Развитие логических идей в арабо-мусульманской философии и "теологии" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Зиядех Латфаллах

  • Зиядех Латфаллах
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 165
Зиядех Латфаллах. Развитие логических идей в арабо-мусульманской философии и "теологии": дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2009. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Зиядех Латфаллах

Введение.

ГЛАВА I Появление логических идей в арабо-мусульманской мысли и отношение мусульман к ней.,.

1. 1. Формирование логических идей в арабо-мусульманской мысли.

1.2. Отношение мусульман к греческой философии и логике.

1.2 Эволюция логических исследований в арабо-мусульманской мысли.

Г Л А В A 11.

2.1. Введение в проблематику методологии научного исследования у арабо-мусульманских мыслителей.

2.2. Логика и грамматика в арабо-мусульманской мысли.

2.3. Логика и калам.

2.4. Логика в арабо-мусульманской философии.

2.5. Логика и социология (на примере творчества Ибн Халдуна).

ГЛАВА III. логика и исламская юриспруденция.

3.1. Введение в мусульманскую юриспруденцию.

3.2. Ибн Хазм: факих и литератор.

3.3 Ал-Газали и начало построения фикха на логических основаниях.

3.4. Ибн Таймийя и критика логики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие логических идей в арабо-мусульманской философии и "теологии"»

Актуальность исследования. Несомненно, что арабская логика, как и арабо-мусульманская мысль в целом, многим обязана предшествующим цивилизациям, в особенности цивилизации древнегреческой. Однако она ни в коей мере не является всего лишь детальным истолкованием античной мысли.

Генезис и эволюция арабских наук с самого начала были сопряжены с переводом научного наследия других народов на арабский язык. Одной из таких наук стала логика. Она удовлетворяла настоятельную потребность в рационалистической методике, организующей научную мысль, и применялась в самых разнообразных областях арабской культуры. Для большинства арабо-мусульманских мыслителей, трудившихся в различных отраслях знания, логика стала методом мышления: она использовалась языковедами, философами, схоластическими теологами и даже исламскими законоведами-факихами. Некоторые из них применяли ее скрытно, используя иные названия, поскольку опасались полемики с противниками греческой логики из числа мусульман.

Историю развития арабо-мусульманской логики можно подразделить на несколько этапов. Первый из них - это этап переводов античного наследия на арабский язык. Второй этап связан с серьезными логическими исследованиями. Он начинается с ал-Фараби и заканчивается Ибн Синой. Логические исследования, осуществленные в этот период, повлияли на развитие ряда других наук, включая языкознание, калам и основы юридического богословия (фикха). На этом этапе появились очень крупные произведения, объединяющие различные логические теории, почерпнутые из античной эпохи или из иных источников. Стремясь приблизить логику к реалиям мусульманской жизни, мусульмане в значительной мере обновили логическую науку.

Третий этап - этап аккомодации и согласования. В этот период главное внимание уделялось использованию логики в целях иных наук, в частности философии, «спекулятивной теологии», юриспруденции и языкознания.

Четвертый этап по праву называют «золотым веком». Это эпоха, когда арабская логика превратилась в самостоятельную отрасль знания. Появились произведения крупных арабских логиков, содержавшие подробные истолкования трудов греческих авторов и внесшие много нового в логическую науку.

Внедрение логики в арабо-мусульманскую мысль вызвало острую коллизию между арабо-мусульманскими мыслителями. Отношение к ней было весьма неоднозначным. Если одни считали ее наукой, чуждой арабской мысли и арабскому языку, утверждали, что ее применение вредит религиозным убеждениям, то другие мыслители переводили логические труды на арабский и подвергали их углубленному исследованию. Спор вокруг роли логики и потребности в ней в арабо-мусульманской научной среде не прекращается и по сей день. По этому поводу высказываются различные, порой прямо противоположные взгляды. Одни говорят, что это «безбожная наука», основы которой были заложены философом-язычником Аристотелем, оказавшая дурное влияние на религиозную мысль и повредившая исламу как религии. Другие же считают логику «наукой взвешивания», позволяющей поверять доводы и аргументы. Так, имам ал-Газали считал логику необходимым прологом к любой науке и говорил, что ученым, не знающим логики, в принципе нельзя доверять.

С конца девятого и на всем протяжении десятого века логические исследования процветали в Багдадской школе. Представителями этой школы был осуществлен целый ряд достижений, важнейшие из которых можно свести к следующему:

1) завершение серии переводов произведений античных авторов на арабский язык;

2) составление ал-Фараби детального комментария к логическим трудам Аристотеля;

3) появление исследований по логике, выходящих за рамки тематики аристотелевских трудов.

В одиннадцатом веке появился один из величайших мусульманских логиков — Ибн Сина. Будучи во многом обязанным Багдадской школе и ал-Фараби, он, тем не менее, оппонировал этой школе, отвергал ее ориентацию в большей степени на текст, чем на содержание, осуждал ее направленность только на исследование и истолкование аристотелевых трудов. Ибн Сина основал ставшее после него господствующим направление, превратившее логику в независимую, самостоятельную отрасль науки.

Мусульманские комментаторы логики разделились на две группы: перипатетики и стоики. Представители первой из них не видели в логике никакого противоречия или несоответствия. Стоики же усматривали в ней множество изъянов. Полемика, возникшая между этими двумя группами, привела к введению новых, ранее не существовавших элементов в аристотелевскую логику. В первую очередь здесь следует упомянуть исследование природы самой логики; в частности, ставился вопрос, является ли она частью философии или же введением в нее? Этот вопрос оставался предметом спора между различными мусульманскими научными школами и направлениями вплоть до позднейших этапов развития арабо-мусульманской цивилизации.

Наряду с дискуссией между комментаторами-перипатетиками и стоиками по проблемам логики, исламские «теологи» и юристы также имели собственную позицию в отношении логики. Одни из них целиком и полностью отвергали логику, считали неприемлемым использование логических методов в религиозных науках. В то же время другие «богословы», пусть с некоторой осторожностью, но все же принимали отдельные положения логики. Возникло и третье направление, представители которого стремились соединить логику с исламскими науками. Пионером этого направления стал Абу Хамид ал-Газали, считающийся подлинным объединителем логики и исламских дисциплин. Обосновывая свой призыв к изучению логики, ал-Газали говорил, что в логических исследованиях нет ничего такого, что отрицало или подтверждало бы религию; это лишь подход к построению доказательств, изъяснение основ и условий выстраивания аргументации. Знание, по ал-Газали, - это либо представление, ключом к познанию которого является термин, либо понятие, ключом к познанию которого является силлогизм; в этом нет ничего такого, что должно подвергаться отрицанию.

