует использование сквозных художественных образов. В произведениях Захара Прилепина неоднократно повторяются такие детали-образы, как яблоко и арбуз, качели и велосипед, возвращающие героев к впечатлениям их ранних лет.

11. В творчестве писателя детству и детям дается преимущественно положительная оценка. В то же время в ряде произведений Прилепина, написанных в традиции романа-предупреждения, ставится под сомнение классическое представление о ребенке как об ангелоподобном существе, предвестнике светлого будущего человечества. Дети с превалирующим злым началом изображаются Захаром Прилепиным в виде собирательного, коллективного образа.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы — 222 страницы. Библиография включает 273 наименования.

Глава 1. Детство как культурно-историческая и психолого-педагогическая категория.

Мир детства в русской реалистической традиции

1,1, Понятие детства в общественно-историческом контексте

В настоящее время, когда науки о человеке — философия, филология, антропология, психология, культурология, педагогика - накопили множество фактов и методик их изучения, все чаще возникает потребность в междисциплинарном подходе к исследуемым ими проблемам. Социокультурная категория детства является именно такой комплексной проблемой, требующей привлечения знаний одновременно из различных научных областей. Она задает целый ряд тем для рассмотрения учеными, таких как «роль ребенка в истории», «ребенок в современном мире», «мир детей и мир взрослых», «ребенок в семье», «ребенок и игра» и т.д.

Сам термин "детство" обозначает «начальные этапы онтогенеза; период развития ребенка от рождения до подросткового возраста, т.е. до 11-12 лет»4. В течение детских лет человек учится понимать окружающий мир и себя самого в этом мире. В этот период происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие: ни на одном другом возрастном этапе человек не проходит через такое число качественно отличных друг от друга стадий. В детские годы формируется личность, характер, отношение человека к себе и другим людям.

Детство — это не только время перемен, роста, прогресса, но и «процесс парадоксов и противоречий, без которых невозможно развитие»5. Первый парадокс заключается в том, что ребенок при рождении обладает только самыми минимальными механизмами для поддержания жизни. «Любопытно, что из всех существ человек рождается наиболее слабым, оставаясь долгое время совершенно беспомощным»6. Суть другого парадокса — в отсутствии глобальных изменений во внешнем облике рождающегося младенца в зависимости от эпохи. За многие тысячелетия существования человечества

4 Психология развития. Словарь / Под. ред. АЛ. Всигера/. - М.: ПЕР СЭ, 2005; с. 12.

5 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 2003; с. 7.

6 Зеньковскнй В.В. Психология детства. - М.: Школа-экспресс, 1996; с. 86.

младенец практически не поменялся ни по внешнему виду, ни по своим анатомо-морфологическим показателям. При этом уровень психологического и интеллектуального развития, которого может достичь ребенок при сходных начальных данных, на разных исторических этапах существенно варьируется.

Длительность детства также разнится от эпохи к эпохе и коррелирует с уровнем развития общества. Основываясь на данных этнографических материалов, известный ученый, специалист в области детской психологии Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних этапах развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство, ребенок рано приобщался к взрослому труду. В связи с простотой орудий труда не было нужды в выделении особой стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Детство, по мнению Д.Б. Эльконина, возникает тогда, когда не представляется возможным сразу включить ребенка в систему общественного воспроизводства по причине его неспособности овладеть сложными орудиями труда. В результате, выделяется новый (детский) период развития и обучения человека, предшествующий его непосредственному включению в активную трудовую деятельность.

Оформившись в качестве одного из обязательных жизненных периодов, детство долгое время продолжало оставаться тягостным и не приносящим радости этапом человеческого существования. Прагматичное и циничное, с точки зрения современного человека, отношение к детству наблюдалось в эпоху Античности, когда такие мыслители, как Гиппократ и Сорон Эфесский, всерьез обсуждали вопрос о том, какие из новорожденных заслуживают того, чтобы их вырастить, а какие — нет. Цицерон был уверен в том, что смерть ребенка следует переносить со спокойной душой, а Сенека считал разумным убивать слабых новорожденных. Маленькие дети не вызывали у античных авторов нежности и восторга, их обычно попросту не замечали. В личностном плане ребенок «рассматривался как эстетически пригодный или не пригодный материал для формирования идеального "мужа"» .

7 Арзамасцева И.Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900 - 1930 гг. -М.: «Прометен» МПГУ, 2003; с. 27.

12

В Средние века детство также расценивалось как период слабости, глупости и уязвимости. Родители воспитывали детей в авторитарном ключе, нередки были случаи жестокого обращения с ребенком, недаром св. Августин с отчаянием восклицал: «Да и кто не пришел бы в ужас и не предпочел бы умереть, если бы ему предложили на выбор или претерпеть смерть, или снова пережить детство?»8. Своеобразие поведенческой модели людей того времени состояло не в том, что они были полностью лишены родительских чувств, но в специфике этих чувств: пылкая подчас любовь к детям совмещалась с фатализмом, смирением перед судьбой и, главное, с невозможностью понять причины того или иного детского поведения.

Знания о природе детства были в эпоху диктата церкви крайне скудны, а само слово «ребенок» не имело того положительного значения, которое придается ему сегодня. Напротив, оно связывалось в сознании средневекового человека с зависимостью от окружающих, неумением постоять за себя и вызывало негативные эмоции: «Детство кончалось тогда, когда кончалась или становилась меньшей зависимость. Вот почему относящиеся к детям слова еще долго будут в разговорном языке фамильярным обозначением для людей низших сословий, находящихся в полном подчинении у других: лакеев, солдат, подмастерьев»9.

Уничижение детства было прежде всего следствием демографической ситуации того времени с ее высокой смертностью: «Прагматичное Средневековье едва замечало ребенка, не имея времени ни умиляться, ни восхищаться им. (...) Слишком мала была продолжительность жизни в средние века»10. Близкая к европейской ситуация наблюдалась и в средневековой Руси, где о «"небрежении" к детям (...) свидетельствуют предписания священнослужителей ("недолго плаката по мертвым" [детям]), а также законы, в которых приводятся факты продажи детей в "одерень" (в

8 Августин Аврелий. Т. 4. О граде Божием. (Книга XXI, 4). // Творения. - СПБ.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998; с. 477.

9 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999; с. 37.

10 Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007; с. 349 - 350.

