Проблема справедливости в русской этико-философской мысли: В.С. Соловьев и И.А. Ильин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат наук Кирсанова, Ольга Викторовна

  • Кирсанова, Ольга Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 169
Кирсанова, Ольга Викторовна. Проблема справедливости в русской этико-философской мысли: В.С. Соловьев и И.А. Ильин: дис. кандидат наук: 09.00.05 - Этика. Саранск. 2012. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кирсанова, Ольга Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Становление взглядов на справедливость в западной этике

1.1. Место справедливости в этике Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени: от добродетели к общественному идеалу

1.2. Феномен справедливости как духовный источник преобразования в этических взглядах И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля (XVIII - XIX вв.)

1.3. Д. Ролз: «справедливость как честность» (XX в.)

Глава 2. Роль справедливости в этико-правовых учениях В. С. Соловьева и И. А. Ильина

2.1. Категория справедливости в этике Всеединства В. С. Соловьева

2.2. «Внимание к человеческой индивидуальности» - суть учения о

справедливости И. А. Ильина

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема справедливости в русской этико-философской мысли: В.С. Соловьев и И.А. Ильин»

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема справедливости принадлежит к числу вечных вопросов философии и этики и входит в мироощущение человека с незапамятных времен наряду с такими этическими категориями, как правда, истина, добро, свобода. Несмотря на многовековую историю исследования данного феномена как западными, так и русскими мыслителями, однозначного и бесспорного подхода к его осмыслению пока так и не выработано. Во многом это объясняется широтой и многогранностью понятия «справедливость», которое рассматривается в различных областях знания и, в первую очередь, в философии, этике и праве. Именно поэтому обращение к ее анализу в аспекте изучения отечественной этико-философской традиции представляется, на наш взгляд, чрезвычайно важным.

Воззрения на справедливость, по мнению А. В. Прокофьева, выступают «тем общим ценностным знаменателем, который служит основой для вынесения суждений об оправданности различного рода общественных практик, традиций и институтов» [139. С. 186]. Нужно признать, что общественно-политическое устройство, государственно-правовая система, власть отличаются несовершенством, что, в свою очередь, и позволяет ставить вопрос об их осмыслении именно с позиции справедливости. В этом отношении значимо суждение Э. Кана о том, что «люди прибегают к лексике справедливости, когда они сталкиваются с реальным или воображаемым примером несправедливости» [195. С. 346].

Дополнительную актуальность теме исследования придает то обстоятельство, что вопросы справедливости приобретают особую остроту в условиях существующей российской действительности. По данным социологических опросов, проводимых Фондом «Общественное мнение» [183], 68 % респондентов полагают, что современное общество в целом устроено несправедливо, указывая при этом на социальное расслоение и

социальное неравенство, разрыв между доходами самых богатых и самых бедных, крайне низкий уровень жизни людей, проживающих за чертой бедности, нерешенность социальных и жилищных проблем, отсутствие системной социальной помощи конкретным группам населения, трудности с получением бесплатного образования и медицинского обслуживания и многое другое.

По мнению диссертанта, назревшую в нашей стране проблему справедливости, в первую очередь, необходимо решать с изменения общественного сознания. В этой связи исследование фундаментальных теоретических трудов представителей русской этико-философской традиции (В. С. Соловьева и И. А. Ильина), посвященных вопросам истины, добра, правды, долга, использование и внедрение выработанных ими представлений о справедливости в понимание современной России представляется весьма важным, необходимым и актуальным. Обращение к русской религиозно-этической мысли позволяет сформировать основу национального самосознания, правовую и этическую культуру, направленные на становление более справедливого общественного устройства и развитие гражданского общества.

Таким образом, изучение трактовок справедливости русскими мыслителями, выявление традиций и идейных источников формирования их взглядов, обращение к воззрениям на справедливость в западной этике представляют несомненный научный интерес, подчеркивают оригинальность, самобытность и своеобразие данной проблемы в этической мысли России. Это в значительной степени и определило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Заявленная в диссертации тема носит содержательный и многоаспектный характер, в связи с чем проблема справедливости получила всестороннее освещение не только в отечественной, но и в зарубежной философии и этике.

Первые представления о справедливости как этической категории, добродетели, ценности были заложены еще в Античности в работах Платона, Аристотеля, Эпикура. Справедливость воспринималась ими как важнейшая основа мироустройства, как некая объективная сила, что дана людям самой природой и богами, направлена на упорядочение общественных отношений.

В дальнейшем античная традиция была продолжена христианской этикой, которая открыла справедливость как категорию не только нравственную, но, в некотором смысле, божественную. В Средневековье справедливость мыслилась Августином Аврелием и Фомой Аквинским как явление «божественного порядка» и проявление воли Бога. Понимание справедливости виднейшим представителем эпохи Возрождения — Никколо Макиавелли сводилось больше к рассмотрению вопроса о неизбежности для правителя отступать от нее ради достижения определенной цели. К исследованию данной проблемы с этико-философских и политико-правовых позиций обращались классики зарубежной этики и философии: Ф. Бэкон, Г. В. Ф. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза и другие известные мыслители.

Вместе с тем следует отметить, что феномен справедливости стал предметом рассмотрения и в отечественной этико-философской традиции конца XIX - нач. XX вв., прежде всего у Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева, Л. М. Лопатина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, Н. А. Бердяева, А. С. Ященко, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, Г. В. Флоровского, Н. О. Лосского. Их работы явились отправным началом, определившим основу дальнейшего изучения проблемы справедливости современными исследователями.

Этическое видение справедливости во второй половине XX в. не отличалось постоянством. Так, к примеру, вплоть до начала 50-х г. данная проблема вообще выпала из поля научного зрения. Лишь в 50 - 60-е гг. начали появляться первые труды, рассматривавшие справедливость в

нравственном аспекте. К их числу относятся работы JT. Г. Гринберга, О. Н. Крутовой, В. С. Пазенка.

В 70 - 80-е гг. справедливость уже исследовалась с государственно-правовых и социально-экономических позиций, изучалась ее этико-правовая природа, о чем свидетельствуют работы 3. А. Бербешкиной, Т. И. Заславской, Г. В. Мальцева, М. Н. Руткевича, Л. С. Явича. В конце XX в. на фоне проводимых в России преобразований, радикально изменивших не только устоявшийся жизненный уклад миллионов советских граждан, но и национальное общественное сознание, интерес к исследованию данной темы вновь резко ослабевает. Только в начале нового тысячелетия выходят в свет работы, стремящиеся раскрыть содержание справедливости в социологии, истории, философии, этике и праве.

