Проза В.С. Журавлева-Печорского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сальникова, Елена Валентиновна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сальникова, Елена Валентиновна
Введение.
I. Традиции русской литературы в прозе В.Журавлева-Печорского.
1.1. Традиция изображения «самостоятельной» природы в русской литературе и проза В.Журавлева-Печорского.
1.2. Художественная натурфилософия в творчестве М.Пришвина, И.Соколова-Микитова,
В .Журавл ева-Печорского.
II. Образ природы в прозе В.Журавлева-Печорского.
2.1. Проблема «человек и природа».
2.2. Образная система и пейзаж.
III. Образ человека в прозе В.Журавлева-Печорского.
3.1. Ментальность северного типа человека.
3.2. Система персонажей.!.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Человек и природа в прозе К.Г. Паустовского 1910-1940-х годов: типология героя, специфика конфликта, проблема творческой эволюции2010 год, кандидат филологических наук Мантрова, Светлана Александровна
Пейзажная миниатюра в русской прозе второй половины XX века: И. С. Соколов-Микитов, Ю. Н. Куранов, В. П. Астафьев, В. А. Бочарников, Ю. В. Бондарев, Б. Н. Сергуненков2001 год, кандидат филологических наук Котова, Вера Юрьевна
Натурфилософская проза второй половины XX века: концепция личности2010 год, кандидат филологических наук Бондаренко, Елена Николаевна
Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов1999 год, доктор филологических наук Гурленова, Людмила Викторовна
Женский мир прозы С.П. Залыгина: поэтико-аксиологический аспект2008 год, кандидат филологических наук Шаталова, Алевтина Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза В.С. Журавлева-Печорского»
Василий Степанович Журавлев-Печорский (1930-1980) является автором более двадцати книг, шесть из которых были опубликованы в центральных издательствах. Это сборник рассказов «Зеленый дождь» (1965); книга стихотворений «Ивняковая сторона» (1971); книга рассказов «Одинокий кедр» (1973); книга очерков «Земля моя - Коми» (1974); рассказы «Сторона озер лебединых»(1980); повести «Федькины угодья» (1980). Кроме названных наиболее значимыми книгами являются следующие: рассказы и повесть «Марьин корень» (1970); книга избранной лирики «Стреха» (1980); рассказы «Сказки белых ночей» (1990). Писатель известен также как автор очерков и статей, посвященных проблемам сохранения природной среды, которые публиковались в различных газетах с конца 1950-х до 1980-ого года.
Жизненный путьг писателя освещен скупо: его биография кратко изложена в библиографическом словаре «Писатели Коми» (1996) и -несколько подробнее - в сборнике «Летописцы Республики Коми» (2000).
Однако без ознакомления с некоторыми особенностями жизненного пути писателя многие аспекты его творчества останутся непроясненными. Имеются в виду такие стороны образа жизни автора, которые оказали непосредственное влияние на содержание и стиль его произведений. К ним относятся глубокий интерес В.Журавлева-Печорского к природе, точнее, к лесу. Он много путешествовал по республике, а также по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по заданиям редакций газет, в штате которых находился. Во время поездок он изучил природу разных районов коми края, от юга до полярного круга, познакомился с многочисленными; проблемами существования природы в промышленно-осваиваемом регионе. Как истинный путешественник-натуралист
В.Журавлев-Печорский отдавал дань охоте и рыбной ловле, которые служили, скорее, источником наблюдений, формой исследования мира природы, нежели охотничьим промыслом.
Исследовательский интерес писателя к лесу отразился на стиле его произведений. Оставаясь художником, он изображает природу и как натуралист: ему интересны; факты природной жизни, поэтому большое значение в его произведениях приобретают подробности; в описаниях топографии, климата, флоры и фауны, уклада жизни северного человека. Стилю свойствен лаконизм изобразительных средств.
Актуальность данного исследования обусловливается несколькими факторами.
Во-первых,, писатель оставил большое творческое наследие, посвященное концептуальным проблемам современности: состояния природной среды, отношения к ней человека, уклада жизни и связанной с ним ментальности северного человека.
Во-вторых, произведения писателя; не утеряли ценности для современной эпохи. Художнику свойствен, диалектический взгляд на. окружающий человека природный мир, характерный для современного миропонимания. Кроме того, В.Журавлев-Печорский, как и многие крупные писатели природоведческой ветви литературы XX века, не был удовлетворен материалистической картиной мира, которую оценивал весьма далекой от истинного знания об устройстве Вселенной и Земли, в частности, он считал, что в данной картине неверно трактуются закономерности существования природной, материи. Он высказывал идеи, сходные с некоторыми современными научными концепциями о роли материи во Вселенной, например, его идеи оказались близкими И.Пригожину, который понимает материю не как пассивную субстанцию, но как сущность, которой свойственна спонтанная активность (220; 10-14).
В-третьих, творчество В.С.Журавлева-Печорского мало изучено литературоведами и критиками. Отсутствуют монографии; не было предпринято попыток научного издания художественных произведений писателя, вероятно, поэтому его книги не сопровождаются основательными вводными статьями (как правило, они заменяются небольшими биографическими справками).
Наблюдения над идейно-художественным своеобразием произведений писателя существуют преимущественно в виде рецензий, опубликованных в республиканских газетах «Красное знамя», «Искра», «Ухта литературная» и др. Кроме того, в архиве писателя, находится около пятидесяти машинописных рецензий, присланных различными издательствами, в которых готовились к печати книги В.Журавлева-Печорского («Художественная литература», «Современник», «Детская литература», «Молодая гвардия» и т.д.). В них содержатся критический разбор отдельных произведений и целых книг (рецензенты отмечали не только недостатки, но и достоинства текстов, в которых особенно высоко оценивали точность найденной детали), рекомендации по улучшению текста, готовящегося к изданию. Следует заметить, что писатель прислушивался к этим рекомендациям, которые рассматривал как своего рода литературную учебу. с
Газетные рецензии, как правило, содержат весьма поверхностные наблюдения; над произведениями писателя и поэтому неточно интерпретируют их. Из более тридцати подобных откликов на книги писателя лишь в трех содержатся попытки осмыслить его творчество в целом, рассмотреть художественные принципы. Авторы данных публикаций выделяют в качестве ведущей в творчестве В.Журавлева-Печорского тему «природа и человек».
А.Николаев в статье «Третья книга поэта», опубликованной в 1963 году, анализирует книгу лирики «Междузорье» и отмечает черту, которую считает характерной для творчества В. Журавлева-Печорского и мало свойственной другим писателям природоведческой ветви: стремление автора осмыслить светлое начало в природе, сознательно оставляя вне поля зрения -ее стихийные проявления, жесткость ее законов (206; 2).
Г.Высоцкая в статье «Чтоб ни одна заря не угасала» (1971) рецензирует книгу рассказов «Марьин корень». Главным предметом ее внимания является; рассказ; «Глоток воды», в котором повествуется о последствиях вмешательства человека в мир природы. Автор рецензии подчеркивает одну из важнейших особенностей мировосприятия В.Журавлева-Печорского: понимание им природы: и человека: как взаимодействующих сторон единой природной среды. Г.Высоцкая впервые: делает вывод, что главным действующим; лицом в произведениях писателя является: природа, которая изображается; им как основание планетарной жизни, поэтому именно она в большей степени формирует человеческую личность: природа пробуждает в человеке глубинную память, силь^ осознание себя частью мироздания; она влияет на события, происходящие в человеческой душе (95; 4).
И.Ванеева обращается к другой стороне произведений писателя - она делает попытку объяснить тип героя: В.Журавлева-Печорского. Исследовательница называет его «природным», или «естественным» человеком, имея в виду личность, включенную- в природную жизнь, в ее циклы и ритмы. Она обращает внимание/также на то, что герой порожден патриархальной средой, формирующей его верования- и культуру, отмечая, что действующие: лица связаны с сельскохозяйственным укладом жизни, который" способствует сохранению единства человека с природой и: традиционной нравственности (85; 4).
