Проблемы и противоречия современной арабской мысли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Мохаммед Обейд Самира Хамис

  • Мохаммед Обейд Самира Хамис
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 187
Мохаммед Обейд Самира Хамис. Проблемы и противоречия современной арабской мысли: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2003. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мохаммед Обейд Самира Хамис

Введение

Глава 1 Арабская классическая философия

1.1. Место арабской философии в ряду мировых философских традиций

1.2. Принцип построения и разработки философемы

Глава 2 Развитие философских течений и направлений в современной арабской мысли

2.1 Основные течения современной арабской мысли

2.2 А.Бадави как представитель философии экзистенциализма

2.3 А.Бадави как исследователь суфизма

2.4 Проблемы развития арабской мысли и критико-рационалистический подход Мухаммеда Абид аль-Джабари

2.5 Марксистские взгляды Ат-Таййиб Тизини

2.6 Проблема наследия в творчестве Хасана Ханафи и Махмуд Амин аль-Алима

Глава 3 Философия Заки Нагиба Махмуда

ЗЛЗаки Нагиб Махмуд - представитель философии неопозитивизма в современной арабской мысли

3.2Заки Нагиб Махмуд о путях становления современной арабской мысли

3.3 Двойственность как принцип философской мысли

Заки Нагиб Махмуда

3.4Покятие разума и рациональности в философии

Заки Нагиба Махмуда

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы и противоречия современной арабской мысли»

1. Актуальность темы исследования обусловлена не только растущим интересом представителей западной культуры к восточной, в том числе и арабской, философской традиции, но и стоящей перед философами современного Востока задачей культурного самоопределения. Интенсивность саморефлексии арабских философов современности вызвана, с одной стороны, усилением и углублением межцивилизационных контактов, реализующихся в процессе глобализации, ведущей к унификации не только социально-экономических отношений, но как следствие этого и философского дискурса, а с другой стороны, интересом к специфическим формам интеллектуальной деятельности арабского Востока, пытающей противостоять доминирующей роли западной цивилизации и ее философской мысли.

Следствием всего этого является настоятельная необходимость культурного диалога с арабским Востоком как полноправным представителем цивилизаций Востока, а такой диалог возможен только при условии понимания специфики арабской ментальности, знания движущих механизмов эволюции ее идеологического аспекта, возможного при условии понимания базовых принципов историко-философских исследований, представляющих высшее выражение отношения цивилизации к своему прошлому.

Проблемы и противоречия современной арабской философской мысли связаны с социально философскими, общекультурными (культурологическими) и историко-философскими проблемами. Особо следует отметить в разрешении этих проблем роль наследия в историческом развитии любой национальной философии и тем местом, которое оно занимает в структуре историко-философского знания вообще. Происходит, с одной стороны, непрерывное обновление тематики, методологического и технического инструментария, что ставит во многом по-новому вечный вопрос об отношении к наследию, в оценке ее основных структурных элементов и их взаимосвязи; а с другой стороны, сами социально-философские запросы, вызовы Запада арабскому миру неразрывно связаны с арабо-мусульманской мыслью, побуждающими арабов по-новому взглянуть на свое прошлое, истоки и индивидуальность, национальное и общемировое, искать в наследии то, что послужит новым импульсом для прогресса арабской цивилизации. Арабская философия все больше осознается одним из главных элементов арабской культуры, хотя ее положение и роль в развитии арабской культуры не были одинаковыми в различные периоды истории арабского мира. Сама же арабская культура и философия, имеющая великие достижения, составляет важную часть мировой культуры и философии. Поэтому многие проблемы и противоречия, свойственные мировой, в том числе и западной философии, оказываются проблемами и противоречиями арабской современной мысли.

