Автопсихологизм героя в прозе Захара Прилепина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Янковская Людмила Сергеевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат наук Янковская Людмила Сергеевна
Введение
Глава 1. К вопросу об авторском присутствии в художественном повествовании: автобиографизм или автопсихологизм
1.1 Проблема авторского присутствия в тексте: к истории вопроса
1.2 О специфике автопсихологизма в литературном произведении
Глава 2. Романная проза Захара Прилепина как «самоучитель психологических ситуаций»
2.1 Антиномии человеческой души: об особенностях психологизма романа З. Прилепина «Патологии»
2.2 Автопсихологическая составляющая романа Прилепина «Санькя»
2.3 Система ценностей автопсихологического героя книги
Захара Прилепина «Грех»
2.4 Оптика постижения «ада внутри себя» в романе «Черная обезьяна»
2.5 Роман «Обитель», где автор «себя напугать хотел»
Глава 3. Черты автопсихологизма в биографических исследованиях Захара Прилепина
3.1 Самоидентификация Захара Прилепина в контексте современной русской литературы
3.2 Автопортрет на фоне русской классики: Захар Прилепин как исследователь-биограф
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза Захара Прилепина как социокультурный феномен: проблематика, поиск героя, поэтика2018 год, кандидат наук Рылова, Кристина Юрьевна
"Клинический реализм" Захара Прилепина2016 год, кандидат наук Малышева, Анжела Игоревна
Стратегии автобиографической наррации в современной русской прозе (Р.Киреев, А.Чудаков, Р.Сенчин)2022 год, кандидат наук Ван Цзяо
Концепция детства в творчестве Захара Прилепина2014 год, кандидат наук Гусева, Елена Викторовна
"Новый реализм" в современной русской прозе: художественное мировоззрение Р. Сенчина, З. Прилепина, С. Шаргунова2013 год, кандидат наук Ротай, Евгения Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автопсихологизм героя в прозе Захара Прилепина»
ВВЕДЕНИЕ
Захара Прилепина по праву можно назвать «писателем с биографией». В прошлом грузчик, охранник, разнорабочий, командир отделения ОМОН, бывший член запрещенной НБП, участник боевых действий в Чечне, теперь он - одна из самых знаковых фигур современного отечественного литературного процесса. Мы можем убедиться, что все, о чем Прилепин размышляет на страницах своих книг, им лично пережито и прочувствовано.
Первая книга З. Прилепина, роман «Патологии», была опубликована в 2004 году. В 2006 году выходит роман «Санькя», вызвавший значительный резонанс и принесший автору широкую известность. Творческий дебют писателя был высоко оценен: Прилепин становится финалистом премий «Национальный бестселлер» и «Русский букер». Перу Захара Прилепина принадлежат также: роман «Грех» (2007), сборник рассказов «Ботинки, полные горячей водкой» (2008), сборники эссе «Я пришёл из России» (2008), «Terra tartarara. Это касается лично меня» (2009) и «К нам едет Пересвет» (2012), сборник малой прозы «Семь жизней» (2016), вышедшие в серии ЖЗЛ биография Леонида Леонова «Игра его была огромна» (2010) и «Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевистской эпохи: Анатолий Мариенгоф. Борис Корнилов. Владимир Луговской» (2015), роман «Чёрная обезьяна» (2011), сборник рассказов «Восьмёрка» (2012), пособие по новейшей литературе «Книгочёт» (2012), роман «Обитель» (2014), сборники эссе «Летучие бурлаки» (2015) и «Не чужая смута» (2015). Прилепин выступил в качестве составителя нескольких сборников прозы и поэзии «Война» (2008), «Революция» (2009), «Именины сердца. Разговоры с русской литературой» (2009), «Литперрон» (2011), «Десятка» (2011), «Лимонка в тюрьму» (2012), «14» (2012), «Библиотека Захара Прилепина. Поэты ХХ века» (2015), «Лимонка в войну» (2016). В 2016 году также увидел свет сборник рассказов «Семь жизней», а в 2017 - книга «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».
Больше десяти лет непрерывной творческой деятельности принесли писателю ряд престижных литературных премий и наград. Например, в 2006-ом году Прилепин стал лауреатом премии «Роман-газеты» в номинации «Открытие», в 2007-ом - премии «Ясная Поляна» «За выдающееся произведение современной литературы» (роман «Санькя). В 2008-ом прилепинский роман «Грех» был назван «Национальным бестселлером», а в 2010-ом книга «Леонид Леонов: Игра его была огромна» - лучшей биографией (национальная премия «Лучшие книги и издательства»). В 2011 -ом году писатель получил премию «Супернацбест» (за лучшую прозу десятилетия). В 2012-ом его роман «Чёрная обезьяна» был признан лучшим фантастическим романом года (премия «Бронзовая улитка»). В 2014-ом году роман Захара Прилепина «Обитель» был отмечен премиями «Книга года», «Большая книга» и «Русский Букер». Также в 2016 году Захар Прилепин стал лауреатом премии Правительства России в области культуры за роман «Обитель». Таким образом, ни одно из произведений романной прозы Прилепина не осталось «незамеченным».
Книги Захара Прилепина переведены на семнадцать языков мира. Французское издание книги «Патологии» было отмечено престижной во Франции премией «Русофония» за лучший перевод русской книги.
Фильм «Белый квадрат», снятый Иваном Павлючковым по мотивам одноименного прилепинского рассказа, получил приз «Бронзовая рама» на 12-ом международном кинофестивале короткометражных фильмов «Невиданное кино» в Маарду (Эстония) и Гран-при на международном кинофестивале «Метры» (Россия). Широкую известность приобрела в 2014 году экранизация повести З. Прилепина «Восьмёрка», осуществленная режиссером Алексеем Учителем.
Имя писателя Захара Прилепина включено в образовательные программы российских гуманитарных вузов. В изданном в 2013 году учебнике под редакцией В.В. Агеносова «История русской литературы XX
века»1 творчеству этого автора посвящена специальная глава, завершающая изучение курса современной литературы. В 2015 году Алексеем Колобродовым опубликована солидная по объему книга о Прилепине «Захар»2.
Серьезное литературоведческое «прилепиноведение» сейчас только начинает складываться. Чаще всего анализ прилепинской прозы представлен в виде журнальных или газетных статей, где книги этого автора рассматриваются в самых разных ракурсах, подробно или обзорно. В частности, о Прилепине и его творчестве можно найти публикации в таких газетах и журналах, как «Новый мир», «Знамя», «Комсомольская правда», «Огонек», «Культура», «Литературная газета».
Среди научно-исследовательских работ по творчеству писателя известны первые диссертационные исследования. В 2014 году в Москве в Российском университете дружбы народов Е.В. Гусевой была защищена кандидатская диссертация по теме «Концепция детства в творчестве Захара Прилепина»3, а в 2016 году в Воронежском госуниверситете состоялась защита кандидатской диссертации А.И. Малышевой «"Клинический реализм" Захара Прилепина»4. Военная тематика прилепинского романа «Патологии» рассматривалась в диссертационном исследовании Д.В. Аристова5. Защищаются также выпускные вузовские квалификационные работы, в том числе и магистерские.
