Просветительная система Мартина Лютера и ее интеграция в педагогическое наследие И. Я. Яковлева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Толстова, Елена Владимировна

  • Толстова, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 144
Толстова, Елена Владимировна. Просветительная система Мартина Лютера и ее интеграция в педагогическое наследие И. Я. Яковлева: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2000. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Толстова, Елена Владимировна

Введение.

I глава: Формирование личности на семейных и народных традициях с опорой на педагогическое наследие Мартина Лютера

1.1. Личность воинствующего реформатора Лютера и ее воспитательный потенциал.

1.2. Интеллектуальное и духовное воспитание родителей и детей в лютеровской системе народного просвещения.

1.3. Материальные памятники лютеровской реформации в информационно-аналитическом обеспечении страноведческого воспитания.

1.4. Натура и культура общения просветителя в афористической этнопедагогике.

1.5. Тридцать лютеровских рекомендаций по формированию свободомыслящей личности.

II глава: Просветительно-педагогическая система Лютера и сравнение ее с наследием И.Я.Яковлева как компонент компаративной педагогики

2.1. Общеледагогические параллели в просветительной деятельности Лютера и Яковлева и их интеграция в семейное и трудовое воспитание.

J 2.2. Гуманизм как цель, содержание и средство реформирования просвещения.

2.3. Лингвопедагогический аспект обучения на родном языке -составная часть патриотического воспитания.

2.4. Этнопедагогическое требование в сочетании с уважением и его функционирование в современных условиях.

Заключительные выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Просветительная система Мартина Лютера и ее интеграция в педагогическое наследие И. Я. Яковлева»

Исследователь приходит к истине через свой предмет. Не является исключением из этого правила и преподаватель иностранных языков. Имея всего десятилетний опыт воспитательной деятельности, нам трудно рассчитывать на успех в разработке рекомендаций для учителей, поэтому мы не претендуем на особую практическую ценность своей работы, хотя и осознаем, что она может служить твердой основой для нее. Однако, владея немецким, английским и французским языками, мы в состоянии внести определенный вклад в исследование зарубежной исторической педагогической мысли. С этой целью в данном исследовании мы остановили свой выбор на наследии Мартина Лютера, основоположника эпохи Реформации, включающей в первую очередь область народного просвещения.

В реформационной деятельности просветитель активно занимался и писательской работой; наряду с крупными произведениями его перу принадлежат и стихотворения, басни, духовные гимны, один из которых под названием «Могучая сила - наш господь» (Eine feste Burg ist unser Gott) стал основным боевым кличем Реформации и Марсельезой XVI века (1). Как известно, все писатели - народные просветители, а все великие педагоги - популярные писатели. Следовательно, Лютер является педагогом-писателем и литератором-педагогом.

Руководством к действию для просветителя служили разум, вера и совесть. Он считал, что неправомерно поступать против совести и в своей просветительской деятельности лейтмотивом избрал выражение «На том стою и не могу иначе». Действуя против формализации христианской церкви, он пришел к выводу, что правда Божия не зависит от закона, и в упорной борьбе защищал это свое учение, проявляя при этом не только страстность, но и нетер-^ пимость, нередко занимая крайнюю позицию к идейным оппонентам. То есть, реформатор-педагог был воинствующим проповедником.

Доктор теологии Виттенбергского университета постоянно подвергал сомнению некоторые учения католической церкви, божественное установление папского верховенства, безошибочность вселенских Соборов. Он настаивал на праве каждого христианина толковать Писание и участвовать в преобразовании церкви ради духовного обновления человека-личности. Исходя из этого, мы можем смело утверждать, что Лютер еще пять столетий тому назад твердо верил в неизбежность демократизации нравственного воспитания народа.

Но не одними этими факторами детерминирован выбор темы исследования и подсказана актуальность научного анализа просветительской деятельности реформатора. Решающую роль в определении круга проблем сыграли следующие обстоятельства:

