Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Рогожникова, Варвара Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат философских наук Рогожникова, Варвара Николаевна
Введение 3
1. Вопрос об отношении первоначала и человека в метафизике всеединства 15
1.1. Едийство онтологии и антропологии в историческом развитии метафизики всеединства 16
1.2. Основные черты и предпосылки метафизики всеединства
Вл. Соловьева 39
2. Метафизика всеединства Вл. Соловьева 50
2.1. Основание антропологии всеединства в учении о сущем и бытии 50
2.2. Этико-эстетический аспект антропологии всеединства 63
2.3. Теократия и эсхатология как пути достижения всеединства 83
2.4. Эвристический характер метафизики всеединства и проблема ее возможности (на основании «Столпа и утверждения истины» П. Флоренского) 103
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Анализ антропологической проблематики в русской философии всеединства XIX-XX веков2003 год, доктор философских наук Мочалов, Евгений Владимирович
Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева: Философско-антропологический анализ2005 год, кандидат философских наук Графова, Елена Сергеевна
Развитие философии всеединства П.А. Флоренским2005 год, кандидат философских наук Фролова, Светлана Михайловна
Проблема "Запад - Восток" как выражение принципов историософии всеединства2009 год, доктор философских наук Треушников, Илья Анатольевич
Концепция всеединства В.С. Соловьева: синтез рационализма и мистицизма2006 год, кандидат философских наук Юхнович, Наталья Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологические основания метафизики всеединства (социально-философский анализ воззрений Вл. Соловьева)»
В наше время антропологическая и социальная проблематика приобретает особую актуальность в связи с необходимостью анализа последствий современных антропологических кризисов и катастроф; с учетом данной ситуации и предполагается обращение к важнейшим вопросам перспектив человеческого существования и общественного развития.
Кризис идеалов гуманизма и социальных практик XX века, заданных в рамках западноевропейского «проекта Просвещения», начавшиеся в конце XX века процессы глобализации всех сфер общественной жизни, проблема единства знания - все это служит поводом для именно научного изучения «антропологического измерения» культурно-цивилизационного творчества, в основе которого лежит переосмысление антропологических и социальных стратегий новоевропейской мысли. Для выполнения данной цели необходимо найти систему средств социально-философской аналитики, адекватную цели выживания и сохранения исторической перспективы человека.
К числу уже сложившихся, но мало изученных традиций научного поиска в данном направлении принадлежит отечественная «метафизика всеединства». В ее основе лежит понятие всеединства, обозначающее особый способ организации бытия, сущностью которого является «простор частного бытия в единстве всеобщего» (153, 362) — или такое единство частных элементов и их всеобщей основы, при котором их тождество и различие были бы равно актуальны.
Значимость проблематики собственно философско-антропологических оснований метафизики всеединства заключается прежде всего в том, что она рождается и решается в связи с поиском важнейших ориентиров человеческой жизни. В этом смысле формулировка философско-антропологических оснований тесно связана с развитием сознания и самосознания человека: от индивидуального и социального развития зависит то, как мы понимаем первоначало, мир и самих себя, какие социально-антропологические стратегии создаем. Ведущей мыслью в анализируемых нами учениях является представление о единстве мира, человека и первоначала.
Метафизика всеединства естественно включается в ряд данных учений; ее сущность мы анализируем на примере прежде всего философской концепции Вл. Соловьева, однако, как справедливо подчеркивают исследователи творчества русского философа (С. С. Хоружий, С. А. Нижников, П. П. Гай-денко, И. И. Евлампиев), метафизика всеединства берет начало прежде всего в классической западной философии. В связи с этим, исследуя сущность метафизики всеединства, невозможно избежать обращения к ее предпосылкам.
Как одно из направлений философской мысли западной и отечественной философии, метафизика всеединства пользовалась и пользуется популярностью среди исследователей истории философии, онтологической и антропологической проблематики. Причин внимания к метафизике всеединства в философских кругах, на наш взгляд, несколько. Во-первых, философия всеединства, по мнению С. С. Хоружего, С. А. Нижникова, И. И. Евлампиева включает в себя философские учения от греков до Гегеля на Западе и от славянофилов до Вл. Соловьева, П. Флоренского, С. Н. Трубецкого, С. JL Франка в России, Таким образом и во-вторых, метафизика всеединства связывает Запад и Восток - и, в-третьих, связывает их в вопросах онтологии и антропологии на базе определенной религиозно-философской традиции (христианский платонизм). В наше время также на первый план выходят проблемы, касающиеся единства знания и сущности различных объединений; в связи с этим особую важность обретают вопросы антропологии, ибо для наилучшего объединения необходимо знать, кто объединяется.
Таким образом, исследование сущности метафизики всеединства обретает значение и, в частности, как поиск философско-антропологических оснований единства в современном обществе в связи с происходящими в нем процессами глобализации и объединения отраслей знания, и, в целом, как пример мышления, которое руководится принципом всеединства.
Объектом данного диссертационного исследования выступает метафизика всеединства Вл. Соловьева - философская концепция, разрабатывавшаяся русским философом в основных его сочинениях. Предметом исследования выступают философско-антропологические основания метафизики всеединства Вл. Соловьева.
Целью нашей работы является определение философско-антропологических оснований метафизики всеединства Вл. Соловьева. В соответствии с данной целью в нашей работе решаются следующие задачи:
1) проанализировать существовавшие в истории метафизики всеединства представления о единстве первоначала и человека, выявить их взаимовлияние и сформулировать в первом приближении философско-антропологические основания данных представлений;
2) определить основные черты и проблемы метафизики всеединства Вл. Соловьева и указать их предпосылки и источники;
3) раскрыть соловьевское учение о сущем и бытии как основание антропологии всеединства;
4) обосновать и раскрыть существенную роль этико-эстетической проблематики в метафизике всеединства Вл. Соловьева;
5) проанализировать сущность и указать на основания и противоречия теократического учения Вл. Соловьева;
6) определить эвристическое содержание метафизики всеединства.
Рабочей гипотезой данного исследования является утверждение о том, что философско-антропологические основания метафизики всеединства Вл. Соловьева заключаются в изначальном единстве первоначала, мира и человека, которое осознается и осуществляется человеком в процессе возрастания его сознания и самосознания, а также в единстве с другими людьми. С этой точки зрения представления о первоначале (онтология) и представления о человеке (антропология) взаимосвязаны. Данная взаимосвязь основывается на единстве идеального и материального начал мира и реализуется в развитии человеком таких духовных даров, как творчество, любовь, свобода, познание. Однако существует проблема адекватного понятийного изложения концепции всеединства, и связана она с тем, что постижение сущности всеединства есть не столько теоретический, сколько необходимо практический процесс формирования особого типа мировоззрения. В связи с этим, на основании анализа антропологического и онтологического аспектов метафизики всеединства, представляется возможным говорить о формировании особого подхода к развитию общества и человека.
