Музыкально-эстетическое воспитание школьников Кореи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ли Сын Рок
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ли Сын Рок
Введение.
Глава I. Историко-теоретические основы музыкально-эстетического воспитания школьников Кореи
§ 1. История становления музыкального искусства в контексте социально-демографических преобразований Кореи.
§ 2. Организация и содержание музыкального образования в странах Западной Европы и Корее.
§ 3. Сущность и содержание музыкально-эстетического воспитания школьников.
Глава II. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников Кореи
§ 1. Состояние музыкально-эстетической воспитанности школьников Кореи.
§ 2. Экспериментальная методика музыкально - эстетического воспитания школьников Кореи.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Фортепианное искусство, педагогика и образование в Южной Корее: XX век2000 год, кандидат искусствоведения Бэк Хи Сук
Эстетическое воспитание участников детских духовных оркестров в системе дополнительного образования2011 год, кандидат педагогических наук Чикота Йожеф
Содержание начального обучения игре на фортепиано в детских музыкальных школах и колледжах Республики Корея: На материале Российской фортепианной школы2003 год, кандидат педагогических наук Ким Ми Енг
Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников (на материале уроков музыки в таджикских общеобразовательных школах)1984 год, кандидат педагогических наук Сизикова, Светлана Федоровна
Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза2002 год, кандидат педагогических наук Хамзина, Гульнара Разиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-эстетическое воспитание школьников Кореи»
Актуальность исследования. Современная глобальная культура объединяет все самое лучшее, созданное человечеством, диалог культур способствует их взаимообогащению и дальнейшему развитию, более глубокому осмыслению общечеловеческих духовных ценностей, дальнейшему становлению международной культурной политики.
Прошедшее десятилетие является ярким примером расширения географии различных контактов, из которых формируются культурные связи Кореи с другими странами, в том числе и с Россией. Обогащается система образования, музыкально-эстетическое воспитание школьников Кореи в результате освоения мирового опыта, эффективных методик и технологий, апробированных в разных странах.
Музыка, возникнув в глубокой древности, относящейся к началу жизни человечества на Земле, всегда имела один язык, понятный для всех национальностей мира. Именно это делало её наиболее доступным видом искусства для понимания различными людьми. Музыкальное искусство прошло огромный путь своего становления и развития, отражая уровень эмоционально-эстетического состояния общества, в котором оно функционировало, всегда являлось одним из крайне важных средств эстетического воспитания. Вместе с тем, расширялся творческий международный обмен опытом с представителями исполнительских школ разных стран мира, в том числе и Кореи.
В XX веке бурно развивалась корейская музыкально-эстетическая культура. Распространялись многие исполнительские школы и школы игры на духовых инструментах, формировались и совершенствовались методики преподавания. Постепенно осмысливались закономерности эстетической значимости музыкального искусства. Стало очевидно, что музыка является мощным источником формирования мира чувств отдельного человека, эстетического отношения к действительности, воспитания вкусов и идеалов подрастающего поколения.
Сегодня во всех сферах музыкального исполнительства, музыкального образования мы можем наблюдать активный диалог культур.
Многие ведущие корейские музыканты современности имеют прямое отношение к русской музыкальной культуре, совершенствуя свое исполнительское искусство в учебных заведениях России. Общепризнанный международный авторитет русской музыкально-исполнительской школы, культурное сотрудничество с консерваториями и университетами культуры и искусств городов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока, Магнитогорска, Петрозаводска и др. вносит существенный вклад в процесс подготовки кадров для профессионального музыкального образования Кореи. Взаимообогащение исполнительских школ музыкантов выходит за рамки процесса обучения. В связи с этим характерной особенностью современной международной музыкальной жизни является проведение различного рода культурных акций и состязаний. Успехи южнокорейских музыкантов (Лим Дон Хёк, Юнг Вук Иоо,- Ю Джу О и др.) на авторитетных международных конкурсах являются закономерным результатом, свидетельствующим об успешном развитии исполнительской школы Кореи. Однако проблемы эстетического развития личности средствами музыкального искусства остаются малоизученными, в то время когда эти проблемы достаточно изучены в других странах мира, особое внимание им уделялось и уделяется сегодня в России.
Необходимость школьного музыкально-эстетического воспитания в Корее не вызывает сомнений. Этот вопрос постоянно обсуждается педагогами-музыковедами, педагогами-профессионалами, преподавателями музыки и других предметов в Корее.
Степень изученности проблемы. Ученые всех стран с древнейших времен много писали об эстетике, эстетическом воспитании, размышляли об их сущности и содержании. На протяжении многовековой истории человечества проблема прекрасного, красоты, их смысла и содержания интересовала мыслителей разных времен и народов. Увлеченность поиском привела к комплексным исследованиям в данной области. Эстетические проблемы изучали и продолжают исследовать философия, культурология, социология, психология, педагогика, искусствознание и непосредственно сама эстетика, которая выделилась из философии в самостоятельную науку.
Многие идеи о прекрасном в жизни и искусстве интересовали мыслителей Античности: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и многие другие обращали внимание на эти проблемы. В более поздние времена к ним обращались философы И.Кант, Г.Гегель, русские философы, среди которых В л.Соловьев, Н.Бердяев, В.Розанов, П.Флоренский и многие другие.
В XX веке в России особое внимание уделяли эстетике в сфере искусства. Ученые Д.С.Лихачев, Н.И. Киященко, Н.Л.Лейзеров, B.C. Кузин, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович рассматривали проблемы прекрасного в структуре общественного сознания, в единстве объективного и субъективного. Психологический аспект проблемы нашел отражение в трудах Б.М.Теплова, Л.С.Выготского, П.М.Якобсона, представляющих проблемы эстетического воспитания как сложный психологический процесс становления личности, как многогранную способность к восприятию, изучению, пониманию, переживанию, наслаждению, оценке художественных ценностей, в том числе и музыкальных произведений.
Немалое значение для раскрытия проблемы имели и работы Б.В.Асафьева, Б.А.Яворского, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, которые определяли цели и задачи, содержание, формы и методы как эстетического, так и музыкально-эстетического воспитания учащихся. Развивая их идеи, ученые Э.Б.Абдуллин, А.И.Арнольдов, А.А.Аронов, Т.И.Бакланова, Л.С.Зорилова, В.И.Закутский, А.Г.Казакова, В.Г.Кузнецов,.Е.И.Максимов, В.М.Чижиков,
Г.М.Цыпин и другие раскрыли современные подходы к более эффективному музыкально-эстетическому воспитанию личности в России. Ими разработаны более совершенные новые технологии, определены новые оптимальные подходы.
Вместе с тем в настоящем исследовании особую роль играет материал, представленный из Кореи, который дает возможность увидеть тенденции развития музыкальной культуры, выявить проблемы музыкально-эстетического воспитания корейских школьников. Следует отметить, что философскую базу музыкально-эстетического воспитания корейцев заложили китайские средневековые философы Се Хэ, Ван Вэя, Чжан Янь-юань, Су Ши, Ван И, которые опирались на достижения таких древних мыслителей Востока, как Конфуций, Лао Цзы и Ван Чун.
Конфуций, Лао Цзы и Ван Чун высоко оценивали феномен музыки, способный оказать влияние на моральный характер человека.