полное бессрочное пользование) приезжим гостям. Еще один пример —

продажа детей, о которой рассказывается в "Молении Даниила Заточника"»11.

Начало Нового времени принесло определенные изменения в отношение

к детям. В них впервые начали замечать и ценить их особую, отличную от

взрослых природу, признаком чего стало и появление у ребенка из высших

слоев общества собственного костюма на рубеже XVI — XVII веков. Но

наравне с этим, в обществе продолжали проявляться и следы архаического

отношения к детству: «Слишком маленький ребенок, который не в состоянии

еще войти в жизнь взрослых, — не в счет, это говорит Мольер, свидетельствуя

о силе древней традиции в XVII веке»12; «Я, например, не могу проникнуться

той страстью, в силу которой мы целуем новорожденных детей, еще

лишенных душевных или определенных физических качеств, которыми они

1 ^

способны были бы внушить нам любовь к себе» , - пишет Мишель Монтень в своих «Опытах», признаваясь, что ему представляется более достойным «породить совершенное создание от союза с музами, чем от союза с (...) женой»14.

Что касается возникшего внимания к воспитанию детей, то оно, будучи несомненным шагом вперед, порой обретало уродливые формы, приравниваясь едва ли не к дрессировке животных. В детском своеволии взрослые видели источник будущих бед и пороков, в связи с чем стремились максимально подавить личность ребенка, лишить его малейшей степени свободы. О господствующем духе рабства в русской семье XVI - XVII вв. пишет Н.П. Костомаров: «Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм без нравственной силы»ь. «Домострой» (XVI в.), запрещавший совместные игры с ребенком, развлечения и шутки, учил строгости в отношении к детям и

11 Гулик З.Н. К вопросу об историко-психологическом различии отношения к детям в средневековой Руси и Западной Европе // Вопросы истории, международных отношений и документоведения (Вып.6). — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010; с. 41.

12 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999; с. 136.

13 Монтень М. Опыты в трех книгах. Книга II.- М.: Терра, 1991; с. 85.

14 Монтень М. Опыты. Книга II; с. 109.

15 Костомаров Н.П. Очерк домашней жизин и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии. - СПб.: тип. К. Вульфа, 1860; с. 108.

приписывал благотворное влияние наказаниям: «Казни [наказывай] сына своего от юности его (...)... Любя же сына своего, учащай ему раны.. .»16.

Промышленный переворот в корне поменял демографическую ситуацию: население земли за три столетия (с середины XVII-ro до середины — конца XX века) выросло почти в семь раз. Возросла и выживаемость детей. Однако еще долгое время детство продолжало оставаться коротким и мрачным периодом, особенно для детей из бедных семей, которых по преимуществу рассматривали как будущую рабочую силу. Так, в Англии XIX века дети работали уже с 6 - 8 лет, причем наравне со взрослыми: по 14—16 часов в день. В таких условиях, общаясь среди взрослого рабочего люда, дети взрослели намного быстрее. Лишь на рубеже XIX — XX вв. на законодательном уровне начал запрещаться детский труд17.

Начиная со второй четверти — середины XX века большинство развитых и развивающихся стран мира признали важность детства. Современные семьи отличаются детскоцентризмом — ориентированностью на ребенка, его потребности и нужды. Произошли существенные количественные и качественные изменения категории детства: «в сегодняшнем обществе вступление молодого человека в самостоятельную жизнь нередко сдвигается

1 R

на начало, а то и середину третьего десятка жизни» . Психолог A.B. Толстых, рассматривая изменения продолжительности детства в России и мире XX века, объясняет тенденцию к его удлинению тем, что «все больше времени требуется человеку для всестороннего развития своих способностей, овладения теми человеческими качествами, которых требует социальная жизнь, производство, творчество»19.

Итак, исторически понятие детства связано не столько с биологическим состоянием незрелости, сколько с социальным статусом детей, т.е. их

16 Помимо внутрисемейного рабства, ребенок долгое время был ограничен в своих правах и на законодательном уровне. По Уложению 1649-го года дети не имели права жаловаться на своих родителей, в то время как родители обладали над ними неограниченной властью, вплоть до права убийства сына или дочери, которое каралось всего лишь годичным тюремным заключением.

17 Но даже в настоящее время, спустя более двадцати лет после принятия «Конвенции о правах ребенка»

(1989 г.), дети в слаборазвитых странах нередко продолжают работать с ранних лет, что приводит не только к их физическому, но и к психологическому истощению.

18 Психология развития. Словарь/Под ред. А.Л. Венгера/. - М.: ПЕР СЭ, 2005; с. 13.

19 Толстых A.B. Опыт конкретно-истортеской психологии личности. - СПб: Алстейя, 2000; с. 84.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гусева, Елена Викторовна, 2014 год

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие

отношений ребенка в детской субкультуре. — Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -416 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-370 с.

3. Авченко В. Прилепин: Перезагрузка или ад и полные обезьянники // Живая литература, 24.06.2011. [Электронный ресурс]. URL: http^/w^ww.zaharprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-romane-chiornaia-obezjana/zhivai a-literatura.html

4. Аврелий Августин. Творения. Т. 4: О граде Божием. Книги XIV —

XXII. /Сост. и подг. к печати С.И. Еремеева/. — СПб: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. - 589 с.

5. Агеносов В.В., Капица Ф.С., Капица В.Ф. и др. /под ред. Колядич

Т.М./ Русская проза рубежа XX - XXI веков [учебн. пособие]. — М.: Флинта, 2011.-518 с.

6. Акимов В. Из размышлений о русском детстве (часть 1) // Детская литература. - 1998, № 5-6. - С. 6 - 8.

7. Акимов В. Преодолеть «синдром ненужности» (часть 2) // Детская литература. - 1999, № 1. - С. 24 - 27.

8. Аксаков С.Т. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 1 : Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. Стихотворения. /Вступительн. статья Е. Анненковой, коммент. JI. Сухановской, В. Фатеева/. - М.: Художественная литература, 1986. - 575 с.

9. Арзамасцева И.Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900 — 1930 гг. - Монография. - М.: «Прометей» МПГУ, 2003. - 404 с.

10. Арзамасцева И.Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х годов: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. — М., МПГУ, 2006. — 452 с.

11. Аристов Д.В. Русская батальная проза 2000-х годов: тенденции и трансформации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Пермь, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2013. - 20 с.