Факихи и мутакаллимы имели собственную позицию по отношению к аристотелевской логике. Они резко оппонировали ей, считали ее неприемлемой, оправдывая такое отношение тем, что логика связана с аристотелевской метафизикой, которая противоречит исламскому богословию. Но самой жесткой критике логику подверг факих Ибн Таймийя. Наряду с аргументами против логики, приводившимися мутакаллимами, он привел еще целый ряд причин ее неприятия, важнейшая из которых заключается в том, что логика сковывает естественный ход исламской мысли искусственными, усложненными законами. Кроме того, логика, согласно Ибн Таймийе, не удовлетворяет меняющимся человеческим потребностям, поскольку представляет собой набор общих и неизменных законов и правил. Надо заметить, что Ибн Таймийя подверг логику критике после того, как сам детально изучил эту науку.

Чтобы понять суть отношения мусульман к греческой логике, необходимо учитывать следующее фундаментальное отличие. Греческая логика строится на силлогистике, являющейся «душой» античной цивилизации. Эта логика далека от опытно-чувственного метода, лежащего в основе исламской методологии. Данное отличие легко заметить при анализе тех добавлений к аристотелевской логике, которые были сделаны мусульманами, чтобы привести ее в соответствие с духом ислама.

Полемика вокруг приемлемости логики и потребности в ней не помешала ее развитию в дальнейших исламских исследованиях. Изучение и применение логики сыграли большую роль в эволюции методологии научных исследований у мусульман — как среди сторонников логики, так и среди тех, кто отвергал ее. Критикам логики пришлось вооружиться рационалистической научной методологией, чтобы обосновать неприятие греческой логики. Тем самым логика стимулировала научные исследования и прогресс научной методологии у мусульман. Ее влияние явственно прослеживается в философских и «богословских» трудах Ибн Сины, касающихся первосущности и первопричины бытия; плотиновская эманация повлияла на представление ал-Фараби о взаимоотношении между «первичным разумом» и «десятью разумами»; Аристотель оказал воздействие на Ибн Рушда - автора трактатов по логике, естествознанию и «теологии». Мы увидим, какую важную роль сыграла логика в формировании и становлении основ исламской юриспруденции. Кроме того, она во многом способствовала развитию языкознания, разработке правил арабского языка, а также социологии и иных арабских наук.

Значение нашего исследования обусловлено необходимостью преодолеть превратное представление о том, что роль мусульман свелась лишь к переводу и сохранению античного наследия. В своей диссертации мы попытались обозначить творческий подход и оригинальность арабо-мусульманской научной мысли, показать, что она подходила к трудам греческих авторов с исследовательских, а не начетнических позиций. Мы постарались показать, что арабо-мусульманская мысль явила собой один из источников, обогативших человеческую мысль в целом, что арабо-мусульманская философия повлияла на становление и развитие самых разнообразных наук, включая медицину, естествознание, астрономию, математику, музыку и т.д. Именно через арабов в Европу 12 — 13 веков попали труды древнегреческих мыслителей, в том числе Аристотеля; именно через них Европа получила представление о содержании философского учения Платона. Значительное влияние арабо-мусульманская философия начала оказывать после того, как ряд произведений соответствующих авторов был переведен на латынь. В частности, был осуществлен перевод «Логики» Ибн Сины, а также разделов из его «Книги исцеления» -«Природа», «Душа» и «Божество». Кроме того, был переведен трактат ал-Газали «Намерения философов», ряд трактатов ал-Кинди, трактат ал-Фараби «О разуме», произведения Ибн Рушда. Влияние этих книг начало сказываться сразу же после их перевода. В Европе были написаны книги, в которых наглядно прослеживается влияние арабо-мусульманской философии и логики. Это не следует понимать так, что нужно говорить о каком-то «хронологическом первенстве» или о «превосходстве» оригинальной философской мысли над молодой западной мыслью. Такой подход означал бы неуважение к гносеологическим и цивилизационным предпосылкам генезиса той или иной науки. Человеческая мысль предопределяется социально-экономическими и политическими условиями; ее нельзя трактовать вне конкретного временного и пространственного контекста.

Степень изученности темы исследования. Данная тема не подвергалась углубленному исследованию. Было написано несколько работ, в которых рассматривались отдельные аспекты этой проблематики. Чаще всего на отношение мусульманских мыслителей к логике указывается в работах, посвященных тому или иному из них. Исключение составляет монография Али Сами ан-Нашшара «Методология научного исследования у исламских мыслителей», где рассматривается эволюция мусульманской мысли, породившая специфическую исламскую методологию научного исследования. В данной работе излагаются этапы развития арабо-мусульманской мысли и указывается на пути формирования методологии научного исследования у мусульман1. Востоковед Николас Решер в своей книге «Очерки истории арабской логики» исследует арабское логическое наследие начиная с этапа переводов греческих философов на арабский язык, рассматривает борьбу, развернувшуюся вокруг этой новой науки, указывает на вклад арабских авторов в развитие логики2. Тему логики в исламе исследует персидский автор Мустафа Табатабаи в своей книге «Мусульманские мыслители против греческой логики». Здесь излагается история логики, приводятся избранные тексты мусульманских логиков, ученых и мыслителей, касающиеся данного вопроса . Востоковед Пьер Духейм рассматривает источники арабской философии, способы обращения арабов и мусульман в целом с греческим наследием, их отношение к этому наследию4. Мухаммед Мустафа Сирьякуси в своей

1 Али Сами ан-Нашшар. Методика научного исследования у исламских мыслителей. - «Дар аль-Фикр аль-Арабий». — 1947.

2 Николас Решер. Очерки по истории арабской логики. - Каир: «Ас-Сакафа». - 1992.

3 Мустафа Табатабаи. Мусульманские мыслители против греческой логики. - пер. Абд ар-Рахим Малази аль-Балуши. - «Дар Ибн Хазм». - 1992.

