Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе: Вторая половина XVIII в. - 1917 г. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Маргиева, Манана Шотаевна

  • Маргиева, Манана Шотаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 168
Маргиева, Манана Шотаевна. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе: Вторая половина XVIII в. - 1917 г.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2005. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Маргиева, Манана Шотаевна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII в. - 1861 г.).

1.1. Об опыте идей народного воспитания горцев Северного Кавказа как основы школьного воспитания.

1.2. Русско-северокавказские отношения и появление первых очагов просвещения и школ на Северном Кавказе.

1.3. Просветительская политика России в области начального образования на Кавказе в рассматриваемый период.

1.4. Возникновение первых правительственных начальных училищ на Северном Кавказе.

Выводы.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ

КАВКАЗЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

2.1. Новые тенденции в школьной политике правительства и состояние школ Северного Кавказа в рассматриваемый период.

2.2. Насильственное насаждение начальной церковноприходской школы и школьные контрреформы 70-90-х годов XIX века.

2.3. Критика видными педагогами и просветителями Северного Кавказа школьной политики правительства на Кавказе.

Выводы

ГЛАВА III. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ И ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

3.1. Основные течения и формы просветительско-педагогического движения на Северном Кавказе и их влияние на развитие школы

3.2. Обсуждение в периодической печати Северного Кавказа вопросов воспитания, образования и просвещения горцев

3.3. Основные дидактические положения видных просветителей прогрессивной педагогической мысли Северного Кавказа XIX - начала XX вв. о рациональной постановке обучения в школе.

3.4. Ученые-кавказоведы и видные горские педагоги о рациональной постановке обучения и проблеме подготовки педагога.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе: Вторая половина XVIII в. - 1917 г.»

Актуальность проблемы исследования. Социокультурная ситуация, сложившаяся в России и на Северном Кавказе в 90-е годы и начале XXI века, характеризуется качественными изменениями, сменой приоритета ценностей в общественно-нравственном сознании людей. Это всецело относится и к исто-рико-педагогической науке, и к сфере образования. Сказанное обуславливает необходимость обращения автора к истокам педагогической мысли и школы Северного Кавказа с целью рассмотрения характера их развития и определения вклада в этот процесс ученых-кавказоведов и деятелей культуры этого региона.

Как известно, успехи наших образовательных учреждений всегда обусловливались достижениями прогрессивной и педагогической мысли и воспитательно-образовательной практики народов нашей страны, в том числе северокавказских. Вместе с тем, развитие педагогической науки и практики обучения невозможно без творческого освоения педагогического наследия прошлого работниками вузов и школ.

Осуществление данной задачи позволит значительно расширить наши представления о просветительской мысли России в целом и прогрессивной педагогической мысли и школе Северного Кавказа, в частности. Оно диктуется научно-практической необходимостью использования в школьной и вузовской практике обучения наиболее прогрессивных и рациональных элементов педагогического наследия наших народов.

Следует иметь в виду и тот факт, что в большинстве исследований, выполненных до и в начале перестроечного периода, опасной оставалась тенденция к усилению политизации истории, которой как методологическим приемом пользовались некоторые авторы историко-педагогических работ. Сама же история отечественного образования с ее проблемами и творческой деятельностью учителя часто оставалась нераскрытой. При этом учеными часто не брались во внимание общечеловеческие гуманные ценности, умалчивалась духовновоспитательная значимость разработанных горскими просветителями таких положений воспитания, как положения о гуманизации, гуманитаризации педагогических процессов, общечеловеческом воспитании, развивающем обучении и др.

На фоне усиления идеологизации воспитательных процессов не признавалась ведущая тенденция педагогической мысли - тенденция движения к гуманной педагогике.

В свете сказанного актуальным становится новое прочтение педагогических трудов и очерков ученых-кавказоведов и видных горских педагогов-просветителей, особенно по вопросам образования и воспитания, использованию возможностей родного и русского языков, а также проблеме педагога.

Важной задачей ученых-историков является объективно-правдивое освещение педагогических процессов в условиях демократического обновления общества. Такой методологический подход станет важным источником педагогических знаний студентов, учителей и других работников народного образования.

В оценке педагогического наследия и школы прошлого он должен служить преодолению сложившихся классово-идеологических стереотипов в отношении духовных ценностей общества.

Познание подлинной истории народов невозможно без непрерывной её связи с настоящим и прошлым. Вместе с тем, современность определяет те проблемы исторического развития, которые наиболее актуальны в наши дни. Только такой подход поможет определить наиболее актуальные проблемы истории отечественного образования и педагогической мысли, подлежащие изучению, определить способы укрепления связи школы и педагогики с жизнью.

