Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе: конец XIX - первая треть XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Бекоева, Елена Дмитриевна

  • Бекоева, Елена Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 170
Бекоева, Елена Дмитриевна. Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе: конец XIX - первая треть XX веков: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2012. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бекоева, Елена Дмитриевна

Оглавление

Стр.

Введение

Глава I. Государственная политика Российской империи в области просвещения и развитие народного образования нерусских народов

1.1. Образовательная политика на Кавказе в XVIII - конце XIX вв

1.2. Педагогическая концепция модернизации начального образования и ликвидация неграмотности на Северном Кавказе в первой трети

XX века

1.3. Просветительско-педагогическая деятельность архимандрита

Иосифа (Чепиговского), епископа Владикавказского и Моздокского

Выводы

Глава II. Развитие образовательных систем и педагогическая деятельность горской интеллигенции

2.1. Деятельность церковной интеллигенции в сфере образования

(С .Мамитов, X. Цомаев и Б .Кочиев)

2.2. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Г.Гуриева, М.Гарданова

2.3. Первые абазинские и ногайские просветители конца XIX - первой половины XX века (У. Микеров, Т. Табулов, А.-

Х.Ш. Джанибеков)

Выводы

Заключение.

139

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе: конец XIX - первая треть XX веков»

Введение

Актуальность и постановка проблемы исследования. Теория и практика обучения северокавказских народов связаны с историческими, культурными, религиозными, нравственно-этическими традициями и особенностями каждого народа, его представлениями о человеке и человеческих ценностях. Улучшение качества обучения и воспитания молодёжи, повышение их уровня до современных требований возможно только путем освоения воспитательно-образовательных идей деятелей педагогической науки прошлого. Осмысление их творческого наследия является актуальным, так как идеи, выдвинутые прогрессивными просветителями и педагогами, предполагали сосуществование и взаимообогащение различных педагогических систем.

Изучение проблем развития просвещения, жизни и творчества педагогов, их профессиональной деятельности на Кавказе в конце XIX - первой трети XX столетий стало необходимым этапом комплексного исследования проблем воспитания и обучения. Перед просветителями, вышедшими из среды горцев, на протяжении десятилетий стояли задачи создания алфавитов родных языков и широкого развития системы светского образования. Объективная оценка развития педагогической мысли и школьной практики предполагает творческий подход к изучению педагогических воззрений и просветительской деятельности духовной и светской интеллигенции в конце XIX - первой трети XX столетий.

Ретроспективный анализ наследия деятелей церкви и горской интеллигенции позволит дать взвешенную оценку педагогическим процессам, а также деятельности просветителей и видных педагогов, работавших в Северо-Кавказском регионе более ста лет назад. Сегодня необходимо объективно подойти к просветительско-педагогическому

наследию священнослужителей И.И. Чепиговского, Х.Д. Цомаева, С.Мамитова, Б.Кочиева, а также учителей Г.Гуриева, М.Гарданова, У.Микерова, Т.Табулова и А.-Х.Ш. Джанибекова - создателей азбук и школьных учебников, к тому, что было сделано этими педагогами для обучения кавказских горцев родному и русскому языкам. Их деятельность внесла позитивный вклад в систему национального образования на Кавказе.

Анализ историографии проблемы исследования.

Архивные источники. Просветительско-педагогическая литература и публицистические произведения передовых деятелей культуры и просвещения северокавказских этносов представлены, в основном, на русском языке. На национальных языках народов Кавказа были составлены азбуки и книги для чтения, изданы записи произведений устного народного творчества. С русского языка делались переводы учебных пособий, предназначенных для национальных школ.

В Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия -Алания мы изучали следующие фонды: ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области), ф.124 (Северо-Осетинский отдел народного образования. 1923 - 1936 гг.), ф. 150 (Ардонская духовная семинария). Работая в Архиве Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института, мы обратили внимание на рукописи А.Х. Джанибекова «Исторический очерк ногайской литературы» (ф. 2, оп. 2, д. 12), «Мое жизнеописание» (ф. 4, оп. 27, д. 9), «Сокровищница слов, или ногайский фольклор» (ф. 2, оп. 2, д. 9).

Исследование проблем становления и развития системы просвещения на Северном Кавказе проходило в три этапа - дореволюционный, советский и постсоветский. В процессе подготовки диссертационного исследования анализировались педагогические и историко-этнографические труды учёных-кавказоведов XIX — начала XX веков. В это время попытки осмыслить ведущие тенденции развития просвещения в России были предприняты П.Г. Бутковым,

В.П. Вахтеровым, М.В. Красновым, С.И. Миропольским, Н.В. Чеховым и другими авторами. В них была рассмотрена деятельность некоторых миссионерских организаций, представителей церковной интеллигенции, а также и педагогов. И.Поповым был сделан историко-биографический очерк жизни и деятельности И.Чепиговского, но не все его просветительско-педагогические труды, в том числе «Осетино-русский букварь» (1895), были проанализированы.

Большой вклад в развитие педагогической мысли России внёс в начале XX века К.П. Яновский - попечитель Кавказского учебного округа, автор книги «Мысли о воспитании и обучении» (1900), который в своих отчётах предоставлял подробные сведения о ходе учебного дела в крае. По инициативе просветителей в регионе печатались научные периодические сборники «Сборник сведений о кавказских горцах», «Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества», «Журнал Министерства народного просвещения» и другие издания. В газетах «Терек», «Кавказ», «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»), «Северо-Кавказский учитель», издании «Владикавказские епархиальные ведомости» также появлялись статьи чиновников кавказской администрации Ц.Гадиева, Г.Гарданова, Х.Цомаева и др.

Большое значение для нашего исследования имеют педагогические труды представителей горской интеллигенции конца XIX - первой трети XX веков М.К. Гарданова (Гарданти) «К вопросу об открытии средних учебных заведений в Осетии», «К школьному вопросу Северной Осетии», «Селение Христиановское (Школьное дело. Захват общественной земли)», «Дигорон дзурд (Родное слово)»; Г.Гуриева «Начальная книга» (1924), Г.Гуриева, Ц.Гадиева «Свет просвещения» (1930), Г.Гуриева, Б.Кайтукова «Начальная книга для взрослых на осетинском языке» (1935); А.-Х. Джанибекова «Балалар уьшин ногай элипбеси эм элипбеден сонъ окув дерислери (Ногайский букварь для детей и уроки чтения после букваря)» (1929), «Ногай тили. Грамматика. Учебник для начальной школы» (1935); епископа Иосифа (Чепиговского) «Осетино-русский букварь» (1895);

священников С.Мамитова «Книга для детей» (1908), «Мир Божий» (1909), Х.Цомаева и др. Что касается исследования деятельности вышеназванных просветителей, то обращение учёных к данной проблеме не дает целостного представления об их просветительско-педагогических воззрениях.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность горцев рассматривались в советский период Р.Х. Керейтовым, Р.Н. Клычевым, Х.С. Черджиевым и др. Но обращение этих авторов к данной проблеме носило фрагментарный характер, так как они не занимались изучением просветительско-педагогической деятельности названных выше представителей горской интеллигенции.