Творчеству Прилепина, его художественному методу, поэтике прозы, жанровой и образной системе его отдельных произведений посвящен ряд научных статей, в том числе, литературоведческие публикации О.С. Сухих «Очень своевременные книги (о традициях Ф.М. Достоевского и М. Горького
1 Агеносов В.В. История русской литературы XX: В 2 ч. 2-е изд. - М., 2014. 687 с.
2 Колобродов А.Ю. Захар. М., 2015. 509 с.
3 Гусева Е.В. Концепция детства в творчестве Захара Прилепина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2014. 222 с.
4 Малышева А.И. «Клинический реализм» Захара Прилепина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Воронеж, 2017. 185 с.
5 Аристов Д.В. Русская батальная проза 2000-х годов: традиции и трансформации: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Пермь, 2013. 191 с.
в романе Захара Прилепина "Санькя"»)6; Е.Г. Местергази «Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина "Грех"»7; А.А. Юферовой «Проблема жанрового определения книги Захара Прилепина "Грех"»8, «Мотив качелей в прозе З. Прилепина»9. Большое внимание уделено творчеству Захара Прилепина и в обзорных статьях А.Ю. Большаковой, посвященных литературной ситуации в России конца XX-го - начала XXI-го столетия: «Литературный процесс сегодня: pro et contra»10, «Русская литература на рубеже XX - XXI веков: новые приоритеты»11; публикации Е.А. Кочетковой12, И.В. Петрова13 и ряда других.
Однако ни в одной из перечисленных работ не было предпринято попытки комплексного анализа творчества Захара Прилепина сквозь призму автопихологизма героя его прозы. Заметим при этом, что А.И. Малышева в вышеупомянутом диссертационном исследовании обращает внимание на то, что в произведениях Прилепина имеет место «точечный», не
6 Сухих О.С. Очень своевременные книги (о традициях Ф.М. Достоевского и М. Горького в романе Захара Прилепина «Санькя») // Филология. Искусствоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 6. с. 290-296.
7 Местергази Е. Г. Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех». Проблемы поэтики и стиховедения: материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 70-летию доктора филологических наук, профессора В. В. Бадикова (15-16 октября 2009 г.). Алматы, 2009. С. 191-195.
8 Юферова А.А. Проблема жанрового определения книги Захара Прилепина «Грех» // Литературоведение. Межкультурная коммуникация. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 997-999.
9 Юферова А.А. Мотив качелей в прозе З. Прилепина // Литературоведение. Межкультурная коммуникация. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 4 (1). С. 328-331.
10 Большакова А.Ю. Литературный процесс сегодня: pro et contra. [Электронный ресурс]. // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». Филология. 2010. № 5. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/5/Bolshakova/
11 Большакова А.Ю. Русская литература на рубеже XX-XXI веков: новые приоритеты. [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». Филология. 2011. № 3. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Bolshakova_Russian_Literature/
12 Кочеткова Е.А. Герои с «русской душой» в романе З. Прилепина «Обитель» и Ф.М. Достоевского «Записки из мертвого дома». Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей V Междунар. науч. конф. молодых ученых (12 февраля 2016 г.). Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. С. 320-325.
13 Петров И.В. Роман З. Прилепина «Патологии» и традиции военной прозы 1950-1970 годов // Русская литература. Направления и течения. Екатеринбург, 2011. № 12. С. 168 -177.
предполагающий исповедальности и «буквального совпадения между жизненной реальностью и сюжетом литературного текста», но достигающий «создания эффекта подлинности» автобиографизм14. В прилепинских текстах, по мнению диссертанта, принцип автобиографизма реализуется следующим образом: «реальные факты вталкиваются в художественную реальность ... для воплощения идеи "истины субъективного"»15. Благодаря такому подходу, считает Малышева, Захар Прилепин в некотором смысле преодолевает «автобиографизм ради автобиографизма», «придавая реальным жизненным фактам силу художественного обобщения»16.
Нам же представляется очевидным, что в каждом конкретном случае рассмотрения приемов художественного освоения действительности З. Прилепиным необходимы не только разграничение автобиографических и автопсихологических свойств текста прозы этого писателя, но и анализ специфики «протогероя» в его «новом реализме», динамики жанрово-стилистических исканий писателя, вектора его творческих задач, что и является предметом нашего специального научного исследования.
Актуальность исследования состоит в том, что проблема автопсихологизма, на наш взгляд, - ключ к постижению не только поэтики новой прозы, но и границ художественной литературы первых десятилетий XXI века, соотношения fiction и non-fiction форм коммуникации, диалога автора и читателя.
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые предпринимается попытка рассмотрения поэтики прозы Захара Прилепина в аспекте автопсихологических проявлений героев его произведений.
Цель исследования - рассмотреть художественный мир прозы Захара Прилепина сквозь призму его автопсихологического героя.
Цель работы определяет следующие исследовательские задачи:
14 Малышева А.И. Указ. соч. С. 158.
15 Там же.
16 Там же.
1) рассмотреть прием автопсихологизма в литературе с точки зрения истории и теории вопроса;
2) сопоставить систему ценностей автора и героев в романной прозе З. Прилепина;
3) показать конкретные формы автопсихологизма в художественной прозе Захара Прилепина как способ создания образа и способ повествования;
4) проанализировать принципы творческих исканий З. Прилепина как исследователя-биографа.
Объект исследования - романы Захара Прилепина «Санькя» (2009), «Патологии» (2009), «Черная обезьяна» (2011), «Грех» (2009), «Обитель» (2014), а также биографические исследования, тяготеющие к романному повествованию - книги «Леонид Леонов: Игра его была огромна» (2010), «Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевистской эпохи: Анатолий Мариенгоф. Борис Корнилов. Владимир Луговской» (2015) и «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» (2017), а также многочисленные интервью писателя и материалы его Интернет-сайта как источник фиксации саморефлексии.
Предмет исследования - автопсихологизм героев прозы Захара Прилепина.
Методы исследования: в основу исследования был положен комплексный подход, объединяющий традиционные для академического литературоведения историко-литературный, биографический и типологический методы. При непосредственном обращении к прозе писателя использовался метод целостного анализа текста.
Методологическую основу исследования составили работы по теоретической проблеме взаимоотношений в тексте автора и героя, художественного психологизма, автобиографизма и автопсихологизма повествования (М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург, Г.А. Гуковского, Ю.М. Лотмана, Б.О. Кормана, А.П. Скафтымова, М. Медарич и др.).
Теоретическая значимость работы связана с осмыслением уникальной поэтики художника, определяемой автопсихологизмом героя; с аналитическим выявлением стратегии автобиографизма в литературоведческой прозе.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской литературы новейшего времени, а также в практике школьного литературного образования, в элективных дисциплинах по осмыслению современного литературного процесса.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проблема автобиографизма характеризуется многоаспектностью. Она является актуальной в современном литературоведении и находится в центре внимания исследователей. Вследствие этого появляются различные технологии реконструкции автобиографического начала. Ряд трудов отечественных и зарубежных исследователей (в частности, Л.Я. Гинзбург, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, А.П. Скафтымова, Б.О. Кормана, М. Медарич) формирует научный базис для изучения автобиографизма в литературе конца XX - начала XXI века. Появление молодых авторов «нового реализма» обусловило необходимость подробного изучения автобиографизма.
