ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Сладкова Алена Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат наук Сладкова Алена Александровна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИ-ПРАВОВОЙ И
КУЛЬТУРОЦЕНТРИСТСКИЙ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ
1.1. Альтернатива деонтологизма и культуроцентризма
в истолковании социальной легитимации
1.2. Д. Ролз и Р. Дворкин: нормативная стратегия в истолковании социальной легитимации
1.3. Макинтайр: культуроцентристская платформа интерпретации социальной легитимации
Глава II. СОЦИАЛЬНАЯ ЛЕГИТИМАЦИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ СИНТЕЗА ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИ-ПРАВОВОГО И КУЛЬТУРОЦЕНТРИСТСКОГО ПОДХОДОВ
2.1. Ю. Хабермас: легитимация и трансформация общества
2.2. Социальная легитимация в эпоху европейской модерности
в философии Ю. Хабермаса
2.3. Ю. Хабермас о проблеме кризиса легитимации в эпоху позднего капитализма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Наследие И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го - начала 21-го века2009 год, кандидат философских наук Воробьев, Алексей Викторович
Дискуссия о проблеме рационального обоснования социальной справедливости в западной философии второй половины XX-начала XXI века2008 год, кандидат философских наук Мирзаханян, Эдуард Сергеевич
Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма2006 год, кандидат философских наук Волкова, Татьяна Павловна
Кантианские мотивы в англоязычной политической философии последней трети XX века2018 год, кандидат наук Чалый, Вадим Александрович
Коммунитаристский проект общества:Философская критика и обоснование2017 год, доктор наук Давыдов Олег Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальная легитимация -процесс подтверждения статусных полномочий определенных лиц, оправдания действий индивидуальных и коллективных субъектов, а также существующих и всегда наделенных властным измерением общественных практик, структур и институтов на базе интерсубъективно значимых ценностей и норм, коллективного гражданского волеизъявления. Легитимность как состояние зависит от этого процесса, является его наличным итогом. Проблема легитимации, так или иначе входившая в спектр дискурсивного осмысления теоретиков эпохи Античности и Средневековья, выходит на авансцену философской мысли Нового времени в связи с крушением устоев традиции и появлением политических отношений и институтов общества, поклоняющегося "формальной рациональности" (М. Вебер). Минувшее столетие, принесшее с собой потрясения многочисленных революций, кровавые реалии тоталитарных диктатур, двух мировых войн, конфронтацию капитализма и коммунизма, породило в финальной инстанции противоречия многополярного мира эпохи глобализации. В этом контексте современные западные авторы пытаются выработать сценарии рассмотрения проблемы социальной легитимации, заслуживающие внимательного историко-философского анализа и оценки.
Актуальность исследования темы диктуется рядом обстоятельств, во-первых, проблема социальной легитимации приобретает особое звучание в западной философии на рубеже второй половины XX - начала XXI века в атмосфере остро ощущающегося дефицита средств и методов нормативного и ценностного обоснования программ социального и политического устройства общества, а также порядка международных отношений эпохи информационного общества и глобализации. Многие видные западные теоретики отмечают сегодня негативное влияние стереотипов мировидения, клиширующих массовое сознание и тиражируемых традиционными и новейшими СМИ,
на способность гражданского общества к публичной легитимации властных решений или критическому противостоянию им. Кризис сложившихся институтов правового регулирования международных отношений, своеобразный "клубный характер" принятия имеющих глобальный резонанс властных решений лидерами индустриально развитых держав Запада побуждают к обсуждению темы дефицита демократической легитимации в глобальной политике.
Во-вторых, анализ кризиса социальной легитимации связывается с поиском философской платформы, адекватной задаче обоснования общественных отношений, необходимых для разрешения современных социокультурных и политических проблем. На фоне критики классической философии Нового времени и, прежде всего, проекта Просвещения современные западные авторы говорят о необходимости рассмотрения социальной легитимации на коммуникативной базе. Если просвещенческий разум предполагал неуклонное рефлексивное восхождение по пути прогресса, то лейтмотивом сочинений современных теоретиков является постоянный пересмотр оснований мысли и деятельности людей в контексте интерсубъективной коммуникации. Множественность, плюрализм вариантов мысли и действия, обосновываемых на коммуникативной базе, составляют стержень рассуждений современных западных авторов, обращающихся к рассмотрению вопроса о природе социальной легитимации на базе постклассического способа философского теоретизирования вне зависимости от конкретной ориентации их идейных исканий. Однако это отнюдь не означает тотального отвержения ими традиции философии Нового времени. Напротив, историко -философский поиск корней современных способов дискурсивного осмысления проблемы социальной легитимации предполагает обнаружение их укорененности в традиции модерности и, прежде всего, в деонтологической по своему базисному вектору мысли Иммануила Канта и историцистской по направленности платформе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
В-третьих, в современной ситуации чрезвычайно важно проследить особенности формирования платформы либеральной стратегии легитимации под влиянием наследия И. Канта, а коммунитаристской - Г.В.Ф. Гегеля, выявляя их особенности и потенциальные возможности синтеза. Наиболее видными теоретиками либерализма являются Джон Ролз и Рональд Дворкин, а коммунитаризма - Аласдер Макинтайр, Майкл Сэндел, Чарльз Тейлор. Ли-берально-коммунитаристское направление ярко представляет немецкий философ Юрген Хабермас, который в качестве теоретико-методологической платформы предлагает разработанную им теорию коммуникативного действия. Противостояние стратегий философского осмысления процесса легитимации в формате программ как либерализма, так и коммунитаризма привело к осознанию необходимости их синтеза. Возникший проект либерального коммунитаризма позволяет по-новому взглянуть на возможности публичной, правовой и политической легитимации социальных практик, структур и институтов. Однако положения сравнительно новой концепции еще вызывают множество вопросов, и необходима оценка перспектив ее практической реализации и жизнеспособности в современных реалиях глобального сообщества.
