Проблемы и перспективы общего музыкального образования в университетах Республики Корея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Джон Содам
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Джон Содам
Содержание
Введение
Глава I. Музыкально-просветительская деятельность - важнейшая составляющая в приобщении населения к музыкальной культуре в Республике Корея
1. Основные направления в воспитании массового слушателя
2. Исторический аспект музыкального просветительства
3. Роль зарубежного опыта в становлении жанров просветительских концертов
Глава II. Концепция совершенствования общего музыкального образования в университетах Республики Корея
1. Рекомендации по улучшению общего музыкального образования
в университете
2. Направленность учебных планов музыкальных факультетов в высших учебных заведениях на приобщение студентов к музыкальному просветительству
Глава III. Практика общего музыкального образования в студенческой среде (на примере университетов Ханбат и Конджу)
1. Авторская методика по воспитанию музыкальной культуры у студентов вуза
2. Констатирующий эксперимент
3. Формирующий эксперимент
4. Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Анкеты по определению уровня музыкальной культуры корейских студентов
V
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
История фортепианной культуры Южной Кореи2007 год, кандидат искусствоведения Пак Кён Хва
Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде: на материале региональной культуры Курской области2016 год, кандидат наук Яковлева, Елена Николаевна
Дистанционный метод в реализации российского музыкального образования в современной Южной Корее2004 год, кандидат педагогических наук Чун Су Чжин
Музыкальное просветительство как педагогическое средство формирования культурной среды зарубежных русскоязычных университетов (на примере Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко)2019 год, кандидат наук Поронок Светлана Александровна
Музыкально-эстетическое воспитание школьников Кореи2005 год, кандидат педагогических наук Ли Сын Рок
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы и перспективы общего музыкального образования в университетах Республики Корея»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Роль всеобщего музыкального образования с древних времен не подвергалась сомнениям. Об этом свидетельствует история таких выдающихся цивилизаций как Древняя Индия, Древний Египет, Китай и др.1 В современном мире роль всеобщего музыкального воспитания вновь осознается как приоритетная в духовном развитии человека. Это подтверждают государственные документы многих стран, в частности Южной Корее . Причины заключаются в катастрофическом положении современного мира, гибели нравственных ценностей, духовном обнищании человека, уменьшении творческого потенциала. Наконец, нельзя не признать тотальное господство масскультуры, что не способствует развитию человека. Поэтому правительства всех стран, стремящихся в XXI веке занять лидирующее положение, серьезно обеспокоены данной проблемой. Республика Корея, которая сегодня принадлежит к числу развитых государств дальневосточного региона, не является исключением. Технологический прогресс в ней значительно опережает и превышает духовный рост населения. В Корее есть высокообразованная элита, которая приобщена к музыкальной культуре (традиционной и европейской), но массового характера это не носит даже среди интеллигенции. Властные структуры обеспокоены таким положением, вкладывают финансовые средства и принимают законодательные документы, позволяющие исправить создавшееся положение.
В 2007 году на уровне Министерства образования была принята учебная программа по общему музыкальному образованию, в которой учитывает-
1 См., например: Герцман Е. В. Античная музыкальная педагогика: Учебное пособие. СПб., 1996; Грубер Р. И. История музыки Древнего мира. М., 1968; Закс К. Музыкальная культура древнего мира / Пер. с немецкого. - М., 1932; Розеншильд К. К. История зарубежной музыки: Учебное пособие для исполнительских факультетов консерваторий. М., 1978; Введение в музыкальное образование / Сост. Ми Кён Ун и др. Сеул, 2010 и др.
2 Реформы образования и направления в обучении искусствам (Основные положения 4-го научного семинара) / Корейский университет Кёвон, институт исследований обучения искусствам. Чонвонгун, 1996-97; Перспективы музыкального образования / Ред. Ким Ён Ён и др. Сеул, 2005.
ся передовой педагогический опыт3. Южная Корея относится к числу тех стран, где общее образование охватывает также и университет. Предмет «музыка» предложен в качестве факультативного (здесь явно можно отметить опыт США, которые в силу политических причин являются для Республики Корея образцом культурного развития). Однако возможности, предоставляемые правительством, не используются: руководство университетов не считает эту дисциплину необходимой и не создает условий для ее изучения. Педагоги не знают, как приобщать к музыке взрослую студенческую молодежь и преподают каждый, исходя из своего эмпирического опыта. Такая картина нередко наблюдается и в США, о чем свидетельствует наша практика знакомства с обучением музыке в вузах этой страны.
Современная педагогическая наука всего мира уделяет большое внимание развитию музыкально-педагогических систем, однако это касается в основном общеобразовательных учебных заведений. Иначе обстоит дело с преподаванием музыки в университетах. В этой сфере общего музыкального образование появление инновационных разработок крайне мало. Между тем, культурное, художественное воспитание молодежи не заканчивается школой. Оно должно продолжаться и в вузе, подобно тому, как современный человек изучает иностранные языки (прежде всего, английский), историю, пользование компьютером и т. д. В результате наблюдается противоречие между невысоким музыкально-культурным уровнем всего населения, финансовыми и административными усилиями правительства, стремящегося преодолеть сложившуюся негативную ситуацию, и отсутствием должной реализации этих ресурсов.
Изучение проблем и перспектив общего музыкального образования в университетах Республики Корея важно для разработки эффективных образовательных методик, которые позволят повысить уровень музыкальной
3 Министерство образования и социального развития [дискуссия об изменениях учебной программы по музыке]. - Сеул, 2006; Всесторонний анализ музыкального образования (результаты исследований 2006-2012 гг.) / Ред. Ли Чжон А. Сеул, 2013.
культуры населения, а также приобщить к академической музыке широкие слои населения, сделать ее частью их повседневной жизни, научить наслаждаться ею. В этом заключается актуальность темы.
