Учения о соотношении права, морали и религии в политико-правовой мысли России конца XIX – начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Кравец Константин Викторович

  • Кравец Константин Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 151
Кравец Константин Викторович. Учения о соотношении права, морали и религии в политико-правовой мысли России конца XIX – начала XX вв.: дис. кандидат наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2022. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кравец Константин Викторович

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК «ЭТИЧЕСКОГО МИНИМУМА»

1. Учение В.С. Соловьева о праве как «минимуме Добра»

2. Соотношение права и нравственности

в теории синтетического правопонимания А.С. Ященко

3. Теория пересечения права и нравственности И.В. Михайловского

Глава 2. ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

1. Концепция «объективной нравственности» Б.Н. Чичерина

2. Учение П.И. Новгородцева об этическом праве

3. Концепция нравственного идеализма Е.Н. Трубецкого

4. Право и нравственность в учении о правосознании И.А. Ильина

Глава 3. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ ПРАВОПОНИМАНИЯ

1. Право и нравственность

в «эмоциональной» теории Л.И. Петражицкого

2. М.А. Рейснер о соотношении морали, права и религии

в законодательстве Российской Империи

3. Синтез психологизма и позитивизма

в учении Н.М. Коркунова о соотношении этических норм

Глава 4. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК МАКСИМУМА

ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭТИКИ Е.В. СПЕКТОРСКОГО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учения о соотношении права, морали и религии в политико-правовой мысли России конца XIX – начала XX вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблему соотношения права и нравственности можно назвать вечной. При этом практика показывает, что актуализация темы наблюдается в переломные периоды государственно-правового развития.

В настоящее время одной из характерных черт общественного развития выступает дивергенция регулятивных систем - религии, нравственности и права, что отражается на современном обществе, человеке, ценностях и смысле его существования. Легализация в ряде стран права на «законное убийство», «запретные» удовольствия, любую модель супружества, то есть того, что однозначно не приемлется христианской цивилизацией, порождает необходимость исследования наблюдаемой в последнее время последовательной тенденции легализации греха.

В начале 2022 г. в нашей стране развернулась дискуссия по поводу проекта указа Президента Российской Федерации «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В связи с этим тема соотношения права, нравственности и духовных ценностей приобретает особую значимость и новые аспекты для исследования.

Сегодня важнейшей задачей государственной власти выступает восстановление единства соционормативной системы. Расхождение права, морали и религии ведет к утрате эффективности регулятивной сферы, повреждению их сущности, разрушению самобытного цивилизационного развития. Нельзя не согласиться с академиком Г.В. Мальцевым, что мораль без религии «вырождается до претенциозного пустословия», а для права разрыв связей с религией и нравственностью «оборачивается рано или поздно культом Мамоны, злого духа, олицетворяющего богатство, сребролюбие и стяжательство, превращающего «храмы правосудия» в места поклонения «золотому тельцу»1. Рационализация права ведет к превращению его в систему априорно установленных формализованных правил, бюрократически вводимых и лишенных осмысленного и ценностно-ориентированного

развития.

В связи с этим изучение сущности нормативно-регулятивной системы, взаимосвязей и взаимовлияния социальных норм внутри нее, а также анализ осмысления этих процессов видными представителями философско-правовой мысли будет способствовать постижению значимости конвергенции права, нравственности и религии, приданию ценностного смысла общественной эволюции, повышению эффективности социального регулирования.

Степень научной разработанности темы. В отечественной науке исследование генезиса отечественной политико-правовой доктрины в аспекте соотношения права и нравственности шло в нескольких направлениях.

Во-первых, это диссертационные работы А.А. Ильина, А.Е. Кравченко, А.Ю. Кузубовой, К.В. Машковича, Н.Н. Овчинниковой, В.Г. Рутмана, С.Г. Рюмина, Е.А. Прибыткова, И.В. Постного, О.А. Скибиной, В.П. Скворцова, А.В. Стукало-ва, И.Р. Фоминой, А.Э. Чернокова, А.Н. Шипилова, посвященные анализу взглядов отдельных дореволюционных мыслителей (И.А. Ильина, П.Е. Казанского, Б.А. Кистяковского, А.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, М.А. Рейснера, Е.В. Спекторского, В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, С.Л. Франка, Г.Ф. Шершеневича и др.), представленные на соискание ученой степени кандидата юридических или философских наук.

Во-вторых, исследования зарубежной этико-правовой доктрины (прежде всего, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Христиана Томазия, Иммануила Канта, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и др.), оказавшей влияние на российскую, в частности: А.П. Альбова, Г.Г. Бернацкого, А.В. Воробьева, Л.Н. Каратаевой, Ю.В. Сорокина, Ю.М. Татарниковой, С.В. Хохлова и др.

В-третьих, это теоретико-правовые работы С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, М.И. Байтина, А.А. Васильева, Н.В. Витрука, H.H. Вопленко, В.С. Горбаня, В.Г. Графского, И.Я. Дюрягина, Н.М. Золотухиной, В.Д. Зорькина, И.А. Исаева, В.Н. Карташова, Т.В. Кашаниной, А.В. Корнева, И.Ю. Козлихина, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, A.B. Малько, Н.И. Матузова, В.С. Мамута, М.И. Марченко, A.C. Мордовца, B.C.

Нерсесянца, А.И. Овчинникова, В.В. Оксамытного, Е.М. Пенькова, В.Д. Перева-лова, A.C. Пиголкина, C.B. Полениной, В.Д., Придворова, Е.В. Разиной, Р.А. Ромашова, В.П. Сальникова, Е.В. Сафроновой, В.Н. Синюкова, В.В. Сорокина, А.И. Титаренко, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, Р.О. Халфиной, О.И. Цыбулевской, Н.А. Шавеко, Т.Ю. Шидловской, Л.С. Явича и др., касавшиеся темы нравственного обоснования права.

В-четвертых, это работы специалистов по смежным специальностям философии, этике, социологии, культурологии, исследовавших проблемы нормативной этики, философии права, аксиологии морали и права, моральной философии, в частности: Р.Г. Апресяна, В.И. Бакштановского, А.А. Гусейнова, С.А. Душиной, Л.М. Архангельского, И.А. Кацаповой, О.Н. Крутовой, А.Н. Медушевского, С.В. Сытина, Л.Б. Рыбиной, Ю.В. Согомонова, С.Г. Чукина и др.

В-пятых, правовые исследования по отраслевой проблематике (А.М. Герасимова, Р.Б. Осокина, Е.А. Старкова, В.В. Сучковой, С.В. Тасакова, Х.О. Угриче-вой, Ф.И. Хамидуллиной и др.) с этическим акцентом.

Особый вклад в разработку исследуемой темы внесли П.С. Жданов, Ю.В. Костин, В.Б. Романовская, обращавшиеся к комплексному анализу философско-правовой доктрины.

Несмотря на большой научный интерес к исследуемой теме, правового анализа дискуссии о соотношении права и нравственности, развернувшейся во второй половине XIX - начале XX вв., явно недостаточно. Многочисленные работы по близкой проблематике, но неправового характера, имеют другой дискурс -природу ценностей, а не проблему упорядочивания отношений. Кроме того, в отечественной науке отсутствуют работы, посвященные теме связи права и морали с религиозными нормами, освещавшейся в дореволюционной доктрине исследуемого периода.

Объектом исследования явилась сфера нормативного регулирования общественных отношений.

Предметом исследования выступили учения о соотношении права, нравственности и религии.

Хронологические рамки исследования включили вторую половину XIX -начало XX вв. Именно в этот период развернулась полемика о естественном праве, соотношении религии, нравственности и права, отправной точкой которой стало обнародование учения В.С. Соловьева о праве как этическом минимуме.