Монографические исследования процесса развития системы просвещения начали появляться в 30-е - 40-е годы XX века. Работы этих авторов характеризуются утверждением марксистско-ленинской методологии. Образовательная политика России на Кавказе рассматривалась ими как колонизаторская (А.Я. Габеев, П.И. Симонов и др.). Тенденция к переосмыслению понятий «русификация» и «колонизация» предпринимается в работах H.A. Смирнова, М.М. Блиева, В.В. Смиренина. М.С. Тотоева, A.B. Фадеева и других. В вышеназванных научных изысканиях основное внимание уделено общественно-историческим проблемам. Авторы охарактеризовали влияние России на становление горской интеллигенции, выявили поступательный характер российско-кавказских связей, присоединение Кавказа к России стало рассматриваться как явление прогрессивное.

Проблемы просвещения северокавказских народов рассматриваются в обобщающих монографических работах и учебниках: «История Кабарды с древнейших времен до наших дней» (1957), «Очерки истории Адыгеи» (1957), «История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» (1967), М.Михайлова «Советская школа: этапы становления» (1967), Т.Ф. Аристовой «Развитие народного

просвещения и быт народов Северного Кавказа» (1968),«Очерки истории Карачаево-Черкесии» (1967, 1972), В.Тугова «Очерки истории абазинской литературы» (1970), И.Х. Калмыкова «Черкесы: историко-этнографический очерк» (1974), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века» (1976), «История педагогики» (под ред. М.Ф. Шабаевой) (1981), «История народов Северного Кавказа» в двух томах.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность некоторых представителей горской интеллигенции изучались в советский период в исследованиях С.А.Айларовой, А.А.Галазова, З.В.Кануковой, Н.Б.Ромаевой, Б.П. Лолаева, С.Б. Узденовой, Е.Е.Хатаева, З.Б.Цаллаговой и некоторых других. В работах историков Ш.А. Курмангулова, P.A. Губахановой, Г.Ш. Каймаразова деятельность представителей осетинской, абазинской и ногайской интеллигенции по созданию светских школ исследована не была.

В начале 90-х годов XX века начался процесс пересмотра марксистско-ленинской методологии в исследовании истории Кавказа. В это время вышла работа Л.С. Гатаговой «Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в.» (1993), в которой изучался поиск вариантов освоения полиэтничного и внутренне конфликтного региона. В книге В.К. Кочисова и С.Р. Чеджемова «История развития народного образования в Осетии» (1995) рассматривались основные проблемы истории развития народного образования, а учебное пособие В.К. Кочисова «Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения» (1996) было посвящено этнопедагогическим вопросам,. Авторами большинства историко-педагогических исследований, изданных в 20 - 90-е годы XX века, педагогическое наследие служителей церкви в сфере просвещения народов России не подвергалось объективному анализу. О букварях и учебных книгах многих дореволюционных священнослужителей и представителей

светской интеллигенции можно найти лишь фрагментарные и неполные сведения, а имена многих до сих пор находятся в забвении.

В 2000-е годы исследования вопросов просвещения на Кавказе в XIX столетии продолжались. Появились монографии A.B. Черджиева, А.Ю. Белогурова «От века к веку: страницы истории образования и воспитания в Северной Осетии» (2001), С.Р. Чеджемова «Образование и воспитание в Осетии в

XVIII - XX веках» (2001), С.А. Айларовой «Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации» (2003), «История Северной Осетии: XX век» (2003), Э.М.-Г. Зульпукаровой «Формирование и деятельность дагестанской интеллигенции. Конец XIX - середина XX вв.» (2003). В 2006 году вышли книги Е.Е. Хатаева «Школа, видные просветители и педагоги Северного Кавказа (вторая половина

XIX в. - 1917 г.)», Игумена Андрея (Мороза) «История Владикавказской епархии», в 2011г. - монография С.Р. Чеджемова «Правовая культура и образовательная политика в Осетии в период трех революций (на материалах осетинского народа)», в которых рассматривались проблемы просвещения в регионе и деятельность некоторых представителей национальной интеллигенции. Не умаляя достоинства трудов их авторов, отметим, что они не ставили своей задачей исследование педагогических взглядов священников Б.Кочиева, С.Мамитова, И.И. Чепиговского, Х.Д. Цомаева, а также Г.Гуриева, М.Гарданова, У.Микерова, Т.Табулова, А.-Х.Ш. Джанибекова. Однако именно их профессионализм и гуманизм позволили кавказской школе стать источником просвещения на родных языках.

В процессе работы над исследованием нами также были изучены и использованы труды учёных, занимающихся проблемами в области истории отечественной педагогики, A.B. Бабаян, Б.М. Бим-Бада, P.C. Бозиева, Г.Н. Волкова, Г.Б. Корнетова, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Меняева, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, З.И. Равкина, A.B. Райцева, Н.Б. Ромаевой, Е.Г. Силяевой,

JI.JI. Супруновой, Б.А. Тахохова, Б.К. Тебиева, З.Б. Цаллаговой, E.H. Шиянова, Д.И. Фельдштейна и других.

В конце XX - в начале XXI веков в Северо-Осетинском государственном университете появляются диссертационные исследования Л.И. Гасиевой, «Научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д. Канукова (1852 -1899 гг.)», Р.Ф. Дзерановой «Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII -начале XX вв.», Л.Б. Кусовой «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л.Г. Лопатинского, Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева на Северном Кавказе (конец XIX - первая четверть XX веков)», Л.Т. Калаевой «Становление и развитие осетинской национальной школы», в которых рассматриваются педагогические аспекты деятельности горских педагогов А.Г. Ардасенова, Г.А. Баева, A.A. Гассиева, Г.И. Дзасохова, И.Д. Канукова, А.Коцоева, Х.А. Уруймагова, С.Хан-Гирея, К.Л. Хетагурова, однако работа просветителей М.Гарданова, Г.Гуриева, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б.П. Кочиева, С.Мамитова, У.Микерова, Т.Табулова, Х.Цомаева, И.Чепиговского ими не анализировалась.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что до сих пор нет работ, посвященных комплексному исследованию педагогических взглядов вышеназванных просветителей и педагогов. С учётом этого нами была сформулирована тема диссертационного исследования, проблема которого состоит в выявлении роли просветительско-педагогической деятельности представителей духовной и светской интеллигенции в данном процессе (на примере Осетии, Дагестана, Карачая и Черкесии) и выяснении условий формирования педагогической мысли на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX столетий. Эта проблема послужила основой для определения темы диссертации: «Просветительско-педагогическая деятельность представителей духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе (конец XIX -первая треть XX веков)».

