Проблематика и поэтика малой прозы Владимира Хлебникова: историко-литературный и этнокультурный аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Сивоплясова, Анастасия Николаевна

  • Сивоплясова, Анастасия Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 211
Сивоплясова, Анастасия Николаевна. Проблематика и поэтика малой прозы Владимира Хлебникова: историко-литературный и этнокультурный аспекты: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2015. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сивоплясова, Анастасия Николаевна

Содержание

Введение

Глава I. Проза и поэзия - единое пространство литературы

1.1. Взаимодействие поэзии и прозы как литературоведческая проблема

1.2 «Проза поэта» как особый вид синкретизма двух форм речи: поэтической и прозаической

1.3 Жанрово-стилевое своеобразие малой прозы Велимира Хлебникова

Глава II. Генезис поэтики и проблематики прозы Велимира Хлебникова: биографический,

мировоззренческий и историко-литературные факторы

2.1 «Калмыцкая родословная» поэта и «недискретное» восприятие Востока - Запада84

2.2 Истоки «космизма» прозы Хлебникова: студенческий период постижения «неэвклидового пространства»

2.3. В.Хлебников и символисты. К вопросу о влиянии символизма на художественный метод В. Хлебникова

2.4. Будетлянство - путь пермаментного преодоления всяческих граней

2.5. Поиски законов времени в поздней прозе Хлебникова

Глава III. Натурфилософская концепция, этнокультурные представления Хлебникова и их

художественное воплощение в малой прозе

3.1. Проблема высокого всеединства в рассказах «Охотник Уса-Гали», «Николай»125

3.2. Историко-культурные и этногенетические мотивы в малой прозе Хлебникова («Велик день», «Око. Орочонская повесть» и др.)

3.3 Проблема идентификации национального характера в рассказе В.Хлебникова «Закаленное сердце (Из Черногорской жизни)»

3.4. Повествовательная стратегия В. Хлебникова: мыслеемкость рассказа «Жители гор»

3.5. В поисках правды и смысла жизни: малая проза Хлебникова конца 10-х - начала 20-х годов (мотивы, образы, стиль)

3.5.1. Мысль, слово, образ в авангардной прозе В. Хлебникова («Я опять шел по желтым дорожкам...»)

3.5.2. Философия поиска свободы и истины: этнокультурный аспект в повести В. Хлебникова «Есир»

3.5.3. Образный мир и реальная действительность в рассказе «Малиновая шашка»

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблематика и поэтика малой прозы Владимира Хлебникова: историко-литературный и этнокультурный аспекты»

Введение

Проза Серебряного века - явление интересное и уникальное, в последнее время она привлекает внимание многих исследователей1. В центре литературоведческих проблем, наряду с жанрово-стилевыми особенностями, оказалась специфика прозы поэта2. По этой линии до сих пор немало вопросов: что такое - проза поэта, в чем ее отличие от прозы как таковой? Не до конца изучена специфика малой прозы символистов (Д.Мережковского, Ф.Сологуба и др.), акмеистов (Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматовой). Притягательна для исследователя глубина и мыслеёмкость малой прозы Велимира Хлебникова, одного из самобытнейших художников начала XX века, мифопоэтика, этнокультурные, космогонические мотивы и их художественное воплощение в малых жанровых формах. Особого внимания заслуживает историзм его художественного мышления.

Безусловно, новая, оригинальная, малая проза Хлебникова обнаруживает мотивные и образные переклички с произведениями классиков русской литературы (A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь) и старших современников: М. Горького, А. Белого, М. Булгакова. Отмечается влияние прозы футуриста на прозаиков 20-

1 См. Минералова И. Г; Русская литература Серебряного века (поэтика символизма). М.: Изд-во Литер. Ин-та им. A.M. Горького, 1999. 226 е.; Калениченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX-начала XX вв.: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла: дне.... д-ра филол. наук : 10.01.01. Волгоград, 2000.246 е.; Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГТУ, 2002. 685 е.; Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза / ред. В.А.Келдыш, В.В.Полонский. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 832 с. и др.

2 См. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 464 е.; Гиршман M. М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982. 367 е.; Дуганов Р. В. Велимир Хлебников. Природа творчества. М.: Советский писатель, 1990. 350 е.; Швейбельман Н.Ф. Поэтика прозы французских поэтов середины XIX - начала XX вв.: автореферат [Электронный ресурс]. Тюмень, 2003. URL: http://www.dissercat.com/content/poetika-prozy-frantsuzskikh-poetov-serediny-xix-nachala-xx-w (дата обращения: 02.05.2014); Фатеева H.A. Поэт и проза: книга о Пастернаке. М.: НЛО, 2003. 399 е.; Калинина О.В. Автобиографическая проза М.И. Цветаевой о детстве поэта. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2004. 229 е.; Иващенко Е.Г. Эволюция литературного билингвизма в творчестве В. Набокова (Взаимодействие стиха и прозы): дис.... канд. ф. наук : 10.01.01. Благовещенск, 2004.185 с. и др.

х годов XX века: Даниила Хармса, Юрия Олеши, Вениамина Каверина3, Андрея Платонова4 и др.

Виктор Владимирович Хлебников (1885-1922) - «ключевая фигура русского литературно-художественного авангарда» (A.C. Павловский), он опередил свое время и, вместе с тем, как будто явился из глуби веков, из мира древнейших цивилизаций. Его разностороннее литературное творчество насыщено ёмким содержанием, проникнуто философскими размышлениями о добре и зле, о случайном и закономерном, о связи времени и пространства. В своих статьях он рассуждал как историк-энциклопедист о дальнейшем пути развития России, о строительстве железных дорог, о современном искусстве, о значении кино и радио в жизни людей. Его волновали проблемы экологии и атомной энергии. По силе мысли и оригинальности мироощущения он близок гениальному Вл. Соловьеву, о. Павлу Флоренскому, Н.Ф. Федорову5.

