Процесс индивидуализации и мифологическое мышление в эпоху современности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, доктор философских наук Матецкая, Анастасия Витальевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 257
Оглавление диссертации доктор философских наук Матецкая, Анастасия Витальевна
Введение
Глава 1. Современная культура и феномен индивидуализации
1.1. Введение в проблему: специфика эпохи современности, индивидуализм и мифологическое мышление
1.2. Специфика современной культуры и внутренний мир человека
1.3. Этапы современной индивидуализации и их смысловое содержание
Глава 2. Антиномии современной культуры
2.1. Формы существования мифа в современной культуре
2.2. Секуляризация и демифологизация
2.3. Оппозиции, структурирующие восприятие мира в эпоху современности
Глава 3. «Поворот к духовности» на исходе XX века
3.1. Феномен "New Age"
3.2. Поиски целостного мировоззрения
3.3. «Возврат к себе» и индивидуализация сакрального
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Феномен сакрального в контексте социального бытия2010 год, кандидат философских наук Цыгуля, Наталия Петровна
Проблема сакрализации власти в социально-философском дискурсе2007 год, кандидат философских наук Михайлов, Денис Николаевич
Образ города в европейской культуре2003 год, кандидат философских наук Земляной, Дмитрий Ильич
Религиозный смысл творчества в истории художественной культуры России: проблема преемственности творческого опыта2007 год, доктор философских наук Жукова, Ольга Анатольевна
Экзистенциальная теология Рудольфа Бультмана2000 год, кандидат философских наук Лобаев, Владислав Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Процесс индивидуализации и мифологическое мышление в эпоху современности»
Актуальность темы исследования
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена «кризисом смыслов», переживаемым современной цивилизацией. На фоне динамичного научно-технического и экономического развития (речь идет прежде всего о наиболее развитых современных обществах, в том числе, и российском) все заметнее становится некоторая духовная опустошенность, исчерпанность культурных содержаний, лежащих в основании «проекта модерна». Феномен «кризиса смыслов» проявляется в постмодернистской критике базовых идейных и ценностных установок эпохи Просвещения, в отказе от поисков фундаментальных оснований человеческого бытия, в радикальном сомнении в самой возможности существования подобных оснований. Но постмодернизм - не единственный ответ на идейно-ценностную неопределенность, присущую нынешней эпохе. Все громче заявляет о себе религиозный фактор, как в форме возрождения интереса к традиционным конфессиям, так и в религиозном творчестве - попытках создания новых религиозных доктрин и организаций. Нельзя не заметить и активизацию мифологического сознания. Мифы заявляют о себе не только в сфере обыденного сознания и массовой культуры, но и в политической сфере. Мифологическое мышление и потребность в мифе сознательно эксплуатируются как создателями рекламы, так и создателями политических технологий и определенного рода публицистами. Формируется любопытный культурный феномен, получивший не совсем точное название «лженауки», представляющий собой причудливую смесь околонаучных идей и оккультизма. Появляются исследования, показывающие наличие мифической составляющей даже в собственно научном мышлении. О распространенности и популярности таких феноменов, как астрология, хиромантия, вера в магию можно даже и не упоминать. «Вездесущность» мифического заставляет осознать, что миф - нечто более значимое и фундаментальное, чем просто «заблуждение». Учитывая возрастание значения религии и мифа в массовом сознании, можно говорить о тенденции иррационализации современной культуры, последствия которой могут быть весьма противоречивыми. Необходимо отметить, что заметный пласт современной массовой культуры и массового сознания, связанный с "реанимацией мифического", освоен отечественной наукой в недостаточной степени. Многие из названных выше феноменов не считаются достойными научного изучения. В результате создается неполное и искаженное представление о мировоззренческих ориентирах нынешней эпохи.
Подвижки в духовной сфере проявляются также в попытках создания нового целостного мировоззрения, преодолевающего раскол между рациональным и иррациональным, между религией и наукой (об этих попытках мы будем подробно говорить в Главе 3 диссертационного исследования).
Формирующийся интерес к духовным ценностям не всегда имеет форму религиозно-философских исканий. Он проявляется также в растущем стремлении людей к самореализации, творчеству, раскрытию собственного потенциала, нередко отодвигающем на второй план ценности материального благосостояния (об усилении постматериалистической мотивации говорят, в частности, такие исследователи, как А. Маслоу, Р. Инглхарт, В. Иноземцев). Однако именно интерес к раскрытию собственного потенциала и самопознанию часто и стимулирует мировоззренческий поиск.
Некоторый поворот к духовности, свойственный эпохе высокой современности, разворачивается на фоне углубляющегося процесса индивидуализации личностного бытия. Индивидуализация - характерная черта модерна. Как отмечает 3. Бауман, индивидуализм и модерн - это, фактически, синонимы. Процесс индивидуализации имеет как позитивные, так и негативные последствия. Проявляясь, зачастую, в форме отчуждения личности, утраты смыслов существования, экзистенциальной тревоги или актуальной сегодня проблемы кризиса идентичности, он стимулирует как интерес личности к собственному внутреннему миру и попытки преодоления кризисных явлений собственными силами, так и бегство от индивидуальной ответственности, «бегство от свободы» в самых разных (и зачастую разрушительных для личности) формах. Парадоксально, что обе стратегии поведения могут находиться в русле обозначенной выше тенденции к иррационализации. На наш взгляд, процесс индивидуализации теснейшим образом связан с отмеченными выше поисками новых духовных ориентиров. В диссертации мы стараемся обосновать это предположение.
Таким образом, актуальность темы данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью анализа, во-первых, сущности и причин присущего эпохе высокой современности смыслового кризиса, диктующего необходимость поиска новых духовных ориентиров, и, во-вторых, обширного сегмента современной массовой культуры, связанного с активизацией мифологического мышления. Этот анализ непосредственно связан и с изучением специфики антропологической ситуации, сложившейся в эпоху модерна.
Следует отметить, что тенденции, выявляемые в диссертационном исследовании на примере преимущественно западных обществ, отчетливо прослеживаются и в российском обществе. Незначительные различия, которые связаны, в основном, с тем, что Россия движется по пути модернизации и постмодернизации чуть медленнее западных обществ, не имеют принципиального значения для понимания сущности отмеченных выше феноменов и не отменяет их реальности.
Степень разработанности проблемы
Диссертация затрагивает достаточно широкий круг проблем, что подразумевает обращение к результатам предыдущих исследований. Интересующая нас взаимосвязь процесса индивидуализации и форм существования мифологического мышления в современную эпоху не является разработанной в достаточной мере. Однако существует обширный корпус исследований собственно мифа и довольно много работ, посвященных феномену современной индивидуализации.
Исследования мифа и мифологического мышления, начавшиеся еще на заре Нового времени, продолжались на протяжении всего XX столетия и сегодня стали еще более популярными. При этом до сих пор не выработано единой точки зрения на сущность мифа (то же самое мы можем сказать и о важном для нашего исследования феномене сакрального), что оставляет значительный простор для дальнейшей научной работы.
