Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Блейх, Надежда Оскаровна

  • Блейх, Надежда Оскаровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 175
Блейх, Надежда Оскаровна. Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2000. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Блейх, Надежда Оскаровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Г.И.ДЗАСОХОВ - АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

1.1. Общая характеристика школы и общественной мысли в Осетии в конце XIX - начале XX в.

1.2. Жизненный путь просветителя - педагога и общественного деятеля

1.3. Первые выступления Г.И.Дзасохова в печати по педагогическим и общественным вопросам.

1.4. Начало педагогической деятельности Г.Дзасохова и его участие в российских революциях 1905-1907 гг.

1.5. Литературно-публицистические статьи педагога.

1.6. Г. Дзасохов о Коста Хетагурове как прогрессивном деятеле.

ГЛАВА II. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ В ПЕ -ДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ Г.И.ДЗАСОХОВА.

2.1. Г. Дзасохов о роли и значении передовой русской культуры для прогрессивного развития горцев.

2.2. Критика Г.Дзасоховым просветительской политики правительства на Кавказе и сословно-классовой и духовной школ.

2.3. Выступления Г.Дзасохова против ранней специализации образования и защиты им идеи общественного воспитания.

2.4. Воззрения Г. Дзасохова на проблему национальной народной школы.

2.5. Вопросы женского образования в творчестве Г.Дзасохова.

2.6. Г.Дзасохов о насущных задачах реформирования школы.

2.7. Взгляд Г.Дзасохова на желательный тип школы и систему образования для горских народов Северного Кавказа.

ГЛАВА III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г.И.ДЗАСОХОВА.

3.1. Дидактические положения Г.Дзасохова.

3.2. Г.Дзасохов о совершенствовании форм и методов обучения.

3.3. Воззрения Г.Дзасохова на роль двуязычия (русского и родного языков) в обучении горских детей.

3.4. Взгляд Г.Дзасохова на проблему учебника.

3.5. Высказывания Г.Дзасохова о связи школы с жизнью, с семейным воспитанием.

3.6. Выступления Г.Дзасохова по проблеме педагога.

3.7. Творческое содружество Г.Дзасохова с видными прогрессивными педагогами Северного Кавказа.

3.8. Вклад Г.И.Дзасохова в современную педагогику.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова»

Актуальность исследования. Знаменем нашего времени является духовное обновление общества, повышение его культуры, определенный дефицит которой мы сегодня испытываем; у людей возрастает интерес к своей истории, к своей культуре, что вполне понятно, ибо история - это память человечества, ее важно изучать, знать и помнить, она многому учит. Познание истории позволяет не только глубже осмыслить настоящее, но и предвидеть будущее. Отсюда столь повышенный интерес к отечественной истории образования, и к педагогическому наследию выдающихся представителей кавказских народов.

Это важно, прежде всего, потому, что в период обновления нашего общества нужны новые подходы к оценке педагогического наследия, преодоление односторонних идеологических установок относительно этого наследия и духовных ценностей общества.

С присоединением Северного Кавказа к России интерес русских ученых к его истории, этнографии, этнопедагогике и культуре резко возрос. Вместе с позитивными неременами, произошедшими после исторического акта присоединения Кавказа к России, менялись взгляды и характер деятельности народных просветителей и горцев этого региона.

Решающая роль в сборе историко-этнографического материала о кавказских горцах, в становлении и развитии кавказоведения и просвещения в крае принадлежала русской науке в лице ее передовых ученых-кавказоведов, к которым следует отнести историков: Н.Ф. Дубровина, Н.И.Надеждина, М.М.Ковалевского; этнографов и языковедов: П.К. Ус-лара, В.Ф.Миллера, Ф.И.Леонтовича, а также видных русских педагогов-кавказоведов: Д.Д. Семенова, Я.М. Неверова, Л.Н. Модзалевского и того же П.К.Услара.

Достижения современной северокавказской школы являются результатом развития педагогической мысли и образовательно-воспитательного опыта народов нашей страны и, в частности, самих северокавказских народов.

Одним из прогрессивных последствий присоединения Северного Кавказа к России было появление среди горцев этого региона своей народной интеллигенции, наиболее видные представители которой обучались в российских учебных заведениях и формировались под влиянием освободительного движения и передовой русской культуры; одним из ярких представителей передовой горской интеллигенции был и Г.И.Дзасохов (1880 -1918 гг.).