Корейские ученые Чжу Дэ Чхан, Сон Чжий Хи, Чо Сан Хён рассматривали проблемы воспитательного значения музыки через связь чувственного и логического.
В результате своих исследований они пришли к выводу, что обучение музыке является важной частью социальнб-общественных взаимных отношений, как между отдельными людьми, так и между отдельными странами.
Следует отметить, что за прошедший период корейскими исследователями У Сук Енг, Им Дон Ын, Со У Сок, Сон Тхэ Рен, И Ю Сон, Чу Дэ Чхан и др. накоплен определенный материал по истории музыкальной культуры. Проблемы музыкальной педагогики изучались в исследованиях корейских ученых: Ким Ми Дя, Кан Джи Дин, Мо Че Нам, Па Чхан Сок, Пан Кым Чу, Ю Док Хи, И Хон Су и др. Проблемы музыкальной психологии, искусствоведения и эстетики рассматривались в исследованиях И Ган Сук, Пэк Хи Сук, а фортепианной педагогики. - в работах Ю Ён Хен,
Пак Чхан Сок, И Сун Чжон, Чо Сам Чжин, Ким Мен Чжин, Ким Ён Бэ, Ким Ён Хо, Чо Сук Хён, Кан Чун Мо и др.
В настоящее время существует широкий круг нерешенных и неизученных вопросов в области корейского музыкального искусства, музыкального образования. Это особенно касается духовой музыки, музыкально-эстетического воспитания школьников в процессе ее освоения.
Таким образом, понятия музыкально-эстетического воспитания и его сущности не являются чуждыми в практике современного корейского музыкального образования. Кроме того, в музыкальной педагогике, активной деятельности по его осуществлению в качестве составляющей также используется слово «эстетическое». И в этом случае музыка рассматривается как средство эстетического воспитания.
В последнее время структура корейского общества переходит от индустриального к информационному обществу, что находит своё отражение в тенденции доминирования естественно- научной и информационной ориентации в образовании молодёжи. В соответствии с этим изменяется учебный процесс, на это смещается фокус системы музыкального образования, что происходит не без легковесного отношения к дисциплинам «чувственного разума», как их называют в Корее. Более того, вследствие такой ориентации учебного процесса на вступительные экзамены в современной практике корейского образования приоритет научных дисциплин здесь сильнее, чем в какой-либо иной стране мира. В результате очень высокий уровень конкуренции среди обучающихся, поэтому приходится много трудиться для того, чтобы поступить в вуз. Участвуя в регулярных, дополнительных и самостоятельных занятиях, они устают физически и морально, живя в условиях, в которых даже учеников своей школы и класса им остается рассматривать только как конкурентов при поступлении в вуз. Следовательно, структура их эстетических чувств находится' в состоянии, непосредственно предшествующем атрофии, что представляется чреватым серьезными социальными проблемами, если не будут приняты соответствующие меры.
Все виды искусств, включая музыку, относящуюся к дисциплинам «чувственного разума», являются очень важными средствами эстетического воспитания. В корейских школах всех ступеней — начальной, средней и высшей — в целях эмоционального воспитания учащихся, привития им здоровых эстетических вкусов, а также усвоения специальных навыков организованы духовые оркестры. Такого рода духовые оркестры являются также важным средством для еще одного типа эстетического воспитания корейских учащихся. Многие учителя самоотверженно работают в них. Несмотря на это можно сказать, что пока полностью отсутствуют исследования по определению эффективного содержания музыкально-эстетического воспитания школьников.
Методологическую основу исследования составляют труды европейских, китайских и корейских философов, связанные с проблемами познания, духовно-творческого становления личности, особенностями формирования эстетического отношения к действительности. Исследование опиралось на работы И.Канта, Г.Гегеля, китайских философов Се Хэ, Ван Вэя, Чжан Янь-юань, Су Ши, Ван И, которые опирались на достижения таких древних мыслителей Востока, как Конфуций, Лао Цзы и Ван Чун, идеи русских философов, связанные с проблемами творчества, созидания, чувства прекрасного, понимания красоты в жизни и искусстве: идеи Н.Чернышевского, представления В.Соловьева, Н.Бердяева, И.Ильина, философов и социологов XX столетия, среди которых работы В.К.Скатерщикова, Л.Н.Столовича, О.В. Лармина, А.Н. Сохора, В.П. Шестакова и др.
Теоретическую базу исследования составили работы современных культурологов, психологов, педагогов, искусствоведов и музыкантов, связанных с воспитанием, обучением и развитием личности, становлением эстетических чувств, вкусов и идеалов. Среди них особое место занимают труды
Д.С.Лихачева, Л.С.Выготского, В.С.Кузина, Б.М.Теплова, которые рассматривали психологические основы эстетического воспитания, а также труды ученых, изучающих проблемы музыкально-эстетического воспитания учащихся: Б.В.Асафьева, Б.А.Яворского, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Н.Сохора, Э.Б.Абдуллина, А.И.Арнольдова, А.А.Аронова, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой,
Е.И.Максимова, В.М.Чижикова, Г.М.Цыпина и многих других российских ученых. Труды китайских философов Средневековья - Конфуция, Лао Цзы, Ван Чун, Се Хэ, Ван Вэя, Чжан Янь-юань, Су Ши, Ван И.
Корейские ученые Чжу Дэ Чхан, Сон Чжий Хи, Чо Сан Хён рассматривали проблемы воспитательного значения музыки через связь чувственного и логического. Чжу Дэ Чхан стремился сделать музыку доступной и полезной для всех. Сон Чжий Хи, Чо Сан Хён рассматривали важность музыкального воспитания и образования. Заслуживают внимания труды более современных корейских исследователей У Сук Енг, Им Дон Ын, Со У Сок, Сон Тхэ Рен, И Ю Сон, Чу Дэ Чхан, Ким Ми Дя, Кан Джи Дин, Мо Че Нам, Па Чхан Сок, Пан Кым Чу, Ю Док Хи, И Хон Су и др. Проблемы музыкальной психологии, искусствоведения и эстетики рассматривались в исследованиях И Ган Сук, Пэк Хи Сук, Ю Ён Хен, Пак Чхан Сок, И Сун Чжон, Чо Сам Чжин, Ким Мен Чжин, Ким Ён Бэ, Ким Ён Хо, Чо Сук Хён, Кан Чун Мо и др.
Проблемы музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения изучались в работах Хон Чон Су, Но Дон Ын, Ким Тхэ Чхон, его особенности - в работах Хо Сон Ен, О Хи Сук Чу Дэ Чхан и др.
Вместе с тем, несмотря на всю обширность материала, в Корее остаются ещё недостаточно разработанными проблемы музыкально-эстетического воспитания, не выявлены его особенности, нет разработанных эффективных методик, умело использующих национальный корейский музыкальный материал, сложившиеся традиции обучения и воспитания учащихся музыке. Все это позволяет определить цель и задачи настоящего исследования.