Степень же изученности проблемы исследования представляется следующим образом.

Для воссоздания целостной картины развития школы и педагогической мысли на Северном Кавказе определенное значение имеют исторические, этнографические, лингвистические и историко-педагогические труды Н.Данилевского, Н.Ф.Дубровина, Ф.И.Леонтовича, П.П.Надеждина, представлявшие первую тенденцию дворянско-буржуазных ученых-историков в официальной русской историографии конца XVIII и всего XIX века, в которых их авторы подчас отзывались о горцах нелестно, а по незнанию дела иногда изображали их дикарями, «склонными ко всякому злу», «массово-неграмотными», «хищными грабителями».

Вторую тенденцию представляли великие деятели русской культуры:

A.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Модзалевский, Д.Д.Семенов, Л.Н.Толстой, Я.М.Неверов, П.К.Услар, П.К.Яновский и другие, которые, руководствуясь гуманными устремлениями, предпринимали практические шаги по развитию их этнической культуры, школы и просвещения.

Большой вклад в изучение духовной культуры народов Северного Кавказа внесли В.Ф.Миллер (1848-1913) и М.М.Ковалевский (1815-1916), выдающиеся деятели русской науки и кавказоведы. Вместе с М.М.Ковалевским и без него

B.Миллер совершил пять научных экспедиций на Северный Кавказ, проявив особый интерес к осетинам и кабардинцам. В результате этих экспедиций он издал «Осетинские этюды» в 3-х томах, в которые вошли материалы, посвященные истории, языку, религиозным верованиям и сказкам осетин. Значение же научных изысканий, в частности капитального труда М.М.Ковалевского «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» заключается в том, что в них проанализирована традиционная культура воспитания горцев.

Ценные сведения о появлении первых книг, школ, училищ и гимназий на Кубани и Северном Кавказе имеются в работах М.В.Краснова «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1887) и «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913). В них показана деятельность первых миссионерско-просветительских организаций России на Кавказе, радикально настроенных педагогов и руководителей учебного ведомства в этом регионе.

На рубеже XIX - XX веков и после Октябрьской революции проведено много интересных по содержанию исследований русских и местных ученых, посвященных лингвистическим, историко-этнографическим проблемам жизни кавказских народов, их фольклору, культуре и просвещению (М.Абаев, Ч.Ахриев, А.Гассиев, Г.Дзасохов, М.Косвен, Х.Уруймагов, К.Хетагуров и др.).

Научно-педагогические основы исследований о школе и педагогической мысли народов России заложены Ш.И.Ганелиным, В.З.Захаровым, Ф.Ф.Королевым, Н.А.Константиновым, Е.Н.Медынским, А.И.Пискуновым, З.И.Равкиным, М.Ф.Шабаевой и др.

В СССР и на постсоветском пространстве широкое распространение получили этнопедагогические труды Б.А.Афанасьева, А.Ш.Гашимова, Г.Н.Волкова, А.П.Орловой, И.Я.Хантибидзе и др. Пути эффективного взаимодействия народной и научной педагогики по различным вопросам воспитания детей северокавказских народов мы находим в исследованиях Р.Т.Битиевой (Чечня), Т.З.Бесаевой (Осетия), М.Б.Гуртуевой (Балкария), З.А.Мадаевой (Чечня), Х.Х.Хадикова, Е.Е.Хатаева (Осетия), И.А.Шорова (Адыгея) и др.

Проблемам истории просвещения и общественно-просветительской мысли народов Северного Кавказа до и послеоктябрьского периодов посвящены работы Г.С.Багдасарова, Т.А.Бекоевой, Н.О.Блейх, Л.В.Дзанаговой, З.А.Кайтуковой, И.П.Копачева, В.К.Кочисова, Л.Б.Кусовой, В.Д.Магометовой, М.С.Саблирова, А.Ю.Слановой, Е.Т.Сиукаевой, М.У.Умарова, С.Б.Узденовой, М.С.Тотоева, Е.Е.Хатаева, И.Е.Хатаева, Р.А.Хатаевой, А.О.Хоретлова, Ф.Н.Цораевой, С.Р.Чеджемова и др.

Ряд ученых из Кабарды (Т.Х.Кумыков, Р.И.Туганова, Р.Х.Хашхожева) исследовали проблемы просветительского движения этого региона.

Между тем, до настоящего времени нет исследований по проблемам истории начального образования ни регионального, ни северокавказского общерегионального характера.

