Проблема выбора идеологических ориентиров в социокультурном пространстве современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Сухова, Валентина Егоровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат философских наук Сухова, Валентина Егоровна
Введение.
Глава I. Социально-философский анализ идеологии современного российского общества
§1 .Место и роль идеологии в общественной жизни.
§2.0собенности эволюции идеологического процесса в России: соотношение государственной и национальной идеологии.
§3.Тенденции формирования национально-государственной идеологии в современной России.
Глава II. Геополитический статус современной России и его идеологическое выражение.
§1.Основные современные геополитические концепцииидеологические контуры мирового сообщества
§2.Социокультурные факторы устойчивого развития российской цивилизации.
§3.Национальные интересы и проблемы формирования национально-государственной идеологии России.
§4.Российская геополитика: вызов и ответ.
Глава III. Пути формирования национально-государственной идеологии в социокультурном пространстве России.
§1.Социальные ценности в системе российской национальногосударственной идеологии.
§2.Идеологические ориентиры формирования гражданского общества в современной России.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Формирование системы общенациональных ценностей и идеологических ориентиров современной России: проблемы и основные тенденции2001 год, кандидат политических наук Лощилов, Павел Геннадьевич
Феномен российской государственной идеологии как духовно-политической основы государственной целостности России: история и современность: политологический аспект2010 год, доктор политических наук Вольтер, Ольга Владимировна
Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ2008 год, доктор философских наук Кумыков, Ауес Мухамедович
Идеология как необходимый фактор жизни современного общества2004 год, кандидат философских наук Литягин, Евгений Владимирович
Интеллектуальная элита как субъект государственной идеологии в России2002 год, кандидат политических наук Кравец, Антон Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема выбора идеологических ориентиров в социокультурном пространстве современной России»
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования.
Социокультурная, политическая и нравственная атмосфера в современной России характеризуется крайней нестабильностью, отсутствием ясного видения будущего. Налицо экономический кризис (при всей видимости экономического роста), углубление социального расслоения и обнищания народных масс. В обществе все более утверждается понимание того, что «демократические реформы» в России ведут к развалу страны, к необратимой потере ее былого державного могущества. И вслед за этим все чаще звучат призывы к поиску русской идеи, к созданию новой национально-государственной идеологии. Потеря нравственных, политических, идеологических ориентиров приводит к духовному обнищанию, деформации ценностных установок на добро, истину, справедливость, честь, достоинство и др. Идейная дезориентация стала массовым явлением, особенно в молодежной среде. Дело социологов и политологов - квалифицировать эту ситуацию в количественных параметрах, в динамике и конкретике. Для философской рефлексии важна констатация факта кризиса индивидуального и массового сознания, выразившегося в кризисе идеологии. Слом идеологических устоев марксизма отнюдь не означал утверждение новой, более прогрессивной и адекватной социальной реальности идеологической доктрины. Вместо нее обществу навязываются либеральные ценности, чуждые в своей основе отечественному строю жизни и менталитету. Поэтому социально-философская мысль невольно обращается к идейному наследию отечественных мыслителей прошлого, для которых судьба России решалась в спорах славянофилов и западников, революционных демократов и консерваторов, большевиков и евразийцев.
В связи с этим возникает необходимость в философском анализе идеологических ориентиров, которые, во-первых, обусловлены политической неупорядоченностью» внутри страны и поэтому не могут выводить на какую-либо одну идеологию господствующего класса или иной социальной общности. Поэтому, очевидно, идеологический плюрализм следует признавать как некую социальную данность. Во-вторых, характер и направленность идеологических ориентиров необходимо выявлять в контексте общемировых процессов, т.е. как один из средств геополитической реальности. Ведь не секрет, что делаются многочисленные попытки, со стороны ряда зарубежных и отечественных авторов, представить современную Россию как державу, безвозвратно утерявшую свое былое геополитическое могущество. Здесь следует учитывать тесную корреляцию между общественным признанием России в мировом сообществе (и, разумеется, реальным ее положением) и идеологическим выбором внутри российского общества. Социально- философский анализ возможностей создания национально-государственной идеологии в России представляет собой к тому же, исторический опыт, как справедливо отмечают Н.В. Иванов и O.A. Яровой, убеждает нас в том, что «Россия может существовать и развиваться как некая культурно-цивилизационная общность только на основе сильной самодержавной власти, подкрепленной разносторонним идеологическим контролем»1. Социально-философский анализ условий формирования национально-государственной идеологии в России, исходя из отмеченного выше, представляет собой как сугубо теоретический, так и огромный практический интерес.