Общественно-политические взгляды и революционная деятельность Г.И.Дзасохова изучены достаточно хорошо. Что касается его просвети-тельско-педагогического наследия как наследия видного педагога горских народов конца XIX и начала XX веков, то оно до сих пор не подвергалось специальному исследованию.

Первые отзывы об общественно-политической деятельности Г.И. Дзасохова относятся к 1926 году, когда в московском журнале «Новый Восток» появилась статья В.Апухнина «Революционное движение 1905 года среди горцев Северного Кавказа», в том же году имя Дзасохова упоминается в сборнике документов «1905 год на Северном Кавказе», изданном совместно в городах Ростове-на-Дону и Краснодаре. В этом сборнике дается высокая оценка общественно-политической и публицистической деятельности Г.И.Дзасохова.

Попытку же рассмотреть просветительско-педагогическую деятельность Г.И.Дзасохова в самых общих чертах предпринял профессор М.С.Тотоев в работе «Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Осетии» (Орджоникидзе, 1962). Но в ней этому вопросу посвящен лишь один небольшой параграф.

Важной источниковой базой для решения проблемы нашего исследования является сборник статей и очерков Г.И.Дзасохова, выпущенный в издательстве «ИР» Северной Осетии в 1970 году под редакцией Х.С.Булацева, что дает нам возможность проанализировать и привести в систему педагогические воззрения педагога-просветителя. При этом автор указанного сборника не ставил своей целью сделать предметом исследования просветительско-педагогическую деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.

Частично вопросы, касающиеся педагогическо-просветительской деятельности Г.Дзасохова, затронуты в докторской диссертации профессора Е.Е.Хатаева «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. - 1917 г.) (М., 1996), в которой в рамках одного параграфа дана краткая характеристика педагогической деятельности педагога-публициста.

Вышеприведенные статьи и очерки М.С.Тотоева, Х.С.Булацева, Е.Е.Хатаева не решают проблему научно-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова. Анализ указанных трудов показывает, что их авторы не ставили своей задачей раскрытие педагогических воззрений Г.И.Дзасохова, который являлся одним из крупных и талантливых педагогов северокавказских народов, и несмотря на это до сих пор в Северной Осетии о нем нет защищенных диссертаций, нет и опубликованных монографий, в которых так или иначе бы была раскрыта его разносторонняя научно-публицистическая и просветительско-педагогическая деятельность. Вне поля зрения исследователей остаются педагогические воззрения Г.И.Дзасохова, его общепедагогические и дидактические положения, не выявлены его творческие контакты с северокавказскими просветителями по созданию народных школ для детей горцев и не обозначен его вклад в дело воспитания и образования северокавказских народов. Все вышеизложенное и побудило нас избрать темой исследования «Научно-педагогическую деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова».

Педагогическое наследие Г.И.Дзасохова многогранно. Будучи видным просветителем прогрессивной северокавказской интеллигенции начала XX века, он критиковал противоречивую школьную политику правительства на Кавказе, делающую приоритетным направлением в системе школьного образования этого края духовно-православное просвещение населения.

В своих публицистических выступлениях Г.И.Дзасохов отмечал как определенные сдвиги, достигнутые правительством в деле развития школьного образования на Северном Кавказе, так и порочные стороны жизни и деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение к духовным запросам горцев со стороны чиновников учебно-духовного ведомства, призванных, по выражению Г.Дзасохова, «заботиться о маленьких народностях», о воспитании и обучении детей этих народностей.

Педагогические воззрения Г.И.Дзасохова адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли России и Запада рассматриваемого периода, выдвигались им с позиции неимущих сословий, поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучаемой проблеме, ее неразработанностью, отсутствием по ней монографий или учебных пособий. Григорий Иванович Дзасохов был славным сыном осетинского народа, талантливым представителем его учительской интеллигенции, связавшим свою судьбу с борьбой за подлинно демократическую школу, и внес в ее развитие неоценимый вклад, что еще более актуализирует выбранную нами проблему исследования. Никто до настоящего времени не пытался систематизировать его научно-педагогическую биографию и педагогические воззрения полномасштабно. Эти вопросы требуют своего научного подхода и неотложного решения.

Объект исследования - школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.

