Идея социальной справедливости в воззрениях И.А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Занделов Владислав Владимирович

  • Занделов Владислав Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 164
Занделов Владислав Владимирович. Идея социальной справедливости в воззрениях И.А. Ильина: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения». 2024. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Занделов Владислав Владимирович

Введение

Глава 1. Сущность и развитие представлений о социальной справедливости в западноевропейских и русских философских учениях

1.1. Западноевропейские концепции социальной справедливости и их влияние на философские воззрения И.А. Ильина

1.2. Истоки представлений И.А. Ильина о социальной справедливости в

русской философско-правовой традиции

Глава 2. Учение И.А. Ильина о социальной справедливости

2.1. Духовно-нравственные основы социальной справедливости в учении И.А. Ильина

2.2. Взгляды И.А. Ильина на роль государства и права в установлении социальной справедливости

2.3. Критика эгалитарной справедливости в учении И.А. Ильина

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея социальной справедливости в воззрениях И.А. Ильина»

Введение

Актуальность диссертационного исследования. Проблема социальной справедливости сопровождает философскую мысль на протяжении всей ее истории. «С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости: может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать... Но до сих пор вопрос, по-видимому, не решен, - что такое справедливость и как ее осуществить в жизни?» [Ильин, 1994, т. 3, с. 235] - так описывал И.А. Ильин значение проблемы справедливости для человечества. Сущность справедливости была и остается предметом для философских дискуссий.

Философская категория справедливости сочетает в себе широкий спектр междисциплинарных аспектов. Определения справедливости, таким образом, могут содержать в себе смысловое наполнение, связанное с экономикой, этикой, правом и другими научными дисциплинами, но все эти определения своими корнями уходят в непосредственно философскую традицию. Отметим, что многие исследования, посвященные проблеме социальной справедливости, зачастую страдают от недостатка междисциплинарного подхода, замыкаясь в методологии отдельно взятых научных направлений. В этом смысле творчество И.А. Ильина представляет собой пример того, как данное явление может быть оценено с позиций разных научных отраслей. В трудах И.А. Ильина социальная справедливость рассматривается не только через призму философии - он учитывает также политический, социологический, правовой, экономический и иные аспекты этого явления. Русский мыслитель не ставит перед собой задачи дать краткое и емкое определение социальной справедливости, рассматривая ее интегративно. Это обстоятельство является следствием одной из характерных особенностей философствования И.А. Ильина - философ крайне редко оперирует завершенными определениями, качественные характеристики социальной справедливости встречаются в его работах достаточно хаотично, что сталкивает нас с необходимостью реконструировать взгляды мыслителя во всей их полноте.

Иван Александрович не оставляет без внимания вопрос о сущности социальной справедливости на протяжении всей своей жизни. Мы вынуждены обращаться к текстам из различных периодов творчества философа как к однопорядковым в силу того, что отношение И.А. Ильина к идее социальной справедливости принципиально не менялось - динамика прослеживается только в установленных акцентах: если ранний И.А. Ильин подходит к изучаемым явлениям местами как юрист-нормативист, то на более поздних этапах обнаруживает себя более творческий, интуитивистский подход к обозначенной проблеме.

Справедливость как общефилософская категория имеет особое значение в контексте взаимоотношений между людьми и приобретает, таким образом, социальный компонент. Социальная справедливость является основой общественной жизни, что особенно ярко проявляется в догосударственный период человеческой истории, когда еще не возникли внешние регуляторы общественных отношений в виде права и государства. В государственных обществах справедливость становится основой нормативного регулирования взаимодействия субъектов права, а само право базируется на идее и ценностях справедливости, содержание которых отличалось в различных культурах на разных этапах исторического развития.

В любом обществе существует и будет существовать запрос на социальную справедливость, и этот запрос может выражаться в самых различных формах: философских трактатах, произведениях массовой культуры, политических программах и т. д. Это обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует о том, что социальная справедливость выступает универсальной ценностью для общества, и в то же время эта ценность от него удалена, то есть справедливость никогда не явлена, к ней можно стремиться, но не получается ее достичь.

Право как система регулирования общественных отношений, на первый взгляд, должно способствовать установлению справедливости в обществе, прямые свидетельства этому мы можем найти в ключевых нормативно-

правовых актах, например, в Уголовном, Гражданском и Трудовом кодексах Российской Федерации [УК РФ, ст. 6; ГК РФ, ст. 6, ч. 2; ТК РФ, ст. 2]. Но в данном контексте сущность права сводится к тому, чтобы очертить границы несправедливости и обозначить конкретные рамки ситуаций, когда она принимает реальное выражение в виде какого-либо правонарушения. В системе права отсутствует дефиниция справедливости, она понимается как противоположность несправедливости, с различными формами которой и призван бороться закон. Эту особенность права отмечал французский философ П. Рикер: «Разве наше первое вступление в область права не было отмечено возгласом: это несправедливо?! Этот возглас был криком негодования, всепроникающий характер которого иногда бывает поразительным, если мерить его тем же аршином, что и наши колебания, когда уже в зрелом возрасте от нас требуется высказаться по поводу справедливого в позитивных терминах» [Рикер, 2005, с. 13].

В этой связи особое значение приобретает этико-правовое учение И.А. Ильина, который внес значительный вклад в развитие отечественной философии права, пытаясь определить сущность социальной справедливости, связать ее с нормами права и духовными ценностями. Практическая реализация социальной справедливости для него становится процессом не только правовым, но и этическим, так как он признавал то обстоятельство, что формальная буква закона без опоры на принципы нравственности не способна привнести гармонию в общество. Связывая социальную справедливость с правовыми нормами, философ относит ее к категории должного. Россия в ХХ в. пережила целый ряд социальных потрясений, каждое из которых ставило перед обществом все те же вопросы о религиозной и этико-правовой природе справедливости и права, роли государства в жизни человека и т. д.