В-четвертых, теоретические искания представителей либерализма и коммунитаризма, а также возможности, открываемые либерально-коммунитаристским синтезом для философского обоснования проблемы легитимации, чрезвычайно важны в плане поиска позитивных путей ее решения. В ходе дискуссий представителей этих направлений современной западной мысли были выявлены многие важные моменты, сопряженные с легитимацией основ устойчивой демократии и правового государства. Идеи ведущих представителей современной западной мысли важны и для теории и практики легитимации в условиях современной России.
В-пятых, в педагогическом смысле выводы, сформулированные в диссертации, могут найти применение в преподавании истории философии,
социальной философии, философии права, политологии, истории политических и правовых учений и других университетских дисциплин.
Степень разработанности проблемы. Хотя проблема социальной легитимации, ее источников и способов стала интенсивно обсуждаться в Новое время, уже идеи Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Иоахима Флорского, Аквината, Марсилия-Падуанского, Н. Макиавелли и других античных, средневековых и ренессансных авторов, задумывавшихся об основаниях и предпочтительности того или иного общественно -политического строя, содержали важные подходы к ее рассмотрению. Однако интенсивная философская разработка темы социальной легитимации начинается в трудах таких теоретиков общественного договора, как Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Своеобразной реакцией на их размышления стала консервативная критика, предложенная Э. Бёрком.
Современные подходы к обоснованию социальной легитимации, обсуждаемые в диссертации, непосредственным образом укоренены в построениях двух крупнейших представителей немецкой классической философии - И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Кантовская деонтологическая стратегия видения этой проблемы предвосхитила построения современных теоретиков либеральной ориентации, а гегелевский историцизм - подход к ней теоретиков коммунитаризма. В трудах В. Виндельбанда, В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, А.А. Кокорина, Т.И. Ойзермана В.С. Нерсесянца, А.А. Пионтковского1 и других исследователей эксплицируются многие важные аспекты творчества
1 См: Асмус В.Ф. Диалектика Канта / В.Ф. Асмус; Ком. Акад. Филос. секция. - Москва: Коммунистическая академия, 1930; Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - Москва: Высшая школа, 2005; Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.: Мысль, 1986; Ойзерман Т.И. Историко-философское учение Гегеля / Т.И. Ойзерман. - Москва: Знание, 1982; Ойзерман Т.И. Кант и Гегель. - Москва: Канон +, 2008; Виндельбанд В. От Канта до Ницше: Пер. с нем. / Под ред. А. Введенского. М., 1998; Нерсесянц В.С. Философия права: история и современность // Вступительная статья. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М: Мысль., 1990; Пионтковский А.А. Свобода - государство - личность. Гегелевская идея государства // Вайхельт В, Керимов Д.А., Нерсесянц В.С. и др. Философия права Гегеля и современность. М.: изд-во «Наука», 1977.
Канта и Гегеля, сфокусированные на теме социальной легитимации. В полемике с немецкой классической философией по теме социальной легитимации складываются идеи революционного праксиса как ее источника и универсального основания, представленные в наследии К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.
В первой половине минувшего века получает распространение неокантианская концепция социальной легитимации М. Вебера, выделившего традиционный, харизматический и рационально-легальный ее типы. Его либеральные идеи находят свое продолжение в творчестве И. Берлина и К. Поп-пера, уделивших значительное внимание проблеме легитимации. Консервативная теория легитимации, связанная в творчестве К. Шмитта с идеями рус-соистски окрашенной прямой демократии, звучала откровенно в согласии с устремлениями фашистского "вождизма". Критике сложившихся в капиталистическом мире способов легально-правовой легитимации и одновременно тоталитарных вариантов обоснования диктатуры вождя посвящены работы неомарксистов - Д. Лукача, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе и др.
В центре внимания теоретиков либерализма и коммунитаризма второй половины ХХ - начала XXI вв. также находится проблема социальной легитимации, кризиса таковой в условиях "позднего капитализма". В либеральном ключе это тематическое поле рассмотрели Д. Ролз и Р. Дворкин1. Ком-мунитаристская платформа подхода к проблематике социальной легитимации наиболее интересно представлена в работах А. Макинтайра, М. Сэндела, Ч. Тейлора2. Осуществив в своих сочинениях синтез платформ либерализма и
1 См.: Дворкин Р. О правах всерьез / Пер. с анг.; ред. Л.Б. Макеева. - М.: РОССПЕН, 2005; Ролз Джон. Теория справедливости: Пер. с анг. / Науч. ред. и предисл. В.В. Целищева. Изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010; Dworkin R. Law's Empire. - Cambridge, Mass, London, Harvard University Press, 1986; Rawls J. A Theory of Justice. - Oxford: Oxford University Press, 1971; Rawls J. Political Liberalism. N.Y.: Columbia University Press, 1993; Rawls J. Law of the People. Cambridge Harvard University Press, 1999.
2 См: Макинтайр А. После добродетели: Исследование теории морали / Пер. с англ. В.В. Целищева. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Mac-Intyre A. Secularization and Moral Change. London: Oxford U.P., 1967; MacIntyre A. Whose
коммунитаризма, Ю. Хабермас1 предложил достаточно оригинальный взгляд на природу социальной легитимации и стратегию ее реализации в современном мире. Все названные авторы пытались выявить причины возникновения кризисных ситуаций в современном обществе и выработать предложения по их преодолению в русле избираемой ими стратегии легитимации. Так, Ролз и Дворкин, как представители либерализма, усматривают в основе общественного развития социальный атомизм и авторитет равенства и самостоятельности членов общества; Макинтайр, как приверженец коммунитаристских взглядов, утверждает, что сплоченность членов общества на основе чувства солидарности и культурно-исторических ценностей является платформой для формирования справедливого общества, ориентированного на достижение общего блага. Хабермас говорит о направленности вектора общественного развития на социальное сотрудничество посредством коммуникации.
Воззрения Ролза, Дворкина, Макинтайра и Хабермаса на процесс социальной легитимации широко обсуждаются не только в зарубежной, но и в отечественной литературе. Осуществлен перевод некоторых значимых произведений этих философов на русский язык, что делает более возможным
Justice? Which rationality? Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1988; Sandel M. Liberalism and the Limits of Justice. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1989.; Taylor C. The Diversity of Goods // Utillitarianism and Beyond / Ed. By A. Sen and B. Williams. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982; Taylor C. Philosophy and Human Sciences // Philosophical Pa-pers.1985. Vol. 2.
1 См.: Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2001; Хабермас Ю. Политические работы / Сост. А.В. Денежкина; пер. с нем. Б.М. Скуратова. - М.: Практис, 2005; Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма / Пер. с нем. Л.В. Воропай. - М.: Праксис, 2010; Хабермас Ю. Расколотый Запад / пер. с нем. О.И. Величко и Е.Л. Петренко. - М.: Весь мир, 2008; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М. М. Беляева и др. - М.: «Весь Мир», 2003; Habermas J. Legitimation crisis/ English translation of Legitimationsprobleme im Spätkapitalismus / translated by Thomas McCarthy. - Boston: Beacon PRESS, 1975; Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1-2. Cambridge: Polity Press. 1984; Habermas J. Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge: MIT Press, 1987; Habermas J. Structural Transformation of the Public Sphere: an Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: MIT Press, 1989.
профессиональное рассмотрение их идей, перспектив их соотнесения с общественной практикой.
В рамках рассмотрения проблемы социальной легитимации Ролз и другие приверженцы либеральной теории опираются на деонтологическую стратегию Канта, тогда как Макинтайр и иные представители коммунитаризма развивают положения историцизма Гегеля. Хабермас подходит к данной проблеме комплексно, осуществляя синтез нормативной стратегии и культу-роцентристкого подходов в обосновании социальной легитимации.
Отдельные значимые аспекты постановки Д. Ролзом, Р. Дворкиным и другими либеральными авторами проблемы социальной легитимации в поле рецепции ими наследия Канта исследованы в публикациях Т.А. Алексеевой, Л.Б. Макеевой, У. Кимлика1 и др.
Рассмотрение некоторых важных моментов теории социальной легитимации Ч. Тейлора, А. Макинтайра, М. Сэндела и других коммунитаристов, находящихся под влиянием гегелевского историзма, стало предметом изучения Т.А. Дмитриева, Д. Грея, Б.Л. Губмана, А.В. Воробьева, Г.Ю. Канарша, С.Г. Чукина2 и др.
1 См.: Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000; Макеева Л.Б. Философия эгалитарного либерализма в США: Джон Ролз и Рональд Дворкин // История философии. - М.: ИФ РАН, 2005. - № 12; Кимлика Уил. Либеральное равенство // Современный либерализм. - М., 1998.
2 См.: Дмитриев Т.А. Аласдер Макинтайр: мораль после добродетели // История философии.- М.: ИФ РАН, 2005.- Вып. 12; Грей Д. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности». - М.: Праксис, 2003; Губман Б.Л., Воробьев А.В. Ч.Тейлор и концепции правового государства // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2008. - № 36; Губман Б.Л. Проект Просвещения и «постсекулярная» мысль: вера и разум // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2009. - № 11. - Вып. 1 (9); Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и Российская ситуация. Монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011; Чукин С.Г. Ю. Хабермас versus А. Макинтайр: к вопросу об основаниях современного философствования // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. Серия «Мыслители». - 2002. - Вып. 11.
А.Я. Алхасов, Н.А. Бусова, В.М. Лоскутникова, Н.В. Мотрошилова, Р. Розенбергс, В.Н. Фурс, И.П. Фарман, Б. Фливбер1 и др. в своих трудах раскрывают особенности либерально-республиканской социальной философии Ю. Хабермаса, затрагивая, в частности, и некоторые особенности постановки вопроса о социальной легитимации в созданной им теории коммуникативного действия.
Вместе с тем в существующей научной литературе до сих пор не сложилось целостного историко-философского осмысления основных вариантов рассмотрения проблемы социальной легитимации в западной философии второй половины XX - начала XXI века, представленных либеральной, ком-мунитаристской и либерально-коммунитаристской концепциями.
Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого является совокупность теоретических воззрений представителей либеральной, комму-нитаристской и либерально-коммунитаристской западной социально-философской мысли второй половины XX - начала XXI века, а предметом -различные стратегии решения проблемы социальной легитимации, представленные в их границах.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертации является историко-философский анализ основных стратегий решения про-
1 См.: От критической теории к теории коммуникативного действия. Эволюция взглядов Юргена Хабермаса / Под ред. А. Я. Алхасова. Ульяновск, - 2001; Бусова Н.А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия // Вопросы философии. РАН, - 2006. - № 10.; Лоскутникова В.М. Хабермас и Луман: два подхода к исследованию процессов коммуникации в современном обществе // Гуманитарная информатика. - 2004. - № 1; Мотрошилова Н.В. Юрген Хабермас о кризисе Европейского Союза и понятии солидарности (2011 - 2013 гг.) // Вопросы философии. - 2013. - № 10.; Розенбергс Р. Проблема социального консенсуса в работах Хабермаса // Общественные науки и современность. 1995. № 5; Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. - Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000; Розенбергс Р. Проблема социального консенсуса в работах Хабермаса // Общественные науки и современность. - 1995. -№ 5; Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. - М.: ИФ РАН, 1999; Фливберг Б. Хабермас и Фуко - теоретики гражданского общества // Социальные исследования. - 2000. - № 2.
блемы социальной легитимации в западной философии второй половины XX - начала XXI века.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1) определить альтернативу деонтологизма и культуроцентризма в подходе к проблеме социальной легитимации;
2) отразить специфику нормативной стратегии Дж. Ролза и Р. Двор-кина в истолковании социальной легитимации;
3) выявить особенности культуроцентристского подхода А. Макин-тайра к решению проблемы социальной легитимации;
4) проанализировать воззрения Ю. Хабермаса на феномен легитимации и трансформацию общества;
5) охарактеризовать социальную легитимацию в эпоху европейской модерности, ее либерально-капиталистического периода в философии Ю. Хабермаса;
6) рассмотреть проблему кризиса легитимации в эпоху позднего капитализма и пути ее решения, предложенные Ю. Хабермасом.
Источниками исследования являются произведения Дж. Ролза, Р. Дворкина, Ч. Тейлора, А. Макинтайра, Ю. Хабермса и других участников дискуссии по проблеме социальной легитимации, ведущейся в западной социально-философской мысли второй половины XX - начала XXI века. К числу источников следует также отнести произведения философов Античности, Средних веков и Нового времени, релевантные рассмотрению проблемы социальной легитимации. В особенности значимы в данной связи работы И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля, питающие размышления современных авторов по проблеме социальной легитимации. Источниковая база диссертации включает также исследования современных западных и отечественных авторов, посвященные изучению генезиса формирования воззрений теоретиков либерализма, коммунитаризма и либерал-коммунитаризма на проблему социальной легитимации во второй половине XX - начале XXI века.
Методологические основы исследования. Используемые методы исследования определены особенностями темы. В диссертационном исследовании используется герменевтическая методология, проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. При написании работы применялись структурный, структурно-функциональный, исторический и сравнительно-исторический методы1.
Герменевтическая методология позволяет рассмотреть современные западные теории социальной легитимации в широком историко-философском контексте традиции и современности, выявляя их актуальное звучание сегодня применительно к ситуации глобального сообщества и России. Наследие каждого из авторов, предполагающего собственную оригинальную стратегию подхода к теме социальной легитимации, анализируется как сопряженное с разрешением теоретической проблемы, специфическим образом рефлексивно интерпретируемой им и подлежащей реконструкции в историко-философском плане.
Структурный метод нашел применение прежде всего в анализе текстов Д. Ролза при рассмотрении вводимых и последовательно снимаемых им иде-ализаций, применяемых для истолкования реализации принципов справедливости в общественной жизни. Структурно функциональный метод значим, например, при изучении роди деонтологиеской установки в организации различных вариантов дискурса справедливости у Д. Ролза и Р. Дворкина. Интерпретация генезиса либеральных, коммунитаристских, а также либерально-коммунитаристских теорий справедливости, сформировавшихся под влиянием наследия Канта и Гегеля, потребовало расширенного обращения к историческому и сравнительно-историческому методам.
1 Общую характеристику этих методов см.: Кокорин А.А. Анализ: теория, методология, методика (аксиоматическое эссе). Изд. 2-е (перераб. и дополн.) - М.: Издательство МГОУ, 2009.; Кокорин А.А. Философский алгоритм познания: содержание и практические возможности.- М.: Издательство МГОУ, 2013.
Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации - 185 страниц.
Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности поставленной проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи диссертационной работы, раскрывается методологическая основа диссертации, а также ее научная новизна и положения, выносимые на защиту.
Глава I «Деонтологически-правовой и культуроцентристский подходы к проблеме социальной легитимации» сфокусирована на исследовании основных стратегий обоснования социальной легитимации, сложившихся в трудах теоретиков либерализма и коммунитаризма под влиянием идей И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.
В первом параграфе «Альтернатива деонтологизма и кулътуроцен-тризма в истолковании социальной легитимации» осуществлен анализ применения к решению проблемы социальной легитимации деонтологически-правового и культуроцентристского подходов. Выявлена перспектива синтеза этих двух стратегий в плане создания либерально-коммунитаристской платформы социальной легитимации.
Во втором параграфе «Д. Ролз и Р. Дворкин: нормативная стратегия в истолковании социальной легитимации» на примере работ ведущих представителей либерализма раскрываются ключевые пункты теоретического обоснования социальной легитимации с точки зрения деонтологической стратегии.
В третьем параграфе «А. Макинтайр: кулътуроцентристская платформа интерпретации социальной легитимации» анализируется культуро-центристкий подход А. Макинтайра как один из вариантов рассмотрения социальной легитимации в рамках коммунитаристской парадигмы.
Глава II «Социальная легитимация в перспективе синтеза деонто-логически-правового и культуроцентристского подходов» раскрывает узловые пункты осуществленного Ю. Хабермасом синтеза деонтологически-правового и культуроцентристского подходов к осмыслению проблемы социальной легитимации.
В первом параграфе «Ю. Хабермас: легитимация и трансформация общества» выявлены фундаментальные положения теории коммуникативного действия, влияющие на истолкование этим автором процесса социальной легитимации.
Во втором параграфе «Социальная легитимация в эпоху европейской модерности в философии Ю. Хабермаса» предложена оценка учения немецкого философа о специфике Нового времени, присущего этой эпохе имманентно противоречивого проекта рациональной легитимации форм общественной жизни.
В третьем параграфе «Ю. Хабермас о проблеме кризиса легитимации в эпоху позднего капитализма» исследуются выводы Хабермаса относительно кризисного состояния общества эпохи "позднего капитализма" и стратегии его преодоления на базе нового видения задач социальной легитимации в либерально-коммунитаристской перспективе.
В «Заключении» подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы его основные выводы.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
1) впервые в отечественной историко-философской литературе всесторонне проанализирована проблема социальной легитимации в западной философии второй половины XX - начала XXI века в ракурсе полемики концепций либерализма, коммунитаризма и либерал-коммунитаризма;
2) исследована либеральная нормативная платформа социальной легитимации Д. Ролза и Р. Дворкина, опирающаяся на деонтологическую стратегию И. Канта;
3) проведен анализ коммунитаристстской культуроцентристской платформы интерпретации социальной легитимации А. Макинтайра как исходящей из историцистской стратегии Г.В.Ф. Гегеля;
4) изучена взаимосвязь социальной легитимации и трансформации общества в трактовке либерально-коммунитаристской концепции Ю. Ха-бермаса;
5) выявлены особенности социальной легитимации в эпоху европейской модерности в истолковании философии Ю. Хабермаса;
6) показаны преимущества философского синтеза деонтологиче-ски-правового и культуроцентристского подходов к решению проблемы кризиса легитимации в эпоху позднего капитализма в теории Ю. Хабермаса.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В западной философии второй половины XX - начала XXI века при рассмотрении проблемы социальной легитимации отчетливо представлена полярность сложившейся под влиянием деонтологических воззрений И. Канта либеральной платформы (Д. Ролз, Р. Дворкин и др.) и коммунитарист-ской стратегии (А. Макинтайр, М. Сэндел, Ч. Тейлор и др.), оформившейся под воздействием историцизма Г.В.Ф. Гегеля. Эффективная попытка синтеза этих противоположных направлений реализуется в либерально-коммунитаристском синтезе Ю. Хабермаса.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Социальная деонтология: нормативность, субъектность, обязательства2012 год, доктор философских наук Шевченко, Александр Анатольевич
Проблема плюрализма ценностей в западной политической философии второй половины XX – начала XXI вв.2021 год, кандидат наук Трусов Юрий Александрович
Проблема постметафизического стиля мышления в западной философии второй половины 20-го - начала 21-го века2010 год, кандидат философских наук Ефремов, Фёдор Александрович
Проблема справедливости в философском дискурсе постмодерна2000 год, доктор философских наук Чукин, Сергей Георгиевич
Феномен общественной морали: философский анализ2006 год, доктор философских наук Прокофьев, Андрей Вячеславович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сладкова Алена Александровна, 2015 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авсеев А.А. Проблематика спекулятивности и её рецепция в критической философии франкфуртской школы // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2008. - №№ 4 (17).
2. Асоян Ю.А. Когнитивная история морали в концепции Аласдера Ма-кинтайра // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. 2008. № 2.
3. Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 479 с.
4. Артемьева О.В. Социальная перспектива этики добродетелей // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна / РАН. Институт философии. - М.: Альфа-М, 2009. - 494 с.
5. Асмус В.Ф. Диалектика Канта / В.Ф. Асмус; Ком. Акад. Филос. секция. - Москва: Коммунистическая академия, 1930. - 170 с.
6. Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - Москва: Высшая школа, 2005. - 438 с.
7. Балашов Д. А. Проблема коммуникации в социальной философии Ю. Хабермаса // Философия и культура: сб. науч. работ /Твер. гос. ун-т; Рос.-амер. ассоц. «Профессионалы за сотрудничество»; Редкол.: Б. Л. Губман (отв. ред.) и др. - Тверь: ТвГУ, 2002.
8. Балашов Д.А. Истоки философских воззрений Ю. Хабермаса // Культура и политика: сб. науч. тр. /Твер. гос. ун-т, Рос.-амер. ассоц. «Профессионалы за сотрудничество»; [редкол.: Б. Л. Губман (отв. ред.) и др.]. - Тверь: ТвГУ, 2004.
9. Балла О. Проект «Европа»: этика поражения и работа преодоления // Дружба нардов. - 2012. - № 11.
10. Берендеев М.В. Дискурс европейской идентичности в условиях кризиса ЕС // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - Вып. 12.
11. Богатырева Е.А. Завершен ли «проект» постмодерна? // Вопросы философии. - 2009. - № 8.
12. Боррадори Д. Американский философ: беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, Макинтайром, Куном / пер. с анг.
- М.: Дом интеллект.кн; Гнозис, 1998. - 208 с.
13. Бусова Н.А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия // Вопросы философии. РАН, - 2006. - № 10.
14. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социс. - 1997. - № 1.
15. Верховин В.И. Проблемы современного западного рыночного общества в интерпретации Ю. Хабермаса // Личность. Культура. Общество. - 2009.
- Т. 11. - Вып. 1 (46/47).
16. Ветютнев Ю. О правопонимании Рональда Дворкина // Журнал российского права. - 2005. - №2 10.
17. Виндельбанд В. От Канта до Ницше: Пер. с нем. / Под ред. А. Введенского. - М., 1998. - 447 с.
18. Воробьев А.В. Немецкая классическая философия и теория правового государства Ю. Хабермаса.// Известия Российского гос.педагог. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. - № 114.
19. Воробьев А.В. Учение Ю. Хабермаса о правовом государстве и его основания в немецкой классической философии // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2008. - № 38 (98). - Вып. 8.
20. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. - М., 1978.
21. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1900. - 524 с.
22. Грей Д. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности». - М.: Праксис, 2003. - 368 с.
23. Губман Б.Л., Воробьев А.В. Ч. Тейлор и концепции правового государства // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2008. - №2 36.
24. Губман Б.Л. Проект Просвещения и «постсекулярная» мысль: вера и разум // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2009. - № 11. -Вып. 1 (9).
25. Губман Б.Л. Межкультурный диалог: постклассическая философская перспектива // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2008. - № 12. - Вып. 72.
26. Губман Б.Л., Мирзаханян Э.С. Сферы справедливости и социальная критика в философии М. Уолзера // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2007. - №№ 16 (44).
27. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.: Мысль, 1986. -332 с.
28. Гуркало И. Традиционные интерпретации модерна в критическом осмыслении Юргена Хабермаса [Электронный ресурс]. // URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc Gum/doksa/2008 12/266-275.pdf (дата обращения: 28.09.2010).
29. Дабосин П.С «Критическая» теория общества и государства Ю. Хабермаса: методологический аспект. - Ижевск, - 2001. - 171 с.
30. Дворкин Р. О правах всерьез / Пер. с анг.; ред. Л.Б. Макеева. - М.: РОССПЕН, 2005. - 392 с.
31. Деклерк И.В. Натуралистические концепции социально-коммуникативной общности // Философия и культура. - 2011. - №2 7.
32. Дмитриев Т.А. Коммунитаризм. В кн.: Малахов В. С., Филатов В. П., Хёффе О. Современная западная философия. Энциклопедический словарь. -М.: Культурная революция, 2009. - 392 с.