2. Все главные герои прозы Захара Прилепина в той или иной мере отмечены автопсихологическими чертами своего создателя. Автопсихологизм как некое психологическое родство автора и героя, связь между нравственной проблематикой, занимающей автора, и проблематикой его протагонистов, становится доминирующим приемом в творчестве писателя.
3. Автопсихологизм в романном творчестве Захара Прилепина - не только способ саморефлексии и «самоучитель психологических ситуаций», но и особая оптика авторского видения дня сегодняшнего и исторического прошлого России.
4. Стратегия автопсихологизма сохраняется при движении писателя от одной жанровой формы к другой: от сугубо художественного текста к биографическому исследованию, «литературоведческому роману» с преимущественным пространством для саморефлексии.
5. В биографических исследованиях Прилепина автопсихологизм -также прием основополагающий. Писатель избирательно освещает здесь лишь те стороны личностей литераторов Золотого и Серебряного веков, которые в значительной степени отвечают его запросам (отношение к Родине и государству, войне и писательству). Интерес автора к биографическому жанру не в последнюю очередь продиктован желанием отрефлексировать собственные творческие удачи и поражения, создав своеобразный автопортрет на фоне русской литературы.
6. В поисках наиболее адекватной художественной формы реалистической достоверности, воплощающей новый опыт авторов XXI века, Захар Прилепин прибегает к усилению автопсихологизма повествования. Интегрированность автопсихологизма как в художественный текст, так и в биографические, литературоведческие исследования становится у него убедительным доминантным приемом.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были апробированы на внутривузовских, межвузовских и международных научных конференциях: XVIII Международная конференция студентов-филологов (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2015); XXXV Зональная конференция литературоведов Поволжья (Самара, СГСПУ, 2016); Всероссийской конференции молодых ученых-филологов «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых» (Москва, МИГУ: 2012, 2013, 2014); Всероссийская конференция молодых учёных «Филология и журналистика в XXI веке» (Саратов, СГУ: 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018); Международная заочная научно-практическая конференция «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы». Секция «Филологические науки» (2018).
Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. Янковская Л.С. Захар Прилепин о Леониде Леонове: к вопросу о литературных ориентирах писателя // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 114-121. DOI: 10.18500/1817-7115-2017-17-1-114-121. (Издание включено в перечень ВАК)
2. Янковская Л.С. Автобиографизм или автопсихологизм? К вопросу авторского присутствия в художественном повествовании // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 87-92. DOI: 10.18500/1817-7115-2018-18-1-87-91. (Издание включено в перечень ВАК)
3. Янковская Л.С. Романная проза Захара Прилепина как «самоучитель психологических ситуаций» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 210-214. DOI: 10.18500/1817 7115 2018 18 2 210 214. (Издание включено в перечень ВАК)
4. Таранухина Л.С. (Янковская) Герой нашего времени в интерпретации Захара Прилепина // Научные труды молодых ученых-филологов: по материалам Всероссийской научно-методической конференции «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых». - М., 2013. С. 188-193.
5. Таранухина Л.С. (Янковская) Автор и герои в романной прозе Захара Прилепина // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. Вып. 17. -Саратов, 2014. С.134-140.
6. Таранухина Л.С. (Янковская) Антиномии человеческой души: к проблеме особенности психологизма романа З. Прилепина «Патологии» // Научные труды молодых ученых-филологов: по материалам
Всероссийской научно-методической конференции «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых». - М., 2014. С. 82-86.
7. Таранухина Л.С. (Янковская) О типологии героя времени в прозе Захара Прилепина (от «Патологий» до «Обители») // XVIII Международная конференция студентов-филологов СПбГУ: Тезисы докладов. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015. С. 84-85.
8. Таранухина Л.С. (Янковская) Творческие искания Захара Прилепина и Веры Полозковой в аспекте гендерного взаимоотражения // Научные труды молодых ученых-филологов: по материалам Всероссийской научно-методической конференции «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых». - М., 2015. С. 68-73.
9. Янковская Л.С. Главный герой романа «Обитель» в ряду молодых героев прозы Захара Прилепина // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. Вып. 19. - Саратов, 2016. С.127-132.
10.Янковская Л.С. Система ценностей главного героя книги З. Прилепина «Грех» // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т. 18, № 1. - Самара, 2016. URL:
http://www. ssc.smr. ru/media/j ournals/izvestia_hum/2016/2016_1_277_281. p df
11.Янковская Л.С. «Великая литература - больше, чем жизнь»: о литературных ориентирах Захара Прилепина // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых: в 3 ч. Вып. 20, ч. I-III. - Саратов, 2017. C. 194-200.
12.Янковская Л.С. (в соавторстве с Зиминой Л.В.) Об особенностях исследовательского метода биографических книг Захара Прилепина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам заочной Международной научно-практической конференции 31 января 2018 г.: в 2 ч. Ч. I. М., 2018. С. 84-92.
13.Янковская Л.С. Автопсихологизм романной прозы Захара Прилепина как оптика постижения «ада внутри себя» (на материале «Черной обезьяны» и «Обители») // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых: в 3 ч. Вып. 21, ч. I-III. - Саратов, 2018. С. 114-121.
14.Янковская Л.С. (в соавторстве с Зиминой Л.В.). Самоидентификация Захара Прилепина в контексте современной русской литературы // Альманах мировой науки. Развитие науки и образования: теория и практика (по материалам заочной Международной научно-практической конференции 31 июля 2018 г.). - № 2 (22), 2018. С. 28-34. URL: http://co2b.ru/uploads/amn.2018.02.pdf.
Глава 1. К вопросу об авторском присутствии в художественном повествовании: автобиографизм или
автопсихологизм
1.1 Проблема авторского присутствия в тексте: к истории вопроса
Проблема соотношения категорий автора и героя, прояснения путей их взаимодействия и степени дистанцированности, выявления авторского взгляда на изображаемую действительность и соотнесенность его с позицией персонажа, заявленной в тексте, приобрела особенно отчетливое звучание в XX веке и остается актуальной по сей день. Это связано как с развитием самой литературы, в которой появились новые формы авторского присутствия в тексте художественного произведения, так и с вектором развития науки о литературе: литературное произведение стало рассматриваться одновременно и как результат творческой деятельности художника, и как диалог автора с читателем. Разрешение этой проблемы требует внимания к истории вопроса. Фундаментальные труды, посвященные проблеме автора, принадлежат М.М. Бахтину, В.В. Виноградову, Г.А. Гуковскому, А.П. Скафтымову, Б.О. Корману и др.
Очевидно, что в разных жанрах литературы и литературоведения интерес к реальному человеку обнаруживается по-разному и находит для себя разные формы воплощения. Понимание роли автора самим художником, осознание им степени присутствия и выявленности его личности в созданном произведении во многом определяет его структурную организацию. Автор становится носителем единства сознания, выражением которого является все произведение. Понять литературное произведение - значит глубоко проникнуть в личность автора, в характер его мировоззрения, которое
" 17
является «основой всякого единства»17 и, в том числе, «единства самобытного нравственного отношения автора к предмету»18.
