Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка: Личность, опыт, идеи, современное значение тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Михайлова, Луиза Валентиновна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Михайлова, Луиза Валентиновна
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы педагогической концепции Джона Локка 10
1.1. Философские и психолого-педагоги^еские идеи Локка в контексте его просветительной деятельности 10
1.2.Личность Джона Локка как просветителя и ее педагогический потенциал в саморегуляции разумного поведения воспитуемых 28
1.3. Толерантность как черта социально-нравственной личности и проблема ее формирования в педагогической системе английского просветителя 47-
ГЛАВА 2. Деятельность — естественный фактор приобщения личности к различным формам социального опыта 58
2.1. Воспитание высоконравственной личности через приобретение внешнего опыта как целевая установка в педагогике Локка 58
2.2. Эффективность методов нравственного воспитания в педагогике английского просветителя V.-;. 80
2.3. Стимулирование умственной деятельности как средство закрепления положительного опыта нравственного поведения личности 108-
ГЛАВА 3. Интеграция идей Джона Локка в современное образование и воспитание 133-168 3 .1. Обращение к идеям английского просветителя в современной воспитательной практике 133
3.2. Педагогические требования Локка в современной практике физического самосовершенствования личности 147
3.3. Творческое наследие Джона Локка в сфере высшего педагогического и юридического образования 153
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие гуманистической педагогической мысли тюркскими просветителями Золотой Орды2012 год, кандидат педагогических наук Гарипова, Алия Накиповна
Просветительско-педагогическое учение М.М. Сперанского: историческое и современное значение2006 год, доктор педагогических наук Румянцева, Наталия Михайловна
Этнопедагогические идеи и просветительская деятельность Н.М. Охотникова2004 год, кандидат педагогических наук Воробьева, Инна Валериановна
Гуманизм педагогического наследия французских просветителей и их последователей2000 год, кандидат педагогических наук Кириллова, Любовь Витальевна
Идеи народной педагогики в развитии образования и в творчестве казахских просветителей в период присоединения Казахстана к России: Первая половина XVIII - середина XIX века2002 год, кандидат педагогических наук Успанова, Клавдия Жаркеновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка: Личность, опыт, идеи, современное значение»
Актуальность темы исследования
Активный процесс гуманизации образования в современных условиях развивается в двух направлениях: первое - использование всего нового, прогрессивного, чем располагают сегодня педагогическая теория и практика в нашей стране и за рубежом, второе - обращение к лучшим достижениям прошлого, к трудам представителей отечественной и зарубежной педагогики, творческие искания которых были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека. Прогрессивный опыт прошлого отвечает задачам настоящего времени и избавляет от необходимости заново открывать педагогические истины, уже известные предшествующим поколениям. Для видных педагогов прошлого было бесспорно то, что в духовном, экономическом и культурном возрождении государства приоритетная роль должна принадлежать воспитанию и образованию, что отвечает тенденциям социального развития общества и в наши дни. Исходя из этого, мы считаем, что изучение лучших педагогических достижений прошлого, исследование и анализ важнейших направлений в истории педагогической мысли принесут не меньшую пользу в развитии современной системы образования, нежели те или иные нововведения. Данный тезис мы докажем в ходе исследования педагогического наследия Джона Локка.
Современное состояние педагогической науки определяется обращением ученых к исследованию и разработке таких проблем, как особенности формирования творческой личности, специфика становления индивидуальности учащихся, пути и способы самореализации, формирование собственных способностей воспитанников, личность как реальный субъект собственных форм жизнедеятельности, истоки и механизмы "проблемности" как состояния мышления и духовного мира воспитуемого. Не только теория, но и педагогическая практика нуждается в реализации идей милосердия, равноправия, уважения к личности ребенка и его достоинству. Это та мысль, которая не стареет и проходит красной нитью через творчество английского реформатора.
Идеи английского просветителя оказываются особенно актуальными в свете данной тенденции развития современной педагогики. Педагог приходит к истине через преподаваемый им предмет. Не является исключением из этого правила и преподаватель иностранных языков. Владея английским и немецким языками, работая с иностранными источниками, имея двадцатилетний просветительный и педагогический опыт, мы полагаем, что в состоянии внести определенный вклад в исследование зарубежной исторической педагогической мысли. Мы рассчитываем и на особую практическую ценность своей работы, ибо сознаем, что некоторые наши рекомендации могут быть успешно использованы учителями и воспитателями в повседневной деятельности.
Вековечные ценности в историческом опыте воспитания и образования выявляются и объективно представляются научной общественности в результате историко-педагогического анализа процесса возникновения, становления и функционирования традиционной культуры поведения личности. Речь идет о нравственности как состоянии души, которая является глобальной, но с национально-этнической фактурой. В условиях конструктивного диалога культур народы духовно обогащаются, постигая культурные достижения друг друга. В результате происходит умножение существующих и появление новых ценностей. Наша попытка ретроспективной реконструкции прошлых, по содержанию и значению современных идей воспитания с привлечением многогранной педагогической, научной, государственной и врачебной деятельности Локка, аккумулировавшего всё многообразие западноевропейской цивилизации, может быть полезной в процессе единения Европы и в области воспитания.
Указанные обстоятельства подсказали нам необходимость остановить свой выбор на трудах и просветительной деятельности Локка, внесшего значительный вклад в науку о воспитании: его ценные идеи и практические советы не только сохранили свое значение, но и приобрели особую актуальность в условиях глобализации.