2. Степень разработанности темы достаточно невелика, но есть ряд работ, где она так или иначе затрагивается. Ее можно обнаружить в трудах известных западных ориенталистов и арабистов: JL Масиньона, Р.Никольсона, М.Роденсон, Г.Грюнбаум, Ф.Роузентал, В.Ватта, Ф.Холлидея, Х.Дилипа, Э.Мортимера, С.Аззама, Дж.Буллока, М.Риффа, А.Беннингсена, А.Тахери и др. В отечественной литературе исследование проблем и противоречий в современной арабской философской мысли шло в нескольких направлениях, которые условно можно разделить на два ведущих: 1) это включение отдельных проблем современной философии на арабском Востоке в общее поле исследования истории и культуры ислама (Е.А.Крымский, В.В.Бартольд, Е.А.Беляев, И.Ю.Крачковский и др.); 2) и специальные исследования, в которых арабская философия анализировалась либо в контексте всей философской мысли в странах Среднего и Ближнего Востока (С.Н.Григорьян, МТ.Степанянц, В.Н.Чалоян, Н.С.Кирабаев, А.А.Игнатенко, Ю.М.Почта, В.Терновский, М.Аль-Джанаби и др.), либо персонифицировано и тематизировано (А.В.Сагадеев, М.М.Хайруллаев,

Б.Г.Гафуров, А.Х.Касымжанов, А.В.Смирнов, Е.А.Фролова, Г.Б.Шаймухамбетова, З.И.Левин, Е.Резван и др.), либо, наконец, в виде отдельных коллективных монографий и сборников, посвященных мировоззренческим и методологическим вопросам изучения истории философии Зарубежного Востока. Однако во многих этих исследованиях, написанных значительное время тому назад, естественно, не могли найти отображения проблемы и противоречия современной арабской философии в том виде, в каком они ставятся в трудах таких представителей новейшего этапа арабской философии, как А.Бадави, Мухаммед Аль-Джабири, Ат-Тайиб Тизини, Х.Ханафи, Махмуд Амин Аль-Алим, Заки Нагиб Махмуд. В тех же исследованиях, в которых в той или иной мере фигурируют эти имена, анализ их взглядов на современные проблемы в арабской новейшей философии дается в основном фрагментарно.

3. Целью данного диссертационного исследования было раскрытие многоплановости и многозначности арабской философской мысли, концептуальная оценка процесса ее развития (начиная с древности, заканчивая XX веком) с позиции современности и определения ее роли для будущности арабской философии в работах выдающихся мыслителей арабского мира, таких как А.Бадави, Мухаммед Аль-Джабири, Ат-Тайиб Тизини, Х.Ханафи, Махмуд Амин Аль-Алим, Заки Нагиб Махмуд. Достижение данной цели предполагает решение ряда исследовательских задач: показать место проблемы наследия в духовном обновлении арабского мира, ее включенность в актуальные идейные бои и социальные противоречия; раскрыть соотношение основных методологических и мировоззренческих подходов к изучению арабо-мусульманской философии; рассмотреть динамику становления современного арабского философского поля проблем, выявить субординацию внутренних и внешних источников, соотношение национально-особенного и общемирового в современной арабской философии.

4. Методологической основой исследования служит логико-концептуальный и исторический анализ различных подходов к арабо-мусульманской философии со стороны самих арабских философов и западных ориенталистов. Использовались приемы текстологического анализа и компаративистского метода. Диссертант придерживался в ходе исследования проблемно-личностного (по персоналиям) подхода.

5. Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в создании целостного представления о взглядах новейших арабских философов различных мировоззренческих направлений и теоретико-методологических подходов на национальное наследие и на историю современной арабской философской мысли.

6. Научно-теоретическое и практическое значение исследования определяется значимостью проблемы целостной концептуальной оценки самими арабскими мыслителями наследия в понимании противоречивых места и роли арабской философии не только в духовном наследии арабского мира, но и всего человечества. Содержащийся в диссертации материал и выводы будут способствовать не только целостному и более адекватному представлению о современном состоянии арабской философии, но и позволяет в какой-то мере заглянуть мысленно в ее будущее. Работа может быть использована при подготовке общих и специальных курсов по истории философии, по философской компаративистике, по культурологии и религиоведению, при составлении энциклопедических и справочных изданий по философии.

7. Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры современной зарубежной философии Санкт-Петербургского государственного университета. Материал диссертации был использован автором в выступлениях на теоретических семинарах и конференциях в России.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях: 7

1. Два философских течения на арабском Востоке: логический позитивизм Заки Нагиба Махмуда и экзистенциализм Абдуррахмана Бадави // Размышления о философии на перекрестве второго и третьего тысячелетий. К 75- летию профессора М.Я.Корнеева. XI Серия мыслители. Санкт-Петербургское философское общество. Санкт-Петербург 2002. - 0.75 п.л.