Сам Хлебников называл себя «непризнанным пророком», «будетлянином», русским дервишем, Председателем Земного шара, «вечным узником созвучия», «других миров ребенком», «йогом», «марсианином», «художником числа вечной головы вселенной», «звонким вестником добра», «сеятелем очей», «одиноким лицедеем», «священником цветов». Болезненно переживая свое одиночество, непонимание многими современниками, он верил, что творит для будущих поколений, что его творения найдут своего читателя и исследователя. Поэт создает себе несколько псевдонимов (печатался под именами Е. Лунев, Велиполк Хлебников, будетлянин). Современному читателю Хлебников все же известен под другим легендарным именем-псевдонимом, указывающим на что-то всеобъемлющее, вездесущее, всемирное, ему мало было

3 См. Алферьева Е.Г. Поэтика прозы В. Каверина 1920-х годов: дне. ... канд. фнлол. наук: 10.01.01. Астрахань, 2002.238 с.

4 См. Вроон Р. Хлебников и Платонов: предварительные заметки // Язык как творчество: сб. науч. тр. к 70-летию В. П. Григорьева / под ред. 3. Ю. Петровой, Н. А. Фатеевой. М.: ИРЯ РАН, 1996. С.55-65; Корниенко Н. Философский диалог Хлебникова и Платонова // Поэтический мир Велимира Хлебникова: научно-методические проблемы изучения: межвузовский сб. науч. трудов / под. ред. Н.С. Травушкина. Волгоград, 1990. С.75-83.

5 См.: Боклагов E.H. Концепция художественного творчества Велимира Хлебникова: философско-эстетический анализ: дне...канд. филос. наук: 09.00.04. М., 2000. 145 с.

быть Виктором-победителем, и он стал Велимиром. Имя «Велимир» - может обладать двумя, казалось бы, противоположными смыслами: «тот, кто велит миру» и «вели мне, мир». До сих пор ведутся споры о происхождении и значении этого имени6.

Велимир Хлебников как философ, поэт и писатель во многом определил дальнейшие пути развития авангардной литературы и искусства XX века, в том числе и жанровых форм прозы. Известный, прежде всего, как основоположник русского футуризма и экспериментатор в области поэтического словотворчества, В. Хлебников недооценен как автор оригинальных прозаических произведений, как человек «огромных знаний и острейшего чувства действительности»7.

Личность Хлебникова вызывала самые разные оценки современников и исследователей. Его называли «единственным нашим поэтом-эпиком» и «новым зрением»8 в литературе, «поэтом будущего»9, «колумбом новых поэтических материков»10, «наибольшим мировым поэтом»11 XX столетия. «У нас есть Хлебников. Для нашего поколения он - то же, что Пушкин для начала XIX века, то же, что Ломоносов для восемнадцатого»12, - так охарактеризовал его Бенедикт Лившиц при встрече с основателем футуризма итальянцем Маринетти.

В то же время неоднозначно воспринимал Хлебникова М.Горький. Отказывая в публикациях молодому автору, считая его «графоманом», Горький хранил у себя в библиотеке книги Хлебникова и сборники с его участием13. И

6 О происхождении псевдонима В. Хлебникова см. также в работах: Старкина С.В. Велимир Хлебников. М.: Молодая гвардия, 2007. С.65; Которча Л. Николай Гоголь и Велимир Хлебников (Непрерывность в срыве) // Голоса Сибири. Литературный альманах. Вып.5. С.65; Шишкин А. Велимир Хлебников на «башне» Вяч.Иванова// НЛО. 1996. №17. С. 141 - 167.

7 Брик О.М. О Хлебникове // День поэзии. М.: Советский писатель, 1978. С. 229.

8 Тынянов 10. Н. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929. С. 560.

9 Асеев H.H. Зачем и кому нужна поэзия. М.: Советский писатель, 1961. С. 178.

10 Маяковский В.В. Хлебников // Маяковский В.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1988. С. 630.

"Якобсон P.O. Из воспоминаний // Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (19111998) / сост.: В.В. Иванов, З.С. Паперный, А.Е. Парнис. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 83-89.

12 Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л: Советский писатель, 1989. С. 474.

13 На книге: Хлебников В.В. Творения, 1906-1908 г. (1914) есть пометы Горького //М.Горький. Полн. собр. соч. Письма: В 24 т. Т.15. М.: Наука. 2012. С. 73,480.

сегодня существуют мнения сомневающихся в значимости творческого наследия Хлебникова, признающих его спорным новатором14.

В противовес этим субъективным, предвзятым суждениям совершенно справедливо сказано В.П. Григорьевым о том, что «...без Хлебникова неадекватно осмысление культуры XX века в целом, ее итогов и перспектив»15.

По словам Е.Евтушенко, «гениальность Хлебникова несомненна, хотя многое в его поэзии хаотично, несобранно. <.. .> Сегодня Хлебников перестает быть поэтом только «для производителя», и в душах многих читателей поэзии -вовсе не профессиональных литераторов - живет Хлебников, попавший даже на экран телевидения. Этот дервиш, называвший себя Председателем земного шара, никогда не изменял поэзии и оказался, хотя и запоздало, награжденным любовью читателей»16.

Противоречивые оценки Хлебникова - от сумасшедшего графомана до гения и пророка - подчеркивают не только вопиющую разноголосицу мнений истолкователей, но и масштаб личности писателя. Безусловно, позитивным моментом в этой ситуации является рождение отдельной отрасли литературоведческой науки, которая называется велимироведением (термин В.П. Григорьева).

Согласимся с утверждением Д. А. Пашкина, что на рубеже тысячелетий наука и культура переживает своего рода начало подлинного открытия поэта17. Объяснить это можно тем, что на современном этапе отечественного литературоведения сменились ценностные ориентиры. Если раньше стоял вопрос, принимать или не принимать поэта Хлебникова, то теперь перед

14 См. Жолковский А. К. Графомаиство как прием (Лебядкин, Хлебников, Лимонов и другие) //Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука, 1994. С. 54 - 68.

15 Григорьев В.П. Будетлянин. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 737.