Целью диссертационной работы является выявление вклада представителей духовной и светской интеллигенции в процесс развития системы образования в Северо-Кавказском регионе (конец XIX - первая треть XX веков), гуманистической направленности их просветительско-педагогической деятельности, анализ специфики работы по созданию учебных книг для национальных школ.

Объект исследования - история педагогики и образования России, в частности, процесс становления и развития системы образования в СевероКавказском регионе в конце XIX - первой трети XX веков.

Предмет исследования - просветительско-педагогическая деятельность представителей духовной и светской интеллигенции Г.Гуриева, М.Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б.Кочиева, С.Мамитова, У.Микерова, Т.Табулова, Х.Д. Цомаева, И.И. Чепиговского на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX веков и их роль в развитии образования.

Задачи исследования вытекают из объекта, предмета и цели диссертационной работы и заключаются в следующем:

- выявить особенности просветительской политики России на Северном Кавказе в XIX - первой трети XX веков, проанализировать педагогические процессы, происходившие в системе начального образования края, благодаря которым произошли позитивные изменения в работе учебных заведений в регионе;

- реконструировать этапы жизни и педагогической деятельности архимандрита Иосифа (Чепиговского), горских священников и педагогов С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева, а также представителей национальной интеллигенции Г.Гуриева, М. Гарданова;

- раскрыть роль просветительско-педагогической деятельности церковной интеллигенции в сфере образования, показать её гуманистический характер (на примере деятельности архимандрита Иосифа (Чепиговского), С. Мамитова,

X. Цомаева, Б. Кочиева), конкретизировать содержание и особенности их просветительских взглядов;

- выявить содержание и особенности просветительско-педагогических воззрений осетинских, абазинских и ногайских просветителей конца XIX -первой трети XX веков (Г.Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, У. Микерова, Т. Табулова), рассмотреть их специфику;

- проанализировать вклад представителей национальной культуры (Г.Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б. Кочиева, С. Мамитова, У. Микерова, Т. Табулова X. Цомаева), а также украинского священника Иосифа (Чепиговского) в развитие педагогической мысли и просвещения народов Северо-Кавказского региона, показать роль духовной и светской интеллигенции в распространении грамотности среди горского населения, в формировании прогрессивных взглядов соотечественников на проблемы образования и культуры.

Методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составляют принцип историзма, законы диалектики и философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической мысли.

При решении основных задач исследования применялись следующие конкретные методы исследования:

- общенаучный комплекс методов, включающий анализ, синтез, сравнение и обобщение собранных материалов;

- историко-биографический, теоретический (сравнительно-сопоставительный, историографический, ретроспективный), историко-системные методы;

- сравнительный анализ архивных и статистических данных;

- изучение и обобщение воспитательного опыта;

- методы научного анализа и интерпретации историко-педагогических, литературных и публицистических источников, изучения и обобщения воспитательного опыта;

- анализ и обобщение результатов деятельности дореволюционных педагогов, учёных и публицистов, а также исследований современных авторов по истории педагогики и просвещения в России.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении трёх этапов:

Первый этап (2007 - 2008 гг.) был связан с постановкой проблемы исследования, поиском, изучением и анализом литературы, а также нахождением архивных документов по теме диссертационной работы, в это время произошло предварительное ознакомление с проблемой развития школы и педагогической мысли народов Северо-Кавказского региона. Нами были определены проблема исследования и ведущие направления научного поиска.

Второй этап (2008 - 2009 гг.) включал в себя теоретическую постановку проблемы, определение методов, задач, источниковой базы исследования, тогда же собиралась научная информация и сведения о горской научной интеллигенции, производились систематизация и анализ материалов, содержащихся в историко-педагогических, архивных, лингвистических и литературных источниках.

Третий этап (2010 - 2011 гг.). В это время шли обобщение материалов, определена структура результатов и конкретизированы основные положения исследования, на всех этапах шли подготовка и издание статей, опубликованных в научных изданиях, а также литературное оформление диссертации. Итоги исследования стали основой для докладов, сделанных на международных, всероссийских, региональных и Интернет-конференциях.

Научная новизна данной работы определяется ее предметом, подходом к решению задач, источниковой базой, полученными результатами и заключается в следующем:

- рассмотрена специфика просветительской политики России в СевероКавказском регионе в XIX - первой трети XX веков, освещены позитивные изменения в начальном образовании горцев, которое стало всеобщим посредством проведения ряда мероприятий по ликвидации неграмотности;

проанализирована просветительско-педагогическая деятельность представителей православной интеллигенции - архимандрита Иосифа (Чепиговского), священнослужителей С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева и учителей светских школ, составителей национальных алфавитов и учебников осетинского языка Г.Гуриева, М. Гарданова, реконструированы этапы их жизни и деятельности;

- выявлены, обоснованы и конкретизированы содержание и роль просветительско-педагогической работы церковной интеллигенции в системе образования региона, показан гуманистический характер её деятельности, рассмотрены особенности просветительских воззрений архимандрита Иосифа (Чепиговского), С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева);

- обозначены специфика и содержание просветительско-педагогических воззрений представителей осетинской, абазинской и ногайской интеллигенции конца XIX - первой трети XX веков (Г.Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, У. Микерова, Т. Табулова), строивших свою деятельность на основе демократизации и гуманизации процесса воспитания и обучения горцев с учётом народных педагогических традиций, проанализирован их вклад в развитие педагогической мысли и просвещения народов Северного Кавказа;

- показана роль как церковной, так и светской интеллигенции (Г.Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б. Кочиева, С. Мамитова, У. Микерова, Т. Табулова, X. Цомаева, а также украинского священника Иосифа

(Чепиговского) в процессе обучения и воспитания горцев в полиэтнической образовательной среде в конце XIX - первой трети XX веков, в научный оборот введены новые архивные и письменные источники, подтверждающие выводы автора.

Теоретическая значимость исследования. В диссертационном исследовании внесён определённый вклад в процесс изучения просветительско-педагогической деятельности представителей светской и духовной интеллигенции, произведена систематизация факторов, влияющих на изменения в работе начальных учебных заведений на Северном Кавказе в конце XIX -первой трети XX веков. Выявлено и теоретически обосновано значение педагогического опыта горских педагогов и священнослужителей в сфере образования в Северо-Кавказском регионе, проанализированы, систематизированы и обобщены просветительско-педагогические воззрения представителей светской и духовной интеллигенции на обучение и воспитание соотечественников в поликонфессиональном образовательном пространстве.