12. Аристотель. Этика. /Пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер/. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 492 с.

13. Архипова А. Интервью с Захаром Прилепиным. "Грех" жаловаться. Писатель Захар Прилепин о русской глубинке, семье и Нобелевской премии // Российская газета, 06.06.2011. URL: http://www.rg.ru/201 l/06/06/reg-privolzhe/prilepin.html

14. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. —416 с.

15. Астафьев В. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 3: Последний поклон. Повесть. -М.: Молодая гвардия, 1980. - 622 с.

16. Ахматова A.A. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1: Стихотворения 1904 — 1941 гг. /Сост., коммент. и статья Н.В. Королевой/. - М.: Эллис Лак, 1998.-968 с.

17. Балека Ян. Синий - цвет жизни и смерти. Метафизика цвета. - М.: Искусство XXI век, 2008. - 408 с.

18. Баршт К.А. Рисунки в рукописях Достоевского. - СПб: Формика, 1996.-224 с.

19. Басинский П. Не будите черных обезьян. О новом романе Захара Прилепина и спорах о нем // Российская газета, № 5512 (136), 27.06.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/06/27/kniga.html

20. Басинский П. Новый Горький явился // Российская газета, № 4066, 15.05.2006. URL: http://www.rg.ru/2006/05/15/sanjka.html

21. Басинский П. Отпечаток пальца. Интервью с М. Степновой // Российская газета, № 5928 (255), 06.11.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/11 /Об/stepnova.html

22. Басинский П. Псы и волки // Российская газета, № 5726 (53), 12.03.2012. URL: http://www.rg.i-u/2012/03/12/prikepin.html

23. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Издание 3. — М.: Художественная литература, 1972. — 470 с.

24. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 3: Теория романа (1930 - 1961 гг.). -М.: Языки славянских культур, 2012. - 880 с.

25. Бердяев H.A. Эрос и личность. Философия пола и любви. — М.: Прометей, 1989.- 158 с.

26. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. [Пер. с англ. А. Грузберга]. -М.: Эксмо, 2008. - 576 с.

27. Библия. Книги Священного писания: Ветхого и Нового завета (канонические; в русском переводе с параллельными местами). — М.: Протестант, 1991 — 1992. Ветхий Завет — 925 е.; Новый Завет - 292 с.

28. Бойко М. О дивный новый реализм. И вечное возвращение того же самого // Литературная газета, № 12, 31.03.2010. URL: http://mikliail-boyko.narod.ru/article/odivnui.html

29. Большакова А.Ю. Литературный процесс сегодня: pro et contra (статья 1) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» [Электронный ресурс]. - 2010, № 5. URL: http://www.zpu-iournal.rU/e-zpu/2010/5/Bolshakova/

30. Большакова А.Ю. Русская литература на рубеже XX - XXI вв.: новые приоритеты (статья 2) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» [Электронный ресурс]. - 2011, № 3: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/201 l/3/Bolshakova Russian Literature/

31. Большакова А.Ю. Современный литературный процесс: метод — художественность — идеология — образ // Знание. Понимание. Умение. - 2010, № 2. - С. 18 - 26.

32. Большая советская энциклопедия. Т. 36. («Раковник» - «Роман»). 2-е издание. /Главн. ред. 8 — 51 тт. Б.А. Введенский/. - М.: Гос. научное издание «Большая советская энциклопедия», 1955. — 672 с.

33. Бондаренко В. Иди и воюй! // Завтра, 22.12.2004. URL: http://www.zavtra.ru/content/view/2004-12-2273/

34. Бондаренко В. Нулевые // День литературы, 26.01.2010. URL: http://www.rospisatel.ru/konferenziia/bondarenko.htm

35. Бондаренко В. Попытка прорыва // Литературная газета, № 13 (6268), 4.04.2010. URL: http://coollib.net/b/l 11905/read

36. Бочаева Н.Г. Мир детства в творческом сознании и художественной практике И.А. Бунина: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Елец, Елецкий гос. пед. институт, 1999.-174 с.

37. Булгаков В. Л.Н. Толстой в последний год его жизни: Дневник секретаря Л.Н. Толстого. /Вступительная статья С.А. Розановой/. -М.: Правда, 1989.-448 с.

38. Булгаков С. Восхождение ко Христу // Вестник РХД, 1971, № 100 (2). -С.31-33.

39. Булгаков С. Друг Жениха. О православном почитании Предтечи. Экскурс первый. - Париж: YMCA-Press, 1927.-224 с.

40. Бунин И.А. Избранные сочинения. /Вступ. ст., сост., примеч. О. Михайлова/. - М.: Художественная литература, 1984. - 750 с.

41. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 2: Повести и рассказы 1890 - 1909 гг. /Примечания О.Н. Михайлова, Л.В. Котляр/. - М.: Художественная литература, 1965. - 528 с.

42. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 6: Жизнь Арсеньева. /Примечания О.Н. Михайлова, Л.В. Котляр/. - М.: Художественная литература, 1966. - 340 с.

43. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 7: Темные аллеи. Рассказы 1931 — 1951 гг. /Примечания О.Н. Михайлова, Л.В. Котляр/. — М.: Художественная литература, 1966. -400 с.

44. Бурлаков И. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. — М.: Независимая фирма Класс (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 86), 2000. - 144 с.

45. Бушковский А. Изучая Патологии. Нелепицы и странности в рассказах о войне // Вопросы литературы, 2011, № 2. - С. 195 — 209.

46. Быков Д.Л. Советская литература. Краткий курс. - М.: ПРОЗАиК, 2012.-416 с.

47. Быков Д.Л. Черный человек Прилепина. Писатель рискнул и выиграл // Новая газета, 26.05.2011. URL: http://ww\v.zahaiprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-romane-chiornaia-obeziana/novaja-gazeta.html

48. Вежлян Е. Литература в большом городе—3. О назначении поэта // Русский журнал, 14.02.12. [Электронный ресурс]. URL: http://russ.rii/pole/Literatura-v-Bol-shom-Gorode-3

49. Вежлян Е., Пономарева Е. Читательские обсуждения: «Захар Прилепин: в топку или на полку?» (аудиоматериал): http://79.137.234.183/litradio audio archive/progr/chitatelskij klub/chitat elskij klub prilepin.mp3

50. Вересаев B.B. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше. /Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Фохт-Бабушкина/. - М.: Республика, 1999.-447 с.