Цель - выявить теоретические основы музыкально-эстетического воспитания школьников Кореи и разработать эффективную методику, позволяющую совершенствовать их музыкально-эстетическое отношение к действительности, музыкально-эстетический вкус.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю становления музыкального обучения школьников в Корее;
- раскрыть содержание и особенности музыкально-эстетического воспитания школьников;
- выявить состояние музыкально-эстетической воспитанности школьников в Корее;
- разработать и апробировать экспериментальную методику музыкально-эстетического воспитания школьников Кореи, опирающуюся на изучение музыкальных произведений и произведений живописи;
- активизировать поисково-творческую деятельность школьников, раскрывающих их умения разбираться в музыкально-эстетической ценности воспринимаемых и исполняемых произведений.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в школах Кореи.
Предмет исследования - процесс музыкально-эстетического воспитания школьников в Корее.
Гипотеза — предположение о том, что музыкально-эстетическое воспитание корейских школьников будет наиболее эффективным, если оно будет опираться на анализ содержания и формы изучаемых музыкальных произведений, произведений живописи, расширяющих эстетические представления и чувства школьников, активизацию поисково-творческой деятельности учащихся на уроках музыки и на репетициях духового оркестра.
Методы исследования - теоретические и эмпирические.
Теоретические методы:
- анализ изученной литературы, посвященной осмыслению философских, культурологических, психолого-педагогических проблем, связанных с музыкально-эстетическим становлением личности;
- синтез различных точек зрения ученых, мыслителей, музыкантов различных стран (Кореи, Китая, России, других стран Европы).
Эмпирические методы исследования:
- наблюдение, осуществлявшееся автором исследования непосредственно на уроках музыки и репетициях духового оркестра;
- анкетирование, проводившееся со школьниками Кореи, принимавшими участие в данном исследовании (всего 540 учащихся, 30 педагогов музыки);
- педагогический эксперимент, в котором участвовали школьники (всего 54 человека);
- сравнение эффективности результатов проведенного исследования.
Научная новизна исследования:
- опираясь на антологический, гносеологический, аксиологический и этический подходы, уточнено понятие «музыкально-эстетическое воспитание школьников», которое рассматривается как целенаправленно организованный, управляемый педагогический процесс, направленный на раскрытие художественно-творческого потенциала личности, формирование эстетических взглядов и представлений, эстетического отношения к действительно
• ' I сти, эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, I становление музыкально-эстетического вкуса и идеала;
- подтверждено, что музыкально-эстетическое воспитание школьников в Корее, как и в педагогической практике других стран (в том числе и в России), осуществляется в процессе восприятия музыкального произведения, осмысления его ценности, эмоциональной реакции учащегося на произведение, анализа его формы и содержания, формирования суждений и оценок, изучение произведения в классе музыкального инструмента;
- выявлены психолого-педагогические особенности музыкально - эстетического воспитания школьников Кореи, которые раскрываются в содержании учебно-воспитательной деятельности, активизирующей поисково-творческий потенциал обучающихся, в развитии их музыкальных интересов и потребностей, формировании знаний о музыке, в том числе и о характерных особенностях корейской музыки, умений самостоятельно разбираться, оценивать и обсуждать музыкальные произведения и определять ее эстетическую значимость;
- разработана и апробирована эффективная методика музыкально-эстетического воспитания корейских школьников на уроках музыки и репетициях духового оркестра, в основе которой лежит анализ музыкального произведения, формирование оценочного суждения, активно развивающийся музыкально-эстетический вкус и идеал;
- подтверждено, что в процессе музыкально-эстетического воспитания школьников необходимо активизировать слух и зрение, с целью полноты эстетического восприятия и более совершенного исполнения музыкального произведения.
Теоретическая значимость исследования: В диссертации рассматриваются теоретические и методические проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников Кореи в контексте диалога культур, раскрываются социально-демографические и культурные связи Кореи с другими странами, особенно с такими близлежащими странами, как Китаем, Японией, Россией, что способствует обогащению системы образования и музыкально - эстетического воспитания школьников Кореи. Освоение мирового опыта позволяет увидеть достоинства и недостатки корейской системы музыкального образования в целом, разрабатывать на историко-теоретическом и практическом материале и апробировать эффективные методики, создавать новые технологии.
Диссертация позволяет изменить методику традиционного обучения игре на музыкальных инструментах, где главное внимание обращается на проблемы исполнения. Содержание музыкально-эстетического воспитания школьников Кореи, согласно новой методике, позволяет расширить знания учащихся об эстетических категориях, музыке, живописи, формировать умения эстетически относиться К произведениям искусства, давать аргументированные суждения и верные оценки, т.е. развивать их музыкально-эстетический вкус и идеал.
Положения, выносимые на защиту:
- музыкально-эстетическое воспитание школьников Кореи представляет собой целенаправленный организованный процесс, направленный на формирование системы взглядов и эмоциональных представлений об эстетических категориях «прекрасного», «безобразного», «комического», «трагического» в музыке, живописи, эстетического отношения к действительности, становление музыкально-эстетического вкуса и идеала;
- музыкально-эстетическое воспитание школьников осуществляется в процессе восприятия музыкального произведения, осмысления его ценности, эмоциональной реакции учащегося на произведение, анализа его формы и содержания, формирования суждений и оценок, изучения произведения и его исполнения;
- к психолого-педагогическим особенностям музыкально - эстетического воспитания школьников Кореи следует отнести нацеливание обучающихся на конкретную активную поисково-творческую музыкальную деятельность, развитие музыкальных интересов и потребностей, формирование знаний о характерных признаках корейской музыки, умений самостоятельно разбираться, оценивать и обсуждать музыкальные произведения и определять их эстетическую значимость;
- эффективная методика музыкально-эстетического воспитания школьников в Корее базируется на глубоком и всестороннем анализе содержания произведения, формировании оценочного суждения, позволяющего выявить эстетическую значимость музыкальных произведений;
- в процессе музыкально-эстетического воспитания школьников необходима активизация не только слуха, но и зрения, с целью полноты эстетического восприятия и исполнения музыкального произведения;
- связь музыкального слуха с другими органами чувств принесет новые представления, позволит найти более верные краски, интонации, исполнительские эффекты, даст возможность более глубоко осмыслить эстетическую I ценность того или иного произведения.
Практическая значимость работы. Материалы, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы для анализа процессов диалога культур между Кореей и Россией в деле музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Теоретические результаты и практические выводы могут быть учтены и применены при организации учебного процесса в общеобразовательных школах, специальных музыкальных школах, любительских объединениях, студиях, а также при разработке программ, пособий, как для самих учащихся, так и для педагогов. Материалы исследования могут быть использованы и для профессиональной подготовки студентов, будущая специальность которых предполагает освоение проблем музыкально-эстетического развития их учеников.
Этапы исследования. Проведенное исследование имело три этапа:
Первый этап (2000 - 2001 г.г.) можно характеризовать как поисковый. Он был посвящен изучению имеющейся литературы по проблемам музыкально-эстетического воспитания, построению и теоретическому обоснованию гипотезы исследования, выявлению тенденций развития и особенностей музыкального искусства Кореи и его воспитательного влияния на подрастающее поколение.
Второй этап (2002 - 2003 г.г.) - изучение состояния музыкально - эстетической воспитанности школьников Кореи, разработка и апробация экспериментальной методики, включающей глубокое изучение эстетической значимости произведений, смысл которого в формировании знаний о музыке, живописи, творческого пути их создателей (композиторов, художников), умения самостоятельно оценивать эстетическую значимость произведений, в активизации поисково-творческого развития учащихся на уроках музыки и репетициях духового оркестра.