Однако объем газетной; статьи, равно как и ее задачи (авторы сосредотачивали внимание на одной конкретной книге или одном произведении) не позволяли раскрыть творчество писателя как цельную структуру, элементы которой - тематические, стилистические, аксиологические - взаимодействуют между собой.
Характеризуя актуальность данного исследования, следует отметить, что в своих книгах писатель совершил художественное открытие Севера Европейской части России, конкретнее - Коми края. Известно, что еще в начале XX века названный регион и северного человека (преимущественно коми) изобразил Каллистрат Фалалеевич Жаков (1866 - 1926) -исследователь фольклора, писатель, философ, литературный критик. Коми по происхождению, он был знатоком национальной жизни. В книгах «На Север1 в поисках за Памом Бур-Мортом» (1905), «В хвойных лесах» (1908), «Под шум северного ветра» (1913) К.Жаков изображал реальные условия жизни человека этого края, отчасти отдавая дань бытоописанию, но в то же время: опираясь как на коми, так и на русское народное творчество - сказки, легенды, предания и т.д. В его произведениях создается опоэтизированный образ Севера, как и в прозе В.Журавлева-Печорского. Однако необходимо подчеркнуть, что К.Жаков, являясь предшественником В.Журавлева-Печорского не только в материале, но и в характере его изображения, на самом деле был близок к нему типологически и не оказывал прямого литературного воздействия.
Подобный характер соотношения художественных миров двух писателей можно увидеть в близости теории лимитизма К.Жакова к миросозерцанию В.Журавлева-Печорского. Лимитизм (от лат. " limites" -предел; подразумевается предел познания), по определению автора, есть единство всех наук, религий и философий; Природа в этом единстве понимается как обладающая ритмом энергия, действующая в пространстве и времени. Частично подобное.понимание природы присуще и В.Журавлеву-Печорскому, в творчестве которого немалую роль играет связь пространтство-время-ритм и угадывается осознание строения мироздания в его сочетании с земной природой.
Еще раньше К.Жакова, во второй половине XIX века, о Севере России писали Ф.Арсеньев, А.Круглов и другие авторы, жившие в данном регионе или по каким-либо причинам связанные с ним. Именно книга очерков А. Круглова «Лесные люди» (1883) может считаться первой книгой русской литературы о Коми крае. Основным предметом их изображения были природа и человек, осмысление которых имеет особенности, присущие и творчеству В.Журавлева-Печорского.
С 1928 года книги К.Ф.Жакова были запрещены вплоть до 80-х годов; XX века. Следовательно, непосредственного влияния на развитие в Коми крае русской литературы его творчество не: оказало. В советское время оказалось также невостребованным и малоизвестным творчество. Ф.Арсеньева и А.Круглова в связи с тем, что актуальной стала тема социалистического строительства и промышленного освоения Севера, а исследования1 в области этнографии и мифологии жителей коми? края воспринимались несовременными* и несвоевременными. Таким образом, В.Журавлев-Печорский является, вероятно, первым на настоящий момент прочитанным русскоязычным писателем, воплотившим в своих произведения идею красоты данного региона русского Севера, обратившимся к натурфилософской и экологической проблематике, которую рассмотрел в тесной связи с духовной5 жизнью человека, дал наиболее полную характеристику самосознания северного человека.
Актуальной для настоящего исследования является проблема посредничества писателей: К.Жаков, Ф.Арсеньев, А.Круглов, как позже и ВЖуравлев-Печорский; выполняли: роль посредников между северной и; общероссийской жизнью. Сознательно' создавая свои произведения на русском языке, они вводили в круг общероссийской жизни знания о быте, традициях, верованиях и нравах человека Севера.
Необходимо отметить, что подобное посредничество между отдаленными регионами и центром России явилось завершающим этапом длительной эпохи, начавшейся еще в XVIII веке. Именно тогда внимание общественности было обращено на окраинные части Российской империи, открытие» которых потребовало подробных описаний мест, природных богатств, жизненного уклада и верований того или иного народа. Эту задачу выполнили, например, С.Крашенинников в «Описании земли Камчатки» (1755), И.Лепехин в «Дневных записках» (1802).
До XX века огромные территории окраин России осваивались медленно. В 1920-е годы, с момента широкого освоения удаленных от центра земель, потребовалось более точное, подробное и быстрое их изучение. Писатели с целью научного и художественного исследования природного мира, климата и местного населения входили в состав различных экспедиций, результатом чего стало появление большого количества произведений «о природе», которые формировали в человеке той эпохи особое чувство Родины — осознание ее масштабов, богатства, мощи. Потребность в подробных описаниях окраинных мест России многие писатели чувствовали и безотносительно к социальному заказу - она вызывалась особым душевным настроем: они ощущали надвигающуюся опасность для благополучного существования природы и человека, связанного с ней укладом жизни.
Творчество В.С.Журавлева-Печорского посвящено теме природы в аспекте активного взаимодействия с ней человека. Важность этой темы в XX веке очевидна: неблагополучный экологический фон человеческого бытия проявляется в? любой сфере жизнедеятельности. Изучение природы, ее скрытых потенций, ее влияния на человечество становится насущной проблемой современности.
Различные сферы человеческой деятельности по-разному соприкасаются с природой. Что касается литературы, то ее функциям - не только описание природных явлений, но и усвоение опыта: общения человечества с природой.
В описании природы в истории русской литературы сложились разные формы изображения: это и ориентация на научное изображение географические, флористические описания; в XX веке эта форма воплощается в очерках В1 Арсеньева, К.Паустовского, В.Пескова, др.); это и собственно художественное изображение природы, встречающееся в произведениях, посвященных не только природной, но и другим темам (писатели-«деревенщики», М.Шолохов, ранний Л.Леонов);, и, наконец,, синтетическое направление, в котором' научное видение соседствует с образным познанием природы. В русле подобного синтетического направления работали М.М.Пришвин, И.С.Соколов-Микитов. Необходимость подобного синтеза появляется тогда, когда писатели сознательно начинают ставить перед собой просветительские задачи: расширить знания о природной жизни, дополнить естественнонаучную компоненту образования человека (как ребенка, так и взрослого). Их целью становится показ многогранности, универсальности, но и хрупкости мира с целью формирования у читателя экологического сознания.
Осуществлен такой синтез и в произведениях В.С.Журавлева-Печорского. Значимость творчества этого писателя заключается в том, что он изобразил подобным образом природу и человека Коми края и поставил в связи с этим новые для природоведческой ветви в литературе проблемы: своеобразие ментальности человека Севера, воспринявшего не только национальные, но и инонациональные традиции (русских и коми), что обусловило особое воззрение на природу.
Работа построена на материале художественной прозы автора: повестей «Пути-дороги, Черныш», «Федькины • угодья», «Мы где-то встречались», «Птицы возвращаются домой»,. «За голубым зверем», сборников рассказов: «Марьин корень»,. «Одинокий кедр», «Сторона озер лебединых»,, «Сказки белых ночей» и др. Кроме того, используются публицистические произведения (газетные статьи и очерки разных лет) и архив писателя, состоящий из неопубликованных текстов, дневниковых записей, писем, отзывов разных издательств на его произведения (в настоящее время архив хранится у сына писателя С.В.Журавлева).
Таким образом, объектом исследования является s проза В.С Журавлева-Печорского. Следует отметить, что исследуемый автор является; не только прозаиком, но и лириком: в разные годы были опубликованы поэтические сборники «Моя звезда», «Междузорье», «Стреха» и др. Однако основные идеи его творчества выражены в прозе, которая с художественной точки зрения является более совершенной. Именно поэтому лирика Журавлева-Печорского не исследуется как самостоятельный пласт его творчества, но некоторые положения работы иллюстрируются поэтическими произведениями автора.