16 Критика о творчестве В. Хлебникова Е. Евтушенко// Русская литература в школе [сайт]. URL: // http://litrusia.ru/l 1566-kritika-o-tvorchestve-v-hlebnikova-e-evtushenko.html (дата обращения: 02.05.2014).

17 Пашкин Д.А. Феномен смерти в текстах Велимира Хлебникова: некоторые аспекты проблемы: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01. Тюмень, 2001. 248 с.

учеными стоит другая задача: понять и исследовать целостно его творческое наследие.

Изучение творчества Велимира Хлебникова началось еще при жизни поэта. Первым «подступился» к изучению творчества Хлебникова Роман Якобсон, прочитавший 11 мая 1919 г. доклад «О поэтическом языке произведений Хлебникова» в Московском лингвистическом кружке. В начале 1921 г. в Праге вышла и его книга «Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову».

В течение 1928-1933 годов Ю. Тыняновым и Н. Степановым ведется работа над изданием пятитомного собрания сочинений В. Хлебникова. Это издание дает хорошее представление о творчестве Хлебникова, до недавнего времени оно оставалось единственным собранием его сочинений. Во вступительной статье к пятитомнику Ю. Тынянов прозорливо отметил, что «голос Хлебникова в современной поэзии уже сказался: он уже ферментировал поэзию одних, он дал частные приемы другим. Ученики подготовили появление учителя. Влияние его поэзии - факт совершившийся. Влияние его ясной прозы -в будущем»18.

В 1933 году выходит статья литературоведа Т.С. Грица «Проза Велемира Хлебникова». В 1940 году Т. Гриц и Н. Харджиев выпустили том «Неизданных произведений» Хлебникова.

После смерти Хлебникова друзья и знакомые писали воспоминания о нем, но большинство из них опубликованы были только в конце 1980-х и в 1990-е годы. Это может быть объяснено тем, что официальное советское литературоведение склонно было воспринимать поэтические эксперименты Хлебникова скептически, относилось к нему свысока, хотя его имя не было под запретом.

18Тынянов Ю. Н. О Хлебникове /10. Н. Тынянов // Хлебников В. Собрание произведений: В 5 т. Т.1/ В. Хлебников, 1928. Л.: Издательство писателей в Ленинграде. С. 17.

Ситуация изменилась лишь в конце 1970-х - начале 1980-х годов. В 1975 году вышла книга Н.Л. Степанова «Велимир Хлебников»19. Вслед за этой монографией появились серьезные исследования таких велимироведов, как В.П. Григорьев20, Р. В. Дуганов21, А. Е. Парнис22, А. Урбан23.

В 1985 год - год столетия со дня рождения поэта, ознаменован выходом в свет нескольких новых книг о поэте. В их числе — большой том «Творений» Хлебникова, куда вошли многие произведения поэта. В 1980-е годы создано Хлебниковское общество. Начиная с 1996 года, после празднования 110-летия поэта стали выпускаться «Вестники Общества Велимира Хлебникова». Первый выпуск Вестника собран Р. В. Дугановым24.

Значимым явлением для велимироведения стал выход сборника «Язык как творчество»25 в честь 70-летия В.П. Григорьева. В 1997 году вышел двухтомник научных трудов Н.И. Харджиева, который включил в себя статьи о творчестве поэта26.

В Астрахани, на родине поэта регулярно проходят Международные Хлебниковские чтения, по итогам которых выпускаются сборники, включающие тексты научных докладов, статей и тезисов современных исследователей27.

19 Степанов Н.Л. Велимир Хлебников: жизнь и творчество. М.: Сов. писатель, 1975.279 с.

20 См.: Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М.: Наука, 1983. 225 е.; Его же. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М.: Наука, 1986. 287 с.

21 См. Р. Дуганов. Рисунки Хлебникова // Панорама искусств 10. М.: Сов. художник, 1987. С.366- 379; Его же. Велимир Хлебников. Природа творчества. М. Сов. Писатель, 1990. 350 с.

22 «Велимир Хлебников. Творения» / составление, подготовка текста и комментариев В. П. Григорьева и А. Е. Парнис. М.: Советский писатель, 1987. 736 с.

23 Урбан А. А. Образ человека - образ времени. Очерки о советской поэзии. Л.: Худ. лит., 1979. 328 е.; Его же. Мечтатель и трибун (о Хлебникове и Маяковском) // В мире Маяковского. Кн. 1. М.: Советский писатель, 1984. С.147-173.

24 Вестник Общества Велимира Хлебникова. М., 1996. Вып. 1.264 с.

25 Язык как творчество: сб. науч. тр. к 70-летию В. П. Григорьева / под ред. 3. П. Петровой, Н. А. Фатеевой. М.: ИРЯ РАН, 1996. 365 с.

26 Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. / сост. Р. Дуганов, Ю. Арпишкин и А. Сарабьянов. М.: RA, 1997.392 с. '

27 Велимир Хлебников и художественный авангард XX века. VI международные Хлебниковские чтения (8-11 сентября 1998 г.). Научные доклады. Статьи. Тезисы. Астрахань, 1998; Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий. VII Международные Хлебниковские чтения. 7 — 9 сент. 2000 г.: научные доклады. Статьи. Тезисы / под ред. проф. Г. Г. Исаева. Астрахань, 2000; Творчество Велимира Хлебникова в контексте мировой культуры XX века: VIII Международные Хлебниковские чтения. 18-20 сентября

8

В 1998 году в Санкт-Петербурге прошла защита кандидатской диссертации C.B. Старкиной «Творчество Велимира Хлебникова 1904-1910 годов: Дофутуристический период»28, в которой впервые предпринимается попытка создания научной биографии поэта. В 2007 году в серии ЖЗЛ вышла ее книга «Велимир Хлебников»29, где успешно осуществлена попытка целостного жизнеописания поэта.