2. Хасан Ханафи и Махмуд Амин Аль-Алим: об арабском философском наследии // Гуманитарные науки, философия и компаративистика. Рабочие тетради по компаративистсике. Вып.8. Социологическое общество Ковалевского. СПб, 2002. 0,35 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Мохаммед Обейд Самира Хамис

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные таким образом проблемы и противоречия современной арабской философской мысли, как мы видели, связаны с социально философскими, общекультурными (культурологическими) и историко-философскими проблемами. Особо следует отметить роль наследия в разрешении этих проблем в историческом развитии любой национальной философии и то место, которое оно занимает в структуре историко-философского знания вообще. Происходит, с одной стороны, непрерывное обновление тематики, методологического и технического инструментария, что ставит во многом по-новому вечный вопрос об отношении к наследию, в оценке ее основных структурных элементов и их взаимосвязи; а с другой стороны, сами социально-философские запросы, вызовы Запада арабскому миру неразрывно связаны с арабо-мусульманской мыслью, побуждающей арабов по-новому взглянуть на свое прошлое, истоки и индивидуальность, национальное и общемировое, искать в наследии то, что послужит новым импульсом для прогресса арабской цивилизации. Арабская философия все больше осознается одним из главных элементов арабской культуры, хотя ее положение и роль в развитии арабской культуры не были одинаковыми в различные периоды истории арабского мира. Сама же арабская культура и философия, имеющая великие достижения, составляет важную часть мировой культуры и философии. Поэтому многие проблемы и противоречия, свойственные мировой, в том числе и западной философии, оказываются проблемами и противоречиями арабской современной мысли.

Целью данного диссертационного исследования было раскрытие многоплановости и многозначности арабской философской мысли, концептуальная оценка процесса ее развития (начиная с древности, заканчивая XX веком) с позиции современности и определения ее роли для будущности арабской философии в работах выдающихся мыслителей арабского мира, таких как А.Бадави, Мухаммед Аль-Джабири, Ат-Таййб

Тизини, Х.Ханафи, Махмуд Амин Аль-Алим, Заки Нагиб Махмуд. Достижение данной цели предполагало решение ряда исследовательских задач, которые и были выполнены: было показано место проблемы наследия в духовном обновлении арабского мира, ее включенность в актуальные идейные бои и социальные противоречия; были раскрыты соотношения основных методологических и мировоззренческих подходов к изучению арабо-мусульманской философии; была рассмотрена динамика становления современного арабского философского поля проблем, выявлена субординация внутренних и внешних источников, соотношение национально-особенного и общемирового в современной арабской философии.

Методологической основой исследования служит логико-концептуальный и исторический анализ различных подходов к арабо-мусульманской философии со стороны самих арабских философов и западных ориенталистов. Использовались приемы текстологического анализа и компаративисткого метода. Диссертант придерживался в ходе исследования проблемно-личностного (по персоналиям) подхода.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в создании целостного представления о взглядах новейших арабских философов различных мировоззренческих направлений и теоретико-методологических подходов на национальное наследие и на историю современной арабской философской мысли. На основе анализа широкого круга источников, ряд которых вводится в процедуру исследования впервые, обобщения результатов, уже полученных другими исследователями как в арабском мире (главным образом), так и в не его, по данной теме, диссертантка получила следующие результаты, характеризующие различные аспекты научной новизны: рассмотрена сложная структура классического арабского философского наследия, его становления и развития в историческом аспекте с использованием приемов историко-философского анализа; уточнены некоторые дискуссионные до сих пор моменты становления арабской философии, сделан акцент на необходимости учета особенностей перехода арабов от предфилософии к собственно философии и в этом контексте диалектики внутренних и внешних факторов ее становления; конкретизирован высказываемый отдельными современными арабскими мыслителями тезис о наследии как проблеме «настоящего», прослежена сложная связь этой проблемы с современной арабской действительностью в различных формах ее проявления; подчеркнута необходимость различения наследия как культурно-исторического феномена (бытийственный аспект наследия) и как проблемы (логико-методологический, логико-гносеологический и аксиологический аспекты); осуществлена и проанализирована типология основных методологических и мировоззренческих подходов к изучению арабо-мусульманского наследия со стороны самих арабских мыслителей, вскрыты социально-исторические и идеологические основы методологического плюрализма и предпринята попытка иерахизировать по значимости различные подходы; показано осознание рядом новейших арабских философов необходимость перехода от чисто идеологической оценки влияния западных философских направлений и ориенталистов на арабскую философию к более глубокому и всестороннему теоретическому анализу их взглядов в контексте в целом их философских и иных концептуальных структур. Раскрыто в целом противоречивое отношение современной арабской философии к западной мысли и к арабскому философскому наследию;