Предмет исследования - природоведческая проблематика в творчестве писателя и художественные средства ее воплощения — обусловлен значимостью темы природы = в творчестве В.Журавлева-Печорского: различные ее аспекты, такие как закономерности природной жизни, отношения природы и человека, рассматриваются в подавляющем большинстве произведений писателя.1
Цель исследования состоит в выяснении идейно-художественных особенностей реализации темы природы в творчестве В.Журавлева-Печорского и определении места и значения его в русле природоведческой традиции русской литературы.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1) выявить в прозе В.Журавлева-Печорского наиболее значимые в теме природы произведения, которые позволили бы систематизировать и доказательно представить комплекс идей и важнейшие художественные особенности;
2)проанализировать характер понимания писателем природы в совокупности различных аспектов: философского, социального, эстетического, этического и природозащитного и представить как систему воззрений на природу;
3) исследовать систему природных образовав которых воплощены наиболее важные идеи его прозы;
4) вскрыть традицию в природоведческой ветви русской литературы, в русле которой развивалось творчество В.Журавлева-Печорского; сопоставить понимание природы и формы ее изображения В.Журавлевым-Печорским с творчеством писателей-предшественников с целью выявления типических моментов и индивидуальных черт;
5) раскрыть авторское понимание особенностей северного типа человека, связи его с природной средой;
6) исследовать творчество В.Журавлева-Печорского с учетом комплексного подхода — в сопоставлении с концепциями в области естественных наук и философии.
Методологическую основу исследования составляют литературоведческие и искусствоведческие работы, посвященные теме природы в литературе.
В первую очередь, это исследования XIX века, создавшие серьезную базу для дальнейшего изучения темы природы. А.Гумбольдт («Космос»; 1863) высказал мысль о природе как живом целом и дал образец художественно-значимого изображения* естественно-научных фактов. В работе А.Бизе «Историческое развитие чувства природы» (1890) освещается поэтапное — от античности до нового времени - развитие натурфилософских представлений и проецирует направление их последующего развития. Близка труду А.Бизе книга Э. дю-Буа-Реймона «Культурная история и естествознание» (1900). В исследованию «La Terre dans le Roman Russe» (Paris, 1887) Micheles Deline рассматривается, тема природы в творчестве русских авторов XIX века: Д.Григоровича, И.Тургенева, Л.Толстого. Elisar von Kupffer в работе «Klima und Dichtung» (Munchen, 1907) пишет о влиянии «климата» на творческие возможности человека. Климат он понимает как единство географической, биологической и собственно климатической сторон. Эти исследования значительно повлияли на русскую художественную мысль XIX века.
Из отечественных исследований назовем «Поэтические воззрения славян, на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и: верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов»^ А.Н;Афанасьева (1865-1869). Этот труд прояснил начала натурфилософских воззрений русских писателей XIX-XX веков. Художественному осмыслению проблемы взаимоотношения человека и природы способствовали и такие работы, как «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» А.Н.Веселовского (1898); «Исторические очерки русской народной словесности» Ф.И.Буслаева; историко-культурологические работы И.Е.Забелина 1850-1870-х годов. Эти работы подготовили почву для; исследования «чувства природы» в русской литературе.
В начале XX века тему природы в литературе продолжали разрабатывать К.К.Арсеньев («Критические этюды по русской литературе»,. 1888), В.Ф.Саводник («Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева», 1911); С.В.Шувалов («Природа в творчестве Тургенева», 1920); А.И.Белецкий («В мастерской художника слова», 1924). Эти исследования содержат подробный анализ данной темы и ее эволюции в произведениях русских писателей. Последующие работы развили понятийно-терминологическую базу данных ученых. Это труды В.А.Никольского «Природа и человек в русской литературе XIX века» (1973), Б.Е.Галанова «Живопись словом» (1974), Т.Я.Гринфельд «Природа в художественном мире М.Пришвина» (1989), С.Г.Семеновой «Преодоление трагедии» (1989), А.И.Смирновой «Не то, что мните вы, природа.»(1995), М.Н.Эпштейна «Природа, мир, тайник Вселенной.» (1990), Л.В.Гурленовой «Чувство природы в русской литературе 1920-30-х годов» (1998), коллективная монография ««Чувство природы» в русской литературе» (Сыктывкар, 1995) и другие. С опорой на названные исследования используются такие понятия, как самостоятельная природа, чувство природы, образ природы, пейзаж (его функции и виды) и др. Под самостоятельной природой понимается: 1) образ природы, нарисованный конкретно и полно, образующий самостоятельную сюжетную линию в произведении; 2) фрагмент текста, содержащий описание, повествование или рассуждение о природе и представляющий собой законченное целое в контексте произведения; подобный текст может существовать отдельно в виде миниатюры. Под образом природы понимается самостоятельный или функциональный персонаж произведения, который реализуется в конкретных природных образах, мотивах, картинах и сюжетах. Чувство природы — это сложный психический комплекс, в котором гармонично связаны мировоззренческий аспект, то есть то или иное истолкование, понимание; природы, и чувственное восприятие природной среды, определяющее качество ее художественного изображения. Чувственное восприятие реализуется в конкретных картинах и образах, которые могут иметь собственно эстетическое значение (вызывать, эстетические эмоции), нравственное (пейзаж облагораживает и учит), религиозное (вызывать религиозное переживание).
Научная значимость исследования заключается в том, что результаты работы позволяют ввести в литературоведческий оборот творчество В.Журавлева-Печорского, уточняют географию и художественные особенности природоведческой ветви в русской литературе второй половины XX века, расширяют представления о русской региональной литературе.
Практическая ценность работы видится в том,, что обобщенные в диссертации положения историко-литературного характера, а также осмысление конкретных произведений могут быть использованы в монографическом исследовании по истории русской литературы Республики Коми и шире — приуральского региона Севера России, в чтении литературоведческих спецкурсов: спецкурса по региональной литературе и спецкурса по художественной натурфилософии XX века; а также в курсовых, дипломных работах, в курсе школьного изучения русской литературы.
Апробация работы. Результаты работы были представлены в форме содоклада на международной конференции «Интеллектуальная элита рубежа веков» (Киров, октябрь, 2001), а также в форме доклада на региональной конференции, посвященной культурному развитию Коми края (Сыктывкар, октябрь, 2001), в курсе лекций по русской литературе «Становление и развитие литературы в Республике Коми»; в публикациях статей «Формирование русской литературы в Коми крае на рубеже XIX-XX веков», «Философское осмысление природы в произведениях В.С.Журавлева-Печорского», «Ментальность северного человека в понимании В.С.Журавлева-Печорского», «Природоведческая ветвь в советской литературе (М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, В.Журавлев-Печорский).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 303 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественный мир малой прозы К.Г. Паустовского 1940-1960-х годов2010 год, кандидат филологических наук Летохо, Елена Васильевна
Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева2006 год, кандидат филологических наук Чанкаева, Любовь Робертовна
Традиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе XX в. (Б.К. Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю.П. Казаков)2005 год, доктор филологических наук Куделько, Наталья Александровна
Творчество Н. А. Байкова: Проблематика, художественное своеобразие2002 год, кандидат филологических наук Плостина, Наталья Николаевна
Природа и проблемы экологии как объект художественного осмысления в русской прозе и публицистике XX века и традиции их в адыгейской литературе2007 год, кандидат филологических наук Тищенко, Ирина Александровна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сальникова, Елена Валентиновна
Заключение
В данном исследовании проанализирована проза В.Журавлева-Печорского; а именно природоведческая проблематика (различные ее аспекты, в том числе и изображение «природного» человека) и художественные средства ее воплощения. В работе выяснены идейно-художественные особенности реализации темы природы в творчестве писателя и определены его место и значение в русле природоведческой традиции русской литературы. Сопоставив понимание природы и формы ее изображения В.Журавлевым-Печорским с творчеством писателей-предшественников, проанализировав характер понимания писателем природы в совокупности различных аспектов - философского, социального, эстетического, этического и природозащитного, изучив систему природных образов в его прозе, раскрыв авторское понимание особенностей северного типа человека, автор исследования пришел к следующим выводам:
1. В формировании традиции изображения * природы в русской литературе важную роль сыграл жанр «писем, записок путешественника» (Н.М.Карамзин, И.А.Гончаров, В.Арсеньев и др.), а в последующем — «охотничий» рассказ (С.Т.Аксаков, И.С.Тургенев), стилевой особенностью которых является совокупность фактографического и лирико-философского изображения природы. Развитие данной традиции в XX веке связано с именами М.Пришвина и И.Соколова-Микитова, . которые адаптировали природоведческую художественную мысль к новой исторической эпохе и оказали непосредственное влияние на творчество В.Журавлева-Печорского.