Определенные трудности имеются в изучении научно-просветительской и педагогической деятельности дореволюционных писателей, этнографов, публицистов и видных педагогов северокавказских народов, а также научно-педагогической деятельности прогрессивной русской интеллигенции.

Таким образом, несмотря на наличие ряда исследований, посвященных разным аспектам истории народного образования большей части советского времени, развитие начальной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа дореволюционного периода фактически не подвергнуто научному анализу и обобщению. Вне поля зрения исследователей остаются многие важные вопросы отечественного начального образования: противоречивый характер просветительской политики правительства в области начального образования, общие и специфические тенденции в развитии этого образования, деятельность представителей передовой русской науки на Кавказе по развитию школы, особенности школьной региональной политики и др.

Перестроечные процессы выявили многие негативные стороны нашей воспитательной системы. В сознании многих молодых людей происходит своеобразная инфляция духовных ценностей. Они потеряли интерес к школе и помышляют жить и творить без помощи образования.

Еще тревожнее стало то обстоятельство, что появились целые поколения, которые не знают своей национальной культуры и игнорируют свои национальные традиции.

В стране на каждые два с половиной миллиона молодых людей, вступающих в брак, приходится больше миллиона разводов. Участились межнациональные конфликты. В этих условиях проблема, избранная диссертантом, еще более актуализируется. Возникает необходимость пересмотра нашей воспитательной системы, возрождения традиционной культуры воспитания.

Таким образом, с учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована так: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы развития начальной школы и просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является просветительская политика царского правительства в области начального образования в Северокавказском регионе во второй половине XVIII до 1917 года.

Предметом исследования является развитие общеобразовательной начальной школы и педагогической мысли северокавказских народов в рассматриваемый период.

Задачи исследования:

- раскрыть особенности просветительской политики правительства и показать позитивные и негативные стороны её влияния на развитие начальной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в рассматриваемый период;

- выявить общие тенденции развития начальной школы и педагогической мысли Северокавказского региона и рассмотреть их проявления в отдельных его этнических районах на различных исторических этапах;

- проанализировать основные дидактические положения видных представителей прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов в рассматриваемый период;

- на основе историко-педагогического обобщения исследуемого процесса показать воспитательно-образовательное влияние школы, семьи и общественных учреждений на подрастающие поколения.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической мысли народов, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого.

Для решения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ архивных материалов;

- сопоставительный анализ историко-педагогических, этнографических, публицистических и фольклорных источников;

- изучение и теоретический анализ трудов представителей отечественной науки и современных авторов по проблемам школы и педагогической мысли России и Кавказа.

Источниковую базу диссертации составляют документы Центрального архива Республики Северная Осетия-Алания, центральных архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Нальчика, Краснодара, а также фондов СевероОсетинского института гуманитарных и социологических исследований; труды дореволюционных и современных авторов об истории, этнографии, культуре, школе и просветительско-педагогической мысли северокавказских народов.

Организация исследования. Исследование проводилось в период 19982005 гг. и включает три логически связанных этапа:

1. 2000-2001 гг. - Ознакомление с проблемой становления и развития начального образования и педагогической мысли народов Северного Кавказа и выявление роли в этом историческом процессе видных ученых-кавказоведов и горских педагогов, определение основных направлений научного поиска.

2. 2002-2004 гг. - Историографический обзор литературы и оценка состояния проблемы. Сбор научной информации. Определение методологии, методов, научно-понятийного аппарата. Подготовка статей к изданию.

3. 2004-2005 гг. - Систематизация и обобщение материалов. Литературное оформление диссертации. Публикация статей, тезисов докладов в научных сборниках по результатам исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

- решающую роль в появлении на Северном Кавказе очагов просвещения, развитии школ и просветительской мысли сыграли присоединение Кавказа к России, вовлечение его народов в орбиту капиталистических отношений и приобщение их к русской культуре. Эти факторы объективно способствовали более или менее быстрому развитию школ и просвещения среди этих народов, зарождению их прогрессивной просветительско-педагогической мысли и научной интеллигенции, испытавшей на себе влияние демократической русской культуры и ставшей инициатором создания в крае светских школ;

- несмотря на мизерные расходы, производимые правительством в начале рассматриваемого периода для начальных школ Северного Кавказа и ограничительные меры к сдерживанию народных и средних школ, развитие школьной сети, в особенности в пореформенный период, шло более быстрыми темпами, а к началу XX века оно стало более разветвленной, представленной большим разнообразием школ;