Касаясь рассмотрения нашими современниками проблемы справедливости в творчестве B.C. Соловьева и И. А. Ильина, отметим труды историков русской философии: Н. И. Ворониной, П. П. Гайденко, А. В. Гулыги, И. И. Евлампиева, Б. В. Емельянова, А. Ф. Замалеева, 3. А. Каменского, В. А. Кувакина, М. А. Маслина, Н. В. Мотрошиловой, Е. В. Мочалова, В. В. Сербиненко, JI. Е. Шапошникова. Особо выделим существенные для данной диссертации исследования известных этиков: Р. Г. Апресяна, А. Ашкерова, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Е. JI. Дубко, В. В. Лазарева, В. Н. Назарова, А. В. Прокофьева, О. С. Пугачева, А. В. Разина, А. П. Скрипника. Их труды стали существенным теоретическим пластом диссертации и определили общее направление работы.

Нельзя не указать и на статьи А. А. Алпатова, А. Ю. Аракеляна, И. С. Варламовой, Т. А. Гуменюка, В. Н. Еременко, Н. О. Исмаилова, Г. Ю. Канарша, В. Ф. Козлова, В. В. Кочеткова, Е. С. Нестерука, И. А. Пикалова, М. В. Преснякова, В. Д. Филимонова, А. Е. Шуняевой, активно рассматривавших понятие «справедливость» не только с этических, но и с правовых и социально-экономических точек зрения. О повышенном внимании к данному вопросу свидетельствуют также диссертационные

исследования М. Л. Буровой, В. А. Дамшаевой, Б. Н. Кашникова, М. И. Козлова, М. С. Кочергина, Е. С. Нестерука, Д. А. Сысуева, Р. К. Шамилевой.

Большой интерес к изучению проблемы справедливости был проявлен и представителями современной западной философии и этики. В работах Д. Белла, Р. Дарендорфа, Р. Дворкина, А. Макинтайра, Р. Нозика, Д. Ролза, Ф. Хайека, О. Хеффе на самом высоком теоретическом уровне исследовались сущность и содержание основных принципов справедливости. Рассматривая работу Д. Ролза «Теория справедливости», уместно подчеркнуть, что справедливость определяется в качестве первой добродетели общественных институтов, которая не допускает, чтобы потеря свободы одними была оправдана большими благами других. Вопросы исторического изменения и современного употребления понятия справедливости в политическом и юридическом дискурсе и практике получили всестороннее отражение у О. Хеффе.

Обзор имеющейся литературы позволяет нам сделать определенные выводы:

во-первых, заявленная в диссертации тема является объектом исследования не одно десятилетие. Однако большинство работ, посвященных анализу справедливости, отличаются излишней публицистичностью изложения и имеют либо слишком узкую направленность, либо чрезвычайно широкий взгляд на предложенную проблему;

во-вторых, несмотря на обилие философских трудов по данной тематике, нами отмечается недостаточное количество фундаментальных работ, дающих целостную оценку и раскрывающих сущность этого феномена в русской этической мысли в сопоставлении с современными западными теориями.

Представление об актуальности темы, степени ее научной разработанности позволяет определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает справедливость как этико-философская и этико-правовая категория. Предметом исследования являются взгляды на справедливость в творчестве В. С. Соловьева и И. А. Ильина.

Сложность предмета исследования обусловлена тем, что вопросы справедливости освещались в той или иной степени многими русскими мыслителями XIX - XX вв. Изучить все их взгляды в рамках одного диссертационного исследования не представляется возможным, что, в свою очередь, ставит проблему выбора наиболее оригинальных философских концепций справедливости, органично впитавших в себя лучшие традиции западной этической мысли. К их числу, на наш взгляд, можно отнести наследие В. С. Соловьева и И. А. Ильина.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является целостный анализ воззрений на справедливость В. С. Соловьева и И. А. Ильина.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

- исследовать динамику развития представлений о справедливости в западной этике с эпохи Античности до XX в.;

- рассмотреть и подчеркнуть оригинальность, своеобразие восприятия справедливости В. С. Соловьевым и И. А. Ильиным в контексте развития западной этико-философской традиции, проанализировав влияние этических идей И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля (XVIII - XIX вв.) на формирование взглядов на справедливость русских мыслителей;

- сопоставить концепцию справедливости Д. Ролза (XX в.) с этическими представлениями И. А. Ильина;

- определить место и значение справедливости в этике Всеединства В. С. Соловьева, раскрыв нравственное содержание феномена справедливости и показав его соотнесение с категориями истины и добра;

- выявить специфику этического смысла категории справедливости в концепции И. А. Ильина, основанную на приоритете человеческой индивидуальности.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что справедливость занимает важное место в русской этической мысли и получает свое оригинальное развитие в творчестве В. С. Соловьева и И. А. Ильина. Диссертант предполагает, что исследуемый феномен рассматривается В. С. Соловьевым в рамках его философской концепции Всеединства в тесной взаимосвязи с понятиями Бога и добра, а в понимании И. А. Ильина выступает идеалом и целью общественной жизни людей, в большей степени обращенный к праву и соотнесенный с ответственностью.

Источниками исследования явились сочинения классиков Античности (Аристотеля, Платона), Средневековья (Августина Аврелия, Фомы Аквинского), Возрождения (Никколо Макиавелли), Нового времени (Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка), мыслителей немецкой классической (Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта), русской (И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина), современной западной (Р. Дарендорфа, Р. Дворкина, Р. Нозика, Д. Ролза, О. Хеффе) философии и этики.

Особую значимость для автора имели посвященные вопросам добра и справедливости работы В. С. Соловьева: «Чтения о Богочеловечестве», «Духовные основы жизни», «Право и нравственность», «Оправдание добра», а также труды И. А. Ильина: «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Поющее сердце: Книга тихих созерцаний», «Основы художества. О совершенном в искусстве», «Мученичество. Церковь в советском государстве», «О сущности правосознания».

Существенную роль в рассмотрении проблемы справедливости сыграли труды современных отечественных авторов: Р. Г. Апресяна, 3. А. Бербешкиной, П. П. Гайденко, А. В. Гулыги, А. А. Гусейнова, М. А. Маслина, Н. В. Мотрошиловой, В. Н. Назарова, В. С. Нерсесянца, А. В. Прокофьева, А. В. Разина, В. В. Сербиненко, А. П. Скрипника,

Э. Ю. Соловьева, Л. Е. Шапошникова. Несомненную ценность также представили диссертации и авторефераты диссертаций, публикации в научных журналах и результаты социологических опросов по теме справедливости.