51. Викторов В.Ю. Социокультурная природа цветовой символики: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Тверь, Тверская ГСХА, 2005. - 168 с.

52. Воннегут К. Бойня номер пять или Крестовый поход детей; Колыбель для кошки. [Романы]. -М.: ACT, 2008.-412 с.

53. Воротников Ю.Л. Качели как эротический символ // Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре: сб. статей. — М.: Российский институт культурологии, 2003. — С. 109— 123.

54. Воротников Ю.Л. Образ качелей в творчестве A.A. Фета и Ф. Сологуба // Русская литература. - № 2, 2001. - С. 25 - 33.

55. Выговская H.С. Молодая военная проза второй половины 1990 -начала 2000-х годов: имена и тенденции: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., МГУ, 2009. -194 с.

56. Выготский JI.C. Мышление и речь. — M., JL: Соцэкгиз, 1934. - 416 с.

57. Выготский JT.C. Педагогическая психология. /Под ред. В.В. Давыдова/. — М.: Педагогика-пресс, 1999. — 536 с.

58. Галковский Д. Бесконечный тупик. (В 2 кн.). Кн. 2. / Изд. 3-е, исправленное и дополненное/. - М.: Издательство Д. Галковского, 2008. - 608 с.

59. Гаррос А. Действующее лицо // Эксперт № 33 (574). URL: http://www.zaharprilepin.rU/m/pressa/greh/ekspert.html

60. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л.: Советский писатель, 1971.-463 с.

61. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. /2-е изд., дополн./. - М.: Языки славянских культур, 2007. - 560 с.

62. Гликман К. Восемь с половиной // Новый мир, 2012, № 12. - С. 185 — 188. URL: http://magazines.russ.ru/novyi mi/2012/12/g20.html.

63. Гликман К. Новый, талантливый, но... Захар Прилепин // Вопросы литературы, 2011, № 2. - С. 184 - 194.

URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2011/2Zgl7.html

64. Голдинг У. Собрание сочинений. Т.1: Повелитель мух. Наследники. Романы. Чрезвычайный посол. Повесть. /Сост. М. Шерешевской. Предисл. А. Чамеева/. - СПб: Симпозиум, 2000. - 464 с.

65. Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола. (Учебн. пособие для вузов). - М.: Аспект Пресс, 2001. - 267 с.

66. Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 13: Детство. В людях. Мои университеты. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1949.— 581 с.

67. Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 25: Статьи, речи, приветствия (1929 - 1931 гг.). - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. - 520 с.

68. Гуделева Е.М. Символика цвета в творчестве Е.И. Замятина: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Иваново, Ивановский государственный университет, 2008. — 203 с.

69. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. — М.: Аспект-Пресс, 2003.-454 с.

70. Гулик З.Н. К вопросу об историко-психологическом различии отношения к детям в средневековой Руси и Западной Европе // Вопросы истории, международных отношений и документоведения (Вып.6). - Томск: Издательство Томского университета, 2010. -С. 41-42.

71. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка. Т. IV (Р-V). - М.: Русский язык, 1982. - 683 с.

72. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX- XII вв.). /Курс лекций/. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 398 с.

73. Данилкин JI. «Восьмерка» Захара Прилепина // Афиша, 26.03.2012. URL: http://www.zahaiT>rilepin.iTi/ru/pressa/smi-o-knige-vosmerka.htmlafisha.html

74. Данилкин JI. «Мать» без электричества (рецензия на роман «Санькя») //Афиша, 5.04.2006.

URL: http://\vww.zahaiprilepin.ru/ru/pressa/sankya/afisha.html

75. Данилкин JI. Грех (рецензия на сборник рассказов) // Афиша, 11.09.2007. URL: http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/greh/afisha.html

76. Данилкин J1. Лучший роман З.П. (рецензия на «Черную обезьяну») // Афиша, 10.05.2011. URL: http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/srni-o-romane-chiornaia-obezjana/afisha.html

77. Данилкин JI. Роман про зачистки и растяжки (рецензия на роман «Патологии») // Афиша, 13.05.2005. URL: http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/patologii/afisha.html

78. Дворникова Е.И. Духовно-нравственные ценности русской классической литературы // Искусство и образование. — 2011/1 (69). — С. 6-33.

79. Дворяшина H.A. Дети и детство в произведениях Ф. Достоевского и Ф. Сологуба // Пути обновления педагогического образования: Сб. тезисов докл. юбилейной науч. конф. 3-8 декабря 2001 г. - Сургут, 2001.-С. 173-178.

80. Дворяшина H.A. Феномен детства в творчестве русских символистов: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Сургут, СурГПУ, 2009. - 510 с.

81. Детство 45 - 53: а завтра будет счастье. /Авт.-сост. Л. Улицкая/.- М.: ACT, 2013.-538 с.

82. Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб: Петербург - XXI век, 1997. — 578 с.

83. Достоевская А.Г. Воспоминания. /Вступ. статья, подготовка текста и примеч. С.В. Белова, В.А. Туниманова/. — М.: Правда, 1987. — 544 с.

84. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 2: Повести и рассказы 1848 - 1859 гг. - Л.: Наука, 1988.-592 с.

85. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 3: Село Степанчиково и его обитатели. Записки из Мертвого дома. Петербургские сновидения в стихах и прозе. - Л.: Наука, 1988. -575 с.

86. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 5: Преступление и наказание. - Л.: Наука, 1989. - 576 с.

87. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 6: Идиот. - Л.: Наука, 1989. - 672 с.

88. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 7: Бесы. — Л.: Наука, 1990.-848 с.

89. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 8: Вечный муж. Подросток. - Л.: Наука, 1990. - 816 с.

90. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 9: Братья Карамазовы. - Л.: Наука, 1991. - 698 с.

91. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 10: Братья Карамазовы. - Л.: Наука, 1991.-448 с.

92. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 9: Дневник писателя в 2 книгах. Книга 1. - М.: Астрель, ACT, 2004. — 844 с.

93. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 9: Дневник писателя в 2 книгах. Книга 2. — М.: Астрель, ACT, 2004. - 523 с.

94. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVTI-XX веках. - М.: Престиж, 2003. - 1056 с.

95. Евдокимова Е.А. Любовь и семья в русской классической литературе. - СПб: Церковь и культура, 2006. — 265 с.