Вопросы метафизики всеединства обретают особую актуальность в современном мире в связи с происходящими в нем процессами глобализации и объединения отраслей знания.
Учитывая проблематику диссертационного исследования, в процессе нашей работы мы использовали комплексную методологию. Это, во-первых, метод историко-философского исследования, использовавшийся нами в анализе предпосылок метафизики всеединства Вл. Соловьева. Историко-сравнительный метод применялся нами в анализе текстов самого Вл. Соловьева и работ исследователей его творчества. Мы также использовали сравнительный метод, анализируя смысл понятия «первоначало» в различных философских учениях, предшествовавших метафизике всеединства Вл. Соловьева. И, наконец, для формирования представления о целостном характере концепции всеединства Вл. Соловьева нам потребовался системный подход.
В настоящее время русская философия исследуется многими историками философии, а также специалистами в области этики, религиозной философии, богословия, антропологии. Это относится и специально к метафизике всеединства, основными аспектами изучения которой выступают онтология, антропология, социальная философия и этика. Исследования по этим вопросам появились еще до революции, и были написаны и современниками Вл. Соловьева (Е. Н. Трубецкой), и ближайшими его последователями и критиками (А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, П. Флоренский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков). За последние пятнадцать лет вышло множество книг, монографий, статей, посвященных проблематике всеединства. К этой литературе можно отнести и специально не посвященные метафизике всеединства, но важные для ее осмысления работы.
Анализ онтологии всеединства представлен в работах таких авторов, как А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Е. Н. Трубецкой, С. С. Хоружий, П. П. Гай-денко, И. И. Евлампиев, С. С. Нижников, В. П. Кохановский, и охватывает период с начала 20 века до нашего времени. Эти авторы затрагивают вопрос как о сущности соловьевской метафизики всеединства в целом, так и об отдельных ее аспектах - например, роль пантеизма в учении о сущем и бытии, философская трактовка Вл. Соловьевым христианского догмата о Троице, спор о наличии в соловьевской метафизике личностного принципа, история развития идеи всеединства.
Антропологическая проблематика метафизики всеединства исследуется в работах И. И. Евлампиева, П. П. Гайденко, А. Я. Кожурина, М. Беккера, С. Г. Тутовой. В этих работах антропология всеединства рассматривается и с историко-сравнительной точки зрения (например, в работе М. Беккера «"Я" у Соловьева и Декарта»), и с точки зрения таких аспектов антропологии, как телесность (см. работу С. Г. Тутовой), индивидуальность (П. П. Гайденко), свобода выбора, отношение личности и Абсолюта (И. И. Евлампиев).
С онтологией и антропологией метафизики всеединства тесно связаны учение о богочеловечестве и софиология. Так или иначе, оба учения затрагиваются всеми, кто серьезно исследует проблематику метафизики всеединства; однако следует отметить, что если учение о богочеловечестве более подробно рассматривалось скорее исследователями начала 20 века, то софиология привлекает внимание историков философии и религии в наше время. Из наиболее интересных работ по данной тематике можно отметить статьи Н. Бонецкой, Е. А. Корольковой и К. В. Преображенской, а также работы А. П. Козырева и А. В. Иванова. Учение о богочеловечестве подробно рассматриками (А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, П. Флоренский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков). За последние пятнадцать лет вышло множество книг, монографий, статей, посвященных проблематике всеединства. К этой литературе можно отнести и специально не посвященные метафизике всеединства, но важные для ее осмысления работы.
Анализ онтологии всеединства представлен в работах таких авторов, как А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Е. Н. Трубецкой, С. С. Хоружий, П. П. Тай-денко, И. И. Евлампиев, С. С. Нижников, В. П. Кохановский, и охватывает период с начала 20 века до нашего времени. Эти авторы затрагивают вопрос как о сущности соловьевской метафизики всеединства в целом, так и об отдельных ее аспектах - например, роль пантеизма в учении о сущем и бытии, философская трактовка Вл. Соловьевым христианского догмата о Троице, спор о наличии в соловьевской метафизике личностного принципа, история развития идеи всеединства.
Антропологическая проблематика метафизики всеединства исследуется в работах И. И. Евлампиева, П. П. Гайденко, А. Я. Кожурина, М. Беккера, С. Г. Тутовой. В этих работах антропология всеединства рассматривается и с историко-сравнительной точки зрения (например, в работе М. Беккера «"Я" у Соловьева и Декарта»), и с точки зрения таких аспектов антропологии, как телесность (см. работу С. Г. Тутовой), индивидуальность (П. П. Гайденко), свобода выбора, отношение личности и Абсолюта (И. И. Евлампиев).
С онтологией и антропологией метафизики всеединства тесно связаны учение о богочеловечестве и софиология. Так или иначе, оба учения затрагиваются всеми, кто серьезно исследует проблематику метафизики всеединства; однако следует отметить, что если учение о богочеловечестве более подробно рассматривалось скорее исследователями начала 20 века, то софиология привлекает внимание историков философии и религии в наше время. Из наиболее интересных работ по данной тематике можно отметить статьи Н. Бонецкой, Е. А. Корольковой и К. В. Преображенской, а также работы А. П. Козырева и А. В. Иванова. Учение о богочеловечестве подробно рассматривается в «Миросозерцании Владимира Соловьева» Е. Н. Трубецкого; из современных нам исследований назовем статью Я. Добешевского.
Этический и эстетический аспекты метафизики всеединства рассматриваются соответственно в работах В. В. Лазарева, С. А. Душиной, Т. В. Шеле-пановой. Особенно следует отметить прямо к метафизике всеединства не относящуюся, но весьма важную для понимания сущности соловьевского учения о теургии книгу А. В. Петрова «Феномен теургии». И, конечно, этическая и эстетическая мысль Вл. Соловьева глубоко исследована в работах Е. Н Трубецкого, П. П. Гайденко, И. И. Евлампиева.