2. С М.Пришвиным и И.Соколовым-Микитовым В.Журавлева-Печорского ' сближает особое чувство природы, в котором соединяются научное познание, эстетическое созерцание, этическая проекция взгляда на природу, а также идея всеобщей одухотворенности жизни: по мнению писателей, в природе нет неживого, жизнь всепроницаема.
3. Кроме того, писателям свойственна просветительски-воспитательная установка: эстетическое воспитание и формирование экологического сознания читателя посредством обращения к актуальной для литературы XX века теме природы, в частности, теме русского леса. Писатели солидарны: в признании того, что именно на человеке лежит ответственность за сохранение жизни на планете, причем в осмыслении судеб природы им свойствен оптимизм, чем они резко отличаются от писателей природоведческой ветви литературы последней трети XX века (Г.Троепольский, В.Распутин, Ч.Айтматов, А.Ким и др.). Причина этого кроется в особенности мироощущения всех трех авторов, в творчестве которых реализм был «привит» романтическим пафосом, а также особенностями понимания ими просветительской задачи: воспитание читателя позитивным отношением к жизни.
4. Изображая природу самостоятельным явлением, обладающим своими законами и иерархией, В.Журавлев-Печорский придает позитивный смысл всем ее характеристикам, гуманизируя образ природы, и заявляет, таким образом, тенденцию его изменения ко второй половине XX века.
Особенность его созерцательного подхода к изображению природы в том, что наблюдения со стороны и их фиксация сопряжены с описаниями, в которых природа на правах самостоятельного персонажа сама «размышляет» о себе, «осознает» себя изнутри. В то же время в изображении природы; преобладают достоверность и объективность,
Основополагающим компонентом образа природы в творчестве писателя является философский компонент, охватывающий эстетические, этические представления и экологическую проблематику.
5. Воплощая натурфилософскую концепцию, В.Журавлев-Печорский создает собственную поэтическую систему образов, которая выстроена не иерархически, но в единой плоскости (следуя мысли о равноправии всех живых существ). Так, образ леса (амбивалентный, как все его образы, одной стороной охватывающие область духа, другой - опирающиеся на соотношения видимого мира) равен образу паучка: идея необходимости любого природного явления для Вселенной открывает новые семантические пропорции. В произведения писателя может быть почувствован оттенок пантеизма, хотя при тщательном изучении его творчества становится очевидным перерастание пантеистического восприятия (и его отражения в литературе) в новое осознание природных законов, которое можно назвать экоэтическим.
Натурфилософские идеи выражаются в следующих характерных природных образах и мотивах: образ глухаря понимается писателем как символ древности и неразгаданной тайны природной жизни; в образе дерева воплощена идея древа жизни< (В.Журавлев-Печорский предстает писателем; углубляющим философскую интерпретацию картин природы традиционными для русской литературы мифологемами); образы воды как одной из стихий, образующих природную жизнь, выражают мысль о бесконечно многообразном рождающем начале в природе; мотив нахождения родника или пребывания у родника символизирует рождение в человеке осознания своей принадлежности земле, родине, народу; образ тишины или мотив нахождения» тишины расширяют способы художественного проникновения в суть природы - уводя от суеты, они дают возможность осмыслить союз человека и земли; выявляют скрытые глубины человеческого духа.
6. Важным элементом художественной: натурфилософии В.Журавлева-Печорского является повествование о природе языком сказки. Сказка для писателя - способ осознания; абсолютной гармонии в природе,. кроме того, она - и «чудеса действительные», словно продолжающие человеческое зрение, наделяя его способностью вскрывать тайну бытия.
Писатель неудовлетворен грубой материалистической картиной мира. Не говоря о Боге, он, тем не менее, ощущает в природе скрытого демиурга.
Так создается впечатление чуда, хотя это чудо не менее реально, чем те явления, которые имеют • успокаивающие разум объяснения. Природа, считает писатель, принципиально познаваема. Но человек должен использовать адекватные ее глубине и сути средства, орудия познания; К таковым автор причисляет чистую душу, «расколдованное» зрение, активное стремление к познанию действием (т.е. деланием добра). Мир В.Журавлева-Печорского — жизнь, полносильная в каждой своей минуте. Природа, по мнению автора, есть гармония, порожденная созидательными природными силами. Это не идеализация природы, но сознательное акцентирование одной ее стороны. Подчеркивание гармонии, созидательного начала в природе являются мировоззренческими и художественными установками автора, свидетельствующими, с одной стороны, об активности романтического начала, с другой - о мифологизирующем отношении к жизни, воспринятом из народной культуры.
7. Основным жанром В.Журавлева-Печорского можно назвать жанр философской природоведческой миниатюры, который позволял изобразить природу во множестве ее конкретных проявлений, признать ценностью малое и через него постичь большое, а циклы миниатюр объединяли множество частных картин в единое полотно эпической жизни природы.
8. Наряду с темой природы в творчестве В.Журавлева-Печорского приоритетной была тема народной жизни. Тип личности северного человека, его ментальность изображаются писателем зависимыми от воздействия на человека ландшафта и климата (географический детерминизм), влиянием культуры; (как родной, так и живущих рядом народов) и патриархального уклада жизни. Духовность северного человека в произведениях В.Журавлева-Печорского следует трактовать с учетом отношения его к лесу. В ментальности человека средней полосы и юга России; сформированного аграрной культурой, стержневым является «чувство земли». Герои В.Журавлева-Печорского обладают «чувством природы», «матушку-землю» в их ценностной системе заменяет лес, который предстает преимущественно мужском облике. Мужское начало в народном сознании рисуется автором полностью самодостаточным, синтезирующим в себе функции как мужской, так и женской сущности. Кроме первичности мужского начала, ментальность северного человека характеризуют такие его мировоззренческие установки, как идея всеединства и одухотворенности всего природного мира.
9. В.С.Журавлев-Печорский, продолжая природоведческую линию классической русской литературы на материале жизни природы северного региона, является представителем «большой» русской литературы XX века, о чем свидетельствует типологическая близость его прозы как творчеству писателей 1920-30-х годов (С.Клычкову, Л.Леонову и др.), так и художественным поискам его современников (В.Распутина, В.Астафьева, В.Белова, Ф.Абрамова, Ю.Бондарева и др.).
Дальнейшее исследование творчества писателя представляется перспективным по нескольким направлениям. Например, на основе анализа его творчества открывается возможность изучения того, как определенная традиция классической русской литературы (в частности, природоведческая) преломляется в произведениях региональных авторов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сальникова, Елена Валентиновна, 2003 год
1. Абрамов Ф. Собр.соч.: В 6 т. СПб.: Худож. лит., 1993.
