Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Юрданова, Марина Эдуардовна

  • Юрданова, Марина Эдуардовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Калуга
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 189
Юрданова, Марина Эдуардовна. Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Калуга. 2011. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Юрданова, Марина Эдуардовна

Введение.3

Глава первая:

Социально-онтологические основания семьи и пола в религиозно-философской мысли России конца XIX начала XX века.13

§ 1. Проблемы пола, брака и семьи в философско-религиозной мысли России конца XIX начала XX века.13

§ 2. В.В. Розанов и Л.Н.Толстой: религиозно-философский анализ любви, семьи и брака.53

Глава вторая:

Философские воззрения В.В. Розанова и проблемы семьи и брака в современном российском обществе.94

§1.Особенности семьи и брака в понимании В.В.Розанова.94

§ 2.Ценности брака и семьи в современном российском обществе.136

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России»

Актуальность темы исследования. В бурном процессе европеизации России есть положительные и отрицательные факторы. Рост экономических связей, иностранные инвестиции, сближение экономик и унификация производства через единые производственные процессы, рассеивание технологического процесса, повышение уровня жизни, гарантированное сохранение набора стандартов жизни в едином масштабе социального развития и др. ведут к положительным результатам. Однако есть весьма серьезные явления, содержание которых не имеет однозначного позитивного значения: культурная нивелировка общества и личности, стандартизация образа жизни, духовная^ деградация общества и связанные с нею явления наркомании, проституции и др., характеризует падение духовно-нравственных ориентиров и ценностей, изменение нравственных. критериев жизни.

Все эти негативные процессы,- так или' иначе, обозначились в сфере семьи и брака, о чем свидетельствуют рост числа разводов, низкий уровень рождаемости и т.д., что, безусловно, подтверждает факт социально-нравственных изменений, произошедших в традиционной семье, разрушение традиционных семейных ценностей. «Новые» культурные представления о семье и браке ставят вопрос о применимости и полезности этих метаморфоз в России, о разумном отношении к своевременным изменениям в этой сфере жизни, которые становятся возможными только в результате изучения русского культурного, исторического и религиозно-философского наследия. В этой связи философия семьи и пола в воззрениях В .В. Розанова приобретает несомненную остроту.

Обращение к наследию этого величайшего и оригинального мыслителя заставляет нас обратить внимание на вопросы религиозных основ в традициях брака и семьи для современной российской действительности, вносят свежие идеи в понимание отношений мужчины и женщины, возможно потому, что он прогнозировал черты, характерные для современных представлений о семейно-брачных и половых отношениях. Социальные проблемы семьи и брака, имеющие весьма важное значение для всех отношений современного общества, приводят нас к необходимости разработки программы социального упреждения негативных заимствований в имеющихся модернистских начинаниях в сферах брака и семьи в западном обществе. Развитие и изучение идей В.В. Розанова, на наш взгляд, даст возможность использовать русскую религиозно-философскую и культурную традицию для создания современной парадигмы семьи и пола.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование семейно-брачных отношений и проблем любви и пола в религиозной философии представлено довольно обширной специальной литературой в разнообразных направлениях и аспектах.1 Каждый из авторов» предлагает свои подходы и решения этих сложных и весьма важных проблем общества. Но в качестве непосредственного предмета нашего анализа является философия пола и семьи В.В. Розанова. В общем плане современное розановедение представлено в широком круге работ. Однако позиции В.В. Розанова в понимании' семьи и брака сегодня не получили достаточного четкого осмысления даже в современной литературе.

Исследовательское поле идей В.В. Розанова о семье и браке, можно разделить как в содержательном, так и в историческом аспектах.

Первый блок представляет работы литературоведов, философов, богословов, публицистов первой половины XX века: H.A. Бердяева, Н.Г. Дроздова, Н.К. Михайловского, П.Б. Струве, Д.С. Мережковского, Д.В. Философова, Волжского (A.C. Глинки), A.A. Измайлова, М.О Меньшикова, П.П. Перцова, В.П. Буренина, Н.Я. Абрамовича, П.В. Мокиевского, B.C. Свенцицкого, М.М. Тареева и др.