Теократия и эсхатология русского мыслителя также привлекали и привлекают внимание историков философии и специалистов в социальной философии, причем и в России, и на Западе. Среди наиболее интересных работ следует отметить статьи Е. В. Тимошиной, В. В. Сербиненко, В. Ш. Сабирова, И. Д. Осипова, а также статьи нескольких нидерландских исследователей философии Вл. Соловьева (Е. van den Zweerde, Е. М. Nethercott, G. Gaut); кроме того, есть послание Папы Римского Иоанна Павла II, упоминающего учение Вл. Соловьева в связи с проблемой соединения церквей. Тем не менее, не смотря на повышенный интерес к наследию Вл. Соловьева, теократическая и эсхатологическая проблематика метафизики всеединства изучена далеко не полностью.
В конце отметим, что, на наш взгляд, в наше время нет достаточно исчерпывающих исследований, в рамках которых наследие Вл. Соловьева рассматривалось бы с точки зрения возможного использования основополагающих принципов метафизики всеединства для разработки социальных программ гуманистической направленности.
Приступая к данному исследованию, мы опирались прежде всего на произведения Владимира Сергеевича Соловьева. Уже в первых серьезных работах Вл. Соловьева — в «Кризисе западной философии», «Критике отвлеченных начал», во французском трактате «София» - дается достаточно полная картина соловьевского варианта всеединства. В данных работах можно проследить не только важнейшие особенности метафизики всеединства Вл. Соловьева, но и противоречия, присущие его концепции.
В последующих своих произведениях, таких как «Философские начала цельного знания», «Оправдание добра», «Смысл любви», «Чтения о Богоче-ловечестве», «Россия и Вселенская Церковь», Вл. Соловьев разрабатывает такие аспекты метафизики всеединства, как учение об Абсолюте, антропологию, этику, эстетику, теократическую концепцию. К сожалению, русский философ не написал работы, специально посвященной проблеме человека, но можно сказать, что эту тему он затрагивает практически во всех своих сочинениях. Сочинения Вл. Соловьева были неоднократно переизданы, и в данном исследовании мы пользовались как изданиями отдельных его произведений, так и собраниями сочинений, изданных в 1990 и 2000 годах; мы также обращались к «Философскому словарю Владимира Соловьева» и к «Письмам В. С. Соловьева».
Первые отзывы на работы русского философа были напечатаны еще при его жизни, а также в ближайшие двадцать лет после его смерти. Авторами этих статей были В. В. Розанов, И. С. Аксаков, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, JL М. Лопатин, Вяч. Иванов, JI. Шестов, С. JI. Франк, К. Н. Леонтьев, Д. С. Мережковский, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, А. Ф. Лосев. Идеи Вл. Соловьева находили отклик - часто критического характера - и в среде представителей духовенства; среди авторов статей о русском мыслителе и его концепции можно назвать протоиереев Михаила Помазанского, Г. В. Флоровского, В. В. Зеньковского, архиепископов Антония (Храповицкого) и Николая (Касаткина).
Современные исследователи русской философии также не обходят вниманием наследие Вл. Соловьева; наиболее важные для данного исследования работы были написаны С. С. Аверинцевым, В. Н. Акулининым, П. П. Гай-, денко, И. И. Евлампиевым, С. А. Нижниковым, С. С. Хоружим, В. В. Лазаревым.
Предметом нашего исследования является метафизика всеединства Вл. Соловьева; однако для определения ее философско-антропологических оснований не достаточно было бы проанализировать произведения только русского философа. В связи с этим мы по возможности обратились к традиции метафизики всеединства в целом, приняв во внимание те учения, которые послужили предпосылками соловьевской концепции всеединства. Так, мы рассмотрели древнегреческое учение о первоначале (архэ), учение Сократа о Благе, тождественном первоначалу, проанализировали представления Платона о бытии, Благе и человеке, неоплатоническую концепцию Единого и учение о теургии, онтологию и антропологию христианства (православия) и мистической средневековой традиции (М. Экхарт, Я. Беме), рационалистические учения Р. Декарта и И. Канта, онтологию и антропологию Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Отметим, что мы не обращались к работам Н. Кузанского, признаваемого за предшественника соловьевской метафизики всеединства; это вызвано необходимым ограничением поля нашего исследования.
Решая блок задач, связанных с анализом данных концепций, мы использовали как первоисточники — например, диалоги Платона, Библию, сочинения святых отцов Восточной церкви, произведения мистиков, философские работы Р. Декарта, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля - так и работы современных и признанных исследователей философии и религии. Авторами книг и статей по данной проблематике являются С. С. Хоружий, И. И. Евлампиев, В. Ф. Асмус, К. Вальверде, В. Виндельбандт, Ф. Гиренок, П. С. Гуревич, Н. О. Гучинская, Г. В. Драч, А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, А. Ф. Лосев, В. Йегер, А. Я. Кожурин, Ф. Коплстон, В. В. Лазарев, Н. Лобковиц, Л. Ю. Лукомский, С. А. Нижников, А. В. Петров, П. А. Сапронов.
В наше время наследие Вл. Соловьева вызывает большой интерес — как в связи с процессами глобализации в мире, с вопросом об объединении церквей, так и в контексте развития современной науки, последнее время ставящей перед собой не только специально-научные, но и философско-религиозные вопросы. В связи с этим в периодической печати, в Интернетсети появляется много книг и статей на эти и другие темы, касающиеся метафизики всеединства. С одной стороны, наличие столь богатого материала по интересующей нас проблематике делает наше исследование более обоснованным и глубоким; с другой стороны, возникает известная трудность в определении научной новизны нашего исследования. Мы полагаем, что обладающие такой новизной результаты нашей работы могут быть выражены в следующих пунктах: во-первых, мы исследовали философско-антропологические основания метафизики всеединства в ходе ее развития до концепции Вл. Соловьева включительно; во-вторых, в ходе нашего исследования была определена роль единства представлений о первоначале и человеке в метафизике всеединства; в-третьих, обосновано утверждение, согласно которому философско-антропологические основания метафизики всеединства Вл. Соловьева раскрываются в его учении о сущем и бытии; в-четвертых, проанализировано теократическое учение русского философа, выявлено основание данного учения (в учении Вл. Соловьева о любви), обозначены его основные противоречия. Нами отстаивается мнение, согласно которому в конце жизни русский мыслитель отказался именно от идеала теократии, а не только от возможности реализовать его в данных исторических условиях; и, наконец, в-пятых, сформулирована и обоснована с точки зрения ее актуальности проблема возможности создания целостной метафизики всеединства средствами понятийного мышления.