2. Аксаков С.Т. Собр.соч.: В 5 т. М.: Правда, 1966.
3. Астафьев В. Мальчик в белой рубахе. М.: Сов. писатель, 1977.
4. Астафьев В. Затеей. Рассказы. Красноярск: кн. изд-во, 1982.
5. Астафьев В. Падение листа. М.: Сов. писатель, 1988.
6. Бондарев Ю.В. Мгновения. Миниатюры. М.: Худож. лит., 1987.
7. В дебрях севера. Русские писатели XVIII-XIX вв. о земле Коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983.
8. Жаков К.Ф. Языческое миросозерцание зырян // Научное обозрение. 1901. №3.
9. Жаков К.Ф. Под шум северного ветра. Рассказы, очерки, сказки и предания. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990.
10. Ю.Журавлев-Печорский B.C. Взводень. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1969. П.Журавлев-Печорский B.C. Глоток воды. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1964.
11. Журавлев-Печорский B.C. Заливень. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1978. 1 З.Журавлев-Печорский B.C. Заплыв. Лирика. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1972.
12. Журавлев-Печорский B.C. Здравствуй, Синегория. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1966.
13. Журавлев-Печорский B.C. Зеленый дождь. Рассказы. М.: Дет. лит., 1965.
14. Журавлев-Печорский B.C. Земля моя Коми. Книга очерков о земле Коми. М.: Сов. Россия, 1974.
15. Журавлев-Печорский B.C. Ивняковая сторона. Стихи. М.: Сов. Россия, 1971.
16. Журавлев-Печорский B.C. Каталкино, тихая пристань // Наш край. 2001. Апрель май.
17. Журавлев-Печорский B.C. Летят голубаны. Повести. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973.
18. Журавлев-Печорский B.C. Марьин корень. Рассказы и повесть. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1970.
19. Журавлев-Печорский B.C. Моя звезда. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1957.
20. Журавлев-Печорский B.C. Моряна. Лирика. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1959.
21. Журавлев-Печорский B.C. Междузорье. Лирика; Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1962.
22. Журавлев-Печорский B.C. Одинокий кедр. М.: Мол. гвардия, 1973.
23. Журавлев-Печорский B.C. Поветерь. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1976.
24. Журавлев-Печорский B.C. Разрыв-трава. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1968.
25. Журавлев-Печорский B.C. Сказки белых ночей. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990.
26. Журавлев-Печорский B.C. Сторона озер лебединых. М.: Дет. лит., 1980.
27. Журавлев-Печорский B.C. Стреха. Избр. лирика. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980.
28. Журавлев-Печорский B.C. Федькины угодья. Повести. М.: Современник, 1980.
29. Кожухова O.K. Избранное. М.: Худож. лит., 1990.
30. Круглов А.В. Лесные люди // В дебрях Севера. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. С.348-455.
31. Крупин В.Н. Избр.: В 2 т. М.: Мол. гвардия, 1991.
32. Максимов С.В. Год на Севере: Избр. произв.: В 2 т. М., 1987.
33. Паустовский К. Повесть о лесах. Хабаровск: кн. изд-во, 1982.
34. Паустовский К. Сказки. Очерки. Литературные портреты. Минск: Нар. асвета, 1986.
35. Пришвин М.М. Незабудки. М.: Худож. лит., 1969.
36. Пришвин М.М: Избр. произв.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1972.
37. Пришвин М.М. Я встаю в предрассветный час. М.: Мол. гвардия, 1979.
38. Пришвин М.М. Повести. Поэмы. Охотничьи рассказы. Челябинск: Юж.-Урал. изд-во, 1980.4Г.Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8 т. М., 1983.
39. Пришвин М.М. Глаза земли. Киев: Днипро, 1991.
40. Распутин В. Живи и помни. Повести. Петрозаводск: кн. изд-во, 1989.
41. Рерих Н.К. Человек и природа. М.: Междунар. центр Рерихов, 1994.
42. Сергуненков Б.Н. Мой лес. Л.: Сов. писатель, 1981.
43. Соколов-Микитов И.С. Давние встречи. Воспоминания. Л.: Сов. писатель, 1975.,
44. Соколов-Микитов И.С. Собр.соч.: В 4 т. Л., 1986.
45. Солоухин В.А. Капля росы. Повесть и рассказы. Л.: Худож. лит., 1983.
46. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем : В 30 т. Т.4. М.: Наука, 1980.
47. Яковлев А.С. Человек и пустыня. Роман и рассказы. М.: Сов. писатель, 1986.
48. Неизданный архив В.С.Журавлева-Печорского: дневники, письма, отзывы издательств на произведения писателя. Сыктывкар: личный фонд С.В.Журавлева.1. Исследования
49. Агеносов В.В. Творчество М.Пришвина и советский философский роман. М.: изд-во МГПИ, 1987.
50. Азадовский М.К. В.К.Арсеньев путешественник и писатель: Опыт характеристики. Чита: кн. изд-во, 1955.54:Азыркина Е.И. Человек и природа в мордовской прозе: Автореф. канд. дисс. Саранск: изд-во Мордовского ун-та, 1996.
51. Алексанян Е.А. К.Паустовский новеллист. М.: Наука, 1969.
52. Альфонсов В.Н. Слова и краски: Очерки по истории творческих связей поэтов и художников. М.: Сов. писатель, 1966.
53. Андреев Ю.А. Экологическая коллизия в зеркале литературы // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / 1986. Человек — природа искусство. Д.: Наука, 1986. С. 109-126.
54. Аннинский Л. Контакты. Литературно критические статьи. М.: Сов. писатель, 1982.
55. Арсеньев К.К. Пейзаж в современном романе // Арсеньев К.К. Критические этюды по русской литературе: В 2 т. Т.2. СПб.: типогр М.М.Стасюлевича, 1888. С.294-335.
56. Архангельский А.С. Природа в произведениях С.Т.Аксакова. М.: типогр. «Общественная польза», 1916.
57. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов. Кн. 1-3: М:: изд. К.Солдатенкова, 1865-1869.
58. Ачкасова. Л.С. Человек как нравственная ценность в эстетике К.Паустовского. Казань: изд-во Казанского ун-та, 1977.
59. Бабичева Ю.В. Пейзаж в. новеллах и повестях А.П.Чехова // Вопросы русской и зарубежной литературы: Сб.ст. Т.2. Куйбышев: изд-во Куйбышевского ун-та, 1966. С. 183-199.
60. Базанов В.Г. Сергей Есенин (Поэзия и мифы) // Творческие взгляды советских писателей. Л.: Наука, 1981. С.90-119.
61. Баталов Э.Я. Единство в многообразии принцип живого мира // Вопр. филос. 1990. №8. С. 13-24.
62. Батищев Г.С. Диалектика перед лицом глобально-экологической ситуации // Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы: Сб.ст. М.: Наука, 1986. С. 175-197.
63. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.
64. Бахтии М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Спб.: Азбука, 2000.
65. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития в советской прозе. М.: Наука, 1977.
66. Белая F.A. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983.
67. Г.Белецкий А.И. Избр. труды по истории литературы. М.: Просвещение, 1964.
68. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М.: Высш. шк., 1989.
69. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М.: изд-во АН СССР, 1958.
70. Белый А. Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы // Семиотика: Сб. ст. М.: изд-во «Радуга», 1983. С.551-556.
71. Беляева И.А. Функция пейзажа в раннем творчестве И.С.Тургенева // Природа и человек в. художественной литературе. Мат-лы всерос. науч. конф. Волгоград: изд-во Волгоградского ун-та, 2001. С. 285-287.
72. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопр. филос. 1994. №4. С. 114-1281
73. Бердяев Н.А. Человек и машина (предисл. Е.В.Барабанова) // Вопр. филос. 1989. №2. С.143-162.
74. Бердяев Н:А. Творчество и объективация. Минск: Экономпресс, 2000.
75. Бизе А. Историческое развитие чувства природы / Пер. с нем. Д.Коробчевского. Спб.: изд-во журн. «Русское богатство», 1890.
76. Борев Ю. Основные исторические категории. М.-Л.: Сов. писатель, 1965.
77. Бритиков А.Ф. Поэтика и смысловая роль пейзажа. Шолоховское чувство природы // Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова. М.-Л.: Наука, 1964. С.138-143.
78. Бурилова Н.'А. В поисках идеала личности. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1987.
79. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. Л.: Сов. писатель, 1967.
80. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969.
81. Ванеева И. А. Чтоб ни одна заря не угасала // Молодежь Севера. 1980. 14 марта. С.4.
82. Ванюков А.И. Проза А.Неверова (1917-1923). Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1972.
83. Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М.: Наука, 1988.
84. Вейман Р. История литературы и мифология / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1975.
85. Велецкая Н.Н.Языческая символика архаических ритуалов. М.: Наука, 1978.
86. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965
87. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
88. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / Изд. 2-е. М.: Наука, 1991.
89. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш.шк., 1989. С.101-155.
90. Виноградов В.В. О языке художественной литературы: Избр. труды. М.: Наука, 1980.
91. Высоцкая Г. А. Чтоб ни одна заря не угасала // Искра. 1971. 13 февраля. С.4.
92. Выходцев П.С. Об эстетической системе М.Пришвина // Творчество М.М.Пришвина. Исследования и материалы: Сб. ст. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1986. С.19-35.
93. Галанов Б.Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Сов. писатель, 1974.
94. Гальперин В.А. Питомцы северных муз. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980.
95. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Современник, 1988.
96. Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975.
97. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Худож. лит., 1979.
98. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.
99. Гладковская Л.А. Всеволод Иванов. Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1972.
100. Глушков Н.Н. Очерковая проза. Ростов н/Д.: изд-во Ростовского ун-та, 1979.
101. Гордиенко Л.Н. К изучению историко-культурной эволюции проблемы «человек: и природа» // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / 1986: Человек — природа искусство. Л.: Наука. 1986. С.5-20.
102. Григорьян К.Н. Пейзаж в русской живописи и поэзии // Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. С. 128-146.
103. Гринфельд Т.Я Чувство природы в творчестве М.М.Пришвина: Автореф. докт. дисс. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 1992.
104. Гринфельд Т.Я. «Социальный» пейзаж и «самостоятельная» природа: проза 1930-1950-х годов; М.М. Пришвин; И.С.Соколов-Микитов // «Чувство природы» в русской литературе. Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 1995.
105. Гринфельд Т.Я. Натурфилософия М.М.Пришвина как система идей // Природа и человек в художественной литературе: Мат-лы всерос. науч. конф. Волгоград: изд-во Волгоградского ун-та, 2001. С. 70-77.
106. Гринфельд-Зингурс Т.Я. Природа в художественном мире М.Пришвина. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1989.
107. Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы: Очерки. Л.: Наука, 1982.
108. Гудина С.Е. Цвет как эстетическое и художественное явление // Филос. науки. 1986. №3. С.86-92.
109. Гумбольдт А. Космос / Пер.с.нем. Вейнберга. М., 1863.
110. Гурленова Л.В. Чувство природы в русской литературе 1920-30-х годов. Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 1998.
111. Гурленова Л.В. Понятийно-терминологический словарь // Природа в русской литературе ХИ-ХХ веков: хрестоматия худ.текстов. Сыктывкар: издв-во Сыктывкарского ун-та, 2002. С.238-252.
112. Давыдов М.А. «Преодолев затверженность природы» // Вопр. филос. 1992. №5. С. 145-147.
113. Давыдова Г.А., Элез И. Проблема отношения человека и природы в философии // Природа и общество: Сб.ст. М.: Наука, 1968. С.11-28.
114. Давыдова Г.А. Единство человека и природы как философская проблема // Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы: Сб. ст. М.: Наука, 1986. С.5-24.
115. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа: Материалы по русской демонологии. СПб.: изд-во «Литера», 1994. С.9-128.
116. Дарский Д. «Радость земли». Исследование лирики, Фета. М.: изд. К.Ф.Некрасова. 1916.
117. Демин В.Н. Национальный стиль и стилевые течения современной коми литературы. Сыктывкар: изд-во КНЦ УрО АН СССР, 1985.
118. Демин В.Н; Под кронами сосен. Очерки поэтики и истории коми поэзии. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1989.
119. Дмитриева Н.И. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.
120. Древнерусская литература. Изображение природы и человека. М.: Наука, 1995.
121. Дронова5 Т. Усть-Цильма // Атлас Республики Комш / Под ред. Э.А.Савельевой. М.: Дизайн. Информация. Картография. 2001. С.357.
122. Дыхание пармы. Книга об искусстве и литературе коми народа: Сб. / Сост. Латышева JI.А. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991.
123. Дю-Буа-Реймон Э. Культурная история и естествознание / Пер. с нем. под ред. С.И.Ершова. М.: типогр. Г.Лесснера и А.Гешеля, 1900.
124. Дюжев Ю.И: История русской прозы Европейского Севера первой половины XX века. Петрозаводск: Карельский НЦ РАН, 2002.
125. Жаков К.Ф. Проблемы творчества. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1993.
126. Жизнь и творчество И.С.Соколова-Микитова: Сб.ст. / Сост. Жехова К.А., Соколов АС. М.: Дет. лит., 1984.
127. Заболоцкий Н. Природы очистительная сила. Социально-этические элементы натурфилософской поэзии Заболоцкого // Вопр. лит. М., 1999. Вып. 12. С. 194-216.
128. Завадская Е.В. «В необузданной жажде пространства» (Поэтика странствий в творчестве О.Э Мандельштама) // Вопр. филос. 1991. №11. С.26-32.
129. Залыгин С. Литература и природа// Новый мир, 1991. №1. С. 10-17.
130. Зиявадинова О. Природа и коми национальный характер // Север. Петрозаводск, 2000. Вып.9. С. 156-160.
131. Знаков В. Понимание художественной правды //Творчество в искусстве искусство творчества. М., кн. изд-во, 2000. С.274-290.
132. Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М.Пришвина. М.: Просвещение, 1982.
133. Кайгородов Д.Н. П.И.Чайковский и природа. Спб.: изд. А.Ф.Девриена, 1907.
134. Карасев Л.В. Знаки покинутого детства («Постоянное» у А. Платонова) // Вопр. филос. 1990. №2. С.26-43.
135. Кирпотин В.Я. Тема природы в «Тихом Доне» М.Шолохова // Октябрь. 1946. №12. С.174-188.
136. Киселев А.И. Пришвин-художник. Хабаровск: кн. изд-во, 1978.
137. Клесова Э.В. Природа и человек: Философский очерк. Минск: изд-во Белорусского ун-та, 1979.
138. Козубовская Г.П. Поэзия Фета и мифология: Уч. пособие по с/курсу. Барнаул: изд-во Барнаульского пед.ин-та, 1991.
139. Колосов Г.В. Поэтика очерка. М.: изд-во Московского ун-та, 1977.
140. Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX -начале XX в. М.: Наука, 1983;
141. Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народа коми: Окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1996.
142. Кондаков И.В. Цвет в природе и искусстве // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / 1986. Человек- природа -искусство. JI.: Наука, 1986. С.80-101.
