Атеизм как альтернатива христианской вере: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кузнецов, Андрей Олегович

  • Кузнецов, Андрей Олегович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 138
Кузнецов, Андрей Олегович. Атеизм как альтернатива христианской вере: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2010. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кузнецов, Андрей Олегович

Введение.

Глава 1. Философские основания генезиса атеизма как феномена социальной реальности.

§ 1. Онтологические основания изучения атеизма как феномена социальной реальности.

§ 2. Философское отрицание как основание теоретического атеизма.

Глава 2. Социально-философская обусловленность атеизма в христианском мире.

§ 1. Религиозный конфликт в обществах до эпохи модерна как предпосылка атеизма.

§ 2. Социальная обусловленность атеизма в эпоху модерна и ее философские основания.

Глава 3. Философская рефлексия атеизма в обществе модерна.

§ 1 Социокультурные детерминанты процесса десакрализации общественного сознания в эпоху модерна.

§ 2 Атеизация общества эпохи модерна и религиозный модернизм.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Атеизм как альтернатива христианской вере: социально-философский анализ»

Актуальность темы диссертации

Перманентный духовный кризис и поиск новой духовности в современном мире — это круг тем, о которых напряженно размышляет современное общество. Здесь трудно надеяться на готовые ответы и не стоит слишком рассчитывать на способность мира к духовному диалогу, несмотря на то, что нахождение определенных точек соприкосновения различных мировоззренческих подходов при всем их многообразии может находиться в рамках одних и тех же экзистенциальных, ключевых для судьбы человека вечных истин.

Почти повсюду сегодня обнаруживается неожиданный всплеск традиционной религиозности: расцвет исламской культуры и политики, возрождение синтоизма в Японии, возникновение мощного иудаистского, индуистского и христианского фундаментализма в Израиле, Индии, США и России. То, как будет осуществляться глобальное взаимодействие культур, какие именно идеи и ценности будут приняты за основу, и способы их воплощения в реальном социальном бытии общественных групп, народов и государств, в громадной (и даже, возможно, в решающей) мере будет зависеть от соотношения религиозного и светского «менталитета» их носителей.

В данной социальной ситуации чрезвычайно актуальной является необходимость обратить внимание не только на религиозность, но и на оборотную сторону ее - атеизм.

Для отечественной философской традиции долгое время было не характерно осмысления атеизма вне рамок марксизма, видевшего в нем «срыв ореола святости с общественных отношений»1 и преодоления тем самым религиозной веры. Отмежевываясь от атеизма в пределах других, немарксистских, форм мировоззрения, марксистский атеизм, таким образом, сам себя искусственно изолировал.

1 Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 7. - М., 1955. с. 361.

Несмотря на то, что атеизм в России сегодня потерял идеологический статус, остается еще круг вопросов (возникновение атеистического сознания, мотивация отказа от веры, взаимоотношение атеизма и науки и др.) ответы на которые даются подлинно в духе идеологических спекуляций, причем как со стороны приверженцев атеизма, так и со стороны его противников. Такая узость подходов, изначальное ограничение методологии привели к закреплению в современном обществе нашей страны представления о том, что смысловое наполнение понятия «атеизм» чрезвычайно бедно и успех ему обеспечивает исключительно эмоциональная сила антиклерикального обличительного пафоса. Глубинные основания атеистического возмущения часто выпадают из поля зрения, предаются забвению, а то и вообще не рассматриваются.

На Западе, где атеизм, не идеологизируясь, тем самым никак теоретически не ограничивался, он часто рассматривался как итог преодоления религиозного мировоззрения или, с другой стороны, как радикальная форма апо-стасии - богоотступничества.

Попытки исследования атеизма не изнутри его самого (и не с позиций религиозной веры, конечно, тоже), но извне, по возможности, беспристрастно и философски - малочисленны. Их практически не удается обнаружить.

В исследовании атеизма существует целый ряд проблем (обнаружения подходов к изучению и типологизации этого явления, влияния атеистических взглядов на все стороны мировоззрения личности и общества, определения самого понятия атеизма, установления его взаимосвязи и взаимовлияния с секулярной и религиозной культурой, наукой, философией, с понятиями веротерпимости, свободомыслия, гуманизма, скептицизма, материализма), до настоящего времени недостаточно исследованных, но актуальных, а потому требующих внимательного рассмотрения.