Данное диссертационное исследование способствует более глубокому пониманию проблем поиска оснований метафизики всеединства в целом и ее антропологии в частности. Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности использования материалов работы в учебно-воспитательном процессе высшей школы, а также в формировании современного представления об основаниях, сущности и противоречиях социального и экономического единства, к которому в настоящее время стремится мировое сообщество. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе при изучении истории и основной проблематики русской философии и философской антропологии, и могут послужить основой для спецкурса и спецсеминаров, посвященных проблематике русской философии в целом и философии всеединства в России в частности. Результаты диссертации способствуют выдвижению и разработке гуманистически ориентированных программ, отвечающих условиям переходного периода в развитии российского общества.
В соответствии с научной новизной результатов нашего исследования, а также в согласии с его целью и задачами, мы сформулировали следующие положения, выносимые нами на защиту:
1. Метафизика всеединства есть философская традиция, в рамках которой формируется особый взгляд на основания развития человека и общества. Сущность данного подхода заключается в решении проблемы первоначала и его отношения к миру и человеку с точки зрения принципа изначального единства универсума во всех его аспектах (единство внешнего и внутреннего, идеального и материального, единого и иного, частей и целого), с сохранением всех различий.
2. Философская традиция метафизики всеединства имеет богатую историю, включающую в себя достижения философско-религиозной мысли Запада и Востока (России). Общим признаком этих во многом отличных друг от друга учений и концепций является следование принципу изначального и должного единства универсума и решение с этой точки зрения всех проблем антропологического и онтологического характера.
3. Сущность и основания метафизики всеединства раскрывается в анализе онтологии и антропологии, характерных для данной философской традиции. Отечественная метафизика всеединства, в отличие от ее западных аналогов, имеет четкую тенденцию экстраполяции принципа единства всех сторон жизни универсума как на построение теорий, так и на формирование определенных социальных практик.
4. Метафизика всеединства Владимира Сергеевича Соловьева, являющаяся объектом нашего исследования, отличается от всех предшествовавших ей философских и философско-религиозных концепций систематической организацией мысли русского философа вокруг принципа всеединства. Поэтому, на наш взгляд, именно соловьевская концепция заслуживает названия метафизики всеединства.
5. Метафизика всеединства Вл. Соловьева, с точки зрения ее фило-софско-антропологических оснований, представляет собой единство онтологии и антропологии, и данное единство есть не только формально-организующий, но и содержательный принцип. Онтология соловьевской концепции всеединства представлена в учении русского философа о сущем и бытии. Сюда же органически включаются размышления Вл. Соловьева о Софии и Душе мира, а также о космическом и историческом процессах. Антропология метафизики всеединства раскрывается в этико-эстетической, теократической и эсхатологической проблематике.
6. Софиология и учение о богочеловечестве не столько представляют собой отдельные части метафизики всеединства, сколько служат раскрытию ее сущности, и поэтому красной нитью проходят сквозь все соловьевское учение о всеединстве.
7. Такие основополагающие аспекты метафизики всеединства Вл. Соловьева, как этика, эстетика и теократия, показывают, что концепция русского философа не есть лишь теория; к такому же выводу мы приходим и при изучении собственно философских оснований метафизики всеединства.
8. Учение Вл. Соловьева о всеединстве, несмотря на противоречивый характер, свойственный метафизике всеединства в целом и соловьевскому ее варианту в частности, позволяет взглянуть на перспективы развития современной антропологической ситуации с точки зрения представления об изначальном единстве универсума.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема сущего и бытия в философии Владимира Соловьева и в российском соловьевоведении2008 год, кандидат философских наук Миргородский, Владимир Николаевич
Христианская антропологическая традиция и проблема тела в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2006 год, кандидат философских наук Соколова, Марина Геннадьевна
Аксиология всеединства В.С. Соловьёва и её влияние на развитие отечественной духовной культуры2008 год, кандидат философских наук Горин, Алексей Юрьевич
Концепция единого сущего в европейской и отечественной философской традиции2009 год, доктор философских наук Кузнецова, Светлана Вениаминовна
Проблема христианского единства в творчестве В. С. Соловьева2000 год, кандидат философских наук Вашурин, Андрей Николаевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Рогожникова, Варвара Николаевна
Заключение
Цель данного диссертационного исследования — определение философ-ско-антропологических оснований метафизики всеединства в целом и того варианта концепции всеединства, который предлагает Вл. Соловьев. В связи с поставленной нами целью мы исследовали особенности метафизики всеединства в ее историческом развитии, проанализировав учения, которые большинство исследователей данной проблематики считают предпосылками метафизики всеединства Вл. Соловьева. Таким образом, решаемая нами в первой главе задача прояснения общего характера метафизики всеединства органически связана со второй главой, в которой мы исследуем философско-антропологические основания именно соловьевской концепции всеединства, ее характерные черты и противоречия, а также эвристический характер теоретической базы учения о всеединстве.
Напомним, что рабочей гипотезой данного диссертационного исследования явилось утверждение о том, что философско-антропологические основания метафизики всеединства заключаются как в изначальном единстве первоначала и человека, так и в единстве представлений о первоначале и человеке. В соответствии с данной гипотезой мы проанализировали онтологшо и антропологию учений, входящих в традицию метафизики всеединства. В нашем исследовании мы опирались и на первоисточники, и на исследова-тельско-критическую литературу, в том числе монографии и статьи в журналах и ресурсах Интернет-сети.
В результате проведенного нами исследования мы, на наш взгляд, подтвердили рабочую гипотезу данной работы и уточнили характер единства первоначала и человека в рамках метафизики всеединства. Мы полагаем, что данное единство носит характер необходимости, а не свободы, и в этом заключается одна из основных черт и противоречий метафизики всеединства в целом и концепции Вл. Соловьева в частности. Исключением представляется нам только христианская концепция всеединства; однако поскольку в настоящей работе речь идет прежде всего о философии всеединства, мы говорили в основном о христианском платонизме, то есть о том, как христианская онтология и антропология были восприняты философским мышлением. Такое уточнение необходимо, поскольку в некоторых концепциях всеединства, в том числе в соловьевском ее варианте, нередко утверждается приоритет именно христианского понимания всеединства, однако действительность философской мысли, например, Вл. Соловьева, в некоторых пунктах его учения не соответствует заявленной им позиции.