Теоретико-методологическая основа работы. Проведение диссертационного исследования на стыке таких наук, как философия, этика, история, право предполагает комплексный характер избранной методологии, позволяющий всесторонне и целостно раскрыть сущность справедливости. Положенный в основу работы принцип системности предопределил необходимость использования следующих методов исследования:

- интегративного, позволяющего использовать достижения в различных областях научного знания для решения задач, поставленных в настоящем исследовании;

- сравнительно-исторического, позволяющего рассмотреть процесс развития западных представлений о справедливости в различные периоды времени, сопоставить их друг с другом, выявив при этом их влияние на формирование взглядов В. С. Соловьева и И. А. Ильина;

- герменевтического, способствующего правильному истолкованию и пониманию философских трудов западных и русских мыслителей;

- аксиологического, обосновывающего место справедливости в системе социальных ценностей.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в целостном этико-философском анализе справедливости в русской этической традиции, представленной творчеством В. С. Соловьева и И. А. Ильина, в результате которого:

- выявлена и охарактеризована западная традиция понимания справедливости, рассматривающая ее как добродетель, божественное провидение, общественный идеал, выражение честности;

- раскрыта особенность восприятия справедливости в русской этической традиции В. С. Соловьева и И. А. Ильина, испытывавших влияние нравственно-религиозных идей западной этики;

- исследовано смысловое содержание этики долга И. Канта, взглядов о духовном происхождении справедливости Г. В. Ф. Гегеля в контексте философских представлений о справедливости В. С. Соловьева и И. А. Ильина;

- сопоставлены западная традиция понимания справедливости Д. Ролза и философские представления о справедливости И. А. Ильина в целях подчеркивания оригинальности и самобытности русской этической мысли;

обосновано существование в рамках этики Всеединства В. С. Соловьева взгляда на справедливость как целостного, интегрирующего явления и нравственного начала;

определено и проанализировано место человеческой индивидуальности в трактовке понятия справедливости И. А. Ильина.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения диссертационного исследования:

1. Возникшее в эпоху Античности понимание справедливости, эволюционируя в общественном сознании от добродетели - к божественному явлению, а затем - к общественному идеалу, получило новое осмысление в XX в. в работах американского философа Д. Ролза, рассматривавшего справедливость как выражение честности. Трансформируясь из

I

политической и этической категории в понятие правовое (юридическое), справедливость в своей основе всегда имела неизменное морально-нравственное обоснование и рассматривалась в качестве одной из главных ценностей человека, цели всей его жизни, к достижению которой необходимо стремиться.

2. Русская этическая мысль, представленная творчеством В. С. Соловьева и И. А. Ильина, находясь под влиянием западной этики, основывалась на христианской мировоззренческой установке русского

православия относительно природы справедливости. Рассмотрение справедливости как цели жизни человека, определяющей его отношение к другим людям, миру и Богу, составляет особенность этико-философской традиции русских мыслителей, впитавшей в себя идеи И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

Воззрения В. С. Соловьева на справедливость представляют собой синтез этических взглядов И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, очевидные расхождения между которыми воплощаются у русского философа в примиряющем единстве. Представления Г. В. Ф. Гегеля о справедливости имущественного неравенства получили дальнейшее творческое развитие у И. А. Ильина, суть учения которого предполагает обращение к природной индивидуальности и неодинаковости людей при трактовке вопросов справедливости.

3. Творчество Д. Ролза, как современный этап развития западной этики, и учение И. А. Ильина, являющееся выражением русской этико-религиозной и правовой мысли, во многом испытывали влияние античной и немецкой классической философии. Если основой справедливости у И. А. Ильина является Бог, духовность, то квинтэссенцией справедливости Д. Ролза -честность, а сформулированная им концепция выступает парадигмальным выражением современной либеральной философии. Понятийно-категориальный аппарат, используемый мыслителями для характеристики справедливости, также имеет существенные различия: добро, совесть, нравственность, духовность - у И. А. Ильина и универсальность, общезначимость, эффективность, возмещение, равенство возможностей - у Д. Ролза.

Вместе с тем следует признать, что воззрения данных мыслителей в трактовке справедливости в некоторых аспектах все же совпадают. Так, по мнению русского философа, сущностью справедливости является неравенство, «внимание к человеческой индивидуальности». Подобной позиции придерживается и Д. Ролз, считающий, что равенство не всегда и не

во всех случаях выступает проявлением справедливости и является предпочтительным. Идея Д. Ролза о необходимости социальной поддержки «наименее преуспевающих» при всей концептуальной сложности данной теории, по мнению диссертанта, близка мировоззрению И. А. Ильина.

4. Справедливость в творчестве В. С. Соловьева раскрывается в рамках его философии Всеединства через характерные для религиозной традиции категории добра, жертвенности, всепрощения, самоотречения, духовности, любви. Она наполняется смыслом только в соотнесении с человеком и Богом, являющимся воплощением добра и наивысшим духовным Абсолютом, без которого человек не может реализовать свое нравственное совершенство. Формальное начало справедливости служит необходимым средством и формой для осуществления абсолютной идеи Всеединства и только от нее получает свое высшее освящение.

5. Учение о справедливости И. А. Ильина, в отличие от взглядов В. С. Соловьева, носит более конкретный, индивидуальный характер и находит свое выражение в таких понятиях, как неравенство и право. Подчеркивая своеобразие каждого человека и призывая к неодинаковому обращению с разными людьми, И. А. Ильин декларирует справедливость предметно-обоснованного неравенства, являющегося, по его мнению, выражением подлинной человеческой природы. Справедливость, с точки зрения философа, представляет собою «художественное начало», соотнесенное с чувством сострадания, прощения, ответственности.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты проведенного исследования позволяют раскрыть особенности понимания справедливости в русской этической мысли конца XIX - первой половины XX вв. Выявление нравственного, религиозного, правового смысла справедливости расширяет возможности современной этической теории и задает новые направления в исследовании данного феномена. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке вузовских лекционных курсов по философии, этике, истории философии.

Выводы работы также могут служить основой для дальнейшего творческого развития и осмысления проблемы справедливости.

Апробация основных результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы изложены автором в 12 статьях, три из которых опубликованы в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК: «Вестник Чувашского университета» (Чебоксары, 2011), «Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (Саранск, 2011), «Гуманитарные науки и образование» (Саранск, 2011). Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях (Саранск, 2010-2011, Н. Новгород, 2010-2011), конференциях молодых ученых и аспирантских семинарах.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии для гуманитарных специальностей ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации.

Поставленные цель и задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав (в первой - три параграфа, во второй - два), заключения и библиографического списка, включающего 204 наименования. Весь объем работы составляет 169 страниц.

Глава 1. Становление взглядов на справедливость в западной этике

Исследование проблемы справедливости в западной этике, на наш взгляд, позволит определить степень ее влияния на формирование представлений о справедливости выдающихся русских мыслителей В. С. Соловьева и И. А. Ильина, подчеркнуть самобытность и оригинальность их взглядов.