Как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе содержится достаточно материалов о Локке. Следует отметить, что философские, политические, экономические взгляды английского просветителя глубоко изучены и проанализированы учеными. Дореволюционная литература о Локке представлена работами таких авторов, как Е.Ф.Литвинова, П.Ф.Николаев, В.Серебреников, Боурн (H.R.F. Bourne), Т.Фаулер (Th. Fowler), А.Фрезер (A.C.Fraser). Из постреволюционных исследователей творческого наследия Локка выделяются прежде всего К.В.Гребенев (1929) и Д.Рахман (1924). Современные отечественные ученые И.С.Нарский, Г.А.Заиченко, П.Г.Рахубо, Б.В.Мееровский, Н.В.Мо-трошилова внесли заметный вклад в изучение философского учения Локка. Среди работ, опубликованных за рубежом о Локке, выделяются труды Дж.Иол-тона (J.W.Yolton), Дж.Макки (J.L.Mackie), Г.Пэрри (G.Parry), М.Селигера (М.Seliger), Р.И.Аарона (R.I.Aaron). Тем не менее, история исследования и оценки воспитательной платформы Локка не отличается большим богатством и разнообразием. Среди авторов, анализирующих позицию Локка в области воспитания, можно назвать В.Ермилова (1905) и М.Ф.Шабаеву (1939), E.H.Медынского. Отдельные аспекты педагогической системы английского просветителя нашли определенное отражение в небольших по объему современных публикациях К.Д.Авдеевой, А.Н.Шиминой, В.А.Ротенберг, В.Н.Липника, А.Плеханова, Е.По-варовой, В.Кумарина. Недостаточно отражена педагогическая теория и в зарубежной литературе, о чем свидетельствует наш анализ, проведенный в ходе исследования. Нам удалось найти работы следующих авторов: Г.Бэнтока (G.H.Bantock), Г.Каунтса (G S.Counts), Дж.Перкинсона (H.J.Perkinson), Р.Раска (R.R.Rusk).
В то же время всесторонний анализ имеющихся публикаций свидетельствует о том, что педагогические идеи Локка не подвергались целостному, систематическому, последовательному и относительно завершенному анализу. Мы попытались в нашей работе приблизиться к реализации этой задачи. С учетом вышеизложенного и анализа литературы о педагогическом наследии Локка и целей, стоящих перед педагогической теорией и практикой современности, сформулирована проблема исследования: каковы педагогическое содержание просветительной деятельности Джона Локка и возможности его интеграции в современное социально-нравственное воспитание? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является творческое наследие Джона Локка, его жизнь и просветительная деятельность.
Предметом исследования является социально-нравственный аспект идей и просветительной деятельности Джона Локка. а
Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что философско-педагогическое наследие Локка содержит положения, позволяющие создать целостную педагогическую систему формирования высоконравственной личности, дифференцированного влияния на свойства и качества воспитуемых, подтверждающие возможности творческого использования воспитательного потенциала личности и учения английского просветителя в гуманистическом воспитании, социализации личности с ориентацией на общечеловеческие ценности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Подвергнуть целостному, систематическому анализу наследие английского просветителя Джона Локка и доказать традиционность, современность его педагогической мысли.
2. Раскрыть теоретико-методологические основы педагогической концепции Джона Локка.
3. Отразить специфику его системы социально-нравственного воспитания через приобщение личности к внешнему опыту.
4.Разработать научно-методические рекомендации по изучению воспитательного потенциала личности реформатора просвещения.
5. Определить возможности применения педагогической концепции Джона Локка в реформировании современной педагогической системы.
Методологическая основа исследования базируется на положениях науки о всеобщей связи явлений окружающего нас мира; о целесообразной, творческой, деятельной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя; о соотношении частного, особенного и всеобщего; системном и комплексном подходе к изучению явлений; рассмотрении педагогических проблем через призму социокультурного пространства; антропологическом подходе в воспитании и образовании, целостности этого явления в процессе формирования личности; приоритете общечеловеческих ценностей.
Методы исследования: применялись диалектический метод познания, предполагающий теоретический, сравнительно-исторический и системно-структурный анализ; раскрытие сущности педагогических явлений с учетом обусловленности образования материальной жизнью общества, уровнем его духовного и культурного развития; историко-ретроспективное изучение источников и документов; обобщение и систематизация, сравнение, сопоставление, в том числе и собственного более чем двадцатилетнего опыта в сочетании с естественным педагогическим экспериментом.
Теоретическими основами исследования являются: социально-историческая детерминация педагогических явлений и процессов; культурологический, аксиологический и цивилизационный подходы, позволяющие рассматривать образование как одну из основных составляющих культуры.
Источниковая база исследования: труды Джона Локка, его эпистолярное наследие, работы и воспоминания о нем в оригинальном изложении и в переводе, историко-педагогические труды по исследуемому периоду, работы современных авторов по проблемам философии образования, истории педагогики, методологическим проблемам историко-педагогических исследований.
Научная новизна исследования состоит в том, что в процессе проведения: 1) систематизированы педагогические взгляды Локка, проанализирована его многолетняя просветительная деятельность и на этой основе сформировано новое представление о Локке как педагоге-гуманисте, который во многом oneредил свою эпоху; 2) выявлены и научно обобщены факторы, оказавшие решающее влияние на формирование педагогических воззрений Локка, связанные с общей педагогической атмосферой рассматриваемой эпохи, философией просветительства; 3) раскрыты, изучены и описаны основные приемы и методы воспитания и обучения Локка-педагога, система педагогических ценностей, взгляды английского просветителя как педагога-новатора своего времени, сумевшего успешно адаптировать свою систему для домашнего воспитания и образования; 4) подготовлен учебно-методический материал из его педагогического наследия для практического применения; 5) определены возможности использования творческого наследия Джона Локка в сфере воспитания и образования на современном этапе развития общества; 6) проанализирован подход Джона Локка к традициям как новаторству по принципу сохранения добрых явлений и искоренения антигуманных; 7) выявлена актуальность его трактовки проблем социально-нравственного воспитания в современных условиях.
