Творчество Юн Исана: Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Хан Бо Ён
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 291
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хан Бо Ён
Введение
Оглавление
1. Философско-просветительские взгляды Юн Исана на музыкальное искусство и творческая личность композитора Юн Исана
1.1 Философские идеи даосизма и конфуцианства в музыке Юн Исана
1.2Гражданское сознание и идеалы гуманизма в музыке Юн Исана
1.3 Основные периоды творчества композитора
1.4Ключевые компоненты его творческого метода
1.5 Фактурные особенности произведений Юн Исана
2. Комплексный структурно-содержательный анализ произведений Юн
Исана
2.1 Пять миниатюр для фортепиано
1) Музыкальные тенденции
2) Краткий обзор содержания
3) Структура произведения
4) Структурно-композиционный анализ произведения
2.2Камерная композиция «Нагъян»
1) Композиция и состав оркестра
2) Краткий обзор содержания
3) Структурно-композиционный анализ
2.3 Симфония №
1) Композиция и состав оркестра
2) Краткий обзор содержания
3) Структурно-композиционный анализ
4) Структура струнно-духовой группы
3. Образовательная и просветительская деятельность Юн Исана
3.1 Критическая и преподавательская деятельность Юн Исана
3.2Последователи Юн Исана
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Национальные черты инструментальной музыки корейского композитора Исан Юна (1917-1995)2008 год, кандидат искусствоведения Ли Ын Кён
Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена "Акхак квебом": "Основы науки о музыке". XV век2004 год, кандидат искусствоведения Пак Кюн Син
Фортепианное искусство, педагогика и образование в Южной Корее: XX век2000 год, кандидат искусствоведения Бэк Хи Сук
Взаимопроникновение двух музыкальных культур в XX - нач. XXI вв.: Япония - Россия2010 год, кандидат искусствоведения Мория Риса
Оркестровая техника в симфонических произведениях татарских композиторов2004 год, кандидат искусствоведения Загидуллина, Дильбар Ренатовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Юн Исана: Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность»
Актуальность исследования.
Юн Исаи (1917 - 1995) - композитор, музыкант, просветитель и педагог, центральной проблемой творчества которого являлся вопрос объединения различных элементов музыкально-художественных систем Востока и Запада. По этой причине изучение его творчества представляется важным этапом в познании процесса развития музыкальной истории и культуры Республики Корея. Несмотря на то, что каждый год корейское музыкальное сообщество пополняется новыми членами, прошедшими обучение, как за рубежом, так и внутри страны, подавляющее большинство этих молодых исполнителей вольно или невольно воспринимают и трансформируют современные тенденции развития музыкального искусства и наиболее актуальный мировой музыкальной опыт в соответствии со своими национальными традициями.
С недавнего времени в Корее появилась небольшая группа композиторов, которые целенаправленно работают именно в направлении популяризации и развития музыки XX столетия в Республике Корея. Поэтому особую значимость приобретает фактор обмена знаниями и информацией между представителями авангардного направления развития мирового музыкального искусства различных стран. Заинтересованность автора в исследовании обусловленной проблемы совпала по времени с возрастанием интереса в Республике Корея к фигуре композитора Юн Исана, детали жизни и творчества которого с 1994 года, когда был снят запрет на упоминание его имени в средствах массовой информации, стали предметом серьезного внимания со стороны организаторов крупных музыкальных форумов, таких как: «Тхонёнский фестиваль современной музыки 2000 года» (с 2002 года он изменил свое название на «Тхонёнский международный музыкальный фестиваль»), «Концерт за Объединение имени Юн Исана» прошедший в 1998 году в Пхеньяне, «Музыкальный фестиваль имени Юн Исана» состоявшийся в Сеуле в 1994 году и «Азия унд Корея Фестиваль», открывшийся там же 7 ноября 1999 года. В связи с этим, появилась необходимость раскрыть как для национального, так и для международного сообщества специфические особенности его творческой индивидуальности, конкретно представить процесс гармоничного взаимодействия корейской и европейской традиций в творчестве музыканта, а также проследить направление дальнейшего развития современной музыки в Корее на примере его учеников и последователей. Таким образом, данное исследование представляется необходимым этапом на пути ознакомления широкого круга музыкантов с опытом и достижениями композитора, которого с полным правом может считаться основателем корейской школы музыки XX века.
Степень изученности проблемы.
Можно с полным основанием утверждать, что до настоящего времени не создано концептуального исследования творческого метода Юн Исана, которое бы достаточно полно и всесторонне охватывало его деятельность как подлинного мастера в области музыкального искусства Южной Кореи XX столетия.