Мы также выяснили, что существует определенная зависимость между развитием сознания и самосознания человека и тем, как он понимает первоначало и суть их взаимоотношений. Будучи, прерывным, историческое развитие понимания человеком самого себя и своих отношений с первоначалом достигает известной глубины в произведениях ряда мыслителей, развивавших метафизику всеединства. К наиболее продуктивным элементам такого развития относятся, на наш взгляд, осознание человеком своей творческой, i свободной, богоподобной природы. Исторически этот процеср происходил в рамках решения вопроса о первоначале, о происхождении и природе человека и социума, о смысле и цели человеческой жизни. На развитие лежащих в основе метафизики всеединства представлений о единстве первоначала и человека оказали влияние в том числе и такие общефилософские проблемы, как проблема сущности человеческой свободы и отношения свободы к необходимости, вопрос о сущности первоначала и т.д. Можно сказать, что противоречия, присущие философской мысли, решающей данные проблемы, сформировались не в последнюю очередь в русле метафизики всеединства и могут быть отнесены к ее важнейшим чертам. То же самое относится и к метафизике всеединства Вл. Соловьева. Главное отличие соловьевского варианта метафизики всеединства заключается, на наш взгляд, в том, что учение русского философа собирает в своем концептуальном поле как лучшие достижения философии всеединства, так и самые яркие ее противоречия. Причиной этого служит тот факт, что для русского философа всеединство не есть лишь
часть его учения, не какая-то его сторона, но основное ядро, организующее вокруг себя весь философский материал. В этом смысле философскую концепцию Вл. Соловьева можно назвать первым систематически организованным учением о всеединстве как на Западе, так и в России.
Основополагающим моментом соловьевской концепции всеединства является прежде всего учение о сущем и бытии; в данном учении раскрываются философско-антропологические основания метафизики всеединства Вл. Соловьева. Онтология русского мыслителя, представленная в этом учении, обосновывает принцип единства первоначала и человека.
Основной проблемой соловьевской метафизики всеединства является проблема отношения Абсолюта и его другого - мира и человека. Решая эту проблему с точки зрения необходимости, а не свободы, Вл. Соловьев оказывается во власти рационализма, свойственного большинству проанализированных нами в данной работе концепций. У нас не было особой задачи дать полное обозрение предпосылок философской концепции Вл. Соловьева, однако в связи с поставленной нами целью нам необходимо было остановить свое внимание на тех идеях, которые, формируясь в ходе исторического развития философии всеединства, нашли отклик и в произведениях русского философа. Таковы, например, понимание Абсолюта как единства противоположностей, представление о взаимозависимом бытии Абсолюта и мира (человека) — эту последнюю черту онтологии мы можем наблюдать у мистиков немецкого Средневековья, а также в философии Ф. Шеллинга. Сюда же относятся идея теургии, учение о Богочеловечестве, представления о Царстве Божием на земле (соловьевская концепция теократии).
На наш взгляд, теократия Вл. Соловьева является прекрасной иллюстрацией основного противоречия метафизики всеединства - противоречия свободы и необходимости. Основываясь на соловьевском учении о любви, теократия представляет собой попытку соединить в вечности божественное содержание и земную, преходящую форму человеческого бытия. Убедившись в несостоятельности своего теократического проекта, русский философ обращается к эсхатологии, в которой находит, как нам кажется, некое равновесие между человеческим и божественным. Однако эсхатология уже выходит за рамки привычной нам соловьевской концепции всеединства и скорее относится к следующему этапу ее развития, этапу, который представлен, на наш взгляд, в религиозной философии П. Флоренского.
Учение П. Флоренского заинтересовало нас, с одной стороны, именно как пример равновесия божественного и человеческого; с другой стороны, нам представлялось важным разрешить возникший в ходе исследования во/ прос о возможности метафизики всеединства. Причиной возникновения данного вопроса являются противоречия, обнаруженные нами в метафизике всеединства Вл. Соловьева. Почему движение к тем целям, которые ставил себе русский философ, начиная работу над своей концепцией, приводит нас к признанию сущностной противоречивости метафизики всеединства? На этой основе и возникает вопрос о том, возможно ли создание непротиворечивого учения о всеединстве. Соглашаясь с П. Флоренским и С. С. Хоружим, мы считаем, что непротиворечивое учение о всеединстве не может быть построено средствами понятийного мышления, поскольку метафизика всеединства имеет дело с парадоксальной для человеческого разума реальностью, следовательно, не может быть завершенной в рамках философского мышления.
Данный вывод не влечет за собой, как может показаться, отрицания теоретического и практического значения метафизики всеединства в целом и со-ловьевского варианта развития идеи всеединства в частности. Значение данной философской традиции заключается и в ее методологической стороне, в том, как, например, Вл. Соловьев организует философский путь к всеединству - это может помочь философам и ученым нашего времени разработать концепцию объединения наук, выработать целостный подход к системной организации знания. С точки зрения формы метафизика всеединства также позволяет найти точки соприкосновения между религией и философией.
Содержательно метафизика всеединства, как нам представляется, будет актуальна до тех пор, пока человечество интересуют вопросы, связанные с познанием мира и человека, с определением метафизической и экзистенциальной стратегии человеческой жизни, с проблемой поиска оснований для межкультурного, межконфессионального, межрелигиозного диалога, с разработкой новой онтологии и антропологии, ориентированных на целостный подход к пониманию универсума. На наш взгляд, сущность метафизики всеединства заключается в том, что она обращает наше внимание на особую роль человека в историческом и космическом процессе развития мира и, вследствие этого, предлагает задуматься о самой природу человека, о тех основаниях, на которых мы можем строить свое отношение к себе, другим людям и к миру. Гуманистическое содержание метафизики всеединства, представленной в работах Вл. Соловьева и П. Флоренского, основано на идее любви. Любовь есть та онтологическая творческая сила, которая собирает человека, возвращает его из состояния раздробленности в состояние внутреннего единства; благодаря мышлению и деятельности, основанным на искренней, свободной, творческой любви, человек может преобразовывать мир. В этом смысле в рамках метафизики всеединства теория поверяется практикой, основывается на ней, ею вдохновляется. Это особенно актуально в наше время, когда человек не склонен задумываться о собственной ответственности перед надвигающейся угрозой всеобщего разобщения (несмотря на кажущиеся неостановимыми процессы глобализации). Мы должны задуматься о природе единства, к которому так стремимся: будет ли оно соотноситься с утилитарными целями отдельных государств, прячущихся за идею демократии и свободы, или же с пониманием подлинного достоинства человека, неизменного во все времена, а значит, вечно актуального. Мы полагаем, метафизика всеединства позволяет нам вернуться к абсолютным ценностям, идее индивидуальной ответственности и подлинному пониманию свободы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рогожникова, Варвара Николаевна, 2008 год
1. Аверинцев С. С. Владимир Соловьев и мировая культура//«Человек». 2000, №2.