96. Ермолин Е.А. Не делится на нуль // Континент. — 2009, № 140. -С. 419-432. URL: http://magazines.russ.ru/continent/2009/140/ee22.html

97. Ермолин Е.А. О литературе 2000-х годов // Континент. — 2011, № 150. -С. 222-250.

URL: http://magazines.russ.ru/continent/2011/150/e20.html

98. Ермолин Е.А. Случай нового реализма // Континент. - 2006, № 128. -С. 409 - 410. URL: http://magazines.russ.ru/continent/2006/128/ee27.html

99. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. -М.: Флинта, Наука, 1998.-248 с.

100. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. — М.: Флинта: Моск. псих.-соц. институт, 2003. - 176 с.

101. Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. /Перевод с французского под ред. В.А. Бабинцева/. - Екатеринбург: У— Фактория. — 560 с.

102. Женская проза «нулевых»: рассказы. /Сост. Захар Прилепин/. — М.: Астрель, 2012.-413 с.

103. Зеньковский B.B. Психология детства. - М.: Школа-экспресс, 1996. — 336 с.

104. Зимин В .Я. Тема детства в творчестве К.Д. Воробьева: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Курск, Орловский гос. университет, 2004. - 192 с.

105. Злыгостева Н. «Счастливая, невозвратимая пора детства...» // Литература в школе. - № 4, 1995. - С. 24 - 27.

106. Золотусский И.П. Очная ставка с памятью. - М.: Современник, 1983. -288 с.

107. Зубарева Е.Е. Символика детства в творчестве И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская литература XX века: По материалам Международн. научн. конф., посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. - М.: Наследие, 1995. - С. 168 - 172.

108. Иванов А. Географ глобус пропил. - М.: ACT; СПб: Азбука-классика, 2008. - 507 с.

109. Иванов В.В. Мотив младенческой жертвы в поэтике Достоевского // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. Вып. 4. /Под ред. Ю.И. Минералова и О.Ю. Юрьевой/. — М.: Иркутск, 2003. — С. 34-43.

110. Игрунова Н. Интервью с 3. Прилепиным. Я люблю мир, где «Илиада» и «Одиссея» // Дружба народов. - 18.03.2010, № 3. URL: http://bukvoid.com.ua/digest/2010/03/18/094230.html

111. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 6. Кн. II: О России; Русские писатели. Литература. Театр. Музыка; Художник и художественность; О русской культуре. - М.: Русская книга, 1996. -672 с.

112. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи (с 1917 до наших дней). /Под ред. Е. Добренко, Г. Тиханова/. -М.: НЛО, 2011.-791 с.

113. Карагезян И. Интервью с Захаром Прилепиным. Мы можем потерять Россию как географическую данность //

Новые Известия, 26.08.2009. URL:

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/zakhar prilepin/interview 1 .html

114. Карпов A.C. Избранные труды: Русская литература XX века. Страницы истории: в 2-х т. - М.: РУДН, 2004. Т.1 - 572 е., Т.2 - 443 с.

115. Коваленко А.Г. Жанры современной прозы: учебное пособие. — М.: Изд-во УДН, 1988.-76 с.

116. Кожинов В.В. «Семейная хроника» Аксакова // Литература в школе. — 1995,№ 1.-С. 19-25.

117. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. - М.: Современник, 1991. - 524 с.

118. Колобродов А. «Время Прилепина» // Волга. - 2010, № 7 - 8. URL: http://magazines.russ.rU/volga/2010/7/kol7.html

119. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 271 с.

120. Коротких A.B. Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Южно-Сахалинск, СахГУ, 2002. - 236 с.

121. Костомаров Н.П. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI - XVII столетиях. - СПб: тип. К. Вульфа /Из библ. графа В. Панина/, 1860. - 214 с.

122. Кочеткова Н. Интервью с 3. Прилепиным: Черная обезьяна с гранатой // Известия, 05.05.11. URL: http://\vww.zahaiprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-romane-chiornaia-obezjana/izvestiia.html

123. Крижановский Н. Куда идет Захар Прилепин? // Литературная Россия, № 41, 10.10.2008. URL: http://www.litrossia.ru/2008/41/03369.html

124. Крылова Н.. Русский путь?.. Размышления по романам Захара Прилепина «Санькя» и Альберта Лиханова «Слетки» [Электронный ресурс]. // URL: http://otc-pavel.ortox.ru/katalog stateii/view/id/1123410

125. Кудрявцев В.Т. Как и почему возникло детство у человека? // Журнал прикладной психологии. - 1999, № 2. - С. 44 - 66.

126. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Социальный и психологический смысл явлений детской субкультуры // Журнал прикладной психологии. - 1999, № 1. - С. 64 - 78.

127. Кукулин И. «Какой счет?» как главный вопрос русской литературы // Знамя. - 2010, № 4. - С. 204 - 210.

URL: http://magazines.russ.rU/znamia/2010/4/kul9.html

128. Курчатова Н. Восьмерка // TimeOut Петербург, 14.02.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zahai-prilepin.ru/ru/pressa/smi-o-knige-vosmerka.htmltimeout-peterburg.html

129. Кучерская М. Новый роман Владимира Маканина исследует стукачество // Ведомости, 28.07.2011. URL: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-books/news/1327576/vsya rossiya nash son

130. Латынина А. Вижу сплошное счастье... // Новый мир. - 2007, № 12. — С. 165-171. URL: http://magazines.russ.ru/novyi mi/2007/12/lal 1 .html

131. Латынина А. Даже уж не знали, за что похвалить... // Новый мир. -

2011,№ 10.-С. 158- 165.

URL: http://magazines.russ.ru/novyi mi/2011/1 Q/lal3.html

132. Лебедушкина О. Детский мир // Дружба народов. — 2001, № 5. -С. 190-200.

133. Липовецкий М. Пейзаж перед («Простота» и «сложность» в современной литературе) // Знамя. - 2013, № 5. - С. 174 — 189.

134. Липовецкий М. Политическая моторика Захара Прилепина // Знамя. —

2012, № 10.-С. 167- 183.

URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/10/lil2.html

135. Лисин Д. Прилепинская «Восьмерка» // Русский журнал, 13.02.12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-knige-vosmerka.htmlrusskii-zhurnal.html

136. Лисин Д. Театр жестокости Захара Прилепина // Русский журнал, 18.12.12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/pole/Teatr-zhestokosti-Zahara-Prilepina

137. Лисин Д. Черный человек Захара Прилепина // Литературно-публицистический журнал Клаузура, 27.09.2011. URL: http://lclauzura.ru/201 l/09/dmitrii-Iisin-chernyi-chelovek-zaxara-prilepina/

138. Лиханов А. А. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 5: Никто. Сломанная кукла. Слетки (романы). - М.: Книжный клуб Книговек, 2010.-624 с.

139. Лиханов A.A. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1: Повести 1966 -1985 гг. /Вступительная статья А. Алексина/. — М.: Молодая гвардия, 1986.-605 с.

140. Лиханов A.A. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 2: Роман «Лабиринт». Повести 1967 - 1976 гг. - М.: Молодая гвардия, 1986. -590 с.

141. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.-525 с.

142. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958 — 1993). - СПб: Искусство-СПБ, 1997. - 848 с.

143. Майорова А. Интервью с 3. Прилепиным. Захар Прилепин: Есть вещи важнее, чем остаться в живых // Телесемь, 02.05.2012. URL: http://wvv\v.zahaiprilepin.ru/m/pressa/intervyu/telesem.html

144. Марков Б.В. Культура повседневности. - СПб: Питер, 2008. - 352 с.

145. Маркова Т. Авторские жанровые номинации в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания // Вопросы литературы. - 2011, № 1. - С. 280 - 290.

146. Маркова Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин): Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. — Екатеринбург, Уральский гос. университет им. Горького, 2003. — 379 с.

147. Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. -М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1961. — 543 с.

148. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. /Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4/. - М.: Российский гуманитарный университет, 1994. — 136 с.

149. Меркулова М.Г. Ретроспекция в английской "новой драме": истоки, типология, функционирование: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., МПГУ, 2006. - 345 с.

150. Местергази Е.Г. Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех» // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 70-летию доктора филологических наук В.В. Бадикова. -Алматы, 2009. - С. 191 - 195.

151. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

152. Миллер О. Русские писатели после Гоголя (чтения, речи и статьи О. Миллера). Часть 1 - 2. /Издание 3, изменен, и дополнен./. Часть 1: И.С. Тургенев - Ф.М. Достоевский. — Спб.: Издание Н.П. Карбасникова, 1886. - 392 с.

153. Мифы народов мира (репринтное издание). Т. 1 (А - К). 2-е издание.

- М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа, 2008. — 671 с.

154. Мифы народов мира (репринтное издание). Т. 2 (К - Я). 2-е издание.

- М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа, 2008. — 720 с.

155. Монтень М. Опыты в трех книгах. Книга 2. - М.: Терра, 1991. — 715 с.

156. Мухина В. Таинство детства. В 2-х кн. Т. 1: Таинство детства: анализ развития ребенка, его внутренний мир духовных образований. — М.: Экономическая газета, 1998. — 384 с.

157. Ничипоров И.Б. Мир глазами животного («Холстомер» Л.Н. Толстого и «Сны Чанга» И.А. Бунина) // Историко-литературное наследие. -Российское научное издание, № 4. - С. 90 - 95.

158. Новикова Е. Раздавить очкариков и подвигать ушами («Восьмерка» Захара Прилепина) // Известия, 21.02.2012.

URL: http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-kniRe-vosmerka.htmlizvestiia.html

159. Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен // «Социальная работа в Сибири». Сборник научных трудов. -Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004. - С. 118 - 132.

160. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 448 с.

161. Овсянико-Куликовский Д.Н. Толстой как художник. (Многогранный мир идей Льва Толстого). 5-е издание. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 312 с.

162. Орлов И. «Тень жизни на новом берегу» // Вечерний Брест. Культура; 25.07.2012. URL: http://vb.by/article.php?topic=l 7&article=l 7128

163. Осорина M.B. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых. - СПб: Питер, 2000. - 278 с.

164. Павлов О. В безбожных переулках.-М.: Время, 2007. - 256 с.

165. Паустовский К. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4: Повесть о жизни. -М.: Художественная литература, 1968.- 711 с.

166. «Педагопя» Ф.М. Достоевского: Сборник статей. - Коломна: Kl ПИ, 2003.-218 с.

167. Петрушевская Л. Как много знают женщины: Повести, рассказы, сказки, пьесы. - М.: ACT, 2013. - 890 с.

168. Прейер В. Душа ребенка (Die Seele des Kindes). Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. - СПб: Изд. О. Богданова, 1912. - 298 с.

169. Привизенцева Л. Интервью с Викторией Токаревой. Можно достойно жить в недостойное время // Новые известия, 30.07.2010. URL: http://www.newizv.rn/culture/2010-07-30/130576-pisatelnica-viktoriia-tokareva.html

170. Прилепин 3. Грех и другие рассказы. - М.: ACT, Астрель, 2011. -413 с.

171. Прилегши 3. Terra Tartarara: Это касается лично меня. - М.: ACT, Астрель, 2009.-221 с.

172. Прилепин 3. Будущее нации зависит от воспитания в семье // Thank You: Литературный раздел, 31.10.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://blog.thankvou.ru/zahar-prilepin-budushhee-natsii-zavisit-ot-vospitaniya-v-seme/

173. Прилепин 3. Восьмерка. -М.: Астрель, 2012.-348 с.

174. Прилепин 3. Именины сердца. Разговоры с русской литературой. — М.: ACT, Астрель, 2009. - 412 с.

175. Прилепин 3. К нам едет Пересвет. Отчет за нулевые. - М.: Астрель, 2012.-445 с.

176. Прилепин 3. Книгочет. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями. - М.: Астрель, 2012. - 444 с.

177. Прилепин 3. Патологии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2009. — 336 с.

178. Прилепин 3. Политика, журналистика и литература самосохранения // Общественное мнение, 18.04.2011.

URL: http://\^ww.zahaфrilepin.ru/ru/pressa/intervyu/obshhestvennoe-mnenie.html

179. Прилепин 3. Санькя. - М.: Ад Маргинем, 2007. - 368 с.

180. Прилепин 3. Черная обезьяна. - М.: ACT, Астрель, 2011. - 285 с.

181. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. - М.: РМ, 1994 (1995).-96 с.

182. Психология развития. Словарь. /Под. ред. А.Л. Венгера/. — М.: ПЕР СЭ, 2005.- 176 с.