Существуют множество источников, на которые мы опирались в ходе данной работы. Отдельные, весьма важные аспекты, а также компоненты его творческого стиля исследуются в работах именно немецких, а не корейских музыкантов. Этому есть свое объяснение, так как само имя Юн Исана на протяжении многих десятилетий было запрещено на его Родине по политическим причинам, и, естественно, что его творчество оставалось предметом осмысления и размышления только в трудах западных музыковедов и, прежде всего, живущих и работающих в Германии, стране, с которой связана его жизнь и деятельность. Среди них мы назовем музыкальных критиков Кристиана Шмидта, Питера Реверса и Ханса Вейса, которые занимались изучением ключевых для восприятия композиционных особенностей произведений Юн Исана понятий: «основной тон» и «тоновый комплекс». Так Кристиан Шмидт в своей работе «Европейская и неевропейская My3biKa»[C.M.Schmidt, Europaische und aubereuropai-sche Musik, Brennpunkte der Neuen Musik, Koln, 1977] утверждает, что первая составляющая слова «Hauptklang», а именно, «Haupt» означающая «главный, основной», может включать в себя значение присущее в традиционной европейской музыке понятию «основной темы» "Haupthema", которая противостоит взаимосвязанному с ним понятию «дополнительной темы». Он также использует термины «Tonkomplex» («тоновый комплекс») и «Klangkomplex» («акустический комплекс») для указания на ядро такого сложного образования, как «основной тон», который, строго говоря, не может быть описан, ни как простой комплекс различных тонов, ни как образование, центр которого составлен из нескольких тонов, поскольку он представляется в виде поступательного, непрерывного процесса естественного изменения и перевоплощения «индивидуального звука» в свою противоположность.
С другой стороны, Питер Реверс в своей книге «Представление о тоне и звуке как драматическом процессе. Примечание к творчеству Юн Исана и Кад-зуо Фукушима» [Revers, Peter: Ote Gestaltung von Ton und klang als dramatischer prozess, bemerkungen zum Schaffen Isang Yuns und Kazuo Fukushimas, in: Oster-reichische Musikzeitschrift 37 (1982 )] пишет о том , что термины «тоновый комплекс» и «основной тон» в трактовке Шмидта довольно точно отражают специфику музыки Юн Исана. Тем не менее, Реверс критикует подход Шмидта, за то, что тот излишне концентрирует свое внимание на мелодической линейной структуре, пренебрегая гармоническим вертикальным аспектом в схеме построения музыкального рисунка в произведениях композитора. Наиболее точно это мнение немецкого музыковеда иллюстрирует схема, лично составленная Юн Исаном в его произведении 1968 года «Riul fur klarnett und clavier», в котором представлено гармоничное сочетание европейской 12-ти тоновой серийной техники с традиционным дальневосточным «основным тоном», и которое наиболее рельефно и полно отражает философские принципы, лежащие в основе музыки Юн Исана.
Ряд искусствоведов, таких как Рейн Шатлебен и Вольфган Винклер в своей книге «Беседы с Юн Исаном. Композитор Юн Исан» [Riner Sachtle-ben/Wolfgang Winkler, Gesprache mit Isan Yun, Der Komponist Isan Yun, Von Walter-Wolfgang Sparrer u.Hanns-Werner Heister, Munchen, 1997] систематизировали ряд его высказываний, которые позволяют сделать вывод о собственной позиции Юн Исана в вопросах теоретического определения основополагающих понятий его творчества, которая в целом заключается в том, что, используя понятия, разработанные как в европейской, так и дальневосточной теории музыки, он наполняет их новым содержанием. Вследствие этого Юн Исан, с одной стороны, изменяет термины классической китайской музыкальной традиции (китайский термин «главный звук» у него стал «основным тоном», а «тоновые кластеры» превратились в «сгруппированные звуки») выражая этим смену парадигмы теоретических положений, а с другой, четко дифференцирует содержательное наполнение своей музыки от принятых на Западе образцов серийной техники.
Тем не менее, несмотря на многочисленные публикации и исследования, посвященные теоретическому изучению и осмыслению наиболее характерных и, по сути, уникальных черт индивидуального композиторского метода художника, до сих пор не было проведено комплексного изучения такого оригинального и, безусловно, заметного явления в современной музыке XX века, как творчество этого большого мастера. В частности, наблюдается серьезный разрыв между западной трактовкой деятельности этого композитора, его музыки и истинными духовными корнями, связанными с реалиями его жизни, которые только и могли стать подлинной основой его творческого роста и источником всех музыкально-теоретических и философско-идейных тенденций, отраженных в его работах.
Именно столь явное несоответствие выводов и их посылок в упомянутой выше литературе и вызвало необходимость практического и подробного анализа музыкальных произведений, а также научно-теоретического обобщения роли и подлинной значимости фигуры Юн Исана в истории музыки Кореи и мира.
Объектом исследования является целостное изучение творчества Юн Исана, как феномена корейской музыкальной культуры XX века.
Предметом исследования является процесс взаимообусловленности композиторской, музыкально-просветительской, общественной и педагогической деятельности Юн Исана, в аспекте взаимосвязи философско-художественных систем Востока и Запада.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе созданной монографической работы, раскрыть особенности развития музыкального искусства в Корее в период с 1958 по 1994 годы, время активной творческой деятельности этого композитора, а также выявить факторы, определяющие трудности процесса формирования профессионального музыкального искусства и образования в Республике Корея.
Задачи исследования:
- рассмотреть характерные и специфические особенности музыкального творчества Юн Исана посредством анализа теоретических работ, посвященных Юн Исану;
- проследить процесс эволюции Юн Исана как художника и педагога, определив те обстоятельства его жизни, которые явились причиной и внутренним мотивом творческого роста;
- раскрыть черты и технические приемы, отличающие метод композиции Юн Исана;
- провести подробный и разносторонний структурно-содержательный анализ ряда фундаментальных произведений Юн Исана.