1.1. Место справедливости в этике Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени: от добродетели к общественному идеалу

Концепция справедливости наряду с такими этическими категориями, как добро, правда, истина интересовала мыслителей с незапамятных времен. Философы Античности рассматривали справедливость (dike) как важнейшую основу мироустройства и одну из главных добродетелей. Невозможность точно и однозначно охарактеризовать справедливость привела к тому, что предельным выражением этой неопределенности стало ее отождествление с божественным промыслом. Древние верили в божественное происхождение справедливости, ее неотвратимость и неизбежность, справедливое воздаяние каждому по заслугам. Констатируя свою беспомощность перед судьбой и высшими силами, греки говорили, что они «сидят на коленях богов». Иллюстрацией принципа финальной, недоступной для человеческого понимания справедливости служат греческие трагедии [12. С. 51]. Так, к примеру, гомеровская трактовка божественного происхождения справедливости, наказывающей за нарушение воли богов, была продолжена Гесиодом, который рассматривал ее как основание разграничения морального и неморального, нравственного и безнравственного.

Натурфилософские учения, как нам представляется, придают справедливости новый смысл, отражающий суть древнегреческих взглядов

на существовавшее мироустройство и нравственный порядок. Памятуя о том, что натурфилософы заключали мир природный и мир социальный в единое целое, управляемое Космосом, справедливость рассматривалась ими как воплощение космического разума, предполагающего наличие упорядоченности, гармонии, согласия. Следует признать, что данное понимание справедливости было свойственно всей древнегреческой философии. Анаксимандр, например, говорит о существовании «двойной несправедливости»: первая несправедливость предполагает возникновение мира в результате распада единого целого, вторая связана со стремлением образовавшихся после распада сторон поглотить друг друга. Только уравновешивающая и упорядочивающая справедливость космического разума могут преодолеть эту «двойную несправедливость».

Взгляды Анаксимандра на проблему справедливости, на наш взгляд, приобретают второе дыхание в философии Гераклита, который в отличие от своего предшественника признает не только борьбу, но и единство противоположностей. Достигается это благодаря постоянному стремлению к вечной гармонии и совершенству. Однако, так же, как и Анаксимандр, Гераклит связывает справедливость с божественным началом, воздающим каждому по заслугам. Он уделяет особое внимание рассмотрению относительности справедливости, основываясь на том, что людям, имеющим различные пристрастия и интересы, свойственно свое личное, субъективное понимание справедливости.

Демокрит, как нам представляется, усматривает в справедливости объективную природу, не зависящую от представлений людей о ее сущности. Справедливость, по мнению древнегреческого мыслителя, основывается на объективных, природных обстоятельствах и принадлежит к числу главных ценностей.

Новое понимание в рассмотрение феномена справедливости внес Сократ, в философской системе которого человек занимает центральное место, выступая при этом основным объектом исследования [185. С. 14].

Глубоко веря в красоту добродетели и истины, Сократ рассматривал справедливость как первооснову мудрости, стремление к вечному благу. Несправедливость же, по мнению философа, больше причиняет вред именно тому, кто ее совершает. Используя критерий справедливости для определения сущности государства, мыслитель категорически отрицает возможность существования тех форм общественно-политического устройства, которые противоречат справедливости [Там же]. Мы разделяем точку зрения исследователя В. Е. Давидовича, который очень точно подметил: «Характерно, что для Сократа этическое, правовое и политическое в справедливости также неразделимы. Должное в делах человеческих основано на «геометрическом равенстве», т.е. на равенстве по ценности поступков, по политической добродетели, свободном соблюдении законов» [42. С. 44].

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кирсанова, Ольга Викторовна, 2012 год

Библиографический список

1. Августин Аврелий. О граде божьем. Кн. 1 / Августин Аврелий. — Минск : Харвест ; М. : ACT, 2000. - 296 с.

2. Алексеева Т. А. Джон Роулс и его теория справедливости / Т. А. Алексеева // Вопросы философии. - 1994. - № 10. - С. 26-37.

3. Алпатов А. Справедливость и право / А. Алпатов // Человек и труд. -

2004.-№ 12.-С. 47^19.

4. Апресян Р. Г. О допустимости неправды по обязанности и из заботы / Р. Г. Апресян // Человек. - 2008. - № 3. - С. 38-47.

5. Аракелян А. Ю. Справедливость: цивилистический аспект / А. Ю. Аракелян // Современное право. - 2007. - № 10. - С. 57-61.

6. Аристотель. Большая этика. // Аристотель. Сочинения : в 4 т. / под общ. ред. А. И. Доватура. - М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - С. 295-374.

7. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения : в 4 т. / под общ. ред. А. И. Доватура. - М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - С. 53-293.

8. Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения : в 4 т. / под общ. ред. А. И. Доватура. - М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - С. 375-644.

9. Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. - М. : Высш. шк.,

2005.-400 с.

10. Асмус В. Ф. Иммануил Кант / В. Ф. Асмус. - М. : Высш. шк., 2005. -439 с. - (Классика философской мысли).

11. Асмус В. Ф. Философия Иммануила Канта / В. Ф. Асмус. - М. : Знание, 1957.-80 с.

12. Ашкеров А. По справедливости : эссе о партийности бытия / А. Ашкеров. - М. : Европа, 2008. - 248 с.

13. Батиев J1. В. Закон и справедливость в философии Платона / Л. В. Батиев // Правоведение. - 2005. - № 5. - С. 164-174.

14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования : пер. с англ. / Д. Белл ; ред. и авт. вступ. ст.

B. JI. Иноземцев. - М. : Academia, 1999. - 956 с.

15. Бербешкина 3. А. Справедливость как социально-философская категория / 3. А. Бербешкина. - М. : Мысль, 1983. — 203 с.

16. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2 / Н. А. Бердяев. - М. : Наука, 1994. - 448 с.

17. Бергсон А. Два источника морали и религии / А. Бергсон ; пер. с фр., послесл., примеч. А. Б. Гофмана. - 2-е изд., испр. - М.: КДУ, 2010. - 288 с.

18. Бернер А. Ф. Учебник немецкого уголовного права (Часть общая). С примечаниями, приложениями и дополнениями по истории русского права и законодательству положительному Н. Неклюдова. Т. I. По изданию 1867 г. [Электронный ресурс]7 А. Ф. Бернер. - Электрон, дан. - [М. : б. и.], 200-. -Режим доступа: http://allpravo.ru/library/docl01p0/instrum3264/item3282.html, свободный. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 12.06.2010.

19. Бурова М. JI. Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX - начала XX в. / М. JI. Бурова. - СПб. : Балт. гос. техн. ун-т (ВОЕНМЕХ) им. Ф. Д. Устинова, 2003. - 22 с.

20. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Сочинения : в 2 т. / под общ. ред. A. JI. Субботина. - М. : Мысль, 1977. - Т. 1. -С. 81-522.