Особый «расцвет» велимироведения выпадает на 1999 и 2000 года. В 1999 г. выйдет в свет «Вестник Общества Велимира Хлебникова»30 и монография профессора Университета Або Барбары Леннквист31. Финская исследовательница, в данной книге отразила западный взгляд на творчество русского поэта.

В 2000 году выходит серьезная по своему объему и содержанию книга: «Мир Велимира Хлебникова. Статьи, исследования 1911-1998»32, под редакцией А. Парниса, в которой творчество Велимира Хлебникова осмысляется в статьях современников поэта, а также в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.

В этом же году выходит сборник статей В. П. Григорьева «Будетлянин». В данный том вошли работы разных лет: статьи о мировоззрении Хлебникова и о творческом преломлении идей поэта в его произведениях.

В 2008 году издательство Прогресс-Плеяда выпустило книгу Р.В. Дуганова «Велимир Хлебников и русская литература: Статьи разных лет» под редакцией Н.С. Дугановой-Шефтелевич33. Р.В.Дуганов, автор монографии

2003 г.: научные доклады и сообщения: В 2 ч. / сост. Н. В. Максимова. Астрахань: Изд-во АГУ, 2003.

28 Старкина С. В. Творчество Велимира Хлебникова 1904 - 1910 годов: (Дофутуристический период): автореф. дис.... канд. филол. наук : 10.01.01. СПб.: 1998.20 с.

29 Старкина C.B. Велимир Хлебников. М.: Молодая гвардия, 2007. 339 с.

30 Вестник Общества Велимира Хлебникова. М.: Гилея, 1999. Вып.2. 152 с.

31 Леннквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. СПб.: Академический Проект, 1999. 234 с. .

32 Мир Велимира Хлебникова. Статьи, исследования 1911—1998 / отв. ред. А. Парнис. М.: Языки русской культуры, 2000. 880с.i

33 Дуганов Р.В.. Велимир Хлебников и русская литература: Статьи разных лет / Сост. Н.С. Дуганова-Шефтелевич. М.: Прогресс-Плеяда, 2008.432 с.

"Велимир Хлебников. Природа творчества" (1990), редактор собрания сочинений поэта, занимался широким кругом вопросов художественной литературы, классической и авангардной. Важно, что наследие В. Хлебникова рассмотрено здесь на фоне достижений русской литературы.

Несмотря на многочисленные исследования, которые раскрыли богатство тем, поднятых Хлебниковым, существует комплекс проблем, пока не решенных. До сих пор нет исследования, целостно осмысляющего прозаическое наследие поэта. Безусловно, велимироведы не могли обойти стороной такое явление как проза Велимира Хлебникова.

Одним из первых прозой Хлебникова заинтересовался ученик В.Шкловского Т.С. Гриц. Ему принадлежит заслуга подготовки к публикации собранной прозы поэта «Неизданный Хлебников» (М., 1940). В статье «Проза Велимира Хлебникова» (1933) Т.С. Гриц рассмотрел такие прозаические опыты Хлебникова, как «Искушение грешника», «Песнь Мирязя», «Выход из кургана умершего сына», который он назвал «фрагментарным гротеском»; «Сон» и повесть «Ка», а также рассказы «Николай», «Охотник Уса-Гали» и повесть «Есир». Эти произведения исследователь относил к прозе семантически ясной: «Из всего написанного Хлебниковым это самые традиционные вещи»34. Т.С. Гриц впервые упомянул о неслучайной связи В. Хлебникова с Гоголем. По его мнению, «Смерть Паливоды», включенная в повесть «Дети Выдры», стоит особняком, перекликаясь с «Тарасом Бульбою» Гоголя35. Важно наблюдение исследователя о том, что «Хлебников воскрешает традицию научной прозы. Его филологические, математические статьи, его законы времени, исторические экскурсы нужно рассматривать в плане литературном. С этим положением трудно не согласиться, оно открывает новый вектор рассмотрения прозы Хлебникова-художника и мыслителя.

34 Гриц Т.С.Проза Велимира Хлебникова // Мир Велимира Хлебникова. Статьи. Исследования 1911-1998. М.: Языки русской культуры, 2000. С.248.

35 См. Там же. С. 246.

К вопросу «проза поэта», ставшему актуальным на рубеже XIX - XX веков, одним из первых обратился P.O. Якобсон в книге «Заметки о прозе Пастернака», где он, говоря о «прозе поэта», как об особенном явлении, утверждал, что « <...> проза Брюсова, Белого, Хлебникова, Маяковского и Пастернака - уникальная колония новой поэзии - открывает целый веер путей, готовящих новый взлет русской прозы»36.

Р.В. Дуганов в своей монографии «Велимир Хлебников. Природа творчества» этому вопросу посвятил целую главу. В ней обзорно дано описание основных прозаических творений Хлебникова, подробнее рассматриваются повести «Ка» и «Есир». Здесь же сделана попытка выявить основные черты хлебниковской прозы. Исследователь справедливо заметил, что малый объем при общей эпической настроенности и огромном богатстве его слова, обусловлен сжатостью его прозы, ярко выраженной графичностыо хлебниковского прозаического слова, отсюда - редкость чистых жанровых форм, откровенно и мощно выраженное личное начало, которое Дуганов называет поэтическим автобиографизмом, свойственным устоявшемуся понятию «проза поэта». Всему направлению хлебниковской прозы он дает определение «личный эпос»37, что позволяет говорить о возникновении в первой четверти XX века нового жанра — «субъективной эпопеи» и подтверждает мысль о лиризации прозы, как тенденции в литературном процессе порубежного времени.

Говоря о фрагментарности прозы В. Хлебникова, Дуганов подчеркивает: «„Целое", может быть, не дошло до нас, <.. .> может быть, вообще не состоялось, но его энергию несет на себе каждый такой фрагмент»38. Характерно, что еще ранее Ю. Тынянов провозгласил Хлебникова единственным русским поэтом-эпиком современности, лирические, „малые вещи" которого - «внезапные,

36 Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 325.