2. Аееринцее С. С. София-Логос. Словарь. Киев: Дух i Литера, 2001.
3. Аксаков И. С. <0 Вл. Соловьеве>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
4. Акулинин В. Н. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990.
5. Андреев И. М. Владимир Соловьев мистик в свете православия (К 50-летию со дня смерти)//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
6. Андрияускас А. Кризис классики и поиски «неклассической» метафизики// www.anthropology.ru
7. Аристотель. Соч. в 4 тт. Т. 1. — М.: Мысль, 1975.
8. Архиеп. Антоний (Храповицкий). Ложный пророк//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
9. Архиеп. Японский Николай (Касаткин). <0 Владимире Соловьеве>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
10. Бердяев Н. А. Владимир Соловьев и мы//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
11. Бердяев Н. А. Основная идея Вл. Соловьева//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
12. Хв.Бонецкая Н. К. София: метафизика и мифология//Вопросы философии. -2002, №1.
13. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. СПб.: Изд-во «Азбука», 2000.
14. Бёме Я. Истинная психология, или Сорок вопросов о душе. СПб.: Але-тейя, Оранта-Пресс, 1999.
15. Бёме Я. Теософия. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.21 .Бёме Я. CHRISTOSOPHLA, или Путь ко Христу. СПб.: A-CAD, 1994.
16. Бубер М. Проблема человека//Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
17. Булгаков С. Н. Владимир Соловьев и Анна Шмидт//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
18. Булгаков С. Н. О Владимире Соловьеве//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
19. Булгаков С. Н. Природа в философии Вл. Соловьева//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
20. Булычев Ю. Ю. Владимир Соловьев и русское культурное самосозна-ние//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
21. Бычков В. В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма// www.vehi.narod.ru
22. Вальверде К. Философская антропология. М.: «Христианская Россия», 2000.
23. Виндельбанд В. Философия XIX века// Фауст и Заратустра. СПб.: Азбука, 2001.
24. Гаврюшин Н. К. Русская философия и религиозное сознание/ЛЗопросы философии. -1994, №1.
25. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. — М.: Прогресс-Традиция, 2001.
26. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. — М.: Республика, 1997.
27. Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. Соловьева//Вопросы философии. —1994, №6.
28. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997.
29. Гегель Г. В. Ф. Философия духа. М.: Мысль, 1977.41 .Гессен С. И. Добро и зло в понимании русских мыслителей//Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1999.
30. Гиренок Ф. Антропологическая катастрофа/ЯТравославное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин: Христианская жизнь, 2004.
31. Гутова С. Г. Концепция тела в философии В. С. Соловьева: от метафизики к феноменологии//Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С.
32. Доброхотов A. JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М.: Изд-во Московского университета, 1986.
33. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики.
34. Душина С. А. Проблема добра и зла в метафизической концепции Владимира Соловьева//Нравственный идеал русской философии. Материалы Ш санкт-петербургского симпозиума историков русской философии (3-5 апреля 1995). Часть 1. СПб., 1995.
35. Евлалтиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть 1. СПб.: Алетейя, 2000.
36. Ы.Евлампиев И. И. История русской метафизики в XDC-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть 2. — СПб.: Алетейя, 2000.
37. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. История религии. М.-Париж: Русский путь-YMCA-PRESS, 2004.
38. Зеньковский В. В., прот. Русские мыслители и Европа <отрывок>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
39. Зобова М. Р. В. С. Соловьев о свободе выбора//Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьева. Материалы международной научной конференции 14-15 февраля 2003 года. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
40. Иванов А. В. Философско-богословская идея Софии: современный контекст истошовани^/www.philos.msu.ru
41. Иванов Вяч. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания// Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
42. Иванов О. Е. Метафизика в богословской перспективе. — СПб.: Церковь и культура, 1999.
43. Иванова Н. Н., Крючков Л. В. Антропология Сократа и онтология Платона: событие встречи// AKAAEMEIA. Материалы исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Выпуск 3. Под ред. А. В. Цыба. Спб.: Изд-во СПб. университета, 2000.
44. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке//0 человеке. М.: 2004.71 .Йегер В. Пайдейя. -М.: «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 1997.
45. Калугин Д. Я. Слово о Якобе Беме//Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. СПб.: Изд-во «Азбука», 2000.73 .Кант И. Критика чистого разума. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
46. А.Кант И. Метафизика нравов// Кант И. Критика практического разума. — СПб.: Наука, 1995.
47. ПЬ.Кант И. Основы метафизики нравственности// Кант И. Критика практического разума. — СПб.: Наука, 1995.
48. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева//Кожев А. Атеизм. — М.: Праксис, 2007.
49. ЗО.Козырев А. 77. Гностические влияния в философии Владимира Соловьева: Автореферат. -М.: МГУ, 1997.81 .Козырев А. П. Парадоксы незавершенного трактата. К публикации перевода французской рукописи Владимира Соловьева «Софиям/www.vehi.narod.ru
50. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т.1.
51. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т.2.
52. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. — М.: Республика, 2004.
53. ЪЪ.Кормин Н. А. Философская эстетика Владимира Соловьева. Ч. 1: Святая гармония. — М.: Ин-т философии РАН, 2001.
54. Королькова Е. А. Я. Беме и русская софиологическая мысль//Русская и европейская философия: пути схождения. Материалы научной конференции. -СПб.: 1999.
55. Коротких В. 77. Онтологический аргумент в контексте гегелевского учения о бытии// www.philos.msu.ru88 .Кохановский В. П. Диалектика Владимира Соловьева. Рациональное содержание и актуальный смысл. Р.-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1995.
56. Ю.Кузнецов В. Н. Актуальные проблемы понимания сущности учения Плотина// www.philos.msu.ru
57. Материалы международной научной конференции 14-15 февраля 2003 года. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
58. Ломакин С. К. Проблема человека в русской философии. Изд-во Тюменского ун-та, Тюмень: 2001.
59. Лопатин Л. М. Вл. С. Соловьев и князь Е. Н. Трубецкой/ТМиросозерцание В. С. Соловьева. Т. II. М.: 1995.
60. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. -М.: Мысль, 1989.
61. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В2 кн. Кн. 1. -М.: Искусство, 1992.
62. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Последние века (III — IV века). -М.: Искусство, 1988.
63. Лосев А. Ф. Словарь античной философии. — М.: «Мир идей», АО Акрон, 1995.
64. Лосев А. Ф. Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловье-ва//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
65. Лосский Н. О. В защиту Владимира Соловьева//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
66. Лосский Н. О. Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии// Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
67. Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Дух, душа и тело/Ю человеке. М.: 2004.