На защиту выносятся:
1. Аналитическое представление просветительно-педагогического наследия Джона Локка и современное значение его личности, опыта и идей.
2. Специфика педагогической мысли и воспитательно-образовательной практики Джона Локка в контексте общечеловеческих и национально-этнических ценностей.
3. Обоснование положения возрастающей актуальности педагогики Джона Локка в интегрировании ее в учебно-воспитательную практику социально-нравственного воспитания с акцентом на общечеловеческие ценности.
4. Система методических рекомендаций, призванных содействовать пропаганде и творческой реализации педагогики Джона Локка в условиях национальной школы и вузов с многонациональным составом студенчества.
5. Обоснование педагогической целесообразности использования текста на иностранном языке как средства достижения национальных и общечеловеческих ценностей в диалоге культур.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования обобщенных данных и фактологического материала диссертации для обновления содержания учебных курсов по теории и истории педагогики, разработки спецкурсов, посвященных педагогическим достижениям рассматриваемого исторического периода. Просветительские положения Локка могут быть широко использованы в практике воспитания для развития самодостаточности воспитанника, раскрытия и реализации всех его сущностных сил, могут оказывать положительное воздействие на педагогическое знание, ориентированное на психологию человека, позволяют построить адекватную систему воспитательных воздействий применительно к конкретно-историческим условиям жизни индивида.
Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных цели и задачам работы методологических подходов, всесторонней I системой методов историко-педагогического анализа, логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью. Достоверность исследования гарантируется репрезентативной источниковой базой, в состав которой входит литература на языке оригинала.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения практических занятий по английскому языку и лекций по философии и истории образования в Чувашском госуниверситете имени И.Н.Ульянова и Чебоксарском филиале Нижегородской академии МВД России, в Московском государственном социальном университете (филиал в г.Чебоксары). Некоторые положения диссертационного исследования были изложены автором на Всероссийских, республиканских научно-практических конференциях, проводившихся в городах Чебоксары, Нижний Новгород, Ульяновск, и нашли отражение в опубликованных статьях.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого2009 год, кандидат педагогических наук Струценко, Светлана Валерьевна
Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания2006 год, кандидат педагогических наук Видов, Станислав Владимирович
Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991)2003 год, доктор педагогических наук Гранкин, Александр Юрьевич
Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике второй половины XIX-начала XX века: 1861-1917 гг.2004 год, кандидат педагогических наук Рада, Наталия Валерьевна
Педагогические идеи Муртаза Мутаххари в современной теории и практике обучения и воспитания Ирана2011 год, кандидат педагогических наук Атаи Фариба
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Михайлова, Луиза Валентиновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ХУП век нередко называют веком гениев. И в этом нет, пожалуй, особого преувеличения. Достаточно вспомнить имена таких корифеев научной и философской мысли, как Галилей, Декарт, Гоббс, Паскаль, Спиноза, Лейбниц, Ньютон. К выдающимся мыслителям XVII столетия принадлежит и Джон Локк. Рассмотрев черты его характера как личности, в качестве существенных свойств, выражающих его отношение к людям и проявляющихся в поведении, мы ставим выше всего гуманность, откровенно любовное отношение к человеку, умение найти в каждом лице положительное, проявление к нему душевной мягкости, глубокое уважение к людям, непосредственное участие в их судьбе, подчинение личных интересов стремлению людей к свету, истине, знанию. Однако его гуманность не переходит в беспринципную снисходительность, она предполагает требовательность к людям. Джон Локк был чутким, внимательным, заботливым, ответственным человеком; отличался сверхтрудолюбием, добросовестностью, бережливостью, инициативностью. Поэтому мы вправе говорить о целеустремленной личности великого англичанина, его самостоятельности, решительности, настойчивости, смелости. На его личном примере нами предлагается проводить эффективную воспитательную работу по формированию позитивных черт характера, выражающих отношение к человеку, труду, своей личности, а также по развитию волевых черт характера.
1. Актуальность темы исследования выражается в ее соответствии принципам создания в XXI веке единого образовательного пространства в Европе, что способствовало бы преодолению границ между Востоком и Западом, прошлым и настоящим, теорией и практикой, новаторством и традицией. Общеевропейская идентичность, сближение стран начинается с доказательства ценности накопленного опыта воспитания на всем континенте для совершенствования системы образования в каждой отдельно взятой стране.
2. Одна из сторон актуальности учения Джона Локка в современных условиях прежде всего состоит в созидательной силе личного примера просветителя
- самокритичной, скромной, активной личности, сознательно направлявшей эту активность в соответствии со своими принципами на преодоление препятствий на пути к поставленной им общественно значимой цели.
3. Воспитание в концепции Локка предполагает подготовку ребенка к реальной жизни данного времени через привлечение его к общественно-полезному труду, приобщение к созданию материальных благ. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства. Смысл локковской концепции семейной педагогики прост: создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное 4 развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым. Авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции имеют огромное значение. В качестве образца в первую очередь выступает отец, глава семьи, чей пример, как правило, является образцом для подражания сыновей. Научные основы и основные направления концепции семейной педагогики Локка включают общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом и его победу над ним, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным, толерантные отношения между людьми, имеющими несовпадающие политические, религиозные взгляды и убеждения.
4. Семейное воспитание в трактовке Локка имеет своим началом прежде всего любовь к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь -это любовь к ребенку во имя его будущего;'в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь или расположение "сюсюканием", задариванием, слепая, неразумная родительская любовь смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство. У детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности, бескорыстной любви к родителям. В современных условиях актуальны призывы Локка по воспитанию разумной практичности, делового расчета, честной предприимчивости. Педагогика семейного воспитания Локка основана на признании семьи фундаментом среды формирования личности с необходимыми условиями для старта и поддержания физического и умственного роста человека в настоящем и будущем, составной частью государства в длительном и беспрерывном социальном процессе мирного и спокойного труда.
5. Интерес к педагогике у Локка был детерминирован общественными потребностями эпохи, выдвигавшими педагогическую деятельность на передний край борьбы за общественный прогресс, за нового человека, способного не только сформировать самого себя, но и преобразовать на новых гуманистических началах окружающую его действительность. Интерес к педагогической деятельности проявился у Локка, когда он получил приглашение графа Шефтс-бери стать домашним врачом и воспитателем, и он пронес тягу к воспитанию детей через всю свою жизнь. Он очень высоко оценивал престиж педагогической деятельности, считал ее одним из важнейших условий общественного развития. Стремясь быть полезным для своего народа не только на политическом и государственном, но и на педагогическом поприще, Локк по настоятельному совету друзей и близких принимает решение опубликовать свои мысли о воспитании, навеянные огромным жизненным опытом и знанием психологии детей. Именно педагогическая деятельность и сделала английского просветителя великим учителем обыкновенных людей всех времен. Обращение к педагогическому наследию Локка имеет важное значение для профессиональной ориентации молодежи на педагогические профессии, а также для подготовки педагогических кадров и поднятия авторитета педагогической профессии, осмысления закономерностей развития педагогической теории и практики, феноменологии зарубежной педагогики, преодоления ряда противоречий, существующих в современной педагогической практике и, в частности, противоречия между компетентностью и нравственностью. Последнее обстоятельство представляется нам особенно существенным. Как отмечается в "Философии образования" Н.П.Пшцулина, Ю.А.Огородникова, сегодня в отечественной и зарубежной литературе по проблемам философии и теории образования все тревожнее звучит мысль об опасности, которая исходит для человечества от "узкого специалиста, профессионала-чиновника". Именно из среды такого рода чиновничества, лишенного в результате серьезных изъянов в воспитании подлинной духовности и человечности, формируются, как известно, кадры властных структур, оказывающие существенное влияние на современную экономическую, политическую, социальную жизнь. Нравственность и человечность непременно должны стать ядром подготовки специалистов новой генерации. Воспитательный и образовательный процесс может успешно развиваться сегодня лишь в пространстве высокой духовности. Изучение творческого наследия Локка в известной мере может способствовать преодолению глобального кризиса духовной жизни современного общества, объединению профессионализма и нравственности, становлению духовно-нравственного специалиста.
6. Воспитание в понимании Джона Локка направлено на выработку у подрастающего поколения умения решать свои проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, искать самостоятельно и с помощью взрослого наставника способы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе. Сущность феномена воспитания Локка предполагает обращение к человеку в его целостности как к космо-био-социо-культурному, исторически конкретному, духовно активному существу, что требует профессиональной работы с человеческим качеством в его философском понимании. Задача процесса воспитания - развивать и совершенствовать все данное ребенку от природы доброе начало: изучение и развитие природных дарований важно для того, чтобы вселять в детей более зрелые помыслы, благороднейшие мысли, стремление к познанию добра, чести, благопристойности, то есть давать определенное социальное содержание тем или иным биологическим склонностям.
7. Образовательная программа Локка подчиняется задачам нравственного воспитания, цель которой заключается в развитии у учащихся способности к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также в сообщении сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору. Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, лишенный таких качеств. Умение рассуждать делает ум способным самостоятельно приобретать знания. Самообразование английский просветитель определял как почти единственный способ усовершенствовать разум в полную меру его способностей. Ведь главным критерием образованности является системность знаний, системность мышления, и он проявляется в том, что человек может самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений и само-$ образования, которое играет в наше время исключительную роль. В связи с созданием глобальной сети Интернет, разработкой других компьютерных образовательных систем и технологий, роль и значение накопленного ранее некомпьютеризированного опыта самообразования не только не умаляется, а, наоборот, возрастает. В этой связи самодидактические приемы Локка могут оказать не-оденимую услугу разработчикам современных самообразовательных программ как образец высокоэффективного подхода к решению данной проблемы.
Исследование идей Локка о воспитании невольно наводит нас на мысль о том, в чем должен заключаться идеал педагога: подобно тому, как в светлой личности Локка, в нем должны совмещаться в известной степени и врач, и воспитатель, и психолог, и физиолог, и философ. Только тогда, когда педагогика и медицина, руководимая философской идеей, вступят в неразрывный союз между собой, только тогда и возродится истинное воспитание, основанное на здравых и разумных началах. Этот идеальный образ в российских условиях получил живое воплощение в личности Н.И.Пирогова.
В довольно большой иконографии Локка среди его прижизненных портретов особое место занимает тот, что исполнен в 1697 году сэром Годфри Нел-лером (1646-1723), талантливым английским художником. Копия с этого портрета обычно помещается в заставочной части публикаций о Локке. Картина необыкновенно сильна своей психологичностью: от образа Локка прямо-таки веет мощной одаренностью мыслителя, "нетривиальностью натуры, неординарностью личности. Он весь, как стрела, глубоко вонзается в созерцающего, приковывая взгляд и внимание к себе и через себя дальше. в знание, которое он раздобыл. в тайну, которую он еще не постиг" [12, 247].
В настоящем только что начатом веке возрождения горячо желалось бы утешать себя мыслью, что он, этот новый век, разрешит все наши больные вопросы и недоумения и поставит дело воспитания на тех здравых и благородных началах, об осуществлении которых так пламенно мечтал один из лучших умов человечества - сын английского народа Джон Локк, чьи книги надо читать, если мы хотим знать и понимать его.
Мы не считаем проблему исследования исчерпанной. Так, например, в будущем требуется углубление, расширение, обогащение диалога культур, ибо есть возможности прямого выхода не только к англо-русским, англороссийским духовным взаимодействиям, но и к чувашско-английским.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Михайлова, Луиза Валентиновна, 2002 год
1. Авдеева К.Д. Джон Локк о физическом и нравственном воспитании: Сб.науч.тр. Иваново, 1995. - С.68-85.
2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методол пробл. М.: Политиздат, 1985.-263 с.
3. Александров Г.Ф. История западно-европейской философии. 2-е изд. - М,-Л.: Госиздат, 1946. - 352 с.
4. Анатомия мудрости. 106 философов. Симферополь: Таврия, 1995. - Т.2. -С.244-257.
5. Английское свободомыслие. Переводы. М.: Мысль, 1981. 301 с.
6. Анисов М.И. Основные требования к анализу историко-педагогических источников: Учеб. пособ. М., 1975. - 52 с.
7. Антология пед. мысли в 3-х томах. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке, /Салимова К.И., Корнетов Г.Б. М.: Высш. шк., 1988,- ТЛ.- 447 с.
8. Антология пед. мысли России XVIII века. М., 1985. - С. 132-134.
9. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/ Общ. ред. и предисл. П.С.Гуревича. М.: Издат. группа Прогресс-Политика, 1992. - 608 с.
10. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.11 .Билалов М.И. Джон Локк о соотношении истины и знания// Вестн. Моск. унта. Сер.7. Филос. 1984. - № 2. - С.61-68.
11. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. М.,1998. - С.206-212.
12. Блонский П.П. Избр. пед. и психологические сочинения в двух томах. Т.1.-М.: Педагогика, 1979. - 304 с.
13. Блонский П.П. Избр. пед. и психологические сочинения в двух томах. Т.2.-М.: Педагогика, 1979. - 399 с.
14. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. - 335 с.
15. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - С.372.
16. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.,2000. - С.41-43.
17. Ганелин Ш.И., Голант Е.А. История педагогики. М., 1940. - 406 с.
18. Гельвеций К.А. Об уме. М., 1938. - С.268.
19. Гельвеций К.А. Счастье. М., 1936. - С.52.
20. Герцен А.И. Собр. соч. в восьми томах. Т.2. - М., 1975. - С.288-306.
21. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в приклад, филос. / Отв.ред и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
22. Гребенев К.В. Джон Локк. Популярный очерк его жизни и учения. М.-Л.:
23. Московский рабочий, 1929. 237 с.
24. Гудинг Д., Леннокс Д. Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В.Барчуновой. Ярославль, 2000. -430 с.
25. Давыдов Ю. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного со1гласия ("Воля всех" и ее судьбы в концепции "разделения властей" Джона Локка) //Полис. 1994. - № 2. - С.143-155, № 3. - С.135-147.
26. Декларация принципов толерантности // Первое сентября. 2001. - 21 апреля. -С.6.
27. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М.: Форум - Инфра-М, 1998. - 272 с.
28. Джуринский А.Н. Педагогика. История педагогических идей: Учебное пособ. для высш. шк. М.: Педагогическое общество России, 2000. -351 с.
29. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998. -463 с.
30. Добролюбов H.A. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1986. - 352 с.
31. Егоров Д.Е. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах: Учебное пособие для пед. учеб. заведений. Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1998. -360 с.
32. Ермилов В. Реформаторы воспитания. М., 1905. - С. 13-28.
33. ЗЗ.Заиченко Г.А. Джон Локк. М., 1973. - 206 с.34.3аиченко Г.А., Семушкин A.B. Джон Локк и современность // Филос.науки. 1990. -№ 10. -С.108-113. 35.Закон "Об образовании" // Ведом. Съезда народ, депутатов РФ и Верховного
34. Совета РФ. 1992. -№ 30. - 30 июля. - С.2221. - Ст.1796-1797. 36.Закон Российской Федерации "Об образовании". - 2-е изд. - М.: Изд-во "Ось-89", 2001.-48 с.
35. Земляков А.Е. Педагогическое наследие И.Я.Яковлева и современная школа: Учеб. пособ. для студ. пед. институтов. Чебоксары, 1994. - 166 с.
36. Иванов В.А. Немецко-чувашская сравнительная этническая педагогика. Чебоксары: Руссика, 1998. - 245 с.
37. История педагогики: Учеб. пособие для пед. ун-тов в двух частях /Под ред. А.И.Пискунова. -4.1. -М.: Сфера, 1998. 192 с.
38. История педагогики: Учеб. пособие для пед. ун-тов в двух частях /Под ред.
39. А.И.Пискунова. 4.2. - М.: Сфера, 1998. - 304 с.
40. Исторический лексикон: XVII век. М., 1998. - Т.7. - С.335-339.
41. Каптерев П.Ф. Избр. пед.соч. / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
42. Каптерев П.Ф. Спенсер как педагог и его русские критики // Народная школа. 1879. -№ 1. -С.14-15.
43. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1979. - 384 с.
44. Кондильяк Э.Б. Сочинения. М., 1982,- Т.2. - С.63-64.46.Там же. С.ЗОО.
45. Константинов H.A. и др. История педагогики: Учеб. для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
46. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001.- 122 с.
47. Корчак Я. Избр. пед. произведения. М.: Педагогика, 1979. - 474 с.
48. Коханова Л. Согласно с природой//Вест. высш. шк,- 1992,- № 2 С.29-36.
49. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998.-352 с.
50. Кропоткин П.А. Этика: Избр. труды. М.: Политиздат, 1991. - 496 с.
51. Крупская Н.К. Пед. соч. в десяти томах. Т.1. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958.-686 с.
52. Кумарин В. Джон Локк и генетика // Народное образование. 1999. - № 9. -С.241-244.
53. Кумарин В. Чем "проштрафился" Джон Локк // Пед. вестник. 1993. - июнь. - № 11. -С.4.
54. Ламетри Ж.О. Избранные сочинения. -М.-Л., 1925. С. 155-156.
55. Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. - № 3-4. -С.14-18.
56. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. - № 11. - С.46-54.
57. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Полит, литер., 1973. - Т.18 - С. 127.60.Там же. С.128.
58. ЛесгафтП.Ф. Избр. пед. сочинения. М.: Педагогика, 1988. 400 с.
59. Липник В.Н. Интерес в педагогическом учении Локка // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Вып.1. - Л., 1975. - С.120-125.
60. Литвинова Е.Ф. Джон Локк, его жизнь и философская деятельность. Биогр. очерк. Спб.: тип. Эрлих, 1892. - 77 с.
61. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК М.: Прометей, 1996.-528 с.
62. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. - 282 с.
63. Лобачевский Н.И. О важнейших предметах воспитания/ Казанский вестник. -1832. -4.35. -С.593.
64. Локк Д. Избр. филос. произв. М., 1960. -Т.1. -С.319.
65. Локк Д. Избр. филос. произв. М., 1960. -Т.2. - 734 с.
66. Локк Д. Мысли о воспитании. Перевод Вейнберга. Спб.: Изд-во журнала "Рус. школа" - 1890. - 246 с.
67. Локк Д. Мысли о воспитании. О воспитании разума. Перевод Энгельгардта. -Спб: Изд-во газеты "Школа и жизнь". 1913. - С. 113-224.
68. Локк Д. Мысли о воспитании. 3-е изд. - М.: Тихомиров, 1913. - 238 с.
69. Локк Д. О воспитании детей господина Локка. Перевод с франц. на российский язык проф.Николая Поповского. 2-е изд. - Ч.1.- М., 1788 - 323 с.
70. Локк Д. О воспитании детей господина Локка. Перевод с франц. на российiский язык проф.Н. Поповского. 2-е изд. -4.2. - М., 1788. - 331 с.
71. Локк Д. О государстве: Общедоступная философия в изложении Аркадия Пресса. Спб.: Кн. маг. Сойкина, 1902. - 55 с.
72. Локк Д. Педагогические сочинения. М., 1939. - 319 с.
73. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1988. - Т.1. - 622 с.г
74. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1988. - Т.2. - 560 с.
75. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1988. - Т.З. - 668 с.
76. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании/ Т.С.Буторина. М.: Педагогика, 1991.-С.150.
77. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - 640 с.
78. Льюис Д.Г. История философии. Спб.: Вольфсон, 1892. - 684 с.
79. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996. - С. 108-109.
80. Макаренко A.C. Пед. соч. T l. - М.: Педагогика, 1983. - С.10.
81. Макаренко A.C. Сочинения. Т.4. - С.438.
82. Макаренко A.C. Сочинения. Т.5. - С.435-436.
83. Малышевский А.Ф. Мир человека : Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Интерпракс, 1995. - С.309-319,
84. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Полит, лит., 1955. - Т.2. -С.142-144.
85. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Полит, лит., 1955. - Т.7. -С.220.
86. Маркс К. и Энгельс Ф Сочинения. 2-е изд. М.: Полит, лит., 1955. - Т. 19. -С.30.
87. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Полит, лит., 1955. - Т.37. -С.419.
88. Медынский Е.Н. История педагогики. М.: Учпедгиз, 1947. - 379 с.
89. Мееровский Б. В. Разум судья во всех вопросах // Наука и религия. - 1982. -№ 11. -С.44-46.
90. Модзалевский JI.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учеб. пособие для высш. и сред. спец. учеб. заведений в двух частях. 4.1. - СПб.: Алетейя, 2000. - 425 с.t
91. Момджян X. Философия Гельвеция. М.,1955. - С.73.
92. Монро П. История педагогики. 4.1. Древние и средние века. Пер. Райх/Под ред. Н.Д.Виноградова. 4-е изд. - М. - СПб., 1917. - С. 130-156.
93. Мотрошилова Н.В. Познание и общество: Из истории философии XVII -XVIII вв. М.: Мысль, 1969. - 297 с.
94. Нарский И.С. Джон Локк глазами XX века: К 350-летию со дня рождения Джона Локка //Филос.науки. 1982. - № 2. - С. 130-139.
95. Нарский И.С. Джон Локк и его философия. Вступит, статья к Д.Локк. Избр. философ, произв. в 3-х томах. М., 1960. -Т.1. - 76 с.
96. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М.: Высш. школа, 1974. - 584 с.
97. ЮО.Нарский И.С. Философия Джона Локка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. - 63 с.
98. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М., 2000. -С.З.
99. Николаев П.Ф.Локк (Thomas Fowler. Locke) // Русская мысль. Кн. 2. - С.91-111.
100. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1996. - 602 с.
101. Педагогическое наследие. Переводы / Кларин В.М., Джуринский А.Н. М.: Педагогика, 1989. - 412 с.
102. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в двух томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1981. -336 с.
103. Петривняя И.В. Образование. Психология. Педагогика: Учеб. пособие. -Н.Новгород : НКИ. 1998. 92 с.
104. Пб.Петрова Т.Н. История воспитания и педагог, мысли чувашского народа. -Чебоксары: Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики, 1996. 207 с.
105. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: Историческая этнопедагоги-ка. М.: Прометей, 2000. - 201 с.
106. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1985. - 496 с.
107. Писарев Д.И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1984. - 368 с.
108. Плеханов А. Локк о первоначальном воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1984. - № 11. - С.36-40.
109. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пяти томах. М.: Госполитиздат, 1956. - Т. 1. - С.510.122.Там же. С.657.
110. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пяти томах. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 2. - С.443.
111. Поварова Е. Наследие джентльмена // Профессионально-техническое образование. 1988. - № 2. - С.76-77.
112. Подласый И.П. Педагогика Учебник для студентов высших пед. учеб.заведений. М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
113. Программа развития воспитания в системе образования России на 19992001 годы. М.: Изд.Минобразования РФ, 1999. - 40 с.
114. Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. -М.: Центр, 1997. 255 с.
115. Разумный В.А. Драматизм бытия, или Обретение смысла. М., 2000. - 556 с.
116. Рахман Д. Джон Локк. Его учение о познании, праве и воспитании. Б. М, 1924.-238 с.
117. Рахубо П.Г. Об особенностях сенсуализма Дж.Локка//Акад. общ. наук: Ученые записки. вып. 44; Из ист. филос. -Вып.2. - М., 1958. - С.183-219.
118. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т.1. - М.: Науч. изд-во Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
119. Ротенберг В.А. Проблема формирования личности в учении прогрессивных зарубежных теоретиков педагогики ХУП-ХУШ веков// Вопросы истории совет. и зарубеж. школы и педагогики. М., 1975. - С.125-144.
120. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1981. -Т.1.-656 с.134 .Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1981. -Т.2.- 336 с.I
121. Руссо Ж. -Ж. Юлия, или Новая Элоиза. М.: Худ. лит., 1968. - 773 с.
122. Сатышев В.Е. Джон Локк идеолог английской буржуазной революции XVII века // Известия вузов. Правоведение. - 1982. - № 6. - С.38-46.
123. Семенов Д.Д. Избр. пед. сочинения. М., 1953. - 399 с.
124. Серебреников В. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. Спб, 1892. - 358 с.
125. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Школа-пресс, 2000. - 512 с.
126. Совр. Западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.
127. Сухомлинский В.А. Избр. произведения в пяти томах. Т.1. - Киев: Радянь-ска школа, 1979. - 686 с.
128. Тишков В. О природе толерантности// Сегодня. -1995,- 30 июня,- С.5.
129. Толстой Л.Н. Пед. соч. 2-е изд., доп. - М., 1953. С.342.
130. Толстой Л.Н. Полное соб. соч. Т.8. - М.: Терра, 1992. - 664 с.
131. Уайтхед А.Н. Избр. работы по философии: Пер. с англ./ Сост. И.Т.Касавин. М.: Прогресс, 1990. - 717 с.
132. Устав Организации Объединенных Наций // Международные акты о правах человека : Сборник документов. М., 2000. - С.37.
133. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М. - Л., 1950. - Т.2. - С.28-29.
134. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М. - Л., 1950. - Т.8. - С.55.
135. Философский энциклопед. словарь. М.: Сов. энцик., 1983. - С. 140.
136. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: Очерки развития пед. теории. М.: Педагогика, 1979. - 160 с.
137. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 527 с.
138. Хрестоматия по истории философии в 3-х частях. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. - 4.1. - С.291-305.15З.Чернышевский Н.Г. Избр.пед. соч. М.: Педагогика, 1983. - 336 с.
139. Чикин С.Я. Врачи-философы Европы ХУП-ХУШ веков. М., 1990. - С. 124129.
140. Шабаева М.Ф. Педагогическая теория Локка: Вступит, статья к книге: Д.Локк. Педагогические сочинения. М., 1939,- 66 с.
141. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993.-С.39.
142. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. Т.2. - М.: Педагогика, 1980. - 413 с.
143. Шимина А.Н. Джон Локк о семейном воспитании // Социально-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в условиях развитого социализма. Горький, 1982. - С.65-73.
144. Эбенстайн В. Государь, государство, общество . Макиавелли и Локк // Знание-сила. 1990. - № 9. - С.68-73.
145. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Госполитиздат, 1953. -С.6.
146. Энциклопедический словарь. Биографии в 12-ти томах / Брокгауз и Ефрон. -М.,1997. Т.6. - С.759-764.
147. Яковлев А.И. Воспоминания об отце // История и культура Чув. АССР. -Вып. 1. Чебоксары, 1971.
148. Яковлев А.И. Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930). 2-е изд. - Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1958. - 119 с.
149. Яковлев И.Я. Духовное завещание чувашскому народу. Чебоксары, 1992. -30 с.
150. Яковлев И.Я. Воспоминание. Чебоксары: Чуваш.изд-во, 1982. - 272 с.
151. Aaron, R.I. John Locke. London: Oxford University press. - 1937.-328p.
152. Bantock G.H. The Under-laboiirer in courtly clothes : Locke // Studies in the history of educational history. London. - 1980. - Vol.1. - P.214-250.