4 Пьер Духейм. Источники арабской философии. - пер. Абу Яраб аль-Марзуки. - «Бейт аль-Хикма». -1989. работе, озаглавленной «Исследования и труды по логике», рассматривает историю и этапы эволюции арабо-мусульманской логики и ее связи с мусульманскими науками5. В книге «Теория логики у философов ислама и Греции» Мухаммед ал-Джалнид излагает отношение мусульманских мыслителей к греческой логике и рассматривает противостояние между сторонниками и противниками логики в исламском мире6. Мейсам ал-Джанаби в монографии, посвященной ал-Газали, указывает на оригинальность и творческий подход этого мыслителя, подчеркивает важность его вклада в развитие арабо-мусульманской философии и науки. В третьей части своего исследования М. ал-Джанаби подробно анализирует философию ал-Газали, его отношение к логике, попытку соединения логики с 7 исламскими науками» . Рафик Аджам в своем исследовании творчества ал-Газали раскрывает философские позиции этого мыслителя, указывает о на то влияние, которое оказала на него логика Аристотеля . Джафар Аль Ясин рассматривает логическую теорию Ибн Сины, анализирует его вклад в развитие и истолкование аристотелевской логики9. Али ал-Варди рассматривает логику Ибн Халдуна и его отношение к логической науке и его гносеологическую концепцию10

Разумеется, наше исследование было бы неполным без обращения к основным источникам - к наследию, оставленному мусульманскими мыслителями и философами, без выявления их взглядов и позиций, изложенных в соответствующие исторические эпохи. Среди них следует выделить произведения Абу Хайана ат-Таухиди «Книга услады и

5 Мухаммед Мустафа Сирьякуси. Исследования и очерки по логике. — «Ад-Дар аль-Фаннийя». — 1988.

6 Мухаммед аль-Джалнид. Теория логики у философов ислама и Греции. - Каир: «Дар аль-Улюм». -1985.

7 Мейсам аль-Джанаби. Аль-Газали. - Дамаск: «Дар аль-Мада». - 1998.

8 Рафик Аджам. Логика у аль-Газали. - Бейрут: «Дар аль-Машрик». - 1989.

9 Джафар Аль Ясин. Логический ежегодник. - Бейрут: «Дар ал-Афак ал-Джадида». - 1983.

10 Али аль-Варди. Логика Ибн Халдуна. - Лондон: «Дар Куфан». - 1994. развлечения»11, Джалал ад-Дина ас-Суюти «Охранение логики и

12 п калама» , книги ал-Фараби «Термины, используемые в логике» и «Соединение мнений двух мудрецов»14 (Аристотеля и Платона), «Книгу исцеления» Ибн Сины15. Кроме того, мы обращались к книгам Ибн Рушда «Непоследовательность непоследовательности»16,

1 7

Пролегоменам» Ибн Халдуна , к книгам Ибн Хазма ал-Андалуси

1 8

Приближение к логике» и «Краткое опровержение кыяса, райя, истихсана, таклида и таалиля»19. Мы также рассмотрели знаменитую книгу Ибн Таймийи «Опровержение логики»20, произведения ал-Газали «Опровержение философов»21, «Избавление от заблуждения»22,

23

Правильные весы» и «Удержание широкой публики от науки калама»24.

Большой вклад в изучение средневековой арабо-мусульманской философии и культуры внесли представители советской и российской арабистики В.В.Бартольд, А.Е.Крымский, Э. Бертельс и др.~ Особенно хотелось бы отметить работы В.В.Бартольда "Халиф и султан" и "Культура мусульманства".

В советской и российской историко-философской литературе

11 Абу Хайан ат-Таухиди. Книга услады и развлечения. - Ч. 1. - Бейрут: «Ал-Мактаба ал-Асрийя».

12 Джалал ад-Дин ас-Суюти. Охранение логики и калама от науки логики и калама. - Бейрут: «Дар ал-Кутуб ал-Ильмийя». — 2007.

13 Абу Наср аль-Фараби. Термины, используемые в логике. - Бейрут: «Дар ал-Машрик».

14 Абу Наср аль-Фараби. Соединение мнений двух мудрецов. - Бейрут: «Дар ал-Машрик». - 1985.

15 Абу Али Ибн Сина. Книга исцеления. — «Аль-Муассаса ал-Джамиийя ли-д-Дирасат ва-н-Нашр ва-т-Тавзиа».- 1988.

16 Ибн Рушд. Опровержение опровержения. — Каир: «Дар ал-Маариф». — 1964.

17 Абд ар-Рахман Ибн Халдун. Пролегомены. — «Дар ал-Фикр». — 2002.

18 Ибн Хазм аль-Андалуси. Приближение к логике и введение в нее. — «Да ал-Кутуб ал-Ильмийя». -2003.

19 Ибн Хазм аль-Андалуси. Краткое опровержение кыяся, райя, истихсана, таклида и таалиля». — «Дар аль-Фикр». — 1969.

20 Ибн Таймийя. Опровержение логики. - «Мактабат ас-Сунна аль-Мухаммадийя». - 1951.

21 Абу Хамид аль-Газали. Опровержение философов. - Каир: «Дар ал-Маариф». - 1972.

22 Абу Хамид аль-Газали. Избавление от заблуждения. - Бейрут: «Дар ал-Фикр ал-Лубнаний». - 1993.

23 Абу Хамид аль-Газали. Правильные весы. - Дамаск: «Аль-Мактаба ал-Ильмийя». - 1993.

24 Абу Хамид аль-Газали. Удержание широкой публики от науки калама. - Бейрут: «Дар ал-Фикр ал-Лубнаний». - 1993.