Сказанное выше позволяет утверждать, что явление атеизма, его связь с феноменами религиозного характера, его актуальная и возможная социальная реализация в качестве альтернативы христианскому вероисповеданию требует тщательного философского осмысления и анализа, что делает настоящее исследование актуальным.

Степень разработанности проблемы

В данной работе атеизм исследуется в качестве альтернативы христианской вере. Такая привязка позволяет сосредоточить внимание лишь на некоторых аспектах обширной проблематики атеизма.

Содержание понятия «атеизм» в его многочисленных вариациях исторически всегда тесно связывалось с характером религиозных и философских учений той или иной исторической эпохи. Отсюда атеизм часто рассматривался вместе с противостоящими теизму философскими учениями деизма и пантеизма, с такими туманными психологическими и личностными характеристиками, как, например, вольнодумство и свободомыслие, переходящими вдруг на социальный уровень. В рамках истории атеизма изучались течения религиозной, общественной, политической жизни, экономические и революционные движения, сектантство.

С определенной долей уверенности можно утверждать, что практически вся история философии в том или ином виде содержит осмысление тех вопросов, которые впоследствии интересовали исследователей, позиционирующих себя как атеистов. Это вопросы происхождения религии, самодостаточности видимого мира, существования сверхъестественных сущностей, открытости трансцендентному и т.д.

Но значимость в социальном масштабе атеизм начинает приобретать лишь с эпохи Возрождения. Даже тексты античных материалистов, используемые в полемике с церковью средневековой Европы, в каком-то смысле принадлежат эпохе Возрождения, так как именно в то время они были открыты , прочитаны и интерпретированы сообразно актуальной исторической ситуации3.

После эпохи Возрождения атеизм из простого несоответствия христианской ортодоксии перешел в разряд одной из основных внутренних сил, направленных на саморегуляцию христианской цивилизации, вырос до альтернативы христианскому вероисповеданию.

В отечественной традиции проблематика теоретического осмысления атеизма рассматривалась в работах таких авторов, как Д.М. Аптекман, В.А. Бачинин, И.П. Вороницын, М.П. Гапочка, В.И. Гараджа, В.А. Гура, П.С. Гу-ревич, Е.К. Дулуман, Т.М. Замалеева, Н.С. Капустин, Ю.А. Кимелев, Б.Д. Кобецкий, И.А. Крывелев, Ю.А. Левада, A.M. Магомедов, М.П. Мчедлов, К.И. Никонов, В.И. Носович, Е.А. Овчинникова, З.И. Пейкова, К.К. Платонов, З.А. Тажуризина, М.И. Шахнович, Д.М. Угринович, Е.И. Шехтерман, М.Н. Эпштейн, И.Н. Яблоков, Е.Г. Яковлев и др. В русскоязычной литературе, большая часть которой относится к советскому периоду, атеизм изучался в основном в рамках религиеведческих изысканий марксизма, в контексте правопреемника религии, как самостоятельный феномен. Кроме того, пристальное внимание было уделено вопросам истории и типологии атеизма, атеистическому воспитанию и пропаганде, психологии отношений верующих и атеистов. Из отечественных исследователей наиболее подробный философский анализ атеизма предприняла Н.Е. Смелова в своей монографии «Как если бы Бога не было»: философский анализ атеизма как рационализированной I формы апостасии». Эта работа представляет собой попытку продвинуться к объективной оценке ключевых идей и принципов теоретического атеизма на основе рассмотрения его как естественной и органичной части философии религии. Автор сосредотачивается на поиске теоретических корней атеизма и

2 Известно, что поэма Лукреция «О природе вещей» и некоторые тексты Цицерона были найдены Поджо Браччолини в монастырских библиотеках около 1417 г.

3 Та же тенденция прослеживается в изучении некоторых индийских и китайских текстов. Европейский исследователь, позиционирующий себя как атеист, противопоставляет эти тексты, прежде всего, христианскому теизму. приходит к выводу, что личный атеизм зависит не столько от рационально обоснованного убеждения, сколько от иррационального выбора человека.