1. Отечественная педагогическая наука в своем развитии на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры оказалась в русле реформирования системы образования и воспитания и шагает в ногу с интенсивно проводимыми социально-экономическими преобразованиями. О целесообразности оглядываться назад в подобных ситуациях историческая педагогика напоминала всегда, и опыт Реформации исследован ее приверженцами всесторонне, однако главный реформатор в лице Мартина Лютера как основателя на-in родной школы, создателя национального языка, автора учебников для трудовых масс остается до сих пор незаслуженно в тени. Реформатор-гуманист, педагог-проповедник, практик-народник, чья просветительская позиция отражена в 51 томе его сочинений (Веймарское издание 1883 года), составляющих часть духовного наследия человечества, изучается людьми разных поколений, национальностей и вероисповеданий, и на этом фоне видеть его дела изложенными на одной странице (2) кажется несправедливым. Взгляды реформатора на человеческую личность, воспитание и образование пережили его эпоху, страну и бюргерство, и сегодня они представляют живой интерес как для теоретиков, так и для практиков, дают возможность обратиться к вечным ценностям, практически подходить к анализу накопленного опыта, позитивно оценивать сегодняшние сдвиги и с оптимизмом смотреть в будущее. Недооценку вклада педагогики Реформации в народное образование мы объясняем противоречивым отношением власть предержащих к бурной деятельности Лютера в реформировании церкви как посредника между богом и человеком, использовании школы при распространении нового вероучения, в критике монастырских школ за превращение своих питомцев в «ослов и болванов», в осуществлении чтения Библии народными массами, в осуждении античной философии (Аристотеля он называл лукавым язычником). В своем исследовании мы попытаемся доказать, что народные школы, школы грамоты, школы на родном языке (в небольшой стране Вюртемберг Лютером было открыто 156 школ) заслуживают особой главы в истории педагогики и народного образования. Нашей задачей является доказать, что Лютер - не старина, а живой голос современности.

2. Общеизвестно, что зарубежная педагогическая мысль оставила науке о воспитании также исключительно богатое прогрессивное наследие: проблема формирования личности стояла перед человечеством на протяжении всей его истории, постоянно пополняясь новым содержанием, впитывая в себя опыт и знания предшественников. Всестороннее и гармоничное развитие личности, максимальное использование ее духовных и физических способностей с учетом социального заказа общества всегда являлись стратегическим ориентиром экономических и образовательных реформ, в основе которого лежит соединение обучения и воспитания с производительным трудом. Среди выдающихся зарубежных мыслителей и педагогов традиционно называют имена представителей Западной Европы Франсуа Рабле, Томаса Мора, Томазо Кампанел-лы, Ян Амос Коменского, Джерарда Уинстенли, Джона Локка и других (3), но тщетно искать среди них имя первого реформатора в истории человеческой культуры Мартина Лютера, выступавшего за упрощение, удешевление и демократизацию религиозной морали, за признание приоритета личной веры перед внешними проявлениями этой веры. Направленное первоначально на реформирование церкви, движение Лютера привело к возникновению в Европе лютеранства, в основу которого было положено просвещение народа. Деликатность данной темы и вероятность предположения, что у Лютера нет прямых указаний на трудовое воспитание, могли сыграть при этом определенную роль. Однако в этой связи можно заметить, что в эпоху Реформации трудовое воспитание происходило естественным путем, проблемы воспитания решались в труде и через труд, речь шла об образовании трудового народа, и в этом деле Лютер оказался глашатаем эпохи грамотности, образования юношества обоих полов, усиления роли печатного слова. Кроме того, у реформатора есть прямые указания на необходимость учить занимающихся земледелием и ремеслами хотя бы по два часа в день добрым нравам, религии и наукам. При этом занятия следовало проводить легким методом, который не отвращал бы от обучения, а завлекал бы как приманка, чтобы обучаемые испытывали от занятий такое же удовольствие, как и от игры. Мартина Лютера, первым высказавшим мысль о всеобщем начальном образовании, следует считать основателем народной школы в Германии, где в учебный план предлагалось ввести рукоделие для девочек (4).

Поэтому считаем, что Лютеру как главе Реформации в прогрессивной зарубежной педагогике должно отводиться особое и солидное место. Наше исследование может внести определенный вклад в решение данной задачи.

3. Целесообразно обратить внимание на признание этнической педагогикой исключительного вклада Лютера в практику и теорию науки о воспитании личности, что дало возможность чувашским, германским и российским студентам посвящать свои курсовые и дипломные работы просветителю-реформатору и в обобщенном виде доказать, что создатель народной школы в своей педагогической практике принимал только движение вперед. Этим он заслужил народную славу во всех немецких землях навсегда и в разных слоях населения и сферах деятельности, хотя против него восстал сам кайзер. Работы показывают, что поражение в крестьянской войне не сломило его в бурной работе по созданию национального языка и открытию народных школ, реформированию университетов и церквей, осуществлению программы, заземленной на народ. Из исследований видно, что для Лютера просвещение равно социальной заботе о семье, о стариках, больных и сиротах и является высшей целью государства, что стало доброй традицией во всех цивилизованных странах.