Вопрос о сущности справедливости красной нитью проходит через все творческое наследие русского мыслителя и не теряет своей актуальности по сей день, так как в современном мире социальная справедливость сохраняет свою безусловную ценность. Оригинальность и глубина проработки этого вопроса

И.А. Ильиным подталкивает современных исследователей к поиску новых смыслов и интерпретаций его учения. Философское наследие И.А. Ильина по-прежнему востребовано - до сих пор продолжается издание его трудов, в его честь проводятся конференции, а сам он цитируется как в научной среде, так и в политической. Интерес к творчеству И.А. Ильина возрастает как в России, так и за рубежом. В каком-то смысле наблюдается «ренессанс» его идей [Кондаков, Касимов, 2019, с. 12; Лисица, 2014, с. 8].

Степень разработанности темы диссертационного исследования. Как было отмечено ранее, проблема социальной справедливости никогда не теряла своей актуальности, и философы постоянно обращались к ней на протяжении веков. Социальная справедливость во всем многообразии ее проявлений была предметом философских исканий античных философов: Платон, Аристотель и другие [Платон, 1990-1994; Аристотель, 1983, т. 4]. Социальная справедливость как религиозное явление рассматривалась в трудах средневековых западноевропейских и русских мыслителей: Аврелий Августин, Иларион и другие [Августин, 1998, т. 3; Иларион, 1997]. Среди представителей новоевропейской мысли считаем необходимым отметить вклад Ф. Бэкона, Г. Гроция, Дж. Локка, Д. Дидро и ряда других философов [Бэкон, 1977, т. 1; Гроций, 1956, Локк, 1991, т. 3; Дидро, 1939, т. 7]. Идеи представителей немецкой классической философии - И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В. Гегеля [Кант, 1964-1965; Фихте, 1993, т. 1; Гегель, 1976, 1990] - существенным образом повлияли на формирование взглядов И.А. Ильина в контексте сущности социальной справедливости. Проблема социальной справедливости была одной из ключевых для русских философов Х1Х-ХХ вв. [Киреевский, 1979; Чичерин, 2016; Соловьев, 1988-1989; Новгородцев, 1991, 1995; Кистяковский, 1991, 1998; Бердяев, 1990, 1991, 1993, 1996]. Проблема социальной справедливости не теряет своей актуальности и для западной философии ХХ в.: Дж. Ролз, А. Макинтайр и другие [Ролз, 2010; Макинтайр, 2000].

Различные аспекты философского наследия И.А. Ильина не раз становились предметом рассмотрения в работах отечественных исследователей.

В то же время, существует не так много исследований, посвященных непосредственно проблеме социальной справедливости. Среди них необходимо выделить диссертацию Д.А. Сысуева «Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И.А. Ильина» 1996 г. Автор отмечает, что на момент написания работы не существовало публикаций, в которых нравственная философия И.А. Ильина была бы освещена должным образом [Сысуев, 1996, с. 5]. Этические аспекты его философского учения до этого момента либо затрагивались вскользь, либо становились объектом не всегда добросовестной критики. Такое положение вещей Д.А. Сысуев связывает с тем обстоятельством, что отрывки из трудов русского философа стали публиковаться в нашей стране лишь с 1989 г. и долгое время его труды не были востребованы в отечественной гуманитарной науке. Невостребованность философского наследия И.А. Ильина была усугублена также тем обстоятельством, что его имя игнорировалось исторической наукой (за исключением редких упоминаний в философских энциклопедиях), в отличие от того же Н.А. Бердяева, который подвергался критике, но не исчезал из гуманитарного поля в принципе [Усачева, 2011, с. 41; Сысуев, 1996, с. 6-7].

На наш взгляд, данная диссертация является одной из крупнейших работ конца ХХ в. в обозначенной предметной области. Она представляет высокую ценность для современного исследователя, изучающего творчество И.А. Ильина, так как именно в ней впервые в отечественной науке были комплексно проработаны следующие проблемы: особенности нравственной философии И.А. Ильина, ценностные ориентации и основные этапы развития его этических взглядов [Сысуев, 1996, с. 6-7].

В своей работе Д.А. Сысуев впервые использовал значительное количество источников за авторством самого И.А. Ильина, что отличает данную диссертацию от ряда других публикаций, так или иначе затрагивающих учение русского философа. В 1994 г. издательством «Русская книга» было опубликовано собрание сочинений И.А. Ильина в десяти томах, ссылки на которые мы можем найти в списке источников диссертационного исследования

Д.А. Сысуева. Отметим, что на данный момент это собрание сочинений расширено за счет изданных позднее (вплоть до 2021 г.) дополнительных томов.

Отметим также кандидатскую диссертацию О.В. Кирсановой «Проблема справедливости в русской этико-философской мысли (В.С. Соловьев и И.А. Ильин)» 2012 г. и публикации, которые ей предшествовали [Кирсанова, 2011, 2012]. Исследователь отмечает, что на момент написания работы фундаментальных трудов по заявленной теме существовало недостаточно [Кирсанова, 2012, с. 7].

Проблеме справедливости в философском творчестве И.А. Ильина посвящен второй параграф второй главы ее диссертационной работы. Автор обозначает исходные моменты в освещении данной проблемы самим философом и проводит компаративистский анализ идей И.А. Ильина и взглядов на природу справедливости в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

О.В. Кирсанова комплексно подходит к концепции справедливости И.А. Ильина, взаимосвязывая ее с понятиями нормотворчества, правосознания, духовности, добра, любви и т. д. Рассмотрение социальной справедливости как одного из элементов системы правовых и этических понятий мы могли наблюдать и в других, более ранних публикациях, но в данном случае считаем необходимым отметить ценность компаративистского подхода автора к изучаемой проблеме.