Степень изученности темы. До настоящего времени уже предпринимались попытки изучения общего музыкального образования в Республике Корея. В частности обучение музыке в южнокорейских школах исследовали Син Ке Хю, Квон Док Вон, Сок Мун Джу, Чой Ыйн Сик, Хам Хи Джу, Ли Чонхван, Син Гэ Хю и другие. Есть работы, в которых изучаются те или иные аспекты общего музыкального образования в университет. В этой связи нельзя не отметить диссертацию Ки Хе Вон, посвященную исследованию общеобразовательных предметам, включающих музыкальное искусство, в вузовских учебных планах. Можно встретить работы, где дается характеристика общего музыкального образования в том или ином высшем учебном заведении. Среди трудов такого рода следует назвать книгу Кан Се Ё, в которой анализируются реалии общего музыкального образования в рамках Сеульского университета. Максимально полный комплекс исследований по музыкальному образованию в университетах собран Ли Чжон А в сборнике под его редакцией.
Изучаются и вопросы профессионального музыкального образования в Республике Корея. Приведем в пример работу Ким Со Чжин, где дается сравнительный анализ постановки музыкального образования на примере музыкальных колледжей Кореи, Америки, Европы и т. д. Однако масштабных исследований по общему музыкальному образованию на вузовском уровне, в том числе в Республике Корея, обобщающих существующие проблемы в этой области, до сих пор нет. Нет их и в зарубежной педагогической науке. В связи с этим нами была предпринята попытка заполнить данный исследовательский пробел для успешного решения современных задач общего музыкального образования. Всем этим обусловлена актуальность темы диссертации.
Объектом исследования является общее музыкальное образование в Республике Корея.
Предмет исследования - процесс формирования музыкальной культуры молодежи в высшем учебном заведении.
Материалом исследования являются собственные наблюдения и практический опыт преподавания предметов музыкального цикла в университетах Конджу и Ханбат, а также изучение педагогического опыта в России и США.
В качестве материалов были задействованы правительственные документы и учебные программы для вузов Республики Корея.
Кроме того исследование опирается на результаты педагогического эксперимента, который был проведен нами с 2006 по 2013 годы в университетах Конджу и Ханбат.
Исследовательская работа была организована следующим образом:
• с 2003 по2013 годы проходило изучение теоретических источников,
• с 2003 по 2013 годы осуществлялось наблюдение за преподаванием музыки в учебных заведениях различного профиля в Республике Корея
• с 2006 по 2013 годы разрабатывалась и совершенствовалась концепция авторской методики преподавания предмета Понимание музыки,
• с 2007 по 2013 год (только зимой) изучался зарубежный опыт приобщения студенческой молодежи к музыкальной культуре (в США и других странах),
• с 2006 по 2011 год осуществлялся педагогический эксперимент в университете Конджу,
• с 2011 по 2013 год проводился педагогический эксперимент в университете Ханбат,
• с 2010 по 2013 год происходило осмысление результатов экспериментов и обобщение.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить наиболее проблемные вопросы в организации общего музыкального образования в университетах Республики Кореи и наметить пути их устранения. Задачи исследования включают:
• изучение литературы по истории музыки, теории и методике общего музыкального образования,
• анализ истории просветительских концертов за рубежом и в Республике Корея,
• исследование учебных программ по преподаванию музыки студентам различных специальностей в южнокорейских университетах,
• разработка авторской методики преподавания предмета «Понимание музыки»,
• проведение педагогического эксперимента по реализации авторской методики преподавания,
• анализ результатов педагогического эксперимента. Теоретико-методологическая база исследования. Исследование базируется на признании необходимости общего музыкального образования в период обучения в вузе, которое должно включать как целесообразно, научно-организованный учебный процесс, так и постоянное общение с концертной практикой в виде посещения просветительских концертов, просмотра культурно-образовательных телепередач, знакомства с сайтами по классической музыке в Интернет-пространстве.
Данным принципом продиктован и выбор теоретических источников. Помимо литературы, посвященной разным аспектам музыкального образования в Южной Корее и за рубежом, в работе задействован широкий круг источников (как печатных, так и электронных) о культурно-просветительской деятельности, об эволюции музыкальной культуры.
Основы музыкального образования были изучены по трудам «Введение в музыкальное образование» (сост. Мин Гён Хун), «Основы музыкального образования» (сост. Квон Док Вон), «Введение в музыкальное образование» (сост. Ми Кён Ун и др.), «Теория и практика музыкального образования» (сост. Сок Мун Чжу и др.) и т. д. Немаловажную роль сыграли исследования англоязычных авторов: X. Ф. Абельса, Ч. Р. Хоффера и Р. X. Клотмана «Основы музыкального образования» и др. Также мы обращались к работам рос-
сийских ученых, посвященным различным аспектам общего музыкального образования: Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Те-рентьевой, Б. Л. Яворского, Э. Б. Абдуллина, В. И. Андреева, В. П. Зинченко, Б. С. Рачиной и других.
Постановка музыкального образования в обществе была изучена нами по труду Пак Хва Ен. Современное состояние, эволюция и реформы музыкального образования - по материалам семинара Института исследований обучения искусствам Корейского университета Кёвон, по статьям Чжу Де Чжан, Ким Чжон Хван и т. д.
В связи с разработкой инновационной учебной программы для вузов мы обратились к масштабному блоку трудов, посвященных вопросам теории музыки, восприятия и понимания музыки, музыкального содержания: Б. Реймера («Эстетика музыки»), Квон Док Вона, Сок Мун Чжу, Чой Ынщик. («Философия музыкального образования») и др. Кроме того, нами были использованы материалы сайтов университетов о проведении занятий по предмету «музыка» и его преподавании в Республике Корея и США.
Теоретической основой послужили также работы по проблемам теории музыки, теории музыкального содержания, музыкальной психологии (особенно по восприятию музыки и развитию основных музыкальных способностей) российских авторов: М. Ш. Бонфельда, Н. Ю. Афониной, А. Ю. Кудря-шова, В. Н. Холоповой, Л. Н. Шаймухаметовой, Л. П. Казанцевой, Е. В. На-зайкинского, А. Л. Готсдинера, Л. Л. Бочкарёва, Г. П. Овсянкиной, А. В. То-роповой и других.