Цель работы состояла в комплексном изучении российской правовой доктрины о соотношении права, нравственности и религии в социальном регулировании.

В рамках реализации заявленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- дана классификацию российских этико-правовых учений второй половины XIX - начала XX вв.;

- исследована степень влияния западноевропейской доктрины на отечественную теорию права;

- раскрыта сущность теории права «как этического минимума»;

- проанализированы учения о взаимовлиянии права, нравственности и религии представителей московской школы естественного права;

- рассмотрен вопрос о соотношении права и нравственности в психологических концепциях правопонимания;

- выявлена специфика теории права как максимума общественной этики;

- определено место религии в концепциях о соционормативной системе.

Методологию исследования определила специфика темы и научной специальности. Комплекс использованных методов включил: всеобщий метод диалектики, общенаучные и общелогические методы (сравнение, анализ, синтез, систематизация), а также специально-юридические. Так, использование историко-правового метода было направлено на изучение первоисточников по философии права; сравнительно-правовой метод - на сопоставление правовых доктрин, выявление их общих и специфических черт; метод систематизации позволил предложить авторскую классификацию этико-правовых учений; формально-юридический - дать оценку источников права. Использование герменевтического подхода дало возможность дать авторскую интерпретацию и толкование теорий о соотношении права, нравственности и религии.

Источниковая база диссертации включила широкий перечень трудов крупных российских правоведов второй половины XIX - начала XX вв. И.А. Ильина, П.Е. Казанского, Б.А. Кистяковского, А.М. Коркунова, И.В. Михайловского, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, М.А. Рейснера, Е.В. Спекторского, В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, С.Л. Франка, Г.Ф. Шершеневича и др., посвященных определению связи, соотношению и взаимовлиянию религии, нравственности и права.

Теоретической основой диссертации послужили труды С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, М.И. Байтина, Г.А. Борисова, А.А. Васильева, Н.В. Витрука, В.Г. Графского, В.Д. Зорькина, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Б.В. Макогона, Г.В. Мальцева, A.B. Малько, В.С. Мамута, М.В. Мархгейм, М.И. Марченко, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, В.Д. Перевалова,

A.C. Пиголкина, C.B. Полениной, В.Д., Придворова, Е.В. Разиной, Р.А. Ромашова,

B.П. Сальникова, Е.В. Сафроновой, В.Н. Синюкова, А.И. Титаренко, Е.Е. Тонко-ва, В.Ю. Туранина, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, Р.О. Халфиной и др.

Научная новизна работы обусловлена тем, что на основании выполненных соискателем исследований:

- разработана новая научная идея конвергенции права, нравственности и религии в рамках определенного культурно-исторического типа;

- предложена авторская классификация отечественных этико-правовых учений;

- доказано влияние западной философско-правовой доктрины на развитие естественно-правовой доктрины;

- введена в современный научный оборот проблематика взаимодействия права и религии, как ценностно-нормативных систем.

На защиту выносятся следующие, обладающие научной новизной положения:

1. В российской правовой доктрине второй половины XIX - начала XX вв. вопрос о соотношении права, нравственности и религии в социальном регулировании был одним из самых обсуждаемых; наблюдалось стремление интегрировать

философию права с юридической наукой. Наибольший вклад в этико-онтологическое осмысление права внесли B.C. Соловьев, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, И.В. Михайловский, И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, Е.В. Спекторский и др. Наибольшее распространение в России получили: учение о праве «как минимуме нравственности» В.С. Соловьева; концепция объективной нравственности Б.Н. Чичерина; теория права как максимума общественной этики Е.В. Спекторского; концепция нравственного идеализма Е.Н. Трубецкого; учение об этическом праве П.И. Новгородцева; этико-эмоциональная концепция Л.А. Петражицкого. Используя критерий геометрического сопоставления права и нравственности, как двух сфер, можно выделить три основных подхода к их соотношению: совпадающий (Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер); концентрический (В.С. Соловьев, А.С. Ященко, Е.В. Спекторский); пресекающийся (Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой, Н.М. Коркунов, И.В. Михайловский, И.А. Ильин и др.).

2. Российские этико-правовые учения развивались преимущественно под влиянием германской правовой доктрины - Кристиана Томазия (1655-1728), Гот-фрида Вильгельма Лейпцига (1646-1716), Иммануила Канта (1724-1804), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Георга Еллинека (1851-1911) и др. В российской доктрине нашли преломление и получили наибольшее распространение: учение Иммануила Канта о высшем нравственном законе (категорическом императиве), идеи Георга Вильгельма Фридриха Гегеля о свободной воле человека, государстве и гражданском обществе как выражении общественной нравственности, теории Георга Еллинека о праве «как этическом минимуме». Особенностью русской правовой доктрины явилось метафизическое обоснование нравственности. Отсутствовали сторонники: утилитарной теории морали, развитой в трудах Клода Адриана Гельвеция (1715-1771), Джереми Бентама (1748-1832), Джона Стюарта Милля (1806-1873) и др., обосновывавших наличие этических норм практической целесообразностью; идеи разграничения права и морали, наиболее последовательно отстаиваемой немецким философом Иоганном Готли-бом Фихте (1762-1814). Практически не было (кроме В.Г. Шершеневича) последователей теории этического релятивизма Антона Менгера (1841-1906) и Карла

Каутского (1854-1938).

3. Соотношение права и морали в отечественной правовой доктрине базировалось на четырех основных принципах: единства, взаимодействия, различия и противоречия. Большинство авторов выделяли следующие критерии соотношения права и нравственности: сфера распространения; субъект нормотворчества (авторитет, устанавливающий норму); объект и предмет регулирования; процесс нормотворчества; форма выражения; мотив поведения (правомерного и нравственного); механизмы и способы обеспечения («угрожающий перст»); специфика реализации. Основные дискуссии велись по вопросу природы и сущности права и нравственности. Определяющей проблемой философии права - вопросом, от которого зависит дальнейшее развитие юриспруденции, называлось определение вечного начала нравственности, так называемого «закона добра», поиск его источника и допустимость эволюции.

4. Импульс дискуссии о соотношении права, нравственности и религии, развернувшейся во второй половине XIX - начале XX вв., дала теория права как «минимума нравственности» В.С. Соловьева, ставшая самой обсуждаемой в российском правоведении. Центральной идеей учения В.С. Соловьева явилось определение права, в субъективном смысле понимаемого как «некоторый минимум нравственности одинаково для всех обязательный», а в объективном как «принудительное требование реализации определенного минимального добра», выражающегося в установлении баланса индивидуальной свободы и общего блага. Нравственным идеалом (абсолютным добром) признавался Бог. Доказывалось, что минимальное добро в широком смысле выражает нравственные императивы, их объем по сравнению со всеми требованиями нравственности в государственно-правовой сфере минимален.

5. В концепциях И.В. Михайловского, Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородского, И.А. Ильина, Е.В. Спекторского, А.С. Ященко и др., как и у В.С. Соловьева, этика базируется на онтологических и метафизических принципах. Все они признавали безусловное нравственное начало. Ничем не обусловленным Абсолютом (Добром), нравственным идеалом признавался Бог, обладающий характеристиками из-

начальности, вечности и неизменности. Абсолютное Добро имело значение всеобщей нормы и идеала, выступая высшим разумным первоисточником нравственности, а право без нравственного наполнения признавалось формой без содержания, смысла и ценности. В концепциях Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородце-ва, И.В. Михайловского, в отличие от учения Соловьева, право и нравственность -две пересекающиеся сферы, где область пересечения - совпадение предписаний, а область расхождения - нормативное противоречие.