Зарубежные исследования феномена атеизма прошлого и начала этого века в целом представляются более объективными по сравнению с отечественными. Ценно, что при их рассмотрении можно в меньшей степени «делать поправку на идеологию», чем в случае изучения работ советских авторов. Разработке проблем истории и типологии атеизма, его социальных аспектов, логических оснований, отличий от агностицизма было уделено внимание в специализированных исследованиях R.M. Alun, , K.Armstrong, J. Baggini, D. Bentley, D. Berlinski, A.B. Drachman, T.M. Drange, A. Flew, W. Kasper, J.C. Lennox, J. Maritain, G.H. Smith и др. К сожалению, большая часть произведений этих авторов не переведена на русский язык.

Кроме того, в контексте изучения атеизма нельзя не выделить целый пласт работ, посвященных исследованию секуляризации как процесса «посредством которого религиозное мышление, практика и религиозные институты утрачивают своё социальное значение»4. В зарубежной философии наиболее весомый вклад в разработку теории секуляризации внесли Л.Фейербах, Э.Дюркгейм, Э.Трельч, К.Маркс, Ф.Энгельс, О.Конт, М.Вебер, К.Доббеларе, У.Джемс, Э.Уоллес, Х.Люббе, Х.Арендт, К.Шмитт, К.Левит, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр, М.Элиаде, Х.Блюменберг и др. При этом анализ истории формирования понятия, центральные определения, его использование в теоретических социологических исследованиях отражены в работах У.Герберга, А.Шинера, К.Фенна, Д.Белла, Ю.Хабермаса. Различным концепциям секуляризации, социологической дискуссии о содержании понятия «секуляризация» и о самом процессе секуляризации посвятили свои работы Т.Парсонс, Р.Белла, Т.Лукман, П.Бергер, (УДи, Р.Робертсон, Р.Уоллис и С.Брюс.

Исследованию социальных проблем в связи с процессом секуляризации посвящены работы таких религиозных мыслителей XX века, как М.Бубер,

4 см.: Wilson В. Religion in secular society: a sociological comment. - Penguin, 1966.

Н.А.Бердяев, Р.Генон, Э.Мунье, Ж.Маритен, Г.Марсель, А.М.Унамуно, П.Сорокин, А.Швейцер, КЛсперс. Также теория секуляризации разрабатывалась приверженцами самых разных направлений христианской философии XX века. В связи с этим можно назвать представителей «теологии кризиса» К.Барта, Р.Нибура, П.Тиллиха и теологии «смерти Бога» Т.Альтицера, П.Ван-Бурена, Г.Ваханяна, Х.Кокса.

Особый интерес представляет работа А. Кожева «Атеизм», в которой намечен путь комплексного философского осмысления данного явления. Это беспрецедентная попытка «показать основную атеистическую интуицию, феноменологически описать ее и онтологически анализировать»5. Стоит отметить, что работа А. Кожева не получила окончательного оформления.

К сожалению, на сегодняшний день не существует исследования, которое раскрывало бы весь спектр проблематики феномена атеизма.

Цель исследования — осуществить социально-философский анализ феномена атеизма в качестве альтернативы христианской вере и проследить г историю его развития от зарождения до эпохи модерна. Задачи диссертации:

• раскрыть источники происхождения понятия «атеизм» и разобрать способы определения этого понятия;

• выяснить механизмы и процессы функционирования философского отрицания в атеизме;

• выявить социально-онтологические аспекты происхождения феномена атеизма;

• осуществить социально-философский анализ религиозного конфликта как предпосылки атеизма;

• исследовать социально-исторические процессы и теоретические предпосылки, на базе которых зарождается и развивается атеизм в христианском мире до эпохи модерна;

5 Кожев А. Атеизм и другие работы. - М., 2006. с.173.

• рассмотреть существующие подходы к пониманию причин появления и сущности атеизма в обществах эпохи модерна;

• проанализировать процесс секуляризации в обществах эпохи модерна и его влияние на развитие религиозных идей.

Объектом исследования является атеизм как феномен социальной реальности, выступающий в качестве альтернативы христианской вере.