- решающим фактором прогрессивных изменений в школьном образовании народов Северного Кавказа стало развернувшееся в стране и на Кавказе в 60-х годах и конце XIX века общественно-педагогическое движение, вызвавшее к жизни общественно-политическую активность народных масс, общественную и частную инициативу в школьных делах;

- противоречивость школьной политики, проводимой правительством на Кавказе, заключалась в том, что, ограничивая развитие народных школ и доступ детям неимущих горцев в средние звенья образования, общественную и частную инициативу в области школьного строительства и стремясь создать особые образовательные привилегии для княжеско-феодальных сословий, оно тем самым сохраняло сословно-крепостнические пережитки в системе школьного образования, что не в полной мере отвечало социально-экономическим переменам, происходящим в Северокавказском регионе;

- ускорение развития системы правительственных, и особенно церковноприходских школ на Северном Кавказе во второй половине XIX века, вызывалось потребностями развивающейся капиталистической экономики и все усиливающимся влиянием на горцев идей панисламизма, способствовавшего росту антирусских настроений. Открывая в регионе эти школы, правительство рассматривало их как важнейшее идеологическое средство для борьбы с этим религиозно-политическим течением ислама;

- педагогическая мысль северокавказских народов питалась не только передовой русской культурой, но и имело собственную национальную почву. Она не была точной копией педагогических школ других народов, а отражала как общеинтернациональные, так и национально-особенные тенденции общественно-педагогического движения.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием методов исследования поставленным целям, позволяющих выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития школы и педагогической мысли.

Научная новизна исследования:

- решена одна из важных научных проблем историко-педагогического ре-гионоведения - воссоздание в целостном виде генезиса становления и развития начальной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа со второй половины XVIII века до 1917 года;

- показана противоречивость школьной политики правительства на Северном Кавказе, сдерживающая развитие здесь народных и средних школ;

- раскрыто содержание процесса взаимодействия школы и педагогической мысли на различных исторических этапах этого процесса;

- выявлены факторы, влияющие на этот процесс;

- обоснованы идеи развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации образования, выдвинутые учеными-кавказоведами и северокавказскими просветителями;

- определен их вклад в развитие школы и педагогической мысли Северного Кавказа;

- в сравнительно-сопоставительном аспекте изучена специфика этнопеда-гогической культуры народов Северного Кавказа;

- введены в научный оборот новые малоизвестные материалы.

Теоретическая значимость исследования. В диссертационной работе дан анализ научно-педагогического подхода к решению школьных вопросов на Кавказе представителями прогрессивной русской научной интеллигенции и горскими просветителями-педагогами;

- показана их роль в становлении и развитии педагогической мысли горских народов;

- определены другие факторы, под воздействием которых формировалась просветительско-педагогическая мысль;

- проанализированы высказывания горских просветителей об идеях и опыте народного воспитания горцев Северного Кавказа;

- теоретически значимы выявленные общие и специфические тенденции развития школы и педагогической мысли народов Северокавказского региона и их проявления в отдельных его этнических районах на различных исторических этапах;

- раскрыто значение культурных связей и обмена духовными ценностями между народами Северного Кавказа и Россией для развития школы и просвещения Северокавказского региона.

Достоверность полученных результатов обусловлена широкой источни-ковой базой, соответствием методов исследования поставленной цели и задачам, позволившим выявить закономерный характер изучаемых процессов.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в современной северокавказской школе, в системе подготовки и переподготовке учительских кадров. Ими могут пользоваться студенты при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а преподаватели - при чтении спецкурсов по этнопедаго-гике и этнопсихологии Северного Кавказа.

Апробация и внедрение в практику осуществлялись по мере завершения отдельных частей исследования.

Основные теоретические положения и выводы исследования отражены в шести научных статьях и докладах автора.

Результаты исследования периодически докладывались, обсуждались и получили одобрение на ежегодных научных конференциях СОГУ, Нальчике и на IV Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» 21-24 сентября 2004 года в г. Пятигорске.

Они внедряются в учебный процесс в условиях факультета социологии и психологии Северо-Осетинского государственного университета при чтении спецкурса «Просветители народов Северного Кавказа».

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Маргиева, Манана Шотаевна

Выводы

Вторая половина XIX века стала временем формирования прогрессивной горской интеллигенции, выступавшей в содружестве с лучшими представителями русской культуры и науки на Кавказе по разработке письменности горских народов и созданию для них светских школ.

Знакомясь с историей России, её передовой демократической культурой, лучшие люди Кавказа начинали говорить и думать по-русски, становились истинными поборниками межнациональной толерантности.