Отметим, в этой связи, ряд публикаций современных российских исследователей, рассматривавших отдельные аспекты учения И.А. Ильина о социальной справедливости. Так, В.А. Куприянов [Куприянов, 2019] проанализировал рецепцию И.А. Ильиным идей европейского либерализма. Исследователь постулирует, что взгляды И.А. Ильина являются либеральными в неклассическом смысле. Это обстоятельство значимо для исследования творчества Ивана Александровича, поскольку его политические воззрения уместно охарактеризовать именно как либерально-консервативные. Близкую тематику затрагивает А.Р. Марков, который проанализировал идеологический

компонент творчества И.А. Ильина, а также его взгляды на природу государства и социального ранга [Марков, 2017].

В.А. Кондаков и Р.Х. Касимов проанализировали явление социального ранга, которое И.А. Ильин считал неотъемлемым элементом справедливого общества. Социальный ранг тесно связан с обоснованным неравенством, противопоставляемым несправедливому уравнению. Авторы статьи адаптировали концепцию социального ранга к современным реалиям, тем самым подчеркнув практическое значение идей русского философа [Кондаков, Касимов, 2019]. Схожую интенцию можно обнаружить в статье Ю.С. Аракелова, который применил концепцию социальной справедливости И.А. Ильина к текущей экономической ситуации [Аракелов, 2011].

Вопрос о частной собственности и «справедливом капитализме» стал предметом исследования Е.В. Пашинцева, который критично оценил взгляды И.А. Ильина как реакционные и утопичные [Пашинцев, 2008, с. 147]. Проблема частной собственности также рассмотрена в одном из параграфов диссертации Н.А. Шестовских. Исследователь отмечает, что И.А. Ильин признавал частную собственность естественной необходимостью для человека, обладающей стимулирующей, регулятивной и моральной функциями [Шестовских, 2022].

В статьях А.Л. Табакова рассмотрена взаимосвязь социальной справедливости в философии И.А. Ильина с правом и государством [Табаков, 2016, 2017]. Автор отмечает, что русский философ позитивно оценивал эти явления в жизни человека и общества. Ранее этот вопрос был поднят Н.И. Изергиной [Изергина, 2006], которая обратилась к сборнику статей И.А. Ильина «Наши задачи». Исследователь приходит к выводу о том, что государство для русского философа является проявлением права, а поиск справедливости неразрывно связан с христианскими ценностями.

Социальная справедливость является неотъемлемым элементом органической демократии, которую И.А. Ильин описывал как наиболее подходящую для России форму политического устройства. Теория органической демократии И.А. Ильина стала предметом диссертационного

исследования Н.И. Изергиной, в котором немало внимания уделено вопросу об актуальности воззрений И.А. Ильина для современности [Изергина, 2009]. Религиозная и духовная фундированность взглядов И.А. Ильина также неоднократно попадала в поле научных интересов российских ученых [Ерисов, 1997; Болотнов, 2009; Симонишвили, 2010].

Ценность права и правосознания в установлении социальной справедливости для И.А. Ильина отмечали другие исследователи, в частности: В.С. Валге, М.С. Шевченко, Н.И. Кудринская и Л.А. Чикин [Валге, Шевченко, 2019; Кудринская, 2011; Чикин, 2008]. Их работы также развивают сложившийся в отечественной науке тренд на компаративистский анализ идей И.А. Ильина и других русских философов. Среди других исследований подобного рода отметим упомянутую ранее диссертацию О.В. Кирсановой, диссертацию А.Н. Целикова и статью Д.В. Углова [Кирсанова, 2012; Целиков, 2007; Углов, 2009]. Наследие И.А. Ильина представляет ценность для этических и юридических исследований, в частности, основные аспекты его философии права в контексте правопонимания и правосознания были рассмотрены в диссертациях С.В. Рязанцева и Н.А. Ткачевой [Рязанцев, 2008; Ткачева, 2004].

Основные аспекты творчества И.А. Ильина, истоки, значение и периодизация его работ были изучены И.И. Евлампиевым, А.Ф. Замалеевым, Ю.Т. Лисицей и Н.П. Полторацким [Евлампиев, 1994, 2000, 2016; Замалеев, 2015; Лисица, 1993, 2014; Полторацкий, 1989]. Методологический и этический контекст, связанный со спецификой русской религиозной гносеологии в частности и русской философии в целом, был рассмотрен Я.В. Бондаревой, Е.В. Алехиной, Ю.В. Колесниченко и В.П. Майковой [Бондарева, 2010; Алехина, 2011; Колесниченко, 2017; Майкова, 2023].

Несмотря на ограниченный объем фундаментальных работ по заявленной теме, необходимо выделить ряд исследований, находящихся в смежных предметных областях. Обращение к ним видится нам необходимым в силу того, что сам И.А. Ильин не отходит от традиций русской философии и стремится

дать всестороннюю оценку социальной справедливости с применением всех доступных человеку видов опыта.

Проблема социальной справедливости неоднократно становилась предметом социологического, социально-философского и юридического анализа: В.Н. Аргунова, З.А. Бербешкина, А.П. Казаков, М.И. Козлов, Н.В. Михалкин, А.В. Сажин, О.А. Торосян [Аргунова, 2005; Бербешкина, 1983; Казаков, 1969; Козлов, 2010, Михалкин, 2017, 2023; Сажин, 2010; Торосян, 2014]. Философские изыскания по вопросу о социальной справедливости нередко служили основой для политических преобразований, призванных снизить социальную напряженность в тех или иных странах, поэтому исследования социальной справедливости неизбежно приобретают прикладной характер.

Социальная справедливость зачастую рассматривалась как религиозно-этическая категория: А.С. Герасимов, А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц, В.Т. Ефимов, Н.В. Медведев [Герасимов, 2004; Гусейнов, 1985; Гусейнов, Иррлитц, 1987; Ефимов, 1993; Медведев, 2007]. На протяжении многих веков феномен справедливости тесно связывался с религиозными верованиями, а в русской философии православие и вовсе закрепилось как основной источник принципов организации общественной жизни. Это обстоятельство обуславливает русскую цивилизационную специфику и особое отношение к обозначенной проблеме.