Предметом исследования являются причины возникновения атеизма как феномена социальной реальности в христианском мире, социальная сущность и социальная роль атеизма в качестве альтернативы христианской вере. Теоретическая и методологическая основа исследования В диссертации процессуальный характер становления социального бытия атеизма описывается при помощи методов диалектики. Применяется конкретно-исторический анализ. Динамические характеристики социокультурной реальности феномена атеизма свидетельствуют о его системности, соответственно, исследование осуществлено при использовании системного подхода.

Применяемый в диссертации герменевтический метод предполагает единство грамматической и психологической интерпретаций, принцип взаимосопряжённости части и целого при понимании авторского текста, посвяt щенного рассмотрению феномена атеизма, устанавливает зависимость понимания от характера убеждения самого автора текста. С различных позиций рассматриваются философские, богословские и религиеведческие тексты, в которых исследуется атеизм.

Кроме того, используется метод каузального анализа для выяснения причин возникновения и дальнейшего развития исследуемого социального явления атеизма.

Научная новизна исследования i

1. Проанализированы подходы к определению понятия «атеизм» и его смысловому наполнению. Отмечается, что в большинстве существующих дефиниций не раскрывается все многообразие исследуемого явления, в частности, опускается фундаментальный характер его связи с религиозной ситуацией в обществе.

2. Исследованы способы применения философской категории отрицания, достаточность оснований для использования этой категории при построении атеистических концепций. Показано, что в рамках любой атеистически ориентированной мысли отрицательные суждения занимают ключевое место: общий фон и тонус атеистического мировоззрения, основа тех формальных рамок, которые заполняются живым содержанием различных атеистических установок, - это человеческая способность к отрицанию, реализуемая при определенных социальных условиях.

3. Предпринята попытка рассмотрения атеизма как социального феномена «освобождения от христианства», имеющего свои основания, во-первых, в критике иудео-христианской космологии, понятой конкретно, во-вторых, в реакции на предельную рационализацию и доказательность западного христианского богословия, в-третьих, в выделенной из христианства идее о свободе и достоинстве каждого человека, реализуемой на определенном этапе развития западного общества.

4. Выявлены формы социальной реализации атеизма в обществе эпохи модерна. Атеизм, с одной стороны, выступает в качестве движущей силы происходящих в обществе секуляризационных процессов, с другой, - является отражением в общественном сознании социального процесса секуляризации.

5. Показана связь атеизации общества эпохи модерна с религиозным модернизмом. Параллельно с развитием культурной модели рационализации духовной жизни происходит распространение как нетрадиционных, так и консервативных форм религиозности, являющихся формой ответа на происходящие в обществе процессы десакрализации. и

Практическая значимость работы

Материалы настоящей работы могут быть использованы при разработке базовых курсов по философии, культурологии, религиеведению, социологии, а также спецкурсов по социальной философии, теории и истории атеизма, психологии религии.

Апробация исследования.

Работа прошла апробацию на ежегодных научно практических конференциях МШ У (Москва, 2004, 2008 гг.) и Межвузовской научной конференции «Социальная реальность и идеи: социально-философские, культурологические, юридические, экономические аспекты» (Люберцы-Москва, 2009 г.). Основные положения диссертации опубликованы в статье «Религиозное образование и социально-гносеологические основания атеизма» (журнал перечня ВАК) и двух статьях, изданных в сборниках научных статей (Уссурийск и Москва). Работа обсуждена на кафедре философии факультета экономики, социологии и права МПГУ (2009 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кузнецов, Андрей Олегович

Заключение

Подводя итог проведенного исследования, можно сказать, что онтологическая сущность атеистического спора с теизмом сводится к спору о бесконечности. Всякое нечто, которое дано атеисту, дано ему как конечное. Атеистическая «бесконечность» - это безграничность и ничего более. Утверждаемая в теизме актуальная бесконечность Божественного, которая включает ничто, но не противостоит ему, атеистически понимается как логическое противоречие и потому недопустимая конструкция. Кроме того, а-теистическая модель мира основана на предельном отрицании Божественного, которое (возможно, в силу некогда бывшей фатальной ошибки) доминировало в мышлении на протяжении многих веков в той или иной форме.