143. Кондратьев А.Г. Содержательность символического пейзажа в «Царь-рыбе» В.Астафьева // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции: Сб.ст. М.: изд-во МОПИ, 1984. С.116-125/
144. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972.
145. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. М.: Современник, 1988.
146. Кременцов Л.П. К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество: книга для учителя. М.: Просвещение, 1982.
147. Кублицкий В. Близкое, родное. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1975.
148. Кузина А.Н. Природа в художественном мире В:Распутина (проза 70-80-х годов) // Природа и человек в художественной литературе. Мат-лы всеросс. науч. конф. Волгоград: Изд. Волгоградского ун-та, 2001. С. 300302.
149. Кузьмичев И.С. Писатель Арсеньев: Личность и книги; Л.: Сов. писатель, 1977.
150. Кузьмичев И.С. Мечтатели и странники: Литературные портреты. Л.: Сов.писатель, 1992.
151. Купреянова Е.Н. Человек и природа. Пейзаж Толстого // Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н.Толстого. М.-Л.: Наука, 1966. С.119-156.
152. Куняев С. Свободная стихия. М.: Современник, 1979.
153. Курбатов В.Я. М.Пришвин. Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1986.
154. Кургинян М.С. Природа стилевой выразительности // Теория стилей: современные аспекты изучения. М.: Наука, 1982. С.91-136.
155. Курляндская Г.Б. О философии природы в произведениях Тургенева // Вопросы русской литературы. Вып.2 (17). Львов, 1971.
156. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула: Приокское кн. изд-во, 1972.
157. Лапин А; Наука и природа // Наш современник. 1991. Вып.8. С.140.
158. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1985.
159. Лармин О. Метод, стиль и индивидуальная манера // Творческий метод. М.: изд-во Московского ун-та, 1960. С. 113-134.169; Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С.Тургенева. М.: Просвещение, 1977.
160. Левицкий Л.А. Константин Паустовский. Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1977.
161. Линков В.Я: Мир и человек в творчестве Л.Толстого и Бунина. М.: изд-во Московского ун-та, 1989.
162. Липин С. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985.
163. Лисовская Г.К. Жанровая специфика современного коми рассказа // Малые жанры в литературах народов Поволжья и Приуралья. Ижевск: кн. изд-во, 1989.
164. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. Спб.: изд-во Ин-та рус. лит., 1999.
165. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: изд-во Московского ун-та, 1982.176; Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. М.: Сов. писатель, 1990.
166. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
167. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура // Труды по знаковым системам: Уч. записки Тартуского ун-та. Вып.6. Тарту: изд-во Тартуского ун-та, 1973. С.282-303.
168. Люлько И.П. Цвет в пейзажах Паустовского // Русская речь. 1967. №.6. С.33-37.
169. Македонов А.В. Николай Заболоцкий: Жизнь, творчество, метаморфозы. Л.: Сов. писатель, 1987.
170. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа: Очерки. Вып. 1,2. М.: Искусство, 1953, 1959.
171. Маньковская Н.Б. Экологическая эстетика за рубежом // Филос. науки. 1992. №2. С.16-31.
172. Мартынов В.И. Национальная литературная традиция в творчестве современных коми писателей. Сыктывкар: изд-во КНЦ УрО АН СССР, 1985.
173. Мартынов В.И. Русская классика и коми литература. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973.
174. Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. М.: Сов. писатель, 1972.
175. Машинский С.О. Жизнь и творчество С.Аксакова. М.: Худож. лит., 19731
176. Медушевский В.В. Красота природы в музыке и ее: эстетические основания // Художественное творчество:: Вопросы комплексного изучения / 1986. Человек природа - искусство. Л.: Наука, 1986. С. 197215.
177. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
178. Мильдон В.И. Бесконечность мгновения: Национальное и художественное сознание. М.: Сов. писатель, 1992.
179. Микушев А.К. На таежных просторах. М.: Современник, 1986.
180. Минакова A.M. Поэтический космос М.А. Шолохова (о мифологизме в эпике М.А. Шолохова). М.: Прометей, 1992.
181. Минц З.Г., Лотман Ю.М. Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин Достоевский - Блок) // Типология литературных взаимодействий: Уч. записки Тартуского ун-та. Вып. 620. Тарту: изд-во Тартуского ун-та, 1983. С.35-41.
182. Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Сов. энцикл., 1991.
183. Мифы народов мира: в 2 т. М.: Сов. энцикл., 1980, 1982.
184. Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества. М.: Наука, 1967.
185. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) // Вопр. филос. 1991. №3. С.3-28.
186. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологополитологический анализ // Вопр. филос. 1995. Вып.1.с.3-30.
187. Мостепаненко, Е.И. Свет как эстетический феномен // Филос. науки. 1982. №6. С.90-98.
188. Мотяшев И.П. Михаил Пришвин. М.: Сов. писатель, 1965.
189. Национальное и интернациональное в коми литературе и фольклоре. Сыктывкар: изд-во КНЦ УрО АН СССР, 1985.
190. Национальные традиции и процесс интернационализации в сфере художественной культуры. Киев: Наук, думка, 1987.
191. Неженец Н.И. Поэзия народных традиций. М.: Наука, 1988.
192. Николаев А.Ф. Третья книга поэта // Ухта литературная. 1963. 22 января. С.2.
193. Никольский В .А. Природа и человек в русской литературе XIX века (50-60е годы). Калинин: изд-во Калининского ун-та, 1973.
194. Никольский С.А. Земледелие и крестьянство как природно-исторические явления // Вопр. филос. 1991. №2. С.13-24.
195. Новиков Д.В: Христианское учение о человеке // Человек. 2001. Вып.1. G.119-132.
196. Общее и особенное в жанрах коми фольклора и литературы. Сыктывкар: изд-во КНЦ УрО РАН, 1991.
197. Огнев А.В. О поэтике современного русского рассказа. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1973.
198. Одесская М. Ружье и лира. Охотничий рассказ в русской литературе XIX века//Вопр. лит. М., 1998. Вып.З. С.239-252.
199. Освальд В. Философия природы / Пер. с нем. СПБ.: изд. Брокгауз-Ефрон, 1903.
200. Петровский В.И: Поэтика малой прозы: Семинарий. Ижевск: кн. изд-во, 1982.
201. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины 19 века. М:: Наука, 1972.
202. Пискунова С., Пискунов В. В пространствах новых. Миры и антимиры натурфилософской прозы // Лит. обозрение. 1986. №11. С. 13-19; №12. С.7-14.
203. Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова. Ростов н/Д: изд-во Ростовского ун-та, 1989.
204. Поспелов F.H. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972:
205. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.
206. Пригожин И., Стенгерс И. Новый диалог человека с природой // Экология и жизнь. 2000. Вып. 5. С. 10-14.
207. Природа в русской литературе ХИ-ХХ веков: Уч. пособ. / Под ред. Л.В.Гурленовой. Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та. 2002.
208. Природа и функции эстетического: Сб. ст. М.: Искусство, 1968.
209. Пришвин и современность: Сб.ст. / Сост. П.С.Выходцев. М.: Современник, 1978.
210. Пришвина В.Д. Наш дом. М.: Мол. гвардия, 1980.
211. Пришвина В:Д. Круг жизни: Очерки о М.М.Пришвине. М.: Худож. лит., 1981.
212. Пудожгорскии В. Путешествие в прекрасное. О рассказах К. Паустовского. Вологда: изд-во Вологодского ун-та, 1974.
213. Рескин Дж. Лекции об искусстве, читанные в Оксфордском университете в 1870 году. М.: кн. изд-во, 1900.
214. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб.ст. Л.: Наука, 1974.
215. Рождественская Н.В. Восприятие природы и формирование творческого потенциала личности // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1986. Человек природа - искусство. Л.: Наука, 1986. С.101-108.