Среди наиболее влиятельных зарубежных и отечественных исследователей мифа и мифологического мышления (работавших в разных областях знания и в рамках принципиально различающихся теоретических подходов) следует назвать, в первую очередь, Б. Малиновского, JI. Леви-Брюля, Э. Кас-сирера, Э. Дюркгейма, М. Мосса, Р. Кайуа, К. Леви-Стросса, Р. Барта, К. Юнга, К. Кереньи, Дж. Кэмпбелла, М. Элиаде, К. Хюбнера, А.Ф. Лосева, Я. Го-лосовкера, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, С.А. Токарева, С.А. Аверинце-ва, Ю.М. Лотмана, В. В. Иванова, В.Н. Топорова, A.M. Пятигорского, Б. А. Успенского, П.С. Гуревича. Среди недавно вышедших фундаментальных работ по исследованию мифа следует отметить монографию Е. Я. Режабека, исследование различных концепций мифа, предпринятое В.М. Найдышем.
Мы в своем исследовании стараемся учитывать весь корпус основных концепций, анализирующих миф. Но, принимая во внимание их разнообразие и даже взаимную противоречивость, следует отметить, что опереться на все эти концепции в равной мере невозможно. Мы следуем преимущественно концепции мифа и сакрального, предложенной М. Элиаде. Следует отметить также и большое влияние идей К. Юнга (и его последователей - прежде всего, К. Кереньи). Особенно важным для нас был предпринятый этими авторами анализ существования мифа в современную эпоху. Среди других авторов, чьи идеи нашли применение в данном диссертационном исследовании, следует назвать Ю.М. Лотмана, К. Хюбнера, которые подробно проанализировали сущность мифа, характеристики мифологического мышления, роль мифа в культуре. Опираясь на работы этих исследователей, мы стараемся объяснить и проанализировать проблему соотношения процесса секуляризации и рационализации современной культуры с противоположной тенденцией - явной мифологизацией индивидуального сознания личности в эпоху модерна.
Обращаясь в нашей работе к анализу феномена сакрального, мы исходим, прежде всего, из идей Э. Дюркгейма, М. Элиаде, Р. Кайуа, Ж. Батая.
Большое значение для нашей работы имели также исследования по социологии религии таких авторов, как М. Вебер, ГГ. Бергер, Р. Белла, посвященные анализу феномена религии, религиозной ситуации в современных обществах, сущности и последствий секуляризации. Мы отталкиваемся от концепции рационализации М. Вебера и стараемся показать, что процесс "расколдования мира", свойственный современности, нельзя рассматривать как всеобъемлющий. Рационализация культуры и социальной структуры (в чем, собственно, и выражается "расколдование" мира), свойственная модерну, сопровождается, на наш взгляд, его вторичным "заколдованием", обусловленным процессом "стихийного" - нерегулируемого культурой индивидуального мифологизирования. (Необходимо отметить в связи с этим исследования К. Юнга, Дж. Кэмпбелла, К. Кереньи, показавшие, что истоки мифа следует искать в "коллективном бессознательном", контроль над которым современная культура, фактически, утратила, что имеет негативные последствия как для психики отдельной личности, так и для общества в целом). Термин "заколдовывание" употребляет и Л.Г.Ионин, характеризуя культурную ситуацию эпохи постмодерна. Однако, на наш взгляд, вторичное "заколдовывание" происходит на протяжении всей эпохи современности, хотя и не осознается как таковое.
Анализируя процесс секуляризации и религиозную ситуацию в современном обществе, мы опираемся на типологию религий Р. Беллы, предполагающую эволюцию религии, изменение её исторических форм. С точки зрения Беллы, современные общества не являются полностью секуляризованными, но подразумевают формирование новой формы религии. Для нас важен также анализ секуляризации - её предпосылок и последствий, предпринятый П. Бергером и концепция "невидимой религии" Т. Лукмана.
Мы учитываем также работы П.С. Гуревича, связанные с феноменами современного оккультизма и мистицизма, а также - феномена социальной мифологии.
Современная индивидуализация и порождаемые ею проблемы находятся в фокусе внимания исследователей достаточно давно. Нас интересовал не столько собственно философский анализ антропологический проблематики (предпринятый, например, в рамках экзистенциализма, структурализма и постструктурализма), сколько социологический и психологический анализ специфики существования личности в современном обществе, социологический и культурологический анализ современного индивидуализма, особенности конструирования и поддержания идентичности в эпоху современности. Для нашей работы наибольшее значение имели исследования таких зарубежных авторов, как К. Юнг (психологические проблемы современного человека), Э. Фромм (концепция социального характера, феномен "бегства от свободы", анализ феномена отчуждения личности в индустриальных обществах); Г. Маркузе (концепция "одномерного человека", репрессивного характера современной цивилизации), Н. Элиас (процесс индивидуализации, концепция идентичности, проблема взаимосвязи индивида и общества); 3. Бауман (концепция "индивидуализированного общества", анализ проблемы кризиса идентичности, специфика современного индивидуализма); У. Бек (концепция общества риска, анализ индивидуализации социального неравенства и жизненных стилей); Э. Гидденс (концепция рефлексивности, "Я" как "рефлексивного проекта"), Ж. Липовецки (анализ субъективности в потребительском постмодернистском обществе). Среди отечественных исследователей, занимавшихся проблемами современной индивидуализации в интересующем нас контексте, следует назвать И.С Кона (проблема идентичности), Г.Г. Дилигенского (анализ форм проявления индивидуальности в различном социокультурном контексте), Л.Г. Ионина (индивидуализация стилей жизни), Е.В. Зинченко и В.В. Петренко (их аналитический обзор исследований субъективности был особенно значимым для нашей работы), П.И. Смирнова (эволюция индивидуализма в западных обществах).
Анализ специфики современной культуры и эпохи современности в целом, предпринятый в нашей работе, опирается на достаточно обширную теоретическую базу. Среди ученых, чьи идеи и концепции оказались наиболее востребованными в диссертационном исследовании, следует назвать О. Шпенглера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, К. Манхейма (Маннхей-ма), изучавших специфику классической современности, Э. Гидденса, У. Бека, Ю. Хабермаса, 3. Баумана, дополнивших анализ классической современности анализом ее поздней стадии («высокая современность», «общество риска», «индивидуализированное общество» и т.д.).
Наконец, мы опираемся и на комплекс исследований постиндустриального общества (в особенности, специфики его культуры, способа бытия человека в нем) предпринятых Д. Беллом, О. Тоффлером, В. Иноземцевым.
Определенное влияние на нашу работу оказали и идеи постмодернистских теоретиков - прежде всего, Ж.-Ф. Лиотара и Ж. Бодрийара.
Обширный исследовательский задел по интересующей нас проблематике оставляет, тем не менее, значительный простор для дальнейших поисков, поскольку основной предмет нашего исследования - взаимосвязь процесса индивидуализации и стихийной мифологизации индивидуального сознания -пока еще не привлекал пристального внимания исследователей.
Методологические и теоретические основания исследования Данное диссертационное исследование имеет междисциплинарный характер, находясь на стыке собственно философской, культурологической и социологической проблематики. Оно опирается также на ряд идей и концепций, сформулированных в рамках истории и феноменологии религии, а также - психологии (главным образом, глубинной психологии).
В диссертации используется ряд методологических подходов: феноменологический и герменевтический методы, сравнительно-исторический метод, элементы функционального и структуралистского подхода к анализу культуры, и, наконец, методологический подход, реализуемый в социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана.