Просветительско-педагогическое движение, развернувшееся в стране в 5060-х годах XIX века, объединило в единый поток всю народную интеллигенцию и передовое учительство за демократические реформы в обществе и деле народного просвещения, Но, будучи неоднородным, оно было представлено представителями прогрессивно-демократического, буржуазно-либерального и феодально-клерикального течений.

В период правительственной реакции 70-80-х годов XIX века движение пошло на спад. В начальном образовании верх брало церковное направление. В средней школе усилился классицизм, установился надзор над народными учителями, изучение местных языков в школе и проведение учительских съездов. Многие женские начальные училища, ранее учрежденные, закрывались. Школы окончательно унифицировались с системой образования центральных губерний России. В конце XIX и начале XX веков обозначился новый подъём просвети-тельско-педагогического движения, объединившего представителей народной и учительской интеллигенции в отставании принципов демократической системы образования.

Вопросы воспитания, образования и просвещения трудящихся обсуждались в периодической печати Северного Кавказа, представленная такими радикально-прогрессивными изданиями, как «Терские» и «Кубанские областные ведомости», «Терек», «Казбек», «Северный Кавказ», «Прикубанские степи» и др.

Многие публикации демократических изданий посвящались неудовлетворительной постановке обучения в учебных заведениях, анализу тяжелого положения школы и народного учителя. Многие статьи и очерки представителей педагогической общественности посвящались неудовлетворительной постановке обучения в школах или анализу состояния духовного образования среди мусульманской части населения Северного Кавказа.

Демократические издания Северного Кавказа широко освещали участие студенческой молодежи в освободительном движении.

Просветители-педагоги Северного Кавказа ратовали за развитие школ, которые не только вооружали бы детей знаниями, а и развивали бы их природные дарования. Они защищали в школе идею широкой гуманизации личности учителя и ребенка. Видные педагоги Северного Кавказа, понимая важную роль учителя в подготовке детей к жизни, требовали для него соответствующего материально-правового положения в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты нашего исследования представляют собой попытку с современных теоретико-методологических позиций выявить социально-исторические и духовные предпосылки становления и развития начального образования, просвещения и прогрессивной педагогической мысли народов Северного Кавказа со второй половины XVIII века до 1917 года.

Решающую роль в появлении на Северном Кавказе очагов просвещения, первых правительственных начальных школ и становлении педагогической мысли сыграли присоединение Кавказа к России, вовлечение его народов в орбиту капиталистических отношений и приобщение их к русской культуре. Эти факторы объективно способствовали более или менее быстрому развитию школ и просвещения среди этих народов, зарождению их прогрессивно-педагогической мысли и научной интеллигенции, испытавшей на себе благотворное влияние русской культуры и ставшей инициатором создания на Северном Кавказе светских школ.

Указанные факторы способствовали созданию благоприятной почвы для разработки письменности горских народов.

Прогресс школьного дела на Северном Кавказе стал возможным лишь после присоединения его к России. Но влияние России на горцев началось еще задолго до их присоединения к ней и шло разными путями. Первыми просветителями северокавказских народов были русские священники, возвращавшиеся на Русь из татарской неволи через Северный Кавказ. Здесь они находили приют у горцев и обучали их детей русской грамоте. В начале XVIII века такую работу проводили здесь и переводчики при военных гарнизонах на Кавказе. Таким образом, если 20-30-е годы XVIII века были временем зарождения очагов просвещения, началом первого этапа развития начальных школ на Северном Кавказе, то следующим этапом этого процесса следует считать просветительско-миссионерскую деятельность Осетинской духовной комиссии, учрежденной правительством в 1745 году и преобразованной в 1860 году в Общество православного христианства на Кавказе. В целом же нужно сказать, что в XVIII и первой половине XIX века школьное дело на Северном Кавказе, возглавляемое местными губернаторами и органами духовного и военно-гражданского ведомств, заметных сдвигов не имело, хотя основа для его развития была положена и были пройдены определенные этапы на пути к распространению грамотности среди населения края.

Тем не менее, правительство особо не обременяло себя заботами о школах.

Несмотря на мизерные расходы, производимые правительством во второй половине XIX века для школ Северного Кавказа и ограничительные меры к сдерживанию роста народных школ, развитие школьной сети шло более быстрыми темпами, а к началу XX века она становилась более разветвленной, представленной большим разнообразием школ. Школьная сеть этого периода была представлена духовными, церковноприходскими, горскими, народными училищами и школами воскресными, частными, женскими, министерскими.