68. Лукомский Л. Ю. Апофатика и учение об «эманации» у Плотина// AKAAEMEIA. Материалы исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Выпуск 2. Под ред. Р. В. Светлова, А. В. Цыба. — Спб.: Изд-во СПб. университета, 2000.
69. Лукьянов С. М. Полемика с К. Д. Кавериным//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. Т. 2.
70. Макарычев С. П., Макарычев М. С., Федорова О. Н. Антропологические взгляды русских религиозных философов. Учебное пособие. Изд-во Нижегородского ун-та, Нижний Новгород: 2001.
71. Мережковский Д. С. Немой пророк <отрывок>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
72. Михель Д. В. Метафизика в поисках своих ocHQBamrii//www.anthropology.ru
73. Мочалов Е. В. Антропологические темы в философии Всеединства в России XIX-XX вв. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
74. Мочульский К. С. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.
75. Муравьев А. Н. Логос и диалог: античная мысль на пути к Платону// AKAAEMEIA. Материалы исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Выпуск 2. Под ред. Р. В. Светлова, А. В. Цыба. — Спб.: Изд-во СПб. университета, 2000.
76. Нижников С. А. Метафизика веры в русской философии. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2001.
77. Никитин В. К антропологии блаженного Августина// Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. — Клин: Христианская жизнь, 2004.
78. Никольский А. А. Русский Ориген XIX века Вл. Соловьев <отры-вок>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. -СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
79. Нисский Гр. Об устроении человека//0 человеке. М.: 2004.
80. Осипов И. Д. Социальная философия В. С. Соловьева//Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьева. Материалы международной научной конференции 14-15 февраля 2003 года. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
81. Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. — СПб.: Изд-во РХГИ; Изд. Дом СПбГУ, 2003.
82. Петруня О. Э. Историческое познание и метод всеединства в рамках христианской парадигмы//ш\у\у.рЫ1о8.т8и.ги
83. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Мысль, 1999.
84. Половинкин С. М. Русская религиозная философия//Православная энциклопедия РПЦ.- Церковный научный центр РПЦ, 2000.
85. Помазанский Михаил, прот. Замечания о религиозно-философской системе В. С. Соловьева//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
86. Преображенская К. В. Спор о Софии. Его истоки и следст-вия//Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьева. Материалы международной научной конференции 14-15 февраля 2003 года. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
87. Пушкин В. Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. СПб.: «Лань», 2000.
88. Рашковский Е. Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева в 1890х//Вопросы философии. 2001. №6.
89. Рогоэ/сникова В. Н. Интуиция Начала в немецкой мистике Vni-XVTI вв. (Мейстер Экхарт, Якоб Беме)//Штудии среди людей: Студенческий альманах гуманитерных исследований. Вып.З. СПб.: Изд-во Pill У им. А. И. Герцена, 2004.
90. Рогожникова В. Н. К вопросу о философско-антропологических основаниях социальной метафизики И. Канта и Вл. Соловьева/ТВестник молодых ученых. Культурология и искусствоведение. 2007г., №5. СПб.: Изд-во СПб. гос. Университета технологии дизайна, 2007.
91. Рогоэюникова В. Н. Любовь как принцип человеческой социальности (антропология метафизики всеединства Вл. СоловьеваУ/Credo New: теоретический журнал, 2007г., №2.
92. Рогожникова В. Н. Сила искусства: опыт и преображение//Филосошия образования и мир детства: Материалы XI международной конференции
93. Ребенок в современном мире. Государство и дети». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
94. Розанов В. В. Автопортрет Вл. С. Соловьева <0 личности>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
95. Розанов В. В. <0 Владимире Соловьеве>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 1. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
96. Русская философия: Словарь. Под ред. М. Маслина. М.: ТЕРРА -Книжный клуб; Республика, 1999.
97. Сабиров В. Ш. Сотериологические искания Вл. Соловьева//Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьева. Материалы международной научной конференции 14-15 февраля 2003 года. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
98. Сабиров В. Ш., Соина О. С. Софиологня и морализаторст-во//Нравственный идеал русской философии. Материалы III санкт-петербургского симпозиума историков русской философии (3-5 апреля 1995). Часть 1. СПб., 1995.
99. Сапронов П. А. Реальность человека в богословии и философии. — СПб.: Церковь и культура, 2004.
100. Сапронов П. А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: «Церковь и культура», 2000.
101. Сербиненко В. В. Философская эсхатология Вл. Соловьева//Мипувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьева. Материалы международной научной конференции 14-15 февраля 2003 года. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
102. Соина О. С. Вл. Соловьев о самосовершенствовании человека// www.anthropology.ru
103. Соколов В. В. Идеализм картезианской метафизики и проблема Бо-га//Декарт Р. Соч. в 2тт. Т.1. М.: Мысль, 1989.
104. Соколов В. В. От философии античности к философии Нового времени. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
105. Соловьев В. С. Вера, разум и опыт// Вопросы философии. 1994. №1.
106. Соловьев В. С. Духовные основы жизни. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1982.
107. Соловьев В. С. Жизненная драма ПлатонаУ/Соловьев В. С. Сочинения в 2 гг. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
108. Соловьев В. С. Кризис западной философии (против позитивп-стов)//Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
109. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал//Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 1. М.: Мысль, 1990.
110. Соловьев В. С. Идея сверхчеловска//Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
111. Соловьев В. С. Идея человечества у Августа Конта// Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
112. Соловьев В. С. Красота в природе//Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
113. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал//Соловьев В. С. Сочинения в 2 гг. Т. 1. М.: Мысль, 1990.
114. Соловьев В. С. Мифологический процесс в древнем язычестве// Соловьев В. С. Полное собрание сочинений и писем в 20 тт. сочинения в 15 тт. Т. 1.-М.: Наука, 2000.
115. Соловьев В. С. На пути к истинной философии// Сочинения в 2 тт. Т.2. -М.: Мысль, 1990.
116. Соловьев В. С. О настоящей задаче философии// Соловьев В. С. полное собрание сочинений и писем в 20 тт. сочинения в 15 тт. Т. 1. М.: Наука, 2000.
117. Соловьев В. С Общий смысл искусства// Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 2.-М.: Мысль, 1990.
118. Соловьев В. С. Оправдание добра// Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т.1.-М.: Мысль, 1990.
119. Соловьев В. С. Первый шаг к положительной эстетике// Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
120. Соловьев В. С. Письма. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1970.
121. Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь// Соловьев В. С. чтения о Богочеловечестве. СПб.: Азбука, 2000.
122. Соловьев В. С. Смысл любви// Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 2. -М.: Мысль, 1990.
123. Соловьев В. С. София// Соловьев В. С. полное собрание сочинений и писем в 20 тт. Сочинения в 15 тт.Т. 2. М.: Наука, 2000.
124. Соловьев В. С. Теоретическая философия//Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 1. М.: Мысль, 1990.
125. Соловьев В. С. Три разговора. М.: Захаров, 2000.
126. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания// Соловьев В. С. Сочинения в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
127. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. СПб.: Азбука, 2000.
128. Соловьев С. М. Идея Церкви в поэзии Владимира Соловьева//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
129. Степанова А. С. К вопросу о корнях философии В. С. Соловьева// Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьева. Материалы международной научной конференции 14-15 февраля 2003 года. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
130. Тареев М. М. Христианская свобода. Основы христианства <отры-вок>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. -СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
131. Тимофеев А. И. Становление философской антропологии от Канта до Гегеля. СПб.: СПб. ун-тет, 2001.
132. Тимошина Е. В. Хилиастические аспекты теократического идеала В. С. Соловьева/Дуту.ЬшпапШез.есЗи.ги
133. Трубегкой Е. Н. В. С. Соловьев и Л. Лопатин//Миросозерцание В. С. Соловьева. Т. II. — М.: Московский философский фонд, изд-во «Медиум», 1995.
134. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. М.: Московский философский фонд, изд-во «Медиум», 1995.
135. Тукмаков Д. И. Эллинистические представления о мистическом восхождении души// www.philos.msu.ru
136. Фараджев К. В. Вл. Соловьев: мифология образа. М.: АГРАФ, 2000.
137. Фараджев К. В. Русская религиозная философия. — М.: Изд-во «Весь мир», 2002.
138. Федотов Г. П. Об антихристовом добре//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
139. Философский словарь Владимира Соловьева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
140. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.
141. Фишер К. История новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учения. СПб.: Мифрил, 1994.
142. Флоренский П. Макрокосм и микрокосм//Флоренский П. Оправдание космоса. СПб.: РХГИ, 1994.
143. Флоренский П. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. М.: ACT, 2005.
144. Флоровский Г. В., прот. <Из писем к С. Н. Булгакову. О Вл. Соловье-ве>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
145. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1983.
146. Фомин А. В. Богочеловечество и антропогогика//Нравственный идеал русской философии. Материалы 111 санкт-петербургского симпозиума историков русской философии (3-5 апреля 1995). Часть 1. СПб., 1995.
147. Франк С. Л. Духовное наследие Владимира Соловьева//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
148. Франк С. Л. Предмет знания. СПб.: Наука, 1995.
149. Хоружий С. С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина//После перерыва. Пути русской философии. Учебное пособие. СПб.: Изд-во РХГИ, 1994.
150. Хорулсгш С. С. Миросозерцание Флоренского//Начала. №4, 1993. — М., 1994.
151. Хоружий С. С. Неотменимый антропоконтур. 3. Антропология классического немецкого идеализма//Вопросы философии. 2007, №6.
152. Хоружий С. С. Неотменимый антропоконтур. 3. Антропология классического немецкого идеализма//Вопросы философии. 2007, №7.
153. Хоружий С. С. Опыты го русской духовной традиции. — М.: Издательский дом «Парад», 2005.
154. Хоружий С. С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека// Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин: Христианская жизнь, 2004.
155. Цветков И., прот. Триипостасность как антропологическая парадигма// Православное учение о человеке. Избранные статьи. — М. Клин: Христианская жизнь, 2004.
156. Чичерин Б. Н. Мистицизм в науке. Владимир Соловьев, «Критика отвлеченных начал» <отрывок>//Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
157. Чубукова Е. М. М. Хайдеггер об истоках метафизики в учении Платона// АКАДЕМЕ1А. Материалы исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Выпуск 3. Под ред. А. В. Цыба. Спб.: Изд-во СПб. университета, 2000.
158. Шелепанова Т. В. Искусство и нравственность в учении В. С. Соловьева// Нравственный идеал русской философии. Материалы^4!!! Санкт-. Петербургского симпозиума историков русской философии (3-5 апреля 1995). Часть 1.-СП6., 1995.
159. Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении реального к идеальному в природе// Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2 тт. Т.2. М.: Мысль, 1989.
160. Шеллинг Ф. В. Pi Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах// Шеллинг Ф. В. И. Соч. в 2 тт. Т.2.-М.: Мысль, 1989.
161. Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения. Т.1. СПб.: Наука, 2000.
162. Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: очерки русской философии и культуры: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995.
163. Шестов Л. Умозрение и Апокалипсис. Религиозная философия Вл. Соловьева// Вл. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
164. Шгтфлгтгер Т. София-Мария. Целостный образ творения. М.: Гнозис Пресс - Скарабей, 1997.
165. Шишков А. Вопрос о соединении души с телом в позднеантичной и средневековой мысли// Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин: Христианская жизнь, 2004.
166. Штёкль А. История средневековой философии. СПб.: Алетейя, 1996.
167. Экхарт М. Духовные проповеди и трактаты. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1998.
168. Экхарт М. Избранные проповеди и трактаты. Спб.: Церковь и культура, 2001.
169. Bercken, van den IV., Prof. The Concept of Christianity in the Works of Vladimir Solov'ev// www.ru.nl
170. Biffi G. C. Soloviev and our,time// www.christeanom-awake.org
171. Courten, de M., Drs. Vladimir Solov'ev: at the Cross-Roads between Three Narratives on History// www.ru.nl
172. Gaut G. Christian Politics. Vladimir Solovyov's Social Gospel Theology// www.valley.net
173. Hofmeister H. Leaving Paradise as The Condition of Consciousness: Hegel's Theory of Hominisation// www.anthropologv.ru
174. John Paul 11 Vladimir Solovyov. Russia and the Universal Cherch// www.vatican.va
175. Nethercott E. M, Dr. Vladimir Solov'ev as a Philosopher of Law (Conceptions of the Person and of Legality)// www.ru.nl
176. Simons A., Dr. Religion and Ethics in Vladimir Solov'ev's The Justification of the Good// www.ru.nl
177. Schrooven P., Drs. The Resolution of the Slavophile Controversy in the Works of V. Solov'ev// www.ru.nl
178. Zwerd, van den E. From Theocracy to Rule of Law: Vladimir Solov'ev as a Political Philosopher/Avww.ru.nl
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.