Понятно, что любой персонаж, воплощенный в художественном тексте, является изначально авторским порождением. В зависимости от того, что вызывает интерес исследователя, рассуждают или об образе автора в литературном произведении, или о голосе автора и его звучании в хоре голосов персонажей. М.М. Бахтин отстаивает полифонический принцип организации художественного текста. В своем труде «Автор и герой в эстетической деятельности»19, в главе «Проблема отношения автора к герою» он разграничивает такие категории, как автор-человек (личность самого писателя) и автор-творец (художественное воплощение его взглядов, мыслей и чувств).
Автор-творец и созданные им герои «отрываются от создавшего их процесса», при этом автор оказывается уже «не носителем душевного переживания», а «единственно активной формирующей энергией»20. Творец «знает и видит больше не только в том направлении, в котором смотрит и видит герой, а в ином, принципиально самому герою недоступном»21. По
мнению М.М. Бахтина, не только «нахождение внутри героя», но и
22
«нахождение ценностно рядом и против него»22 искажает авторское видение. Исследователь выводит «формулу основного эстетически продуктивного отношения автора к герою» - отношения «напряженной вненаходимости автора всем моментам героя»23. Очевидно, для исследователя прежде всего важна неразрывная связь автора и героя как участников «эстетического события».
17 См.об этом: Шкловский В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы / Избранное: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С 116.
18 Там же.
19 Бахтин М.М. Проблема отношения автора к герою / Автор и герой в эстетической деятельности. М., Искусство. 1979. 445 с.
20 Там же. С. 10.
21 Там же. С. 15.
22 Там же.
23 Там же.
При этом отмечается, что герой никогда полностью не совпадает с автором-творцом, «в противном случае мы не получим художественного произведения»24. Понятно, что создать объективную и завершенную картину мира и своего отношения к ней невозможно, находясь «внутри себя»25. Таким образом, справедливее будет рассуждать не о растворении границ между автором и его героем, а лишь о некой видимости слияния этих категорий.
Однако М.М. Бахтин допускает и «отклонения от прямого отношения автора к герою» в тех случаях, когда герой «в жизни совпадает с автором», то есть когда он «в существенном автобиографичен»26. В таком случае герой присваивает себе универсальные авторские функции, осуществляя эстетическую переработку конкретного биографического ряда. М.М. Бахтина интересует авторское начало в произведении как в художественном целом, проблема автора переносится из разряда собственно филологических задач в область философскую. Автобиографический персонаж при этом выступает символическим «другим» автора, выполняя функцию и субъекта, и объекта повествования. Автор же «должен стать другим по отношению к себе самому, взглянуть на себя глазами другого»27.
Если М.М. Бахтина как исследователя занимает философско-эстетический аспект проблемы соотношения позиций автора и героя, то для В.В. Виноградова характерен лингво-стилистический подход к изучению авторства.
В.В. Виноградов анализирует формы и средства «организации произведений словесно-художественного творчества», выводя проблему автора на уровень повествовательной поэтики28. В монографии «О теории художественной речи»29 он разработал целостную концепцию образа автора, где это понятие трактуется исследователем как «образ, складывающийся или
24 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 80.
25 Там же.
26 Там же. С. 81.
27 Там же.
28 Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. С. 42.
29 Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 239 с.
созданный из основных черт творчества поэта»30, который «воплощает в себя и отражает в себе иногда также и элементы художественно преобразованной его биографии»31. Образ автора В.В. Виноградов связывает как с понятием стиля, так и с субъектной сферой повествования. В первом случае этот образ будет определяться стилевой, языковой «маской», которую сознательно использует автор, доверяя повествование вымышленному рассказчику, во втором ему отводится роль начала, формирующего весь стиль произведения.
В.В. Виноградов рассматривает образ автора через призму стиля в статье «О художественной прозе»32. По мнению ученого, образ автора может быть стилистически однородным или неоднородным. Стилистически однородным образ автора выглядит в том случае, когда повествование ведется от лица одного из героев, выполняющего функцию рассказчика, идеологически приближенного к автору. В другом случае стилистическая однородность образа автора обусловлена его видимым отсутствием.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII - XIX столетий2007 год, кандидат филологических наук Шестакова, Елена Юрьевна
Молодая военная проза второй половины 1990 - начала 2000-х годов: имена и тенденции2009 год, кандидат филологических наук Выговская, Наталья Сергеевна
Филологический роман как явление историко-литературного процесса XX века2009 год, кандидат филологических наук Ладохина, Ольга Фоминична
ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНОСТЬ ПРОЗЫ ЛЮДМИЛЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ УЛИЦКОЙ (ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)2017 год, кандидат наук Вуколова Варвара Сергеевна
Традиции экзистенциализма в отечественной культуре второй половины ХХ века2018 год, кандидат наук Антонец Валентина Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Янковская Людмила Сергеевна, 2018 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прилепин, З. Ботинки, полные горячей водкой. Пацанские рассказы / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2008. - 192 с.
2. Прилепин, З. Я пришел из России / З. Прилепин. - М., Спб.: Лимбус-Пресс, 2008. - 256 с.
3. Прилепин, З. Война. War: рассказы / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2008. - 510 с. Прилепин, З. Революция. Revolution / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2009. - 352 с.
4. Прилепин, З. Именины сердца. Разговоры с русской литературой / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2009. - 413 с.
5. Прилепин, З. TERRA TARTARARA. Это касается лично меня / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2009. - 224 с.
6. Прилепин, З. Леонид Леонов: Игра его была огромна / З. Прилепин. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 576 с.
7. Прилепин, З. Десятка / З. Прилепин. - М.: Ad Marginem, 2011. - 432 с.
8. Прилепин, З. Восьмерка: маленькие повести / З. Прилепин. - М.: Астрель, 2012. - 348 с.
9. Прилепин, З. «Лимонка» в тюрьму / З. Прилепин. - М.: Центрполиграф, 2012. - 416 с.
10.Прилепин, З. 14. Женская проза «нулевых» / З. Прилепин. - М.: Астрель, 2012. - 413 с.
11.Прилепин, З. К нам едет Пересвет: отчет за нулевые: [эссе] / З. Прилепин. -М.: Астрель, 2012. - 445 с.
12.Прилепин, З. Подельник эпохи. Леонид Леонов / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2012. - 832 с.
13.Прилепин, З. Книгочет / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2012. - 448 с.
14.Прилепин, З. Дорога в декабре / З. Прилепин. - М.: Астрель, 2012. - 1052 с.
15.Прилепин, З. Летучие бурлаки / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2014. - 352 с.
16.Прилепин, З. Не чужая смута. Один день - один год / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2015. - 666 с.
17. Прилепин, З. Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевистской эпохи. Мариенгоф. Корнилов. Луговской / З. Прилепин. - М.: Молодая гвардия. 2015. - 384 с.
18.Прилепин, З. Обитель / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2015. - 752 с.
19.Прилепин, З. «Лимонка» в войну / З. Прилепин. - М.: Алгоритм, 2016. -416 с.
20.Прилепин, З. Семь жизней. Новая проза / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2016. -256 с.
21.Прилепин, З. Взвод: Офицеры и ополченцы русской литературы / З. Прилепин. - М.: АСТ, 2017. - 736 с.
22.Прилепин, З. «7 вопросов Захару Прилепину» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://rusrep.ru/article/2011/06/01/7_questions/
23.Прилепин, З. «Бабушки называют моим именем внуков» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://iz.ru/news/359707.