В этнопедагогическом исследовании доказательством значимости Лютера для воспитания считается прежде всего популярность имени и дела реформатора в народе, среди революционных демократов, любимых широкими массами деятелей. Научная биография

Лютера интересовала самого Энгельса; труды реформатора через немецких переселенцев расходились по всей России; на страницах просветительской литературы им уделялись лучшие позиции; живой интерес к ним проявлял царь Иван Г розный; в 1712 году Петр I посетил могилу, библиотеку и комнату немецкого просветителя; трехтомную биографию Лютера изучал Александр Сергеевич Пушкин, а Лев Толстой 19 июля 1860 года оставил в Киссингене запись: «Читал историю педагогики. Лютер велик». В этом заключено народное признание величия Лютера как просветителя, чьи труды являются духовной и философской основой педагогики. При изучении нравственно-этических норм воспитания великий русский писатель (все великие писатели - народные педагоги) 60 раз ссылается на великого немца. Исследователи России В. Новиков, С. Маргаритов, А. Бергер, А. Косульский посвящали Лютеру специальные труды. За 1826-1857 годы издано 67 томов сочинений реформатора во Франкфурте и Эрлангене (5).

Следовательно, и в этнической педагогике возможны специальные параграфы, посвященные педагогике Реформации во главе с Лютером. Мы не только поддерживаем это мнение, но представляем этнопедагогике дополнительные материалы в оригинале.

4. Очевиден парадоксальный факт, когда ни имя, ни труды Лютера не представлены в учебниках по немецкому языку, хотя история немецкого языка, которую проходят будущие учителя немецкого языка в педагогических вузах, не обходит реформатора вниманием, то есть налицо расхождение между вузовской теорией и школьной практикой. Создатель немецкого литературного языка вне учебника этого языка - этот недостаток следует исправить, что и делают успешно книги для учащихся в Баварии. Так, в Альбрехт-Апьтдорфер гимназии г. Регенсбург немецкие учащиеся непременно проходят тему Реформации в курсе истории литературы и усваивают вклад Лютера в развитие национального языка и поэзии и признают его sprachwissenschaftliche Genialitat und seine entscheidende Tat in der Bibelubersetzung (языковедческую гениальность и его судьбоносную деятельность по переводу Библии) (6).

Наиболее существенным этапом в развитии и закреплении письменной нормы новонемецкого литературного языка является период Реформации и деятельность Лютера» (7). Борьба за родной язык была для просветителей одним из существенных мотивов педагогической направленности реформации, оказавшейся эпохой великих социальных потрясений, всколыхнувших все общественные классы. Выступая с брошюрами агитационного характера, Лютер внес неоценимый вклад в объединение Германии и одерживал победы одну за другой в деле преподавания на родном языке, сделав его доступным широким слоям сельского и городского населения.

В то время как исследователи считают Лютера создателем общегерманского языка, по-крестьянски скромный реформатор не причисляет себя к новаторам и всячески увиливает от похвал, повторяя: «Я не имею своего особого немецкого языка, я пользуюсь общим немецким языком так, чтобы меня одинаково понимали южане и северяне. Я говорю на языке саксонской канцелярии, которой следуют все князья и короли Германии» (8). Так, благодаря Лютеру Саксония становится культурным центром всей Германии и приобретает особый авторитет в нормировании языка. Сам же Лютер, лишь формально оставаясь сторонником канцелярского языка, на деле сознательно выступал против канцелярского стиля, стремился приблизить письменный язык к народному, пользовался богатством и выразительными средствами живой речи, обогащал его идиоматической образностью.

Отмеченные четыре обстоятельства иллюстрируют конкретную роль Лютера в лингвистическом воспитании народа и создании категориального аппарата исторической педагогики, что не могло не укрепить нашу убежденность в необходимости исследования его наследия, в актуальности рассмотрения педагогики Реформации на основе привлечения немецкоязычного лютеранского наследия.