25 Бартольд В.В. Соч., т.У1, М., 1968; Крымский А.Е. История арабов и арабской культуры, светской и духовной. 4.1-2, М., 1911-1912; Бертельс Э. Суфизм и суфийская литература. М., 1966. логика и философия арабо-мусульманского средневековья была предметом систематического исследования в работах Григоряна С.М.,

26

Сагадеева A.B., Соколова В.В., на которые в значительной степени опирался диссертант. Следует так же отметить работы, в которых изучаются различные проблемы арабо-мусульманской философии и логики - Бациевой С.М., Игнатенко A.A., Касымжанова А.Х., Степанянц М.Т. , Хайруллаева М.М., Фроловой Е.А., Шаймухамбетовой Г.Б. и др. В работах по истории логики арабо-мусульманским мыслителям были посвящены разделы в работах Джохадзе Д.В., Стяжкина Н.И.28, Болтаева М.Н.29, Сагадеева A.B.30,

31 32

Кирабаева Н.С. и др. Особо хотелось бы отметить большой раздел в книге «Восточный перипатетизм» Сагадеева A.B., посвященный логике восточных перипатетиков, в котором рассматриваются общая характеристика логической проблематики арабских аристотеликов, а также их учение о понятиях и суждениях. Вместе с тем хотелось бы отметить, что развитие логических идей в арабо-мусульманской философии и культуре не было до настоящего времени предметом специального рассмотрения. Между тем очень важно изучить, каким

26 Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960; Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966; Сагадеев A.B. Ибн Рушд. М., 1973; Сагадеев A.B. Ибн Сина. М., 1980; Сагадеев A.B. Восточный перипатетизм (из истории средневекового материализма). Автореф.док. дис. М., 1987; Соколов В.В. Средневековая философия, М., 1979.

27 Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Хальдуна "Мукаддима". М. 1965; Игнатенко A.A. Ибн-Хальдун. М.,1980; Касымжанов А.Х. Аль-Фараби. М., 1984; Хайруллаев М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. Ташкент, 1967; Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. М., 1974; Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983; Шаймухамбетова Т.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М., 1979.

28 Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западно-европейской средневековой философии. Тбилиси, 1981.

29 Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы. Душанбе, 1969.

30 Сагадеев A.B. Ибн Сина. М., 1980; Восточный перипатетизм. NY, 1999.

31 Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского средневековья. М., 1987; Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005.

32 Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М. 1975; Попов П. С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М. 1974; Маковельский А.О. История логики. М. 2004. образом античная логика как чужестранная наука была интегрирована в мусульманскую культуру и каким образом идеи античных логиков получили свое дальнейшее развитие в трудах арабо-мусульманских мыслителей.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в выявлении специфики трудов мусульманских авторов в области логики, а также развития логических идей в классической арабо-мусульманской философии. Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие научные задачи:

Рассмотреть начальный период развития логики в мусульманском мире, ту оппозицию, которую встретили переводчики греческих трудов по логике, причины возникновения интереса к философии в целом и к логике, в частности.

Проследить этапы развития логики в арабо-мусульманской мысли: этап перевода, затем этап серьезных логических исследований, этап согласования логики с «исламскими науками» и, наконец, «золотой век», эпоха расцвета арабо-мусульманской философии и логики. Исследовать взаимоотношение между логикой и «науками мусульман», в том числе каламом, грамматикой арабского языка, социологией и философией, рассмотреть формирование методологии научных исследований у мусульман.

Исследовать науку об основах исламского права и юриспруденции (фикха), позволяющую исламским «богословам»-законоведам формулировать и выносить юридические суждения при опоре на логику. Именно логика позволяла факихам делать дедуктивные умозаключения; в этом смысле она имеет для факиха такое же значение как грамматика для языковеда. Активное использование логических умозаключений отличает исламское право от иных законотворческих систем.

Дать анализ критики логики исламскими законоведами с использованием логических же методов и приемов; рассмотреть попытки соединения логики с «исламскими науками».

Новизна исследования. Главные результаты исследования заключаются в следующем:

Рассмотрен тот исторический этап, в который происходил перевод греческих философских и научных работ на арабский язык, а также причины, стимулировавшие интерес к этим работам в мусульманском мире, и усилия, приложенные для усвоения и развития античной мысли.

Выявлены взаимосвязи между логикой как способом организации мысли и так называемыми мусульманскими науками; проанализированы позиции представителей этих наук в отношении логики.

Вскрыты имплицитные причины неприятия аристотелевской логики со стороны авторитетов религиозного знания.

Выявлено влияние логики на формирование методологии научного исследования в целом у мусульман и на становление науки об основах исламской юриспруденции, в частности.

Рассмотрены попытки арабо-мусульманских философов и логиков соединить логику с религиозными дисциплинами и доказать отсутствие противоречия между этими науками, а также изложены результаты этих попыток.

Методология исследования. При подготовке диссертации применялись историко-сравнительный и герменевтический методы, а также методы логической науки. Кроме того, были использованы многочисленные оригинальные работы, в которых затрагивается тематика диссертации, а также целый ряд источников и комментаторских произведений, написанных мусульманскими философами и мыслителями в исследуемый период.

Научное и практическое значение диссертации. Исследование роли, которую сыграла логика в развитии арабо-мусульманской мысли, имеет особое научное значение для изучения истории эволюции и специфики становления этой мысли. Многие светские науки на арабском Востоке основывались на науке логики (как, например, наука об основах исламской юриспруденции) или развивались на ее основе (например, языкознание). Материалы работы будут полезны для понимания того, как именно мусульмане усваивали и обобщали достижения античной мысли и как стремились приспособить их к мусульманским реалиям, каким образом арабо-мусульманская мысль повлияла на дальнейшее развитие философии и науки.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержание и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке специальных курсов или лекций по истории арабо-мусульманской философии, логики и науки. Диссертация позволит лучше понять методологию научного исследования, применявшуюся мусульманскими мыслителями в эпоху средневековья, а также выявить их интерес к наукам и научному творчеству. Кроме того, в области религиоведения - для прояснения роли логических наук для понимания и интерпретации коранического текста.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Зиядех Латфаллах

Основные выводы Арабо-мусульманская логическая мысль имеет большее значение, нежели то, которое до сих пор придается ему во многих философских исследованиях, касающихся данного вопроса. Сводить ее роль к переводу греческого наследия — значит проявлять лишь односторонний подход, указывать лишь на один аспект, связанный с исторической преемственностью. Кроме того, арабо-мусульманская логическая мысль не ограничивалась традициями аристотелевской логики, подвергшись влиянию стоической, александрийской и других философских школ.

Основная проблема, затрагиваемая в диссертации - это вопрос идейной связи между двумя культурами: греческой и арабо-мусульманской. Когда греческая логика пришла в исламский мир, перед мусульманами встал вопрос о степени всеобщности, универсальности логики. Является ли она общим законом, который следует безоговорочно принять? Или можно отыскать в ее основах и нормах нечто выходящее за рамки универсального закона?