Теоретической базой диссертационного исследования послужили концепции мифа и мифологического мышления, аналитика сакрального таких авторов, как М. Элиаде, Р. Кайуа, К. Хюбнер; социологические концепции современности (от М. Вебера до У .Бека и Э. Гидденса), концепции постиндустриального общества (Д. Белл, Э. Тоффлер, В. Иноземцев), концепции секуляризации и рационализации (прежде всего, П. Бергера и М. Вебера ); философия и социология культуры Г. Зиммеля; структурно-функциональный и символический подходы к анализу культуры; концепции идентичности ( Н. Элиас, Э. Гидденс, 3. Бауман), структуралистский и поструктуралистский анализ культуры и субъективности; постмодернистская социальная теория (Ж. Бодрийар).
В данном разделе следует определиться с наиболее важными для диссертационного исследования понятиями, поскольку они не имеют общепринятого толкования.
Понятия «современный» и «современность» используются в нашей работе для обозначения специфического типа социальной организации, сложившегося в результате развития капиталистической экономики, промышленной революции, секуляризации. Таким образом, понятие «современный» применительно к «обществу», «культуре» и различным социокультурным процессам (например, культурной дифференциации), имеет в работе типологический, а не сугубо «хронологический» смысл, распространенный в обыденном словоупотреблении.
Понятия «высокая современность» и «постсовременность», широко распространенные сегодня в социологическом, философском и культурологическом теоретизировании, используются в нашей работе для обозначения эпохи, охватывающей последнюю четверть XX - начало XXI века. «Высокой современностью» эту эпоху называют авторы, считающие, что между нею и «классической современностью» существует ярко выраженная преемственность, а «постсовременностью» - авторы, полагающие, что она имеет качественно иной характер. Для нашей работы данная теоретическая дискуссия не значима, и мы используем эти понятия для обозначения очерченного выше исторического периода.
Под «процессом индивидуализации» в работе понимается присущая современности автономизация личности, все более полное высвобождение индивида из сети устойчивых социальных связей, сопровождающееся как позитивными (возрастание свободы выбора, социальной мобильности, рефлексивности) так и негативными (отчуждение, дезориентация, кризис идентичности и др.) моментами.
Принципиально важно определить понятие мифа, имеющее огромное количество трактовок, связанных с принципиально различным пониманием сущности этого феномена. Мы понимаем миф как определенный тип мировоззрения, имеющий специфическую логику (реконструируемую в работах таких исследователей, как М.Элиаде, К.Хюбнер, К.Леви-Стросс, Ю.М.Лотман и др.), который не является наследием прошлого, но присутствует и в эпоху современности, несмотря на секуляризацию. Собственно, анализ противоречия между "живучестью" мифа и секуляризацией является одной из важных задач нашего исследования.
Последнее понятие, на котором следует здесь остановиться - это понятие сакрального. Феномен сакрального до сих пор не поддается четкому определению. Большинство исследователей определяют сакральное, исходя из его противопоставления мирскому, светскому, профанному. Такая позиция характерна, в частности, для Э. Дюркгейма, Р. Кайуа, упомянутого уже М. Элиаде. Сакральное наделено особой силой, оно «онтологически первично» по отношению к профанному. Так сакральное понимается и в нашей работе. Мы можем лишь слегка уточнить эту трактовку и сказать, что феномен сакрального проявляет себя в форме придания особой значимости и эмоционально-смысловой насыщенности тем или иным объектам и состояниям.
Анализ проблемы сакрального содержится во второй и третьей главах работы.
Объектом диссертационного исследования выступает присущий эпохе модерна процесс индивидуализации личностного бытия.
Предметом исследования является феномен мифологизации индивидуального сознания в эпоху модерна.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является конкретизация и обоснование следующей основной гипотезы.
Секуляризация и рационализация культуры и социальной структуры, являющиеся характерными чертами модерна, не приводят к полной секуляризации индивидуального сознания. Напротив, эти процессы сопровождаются устойчивой тенденцией индивидуального сознания к стихийному мифологизированию на протяжении всей эпохи модерна. Процесс индивидуализации, приводящий к все более отчетливому дистанцированию личности от общества и доминирующих культурных смыслов, стимулирует эту тенденцию.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: проанализировать сущность, особенности и этапы присущего модерну процесса индивидуализации; выяснить причины все более глубокого отчуждения личности от социокультурной среды; показать влияние процессов социальной и культурной дифференциации на внутренний мир личности; выявить причины фрагментации и антиномичности внутреннего мира личности эпохи современности; рассмотреть и проанализировать формы проявления стихийного мифологизирования в эпоху современности; показать, что стихийное мифологизирование является реакцией индивида на усложнение социальной среды и «хаотизацию» культурных содержаний; проанализировать специфику современной культуры, присущего ей специфического способа структурирования мира, определяющего «маргинальный статус» мифологического мышления и длительную недооценку его роли в жизни личности и социокультурных процессах эпохи современности; проанализировать специфику существования феномена сакрального в современную эпоху; его «индивидуализацию»; проанализировать «поворот к духовности» на исходе XX -в начале XXI вв., специфику «новой духовности» и перспективы ее развития.
Научная новизна исследования
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
-выделены и проанализированы этапы процесса индивидуализации, свойственного модерну;
-выявлены последствия современной индивидуализации для внутреннего мира личности;
-установлена взаимосвязь процессов индивидуализации личностного бытия и мифологизации индивидуального сознания в эпоху модерна;
-проанализирован процесс индивидуального мифологизирования, протекающий на фоне секуляризации и рационализации культуры и социальной структуры в эпоху модерна;
-выявлена важнейшая присущая модерну антиномия между процессами секуляризации и рационализации социокультурной среды и мифологизацией индивидуального сознания личности;
-определены культурные предпосылки маргинализации мифа и мифологического мышления в эпоху современности;
-проанализированы особенности существования мифа и феномена сакрального в эпоху современности, рассмотрена роль мифологического мышления в эпоху модерна;
-выделен и проанализирован феномен «альтернативной духовности» - его сущность и проявления;
-показаны культурные и социальные основания «поворота к духовности» на исходе XX - начале XXI вв.;
-проанализирован процесс духовного поиска на исходе XX - XXI вв. в науке, философском мышлении и массовом сознании, выявлены специфические черты новой духовности, в частности, рассмотрен феномен «New Age»;
-проанализированы перспективы поворота к духовности в свете проблемы поиска новых культурных смыслов и духовных ориентиров на рубеже нового тысячелетия. Тезисы, выносимые на защиту На защиту выносятся следующие тезисы.
1. Свойственная эпохе модерна индивидуализация личностного бытия, порождаемая социальной и культурной дифференциацией, приводит к усложнению внутреннего мира личности, фрагментации и противоречивости его содержаний.
2. Важнейшим проявлением противоречивости и фрагментации внутреннего мира личности является рассогласование рационального и иррационального аспектов, отражающее антиномию рационального и иррационального, свойственную современной культуре в целом.
3. Современная культура в силу доминирующих в ней ценностных и идейных ориентиров не справляется с функцией приспособления индивида к его внутреннему миру и препятствует осознанию значимости этой проблемы, что приводит к негативным последствиям как для личности, так и для общества
4. Реакцией индивида на усложнение социальной среды, «хаотизацию» культурных содержаний, отчуждение, обессмысливание личностного существования и фрагментацию внутреннего мира нередко является стихийное мифологизирование, которое развивается параллельно процессу рационализации на протяжении всей эпохи модерна и находит свое выражение в феноменах кризисного сознания и альтернативной духовности, оккультизме и мистицизме, приверженности политическим идеологиям, зачастую выступающим в качестве суррогатов мифа, новых религиозных движениях, распространенных сюжетах массовой культуры и др.