Проблема исследования - особенности научно-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова, обусловленные характером общественно-педагогического движения народов Северокавказского региона в конце XIX начале XX вв. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность просветительской политики царского правительства, проводимой им на Северном Кавказе;

- показать этапы научно-просветительской и педагогической деятельности Г.Дзасохова и проанализировать его взгляды на роль и назначение народной школы;

- произвести анализ педагогической публицистики Г.И.Дзасохова;

- на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого процесса обосновать научно-просветительскую значимость выводов и положений диссертации для современной северокавказской народной школы и практики вузовского обучения.

Методологические основы диссертационного исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и школы, учение о диалектике и принципе историзма, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого. Автор исходит из того принципа, что при оценке духовного наследия недопустимо какое бы то ни было перечеркивание исторического прошлого и заслуг осетинского народа.

В процессе работы над диссертацией автором использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ архивных источников;

- теоретический анализ историко-педагогических, историко-этнографических, философских, литературных трудов до и послереволюционных авторов о культуре и просвещении народов Северного Кавказа;

- изучение и теоретический анализ учебных планов и программ дореволюционных церковно-приходских школ и гимназий Северного Кавказа;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории школы и педагогической мысли народов Северной Осетии.

Основными источниками исследования являются:

- архивные материалы и документы Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (фонды 11, 12, 19, 102), Центрального архива республики Северная Осетия-Алания (фонды 49, 102, 150, 802). В них отображается научно-публицистическая и педагогическая деятельность Г.И. Дзасохова, его участие в общественно-политическом и педагогическом движении и революциях 1905 и 1917 гг. Многие архивные документы вводятся в научный оборот впервые;

- педагогические и другие периодические издания России и Кавказа дореволюционной поры об истории школы и педагогической мысли горских народов;

- учебники, учебные планы и программы школ дореволюционной Северной Осетии;

- печатные труды по истории педагогики, диссертационные исследования, посвященные проблемам истории генезиса и развития народного образования Северной Осетии и Северного Кавказа;

- очерки и статьи Г.И.Дзасохова.

Организация и этапы исследования:

1. 1997 1998 гг. - предварительное ознакомление с проблемой развития народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа. Определение основных направлений научного поиска.

2. 1998-1999 гг. - определение методологии, методов, задач, источ-никовой базы исследования, сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и публицистических источниках.

3. 1999-2000 гг. - систематизация и обобщение материалов, подготовка и издание статей и историко-педагогических пособий по результатам исследования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- Решающим фактором формирования прогрессивно-демократического мировоззрения Г.И.Дзасохова стали влияние прогрессивной русской культуры и педагогики России, освободительное движение, развернувшееся в стране и на Кавказе в конце XIX и начале XX веков.

- Для формирования прогрессивных педагогических воззрений Г.И. Дзасохова решающее значение имели, в особенности, педагогические идеи К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого и других выдающихся представителей русской демократической педагогики XIX века.

- В своей деятельности Г.И.Дзасохов, как педагог и публицист всегда исходил из интересов интернациональной дружбы и солидарности между народами России и Северного Кавказа.

- В трудах, очерках и статьях, посвященных проблемам общественно-политической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, Г.И. Дзасохов изобличал произвол, учиняемый чиновниками Кавказской администрации и учебно-духовного ведомства над простыми тружениками, народными учителями.

- Г.И. Дзасохов настаивал на необходимости создания для горцев подлинно демократической системы школьного образования, в которой преподавание предметов велось бы на родном и русском языках. Педагог-гуманист выступал против оторванности школы от жизни, от народа. Он был за внедрение в практику активных методов обучения.

- В своих педагогических статьях и очерках Г.И.Дзасохов писал о засилье духовенства в школьных делах, вскрывал сущность антипедагогических методов работы священнослужителей, осуждал догматизм и схоластику в обучении.

- Г.И.Дзасохов писал о тяге горцев к свету, образованию, но вместе с тем, он выступал против устаревших обычаев и традиций, мешавших прогрессивному развитию горцев.

- Г.И.Дзасохов критиковал просветительскую политику правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности горцев и была на страже интересов имущих граждан.

- Для начального периода обучения горских народов Г.И. Дзасохов намечал широкую общеобразовательную программу, предусматривающую изучение горцами родного и русского языков, арифметики, истории, письмоводства, педагогики, греческого и иностранных языков. Важнейшим условием успешности школьного обучения Г.И.Дзасохов считал совершенствование системы психолого-педагогической подготовки учительских кадров.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что обобщенные и систематизированные понятия, идеи, характеризующие научно-педагогическую биографию Г.И. Дзасохова расширяют и углубляют наши представления и знания о прогрессивной педагогической мысли народов Северного Кавказа конца XIX -начала XX вв.