Идея социальной справедливости неоднократно оценивалась в рамках аксиологического подхода: С.М. Гранкин, А.И. Гусейнов [Гранкин, 2007; Гусейнов, 2007], а также в контексте права и правосудия: А.В. Деревесников, В.И. Жуков, В.С. Нерсесянц, Г. Радбрух, В.И. Хайруллин, С.А. Хмелевская, Н.И. Яблокова, А.Н. Яшин [Деревесников, 2005; Жуков, 2021; Нерсесянц, 1983; Радбрух, 2004; Хайруллин, 2020; Хмелевская, Яблокова, 2014; Яшин, 2019]. Социальная справедливость издревле рассматривалась как моральный и общественный идеал; как ценность, без реализации которой жизнь человека и общества будет лишена смысла.

Важными аспектами реализации социальной справедливости являются распределение материальных благ в обществе и проблема института частной собственности. Еще в античную эпоху был поставлен вопрос о соотношении равенства и справедливости, в том числе, в контексте материального положения членов общества. Данный вопрос по-разному истолковывался в различные периоды человеческой истории. Эти проблемы рассматривались как классиками философской мысли: С.Л. Франк, В.Ф. Эрн, В.С. Соловьев [Франк, 1993; Эрн, 1993; Соловьев, 1988-1989], так и современными исследователями

0.В. Медведева, В.П. Кошарный, Е.М. Красова [Медведева, 2013; Кошарный, 2019; Красова, 2018, 2019].

Историко-философская динамика и различные аспекты феномена справедливости были всесторонне рассмотрены в монографиях Г.Ю. Канарша и Н.О. Исмаилова [Канарш, 2011; Исмаилов, 2016].

Следует отметить также и ряд исследований, посвященных герменевтическому анализу термина «справедливость» и его истории: В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Н.В. Печерская [Иванов, Топоров, 1978; Печерская, 2001].

Однако, несмотря на широкий спектр исследований, затрагивающих проблему социальной справедливости, нам не удалось обнаружить обобщающей работы в рамках заявленной нами предметной области.

Объект исследования: религиозно-философская мысль в контексте поиска идеала социальной справедливости.

Предмет исследования: религиозно-нравственные и философско-правовые идеи И.А. Ильина о социальной справедливости.

Цель исследования: реконструкция концептуальных взглядов И.А. Ильина на проблему социальной справедливости.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

1. Выделить идейные истоки представлений И.А. Ильина о социальной справедливости в западноевропейской философской мысли.

2. Исследовать основы воззрений И.А. Ильина на явление социальной справедливости в отечественной философской мысли.

3. Определить специфику видения И.А. Ильиным духовно-нравственных оснований социальной справедливости, а также обосновать место религиозной составляющей его концепции социальной справедливости.

4. Раскрыть взаимосвязь понятий правосознания, права, государства и личности с категорией социальной справедливости в работах И.А. Ильина.

5. Проанализировать критику И.А. Ильина в отношении эгалитаризма и охарактеризовать социально-экономические аспекты его взглядов на явление социальной справедливости.

Источниковая база исследования может быть условно разделена на

несколько групп:

1. Наследие античной мысли: Гесиод, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Л.А. Сенека, Секст Эмпирик.

2. Труды средневековых и новоевропейских философов: Аврелий Августин, Юстиниан, Ф. Бэкон, Г. Гроций, Дж. Локк, Д. Дидро, И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Энгельс, Г. Зиммель.

3. Работы русских мыслителей, публицистов и юристов: митрополит Иларион, Даниил Заточник, Максим Грек, Ф.И. Карпов, Ермолай-Еразм, А.М. Курбский, И.С. Пересветов, Ю. Крижанич, П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, К.Д. Кавелин, М.В. Буташевич-Петрашевский, Л.Н. Толстой, Б.Н. Чичерин,

A.А. Киреев,П.А. Кропоткин, А.Ф. Кони, С.А. Муромцев, В.С. Соловьев, П.Я. Светлов, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.И. Ленин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.Н. Алексеев, В.В. Зеньковский,

B.Ф. Эрн.

4. Исследования западных философов ХХ в.: А. Швейцер, Г. Радбрух, Ф. Хайек, П. Рикер, Дж. Ролз, А. Макинтайр, Р. Дарендорф.

5. Работы И.А. Ильина, в которых он выражает свои взгляды на идею социальной справедливости: «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»,

«Путь духовного обновления», «О сущности правосознания», «О монархии и республике», «Общее учение о праве и государстве», «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «Шлейермахер и его "Речи о религии"», «Религиозный смысл философии. Три речи», «О сопротивлении злу силою», «Путь к очевидности», «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Советский Союз - не Россия», «Белая идея», «Взгляд в даль», «О большевизме и коммунизме», «Основы христианской культуры», «Два типа государства», «Рационирование на новой основе», «История этических учений (от софистов до Штирнера)», «О русской культуре», «Социально или социалистически?», «Духовный кризис русской интеллигенции», «Введение в философию права», «О революции», а также статьи, вошедшие в сборник «Наши задачи»: «Необходимо ограничить публичную дееспособность», «О воспитании русского народа к справедливости», «О правах и обязанностях российских граждан», «О русском национализме», «В поисках справедливости», «Изживание социализма», «Основная задача грядущей России», «О воспитании в грядущей России», «О политическом успехе (Забытые аксиомы)», «Что есть право голоса?», «Кое-что об Основных Законах будущей России», «Идея ранга», «Светлой памяти П.Н. Врангеля», «Кризис демократии обостряется», «Зависть как источник бедствий».