Труды В.В. Розанова рассматриваются обстоятельно и глубоко, однако в целом носят критический характер, прежде всего, потому что в этих критическихработах дана противоречивая картина творчества мыслителя: от

1 См.: Русский эрос или философия любви в России./ Сост. и авт. вступ. ст. В.П.Шестаков. - М., 1991. религиозного нигилизма» до «патологического мистицизма». В работах H.A. Бердяева идеи В.В. Розанова определяются как «имманентный пантеизм», но не раскрывается социальная сущность; понятий семьи и брака в понимании В.В. Розанова. Вопрос о концепции семьи и брака в понимании В ¿В; Розанова не представлен.

Следующий блок представлен работами С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Э.Ф. Голлербаха, C.Ii. Дурылина, H.H. Руссова, 3.H. Гиппиус, A.M. Ремизова, Л.И. Шестова, В.В. Зеньковского, Ю.П. Иваска, F.B- Флоровского, В.Р. Ховина, А.Д. Синявского, до современных В- А. Кувакина, В.В. Михайлова, Е.В. Барабанова, В. Турбина и др., в которых сделана попытка , систематизациищдей в области пола, семьи: и брака, но, как отмечают многие авторы ; например, В.В. Лысенко, узко специальных исследований по рассматриваемошпроблеме не;существует.

Современные исследования наследия В.В. Розанова5 на рубеже XX и XXI. веков; включают много работ, среди которых есть и исследования по проблемам пола и семьи: А.И; Павленко,,Я.;В;.Сарычева; Е.А. Санкевич, Т.А. Городиловой, A.C. Курбатовой; К ним можно добавить исследования В.К. Пишуна и С.В; Пишуна;, А.Н. Николюкина, В.Г. Сукача, С.Р. Федякина, В.А. Фатеева^ Н1Ф: Болдырева, И.А. Едошиной, ILA. Ёлшиной, E.Bv Ивановой,, B.C. Синенко, Т.В. Гребениченко, А.Я: Кожурина, Н:Х. Орловой, A.M. Косарева, Т.В^ Сыдеевощ В!В1 Бычкова, Л.Н. Голубевой, О.С. Климовой,

B.В. Аверьянова, В:П. Лебедевой и др.

Философия В.В. Розанова эволюционировала от «религии: пола» к ее пониманию как социокультурной мифологии, где- свое- место занимают понятия*семьи, пола и брака. Это публикации: В.К. Пишуна, C.B. Пишуна, А. Я; Кожурина, Я:В. Сарычева, А.И: Павленко. В монографиях В.К. Пишун и

C.B. Пишун в «Социальная философия В.В: Розанова» (1995) и «Религия жизни В.В. Розанова» (1993) представлена единая система социальных, философских, религиозных и мифологических основ, отмечается связь его идей с русской религиозной философией и европейской философской традицией. Важной является констатация о том, что «Религия пола и семьи» В.В. Розанова занимает важнейшее место в творческом наследии философа.

В конце XX века его творчеству посвятили монографии: В.В.Михайлов «Сущность социальной философии В.В. Розанова» (1986), А.Н. Николюкин «Василий Васильевич Розанов: (Писатель нетрадиционного мышления) (1990)», А.Н. Николюкин' «Голгофа Василия Розанова (1998), С.Н. Носов «В.В: Розанов: Эстетика свободы» (1993), В.В. Сукач «Жизнь В.В:Розанова «как она есть» (1991), В.А. Фатеев «В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность» (1991).