- выявлен высказываемый отдельными новейшими арабскими философами тезис о «всемирной» универсальности арабской философии, ее «открытости» западному миру, о ее вкладе в мировую философию; обоснована идея о том, что проблема арабского философского наследия - это не только проблема и не столько проблема прошлого и даже настоящего, но и проблема будущего арабской философии и цивилизации;

180

- показаны особенности исследования суфизма и следования экзистенциализму в философии А.Бадави, движение его мысли к строгому историко-философскому методу;

- раскрыты логико-позитивистские пути становления, двойственность как принцип философской мысли, понятие разума и рациональности в философии Заки Нагиба Махмуда. Показана противоречивость теоретико-методологической позиции Заки Нагиба Махмуда по отношению к наследию, колеблющемуся между позитивизмом и религией, рационализмом и иррационализмом.

Научно-теоретическое и практическое значение диссертации определяется значимостью проблемы целостной концептуальной оценки самими арабскими мыслителями наследия в понимании противоречивых места и роли арабской философии не только в духовном наследии арабского мира, но и всего человечества. Содержащийся в диссертации материал и выводы будут способствовать не только целостному и более адекватному представлению о современном состоянии арабской философии, но и позволяет в какой-то мере заглянуть мысленно в ее будущее. Работа может быть использована при подготовке общих и специальных курсов по истории философии, по философской компаративистике, по культурологии и религиоведению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мохаммед Обейд Самира Хамис, 2003 год

1. Аль-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере. М., 1980.

2. Аль-Газали А.Х. Правильные весы. М., 1980.

3. Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума. М., 1995.

4. Бартольд В.В. Сочинения, тт. 1-9. М. Л., 1963-1977.

5. Бахманйар ал-Азербайджани. Ат-Тахсил (познание), ч. I—III. Баку, 1983— 1986.

6. Белявский Ф. Ислам и культура арабов. СПб.-М. 1913

7. Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.

8. Бертельс Е.Э. История литературы и культуры Ирана: Избранные труды. М„ 1988.

9. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960.

10. Ю.Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.

11. П.Гафуров Б, Касымжанов А. Ал-Фараби в истории культуры. М.: Наука, 1975.

12. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987.

13. Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией. В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2. М„ 1969

14. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980

15. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980.

16. Игнатенко А.А. В поисках счастья. М., 1989.

17. Игнатенко А.А. Как жить и властвовать. М., 1994

18. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.

19. Ибн Туфейль. Повесть о Хаййе ибн Якзане. М., 1978.

20. Инаят Хан Хазрат. Суфийское послание о свободе духа. СПб.: Реверс, 1991.

21. Инаят Хан Хазрат. Учение суфиев. М.: Сфера, 1998.

22. Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

23. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

24. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

25. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М. 1987

26. Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма (опыт критического анализа). Душанбе, 1987.

27. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. М. 1984

28. Мухаммад Ибн Муса ал-Хорезми (к 1200-летию со дня рождения). М.? 1983.

29. М. Аль-Джанаби. Аль-Газали. Суфийский теолого-философский синтез. Нью-Йорк. 2000

30. Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. М. 1993

31. Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М., 1990.

32. Роузентал Ф. Торжество знания (концепция знания в средневековом исламе). М., 1978.

33. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.

34. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973.

35. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Арабй). М., 1993.

36. Современный философский словарь / Под. ред. В.Е.Кемерова. М.: Панпринт, 1998

37. Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998.