24.Прилепин, З. «В современной литературе много хороших мужиков» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://library.rsu.edu.ru/p7242/
25.Прилепин, З. «Главная мысль русской литературы: Бог есть, Россия святая, ты ответишь за все» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/brain/4665-glavnaya-mysl-russkoy-literatury-bog-est-rossiya-svyataya-ty-otvetish-za-vse/
26.Прилепин, З. «Если у женщины есть только работа - это катастрофа» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://www.7ya.ru/article/Zahar-Prilepin-Esli-u-zhenwiny-est-tolko-rabota-jeto-katastrofa/
27.Прилепин, З. «Жизнь надо рвать зубами» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://www.vokrug.tv/person/show/zahar_prilepin/
28.Прилепин, З. «Каждый человек носит на дне своем немного ада» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://zaharprilepin. ru/ru/pressa/pressa-o-romane-obitel/novij -mir. html
29.Прилепин, З. «Леонов выдерживает сравнение только с Толстым» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://portal-kultura.ru/articles/books/44665-zakhar-prilepin-leonov-vyderzhivaet-sravnenie-tolko-s-tolstym/?print=Y&CODE=44665-zakhar-prilepin-leonov-vyderzhivaet-sravnenie-tolko-s-tolstym
30.Прилепин, З. «Лимонов - он как водка и матрешка» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://www.saratov.kp.ru
31. Прилепин, З. «Литература - это не про гуманизм» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/intervyu/rt-na-russkom-23032017.html
32.Прилепин, З. «Может ли писатель брать в руки оружие? Спросите у Пушкина и Лермонтова» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://om-saratov.ru/chastnoe-mnenie/20-february-2017-i46059-zaxar-prilepin-moj et-li-pi
33.Прилепин, З. «Мы пришли наступать на те же самые грабли, другого занятия у человечества нет» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://chelyabinsk.74.ru/text/gorod/377179.html
34.Прилепин, З. «Надо жить и читать. Понимаете, надо жить и читать» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http s: //www. litres. ru/intervj u/zahar-pril epin/
35. Прилепин, З. «Настоящий талант мимо кассы не пролетит» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://newslab.ru/article/391346
36.Прилепин, З. «О работающих женщинах и ноющих мужчинах» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https: //www. fontanka. ru/2014/12/24/119/
37.Прилепин, З. «Ощущаю себя счастливым человеком, который иногда пишет книги» [Электронный ресурс] / З. Прилепин - Режим доступа: http: //www. niro. nnov. ru/?id=19198
38.Прилепин, З. «Писать много - это дурной вкус» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://www.litkarta.ru/dossier/prilepin-kultura/dossier_4503/
39.Прилепин, З. «Поющий батальон» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. -Режим доступа: https://life.ru/poiushchii_batalon
40.Прилепин, З. «Революция - единственный для России способ выжить» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://ura.news/articles/1036257923
41.Прилепин, З. «Русский писатель - не человек с тонкими ножками» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://russian.rt.com/opinion/358830-molotov-prilepin-donbass
42.Прилепин, З. «Современная литература - это градусник разложения России» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20120803-zakhar-prilepin-sovremennaya-literatura-eto-gradusnik-razlozheniya-rossii
43.Прилепин, З. «Современная русская литература гораздо шире Акунина и Улицкой» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://myslo.ru/city/people/person/zahar-prilepin-sovremennaya-russkaya-literatura-gorazdo-shire-akunina-i-ulitskoy
44.Прилепин, З. «Успеть всё, или живу на всём готовом» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://life.ru/t/мнения/ 402996/uspiet_vsio_ili_zhivu_na_vsiom_ghotovom
45.Прилепин, З. «Черная обезьяна - это не про негров» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/zahar-prilepin/
46.Прилепин, З. «Чечня - индикатор состояния российского общества» [Электронный ресурс] / З. Прилепин // Спецназ России. - 2004. - № 6. -Режим доступа: www.specnaz.ru/articles/93/16/20.htm
47.Прилепин, З. «Чечня - это дикий стыд. Какая уж тут литература.» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: www.gudok.ru/newspaper/?ID=746310
48. Прилепин, З. «Это нормально для русского человека - легкая подловатинка» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/library/articles/2014/04/18/intervyu-zahar-prilepin-pisatel
49. Прилепин, З. «Я был так беден, что не хватало даже на еду» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20151017-zahar-prilepin-ya-byl-tak-beden-chto-ne-hvatalo-dazhe-na-edu
50.Прилепин, З. «Я понял, что на войне человек может преодолеть себя» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://www.lecourrierderussie.ru/obshestvo/lioudi/2011/09/zahar-prilepin-ya-ponyal-chto/
51. Прилепин, З. «Я сдвинулся на поэзии лет в 10.» [Электронный ресурс]. / З. Прилепин. - Режим доступа: http://lit-ra.info/intervyu/zakhar-prilepin-ya-sdvinulsya-na-poezii-let-v-10-/
52.Прилепин, З. «Я традиционалист, консерватор и мракобес» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://tvtambov.ru/interview/
53.Прилепин, З. «Я чувствую живую радость, оттого что опять вызвал бешенство» [Электонный ресурс] / З. Прилепин. -https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/books/zahar-prilepin-russkiy-chelovek-neizmenen-v-etom-zalog-ego-sushchestvovaniya/
54.Прилепин, З. Без почвы не жилец [Электронный ресурс] / З. Прилепин. -Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/1256916
55.Прилепин, З. Еще раз о Шолохове [Электронный ресурс] / З. Прилепин. -Режим доступа: https://prilepin.livejournal.com/21939.html
56.Прилепин, З. Захар Прилепин о своей новой книге «Леонид Леонов. Игра его была огромна» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://reading-hall.ru/publication.php?id=2059
57.Прилепин, З. Интервью с писателем Захаром Прилепиным, отцом четверых детей [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://posta-magazine.ru/lifestyle/interview-zahar-prilepin
58.Прилепин, З. Искупить грех «советскости» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/leonov/sibirskie-ogni.html
59.Прилепин, З. Книги как часть Божественной природы [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://www.labirint.ru/now/spisok-prilepina/
60.Прилепин, З. Книги моей жизни [Электронный ресурс] / З. Прилепин. -Режим доступа: http://www.kmslib.ru/content/lyubimye-knigi-zahara-prilepina
61. Прилепин, З. Леонид Леонов: «Игра его была огромна» - запись в личном блоге [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https: //prilepin.livej ournal. com/26481. html
62.Прилепин, З. Молодежь к выходу на пенсию готова [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://rulife.ru/old/mode/article/422/
63.Прилепин, З. Монолог об отцовстве, отцах и детях [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://www.marieclaire.ru/psychology/zahar-prilepin-neskolko-nevajnyih-slov-v-techenie-dnya/
64.Прилепин, З. Мужчина не обязан воевать [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/intervyu/literaturnaja-gazeta-14022018.html
65.Прилепин, З. Неизменные круги ада [Электронный ресурс] / З. Прилепин. -Режим доступа: http://eclectic-magazine.ru/zaxar-prilepin-intervyu/
66.Прилепин, З. Непохожие поэты: комментарий к новой книге [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://godliteratury.ru/events-post/nepokhozhie-poyety-prilepina
67.Прилепин, З. Нужно поменьше тосковать и побольше тратить [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http: //www.nashgorod.ru/news/news20112.html
68.Прилепин, З. О новом романе «Обитель», Соловках и лагерной жизни [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://www.m24.ru/articles/literatura/05052014/44085
69. Прилепин, З. О новых проектах издательства «Ad Marginem» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://echo.msk.ru/programs/kazino/575204-echo/
70.Прилепин, З. О своей новой книге «Леонид Леонов. Игра его была огромна» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http: //magazines .russ. ru/ra/2010/8/pr31 -pr. html
71. Прилепин, З. О том, как издать собрание сочинений любимого писателя [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/books/zahar-prilepin-o-tom-kak-izdat-sobranie-sochineniy-lyubimogo-pisatelya/
72.Прилепин, З. По поводу статьи Гали Юзефович в «Медузе» [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https: //prilepin.livej ournal. com/703 881. html
73. Прилепин, З. Политрук Захар Прилепин [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/28307085.html
74.Прилепин, З. Почему я не либерал [Электронный ресурс] / З. Прилепин. -Режим доступа: https://prilepin.livejournal.com/79721.html
75.Прилепин, З. Поэтическая оборона Русского мира [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://tsargrad.tv/articles/zahar-prilepin-pojeticheskaja-oborona-russkogo-mira_49077
76.Прилепин, З. Прямая речь: про то, как стал писателем [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: https://elena-2004. livej ournal. com/443982. html
77.Прилепин, З. Семь: ноль - Слово о Лимонове [Электронный ресурс] / З. Прилепин. - Режим доступа: http://zavtra.ru/content/view/sem-nol-2013-02-13-000000/
78.Прилепин, З. Специально для WW [Электронный ресурс] / З. Прилепин. -Режим доступа:
http: //www. zaharprilepin. ru/ru/pressa/intervyu/mediarj azan.html
***
79.Аверинцев, С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Аверинцев // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994. - С. 3-38.