В последнее десятилетие в России издавалось и-переиздавалось немало работ, авторы которых уделяют большое внимание творческому наследию В.В. Розанова, к ним относятся книги следующих авторов, (М.Н. Громова, А.В: Гулыги, В.А. Кувакина, С.Б. Неволина, В.Ш. Сабирова, Д.П. Святополк-Мирского, В.В. Харчева и др.), проводятся, конференции« по исследованию творчества В.В. Розанова (например, в г. Костроме «Межрегиональный научный центр по сохранению и изучению творческого- наследия П.А. Флоренского и В.В. Розанова» выпускает сборники, трудов Розановских чтений):

Е.А. Королькова в своих лекциях дает всесторонний' анализ проблемы пола в творчестве В.В. Розанова, анализируя его метафизические, религиозные, социальные, антропологические и психологические аспекты.1 A.C. Курбатова считает В.В. Розанова основателем отечественной фамилистики2 (науки о семье) и носителем некой модели мира как семейного общежития. Также интересны и очень важны в- нашем исследовании принципиальные позиции* А.И. Павленко и Я.В. Сарычева, раскрывающие содержание розановской философии семьи и нашедшие в ней оригинальные аспекты, соответствующие. современной гуманитарной методологии. В

1 См.: Королькова Е.А. Русская философия: В. Розанов и метафизика пола: Текст лекции / ГУАП. - СПб., 2006.

2 Курбатова A.C. Актуальность В.В. Розанова (Размышления философа о семье и школе) // Философские науки. - 2006. - № 6. - С. 90-108. работах этих авторов «философия пола и семьи» В.В. Розанова рассматривается как единая система, определяющая основу всех его социальных воззрений.

Весьма существенное значение в исследовании философии семьи В.В. Розанова имеет работа Н.Х. Орловой1, где очень четко отражено соединение в учении мыслителя общественной значимости семьи и ее религиозного статуса, что говорит о том значении, которое придает В.В. Розанов феномену семьи, особенно, ее религиозно-социального статуса. Предметом исследования религиозных компонентов семьи и брака по учению В.В. Розанова стала диссертация-ВШ. Лысенко «Философско-религиозной учение В.В. Розанова о браке и семье». В работах других авторов исследуются философско-культурологические, философско-социальные, философско-педагогические, философско-воспитательные, философско-образовательные аспекты концепции семьи.

Тем не менее, при довольно широком обсуждении проблем семьи и • брака в современном обществе идейный потенциал философии пола и семьи В.В. Розанова все еще не достаточно раскрыт. Его актуальность и востребованность связана с глубокими- самобытными^ религиозно-православными традициями российского общества, их внутренней стройностью и порою внешней противоречивостью, так хорошо отразившейся в работах самого В.В. Розанова, с поиском тех основополагающих черт семьи, ее социальных функций, опираясь на которые можно будет решить надвигающие проблемы размывания семейных основ > общества и сохранения национально-культурного содержания самого российского общества.

Объектом исследования- является духовно-нравственные и религиозные отношения в современной России

1 См.: Орлова Н. Семья как объект социально-философского исследования (Эволюция семейных отношений на рубеже ХХ-ХХ1 столетий): Автореф. дис. канд. философ, наук. - СПб., 2003.

2 См.: Лысенко В.В. Философско-религиозное учение В.В. Розанова о браке и семье: Автореф. дис. канд. философ, наук. - Благовещенск, 2009.

Предметом исследования является философия пола и семьи В.В. Розанова.

Цель исследования; — провести концептуальный анализ религиозно-философского учения В.В. Розанова о браке и семье и определить его значимость в решении современных социальных проблем развития России.