38. СтепанянцМ.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987

39. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

40. Терновский В. Ибн Сина (980-1037). М.: Наука, 1980.41 .Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989

41. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах аль-Фараби. М. 1973

42. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое время. М., 1993.

43. Философская мысль в странах ближнего и среднего Востока. Баку. 1973

44. Философское наследие народов Востока и современность. М. 1983

45. Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М. 1985

46. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

47. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983.

48. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995.

49. Философия и религия на зарубежном Востоке, XX век. М., 1985.

50. Чалоян В.К. Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. 2-е изд. М.: Наука, 1979

51. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). М., 1979.

52. Щукуров Ш. Искусство средневекового Ирана. М., 1989. 54.Энциклопедия мистицизма. СПб.: Литера и ВИАН, 1997.

53. Бадави А. Русалка и свет Кувейт. 1979. (на араблз.)

54. Ибрагим 3. Проблема свободы. Каир. 1972 (на араб, яз.)

55. Ибрагим Мадкур. Исламская философия. Каир. 1971. на араб.яз

56. Махмуд Касим. Очерки мусульманской философии. Каир. 1976 на араб, яз.

57. Тизини Т. О проблемах революции и культуры в третьем мире. Дамаск. 1973 (на араб, яз.) Абду-Арраззак Мустава. Введение к истории исламской философии.1. Изд. 1. Каир, 1944.

58. Абду-Арраззак Мустава. Введение к истрии исламской философии. Изд. 1. Каир, 1944.

59. Аль-Ахвани, Ахмед Фуад. Философские школы. Каир, Мактабт Меср, Египетская библиотека, 1965.

60. Аль-Мустакбал аль-Араби (журнал). Бейрут, Центр исследований арабского единства. № 114, 1988.

61. Аль-Мустакбал аль-Араби (журнал). Бейрут, Центр исследований арабского единства. № 222,1997.

62. Бадави Абдуррахман. Новое введение к философии. Изд.2. Кувейт, 1978.

63. Бадави Абдуррахман. Моя жизнь. Изд.1. Бейрут, Муассаса аль-арабийа ли-Дирассат ва-Наир, 2000.

64. Бадави Абдуррахман. Экзистенциалистские иследования. Изд.1. Бейрут, Муассаса аль-арабийя ли-Дирассат ва-Наир, 1980.

65. Бадави Абдуррахман. Греческое наследие в исламской культуре: исследования крупнейших востоковедов. Изд.4. Бейрут, Агентство печатныхизданий, Дар аль-Калам, 1980.

66. Бадави Абдуррахман. История исламского суфизма от начала до конца 2-го века хиджры. Кувейт, Агентство печатных изданий, 1976.

67. Бадави Абдуррахман. Роль арабов в формировании европейской мысли. Изд.З. Кувейт, ва калат аль-матпуат; Ливан, Дар аль-Калам, 1979.

68. Бадави Абдуррахман. Гуманизм и экзистенциализм в арабской мысли. Каир, 1947.

69. Гали Шукри. Возрождение и падение в новейшей египетской мысли. Бейрут, дар аль-талиа, Ли-Тиба ва-Наир. Изд.1,1978. Изд.2,1982.

70. Заки Нагиб Махмуд. Логический позитивизм. Часть 1.Изд.6. Каир,

71. Мактабат аль-Англо-аль-Масрийя, 1981. (Изд.1,1951). 73.Заки Нагиб Махмуд. Логический позитивизм. Часть 2. Изд.5. Каир,

72. Мактабат аль-Англо-аль-Масрийя, 1980. 74.Заки Нагиб Махмуд. Абсурд метафизики. Каир, Дар аш-шурук, 1953. Изд.2, 1983.

73. Заки Нагиб Махмуд. Обновление арабской мысли. Изд.9.Каир, Дар аш-шурук, 1993. Изд.1, 1971.

74. Заки Нагиб Махмуд. Наша культура в противостоянии эпохи. Каир, Дар аш-пгурук. Б.г.изд.

75. Заки Нагиб Махмуд. Рациональное и иррациональное в нашем идейном наследии. Каир, Дар аш-шурук, 1975.