Рассмотрены и уточнены особенности просветительской деятельности архимандрита Иосифа, С.Мамитова, Х.Цомаева, Б.Кочиева Г.Гуриева, М.Гарданова, У.Микерова, Т.Табулова, А.-Х. Джанибекова, дана оценка их вкладу в процесс изменения характера образования, увеличения количества национальных школ и качества преподавания. Обоснована, конкретизирована и показана роль интеллигенции в развитии педагогической мысли в полиэтнической образовательной среде (методические разработки и учебники представителей духовной интеллигенции и педагогов эффективно использовались в национальных школах региона при изучении родного и русского языков и до революции, и в период ликвидации неграмотности). Поставленная и решенная в исследовании проблема вносит вклад в процесс теоретического изучения вопросов просвещения в регионе в конце XIX - первой трети XX столетий.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы диссертационной работы конкретизируют содержание учебных курсов по истории педагогики Северо-Кавказского региона, при изучении истории просвещения и культуры народов Северного Кавказа.

Содержание диссертации может быть использовано педагогами различных типов образовательных учреждений в процессе решения задач совершенствования содержания и методов гуманитарного образования, в системе повышения квалификации работников среднего и высшего образования, при подготовке и переподготовке учительских кадров, в учебном процессе национальной школы, а также при подготовке к урокам, лекциям и семинарским занятиям в средней и высшей школе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Представленные в работе материалы целесообразно использовать при чтении спецкурсов «История народов Северного Кавказа», «Просветители народов Северо-Кавказского региона». Изложенные в научных публикациях, результаты исследования расширяют представления о просветительско-педагогической деятельности представителей духовной и светской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX столетий.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью избранного методологического подхода, правильным выбором критериев оценки деятельности представителей горской интеллигенции на Северном Кавказе, использованием комплекса методов исследования (адекватных целям и задачам работы), логикой организации научно-исследовательского процесса, продуманной структурой диссертации, эффективностью внедрения в учебный процесс полученных результатов. Всё это позволило выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития национальной школы, проанализировать особенности просветительско-педагогической деятельности духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе.

Обширная источниковая база, обеспеченная широким спектром разнообразных материалов, способствует проведению глубокого теоретического анализа проблемы, документальному обоснованию положений и выводов диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ вопросов истории возникновения и развития системы просвещения, рассмотрение специфики просветительской политики России в в СевероКавказском регионе предполагают выявление национальных аспектов процесса становления образования у народов Северного Кавказа в конце XIX - первой трети XX веков на основе изучения основных направлений и этапов деятельности видных представителей духовной и светской интеллигенции.

2. Введение в научный оборот архивных и малоизученных источников позволило реконструировать этапы жизненного пути и просветительско-педагогической деятельности представителей духовной и светской интеллигенции, ставших создателями букварей и профессионально составленных учебников осетинского языка: российского священника - архимандрита Иосифа (Чепиговского), а также священников-горцев С.Мамитова, Х.Цомаева, Б.Кочиева, учителей Г.Гуриева, М. Гарданова.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бекоева, Елена Дмитриевна, 2012 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев В.И. Осетино-русский словарь. Изд. 3-е, доп. - Орджоникидзе: Ир, 1970.-720 с.

2. Авксентьев A.B. Певец дружбы и братства народов // Просветители. -Черкесск, 1981.-С. 21-29.

3. Айларова С.А. Северокавказская интеллигенция на рубеже культур // Актуальные проблемы истории, культуры, образования. Вып. III. — Владикавказ, 2001. - С. 6 - 29.

4. Алборов Б.А. О постановке педагогического образования среди горцев Кавказа // Известия горского института народного образования / Под ред. проф. A.B. Багрия. - Владикавказ: Типография Горнаркомпроса, 1923. - С. III - XVI.

5. Алборов Б.А. История осетинских письмен. - Дзауджикау, 1929. - 100 с.

6. Алибегов И.Г. Народное образование на Кавказе. - Тифлис, 1903. - 65 с.

7. Алиев В. Воспоминания // «Шоьллик маягы». - 1966. - № 58.

8. Алиев У.Д. Карачай. (Карачаевская автономная область). Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. - Ростов-на-Дону: Крайнациздат. Севкавкнига, 1927. - 30 с.

9. Алиев У., Городецкий Б. М., Сиюхов С. Адыгея (Адыгейская автономная область): Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Ростов-на-Дону, 1927. 184 с.

10. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы (дооктябрьский период). - Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1959. -284 с.

11. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения и быт народов Северного Кавказа (1917 - 1967) / Под ред. В.К. Гарданова. - М.: Наука, 1968. - С.274 -302.

12. Баскаков H.A. Абдул-Хамид Джанибеков - просветитель ногайского народа // Просветители. - Черкесск, 1981. - С. 52 - 54.

13. Баталов К.А. Татлустан Табулов и современная абазинская культура // Просветители. - Черкесск, 1981. - С. 102- 108.

14. Бекоева Т.А. Проблемы обучения и воспитания кавказских горцев в интерпретации российских ученых в конце XVIII - XIX столетиях. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. - 336 с.

15. Бекоева Т.А. Просветительско-педагогические идеи П.К. Услара. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. - 160 с.

16. Бекоева Е.Д. Осетинский просветитель Стефан Мамитов // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования (Материалы международной научно-практической конференции 29 ноября 2010 г.). -Владикавказ, 2011. - С. 20 - 23.

17. Бекоева Е.Д. Просветительская деятельность Иосифа, епископа Владикавказского и Моздокского // Сибирский педагогический журнал. 2010. №1.-С.272-278.

18. Бекоева Е.Д. Просветительско-педагогическая деятельность М.К. Гарданова // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. Материалы IV Международной научно-практической конференции 11 декабря 2009 года. Т.З. Уфа, 2009. С.237 - 241.

19. Бекоева Е.Д., Кусова Л.Б. Становление и развитие начального образования в Северо-Кавказском регионе (конец XVIII - начало XX столетий) // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. 2009. №2. - С.292 - 296.

20. Бекоева Е.Д. У.Микеров и Т.Табулов - первые абазинские просветители конца XIX - середины XX столетий // Теория и практика обучения и воспитания. Сборник научных трудов. Выпуск 7. Владикавказ, 2007. С.200 -208.

21. Блиев М.М., Бзаров P.C. История Осетии с древнейших времён до конца XIX

века. - Владикавказ: Ир, 2000. - 351 с.

22. Блимготова С.А. А.-Х. Джанибеков - педагог, языковед // Просветители. -Черкесск, 1981. - С. 47 - 51.

23. Бозиев Р.С.Развитие образования народов Северного Кавказа в XIX - начале XX веков: этапы, движущие силы, механизмы. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Москва, 2009. - 40 с.

24. Брагин А. Народный учитель // Пролетарий Осетии. - 1936. - 24 апреля.

25. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1772 по 1803 гг. - СПб, 1869.-Т. 1.-548 с.

26. Валиева З.И. Учет этнорегиональных особенностей как фактор формирования гуманных качеств личности // Актуальные проблемы науки в трудах молодых ученых. Вып. 4. - Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2010. -С.111 - 114.