21. Варламова И. С. Справедливость как основной принцип права / И. С. Устинова // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 8. -

C. 144-146.

22. Васильев В. А. И. А. Ильин о добродетелях, пороках и сопротивлении злу / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. -2006.-№1.-С. 172-190.

23. Васильев В. А. Платон о благе и добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 3. - С. 155-169.

24. Верин В. Концепция права в контексте построения основ «свободной теократии» Владимира Соловьева / В. Верин // Российская юстиция. - 2003. - № 8. - С. 56-59.

25. Воронина Н. И. Теоретическая культурология : в 2 ч. / Н. И. Воронина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 210 с.

26. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.

27. Галахтин М. Г. Владимир Соловьев и философия права в России / М. Г. Галахтин // Философские науки. - № 4. - 2006. - С. 54-69.

28. Гегель Г. В. Ф. Дух христианства и его судьба // Гегель Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т.- М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 101-194.

29. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель ; сост. и общ. ред. А. В. Гулыги. - М. : Мысль, 1971. - 630 с.

30. Гегель Г. В. Ф. Философия права : пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель ; ред. и сост. Д. А. Керимов, В. С. Нерсесянц ; авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. - М. : Мысль, 1990. - 524 с.

31. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель ; отв. ред. Е. П. Ситковский ; редкол.: Б. М. Кедров [и др.]. - М. : Мысль, 1977. - 471 с.

32. Герасимов А. С. Религиозные основания права и нравственности /

A. С. Герасимов // Вестн. Новгородского государственного университета. -2004.-№27.-С. 4-6.

33. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения : в 2 т. / под общ. ред.

B. В. Соколова. - М. : Мысль, 1991. - Т. 2. - С. 3-590.

34. Гринберг Л. Г. Критика современных буржуазных концепций справедливости / Л. Г. Гринберг, А. И. Новиков. - Л.: Наука, 1977. - 171 с.

35. Гулыга А. В. Гегель / А. В. Гулыга. - М. : Мол. гвардия, 2008. -

263 с.

36. Гуменюк Т. А Справедливость как принцип права: законодательное установление и реализация при применении мер административной ответственности / Т. А. Гуменюк // Закон. - 2009. - № 9. - С. 69-83.

37. Гурвич Г. Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев / Г. Д. Гурвич // Правоведение. - 2005. - № 4. -С. 138- 163.

38. Гусейнов А. А. Введение в этику / А. А. Гусейнов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985.-208 с.

39. Гусейнов А. А. О насилии и ненасилии / А. А. Гусейнов // Философия, мораль, политика : сб. ст. - М. : ИКЦ «Академкнига», 2002. -304 с.

40. Гусейнов А. А. Справедливость / А. А. Гусейнов // Этика : энцикл. слов. / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. - М. : Гардарики, 2001. -671 с.

41. Гусейнов А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1998. -472 с.

42. Давидович В. Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности / В. Е. Давидович. - М. : Политиздат, 1989. - 255 с.

43. Дамшаева В. А. Проблема справедливости в свете концепции устойчивого развития : автореф. дис. ... канд. филос. наук / В. А. Дамшаева. -Улан-Удэ : Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т, 2000. - 24 с.

44. Дарендорф Р. Тропы из утопии : Работы по теории и истории социологии / Р. Дарендорф ; пер. с нем. Б. Скуратова, В. Близнекова. - М. : Праксис, 2002. - 536 с.

45. Дворкин Р. О правах всерьез / Р. Дворкин. - М. : РОССПЭН, 2004. -

391 с.

46. Деникина 3. Д. Неклассическая и постнеклассическая философия права / 3. Д. Деникина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГОУ, 2010. -230 с.

47. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. - М. : Мысль, 1979. - 620 с.

48. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. -М. : ПРОФИЗДАТ, 2004. - 543 с.

49. Дубко Е. Л. Идеал, справедливость, счастье / Е. Л. Дубко. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 191 с.

50. Дубко Е. Л. Политическая этика / Е. Л. Дубко ; МГУ им. М. В. Ломоносова, филос. фак. - М. : Акад. проект : Трикста, 2005. -720 с.

51. Евангелие от Марка (Мк). 10:25. Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа. В русском переводе. - Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2008. - 566 с.

52. Евлампиев И. И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина / И. И. Евлампиев. - СПб. : Наука, 1998. - 509 с.

53. Евлампиев И. И. Иван Ильин и его книга о Гегеле / И. И. Евлампиев // Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. -СПб.: Наука, 1994. - 542 с.

54. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX- XX вв. Русская философия в поисках абсолюта. Ч. II. - СПб.: Алетейя, 2000. - 413 с.

55. Евлампиев И. И. История русской философии / И. И. Евлампиев. -М. : Высш. шк., 2002. - 584 с.

56. Емельянов Б. В. Очерки русский философии XX века / Б. В. Емельянов. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 340 с.

57. Еременко В. Н. Справедливость / В. Н. Еременко // Роман-газета. -2007.-№20. -С. 73-79.

58. Ермишин О. Т. Духовный путь и религиозно-философский идеал И. А. Ильина / О. Т. Ермишин, К. Б. Ермишина // Философские науки. - 2008. -№4.-С. 87-100.

59. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии / А. Ф. Замалеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. -312 с.

60. Зараева Л. В. О некоторых западных теориях справедливости / Л. В. Зараева // Власть. - 2007. - № 8. - С. 67-70.

61. Заславская Т. И. Социология экономической жизни : очерки теории / Т. И. Заславская ; отв. ред. А. Г. Аганбегян. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991.-446 с.

62. Зеньковский В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. -М. : Акад. проект : Раритет, 2001. - 880 с.

63. Ильин И. А. Мученичество. Церковь в советском государстве // Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. - М. : Рус. кн., 1998. - Т. 7. - С. 222320.

64. Ильин И. А. Наши задачи // Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. - М. : Рус. кн., 1993. - Т. 2, кн. 1. - С. 7^66.

65. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. - М. : Рус. кн., 1994. - Т. 4. - С. 45-147.

66. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. -М. : Рус. кн., 1996. - Т. 5. - С. 31-220.

67. Ильин И. А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. -М. : Рус. кн., 1994. - Т. 4. - С. 149-414.

68. Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. - М. : Рус. кн., 1996. - Т. 6, кн. 1. -С. 51-182.

69. Ильин И. А. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний // Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Три речи 1914-1923. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний. - М. : ACT : ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - С. 99-285.

70. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Путь к очевидности. - М. : Республика, 1993. - С. 134-288.

71. Ильин И. А. Путь к очевидности // Ильин И. А. Путь к очевидности. -М. : Республика, 1993. - С. 290-403.

72. Ильин И. А. Статьи. Письма. Выступления // Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. -М. : Рус. кн., 1996. - Т. 5. - С. 221-286.

73. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И. А. Ильин. - СПб. : Наука, 1994. - 542 с.

74. Исмаилов H О. Справедливость как мера равенства / НО. Исмаилов // Социология власти. - 2009. -№ 8. - С. 95-103.

75. Исмаилов Н. О. Справедливость как мера свободы / Н. О. Исмаилов // Социология власти. - 2009. - № 7. - С. 136-144.

76. Исмаилов Н. О. Справедливость под углом зрения основных требований диалектики / Н. О. Исмаилов // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 1. - С. 36-41.

77. Кадомцева С. Ю. Справедливость в системе нравственных ценностей / С. Ю. Кадомцева // Вестник Мордовского госуниверситета. -2008.-№3.-С. 107-110.

78. Каменский 3. А. История философии как наука / 3. А. Каменский. -М. : Наука, 1992.- 121 с.

79. Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация : монография. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.-236 с.

80. Канарш Г. Ю. Справедливость / Г. Ю. Канарш // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2008. - № 3. - С. 251-253.

81. Канарш Г. Ю. Справедливость как гуманитарная константа: философия справедливости в России (конец XX - начало XXI в.) / Г. Ю. Канарш // Гуманитарные константы : материалы конф. Ин-та гуманит. исследований Моск. гуманит. ун-та, 16 февр. 2008 г. / отв. ред. В. А. Луков. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. - С. 53-67.

82. Канарш Г. Ю. Справедливость как развитие человеческих качеств / Г. Ю. Канарш // Человек. - 2006. - № 5. - С. 5-17.

83. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. - 2-е изд., стер. - СПб. : Наука, 2005. - С. 121-258.

84. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант ; пер. с нем. Н. Лосского. -М. : Эксмо, 2006. - 736 с.

85. Кант И. Лекции по этике : пер. с нем. / И. Кант ; общ. ред., сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. - М. : Республика, 2000. — 431 с.

86. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. - 2-е изд., стер. - СПб. : Наука, 2005. - С. 259-505.

87. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Кант И. Трактаты и письма / ред. А. В. Гулыга. - М. : Наука, 1980. - С. 292-297.

88. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма / ред. А. В. Гулыга. - М.: Наука, 1980. - С. 78-278.

89. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 2 / И. Кант. - М.: Мысль, 1964. - 511 с.

90. Кашников Б. Н. Этические содержание и смысл либеральных теорий справедливости : автореф. дис.... д-ра филос. наук / Б. Н. Кашников. -Рязань : ИФ РАН, 2005. - 26 с.

91. Кимлика У. Либеральное равенство / У. Кимлика // Современный либерализм. - М. : Прогресс-Традиция : Дом интеллект, кн., 1998. -С. 137-190.

92. Кистяковский Б. А. Избранное. В 2 ч. Ч. 1 / Б. А. Кистяковский ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Н. Медушевский ; Ин-т обществ, мысли. -М.: РОССПЭН, 2010. - 656 с.

93. Кистяковский Б. А. Избранное. В 2 ч. Ч. 2 / Б. А. Кистяковский ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Н. Медушевский ; Ин-т обществ, мысли. -М. : РОССПЭН, 2010. - 376 с.

94. Козлов М. И. Социальная справедливость в контексте русской традиции : монография / М. И. Козлов. - Архангельск : КИРА, 2010.-201 с.

95. Козлов М. И. Социальная справедливость в контексте русской традиции: социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук / М. И. Козлов. - Архангельск : Помор, гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2008.-23 с.

96. Козлов В. Ф. Справедливость, где она? / В. Ф. Козлов // Роман-газета. - 2007. - № 16. - С. 93-96.

97. Кочергин М. С. Феномен социальной справедливости : автореф. дис. ... канд. филос. наук / М. С. Кочергин. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2007. -23 с.

98. Кочетков В. В. Справедливость как сущность социального государства / В. В. Кочетков // Философия права. - 2009. - № 5. - С. 32-36.

99. Кропоткин П. А. Справедливость и нравственность / П. А. Кропоткин // Экология и жизнь. - 2002. - № 3. - С. 5-8.

100. Крутова О. Н. Проблемы человека в социальной философии марксизма / О. Н. Крутова ; отв. ред. В. М. Межуев ; АН СССР, Ин-т философии. - М. : Наука, 1990. - 139 с.

101. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века / В. А. Кувакин. - М. : Мысль, 1980. - 309 с.

102. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева (из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли») / В. А. Кувакин. - М. : Знание, 1988.-64 с.

103. Кураев В. И. Ильин Иван Александрович / В. И. Кураев // Русская философия : энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина ; сост. П. П. Апрышко,

A. П. Поляков. - М. : Алгоритм, 2007. - С. 204-205.

104. Лазарев В. В. Категорический императив И. Канта и этика

B. Соловьева / В. В. Лазарев // Кант и философия в России. - М. : Наука, 1994.-С. 42-80.

105. Литвиненко Н. Концепция справедливости Джона Ролза / Н. Литвиненко // Логос. - 2006. - № 1. - С. 26-34.

106. Локк Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Сочинения : в 3 т. / под общ. ред. А. Л. Субботина. - М. : Мысль, 1988. - Т. 3. - С. 135^05.

107. Лопатин Л. М. Лекции по истории новой философии / Л. М. Лопатин. -2-е изд., испр. - М. : КомКнига, 2007. - 264 с.

108. Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи / Л. М. Лопатин. -Минск : Харвест ; М. : ACT, 2000. - 496 с.

109. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время / А. Ф. Лосев ; предисл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Мол. гвардия, 2000. - 613 с.

110. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Высш. шк., 1991.-559 с.

111. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа / Н. О. Лосский. - М. : Политиздат, 1991. - 368 с.

112. Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / Н. Макиавелли ; пер. с итал. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. - СПб. : Азбука-классика, 2009. - 272 с.

113. Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали / А. Макинтайр ; пер. с англ. В. Целищева. - М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2000. - 384 с.

114. Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право / Г. В. Мальцев. -М. : Мысль, 1977.-245 с.

115. Маслин М. А. Ильин и современная Россия / М. А. Маслин // Вестник Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы. - 2010. -№ 1. - С. 43-47.

116. Меняйло Л. Н. И. А. Ильин о праве, духовности, справедливости / Л. Н. Меняйло // Правовая культура в России на рубеже столетий : материалы Всерос. науч.-теорет. конф. - Волгоград : ВРО МСЮ, 2001. -С. 53-55.

117. Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов) / Н. В. Мотрошилова. - М. : Республика : Культур, революция, 2006. - 447 с.

118. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей : ист.-филос. очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. - М. : Канон+ : РООИ «Реабилитация», 2010. - 488 с.