В конце XIX и начале XX веков на Северном Кавказе открывались ремесленные, сельскохозяйственные, профессиональные училища и школы грузинского, греческого, русско-еврейского, русско-персидского и других национальных меньшинств и обществ.

Школа на Северном Кавказе развивалась в тех формах и пределах, которые отвечали интересам колониальной политики царизма, соответствующей идеологизации колонизируемых народов. Основными формами идеологического воздействия по-прежнему оставались русификация и христианизация нерусских народов. Важную роль в этом процессе играла церковноприходская школа, которой отдавалось правительством особое предпочтение. В 1863 году были утверждены «Правила церковноприходских школ», согласно которым эти школы открывались во всех христианских приходах Северного Кавказа за счет средств Общества православного христианства на Кавказе и самого населения.

Открывая школы, Общество ставило своей целью, прежде всего, религиозное воспитание горцев. Воспитание детей в приходских школах проводилось в духе православной религии. Что касается населения, то оно предпочтение отдавало не церковным, а народным школам, правительство же всячески задерживало развитие народных школ. Так, в 70-80-х годах им был взят курс на насильственное насаждение церковноприходской школы, которую оно использовало в качестве орудия борьбы с народной школой, поддерживаемой передовой общественностью. Были утверждены правительством специальные правила о церковноприходских школах в 1884 году. И если сопоставить определение основной цели народной школы в двух законодательных актах - в «Положении о начальных народных школах 1874 года» с «Правилами 1884 года», то можно легко убедиться, что в последнем церковное начало брало верх.

В 90-х годах XIX века Синод усилил контроль над школами грамоты с тем, чтобы не дать им перерасти в полноклассные народные школы.

В период правительственной реакции 70-80-х годов были ликвидированы многие прогрессивные завоевания школы 60-х годов: усилился классицизм, установился правительственный надзор над народными учителями, изучение местных языков в школе и проведение учительских съездов запрещалось. Школы Северного Кавказа окончательно унифицировались со школами внутренних губерний России.

Если говорить об управлении школами Северного Кавказа, то оно регулировалось периодически меняющимися положениями об учебной части и школ Кавказа 1786,1804,1828, 1874, 1884 годов.

Анализируя положения и школьные уставы конца XVIII - XIX веков, нетрудно заметить, что правительство не особенно обременяло себя заботами по материальному обеспечению начальных народных школ. Так, в «Положении о народных училищах 1786 года» совершенно не был затронут этот вопрос, а все заботы по их содержанию вменялись в обязанность сельских и городских обществ. Существенных изменений не внесли в эту проблему и школьные уставы

1802-1804 и 1828 годов. В уставах 1804 и 1828 годов предусматривалось создание приходских училищ в сельской местности, тяжесть же бремени была возложена на самих крестьян. Казна же брала на себя содержание только уездных училищ, не являющихся школами для простого народа. По Уставу 1828 года они предназначались для детей горцев, ремесленников и других городских сословий.

В пореформенный период и начале XX века школа и педагогическая мысль находились в непосредственной зависимости от политических и социально-экономических перемен, происходящих в России и жизни северокавказских народов.

Эти перемены обуславливали и задачи противоречивого просветительского курса правительства на Северном Кавказе.

Противоречивость школьной политики правительства на Кавказе выражалась в том, что, с одной стороны, правительство стремилось унифицировать школы края со школами внутренней России, без учета местных особенностей, а с другой, ограничивая детям неимущих горцев доступа в средние и высшие учебные заведения, общественную и частную инициативу, создавало особые привилегии для княжеско-феодальной знати. Оно сохраняло сословно-крепостнические пережитки в школьной системе образования.

Несоответствие этого курса школьным нуждам северокавказских народов подтверждается периодически меняющимися положениями об управлении школами Кавказа. В итоге система школьного образования на Северном Кавказе, хотя и становилась более разветвленной, но продолжала оставаться сослов-но-классовой, тупиковой и малодоступной детям имущих граждан. И тем не менее во второй половине XIX века за исключением Балкарии, Карачая и Чечено-Ингушетии, в системе образования определились более контрастно тенденции количественного роста школ, вызванные к жизни главным образом реформами 60-х годов XIX века, проводимые правительством под напором общественно-педагогического движения.

Общественно-педагогическое движение, развернувшееся в стране в 50-60-х годах и начале XX века, объединило в единый поток всю народную интеллигенцию и передовое учительство в борьбе за демократические реформы в обществе и народное просвещение. Но, будучи неоднородным, оно было представлено педагогами прогрессивно-демократического, буржуазно-либерального и феодально-клерикального направлений. В период реакции 70-80-х годов обозначился новый подъём педагогического движения, объединившего широкие слои учительства, учащейся молодежи и народной интеллигенции за демократизацию школьного образования. Общественно-педагогическое движение имело четкие политические цели, протекало в определенных формах с использованием действенных средств и методов борьбы трудящихся и передового учительства за социальный прогресс.