5. Несмотря на явное присутствие мифа в духовном пространстве современности и его несомненное влияние на социально-политические процессы, доминирующая культура в течение долгого времени подвергает миф маргинализации, что приводит к неадекватному пониманию многих масштабных феноменов современности - в частности, феномена тоталитаризма.
6. «Игнорирование» мифа и лежащего в его основе феномена сакрального связано с присущим культуре модерна способом восприятия реальности. Оппозиция «сакрального и мирского», структурирующая мир в мифологическом мировоззрении, теряет значение в современной культуре, для которой базовыми являются оппозиции «духовного - материального» и «рационального - иррационального».
7. Феномен сакрального в форме придания особой значимости и эмоционально-смысловой насыщенности тем или иным объектам или состояниям существует в эпоху современности, проявляясь прежде всего в пространстве внутреннего опыта личности (что опровергает гипотезы о социальных корнях сакрального) и не находя адекватного выражения в символике современной культуры и сфере легитимной социальной практики.
8. Устойчивость мифологического мышления и его сохранение (зафиксированное многими исследователями) на фоне присущих современности рационализации и секуляризации доминирующей культуры и социальной структуры свидетельствует о его глубокой укорененности в человеческой психике, тех её аспектах, которые в эпоху модерна маркируются как «иррациональные» и либо подавляются, либо игнорируются. В результате внутренний мир человека оказывается понятым неадекватно и не «освоенным» современной культурой в достаточной степени.
9. «Бытие» мифа в эпоху современности отличается от форм его существования в традиционных обществах тем, что не имеет легитимного характера, не связано непосредственно с институционализированными социальными практиками (за некоторыми исключениями, но и в этих случаях миф не осознается как таковой) и проявляет себя, главным образом, в маргинальных культурных феноменах и во внутреннем опыте личности, который не находит адекватного выражения в доминирующей культурной символике современности.
10. Парадоксальность и антиномичность современной эпохи заключается в одновременном протекании противоположных процессов: рационализации и секуляризации культуры и общественной жизни - с одной стороны, и стихийной мифологизации индивидуального сознания - с другой.
11. По мере интенсификации процесса индивидуализации, нарастания отчуждения личности от социокультурной среды, противоречие между секуляризацией этой среды и мифологизацией индивидуального мышления углублялось и к концу XX века породило феномен «поворота к духовности"
12. В эпоху высокой современности (или постсовременности) - в конце XX - начале XXI века, обозначилась тенденция к осознанию значимости и частичной реабилитации мифологического мышления, что отразилось в отмеченном некоторыми исследователями феномене «десекуляризации», растущем интересе к проблемам духовности. В области научного и философского знания эта тенденция проявляется в возникновении концепций, стремящихся преодолеть упрощенный «материализм» мировоззрения классического модерна, учитывать «духовный» аспект реальности, вернуть мировоззрению целостность, утраченную в результате глубокой культурной дифференциации. На уровне массового сознания тенденция к воссозданию целостного мировоззрения выражается в появлении интереса к внутреннему миру личности, «духовному росту», поиске путей для реализации этой цели ( в современной культуре фактически отсутствующих), в возникновении движения «New Age» и др.
13. Поворот к духовности находит свое выражение и в формировании нового типа религиозности, для которого характерны индивидуализация религиозного опыта; отсутствие четкой религиозной доктрины и некоторая архаизация верований ( магизм, вера в множество мифических существ, ослабление нравственной проблематики и др.). Новая религиозность существует наряду с традиционными формами религий.
14. «Повороту к духовности» способствовало отчасти, как это не парадоксально звучит, становление потребительского общества, которое культивирует индивидуалистические настроения, создает новые индивидуализированные стили потребления и превращает «духовность» в массовый товар, что стимулирует спрос и интерес. Соответственно, «новая духовность» общества потребления нередко несет на себе «родовые черты» этого общества (гедонизм, гипертрофированный индивидуализм и др.).
Научно-практическая значимость результатов исследования Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей исследовательской работы, а также в преподавании философии, культурологии, социологии и религиоведения.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в опубликованных статьях и монографии, тезисах, представленных на научных конференциях. Результаты исследования применялись также при разработке и чтении автором учебных курсов по социологии культуры (опубликованы учебные пособия по этому курсу), социологии личности и социологии религии.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, девять параграфов, заключение и список литературы, включающий 205 названий. Объем работы - 256 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Семиотический анализ западнохристианского религиозного ритуала2009 год, доктор философских наук Лебедев, Владимир Юрьевич
Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы2011 год, доктор философских наук Минченко, Татьяна Петровна
Антропологизация духовных ценностей в современной культуре2004 год, кандидат философских наук Кобина, Юлия Евгеньевна
Культурно-цивилизационная специфика современной мифологии2002 год, кандидат философских наук Егоршева, Ольга Ивановна
Атеизм как альтернатива христианской вере: социально-философский анализ2010 год, кандидат философских наук Кузнецов, Андрей Олегович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Матецкая, Анастасия Витальевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение специфики современной культуры и современного процесса индивидуализации постоянно выводило нас к проблеме сакрального. Изучение феномена сакрального принято относить к сфере деятельности исследователей религии. Однако ни социология, ни психология, ни история религии не дали внятного ответа на вопрос, что же представляет собой данное явление. Попытки «вывести» сакральное из социального, отыскать его истоки в психике человека также нельзя признать полностью убедительными, хотя эти попытки продолжаются. Признать самостоятельный онтологический статус сакрального означает, с точки зрения большей части исследователей, выйти за рамки научного подхода. По сей день, несмотря на огромное количество исследований, «сакральное» остается «неуловимым», но, фактически, вездесущим феноменом.
Мы не можем ничего сказать о сакральном, кроме того, что оно является первичной и очевидной реальностью для представителей подавляющего большинства человеческих культур. Мало того - большинство человеческих культур полагают сакральное в качестве своей первоосновы. В этом смысле современная секулярная культура представляет собой уникальное историческое явление. Но действительно ли она секулярна?
Изложенный выше материал, на наш взгляд, наглядно демонстрирует присутствие сакрального в современной культуре, во внутреннем опыте современного индивида. Не говоря уже о том, что истоки современных социальных институций и моральных ценностей также укоренены в сакральном, хотя об этих корнях почти никто не вспоминает. Стало быть, особенность современной культуры не в отсутствии, а в «анонимности» сакрального, представление о котором не вписывается в доминирующее мировоззрение. Но если признать сакральное именно элементом мировоззрения, то как оно может «существовать», «не вписываясь» в него?
Вопрос об онтологическом статусе сакрального неразрешим, по крайней мере, на современной уровне развития научных исследований. Но осознание ключевой роли этого феномена в человеческом существовании позволяет по-новому взглянуть на феномен культуры, его сущность. Концепции культуры как некоторого компенсаторного механизма, дополняющего и возмещающего недостаточно развитые природные инстинкты человека, культуры как некой эфемерной «символической надстройки» над миром природных процессов, можно противопоставить понимание культуры как совокупности идей и практик, создающих человека, - не в привычном смысле «социализации», приспособления к обществу и освоения определенных практических навыков, а в смысле осознания им собственной духовной сущности, не сводимой к витальной основе и не выводимой из нее. В конечном итоге, все традиционные культуры подразумевают именно такое понимание сущности человека. Мы видим, что, «отказывая» сакральному в праве на существование, современная культура одновременно отказывается и от человека, от задачи его «культивирования» и «взращивания».