Методы исследования. В процессе исследования были задействованы теоретический, исторический методы, а также сравнительный анализ, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: • общее музыкальное образование в университете, вероятно, должно
осуществляться на основе приемов, отличных от преподавания музыки
в школе или задействованных на факультетах, готовящих музыкантов-профессионалов;
вузовское общее музыкальное образование может базироваться только на новаторских комплексных учебных дисциплинах, учитывающих высокий уровень интеллектуального развития современной корейской студенческой молодежи;
в разработке методики преподавания могут быть использованы материалы ТУ и сети Интернет, как широко востребованные современным человеком.
Положения, выносимые на защиту заключаются в том, что: новые комплексные учебные предметы для общего музыкального образования должны стимулировать мотивацию в студенческой среде выбора факультативной дисциплины, связанной с музыкой, и пробуждение стойкого интереса к ней;
в соответствии с требованиями времени и запросами молодежной студенческой среды в новаторском обучающем подходе особую роль должны приобрести методы визуализации на основе мультимедийных технологий последнего поколения и использования Интернет-пространства;
приобщение студенческой молодежи к классической музыкальной культуре не может ограничиваться только аудиторными занятиями и должно сопровождаться активной художественной иллюстрацией в виде постоянного посещения просветительских концертов, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм высокого академического уровня с использованием классической музыки; образование студентов, получающих профессию музыканта, должно быть направлено на приобретение навыков музыкально-просветительской деятельности и преподавания в сфере общей музыкальной педагогики, что предполагает не только усиленное изучение
практических исполнительских дисциплин, но и серьезной теоретической подготовки. Новизна исследования:
• обобщен теоретический материал по вузовскому общему музыкальному образованию;
• исследованы причины низкой результативности занятий по предмету «Понимание музыки» в университетах Республики Корея;
• разработана концепция теоретической дисциплины «Понимание музыки» как наиболее соответствующая современному уровню развития студентов;
• поставлен педагогический эксперимент в университетах Конджу и Ханбат по апробированию методов преподавания дисциплины «Понимание музыки» с активным применением мультимедийных технологий и Интернет-пространства;
• доказана положительная роль просветительских концертов и ТУ-программ, способствующих, в сочетании с аудиторным учебным материалом, воспитанию музыкальной культуры.
Достоверность исследования подтверждается:
• результатами изучения современной педагогической практики в Республике Корея,
• опорой на научные и методические труды последнего поколения российских, американских, южнокорейских ученых и изучение документов по организации общего музыкального образования в Республике Корея,
• обобщением материалов педагогического эксперимента в двух университетах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют изучать перспективы вузовской общей музыкальной педагогики, научно обосновывать еще более эффективные методы работы со студенческой молодежью. Диссертационные выводы дают материал
для осмысления роли мультимедийных технологий, СМИ, экранных жанров, озвученных классикой, в образовательном пространстве разного статуса.
Практическая значимость исследования. Разработанный соискателем метод обучения в вузе может успешно применяться в университетах Республики Корея и других стран. Диссертация содержит советы и рекомендации по внедрению мультимедийного метода, использования музыкальных телепрограмм и других видео-средств массовой информации для успешного преподавания предметов общеразвивающего музыкального цикла. Материалы исследования могут пополнить вузовские учебные курсы по истории, теории и технологии музыкального воспитания и образования при подготовке музыкантов-педагогов на факультетах музыки университетов и колледже Республики Корея и педагогических университетов России.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы (130 наименований на русском, английском и корейском языках) и Приложения, включающего анкету с тремя опросниками по выявлению уровня музыкальной культуры корейских студентов.
Глава I. Музыкально-просветительская деятельность — важнейшая составляющая в приобщении населения к музыкальной культуре в Республике Корея
1.1. Основные направления в воспитании массового слушателя
В современном мире человечество живет в потоках информации. Поэтому сегодня легко приблизиться к музыкальному искусству. Например, имея смартфон, в любое время и в любом месте легко найти видео с различными музыкальными жанрами. Однако в этом большом информационном потоке человеку, не приобщенному к музыкальной культуре, очень трудно выявить ту музыкальную информацию, которая будет художественно значимой и действительно приобщит его к высшим эстетическим ценностям. Существует риск безрассудного прослушивания музыки и ее неверного понимания.
Кроме того, сегодня во многих странах (и Республика Корея не является исключением) проводится как никогда много концертов, причем в разных формах. Однако если проанализировать численность публики и ее состав, то реальное число зрителей по сравнению с количеством концертов мало, и посещает их в основном одна и та же категория лиц. Причина этого явления проста: у большинства людей нет потребности пойти на концерт, потому что они не приобщены к музыкальной культуре, тем более что гораздо легче найти музыкальную видеозапись. В этой ситуации необходимы усилия подвижников музыкального искусства (особенно классического) и правильный выбор стратегии по приобщению молодежи к культуре.
В интенсификации этого процесса, на наш взгляд, должны взаимодействовать две составляющие:
• совершенствование всех уровней общего музыкального образования, предполагающее и результативное использование имеющихся ресурсов, и внедрение инновационных проектов;
• расширение спектра просветительских концертных программ, их форм и содержания, особенно предназначенных для детей и молодежи.
Итак, обратимся к общему музыкальному образованию, к тем его функциям, которое оно должно решать.
Прежде чем изучать историю музыкального образования, надо определить, что такое «музыкальное образование». Очень важно понять, в чем его смысл и необходимость.
Во-первых, согласно корейскому энциклопедическому словарю, музыкальное образование определяется как «часть художественного образования, которая через понимание красоты музыки и восхищения ею обогащает и развивает личность»1. То есть музыка в образовательных целях предназначена для совершенствования личности. Еще раз подчеркнем, что цель музыкального образования заключается в разностороннем развитии через эстетический опыт, в обращении к ценностным нравственным качествам человека, а также в развитии музыкальных способностей, обогащении музыкальности и совершенствовании творческих навыков2.