Атеизм как социальный феномен «освобождения от христианства» имел предпосылки в самом христианстве. Во-первых, он вырастал из критики иудео-христианской космологии, понятой конкретно, во-вторых, он являлся ответом на предельную рационализацию и доказательность западного христианского богословия, в-третьих, он аккумулировал в себе выделенную из

1 87 христианства идею о свободе и достоинстве каждого человека .

Помимо этого закрепление и расширение функции атеизма в обществе модерна было обусловлено социально-экономическими сдвигами, затронувшими наиболее развитые страны Европы. Разрыв с экономическим традиционализмом, с одной стороны, в значительной степени усилил склонность к сомнению в незыблемости религиозных традиций. С другой же, он означал не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства иной, жестко регламентирующей все поведение человека в обществе, проникшей во все сферы частной и обществен-188 ной жизни . Атеизм, изначально выросший на сомнении в достаточности регулирующей роли церкви для поддержания целостности общества, затем стал формой отпора протестантско-капиталистической доктрине. Ориентиро

187 см.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. с.81,118.

188 см.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — М., 1990. с.62. ванный на разрушение социальных отношений эксплуатации, свое предназначение такой атеизм видел в уничтожении религии, защищающей эти отношения. Кроме того, атеизм был спутником европейского нигилизма, определившего характер исторического движения во второй половине XIX, начале XX вв.

Таким образом, атеизм во всем многообразии явился убедительной интерпретацией современной секуляризации.

Секуляризация Нового времени имеет многообразные истоки. Она рождается как свободолюбивая реакция на абсолютистское представление о Боге. Она неразрывно связана с субъективизмом Нового времени, обосновывающим свою автономию не теономно, а критически по отношению к религии, прибегая для этого к античному гуманизму. Так из многих, зачастую противоречивых мотивов возникает автономная культура Нового времени, имманентная ориентация которой резко отличает ее от трансцендентно ориентированного средневекового мировоззрения.

Секуляризация отчетливее всего прослеживается в странах с западноевропейской иерархией ценностей. В то же время развивается культурная модель, способствующая десекуляризации и рационализации духовной жизни. Речь о Боге предполагает метафизический вопрос о бытии и одновременно поддерживает интерес к нему.

Культурная ситуация современности выступает самой радикальной формой секуляризации «жизненного мира» человека и социума. Имея ярко выраженную контртенденцию в так называемом «религиозном возрождении», общая ситуация светско-религиозного взаимодействия в современных условиях характеризуется преимущественно как «наложение» некоторой системы религиозных идей на исходную социокультурную матрицу светских смыслов. Таким образом, западный атеизм, во всем своем многообразии выступающий как движущая сила секуляризации, инициировал развитие нетрадиционных форм религиозности, но так и не стал альтернативой христианскому вероисповеданию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кузнецов, Андрей Олегович, 2010 год

1. Антология кинизма: фрагменты сочинений кинических мыслителей. -М., 1984.

2. Аристотель. Метафизика III, 5. М., 2005.

3. Барт К. Церковная догматика. Т. 1. — М., 2007.

4. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

5. Баьиляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

6. Бубер М. Два образа веры М., 1999.

7. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

8. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические. Соч. Т. 2.-М. 1972.

9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — М., 1990.

10. Вольтер. Философские письма. Философские повести. Статьи из философского словаря. -М., 2005.

11. Гартман Н. Этика. — СПб., 2002.

12. Гегель Г.В. Ф. Наука логики // Соч. в 3 т. Т. 1. М., 1970.

13. Гегель Г.В. Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. — М., 1975.

14. Гегель Г.В. Ф. Философия права. М., 1990.

15. Генон Р. Кризис современного мира. М, 2008.

16. Григорий Богослов. Собрание творений. В 2-х томах. Т 2. — М., 2000.

17. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии.-М., 1999.

18. Декарт Р. Сочинения. Размышления о первой философии. — СПб., 2006.

19. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1988.

20. Дидро Д. Избранные философские произведения. — М., 1941.

21. Иустин Мученик. Апология I // Сочинения св. Иустина, философа и мученика. М., 1892.

22. Кожев А. Атеизм и другие работы. М., 2006.