183. Пустовая В. Матрица бунта. Захар Прилепин и Роман Сенчин в традиции интеллигентского самосознания (печатается в дополненном и исправленном варианте) // Толстая критика. Российская проза в актуальных обобщениях. - М.: РГГУ, 2012. - С. 329 - 364.

184. Пустовал В. Пораженцы или преображенцы. О двух актуальных взглядах на реализм // Толстая критика. Российская проза в актуальных обобщениях.-М.: РГГУ, 2012.-С. 394-410.

185. Пустовая В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель (3. Прилепин - А. Бабченко - Д. Гуцко - А. Карасев) // Толстая критика. Российская проза в актуальных обобщениях. - М.: РГТУ, 2012.-С. 263-294.

186. Пушкарева B.C. Дети и детство в творчестве Ф.М. Достоевского и русская литература второй половины XIX века. - Белгород: БГУ, 1998.- 104 с.

187. Распутин В. Избранные произведения. Т. 1: Деньги для Марии; Последний срок; Рассказы. -М.: Художественная литература, 1990. — 415 с.

188. Ребель Г.М. Явление географа, или живая вода романов Алексея Иванова // «Октябрь», 2006, № 4 (Лит. критика). - С. 173 - 1 82. URL: http://ivanproduction.ru/literoturovedenie/yavlenie-geografa-ili-zhivaya-voda-romanov-alekseya-ivanova.html

189. Репринцева Г.И. Игра — ключ к душе ребенка. — М.: Форум, 2008. - 240 с.

190. Розанов В. Религия. Философия. Культура. /Сост. и вступ. статья А.Н. Николюкина/. — М.: Республика, 1992. — 399 с.

191. Рубанов A.B. Сажайте, и вырастет. - М.: Астрель, 2012. - 573 с.

192. Рубанов A.B. Стыдные подвиги. - М.: Астрель, 2012. — 346 с.

193. Рубина Д. Астральный полет души на уроке физики: Рассказы. — М.: Эксмо, 2008.-288 с.

194. Рубина Д. Когда выпадет снег. Рассказы, повести. - Екатеринбург: У-Фактория, 2000. - 432 с.

195. Рубина Д. На солнечной стороне улицы: роман. - М.: Эксмо, 2007. -605 с.

196. Рудалев А. Апокалипсис уже наступил... Захар Прилепин. Черная обезьяна // Урал. - 2011, № 9. - С. 220 - 224.

URL: http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-romane-chiornaia-obezjana/ural.html

197. Рудалев А. Да, мы победили! // Завтра. 14 апреля 2010. № 15 (856). URL: http://zavtra.ru/denlit/164/! 1.html

198. Рудалев А. Катехизис "нового реализма" // Литературная учеба. — 2010, №4. -С. 46 - 57.

URL: http://www.rospisatel.ru/konferenziia/rudaliev.htm

199. Рудалев А. «Поедая собственную душу». «Проклятый» герой Захара Прилепина. - Континент. - 2009, № 139. - С. 452 - 465.

200. Русские дети. 48 рассказов о детях. - СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013.-800 с.

201. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. /Под ред. Г.Н. Джибладзе/. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Педагогика, 1981. - 656 с.

202. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. /Под ред. Г.Н. Джибладзе/. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Педагогика, 1981. - 336 с.

203. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века: Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Волгоград: ВГПУ, 2002. — 385 с.

204. Салтыков-Щедрин М.Е. Сочинения в двух томах. Т. 2: Господа Головлевы. Современная идиллия. -М.: А/О «Старт», 1994. — 576 с.

205. Санаев П. Похороните меня за плинтусом. - М.: Астрель, ACT, 2010. -317с.

206. Семенова С.Г. Метафизика русской литературы (в 2-х томах). - М.: Издат. дом «ПоРог», 2004. - Т. 1 - 512 е.; Т. 2 - 512 с.

207. Сенчин Р. Любовь в реале. Захар Прилепин. Черная обезьяна; Анна Козлова. Все, что вы хотели, но боялись поджечь // Знамя. - 2011, № 11.-С. 219-224.

URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2011/1 l/sel7.html

208. Сенчин Р. Неудобный Прилепин // Литературная Россия (еженедельная газета писателей России), № 41, 16.10.2009. URL: http://glfr.ru/biblioteka/roman-senchin/neudobnii-pnlepin.html

209. Сенчин Р. Питомцы стабильности или будущие бунтари? Дебютанты нулевых годов // Дружба народов, 2010, № 1. - С. 179 - 188.

210. Сигаева Т. Три «детства» в русской литературе // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 1999, № 3. -С. 5- 12.

211. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. /Под общ. редакцией доктора ист. наук В.Л. Телицына/. — М.: Локид-Пресс, 2003. — 495 с.

212. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей — М.: Художественная литература, 1972. - 544 с.

213. Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. - Саратов: Саратовское книжное издательство, 1958. — 390 с.

214. Словарь практического психолога. /Под ред. В.Б. Шапаря/. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг» 2004. - 734 с.

215. Смирнова Е.О. Детская психология. — Москва, КНОРУС, 2013. -280 с.

216. Спирина О. Интервью с писателем Захаром Прилепиным, отцом четверых детей // Posta-Magazine, 14.02.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://posta-magazine.ru/children/interview-zahar-prilepin

217. Степнова М.Л. Женщины Лазаря. - М.: Астрель, 2012. - 444 с.

218. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М.: Просвещение, 1991. — 237 с.

219. Сухих О.С. Очень своевременные книги (о традициях Ф.М. Достоевского и М. Горького в романе Захара Прилепина «Санькя») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2008, №6.-С. 290-296.

220. Тарасов Б.Н. Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. — 1994, № 4. - С. 19-23.

221. Терехов А. Немцы. -М.: Астрель, 2012. - 572 с.

222. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений в 15 томах. Т. 4 (1917 — 1924).-М.: ОГИЗ, 1917.-703 с.

223. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений в 90 томах. /Под общ. редакцией В.Т. Черткова/. Т. 26: Художественные произведения 1885

- 1889. - М.: Гос. издательство «Художественная литература», 1936.

- 950 с.

224. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений в 90 томах. Т. 42 (2): Круг чтения (1904 - 1908 гг.). - М.: Гос. издательство «Художественная литература», 1957. - 718 с.