Сегодня музыкальное образование в Республике Корея является обязательным. Оно, как правило, подразделяется на две категории: на общее и профессиональное. Первое ориентировано на формирование музыкального восприятия и эстетического вкуса. В педагогических целях музыкальному искусству придается важное общеразвивающее значение. Предусматривается комплексное обучение: вокалу и инструментальной музыке, что ведет к пониманию музыкального искусства. Вторая образовательная категория ориентирована на подготовку музыкантов-профессионалов. Она сконцентрировано в специализированных школах, университетах и аспирантуре. Ее конечной
1 Режим доступа: http://terms.naver.com/entry
Чой, Со Хи Исследование структуры сознания под воздействием музыки (предмет по выбору) / Университеты четырехгодичного обучения, г. Кванджу провинции Чоннам. Кванджу, 2002. С. 15.
целью является подготовка учителей музыки или музыкантов-исполнителей и композиторов.
Музыка не является привилегией определенных социальных слоев и доступна пониманию каждым человеком. Именно этот принцип лежит в основе учебной программы по музыкальному образованию в Республике Корея. Согласно этой программе музыкальное образование охватывает все классы начальной и средней общеобразовательной школы. Однако система школьного образования в основном ориентирована на сдачу вступительного единого государственного экзамена в вуз. Поэтому в высшей школе (так в Республике Корея называют средние и старшие классы общеобразовательной школы) предметам, которые не относятся к профилирующим, то есть обязательным (таким как корейский и английский языки, математика), не уделяется должного внимания. Часто возникают ситуации, когда уроки музыки заменяются другими - по «основным» дисциплинам. Поэтому не является преувеличением утверждение, что обязательное музыкальное образование завершается фактически в средней школе (то есть в средних классах общеобразовательной школы). В подобной ситуации корейские школьники не получают полноценных знаний о музыке. Особенно в невыгодном положении оказываются ребята, желающие продолжить музыкальное образование в вузе.
Данный параграф диссертационного исследования направлен на поиск целей музыкального образования. Только после решения этого вопроса можно обратиться к рассуждениям о совершенствовании учебных планов по общеобразовательным предметам (об этом речь пойдет в первом разделе следующей главы), к каким относятся музыкальные дисциплины в системе высшего образования. (Напомним, что в Республике Корея общее музыкальное образование охватывает и вузы.)
Основные цели музыкального образования заключаются в формировании эстетического сознания, а частные - в развитии музыкальных способностей. Однако подлинная цель музыкального образования (эта мысль повсеместно декларируется в Корее) должна заключаться в осознании значения
и ценности самой музыки, в ее отличии от других предметов. Конечной целью музыкального образования является максимальное развитие индивидуального эстетического потенциала через получение музыкального опыта. Также - выявление индивидуальных врожденных способностей к восприятию музыки посредством разносторонней музыкальной деятельности. То есть - воспитание адекватного музыкального восприятия (в трактовке это-
о
го положения В В. Медушевским ) и эмоциональной реакции на музыку, иными словами - музыкальности. Согласно положению Б. М. Теплова, музыкальность - это «эмоциональная отзывчивость на музыку»4.
Таким образом, по мысли Ли Ха Си, «эстетический опыт приобщения к музыке» и «эмоциональное очищение, развитие творческих способностей, самовыражение посредством музыки» и т. д. в качестве непосредственного результата музыкального образования является первым уровнем результативности музыкального образования, а приобретение индивидуальных практических навыков, на основе которых формируется неповторимая культура личности - это высший уровень. В системы образования это осуществляется посредством запланированной и независимой музыкальной деятельности5.
Современный человек часто употребляет выражение «эпоха глобализма». Таким образом, по-нашему мнению, задачей каждого университета является воспитание специалистов международного уровня, соответствующих требованиям мирового сообщества. Для подготовки специалистов такого уровня в каждом университете при обучении специальности, как мы считаем, должно даваться серьезное общегуманитарное обучение. Для этого требуется увеличить финансирование и приложить профессиональные усилия. Такое общегуманитарное обучение будет способствовать повышению нравственного и общего культурного уровня студентов, необходимого в качестве исходного компонента, своего рода базиса, специального образования.
"3 См. статью В. В. Медушевского О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки: Сборник статей. М., 1980. С. 30-45.
4 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 2006. С. 46.
5 Ли Ха Си Современный подход к музыкальному образованию. Сеул, 1990 . С. 23
Специалисты международного уровня должны понимать разнообразие культуры и быть открытыми для ее восприятия, на основе чего можно взаимодействовать с представителями разных национальностей. То есть выпускникам следует обладать интернациональным менталитетом. Необходимо готовить специалистов, обладающих конкурентоспособностью не только в экономике, политике, науке, но и во всех сферах, включая культуру и искусство.
Общее музыкальное образование способствует выявлению индивидуальных способностей к музыке, присущих всем людям, и их развитию. В целях формирования самосознания студентов и гармоничного развития личности, музыкальное образования является обязательным, следовательно, музыкальные дисциплины в составе общих предметов относятся к общеобразовательным.
Если выделить сущностные способности человека, то их три. И они ведут к умению мыслить (think), чувствовать (feel), разделять (sharef. Мыслительная деятельность в зависимости от содержания и характера предполагает различные интеллектуальные операции. Некоторые из них требуют воображения и гибкости. Кроме того, отдельные могут требовать комплексного подхода, включающего все перечисленные сущности. Несмотря на то, что, на первый взгляд музыка кажется далекой от мышления, она не ограничивается чувствованием и разделением, но требует при ее постижении мыслительной деятельности. В частности, средства музыкальной выразительности, находясь во взаимодействии друг с другом, формируют индивидуальный смысл музыки7, и для его понимания необходимы серьезные интеллектуальные усилия. Врожденную способность человека к мышлению, в особенности
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Музыкальное образование детей в школах и внешкольных учреждениях русского зарубежья (1920–1930-е годы)2019 год, кандидат наук Мамаева Надежда Павловна
Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе2005 год, кандидат педагогических наук Мельникова, Людмила Львовна
Творчество Юн Исана: Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность2004 год, кандидат искусствоведения Хан Бо Ён
Теоретические основы процесса приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении2001 год, кандидат педагогических наук Шолкина, Ирина Николаевна
Композиторская школа России и ее применение в подготовке специалистов в вузах Республики Корея2003 год, кандидат педагогических наук Мо Че Нам
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Джон Содам, 2014 год
Список литературы Литература на русском языке
1. Абдуллнн, Э. Б. О сущности, этапах развития научной школы и ее направлениях / Э. Б. Абдуллин // Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э. Б. Абдуллина): Сб. научных статей / Под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: МГПУ, 2007. - С. 11-34.