6. Несомненную ценность представляют статьи, диссертации и монографии следующих исследователей: З.А. Бербешкина, А.И. Вакулинская, А.А. Гусейнов, В.Е. Давидович, И.И. Евлампиев, А.Ф. Замалеев, Н.И. Изергина, Г.Ю. Канарш, О.В. Кирсанова, Е.М. Красова, Ю.Т. Лисица, Н.В. Михалкин, В.С. Нерсесянц, Н.П. Полторацкий, Е.Н. Симонишвили, Д.А. Сысуев, А.Л. Табаков, О.А. Торосян, А.Н. Яшин и других.

Методология и методы исследования: методологическая база работы определяется рамками историко-философского исследования и спецификой изучаемой темы. В диссертации применяется комплексный подход к исследованию заявленной темы. Это подразумевает, что при написании работы

одновременно использовался ряд методов научного познания, таких как:

1. Метод историко-философской компаративистики, позволяющий сопоставить принципиальные положения учения И.А. Ильина и других философов.

2. Метод теоретической реконструкции, подразумевающий воспроизведение взглядов И.А. Ильина на проблему социальной справедливости во всей ее многоаспектности.

3. Историко-генетический метод, направленный на определение смысловой и методологической преемственности в трудах И.А. Ильина и его предшественников.

4. Метод герменевтического анализа, проясняющий смысловое наполнение термина «справедливость» у различных мыслителей, в том числе, в социальном контексте.

5. Аксиологический метод, в рамках которого справедливость рассматривается как высшая ценность социального бытия.

6. Общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция и аналогия.

Научная новизна исследования:

1. Установлено, что И.А. Ильин развивает и систематизирует ряд концепций и проблем, сформулированных западноевропейскими мыслителями. Ключевыми источниками для формирования его воззрений являются идеи античных философов, что не умаляет значение других европейских мыслителей в данном контексте. Немецкая классическая философия является основой методологических подходов И.А. Ильина.

2. На основании проведенного компаративистского анализа религиозно-философских взглядов И.А. Ильина и представителей русской философии выявлена взаимосвязь его представлений о социальной справедливости с наследием русской философской мысли. Продемонстрирована взаимосвязь отдельных концепций русских мыслителей с воззрениями о социальной справедливости И.А. Ильина.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Занделов Владислав Владимирович, 2024 год

Список литературы

1. Августин А. Творения. Т. 3. СПб.: Алетейя, 1998. 595 с.

2. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. 640 с.

3. Алехина Е.В. Русские религиозные философы о возможностях философии в познании смысла жизни, или об особенностях предмета и метода русской религиозной философии // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 1. С. 176-183.

4. Аракелов Ю.С. И.А. Ильин: в поисках справедливости // Образование, экономика, общество. 2011. № 4-5 (26-27). С. 65-67.

5. Аргунова В.Н. Социальная справедливость: социологический анализ: дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2005. 372 с.

6. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.

7. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. 621 с.

8. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 14 т. Т. 8. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 830 с.

9. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М.: Мысль, 1983. 204 с.

10. Бердяев Н.А. Кошмар злого добра (О книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою) // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1996. С. 378-392.

11. Бердяев Н.А. О назначении человека: опыт парадоксальной этики. М.: Республика, 1993. 383 с.

12. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. 285 с.

13. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 24-42.

14. Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 323 с.

15. Бойко Л.А. Идея Аристотелевской метафизики в религиозной философии И.А. Ильина // Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. 2016. Т. 1 (1-2). С. 103.

16. Болотнов Г.В. Концепция религиозного опыта И.А. Ильина в контексте христианской антропологии: дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2009. 149 с.

17. Бондарева Я.В. Единство веры и знания как базовый гносеологический принцип русской религиозной философии середины XIX - первой половины ХХ веков (статья вторая) // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. № 1. С. 23-27.

18. Бугай Д.В. «Справедливость» в платоновских диалогах: «Апология Сократа» и «Критон» // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 123-134.

19. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 43-84.

20. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. СПб.: Товарищество Общественная польза», 1903. 347 с.

21. Буташевич-Петрашевский М.В. Показание // Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М.: Государственное издательство политической литературы, 1953. С. 434-459.

22. Бэкон Ф. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1977. 567 с.

23. Вакулинская А.И. Затерявшаяся статья (И.А. Ильин «Что значит быть гражданином?») // Тетради по консерватизму. 2019. № 4. С. 406-423.

24. Валге В.С., Шевченко М.С. Сравнение подходов И.А. Ильина и А.С. Хомякова к осмыслению понятий права и справедливости // Эволюция российского права. Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2019. С. 493-495.

25. Гегель Г.В. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

26. Гегель Г.В. Философия религии: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1975. 532 с.

27. Герасимов А.С. Религиозные основания права и нравственности // Вестник Новгородского государственного университета. 2004. № 27. С. 4-6.

28. Гесиод. Полное собрание текстов. М.: Лабиринт, 2001. 256 с.

29. Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 27. М.: ГИХЛ, 1953. 589 с.

30. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 10.09.2020).

31. Гранкин С.М. Справедливость как основная аксиологическая категория в социально-правовых воззрениях Н.Н. Алексеева // Философия права. 2007. № 1. С. 20-25.

32. Гроздилов С.В. Идея справедливости как общего блага в социально-философской мысли Платона и Аристотеля // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 4. С. 134140.

33. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Госполитиздат, 1956. 856 с.

34. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 208 с.

35. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 589 с.

36. Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. № 7. С. 14-22.

37. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 443 с.

38. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М.: Политиздат, 1989. 255 с.

39. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2007. 640 с.

40. Даниил Заточник. Слово // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб.: Наука, 1997. С. 268-283.

41. Дарендорф Р. Тропы из утопии: Работы по теории и истории социологии. М.: Праксис, 2002. 536 с.

42. Деревесников А.В. Справедливость как принцип права (историко-теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Кострома, 2005. 155 с.