Степень научной разработанности темы
Изучению вопроса о месте и роли идеологии в общественной жизни посвящены работы мыслителей, начиная с А. Дестют де Траси, который первым ввел понятие «идеология» в научный оборот. В советской социально-философской и политической мысли теоретические разработки велись с
1 Иванов ВН., Яровой O.A. Российский федерализм: становление и развитие. М., 2000. С. 66. позиций утверждения марксистско-ленинской, научной идеологии и критики буржуазной идеологии. Настоящее время характеризуется значительным расширением поля исследований идеологии как социально-политического явления, отказом от однозначного противопоставления марксистско-ленинской и буржуазной идеологии, признанием идеологического плюрализма. Вместе с тем наметилась явная тенденция к поиску новой идеологической доктрины, обосновывающей российскую государственность в форме национально-государственной идеологии, которая основывается на возрождении русской проблемы, связанней с поиском национальной идеи, созданием национально-государственной идеологии являются предметом многочисленных исследований отечественных философов, политологов.1
Степень разработанности проблемы
Изучению проблемы места и роли идеологии в современном обществе посвящены работы многих ученых: философов, социологов, политологов. Основные направления современных исследований связаны, во первых, с обоснованием идеологических ориентиров в духовной жизни. Интерес к изучению идеологии как социального феномена диктуется рядом
1 См. например: Алексеев C.B., Каламанов В.А., Черненко А.Г. Идеологические ориентиры России. В 2-х т. М., 1998; Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной идеологии (тезисы) // Полис. 1993. №3; Бороноев А.О., Смирнов П.И., Россия и русские. Характер народа и судьба страны. СПб., 1992; Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М., 2000; Ильин М.В. Умножение идеологий, или проблема «переводимости» политического сознания// Полис. 1997. №4; Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития//Полис. 1995. №4; Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл)// Вопросы философии. 1992. №8; Кутковец Т.И., Клямкин И.М. Русские идеи// Полис. 1997. №2; Малявин С.Н. Русский социальный синтез. СПб., 1999; Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб., 1996; Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998; Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994; Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосознания// Вестник высшей школы. 1992. №7-9 и др. объективных причин, в т.ч. отказом от официальной идеологии и утверждением в нашей стране идеологического плюрализма. Однако ситуация идеологического плюрализма не может сохраняться сколь угодно долго, в том случае, если он не доходит до определения и утверждения системы социальных ценностей, которые способствуют укреплению единства общества. В этом случае важное значение обретает проблема поиска идеологических ориентиров. С разных позиций эта проблема получила J разработку в исследованиях C.B. Алексеева, Т.А. Алексеевой, Э.В. Баталова, А.Г. Здравомыслова, A.A. Зиновьева, В.А. Каламанова, Б.Г. Капустина, И.К. Пантина, А.Г. Черненко, А.Н. Яковлева и др. Во-вторых, достаточно разработанным представляется вопрос об определении в качестве национально-государственной идеологии русской идеи, точнее, ее современного варианта - российской идеи. В последние годы в историко-философской и историко-культурной литературе всесторонне рассмотрена русская идея, в научный оборот включен корпус работ отечественных мыслителей XIX-первой половины XX вв., ярких представителей русского зарубежья, евразийства. Многие современные работы, посвященные русской идее, основаны на осмыслении творчества H.A. Бердяева, Г.В. Вернадского, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, Г.В. Федотова, С.Л. Франка и др. Среди современных авторов следует отметить А.О. Бороноева, А.Ф. Замалеева, Г.А. Зюганова, В.К. Кантора, A.A. Королькова, С.Н. Малявина, А.П. Маркова, В.Т. Пуляева, В.Н. Саготовского, Г.В. Стельмашука, В.Ф. Шаповалова и др., в работах которых русская идея предстает не просто как объект философской и культурологической рефлексии, но выступает прообразом национально-государственной идеи.