23. Леббок Дж. Радости жизни. Минск, 2006.

24. Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1997.

25. Маркс К. К критике философии Гегеля // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1.-М., 1955.

26. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 2-х т. Т.1. М., 2009.

27. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология. — М., 1985.

28. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. М., 1955.

29. Мейстер Эюсарт. Духовные проповеди и рассуждения. — М., 2008.

30. Мелье Ж. Завещание. М., 1954.

31. Митрополит Антоний (Храповицкий). Новый опыт учения о Богопозна-нии. СПб., 2002.

32. Ницше Ф. Антихристианин. Проклятие христианству. Ессе Homo: Сборник.-Мн., 1997.

33. Ницше Ф. Веселая наука. Избранные произведения. СПб., 2003.

34. Ориген. О началах. М., 2007.

35. Парменид. О природе // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. — М., 1969.

36. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

37. Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. — М., 2003.

38. Платон. Законы. -М., 1999.

39. Плотин. Избранные трактаты. М., 2000.

40. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение основ православной веры. М., 2007.

41. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2004.

42. Святитель Василий Великий. Избранные творения. М., 2006.

43. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

44. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998.

45. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Кн. I. М., 1983

46. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли // Избранные философские произведения в 2 томах. Т. 1.-М., 1955.

47. Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения в 2 томах. Т. 2. — М., 1955

48. Флоровский Г. Восточные отцы Церкви. М., 2003.

49. Франк С.Л. Материализм как мировоззрение. Христианство, атеизм и современность. Париж, 1969.

50. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. М., 2009.

51. Хабермас Ю. Вера и знание. Расколотый Запад. М., 2008.

52. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций. -М., 2008.

53. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

54. Хорюсаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. СПб., 1997.

55. Шелер М. Человек и история. Избранные произведения. — М., 1994.

56. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 7.-М., 1955.

57. Юнг Карл Густав. Бог и бессознательное. М., 1998.

58. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.1. МОНОГРАФИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ

59. Аптекман ДМ. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе. Л., 1979.

60. Богуславский В.М. Пьер Бейль. — М., 1995

61. Бультман Р., Флуссер Д. Загадка Христа. Две эпохальные работы об Иисусе. М., 2004.

62. Васильев Н.А. Воображаемая логика. Избранные труды. М., 1989.

63. Вороницын И. История атеизма. — М., 1930.

64. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. -М., 2002.

65. Гапочка М.П. Материализм против фидеизма. М., 1980.

66. Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005.

67. Гарнак А. Церковь и государство до образования государственной церкви. Из истории раннего христианства. — М., 1907.

68. Геккелъ Э. Мировые загадки —М., 1935.

69. Геръе В. Н. Блаженный Августин. — М., 2003.

70. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — М., 2001.

71. Гура В.А. Сакральное и секулярное в судьбах европейской цивилизации. СПб., 2005.

72. Гуревич П.С. Спасет ли мессия. «Христомания» в западном мире. М., 1981.

73. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально-психологический очерк. М., 1970.

74. Дулуман Е.К., Кирюшко Н.И. Научно-техническая революция и формирование атеистического мировоззрения. — Киев, 1980.

75. Елъченко Ю.Н. Новому человеку — новые обряды. — М., 1976.

76. Замалеева Т.М., Овчинникова Е.А. «От плода уст своих.»: свободомыслие и философия в Древнем мире. СПб., 1995.

77. Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисто-рические религии. Курс лекций. М., 1997.

78. Капустин И.С. Особенности эволюции религии. — М., 1984.

79. Каспер В. Бог Иисуса Христа. М., 2005.

80. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. — М., 1998.

81. Кобецкий БД. Социологическое исследование религиозности и атеизма. -Л., 1978.

82. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985.

83. Крывелев И.А. Современное богословие и наука. М., 1959.

84. Левада Ю. Социальная природа религии. М., 1965.

85. Лосев А. Ф. Диалектика отрицания отрицания. — М., 1983.

86. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1993.

87. Луков Вал. АЛуков Вл. А. Фрейд: жизнь и труды год за годом. М., 2006.

88. Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. — JL, 1970.