43. Дидро Д. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 7. М.-Л.: ГИХЛ, 1939. 416 с.

44. Евлампиев И.И. Иван Ильин. СПб.: Наука, 2016. 251 с.

45. Евлампиев И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2 т. Т. 1. СПб.: Наука, 1994. С. 5-14.

46. Евлампиев И.И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках: Русская философия в поисках абсолюта. Ч. 2. СПб.: Алетейя, 2000. 411 с.

47. Ерисов Д.П. Религиозная философия Ивана Александровича Ильина: дис. канд. филос. наук. М., 1997. 130 с.

48. Ермолай-Еразм. Правительница // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. СПб.: Наука, 2006. С. 474-485.

49. Ефимов В.Т. Введение в этосологию: нравы и нравственность. М.: «Москва», 1993. 484 с.

50. Жуков В.И. Справедливость в парадигме философии права: аналитический обзор // Государство и право. 2021. № 11. С. 7-23.

51. Загирняк М.Ю. Идея справедливости в философии права Н.Н. Алексеева // Место западных идей в российском общественном и правовом сознании. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2016. С. 22-31.

52. Замалеев А.Ф. Философская мысль в России Х1-ХХ веков. СПб.: Петрополис, 2015. 480 с.

53. Занделов В.В. Истоки представлений И.А. Ильина о социальной справедливости в ранней античной философии // Научное мнение. 2022. № 9. С. 34-39.

54. Занделов В.В. Правовая философия И.А. Ильина в контексте проблемы социальной справедливости на современном этапе философских исследований // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции Юридического факультета МАГУ, 28-30 ноября 2022 года. Мурманск: МАГУ, 2023. С. 157-165.

55. Занделов В.В. Противоречия в понимании концепций социальной справедливости как свидетельство раскола российского общества в первой четверти ХХ века // Материалы научно-практической конференции студентов и магистрантов Социально-гуманитарного института и Юридического факультета МАГУ, 19-23 апреля 2022 года. Мурманск: МАГУ, 2022. С. 160-169.

56. Занделов В.В. Солидаристское государство как гарант социальной справедливости в философии И.А. Ильина // Философская мысль. 2022. № 11. С. 1-11.

57. Занделов В.В. Сущность справедливого права в философии И.А. Ильина // Евразийский юридический журнал. 2023. № 7 (182). С. 525-526.

58. Занделов В.В. Частная собственность как форма «своего» в учении И.А. Ильина // Сознание у водоразделов культуры: свое и чужое. Сборник научных статей. Мурманск: МАГУ, 2023. С. 28-31.

59. Занделов В.В., Яшин А.Н. Идея социальной справедливости в религиозно-философских воззрениях И.А. Ильина // Евразийский юридический журнал. 2021. № 8 (159). С. 497-499.

60. Зеньковский В.В. История русской философии: Т. 2. Ч. 2. Л.: ЭГО, 1991. 269 с.

61. Зиммель Г. Избранное: Т. 2. М.: Юрист, 1996. 607 с.

62. Иваненко А.А. Предмет и метод философии в наукоучении И.Г. Фихте: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2007. 19 с.

63. Иванов В.В., Топоров В.Н. О языке древнего славянского права (к анализу нескольких ключевых терминов) // Славянское языкознание. УШ Международный съезд славистов. Доклады советской делегации, Загреб -Любляна. М.: Наука, 1978. С. 221-240.

64. Изергина Н.И. Иван Ильин о взаимосвязи государства, правосознания и справедливости // Гуманитарий. 2006. № 6. С. 76-80.

65. Изергина Н.И. Теория органической демократии И.А. Ильина и проблемы социально-политической трансформации современной России: дис. ... д-ра полит. наук. Саранск, 2009. 376 с.

66. Иларион. Слово о законе и благодати // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб.: Наука, 1997. С. 26-61.

67. Ильин В.Н. Манифест русской цивилизации. М.: Либроком, 2009. 144 с.

68. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. 400 с.

69. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. 496 с.

70. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2. Кн. 2. М.: Русская книга, 1993. 480 с.

71. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. 592 с.

72. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. 624 с.

73. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1996. 608 с.

74. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. 672 с.

75. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 7. М.: Русская книга, 1998. 608 с.

76. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 8. М.: Русская книга, 1998. 576 с.

77. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 9-10. М.: Русская книга, 1999. 512 с.

78. Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001. 576 с.

79. Ильин И.А. Собрание сочинений: Немецкий идеализм. История этических учений. История древней философии. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. 656 с.

80. Ильин И.А. Собрание сочинений: Справедливость или равенство? М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 576 с.

81. Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2 т. Т. 1. М.: Русская книга, 2002. 448 с.

82. Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2 т. Т. 2. М.: Русская книга, 2002. 608 с.

83. Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия как духовное делание. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 716 с.

84. Исмаилов Н.О. Справедливость: концептуальные основы и актуальные проблемы. М.: НИИ ИЭП, 2016. 210 с.

85. Кавелин К.Д. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1898. 1258 с.

86. Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский). Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1969. 132 с.

87. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. М.: Изд-во Моск. гуманит. унт-та, 2011. 236 с.

88. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Мысль, 1964. 511 с.

89. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. 799 с.

90. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. 478 с.

91. Кантор В.К. Федор Степун: «народная правда» против правового сознания как явления христианской культуры // Время выбрало нас: путь интеллектуала в политику: четвертые «Муромцевские чтения»: сб. ст. Орел, 2012. С. 321-335.

92. Карпов Ф.И. Послание митрополиту Даниилу // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. СПб.: Наука, 2006. С. 346-357.

93. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. Т. 1. М.: Терра, 1992. 686 с.

94. Карчагин Е.В. Справедливость и революция в социальной философии К. Маркса // Logos et Praxis. 2018. № 4. С. 118-124.