6. В отличие от учения В.С. Соловьева теории Н.М. Коркунова и Б.Н. Чичерина имели рациональный характер. Однако в отличие от Н.М. Коркунова, который не ставил задачи поиска источника нравственных норм, Б.Н. Чичерин доказывал, что определение источника нравственности должно строиться на рациональном признании единой метафизической духовной сущности человека. Источник нравственного закона, как и правового, он видел в человеческом разуме, стремящимся к постижению истины. Метафизическая сущность права, по его мнению, кроется в правде, базирующейся на понятиях справедливости и равенства. Понятие равенства в социальной сфере связано не природой, а духовной сущностью человека. Человеку, как субъекту познания, присущи заблуждения при определении Бога и форм его выражения, но не присуще отрицание бытия Асбсолюта. Наличие в человеке нравственного инстинкта и основанного на нем нравственного миросозерцания определяют вечный поиск Первоначала и осознание человеческим разумом его существования. Само рождение мысли о трансце-дентальном говорит, что человеческий разум носитель Божественной идеи.

7. В учении о праве как максимуме общественной этики Е.В. Спекторского доказывалось, что правовые, религиозные и нравственные нормы связаны генетически. Они вычленяются лишь в процессе эволюции. Ученый полагал, что право выделилось из религии, заимствовав идеи авторитета, формализации и обрядовости. Признаками права Е.В. Спекторский считал этичность, социальность, притязательность, принудительность. Все проблемы, связанные с понятием нормального, имеют нравственный характер. Решать вопрос о соотношении права и морали необходимо лишь в исторической проекции. По мере развития общественных от-

ношений гармония правой нормы и нравственно должного разрушается. Ключевое различие сводится к тому, что, нравственность в отличие от права не знает внешних притязаний, она базируется на обязанности. Ее критерием выступает внутренний суд совести, который оценивает не поступки, а их мотивы.

8. Одной из самых оригинальных концепций определения права и нравственности, а также их соотношения в сфере социального регулирования явилась «эмоциональная концепция» Л.И. Петражицкого. Новизна его концепции проявилась в отрицании всех известных учений о праве: позитивистского (право, как выраженная в законе воля государственной власти); социологического (как фактических отношений и сферы реализации прав); естественно-правового (как нравственных принципов). Основной дефиницией концепции стала этическая эмоция, понятийно-категориальный ряд которой включал классификацию ее мотивов, виды, функции. Основные виды этической эмоции: правовая и нравственная. Правовая эмоция имеет императивно-атрибутивный характер, предполагающий наличие субъектов прав и субъектов обязанностей, а нравственная - императивный (односторонне-обязательный).

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что:

- доказана актуальность философии ценностей для развития современной теории права;

- изложены выводы об аксиологической проблематике в российской политико-правовой доктрине второй половины XIX - начала XX вв.;

- раскрыты наиболее принципиальные отличия права и нравственности в сфере социального регулирования, нашедшие отражение в доктрине;

- изучена проблема взаимовлияния права и нравственности;

- проведена модернизация концептуальных подходов к определению естественного и позитивного права, их соотношению с понятием нравственность.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы:

- в учебном процессе - при изучении курсов теории государства и права, ис-

тории правовых учений, философии права, подготовке учебно-методических пособий, разработке специальных курсов;

- в научной деятельности - при выполнении теоретических исследований по близкой проблематике;

- в правотворческой деятельности - при подготовке и обсуждении законопроектов, направленных на защиту традиционных духовно-нравственных ценностей.

Степень достоверности проведенного исследования комплекса этико-правовых учений подтверждается подлинностью проанализированных источников, использованием апробированной историко-правовой наукой методологии, обоснованностью научных выводов, соответствующих теме, ее цели и задачам.

Апробация результатов исследования осуществлялась в публикациях и выступлениях диссертанта на международных, всероссийских и региональных научных конференциях, семинарах и круглых столах. Результаты диссертационной работы обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории государства и юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Основные положения исследования изложены в 12 научных статьях, 5 из которых опубликованы в российских рецензируемых научных журналах. Общий объем 3,42 п.л.; личный вклад автора составил 2,56 п.л.

Структура диссертационной работы определена ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК «ЭТИЧЕСКОГО МИНИМУМА»

1. Учение В.С. Соловьева о праве как «минимуме Добра»

Право в современном его понимании трактуют как систему «общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений». 1 Право - уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, и на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему только возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных». Существует множество научных идей, течений и точек зрений на проблему понимания права. Каждая из этих теорий формировалась в разных исторических условиях и эпохах, зависела от философских, религиозных, нравственных, идеологических взглядов представителей той или иной школы правопонимания. Наиболее интересным представляется выделение следующих типов школ права: 1) позитивистская (нормативная); 2) естественно - правовая (нравственная); 3) социологическая.

Начиная с середины XIX в., наибольшее распространение в отечественной политико-правовой доктрине получила естественно-правовая доктрина, в соответствии с которой выделялось право положительное и право естественное, порой отождествляемое с нравственностью. Практически во всех работах (лекциях) по энциклопедии права2 содержались разделы о соотношении права и нравственности в регулировании социальных отношений, освещались проблемы христианской философии права и его нравственного обоснования. Основная дискуссия всегда велась по вопросу соотношения этических и правовых норм. В дискуссии о соот-

1 Зубанова С.Г. Теория государства и права. Электронный учебник .2010 г. https://be5.biz/pravo/t020/index.html

2 Петражицкий Л. И.Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 ч.- Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — М.: Издательство Юрайт, 2018 — 295 с.; Суворов Н.С. Лекции по энциклопедии права [Текст] / Н. С. Семенов. - Изд. 2-е. - Москва : URSS, cop. 2015. - 129 с.; Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. - М.: Типографiя «Русский Труд», 1907. - 229 с.

ношении права и нравственности можно выделить учение об отождествлении права и морали в системе социального регулирования; доктрину разграничения этических и правовых норм; теорию этического минимума в праве, получившую наибольшее распространение в отечественной политико-правовой доктрине XIX -начала XX вв.

В современной историографии история развития российской доктрины о соотношении права и морали и проблема нравственно ориентированного права исследовалась в работах В.С. Горбаня, В.Г. Графского, Ю.В. Костина, Е.В. Сафро-новой, В.Г. Рутмана, И.Р. Фоминой, О.И. Цыбулевской, Т.Ю. Шидловской, А.И. Овчинникова и др.1

В отечественной науке наибольшее распространение получила теория права как «этического минимума», точнее «минимума Добра» Владимира Сергеевича Соловьева (1855-1900 гг.) - видного религиозного мыслителя, которого вполне справедливо называют одной из центральных фигур в российской философии XIX века.

Появление метафоры «право как этический минимум» связывают с именем немецкого правоведа Георга Еллинека (1851-1911), одного из самых читаемых в Российской империи авторов, труды которого оказали колоссальное влияние на отечественную правовую доктрину. Одна из первых работ Г. Еллинека2, была призвана определить общественное значение морали и показать нравственное

1 Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8. - С. 145-119; Горбань В.С. Борьба за право как нравственная обязанность осуществления права // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2017. - № 1 (21). - С. 176-181; Сафронова Е.В., Рутман В.Г. К вопросу о христианской философии права (из истории русской правовой мысли) // Право. Научные исследования и разработки. Т. 1, Вып. 6 (6). - С.293-298; Кравченко А.Е. Концепция права как этического минимума в отечественной правовой доктрине конца XIX - начала XX вв. //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.- 2015. - 14 (211).- С. 162-164; Фомина И.Р. Этика права С.Л. Франка: дис. ... канд. философ. наук : 09.00.05 / Фомина И.Р. - Тула, 2010. - 180 с.; Цыбулевская, О.И. Нравственные основания современного российского права : автореф. дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Сарат. гос. акад. права. - Саратов, 2004. - 58 с.; Шидловская, Т.Ю. Соотношение права и морали в правотворческом процессе: На примере Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Акад. упр. МВД РФ. - Москва, 2005. - 23 с.; Костин Ю.В. Идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX-начала XX века: автореферат дис. ... доктора юридических наук. - М., 2008. - 46 с. и др.