Задачи исследования определены в соответствии с поставленной целыо и состоят в следующем:

1. Выявить, религиозно-философские и социокультурные основы учения; В.В; Розанова; о семье и браке (религиозно-социальную природу семьи);

2. Раскрыть динамику- развития и логику "интерпретации; пола, брака и семьи, как . религиозно детерминированных феноменов» общества (парадигматику семьи и брака);

3. Изучить особенности- состояния; системные функции- и тенденции развития семьи и брака в современном российском обществе; 5. Выявить посредством; анализа семейно-брачных отношений точки; сопряжения и особенности взаимовлияния- социальных и; духовно -религиозных процессов в современном российском обществе;

6. Определить значимость и степень применения учения В.В: Розанова о семье и браке в контексте решения социокультурных проблем российского общества.

Теоретико-методологическая основа исследования:

11 Теоретическими источниками работы явились произведения В.В. Розанова, посвященные проблемам семьи, пола; и брака: «Во дворе язычников», «Возрождающийся Египет», «Опавшие листья», «Уединенное», «Апокалипсис нашего времени», «Семейный вопрос в России», «В мире неясного и нерешенного», «Религия и культура», «Люди лунного света», статьи и письма В.В. Розанова; а также мемуарная литература и эпистолярное наследство философа, письма его современников.

2. Исследовательская литература по истории русской философии, религиоведению, философии культуры, социологии брака и семьи, глубиной исследования от дореволюционных авторов и до последних изданий диссертаций современного розановедения.

3. Теоретические работы науковедческого плана, а также общефилософского, религиоведческого, культурологического и социологического характера, создающие теоретико-методологическую и гуманитарную базу диссертации:

Методология исследования включает в себя современные методы гуманитарного знания. Метод единства исторического и логического широко использовался в целях сравнения идей В.В. Розанова с идеями Л.Н:Толстого и русских! философов конца XIX - начала XX века. Был применен диалектический метод для выяснения^ взаимозависимостей основных категорий и определения их содержания. Системный метод позволил выявить целостный характер религиозно-философского учения В.В. Розанова, определить понятия Любви, Брака и Семьи в качестве ключевых категорий парадигмы семьи и брака в» учении В.В. Розанова, определить главные структурные связи, компонентов парадигмы: любовь(пол)-семья-брак в контексте религиозно-духовных отношений. Компаративистский метод дал возможность установить место исследуемого учения и его значение в современном российском обществе.

С целью анализа процессов, происходящих в российской семье в конце XX — начале XXI веков, были использованы статистические и аналитические данные по проблематике, освещаемой Государственным Комитетом Стандарта РФ, Институтом социологии Российской Академии Наук, коллективами исследователей.

Научная новизна диссертационного исследования заключена в том, что в диссертационном исследовании проведен целостный философско-религиоведческий анализ пола, семьи и брака, определено содержание и ценностное измерение парадигмы философии семьи и пола В.В. Розанова, ее значение для развития духовно-нравственных и социальных отношений, становления и развития семьи в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

1. В диссертационном исследовании показано, что семья является важным индикатором духовно-нравственных отношений. В работе определено, что в последние десятилетия в обществе происходит ослабление функции социализации и утраты семьей традиционных ценностей. В« диссертации, на основании анализа социологических исследований, делается вывод, что в современных условиях именно семья может и должна стать основной движущей силой общественного развития и восстановить присущую ей гармонию: в России есть все предпосылки для реализации роли семьи, как проводника культурного и социального развития общества.

2. На основании анализа научных исследований-по проблемам семьи и брака, которые нами обозначены, с одной стороны, как направления, отстаивающие позиции: а) «кризиса семьи» (А.И. Антонов, В.А. Борисов, Л.Е. Дарский), б) «модернизации семьи» (А.Г. Вишневский). Сторонники «кризиса семьи» признают, что причины кризиса носят объективный, долговременный и глобальный^ характер. Представители «модернизации семьи» считают, что негативные процессы, происходящие в семье — позитивный процесс, характеризующий новый тип отношений к семье, основанных на свободе выбора, не зависящих от религиозной или нравственной общественной оценки.

3. Диссертантом определена необходимость создания идеологической модели, объединяющей систему семейных ценностей, обладающей государственным статусом, являющейся элементом прерогативы легитимной власти, как доминирующей программы возрождения российского общества.