- проанализировать пути претворения наследия Юн Исана в работах его последователей;
Методологической основойисследования явились:
- философское положение о единстве мира при многообразии форм его отражения в философии и искусстве различных культурных ареалов;
- комплексная теория деятельности человека во всем многообразии его отношений с окружающей средой, а также взаимосвязи между художественным миром творца и обстоятельствами его жизни;
- научные концепции интернационализации современного музыкального искусства, взаимопроникновения и обогащения культур в эпоху глобализации.
Методы исследования.
- структурно-композиционный системный анализ;
- метод восхождения от абстрактного к частному;
- сравнительный анализ;
- анализ и синтез;
-объективация выводов посредством применения машинного анализа и сведения полученных результатов в схемы и таблицы;
Организация исследования. Исследование проводилось в 1994-2004 годах. Первый этап: 1994-1998.
- изучение литературы и научных работ, посвященных национальной музыкальной традиции ее трансформации и различных проблем с этим связанных (Государственная библиотека парламента);
- изучение источников, касающихся фактов жизни и творчества корейского композитора Юнг Исана;
- встречи с людьми, которые лично общались с Юн Исаном в Корее;
- сбор информации, касающейся композитора на основе газет и других средств массовой информации;
- изучение теории и практики направлений современной музыки;
- осмысление азиатско-дальневосточной философии (даосизм, конфуцианство, буд дизм), явившейся духовной основой творчества композитора Юн Исана;
- прослушивание основных произведений композитора и сверка с имеющимися нотами (Сеульский дворец искусств, Иесуречондан, Государственный Сеульский университет).
Второй этап: 1998-2003.
- В результате проведенных в 1998 году в Пхеньяне «Концерта за объединение имени Юн Исана» и «Тхонёнского фестиваля современной музыки» в 2000 году, стал возможным сбор конкретных материалов о творчестве композитора по информации, которая была предоставлена в этот период средствами массовой информации, как отражение повышенного интереса к фигуре композитора со стороны, общественности и музыкально-профессионального сообщества;
- изучение идейно-теоретического контекста направления современной музыки, а также историко-теоретический обзор традиционной музыки Кореи;
- проведение отбора и анализа основных музыкальных произведений композитора;
- анализ материалов, касающихся жизни и деятельности выдающихся учеников Юн Исана;
- изучение видео, аудио и печатных работ по различным элементам теории игры на традиционных корейских инструментах, таких как: создание тембровых оттенков, техника извлечения звука и специальные приемы игры, использовавшихся для исполнения произведений соответствующих жанров (Аак, Сичжо, Санчжо, Каса);
- исследование печатных изданий и научных работ, посвященных корейской музыке XX века, написанных корейскими музыковедами и критиками;
- изучение статей, помещённых в профессиональном музыкальном издании «Сиса Ымакхве Синмун» - «Жизнь и творчество Юн Исана» (от 4 июня), «Философия даосизма в творчестве композитора Юн Исана и танцовщицы Чхве Сынхи» (от 9 июля);
- доклад на кафедре Саммюньского университета в Сеуле.
На защиту выносятся следующие положения:
- рассмотрение аспектов и элементов национальной корейской музыкальной системы, воспринятых и использованных Юн Исаном в процессе перевода философских взглядов и мировоззрения человека Восточной Азии на язык европейской музыкальной теории, создает основу для понимания самых характерных и основных особенностей музыки Кореи;
- ключом к пониманию его творческой индивидуальности является трактовка понятия музыкального тона, выработанного в рамках одноголосного инструментального строя присущего национальной корейской музыкальной культуре;
- композитор Юн Исан преобразовал онтологическую теорию дальневосточной философии, «теорию Инь и Яна», в практический и главнейший инструмент своего искусства музыкальной композиции. Музыка, которая согласно представлениям жителей региона входит в число явлений природы, была осмыслена композитором в соответствии с закономерностями даосского понимания вселенской гармонии, вылившись в конкретную музыкальную форму его творений;
- его музыка выходит за рамки обычной парадигмы теоретико-музыкальных средств метода «сериализма», что доказано анализом его музыкальных композиций, проведенным в работе с указанием как на моменты общие для творчества различных композиторов, работавших в этом направлении, так и на значительные отличия от работ его коллег.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые:
- был проведен, практический структурно-композиционный анализ музыкальных произведений композитора Юн Исана, с целью выяснения, насколько отдельные специфические свойства традиционно-национальной корейской музыки нашли свое отражение в работах серийной музыки и если нашли, то какими структурными средствами это выражено;
- сравнительный содержательный анализ рассматриваемых произведений Юн Исана, позволил обнаружить практические доказательства эволюции композиторского метода, выявить теоретические и практические тенденции его деятельности в тот или иной период жизни и подтвердить периодизацию творчества на основе конкретных структурных особенностей его работ;
- рассмотрены факторы сближения, взаимовлияния и взаимопроникновения западной и восточной культур, которые способствуют тому, чтобы музыкальное искусство Кореи в своем эволюционном развитии поднялось на более высокий уровень;
- раскрыто своеобразие музыкального мышления Юн Исана, как крупного представителя азиатско-дальневосточной традиции.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:
- выявлена и теоретически обоснована сущность творческого метода и композиционного строя произведений Юн Исана;
- обусловлена периодизация творчества композитора на основе выявления этапов его общественной деятельности и политических убеждений;
- теоретически обоснованы место и роль Юн Исана в корейской и мировой музыкальной культуре;
- определены стилевые черты музыки Юн Исана, свидетельствующие об отражении в творчестве этого композитора объективных процессов интеграции культур Востока и Запада.
Практическая ценность.
Нарастающая сила культурной глобализации изо дня в день стирает границы, разделяющие жителей различных, прежде культурно самостоятельных стран и регионов мира. Причем, наряду с неоспоримыми преимуществами и выгодами, которые она приносит, все сильнее сказывается размывание индивидуальных и национальных ценностей и мировоззрения людей, порождая проблемы с самоидентификацией личности.
В этом смысле, раскрытая в данной работе роль личности композитора Юн Исана, являет собой яркий пример разрешения этих национально-культурных и морально-ценностных противоречий через гармоничное соединение двух систем музыкального искусства Кореи и Европы. С этой точки зрения, подробное рассмотрение в работе всех творческих и личностных свойств его индивидуальности представляется практически значимым в плане выяснения факторов, позволивших композитору-музыканту, смело и эффективно включить традиционные национальные культурно-музыкальные элементы в общее русло развития жанров современной музыки. В диссертации впервые удалось четко показать, как, несмотря на краткость периода знакомства корейской общественности с явлением музыкального авангарда, Юн Исану удалось значительно уменьшить пропасть, разделяющую европейскую и азиатско-дальневосточную музыкальную традицию, а также представить широкому кругу заинтересованных лиц оригинальные черты и возможности творчества, заложенные в традиционной музыкальной системе Кореи.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материал исследования может быть использован в курсах истории музыкальной культуры XX века, современных методов композиции, при разработке спецкурсов и методических пособий по истории творчества видных представителей музыкальной культуры Восточной Азии и Дальнего Востока. Раскрытые в работе технические приемы и уникальные особенности творческого метода композитора Юн Исана могут служить базой дальнейших исследований в области изучения своеобразия, как локальных явлений искусства Дальнего Востока, так и особенностей процесса взаимодействия культур Востока и Запада. Полученные в работе результаты могут быть использованы в различного рода культурных акциях (научных трудах, пропаганде и популяризации искусства, организации концертной жизни).
Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением комплекса теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам; обширной источниковедческой базой; многоаспектным анализом значительного по объему фактического материала по истории развития музыки в Корее XX столетия.
Апробация работы.
Промежуточные и конечные результаты исследования нашли отражение в трех публикациях: двух статьях и одном учебном пособии, а также в выступлениях на заседании кафедры Искусства и физического воспитания Санмюнь-ского университета города Сеул, Республика Корея, а также кафедре музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена, города Санкт - Петербурга.
Объем и структура работы. Представленная работа состоит из введения, трех глав, сопровождающихся выводами, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание диссертации изложено на 290 страницах машинописного текста. Список использованной литературы включает 101 наименование на корейском, японском, английском и немецком языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Музыкальное искусство Кореи XV века в контексте художественно-эстетических течений эпохи Возрождения (период Чосон, историческое правление Сечжона)0 год, кандидат искусствоведения Лим Хён Чжун
Гармония в музыке современных якутских композиторов: о претворении национального звукотембрового идеала средствами колористики и сонорики2008 год, кандидат искусствоведения Скрыбыкина, Чаянда Кимовна
Традиционная музыка Дальнего Востока - Китай, Корея, Япония: историко-теоретический анализ2011 год, доктор искусствоведения У Ген-Ир
Пересечения с музыкальной традицией в творчестве западногерманских композиторов 1970-1980 годов1998 год, кандидат искусствоведения Власова, Наталья Олеговна
Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии2011 год, кандидат искусствоведения Анисимова, Елена Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Хан Бо Ён
Заключение.
Наиболее комплексная и универсальная оценка роли и значения фигуры Юн Исана (1917 - 1995) заключается в том, что он совершенно по-новому соединил в своем творчестве широкий спектр понятий, выработанных в рамках различных философских течений Дальнего Востока, таких как «основной тон» и «основная акустическая единица» с техническими методами и приемами, характерными для западной современной музыки, в частности, тембровой и акустической композицией, алеаторикой, а также пуантилизмом. Именно Юн Исан и его ученики подготовили благодатную почву для бурного роста и развития современной музыки в Корее на протяжении всех последующих лет вплоть до нашего времени. В диссертации рассматривается проблема творчества Юн Исана как фундаментальная основа в процессе изучения современной музыкальной истории Кореи в целом.
Во-первых, необходимо отметить, что история европейской музыки в Кореи крайне непродолжительна. Начало ей было положено проникновением в страну первых европейских миссионеров, принесших с собой культуру исполнения христианских хвалебных гимнов. Что же касается периода формирования корейской школы в жанре современной музыки (начало 50-ых годов), то при полном отсутствии теоретической базы, признаваемом самими композиторами, спектр западной музыки, представленной в стране, состоял, в лучшем случае, из европейской музыки, в частности, таких мастеров как Дебюсси, Равель. Вследствие многих идеологических ограничений музыкальная культура Кореи не могла не отстаивать от уровня развития музыкального искусства в мире.