27. Васильева JIM. Проблемы истории Осетии в русской науке XIX в. (Исторический очерк). - Орджоникидзе: Ир, 1975. -174 с.

28. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740 - 1917 годов) // Материалы по истории Осетии. Т. V. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. - Орджоникидзе, 1942.-С. 3-24.

29. Габоева JI.P. Из истории женского образования в Осетии // Эхо Кавказа. -1994. -№ 2 (5).

30. Габуниа З.М., Гусман Тирадо Р. Актуальные проблемы билингвального образования в свете воззрений П.К. Услара // Полилингвальное образование

как основа языкового наследия и культурного разнообразия человечества. -Владикавказ, 2006. - С. 11-14.

31. Гарданов М.К. Дигорон дзурд (Родное слово). В двух частях. - Владикавказ, 1924.

32. Гарданов М.К. Желательные улучшения церковной школы в Северной Осетии // Владикавказские епархиальные ведомости. - 1909. - №№ 6 - 7. -С.230 - 233.

33. Гарданти М. К вопросу об открытии средних учебных заведений в Осетии // Терские ведомости. - 1909. -№4.

34. Гарданти М. К школьному вопросу Северной Осетии // Терек. - 1909. -№3437.

35. Гарданти М. К школьному вопросу Северной Осетии // Терек. - 1909. -№3438.

36. Гарданти М. К школьному вопросу Северной Осетии // Терек. - 1909. -№3440.

37. Гарданов М.К. Селение Христианское (Школьное дело. Захват общественной земли) // Северный Кавказ. - 1902. - №99.

38. Гарданов М.К. Селение Христианское // Терские ведомости. - 1904. - №232.

39. Гарданти М. Дигорон райдайазн киунугае (Начальная дигорская книга). -Дзаеузегигъгеу, 1924.

40. Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX века). -Махачкала: Юпитер, 1999. - 360 с.

41. Гасиева Л.И. Научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д. Канукова (1852 - 1899 гг.): Автореф. дисс... канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 22с.

42. Гассиев A.A. Школьное дело между инородцами на Кавказе // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. - Владикавказ: Изд-во Ир, 1993. - С. 31 - 33.

43. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. - М.: Изд-во центр «Россия молодая», 1993. - 143 с.

44. Гостиева Л.К. Б.А. Алборов - исследователь творческого наследия и деятельности протоиерея Алексия Колиева / Гостиева Л.К. // Б.А. Алборов и проблемы кавказоведения: Материалы региональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Б.А. Алборова. - Владикавказ, 2006.-С. 58 -68.

45. Гуриев Г. Начальная книга. (Первый год обучения). - Дзауджикау, 1924. -47 с.

46. Гуриев Г. Начальная книга. (Второй год обучения). - Дзауджикау, 1924. -72 с.

47. Гуриев Г., Гадиев Ц. Свет просвещения. Со второго издания на иронском языке на дигорском языке. Перераб. Губади Дзагуровым и Сарматом Косирати. - Дзауджикау, 1930. - 76 с.

48. Гуриев Г., Кайтуков Б. Колхозное строительство. Начальная книга для взрослых. На осетинском языке. - Орджоникидзе, 1932. - 59 с. - С иллюстрациями.

49. Гуриев Г., Кайтуков Б. Начальная книга для взрослых на осетинском языке. - Орджоникидзе, 1935. - 70 с.

50. Джанибеков А.-Х. Балалар уынин ногай элипбеси эм элипбеден сонъ окув дерислери (Ногайский букварь для детей и уроки чтения после букваря). -Москва, 1929. - 102 с.

51. Джанибеков А.-Х. Ногай тили. Грамматика. Учебник для начальной школы. Махачкала, 1935. 110 с.

52. Джанибеков А.-Х. Ногай тили. Ч. 1. Грамматика. Фонетика и морфология. -Махачкала, 1939. - 115 с.

53. Джанибеков А.-Х. Термины по математике. - Махачкала, 1932. - 45 с.

54. Джанибеков А.-Х. Термины по физике. - Махачкала, 1932. - 32 с.

55. Джанибеков А.-Х. Термины по химии. - Махачкала, 1932. - 48 с.

56. Джанибеков Э. А.-Х. Слово об отце // Просветители. - Черкесск, 1981. - С. 63 - 72.

57. Дзапарова Е.Б. Мастерство переводчика (Перевод Харлампия Цомаева романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на осетинский язык) // Б.А. Алборов и проблемы кавказоведения: Материалы региональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Б.А. Алборова. - Владикавказ, 2006. - С. 196 - 206.

58. Дзатцеева Н.А. Время возвращает имена: Харлампий Цомаев -просветитель, деятель культуры // Вопросы осетинской литературы и фольклора. - Владикавказ, 2003. - С. 32 - 40.

59. Дзеранова Р.Ф. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 22с.

60. Епископ Иосиф. «Краткая грамматика русского и осетинского языков для осетинских школ ведомства Общества восстановления христианства на Кавказе» [Рукопись] / Епископ Иосиф. - Владикавказ, 1879 год. - 107 с.

61. Епископ Иосиф. Осетино-русский букварь / Епископ Иосиф. - Владикавказ, Типо-литография З.И. Шувалова, 1895. - 45 с.

62. Зульпукарова Э.-М.Г. Роль учебных заведений России в формировании дагестанской (светской) интеллигенции (на примере Ставропольской гимназии) // Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI - начале XX в. Тематический сборник. - Махачкала, Дагестанский филиал АН СССР, 1988. -С. 113-128.

63. Иверия. - 1891. -№ 40.

64. Игумен Андрей (Мороз). История Владикавказской епархии / Игумен Андрей (Мороз). - Элиста: АОр «НПП» Джангар, 2006. - 240 с.

65. Известия Кавказского Отдела Русского Императорского Географического Общества. Т.Х. №1. - Тифлис, 1989- 1891 годы. 420 с.

66. История Дагестана. Т. I. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1967. -432 с.

67. История Дагестана. Т.П. - М.: Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1968. - 368 с.

68. История Дагестана с древнейших времён до наших дней / Ин-т истории, археологии и этнографии. Т. 1. - М.: Наука, 2004. - 627 с.

69. История народов Северного Кавказа (конец XVIII — 1917 г.). - М.: Наука, 1988.-659 с.

70. История России XIX - начала XX века. - М.: Изд-во Московского университета. Издательский центр «Академия», 2004. - 864 с.

71. История СО АССР с древнейших времен до наших дней. - Орджоникидзе: Ир. 1987.-528 с.

72. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. - М.: Наука, 1967. Т.1. - 482 с.

73. История Кабардино-Балкарской АССР.- М.: Наука, 1967. Т.2. - 440 с.

74. История педагогики: Учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. - 367 с.

75. История Северной Осетии: XX век - М.: Наука, 2003 - 632 с.

76. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. - М., 1957. - 394 с.