95. Кащеев В.И. Война и понятие справедливости у греков в эпоху эллинизма // Античный мир и археология. 1993. № 9. С. 23-50.

96. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. СПб.: Алетейя, 2003. 360 с.

97. Киселев А. Идеолог Белого движения (И. Ильин) // Высшее образование в России. 2005. № 7. С. 136-147.

98. Киреев А.А. Учение славянофилов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 631 с.

99. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 439 с.

100. Кирсанова О.В. Проблема справедливости в русской этико-философской мысли (В.С. Соловьев и И.А. Ильин): дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2012. 169 с.

101. Кирсанова О.В. Справедливость и право в творчестве И.А. Ильина // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3 (7). С. 126-128.

102. Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 109135.

103. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998. 799 с.

104. Клопыжников С.В. Основные идеи социальной справедливости в философской мысли античности // Вестник ТГУ. 2006. № 3, ч. 1. С. 270273.

105. Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции. Архангельск: КИРА, 2010. 201 с.

106. Колесниченко Ю.В. Особенности философии личности в русской мысли 20-30-х гг. ХХ столетия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 1. С. 9095.

107. Коломойцев А.Е., Савельев А.Д. Генотип справедливости в древнегреческой общине: правда Сократа // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2015. № 6. С. 26-32.

108. Кондаков В.А., Касимов Р.Х. Идеи ранга в философской концепции И.А. Ильина // Общество: философия, история, культура. 2019. № 2 (58). С. 12-17.

109. Кони А.Ф. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 4. М.: Юридическая литература, 1967. 543 с.

110. Корниенко В.А. Досократические представления о социальной справедливости в пространстве политического идеала // Вестник Приазовского государственного технического университета. Серия: Технические науки. 1998. № 5. С. 221-224.

111. Кошарный В.П. Проблема собственности в русской религиозной философско-социологической мысли начала ХХ в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 1 (49). С. 116-124.

112. Красова Е.М. Представления И.А. Ильина о собственности в жизни субъекта права // Актуальные вопросы в науке и практике: сборник статей по материалам У международной научно-практической конференции: в 4 ч. Ч. 4. Уфа: Изд-во ООО Дендра, 2018. С. 192-196.

113. Красова Е.М. Субъект права в философии И.А. Ильина: дис. ... канд. филос. наук. Мытищи, 2019. 128 с.

114. Крижанич Ю. Политика. М.: Новый свет, 1997. 528 с.

115. Кропоткин П.А. Этика: избранные труды. М.: Политиздат, 1991. 496 с.

116. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. 379 с.

117. Кудринская Н.И. Проблема справедливости в научном наследии И.А. Ильина // Информация - коммуникация - общество. 2011. Т. 1. С. 82-85.

118. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.: Юристъ, 1999. 301 с.

119. Куприянов В.А. Европейский либерализм в зеркале политической философии И.А. Ильина // Философский полилог: журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. № 2 (6). С. 59-76.

120. Курабцев В.Л. Метафизика русского патриотизма // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2021. № 4 (26). С. 74-77.

121. Курбский А.М. История о великом князе Московском // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. СПб.: Наука, 2001. С. 310-479.

122. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 33. М.: Издательство политической литературы, 1969. 433 с.

123. Лившиц Р.З. Теория права: учебник. М.: БЕК, 1994. 224 с.

124. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как философ предметных обстояний и их духовного смысла. Истоки феноменологии и ее метода // Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия как духовное делание. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014 С. 7-46.

125. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 5-36.

126. Локк Дж. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1991. 350 с.

127. Луковская Д.И., Разуваев Н.В. Политико-правовые идеи досократиков: предпосылки, возникновение и развитие // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2014. № 6 (317). С. 236-256.

128. Луковская Д.И., Разуваев Н.В. Учение досократиков о справедливости и законе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2015. № 3. С. 35-44.

129. Майкова В.П. Русская философия как важный фактор формирования традиционных духовно-нравственных ценностей // Роль философских дисциплин в формировании цивилизационной идентичности на основе российских традиционных ценностей. Сборник трудов Всероссийской

научно-практической конференции. Москва: Московский психолого -социальный университет, 2023. С. 86-90.

130. Макинтайр А. После добродетели: Исследования по теории морали. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 384 с.

131. Максим Грек. Нравоучительные сочинения [Электронный ресурс]. URL: https://predanie.rU/book/88524-nravouchitelnye-sochineniya/#/toc3 (дата обращения: 29.01.2021).

132. Марков А.Р. Политическая теория И.А. Ильина: опыт современного прочтения // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. № 3 (137). С. 105-109.

133. Медведев Н.В. В поисках основания морали // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2007. № 6 (50). С. 82-86.

134. Медведева О.А. Свобода и рабство: искусство владения вещами: Платон и И.А. Ильин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. № 3. Т. 19. С. 247-252.

135. Михайлов В.Д. Формирование представлений об общественном согласии: Сократ, Платон, Аристотель // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: педагогика. Психология. Философия. 2016. № 1 (01). С. 43-51.

136. Михалкин Н.В. Философия права: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 392 с.

137. Михалкин Н.В. Эволюция взглядов на право в русской философии // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 4 (16). С. 63-70.

138. Муромцев С.А. Определение и основное разделение. СПб.: Издательство юридического факультета СПбГУ, 2004. 204 с.

139. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979. 263 с.

140. Нерсесянц В.С. Право и закон. М.: Наука, 1983. 366 с.

141. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. 639 с.

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. 448 с. Пашинцев Е.В. Проблема частной собственности в философии И.А. Ильина // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 33. С. 146-149.

Пересветов И.С. Большая челобитная // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. СПб.: Наука, 2006. С. 432-451.

Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права. Самара: Самарский университет, 1995. 120 с.