Выбрав объектом исследования прогрессивный зарубежный педагогический опыт прошлого, мы сознаем степень ответственности и не переоцениваем свои возможности, ибо данное направление глубоко изучено, и ряд выдающихся педагогов внесли в него свой неповторимый вклад - Г.Н. Волков, основоположник этнопеда-гогики на основе исследования опыта воспитания народов дальнего и ближнего зарубежья (9); С.Я. Лурье, всесторонне изучивший педагогическое наследие Демокрита (10); Х.Х. Талашов, исследователь идей ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья (11); К.И. Салимова, представившая на высоком научном уровне историю трудового обучения в Англии и других европейских странах (12); Г.Б. Корнетов, доказавший развитие передовых цивилизованных идей Востока и Запада в современной школе (13); Л.Н. Ладыженский, посвятивший себя исследованию школьного строительства в Швеции, Норвегии, Дании и Германии (14); Э. Лавлей, исследователь народных школ более 30 стран, всех штатов Америки, 23 кантонов в Швейцарии, 7 Нидерландских колоний в отдельности (15); Ф. Диттесь, представивший во всех подробностях историческое развитие первоначального обучения, народную школу как общественное образование во многих странах (16) и другие известные отечественной педагогической науке деятели. Поэтому мы резко сужаем цель своей работы и ограничиваем ее рамками исследования воспитательной деятельности Мартина Лютера, последовательно решая следующие задачи, направленные на:

1. определение роли и места Лютера в прогрессивной педагогической мысли,

2. доказательство традиционности и современности лютеранской педагогики,

3. выявление параллелей в воспитательной деятельности Лютера и Яковлева,

4. селекцию учебно-воспитательного материала из творческого наследия реформатора для практического применения.

Решение указанных задач достигается с опорой на немецкие источники, имеющиеся в нашем распоряжении. О них можно судить хотя бы по таким количественным параметрам: в книге "Luther. Padagogische Schriften" приведен список работ, посвященных исключительно педагогической деятельности реформатора, в который включены 18 монографий, по теме «Лютер - воспитатель» приведено 32 работы, наследие просветителя по социальной этике рассматривается в 31 труде, эпоха Лютера представлена в 27 источниках, всесторонний анализ его педагогической деятельности дается в 13 книгах (17). Научные издания трудов Лютера осуществлены в таких университетах с мировыми именами как Берлинский и Геттин-генский; важнейшими книгами, посвященными просветительской деятельности Лютера через теологию, ученые считают 11 трудов (18). Однако больше всего поражает количественными данными книга "Luther. Mensch zwischen Gott und Teufel", где в списке цитируемой литературы находим 12 наименований, в примечаниях по теме «Германское событие» указано 48 авторов, по темам «Событие средневековья» - 23 источника, «Сверхбытие» - 42, «Шаги перед Реформацией» - 58, «Реформационный прорыв» - 56, «Воинствующий реформатор» - 69, «Реформаторская двойственность» - 38, «Вопреки дьяволу» - 58, «Личность и поступок» - 66. Эти данные поражают любого исследователя, ибо они доказывают широту кругозора Лютера, всеобщий интерес к его личности, безграничные возможности для исследования его педагогических идей (19). Поэтому понятно наше желание видеть реформатора среди первых величин в истории зарубежной педагогики, для чего требуется работа по превращению данного выше количества в качество в аспекте исследования содержания работ Лютера и книг о нем. Нам как исследователям трудно себе даже представить, как один просветитель может оставить такой глубокий след в теории и практике воспитания, в формировании национального сознания через просвещение. Но на наш взгляд, Лютер - классик педагогической литературы.

Работая над некоторыми указанными педагогическими источниками, давая соответствующую оценку взглядам просветителя, мы учитываем конкретно-исторические условия и допускаем, что ряд идей Лютера для современной педагогики кажется общеизвестным, но многие его мысли могут быть эффективно использованы и в современной школе с целью активизации учебно-воспитательного процесса, реализации связи обучения и воспитания с жизнью, с общественно-производительным трудом, выработки эстетических и морально-этических норм, экологических знаний. Это свидетельствует о воспитательном потенциале учения Лютера, который необходим в первую очередь в гуманистическом воспитании.

Характер нашей диссертационной работы предполагает, чтобы основными методами данного педагогического исследования стали сравнительно-исторический метод и работа над литературными источниками. Открывая дверь в творческую лабораторию реформатора, мы имеем возможность на лучших, на наш взгляд, образцах предложить педагогам новый подход к педагогической деятельности Лютера. В обобщенном виде наш метод изучения педагогического опыта Реформации в свете разных концепций, теорий на стыке педагогики с другими науками позволяет выдвинуть аргументированную гипотезу о вечновременном значении педагогических идей Лютера, о его высоконравственности как личности, о его достойном подражания поведении, о моральных свойствах. Главными нравственными стимулами педагогической деятельности Лютера, важнейшими этическими категориями, характеризующими ее, являются такие понятия как долг, честь, совесть, счастье, добро, и справедливость. Они усиливают внимание к внутренней позиции воспи-туемого через труды реформатора.