77. История народов Северного Кавказа (с 1917 г.). - Т.2. - М.: Наука, 1989. -670 с.

78. История Северо-Осетинской АССР. - М.: Изд-во АН СССР, 1987. Т. 1. -528 с.

79. Кайбалиев А.-Х. Наставник // Просветители. - Черкесск, 1981. - С. 60 - 62.

80. Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Восточная литература,2001. С. 116 -129.

81. Какагасанов Г.И. Религиозные мусульманские (примечетские) школы Дагестана // Ислам и исламская культура в Дагестане. - М.: Восточная литература,2001. - С.130 - 137.

82. Калаева J1.T. Становление и развитие осетинской национальной школы: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Владикавказ, 2006. 21с.

83. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х, Сикалиев A.M. Ногайцы. - Черкесск, 1988. -232 с.

84. Калоев Б.А. Миллер - кавказовед. - Орджоникидзе, 1963. - 198 с.

85. Калоев Б.А. Осетины (Историко-этнографическое исследование). - М.: Наука, 1967. - 244 с.

86. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнографическое исследование. - Владикавказ, 2008. - 287 с.

87. Керейтов Р.Х. А.-Х.Ш. Джанибеков - этнограф // Просветители. - Черкесск, 1981.-С. 29-40.

88. Кидырниязов Д.С. К вопросу о вхождении ногайцев в состав России // Русско-дагестанские взаимоотношения в 16 - начале 20 вв. Махачкала, 1988. Сб. науч. трудов / Под ред. В.Г. Гаджиева. - С.46 - 50.

89. Клычев Р.Н. Роль Т.З. Табулова в создании черкесской и абазинской письменностей // Просветители. - Черкесск, 1981. - С. 96 - 101.

90. Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии в XVIII веке - 30-е годы XX в. - Нальчик, 1964. - 180 с.

91. Корзун В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1966. - 204 с.

92. Кочиев Б.П. 1рон нухас (Осетинская речь). - Тбилиси, 1907. - 48 с.

93. Кошев М.А. Люди, события, факты истории народов Северного Кавказа в очерках, иллюстрациях и документах (конец XIX - XX век). - Майкоп: Изд-во «Качество», 1999. - 199 с.

94. Краснов M. В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. -Ставрополь-Кавказский, 1887. - 130 с.

95. КрасновМ.В. Просветители Кавказа. - Ставрополь, 1913.-102 с.

96. Кубанские областные ведомости. - 1891. 10 августа.

97. Кубанские областные ведомости. - 1892. 15 сентября.

98. Кудзаева А.Г. Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения К.Атажукина: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. 24с.

99. Кузьмина C.JI. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // -Педагогика. - 1999. - №2. - С. 76 - 81

100. Кулиев К. Время и песня // Балкарская народная лирика. - Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1959. - С. 3 - 18.

101. Культурное строительство в Северной Осетии. Сборник документов и материалов. - Орджоникидзе, 1974. - Т.1. 440 с.

102. Кумахова З.Ю. Развитие адыгских литературных языков. - М.: Наука, 1972. -280 с.

103. Кумыков Т.Х. Некоторые вопросы народного образования в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX - начала XX века // Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX вв. - Нальчик, 1996. - С. 209 -251.

104. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. - Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1965. -420 с.

105. Курмангулова Ш.А. Преемственность традиций (А.-Х. Джанибеков и современная ногайская литература) // Просветители. - Черкесск, 1981. - С. 41-46.

106. Кусова Л.Б. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л.Г. Лопатинского, Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева на Северном Кавказе

(конец XIX - первая четверть XX веков): Автореф. дисс... канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. 23с.

107. Латышина Д.И. История педагогики: Уч. пос. - М.: Изд.группа «Форум» — «Инфра-М», 1998. - 584 с.

108. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

109. Лолаев Б.П. Пастырь народа. - Владикавказ: Ир, 1991. - 191 с.

110. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1950. - 368 с.

111. Лукманов Х.А. Воспоминания о моем учителе // Просветители. - Черкесск, 1981.-С. 55 -59.

112. Люлье Л. Словарь русско-черкесский или адыгский с краткой грамматикой сего последнего. - Одесса, 1846.

113. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. - Нальчик: Изд-во «Эль-фа», 1999. - 306 с.

114. Мамбетов Г.Х., Каймаразов Г.Ш. Просвещение народов Северного Кавказа в конце XIX - начале XX в. // Известия Северо-Кавказского центра высшей школы. Общественные науки. - 1980. - №3. - С. 29 - 35.

115. Мамитов С. Несколько слов об осетинах // Терские ведомости. 1879. №33.

116. Мамитов С. Книга для детей. 4.1. - Батум, 1908. - 80 с.

117. Мамитов С. Книга для детей. 4.2. - Батум, 1908. - 120 с.

118. Мамитов С. Мир Божий. - Батум, 1909. - 208 с.

119. Мамитов С. Книга для чтения по слову Божию. - Батум, 1911. - 218 с.

120. Мамытты Стефан. Косе. Рассказы, драма, сказки, переводы / Сост. Кантемирова Римма (На осетинском языке). - Дзауджикау, 2005. - 154 с.

121. Марзоев С. Номенклатурные этюды. Храм и пантеон. // Дарьял. - 2000. -№2.

122. Материалы I Вееосетинекого учительского съезда // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. - Владикавказ: Изд-во Ир, 1993. - С.367 - 392.

123. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и культура карачаево-балкарского народа // Минги-Тау: Эльбрус, 1994. - №1/53. - 216 с.

124. Миллер В.Ф. Известия СОНИИ. Т.24. Вып.1. Орджоникидзе, 1964. С.21.

125. Милославский П. Ликвидации неграмотности - большие темпы / Молот, 1931. - 31 октября.

126. Моураова М.Л. Абетге (Азбука). Дзауджикау: Ир, 2008 127 с.

127. Мусульманское духовенство и народные школы // Кавказ. - 1893. - 12 сентября.

128. М-в (Мамитов С.) Коше или кровная месть. Архаическое в Осетии // Северный Кавказ. 1890. - №10.

129. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917 - 1973 гг. - М., 1974.-С. 7-9.

130. Невская В.Н. Карачай в пореформенный период. - Ставрополь, 1964. - 224 с.

131. Никитина Ф.Г. Народное творчество адыгов как важное средство эстетического воспитания // Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. Литература и фольклор. Т. XVIII. - Майкоп, 1973.-С. 188-206.

132. Ососков A.B. Начальное образование в дореволюционной России (1861 -1917 гг.).-М.: Просвещение, 1982.-208 с.

133.0 состоянии и очередных задачах воспитательной работы в школах Северного Кавказа // Северо-Кавказский учитель, 1936 - №6. - С. 6 - 28.

134. От века к веку: страницы истории образования и воспитания в Северной Осетии / Под ред. Черджиева A.B., Белогурова А.Ю. - Москва: Издательство «Арт-Бизнесс-Центр», 2001. - 336 с.