2 Еллинек Георг Социально-этическое значение права, неправды и наказания [Текст] / Георг Еллинек / Пер. И. И. Власова со 2-го, просмотренного авт. изд., под ред. прив.-доц. А.А. Рожде-ственскаго, с предисл. проф. П. И. Новгородцева. - М.: издание Н.Н. Клочкова, 1910. - X, 148 с.

значение права. «Жизненная деятельность, сообразная с этической нормой, - таково первое и принципиальное требование общественной морали»1.

Выражение Еллинека «этический минимум» превратилось в метафору и широко использовалось порой даже несколько в ином смысле. Так, немецкий философ Эрнест Трельч интерпретировал «этический минимум» как морально-теологическую функцию права»2.

В российской науке основоположником дискуссии о соотношении права и нравственности справедливо признают выдающегося мыслителя, философа и публициста Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кравец Константин Викторович, 2022 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агешин, Ю.А. Политика, мораль, право. М.: Юридическая литература, 1982. - 160 с.

2. Алексеев, H.H. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки / Под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008.- 216 с.

3. Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М., 2018. - 317с.

4. Алексеев, С.С., Дюрягин И.Я., Исаков В.Б., Корельский В.М., и др. Проблемы теории государства и права. Учебник / Под ред.: Алексеев С.С. - М.: Юрид. лит., 2019 - 618с.

5. Алонцева, Д. В. Соотношение права и нравственности в трудах советских ученых // Закон и право. - 2020. - № 12. - С.50-51.

6. Алонцева, Д.В. Н. Н. Алексеев о соотношение права и нравственности с позиции религии // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 4. - С.27-28.

7. Алонцева, Д. В. Ф. В. Тарановский о проблеме соотношения права и нравственности // Закон и право. - 2020. - № 10. - С. 48-49.

8. Алонцева, Д. В. Идеалы свободы, равенства и справедливости как мо-раль-но-нравственные аксиомы в правовых взглядах С. Н. Булгакова // Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре : материалы VI международного молодежного форума, проводимого по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. - Белгород, 2018. - С. 13-17.

9. Астапова, Е.В. Политико-правовая легитимация нормативно- ценностных оснований модернизируемой государственности. Учебное пособие / Под ред. В.В. Макеева. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2018. - 449с.

10. Бабошина, Е.В. Право и религия: теоретико-правовые аспекты взаимодействия // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2009, № 5. - С. 33-37.

11. Баранов, П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Новгород, 2017 - 619с.

12. Бабаев, В.К. Понятие права / Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред.: Бабаев В.К. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. -544 с.

13. Бог. Человек. Конституция. Библейская философия права в научном наследии А. П. Лопухина (1852-1904): монография / под ред. А.И. Овчинникова. -М.: Проспект, 2020. - 272 с.

14. Булгаков, С.Н. Князь Е. Н. Трубецкой — исповедник христианской веры // Ялтинский курьер. - 1920. - 2(15) февраля. - № 141. - 8 с.

15. Булгаков, С. Н. Христианская социология // Булгаков С. Н.. Труды по социологии и теологии: в 2 т. М., 1997. Т. 2. .- 123-278.

16. Вакулинская, А.И. Идея права в философии И.А. Ильина: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.03. - Москва, 2019. - 24 с.

17. Валиев, Р.Г. К вопросу о дискреционных нормах российского пра-ва//Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. Т.154. Кн.4. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. С.7-15.

18. Валицкий, А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX в. // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 25-41.

19. Васильев, С.В. Частное и публичное право в России: теория и практика: Монография. - СПб., 2018. - 731с.

20. Васильев, А.А. Церковь и государство в консервативной парадигме России: поиск симфонии // Актуальные проблемы государства и права. - 2017. -Т. 1. - № 3-4. - С. 5-25.

21. Васильев, А.А. Государственно-правовой идеал славянофилов / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 224 с.

22. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 2018 -

419 с.

23. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства / И. Бентам. - М.: Росспэн, 1998. - 415 с.

24. Вышкварцев, В.В. Государственно-правовые и религиозные взгляды М. А. Рейснера на нравственность (конец XIX в.) //Актуальные проблемы российского права.- 2019.- № 5 (102).- С. 34-43.

25. Герасимов, А.М. Нравственность в уголовном праве России : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Сарат. гос. акад. права. -Саратов, 2006. - 21 с.

26. Гребнева, Г.А. Эволюция философских взглядов И.А. Ильина: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.03. - Екатеринбург, 2004. - 23 с.

27. Гараева, Г.Ф. Особенности методологического обоснования нравственной природы права в творчестве П.И. Новгородцева и Н.Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 537-539.

28. Гегель, Георг Вильгельм Фридрих Философия права: [Пер. с нем.] / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; АН СССР, Ин-т философии. - Москва: Мысль, 1990. - 524 с.

29. Гессен, В.М. Общее учение о государстве. Лекции, читанные в Санкт-Петербургском политехническом университете. СПб.: Типо-Литография И. Трофимова, 1913.- 190 с.

30. Головистикова, А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. - М.: Эксмо-Пресс, 2019 - 281с.

31. Гольцев, В. Нравственность и право (По поводу полемики В.С. Соловьева с Б.Н. Чичериным) // Русская мысль. 1898 (май).- С. 47-56.

32. Горбань, В.С. Борьба за право как нравственная обязанность осуществления права // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института.-2017.- № 1 (21).- С. 176-181.

33. Графский, В.Г. Общая теория права П.А. Сорокина: на пути к интегральному (синтезированному) правопознанию // Государство и право. - М.: Наука, 2000, № 1. - С. 111-120.

34. Графский, В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. С. 114-119.

35. Графский, В.Г. Право как результат применения правила законной справедливости (Интегральный подход) // Государство и право. - М.: Наука, 2010, № 12. - С. 5-13.

36. Графский, В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8. - С. 145-119.

37. Гроций, Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права: Перевод с латинского / Под общ. ред.: Крылов С.Б.; Пер.: Сакетти А.Л. - М.: Юрид. лит., 1956. - 867 с.

38. Гуль, Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. - Нью-Йорк, 1981-1989. - Т.1-3. Т.1. Россия в Германии. 1981. - 382 с.

39. Гусев, Е.К. Анализ преемственности историософских воззрений ранних славянофилов и В.С. Соловьева: Дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2004.- 146 с.

40. Гусейнов, А.А. Мораль и право: линия разграничения // Lex russica. М., 2018.- № 8.- С. 7-22.

41. Дебольский, Н.Г. Философия права и нравственности проф. Л.И. Пет-ражицкого. СПб., 1909.- 198 с.

42. Дунаев, В.И., Никитский, А.А. Очерки науки о государстве. М.: Книгоиздательство «Польза», 1909.- 234 с.

43. Дубатовка, Ю.Ю. Естественное право в трудах Б.Н. Чичерина и Вл. Соловьева // Вестник МГТУ. Том 9.- 2006.- №1.- С. 36-40.

44. Дьячкова, Н.Н., Доля, В.Е. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов. - М.:. Академический проект: Фонд «Мир», 2003. 368 с.

45. Евдеева, Н.В. Интегративные теории правопонимания в современной России. Дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2005. - 187 с.

46. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Вступительная статья проф. И.Ю. Козлихина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 752 с.