Третий этап (2003 — 2005 г.г.) - сравнительный анализ полученных результатов, формулирование выводов, характеризующих значимость настоящего исследования, оформление диссертации к защите по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка).
Базы исследования. Мужские и женские школы различного типа в городах: Сеул, Пусан, Тэджон, Кеннам, Канвон, Кенбук, Чхуннам, Чхунбук, Чоннам. В исследовании принимали участие 540 учащихся и 30 учителей музыки. Учащихся мужского, пола и женского пола, в возрасте от 10 до 16 лет, представителей различных школ: «смешанных начальных школ» - 10%, «мужских средних школ» - 8,9 %, «женских средних школ» - 5,9 %, «смешанных средних школ» - 19,3 %, «мужских высших школ» - 15%, «женских высших школ» - 13,5%, «смешанных высших школ» - 27,4%.
Такое разнообразие школ позволило не только представить различные учебные планы, содержание музыкального обучения, наиболее полно охватить учащихся, но и проследить динамику их музыкального развития, проанализировать последовательность освоения ими музыкального искусства, увидеть и оценить степень эффективности целенаправленной работы по их музыкально-эстетическому развитию.
В процессе исследования письменного опроса 540 учащихся были использованы для прослушивания такие музыкальные произведения, как Пятая Симфония Л.-В .Бетховена, Торжественная увертюра «1812 год»
П.И.Чайковского, Корейская народная песня «Ариран», Симфоническая поэма Ан Ик Тхэ «Корейская фантазия» и другие. После прослушивания учащиеся отвечали на поставленные вопросы, определяя, какое произведение они прослушали и кто его автор.
Опросы, проведенные среди 30 учителей музыки, дополняли ответы учащихся из Сеула - 10,0 %, Пусана - 6,7 %, Тэджона - 6,7 %, Канвона -23,3 %, Каннама - 3,3 %, Кенбука - 16,7 %, Чхуннама - 10,0 %, Чхунбука -13,3 %, Чоннама- 10,0 %. Положительным фактором является отмеченная концертная деятельность преподавателей музыки. Так, из общего числа опрошенных 56,7% преподавателей регулярно выступают. А это значит, что большая часть педагогов постоянно совершенствует свою исполнительскую деятельность, следовательно, может учить этому и своих учеников.
Апробация работы осуществлялась в процессе многолетней практической деятельности автора настоящего исследования в качестве преподавателя музыки в школах города Сеула, руководителя духового оркестра школьников в различного типа учебных заведений Кореи. А так же в выступлениях на научных конференциях, семинарах педагогов музыки в городе Сеуле, в процессе экспериментального обучения школьников, направленного на их активное музыкально-эстетическое воспитание.
Структура диссертации. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в общеобразовательных школах Монголии2012 год, кандидат наук Гантумур Энхжаргал
Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ1998 год, кандидат педагогических наук Ильина, Елена Рэмовна
Композиторская школа России и ее применение в подготовке специалистов в вузах Республики Корея2003 год, кандидат педагогических наук Мо Че Нам
Интеграция курсов искусств и предметов гуманитарного цикла в системе художественно-эстетического воспитания и образования школьников2005 год, доктор педагогических наук Спорышева, Елена Болеславовна
Педагогические особенности художественно-музыкального воспитания учащихся общеобразовательных школ Республики Корея2008 год, кандидат педагогических наук Джонг Енг Су
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ли Сын Рок
Заключение
История знает много примеров использования в образовании красоты, проявляемой свойствами человеческого познания. Появление в середине XVIII веке учения эстетики и последовавшее за ним выдвижение конкретизированного музыкально-эстетического просвещения основывались. Главным образом, на педагогических эффектах красоты в искусстве. Идея о педагогической ценности эстетики и сегодня является главной составляющей частью музыкального образования.
Основанное на таком подходе музыкальное обучение направлено не на подготовку музыкальную подготовку подрастающего поколения , усвоения музыкальных произведений, обладающих истинной эстетической ценностью. Оно посвящено стимулированию на общеобразовательном уровне эстетических чувств человека и тем самым содействует строительству желаемого человеческого общества. Причины того, что музыкально-эстетическое воспитание стремится не к «затвердевшей» виртуозности, а к «открытым» чувствам заключается в том, что люди видят его связь со свойствами человека, которые существовали раньше искусства.
Следует отметить, что составляющей частью музыкального образования является не одно музыкально-эстетическое просвещение. Любая форма образования неизбежно оказывается под контролем со стороны общества, и при этом должны быть задействованы разнообразные социальные функции и информации, а также соответствующая уровню развития физическая закалка. Но если учесть, что, в сущности, музыкальное обучение посвящено природным свойствам человека, одаренного свободой и способностью к творчеству, то музыкально-эстетическое воспитание, которое исключает функцию внешнего контроля, может стать ядром отстаивания целомудрия и независимости музыкального обучения. С такой точки зрения музыкально-эстетическое воспитание должно быть воспринято не как непосредственная форма какого-то учебного предмета или учебного содержания, а как одна из сторон воспитания «желаемого» человека.
В практике педагогической деятельности применяются высокохудожественные музыкальные произведения, используемые в качестве учебных материалов. Одно это создает благоприятные предпосылки для эстетического развитию личности. Однако, с целью более эффективного воспитания, необходима разработка такой методики, которая бы максимально показывала учащимся лучшие стороны этих произведений, помогала их понять, осмыслить, и воплотить в собственной музыкальной исполнительской деятельности. Без конкретной целенаправленно организованной учебной деятельности, вызывающей эстетическое отношение учащихся к действительности, искусству, музыке, выдающиеся музыкальные произведения в качестве учебных материалов могут быть мало эффективными. Вот почему за разными утверждениями об музыкально-эстетическом воспитании должна всегда следовать его методика. И основным положением такой методики может стать педагогика сотрудничества, направленность на свободное творческое восприятие музыки, ее исполнение.
Поэтому на музыкальных занятиях, нацеленных на музыкально-эстетическое воспитание, очень важны технические вопросы организации учебной деятельности учеников. Надо придавать значение не таким видам обучения, при которых учитель прибегает к одностороннему насильственному «вдалбливанию» знаний, а таким, при которых ученики сами испытывают на собственном теле «вкус» творчества и свободы путем музыкальной деятельности. Для этого необходим урок, где эстетическое восприятие конкретизируется в форме эстетического суждения и созданная этим индивидуальность вызывает друг у друга резонанс. Разумеется, как само музыкальное образование, так и все занятия музыки не могут вестись только в рамках музыкально-эстетического просвещения. Нередко усвоение музыкальной квалификации нуждается в машинальных упражнениях.
Музыкально-эстетическое воспитание может иметь педагогическое значение тогда, когда музыкальное обучение посвящается сущности жизни великих людей прошлого и настоящего, их творческой деятельности. Поэтому на музыкальных уроках, у педагога должна быть преимущественной мысль о том, что объекты изучения педагогики являются полноценными личностями. С тем, чтобы оставаться верным призванию музыкально-эстетического просвещения, учитель музыки должен постоянно работать над вопросом о человеке и музыке, невзирая на туманность и трудность этих вопросов. Ведь без размышления о сути потеряешь ориентацию музыкального образования.
Следовало бы обращать внимание на следующее. Хотя процесс изучения музыки не может быть одинаковым у всех, но конечная цель подобного процесса должна состоять в эстетическом осмыслении музыки путем тщательного рассмотрения различных составляющих частей соответствующей музыки. А поскольку музыка является видом искусства, который передается посредством слуха во всех видах музыкального образования обязательная работа над осмыслением музыки путем слушания. И хотя музыку — абстрактное искусство, тем не менее, сам музыкальный урок без обучения учеников эстетическим понятиям немыслим, или не будет эффективным, так как педагогика видит свою предпосылку в общении между учениками и учителем. Музыку невозможно полностью перевести на словесную форму. Тем не менее, если музыка наоборот, сама собой, без помощи слов, передает любую идею, то музыкальное обучение фактически теряет свой смысл. Поэтому на посвященных музыкально-эстетическому воспитанию музыкальных уроках, не говоря уже об активной работе слуха и других органов чувства, требуется метод объяснения степени эстетического испытания учениками с помощью слов —самого популярного средства для понимания изучаемого предмета. В этом смысле необходимы детальные учебные программы, нацеленные на музыкально-эстетическое просвещение, а также конкретные предложения по оценке результатов государственных образовательных учреждений.
В VII учебном плане, принятом 30 декабря 1997 г. В Корее и применяющемся с 2000 г. цели музыкального обучения излагаются следующим образом: "Обучение по предмету музыки имеет своей целью развитие музыкальных задатков и творческих способностей учащихся, а также содействие тому, чтобы они через музыку выражали свои чувства и мысли, повышению качества жизни и формированию совершенного человека. Необходимо обладать отношением, при котором музыку любят и понимают в историческом, социальном и культурном контексте"
Музыка занимает весьма важное место в нашей жизни: она обогащает нашу жизнь, порой утешает и придает нам бодрость. Однако возникает вопрос, передаем ли мы ученикам музыкальный опыт в достаточной мере. Сегодняшняя действительность показывает, что музыкально-эстетическое воспитание в Корее находится перед лицом серьезного кризиса из-за ориентации всеобщего образования на современные производственные нужды. В таком образовании не имеет значения, какой счастливой и эмоциональной жизнью способен наслаждаться выпускник, а более важным считается, в какой известный вуз и какое количество поступили. Такая действительность делает учеников сухими по эмоциональности и превращает их в эгоистов, чуждых обществу. В такой действительности должна быть повышена роль гуманитарных дисциплин, в том числе и школьного музыкального образования.
Надо активно использовать музыкально-эстетическое влияние произведений, чтобы формировать высококультурных, эстетически грамотных жителей Кореи, целеустремленных, умеющих разбираться в истинных мировых и национальных ценностях.
1 Министерство образования, "Кодын хакке кеюк кваджон хэсоль, 9, "ымак" ("Комментарий к учебному плану повышенной средней школы, ч. 9, "Музыка"", Сеул: "Тэхан кегвасо чусик хвеса", 2000, С. 14 - 17.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ли Сын Рок, 2005 год
1. Список корейской литературы.
2. Абелес Х.Ф. и др. Основы музыкального образования. Сеул: Самхо,1991. -С.69-71.
3. Академия Корейской Ментальной Культуры Сеул: УнгДжин, 1993.
4. Алан О. История гармонии. Сеул: Самхо, 1998. -200 с.
5. Амброс A.B. Границы музыки и поэзии. Сеул: Самхо, 1998. -184 с.
6. Ан Ё.Г. Простые и интересные истории о музыке. Сеул: Хаёндэ Ымак,1992. -175 с.
7. Апель В. История фортепианной музыки. Сеул: Самхо, 1998. -160 с.
8. Большая энциклопедия корейской культуры. Сеул: Унгджин, 1993. -928 ' с. -С.672-673.
9. Бруме Ф. Музыка ренессанса и барокко. Сеул: Самхо, 1998. -304 с.
10. Бэк К.П. История западной музыки в датах корейской и мировой истории.- Сеул: Намхи, 1996. -376 с.
11. Бюше Э. Понимание музыки. Сеул: Самхо, 1998. -168 с.
12. Вальтер Б. Музыка и исполнение. Сеул: Самхо, 1998. -272 с.
13. Гангпихос. По следам детской музыки мира. Сеул: Сегван Ымак, 1989.269 с.
14. Голеа А. Эстетика современной музыки. Сеул: Самхо, 1998. -312 с.
15. Гринджер Б. Большая история музыки. Взгляд через замочную скважину.- Сеул: Сегван, 1988. -188 с.
16. Дихлер Дж. Анализ и пределы фортепьянной музыки. Сеул: Самхо,1998.-184 с.
17. До Ч.Ы. Мировая история звукозаписи. Сеул:Сегван Ымак, 1988. -217 с.
18. Захс К. Происхождение музыки. В 2-х т. Сеул: Самхо, 1998. -512 с.
19. Кан Э. Введение в дирижирование. Сеул: Самхо, 1998. -284 с.
20. Квон Дж.и. о восточном мировоззрении и возрождении художественныхформ по Гегелю. //Hegels Vorlesungen über die Philosophie der Weltgeschichte.-Бонн., 1998. -С. 147-161.
21. Квон Дж.И. О направлениях эстетики и теории искусства в современной
22. Германии // Михак есульхак енгу, №2, -С.123-138.
23. Квон Дж.И. Особенности символической художественной формы для
24. Гегеля -на основе лекций 1823 г. Сеул: «Минымса», 1992. -С.76-106.
25. Квон О.С. Рассказы о северокорейской музыке. Сеул: Минсоквон, 2001.-295 с.
26. Квон Х.Д. История искусства народа Ариранг. Сеул:Самхо, 1991. -197 с.
27. Кеппель Р. Музыка Шуберта. Сеул: Самхо, 1998. -256 с.
28. Ким Д.С. Лекции по педагогике. В 2-х т. Сеул:Чонгак, 1983. -1609 е., -' С.25-54
29. Ким Дж.Б. Исследование музыкально-педагогических идей Конфуция и
30. Платона. Сеул: Корейское общество музыкальной педагогики, 1990. -С.149 -187.
31. Ким Дж.Х. Основы и принципы музыкального образования. Сеул: Кёюкквахакса, 2004. -238 с. -С.36-44.
32. Ким Ё.Д. Понимание народных инстрментов. Сеул: Самхо, 1998. -184 с.
33. Ким С .Т. Эстетика музыки. Сеул: Сегванг. -1982. -245 с. -С.106-111.
34. Ким Х.Ч. Загадочные истории о музыке. Сеул: Евон, 1996. -202 с.
35. Ким Ч.М. Начало теории музыки сквозь призму исследования. Сеул:1. Ымак Чунчу, 1995.-357 с.
36. Копланд А. Введение в теорию современной музыки. Сеул: Самхо,1998. -232 с.
37. Ку Д. Гармония в современной музыке. -Сеул:Сегван Ымак, 1994. -224 с.