В диссертационной работе раскрыты прогрессивно-педагогические взгляды Г.И.Дзасохова на школу и просвещение многонационального Северокавказского региона в рассматриваемый период.

В работе проанализирована педагогическая публицистика Г.И. Дзасохова, исследованы его взгляды на идеал, цель и задачи воспитания подрастающих поколений, определяющие факторы всестороннего их формирования.

Обобщены взгляды педагога-публициста на систему школьного образования, его высказывания о желательных типах учебных заведений для горских народов Северного Кавказа.

В диссертационной работе охарактеризованы средства, методы и приемы воспитания и обучения детей в школе, выявлен вклад Г.И. Дзасохова в развитие прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов.

Введены в научный оборот новые малоизвестные материалы, способствующие устранению пробелов в педагогической биографии Г.И. Дзасохова.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения и выводы автора могут быть использованы в современной северокавказской школе, при чтении спецкурсов по истории школы и педагогической мысли северокавказских народов, а также в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.

Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы студентами при написании ими курсовых и дипломных работ. Они расширяют наши представления об истории просвещения и педагогической мысли народов дореволюционного Северного Кавказа.

Достоверность научных результатов обеспечена широкой источ-никовой базой, соответствием методов и поставленных задач цели исследования.

Апробация и внедрение в практику осуществлялось по мере подготовки и издания материалов исследования в печати. Основные положения и выводы диссертации отражены в монографии «Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000); в учебно-методических пособиях: «Основные научно-педагогические воззрения Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Начало педагогической деятельности Г.Дзасохова и его участие в российских революциях» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Г.И.Дзасохов о Коста Хетагурове как прогрессивном деятеле» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Вопросы организации школ и школьного образования северокавказских народов в педагогических трудах Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Дидактические взгляды Г.И.Дзасохова» (Владикавказ. Изд-во СОГУ, 2000); в статье Григорий Дзасохов - видный педагог-просветитель кавказских народов» (Карачаевск, 1999), используемых студентами при изучении ими спецкурса «Просветители горских народов XIX - начала XX в.», а также учителями общеобразовательных школ.

Результаты исследования регулярно обсуждались на межвузовских и региональных конференциях во Владикавказе, Нальчике, Пятигорске и других городах.

ГЛАВА К Г. И. ДЗАСОХОВ - АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Блейх, Надежда Оскаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационному исследованию «Научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения Г.И. Дзасохова», отметим, что богатейшее творческое наследие педагога представлено целым рядом блистательных публикаций, статей, педагогических трудов, литературно-критических исследований. Творческий путь Г.И. Дзасохова свидетельствует о том, что его публицистическое наследие Ф изучено неплохо, но остаются неисследованными его научнопедагогическая деятельность и педагогические воззрения, отражающие демократические тенденции прогрессивной педагогической мысли Запада и России конца XIX - начала XX столетий.

Г.И.Дзасохов являлся передовым общественным деятелем, вы-^ дающимся педагогом, видным просветителем северокавказских народов рассматриваемого периода и оригинальным литературным критиком, ф оказавшим позитивное влияние на развитие общественнопедагогической мысли этих народов.

Его воззрения по вопросам развития национальной школы являются составной частью общественной мысли Северной Осетии в дореволюционный период. Они определяют лицо передового учительства и, следовательно, представляют несомненный интерес для истории культуры осетинского народа.

Руководствуясь передовыми идеями и опытом российских педагогов

К.Д.Ушинского, Н.Пирогова и других), Г.Дзасохов до конца своей жизни боролся за практическое претворение их учения в жизнь. В публицистике он начал эту борьбу с 1904 года со статьи «Образовательное и воспитательное значение отечественного языка», а в практической ш работе — с первого своего урока во Владикавказском реальном училище.

Г.И.Дзасохов говорил о просветительской политике царизма, заостряя внимание на отрицательных аспектах ее проведения, особо выделял ее антинародную сущность, заключающуюся в насильственной русификации, игнорировании родных языков, которые он называл «руслом, самой природой созданными». Он подверг критике представителей учебно-духовного ведомства Кавказа за проводимую ими политику ущемления горских языков и насильственное привитие русского языка и нежелание понять их роль и место в системе народного просвещения горцев. Обращая внимание на постановку образования, педагог осуждал учебные программы духовных школ как христианского, так и мусульманского вероисповедания. Он считал, что поскольку эти учебные заведения далеки от народа, то они должны быть реорганизованы в министерские. Также осуждал педагог сословность и классовость образования, отстаивая его всеобщность и доступность для всех детей, независимо от достатка их родителей. Но все же выявленные недостатки просветительской политики на Кавказе Дзасоховым и другими видными представителями осетинской интеллигенции не умаляли той прогрессивной роли в развитии народного образования, которые она сыграла.