Несомненно, что наличие рационалистических направлений в арабо-мусульманской мысли стимулировало интерес к греческой логике, ее изучение и развитие. Эта мысль отличалась способностью к саморазвитию, что способствовало появлению различных течений, каждое из которых содействовало ее прогрессу.

В диссертации мы рассмотрели различные позиции мусульманских мыслителей в отношении логики. В целом здесь можно говорить о двух крупных направлениях: оппозиция греческой логике, ее поддержка и дальнейшее развитие. Эти два направления присутствовали в то время в различных отраслях науки. Так, оппоненты логики имелись в областях науки об основах фикха, калама и языкознания. Представители науки об основах фикха полагали, что приложение законов греческой логики к вопросам ислама недопустимо. При этом они исходили из того, что греческая логика базируется на греческом языке, отличающемся от языка мусульман, и если применять ее в исламских исследованиях, то возникнет множество противоречий. Аналогичный аргумент приводили филологи и грамматики, одни из которых критиковали греческую логику, а другие — полностью отвергали ее.

Что касается представителей калама, мутакаллимов, то они отвергали логику исходя из того, что аристотелевская логика связана с греческой метафизикой, противоречащей «исламской теологии». Такое отношение к логике достигло апогея у Ибн Таймийи, у которого критика логики приобрела достаточно последовательный характер. Используя аргументы представителей юридического и «спекулятивного богословия», Ибн Таймийя добавлял к ним собственные доводы, главный из которых заключается в том, что аристотелевская логика сковывает исламскую мысль искусственными правилами и законами, связанными с терминами и дедукцией. Между тем, говорит Ибн Таймийя, цель фикха состоит в удовлетворении меняющихся гносеологических потребностей мусульман. Аристотелевская логика, как видится Ибн Таймийи, представляет собой набор неизменных общих законов. В связи с этим Ибн Таймийя издал несколько фетв, запрещающих мусульманам изучать и применять логику.

Ибн Хазм, напротив, отрицал, что употребление логики является недопустимым (с точки зрения ислама) нововведением, о котором ничего не сказано у благочестивых предков. Эту свою позицию он объясняет тем, что и грамматика, например, не была узаконена благочестивыми предками, однако распространение ошибок в языке побудило к изучению и утверждению грамматических правил, позволяющих избежать ошибок при употреблении языка. Аналогично обстоит дело и с логикой: потребность в ней возникла с тем, чтобы можно было лучше и точнее понять канонические тексты. Ведь рассмотрение того или иного из «богословских» вопросов требует знания способов выведения суждений (т.е. логики). Кроме того, такие способы необходимо использовать для опровержения позиций оппонентов (в религии). Таким образом, Ибн Хазм создал целостный гносеологический аппарат, основанный на рационалистическом подходе, объективности и стремлении к достоверному знанию. При этом он со всей очевидностью намеревался построить науку об основах фикха на логических императивах и доказательствах.

Что касается собственно логических исследований в арабо-мусульманской философии, то они началось с ал-Фараби, который посвятил логике несколько своих трактатов. Главный его вклад состоит в написании комментариев к книгам Аристотеля, в которых ал-Фараби выходит за рамки собственно аристотелевской логики, привлекая труды целого ряда греческих авторов с учетом проблематики своего времени. Логику ал-Фараби считал наукой, дающей разуму определенные законы и помогающей ему добиться достоверного знания. Логика, по ал-Фараби, подобна весам, на которых можно взвешивать различные материалы и которые не меняются в зависимости от того, что на них взвешивается. Ал-Фараби полагал, что вера и религия нуждаются в логике, чтобы выносить доказательные суждения по тем или иным вопросам.

С ал-Фараби начинается интерес к логическим проблемам. Например, мусульманские мыслители стали задаваться вопросом, является ли бытие предикатом? При этом надо учесть, что прежде этот вопрос практически не затрагивался в арабо-мусульманской философии в силу «теологических» соображений. Интерес к нему сосредоточился вокруг аристотелевского различения между сущностью вещей и их бытием.

Дело ал-Фараби продолжил Ибн Сина. С него начинаются сомнения относительно природы логики. Он рассматривает ее то как инструмент, позволяющий человеку избегать ошибок и приводящий его к мудрости, то как часть научного знания. В позднейших своих произведениях Ибн Сина трактует логику как введение в философию и одновременно как ее часть. Можно сказать, что логика у Ибн Сины не выходила за методологические рамки, очерченные Аристотелем.

После Ибн Сины начинается период относительного «затишья». Несмотря на появление таких крупных мыслителей, как Ибн Хазм, Ибн Баджжа и ал-Газали, их вклад в логику был значительно скромнее предыдущих научных достижений.

Что касается Ибн Рушда, то его логический проект был созвучен проекту ал-Фараби. При этом он пользовался позднейшими данными науки. Правда, следует признать, что его труды по логике не дотягивают до уровня его знаменитых философских произведений.

На позднейших этапах, последовавших за Ибн Синой, арабо-мусульманская логика обрела собственное, самостоятельное поприще. Благодаря работам крупных арабских логиков, включившим в себя основную часть античного наследия и добавивших к нему много нового, отпала потребность ограничиваться трудами древнегреческих классиков для выдвижения тех или иных научных теорий. В результате философы античного мира были отодвинуты с центральных позиций, а влияние Аристотеля начало уступать место растущему влиянию Ибн Сины, произведения которого стали главным локомотивом арабо-мусульманской логической мысли. Сближение религии с философией, начатое ал-Газали, подготовило почву для широкого применения логики в каламе, фикхе и языкознании.

Ибн Рушд стремился довести до мусульман свою основную мысль, заключающуюся том, что философия не противоречит божественным установлениям. Он указывал на то, что Аллах предписал людям подвергать вещи рациональному изучению, чтобы проникнуть в их подлинную суть. Но рационально изучать вещи можно лишь с помощью логики и философии. Следовательно, религиозные предписания и рациональное рассмотрение дополняют друг друга и между ними нет никакого противоречия.

Для Ибн Рушда истина едина и неделима; одна истина не может противопоставляться другой. Иначе говоря, философское знание ни в коей мере не может противоречить божественному откровению.