В-третьих, обретают силу и теоретическую стройность работы отечественных авторов в некогда чуждой для нас области геополитики. Причем геополитические исследования осуществляются по широкому спектру проблем - от военно-политических и экономико-географических до социокультурных и социальнофилософских. Здесь следует указать работы таких авторов как К.С. Гаджиев, JI.H. Гумилев, А.Г. Дугин, Г.А. Зюганов, И.Ф. Кефели, С.Б. Лавров, A.C. Панарин, С.Н. Рогов, К.Э. Сорокин и др. Работы в этом направлении органически связаны с двумя предыдущими, таким звеном как национальная безопасность. Она имеет контуры как собственно геополитические, так и идеологические. Указанные выше три направления исследования сами по себе достаточно разработаны, однако задача дальнейшего научного поиска, очевидно, должна решаться на стыке этих направлений.
Цели и задачи исследования
В диссертации ставится цель проследить современный идеологический процесс в России, который реализуется в форме поиска идеологических ориентиров, обусловленных геополитическим статусом России на рубеже XX-XXI вв.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Анализ современных социально-философских и теоретико-методологических подходов к осмыслению идеологии.
2. Выявление содержания понятия «идеологические ориентиры», характеризующего состояние идеологического плюрализма.
3. Определение путей и условий формирования национально-государственной идеологии.
4. Анализ эволюции русской идеи в ее философском и культурологическом ракурсе.
5. Обобщение представлений о геополитическом статусе современной России и состоянии ее национальной безопасности.
Методологические и теоретические обоснование исследования
Основу социально-философского дискурса образует диалектический метод познания, основанный на принципах объективности, историзма, системности. В работе использованы структурно-функциональный, сравнительно-исторический методы исследования, а также данные социологических опросов и государственной статистики.
Научная новизна
Научная новизна работы заключается в следующем:
1) Проанализированы философско-методологические основания и принципы осмысления идеологии как социального феномена в его историческом развитии.
2) Выявлена взаимосвязь государственной и национальной идеологии в едином процессе эволюции русской идеи.
3) Определены основные направления и тенденции формирования национально-государственной идеологии в современной России.
4) Предложена концепция идеологического выражения геополитического статуса современной России, предполагающем философское осмысление социокультурных факторов устойчивого развития российской цивилизации.
5) Исследованы предпосылки идеологического обоснования национальных интересов и обеспечения национальной безопасности России.
6) Обобщены и обоснованы условия формирования российской национально-государственной идеологии, охватывающий базовые социальные ценности и устои гражданского общества.
Практическая значимость и использование полученных результатов
Основные положения диссертации могут быть использованы, во-первых, при принятии решений по преодолению деструктивных процессов в современном российском обществе, во-вторых, в процессе формирования государственной политики и ее идеологического обеспечения, в-третьих, в области идейно-патриотического воспитания молодежи. Полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания соответствующих разделов курсов социальной философии, социологии, политологии и культурологии.
Апробация работы
Основные положения диссертации были представлены в выступлениях автора на научной конференции «Советская культура в контексте истории XX века» (Санкт-Петербург, 2000 г.), на Первом российском социологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2000 г.) и на научной конференции «Политика и армия современной Россини» (Санкт-Петербург, 2001 г.). Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре культурологии и социологии БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В списке литературы приведены наименований работ, в т.ч. иностранном
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Партийно-идеологический фактор политической трансформации современной России2009 год, доктор политических наук Головченко, Владимир Иванович
Геополитические аспекты политической идеологии постсоветской России2002 год, кандидат политических наук Шастова, Елена Александровна
Идеологические основы и ориентации российского постсоветского государства2004 год, кандидат философских наук Бурдейный, Владислав Владимирович
Идеология и социальная иерархия: механизмы взаимодействия2007 год, доктор философских наук Тамбиянц, Юлиан Григорьевич
Идеология в социокультурных практиках современного российского общества2008 год, кандидат философских наук Смирнов, Василий Андреевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Сухова, Валентина Егоровна
Заключение
Подводя итоги исследования, следует сформулировать ряд общих выводов. Современный социально-философский анализ идеологических процессов, идеологической жизни общества должен представлять собой многоплановое исследование российской действительности. На наш взгляд, целесообразно исследовать идеологическую жизнь российского общества, выбор идеологических ориентиров на основе более общих процессов, которые выступают социальными детерминантами и предстают как геополитические факторы формирования идеологии. Выявление идеологических ориентиров в контексте геополитического пространства позволяет рассматривать идеологию в плане соотношения внутреннего и внешнего, возможного и действительного, части и целого по отношению к социальной системе, в качестве которой в диссертационном исследовании выступает современное российское общество.
Остановимся на следующих основных выводах.