Рассматривая литературно-педагогическую деятельность Г.И.Дзасохова, можно наблюдать, как он широко и со знанием дела пользовался художественнЕ»1ми образами русской литературы, богатым арсеналом ее лучших достижений. Пройдя школу передовой русской журналистики, первый осетинский профессиональный критик смог творчески воспринять и достижения прогрессивной осетинской литературы, представленной прежде всего публикациями Коста Хетагурова. Именно Г.И.Дзасохову первому принадлежит честь издания книги о Хетагурове и именно он был первым из осетинской интеллигенции, кто с таким проникновением осмыслил в то время поэтический подвиг народного певца и более чем за полвека вперед предопределил ему в будущей осе-р тинской литературе «самое почетное место».

Важной особенностью педагогической деятельности Г.Дзасохова является защита им идеи общественного воспитания, которой он придавал главенствующее значение. Однако он не сбрасывал со счетов и социальную среду.

Григорий Иванович также был против того, чтобы вместе со средним школьным образованием выдавалось свидетельство о полученной

• профессии.

Григорий Иванович Дзасохов предлагал правительству свой план устройства национальных школ, осуждал схоластику и догматизм в обучении. Он считал, что горские школы должны быть доступными для всех желающих. Они должны быть общеобразовательными. Основное , внимание в них следует уделить изучению первоначально материнского, а затем и русского языков, так как посредством родного языка можно раскрыть способности, талант и предрасположенность человека к будущей деятельности. Не менее актуальны и его воззрения относительно остальных языков, преподаваемых в школах. Например, педагог рекомендует изучать из древних языков латинский, а из иностранных -немецкий или французский. Так, педагог, опережая время, определил постановку учебно-воспитательного процесса в национальных школах, отмечаемую в наши дни.

Понимая величайшее значение женщины в семье, в воспитании будущих поколений, Г.И.Дзасохов особое внимание уделял вопросам постановки женского образования в Кавказском крае. Он писал о необходимости создания специальной гимназии для горянок Кавказского региона, одновременно ставя вопрос и об открытии для них высшего ф учебного заведения.

Показывая несоответствие современного образования требованиям жизни, педагог высказывал ряд соображений относительно школьных реформ, призванных по его мысли, покончить с формализмом обучения и воспитания детей. Он хотел, чтобы школа не отставала от насущных потребностей общества, двигалась в ногу со временем, использовала достижения прогрессивной педагогической мысли как России, так и Западных стран. Г.И.Дзасохов призывает Министерство народного просвещения не останавливаться на полпути, а провести намеченные реформы до конца.

Вместе с другими представителями передовой горской интеллигенции и прогрессивной русской науки на Кавказе Г.И.Дзасохов выступал за светское начало в школьном деле. Он требовал от учебного ведомства вместо миссионерских семинарий, являвшихся анахронизмом и тормозящих умственное развитие народа, организовывать «народные осетинские гимназии», где бы каждый воспитанник мог свободно выявлять свои природные задатки и получать нормальное среднее образование.

Народная школа мыслилась педагогу основанной на демократических началах, где бы происходило не элементарное обучение грамоте и счету, не вдалбливание религиозно-монархических догм, а умственное развитие и понимание окружающего мира, общественных отношений должны статье ее целью. Народная школа должна подготавливать учащихся к самостоятельной разумной жизни и деятельности. Педагог ратовал за то, чтобы такая школа стала не только общедоступной, но и обязательной для всех без исключения сословий.

В своих выступлениях Г.И.Дзасохов указывал, что приобретение человеком индивидуального опыта в социальном окружении, в специальных образовательных учреждениях есть результат сложного взаимодействия развития, обучения, воспитания, где развитие - конечная цель обучения, которое вкупе с воспитанием является условием и основой развития, имеющего свои уровни, линии и направления. Сам же педагог считал, что самым естественным и целесообразным методом при обучении кавказских детей является такой метод, который опирается на наглядность и устность преподавания, но при этом пользуется систематическим содействием и родной речи учащихся. Он ценил полезность различных форм самостоятельной деятельности, проявляющихся в творческой активности воспитанников и в педагогическом поиске по улучшению методов преподавания на уроках педагогов.