Человек свободен в выборе форм своего исторического существования. Истории известны сотни уникальных культур, и ни одна не была «совершенной». «Золотой век» известен мифу, но неизвестен истории. Поэтому любые формы ностальгии по ушедшему, идеализации прошлого, не плодотворны, а в конечном итоге, бессмысленны (хотя и являют собой устойчивый мифологический мотив). Однако изучение истории культур и особенно их духовного наследия позволяет лучше понять «константы» человеческой природы. «Сакральное», безо всякого сомнения, - «константа констант». И поэтому его «реабилитация» и возвращение на исходе парадоксальной эпохи модерна совершенно неизбежны.
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Матецкая, Анастасия Витальевна, 2007 год
1. Абекромби, Н. Социологический словарь Текст. / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.Тернер; пер. с англ. М.: ЗАО "Издателсьвто "Экономика"". 2004. - 620 с.
2. Арендт, X. Истоки тоталитаризма Текст. / X. Арендт; пер. с англ. М.: ЦентрКом, 1996.-672 с.
3. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли Текст. / Р.Арон; общ. ред. и пре-дисл. П.Гуревича; пер. с фр. М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - 608 с.
4. Барт, Р. Мифологии Текст. / Р. Бапрт; пер. с фр.; вступ.ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Изд-во Сабашниковых, 1996. - 312 с.
5. Бауман, 3. Социологическая теория постмодерна Текст. / 3. Бауман; Контексты современности-1: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия; пер. с англ. и нем. Казань.: Изд-во Казанского университета, 2000. - 176 с.
6. Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст. / 3. Бауман; пер. с англ. М.: "Логос", 2005.-390 с.
7. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну Текст. / У. Бек; пер. с нем. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
8. Белл, Д. От священного к светскому Текст. / Д. Белл // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии; сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.-775 с.
9. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования Текст. / Д. Белл; пер. с англ. М.: Academia, 1999. - 956 с.
10. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества Текст. / Белла Р. // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии; сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.
11. Бенуа, А. Как можно быть язычником Текст. / А Бенуа; пер. с англ. М.: "Русская правда", 2004.-240 с.
12. Бергер, П. Религиозный опыт и традиция Текст. / П. Бергер // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии; сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.
13. Бергер, П. Религия и проблема убедительности Текст. / П. Бергер //Неприкосновенный запас. 2003. - № 6 (120); [Электронный ресурс]. Режим доступа - http:// www.nz - online.ru/index.phtml?aid=20010691
14. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Текст. / П.Бергер, Т.Лукман; пер. с англ. М.: "Медиум", 1995. - 322 с.
15. Бергер, П. Повседневная жизнь и религиозный опыт Текст. / П.Бергер, Т.Лукман // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии; сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.
16. Бергер, П. Понимание современности Текст. / П. Бергер // Социологические исследования. 1990, № 7.
17. Бидни, Д. Культурная динамика и поиски истоков Текст. / Д. Бидни // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997,- 1 Т.-728 с.
18. Блумер, Г. Коллективное поведение Текст. / Г. Блумер // Американская социологическая мысль: тексты; под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.
19. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального Текст. / Ж. Бодрийар; пер. с фр. Екатеринбург. Изд-во Уральского университета, 2000. -100 с.
20. Бодрийар, Ж. Америка Текст. / Ж. Бодрийар; пер. с фр. СПб.: Владимир Даль, 2000.-203 с.
21. Больнов, О. Философия экзистенциализма Текст. / О. Больнов; пер. с нем. СПб.: "Лань", 1999-224 с.
22. Бом, Д. Развертывающееся значение. Три дня диалогов с Дэвидом Бомом. Электронный ресурс.Режим доступа: http://spintongues.msk.ru/bohm/bohm.htm
23. Бонхеффер, Д. Сопротивление и покорность Текст. / Д. Бонхеффер; пер. с нем. -М.: Издательская группа "Прогресс", 1994. 344 с.
24. Быков Д.Л. Борис Пастернак Текст. / Быков Д.Л. М.: Молодая Гвардия, 2007. -893 с.
25. Валлерстайн, И. Дифференциация и целостность в общественных науках Текст. / И. Валлерстайн // Валлерстайн И. Конец знакомого мира; Социология XXI века; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2003. - 368 с.
26. Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры Текст. / А. Вебер. СПб.: Университетская книга. 1998. - 565 с.
27. Вебер, M. Социология религии (типы религиозных сообществ) Текст. / М. Вебер // Вебер М. Избранное. Образ общества; пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - 704 с.
28. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / М. Вебер // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии; сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.
29. Вейнгерова, Л.Я. Записи диалогов с космическим разумом Текст. / Л.Я. Вейнгеро-ва, Д.Д. Гурьев. Ниж.Новгород. Нижегородский филиал СП "ИКПА". 1990. - 236 с.
30. Випперман, В. Европейский фашизм в сравнении. 1922 1982 Текст. / В. Випиер-ман; пер. с нем. - Новосибирск: "Сибирский хронограф", 2000. - 244 с.
31. Гадам ер, Г. Миф и разум Текст. / Г. Гадамер // Актуальность прекрасного; пер. с нем. М.: Искусство, 1991. - 367 с.
32. Гайденко, П.Г1. История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс Текст. / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. М.: Политиздат, 1991. - 367 с.
33. Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике Текст. / Р. Генон; пер. с фр. СПб.: Азбука, 2000. - 320 с.
34. Генон, Р. Наука сакральная и наука для профанов Текст. / Р. Генон // Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2000. - 320 с.
35. Гидденс, Э. Современность и самоидентичность Текст. Э.Гидденс // РЖ Социология. Cep.ll. 1994, №2.
36. Гидденс. Э. Устроение общества Текст. / Э. Гидденс. М., 2003. - 528 с.
37. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах Текст. / Э.Гидденс. СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
38. Гирц, К. Влияние концепции культуры на концепцию человека Текст. / К. Гирц // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - 1 Т. - 728 с.
39. Глок, Ч. Индивид и его религия Текст. / Ч. Глок // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии; сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.-775 с.
40. Грей, Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности Текст. / Д. Грей; пер. с англ. М.: Праксис, 2003. - 368 с.
41. Григорьян, Б.Т. Философская антропология: (Критический очерк) Текст. / Б.Т. Григорьян. М.: Мысль, 1982. - 188 с.
42. Гроф, С. За пределами мозга Текст. / С. Гроф; пер. с англ. М.: Изд-во Московского Трансперсонального центра, 1993. - 504 с.
43. Гроф, К. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом Текст. / К.Гроф, С .Гроф; пер. с англ. М.: ООО "Издательство ACT", 2003. - 377 с.
44. Гроф, С. Революция сознания: Трансатлантический диалог Текст. / С. Гроф, Э.Ласло, П. Рассел; пер. с англ. М.: ООО "Издательство ACT", 2004. - 248 с.
45. Губман, Б.Л. Западная философия культуры XX века Текст. / БЛ. Губман. -Тверь: Изд. фирма "Леан", 1997. 287 с.
46. Гудрик-Кларк, Н. Оккультные корни нацизма Текст. / Н. Гудрик-Кларк; пер. с нем. М.: Яуза, Эксмо, 2004. - 576 с.
47. Гуревич, П.С. Социальная мифология Текст. / П.С. Гуревич. М.: Мысль, 1983. -175 с.