4. В связи с этим в диссертационном исследовании представлена парадигма любви и брака в русской традиции философии любви и пола, представляющая собой систему духовно-нравственных и религиозных

1 >, ценностей феномена семьи, имеющих национальные особенности и характеристики. В диссертационном исследовании проанализированы философско-платоническое направление, основанное на учении Платона (В.В.Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.А. Карсавин, З.Н. Гиппиус) и направление ортодоксального богословия (С.Н. Булгаков, П:А. Флоренский), определены их характерные черты и концептуальные особенности. Оригинальное учение В.В. Розанова о семье и браке представлено в диссертационном исследовании как «русское сектантство», находящееся в оппозиции, промежутке между данными концепциями.

5. В диссертационном исследовании представлена парадигма философии* любви и пола В.В. Розанова, концентрирующая в себе совокупность фундаментальных философских и метафизических оснований, образующих систему ценностей, смысл которой — в оригинальной трактовке религиозностиш святости брака и семьи.

6. Нами определено, что философия пола В.В. Розанова представляет собой синтез традиционных и• модернистских представлений, что выразилось: а) в утверждении культа семьи; б) в сочетании телесности и сексуальности. В этом« своеобразие «полового-реализма» В.В. Розанова, стержнем которого является семья. В »диссертации показано, что семья как религия в понимании В.В. Розанова — всеобщая форма жизни, которая представляет собой единство христианской метафизики и духовно-нравственной значимости семьи в социуме.

7. В диссертационном исследовании обозначены духовно-нравственные приоритеты и ценности парадигмы философии пола и семьи в русской философской традиции, непосредственно в учении В.В. Розанова, значимость их использования для создания идеологии семьи и брака в современном российском обществе.

Теоретическое и практическое значение работы.

В результате проведенного исследования получено целостное представление о религиозно-философских аспектах учения В.В. Розанова о браке и семье, установлена функциональная роль каждого из элементов в отдельности. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для научной разработки различных аспектов проблем семейно-брачных отношений в отечественной философии.

Материалы диссертации могут быть использованы для разработки вузовских лекционных курсов по истории философии религии, истории русской философии, социологии, религиозной антропологии, культурологии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на научно-практических конференциях, прошедших на базе КГПУ им. К.Э. Циолковского с 2008 по 2011гг., отдельные положения диссертации отражены в материалах УП-Х Всероссийских чтениях, посвященных братьям Киреевским «Оптина Пустынь и русская культура» (Калуга, 2009), Всероссийской научной конференции «Проблематизация человеческого бытия в современном мире» (Курск, 2008, 2010), на V Российском философском конгрессе (Новосибирск, 2009). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социологии КРУ им. К.Э. Циолковского и рекомендована к защите. Результаты исследования применялись в преподавательской работе на I кафедре философии и социологии КГУ им. К.Э.Циолковского и в практике работы аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Юрданова, Марина Эдуардовна

Заключение.

В проведенном исследовании парадигмы, философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России можно выделить некоторые основные мысли.

В конце XIX- начале XX века тема любви становится особенно актуальной в России. В5 отличие от западных философов русские мыслители развивали гуманистическую традицию в понимании природы любви и, обращаясь к потаенным вопросам пола, связывали сексуальную энергию человека не только с продолжением рода, но и с пониманием духовной культуры человека - с религией, художественным, творчеством, с поиском новых нравственных ценностей.

Исследование проблемы любви, шло по двум направлениям. Первое, начатое и открытое Вл. Соловьевым, — философско-платоническое, связанное с возрождением и переосмыслением? идей платоновского'эроса и попытками их синтеза с современными философскими теориями. По этому пути Н. Бердяев, Б. Вышеславцев, 3. Гиппиус, JI. Карсавин и др. Другое направление общественной мысли - ортодоксально-богословское, представленное именами С. