Профессиональная мораль журналиста как социокультурное явление тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ахмадиев, Фарит Вафиевич

  • Ахмадиев, Фарит Вафиевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 149
Ахмадиев, Фарит Вафиевич. Профессиональная мораль журналиста как социокультурное явление: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2009. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ахмадиев, Фарит Вафиевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ ЖУРНАЛИСТА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ.

1. Сущность, своеобразие и принципы профессиональной морали журналиста.

2. Основные нормы профессиональной этики журналиста.

Глава И. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

1. Современная российская действительность и проблема нравственной ответственности журналиста.

2. Механизмы повышения нравственной культуры журналиста.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная мораль журналиста как социокультурное явление»

Актуальность темы исследования определяется серьезным вниманием зарубежных и отечественных исследователей к проблемам профессиональной этики журналистов, обусловленным актуализацией вопросов нравственной деятельности и моральной ответственности работников средств массовой информации в современном мире, их объективности, принципиальности, корректности в освещении и оценке событий, явлений, фактов.

Вопросы профессиональной этики журналиста в российском обществе обострились в связи с такими произошедшими в последние десятилетия социокультурными процессами, как перестройка, гласность, развал СССР, демократические перемены, переход от прежнего «информационного режима» к «информационному рынку». Общественные потрясения и происходящие социально-экономические процессы способствовали социальной поляризации общества как в материальном, так и в духовно-культурном плане. Тиражи центральных газет упали, их влияние на социальную и духовную жизнь регионов перестало быть решающим. Региональные издания, прежде дублирующие во многом центральные, получили возможность развиваться самостоятельно с учетом социокультурных запросов населения. Вследствие этого информационное пространство страны оказалось разделенным на субинформационные потоки, представленные центральными, региональными, финансово-корпоративными, религиозными, национальными и другими СМИ. Профессиональная этика журналиста, воспринимаемая ранее как часть единой партийной морали, отошла в прошлое, свобода слова многими была воспринята как вседозволенность и безответственность, не все сумели должным образом воспользоваться «плодами» демократии, что на практике обернулось нарастанием в журналистской деятельности проблем прежде всего этического характера. На фоне всевозрастающей роли информации в жизни общества происходят сложные трансформации общественного сознания и СМИ, которые отстаивают интересы тех или иных политических сил, коммерческих структур, органов федеральной и региональной власти, оппозиционных группировок. Отдельные СМИ, журналисты, вовлеченные в политическую борьбу, стали использовать методы информационной войны, так называемый «черный пиар», что закономерно обусловливает неприятие массовым сознанием журналистов и негативное отношение к ним. Сегодня' отечественное журналистское сообщество пытается преодолеть эти серьезные проблемы, вопросы профессиональной этики обсуждаются в корпоративной среде и получают теоретическое осмысление в науке. С появлением новых СМИ различной направленности стали возникать свои этические кодексы как способы регулирования возникающих проблем, был задействован и зарубежный опыт, который представляет весьма мозаичную систему из этических кодексов многих стран. Результатом подобных процессов стали формирование многочисленных отечественных кодексов, создание специальных органов, например Большого жюри Союза журналистов России, появление многочисленных научных работ по данным проблемам.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема этического измерения функционирования СМИ в обществе и деятельности журналиста всегда были в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей самых различных направлений. В современной научной литературе и общественной мысли (социально-философской, этической, социологической, исторической, филологической и др.) представлены, самые различные подходы к определению сущности и специфики этики журналиста, выявлению моральных аспектов функционирования СМИ и их духоформирующей роли в личной и общественной жизни в рамках познавательных задач каждой области.

Этические традиции в осуществлении любой интеллектуальной (в том числе и журналистской) деятельности стали объектом изучения таких зарубежных исследователей, как Ф.Брентано, Д.Кин, Д. Э.Мур, Д.Рэндал, Ф.Сиберт, У.Шрамм, Т.Питерсон, Т.Ункер, Ж.Фрер и др.1

Проблемы и перспективы развития современной зарубежной журналистики и ее этики, теоретическое осмысление их опыта нашли отражение в трудах таких отечественных ученых, как Е.Ч.Андруас, А.Ю.Быков, Р.Г.Богданов, Е.Л.Вартанова, М.С.Вершинин, И.В.Герасимов, Э.А.Иванян и др.2

Активное изучение духовных аспектов функционирования средств массовой информации в обществе началось в конце XIX — начале XX века с изобретением и распространением радио, а затем и телевидения. Зарубежные исследователи первыми оценили роль нового феномена масс-медиа в обществе, а вместе с тем — и возникающие с ним нравственные проблемы. Ученые-социологи, в частности, обратили внимание на взаимовлияние журналистской деятельности, общественной морали и духовно-политической жизни общества. Отсюда и началось выделение политической коммуникации в отдельное направление в социологии, связанное с именами Р.Бауера, Б.Берелсона, Ч.Кули, Р.Мертона, Г.Мида. В частности, П.Лазарсфельд и Э.Катц пришли к выводу о решающей роли нравственного мира личности журналиста в социальных процессах, исследовали влияния СМИ на политические настроения и духовную жизнь в обществе, его мораль. Австрийский социолог А. Шютц впервые обнаружил, что именно СМИ могут вернуть индивида к реалиям жизни, помочь избавиться от навязанных

1 См.: Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб., 2000; Кин Д. Средства массовой информации и демократия. М., 1994; Мур Д.Э. Природа моральной философии. М., 1999; Рэндал Д. Универсальный журналист. М., 1996; Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998; Ункер Т. На арене со львами. М., 1976; Фрер Ж. Сообщества Зла, или Дьявол вчера и сегодня. М., 2000.