Однако вскоре после возвращения Юн Исана из Европы в 1956, он встал на недосягаемую для других членов внутрикорейского сообщества современной музыки высоту. В силу того, очевидного факта, что именно Юн Исан и его ученики подготовили благодатную почву для бурного роста и развития современной музыки в Кореи на протяжении всех последующих лет вплоть до нашего времени, автор рассматривает проблему исследования его творчества как обязательный и само собой разумеющийся этап в процессе изучения современной музыкальной истории Кореи в целом.
Во-вторых, его вклад в музыкальную теорию не был ограничен лишь модификацией европейского словаря современной музыки, но также явился серьезной реструктуризацией и воссозданием заново традиционно-национальных жанров музыки Кореи, которые при этом как технически, так и содержательно основаны на музыкально-философских концепциях Юго-Восточной Азии. Вместе с этим, в самой Корее не раз высказывались критические оценки творческого метода Юн Исана, суть которых сводилась к мнению, что исходная форма мелодики традиционно корейского музыкального искусства в трактовке этого композитора утрачивает свою самобытность и оригинальность. Дисскусионны-ми, как уже отмечалось, были обращаемые композитору со стороны корейских специалистов в области национально корейской и фольклорной музыки вопросы выбора жанра (Аак и Чонак лишь с большой натяжкой могут считаться подлинно корейскими жанрами), а также проблема понимания композитором своеобразия и уникальности национального музыкального наследия. Причина подобного отношения композитора к национальной традиции, как представляется, кроется в классическом конфуцианском (китайском) воспитании, которое получил Юн Исан в семье своего отца, государственного чиновника, придерживавшегося консервативных представлений о «правильном» и «вульгарном» искусстве.
Несмотря на то, что конфуцианство, буддизм, а также народные поверья также сыграли немалую роль в формировании его духовного мира, основную роль в этом процессе все же сыграла философия Дао. Вместо логики, противопоставляющей сознание телу, а мир человека миру природы, характерной для западной культуры, композитор опирался в своих творческих поисках на Дальневосточное понимание музыки, в котором во главу угла ставятся понятие вечной гармонии природы, разнообразие проявлений которой, тем не менее, не служат основанием для ее дробления, но ведет лишь к еще более полному пониманию ее как единой и нераздельной сущности и в котором процесс музыкальной композиции осмысляется не как продукт человеческого воображения, а представляется лишь малой частью всего природного круговорота в целом. Именно поэтому вся его музыка - это бесконечный процесс акустических трансформаций, центральным звеном которых является музыкальный тон, обладающий независимым онтологическим статусом в ряду себе подобных, что и формирует одно из понятий философии Дао «Целое в части - часть в целом». Каждый из этих элементов живет своей индивидуальной жизнью, непрестанно перевоплощаясь в орнаменте, глиссандо, тембровой окраске, динамическом рисунке и декоративной «игре со струнами».
Две составляющие этого процесса метаморфоз - «Инь» (малое движение мелодии, минор, слабая динамика) и «Ян» (контрастивно значительное движение мелодии, мажор и усиленная динамическая характеристика) не противостоят друг другу а находятся в состоянии взаимодополнения и динамического равновесия.
С другой стороны, активная политическая деятельность композитора, которой он занимался с не меньшей страстью, чем собственно музыкальным творчеством обернулась для него личной драмой в виде привлечения его по так называемому «берлинскому делу(1967)» к суду и последующего осуждения. Это оказало прямое влияние на музыку Юн Исана, в которой с 1975 года наблюдается резкий переход от поисков выражения «линейной красоты», определяющей эстетический идеал дальневосточной культуры к яркому и отчетливо обозначенному стремлению воплотить в инструментальных произведениях, имеющих четкую политическую тематику, свое отношение к социальному процессу, главным мотивом которого для него являлся гуманизм и человечность. Глубоко убежденный в том, что человеколюбие и красота подлинного искусства способна решать проблемы, неподвластные политикам, Юн Исан настаял на организации совместного «Музыкального фестиваля Севера и Юга».
По собственному его определению его творчество в качестве самостоятельного художника во время после его возвращения в Корею из Западной Европы, определяются направлением его творчества и тематикой его произведений.
Арсенал технических приемов и средств его художественного языка включает: метод «тембровой композиции», метод «основного тона» и «основной акустической единицы», понятие «индивидуального тона», «декоративного обвода» и метода «игры со струнами».
- Метод «тембровой композиции» использует такое явление как «акустический слой», который сам служит специфической реализацией разработанной Генри Койлом концепции «акустического кластера». Его особенность состоит в том, что звуки близкие по своим характеристикам к шуму постепенно приобретают статус фонетического ядра, причем основная роль в этом процессе отводится группе ударных инструментов. Однако использование этого метода Юн Исаном отличается от аналогичной техники других композиторов (Лигетти, Пендерецкий) в том, что он стремился отыскать и практически воплотить в своей музыке ключевые особенности, определяющие живую и чувственную природу звука.