33. Дмитриев Т.А. Аласдер Макинтайр: мораль после добродетели // История философии. - М.: ИФ РАН, 2005. - Вып. 12.
34. Ефремов Ф.А. Ю. Хабермас о задачах постметафизического видения современности // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2008. -№ 38 (98). - Вып. 8.
35. Иванов Д.Д. Социально-политические аспекты взаимосвязи развития политической коммуникации и формирования гражданской культуры общества // Власть. - 2012. - №2 5.
36. Игнаткин О.Б. Концепция «индивидуальных прав» в политической философии Рональда Дворкина // Юриспруденция. Российский гос. гуманит. унт. 2006. - № 8.
37. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и Российская ситуация. Монография. М.: Изд -во Моск. гуманит. ун-та, 2011. 236 с.
38. Кант И. Метафизика нравов / И. Кант // Сочинения в шести томах. - Т. 4, ч. 2 / Под ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1965. - 478 с.
39. Кант И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Сочинения в шести томах Т. 4, ч. 1 / Под ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. -М.: Мысль, 1965. - 544 с.
40. Кант И. К вечному миру. Философский проект // Кант И. Соч.: в 8 т. -Т. 7. - М., 1994.
41. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. К вечному миру / Вступит. ст., примеч. и сост. С.Ф. Ударцева. - Алматы: ВШП «Эдшет», 1999. - 156 с.
42. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. Т. 6.
43. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики». 1793 // Сочинения в шести томах Т. 4, ч. 2 / Под ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1965. - 544 с.
44. Кастиллио М.Политика космополитизма: от универсализма к плюрализму // Кантовский сборник. - 2013. - №2 2.
45. Кашин В.В. Учение Гегеля о нравственности // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2005. - №2 7.
46. Кимлика Уил. Либеральное равенство // Современный либерализм. -М., 1998. - 156 с.
47. Кирсанова О.В. Справедливость и право в этических взглядах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля // Вестник Чувашского ун-та. - 2011. - №2 4.
48. Кокорин А.А. Анализ: теория, методология, методика (аксиоматическое эссе). Изд. 2-е (перераб. и дополн.) - М.: Издательство МГОУ, 2009. - 292 с.; Кокорин А.А. Философский алгоритм познания: содержание и практические возможности.- М.: Издательство МГОУ, 2013. - 324 с.
49. Кокорин А.А. Философия и мировоззрение. М.: Изд-во МГОУ, 2009. -224 с.
50. Кононов П.Н. Разумная диалектика Сократа и «коммуникативный разум» Ю. Хабермаса // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №2 4.
51. Кочетков В.В. Социальное государство и мировой кризис: парадигма преодоления // Власть. - 2009. - №2 3.
52. Кучеренко А.В. Свойства априорных принципов морали в этике И. Канта // Вестник Бурятского гос. ун-та. - 2010. - №2 06.
53. Ларионова Е.А. Полемика Д. Ролза и Р. Дворкина по проблеме правового государства // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2008. - №2 36 (96). - Вып. 7.
54. Лещёв С.В. Интерсубъективность и коммуникативное действие // Вопросы философии. - 2013. - N2 3.
55. Лозина Д.В. Концепция коммуникативной рациональности Ю. Ха-бермаса // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2008. - № 12 (72). - Вып. 5.
56. Лоскутникова В.М. Хабермас и Луман: два подхода к исследованию процессов коммуникации в современном обществе // Гуманитарная информатика. - 2004. - № 1.
57. Макарьева А.А. Проблема отчуждения в философии Франкфуртской школы неомарксизма и теоретическое наследие К. Маркса. Дисс. ... к.филос.н. Твер. гос. ун-т. - Тверь, 2011.
58. Макеева Л.Б. Философия эгалитарного либерализма в США: Джон Ролз и Рональд Дворкин // История философии. - М.: ИФ РАН, 2005. - № 12.
59. Макинтайр А. После добродетели: Исследование теории морали / Пер. с англ. В.В. Целищева. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 348 с.
60. Макинтайр Аласдер. Идеология, социальная наука и революция // Логос. - 2012. - № 2 (86). - 296 с.
61. Масловская Е.В. Традиции «критической теории» в современной западной социологии права // Социологические исследования. - 2009. - №2 7.
62. Мартьянов В.С., Фишман Л.Г. Преодоление капитализма: от морального коллапса к моральной революции? // Полис. Политические исследования. -2012. - № 1.
63. Мирзахнаян Э.С. Проблема рационального обоснования справедливости в социальной философии А. Макинтайра // Известия Российского гос. педагог. ун-та им. А.И. Герцена. - №2 31 (69).
64. Мирзаханян Э.С. Дискуссия о проблеме рационального обоснования социальной справедливости в западной философии второй половины XX-го -начала XXI-го века. Автореф. дисс. ... к.филос.н. Тверь. - 2008.
65. Моисеев В.С. Философия права. Курс лекций. - Новосибирск: Изд-во Сибир. ун-та, 2003. - 203 с.
66. Мотрошилова Н.В. Юрген Хабермас о кризисе Европейского Союза и понятии солидарности (2011 - 2013 гг.) // Вопросы философии. - 2013. - № 10.
67. Мотрошилова Н.В. Юрген Хабермас: Что происходит с Европой? // Современная Европа. - 2008. - № 4.
68. Мотрошилова Н.В. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль. 2001.
69. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 161 с.
70. Нерсесянц В.С. Философия права: история и современность // Вступительная статья. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.
71. Низовцев В.В. Современная западная мысль о политическом отчуждении как проблеме реализации права граждан на участие в принятии политических решений // Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 10.
72. Ойзерман Т.И. Историко-философское учение Гегеля / Т.И. Ойзерман.
- Москва: Знание, 1982.
73. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель. - Москва: Канон +, 2008. - 517 с.
74. Омаров Б.М. Общественно-политические ориентации Г. Гегеля // Вестник Дагестанского гос. ун-та. - 2011. - № 5.