В исследованиях аристотелевской логики, проведенных мусульманами, указывалось на такой ее недостаток, как опора на силлогистику, противоречащую духу познания в исламе, который базируется на эмпирическом методе. Стремление ал-Газали соединить логику с «исламскими науками» представляло собой попытку «обрядить» логику в исламские одежды, изыскав методы, объединяющие силлогистику с эмпиризмом.

С точки зрения ал-Газали, логика не имеет никакой связи с религией ни в смысле отрицания ее, ни в смысле утверждения. Она заключается в изучении способов построения доказательств и умозаключений, условий выдвижения исходных посылок доказательства и способов их составления, а также условий и способов изыскания правильных терминов. Знание есть либо понятие, получаемое путем определения, либо — суждение, получаемое путем доказательства. Недостаток же логики, по мнению ал-Газали, заключается в том, что какой-либо человек, одобрительно относящейся к ней, может подумать, что все исходящие от логиков ереси подкреплены такими же доказательствами, и поверит в них. Ал-Газали разделяет, подобно Ибн Сине, аристотелевский подход к логике как к введению в философию. Ему принадлежит заслуга соединения аристотелевской логики с наукой об основах фикха, в придании ей исламской «окраски». Можно сказать, что с ал-Газали началось соединение аристотелевской логики с мусульманскими науками. Логика для ал-Газали — это не столько определенная наука, сколько необходимый пролог к любой науке, обязательный инструмент достижения истинного знания. По мнению ал-Газали, незнание законов логики мешает достижению достоверного знания.

Осознавая опасность, которая может грозить исламскому «богословию» вследствие ошибочного применения логики, ал-Газали, тем не менее, предпочел воспользоваться ей, поскольку считал ее ключом к любым наукам, включая религиозные. Ему принадлежит большая заслуга в том, что мусульманские улемы восприняли логику и выносили свои «богословско-юридические» суждения при опоре на логические методы.

Итак, логическое наследие ислама отличалось разнообразием и неоднородностью. Общего, единого подхода к логике не существовало. Однако можно сделать вывод: обе стороны - как противники логики, так и ее сторонники — так или иначе использовали ее. Они изучали логику, способствовали ее развитию и зачастую пользовались полученными в этой области знаниями для ее критики.

Следует обратить внимание на одно важное обстоятельство. После прихода аристотелевской логики в мусульманский мир те споры и разногласия, которые возникли вокруг нее, в конечном итоге обернулись положительными результатами для обеих сторон. Те, кто принял и изучал логику, донесли до нас ясное представление о древнегреческой логике, к тому же снабдив ее обширными и углубленными комментариями. Этот этап обладает исключительной значимостью для истории науки.

Те же, что отвергал аристотелевскую логику, противопоставляя ей чувственно-эмпирические методы, также дали немало полезного для науки. Такое отношение к аристотелевской силлогистике способствовало ускоренному развитию прикладных наук - таких, как медицина, физика, астрономия, химия и других, т.е. тех наук, которые не получили должного внимания в греческой культуре, сосредоточившейся в основном на метафизических дисциплинах и отвлеченных, умозрительных науках.

Заключение

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Зиядех Латфаллах, 2009 год

1. Источнике на Арабском языке:

2. Абу Хайан ат-Таухиди. Книга услады и развлечения. Ч. 1. - Бейрут: «Ал-Мактаба ал-Асрийя», (Б.Д), 436 с.

3. Абу Хамид ал-Газали.Алфустат алмустаким (Правильные весы) -Дамаск: «Ал-Мактаба ал-Ильмийя». 1993. 346с.

4. Абу Хамид ал-Газали. Тахафот алфаласифа (Опровержение философов) Каир: «Дар ал-Маариф». - 1972- 371с.

5. Абу Хамид ал-Газали. Ал-мункиз мин алдалал (Избавление от заблуждения) Бейрут: «Дар ал-Фикр ал-Лубнаний». - 1993- 48с.

6. Абу Хамид ал-Газали. Удержание широкой публики от науки калама. Бейрут: «Дар ал-Фикр ал-Лубнаний». - 1993- 83с.

7. Абу Хамид ал-Газали. Ал-Мустафа мин Ильм ал-Усуль. Кум: «Дар аз-Захаир», ч. 1. (Б.д), 101с.

8. Ал-Фараби — китаб во алмаетек (Логика) — дар Алкутаеб — 1976212 е.

9. Алфараби -Ал-Джама бейна Рай ал-Хакимейн «Соединение взглядов двух мудрецов» дар Ал-машрек - Берут -1985- 234с.

10. Ибн Хазм аль-Андалуси. Приближение к логике и введение в нее.- «Да ал-Кутуб ал-Ильмийя». 2003- 224с.

11. Ю.Ибн Хазм Иптал алкияе - издательство Дамаски университет -Дамаск - 1960- 97с.

12. Ибн Рушд. Рассуждение, вносящее решение относительно связи между религией и философией. Дар ал-Маариф. Каир, 1969- 331с.

13. Ибн Рушд. Опровержение опровержения. — Каир: «Дар ал-Маариф». 1964 - 338с.

14. Ибн Сина Китаб ал-Нажат - дар Альафак - Байрут - 1985г.

15. Ибн Хулдун — Ал-ьукадима (Пролегомены) дар ал-фикр - Бейрут- 2002г- 344с.

16. Ибн Таймийя. Накд ал-Мантык (Критика логики)- библиотека Алсуна Ал-Мухамадия-Каир- 1951 г- 216с.

17. Ал-суюти Саун ал-Мантык — дар ал-кутоб ал-илмия-Байрут 2007г- 288с.

18. Ал шахристани — Нихаят ал икдам во илм ал калам — дар ал кутоб ал илмия 2004г- 408с.

19. Ибн ан-Надима «Фихрист» - алмактаба ал-тижария — Кайр-1978г- 367с.

20. Литература На Русском языке:

21. Абдуллаева,Фируза Ибодуллаевна Средневековая персидская поэзия (Тексты,пер.,коммент.) - СПб. Петерб.Востоковедение -Москва 2001- 200с.- Серия Культура и идеология мусульм.Востока.