1. Идеологию следует рассматривать как теоретически выраженное систематизированное мировоззрение, выражающее социокультурные, экономические, социально-политические и другие интересы определенных социальных общностей. Идеология имеет определенную структуру, в состав которой включаются идеи, учения, теории, символы, а также социальные мифы и утопии, стереотипы, компоненты социальной психологии. Идеология является продуктом определенной эпохи, социальных отношений, она содержит в себе идеалы и социальные ценности, выражающие интересы различных социальных общностей.
2. Для России - традиционной и современной - характерно наличие национально-государственной идеологии, что обусловлено исторически сложившейся многонациональной структурой общества и, с другой стороны, необходимостью сохранения государственности в огромном геополитическом пространстве.
3. Идеологические ориентиры характеризуют ситуацию выбора идеологических доктрин, национально-государственных идей, присущих различных историческим эпохам и отвечающих национальным интересам России Социально-философский статус идеологических ориентиров заключается, на наш взгляд, в выборе на ниве идеологического плюрализма таких учений, концепций, идей, которые в наибольшей степени соответствуют современному состоянию России и ее возможному будущему.
4. Сферой реализации идеологических ориентиров выступает интегративная национально-государственная идеология, основными компонентами которой выступают традиционные ценности российского общества, наследие советского общества, ценности постиндустриального общества.
5. Правовая регламентация интергативной национально-государственной идеологии дана в конституции Российской Федерации и ряде других нормативных документов, которые требуют постоянного совершенствования в условиях неустоявших общественных отношений и не сложившейся окончательно политической системы российского общества.
6. Геополитическое пространство России - это та ниша, в которой формирование государственной доктрины, выбор идеологических ориентиров детерминированы сохраняющими свою значимость на протяжении всей истории России ее национальных интересов. Последние определяют геополитический статус России и, следовательно, приоритеты в идеологическом выборе. Основными скрепами национально-государственной идеологии России являются, при таком подходе, патриотизм, социальная справедливость, служение истине, аскеза, интернационализм.
7. Современный многополюсный мир (хотя некоторые, главным образом, американские, ученые утверждают статус однополярного мира во главе с США) характеризуется тем, что идеологическая борьба не определяет исчерпывающим образом межгосударственные отношения. Глобальные проблемы современности обнажили еще одну немаловажную сторону этих
165 отношений - идеологическую толерантность, неизбежность согласия противоположных устремлений, разрешения социальных противоречий мирным путем. Единство противоположностей - такая же объективная реальность, как и их борьба. Одно не исключает другого. Причем данная ситуация присуща всему спектру социальных отношений, процессов и явлений - геополитического, социокультурного порядков, идеологического.
Новая российская национально-государственная идеология, с которой наше общество вступает в XXI век, разрешает компромисс, с одной стороны, между правящей элитой и народными массами, а с другой, - между Россией и другими полюсами геополитического пространства (будь то Запад, исламский мир, Китай, Индия). Поэтому российская идеология объективно не может иметь узко-националистический характер. В настоящее время еще не до конца ясны и понятны многие компоненты новой идеологии, степень их значимости на том или ином этапе исторического развития. Это покажет жизнь и дальнейшие исследования в данной области. Одно не вызывает сомнений - зов предков, опыт поколений, завоевания социализма, стремление к достойной жизни внутри страны и на мировой арене - вот те ориентиры, которые сформируют идеологию будущей России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сухова, Валентина Егоровна, 2001 год
1. Иванов В.Н., Яровой O.A. Российский федерализм: становление и развитие. M., 2000. С. 66.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.89
3. Стёпин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого //Вопросы философии. 1997. N5. С.З.
4. Кара-Мурза A.A.,Панарин И.К. Духовно-идеологическая в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. N4 С. 6.7. Там же .С. 6-7.
5. Кутковец Т.И., Клямкин И.М. Русские идеи // Полис. 1997. N2 С. 137-140
6. Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. В 5 тт. Tl. М., 1956. С. 662.
7. См. подробнее: Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М., 1980. С. 126-143.
8. Parsons Т. Sociological theory and modern Society N.Y. 1967. P. 158.
9. Feuer L.S. The ideology and ideologists. Oxford, 1975. P.34.
10. Shills E. The intellectuals and the powers other essays. Chicago and &, 1972. P. 23-28.
11. См.: Арон P. Социалистическая концепция В. Парето // Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 422.
12. Habermas J. Technik und Wissenschaft als "Ideologie". Frankfurt am Main, 1974. S.74.16
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.