76. Заки Нагиб Махмуд. Исламский взгляд. Из д. 2. Каир, Дар аш-шурук, 1993. Изд.1,1987.

77. Заки Нагиб Махмуд. С философской точки зрения. Изд.4. Каир, Дар аш-шурук. Изд.1,1979.

78. Заки Нагиб Махмуд. Критерии арабской цивилизации // Материалы конференции о кризисе арабской цивилизации. Кувейт, 1974.

79. Заки Нагиб Махмуд. История разума. Каир, Дар аш-шурук, 1983.

80. Заки Нагиб Махмуд. О свободе высказывания. Каир, Дар аш-шурук, 1986.

81. Махмуд Амин ал Алем. Сознание и фальшивое сознание в современной арабской мысли. Каир, Дар ассакафа аль-ждида, 1986.

82. Махмуд Амин ал Алем. Проблемные понятия и вопросы. Каир, Дар ассакафа аль-ждида, 1989.

83. Мухаммед Абед аль-Джабири. Мы и наследие: современные прочтения нашего философского наследия. Изд. 5. Марокко, Адар аль-Байда, 1986.

84. Мухаммед Абед аль-Джабири. Критика арабского разума. Часть 1: становление арабского разума. Изд.4. Бейрут, центр исследования арабскогоединства (аль-вахда-аль-Арабийя), 1989.

85. Мухаммед Абед аль-Джабири. Критика арабского разума. Часть 2: структура арабского разума. Критико-аналитическое исследование систем познания в арабской культуре. Изд.5. Бейрут, центр исследования арабскогоединства (аль-вахда-аль-Арабийя), 1996.

86. Мухаммед Абед аль-Джабири. Критика арабского разума. Часть 3: арабское политическое мышление. Его детерминанты и проявления. Изд.2.

87. Бейрут, центр исследования арабского единства (аль-вахда-аль-Арабийя), 1992.

88. Мухаммед Абед аль-Джабири. Точка зрения к реформированию проблем современной арабской мысли. Бейрут, центр исследования арабского единства (аль-вахда-аль-Арабийя), 1992

89. Мухаммед Абед аль-Джабири. Проблематики современной арабской мысли. Изд.З. Бейрут, центр исследования арабского единства (аль-вахда-аль-Арабийя), 1994.91 .Мухаммед Амара. Ислам и арабство. Каир, Дар аш-шурук, 1988.

90. Тайиб Тизини. Проект нового взгляда на средневековую арабскую мысль. Изд. 5. Дамаск, 1981.

91. Хасан Ханафи. Наследие и обновление. Каир, издательство арабского центра исследования, 1980.

92. Философия в современном арабском мире. Материалы Первой арабской конференции. Бейрут, центр исследования арабского единства (аль-вахда-аль-Арабийя), 1985.

93. Современная арабская философия. Исследования Второй арабской философской конференции. Бейрут, центр исследования арабского единствааль-вахда-аль-Арабийя), 1988.

94. Наследие и вызовы эпохи в арабском отечестве. Материалы конференции: «Самобытность и современность». Бейрут, центр исследования арабского единства (аль-вахда-аль-Арабийя), 1985.

95. Anke von Kugelen. Averroes und die arabische Moderne-Ansatze zu einer Neubegrundung des Rationalismus im Islam. E. J. Brill, Leiden, New York, Koln,1994.187

96. Schwarz Teodor. Sein, Mensch und Gesellschaft im Existentialismus. Mit zwei Arbeiten uber Schopenhauer und Nietzche. Fr.a.M., Marxistische Blatter, 1973.

97. Classen Erika. Der mittelere Weg. Studien zur Religionspolitik und Religiositat der spateren Abbasidenzeit. Wiesbaden, Steiner, 1981.

98. Geschichte der Araber von den Anfangen bis Zur Gegenwart-Antokenkollektiv unter Leitung von bother Rath man. Berlin, Akad. Verlag, 1971.

99. Manfred Fleischharnmer. Arabische Kultur und Islam im Mittelalter. Weimar,1981.

100. Brentjes Burhard. Die Sohne Ismaels: Geschichte und Kultur der Araber. Leipzig, Kochler Amelang, 1971.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.