48. Гуревич, П.С. Возрожден ли мистицизм?: Критические очерки Текст. / П.С. Гуревич. М.: Политиздат, 1984. - 302 с.
49. Гуревич, П.С. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации Текст. / П.С. Гуревич // Общественные науки и современность, 1995, № 4.
50. Давыдов, Ю.Н. Предвестники грядущего кризиса Текст. / Ю.Н.Давыдов // История теоретической социологии: в 4 т. М., 1997. 1 т. - 496 с.
51. Давыдов, Ю.Н. Альфред Вебер и его культурсоциологическое видение истории Текст. / Ю.Н. Давыдов [вступит.ст.] // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1998. - 565 с.
52. Далмайр, Ф. Прекрасная свобода: Шиллер об «эстетическом воспитании человека» Текст. / Ф. Далмайр // Вопросы философии, 2006, № 6.
53. Данилин, А.Г. TSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости Текст. /
54. A.Г. Данилин. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. - 521 с.
55. Депперт, В. Мифические формы мышления в науке на примере понятий пространства, времени и закона природы Текст. / В. Депперт // Наука в культуре; под. ред.
56. B.Н. Поруса. М.: "Эдиториал УРСС", 1998. - 384 с.
57. Дёрнер, К. Гражданин и безумие. К социальной истории и научной социологии психиатрии. Текст. / К. Дернер; пер. с нем.; М.: Алетейя, 2006. 544 с.
58. Джеймисон, Ф. Постмодерная мысль Текст. / Ф. Джеймисон // Контексты современности-1 актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия; пер. с англ. и нем. Казань.: Изд-во Казанского университета, 2000.-176 с.
59. Джохадзе, И. Демократия после модерна Текст. / И. Джохадзе. М.: Праксис, 2006.- 112 с.
60. Дилигенский, Г.Г. Социально-политическая психология Текст. / Г.Г. Дилиген-ский. М.: Новая школа, 1996. - 352 с.
61. Доусон, К.Г. Религия и культура Текст. / К.Г. Доусон; пер. с англ.; вступ. ст., ком-мент. К.Я. Кожурина. СПб.: Алетейя, 2000. - 281 с.
62. Дрюк, М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм Текст. / М.А. Дрюк // Вопросы философии, 2004, № 10.
63. Дюверже, М. Политические партии Текст. / М. Дюверже; пер. с франц. М.: Академический Проект, 2002. - 560 с.
64. Дюмон, Л. Эссе об индивидуализме Текст. / J1. Дюмон; пер. с фр. Дубна: Издательский центр "Феникс", 1997. - 304 с.
65. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда Текст. / Э. Дюркгейм; пер. с фр. -М.: Канон, 1996.-432 с.
66. Журавский, А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма Текст. / А. Журавский // Континент, 2004, № 120.
67. Зенкин, С. Роже Кайуа сюрреалист в науке Текст. / С. Зенкин [пер. с фр. и вступит. ст.] // Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. - М.: ОГИ, 2003. - 296 с.
68. Зиммель, Г. Конфликт современной культуры Текст. / Г. Зиммель // Зиммель, Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. - 671 с.
69. Зиммель, Г. Кризис культуры Текст. / Г. Зиммель // Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. - 671 с.
70. Зиммель, Г. О сущности культуры Текст. Г. Зиммель // Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. - 671 с.
71. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель Электронный ресурс. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/logos/2002/3/zim.html
72. Зинченко, Е.В. Постфрейдисткая аналитика бессознательного и проблема субъективности / Е.В. Зинченко, В.В. Петренко Электронный ресурс. Режим доступа: http:// identities.hl5.ru/participantstexts/zinchenko3. html.
73. Иванов, Д.В. Виртуализация общества Текст. / Д.В. Иванов // Социология и социальная антропология: межвуз. сб; под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. -СПб.: "Алетейя", 1997. 426.
74. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www. soci ology. meph i .ru/docs/poli t/html/i ng 1. htm
75. Иноземцев, B.J1. Постиндустриальный мир Д.Белла Текст. / В.Л. Иноземцев [вступит.ст.] // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования; пер. с англ. М.: Academia, 1999. - 956 с.
76. Ионин, Л.Г. Основания социокультурного анализа Текст. / Л.Г. Ионин. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. - 153 с.
77. Ионин, Л.Г. Новая магическая эпоха / Л.Г.Ионин Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sociology.kharkov.ua/docs/Esse.htm
78. Исторические типы рациональности Текст.; отв. ред. В.А. Лекторский. М.: ИФ-РАН, 1995.- 1 Т.-350 с.
79. История теоретической социологии Текст.: в 4 т.; отв. ред. и сост. Ю.Н.Давыдов. -М.: Канон, 1997. 1 Т. -496 с.
80. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное Текст. / Р. Кайуа; пер. с фр. и вступ. ст. С.Н.Зенкина. М.: ОГИ, 2003. - 296 с.
81. Камю, А. Бунтующий человек Текст. / А. Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство; пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. -415 с.
82. Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде Текст. / А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство; пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. -415 с.
83. Кантеров, И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ Текст. / И.Я. Кантеров // Религиоведение, 2001, № 1.
84. Кассирер, Э. Техника современных политических мифов Текст. / Э. Кассирер //Феномен человека. Антология; сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. М.: Высшая школа, 1993.-349 с.
85. Кафанья, А. Формальный анализ определений понятия «культура» Текст. / А. Ка-фанья // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997,- 1 Т. - 728 с.
86. Кезин, A.B. Идеалы научности и паранаука Текст. / A.B. Кезин // Наука в культуре; под. ред. В.Н. Поруса. М.: "Эдиториал УРСС", 1998. - 384 с.
87. Клакхон, К. Зеркало для человека. Введение в антропологию Текст. / К. Клакхон; пер. с англ. СПб.: "Евразия", 1998. - 352 с.
88. Козловски, П. Миф о модерне. Поэтическая философия Э.Юнгера Текст. / П. Коз-ловски; пер. с нем. М.: Республика, 2002. - 339 с.
89. Кокс, X. Стиль мирского града Текст. / X. Кокс // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX века; сост. С.В. Лезова и
90. О.В. Боровой. М.: Наука. Издательская фирама "Восточная литература", 1994. 406 с.
91. Коллеж социологии. 1937 1939 Текст. ; пер. с фр. - СПб.: Наука, 2004. - 588 с.
92. Конт, О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) Текст. / О. Конт. Ростов н/Д.: Феникс", 2003. - 256 с.
93. Крамер, Д. Маски авторитарности: очерки о гуру Текст. / Д.Крамер, Д. Олстед; пер. с англ. М.: Прогресс-Традиция, 2002. -408 с.
94. Красников, А.Н. Современная феноменология религии Текст. / А.Н. Красников // Религиоведение, 2002, № 2.
95. Крэнстон, С. Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения Текст. / С. Крэнстон; пер. с англ. -Рига, М.: ЛИГАТМА, 1999.-736 с.
96. Кун, Т. Структура научных революций Текст. Т. Кун; пер. с англ. М: ООО "Издательство ACT", 2002. - 608 с.
97. Кэмпбелл, Д. Тысячеликий герой Текст. / Д. Кэмпбелл; пер. с англ. М.: "Рефл-бук", "ACT", К.: "Ваклер", 1997. - 384 с.
98. Кэрролл, Л. Крайон. Книга 3. Алхимия человеческого духа. Руководство по переходу человека в Новую Эру Текст. / Л. Кэрролл; пер. с англ. М.: ООО Издательский дом "София", 2005. - 352 с.