2. Андерсен, А. В. Современные музыкально-компьютерные технологии: Учебное пособие / А. В. Андерсен, Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. -СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2013. - 224 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Изд. 2. / В. И. Андреев. - Казань, 2000.— 600 с.
4. Асафьев, Б. В. Путеводитель по концертам / Б. В. Асафьев. - М.: Сов. композитор, 1978. - 200 с.
5. Афонина, Н. Ю. Пособие по анализу музыкальных произведений: Краткое изложение основных тем курса анализа для иностранных студентов вокального факультета / Н. Ю. Афонина. - СПб.: Канон, 1997. - 48 с.
6. Баталина-Корнева, Е. История джаза, рок- и поп-музыки. Программа факультативного курса / Е. Баталина-Корнева. // Искусство в школе. -2001. -№2-4. -С. 70-87.
7. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 334 с.
8. Березовский, Б. Л. Филармоническое общество Санкт-Петербурга. История и современность / Б. Л. Березовский. - СПб.: Культ Информ Пресс, 2002. - 454 с.
9. Бонфельд, М. Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Ш. Бонфельд. - М.: Владос, 2001.-224 с.
Ю.Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление:: Опыт системного исследования музыкального искусства / М. Ш. Бонфельд. - СПб.: Композитор, 2006. - 648 с.
П.Бочкарёв, JI. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочка-рёв. - М.: Классика -XXI, 2006. - 352 с.
12.Беляева, Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельности / Л. А. Беляева. - Екатеринбург, 1995. - 73 с.
13.Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Международной научно-практической конференции. 25-29 августа 1997 г. / Ред. Л. П. Казанцева; сост. П. С. Волкова. -Астрахань, 1997. -240 с.
14. Волкова, П. С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века) / П. С. Волкова. - Краснодар: Хоре, 2008. - 198 с
15.Вопросы музыкального содержания: Сборник трудов / РАМ им. Гнеси-ных. - М., 1996. - Вып. 136. - 164 с.
16.Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1986. - 572 с.
17.Герцман, Е. В. Античная музыкальная педагогика: Учебное пособие / Е. В. Герцман. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. - 96 с.
18.Герцман, Е. В. О византийском в истоках древнерусской музыки / Е. В. Герцман // Мир гуманитарной культуры академика Д. А. Лихачёва. Международные лихачёвские чтения 24-25 мая 2001 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2001. - С. 121-122.
19. Готсдинер, А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия / С. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974.-С. 230-252.
20.Грубер, Р. И. История музыки Древнего мира / Р. И. Грубер. - М.: Муз-гиз, 1968.-344 с.
21.3акс, К. Музыкальная культура древнего мира / К. Закс / Пер. с немецкого.-М., 1932.-440 с.
22.3инченко, В. П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 3-16.
23.Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 252с.
24.Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителей / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
25.Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
26.Казанцева, Л. П. Автор в музыкальном содержании: Монография / Л. П. Казанцева / РАМ им. Гнесиных. - М., 1998. - 248 с.
27.Казанцева, Л. П. Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес / Л. П. Казанцева // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Материалы международной научно-практической конференции 20-23 сентября 2012 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - С. 162-166.
28.Казанцева, Л. П. Основы музыкального содержания: Учебное пособие. - Изд. 2, исправленное / Л. П. Казанцева. - Астрахань, 2009. - 368 с.
29. Кондин, Б. И. Музыка как фактор гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе: Автореф. дисс. ... канд. пед. н. / Б. И. Кондин. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 23 с.
30.Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХУП-ХХ вв. Учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств / А. Ю. Кудряшов. - СПб.; М.: Лань, 2006.-432 с.
31. Ломакина, Н. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников - подростков (результаты исследовательской работы) / Н. Ломакина // Музыка и время. - 2006. - № 10. - С. 28-31.
32.Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк об основах музыкального искусства и его эволюции - Изд. 2 / Л. А. Ма-зель. -М.: Музыка, 1991. — 80 с.
33.Медушевский, В. В. Как устроены художественные средства музыки / В. В. Медушевский // Эстетические очерки. - М.: Музыка. 1977. -Вып. 4.-С. 77-113.
34.Медушевский, В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки: Сборник статей. - М.: Музыка, 1980. - С. 30-45.
35.Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинсекий. М.: Музыка, 1988. - 254 с.
36.Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 382 с.
37.Назайкинский, Е. В. Речевой опыт и музыкальное восприятие / Е. В. Назайкинский // Эстетические очерки. М.: Сов. композитор, 1967. Вып. 2. - С. 245-283.
38.Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие / Е. В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 248 с.
39.0всянкина, Г. П. Музыкальная психология: Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов / Г. П. Овсянкина. - СПб.: Союз художников, 2007. - 240 с. 40.0всянкина, Г. П. Новые информационные технологии в музыкальном искусстве, науке и образовании / Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова // Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен. II Международная научно-практическая конференция 10-12 декабря 2009 года - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - С. 183-208.
41.Петрушин, В. И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии / В. П. Петрушин. - 1988. - № 5. - С. 141-144.
42.Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. -М.: Классика XXI, 2004. - 140 с.
43. Рачина, Б. С. О современных подходах к содержанию общего музыкального образования / Б. С. Рачина // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования: Сборник статей по материалам
Международной научно-практической конференции (12-13 апреля 2011 года) / РГПУ им. А. И. Герцена. Ред-сост. Б. С. Рачина, В. Г. Во-уба; науч. ред. Б. С. Рачина. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. -Вып. 6.-С. 13-18.