47. Еллинек, Георг Социально-этическое значение права, неправды и наказания / Георг Еллинек, проф. Гейдельберг. ун-та; пер. И. И. Власова со 2-го, просмотреннаго авт. изд., под ред. прив.-доц. А.А. Рождественскаго, с предисл. проф. П. И. Новгородцева. - М.: Изд. Н.Н. Клочкова, 1910. - 148 с.

48. Еллинек, Г. Общее учение о государстве : учебное пособие. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2004. - 752 с.

49. Ершов, В.В. Российское право с позиций легизма и интегративного правопонимания // Российское правосудие. 2011. № 10. С. 6.

50. Захаров, А.А. Историко-философская концепция В.С. Соловьева: Автореферат дис. ... д.ф.н. - М., 1999. - 43 с.

51. Зорькин, В.Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М.: ИГП АН СССР, 1986.- С. 12-20.

52. Зорькин, В.Д. Суть права // Вопросы философии. - 2018. - №1.- С. 516.

53. Иванников, И.А. История политико-правовой мысли о форме российского государства: монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 320 с.

54. Иконникова, Г.И., Ляшенко, В.П. Основы философии права. - М.: Инфра-М, Издательство «Весь мир», 2001. 256 с.

55. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта: исследование / И. А. Ильин. - Москва : Русская книга, 2003. - 605 с.

56. Ильин, И.А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России: в двух томах / И. А. Ильин ; [сост. и авт. вступ. ст. И. Н. Смирнов]. - Москва: МП "Рарог", 1992. - 616 с.

57. Ильин, И.А. Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве и основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права. Общедоступные очерки И.А. Ильина, В.М. Устинова, И.Б. Новицкого и М.Н. Гернет - 4-е изд., испр. и доп. - Петроград: Изд. Т-ва "В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых", 1915. - 425 с.

58. Ильин, И.А. Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве и основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права. Общедоступные очерки И.А. Ильина, В.М. Устинова, И.Б. Новицкого и М.Н. Гернет. - Петроград: Изд. Т-ва "В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых", 1915. -416 с.

59. Ильин, И.А. Сильная власть. Русская идея. - Москва: Э, 2017. - 695 с.

60. Ильин, И.А. Теория права и государства / И.А. Ильин ; Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. - М.: ЗЕРЦАЛО - 398 с.

61. Исаев, И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М.: Юрист, 1995. 378 с.

62. Исаев, И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Юристъ, 2003. 415 с.

63. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Юрдическая литература, 1983. 720 с.

64. История политических и правовых учений XX в.: Учебник / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1995. 347 с.

65. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. 639 с.

66. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 1. От Платона до Канта (Предыстория социологии и первые программы науки об обществе). - М.: Наука, 1995. 270 с.

67. История философии права. Под ред. Керимова Д. А. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.- 576 с.

68. Ишанова, М.В. Теория государства и права: хрестоматия. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. 243 с.

69. Кант, Иммануил Критика чистого разума [Текст] / Иммануил Кант. -Минск : Литература, 1998. - 959 с.

70. Кацапова, И.А. Правовая идея П.И. Новгородцева нравственное начало общественной жизни и его выражение в морали и праве // История философии.- 2011.- № 16.- С. 186-207.

71. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие - М.: Юристъ, 2019 - 591с.

72. Каутский, К. Этика и материалистическое понимание истории : (Опыт исслед.) / Пер. с нем. К. Когана и Б. Яковенко; Карл Каутский. - Санкт-Петербург : В.И. Яковенко, 1906. - 134 с.

73. Кравченко, А.Е. Концепция права как этического минимума в отечественной правовой доктрине конца XIX - начала XX вв. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2015 - № 14 (211) - С. 162-164.

74. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 3. Правовое государство. М.: Современный гуманитарный университет, 2003. 196 с.

75. Керимов, Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986.- 332 с.

76. Козлихин, И.Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. 152 с.

77. Козлихин, И.Ю. Интегральная юриспруденция: дискуссионные вопросы // Философия права в России: история и современность: Материалы третьих философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009. 320 с. С. 242 - 253 с.

78. Кокошкин, Ф.Ф. Автономия и федерация. Петроград: Свобода, 1917.

29 с.

79. Коломацкий, В.Я. Империалистическая сущность космополитической теории «мирового государства». Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954.- 23 с.

80. Комова, Н.Б. Монархическая власть в консервативных государственно-правовых учениях России XVШ-XX вв.: дисс. ... д-ра юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2012. - 345 с.

81. Контарев, А.А. Идеи российской государственности. Монография. -Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2018. - 338с.

82. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права. Издание восьмое. СПб., 1908. - 354 с.

83. Коркунов, Н.М. Русское государственное право. - СПБ., 1909. -Т. I. -

316 с.

84. Корнев, А.В. В.С. Соловьев и Л.Н. Толстой: два взгляда на право и нравственность // Lex russica (Русский закон). - 2021. - № 7 (176). - С. 139-147.

85. Корнев, А.В. Изучение истории политических и правовых учений в российском правоведении в XIX - начале ХХ в. : традиции, направления, этапы // Lex russica (Русский закон). - 2020. - № 10 (167). - С. 114-125.

86. Корнев, А.В. Изучение истории политических и правовых учений в российском правоведении в ХХ - начале XXI в. : условия, направления, результаты // Lex russica (Русский закон). - 2020. - № 4 (161). - С. 130-142.

87. Корнев, А.В. Подходы к периодизации истории политических и правовых учений: традиции и критерии // Актуальные проблемы российского права. -2020. - Т. 15. - № 8 (117). - С. 11-21.

88. Корнев, А.В. Правовой нигилизм: отражение его сущности, содержания и форм в литературе и юридической науке // Lex russica (Русский закон). -2018. - № 1 (134). - С. 9-24.

89. Костин, Ю.В. Идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX-начала XX века : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Костин Юрий Викторович; [Место защиты: Акад. упр. МВД РФ]. -Москва, 2008. - 46 с.

90. Kravec, K.V. Social conflict in the organization: dilemmas of management // The Social Sciences (Pakistan). - 2016. - № 11 (23). - Pp. 6199-6202.

91. Kravec, K.V. The constitutional models of securing of protection of the right to human dignity in European countries // The Social Sciences (Pakistan). - 2016. - № 11 (23). - Pp. 6188-6191.

92. Кравец, К.В. Сотериология в творениях священномученика Илариона Троицкого // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). - 2014. - №2. - С.60-61.

93. Кравец, К.В. К вопросу об общественно-политической жизни Иоанна Кронштадтского // Нравственные императивы в праве, образовании науке и культуре: Материалы международного молодежного форума. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2016. - С.246-248.

94. Кравец, К.В. Концепция конституционного государства Е.В. Спектор-ского // Социальное Государство: Конституционные модели и потенциал трансформации: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию НИУ «БелГУ». - 2016. - Белгород: ООО «ГиК». - С.166-173.

95. Кравец, К.В. Взаимосвязь права и нравственности в философии В.С. Соловьева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. -2018. - №2. (43). - С. 571-574.

96. Кравец, К.В. Святоотеческий подход к определению права // Государство созидающее: Правовые ресурсы формирования. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 25-летию юридического института НИУ «БелГУ». - 2018. - Белгород: ООО «ГиК». - С.290-294.

97. Кравец, К.В. Е.Н. Трубецкой о соотношении права и нравственности. // ШМОТИЕТЖА: Философия. Социология. Право. - 2021. - 46(4). - С.715-721.

98. Кравец, К.В. К вопросу о взаимоотношении права и нравственности в философии И.А. Ильина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2021. - Т.7.- №4. - С. 37-42.

99. Кравец, К.В. Соотношение права и нравственности в концепции Л.И. Петражицкого // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2022. - №1 (57). - С. 153-159.

100. Кравец, К.В. М. А. Рейснер о соотношении морали, права и религии в законодательстве Российской империи // История государства и права. - 2022. -№ 4. - С. 47-53.