225. Толстой JI.H. Собрание сочинений в 22 томах. Т. 15: Статьи об искусстве и литературе. — М.: Художественная литература, 1983. — 432 с.

226. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. Т. 16: Публицистические произведения 1855 - 1886. -М.: Художественная литература, 1983. — 447 с.

227. Толстых A.B. Опыт конкретно-исторической психологии личности. /Вступительная статья Ф.Т. Михайлова/. — СПб.: Алетейя, 2000. — 288 с.

228. Торшин A.A. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа. (Учебное пособие. Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов). - М.: Флинта, Наука, 2006. - 256 с.

229. Трофименков М. Отзыв о Захаре Прилепине [Электронный ресурс]. URL: http://www.zahaipnlepin.ru/ru/otzyvy\r-ya.html

230. Тульчинский Г.Л. К упорядочению междисциплинарной терминологии: генезис и развитие термина «остранение» // Психология процессов художественного творчества (сборник статей).

- Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. - С. 241 — 245.

231. Улицкая Л. Даниэль Штайн, переводчик: Роман по следам документов. /Вступит, статья свящ. И. Крекшина/. - М.: Эксмо, 2007. -528 с.

232. Улицкая Л. Зеленый шатер. - М.: Эксмо, 2011. — 592 с.

233. Улицкая JT. Из первых уст. Быть персонажем Людмилы Улицкой опасно // Комсомольская Правда (КП), 27.07.2005. URL: http://www.kp.ru/dailv/23552.3742574/

234. Улицкая Л. Искренне ваш, Шурик. - М.: Эксмо, 2004. - 448 с.

235. Улицкая Л. Медея и ее дети. - М.: Эксмо, 2006. - 256 с.

236. Улицкая Л. Сонечка: Повести. Рассказы. -М.: Эксмо, 2003.-416 с.

237. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - СПб: Азбука, 2000. — 348 с.

238. Флоренский П. Сочинения в 4 томах. Т. 2 (1909 - 1933 гг.). - М.: Мысль, 1996. —877 с.

239. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече, 1997. - 511 с.

240. Фрейд 3. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995. -400 с.

241. Фролов И. Закон сохранения страха // Континент. - 2009, № 139. - С. 435 - 451. URL: http://magazines.russ.ru/continent/2009/139/fr29.html

242. Фролов И. Чудище стозевно и безъязыко. «Новый реализм» как диктатура хамства // Литературная газета, № 11 (6266), 24.03.2010. URL: http://lgz.ru/article/Nl 1 -6266—2010-03-24-/Chudisht%D0%B5-stoz%D0%B5vno-i-b%DQ%B5zavaz%Dl%8Bkol2025/

243. Хализев В.Е. Теория литературы. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр Академия, 2009. - 432 с.

244. Ханзен-Леве O.A. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. /Пер. С.А. Ромашко/. - М.: Язык русской культуры, 2001. - 669 с.

245. Хейзинга Й. Человек играющий. Статьи по истории культуры. - М.: Айрис-Пресс, 2003. - 496 с.

246. Цветаева М. Об искусстве. -М.: Искусство, 1991. -479 с.

247. Цветаева М. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 1: Стихотворения. — М.: Эллис-Лак, 1994. - 640 с.

248. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. /Вступ. ст., сост. и коммент. A.A. Саакянц/. - М.: Правда, 1991. - 688 с.

249. Чалмаев В.А. Русская проза 1980 - 2000 годов на перекрестке мнений и споров // Литература в школе. — 2002. № 4. - С. 18 - 23.

250. Чернышевский Н.Г. Литературная критика в 2 томах. Т. 2: Статьи и рецензии 1856 — 1862 гг. /Подг. и примеч. Г.Н. Антоновой, Т.Н. Борисовой, A.A. Демченко, A.A. Жук, В.В. Прозорова/. — М.: Художественная литература, 1981. - 367 с.

251. Чепурина М. Захар Прилепин. Санькя // Русский эпиграфъ [Информационно-образовательный Интернет-портал], 13.09.06. URL: http://www.epvgraph.ru/text/101

252. Чехов А.П. Письма в 12 томах. Издание 2-е, стереотипное. Т. 3: Письма (октябрь 1888 - 1889). - М.: Изд-во «Наука» Российской академии наук, 2009. - 576 с.

253. Чупринин С. Жизнь по понятиям. — М.: Время, 2007. — 768 с.

254. Чупринин С. Признательные показания. Тринадцать портретов, девять пейзажей и два автопортрета. — М.: Время, 2012. — 416 с.

255. Чупринин С. Русская литература сегодня: Малая литературная энциклопедия. - М.: Время, 2012. - 992 с.

256. Шаграева O.A. Детская психология. Теоретический и практический курс. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.

257. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 200 с.

258. Шаргунов С. В контексте смерти // АиФ, № 7, 2014 (12.02.2014). URL: http://www.aif.rU/society/education/l 102699

259. Шаргунов С. Отрицание траура // Новый Мир. - 2001, № 12. - С. 179 - 184. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/12/shargunov.html

260. Шестов Л. На весах Иова (Странствия по душам). - М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. - 464 с.

261. Шкловский В.Б. О теории прозы. — М.: Советский писатель, 1983. — 384 с.

262. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4: Богомолье: Романы. Рассказы. /Сост. и автор предисловия Е.А. Осьминина/. — М.: Русская книга, 2001. - 560 с.

263. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 7: Они сражались за родину. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1986.-559 с.

264. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных. -Л.: Наука, 1979.-134 с.

265. Эйхенбаум Б.М. О литературе. - М.: Советский писатель, 1987. —

266. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е издание, стереотипное. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 384 с.

267. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

268. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. /Авт.-сост. В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер/. - М.: Астрель, ACT, 2008. - 556 с.

269. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. - 1979, № 12. -С. 242-257.

270. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. (Пер. A.A. Спектор). -Минск: Харвест, 2004. - 400 с.

271. Юнг К.Г. Конфликты детской души. - М.: Канон, 1995. - 274 с.

272. Юферова A.A. Мотив качелей в прозе 3. Прилепина // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. - 2011, № 4 (1). - С. 328-331.

273. Юферова A.A. Проблема жанрового определения книги Захара Прилепина «Грех» // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. - 2010, № 4 (2). - С. 997 - 999.

544 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.