Центральное место в нашей работе занимают накопление, анализ и теоретическое обобщение, объяснение собственных, новых в научном отношении фактов и материалов из педагогического опыта лютеровского просвещения. Научная новизна нашего исследования выражается в доказательстве места Лютера в исторической педагогике в одном ряду со своими знаменитыми педагогами -соотечественниками - Генрихом Песталоцци, Иоганном Фридрихом Гербартом и Адольфом Дистервегом, а также в одной главе вместе с Ян Амос Коменским, Эразмом Роттердамским и Франсуа Рабле. Для достижения этой задачи нами доказывается прогрессивность лютеранства в реформировании просвещения без коренной ломки, но при обязательности образования всех граждан; анализируется подход реформатора к традициям как новаторству по принципу сохранения добрых традиций и искоренения античеловечных; выявляется современность его взглядов на социальные аспекты воспитания. Нами впервые предпринята попытка в сравнительном плане изучить общность идей гуманистов Яковлева и Лютера, а также представить практический материал из богатого наследия Лютера для применения в процессе воспитания.

Рассматриваемая нами проблема личности в истории не нова, ибо о преобразующей роли великих людей в судьбах человечества в устной и письменной формах говорили, говорят и будут говорить вечно. В диссертационной работе нет попыток доказать, что в период Реформации с конечной целью просвещения воспитательная деятельность в Германии и Европе творилась по воле и желаниям критически мыслящей бескомпромиссной личности Лютера в русле теории «героев и пассивной толпы». В нашу скромную задачу входит лишь доказательство на примере роли реформатора в педагогической истории, как целеустремленный просветитель стал выдающейся личностью потому, что его идеи и дела соответствовали потребностям духовно-нравственного развития общества, выражали

Щ стремления простого народа к свету и указывали ему путь для выхода из духовного рабства. Одной из важнейших особенностей личности вождя Реформации мы считаем его умение сочетать практическую деятельность по открытию народных школ с глубоким теоретическим обобщением хода германской истории. т

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Толстова, Елена Владимировна, 2000 год

1. Курило О.В. Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагогам., 1996. - С. 8

2. Ганелин Ш.И., Голант Е.Я. История педагогики.-М., 1940. С. 34

3. Салимова К.И., Корнетов Г.Б. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль. Т. 1-М., 1988. -447 с.

4. Курило О.В. Указ. соч. С. 10

5. Wolkow G.N. Das reformatorische, sitlich-ethische und pada-gogische Wirken Martin Luthers// Padagogik. Psychologie.-Erfurt, 1983, N 10.-S. 15-32

6. Grabert W. und Mulot A. Geschichte der deutschen Literatur.-Munchen, 1970. -S. 89

7. Жирмунский B.M. История немецкого языка.-М., 1956. С. 788. Там же. С. 79

8. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1974. 375 с.

9. Салимова К.И., Корнетов Г.Б. Указ. соч. С. 1111. Там же. С. 1312. Там же. С. 36, 9 - 46

10. Корнетов Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизованного подхода.-М., 1998. 321 с.

11. Ладыженский Л.Н. Образцы школьного строительства на Запа-де.-М., 1915. -215 с.

12. Лавлей Э. Народное образование.-С.-Петербург, 1873. 560 с.

13. Диттесь Ф. Методика первоначального обучения.-С.-Петербург, 1876.-384 с.

14. Luther. Padagogische Schriften.-Schoningh, 1969. -214S.

15. Genthe H.J. Martin Luther. Sein Leben und Denken.-Gottingen, 1996. -343 S.

16. Obermann H.A. Luther. Mensch zwischen Gott und Teufel.-Berlin 1982. -380 S.

17. Цит. по указ. соч. Курило О.В. С. 224.21. Там же, С. 229.

18. Бабанский Ю.К. Педагогика.-М., 1983. С. 344

19. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. Т.1.-М. 1988.-С. 232.

20. Бердяев Н.А. О назначении человека.-М., 1993. С. 85-86, 95 97, 269-271.