37 Дуганов Р.В. Велимир Хлебников и русская литература: статьи разных лет / сост. Н.С. Дуганова-Шефтелевич. М.: Прогресс-Плеяда, 2008. С.331.

38 Там же. С. 304-305. .

«бесконечные», продолженные вдаль записки, наблюдения, которые войдут в эпос - или сами, или их родственники»39.

О подобной фрагментарности прозы Хлебникова писала Барбара Леннквист. По ее словам, «работы Хлебникова похожи на лоскутное одеяло, в котором каждый лоскут рассказывает свою историю и расцвечен по-своему, но, в то же время, составляет часть нового единого узора»40.

Известный американский славист X. Баран обобщил и систематизировал теоретическое положение, связанное с таким понятием в литературоведении как «фрагмент». В статье «Фрагментарная проза» он обращается и к текстам Хлебникова, отмечая, что прозаических вещей, в которых поэт пытался сам создать эффект незавершенности, относительно немного. А большинство незаконченных творений Хлебникова связано с тем, что рукописи поэта представляли собой хаос вороха измятых, исписанных бумаг41. Однако, как справедливо полагает исследователь, большую роль в использовании Хлебниковым фрагмента «играли его собственные идеи о характере «реальности», опирающиеся то на биологию, то на изучение истории, то на астрономию»42. От понятия фрагмент X. Баран идет к понятию монтажный текст. Среди подобных текстов Хлебникова он выделяет и подробно рассматривает «сверхповести» «Дети Выдры», «Зангези», повесть «Ка» и незаконченный цикл квазинаучных работ о времени «Доски судьбы», представляющих собой «монтаж из самостоятельных текстов, фрагментов». По словам X. Барана, «этот аспект поэтики фрагмента («как материала для больших разнородных конструкций») предвосхищает широкое движение в культуре всего XX века»42. Важно добавление американского велимироведа, заметившего, что «смысл

39 Тынянов 10.0 Хлебникове // Тынянов 10. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.: Советский писатель, 1965. С. 290.

40 Леннквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. С. 5.

41 См. Баран X. Фрагментарная проза // Поэтика русской литературы конца Х1Х-начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 487.

42 См. Там же. С. 487,466. 42 Там же. С.464.

употребляемых» Хлебниковым «терминов «повесть» и «рассказ» шире обычного: они могут обозначать любой вид литературного произведения»43.

Повесть «Ка» в связи с литературой, живописью, фольклором и научно-историческими размышлениями ее автора, как явления художественного синтеза в искусстве Серебряного века стала предметом исследования в книге Хенриха Барана «О Хлебникове. Контексты, источники, мифы» (М., 2002), где представлены работы, посвященные творчеству поэта, в основном написанные в 1990-е годы.

Внимание исследователей, как убеждаемся, привлекает и жанровая форма произведений Хлебникова. По мнению И. Ю. Иванюшиной, современного исследователя футуризма, провести родовое, жанровое, функциональное разграничение текстов В. Хлебникова невозможно, так как их стилистическая пестрота обусловлена принципиальным совмещением разных дискурсов: научного, художественного, литературно-критического, философского43. Тем не менее, жанровые формы пусть и обнаруживают определенную текучесть, явления деканонизации, они все же выполняют свою важную смысловую роль.

Попытался провести разграничение текстов Хлебникова по формальным признакам, затронув такие понятия, как фрагментарность, метризация, паронимизация, строфизация, визуализация, прозиметризация, миниатюризация прозаической структуры, Ю.Б. Орлицкий в книге «Стих и проза в русской литературе»44.

C.B. Старкина, впервые обратившись к прозаическому произведению Хлебникова «Еня Воейков», находит в нем некоторую связь с романами русских классиков XIX века (A.C. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, И.С. Тургеневым) и современником Андреем Белым45. Рассматривая такие прозаические опыты Хлебникова, как утопии «Мы и дома», «Лебедия будущего», она объясняет

43 Баран X. Фрагментарная проза. С.503.

43 См.: Иванюшнна И.Ю. Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика: дис. ...докт. филол. наук: 10.01.01. Саратов: 2003.449 с.

44 См. Орлицкий Ю.Б.Стих и проза в русской литературе. М.: РГТУ, 2002. 688 с.

45 См. Старкина C.B. Велимир Хлебников. С.34-37.

интерес Хлебникова к научной фантастике увлечением творчеством Герберта Уэллса.

Из диссертаций о Хлебникове последнего десятилетия лишь Г.А. Кацюба рассмотрела художественное преломление антропософских идей и образов в прозе А. Белого и В. Хлебникова. В поле зрения исследователя оказались многие прозаические творения Хлебникова «Искушение грешника», «Зверинец», «Охотник Уса-Гали», «Николай»; повесть «Ка», поздние рассказы поэта: «Малиновая шашка» (1921), «Перед войной» (1921—1922),) и др. Избранный Г.А. Кацюбой ракурс рассмотрения антропософских идей в прозе В. Хлебникова продиктован попыткой выявить связь хлебниковских творений с творчеством Белого, с философскими системами Вл. Соловьева и Н. Федорова. Заслуживает внимания опыт соотнесения в данном исследовании хлебниковских поисков математического определения закономерностей в истории человечества соотнесены с числовыми разработками, сформулированными в трудах Е.П. Блаватской и Р. Штейнера. Открытый В. Хлебниковым «звездный» язык, по мнению Г. Кацюбы, соответствовал тому, что в оккультной астрологии существовало как всемирный язык эсперанто, тому, что Р. Штейнер называл «пра-языком» и применял в своей эвритмии46.

Предложенный диссертантом аспект истолкования прозаического наследия Велимира Хлебникова, интересный сам по себе, не раскрывает всей полноты его проблематики, богатство мыслей писателя, его суждений и переживаний, его тревог о мире и человеке, не утративших своей актуальности в наши дни.