2 См.: Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991; Быков А. Ю. Современная зарубежная журналистика. Конспект лекций: учебное пособие, 2003; Богданов Р. Г., Кокошин А. А. США: информация и внешняя политика. М., 1979; Вартанова Е. JI. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999; Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001; Герасимов И. В. Периодическая печать Судана. СПб., 2001; Иванян И.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. М., 1991. стереотипов. Особо следует выделить вклад в исследование этических аспектов деятельности журналиста и функционирования средств массовой коммуникации Г. Лассуэлла.

Работы отечественных исследователей по данной проблеме представлены прежде всего исследованиями общефилософского характера, отражающими различные аспекты журналистской деятельности как, вида социальной деятельности, а также затрагивающими вопросы моральной рефлексии и морального выбора в творчестве журналиста: В частности, для анализа интеллектуально-нравственных основ1 творческой деятельности-большое значение имеют труды таких авторов, как Р.Г.Апресян, В.Г.Афанасьев, М.М;Бахтин, А.А.Гусейнов и др.1

В работах С.Ф.Анисимова, Л.Б.Волченко, В.Т.Ганжина, В.Н.Назарова, Б.О.Николаичева, А.П.Скрипника, Ю.В.Согомонова и др. подробным образом описываются сущность, функциональное поле, механизмы действия-морали как социального феномена на личное и общественное* сознание, на человеческую деятельность.2

Конкретизировать понятие морального выбора, в связи с информационной деятельностью человека как производителя и потребителя , коммуникационного- продукта помогают работы В.И.Бакштановского, М.И.Бобневой, В.Н.Головко, В.Д.Комарова, В.Л.Леви, В.'А.Печенева,

4 о

А.А.Чичановского и др. В последнее время появились исследования, посвященные анализу сущности и специфики этики журналиста (работы Д.С.Авраамова, Г.В.Лазутиной и др.).

1 См. Афанасьев В. Г.Системность и общество. М., 1980; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Постижение добра. М., 1986.

2 См. например: Моральный выбор. М., 1980.

3 См., например: Бакпггановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983; Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Головко Н.А. Свобода и моральная ответственность. М., 1973; Комаров В.Д. Служебная этика. JL, 1968; Леви B.JI. Разговор в письмах. М., 1982;. Печенев В.А. Истина и справедливость. М., 1998; Чичановский А.А. Инстанция истины: средства массовой информации и жизнь. М., 1989.

Работами философско-публицистического характера, в содержании которых понятийно-логическими и образно-символическими элементами являются глубокие авторские размышления о добре, истине, красоте, справедливости и других категориях этического ряда, конкретно воплощающихся в повседневной практике сознания и поведения персонажей художественно-публицистических произведений и их авторов, в которых также поднимаются и обсуждаются вопросы профессиональной* морали-журналиста, являются исследования В.А.Аграновского, Е.М.Богата, В.П.Жидкова, Л.А.Жуховицкого, С.Р.Кара-Мурзы, В.Т.Лисовского, А.З .Рубинова и др.1

Осмыслением проблемного поля функционирования средств массовой-информации' в* современном обществе, их прошлого и настоящего, вопросов нравственной ответственности журналистов- и культуры их общения, и поведения занимаются представители многочисленных научных школ Республики Башкортостан. Это философы О.К.Валитов, З.Я.Рахматуллина, У.Р.Саитов, 3 .М.Тимербул атов, историк Ф.Т.Кузбеков,. филолог Р.Р.Магадеева и др. В целом же обзор работ по данной теме свидетельствует о некоторой односторонности ее осмысления и оторванности от актуальных проблем коммуникации в современном российском обществе; вставшем на путь цивилизационных изменений.

Объект исследования — мораль как социокультурное явление. Предмет исследования — сущность и особенности профессиональной морали журналиста.

Цель исследования — изучение этического измерения профессиональной деятельности журналиста и выявление взаимосвязи нравственной ответственности журналиста с процессами, происходящими в современном российском обществе.

1 См.: Аграновский В. А. Ради единого слова. М., 1978; Богат Е. М. Урок: Очерки. М., 1982; Жидков В. П. В ответе за каждое слово. М., 1979; Жуховицкий Л. А. Все, в чем вы нуждаетесь. М., 1990; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2001; Лисовский В. Т. Что значит быть современным? М., 1983; Рубинов А. 3. Частная жизнь журналиста. М., 1994.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи: определить сущность, своеобразие и принципы профессиональной морали журналиста; рассмотреть основные профессионально-нравственные нормы поведения журналиста и обрисовать «идеальный тип» журналиста; выявить взаимосвязь между духовным состоянием современного российского общества и проблемой нравственной ответственности журналиста; определить механизмы повышения нравственной культуры журналиста в современных условиях.