Григорий Иванович был противником такой политики Министерства народного просвещения, при которой насильно насаждалось обучение русскому языку, как языку государственному, и совершенно игнорировались родные языки горцев. Он решительно протестовал против того, что всюду в инородческих школах постепенно изгонялся "их родной язык'1. Что касается качества знаний детей по русскому языку и другим предметам, то оно оставляло желать лучшего. Причину этого педагог видел в неправильной постановке образования и обучения родному и русскому языкам.

Просветитель понимал, что пробуждение умственных сил ребенка, развитие его мыслительной способности, его сообразительность есть не только само по себе благо, но и необходимейшее условие успешности обучения предметам школьного курса. Л это пробуждение и развитие возможны только тогда, когда в начальной школе обучение происходит на родном языке. Г.И.Дзасохов отмечал, что родная грамота не только составляет насущную необходимость для населения, но и крайне облегчает усвоение русского алфавита.

Педагог был за правильную постановку обучения родному и русскому языкам. Понимая, что родной язык и литература представляют собой богатейшую сокровищницу, куда многие поколения сложили лучшие произведения народного ума, величайшие и самые благородные проявления своего сердца и берегут ее, как зеницу ока, призывал учащихся изучать территорию своей родины, язык и литературу, сердцем и душою срастаться с настоящим и прошлым своего народа, становясь подлинно духовным сыном.

Г.И.Дзасохову также принадлежат весьма ценные высказывания по поводу правильности оформления учебника, ставшего в наши дни основным учебным пособием в школах. Они заключались в строгой научности изложения материала, тесной связи содержания с жизнью, систематичности и последовательности изложения с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся, простого стиля изложения, доступного для школьников и оптимального объема учебника, определяемого особенностями учебного предмета и возрастом учащихся.

Анализируя учебно-воспитательный процесс, Г.И.Дзасохов останавливался на усилении связи обучения с жизнью, с семейным воспитанием, находя «корень зла» духовной бедности учащихся «в удушливой атмосфере семейной жизни». Педагог свято верил, что «только с оздоровлением условий общественной и семейной жизни обновится и настроение молодежи».

Г.И.Дзасохов доказал в теории и показал на практике, что главная роль в школе принадлежит учителю, которого не могут заменить никакие программы, учебные планы и учебники. В крайне неблагоприятных условиях своего времени, когда над учителем возвышалась целая иерархия невежественных чиновников и попов, ведших полицейскую слежку за школой, просветитель выступал в защиту прав педагогов, пробуждая их самосознание, показывал величие учительской деятельности, неоценимую пользу ее для общественного прогресса.

Назначение педагогов, равно как и школы в целом, Дзасохов видел прежде всего в том, чтобы воспитывать подрастающее поколение в духе любви к своему отечеству, чтобы каждый ребенок мог получить не только возможно широкое образование, но и стать человеком, подготовленным к самостоятельной жизни и активной общественно-полезной деятельности.

Г.И.Дзасохов в творческом содружестве с другими горскими просветителями, придерживаясь гуманных позиций в общении с ребенком, рекомендовал педагогу проявлять к нему максимум уважения и любви, пробуждать в нем пытливость к знаниям и желание учиться. Он трактовал вопросы гуманизации и гуманитаризации образования в духе идей общечеловеческого воспитания. Тем самым хотел сделать школу подлинно демократической и народной, отвечающей задачам всестороннего формирования детбй.

Идеи Дзасохова и других видных мыслителей Северного Кавказа о наилучшем устройстве народного образования в крае не прошли бесследно. Под влиянием общественно-педагогического движения передовой кавказской интеллигенции начала XX века стал складываться наиболее приемлемый тип общественной школы с общечеловеческим направлением, отвергавшим узкий сословно-прикладной характер казенной школы и поддерживающий гуманность добрых человеческих отношений между учителями и учениками. Такой школы, которая должна была устранить недостатки существующей системы народного образования и направить его в нужное русло во имя приобщения кавказцев к мировой цивилизации.