38. Куни Я. Введение в эстетику музыки. Сеул: Самхо, 2002. -199 с.
39. Кым Ч.Т. Конфуцианство и восточная этика характеристика корейскойконфуцианской культуры. Сеул: Институт корееведения университета Ханян, 1995. -С.139-160.
40. Лаймер, Гиджекинг Современные методы игры на фортепьяно. Сеул:1. Самхо, 1998. -224 с.
41. Лайхтентритт X. История и философия музыки. -Сеул:Самхо, 1998.-456 с.
42. Лахманн Р. Музыка Востока. Сеул: Самхо, 1998. -232 с.
43. Ли Б.Х. Традиционность корейской культуры в резко изменяющемся мире область музыки. //Корейская ассоциация культурной антропологии, 1975.
44. Ли B.C., Джон М.Г. Лёгкие и интересные рассказы о музыке. -Сеул: Кимёнса, 1992.-253 с. -С.24-29.
45. Ли Г.Е. Горизонт национальной музыки. Сеул: Хангильса, 1986. -260 с.
46. Ли Г. Логика и этика корейской музыки. Сеул:Сегван Ымак, 1987.-272 с.
47. Ли Г.С. Для учителя музыки. -Суел: Нангман Ымакса, 1990. -384 с.
48. Ли Г.С. 100 лет западной музыки в Корее. -Сеул:Хёнамса, 2001.-400 с.
49. Ли Г.С. Исследования музыки в Корее. Сеул, 1990. -377 с.
50. Ли Г.С. Открытый мир музыки. Сеул: Хёнымса, 1980. -351 с.
51. Ли Д.Х. Музыканты и влюбленные Сеул: Йеха, 1988. -188 с.
52. Ли М.Э. История народной музыки. Сеул: Самхо, 1998. -176 с.
53. Ли С.И. Исконно корейские идеи. «Коре тэхакке синмун», (kunews@ • kunews.ac.kr) 3 мая 2004 г
54. Ли С.Н. Методика преподавания музыки. Сеул: Сегванг, 1982. -299 с.1. С.11-28.
55. Ли С.Р. Исследование недостатков современного музыкального образования в старшей школе. //Диплом на соискание степени магистра. — Сеул Магистратура университета Квандонг, 1991. 83 е., -С.11-16.
56. Ли С.Ч. История корейской музыки. Сеул: Самхо, 1998. -400 с.
57. Ли Х.С. Преподавание музыкальной наблюдательности и чувствительности. Сеул: Сегван Ымак, 1994. -416 с.
58. Ли Х.С. Путешествие в поисках значения и красоты музыки. Сеул: Сегван Ымак, 1994.-361 с.
59. Ли Х.С. Родина композиторства. Сеул: Хангук мунон, 1992. -340 с.
60. Ли Х.С. Современный подход к музыкальному образованию. Сеул: Сегван Ымак, 1991.-399 с.
61. Ли Ч.Ч. Музыка эпохи СМИ. Сеул: Самхо, 1990. -351 с.
62. Ли Ч.Ю. История корейской музыки. Сеул: Минсоквон* 2002. -468 с.
63. Ли Ю.С. Сто лет западной музыки в Корее. -Сеул: Ымак Чхунчу, 1985.520 е., -С.9-11.
64. Лин Цинь-жу, Су Ши сысян таньтао, Тайбэй, 1964.
65. Локар П. История фортепианной музыки. Сеул: Самхо, 1998. -192 с.
66. Мансини Р. Искусство вокала. Сеул: Самхо, 1998. -208 с.
67. Маршель Дж. Л. Музыкальное образование и формирование личности
68. Сеул: Самхо, 1998. -336 с.
69. Машабе А. Музыка и танец. Сеул: Самхо, 1998. -176 с.
70. Меко С. Влияние корейской культуры на японскую музыку -неизвестныеаспекты. -Сеул:НИИ восточной музыки Сеульского университета, 1981, -С.37-51.
71. Министерство образования, "Кодын хакке кеюк кваджон хэсоль, 9, ' "ымак" ("Комментарий к учебному плану повышенной средней школы,ч. 9, "Музыка"", Сеул: "Тэхан кегвасо чусик хвеса", 2000.
72. Музыка и смежные дисциплины. Сеул: Шимсольданг, 1998. -309 с.
73. Мэйсон Д.Дж. Музыка романтизма. Сеул: Самхо, 1998. -168 с.
74. На У.Ё. Прошлое, настоящее и будущее корейской музыки //Газета университета Ёнсе. Сеул., 16 декабря 1974г.
75. На У.Ё. Теория музыкального стиля. Сеул:Сегванг, 1983. -228 е.,
76. Нам1унг Ё. Корейская музыка переходного периода вокруг Франса Экерета. - Сеул: Сегванг, 1987. -443 с. -С.42-49.
77. Но Д.Ы. История корейской музыки нового времени. -Сеул: Хангильса,1995. -814 с. -С.51-59, 242-243, 384-390.
78. Нэттл Б. Народная музыка Запада. Сеул: Самхо, 1998. -328 с.
79. О Б.Н. Эстетический подход к проблемам художественного воспитания.
80. Сеул: Корейская ассоциация эстетики, 1972. -С. 173 -197.
81. Обер Л., Ландовский М. История и произведения сунной музыки. Сеул:1. Самхо, 1998. -208 с.
82. Обри Дж. Музыка и литература. Сеул: Самхо, 1998. -288 с.
83. Обучение игре на фортепиано: //Обзор литературы, Сеул: Самхо, 1998.440 с.78.-Общая теориия современной музыки. Сеул: Сегван Ымак, 1994. -416 с.
84. Одер А. Современная музыка. Сеул: Самхо, 1998. -168 с.
85. Одер А. Формы музыки. Сеул: Самхо, 1998. -192 с.
86. Одкинс X. И. Духовая музыка. Сеул: Сегван Ымак, 1990. -351 с.
87. Основы теории корейской народной музыки. //Под ред. Пак Ч.О., Сеул:1. Самхо, 1990.-143 с.
88. Пайар Дж. Ф. Французская классическая музыка. Сеул: Самхо, 1998.-184с.
89. Пак И.М. Искусство, философия и эстетика //Хангук михакхве хаксуль-• джи, № 18, Сеул., 1993. -С.97 -113.
90. Пак П.С. Художественный дух Дао по Чжуан-цзы //Хангук михакхвехаксульджи, № 32. -С.109 -140.
91. Пак С.С. Лабиринт звука. Сеул: Сильчон, 1996. -270 с.
92. Пак С.Х. Проблема эстетического сознания в российской эстетикеэстетическое сознание как форма общественного сознания и его формирование в древности //Хангук михакхве хаксульджи, № 23, -Сеул., 1997. -С.33-39.
93. Пак Чхан Сок. Правильное фортепианное образование. Сеул: УНГДЖИН, 1993.
94. Приберг Ф.К. Музыка эпохи электронных технологий. Сеул: Самхо, - 1998.-208 с.
95. Питроу Р. Великие композиторы Франции нового времени. Сеул: Самхо, 1998. -240 с.
96. Раймер Б. Музыкальная эстетика. Сеул: Тара, 1997.