Насущной . задачей современного литературоведения становится комплексное исследование проблематики и особенностей поэтики малой прозы Велимира Хлебникова в контексте его личной и творческой биографии, историко-литературной жизни в России, в аспекте его историософских, этнокультурных, онтологических представлений. Что, полагаем, позволит более

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сивоплясова, Анастасия Николаевна, 2015 год

II. Мемуарная литература

16. Альтман М. С. Хлебников в Баку // Разговоры с Вячеславом Ивановым. СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 32-33.

17. Андриевский А. Н. Мои ночные беседы с Хлебниковым // Дружба народов. 1985. № 12. С. 228-242.

18. Асеев Н. Велемир Хлебников // Зачем и кому нужна поэзия / Н. Асеев. М.: Советский писатель, 1961. С. 167-178.

19. Бенуа А. Мои воспоминания: в 5 т. / отв. ред. Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1980. (Серия «Литературные памятники»).

20. Березарк И. Встречи с Хлебниковым // Звезда. 1965. № 12. С. 173—

176.

21. Брик О. М. О Хлебникове // День поэзии: альманах. М.: Советский писатель, 1978. С. 229-231.

22. Велимир Хлебников в размышлениях и воспоминаниях современников: (по фонодокументам В. Д. Дувакина 1960-1970 годов) / подгот. текстов М. Радзишевской, В. Тейдер ; предисл. и примеч. Е. Арензона // Вестник Общества Велимира Хлебникова. М.: Гилея, 1996. Вып. 1 / под ред. Е. Р. Арензон [и др.]. С. 44-66.

23. Вечорка Т. Воспоминания о Хлебникове // Записная книжка Велимира Хлебникова / А. Е. Крученых. М.: Издательство Всероссийского Союза Поэтов, 1925. С. 21-30.

24. Каменский В. Путь энтузиаста. Пермь: Пермское книжное издательство, 1968. 240 с.

25. Воспоминания Веры Хлебниковой [Электронный ресурс] // Хлебникова поле: [сайт]. URL: http://www.ka2.ru/hadisy/veral.html (дата обращения: 02.02.2013).

26. Воспоминания о серебряном веке: мемуары / сост. В. Крейд. М.: Республика, 1993. 559 с.

27. Крученых А. Е. О Велимире Хлебникове // Мир Велимира Хлебникова. Статьи. Исследования. 1911-1998 / отв. ред. А. Парнис; сост.: В. Иванов, 3. Паперный, А. Парнис. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 128— 146.

28. Лурье А. Детский рай // Воспоминания о серебряном веке: мемуары / сост. В. Крейд. М.: Республика, 1993. С. 273-278.

29. Мариенгоф А. Роман без вранья // Андреев A.B., Мариенгоф, А. Есенин. Серия: Русские писатели в романах. М.: Армада, 1998. С. 533-535.

30. Петровский Д. Воспоминания о Велимире Хлебникове [Электронный ресурс] // Хлебникова поле: [сайт]. URL: http://ka2.ru/hadisy/petrovsky.html (дата обращения: 05.09.2013).

III. Общетеоретические и религиозно-философские труды 31. Абдуллина Л. И. Проза поэта в историко-литературном процессе XIX-XX в. Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ им. С. Аманжолова, 2005.145 с.

32. Аничков Е. В. Реализм и новые веяния. СПб.: Освобождение, 1910.

87 с.

33. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии // Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. 1392 с. (Классическая философская мысль).

34. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт

сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с

202

мифическими сказаниями других родственных народов: в 3 т. Репринтное издание. М.: Индрик, 1994.

35. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века: сборник / ред. Н. В. Котрелева и А. JI. Осповата. М.: Прогресс, 1993. 368 с.

36. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.

37. Бахтин М. М. Слово в поэзии и в прозе // Вопросы литературы. 1972. № 6. С. 55-85.

38. Белобородое С. А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири: (Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви - белокриницкого согласия) // Очерки по истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий / [отв. ред. И. В. Починская]. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 2000. С. 136-167.

39. Белый А. Символизм как миропонимание / сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. 528 с.

40. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.

41. Бердяев Н. Собрание сочинений: в 3 т. Париж : YMCA-Press, 1989. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. 714 с.

42. Евразийское пространство: Звук, слово, образ: [сборник] / отв. ред. Вяч. Вс. Иванов; сост. Л. О. Зайонц, Т. В. Цивьян. М.: Языки славянской культуры. 2003. 584 с. (Язык. Семиотика. Культура).

43. Белова" Т. Д. Стилевое своеобразие малой прозы русских символистов: (новеллистика Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Ф. Сологуба) // Русское литературоведение в новом тысячелетии: материалы IV Международной конференции: в 2 т. М.: Таганка, 2005. Т. 2. С. 15-19.

44. Белова Т. Д. Теория литературы: учебное пособие. 3-е изд. Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. 67 с.

45. Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 560 с.

46. Бойчук А. Г. Индивидуальные неканонические жанры // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века: Динамика жанра: Общие проблемы. Проза / ред. В. А. Келдыш, В. В. Полонский. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 437-462.

47. Бродский И. Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. М.: Независимая газета, 1997. 208 с. (Серия «Литературоведение»).

48. В. В. Маяковский: pro et contra: личность и творчество Владимира Маяковского в оценке современников и исследователей: антология / ред.: Д. Бурлака ; сост.: В. Дядичев. СПб. : Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2006. 1072 с.

49. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 406 с. (Классика литературной науки).

50. Воскресенская М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-XX веков; науч. ред. А. Н. Жеравина. М.: Логос, 2005.236 с. (Золотая коллекция).

51. Врангель Н. Н. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. СПб.: Сириус, 1914.32 с.

52. Гарин И. И. Серебряный век: в 3 т. М.: Терра, 1999.

53. Гаспаров М. Л. Поэтика «Серебряного века» // Русская поэзия Серебряного века. 1890-1917: антология / ред. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1993. С. 5-44.

54. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. / общ. ред. и предисл. М. Лифшиц. М.: Искусство, 1968. Т. 1. 312 с.