153. Barry Norman. An introduction to modern political theory. 4th ed. - New York, 2000. - 336 p.
154. Bourne H.R.F. The life of John Locke. London, 1876. - 325 p.
155. Brantley R. E. Locke, Wesley, and the method of English Romanticism. Gainesville: Univ. of Florida press, 1984. - 300 p.
156. Buchdahl G. The image of Newton and Locke in the age of reason. Lnd. N.Y.:
157. Sheed and Ward, 1961. -116 p.
158. Collins J. The British empiricists. Locke. Berkeley. Hume. -Milwaukee, Bruce, 1967. 152 p.
159. Cohnan J. John Locke's moral philosophy. Edinburgh: Edinburgh univ. press, 1983.-282 p.i
160. Counts G.S. The social foundations of education. N.Y., 1934. - 579 p.
161. Cox R.H. Locke on war and peace. Oxford: Clarend. press, 1960. - 220 p.
162. Cranston M. John Locke. A biography. -N.Y.: Macmillan, 1957. 496 p.
163. Cranston M. Locke. Publication for the British coimcil and the National book league. London: Longmans, Green and co., 1961. - 38 p.
164. Debating human rights/ Edited by Van Ness Peter.: Critical essays from the United States and Asia. London - New York, 1999. - 291 p.17 9.Declaration of principles on tolerance // English. 2001. - № 40. - P.2.
165. Duden. Das Bedeutungsworterbuch. Mannheim-Wien-Zurich, 1985. S.639.
166. Dunne Tim and Wheeler Nicholas J. Human rights in global politics. Cambridge University Press, 1999. - 337 p.
167. English philosophers of the 17th and 18th centuries: Locke. Berkeley. Hume. -N.Y.: Collier, 1910.-445 p.
168. Fowler Th. Locke. -New York. 200 p.
169. Franklin J.H. John Locke and the theory of sovereignty: Mixed monarchy and the right of resistance in the political thought of the English revolution. Reprint. -Cambridge etc.: Cambridge univ.press, 1981. 148 p.
170. Fraser Alexander Campbell. Locke. -Edmb.-Lond., Blackwood, 1901.-299 p.
171. Great books of the Western World/Ed. in chief M.Adler.-5th print.-Chicago etc.: Encyclopaedia Britannica, INC, 1994. Vol.33: Works: John Locke, George Berkeley, David Hume, 1994. - 509 p.
172. Gunther K.-H. John Locke uber die Kleinkindererziehung. Berlin, 1986. - s.65-71.
173. Heywood Andrew. Political ideologies. 2nd ed. - 1998. - 364 p.189 .Hugh Kearney. Scholars and gentlemen. Universities and society in pre-industrial Britain 1500-1700. -Ithaca N.Y.: Cornell univ. Press, 1970, 214 p.
174. Jeffreys M.V.C. John Locke. Prophet of common sense. London, Methuen, 1967.- 120 p.i
175. John Locke on education/ Ed. with an introd. and notes by P.Gay. New York: Columbia univ., 1964. - 177 p.
176. Jolley N. Leibniz and Locke: a study of the new essays on human understanding. -Oxford: Clarendon press, 1984. 215 p.
177. Kendall W. John Locke and the doctrine of majority rule. Urbana: Univ. press, 1941.-141 p.
178. Locke J. An essay concerning human understanding with thoughts on the conduct of the understanding. 1795. - Vol. 2. - 264 p.
179. Locke J. The second treatise of civil government and a Letter concerning toleration/ Ed. with* an introd.by J.W.Gough. Oxford, 1948. - 165 p.
180. Mac William R.B.A. Longman's handbook of English Literature. London: Longmans, Green and co., 1988. - P. 99-107.
181. Mackie J.L. Problems from Locke. Oxford: Clarendon press, 1976. - 237 p.
182. McClelland J.S. A history of Western political thought. London-New York, 1996. - 810 p.
183. Pangle Th.L. The spirit of modern republicanism: The moral vision of the Amer. founders and the philosophy of Locke. Chicago -London: The Univ. of Chicago press, 1988. - 334 p.
184. Parry G. John Locke. London: Allen and Unwin, 1978. - 171 p.
185. Perkinson H.J. Since Socrates. Studies in the history of Western educational thought. New York- London: Longman, 1980. - P.l 11-127.
186. Rawls John. A theory of justice. Revised edition. - Oxford University press, 1999.- 538 p.
187. Rawls John. Political liberalism. New York : Columbia University press, 1996. -464 p.
188. Rusk R.R., Scotland J. Doctrines of the great educators. Dublin, 1979. - P.80-99.
189. Schouls P.A. The imposition of method: A study of Descartes and Locke. Oxford: Clarendon Press, 1980. - 271 p.
190. Seliger M. The liberal politics of John Locke. London: Allen and Unwin,1968. -387 p.
191. Social contract: Essays/By Locke, Hume, Rousseau with an introd. by Ernest Barker. New York-London: Oxford univ. press, 1960. - 307 p.
192. TarcovN. Locke's education for liberty. Chicago-London: The Univ. of Chicago press, 1984. - 272 p.
193. The educational writings of John Locke. A critical ed. with introd. and notes by James L.Axtell. London-N-Y.: Cambridge university press, 1968. - 441 p.
194. The life and letters of John Locke with extracts from his correspondence, journals and common-place books/ By Lord King. New York, 1972. - 503 p.
195. Yolton J.W. J. Locke and the way of ideas. Oxford univ. press,1956,- 235 p.
196. Yolton J.W. Problems and perspectives. A collection of new essays. New York -London: Cambridge univ press, 1969. - 278 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.