97. Раймер Б., Эстетика музыки. Сеул: Тара, 1997. -205 с.
98. Ро Д. Музыкальная шкатулка Ро Дон Ын. -в 2-х т. Сеул: Унджин, 1996.-943 с.
99. Ро. Д. Современный этап народной музыки в Корее. Сеул: Сегван Ымак,1989. -198 с.
100. Ростанд К. Музыка Германии. Сеул: Самхо, 1998. -192 с.
101. Ростанд К. Современная французская музыка. Сеул:Самхо, 1998. -176 с.
102. Рютер И. Произведения французской и немецкой музыки. Сеул: Самхо,1998.-184 с.
103. Сампинюль Б. История музыки. Сеул: Самхо, 1998. —192 с.
104. Сампо X. Эпизоды из музыки. Сеул: Сегван Ымак, 1988. -207 с.
105. Самсон Ч. 365 дней музыки, т. 1,2. Сеул: Сегван Ымак, 1989. -376 с.
106. Сборник корейского музыковедческого общества, выпуск 94. -Сеул: Хангук ымакхак ёнгухве, 1994. -398 с. -С.285-289.
107. Сигэо К. История китайского буддизма,-Сеул:Пульгё сидэса, 1992.-254 с.
108. Словарь симфонических оркестров мира. Сеул:Самхо, 1989. -215 с.
109. Со У.С. Музыка, прогулки души. -Сеул:Сеульский ун-тет, 2001. -235 е., -С.3-6
110. Современный учитель и музыкальное искусство на рубеже XXI века: проблемы, поиски, перспективы. /Под ред. Ко Ё.Ч., Ли С.Р. // Музыкальное искусство., -вып. 1, Орехово-Зуево, 2003. -С.26-35.
111. Сон Б.С. Как производить исследование музыки. Сеул: Ымак Чунчу, 1994. -252 с.
112. Сон Г.Л. Слушание народной музыки. Сеул: Самхо, 1998. -248 с.
113. Сон Т.Р. Большие звезды истории корейской музыки. -Дэгу: Чунгмун, 1994. -352 с.
114. Стольниц У. Эстетика. Сеул: Ылью Мунхва, 1986. -204 с.
115. Стравинский И. Диалог со Стравинским. Сеул:Самхо, 1998. -208 с.
116. Стивене Д. Обзор литературы по вокалу. Сеул:Самхо, 1998. -344 с.
117. Стритфилд У. История композиторства. -Сеул:Самхо, 1998. -400 с.
118. Фенсерль М. История скрипичной музыки. -Сеул:Самхо, 1998. -192 с.
119. Финк X. История композиции и композиторы. Сеул:Самхо, 1998.-248 с.
120. Фукс В. Методы звукоизвлечения. Сеул: Самхо, 1998. -280 с.
121. Хайдон Г. Что есть музыковедение. -Сеул:Чонхан Мунхваса, 1989.-391 с. -С.137-146.
122. Хан Ё.Х. История корейской детской музыки. -Сеул:Сегван, 1988.-223 с.
123. Хан М.Х. Процесс развития корейской музыкальной культуры Сеул: Корейское научное общество истории музыки, 1997. -С.5-21.
124. Ханслик Э. Эстетическая теория музыки. Сеул: Самхо, 1998. -208 с.
125. Хаус Ч. и др. Основы и принципы музыкального образования. Сеул: Женский ун-тет Ихва, 2003. -428 с.
126. Хаябоунг Рассказы об истории музыки. -Сеул:Ымак Чунчу, 1991. -230 с.
127. Хон Ч. Эстетическая теория музыки. -Сеул:Чоным Мунхва, 1986. -290 с.
128. Хон Я.Дж. Поиск корейской музыкальной культуры. Сеул: Корейское научное общество истории музыки, 1999. -С.247 -254.
129. Хонг Ч.С., О Х.С., Эстетика музыки ХХ-го века. Сеул: Шимсольданг, 2002. -406 с.
130. Хопер Ч.Р. Теория преподавания музыки. Сеул: Женский ун-тет Ихва, 1984. -284 с.
131. Чаан М. Музыкальное образование в школах Штайнера. Сеул: Сегван Ымак, 1988. -213 с.
132. Чанг Д.Д. Лекции по теории музыки. Сеул: Хёнымса, 2000. -181 с.
133. Чжан С.Х. Несколько западных музыкантов. Сеул: Сегван Ымак, 1991. -230 с.
134. Чжак С.Чж., КимЧж. Влияние музыкального образования на формирование личностей /Диплом на соискание степени магистра. Сеул: Университет Чосон, 2003. -112 с. -С. 12-13.
135. Чжу Дэ Чхан. Эстетическое образование в музыкальной среде //«Изучение музыки в университете Енсе> Т.7., Изд-во:Институт музыки при университете Енсе, 2000.
136. Чой Б.Ч. Лечение музыкой. Сеул: Хакчиса, 1988. -351 с.
137. Чой В.Г. и др. Учебник по истории для старшей школы. -Сеул: Кёхакса, 2002. -129 с. -С.123-128.
138. Чон Ч.И. Ан Ик Тхэ Сеул: Шигонса, 1998. -261 с.
139. Чхве Дж. С. Корейская культура и корейская красота. Сеул: Хехен чхульпханса, 2000.
140. Шин Д.Х. Если знать музыкантов, можно понять классику. Сеул: Сеул Медиа, 1992. -352 с.
141. Шиндлер А. Жизнь Бетховена. Сеул: Самхо, 1998. -272 с.
142. Шонберг А. Форма и содержание музыки. Сеул: Самхо, 1998. -232 с.
143. Штукеншмидт X. Музыка двадцатого века. Сеул: Самхо, 1998. -328 с.
144. Шуберт К. Исследование методов игры на фортепьяно. Сеул: Самхо, 1998.-216 с.
145. Шуман Р. Музыка и музыкант. Сеул: Самхо, 1998. -224 с.
146. Энциклопедии Корейской Национальной Культуры. В 10-и Т.,-Т.8, Академия Корейской Ментальной Культуры Сеул: УнгДжин, 1993., -С.672 673.
147. Ю Д.Х. Введение в методику преподавания музыки. -Сеул: Хакмунса, 1973.-367 е., -С.13-32.
148. Юн С.Ё. Незабываемые великие композиторы. В 2-х т. Сеул: Сегван Ымак, 1990. -382 с.
149. Ямасита Т. Интересные истории о музыке. Сеул, 1993. -286 с.145. http://user.alpha.co.kr/~stoneis2/russia/koru.html1.. Список литературы на русском языке
150. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. —М.:Просвещение, 1983. —111 с.
151. Абросимова Т.Н. Содержание и формы организации музыкально педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX -начала XX века. - /Автореф. дис. канд. пед. наук. -Самара, 1999. -34 с.
152. Айзенберг А .Я. Самообразование: История, теория и современные проблемы. -М.: Высшая школа, 1986.- 128 с.
153. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -350 с.
154. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: Учебное пособие. -М.:ВЛАДОС, 2000. -334 с.
155. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. /Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М.:АПН СССР, 1987. -32 с.
156. Альберти Л.Б. О человеке //Корелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. -М., 1910.- С. 164-165.