Методологическая база диссертации. Методологической основой исследования является социокультурный подход, согласно которому любое общественное явление и социальная деятельность рассматриваются в контексте тех социальных и культурных координат, в рамках которых организована жизнь общества и человека. Также использованы элементы аксиологического и диалектического подходов.

Эмпирическая база исследования. Для аргументации идей диссертации привлекались современная научно-гуманитарная периодика, характеризующая духовно-нравственное состояние современного общества, актуализирующая этическое измерение деятельности СМИ, использован конкретный опыт работы периодических изданий Республики Башкортостан, в том числе редакции журнала «Ватандаш» и региональной журналисткой организации.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором: определены особенности профессиональной морали журналиста и выявлены социокультурные причины ее становления; обоснованы принципы и основные нормы профессиональной этики журналиста, определен «идеальный тип» современного журналиста и выявлены его конкретные характеристики; доказана взаимообусловленность социокультурных процессов, происходящих в современном российском обществе, и актуализации этического измерения профессиональной деятельности журналиста; выявлен конструктивный потенциал нравственной ответственности журналиста как определяющего принципа его творческой и профессиональной позиции; определены особенности нравственной культуры журналиста и конкретные механизмы ее повышения В;современных условиях;

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическая значимость работы состоит в социально-философском осмыслении сущности профессиональной этики журналиста и актуализации ее значения в жизни современной; России в процессе ее движения к гражданскому и демократическому обществу, что дает возможность выработать новые, отвечающие современным реалиям концептуальные положения о повышении роли этического фактора; в творчестве журналиста и в деятельности средств массовой информации в современном российском обществе.

Практическое значение исследования заключается в том, что его идеи и выводы могут быть использованы в журналисткой практике для воспитания нравственной культуры журналистов; в деятельности журналистских организаций; в практической работе при преподавании социально-гуманитарных дисциплин; при разработке вузовских курсов по философии, этике, социологии, спецкурсов, посвященных проблемам формирования нравственной культуры; при подготовке журналистских кадров в вузах и курсах повышения квалификации журналистов; при выработке этических кодексов отдельных журналистских коллективов и конкретных этических рекомендаций по реализации государственной политики в области СМИ.

Апробация исследования. Результаты и основные положения диссертационного исследования были апробированы на научнопрактических конференциях, в том числе: «Культурное наследие России: универсум религиозной философии» (к 110-летию со дня рождения А.Ф.Лосева) (Уфа, 2003), «Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе» (Уфа, 2004), «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2008), «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологический, правовой и гуманитарный аспекты» (Уфа, 2008).

Выводы диссертационного исследования нашли отражение в 13 научных публикациях автора общим объемом более 17 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 278 наименований. Общий объем диссертации — 149 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ахмадиев, Фарит Вафиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги данного исследования, можно отметить следующее:

1. Профессиональная мораль журналиста как предмет философского осмысления — чрезвычайно актуальная тема в современном мире, испытывающем рост и влияние информационного пространства. Социальный феномен изучаемого явления связан с главенствующей ролью СМИ в развитии общественной морали. Мы наблюдаем процессы, когда в условиях глобализации информационного пространства происходит все большее расслоение общества на отдельные автономные субкультуры, обслуживаемые субинформационными потоками. В каждой субкультуре имеются свои групповые особенности морали. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток и на профессиональную мораль журналистов в зависимости от того, в каком издании они работают и в каком регионе проживают. Возрастает персональная ответственность журналиста за последствия своей профессиональной деятельности.

2. В условиях актуализации этического измерения профессиональной деятельности журналиста в современном российском обществе необходимо активизировать работу по саморегуляции вопросов профессиональной этики в самих СМИ, в Союзе журналистов России и региональных союзах.

3. Решить проблему нравственной ответственности журналиста нельзя без подключения всех потенциальных механизмов, способствующих повышению этической культуры журналиста: организации процессов этического просвещения и нравственного воспитания молодого поколения журналистов, создания и поддержания позитивного образа журналиста на примере лучших представителей профессии, что способно- повысить, нравственную культуру журналистского творчества молодого поколения:

4. Профессиональная . мораль журналиста как социальный феномен — явление: сложное и многогранное, отражающее процессы, происходящие в российском обществе. Журналисты,, в свою очередь, сами подвержены деморализующему влиянию/ негативных последствий в развитии: страны,, как; материальных, так и нравственных. Лишь твердая позиция высоконравственных, духовно развитых представителей журналистики в моральною оценке происходящих: перемен способна: вернуть, веру в возрождение страны, в возрождение духовности и высоких моральных принципов. Высокий? авторитет опытного журналиста1 и дееспособной журналистской организации способны повлиять наг коллег, на саморегуляцию; вопросов; профессиональной этики, помочь, в воспитании нового; поколения журналистов. Лишь' взаимодействие всех ветвей власти и сотрудничество4 с журналистами способно уберечь страну от губительного эффекта «кривых зеркал»,, где; происходит подмена понятий «добро» и «зло», «свобода» m«безответственность».

Журналист — идеолог, проповедник, воспитатель, способный силой: своего таланта; противостоять разрушительному воздействию бездуховности и; отстоять: в общественном сознании высокие принципы нравственности.