22. Абу Амина Биляль Эволюция Фикха - изд-во Ансар Фаундейшн -Киев 2001г- 224 с.

23. Абу Али Ибн Сина Трактат "Об определениях" :Пер.с араб. -Душанбе Дониш 1991- 83с.

24. Абу Али ибн Сина Книга знания Избр.филос.произведения:Пер.с араб.и фарси-дари- ЭКСМО-пресс - Москва 1999- 748 с. - Серия Антол.мысли.

25. Адыгамов, Абдулла Исламское право (фикх) - Казань б. и. 2006 - 166 с.

26. Ал-Кутб, Мухаммад Али Основатели четырех мазхабов - изд-во Диля - М.2005 - 94 с.

27. Аль -Газали, Абу Хамид- Попов, Исмаил Крушение позиций философов : (тахафут аль-фаласифа). — изд-во Ансар - Москва 2007- 274 с.

28. Аль-Фараби,Абу Наср Мухаммед Избранные трактаты Пер.с араб.- Алматы Гылым 1994 - 445с.

29. Ал-Газали,Абу Хамид Хисматулин,Александр Александрович -"Кимийа-йи са'адат" ("Эликсир счастья") СПб. Петерубрг.Востоковедение 2002 - 321 с.

30. Аль-Газали,Абу Хамид Весы деяний (мизан аль-амаль) и другие сочинения - Ансар - Москва 2007 - 210 с.

31. Ахмедов Энвер Мирзакулиевич Арабо-мусульманская философия средневековья - Баку Маариф 1980г — 68 с.

32. Болтаев,Мухамед Назарович Абу Али ибн Сина великий мыслитель,ученый энциклопедист средневекового Востока — изд-во Сампо — Москва 2002 — 396 с. Серия Великие мыслители средневекового Востока.

33. Бочаров В.А.; Маркин, В.И. Основы логики - изд-во Космополис -Москва 1994г-212 с.

34. Войшвилло, Е.К.; Дегтярев, М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии - изд-во Наука - Москва 1994г — 311 с.

35. Гетманова, А.Д. Логика - изд-во Новая шк — Москва 1995г — 415 с.

36. Гончаров, С.С.; Ершов, Ю.Л.; Самохвалов, К.Ф Введение в логику и методологию науки - изд-во Ин-т математики СО РАН -Новосибирск 1994г-255с.

37. Джохадзе, Д.В.; Стяжкин, Н.И.- Введение в историю западноевропейской средневековой — Изд-во Ганатлеба- Тбилиси 1981-315 с.

38. Гуськова,0 В Категория"субстанция"в философии Ибн Сины -Москва 1997г.-75с.

39. Добрынина В.И. Философия XX века - ЦИНО - Москва, 1997.

40. Ибн Хазм,Абу Мухаммед Али ; Салье,М.А. Ожерелье голубки -изд-во Эврика Москва 1994 - 365 с.

41. Ибн Рушд Опровержение опровержения - СПб. Алетейя;Киев:УЦИММ-Пресс 1999-683 с.

42. Ибн Хазм,Абу Мухаммед; Али Салье,М.А. - Ожерелье голубки -Эврика 1994 - 365с.

43. Ибрагим Тауфик Камель; Сагадеев , Артур Владимирович; Крейтон Г.К. Классическая арабо-мусульманская философия -изд-во Прогресс - Москва - 349с.

44. Ивлев, Ю.В Логика - изд-во Наука — Москав 1994г - 284 с.

45. Игнатенко A.A. Философское наследие народов Востока и современность, ИФАН СССР. Москва, 1983.

46. Игнатенко, Александр Александрович Ибн-Хальдун - изд-во Мысль-Москва 1980г- 160 с.

47. Игнатенко Александр Александрович В поисках счастья Обществ.-полит. воззрения араб.-ислам. философов средневековая - Прогресс Б. г - Москва - 245 с.

48. Игнатенко Александр Александрович Как жить и властвовать Секреты успеха, добытые в старин, араб, назиданиях правителям -Прогресс - Москва 1994 - 348 с.

49. Кирабаев Hyp Серикович Политическая мысль мусульманского средневековья - Изд-во Российского ун-та дружбы народов -Москва 2005г -255 с.

50. Кирабаев Hyp Серикович Ценности мусульманской культуры и опыт истории (The values of Moslem culture and the experience of history)- Mellen press Cop. 1999r- 354 c.

51. Кирабаев Hyp Серикович Средневековая арабо-мусульманская философия - Санкт-Петербург Роза мира 2005г. 94 с.

52. Кирабаев Н С; Семушкин,А В; Нижников,С А Евразийская идея и современность Сб.ст.- изд-во Рос.ун-та дружбы народов - Москва 2002- 271 с.

53. Левин, З.И. Развитие арабской общественной мысли - изда-во Наука - Москва 1984 - 2233 с.

54. Лимэн,Оливер Введение в классическую исламскую философию пер.с англ. - Весь Мир- Москва 2007 - 277 с.

55. Микульский,Дмитрий Валентинович Арабо-мусульманская культура в сочинении ал -Мас'уди "Золотые копи и россыпи самоцветов" ("Мурудж аз-захаб ва ма'адин ал-джаухар") X век -Вост.лит. Москв 2006 - 174 с.

56. Общественно-философская мысль народов Средней Азии Пособие для подгот.и сдачи канд.минимума по философии Бишкек Илим 1991-280с.

57. Смирнов,Андрей Вадимович Логика смысла Теория и ее прил.к анализу клас.араб.философии и культуры - Яз.славян.культуры — Москва 2001- 503с.

58. Смирнов,Андрей Вадимович Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры Семиотика и изобраз.икусство -ИФРАН - Москва 2005 - 250 с.

59. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. Москва, 1982.

60. Степанянц М. Т. Восточная философия. Москва, 1997.

61. Средневековая арабская философия:проблемы и решения -Вост.лит.РАН- Москва 1998 524 с. Серия История вост.философии.

62. Садыков,Рауф Гайсинович Концепция человека в философии Ибн Сины - СПб. Изд.-во С.-Петерб.гос.ун-та 2006 - 157 с.

63. Сайфуллаев,Нигматулла Мирзаевич Логика Ибн Сины (В сравнении с логикой Аристотеля и стоиков) - Душанбе Дониш — Москва 1991 - 182с.