157. Апраксина O.A. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе. /Автореф.дис. д-ра пед.наук. — М., 1971. —42 с.
158. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. /Пер. с англ., -М.:Прометей, 1994. -352 с.
159. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие. -М.:МГОПИ, 1994. -160 с.
160. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально педагогической подготовки учителя музыки. /Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М.:АПН СССР, 1986. -37 с.
161. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. В 2-х кн. -Л.: Музыка, 1971.
162. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). У истоков жизни //Орфей. В 2-х кн. -Пг., 1922.
163. Бате Музыкальная эстетика.-М., 1998.
164. Баумгартен Музыкальная эстетика. В 2-х т., -Т.1. -М., 1998.
165. Бердяев H.A. Самопознание. -Л.гЛениздат, 1991.-395 с.
166. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Правда, 1989. 605 с.
167. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т., -М.:ИСКУССТВО: ИЧП «Лига», 1994. -Т.1. -541 с. -Т.2. -508 с.
168. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания. (Очерки истории школы и педагогики за рубежом (Эксперим. учеб. пособие) /К.И.Салимова, В.Г.Безрогов, Б.М.Бим-Бад и др. -М.:НИИ общ. педагогики., 1988. -4.1. -203 е., 4.2.-284 с.
169. Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников. /Автореф.дис. к-та пед.наук. -Л., 1976.-18 с.
170. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теорет. проблемы. -М.:Наука, 1977.- 198 с.
171. Васильев Л. С. История религий Востока — М., 1983.
172. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка. /Автореф.дис. д-ра пед.наук. -М., 1967. -46 с.
173. Волобуева Л.С. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихсякультурно-просветительных училищ. / Диссерт. на соиск. уч. ст. канд. пед наук М., МГИК, 1984.
174. Вопросы социологии и эстетики музыки. Ч.З. -Л.:Сов.композитор, 1982. -304 с.
175. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. В 4-х т. -М.:Искусство, 1971.
176. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т., Т.1., ч.1. -Л.:Наука, 1991.
177. Зорилова Л.С. Духовные основы музыкальной культуры //Музыкальная педагогика и исполнительство. Сборник статей. Вып., 1-2, -М.:МГУК, 1998. С.16-23.
178. Зорилова Л.С. Духовное становление личности в педагогике отечественной культуры //Педагогика отечественной культуры и современность. -М.: 1998. -С. 17-25.
179. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования. / Диссерт. на соиск. уч. ст. доктора культурологии по специальностям: 24.00.01-теория культуры, 13.00.01-общая педагогика. М., 1999. —505 с.
180. Идеи эстетического воспитания: В 2-х т., -М.: Педагогика, 1990.
181. Из истории эстетической мысли древности и средневековья. -М., 1961, -229 с.
182. История эстетики Памятники мировой эстетической мысли. —М., в 3 т., —Т.1, 352 с.
183. Кант И. О педагогике //Избранное в 3 т., Т.1. О воспитании разума. -Калининград: Кн.изд-во, 1995.- 248 с.
184. Келдыш Ю.В. Б.В.Асафьев советская музыкальная культура. -М.: Сов. композитор, 1986.- 242 с.
185. Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учебное пособие для учащихся лицеев и гимназий: В 3 ч.. -М.:Форум: ИН ИНФРА, 2000. Ч.З. 116 с.
186. Киященко Н.И. Парадоксы теории и практики эстетического воспитания в современной России //Современные концепции эстетического воспитания. -М.: ИФРАН, 1998. -С.7-30.
187. Киященко Н.И. Государственная модель эстетического воспитания в современной России //Современные концепции эстетического воспитания. -М.: ИФРАН, 1998. -С.30-44.
188. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория //Научные труды Mill У. -М.:Прометей, 1999. -С.270-278.
189. Крупник Е.П. Художественное сознание как системообразующая основа приобщения к художественной культуре //Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика. -М.-.ВНИИ Искусствознания. 1990. —147 с.
190. Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе. /Автореф.дис. д-ра пед.наук. -М., 1974. -59 с.
191. Кузин B.C. Психология. —М.:Просвещение, 2002.
192. Курт Э. Музыкальная психология (Области и границы музыкальной психологии) //Альманах музыкальной психологии /Ред.-сост. М.С.Старчеус. -М.:МГК им П.И.Чайковского, 1994. -С.7-27.
193. Лао Цзы. Книга о пути к добродетели. //Русский перевод японского ученого Д. Конисси, СПБ., 1894.
194. Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества. -СПб.: БЛИЦ, 1996.- 159 с.
195. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Симферополь: Таврия, 1990.- 172 с.
196. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики //Из ранних произведений. -М.: Правда, 1990.-655 с.
197. Любинский И.Л. Основы эстетики и искусствознания. -М.: Просвещение, 1999.
198. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли. -М.: Композитор, 1997.-161 с.
199. Маритен Ж. Современная эстетика. М.: Ваклер, 2004.
200. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т., -Т.1. -М., 1976.
201. Маркус С.А. История музыкальной эстетики: В 2-х т. -М.: Музыка, 1968.
202. Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. -М.: Музыка, 1991.- 240 с.
203. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. -М.:Музыка, 1966.- 574 с.
204. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. /Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М.-.МПГУ, 2000. -63 с.
205. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Изд. 2-е. М.:Высш.шк., 1984. 336 с.
206. Ощепкова О.В. Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей (на материале преподавания музыки): /Автореф. дис. . канд. пед. наук. —М.:МПГУ, 2000. -43 с.
207. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. — М.:ВНМЦНТИКПР, 1991.-100 с.
208. Розанов В.В. Сумерки просвещения. -М.:Наука, 1996.
209. Роллан Р. О месте, занимаемом музыкой во всеобщей истории //Музыка души и музыка слова: лики культуры: культурологический альманах. -М.: ФАНИНИОН, 1995.- С.15.
210. Скатерщиков В.Е. Развитие эстетической культуры социалистического общества. //В кн.: Восприятие музыки. -М.:Музыка, 1980. -С. 14-27.
211. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. -М.:3нание, 1963. -48 с.
212. Современный учитель и музыкальное искусство на рубеже 21 века: проблемы, поиски, перспективы //Материалы международной научно-практической конференции 15-16 декабря 2003., Музыкальное искусство Выпуск 1, -Орехово-Зуево, 2003. -С.26-35.
213. Соловьёв B.C. Великий спор и христианская политика. -М.: Республика, 1989.
214. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. -М.:Музыка, 1968. — 103 с.
215. Столович JI.H. Природа эстетической ценности. —М.:Политиздат, 1972. -271 с.
216. Торичная С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения. /Автореф. дис. . канд. психол. наук. —Л., 1980. 17 с.
217. Царлино Дж. Гармонические установления //Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М.:Музыка, 1966. — 487 с.
218. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. /Дис. д-ра пед. наук. -М., 1977. -361 с.
219. Шапинская E.H. Искусство и эстетика. -М.'Прометей, 1997. —192 с.
220. Шеллинг Ф. Об отношении изобразительных искусств к природе. Соч. В 2-х т., -Т.2. М.: Просвещение, 1989.
221. Шопенгауэр Музыкальная эстетика-М., 1998.
222. Lin Yutang, The gay genius, N. Y., 1947.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.