В чем же; заключается феномен журналистской этики? Являясь профессиональной этикой; , наряду с этикой врача, юриста; строителя, спортсмена; журналистская этика,, на наш; взгляд, обладает уникальными качествами, которые связаны со спецификой журналистского труда как беспрерывного творческого акта. Настоящий журналист в силу непрерывного и порой неуловимого сознанием творческого процесса еще и после работы продолжает размышлять о происходящих вокруг него и в. мире событиях, обдумывает новую информацию.

Социальный феномен журналистской морали, предполагает наличие понимания своей сакральной роли журналистами в обществе. Вопросы этического плана возникают перед журналистами в освещении любого события, в создании каждого материала. Сложность журналистского- труда и, в том, чтобы разбираться! и, в этической мотивации описываемых ими людей, и в том, чтобы расстановку акцентов определяли нормы журнал и стской- этики. Выполнение всех норм и требований профессиональной журналистской морали, основанной на ценностях общественной морали, — социальная обязанность настоящего журналиста-профессионала.

Безусловно, предпринятое диссертационное исследование не претендует на всестороннее и полное освещение поставленной проблемы и не исчерпывает всей ее сложности и-многообразия'. Многие затронутые* в работе1 проблемы требуют более углубленного их изучения. Ждет, на наш взгляд, более детализированного изучения вопрос влияния региональных традиций на уровень нравственной культуры журналистов. Не меньшего внимания заслуживает проблема выявления «идеального типа» журналиста для специализирующихся в той или иной сфере журналистского, производства творческих коллективов. Возможно, отдельной темой исследования должны стать государственные, ведомственные и партийные СМИ и проблемы профессиональной этики в этих журналистских этосах.

Думается, что углубление анализа намеченных вопросов позволит обрисовать более целостную картину функционирования профессиональной морали журналиста в современных условиях.

Накопление теоретического материала по этой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в дальнейшем повышении уровня нравственной культуры современного журналиста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ахмадиев, Фарит Вафиевич, 2009 год

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналистики. М., 2003. 264 с.

2. Аграновский В. А. Ради единого слова. М.: Мысль, 1978. 168 с.

3. Азаматов Д.М. Из истории развития общественно-политической и философской мысли Башкирии конца XIX — начала XX в. Пермь, 1979.

4. Акопов А.И. Методика типологических исследований периодических изданий: на примере специальных журналов. Иркутск, 1985. 95 с.

5. Александрова Р.И., Курносикова Е.А. Россия: духовность, философия любви. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. 176 с.

6. Алексеев В. П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. 462 с.

7. Алексина Т.А. Прикладная этика: Учеб.пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004. 210 с.

8. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1982. 304 с.

9. Андрунас Б.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 211 с.

10. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. 142 с.

11. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовом формировании личности. М.: Знание, 1983. 47 с.

12. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т. 1. 576 с.

13. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т. 2. 936 с.

14. Апресян Р. Г. Постижение добра. М.: 1986. 207 с.

15. Апресян Р.Г., Шамов И.А. Совещание ЮНЕСКО по проблемам преподавания этики// Вопросы философии. 2005. № 7. С. 159-163.

16. АпресянР.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуальности) //Вопросы! философии: 2006: № 5: :С.3—17.

17. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 30—39.18: Аристотель. Сочинения: В*4чх:тт. М.: Мысль;: Т98Т: Т. 3 v 613 с.• Ш Аристотель.(£очинения:;В}€^^

18. Аристотель;. Этика: Политика: Риторика: Поэтика: Категории: Mi: Литература, 1998. 1392 с.

19. Арнольд В. И. Теория катастроф. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1990. 126 с. :'■. ■:, ■■■ ■ , -:

20. Арутюнов?В: Стрекова Л! Н. Ступени эволюции: эволюционная концепция природы и цивилизации / отв.ред.0:В1 Крылов. М.: Наука, 2006. 347 с. ' ". . ' •

21. Асп ЭЖ Введение в социологию: СПб: Алтейя;,2000: 2481с:

22. Асмус В;Ф: Античнаяфилософия:;,3-е изд- Ml: Высш.,Шк:,, 1998. 400 с.

23. Афанасьев:В. Г. Системность и общество. М:, 1980. 157 с.26: Ахуизянов Т.Н. Очерки no's истории печати Советской Башкирии. Уфа, 1979. 312 с.

24. Бабаков В.Г., Семенов В.М1 Национальное сознание и национальная культура. М., 1996. 70 с.

25. Баишев Ф.Н: Общественно-политические . и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа, 1996. 176 с.

26. Бакштановский В: И., Согомонов Ю. В- Этика политического успеха. М.: Центр прикладной этики, 1997. 508 с.

27. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. 224 с.

28. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // СОЦИС, 2003. № 5. С. 16.

29. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика. Тюмень, 2001. 268 с.

30. Барулин B.C. Социальная философия. В 2ч. 4.2. М.: Изд-во МГУ, 1993. 240 с.

31. Бартольд В.В!. Ислам и-культура мусульманства. М., 1992. 143с.

32. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: М.г 1986. 444 с.

33. Бачинин В.А., Сальников* В.П. Философия- права. Краткий словарь. СПб.: "Лань", 2000. 400 с.

34. Беленкова О.А. Социально-антропологический' фактор управления в производственно-технологической сфере социума: социально-философский анализ. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2001. 208 с.