55. Грабовский М. А. О причинах взаимного ожесточения поляков и малороссиян в XVII веке. Универсал Гетмана Остряницы // Записки о Южной Руси: в 2 т. СПб.: Типография Александра Якобсона, 1857. Т. 2. С. 291-354.

56. Гиршмаи М. М. Ритм художественной прозы / М. М. Гиршман. М.: Советский писатель, 1982. 367 с.

57. Душина Л. Н. Русская поэзия и проза Х1Х-ХХ вв.: ритмическая организация текста / под ред. А. А. Демченко. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2002. 217 с.

58. Загидуллина М. Стих и проза: вечные должники друг друга // Знамя. 2003. № 8. С. 227-229.

59. Ильин 'И. А. Собрание сочинений: в Ют. / сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1996. Т. 6, кн. 1. 560 с.

60. Ильин И. А. Одинокий художник: статьи. Речи. Лекции / сост., предисл. и примеч. В. И. Белов. М.: Искусство, 1993. 348 с. (История эстетики в памятниках и документах).

61. Ильин О. И. Общие свойства художественной литературы. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1972. 49 с.

62. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры: в 6 т. М.: Школа: Языки русской культуры, 1999-2009. Т. 1: Знаковые системы. Кино. Поэтика, 1999. 912 с.

63. Иванов В. Родное и вселенское / Вячеслав Иванов ; сост., вступ. ст. и прим. В. М. Толмачева. - Москва: Республика, 1994. - 428 с. - (Мыслители XX века).

64. Иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди / пер.: С. Ярлыков, Д. Токарев, Е. Марченко; ред.: В. Марченко. М.: Русский паломник, 2004. 692 с.

65. Импрессионисты, их современники, их соратники: Живопись, графика, литература, музыка: [сборник статей: посвящается столетию Первой выставки импрессионистов] / под ред. А. Д. Чегодаева, В. Н. Прокофьева, И. Е. Даниловой. М.: Искусство, 1976. 320 с.

66. Исупов К. Г. Философия и литература Серебряного века: (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): в 2 кн. / отв. ред. В. А. Келдыш. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. Кн. 1.С. 90-118.

67. Калинина О. В. Автобиографическая проза М. И. Цветаевой о детстве поэта. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2004. 229 с.

68. Кацер Ж. Опыт толерантности в российско-индийских отношениях XVII-X1X вв. [Электронный ресурс] // Мир религий : [сайт]. URL: http://www.religio.ru/relisoc/151.html (дата обращения: 17.02.2014).

69. Клинг О. Футуризм и «старый символистский хмель»: влияние символизма на поэтику раннего русского футуризма // Вопросы литературы. 1996. №5. С. 56-92.

70. Клинг О. Блок и его взаимоотношения с акмеистами и футуристами // Шахматовский вестник: [сборник статей]. Солнечногорск, 1997. Вып. 7. С. 103-113.

71. Клинг О. В. Хлебников и символизм // Вопросы литературы. 1998. №5. С. 93-121.

72. Кожевникова Н. Язык Андрея Белого. М.: Институт русского языка РАН, 1992. 256 с.

73. Колобаева JI. А. Русский символизм. М.: Издательство Московского университета, 2000. 277 с.

74. Корецкая И. В. Символизм // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): в 2 кн. / отв. ред. В. А. Келдыш. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. Кн. 1. С. 688-731.

75. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии // Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1953. С. 385-516.

76. Липавский Л. Разговоры // Логос. 1993. № 4. С. 7-75.

77. Лихачев Д. С. Избранные работы: в 3 т. Л.: Художественная литература, 1987.

78. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

79. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии М.: Учпедгиз, 1957. 617 с.

80. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность / сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 920 с.

81. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 2001. 720

с.

82. Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин: Александра, 19921993.

83. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПБ, 1996. 846 с.

84. Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. М.: Советский писатель, 1981.551 с.

85. Марголин Ю. Памяти Мандельштама // Воздушные пути: альманах / ред.-изд. Р. Н. Гринберг. Нью-Йорк, 1961. № 2. С. 102-111.

86. Минералов Ю. И. История русской литературы XX века: 19001920-е годы: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004.430 с.

87. Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века: (поэтика символизма). М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 1999.226 с.

88. Минц 3. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Ученые записки Тартусского университета. Тарту, 1979. Вып. 459. С. 76-120.

89. Михайловский Н. К. Литературная критика: статьи о русской литературе XIX - начала XX века. М.: Художественная литература, 1989. 608 с.

90. Нильссон Н. О. Русский импрессионизм: стиль «короткой строки» // Русская новелла: проблемы теории и истории: сборник статей / под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. С. 220-235.

91. Новалис. Фрагменты. М.: Евразия, 1995. 240 с.

92. Новиков Л. А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М.: Наука, 1990. 180 с.

93. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГТУ, 2002. 685 с.

94. Поспелов Г. Н. Теория литературы: [учебник для филологических специальностей университетов]. М.: Высшая школа, 1978. 351 с.

95. Прозоров В. В. Школа Александра Павловича Скафтымова // Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре: статьи, публикации, воспоминания, материалы / редкол.: В. В. Прозоров (отв. ред.) [и др.]. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2010. С. 4-14.

96. Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт. 1998. 352 с.

97. Посадская Л. А. Советская повседневность в художественных текстах (1920-е -1990-е годы). М.: АИРО-ХХ1,2013. 184 с.

98. Потебня А. А. Теоретическая поэтика: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / сост., вступ. ст. и коммент. А. Б. Муратова. М.: Высшая школа, 1990. 344 с. (Классика литературной науки).

99. Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века: Динамика жанра: Общие проблемы. Проза / ред. В. А. Келдыш, В. В. Полонский. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 832 с.

100. Ревалд Дж. История импрессионизма / под ред. М. А. Бессоновой. М.: Республика, 1999. 415 с.

101. Русская литература конца XIX- начала XX вв.: в 3 кн. /ред. Б. А. Бялик, Е. Б. Тагер, В. Р. Щербина. М.: Наука, 1972. Кн. 3: 1908-1917. 734 с.