135. Очерки истории Адыгеи. - Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1957. -484 с.

136. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т.1. - Ставропольское кн. изд., 1967. -600 с.

137. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. - М.: Педагогика, 1976. - 600 с.

138. Пагиева З.А. Обучение правильному произношению учащихся-осетин на уроках родного языка в условиях 1917 года // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. - Владикавказ: Изд-во Ир, 1993. - С. 372 - 392.

139. Пагиева З.А. Обучение правильному произношению учащихся-осетин на уроках родного языка в условиях городских школ // Вопросы совершенствования профессионально-методической подготовки учителя для начальной национальной школы. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. - С. 139- 146.

140. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова, М.С. Эпштейна. -М.: Работник просвещения, 1929. - Т.З. - С.516.

141. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский. Историко-биографический очерк жизни и деятельности «апостола Осетии» и первого архипастыря Владикавказской епархии. - Киев: типография И.И. Горбунова, 1902.-79 с.

142. Правила Владикавказского духовного училища, утвержденные экзархом Грузии Евгением 27 августа 1836 года // Материалы по истории осетинского народа. Том V. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. - Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1942. - С.76 - 80.

143. Правила о приходских школах ведомства Общества восстановления православного христианства на Кавказе. 16 мая 1863 г. // Материалы по

истории осетинского народа. Т. V. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. - Орджоникидзе, 1942. - 614 с.

144. Протокол заседания Всеосетинского учительского съезда, проходившего в городе Владикавказе с 10 по 16 июля 1917 года // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. - Владикавказ: Изд-воИр, 1993.-416 с.

145. Пушкин A.C. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года // Избранные сочинения: В 2-х т. Т. II. - М.: Художественная литература, 1978. -С. 608-614.

146. Ромашина Е.Ю. Проблема гуманизации среднего образования в России (вторая половина XIX в.) // Педагогика. - 2005. - №8. - С.84 - 93.

147. Саблиров М. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX - начале XX вв. - Нальчик, 2001. - 232 с.

148. Саблиров М.З. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и кабардинцев в XIX - начале XX в. - Нальчик, 1976. - С.277 - 285.

149. Сагкаев З.М. Женское образование в Осетии в конце XIX - начале XX века (По материалам грузинской прессы) / Сагкаев З.М. // Б.А. Алборов и проблемы кавказоведения: Материалы региональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Б.А. Алборова. - Владикавказ, 2006. - С. 86 - 94.

150. Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. - Вып. 3. -Тифлис, 1883.-320 с.

151. Сведения о сельских школах Владикавказского округа на 1-е января 1875 года, представленные начальником округа Панкратовым начальнику Терской области // Материалы по истории осетинского народа. Т.5. Сборник документов по народному образованию в Осетии. - Орджоникидзе, 1942. -С.138.

152. Свистунова А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. - Махачкала, 1973. 149 с.

153. Священная история церкви Божией Нового Христова завета (С присоединением сказания о жизни и успении Божией матери, введения христианства в России и краткого объяснения служб церковных). -Владикавказ, 1881. - 164 с.

154. Северная Осетия в революции 1905 - 1907 гг. Сборник документов. -Орджоникидзе, 1955. - С. 134 - 136.

155. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. - СПб., 1895. - 414 с.

156. Сикалиев А.И. Жизнь и деятельность ногайского просветителя А.-Х. Джанибекова (1879 - 1955) // Просветители. - Черкесск, 1981. - С. 5 - 20.

157. Сикалиев А.И. Жизнь и деятельность ногайского просветителя А.-Х. Джанибекова // Труды Карачаево-Черкесского НИИ. Серия филологическая.

- Выпуск VII. - Черкесск, 1973. - С. 156 - 163.

158. Скитский Б.В. Хрестоматия по истории Осетии. - Орджоникидзе, 1956. С. 256-257.

159. Сланов И.А. Ардонская духовная семинария (К 100-летию со дня основания). - Владикавказ: Проект-пресс, 1999. - 176 с.

160. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

161. Супрунова JI.JI. гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе // Педагогика. - 2001 - №5.

- С.30 - 39.

162. Табулов Т.З. Ана-бза (Родной язык). - Баталпашинск, 1924. - 120 с.

163. Табулова Н.Т. Несколько слов о моём отце // Просветители. - Черкесск, 1981.-С. 109-111.

164. Тамбиев И. Завоевать высоты культурной революции в горах Карачая // Революция и горец. - 1931. -№5/31. - С.9 - 12.

165. Терек. 1911.-3 ноября.

166. Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. - Орджоникидзе: Сев.-Осет. книжное изд-во, 1955. - 174 с.

167. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. - Орджоникидзе, 1957. - 364 с.

168. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1968. 288 с.

169. Тотров А.Г. Народное образование в Северной Осетии (к 40-летию Советской власти // Народное образование в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1957. С.З -20.

170. Тугов В.Б. Жизнь и творчество Т.З. Табулова (1879 - 1956) // Просветители. -Черкесск, 1981. - С. 72 - 95.

171. Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. - Черкесск, 1970. -337 с.

172. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917 года). - Пятигорск, 1994. - 137 с.

173. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев: Учебное пособие. -Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2003. - 512 с.

174. Уруймагов Х.А. Отзыв на статью М.Гарданти «Желательные улучшения церковной школы в Северной Осетии» // Терек. - 1909. - №3424. 7-9 мая.

175. Урусбиева Ф.А. Просвещение и культура Балкарии в XIX - начале XX века //Очерки истории балкарской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1981. - С.32 -55.

176. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Сборник сведений о кавказских горцах. - Вып. III. - Тифлис, 1870. - Отд. IV. - С.1-30.

177. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. I. Абхазский язык. Тифлис, 1887.-С. 28.

178. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии // Ушинский К.Д. Пед. сочинения: В 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1988. - С. 81 - 107.

179. Фидарова Р.Я. История осетинской художественной культуры: Монография. Часть 1. Сев.-Осет. институт гуманитарных и социальных исследований. -Владикавказ: РИО СОИГСИ, 2008. - 419 с.

180. Фидарова Р.Я. История осетинской художественной культуры: Монография. Часть 2. Сев.-Осет. институт гуманитарных и социальных исследований. -Владикавказ: РИО СОИГСИ, 2008. - 392 с.

181. Хадарцева A.A. История осетинской драмы: В двух частях. 4.1. Дооктябрьский период. - Орджоникидзе: Изд-во «Ир», 1983. - 222с.

182. Хадонова Ф.Х. О просветителе протоиерее Стефане Мамитове //Известия СОИГСИ. - Владикавказ, 2009. С. 45 - 53.

183. Хатаев Е.Е. Народная педагогика. - М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1993.- 131 с.

184. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX века. - Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1985.- 85 с.