101. Кравец, К.В. Б.Н. Чичерин о соотношении права и нравственности // Актуальные проблемы государственно-правовых преобразований в России: история и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 250-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля, реформатора и учёного М.М. Сперанского / под ред. Е.Е. Тон-кова и В.Ю. Туранина. - 2022. - Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ». - С. 284285.

102. Кравченко, А.Е. Концепция права как этического минимума в отечественной правовой доктрине конца XIX - начала XX вв. //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2015. - 14 (211). - С. 162-164.

103. Кравченко, А.Е. Соотношение права и нравственности в синтетической теории А.С. Ященко // Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение» : сборник материалов международной научно-практической конференции, 8 мая 2015 г. / С.Л. Никонович - науч. ред. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В. - 2015. - С. 92-95. - 0,5 п.л.

104. Кравченко, А.Е. Синтетическая теория права и государства А.С. Ященко: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01. - Белгород, 2015. -164 с.

105. Куркин, Б.А. Портреты российских ученых-юристов: Л.И. Петражиц-кий // Право. Журнал высшей школы экономики.- 2008.- № 1.- С. 17-24.

106. Лапаева, В.В. Соотношение права и морали в правовой концепции Л. Фуллера // Правоведение. - 2013. - № 2 (307). - С. 241-256.

107. Лейст, О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2011. - 352 с.

108. Лещенко, О.К. Нравственность в древнеримском и современном Российском праве: некоторые аспекты проблемы / Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 6 (107). С. 98-104.

109. Лопатин, Л.М. Положение этической задачи в современной философии: вступительная лекция в курсе «Типические учения в истории морали» // Вопросы философии и психологии. 1890. - Год I, кн. 2. - С. 61-72.

110. Лукашева, Е. А. Взаимодействие права и морали: общее и особенное // Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции / отв. ред. Т. А. Сошникова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014.- С. 1117.

111. Лукашева, Е.А. Право, мораль, личность. /Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. -М.: Наука,1986. - 263 с.

112. Луковская, Д.И. Предмет и методология истории политических и правовых учений // Известия высших учебных заведений: Правоведение. - 2007. - № 3. - С. 197-211.

113. Макаров, Р.Н. Идея этико-правового синтеза в философии права А.С. Ященко. Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2003. 127 с.

114. Малахов, В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: системная методология // История государства и права. -2009. -№ 20. - С. 46-48.

115. Мальцев, Г. В. Нравственные основания права: монография / Г. В. Мальцев. - 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 400 с.

116. Малявин, С.Н. Теоретико-методологический анализ русской социально-философской мысли, середина XIX - начало ХХ вв.: дис. ... д-ра филос. наук / С.Н. Малявин. - СПб., 2000. - 362 с.

117. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 768 с.

118. Матузов, Н.И. Право и мораль в их взаимодействии. - Саратов: издательство Саратовского государственного университета, 1969. - 228 с.

119. Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. -4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. 528 с.

120. Матюхин, А.А. Государство в сфере права. Институциональный подход. Дис. ... докт. юрид. наук. - Алматы: Адилет, 2001. - 302 с.

121. Мелешко, Е.Д., Макаров, Р.Н. Идея синтеза морали и права в теории федерализма А.С. Ященко. Монография. Тула, 2003. 290 с.

122. Мелешко, Е.Д., Петров, С.С. Этико-правовые учения в России конца XIX - начала XX века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 14. С. 271-277.

123. Менгер, А. Новое учение о государстве/Под. ред. Б. Кистяковского, перевод с немецкого П. Тучапского, 2-е изд. - М.: Издание С. Скирмунта, 1906. -280 с.

124. Миронов, Е.В. Трошкин, Е.И. Учение о нравственности в социально-философской концепции Б.Н. Чичерина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2009.- № 32(165). - С. 135-141.

125. Михайловский, И.В. Очерки философии права. Том I. Томск: Издание книжного магазина В. М. Посохина, 1914. - 604 с.

126. Михайловская, В.А. Проблема соотношения права и нравственности на примере полемики Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева и в современный период // Труды Института государства и права Российской академии наук.- 2015.- № 2. -С. 54-60.

127. Мицкевич, А.В. Взаимодействие права и нравственности / Взаимодействие форм общественного сознания. М.: Издательство Московского университета, 1964. С. 82-120.

128. Мищенко, С.В. Нравственность и право: взаимодействие или взаимодополнительность / Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 4. С. 813.

129. Мочалов, Е.В. Анализ антропологической проблематики в русской философии всеединства XIX-XX веков: дис... д-ра филос.наук / Е.В. Мочалов. -Саранск, 2003. - 339 с.

130. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М.: Приор, 2000. 400 с.

131. Мячин, А.Г. Александр Семенович Ященко // Schola-2000. М., 2000. С.153-155.

132. Нерсесянц, В.С. Право и правовой закон. Становление и развитие / Под ред.: Лапаева В.В. - М.: Норма, 2009.- 386 с.

133. Нерсесянц, В.С. Философия права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.

- М.: Норма, 2008. 848 с.

134. Нерсесянц, В.С. Право и закон: Из истории правовых учений / В. С. Нерсесянц. - М. : Наука, 1983. - 366 с.

135. Новгородцев, П.И. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма.- 1902. С. 236-296.

136. Новгородцев, П.И. О своеобразных элементах русской философии права / Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. 448 с.

137. Новгородцев, П. И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева (Речь, произнесенная на торжественном заседании Психологического общества в память Вл. С. Соловьева 2-го февраля 1901 года). М.: Типо-литография товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1901. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба: Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии. - М.: Унив. тип., 1896. - 226 с.

138. Новгородцев, П.И. Право и нравственность /П. И. Новгородцев //Правоведение. -1995. - № 6. - С. 103-113.

139. Новгородцев, П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве [Текст] / П. И. Новгородцев. - Науч. изд. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. - 355 с.

140. Нравственные императивы в праве, науке, образовании и культуре. Материалы международного молодежного форума, проводимого по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна в 3 частях. Ч. 3. / Под ред. Е.В. Сафроновой. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - 335 с.

141. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.

- 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2007. 575 с.

142. Осипов, И.Д. Философские основания русского либерализма (XIX-начала XX века): дис. ... д-ра филос. наук / И.Д. Осипов. - СПб., 1999. - 308 с.

143. Павлова, С.В. Культурологический подход в истории отечественной политико-правовой мысли: монография. / С.В. Павлова. - СПб.: НОУ СЮА, 2013. - 132 с.

144. Панищев, А.Л. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии: На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина. Дисс. ... к. фил.н. Тула, 2005. 174 с.

145. Петражицкий, Л.И. Очерки философии права [Текст] / [соч.] Л. И. Петражицкого. - С.-Петербург : Тип. Ю. Н. Эрлих, 1900-.156 с.

146. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий; С.- СПб.: Лань, 2000. - 606 с.

147. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 237 с.

148. Пермяков, Ю.Е. Философские основания юриспруденции: монография. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2006. 248 с.

149. Положенкова, Е.Ю. Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли : Онтологический и гносеологический контекст: дис. ... д-ра филос.наук / Е.Ю. Положенкова. - Ростов н/Д., 2004. - 244 с.

150. Поляков, А.В. Возрожденное естественное право в России. (Критический анализ основных концепций). Дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1987. - 217 с.

151. Поляков, А.В. Интегральная теория: миф или реальность? / Философия права в России: история и современность: Материалы третьих философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009. 320 с.

152. Поляков, А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб., 2004.

153. Покровский, П.А. Ященко, Теория федерализма. Рецензия // Известия МИД. 1913. Книга IV С. 224-236.