99. Лебедько, В. Хроники российской саньясы: в 3 т. Текст. / В. Лебедько. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2003. 3 т. - 240 с.
100. Лебон, Г. Психология народов и масс Электронный ресурс. Режим доступа: http://soc.lib.ru/su/
101. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление Текст. / К. Леви-Сторсс; пер., вступит, ст. и прим. А.Б.Островского. М.: Республика, 1994. - 384 с.
102. Лекторский, В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница Текст. / В.А. Лекторский // Наука в культуре; под. ред. В.Н. Поруса. М.: "Эдито-риал УРСС", 1998.-384 с
103. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна Текст. / Ж.-Ф.Лиотар; пер. с фр. -М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
104. Лири, Т. История будущего Текст. / Т. Лири; пер. с англ. Киев: "Янус". 2001.-304 с.
105. Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме Текст. / Ж. Липовецки; пер. с фр. СПб.: Владимир Даль, 2001. - 336 с.
106. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа Текст. / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность; сост. и общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1994.-919 с.
107. Лотман, Ю.М. Миф имя - культура Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Lotm/05.php
108. Лотман, Ю.М. Феномен культуры Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Lotm/03.php
109. Лункин, Р. Рерихианство: синтетическое мировоззрение или новая религия? Текст. / Р. Лункин, С. Филатов // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России; отв. ред. и сост. С.Б.Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2002. -488 с.
110. Лурье, C.B. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. Текст. / C.B. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1997.-448 с.
111. Майданов, A.C. Миф как источник знания Текст. / A.C. Майданов // Вопросы философии, 2004, № 9.
112. Майков, В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние Текст. / В. Майков, В. Козлов. М.: ООО "Издательство ACT", 2004. -603 с.
113. Малиновский, Б. Магия, наука и религия Текст. / Б. Малиновский // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев; пер., сост. и общ. ред. И.Т. Ка-савина. М.: Республика, 1994. - 527 с.
114. Манхейм, К. Идеология и утопия Текст. / К. Манхейм // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с.
115. Манхейм, К. Человек и общество в эпоху преобразований Текст. К. манхейм // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с.
116. Манхейм, К. О специфике культурно-социологического познания Текст. / К. Манхейм // Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга. 2000. - 501 с.
117. Манхейм, К. Эссе о социологии культуры Текст. / К. Манхейм // Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга. 2000. - 501 с.
118. Маркузе, Г. Одномерный человек Текст. / Г. Маркузе. М.: "REFL - book", 1994.- 368 с.
119. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Маслоу; пер. с англ. СПб.: "Евразия", 1997. - 430 с.
120. Маффесоли, М. Околдованность мира или божественное социальное Текст. / М. Маффесоли // Социо-Логос; пер. с англ., нем., фр.; сост., общ. ред. и преди-слов. В.В.Винокурова, А.Ф.Филиппова. М.: Прогресс, 1991. - 480 с.
121. Мелетинский, Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов Текст. / Е.М. Мелетинский // Бессознательное. Сборник статей. Новочеркасск: Сагуна,1994. -220 с.
122. Мельвиль, Ю.К. Пути буржуазной философии XX века: (Критические очерки) Текст. / Ю.К. Мельвиль. М.: Мысль, 1983. - 247 с.
123. Мёр док, Дж. Фундаментальные характеристики культуры Текст. / Дж. Мердок // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997,- 1 т. - 728 с.
124. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс Текст. / С. Московичи; пер. с фр. М.: Издательство "Центр психологии и психотерапии", 1996.-478 с.
125. Моссе, Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма Текст. / Дж. Моссе; пер. с англ. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 446 с.
126. Найдыш, В.М. Философия мифологии. XIX начало XXI в. Текст. / В.М. Найдыш. - М.: Альфа-М 2004. - 544 с.
127. Наука в культуре; под. ред. В.Н. Поруса. Текст. М.: "Эдиториал УРСС", 1998.-384 с
128. Налимов, В.В. В поисках иных смыслов Текст. / В.В. Налимов. М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - 280 с.
129. Нолл, Р. Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга. Текст. / Р. Нолл. -М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. 432 с.
130. Основы религиоведения: Учеб. Текст. / Ю.Ф.Борунов, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; Под.ред. И.Н.Яблокова. М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.
131. Паври, П.Т. Теософия в вопросах и ответах Текст. / П.Т.Паври; пер. с англ. М.: Амрита-Русь, 2004. - 400 с.
132. Парсонс, Т. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук Текст. / Т.Парсонс // Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.
133. Парсонс, Т. Функциональная теория изменения Текст. / Т. Парсонс // Пар-сонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. -880 с.
134. Пелипенко, A.A. Культура как система Текст. / A.A. Пелипенко, И.Г. Яко-венко. М.: Издательство "Языки русской культуры", 1998. - 376 с.
135. Постмодернизм Текст.: Энциклопедия; сост. и науч. ред. А.А.Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпресссервис, Книжный Дом, 2001. - 1040 с.
136. Производство и потребление культурных продуктов Текст.: Круглый стол // Отечественные записки, 2005, № 4
137. Режабек, Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ) Текст. /Е.Я. Режабек. М: Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.
138. Ритцер, Дж. Современные социологические теории Текст. / Дж. Ритцер. -СПб.: Питер, 2002. -688 с.
139. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм Текст. / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов; сост. и общ. ред. А.А.Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.
140. Сафрански, Р. Хайдеггер: германский мастер и его время Текст. / Р. Саф-рански; пер. с нем. М.: Молодая гвардия, 2002. - 614 с.
141. Серебров, К. Путь неофита в герметической школе Текст. / К. Серебров. -М.: Амрита-Русь, 2004. 144 с.
142. Смирнов, П.И. Метаморфозы индивидуализма в западном обществе Текст. / П.И. Смирнов // Социология и социальная антропология: межвуз. сб; под ред. В.Д.Виноградова, В.В.Козловского. СПб.: "Алетейя", 1997.-426.
143. Согомонов, А. Социология культуры: теоретический аспект Текст. / А. Со-гомонов // Социология в России; под ред. В.А.Ядова. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. - 696 с.
144. Сорокин, П.А. Социокультурная динамика Текст. / П.А. Сорокин // Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество; общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонова; пер. с англ. М.: Политиздат, 1992 - 543 с.
145. Стефанов, Ю.Н. Мистики, оккультисты, эзотерики Текст. / Ю.Н. Стефанов. -М.:- Вече, 2006. -480 с.
146. Стивене, Д. Штурмуя небеса: ЛСД и американская мечта Текст. / Д. Стивене; пер. с англ. М.: Ультра.Культура, 2003. - 560 с.
147. Стормер, К. Ченнелинг для начинающих Текст. / К. Стормер; пер. с англ. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 192 с.
148. Талбот, M. Голографическая Вселенная Текст. / М. Талбот; пер. с англ. -М.: Издательский дом "София", 2004. 368 с.
149. Тарнас, Р. История западного мышления Текст. / Р. Тарнас; пер. с англ. -М.: КРОН -ПРЕСС, 1995.-448 с.
150. Тарт, Ч. Состояния сознания Текст. / Ч. Тарт // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев; пер., сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. М.: Республика, 1994.-527 с.
151. Токарев, С.А. Религия и мифология Текст. / С.А.Токарев // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1992. 719 с.