89. Магомедов A.M. Естествознание против идеализма и религии: Критика мировоззренческих основ фидеизма в современном естественнонаучном познании. Махачкала, 1982.

90. Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982.

91. Несмелое В.И. Наука о человеке. М., 1996.

92. Новик И. Идея смерти Бога в философии Ницше. — М., 2007.

93. Носович В.И. Психология веры. JL, 1970.

94. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

95. Платонов К.К. Психология религии. Факты и мысли. — М., 1967.

96. Польский А.А. Постскриптумы смерти: от мифологии к мифологеме. — Ставраполь, 2008.

97. Порозовская Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1997.

98. Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Под общ. ред. Н.М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. — Казань, 2004.

99. Свасьян К. Европа: два некролога. М., 2003.

100. Свенцицкая Е.С. Ранее христианство: страницы истории. -М., 1989.

101. Смелова Н.Е. «Как если бы Бога не было»: философский анализ атеизма как рационализированной формы апостасии. Барнаул, 2009.

102. Старостин Б.С. Проблема модернизации: история и современность // Модернизация и национальная культура. — М., 1995.

103. Степанова А. С. Физика стоиков: Доминирующие принципы онтокосмо-логической концепции. СПб., 2005.

104. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. — М., 1995.

105. Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. — М., 1979.

106. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.

107. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. — М., 1985.

108. Угринович Д.М. Психология религии. -М., 1986.

109. Февр Л. Бои за историю. Пер. с фр. М., 1991.

110. Холл Стюарт Дж. Учение и жизнь ранней Церкви. Новосибирск, 2000.

111. Шахнович М.И. Происхождение философии и атеизм. Л., 1973.

112. Шахнович М.И. Тайны бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. Киев, 1990.

113. Шехтерман Е.И. Вера или знание (О неизбежности перехода к научно-атеистическому сознанию). Алма-Ата, 1967.

114. Шишков ИЗ. В поисках новой рациональности. Философия критического разума. М., 2003.

115. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. I «Учебник логики» Дхармакирти с толкованием Дхармот-тары». СПб., 1995.

116. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2002.

117. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

118. Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970-80 годы). -М., 1994.

119. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1971.

120. Яковлев Е.Г. Эстетическое чувство и религиозное переживание. М., 1964.1. СТАТЬИ В СБОРНИКАХ

121. Аверинцев С.А. Связь времен. Часть III. Чаяние языков и благовестив Христово / Аверинцев С.А. Собрание сочинений. Киев, 2005.

122. Бачинин В.А. Секуляризация европейского и российского правосознания: религиозно-этические проблемы // Религия и нравственность в се-кулярном мире. Материалы научной конференции. — СПб., 2001.

123. Белла Роберт Н. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. -М., 1972.

124. Булгаков С. Карл Маркс как религиозный тип // Московский Еженедельник. 1906. № 22-25.

125. Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Фрезера / Историко-философский ежегодник. М., 1990.

126. Катречко С.Л. Онтология и логика: к вопросу об онтологической классификации логических систем // Современная логика: Проблемы теории, истории и применения в науке. — СПб., 2000.

127. Макаров А.И., Милъков В.В., Смирнова А.А. Древнерусские ареопагитики / Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. Ill (1). — М., 2002.

128. Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. -М., 1994.

129. Медведев А.В. Библейский образ человека и задачи современного атеизма // Отношение человека к иррациональному. Свердловск, 1989.

130. Свасъян К.А. История одного поражения // Ницше Ф. Избранные произведения. СПб., 2003.

131. Токарев A.M. Коррелятивность религиозной веры и западной секулярной рациональности в интеркультурном контексте нашего времени // Антропологический потенциал культурогенеза: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Н.Новгород, 2007.

132. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993.

133. Яблоков И.Н. Религия в системе культурного универсума // Наука, религия, гуманизм. М., 1996.

134. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1992.1. СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ

135. Антропов В.В. Этика и религия в философии Людвига Фейербаха // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №1.

136. Барабанов Е.В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера // Вопросы философии. 1989. № 10-11.

137. Бог и свобода (главы из книги). Антанас Мацейна // Вопросы философии. 2008. №4.

138. Ваганова Н.А. Кожев А. Атеизм и другие работы (рецензия) // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2008. № 21.