75. От критической теории к теории коммуникативного действия. Эволюция взглядов Юргена Хабермаса / Под ред. А. Я. Алхасова. Ульяновск, - 2001.
- 150 с.
76. Панищев А.Л. Метафизика бытия человека в наследии немецкой классической философии // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 1.
77. Павленко А. Н. Пределы интерсубъективности (критика коммуникативной способности обоснования знания). - СПб.: Алетейя, 2012. - 278 с.
78. Павлова Е.Д. Рационализация «жизненного мира» как основа создания культуры // Вопросы культурологи. - 2009. - №2 7.
79. Панченко Б.Б. Понимание справедливости в идеологии коммунита-ризма // Власть. - 2013. - № 2.
80. Пархоменко Р.Н. Дискурсивная концепция свободы Хабермаса // Философские исследования. - 2013. - №2 4.
81. Петренко Е. Ю. Хабермас размышляет о модерне //Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций. - М. 2008.
82. Петров Ю.В. Стратегии философского осмысления социального общения // Коммуникация и образование. Сб. статей / Под ред. С.И. Дудника. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.
83. Петрулевич И.А. Методологическое значение концепции негативного правового сознания Гегеля // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия «Общественные науки». - 2008. - №2 5.
84. Печерская Н.В. Современный дискурс справедливости: Джон Ролз или Майкл Уолзер? // Общественные науки и современность. - 2011. - №2 2.
85. Пионтковский А.А. Свобода - государство - личность. Гегелевская идея государства // Вайхельт В., Керимов Д.А., Нерсесянц В.С. и др. // Философия права Гегеля и современность. - М.: Изд-во «Наука», 1977. - 152 с.
86. Пирожникова В.И. Коммуникативная рациональность как приоритетная ориентация современного социального познания // Вестник БДУ. - 2007. -№ 2.
87. Полетаева Ю.Г. Проблема исторической целесообразности в немецкой классической философии // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2012. - Вып. 4 (12).
88. Поликарпов В. А., Поликарпова С. В. Современные концепции либеральной демократической политики и их позитивные альтернативы: этика дискурса (Ю. Хабермас) и постмарксизм (Ш. Муфф и Э. Лакло) // Философия политики. - 2009. - №2 2.
89. Посконина О.В. Понятие «гражданское общество» в свете методологического плюрализма постмодерна // Вестник Удмуртского ун-та. - 2012. -Вып. 3.
90. Посконин В.В., Посконина О.В. Значимость понятия «дискурс» в модели делиберативной демократии // Вестник Удмуртского ун-та. - 2007. - № 6.
91. Пржиленский В.И. Эпистемологические и социокультурные детерминанты философии права: поиск новой рациональности // Философия права. -2008. - № 5.
92. Разин А. В. Нравственный мир человека. - М.: Академический проект, 2003. - 428 с.
93. Родионова В.И. Социальная рациональность и возможности коммуникативного разума // Власть. - 2010. - № 5.
94. Розенбергс Р. Проблема социального консенсуса в работах Хабермаса // Общественные науки и современность. - 1995. - № 5.
95. Рормозер Г. Кризис либерализма. Монография. - М.: ИФ РАН, 1996. -292 с.
96. Ролз Джон. Теория справедливости: Пер. с анг. / Науч. ред. и предисл. В.В. Целищева. Изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 536 с.
97. Ролз Дж.Теория справедливости. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. унта, 1995. - 535 с.
98. Саликов А.Н. Интерпретация идей трактата «К вечному миру» И. Канта в современной либеральной теории демократического мира // Кантовский сборник. Изд-во: Балтийский федеральный ун-т им. Иммануила Канта. - 2012. - № 4.
99. Смилов Д. Политика установления справедливости в переходный период: реституция собственности и равенство перед законом // Сравнительное конституционное обозрение. - 2010. - № 4.
100. Смирнова Н.М. К основаниям социальной эпистемологии: от Канта к Хабермасу // Коммуникативная рациональность: этистемологический подход / Отв. ред.: И.Т. Касавин, В.Н. Порус. - М.: ИФРАН, 2009. - 216 с.
101. Соболева М.К. Концепции философии языка Юргена Хабермаса // Логос. - 2002. - № 2.
102. Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Киммека, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. - М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. - 248 с.
103. Соловьева И.В. Герменевтика как язык в действии // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Филология». 2007. - №2 29 (57). - Вып. 11.
104. Сорокина Ю.В., Н.В. Малиновская. Справедливость и право в современном философско-правовом дискурсе // Законодательство и экономика. -2011. - № 5. СПС «Консультант Плюс».
105. Спиридонов В.И. Концепция «общего блага» в современной западной науке // Духовное измерение современной политики. - М., 2003. - 191 с.
106. Сыров В.Н., Агафонова Е.В., Кручинин Э.А. К проблеме оснований морального поведения // Вестник Томского государственного ун-та. -2013. - № 375.
107. Ткачев П.С. Феномен коммуникативного действия в социальной философии Ю. Хабермаса // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Философия». - 2011. - № 27. - Вып. 2 (18).
108. Тугов Р.Г. Понятие гражданской общественности в классической и неклассической социально-философских парадигмах // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №2 6.
109. Углов Д.В. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса и дискурс как условие справедливости // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - №2 2.
110. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса.
- М.: ИФ РАН, 1999. - 245 с.
111. Фарман И.П. Рациональность как проблема культуры и познания // Исторические типы рациональности / Отв. ред. В.А. Лекторский. Монография. - Т. 1. - М.: ИФ РАН, 1995. - 351 с.
112. Федотова В.Г., Яковлева А.Ф. Наука и модернизация // Философия и культура. - 2012. - № 9 (57). // URL: http://iph.ras.ru/uplfile/rushist/vakovleva/Philos kult 9 2012.pdf
113. Философский дискурс о социальном государстве: Монография / Л.Н. Кочеткова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 216 с.