44.Розеншильд, К. К. История зарубежной музыки: Учебное пособие для исполнительских факультетов консерваторий / К. К. Розеншильд. -М.: Музыка, 1978. - 276 с.
45. Сохор, А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т. -Л.:Сов. композитор, 1981. -Т. 2.-С. 161-230.
46.Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 672 с.
47.Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. -М.; Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - 334 с.
48.Терентьева, Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования: В 2 ч. / Н. А. Терентьева. - СПб.: Образование, 1994. - Ч .1.-67 с.-Ч. 2.-148 с.
49. Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников в процессе целостного восприятия различных видов искусств / Н. А. Терентьева / Министерство народного образования РСФСР. - М.: Прометей МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. - 184 с.
50.Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебное пособие / А. В. Торопова. - М.: Граф-пресс, 2008. - 254 с.
51. Тульчинский, Г. Л. Создание и развитие мотивационных условий / Г. Л. Тульчинский // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (2-3 апреля 2012 года) / РГПУ им. А. И.
Герцена. Ред-сост. Б. С. Рачина, В. Г. Воуба; науч. ред. Б. С. Рачина. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - Вып. 7. - С. 63-65.
52.Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2000. - 320 с.
53.Холопова, В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание / В. Н. Холопова. - М.: Преет, 2002. - 28 с.
54.Холопова, В. Н. Три стороны музыкального содержания / В. Н. Холопова // Музыкальное содержание: наука и педагогика. - М.;Уфа, 2002. -С. 55-76.
55. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В. А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1970. - 88 с.
56.Цукер, А. М. Академическое музыкознание и массовая музыка: проблемы и перспективы / А. М. Цукер // Международная научная конференция музыковедение к началу века: прошлое и настоящее / РАМ им. Гнесиных. - М., 2007. - С. 67-77.
57.Чередниченко, Т. В. К проблеме художественной ценности в музыке / Т. В. Чередниченко // Проблемы музыкальной науки. - М.: Сов. композитор, 1983. - Вып. 5. - С. 255-295.
58.Чигарёва, Е. И. О «невербальной семантике» в музыке Моцарта / Е. И. Чигарёва // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года / РАМ им. Гнесиных. - М., 2004. - С. 220-224.
59.Шаймухаметова, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы / Л. Н. Шаймухаметова. — М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. - 300 с.
60.Яворский, Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка: Сборник в 2 т. / Б. Л. Яворский / Ред.-сост. И. С. Рабинович; общ. ред. Д. Д. Шостаковича. -Изд. 2, исправленное и дополненное. - М.: Сов. композитор, 1972. -Т. 1.-670 с.
61.Ямпольский, И. M. Концерт / И. М. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т. 2. - С. 930-932.
Литература на английском языке
62. Abeles, H. F. Foundations of Music Education / H. F. Abeles, С. R. Hoffer, R. H. Klotman. - N. Y: Schirmer Books, 1984. - 244 p.
63.Reimer, В. A philosophy of music education / B. Reimer. -N. Y.: Engl-wood Cliffs, 1970.-156 p.
64.Tait &Haack // Principales and processes of music education: New Perspectives.-N. Y., 1984.-344 p.
Литература на корейском языке
65.Акура, С. Коллекция известных балетов / С. Акура. - Сеул: Сеульское
изд-во, 1992. - 128 с.
66.Введение в музыкальное образование / Сост. Мин Г. X., Ким С. Ё., Ким Ё. X., Пан Г. Ч., Сын Ю. X., Ян Ч М., Ли Ё. Г., Им М. Г., Чжан Г. Б., Чжо С. И. - Сеул: Изд-во Хакчжиса, 2013. - 418 с.
67.Всесторонний анализ музыкального образования (результаты исследований 2006-2012 годы) / Ред. Ли Ч. А. - Сеул: Женский университет Сонсин, 2013.-234 с.
68.Институт развития культуры при фонде культуры и искусства Кореи: фундаментальный анализ государственной музыкальной школы /
Институт развития при фонде культуры и искусства. — Сеул 1991. — 144 с.
69.Кан, С. Ё. Исследование реалий и особенностей общего музыкального образования в Сеульском университете / С. Ё. Кан. - Сеул, 2003. — 234 с.
70.Квон, Д. В. Основы музыкального образования / Д. В. Квон, Ч. М. Сок, Ы. Чой, X. Д. Хам. - Провинция Кенгидо: Kyoyookbook, 2010. - 256 с.
71.Квон, Д. В. Философия музыкального образования / Д. В. Квон, М. Ч. Сок, Ы. Чой. -Пхачжу: Изд-во Кёюкгвахак, 2012. - 344 с.
72.Ки, X. В. Исследование общеобразовательных предметов с музыкальной направленностью в составе учебной программы вуза: Дисс.... док. пед. н.
/ X. В. Ки. - Сеул: Педагогическая аспирантура Ёнсе. - 2008. - 550 с.
73.Ки, X. В. Исследование учебного процесса в университете в сфере свободных искусств, связанных с музыкой / X. В. Ки. - Сеул:
Университет Ёнсе. - 2008. -200 с.
74.Ким, Д. X. История современной музыки Кореи / Д. X. Ким // Сборник научных статей университета Тэгу. - Тэгу: Тэгу университет, 1976. -
Т. 12.-С. 95-116.
75.Ким, К. Исследование восприятия балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» на уроке музыке учащимися средней школы / К. Ким. -
Сеул: Педагогический университет Кани, 2007. - 34 с.
76.Ким, С. Ч. О путях развития высшего музыкального образования на примере ведущих музыкальных колледжей Кореи, Америки, Европы: Магистерская дисс. / С. Ч. Ким. - Сонсин: Женский университет Сонсин, 1996. - 190 с.
77.Ким, С. Ы. Сравнение учебников по музыке в Корее и США: 6-й класс / С. Ы. Ким. - Провинция Кенгидо: педагогический факультет университета Кенвон, 2010. - 78 с.