185. Хатаев Е.Е. Школа, видные просветители и педагоги Северного Кавказа (вторая половина XIX века - 1917 год). - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2006. -336 с.

186. Хатаева P.A. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х.А. Уруймагова (1864 - 1919 гг.): Автореф. дисс... канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. 22с.

187. Хачиров А.К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе, 1964. С.43.

188. Хашба А.К. К вопросу о создании письменности для абазин Северного Кавказа // Хашба А.К. Избранные работы. - Сухуми, 1972. - С. 90 - 102.

189. Хетагуров К.Л. Владикавказские письма (В последнее время замечается...) // Коста Хетагуров. Собрание сочинений в пяти томах. Владикавказ, 1999. -Том IV.-С. 115-125.

190. Хетагуров К.Л. Церковные школы в Осетии // Собр. соч.: В 5-ти т. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - Т.4. - С.294.

191. Хоретлев А.Ю. Влияние России на просвещение в Адыгее (в XIX - начале XX веков). - М, 1957. - 320 с.

192. Хоретлев А.Ю. Влияние России на просвещение в Адыгее. - Майкоп, 1957. -103 с.

193. Цабаев В. Юго-Осетинский театр. - Цхинвали, 1961. С.42 - 43.

194. Цомаев X. Приветственное слово // Владикавказские епархиальные ведомости. - 1912.-№ 4. - 15 февраля.-С. 141 - 142.

195. Цораева Ф.Н. Г.М. Цаголов - видный просветитель-педагог северокавказских народов конца XIX - первой трети XX века: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Владикавказ, 1999. 22с.

196. Чамозоков И. История кабардинской письменности // Записки СевероКавказского горского научно-исследовательского института. Т. 11. - Ростов-на-Дону, 1929.-298 с.

197. Чеджемов С.Р. Образование и воспитание в Осетии в XVIII - XX веках. Владикавказ, 2001. - С. 127.

198. Чеджемов С.Р. Правовая культура и образовательная политика в Осетии в период трех революций (на материалах осетинского народа): Монография. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. - 140 с.

199. Чекменов С.А. К истории дружественных взаимоотношений между русскими и северокавказскими народами в конце XVIII - первой половине XIX вв. // Труды КЧНИИ. Ставрополь, 1970. - С.245 - 258.

200. Чибиров Л. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1987.-Т. 3. - С.12.

201. Чибиров Л. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1991.-Т. 5.-С.11.

202. Яновский К.П. Отчёт попечителя Кавказского учебного округа за 1878 г. // Приложение к циркуляру за 1879 г. №10. - Тифлис, 1879 г. - 136 с.

Архивные материалы

203. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.11 (Архив Терского областного правления). - Оп.17. - Д.617. -Л.2.

204. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.49. - Оп.1. - Д.584. Доклад наркома просвещения СОАО.

205. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.123 (Дирекция народных училищ Терской области). - Оп.1. -Д.360.- 17 л.

206. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.123. - Оп.1. - Д. 1067. - 106 л.

207. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.124 (Северо-Осетинский отдел народного образования. 1923 -1936 гг.).-Д. 139.-Л. 17, 68.

208. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф. 130. - Оп. 1. - Д.24. - Л. 1, 15 об.

209. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф. 130. - Оп. 1. - Д.41. - 68 л.

210. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.150 (Ардонская духовная семинария). - Оп.1. - Д.34. - 54 л.

211. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.150 (Ардонская духовная семинария). - Оп.1. - Д.35. - Л.13 - 14 об.

212. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.150 (Ардонская духовная семинария). - Оп.1. - Д.43. - 93 л.

213. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.150 (Ардонская духовная семинария). - Оп.1. - Д.44. - 117 л.

214. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф. 150 (Ардонская духовная семинария). - Оп. 1. - Д.239. - 37 л.

215. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.150 (Ардонская духовная семинария). - Оп.1. - Д.83. - Л. 18а.

216. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.150 (Ардонская духовная семинария). - Оп.1. - Д. 100. - Л. 56.

217. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.130. - Оп.1. - Д. 149. - 54 л.

218. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.150 (Ардонская духовная семинария). - Ф.150. - Оп.1. - Д. 172. -130 л.

219. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. - Ф.150 (Ардонская духовная семинария). - Оп.1. - Д.286. - 92 л.

220. Архив Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Джанибеков А.-Х. Сокровищница слов, или ногайский фольклор. - Ф.2. -Оп.2. -Д.9.- 4.1. - 127 л.

221. Архив Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Джанибеков А.-Х. Исторический очерк ногайской литературы. Рукопись. -Ф.2. - Оп.2. - Д. 12. - 49 л.

222. Архив Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Джанибеков А.-Х. Мое жизнеописание. Рукопись. - Ф.4. - Оп.27. - Д.9. -Юл.

223. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.4 - Оп.1. - Д. 16. - Папка 103. - 76 л.

224. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.15 - Оп.2. - Л. 3.

225. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.9. История. - Оп. 1. - Д. 11. - 13л

226. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. Ф.19. Литература. (Алборов Б.А.). - Оп.1. - Д.1. - 252 л.

227. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.19 (Литература). - Оп.1. - Д.45. - 106 л.

228. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.19 (Литература). - Оп.1. - Д. 160. - 53 л.

229. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. -Ф.19 (Литература). - Оп. 1. - Д. 184. - 422 л.

230. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.19. Литература. - Оп.1. - Д.219. - 230 л.

231. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.30. (Фонд С.Косирати). - Оп.1. - Д.8. - 2 л.

232. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.ЗЗ. (Материалы по истории Осетии, Кабарды и Ингушетии. 1746 - 1865 гг.). - Оп. 1. - Д.6. - Л. 1 - 4.

233. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.34. (Гарданов М.К.). - Оп.1. - Д.6. - 35 л.

234. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.38 (Литература). - Оп.1. - Д.З. - 6 л.

235. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.38 (Литература). - Оп.1. - Д. 13. - 38л.

236. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф.55 (Фонд Д. Мамсурова). - Оп. 1. - Д. 47. - 12 л.

237. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. Фонд Г.А. Дзагурова. - Оп.1. - Д.69. - 478 л.

238. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф. Лингвистика. - Оп.1. - Д. 185. - Л. 32.

239. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф. Фольклор. - Оп.1. - Д.609. Материалы к биографии Х.Цомаева. - 14 л.

240. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. - Ф. Фольклор. - On. 1. - Д.610.-52 л.

241. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. Фонд Х.С. Черджиева. - Оп.1. - Д.51. - Инв. №2192. - 10 л.

242. http://vladikavkaz-site.narod.m/histoiT.html

243. sevos.ru>2009/09-08/09-08-08/08-kultura.htm

244. http://osetins.com/os_j3isateli/pa,ge/7/

245. http://m.wikipedia.org/wild/%D0%9D%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0Q/oB9% D1 %86%D 1 %86

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.