- «Основной тон» используется в произведениях, исполняемых небольшим количеством инструментов, а «основная акустическая единица» предназначена для большого струнно-духового оркестра. Происхождение его несомненно связано с традиционными музыкальными жанрами Кореи.
- «Индивидуальный тон» определяется способностью к саморазвитию и связанной с этим процессом концепцией философии Дао «подвижное в неподвижном». Объединяясь вместе «индивидуальные тона» образуют «акустическое поле», которое носит название «основной тон».
- «Декоративный обвод», как мы продемонстрировали, представляет собой фронтально-тыльное орнаментальное обрамление «основного тона», а также выполняет функцию генератора живой энергии для тона, следующего за ним.
- «Игра со струнами» - это технический прием, с помощью которого и создается декоративный антураж «основного тона», который преобразуется при игре на прочих музыкальных инструментах и который можно назвать наиболее важным вкладом и наследием корейской традиционной музыкальной культуры.
Структурные особенности произведений Юн Исана можно представить следующим образом.
Во-первых, музыкальный строй его работ теоретически обоснован азиат-ско-дальневосточной философской системой и практически выражен атональной техникой европейской музыки.
Во-вторых, манера его композиции воспроизводит традиционно корейский тип музыкального произведения, ставя во главу угла тоново-акустический комплекс, который обладает центральным звеном в виде «основного тона» и который модулируется и изменяется, в основном, за счет движения, создаваемого элементами орнамента.
В-третьих, в его творчестве на основе заимствованного из китайской теории музыки понятия «главного звука» и неторопливо-величавого жанра двор-цово-церемониальной музыки Аак формируется понятие «центральный звук».
В-четвертых, Юн Исан не соблюдает строгих жанровых ограничений, предпочитая академичности вариативность в отношении музыкальной стилистики, основанной на интуиции художника.
В-пятых, композитор никогда не использовал в своем творчестве искусственных электронных синтезаторов звука, всегда пользуясь только обычными акустическими инструментами.
В-шестых, технические приемы и индивидуальная манера композиции Юн Исана, которых он придерживался с особой настойчивостью и постоянством, и которые были основаны на его философских и национально музыкальных воззрениях, красной нитью прошли с ним через все его творчество, от первых опытов до вершин музыкального мастерства - симфоний.
Музыкально-критические выступления Юн Исана, опубликованные в газетах, его лекторская работа, свидетельствуют о том, что он всегда находился на переднем крае общественно-музыкального процесса, предлагая различные пути развития музыкального образования и музыкальной культуры. Крайне продуктивно композитор потрудился и как преподаватель музыкального вуза, результатом чего стало воспитание четырех незаурядных творческих личностей, выросших под его руководством в самостоятельных художников, унаследовавших, однако, многое из накопленного мастером опыта, продолжая процесс развития современной музыки в Корее.
Благодаря Юн Исану корейская музыкальная культура обрела международный статус и, с исторической точки зрения, получила мировое признание в качестве нового музыкально-художественного явления XX столетия.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хан Бо Ён, 2004 год
1. Бальт, Вольфганг Шпаро, пер. Чон Кёчхоля, Ян Инчжона, «Юн Исан композитор нашей эпохи», Изд. Hice, 1994.
2. Библиотека национального музыкального образования том 5, «Введение в национальное музыкальное искусство», Ли Сончхон и др., Изд. Пхуннам Чхульп-ханса, 1995.
3. Дэвид Коуп, пер. Ким Суллана, «Методология композиции современной музыки», Изд. Сегван Чхульпханса, 1994
4. Кан Сокхи, «Я композитор, конструирующий музыку», Изд. «Жизнь и мечты», 1998.
5. Ким Ёнхван, «Изучение творчества Юн Исана», Изд. Сигонса, Исправленное издание, 2001.
6. Ким Тонсон, сост., «Словарь музыкальных терминов», Изд. Сонмундан, 1980. Ким Хечжа «В поисках природы звука», Изд. «Саммун», 1996. Ким Чхунми «Исследование творчества Пэк Пёндона», НИИ художественного творчества при Корейском художественном лицее, 1995.
7. Ли Чжонгу, Ким Сугён, «Дух эпохи и современная музыка 20 века», Изд. университета Ханъян, 1999.
8. Ли Сучжа, «Мой муж Юн Исан», Изд. Чханчжакква Пипхён, 1991. Луиджи Линджер, пер. Син Гёчхуна, «Юн Исан, жизнь и музыкальное творчество», Изд. Ёнхак, 1984.
9. Музыкальный мир Кан Сокхи», Сборник посвященный 60-ой годовщине со дня рождения профессора Кан Сокхи, 1994.
10. Пак Севон, «Музыкальный словарь», Изд. Сегваным Чхульпханса, 1994. Пак Сонхи, «Пурист преобразующий в звук язык своих саморефлексирующих размышлений, жрец звука», Изд. Нунпит, 1995.
11. Поль Гриффит, пер. Пак Кенчжона «История современной музыки», Изд. Сам-хо Чхульпханса, 1990.
12. Пэк Ёнын, сост./пер., «Введение в ударные музыкальные инструменты длякомпозитора», Изд. «Сумундан», 1995.