154. Попова, Е.А. Нравственно-правовой идеализм Владимира Соловьева: Дис. ... канд. юрид. наук. / Коломна, 2006. - 190 с.

155. Попова, А. И. Философия права В. С. Соловьева // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. XIX. Владимир Соловьев. М., 1996. С. 98-107.

156. Поснов, И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого //Вестник МГТУ.- 2006. - Том 9.- №1.- С. 96-103.

157. Право и общество в эпоху перемен. Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Отв. ред.: Графский В.Г., Славин М.М. - М.: Институт государства и права РАН, 2008. - 274 с.

158. Прибыткова, Е.А. Несвоевременный современник: философия права В.С. Соловьева. М.: Модест Колеров, 2010. 480 с.

159. Право как «Этический минимум» в философско-правовых концепциях г. Еллинека и Вл. Соловьёва // Соловьевские исследования: Периодический сб. науч. трудов. - Вып.17.: Онтология, теория познания и социальная философия В.С. Соловьева. - Иваново: Ивановский гос. энергетический ун-т им. В.И. Ленина, 2008 . - С. 266-285 .

160. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2008. 832 с.

161. Петров, А.В., Сайгин, В.В. Нравственные основания права и власти (по работе Б.Н. Чичерина «Философия права») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (1).- С. 283-289.

162. Разина, Е.В. Мораль и право: проблема взаимодействия и взаимодополнения // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2017. - Т. 39. - С. 2591-2595.

163. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. -М.: Проспект, 2012. 496 с.

164. Рейснер, М.А. Государство. Часть 1. Культурно-исторические основы; Культурно-исторические основы; Ч. 2. Государство и общество. Ч. 3. Государ-

ственные формы. Пособие к лекциям по общему учению о государстве. Ч. 1-3. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1911. 294 с.

165. Рейснер, М. А. Право свободного исповедания // Вестник права. -1899. - № 9. Ноябрь. - С. 85-102.

166. Рейснер, М.А. Нравственная личность в правовом государстве // Вестник права. - 1903. - XXXIII. Кн. 5, 6. Май-июнь. - С.37-48.

167. Рейснер, М.А. Государство и верующая личность. Сборник статей. -СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1905. - 424 с.

168. Рейснер, М.А. Христианское государство. Идея христианского государства в Прусской церковной политике и учении некоторых немецких канонистов. - Томск: Паровая типо-литография П.И. Макушина, 1899. - 114 с.

169. Рейснер, М.А. Мораль, право и религия по действующему русскому закону (Юридико-догматические очерки). Очерк I: Добронравие, порочность и основы морально- полицейского надзора // Вестник права. - 1900. - XXX. № 3. Март. - С. 1-18.

170. Рейснер, М.А. Мораль, право и религия по действующему русскому закону (Юридико-догматические очерки). Очерк II: Веротерпимость и национальный принцип по действующему праву // Вестник права. - 1900. - XXX. № 4 и 5. Апрель и май. - С. 1 -49.

171. Рейснер, М.А. Мораль, право и религия по действующему русскому закону (Юридико-догматические очерки). Очерк III: Религиозная полиция и вероисповедное прикрепление личности // Вестник права. - 1900. - XXX. № 8. Октябрь. - С. 1-34.

172. Рейснер, М.А. Нравственная личность в правовом государстве // Вестник права. - 1903. - XXXIII. Кн. 5, 6. Май-июнь. - С.37-48.

173. Рейснер, М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. - СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1908. - 237 с.

174. Русская философия права: философия веры и нравственности : Антология / Сост. А. П. Альбов и др. - СПб.: Алетейя, 1997. - 398 с.

175. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. - М., 2014. - 345 с.

176. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб.: Алетейя, 1997. - 398 с.

177. Рутман, В.Г. Конституционное государство в представлениях Е.В. Спекторского // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов. - 2011. - № 8 (14). Ч. 1. - С. 169-171.

178. Рутман, В.Г. Е. В. Спекторский о трех смыслах демократии // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 2. - С. 270-272.

179. Рутман, В.Г. Соотношение права и христианства в представлениях Е.В. Спекторского // Актуальные проблемы права и пра-воприменения : Сборник материалов пятой международной научно-практической конференции. - Тамбов -Липецк, 2012. - С. 122-127.

180. Рутман, В. Г. К вопросу о правовых воззрениях Е.В. Спекторского // Актуальные проблемы права и правоприменения. Сборник материалов пятой международной научно-практической конференции. Тамбов-Липецк, 2011. - С. 437 - 440.

181. Сазонова, Т.Б. Право и правосознание в учении И. А. Ильина: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Сазонова Т.Б. - Благовещенск, 1998. - 143 с.

182. Скибина, О.А. Государственно-правовые взгляды М.А. Рейснера : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Скибина О.А. - Белгород, 2016. - 22 с.

183. Скибина, О. А. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого и марксизм в учении М. А. Рейснера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. -2013. - № 9 (35): в 2-х ч. Ч. I. - С. 163-167.

184. Сафронов, Н.А. Концепция христианского государства Н.А. Бердяева // ШМОТНЕТЖА: Философия. Социология. Право.- 2020. Том 45.- № 4. - С. 775-780.

185. Сафронова, Е. В., Рутман, В. Г. К вопросу о христианской философии права (из истории русской правовой мысли) // Право. Научные исследования и разработки. - 2013. - Т. 1, Вып. 6 (6). - С.293-298.

186. Сафронова, Е.В. Достоинство, свобода и права человека: православное измерение // Юридическая наука и практика: исторический опыт и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. - Белгород, 2013. - С. 67-72.

187. Соловьев, В. С. Право и нравственность: Очерки из прикладной этики

- СПб.: Изд. Я. Канторовича, 1897. - 187 с.

188. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Собрание сочинений: в 10 т. / под ред. и с примеч. С. М. Соловьева и Э. Л. Радлова. 2-е изд. - СПб: Просвещение, 1911-1914. - Т. 8. - 763 с.

189. Соловьев, В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Собрание сочинений. Под ред. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. Второе издание. Том 8. СПб., Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1914. -ХХХ1Х,722 с.

190. Соловьев, В.С. Оправдание добра: нравственная философия / Вл. С. Соловьев. - Москва: Академический проект, 2010. - 671 с.

191. Соловьев, В.С. Критика отвлеченных начал / [Соч.] Владимира Соловьева. - Москва: Унив. тип., 1880. - XIV, 435 с.

192. Сорокин, В.В. Синтетическая теория права: постановка проблемы // Правовая культура. - Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2009, № 2 (7). - С. 23-28.

193. Сорокин, В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России.

- М.: Юрлитинформ, 2007. - 456 с.

194. Сорокина, Ю.В. Философско-правовое обоснование социального неравенства // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2021. - № 2. - С. 9-15.

195. Сорокина, Ю.В. Соотношение права и морали в современной философии права // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2020.- № 3.- С.75-96.

196. Сорокина, Ю.В. О взаимодействии права и культуры // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2017. - № 4 (31). - С. 71-87.

197. Сорокина, Ю.В. Свобода и права человека в христианской доктрине // Современное общество и право. - 2017. - № 3 (28). - С. 3-13.

198. Спекторский, Е.В. Христианство и культура // История философии права. / Под ред. Керимова Д. А. - СПб. - 1998.

199. Спекторский, Е.В. Философия и юриспруденция // Юридический вестник. - Кн.2. - 1913. - С.60-92.

200. Спекторский, Е.В. Происхождение идеи всеобщего, или универсального права // Журнал Министерства народного просвещения. - 1916. - № 11. -Отд.2. - С.33-57.

201. Спекторский, Е.В. Церковь и государство в России // День русской славы. Однодневное издание. - Белград, 15/28 июля 1939. - № 9. - С.14-17.