80. Автоинтерпретация: сб. статей / Под ред. А.Б. Муратова, Л.А. Иезуитовой. - СПб.: изд-во СПбГУ, 1998. - 208 с.
81.Агеносов, В.В. История русской литературы XX века: В 2 ч. 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Агеносов. - М.: Издательство Юрайт, 2014. 687 с.
82.Алтынбаева, Г.М. Литературная критика А.И. Солженицына: проблемы, жанры, стиль, образ автора: монография / Под ред. проф. Л.Е. Герасимовой / Г.М. Алтынбаева. - LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 224 с.
83.Алтынбаева, Г.М. «Художник и человек в одном лице»: к вопросу о соотношении и взаимодействии биографического и художественного начал в творчестве А.И. Солженицына / Г.М. Алтынбаева // Известия Саратовского государственного университета. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. Т. 10. - № 4. - С. 77-81.
84.Анастасьев Н.А., Свой голос / Н.А. Анастасьев // Вопросы литературы. -М.: ИМЛИ, 1985. - № 3. - С. 57-96.
85.Аристов, Д.В. Русская батальная проза 2000-х годов: традиции и трансформации: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Денис Владимирович Аристов. - Пермь, 2013. - 191 с.
86.Бак, Д.П. Интервью газете «Культура» [Электронный ресурс] / Д.П. Бак // Культура. - № 11 (7771).- Режим доступа: http://books.vremya.ru/main/1765-intervyu-s-dmitriem-bakom.html
87.Барт, Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Перев. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 384-391.
88.Басинский, П.В. Душа проходит, как любовь...: беседа с З. Прилепиным [Электронный ресурс] / П.В. Басинский // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2015. - №6793 (222). - Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/02/esenin.html
89.Басинский, П.В. Перезагрузим Золотой век? [Электронный ресурс] / П.В. Басинский // Российская газета. Столичный выпуск. - 2017. - № 7197 (31). - Режим доступа: https://rg.ru/2017/02/12/basinskij-mne-po-dushe-chto-vzvod-prilepina-vyzyvaet-stolko-voprosov.html
90.Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство. - 1979. - 445 с.
91.Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского / М.М. Бахтин // Собр. соч.: В 7 т. - М.: Русские словари, 2000. - Т. 2. - С. 7-115.
92.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
93.Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года / В.Г. Белинский // Собрание сочинений: В 9 т. - М.: «Художественная литература», 1982. -Т. 8: Статьи, рецензии и заметки, сентябрь 1845 - март 1848. - С. 337-413.
94.Белинский, В.Г. Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым / В.Г. Белинский // Собрание сочинений: В 9 т. - М.: «Художественная
литература», 1982. - Т. 8: Статьи, рецензии и заметки, сентябрь 1845 -март 1848. - С. 121-156.
95.Бердникова, О.А. Духовные проблемы русской литературы: уч. пособие, ч. 2 / О.А. Бердникова. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2017. - 159 с.
96.Бердникова, О.А. Роман З. Прилепина «Обитель» как феномен современной русской прозы: контексты понимания / О.А. Бердникова // «Ищите же прежде царствия божия и правды его» (МФ. 6:33), материалы XII Международного форума. - Воронеж: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. -С. 105-107.
97. Большакова, А.Ю. Литературный процесс сегодня: pro et contra [Электронный ресурс] / А.Ю. Большакова // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». Филология. - 2010. -№ 5. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/5/Bolshakova/
98. Большакова, А.Ю. Русская литература на рубеже XX-XXI веков: новые приоритеты [Электронный ресурс] / А.Ю. Большакова // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». Филология. - 2011. -№ 3. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Bolshakova_Russian_Literature/
99.Большакова, А.Ю. Теории автора в современном литературоведении / А.Ю. Большакова // Известия АН. Серия литературы и языка,1998. - Т. 57. - № 5. - С. 15-24.
100. Большев, А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века: дис. ... док. филол. наук: 10.01.01 / Александр Олегович Большев. - СПб., 2003. - 282 с.
101. Бондаренко, В.Г. Иди и воюй [Электронный ресурс] / В.Г. Бондаренко // Завтра. - 2004. - № 52. - Режим доступа: http: //zaharprilepin.ru/ru/pressa/patologii/zavtra.html
102. Бронская, Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья первой половины XX века: И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев,
М.А. Осоргин. дис. ... док. филол. наук: 10.01.01 / Людмила Игоревна Бронская. - Ставрополь, 2001. - 371 с.
103. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971. - 239 с.
104. Виноградов, В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов // Избранные труды. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. -360 с.
105. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. - 656 с.
106. Герасимова, Л.Е. Пневматология как свойство реализма А.И. Солженицына в «Красном Колесе» / Л.Е. Герасимова // Пунктирная линия жизни: сб. ст., раздел 1. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. - 2018. - С. 13-22.
107. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1979. - 223 с.
108. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: «Художественная литература» (Ленинградское отделение), 1977. - 450 с.
109. Гликман, К. Новый, талантливый, но... Захар Прилепин [Электронный ресурс] / З. Прилепин // Вопросы литературы. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/voplit/2011/2/gl7.html
110. Гнюсова, И.Ф. Л.Н. Толстой и У.М. Теккерей: проблема жанровых поисков: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Ирина Федоровна Гнюсова. -Томск, 2008. - 184 с.