119. Мочалов Е. В. Антропологические темы в философии всеединства в России XIX-XX вв. / Е. В. Мочалов. - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. гуманит. центра, 2002. - 304 с.

120. Мочалов Е. В. Антропология всеединства в русской философии : [монография] / Е. В. Мочалов. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. - 242 с.

121. Назаров В. Н. История русской этики / В. Н. Назаров. - М. : Гардарики, 2006. - 319 с.

122. Назаров В. Н. Оправдание добра / В. Н. Назаров // Этика : энцикл. слов. / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. - М. : Гардарики, 2001. -671 с.

123. Нерсесянц В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц ; Ин-т государства и права РАН, Акад. -правовой ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: НОРМА, 2008. - 835 с.

124. Нестерук Е. С. Справедливость в правотворчестве и правоприменении / Е. С. Нестерук // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2007. - Т. 13, № 3. - С. 260-262.

125. Нестерук Е. С. Справедливость в современном российском правосознании : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е. С. Нестерук. -Н. Новгород : Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2008. - 27 с.

126. Новгородцев П. И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев ; сост., подгот. текста, вступ. ст. А. В. Соболева. - М. : Пресса, 1991. - 640 с.

127. Нозик Р. Анархия, государство и утопия : пер. / Р. Нозик // Социальные и гуманитарные науки : реферат, журн. Сер. 3. Философия (отечественная и зарубежная литература). - 1994. - № 4. - С. 140-176.

128. Осипов Ю. М. Справедливость / Ю. М. Осипов // Философия хозяйства. - 2007. - № 2. - С. 211-216.

129. Пазенок В. С. Социализм и справедливость / В. С. Пазенок. — М. : Политиздат, 1967. - 198 с.

130. Пикалов И. А. Справедливость или гуманизм? / И. А. Пикалов // Современное право. - 2008. - № 6. - С. 49-51.

131. Платон. Горгий // Платон. Диалоги / пер. с древнегреч. В. Н. Карпова. - СПб. : Азбука, 2000. - С. 85-194.

132. Платон. Государство // Платон. Государство. Законы. Политик / предисл. Е. И. Темнова. - М. : Мысль, 1998. - С. 63-382.

133. Платон. Диалоги / Платон. - М. : Мысль, 1986. - 607 с.

134. Платон. Законы // Платон. Государство. Законы. Политик / предисл. Е. И. Темнова. - М. : Мысль, 1998. - С. 383-716.

135. Платон. Критон. // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1999. - С. 97-111.

136. Пресняков М. В. Справедливость в системе конституционно-правовых ценностей / М. В. Пресняков // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 16. - С. 6-9.

137. Прибыткова Е. А. Несвоевременный современник: философия права B.C. Соловьева / Е. А. Прибыткова. - М. : Модест Колеров, 2010. -480 с.

138. Прибыткова Е. А. Религиозно-нравственное оправдание права: два этапа в эволюции идей Вл. Соловьева / Е. А. Прибыткова // Правоведение. -

2005.-№4.-С. 165-180.

139. Прокофьев А. В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов / А. В. Прокофьев ; ПМИОН, Межрегион, исслед. в обществ, науках, Минобрнауки России. - Великий Новгород : [Новгород. ТЕХНОПАРК],

2006. - 283 с.

140. Пугачев О. С. Проблема нравственных абсолютов в этическом учении В. С. Соловьева : автореф. дис. ... канд. филос. наук / О. С. Пугачев. -Москва: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1993. - 28 с.

141. Пушкин В. Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке / В. Г. Пушкин. - СПб. : Лань, 2000. - 448 с.

142. Разин А. В. Этика / А. В. Разин. - 3-е изд., перераб. - М. : Акад. проект, 2006. - 624 с.

143. Рачков П. А. Правда - справедливость / П. А. Рачков // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1996. - № 1. - С. 14-33.

144. Рикер П. Я - сам как другой / П. Рикер. - М. : Изд-во гуманит. лит., 2008. - 416 с. - (Французская философия XX века).

145. Рикер П. Справедливое / П. Рикер ; пер. с фр. Б. Скуратова при участии П. Хицкого. - М. : Гнозис : Логос, 2005. - 304 с.

146. Ролз Дж. Идеи блага и приоритет права / Дж. Ролз // Современный либерализм. - М.: Прогресс-Традиция : Дом интеллект, кн., 1998. - С. 76-107.

147. Ролз Дж. Теория справедливости / Дж Ролз ; пер. с англ. и науч. ред. В. В. Целищева. - Новосибирск : Изд-во Новосибир. ун-та, 1995. - 536 с.

148. Русская идея / сост. и авт. вступ. ст. М. А. Маслин. - М. : Республика, 1992. - 496 с.

149. Русская философия : энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина ; сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. - М. : Алгоритм, 2007. - 736 с.

150. Руткевич М. Н. Социалистическая справедливость / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. - 1986. - № 3. - С. 13-23.

151. Сенчин Р. Справедливость: утопия или реальность? / Р. Сенчин // Роман-газета. - 2007. - № 20. - С. 82-86.

152. Сербиненко В. В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия / В. В. Сербиненко. - М. : Наука, 1994. - 208 с.

153. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. - М. : Политиздат, 1992. - 351 с.

154. Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. - М. : Высш. шк., 1979.-448 с.

155. Соловьев В. С. Духовные основы жизни // Соловьев В. С. Сочинения : в 10 т. - Брюссель : Жизнь с Богом, 1966. - Т. 3. - С. 299-416.

156. Соловьев В. С. Значение государства // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. - М. : Правда, 1989. - Т. 2 : Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. - С. 549-561.

157. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. -М. : Мысль, 1990.-Т. 1.-С. 581-831.

158. Соловьев В. С. Национальный вопрос в России / В. С. Соловьев. -М. : ACT МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 505 с.

159. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. - М. : Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 47-548.

160. Соловьев В. С. Право и нравственность / В. С. Соловьев. - Минск : Харвест ; М. : ACT, 2001.- 192 с.

161. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. - М. : Мысль, 1990. - Т. 2. - С. 289-323.

162. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве / В. С. Соловьев ; ред., вступ. ст. и коммент. С. П. Заикина. - СПб. : Азбука, 2000. - 384 с.

163. Соловьев Э. Ю. Категорический императив нравственности и права / Э. Ю. Соловьев ; РАН, Ин-т философии. - М. : Прогресс-Традиция, 2005.-416 с.

164. Стецюра Т. Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского / Т. Д. Стецюра. -М. : Рос. полит, энцикл. (РОССПЭН), 2010. - 303 с.

165. Сысуев Д. А. Проблема насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Д. А. Сысуев. -Саранск : Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева, 1996. - 19 с.

166. Сэндел М. Дж. Либерализм и пределы справедливости / М. Дж. Сэндел // Современный либерализм. - М. : Прогресс-Традиция : Дом интеллект, кн., 1998. - С. 191-218.