202. Спекторский, Е.В. Христианская этика. Лекции, прочитанные в Свято-Владимирской Духовной академии в г. Нью-Йорке в 1950-51 уч. году // Записки Русской академической группы в США. - Нью-Йорк, 1980. - T.XIII. - С.77-190.

203. Спекторский, Е.В. Христианство и культура / Сост., вступ. статья и примеч. П.Е. Бойко, Л.А. Бойко. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. -360 с.

204. Спекторский, Е.В. Воспоминания / Вступ. ст. С.М. Михальченко, Е.В. Ткаченко; коммент. П.А. Трибунского - Рязань.- 654 с.

205. Спекторский, Е.В. Пособие к лекциям по энциклопедии права. Вып. 1. Киев: Типография «Работник», 1917.- 132 с.

206. Суворов, Н.С. Лекции по энциклопедии права [Текст] / Н. С. Семенов. - Изд. 2-е. - Москва: URSS, cop. 2015. - 129 с.; Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. - М.: Типографiя «Русский Труд», 1907.- 229 с.

207. Сучкова, В.В. Общественная нравственность в сфере половых отношений как объект уголовно-правовой охраны: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Моск. гос. юрид. акад. - Москва, 2004. - 32 с.

208. Тарановский, Ф.В. Новый опыт построения философии права в русской литературе (И.В. Михайловский, Очерки философии права, том I. Томск, 1914.) Юрьев: Типография К. Маттисена, 1915. 65 с.

209. Ткачева, Н.А. Правовая концепция И.А. Ильина: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2004. -27 с.

210. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 ч.- Часть 1 / Л. И. Петражицкий. - М.: Издательство Юрайт, 2018 - 295 с.

211. Теория государства и права: Учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Голови-стикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - 743 с.

212. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Пере-валова. - М., 1997. - 613 с.

213. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. -М., 1996. - 567 с.

214. Теория государства и права: учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. -М., 2002. - 398 с.

215. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2001. - 349 с.

216. Тимошина, Е.В. Критерии «синтетической» правовой теории в фило-софско-правовом дискурсе Л.И. Петражицкого // Современная юридическая наука и ее проблематизация: Труды международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 28 марта 2009 г., 2010. - С. 157-167.

217. Тихомиров, Л.А. Христианство и политика / Л.А. Тихомиров. - Калуга: ГУП Облиздат, 1999. - 615 с.

218. Тихомиров, Л.А. Религиозно-философские основы истории / Л.А. Тихомиров. - М.: ФондИВ, 2007. - 806 с.

219. Томсинов, В.А. Российские правоведы XVIII-XX вв.: Очерки жизни и творчества. В 2-томах. М.: Зерцало, 2007. Т. 1. 672 с. Т. 2. 672 с.

220. Трубецкой, Е.Н. Энциклопедия права. - М.: Типографiя «Русский Труд», 1907.- 223 с.

221. Трубецкой, Е.Н. Нравственность и эволюция // Энциклопедия права. -СПб., 1907. - С. 35-50.

222. Трубецкой, С. Н. Этика и догматика // Вопросы философии и психологии. 1895. - Год VI, кн. 4 (29). - С. 484-460.

223. Угурчиева, Х.О. "Основы нравственности" как оценочная категория гражданского права России : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Угурчиева Хадижат Омаровна. - Казань, 2014. - 30 с.

224. Ушкарев, О.А. Учение Л.И. Петражицкого о праве и его оценка в российской юридической науке // Вестник ТГУ.- 2012.- Выпуск 5 (109).- С. 329-332.

225. Фомина, И.Р. Этика права С.Л. Франка: дис. ... канд. философ. наук : 09.00.05 / Фомина И.Р. - Тула, 2010. - 180 с.

226. Фролова, Е.А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания / Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Сборник статей. Вып. 2 / Под ред.: Марченко М.Н. - М.: Юрист, 2008. -224 с.

227. Хажипов, Р.Х. Роль права и нравственности в реализации сущностных сил человека: дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 1990. - 186 с.

228. Хамидуллина, Ф.И. Нравственные основания гражданского права: автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.03 / Хамидуллина Фарида Ильдаровна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. - Казань, 2019. - 59 с.

229. Цыбулевская, О.И. Нравственные основания современного российского права : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Сарат. гос. акад. права. - Саратов, 2004. - 58 с.

230. Хвостов, В.М. Общая теория права. Элементарный очерк. Издание пятое. М.: Университетская типография, 1905. 211 с.

231. Чичерин, Б.Н. Мистицизм в науке: Разбор соч. Владимира Соловьева. "Критика отвлеченных начал" / Б. Чичерина. - Москва: тип. Мартынова и К°, 1880. - 191 с.

232. Чичерин, Б.Н. О началах этики: отзыв на книги Владимира Соловьева "Оправдание добра" и "Право и нравственность" : с ответами В. С. Соловьева / Б. Н. Чичерин, В. С. Соловьев. - Изд. 2-е. - Москва: URSS, 2016. - 180 с.

233. Чичерин, Б.Н. Философия права / [соч.] Б. Чичерина. - М. : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. - 336 с.

234. Червонюк, В.И. Теория государства и права. Учебное пособие / - М.: Изд-во Моск. акад. МВД России, 2000. - 169 с.

235. Шатковская, Т.В. Человек как юридическая личность в правовой концепции И.А. Покровского // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2021. -№1. - С.18-22.

236. Шатковская, Т.В. Теория и практика правового нигилизма в России: опыт научной экспликации // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2019. -№4. - С.15-24.

237. Шершеневич, Г. Ф. По поводу книги Вл. С. Соловьева «Оправдание добра» // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 38. С. 456-474.

238. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права.- М.: Издание Бр. Башмако-вых, 1910. - 476 с.

239. Шлет, Г.Г. Очерк развития русской философии / Отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. Т. 1. М..: РОССПЭН, 2008. 592 с.

240. Шидловская, Т.Ю. Соотношение права и морали в правотворческом процессе: На примере Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Акад. упр. МВД РФ. - Москва, 2005. - 23 с.

241. Ященко, А.С. // Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды / Редкол.: П.В. Алексеев и др. М., 1995. С. 700.

242. Ященко, А.С. Философия права Соловьева. - СПб.: Сенатская типография, 1912.- 43 с.

243. Ященко, А.С. Основная идея теории права и государства. Вступительная статья / Ященко А. Опыт синтетической теории права. - Юрьев: Тип. К. Мат-тисена, 1912. - 268 с.

244. Ященко, А.С. Философия права Соловьева. - СПб.: Сенатская типография, 1912. 43 с.

245. Ященко, А.С. Добро, право, нравственность // Русская философия права. Антология. - С.-Пб.: Алетейя, 1999. - С. 395-404.

246. Ященко, А.С. Философия права Владимира Соловьёва. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства: сост. А. П. Альбова. -СПб. : С.-Петерб. ун-т МВД.: Алетейя, 1999. - 252 с.

247. Ященко, А.С. Добро, право, нравственность // История философии права. Под ред. Керимова Д. А. - СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. - С. 83-105.

Литература на иностранном языке

248. Bentham, J. A Fragment on Government and An Introduction to the Principles of Morals and Legislation / Ed. W.Harrison. Oxford: Basil Blackwell, 1948.

249. Brozovic, D., Ladan, T. Georg Jellinek // Hrvatska enciklopedija (хорв.) -LZMK, 1999. - 9272 с.

250. Kant, Immanuel. Critique of Pure Reason. - Cambridge: Cambridge U.P., 1999. 678 с.

251. Czech yearbook of international law [Текст] : CYIL / ed. Alexander J. Belohlavek, Nadezda Rozehnalova. - Huntington, N. Y. : Juris publ., cop. 2010-. 24 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.