13. Пэк Пёндон, «Звук или шепот», Изд. «Ынмэ», 1981.
14. Хан Мёнхи, «Наши мелодии, наша культура», Изд. «Чосон Ильбоса», 1994. Хо Ёнхан, Ли Соквон, «Практическая история европейской музыки», Изд. Сим-сондан, 2001.
15. Хон Чжонсу, Ким Миок, О Хисук сост., «История западной музыки 1, 2», Изд. Нанам Чхульпханса, 1997.
16. Хон Чиён, Ким Хиён, «Музыкальный мир Ким Чжонгиля», Изд. Сумундан, 1998.
17. Чан Сахун, «Большой словарь корейской музыки», Изд. Егванымак Чхульпханса, 1984.
18. Чон Санчжик, «Мир произведений Пэк Пёндона», «В поисках природы звука», Саммун, 1992.
19. Чон Тхэбон, «Пэк Пёндон и его музыка», «В поисках природы звука», Саммун, 1996.
20. Чхве Сонман, Хон Ынми, пер./сост., «Мир музыки Юн Исана», Изд. Хангильса, 1991.
21. Юн Исан, «Основа моего музыкального творчества», «Общество и идеи», Изд. «Хангильса», 1989
22. Ян Чжэхёк, «В чем отличия Восточной философии от Запададной философии?», Изд. «Тосо Чхульпхан Сонаму», 1998. Иностранные издания
23. Hausler, Josef, <Isang Yun in ders Muik im 20, Jahrhundert von Schonberg bis pen-derecki>, bremen, 1969.
24. Oesch, Hans, <Aupereuropaische Musik(Teil I)(=Neues Handbuch der Musikwissen-schaft 8>,Labber, 1984.
25. Sadie, Stanly, <The New Grove Dictionary of Music & Musicians>, Macmillaan Publishers, 1980.
26. Sachtleben, Rainer und Winkler, Wolfgang, <Gesprach mit Isang Yun>, Munchen, 1997.
27. Revers, Peter, <Hauptton-Holon, zu einer Basiskategorie der Kompositionen Yuns>, Munchen, 1987.
28. Ringer, Luise, <Isang Yun, Der Verwundete Drache, Frankfurt am Main>, 1977. Yun, Isang, <Bewegtheit in der Unbeweghit Uber meine Kompositorische Ent-wiklung in Europa>, Vier vorlesungen Isang Yuns am Mozarteum in Salzburg mai, 1993.
29. Vinton, John, <Dictionary Of Contemporary Music>, E. P. Dutton & Co., INC, 1974. Warnaby, John, <Isang Yun>, Tempo, p 60, Boosey & Hawkes Music publishers, September, 1991.1. ЯШЮ^ШЮ-ав5^6', 1992.щ, <2оша« «ам 1992.
30. Газетные публикации и периодические издания
31. Вновь обнаруженные записи и песни, написанные Юн Исаном в 50-ых», «Популярная энциклопедия национальной музыки, том 3», «Национальный музыкальный союз», 1994.
32. Ким Ёндон, «Композитор Юн Исан. Анатомия мифа», «Син Дона», 3, Изд. «Тона Ильбоса», 1993.
33. Ким Ёнхван, «Исследование второй симфонии Юн Исана», «Музыка романтизма», 26, Изд. «Нанмак Ымакса», 1995
34. Ким Ёнхван, «Жизнь и музыка Юн Исана», «Ымакква Минчжок», 11, Изд. «Национальный музыкальный союз», 1996. Ким Ёнхван, «Юн Исан», «Мунхва Ильбо», 11.12.1999.
35. Ким Чжонгиль, «Говорю о своей музыке», «Нанман Ымак», 5, Изд. «Нанман Ымакса», 1990.
36. Ким Чжонгиль, «Юн Исан композитор мирового уровня», «Ымак Чхунчху», 12, Изд. «Ымак Чхунчхуса», 1998.
37. Ли Конён, «В чем состоит дух традиционной музыки?», «Нанмак» 4, Изд. «Нанмак Ымакса», 1991.
38. Ли Конён, «Современная музыка нашей страны», «Ымак Чхунчху», сентябрь, 1998.
39. Ли Манбан, «Юн Исан, его творения и мир», «Музыкальное образование», 4, Изд. «Сегван Ымак Чхульпханса, 1989.
40. Ли Мигён, «Влияние, оказанное корейской музыкой и философией на музыку Юн Исана», Изд. «Национальный музыкальный союз», 2000. Ли Мигён, «Философия музыки Юн Исана», «Музыка и нация», 22, Изд. «Национальный музыкальный союз», 2001
41. Ли Хигён, «Современное положение и задачи по изучению творчества Юн Исана», «Нанмак» 25, Изд. «Нанмак Ымакса», 1995.
42. Ли Чжонхун «Композитор Ким Чжонгиль, автор «Олимпийских фанфар 88»,
43. Вольган Чосон», 6, Изд. «Чосон Ильбоса», 1992
44. Мелодии Юн Исана, возрождающиеся в Тхонёне», 11.02. 2000.