111. Гнюсова, И.Ф. Автопсихологизм как особый тип романного повествования У.М. Теккерея и Л.Н. Толстого //Вестник Томского государственного университета. Филология, 2008. - № 309. - С.7-10.
112. Гуковский, Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. - М., 1959. - 532 с.
113. Гусева, Е.В. Концепция детства в творчестве Захара Прилепина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Елена Викторовна Гусева. - М., 2014. - 222 с.
114. Гусева, Е.В. Мир детства и его художественное воплощение в романе З. Прилепина «Патологии» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение, журналистика», 2013. - № 3. - С. 3241.
115. Гусева, Е.В. Своеобразие мира детства в романе З. Прилепина «Санькя» // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2013. - № 7. - С. 51-56.
116. Достоевский, Ф.М. Записки о русской литературе / Ф.М. Достоевский.
- М.: Эксмо, 2006. - 448 с.
117. Зарецкий, Ю.П. Историки и автобиографии [Электронный ресурс] / Ю.П. Зарецкий. - Режим доступа: http: //visantrop.rsuh.ru/article.html?id=1167090
118. Зимина, Л.В. «Мой лейтенант» Д. Гранина: автор и герой / Л.В. Зимина // Междисциплинарные связи при изучении литературы: сб. науч. трудов.
- Вып. 5. Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. - С. 182-189.
119. Зунделович, Я.О. Романы Достоевского: сб. ст. / Я.О. Зунделович. -Ташкент, 1963. - 328 с.
120. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.
121. Кабанова, И.В. Английская проза 1930-х годов: жанровая типология / И.В. Кабанова . - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. - 342 с.
122. Климова, Т.Ю. Homo scribens как объект психологической авторефлексии В. Маканина (1970-е гг.) // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2010. - № 10. - С. 207-212.
123. Колобродов, А.Ю. Захар / А.Ю. Колобродов. - М.: АСТ, 2015. - 509 с.
124. Колядич, Т.М. Воспоминания писателей ХХ века. Проблемы поэтики жанра: монография / Т.М. Колядич. - Москва, 1998.
125. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. - М.: Просвещение, 1972. - 113 с.
126. Корман, Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора / Б.О. Корман // Страницы истории русской литературы. - М., 1971. -С. 199-207.
127. Кочеткова, Е.А. Герои с «русской душой» в романе З. Прилепина «Обитель» и Ф.М. Достоевского «Записки из мертвого дома» / Е.А. Кочеткова. - Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей V Междунар. науч. конф. молодых ученых (12 февраля 2016 г.). - Екатеринбург: Уральский федеральный университет. - 2016. - С. 320325.
128. Кристева, Ю. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Ю. Кристева // Бахтин, слово, диалог и роман. - М., 2000. - С. 427-457.
129. Кузнецова, Д.Д. Цикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. - Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 2010. - № 2. - С. 171-185.
130. Кучина, Т.Г. Поэтика «я»-повествования в русской прозе конца XX-начала XXI вв. / Т.Г. Кучина. - Ярославль, 2008. - 269 с.
131. Кучина, Т.Г. Поэтика русской прозы конца XX - начала XX1 в.: перволичные повествовательные формы: дис. ... докт. филол. наук 10.01.01 / Татьяна Геннадьевна Кучина. - Ярославль, 2008. - 344 с.
132. Лакербай, Д.Л. Автор, читатель, произведение (к теории индивидуального стиля) / Д.Л. Лакербай // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Казань: Издательство Казанского (Приволжского) федерального университета, 2014. - № 2. - С. 98-105.
133. Левина-Паркер, М. Введение в самосочинение: аШюйсйоп / М. Левина-Паркер // М.: Новое литературное обозрение. - 2010. - № 103. - С. 12-40.
134. Лихачев, Д.С. «Стих о жизни патриарших певчих» / Д.С. Лихачев,
A.М. Панченко, Н.В. Понырко // Смех в древней Руси. - Л.: Наука, 1984. -295 с.
135. Лихачев, Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» / Д.С. Лихачев // Новый мир. - 1988. - № 1. - С. 5-22.
136. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - С. 14-285.
137. Лукшич, И. «Слава» Владимира Набокова: К функции автометаописания в русской эмигрантской поэзии / И. Лукшич // Автоинтерпретация: сб. статей. - СПб.: изд-во СПбГУ, 1998. - С. 194-206.
138. Малышева, А.И. «Клинический реализм» Захара Прилепина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Анжела Игоревна Малышева. - Воронеж, 2017. - 185 с.
139. Мамардашвили, М.К. Литературная критика как акт чтения / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. - М.: Наука,1984. - № 2. - С. 99-102.
140. Манн, Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А. Гринцер. - М., 1994. - С. 431-480.
141. Медарич, М. Автобиография / автобиографизм / М. Медарич // Автоинтерпретация: сб. ст. - СПб.: изд-во СПбГУ, 1998. - С. 5-32.
142. Местергази, Е.Г. Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех» / Е.Г. Местергази // Проблемы поэтики и стиховедения: материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 70-летию доктора филологических наук, профессора
B.В. Бадикова (15-16 октября 2009 г.). - Алматы, 2009. - С. 191-195.
143. Нива, Ж. Поэтика Солженицына: Между «большими» и «малыми» формами / Ж. Нива // Звезда. 2000. - № 12. - С. 143-147.
144. Николаев, П.А. Историзм в художественном творчестве и в литературоведении / П.А. Николаев. - М., 1983. - 364 с.
145. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы / Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2017. - 424 с.
146. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства продолжается [Электронный ресурс] // Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-Гассет. -Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega12.txt_with-big-pictures.html
147. Осьмухина, О.Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе XX столетия. Монография. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та, 2009. - 288 с.
148. Осьмухина, О.Ю. Автор в поисках себя: формы функционирования авторской маски в отечественной прозе / О.Ю. Осьмухина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2009. - №1. - С. 52-57.
149. Осьмухина, О.Ю. Образ героя в прозе Захара Прилепина (на материале романов «Патологии», «Санькя») / О.Ю. Осьмухина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2018. - №6(84)-2.14. - С. 275-280.
150. Пастернак, Б.Л. Текст письма 1947 года / Б.Л. Пастернак // Полное собрание сочинений с приложениями: в 11 т. - М., 2005. - Т. 9. - С. 784.
151. Пастернак, Б.Л. Письма к Жаклин де Пруайар/ Б.Л. Пастернак // Новый мир. - 1992. - № 1. - С. 169.
152. Пастернак, Е.Б. / Е.Б. Пастернак // Борис Пастернак. Биография. - М.: Цитадель, 1997. - С. 567.
153. Петров, И.В. Роман З. Прилепина «Патологии» и традиции военной прозы 1950-1970 годов / И.В. Петров // Русская литература. Направления и течения. - Екатеринбург, 2011. - № 12. - С. 168-177.
154. Полозкова, В.Н. Информация в личном профиле [Электронный ресурс] / В.Н. Полозкова. - Режим доступа: https://planeta.ru/vera_polozkova/
155. Полозкова, В.Н. Конец вундеркинда [Электронный ресурс] / В.Н. Полозкова. - Режим доступа: http://old.novayagazeta.ru/data/2011/108/24.^^
156. Пришвин, М.М. Из дневников 1932 года [Электронный ресурс] / М.М. Пришвин // Отечественные записки. Архив. - № 4(43). - 2008. -Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2008/4/iz-dnevnikov-1932-goda
157. Прозоров, В.В. Слово об авторе / В.В. Прозоров // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика, 2015. - Т. 15, вып. 3. - С. 56-62.