78.Ким, Ч. X Корейские преподаватели современной музыки / Ч. X. Ким // Сборник научных статей университета Тэгу. - Тэгу: Изд-во университета Тэгу, 1976. - Т. 12. - С. 46 - 54.
79.Ким, Ч. Ё. Исследование классической музыки в качестве культурного контента / Ч. Ё. Ким. - Сеул: Педагогическая аспирантура университета Санмён, 2010.-120 с.
80.Леонард, Ч. Основы и принципы музыкального образования / Ч. Леонард, Р. В. Хаус / Пер. с англ. Ан М. - Сеул: Изд-во Женского университета Ихва. - 1992. - 200 с.
81. Ли, Е. Э. О необходимости популяризации преподавания музыки в регионах на примере г. Пусана / Е. Э. Ли. - Кенсон: Аспирантура университета Кенсон. 2003. - 86 с.
82. Ли, X. С. Современный подход к музыкальному образованию / X. С. Ли.-Сеул, 1990. -40 с.
83.Ли, Ч. Ценность музыки в процессе музыкального развития:
Магистерская дисс. / Ч. Ли. - Сеул: Университет Канхи, 1972. - 180 с.
84. Ли, Ы. М. Программа привлечения зрителей на концертные выступления: Исследование / Ы. М. Ли. - Тэчжон: Аспирантура культуры и искусства университета Ханнам, 2008. - 130 с.
85.Ли, Ю. С. Сто лет западной музыки в Корее / Ю. С. Ли. - Сеул: Ымак
Чхунчхуса, 1985. - 240 с.
86.Материалы Министерства образования и социального развития [дискуссия об изменениях учебной программы по музыке]. - Сеул:
Министерство образования и социального развития, 2006. - С. 4-5.
87.Музыкальное образование // Большой словарь музыки. - Сеул: Музыкальное издательство Сэгван, 1996.-С. 1331-1333.
88.Оркестр университета Корё, привлечение потенциальной зрительской аудитории посредством систематической программы обучения музыке
и искусству: Меморандум LG глобал челлинджер. - Сеул, 2004. - 16 с.
89.Основы музыкального образования / Сост. Квон Д. В., Сок М. Ч., Чой Ы., Хам X. Ч. - Провинция Кёнгидо: Изд-во Кёюкгвахак, 2010. - 240 с.
90.Пак, X. Е. Сущность музыкального искусства и музыкальное образование с социальной точки зрения / X. Е. Пак. - Сеул: Korea National University of Education, 1992. - 60 с.
91.Перспективы музыкального образования / Ред. Ким Ё. Ё. и др. - Сеул: Изд-во Синчжон, 2005. - 302 с.
92. Реформы образования и направления в обучении искусствам (Основные положения 4-го научного семинара) / Корейский университет Кёвон,
институт исследований обучения искусствам. - Чонвонгун, 1996-97. - 86 с.
93.Теория и практика музыкального образования / Сост. Сок М. Ч. и др. -Сеул: Изд-во Кёюкквахак, 2006. - 156 с.
94.Син, Г. X. Новейшие тенденции начального музыкального образования в Корее / Г. X. Син // Сборник статей университета Инчон. - Серия 29. - № 2. - Инчон: Инчон университет, 1996. - С. 2-10.
95.Син, К. X. Современные направления музыкального образования в младшей школы / К. X. Син // Сборник статей университета Инчхон. -Серия 29. - №2. - Инчхон: Изд-во университета Инчхон, 1996. - С. 44-60.
96.Син, X. Ч. Исследование планов привлечения зрителей на выступления в сфере классической музыки / X. Ч. Син. -Сеул: Художественная аспирантура университета Чжунан, 2003. — 80 с.
97.Син, Ю. Д. Исследование обучения учащихся 7 класса в соответствии с 7-й учебной программой / Ю. Д. Син. - Сеул: педагогическая академия
Женского университета Ихва, 2008. - 110 с.
98.Со, Ю. Е. Сравнительный анализ системы преподавания музыки в Корее, Германии, Швейцарии, Австрии на примере специальности «фортепиано»: Магистерская дисс. - Университет Кенбук, 1993. -180 с.
99. Современная состояние «музыкального рынка» и реформ в музыкальном образовании / Научные труды Корейского института исследования искусств. - Сеул: Изд-во Хангук Есуль Чжонхап Хаккё, 1996. - 342 с.
100. Хам, Ч. Р. Изучение концертов с комментариями в стиле конструктивизма: На примере деятельности Евроазиатского филармонического оркестра / Ч. Р. Хам. - Сеул: Аспирантура культуры и искусства, университет Мёнчжи, 2007.
101. Чжу, Д. Ч. Взгляд на музыкальное образование: его изменения и место в современном учебном плане / Д. Ч. Чжу // Сборник научных трудов института музыковедения / Корейский институт Западной
музыки. -Вып. 11. - № 16. - 2008. - С. 37-55.
102. Чой И. X. Анализ состояния музыкального образования в корейском обществе и поиск путей его развития И. X. Чой. - Сеул, 2003. - 130 с.
103. Чой, С. X. Исследование структуры сознания под воздействием музыки (предмет по выбору) / С. X. Чой / Университеты четырехгодичного обучения, г. Кванджу провинции Чоннам. - Кванджу: СИи, 2002.-90 с.
104. Чон, Д. Исследование балетной музыки Чайковского, магистерская диссертация / Д. Чон. - Вонгван: Университет Вонгван, 2003. -164 с.
105. Чон, О. Ч. Наблюдение за методом комментирования молодежных концертов Л. Бернстайна: Дисс. ... канд. пед. н. / О. Ч. Чон. - Сеул: Корейский Национальный университет образования, 2004. -250 с.
106. Чон, Ы. Д. Исследование эффективных методов привлечения зрительской аудитории к сценическому искусству: на примере Арт-
комплекса / Ы. Д. Чон. - Сеул: Художественная аспирантура,
университет Чунан, 2006. - 82 с.
107. Чу, Т. Ч. Усовершенствование системы музыкального образования в вузах / Т. Ч. Чу // Музыкальный журнал. - Сеул, 2000. -С. 32^40.