Организационным ядром движения были представители социал-демократических групп и революционно настроенного учительства, действовавшие в роли агитаторов и организаторов рабоче-крестьянских, солдатских и студенческих выступлений. Они выступали с антиправительственной программой на митингах, демонстрациях, учительских съездах.

Набирала темпы развития и педагогическая мысль горских народов. Она не представляла собой механическое заимствование идей и о появлении других педагогических школ и питалась не только передовой русской культурой, но имела свою национальную педагогическую почву.

Педагогическая культура горских народов вбирала в себя прогрессивные народные традиции и обычаи, используемые в воспитании подрастающих поколений. В лице прогрессивной научной и учительской интеллигенции она отражала как интернациональные, так и национально-особенные тенденции общественно-педагогического движения.

На ниве просвещения кавказских народов плодотворной была научно-педагогическая деятельность русских ученых-кавказоведов Я.М.Неверова, Л.Н.Модзалевского, Д.Д.Семенова и П.К.Услара, оставивших в истории школы и педагогической мысли кавказских нардов глубокий след. Будучи на Кавказе, Я.М.Неверов показал себя талантливым организатором и педагогом-гуманистом, много сделавшим для развития здесь светского образования.

Что касается П.К.Услара, то его фундаментальные труды, написанные приблизительно на девяти северокавказских языках, во многом способствовали улучшению постановки начального обучения горских детей.

Будучи директором Кубанской, а затем Закавказской учительских семинарий, Д.Д.Семенов внес большой вклад в разработку проблем начального и педагогического образования и подготовки учителей народных школ.

Плодотворной была и деятельность видных просветителей-педагогов Северного Кавказа. Она носила прогрессивно демократический характер и отражала последовательно принципиальные позиции в защите прав и духовных интересов народа, в отстаивании школ светского и общедоступного характера. Просветители критиковали непоследовательный курс правительства на Кавказе, особенно его консервативных кругов, нередко игнорирующих особенности быта и национальной культуры горцев. Они осуждали порочные стороны деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушно бюрократическое отношение чиновников учебно-духовного ведомства к нуждам учителя и школ.

Просветители-педагоги придавали важное значение в школе изучению русского языка, с помощью которого горцы приобщались к завоеваниям мировой цивилизации. В то же время в интересах развития детей и национальной культуры они настаивали на разумном использовании в школе возможностей родного и русского языков.

Педагогические идеи горских просветителей-педагогов адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли исследуемого периода, выдвигали с позиций трудовых масс, поэтому благотворно влияли на развитие школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Маргиева, Манана Шотаевна, 2005 год

1. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ, 1993. 415 с.

2. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения //Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. 367 с.

3. Армавирский пролетарий. 1907. № 3, 5 февраля.

4. Баев А. О горцах в Государственной Думе //Терек. 1906. 22 июня.

5. Берже А. Выселение горцев с Кавказа //Русская старина, № 1. С. 213-215.

6. Берозов Б. Друг Коста Хетагурова //Социалистическая Осетия, 1989, 11 марта.

7. Блейх Н.О., Хатаев Е.Е. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И.Дзасохова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 156 с.

8. Большевистская периодическая печать (декабрь 1900-1917). Библиографический указатель, М., 1964. 256 с.

9. Булацев X. Гиго Дзасохов //Статьи и очерки. Орджоникидзе, 1970. 515 с.

10. Бутков П.Г. Материалы по новой истории Кавказа с 1772 по 1803 год. 4.1. СПб. 423 с.

11. Викторов Л.О. О положении школ национальных меньшинств //Голос Кавказа, 1906, 22 июня.

12. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. 512 с.

13. Гассиев А.А. Инородческие школы //Тифлисский вестник, 1878, 9 января.

14. Гассиев А.А. Горское казачье землевладение //Терек, 1909, 1 августа.

15. Гассиев А.А. О просвещении //Тифлисский вестник, 1877, 3 сентября.

16. Гассиев А.А. Школьное дело между инородцами //Гассиев А.А. Избранные произведения. Владикавказ: ИР, 1992. С. 241-279.

17. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке. М., 1993. 213 с.т

18. Городецкий Б. Первый просветитель Кубани //Кубанская школа, 1915, № 4. С. 193-197.

19. Горький A.M. О литературе. М., 1961. 214 с.