114. Фливберг Б. Хабермас и Фуко - теоретики гражданского общества // Социальные исследования. - 2000. - №2 2.
115. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. - Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. - 224 с.
116. Фурс В. Парадигма критической теории: попытка экспликации [Электронный ресурс]. // URL: http: // www. ruthenia. ru/logos/number/2001_2/03_2_2001 .htm
117. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.
- СПб.: Наука, 2001. - 380 с.
118. Хабермас Ю. Политические работы / Сост. А.В. Денежкина; пер. с нем. Б.М. Скуратова. - М.: Практис, 2005. - 368 с.
119. Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии // Ха-бермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. - М., 1995.
120. Хабермас Ю. Расколотый Запад / пер. с нем. О.И. Величко и Е.Л. Петренко. - М.: Весь мир, 2008. - 186 с.
121. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Хабермас Ю. Политические работы. - М.: Праксис, 2005. - 368 с.
122. Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии // Ха-бермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. - М., 1995. - 256 с.
123. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М. М. Беляева и др. - М.: «Весь Мир», 2003. - 416 с.
124. Хабермас Ю. Дискуссия о прошлом и будущем международного права. Переход от национальной к постнациональной структуре // Вестник Российского философского общества. - 2003. - №2 3.
125. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма / Пер. с нем. В. И. Ивановой // THESIS. - 1993. - Т. 1. - Вып. 2.
126. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность / Пер. с нем. -М.: Наука, 1992. - 176 с.
127. Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма / Пер. с нем. Л.В. Воропай. - М.: Праксис, 2010. - 272 с.
128. Хабермас Ю. Что такое «политическое»? / [Электронный ресурс]. Сокращенный перевод под ред. Д. Узланера по изданию The Power of Religion in the Public Sphere: J.h Butler, J. Habermas, C. Taylor, C. West. N.Y.: Columbia University Press, 2011 // URL: http:// russ.ru/Mirovaya-povestka/CHto-takoe-politicheskoe (дата обращения: 24.08.2011).
129. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. 2-е изд. - СПб.: Наука, 2008. - 417 с.
130. Чалый В.А. Интерпретация категорического императива Джоном Ролзом в «Теории справедливости» // Кантовский сборник. - 2013. - №2 2.
131. Чалый В.А. Антропологические основания политической теории Джона Ролза // Кантовский сборник. - 2012. - №2 4 (42).
132. Чалый В.А. Рациональность в либеральных философских теориях // Практическая философия Канта // Кантовский сборник. Изд-во: Балтийский федеральный ун-т им. Иммануила Канта (Калининград) 2011. - № 4.
133. Чукин С.Г. Хабермас Ю. versus Макинтайр А.: к вопросу об основаниях современного философствования // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. Серия «Мыслители». - 2002. - Вып. 11.
134. Шамилева Р.К. Проблема справедливости в теории Дж. Роулса // Философия и общество. - 2008. - №2 2.
135. Шапинская Е.Н. Культурологический дискурс после постмодернизма // Обсерватория культуры. - 2010. - № 6.
136. Шаповалова О.В. Конструирование «случайного сообщества»: современный либерализм на распутье // Вестник Российского гос. гуманит. унта. - 2011. - №№ 15.
137. Dworkin R. Law's Empire. - Cambridge, Mass, London, Harvard University Press, 1986.
138. Habermas J.Legitimation crisis/ English translation of Legitimationsprobleme im Spätkapitalismus / translated by Thomas McCarthy. - Beacon PRESS, Boston, 1975.
139. Habermas J. Apres Marx. P., 1985.
140. Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelns. 2 Bdn. Frankfurt am Main, 1997.
141. Habermas J. Nachmetaphysisches Denken. Philosophische Aufsätze. Frankfurt/Main, 1988. 286 S.
142. Habermas J. The Theory of Communicative Action. V. 1: Reason and Rationalization of Society. Cambridge. 1984.
143. Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge, 1996.
144. Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelns / J. Habermas. -Frankfurt am Main, Bd. 2, 1981.
145. Habermas J. Faktizitat und Geltung. Frankfurt a. - M.: Suhrkamp, 1992.
146. Habermas J. Moral Consciousness and Communicative Action. -Cambridge, Mass. 1990.
147. Habermas J. Justification and Application: Remarks on Discourse Ethics. Cambridge, Mass. 1993.
148. Hahermas J. On the Relationship of Politics, Law and Morality. Frankfurt. University of Frankfurt. Dpt. of Philosophy. Undated.
149. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1-2. Cambridge: Polity Press. 1984. - 457 p.
150. Habermas J. Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge: MIT Press, 1987. - 430 p.
151. Habermas J. Structural Transformation of the Public Sphere: an Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: MIT Press, 1989. - 284 p.
152. Hahermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus. - Ft/M., 1982.
153. Kymlicka W. Contemporary Political Philosophy: Introduction. Clarendon Press, 1990.
154. MacIntyre A. Secularization and Moral Change. London: Oxford U.P., 1967. - 76 p.
155. MacIntyre A. Whose Justice? Which rationality? Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1988. - 410 p.
156. Rawls, J. A. Theory of Justice. - N.Y., 1971.
157. Rawls J. A Theory of Justice. - Oxford: Oxford University Press, 1971.
158. Rawls J. Political Liberalism. N.Y.: Columbia University Press, 1993. - 401 p.
159. Rawls J. Law of the People. Cambridge Harvard University Press, 1999. 199 p.
160. Sandel M. Liberalism and the Limits of Justice. - Cambridge, 1989.
161. Shalin D.N. Critical theory and the pragmatist challenge // Amer. J. of sociology. Chicago, 1992.Vol.98, № 2.
162. Taylor C. Philosophy and Human Sciences // Philosophical Pa-pers.1985. Vol. 2.
163. Taylor C. The Diversity of Goods // Utillitarianism and Beyond / Ed. By A. Sen and B. Williams. Cambridge Univ. Press, 1982.
164. Taylor. Ch. Sources of the self. - Cambridge. Harvard University Press, 1989.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.