108. Щим, Ю. Удовлетворение студентов музыкальных специальностей от результатов своей деятельности; исследование значимости осознания цели: Магистерская дисс. / Ю. Щим. - Сеул: Женский университет Сукмён, 2007. - 230 с.
109. Ян, Ы. Ё. Исследование общего музыкального образования в
вузах / Ы. Ё. Ян. - Сеул, 2001. — 56 с.
Интернет-источники
110. Гарипова, Н. К вопросу об эмоциональных компонентах в структуре содержания и восприятия // Музыкальная психология и психотерапия. - 2007. - Вып.З. - Режим доступа: http://www.health-music-psy.ru/
Интернет-источники на английском языке
111. Сайт Линкольн-центра - Режим доступа: www.lincolncenter.org;
112. Сайт Нью-Йоркской филармонии — Режим доступа: www.nyphil.or;
113. Сайт театра Метрополитен опера - Режим доступа: www.metoperafamily.org
Интернет-источники на корейском языке
114. Веб-страница Корейского симфонического оркестра - Режим доступа: www.koreansymphony.com.
115. Веб-страница Национальной оперной труппы - Режим доступа: www.nationalopera.org
116. Веб-страница Сеульского Арт-центра - Режим доступа: www.sac.or.kr;
117. Веб-страница телеканала Кыкдонг Арт - Режим доступа: http://www.art-tv.co.k.
118. Сайт Корейского национального университета искусств — Режим доступа: http://www.karts.ac.kr
119. Сайт Сеульского университета — Режим доступа: http ://www. snu. ас.kr/
120. Сайт университета Ёнсе - Режим доступа: www.yonsei.ac.kr
121. Сайт Женского университета Ихва — Режим доступа: www.ewha.ac.kr
122. Сайт университета Коре — Режим доступа: www.korea.ac.kr
123. Сайт университета Соган - Режим доступа: www.sogang.ac.kr
124. Сайт университета Сонгюгван - Режим доступа: www.skku.edu
125. Сайт университета Тонгук - Режим доступа: www, dongguk. edu
126. Сайт университета Ханян - Режим доступа: www.hanyang.ac.kr
127. Сайт университета Чжунан - Режим доступа: www.cau.ac.kr
128. Домашняя страница телекомпании KBS - Режим доступа: http://www.kbs.co.kr/ltv/sisa/scandal/program/
129. Домашняя страница телекомпании TBN — Режим доступа: http://tvn.lifestyler.co.kr/ENTER/operastar2012/index.asp
130. Энциклопедический словарь - Режим доступа http://terms.naver.com/entry
ПРИЛОЖЕНИЕ. АНКЕТА по выявлению уровня музыкальной культуры современных корейских студентов
Опросник 1
1. Сколько раз в год Вы ходите на концерты?
© ни разу© 1-3 раза © 4-6 раз © больше 7 раз
2. Какое исполнение из просмотренных Вами концертных программ понравилось Вам больше всего?
©народное или из масс- культуры (мюзикл, поп-концерт, кроссовер и т. д)
©хоровое
©оркестровое
©оперное
©вокальное
3. Почему Вы редко ходите на концерты? © нет интереса
©из-за отсутствия опыта посещения концертов
©по другой причине (нет времени, не хватает денег и др.)
©боюсь показаться невеждой без базовых знаний
4. Произведения каких музыкальных направлений Вы слушаете чаще всего? (возможно несколько вариантов ответа)
© поп-музыка
©корейская народная песня
©кроссовер
©классика
© прочее (джаз, рок и др.)
5. Каким образом Вы обычно слушаете музыку?
© трЗ-плеер или другое портативное устройство (Интернет)
©по ТУ
©прочее (радио и др.) ©на концерте
6. Какие виды музицирования Вы предпочитаете слушать? ©прочие (музицирование в кафе, на улице, на фестивале и др.)
© музыкальные представления на сцене
© народные представления
©классические
6-1. Почему Вы не любите классические произведения?
© Утомительно © Трудно
(з) Не так интересно, как другие виды музыки © Прочее
7. Если бы у Вас была возможность прослушать классическое произведение, что бы Вы выбрали?
8. Какой композитор классической музыки Вас интересует?
9. Какой у Вас основной критерий при посещении музыкального представления или концерта?
©цена билета © место представления ©личность музыканта-исполнителя ©интересный жанр
Опросник 2
1. Вы любите предмет по выбору «Понимание музыки»?
©Неинтересно. ©В среднем. ©Люблю.
©Очень люблю.
2. Почему Вы решили изучать предмет «Понимание музыки»?
3. Почему Вы решили слушать авторские лекции по «Пониманию музыки», а не занятия других профессоров?
4. Какую пользу Вам приносит посещение в вузе дисциплины по выбору «Понимание музыки»?
©Прочее
©Эмоциональная поддержка.
©Помогает получать культурные знания и музыкальный опыт. ©Пробуждает желание пойти на концерт.
5. Ваше мнение об использовании видеоматериалов во время занятий? ©Прочее
© Дает косвенный опыт. ©Помогает понять произведение.
6. Как Вы относитесь к просмотру видеозаписей? ©Поверхностно.
© Хотя сначала не был(а) заинтересован(а), со временем становилось все интереснее.
Опросник 3
Комментарии после прослушивания курса занятий по Пониманию музыки
1. Что стало для Вас самым большим преимуществом от занятий по Пониманию музыки'?
2. Что изменилось в Вашей жизни после посещения авторских занятий? © Я хочу пойти на концерт.
© В жизни появился интересный мир музыки.
® Буду рекомендовать подобные занятия знакомым.
© Раньше я не знал(а) различные концерты, сейчас они мне известны.
3. Ваше желание после завершения занятий? © Хотя бы один раз схожу на концерт.
© Все равно не хочу идти на концерт.
После опроса по 3 (трем) основным вопросам был проведен дополнительный опрос.
Студентам, давшим на первый вопрос ответ «Мне понравилось использование видео», было дано дополнительное задание: «Назовите преимущество использования видеозаписей на занятиях».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.