216. Романенко В. Пристальный взгляд прозаика. Заметки о пейзаже // Вопр. лит. 1971. Вып.8. С.146-160.
217. Русская литература в историко-функциональном освещении. М.: Наука, 1979.
218. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970.
219. Саводник В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. Ml: кн. изд-во, 1911.
220. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма // Философские науки. 1992. №.3. С.1641
221. Селезнев Ю.И. Василий Белов. М.: Сов. Россия, 1983.
222. Семенов В;А. Традиционная духовная культура коми-зырян: ритуал и символ. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991.
223. Семенова С. Г. Валентин Распутин. М.: Сов. Россия, 1987.
224. Семенова С.Г. Преодоление трагедии. «Вечные вопросы» в литературе. М.: Сов. писатель, 1989.
225. Семенова С.Г. Жизнь, пробивающая себе путь к вечности. Михаил Пришвин мыслитель // Человек. М., 2000. Вып.6. С. 134-148. 2001. Вып.1. С. 164-177.
226. Скатов Н.Н. Русские поэты природы. М.: Правда, 1980.
227. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж.: изд-во Воронежского ун-та, 1982.
228. Слобожанинова JI.M. Эстетические функции пейзажа в прозе В.Астафьева // Проблемы стиля и жанра в советской литературе: Сб.ст. Вып.8 Свердловск: изд-во Уральского ун-та, 1976. С. 103-118.
229. Слово живое и мертвое. М.: Мол. гвардия, 1976.
230. Смирнов М. И.Соколов-Микитов: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. Россия, 1974.
231. Смирнова А.И. «Не то, что мните вы, природа»: Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов. Волгоград: изд-во Волгоградского ун-та, 1995.
232. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов: философия, мифология, поэтика: Автореф. докт. дисс. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1995.
233. Солнцева Н.М: Последний лель: О жизни и творчестве Сергея Клычкова. М.: Моск. рабочий, 1993.
234. Старикова Е. «Русский лес» Л.Леонова. М.: Госполитиздат, 1963.
235. Стасевич В.Н. Пейзаж, картина и действительность. М.: Просвещение, 1978.
236. Страхов И.В. Художественное мышление И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого в изображении пейзажей: Методическая разработка. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1980.
237. Стрижев А.Н. Календарь русской природы / Изд. 3-е. М.: Моск. рабочий. 1981.
238. Сурганов Be. Идущим дальше (Заметки о книгах писателей-«деревенщиков») // Вопр. лит. 1971. Вып.8. С.3-26.
239. Сурганов В.А. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. М.: Сов. писатель, 1981.
240. Творчество И.С. Соколова-Микитова: Сб.ст. Л.: Наука, 1983.
241. Творчество М.М.Пришвина: Исследования и материалы. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1986.
242. Тема природы в художественной литературе: Мат-лы всеросс. конф. Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 1995.
243. Тендитник Н.С. Валентин; Распутин: Очерк жизни и творчества. Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1987.
244. Трефилова Г. Время выбора. Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в современной литературе // Вопр.лит. М., 1981. Вып.12. С.7-49.
245. Трефилова Г.П. К.Паустовский мастер прозы. М.: Худож. лит., 1983.
246. Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знаний // Филос. науки. 1991. №10. С.3-20.
247. Успенский Б. Поэтика композиции. Спб.: Азбука, 2000.
248. Уэллек Р., Уоррен; О. Теория литературы / Пер. с анг. М.: Прогресс, 1978.
249. Филиппов Г.В. Русская советская поэзия. Человек и природа. Л;: изд-во Ленинградского ун-та, 1984.
250. Флоренский П. Бирюзовое окружение Софии " и символика голубого и синего цвета // Столп и утверждение истины: В 2ч. 4.1(2). М.: Правда, 1990. С.552-577.
251. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.
252. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986.
253. Хацкевич В.Х. Природа как эстетическая ценность. М.: Высш. шк., 1987.
254. Хватов А. Художественный мир Шолохова. М.: Сов. Россия, 1970.
255. Хмельницкая Т. Творчество Михаила Пришвина. Л.:. Сов. писатель, 1959.
256. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М.: Худож. лит., 1978.
257. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1978.
258. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / 1986. Человек природа - искусство. Л.: Наука, 1986.
259. Цветов Г.А. Русская деревенская проза: эволюция, жанры, герои: Уч. пособие. СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992.
260. Чайковская О. Природа и время // Новый мир. 1965. №10. С.202-212.
261. Чалмаев В.А. Серафимович. Неверов. М.: Современник, 1973.
262. Чванов М.А. Корни и крона. Я был в Аксакове (О С.Т.Аксакове). Уфа: кн. изд-во, 1991.
263. Человек и природа; в советской прозе: Межвуз. сб. науч. трудов. Сыктывкар Пермь: изд-во Пермского ун-та, 1980.
264. Человек и природа в советской прозе: Сб.ст. Сыктывкар Пермь: изд-во Пермского ун-та, 1980.
265. Человек, культура и природа: Сб.ст. / Под ред. Н. Филипповского. М.: Знание, 1990.
266. Чернец Л.В. Персонаж и характер в литературном произведении и его критических интерпретациях // Принципы анализа литературного произведения. М.: изд-во Московского ун-та, 1984.
267. Черносвитов Е.В. Пройти по краю. Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти и бессмертии. М.: Современник, 1989.
268. Чистякова И.Ю. Пейзажная живопись К.Паустовского // Рус. речь. 1986. №5. С.81-86.283: «Чувство природы» в русской литературе. Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 1995.
269. Шайтанов И.О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XIII века. М.: Прометей, 1989.
270. Шаталов С.Е. Стихотворения в прозе Е.С.Тургенева. Арзамас: кн. изд-во, 1961.
271. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М.: Наука, 1969.
272. Шаталова, JI.M. Человек и природа в, современной советской прозе. Кишинев: Штиинца, 1980.
273. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992.
274. Шкловский В.Я. Художественная проза. Размышления и разборы. М.: Сов. писатель. 1961.
275. Шкловский Е.А. Человек среди людей. О социально-этических проблемах современности. М.: Знание, 1987.
276. Шубин Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. JI.: Наука, 1974:
277. Шубников А.В. Гармония в природе и искусстве // Природа. 1927. № 78. С.609-621.
278. Шувалов С.В. Природа в творчестве Тургенева // Творчество Тургенева: Сб.ст. М.: Задруга, 1920. С.115-139.
279. Щелокова Л.И. Чувство природы в прозе М.М.Пришвина // Природа и человек в художественной литературе: Мат-лы всерос. науч. конф. Волгоград: изд-во Волгоградского ун-та, 2001. С. 312-313.
280. Эвентов И. Человек и природа в лирике С.Есенина // Эвентов И. Три поэта: этюды и очерки. Л.: Сов. писатель, 1980. С.322-386.
281. Эпштейн М.Н. Мир животных и самопознание человека (по мотивам русской поэзии XIX-XX вв.) // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / 1986. Человек-природа-искусство. JL: Наука, 1986. С.126-146.
282. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник Вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990.
283. Эсалнек А.Я. На грани жанра и метода // Творческие методы и литературные направления. М.: изд-во Московского ун-та, 1987. С.159-172.
284. Юркина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы // Вопр. лит. 1979. №10. С.171-204.
285. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. М.: изд-во Московского ун-та, 1969.
286. Яблоков Е.А. Художественная философия природы (творчество М. Пришвина и А. Платонова середины 20-х-начала 30-х годов) // Советская литература в прошлом и настоящем: Сб. ст. М.: изд-во Московского ун-та, 1990. С.55-71.
287. Delines Michel. La Terre dans le Roman Russe. Paris, 1887.
288. Kupffer Elisar (von). Klimaund Dichtung. Munchen, 1907.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.