21. Seume J.G. Mit dem Stempel der Wahrheit.-Leipzig, 1964. S. 69

22. Цит. no указ. соч. Obermann H.A. S. 308 - 315

23. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей.-M., 1997. С. 53

24. Цит. по указ соч. Genthe H.J. S. 343

25. Цит по указ. соч. Курило О.В. С. 3330. Там же. -С. 12-79

26. Heine Н. Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutsch land// Werke und Briefe in zehn Banden. Band 5,-Berlin, 1961. S 200

27. Цит. по указ. соч. Курило O.B. С. 23433. Там же,-С. 159

28. Воронцова В.В. Чаша мудрости.-М.,1978. С. 356

29. Цит. по указ. соч. Luther. Padagogische Schriften. С. 183

30. Цит. по указ. соч. Курило О.В. С. 114

31. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры -Чебоксары, 1996. С. 86

32. Цит. по указ. соч. Genthe. С. 199

33. Цит. по указ. соч. Волков Г.Н. Этнопедагогика. С. 38

34. Aland К. Lutherlexikon.-Gottingen, 1989. -S. 350

35. Цит по указ. соч. Курило О.В. С. 108

36. Цит. по указ. соч. Obermann Н.А. С. 97

37. Цит. по указ. соч. Курило О.В. С. 15744. Там же. С. 77

38. Макаренко А.С. Книга для родителей. Т. IV. Соч.гМ., 1957. С. 338

39. Krupskaja-Heftr Halle, 1970. S. 7-31 Krupskaja-Heft.-Halle, 1980. -S. 36-39

40. Сухомлинский B.A. Сердце отдаю детям.-Киев, 1974. С. 10, 97, 217

41. Schiller F. Werke in 4 Banden. 2 Bandr-Leipzig, 1962. S. 554

42. Григорьев B.M. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности/ Дис. в виде научного доклада на соиск. уч. ст. доктора пед. наук.-М., 1998. 66 с.

43. Stolz U. Der kleine Ratgeber fur Grofceltern.- Hamburg, 1994. 172 S.

44. Miller R. Sozialismus und Ethikr Berlin, 1984. S. 5

45. Porz A. Martin Luther in der Landeskunde der DDR// Deutsch als Fremdsprache.- Leipzig, 1983, N 4. S. 19353. Там же. -С. 19454. Там же.

46. Будагов Р.А. Человек и его язык.-М., 1974. С. 4

47. Цит. по указ. соч. PorzA. С. 19557. Там же.

48. Deutsch als Fremdsprache.-Leipzig, 1983. S. 199

49. Будагов P.А. Литературные языки и языковые стили.-М., 1967. -С. 332-350

50. Цит. по указ. соч. Porz А. С. 196

51. Литературная Энциклопедия. Т. 7.-М., 1934. -С. 732

52. Luther. Paedagogische SchriftenrSchoningh, 1969. -S. 5- 17

53. Цит по указ. соч. Porz А. С. 197

54. Хохлов А.А. Развитие познавательного интереса старшеклассников при изучении материальных памятников истории и культуры в учреждениях дополнительного образования. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.-Киров, 1998. С. 20

55. Курило О.В. Указ. соч. С. 5

56. Цит. по указ. соч. Aland К. 437 S.

57. Харламов И.Ф. Педагогика. Курс лекций. Минск, 1979. С. 8-9

58. Бабанский Ю.К. Педагогика.-М., 1983. С. 14

59. Цит. по кн. Иванов В.А. Педагогическая ориентация обучения немецкому языку в средней школе.-Чебоксары, 1991. С. 26-27

60. Ушинский К.Д. Указ. соч. Т. 2гМ.-Л., 1948. С. 63-64

61. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспита-ниягМ., 1993.-86 с.

62. Duden. Redewendungen und sprichw6rtliche Redensarten. Mannheim/ Leipzig/ Wien/ Zurich, 1979. - 864 S.

63. Graf A.E. 6000 deutsche und russische Sprichwoter. Halle, 1960. - S. 9-24

64. Hankammer P. Die Sprache, ihr Begriff und ihre Deutung im 16. und 17. Jahrhundert.-Hildesheim, 1965. -S. 4775. Там же. С. 55

65. Цит. по указ. соч. Н. Heine. С. 212

66. Иванов В.А. Немецко-чувашская сравнительная этническая пе-дагогика.-Чебоксары, 1998. С. 75

67. Иванов К.В. Нарспи.-Чебоксары, 1994. С. 10

68. Iwanow W.A. Narspi (перевод на нем. яз.).-Чебоксары, 1990.-С. 6

69. Федотов М.Р. Исследователи чувашского языка.-Чебоксары, 2000.-151 с.81

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.