64. Садыков,Рауф Гайсинович Природа и разум в исламской философии - СПб. Изд.дом С.-петерб.гос.ун-та 2005 - 306 с.

65. Смирнов,Андрей Вадимович Великий шейх суфизма Опыт парадигм.анализа философии Ибн Араби - Наука:Вост.лит. Москва 1993-326 с.

66. Степанянц, М.Т.- Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры АН СССР - Москва 1983 - 129 с.

67. Шах,Идрис Путь суфиев — иза-во Единство 1993 - 268с.

68. Универсалии восточных культур Сб.ст. Вост.лит.РАН- Москва 2001 -427 с. Серия История вост.философии

69. Философия природы в античности и в средние века 4.2 -Вост.лит.РАН Москва 1999 - 291с.

70. Фролова Евгения Антоновна Проблема веры и знания в арабской философии - изд-во Наука - Москва1983г. 169 с.

71. Фролова Евгения Антоновна История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность - ИФ РАН - Москва 2006г- 199 с.

72. Фролова Евгения Антоновна в- Средневековая арабская философия : Проблемы и решения Вост. лит. РАН - Москва 1998г. 256 с.

73. Филипс Абу Амина Биляль Законы жизни мусульман : Эволюция фикха- Москва 2002г- 280 с.

74. Фролова Е.А. История восточной философии - ИФРАН - Москва 1998 .

75. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии - ИФРАН - Москва 1995.

76. Халиков, Абдурахим Гафарович Хадис как источник мусульманского права- Душанбе Шарки озод 1998 - 151 с.

77. Хисматулин,Алексей Александрович Классическое суфийское сочинение "Кимийа-йи са'адат"("Эликсир счастья") Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси(1058-1111) СПб. Петербург.Востоковедение 2001 - 219с. Культура и идеология мусульм.Востока

78. Юзеев, А.Н Мировоззрение Ш.Марджани и арабо-мусульманская философия- РАН - Казань 1992г- 156 с.81 .Юзеев,Айдар Н Мировоззрение Ш.Марджани и арабо-мусульманская философия - Казань 1992 - 156с.

79. Литература на Арабском языке:

80. Абд алрахман Альшаркауи Айемть альфекх алтисаа — дар алынурук - Каир - 1991-211с.

81. Али Алуарди логика Ивн Хулдун - дар куфан - Лондон - 1994г-287с.

82. Али Сами ан-Нашшар. Методика научного исследования у исламских мыслителей. — «Дар аль-Фикр аль-Арабий». — 1947-263с.

83. Пьер Духейм. Источники арабской философии. — пер. Абу Яраб аль-Марзуки. «Бейт аль-Хикма». - 1989- 361с.

84. Мейсам ал-Джанаби. Ал-Газали. Дамаск: «Дар ал-Мада». - 1998-240с.

85. Мажед Фахри — История исламская философия дар Алмашрек — Бейрут -2000г- 223с.

86. Мухаммед аль-Джалнид. Теория логики у философов ислама и Греции. Каир: «Дар аль-Улюм». — 1985- 247с.

87. Мустафа Табатабаи. Мусульманские мыслители против греческой логики. пер. Абд ар-Рахим Малази аль-Балуши. - «Дар Ибн Хазм». - 1992г~ 220с.

88. Николас Решер. Очерки по истории арабской логики. Каир: «Ас-Сакафа». - 1992- 294с.91 .Николай Решар История Арабская логика - дар Пиблюн — Бейрут - 2005г- 223с.

89. Салем Яфут -Ибн Хазм и философский мысль -Арабский Культурны Центр 10 -Алдар албаеда 1986г- 525с.

90. Литература на Английском языке:

91. Abed, S., 1991, Aristotelian logic and the Arabic language in Alfarabi, Albany.

92. Arnaldez, R., 1960-, "Mantik", in Encyclopedia of Islam, 2nd edition, Leiden, vol. 6, 442-452.

93. Bertolacci, A., 2006, The Reception of Aristotle's Metaphysics in Avicenna's Kitab al-Sifa', Leiden.

94. Bishai W.3. Humanists in the"Arabic-Islamic World". Harvard, 1973.

95. Black, D. L., 1990, Logic and Aristotle's Rhetoric and Poetics in medieval Arabic philosophy, Leiden.

96. Black, D. L., 1991, "Aristotle's 'Peri hermeneias' in medieval Latin and Arabic philosophy: logic and the linguistic arts", Canadian Journal of Philosophy, Supplementary volume 17: 25-83.

97. Black, D. L., 1998, "Logic in Islamic philosophy", in Routledge Encyclopedia of Philosophy, London, vol. 5, 706-713.

98. Fakhry I. History of Islamic Philosophy ., L., 1970.

99. Gutas, D., 1993, "Aspects of literary form and genre in Arabic logical works", in Burnett (1993), 29-76.

100. Gutas, D., 1998, Greek thought, Arabic culture, London and New York.

101. Lameer, J., Al-Farabi and Aristotelian syllogistics: Greek theory and Islamic practice, Leiden. 1994.

102. Mahdi, M., 1970, "Language and logic in classical Islam", in von Grunebaum (1970), 51-83.

103. Margoliouth, D. S., 1905, "The discussion between Abu Bishr Matta and Abu Sa'id al-Siraf! on the merits of logic and grammar", Journal of the Royal Asiatic Society, 79-129.

104. Pines, S., 1996, "A parallel in the East to the 'logica vetus'", in The Collected Works of Shlomo Pines, Jerusalem, vol. 3, 262-266.

105. Rescher, N. Studies in the History of Arabic Logic, Pittsburgh. 1963

106. Rescher, N. The Development of Arabic Logic, Pittsburgh. 1964

107. Sabra, A. I. "Avicenna on the subject matter of logic", Journal of Philosophy 1980, 77: 746-764.

108. Walbridge, J., 2000, "Logic in the Islamic intellectual tradition: the recent centuries", Islamic Studies, 39.1: 55-75.

109. Watt W.M. Islamic Philosophy and Theology, Edinburgh, 1962.

110. Weiss, B., 1974, "Medieval Muslim discussions of the origin of language", Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft, 124.1: 33-41.

111. Wolfson H.A. The Philosophy of the Kalam. Cambridge, L.,1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.