35. Белинский В.Г. И.И.Панаеву. 18 февраля 1839 года / Белинский В.Г. Собр.соч. В 9 т. М.: Худож. Лит., 1982. Т.9. С.238.

36. Беляев Г.Г., Торгашев Г.А. Духовные корни русского'народа. М.: «Былина», 2002. 192 с.

37. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 52—56.

38. Бердяев Н. А. Смысл истории. Ml: Мысль, 1990. 173 с.

39. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 479 с.

40. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики / Н.А.Бердяев; Сост. и выступ. Ст. В.Н.Колюжеского. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолно», 2003. 701 с.

41. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. 189 с.

42. Богат Е. М. Урок: Очерки. М.: Сов. писатель, 1982. 427 с.

43. Брентано Ф:0? происхождении^ нравственного* познания: СПб, 2000. 186 с.

44. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1997. 412 с.

45. Бугера В.Е. Сущность человека;.М!:;Наука; 2005; 300ic;

46. Валеев5;ДЖ История*;башкирскошфилософскошш общественно-политической мысли. Уфа: Китащ 2001. 352 с.

47. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое ишастоящее: Уфа:„Башк;,кн; из-во; 19891256^с.

48. Валеев Д.Ж. Происхождение морали: Саратов: изд. Саратовского ун-та, 1981. 168; с.58; Валеев- Д.Ж. Введение в этику> О нравственном потенциале культуры. Уфа:;Издание,бащкирского?университета^ 1998. 148 с.

49. Валеева З.Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк). Уфа: РИЦ БашЕУ, 2007. 112 с.60: Валитов O.K. Социально-философский анализ проблемы свободы средств массовой информации (СМИ) в современных условиях. Нефтекамск: РИО БашГУ, 2004. 289 с.

50. Вальков А.А. Философское постижение идеишации. Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1998. 157 с.

51. Вартанова E.JI. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999. 287 с.

52. Васильев В.А. Н.О.Лосский о добре и зле, добродетелях и пороках// Социально-гуманитарные знания. 2006. № 4. С. 153—169.

53. Васильев В.А. Л.Фейербах о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2. С. 173—188.

54. Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 804 с.

55. Вебер М. Политика как профессия и призвание // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 805 с.

56. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001. 252 с.

57. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России и ее противоречия // Мир России. 1999. № 4. С. 5—21.

58. Власкин А.Г. Мораль и традиции. Л.: Знание, 1981. 36 с.

59. Власкин А.Г. Буржуазные иллюзии и мораль (К критике буржуазных этико-социологических отношений). М.: Знание, 1984.64 с.

60. Воронина О.А. Оппозиция духа и матери: тендерный аспект // Вопросы философии. 2007. № 2. С. 56—65.

61. Воспитание нравственное. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. Изд. 3-е. М., 1975. 392 с.

62. Всеобщая история искусств. Искусство древнего мира. Т.1 /Под. Общ. Ред. А.Д.Чегодаева. М.: Государственное издательство «Искусство», 1956. 470 с.

63. Галимов Б.С., Мусин Г.Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2000. 284 с.

64. Танеева А.Б. «Презренная журналистика». Особенности светской и желтой журналистики. Уфа: Баш.гос.пед.ун-т, 2000. 47 с.76: ГанжишВЖ Этика и формирование нравственности. Ml, 1978. С. 22—26. ■ . .

65. ГерасимовгШВ! Периодическая печать Судана; СПб:,2001. 90 с.

66. Глуховцев В.О; Социально-этическая концепция В.И.Вернадского. Уфа, 2001. 92 с.

67. Глуховат А.В. Политическая конфл и кгология перед вызовами глобализации II Социологические исследования. 2005'; № 8. С. 1041—108 .

68. Гляйссберг Г. О концентрации; печати и манипулировании общественным мнением / Пер. с нем.; Предисловие и редакция ША.Паумова^М, 19/74'i С:;52. :8Г. ЛГоббс Т. Избранные произведения:. BI 2гх т:, Ж2! Мл: Мысль, 1965: 748 с. ,

69. Головко Н. А. Свободам иг моральная ответственность. М*:, 1973. 198 с.83: Горохов В.М» 0сновы" журналистского? мастерства: М::: Изд-во* Моек: Ун-та; 1989. 135г с:

70. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. школа, 1980. 368 с.85 .Грабёльников A.M. Работа журналиста» в; прессе. М!:'.:Изд. РИП-холдинг, 2001. 274 с.

71. Грабёльников А.А. Средства массовош информации» постсоветской России: М.: Галерея, 1996. 222 с:

72. Грачев В.И. Ценностей характер социокультурных коммуникаций в информационном пространстве современной гуманитарной культуры // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Международные Лихачевские научные чтения. СПб: Изд-во СПб ГУП, 2005.,248 с:

73. Грушин Б. А. Эффективность массовой информации; и пропаганды: понятие и проблема измерения. —Mr. Политиздат,. 1979. 126 с. ' "

74. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с.

75. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. 332 с.

76. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.

77. Гусейнов А.А. Истоки нравственности. М.: Знание, 1970. 33 с.

78. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Мол.гвардия, 1988. 271 с.

79. Гусейнов А.А. Обоснование морали! как проблема // Мораль и рациональность. М., 1995. 196 с.

80. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Постижение добра. М., 1986. 207 с.

81. Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. М.: Академкнига, 2002. 304 с.

82. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора // Дарвин Ч. Сочинения: В 9-ти т. Происхождение видов путем естественного отбора. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1939. Т. 3. 273 с.

83. Дзялошинский И. М. Методы получения социальной информации. М.: Мысль, 1983. 174 с.

84. Дзялошинский И.М'. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М.: Вагриус, 1996. 215 с.

85. Долина В.Г. Проблема обоснования' морали в философии: концепции британских моралистов XVIII века (А.Шефтсбери, Ф.Хатчесон, Д.Юм). Калининград: Из-во КГТУ, 2005. 207 с.

86. Древнекитайская философия: Т. Г. М.: Мысль, 1972. 363 с.

87. Древнекитайская философия: Т. 2. М.: Мысль, 1973. 384 с.

88. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. 388 с.

89. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 200 с.

90. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г.Апресян. Гардарики, 2002. 523 с.

91. Дубко E.JI. Мораль как предрассудок // Вестник Моск.ун-та. Сер.7. Философия. 2001. № 1. С. 61—73.

92. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. 328 с.

93. Дюркгейм Э.О. Разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. 572 с.

94. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов.ун-та,1996. 160 с.

95. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов.ун-та,1997. 220 с.

96. Жидков В. П. В ответе за каждое слово. М.: Мысль, 1979. 65 с.

97. Журналист и этика. Мнения журналистов в зеркале обследования кодекса профессиональной этики. М., 1995. 115 с.

98. Журналист: российско-американские социологические исследования. М.: Аспект Пресс, 1998. 120 с.

99. Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. 488 с.

100. Журналистика на перепутье: опыт России и США / Под редакцией Е.Л.Вартановой. М.: Медиамир, 2006. С. 113.

101. Иванов B=F.„История/этики!средних веков;,Ленинград:: Издтво ЛГУ им. А.А.Жданова, 1984. 290 с.

102. Иванян И.А. От Джорджа Вашингтона до: Джорджа Буша. Белый домшшресса:. Mf:: Политиздат, 1991. 3681с:,

103. Ильенков Э. В; Философия и. культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

104. Информационное общество: Сб. Mi: ООО «Издательство АСТ», 2004. 507 с.

105. История человечества. Всемирная история. Под ред. Г.Гельмольта; СПб.: Книгоиздательство Товарищество «Просвещение», 1902. Т.1. 616 с.

106. Иткулова Л.А. Нравственный выбор в башкирской сказке (философско-мировоззренческий анализ).Уфа: РИО БашГУ, 2002. 136 с.

107. Казаков КМВ'. На? пути;- к: профессиональное правильному. Российский медиа-этос как территория поиска; Ml: Центр прикладной" этики, 2001: 656 с.

108. Камю А; Бунтующий- человек. Философия. Политика. Искусство: МС: Политиздат, 1990^4^15?с.

109. Кант ЖЛёкцишпо^ этике :;М1:Республика; 2000! 432 е.

110. Кант 14. Собрание^ сочинений: В 8-ми т. Т. 4:. Пролегомены; Критикапрактическогофазума:; Mi: Ч0Р0; 19941629?с;

111. Канке В:А.Этика! ответственности: Теория морали» будущего. М.: Логос, 2003. 352 с.

112. Кара-Мурза* G.E. Манипуляция;сознанием. Ml: Изд-во?ЭКСМО-Пресс, 2001. 832 с.

113. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества^СПб;::Изд-во-МихайловагВ;А;, 2004: 496 с;

114. Кин Щ Средства массовой информации и демократия. М., 1994. 216 с.

115. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция: Доклады Римского клуба / Пер: с англ. М;: Прогресс, 1991. 339 с.

116. Киреев X. Кризис духовно-нравственных ценностей и приоритетов как угроза национальной безопасности России // Безопасность Евразии. 2005. № 2. С. 194—205.

117. Киричек П.Н. Этика и пресса: проблемы интроекции // Актуальные проблемы воспитания: философский и социологический аспекты. В 2 ч. Ч. 1. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2002. С. 169—174.

118. Кобляков В;П. Этическое сознание. Л.: Изд-во ЛЕУ, 1979:223 с.

119. V/ 146. Кожеурова Н.С. Публицистика и философия: коммуникативно-мировоззренческие аспекты. М.: Мол.гвардия, 1994. 160 с.

120. Козина Е.С. СМИ и выборы: Ресурс и угрозы политического мифотворства. М.: Издательство «ВК», 2005. 60 с.

121. Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 958 с.

122. Коробейников B.C. Редакция и аудитория. М.: Мысль, 1983. 132 с.

123. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001. 284 с.

124. Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1986. 159 с.

125. Крутов Н.Н1. Мораль в действии. М.,1977. 255 с.

126. Крутов Н.Н. Нравственные потребности личности. М.: Знание, 1981. 63 с.

127. Кузбеков Ф.Т. Башкирская журналистика как явление этнической культуры. Уфа: Китап, 2006. 384 с.

128. Кулыева А.А., Рахматуллина З.Я. Духовная личность: портрет современника. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. 114 с.