45. Но Донын, «Жизнь и творчество Юн Исана в Корее», «Музыка и народ», 17,
46. Национальный музыкальный союз», 1999
47. Открытие в Германии четырехнедельного фестиваля, посвященного Юн Иса-ну», «Мунхва Ильбо», 11.02. 1999.
48. Открытие Тхонёнского фестиваля современной музыки 2000, в фокусе музыкальный мир Юн Исана», 21.02.2000.
49. Первые шаги Тхонёна, родины Юн Исана, в качестве мирового музыкального центра», «Чосон Ильбо», 17.02.2000.
50. Пханмунчжонский музыкальный фестиваль Севера и Юга, «Кёнхян Синмун», 27.07.1988.
51. Рю Чэчжун, «Творческий мир Юн Исана», «Ымак Чхунчху», Вып. 12, Изд. «Ымак Схунчхуса», 1998
52. Соль Хочжон, «Композитор Кан Сокхи, открывший Корею миру», «Ымак Тона», 4, Изд. «Тона Ильбоса», 1984.
53. Сон Дуюль, «Философия искусства композитора Юн Исана и его реализация», «Сахвева Сасан»,2, Изд. «Хангильса», 1988.
54. Хон Ынми, «Юн Исан. Его жизнь. Его музыка», «Ежемесячник Кымхо Мунхва», 1995.
55. Чан Хэнхун «Юн Исан. Моя музыка, мое Отечество», «Ымак Тона», Изд. «Тона Ильбоса», 1998.
56. Чо Ынсук, «Взаимосвязь творческого метода Юн Исана с традиционной музыкой Кореи», Изд. «Центральный НИИ музыки», 2002.
57. Чон Сонхван, «Музыка и личная философия Юн Исана», «Ымак Тона», 12, Изд. «Тона Ильбоса» 1992.
58. Чхве Инчхан, «Дух вечного искусства в Пусане. Музыкант Юн Исан», 16.05.2001.
59. Чхве Сынчжун, «Портрет композитора, Сборник материалов о Ким Чжонгиле», Изд. «Мирэакхве», 1994.
60. Чхве Эгён, «Освоив европейский симфонический жанр», «Музыка», 9, Изд. «Национальный музыкальный союз», 2002. «Ымаккёюк», 2, Сегван Ымак Чхульпханса, 1988. «Ымаккёюк», 1, Сегван Ымак Чхульпханса, 1990.
61. Юн Исан, «Движение в неподвижном», «Общество и идеи» 8, Изд. Хангильса, 1989.
62. Юн Исан, «Мое Отечество, моя музыка», «Ымак Тона», 3, Изд. «Тона Ильбоса», 1993.
63. Диссертационные исследования и материалы академических учреждений.
64. Ан Чжин, «Анализ и рассмотрение «Двух частей для симфонического ансамбля Пэк Пёндона», диссертационное исследование на соискание степени магистра наук Сеульского государственного университета, 2000.
65. Ким Ёна, «Рассмотрение элементов музыкального декора в работах Юн Исана: на основе анализа двух фортепианных произведений», диссертационное исследование на соискание степени магистра наук Сеульского государственного университета, 2000.
66. Ким Панхён, «О пересмотре музыкальной истории Адорно», диссертационное исследование на соискание степени доктора наук Сеульского государственного университета, 1999.
67. Ким Ынён, «Дух традиционной музыки в методе «основного тона» Юн Исана», диссертационное исследование на соискание степени магистра наук университета Ихвадэ, 1997.
68. Ким Ынсун, «Рассмотрение «piece Concertante», диссертационное исследо
69. Ли Мигён, «Попытки отражения корейской традиции в ранних работах Юн Исана», сборник диссертационных работ Корейского колледжа Искусств, Изд. Корейского НИИ Искусств, 2001.
70. Ли Сонгю «Краткий обзор фортепианных произведений современных корейских композиторов», диссертационное исследование на соискание степени магистра наук университета Кемён, 1982
71. Чхве Инчхан, «Изменения и процесс развития послевоенной западной современной музыки», Сборник диссертационных работ Андонского университета №6, 1984.
72. Чхве Чхансок, «О музыкальном языке фортепианных сочинений Юн Исана», диссертационное исследование на соискание степени магистра наук университета Чонбуктэ, 1999.
73. Хан Чжуён, «Реализации корейской культурной тематики в сочинениях корейских композиторов», диссертационное исследование на соискание степени магистра наук женского университета Хёсон, 1989.
74. Хван Тэсун, «Анализ фортепианных концертов Канн Сокхи», диссертационное исследование на соискание степени магистра наук Сеульского государственного университета, 1999.
75. Хо Хечжон «Анализ "APEX" и "NONG" корейского композитора Канн Хисока», диссертационное исследование на соискание степени магистра наук женского университета Сунмён, 1998.
76. Choi, Ае -Kyung, <Eine Studie zu den funf Symphonien^von Isang Yun>, dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktorin der philosophie, universitat Berlin, 2001 Партитуры
77. Канн Сокхи, Edition Modern rNongl, Munchen, 1979
78. Ким Гису, сост., «Корейская музыка», «Институт традиционной музыки», 1981.
79. Пэк Пёндон, Ун I (1970), Ун II (1972), «Ёнге» (1978), Сумундан.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.