167. Тарасова М. Р. И. А. Ильин о «Серебряном веке» и модернизме / М. Р. Тарасова // Филологические науки. - 2005. - № 3. - С. 96-101.

168. Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами / Ч. Тейлор // Современный либерализм. - М. : Прогресс-Традиция : Дом интеллект, кн., 1998. - С. 219-248.

169. Титов В. Ф. Государственный социализм. Новая концепция общественного развития : монография / В. Ф. Титов. - М. : Совр. тетради, 2008. - 192 с.

170. Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII - XX веков : очерки жизни и творчества : в 2 т. / В. А. Томсинов. - М. : Зерцало, 2007. - Т. 2. -672 с. - (Русское юридическое наследие).

171. Филимонов В. Д. Справедливость как принцип права / В. Д. Филимонов // Государство и право. - 2009. - № 9. - С. 3-13.

172. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: И.Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М. : Сов. энцикл., 1983. - 840 с.

173. Флоровский Г. В. Из прошлого русской мысли / Г. В. Флоровский ; сост. М. А. Колеров, Ю. П. Сенокосов. - М. : Аграф, 1998. - 432 с.

174. Флоровский Г. В. (прот.). Пути русского богословия / Г. В. Флоровский (прот.) ; предисл. И. Мейендор. - Репринт, изд. 1937 г. -Вильнюс : [б. и.], 1991.-602 с.

175. Флоровский Г.В. (прот.) Христианство и цивилизация : избр. тр. по богословию и философии / Г. В. Флоровский (прот.) ; Рус. христиан, гуманит. акад. - СПб. : РХГА, 2005. - 862 с.

176. Фома Аквинский. Онтология и теория познания : фрагменты соч. / Фома Аквинский ; пер., вступ ст., коммент. В. П. Гайденко ; РАН, Ин-т философии. - М. : [б.и.], 2001.-206 с.

177. Фома Аквинский. Сумма Теологии. Ч. I : Вопросы 1-43 / Фома Аквинский ; пер. с лат. С. Еремеева, А. Юдина. - Киев : Ника-Центр : Эльга, 2007. - 560 с.

178. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Ю. Хабермас. - СПб. : Наука, 2001. - 417 с.

179. Хайек Ф. А. фон. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Ф. А. фон Хайек ; пер. с англ. Б. Пинскера, А. Кустарева ; под ред. А. Куряева. — М. : ИРИСЭН, 2006. - 643 с.

180. Хеффе О. Справедливость : Философское введение / О. Хеффе ; пер. с нем. О. В. Кильдюшова ; под ред. Т. А. Дмитриева. - М. : Праксис, 2007. - 192 с.

181. Чичерин Б. Н. Политические мыслители. От Древнего мира до эпохи Возрождения / Б. Н. Чичерин. - 2-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. -216 с.

182. Чичерин Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. - 2-е изд., испр. -М. : ЛИБРОКОМ, 2011. - 336 с.

183. Что такое справедливое общество? [Электронный ресурс] // fom.ru. - Электрон, дан. - [М. : Фонд Общественное мнение], 200-. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/d074523. - Дата обращения: 15.07.2011.

184. Шамилева Р. К. Либеральная концепция справедливости: миф или реальность? / Р. К. Шамилева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. -№ 6. - С. 269-279.

185. Шамилева Р. К. Проблема справедливости в истории и современности: социально-философский аспект : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. - 57 с.

186. Шамилева Р. К. Проблема справедливости в социальной теории Дж. Роулса / Р. К. Шамилева // Философия и общество. - 2008. - № 2. -С.185-194.

187. Шапошников Л. Е. История русской религиозной философии / Л. Е. Шапошников, А. А. Федоров. - М. : Высш. шк., 2006. - 447 с.

188. Шиллер И. Ф. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 1 / И. Ф. Шиллер. -М. ; Л. : Academia, 1937. - 363 с.

189. Шуняева А. Е. Справедливость в доктрине конституционной экономики / А. Е. Шуняева // Конституционное и муниципальное право. -2009.-№11.-С. 36-40.

190. Элбакян Е. С. Справедливость социальная [Электронный ресурс] / Е. С. Элбакян. - Электрон, дан. - [М. : б. и.], 200-. - Режим доступа: http: //www.telecom-f.ru/library/0/001/005/235/index.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 23.02.2010.

191. Энгельс Ф. К жилищному вопросу / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - М. : Гос. изд-во полит, лит., 1961. - Т. 18. -С. 203-284.

192. Энгельс Ф. Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - М. : Гос. изд-во полит, лит., 1961. - Т. 19. - С. 255-258.

193. Явич JI. С. Социализм: право и общественный прогресс / Л. С. Явич. - М. : Юрид. лит., 1990. - 271 с.

194. Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева; Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства : [сборник] / А. С. Ященко; сост., вступ. ст. и коммент. А. П. Альбова. - СПб. : Алетейя, 1999.-254 с.

195. Cahn Е. Justice / Е. Cahn // Jn. International encyclopedia of Social sciences. - L., 1986. - Vol. 8. - P. 346.

196. Dahm H. Vladimir Solovyev and Max Scheler: Attempt at a Comparative Interpretation. A Contribution to the History of Phenomenology / H. Dahm ; iransl. by K. Wright. - Dordrecht-Boston : Reidel, 1975. - 234 p.

197. Florovsky G. Vladimir Solov'ev and Dante: The Problem of Christian Empire / G. Florovsky // For Roman Jakobson. Essays on the Occasion of His Sixtieth Birthday, 11 October 1956. - The Hague : Mouton & Co, 1956. - P. 152-160.

198. Fuller L. L. Positivism and Fidelity to Law - A Reply to Professor Hart / L. L. Fuller // Harvard Law Review. - 1958. - Vol. 71. - P. 430-672.

199. Hardie W. F. Aristotle's Ethical Theory / W. F. Hardie. - Oxford : Clarendon, 1968.-260 p.

200. Miller D. Social Justice / D. Miller. - Oxford : Clarendon, 1976. - 330 p.

201. Hart H. L. A. The Positivism and the Separation of Law and Morals / H. L. A. Hart // Harvard Law Review. - 1958. - Vol. 71. - P. 599-629.

202. Kymlicka W. Contemprary Political Philosophy / W. Kymlicka. - Oxford : Clarendon Press, 1992. - 168 p.

203. Sutton J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment (Library of philosophy and religion) / J. Sutton. - Hong Kong : Hong Kong University Press, 1988. - 247 p.

204. Waage P. N. Der unsichtbare Kontinent: Wladimir Solowjow - der Denker Europas / P. N. Waage. - Stuttgart : Verl. Freies Geistesleben, 1988. -340 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.