20. Джабаги В. Ингуши и грамотность //Правда, 1905, 29 января.

21. Дзасохов Г.И. О просвещении мусульманского населения //Терек, 1911, 15 февраля.

22. Дзасохов Г.И. Дело довольно скучное //Терек, 1910, 4 августа.

23. Дзасохов Г.И. Заметки наблюдателя //Гиго Дзасохов. Статьи и очерки. Орджоникидзе, 1970. С. 100-101.

24. Дзасохов Г.И. К вопросу о переводе Ардонской семинарии во Владикавказ //Казбек, 1905, 28 июля.

25. Дзасохов Г.И. О женском образовании в Осетии //Казбек, 1905, 20 июля.

26. Дзасохов Г.И. О просвещении мусульманского населения //Терек, 1911, 15 февраля.

27. Дзасохов Г.И. Открытое письмо инспектору академии //Волжский вестник, 1905, 13 ноября.

28. Дзасохов Г.И. Школа и жизнь //Донская волна, 1913, 3 марта.

29. Дзасохов Г.И. О конечной цели воспитания //Казбек, 1905, 5 июля.

30. Дзасохов. Дневник педагога //Гиго Дзасохов. Статьи и очерки. Орджоникидзе, 1970. С. 288-290.

31. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Дистервег А. Избранные сочинения. М.: Изд-во Мин. проев. РСФСР, 1956. 341 с.

32. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. 1. Кн. 1.214 с.

33. Зажаев П.В. В какой мере удовлетворяются потребности различных национальностей Кавказа в образовании //На Кавказе, 1910, № 7-8.

34. Заманкулов В.М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985. С. 59-60.

35. Заседание Союза учителей //Жизнь, 1917, 21 июня.

36. Зикеев Н.В. Семенов Д.Д. как педагог //Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Мин-ва проев. РСФСР. С. 6-33.

37. Зикеев Н.В., Бирман Ю.Е. Л.Н.Модзалевский //Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1876. С. 322.

38. Известия Кавказского отдела императорского Русского географическогообщества (ИКОИРГО). Тифлис, 1903. С. 45-46.

39. Искра. Владикавказ, 1905, 18 декабря.

40. История Кабардино-Балкарской АССР. М.: Наука, 1967. Т. 1. 612 с.

41. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988.712 с.

42. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 г.). М., 1988. 823 с.

43. Исторический архив. 1958. № 1. С. 150-152.

44. Кабардей П. Народное образование в Кабарде //Новая Русь, 1910, 10 апреля.

45. Кавказский календарь на 1847 год. Тифлис, 1846. С. 256-263.

46. Кавказский календарь на 1851 год. Тифлис, 1850. С. 37-64.

47. Кавказский календарь на 1869 год. Тифлис, 1868. С. 387-388.

48. Кавказский календарь на 1872 год. Тифлис, 1871. 213 с.

49. Катукова З.М. Аксо Колиев и проблемы становления женского образования на Северном Кавказе (начало XIX в. 1917 г.). Владикавказ, 2000.134 с.

50. Калоев Б.А. Осетины. М.: Наука, 1967. С. 200-201.

51. Кануков И.Д. Заметки горца //Сочинения. Орджоникидзе, 1963. 512 с.

52. Кануков А. Общество родителей и педагогов //Бесплатный терский листок объявлений, 1909, 6 мая.5 3. Карачаевцы. Черкесск, 1978.413с.Ш

53. Ковалевский M.M. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886. Т. 1. 213 с.

54. Коменский А.Я. Материнская школа //Коменский А.Я. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 623 с.

55. Коменский Я.А. Великая дидактика //Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. 623 с.

56. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 623 с.

57. Копачев И.П. Развитие школы в Кабардино-Балкарии (XVIII 30-е годы XIX века). Нальчик, 1964. 312 с.

58. Косвен М.О. Адыгейский историк и этнограф Хан-Гирей //Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М.: Наука, 1961. С. 130-149.

59. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. 213 с.

60. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь, 1887. 345 с.

61. Кумыков Т.Х. Этапы и особенности развития общественной мысли Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи в XIX начале XX в. //Материалы конференции. Нальчик, 1976. С. 11-18.

62. Кумыков Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века. Нальчик, 1991. 267 с.

63. Кумыков Т.Х. О прогрессивном значении добровольного присоединения Кабарды к России //Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955. 116 с.

64. Кумыков Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик, 1957. 213 с.

65. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балка-рии в XIX в. Нальчик, 1965. 256 с.

66. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. 1. Т. 1.312 с.Щ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.