129. Курлов. А.Б., Суханов В.М., Шкель С.Н. Социодинамика политических приоритетов электората в условиях регионального самоуправления. Уфа: РИО БашГУ, 2003. 232с.

130. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. 199 с.

131. Кутырев В.А. Традиция и ничто // Философия и общество. 1998. № 6. С. 170—190.

132. Кучинский С.А. Человек моральный. М.: Политиздат, 1987. 271 с.

133. Лазутина Г.В. Профессиональная этика* журналиста. М.: Аспект Пресс, 1999. 208с.

134. Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. М.: Виоланта, 1998i 320 с.

135. Лаптенок Л.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации. Mm: НИО, 1999. 202 с.163.,Леви В.Л. Разговор в письмах. Mi, 1982. 272 с.

136. Лисовский В.Т. Что значит быть современным? М.: Политиздат, 1983. 222 с.

137. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1960. / Т. 1. 734 с.// Т. 2. 532 с.

138. Ломоносов М.В. О должности журналистов в изложении^ ими сочинений, назначенных для поддержания свободы рассуждения. //Ломоносов М.В. Стихотворения / Под ред. А.С. Орлова. Л., 1935. С. 304—306.

139. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. Mr. Политиздат, 1991. 525 с.

140. Лосев А.А. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 366 с.

141. Лосский Н. О. История, русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 559 с.

142. Мамардашвили М. К. Необходимость себя: Введение в философию: Доклады, статьи, филос. заметки. М.: Лабиринт, 1996. 430 с.

143. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. 146 с.

144. Марков Б.В. Знания бытия. СПб.: Наука, 2001. 570 с.

145. Местная национальная печать; Вопросы; истории,,методологии / Редколл. В.Н.Боянович, Е.А.Корнилов- В.Г.Соколов. Ростов-на-Дону, 1982. 150 с.

146. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб: Питер, 2006. 217 с.

147. Монтень М. Опыты. В 2 т. М.:Терра, 1996.Т. 1. 720 с.

148. Монтень М. Опыты. В 2 т. М.:Терра, 1996. Т.2. 544 с:'178!, Моральный выбор. М.: Изд-во Моек; ун-та; 1980. 344 с.

149. Мораль и этическая теория: Под ред. 0;ШЦеликовош Mi: Изд-во «Наука»; 1974. 296х.

150. Мораль: сознание и поведение. Под ред. Н.А.Головко. М-: Изд-во «Наука», 1986. 208 с.

151. Мур Д.Э. 11рирода моральной философии. Ml, 1999. 351 с.

152. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этическош кодекса. Mi: Права человека; 1997. 352 с.

153. Назаров В.Н. История русской этики. М.: 1'ардарики, 2006. 319 с.

154. Г85. Назаров В.II., Мелешко Е.Д. Этическое образование в России:проект «интегральной» этики // Вестник Российского государственного научного фонда. 2005\ № 3 С.98—107.

155. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Mi: Прогресс-Академия, 1996. 351 е.

156. Нуриев Д. А. Понятие материи в философии (Системный анализ). Уфа: Изд-во Башкир, ун-та; 1995. 156 с.

157. Олешко.В.Ф. Журналистика'как творчество. М.: РИП-холдинг, 2005. 222 с.189*. Орешников И. Ml Что такое гуманитарная культура?'Саранск: Издательство Мордовского университета; 1992. 148 с.\

158. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет" X. Избранные труды: Перевод с исп. / Сост. и общ. ред А. М. Руткевича. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. 704 с.

159. Павловский А.И. Введение в этический кодекс: крах нормативной'этики. СПб: Инфо-да, 2006: 111 с.192F. Профессиональная этика журналиста. М.: Медея, 2003. 480 с.

160. Печать, информация и право. 1-е изд. Уфа: «Китап», 1997. 248 с.

161. Печенев В.А. Истина и> справедливость. М*., 1998". 254 с.

162. Политический журнал. М:2006. № 45/46. С.7.

163. Протанская Е.С.Профессиональная этика: СПб:Алатейя, 2003. 288 с.199: Прохоров<Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2002. 322 с.

164. Платон Законы / Сочинения. М.: Мысль, 1972. Т.З». 4.2. 678 с.

165. Рахматуллина З.Я. Этическое просвещение и нравственное воспитание: современные подходы // Духовное воспитание: опыт и проблемы. Сб. научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. С. 120—130.

166. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб: ТОО «Петрополис», 19941 Т. 1. 336 с.

167. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб: ТОО «Петрополис», 1994. Т. 2. 354 с.

168. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Т. 3: Новое время. СПб: ТОО «Петрополис», 1996. 713 с.

169. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней. СПб: ТОО «Петрополис», 1997. 849 с.

170. Рубинов А.З. Частная жизнь журналиста. М.: Экономика, 1994. 318 с.

171. Рэндал Д. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. 140 с.

172. Сайтов У.Г. Башкирская художественная интеллигенция: происхождение, становление, взаимодействие с обществом и властью. Уфа: Гилем, 2004. 131 с.

173. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М.: Аспект Пресс, 2003. 255 с.

174. Семенов B.C. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке // Вопросы философии. 2007. № 4. С.94—113.

175. Сергеева А.В. Русские: Стереотипьг поведения, традиции, ментальность / А.В.Сергеева. М.: Флинта: Наука, 2004. 328 с.

176. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998. 325 с.

177. Сидоренко Ю.И. Философия морали: Новый подход. Кострома: Изд-во Костромской ГСХА, 2005. 464 с.

178. Система средств, массовой информации России. М.: Аспект Пресс, 2001. 259 с.

179. Скоробогацкий В.В. Россия на рубеже времен: новые пути и старые вехи. Екатеринбург: Наука, 1997. 304 с.

180. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: Диалектика взаимодействия. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 200.

181. Согомонов Ю.В. Этика воспитания: история и современность. М.: Знание, 1988. 64 с.

182. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005.416 с.2281 Сорокин П. А., Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

183. Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов. Под редакцией В.И.Бакштановского, Ю.В.Казакова, А.К.Симонова, Ю.В.Согомонова. М., 1995. 316 с.

184. Тейяр де Шарден П. Феномен человека; Вселенская'месса. М.: Айрис-пресс, 2002. 352 с.

185. Теплюк В. Мл Социальная, ответственность журналиста. М., 1984. 207 с.

186. Теплюк В. М: Этика журналистского творчества.М.,1980:172'с.

187. Теплюк В., М. Журналист меняет профессию: необычные перевоплощения во имя истины. Владивосток: Дальневосточное, кн. изд-во; 1990. 207'с.

188. Тимербулатов 31М. Особенности становления и развития информационного f пространства России, и Башкортостан в условиях трансформации общества.Уфа, «Ватандаш», № 3, 2005. С. 174—184'.

189. Титаренко А.И. Структуры, нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования. М:, 1974. 278 с.

190. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Рольф, 2001. 640<с.23.7. Тогузова Л.И. Нравственное воспитание в зеркале историиэтической мысли: монография. М., 1998. 157 с.

191. Токвиль А. де. О демократии в Америке. М.: Прогресс, 1992. 554 с.

192. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 669 с.

193. Тощенко Ж.Т. Обретение и потери в духовной жизни России // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Международные Лихачевские научные чтения. СПб: Изд-во СПб ГУП, 2005. С. 127— 131.

194. Ункер Т. На арене со львами. М., 1976. 254 с.

195. Ученова В.В. Беседа о журналистике. М.: Мол.гвардия,1978. 186 с.

196. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

197. Файзуллин Ф. С., Галлямов Р. Р. Урбанизация общества: закономерности развития и проблемы управления. М.; Уфа, 1992. 166 с.

198. Файзуллин Ф.С., Вильданов Х.С. Ценности: историко-философский гносеологический анализ. Уфа: Гилем, 2002. 177 с.

199. Файзуллин Ф.С. Национальные ценности и ценности ориентации / Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке. Уфа: Гилем, 2007. С. 29-37.

200. Фихте И. Г. Назначение человека // Фихте И. Г. Сочинения. В 2-х т. СПб: Мифрил, 1993. Т. 2. 798 с.

201. Философия и ценностные формы сознания /Под ред. Б.Т.Григорьян, О.Г.Дробницкого, Б.П.Желтова и др. М.: Изд-во «Наука», 1978. 540 с.

202. Философия формирования личности // Вопросы гуманитарных наук. 2006. № 4. С. 89—91.

203. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 560.

204. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 590.

205. Фотиева И.В. Мораль в современной философско-научной картине мира. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2003. 199 с.

206. Хайдеггер Ml Время и бытие: Статьи и выступления. М.:; Республика,.19931447 с:2611 ■ Хакет Е.,1 Синергетика: Иерархии; неустойчивости? в> самоорганизующихся системах и-устройствах. М.: Мир, 1985. 419 с.

207. Чйчановский А*.№- Инстанция: истины:: средства? массовой: информации и жизнь. М., 1989: 332 с.263: Шварцман К.А. Философия- и* воспитание:: критический* анализ: немарксистских концепций!М:: Политиздат, 19891,208>с:

208. Шерковин ТО. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 216 с.265: Шиллер: Е. Манипуляторы сознанием? / Пёр. с англ.; Научн. ред. Я.Н.Засурский. М., 1980. С. 25—41.

209. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и? этика. М.: Изд-во; им.Сабашниковых, 1999. 415 с:.

210. Шопенгауэр А., Свобода воли, и нравственность., М.: Республика, 1992. 448 с.

211. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики /Пер. с нем. Ю.И.Айхенвальд. М.: ACT, Mil: Харвест, 2005. 512 с.

212. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 198 с.

213. Шпенглер О. Закат Европы / Пер. с нем. М.: Искусство, 1993. 302 с.

214. Щеглова JI.B. Значение этики в эпоху эстетизма // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. 2003. № 2. С. 3-9.

215. Юнг К.Г., Франц M.-JI. фон, Хендерсон Дж. JL, Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. 368 с.

216. Юшманова Н.Е. Роль морали в гармоническом развитии личности. М.: Знание, 1982. 63 с.

217. Lippmann W. Public Opinion. N.Y., 1965. P. 119.

218. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Process and Effect of Mass Communication. Chicago, 1971. P. 84—99.

219. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilization. London, 1949. P. 36.

220. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. London, 1964. P. 442.

221. Henslin J.M. Social problems. N.Y. L.: Prentice Hall, 1994. 380 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.