152. Торчинов, Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния Текст. / Е.А. Торчинов. СПб.: "Азбука-классика", "Петербургское Востоковедение", 2005. - 544 с.
153. Тоффлер, А. Третья волна. Текст. / А. Тоффлер. М.: ООО "Издательство ACT", 2004, - 781 с.
154. Уайт, Л. Понятие культуры Текст. / Л. Уайт // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - 1 т.-728 с.
155. Уилсон, Р. Космический триггер Текст. / Р. Уилсон; пер. с англ. Киев: "Янус", 2000. - 304 с.
156. Уильяме, Р. Понятие культуры Текст. / Р. Уильяме // Контексты современности 1 : актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия; пер. с англ. и нем. - Казань.: Изд-во Казанского университета, 2000.- 176 с.
157. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества Текст. / Ф. Уэбстер; пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
158. Филатов, С. Новые религиозные движения угроза или норма жизни? Текст. / С. Филатов // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России; отв. ред. и сост. С.Б.Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - 488 с.
159. Филиппов, А.Ф. Западногерманские интеллектуалы в зеркале консервативной социологической критики Электронный ресурс. Режим доступа: http://rc.msses.ru/rc/Fzg.htm
160. Филиппов, А.Ф. Современность и повседневная рациональность Текст. / А.Ф. Филиппов // Стратегия, 1998, № 1.
161. Филиппов, Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра Текст. / Л.И. Филиппов. М.: Наука, 1977. - 287 с.
162. Фишман, Л.Г. Постмодерн как возврат к Просвещению Текст. / JI.F. Фиш-ман // Вопросы философии, 2006, № 10.
163. Франкл, В. Религиозность как поиск смысла жизни Текст. / В. Франкл // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии; сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.
164. Франкл, Дж. Археология ума Текст. / Дж. Франкл; пер. с англ. М.: ACT: Астрель, 2006. - 254 с.
165. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии Текст. / 3. Фрейд // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура; сост. и вступит, ст. A.M. Руткевич. М.: Ренессанс, 1991. -296 с
166. Фрейд, 3. Недовольство культурой Текст. / 3. Фрейд // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура; сост. и вступит, ст. A.M. Руткевич. М.: Ренессанс, 1991. -296 с.
167. Фромм, Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. М.: ACT, Минск: Хар-вест, 2005.-384 с.
168. Фромм, Э. Революция надежды Текст. / Э. Фромм // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415 с.
169. Фромм, Э. Современное положение человека Текст. / Э.Фромм // Психоанализ и этика. М. 1993. - 415 с.
170. Фромм, Э. Человек для самого себя Текст. / Э. Фромм // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415 с.
171. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук Текст. / М. Фуко; пер. с фр. СПб.: A-cad, 1994. - 405 с.
172. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы Текст. / М. Фуко; пер. с фр. М.: "Ad Marginem", 1999. -460 с.
173. Фуре, В. Критическая теория "современности" (анализ формирования одной социально-философской концепции) Текст. / В. Фуре // Логос, 2004, № 1.
174. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности Текст. / Ю. Хабермас // Вопросы философии, 1989, № 2.
175. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне Текст. / Ю. Хабермас; пер. с нем. М.: Изд-во "Весь мир", 2003 - 416 с.
176. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления Текст. / М. Хайдеггер; пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.
177. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме Текст. / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления; пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.
178. Харт, К. Постмодернизм Текст. / К. Харт; пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 272 с.
179. Хоффер, Э. Истинноверующий Текст. / Э. Хоффер; пер. с англ. Минск.: Изд-во ЕГУ, 2001.-200 с.
180. Хюбнер, К. Истина мифа Текст. / К. Хюбнер; пер. с нем. М.: Республика, 1996.-448 с.
181. Хюбнер, К. Прогресс от мифа, через логос к науке? Текст. / К. Хюбнер // Наука в культуре; под. ред. В.Н. Поруса. - М.: "Эдиториал УРСС", 1998. - 384 с
182. Цуладзе, А. Политическая мифология Текст. / А. Цуладзе. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-384 с.
183. Цюрер, Р. Путь вглубь себя Текст. / Р. Цюрер. М.; Можайск-Терра, 2000. -304 с.
184. Ченнелинг. Вознесенные учителя Текст.; пер. с англ. Киев: "София"; М.:ИД "София", 2003. - 144 с.
185. Шацкий, Е. Утопия и традиция Текст. / Е. Шацкий; пер. с польск. М.: Прогресс, 1990. -456 с.
186. Шмит, К. Политическая теология. Сборник Текст. / К. Шмит; пер. с нем. -М.: "КАНОН пресс-Ц", 2000. - 336 с.
187. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Геш-тальт и действительность Текст. / О. Шпенглер; пер. с нем., вступ. ст. и прим. К.А.Свасьяна. М.: Мысль, 1993. - 663 с.
188. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы Текст. / О. Шпенглер; пер. с нем. Минск, ООО "Попурри", 1999. 2 г. - 720 с.
189. Эвола, Ю. Оседлать тигра Текст. / Ю. Эвола; пер. с итал. СПб.: "Владимир Даль", 2005-509 с.
190. Эгильский, Е.Э. Легализация "чудесного" в современной культуре Текст. / Е.Э. Эгильский // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2005, № 2.
191. Элбакян, Е.С. Духовный мир современной российской интеллигенции Текст. / Е.С. Элбакян // Религиоведение, 2001, № 2
192. Элбакян, Е. С. В поисках "нового религиозного сознания" Текст. / Е.С. Элбакян // Религиоведение, 2002, № 1-2.
193. Элиаде, М. Аспекты мифа Текст. / М. Элиаде; пер. с фр. М.: Инвест-ППП, 1995. - 235 с
194. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость Текст. / М. Элиаде; пер. с фр. СПб., "Алетейя", 1998. - 249 с.
195. Элиаде, М. Трактат по истории религий Текст. / М. Элиаде; пер. с фр. -СПб.: Алетейя, 2000. 1 т. - 394 с.
196. Элиаде, М. Трактат по истории религий Текст. / М. Элиаде; пер. с фр. -СПб.: Алетейя, 2000. 2 т.- 415 с.
197. Элиаде, М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре Текст. / М. Элиаде; пер. с англ. Киев.: София, М.: Гелиос, 2002. - 224 с.
198. Элиаде, М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения Текст. / М. Элиаде; пер. с фр. К.: София, М.: Гелиос, 2002. - 352 с.
199. Элиаде, М. Ностальгия по истокам Текст. / М. Элиаде. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. -216 с.
200. Элиас, Н. Общество индивидов Текст. / Н. Элиас; пер. с нем. М.: Праксис, 2001.-336 с.
201. Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада Текст. / Н. Элиас. М.;СПб.: Университетская книга, 2001,- 1 т. - 332 с.
202. Юнг, К. Проблемы души нашего времени Текст. / К. Юнг; пер. с нем. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 336 с.
203. Юнг, К. Бог и бессознательное. Текст. / К. Юнг. М.: Олимп, ООО "Издательство ACT - ЛТД", 1998. - 480 с.
204. Юнг, К. Воспоминания, сновидения, размышления Текст. / К. Юнг. М.: ООО "Издателство ACT-ЛТД", Львов: "Инициатива", 1998. - 475 с.
205. Юнг, К. Нераскрытая самость (настоящее и будущее) Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.jungland.ru/Library/NerasSamost.htm
206. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс; пер. с нем. М.: Республика, 1994.- 527 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.