102. Сакулии П. Н. Филология и культурология: [сборник избранных работ]. М.: Высшая школа, 1990.240 с. (Классика литературной науки).

103. Сарычев В. А. Кубофутуризм и кубофутуристы: эстетика. Творчество. Эволюция. Липецк: Липецкое издательство, 2002. 255 с.

104. Скафтымов А. П. Статьи о русской литературе. Саратов: Саратовское книжное издательство, 1958. 237 с.

105. Соловьев В. Чтения о богочеловечестве М.: Азбука, 2014. 384 с.

106. Сохряков Ю.И. И.А. Ильин как литературный критик//Грани. 1995. №177. С. 282-302.

107. Спиридонова Л. А. М. Горький: диалог с историей / Л. А. Спиридонова. М.: Наследие. 1994. 320 с.

108. Теория литературы: в 3 т. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3: Роды и жанры: (основные проблемы в историческом освещении). 592 с.

109. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учебное пособие. М.: Аспент Пресс, 1999. 333 с.

110. Томашевский Б. В. Стих и язык: филологические очерки. М.; Л.: Гослитиздат, Ленингр. отделение, 1959. 473 с.

111. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка: статьи. М.: Советский писатель, 1965. 302 с.

112. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. 576 с.

113. Ульянов И. М. О происхождении названия «поморы» [Электронный ресурс]: фрагменты из книги «Страна Помория» (1984) // Кольские карты: [сайт]. URL: http://www.kolamap.ru/toponim/pomor.htm (дата обращения: 12.02.2014).

114. Урбан А. А. Образ человека — образ времени: очерки о советской поэзии. Л.: Художественная литература, Ленингр. отделение, 1979. 323 с.

115. Усенко Л. В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1988. 238 с.

116. Фатеева Н. А. Поэт и проза: книга о Пастернаке. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 399 с.

117. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4 т. / ред. И. И. Блауберг. М.: Традиция, 1995-2000.

118. Федорова Е. В. Своеобразие феномена «проза поэта»: (на материале творчества М. Цветаевой, 3. Гиппиус, Е. Гуро) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2010. № 1 (177). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-fenomena-proza-poeta-na-materiale-tvorchestva-m-tsvetaevoy-3-gippius-e-guro (дата обращения: 03.02.2014).

119. Флоренский: pro et contra / ред. Д. Бурлака ; сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К. Г. Исупов. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1996. 752 с. (Русский путь).

120. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с.

121. Ходоров А. А. Между религией и революцией: духовные искания русской интеллигенции Серебряного века // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 151-152.

122. Чудаков А. П. Ароморфоз русского рассказа: (к проблеме малых жанров) // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века: Динамика жанра: Общие проблемы. Проза/ред. В. А. Келдыш, В. В. Полонский. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 365-396.

123. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1985. 267 с.

124. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: Европейский Дом, 2004. 241

с.

125. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной: система пейзажных образов в русской поэзии.М.: Высшая школа, 1990. 304 с.

126. Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964-1971.

127. Эйхенбаум Б. М. О литературе. М.: Советский писатель, 1987. 540 с.

128. Язык как творчество: сборник научных трудов к 70-летию В. П. Григорьева / под ред. 3. П. Петровой, Н. А. Фатеевой. М.: ИРЯ РАН, 1996. 365 с.

129. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 464 с.

IV. Исследования и критика о В. Хлебникове

130. Аверьянов В. В. В. В. Хлебников. Традиционализм в авангарде [Электронный ресурс] // Хлебникова поле: [сайт]. URL: http://ka2.ru/nauka/ayerianov_l.html (дата обращения: 11.05.2014).

131. Альфонсов В. Н. «Чтобы слово смело пошло за живописью...» [Электронный ресурс]: В. Хлебников и живопись // Кафедральная библиотека: [сайт]. URL : http://novruslit.ru/library/?p=57 (дата обращения: 17.03.2013).

132. Амелин Г. Письма о русской поэзии [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ModernLib. URL:

http://modemlib.ru/books/amelin_grigoriy/pisma_o_russkoy_poezii/read/ (дата обращения: 14.05.2014).

133. Арензон. Е. Проза-поэзия // Велимир Хлебников. Проза поэта / сост. Е. Арензон. М.: Вагриус, 2001. С. 5-9.

134. Баран X. О Хлебникове: контексты, источники, мифы. М.: РГГУ, 2002. 416 с.

135. Баран X. Хлебников и мифология орочей // Поэтика русской литературы начала XX века: сборник. М.: Прогресс, 1993. С. 15-21.

136. Баран X. Фольклорные и этнографические источники поэтики Хлебникова // Поэтика русской литературы начала XX века: сборник / предисл. Н. В. Котрелева ; ред. Н. В. Котрелева и А. Л. Осповата. М.: Прогресс, 1993. С. 113-151.

137. Баран X. В творческой лаборатории Хлебникова: о «тетради 1908 г.» // Поэтика русской литературы начала XX века: сборник / предисл. Н. В. Котрелева ; ред. Н. В. Котрелева и А. Л. Осповата. М.: Прогресс, 1993. С. 179-188.

138. Баран X. К истокам солнцеборческого мифа в творчестве В. Хлебникова // Живая старина. 1996. № 2. С. 12-14.

139. Баран X. Еще раз об идеологии Хлебникова // Русская антропологическая школа: труды. М.: РГТУ, 2004. Вып. 2. С. 98-112.

140. Берковский Н. Я. Велимир Хлебников // О русской литературе / Н. Берковский. Л.: Художественная литература, 1985. С. 340-376.

141. Васильев С. А. Особенности словесной живописи в лирике В. Маяковского и В. Хлебникова [Электронный ресурс] // Veni Vidi Vici : информационно-образовательный портал. URL: http://www.vevivi.ru/best/Osobennosti-slovesnoi-zhivopisi-v-lirike-V-Mayakovskogo-i-V-KHlebnikova-refl77137.html (дата обращения: 11.01.2013). О1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.