158. Роднянская, И.Б. Сюжеты тревоги: Маканин под знаком «новой жестокости» / И.Б. Роднянская // Новый мир. - М., 1997. - № 4. - С. 200212.
159. Роднянская, И.Б. Уроки четвертого узла (Александр Солженицын) / И.Б. Роднянская // Движение литературы: В 2 т. - М., 2006. - Т. 1. -С. 657-666.
160. Ротай, Е.М. «Новый реализм» в современной русской прозе: художественное мировоззрение Р. Сенчина, З. Прилепина, С. Шаргунова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Евгения Михайловна Ротай. -Краснодар, 2013. - 175 с.
161. Русова, Н.Ю. От аллегории до ямба: Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению / Н.Ю. Русова. - М.: Флинта. - 2004. -301 с.
162. Рылова, К.Ю. Человек на войне в романе З. Прилепина «Патологии» / К.Ю. Рылова // Вестник Бурятского государственного университета, 2016. - № 5. - С. 182-190.
163. Рымарь, Н.Т. Скобелев, В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. - Воронеж: Логос-траст, 1994. - 262 с.
164. Савина, Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в.: дис. ... док. филол. наук: 10.01.01 / Лариса Николаевна Савина. - Волгоград, 2002. - 227 с.
165. Сараскина, Л.И. Солженицын / Л.И. Сараскина. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 959 с.
166. Сараскина, Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение / Л.И. Сараскина. -М., 1990. - 480 с.
167. Свительский, В.А. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860-1870-х годов) / В.А. Свительский -Воронеж, 2005. - 231 с.
168. Селеменова, М.В. Пространственные образы романа З. Прилепина «Санькя» / М.В. Селеменова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. - Т. 1. - № 3. - С. 63-71.
169. Селеменова, М.В. Тема русского бунта в романе З. Прилепина «Санькя» / М.В. Селеменова // Пушкинские чтения - 2014. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: мат-лы XIX междунар. науч. конф. / Под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб.: Изд-во Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 214-219.
170. Серова, А.А. Новый реализм как художественное течение в русской литературе XXI века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Анастасия Алексеевна Серова. - Нижний Новгород, 2014. - 292 с.
171. Скафтымов, А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Русская литературная критика: учеб. пособ. для студентов высших учеб. заведений /Под ред. В.В. Прозорова и О.О. Миловановой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994. - С. 134-159.
172. Смирнова, Л.А. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века. Пособие для учителя / Л.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
173. Солженицын, А.И. Телеинтервью на литературные темы с Н.А. Струве, март 1976 / А.И. Солженицын // Собр. соч. - Т. 7. - С. 199-229.
174. Сухих, И.Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб.: Азбука. -1996. - С. 6.
175. Сухих, О.С. Очень своевременные книги (о традициях Ф.М. Достоевского и М. Горького в романе Захара Прилепина «Санькя») /
О.С. Сухих // Филология. Искусствоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008. - № 6. - С. 290-296.
176. Сухих, О.С. Роман З. Прилепина «Обитель»: поэтика художественного эксперимента / О.С. Сухих // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015. - № 1. - С. 297-304.
177. Тамарченко, Н.Д. Теория литературы / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман // Теория литературы: в 2 т. - М.: Академия, 2004. - Т.1: Теория художественного дискурса; Теоретическая поэтика. - 513 с.
178. Толстой, Л.Н. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой // Собрание сочинений: в 22 т. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 15. Режим доступа: https://books.google.ru/books?isbn=544782401X
179. Фрайзе, М. После изгнания автора: литературоведение в тупике? / М. Фрайзе // Автор и текст: сб. ст. / Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. - СПб., 1996. - С. 25-32.
180. Франк, С.Л. О задачах познания Пушкина // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX - первая половина XX в. / С.Л. Франк. -М.: Книга, 1990. - 528 с.
181. Фуко, М. Что такое автор? / М. Фуко // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. и комм. С. Табачниковой. - М.: Касталь, 1996. - С. 1-16.
182. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.
183. Чепурина, М.Н. Захар Прилепин. Санькя [Электронный ресурс] / М.Н. Чепурина. - Режим доступа:
http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/sankya/Russkii_epigraf.html
184. Черняк, М.А. Доклад на международной научной конференции «Русская литература в XXI веке. Первое десятилетие: диагнозы и прогнозы» [Электронный ресурс] / М.А. Черняк. - Санкт-Петербург, 2223 апреля 2010. - Режим доступа: http://znamlit.ru/publication.php?id=4362
185. Черняк, М.А. Современная русская литература: Учебное пособие. -СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004. - 336 с.
186. Чудаков, А.П. В.В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века / А.П. Чудаков // Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М., 1980. - С. 303-316.
187. Шкловский, В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы / В.Б. Шкловский // Избранное: в 2 т. - Т. 1. - М.: «Художественная литература», 1983. - 637 с.
188. Эйхенбаум, Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа [Электронный ресурс] / Б.М. Эйхенбаум. - Петербург: 1923. - 53 с. Режим доступа: http: //imwerden.de/pdf/eichenbaum_anna_akhmatova_1923.pdf
189. Эйхенбаум, Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя / Б.М. Эйхенбаум. // О прозе. - Л., 1969. - С. 306-326.
190. Юзефович, Г.Л. Захар Прилепин. Леонид Леонов [Электронный ресурс] / Г.Л. Юзефович. - Режим доступа: http: //zaharprilepin.ru/ru/pressa/leonov/sakvoj azh.html
191. Юзефович, Г.Л. Соловки как Россия в миниатюре [Электронный ресурс] / Г.Л. Юзефович. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2016/09/04/solovki-kak-rossiya-v-miniatyure
192. Юзефович, Г.Л. Что не так с книгой Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» [Электронный ресурс]. / Г.Л. Юзефович. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/02/20/chto-ne-tak-s-knigoy-zahara-prilepina-vzvod-ofitsery-i-opolchentsy-russkoy-literatury
193. Юзефович, Л.А. Не вынося приговоров [Электронный ресурс]. / Л.А. Юзефович. - Режим доступа: http://svpressa.ru/blogs/article/139286/
194. Юферова, А.А. Идея тождественности человеческого и звериного микрокосма в прозе Захара Прилепина / А.А. Юферова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. - № 4: в 3-х ч. - Ч. 1. - С. 353-358.
195. Юферова, А.А. Мотив качелей в прозе З. Прилепина / А.А. Юферова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Литературоведение. Межкультурная коммуникация. - 2011. - № 4 (1). - С. 328-331.
196. Юферова, А.А. Проблема жанрового определения книги Захара Прилепина «Грех» / А.А. Юферова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Литературоведение. Межкультурная коммуникация. - 2010. - № 4(2). - С. 997-999.
197. Явчуновский, Я.И. О системном анализе литературного произведения / Я.И. Явчуновский // Проблемы истории критики и поэтики реализма. -Куйбышев, 1981. - С. 9-10.
198. Якобсон, P.O. Лингвистика и поэтика / P.O. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». - М., 1975. - С. 193-230.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.