Печерская Н.В. Метаморфозы справедливости: историко-этимологический анализ понятия справедливости в русской культуре // Полис. Политические исследования. 2001. № 2. С. 132-146. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 860 с. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. 528 с. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. 654 с. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1994. 830 с. Плотников Н.С. Право на «достойное существование». К истории дискурса справедливости в русской мысли // Логос. 2007. № 5 (62). С. 111-133.

Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Тенафлай: Эрмитаж, 1989. 320 с.

Попова В.С. Культурные основания стиля философствования (на материале творчества Н.О. Лосского в сравнении с антропологией И. Канта) // Кантовский сборник. 2011. № 4 (38). С. 75-85. Прибыткова Е.А. Искусство добра и справедливости: от Э. Фон Гартмана к Вл. Соловьеву // Соловьевские исследования. 2008. № 1 (16). С. 129-149. Радбрух Г. Философия права. М.: Междунар. отношения, 2004. 240 с. Рикер П. Справедливое. М.: Логос, 2005. 279 с. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 536 с.

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

Ромашов Р.А. Античный полис как форма социального устройства и государственного правления // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1999. № 2 (225). С. 29-33.

Руткевич М.Н. Социалистическая справедливость // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 15-23.

Рязанцев С.В. Духовно-нравственные основания учения о правосознании И.А. Ильина: дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2008. 139 с. Саврей В.Я. Концепция справедливости в античном сознании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: познание. 2019. № 9 (96). С. 96-101.

Сажин А.В. Социальная справедливость в российском обществе. Ростов-на-Дону: Антей, 2010. 198 с.

Сальников В.П. Русская философия права. СПб.: Алетейя, 1999. 447 с. Светлов П.Я. Идея Царства Божия и ее значение для христианского миросозерцания. Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. 476 с.

Светлов Р.В. Меритократия в античной политической философии // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 4 (46). С. 83-89.

Секст Эмпирик. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. 399 с. Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М.: Юридическая литература, 1982. 152 с. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М.: Эксмо, 2010. 576 с. Симонишвили Е.Н. Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина: дис. ... канд. филос. наук. Мурманск, 2010. 182 с. Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с. Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. 824 с. Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. 735 с.

173. Сомин Н.В. Достоинства и недостатки миросозерцания И.А. Ильина [Электронный ресурс]. URL: http://chri-soc.narod.ru/ilyn.htm (дата обращения: 12.01.2023).

174. Суровягин С.П. Нравственная целостность личности. Чувство добра. Тюмень: Просторъ, 1994. 240 с.

175. Сысуев Д.А. Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И.А. Ильина: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 1996. 162 с.

176. Табаков А.Л. Понятие справедливости в философии права И.А. Ильина // Философия права. 2016. № 4 (77). С. 76-81.

177. Табаков А.Л. Справедливость и право: некоторые аспекты соотношения в русской философии права второй половины XIX - первой половины XX в. // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2017. № 3. С. 89-93.

178. Ткачева Н.А. Правовая концепция И.А. Ильина: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 148 с.

179. Толстой Л.Н. Не могу молчать. М.: Советская Россия, 1985. 528 с.

180. Торосян О.А. Идеал справедливости в социально-гуманистическом измерении: дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2014. 147 с.

181. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 10.09.2020).

182. Углов Д.В. Проблема социальной справедливости в истории российской либеральной мысли на рубеже XIX-XX веков // Вестник Воронежского государственного университета. 2009. № 1. С. 189-197.

183. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3. [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.09.2020).

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

Упорникова-Пивоварова И.В. Эволюция понятия «справедливость» в греческой философии (софисты, Сократ, Платон // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 4 (65). С. 130-135. Усачева Ю.С. Проблемы национализма и патриотизма в наследии Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, П.Б. Струве: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2011. 216 с.

Фихте И.Г. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. СПб. : Мифрил, 1993. 687 с. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики; [подг. А.В. Лебедев, отв. ред. И.Д. Рожанский]. М.: Наука, 1989. 576 с.

Франк С.Л. Собственность и социализм // Русская философия

собственности (ХУП-ХХ вв.). СПб.: Ганза, 1993. С. 309-331.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Астрель, 2012. 317 с.

Хайруллин В.И. Категория справедливости в истории политико-правовой

мысли. М.: Ленанд, 2020. 188 с.

Хмелевская С.А., Яблокова Н.И. Социальная справедливость в ракурсе философских оснований теории права // Проблемы экономики и юридической практики. 2014. № 1. С. 8-14.

Целиков А.Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И.А. Ильина и А. Кожева: дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2007. 194 с.

Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. 656 с.

Чикин Л.А. Социально-философский анализ концепции правосознания И.А. Ильина: дис. ... канд. филос. наук. Северодвинск, 2008. 213 с. Чичерин Б.Н. Философия права. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2016. 407 с.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Просвещение, 1992. 576 с. Шестовских Н.А. Проблема оправдания собственности в русской религиозной философии (конец XIX - начало ХХ вв.): дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2022. 175 с.

198. Шмелев И.С. Душа России. Сборник статей от 1924-1950 гг. СПб.: Библиополис, 1998. 233 с.

199. Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. М.: Наука, 1993. 672 с.

200. Щетинина Г.И. Толстой как социальный реформатор: основные идеи и последователи, конец XIX начало XX в. М.: Рос. АН ИРИ, 1995. 102 с.

201. Энгельс Ф. К жилищному вопросу. М.: Либроком, 2012. 112 с.

202. Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности // Русская философия собственности (XVП-XX вв.). СПб.: Ганза, 1993. С. 194-219.

203. Юстиниан. Дигесты. Т. 1. М.: Статут, 2008. 584 с.

204. Яшин А.Н. Идея Правды в русском правосудии и общественной мысли XI-XVI веков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-1 (74). С. 213-216.

205. Яшин А.Н. Философия русского правосудия: генезис и эволюция идей (IX - XIX вв.): дис. ... д-ра филос. наук. Мурманск, 2019. 403 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.