Таким образом, педагогические идеи Г.И.Дзасохова носят прогрессивно-демократический характер. Многие дидактические принципы, рассматриваемые педагогом-гуманистом, не утратили своей актуальности и в современное нам время. Его воззрения сыграли важную роль в развитии общественно-педагогического движения на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX веков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Блейх, Надежда Оскаровна, 2000 год

1. Абаев В.Д. Из истории Юго-Осетии в первой русской революции 1905-1907 гг. /Сборник трудов к 50-летию революции 1905-1907 гг. Тбилиси, 1956. С.83.

2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до революции 60-к годов) /Сост. П.А.Лебедев. М., 1987. С.7-26.

3. Антология педагогической мысли России. Вторая половина XIX -начала XX вв. /Сост. П.А.Лебедев. М., 1990. С. 5 1 12.

4. Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1987.

5. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К. Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ, 1993. 415 с.

6. Ардасенов Н.М. Революционное народническое движение на Тереке. Орджоникидзе, 1987. С.З 14.

7. Аристова Т. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. С.7-8.

8. Бекоева Т А. П.К.Услар о цивилизаторской миссии на Кавказе //Просветительско-педагогические идеи П.К.Услара. Владикавказ, 2000. С.З 1-46.

9. Бекоева Т А. Просветительско-педагогические идеи П.К.Услара. Владикавказ, 2000. 210 с.

10. Берозов Б.П. Первая школа для осетинок-горянок //Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып. 3. Орджоникидзе, 1975. С.3-1 I.

11. Булацев С.Х. Гиго Дзасохов публицист-революционер. Орджоникидзе, 1982. 126 с.

12. Булацев Х.С. Осетинский публицист-революционер. Автореф. канд. дис. Л., 1967. С. 16.

13. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1917 гг.) //Материалы по истории Осетии: Сборник документов по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе, 1942. С.10-1 1.

14. Гаджиев A.C. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала, 1964. С. 14.

15. Гассиев A.A. Школьное дело между инородцами Кавказа //Гассиев А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С.236-237.

16. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993. СЛ.

17. Герцен А.И. Собр. соч. Т.7. М., 1956. С.198.

18. Гиго Дзасохов. Статьи и очерки /Сост. X.Булацев. Орджоникидзе, 1970. 305 с.

19. Гогебашвили Я.С. Как улучшить кавказскую народную школу //Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1987. С.201 207.

20. Гогебашвили Я.С. О воспитании человека-патриота //Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1987. С. 207 301.

21. Горький М. О литературе. М., 1955. С .42.

22. Джанаев А.К. Народы Терека в российской революции 1905-1907 гг. Орджоникидзе, 1988. С.179 191.

23. Джигкаев Ш.Ф. Осетинская литература. Орджоникидзе, 1980. С.З.

24. Джусоев А.Н. Коста Хетагуров. Сталинири, 1955. С.4 7.

25. Дзасохов Г.И. Коста Хетагуров. Р-н-Д., 1909. 45 с.

26. Дзасохов Г.И. К вопросу о письменных работах в женских гимназиях. Харьков, 1915. 15 с.

27. Дзасохов Г.И. Русское общество в произведениях Антона Чехова. Пятигорск, 1910. 12 с.

28. Добролюбов H.A. Полн. собр. соч.: в 8 т. М., 1936. Т.З. С.254.

29. Зангиев Х.М. Ардонская семинария. Орджоникидзе, 1965. С.39.

30. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000. С. N6.

31. Ильминский Н И. Беседы о народной школе //Избр. места из сочинений. М., 1993. С.50, 74-75.

32. Ильминский Н И. Об образовании инородцев //Антология педагогической мысли России. Вторая половина XIX начало XX вв. М., 1990. С.163 - 169.

33. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней, в 2 т. Орджоникидзе. Т. 1. 1987. 529 с.

34. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. С.29.

35. Краснов A.B. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. С.8.

36. Кочисов. В.К., Чеджемов С.Р. История развития народного образования в Осетии. Владикавказ, 1995.

37. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии, история, теория, практика. Владикавказ, 1997.

38. Культура и быт народов Северного Кавказа /Под ред. В.К. Гарда-нова. М., \96&. С. 276.

39. Лайпанов К.Т. Борьба большевиков за победу Советской власти в Карачае и Черкесии. Черкесск, 1962. С.53.

40. Ленин В.И. О воспитании и образовании //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции)/Сост. С.Ф.Егоров. М., 1986. С.314-315.

41. Ленин В.И. Развитие капитализма в России //Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.З. С.595-596.

42. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.23. С. 127.

43. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.36. С.420.44

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.