139. Дронов А.В. Проблема небытия в свете критики метафизики присутствия. // Известия саратовского университета. 2009. № 1.

140. Илиева Л.П. Гастон Башляр: Особенности феноменологического и психоаналитического подходов к исследованию художественного творчества. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — М., 1998. №2.

141. Лезов С.В. Теология Рудольфа Бультмана // Вопросы философии. 1992. №11.

142. Маркова Ю.В. Социальная реальность социологического дискурса // Социологические исследования. 2007. № 1.

143. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1-2.

144. Мясникова А. С. Контркультура как идеология // Вестник воронежского государственного университета. 2008. № 1.

145. Пейкова З.И. Апостасия как фактор дестабилизации общества // Социологические исследования. 2001. № 4.

146. Пивоваров Д.В. Атеизм: понятие и виды // Вестник Уральского института экономики, управления, права. 2009. № 4.

147. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. 2001. № 6.

148. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. №4.

149. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. №7.

150. Эпштейн М.Н. Пост-атеизм, или бедная религия // Октябрь. 1996. № 9.1. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

151. Большая Российская энциклопедия. В 30-ти томах. Том 2.

152. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

153. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

154. Alper М. The «God» Part of The Brain. A scientific interpretation of human spirituality and God. Sourcebooks, 2008.

155. Armstrong K. History of God: The 4,000-Year Quest of Judaism, Christianity and Islam. Topeka Bindery, 1994.

156. Aumann O.P. Christian spirituality in the catholic tradition. Ignatius Press, 1985.

157. Baggini J. Atheism: a very short introduction. Oxford University Press, 2003.

158. Batson D., Vends L. The Religious Experience. A Social-psychological Perspective. Oxford University Press, 1982.

159. Bentley D. Atheist Delusions: The Christian Revolution and Its Fashionable Enemies. Yale University Press, 2008.

160. Berger Peter L. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. Anchor, 1990.

161. Berlinski D. The devil's delusion: Atheism and Its Scientific Pretensions. -Crown forum, 2008.

162. Dawkins R. The God delusion. Black Swan, 2007.

163. Drachman A.B. Atheism in Pagan Antiquity. Kissinger Publishing, 2005.

164. Drange T.M. Nonbelief & Evil: two arguments for the nonexistence of God. -Prometheus Books, 2008.

165. Flew A. Atheistic Humanism (The Prometheus Lectures). Prometheus Books, 2003.

166. Flew A. God & Philosophy: An audit of the case for Christian theism. Har-court, Brace & World, 1966.

167. Flew A. God, freedom, and immortality: A critical analysis. Prometheus Books, 1984.

168. Gelardini G. Hebrews: Contemporary methods, New Insights. Brill Academic Pub, 2005.

169. Harris S. The end of faith: religion, terror, and the future of reason. W.W. Norton, 2005.

170. James E.O. Prehistoric Religion // Historia Religionum. Leiden, 1969.

171. James W. The Varieties of Religious Experience. Megalodon Entertainment LLC, 2008.

172. Kasper W. Theonomie und Autonomie. Zur Ortsbestimmung des Christen-tums in der modernen Welt. Dusseldorf, 1980.

173. Kern W. Atheismus-Marxismus-Christentum. Beitrage zur Diskussion. -Innsbruck, 1976.

174. Lennox J.C. God's undertaker: has science buried God? Lion UK, 2007.

175. Maritain J. Integral humanism, freedom in the modern world, and a letter on independence. University of Notre Dame Press, 1996.

176. McGrath A.E. The order of things. Explorations in scientific theology. Wi-ley-Blackwell, 2006.

177. O'Dea T. The sociology of religion. Engwood Cliffs, 1966.

178. Pelikan J. The crhistian tradition: A history of the development of doctrine. Vol 5: Christian Doctrine and Modern Culture (Since 1700). University Of Chicago Press, 1989.

179. Russell В. Introduction to Mathematical Philosophy. BiblioLife, 2009.

180. Smith George H. Atheism: The case against God. Prometheus Books, 1980.

181. Thouless R.H. An Introduction to the Psychology of Religion. Cambridge University Press, 1972.

182. Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment. Penguin, 1966.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.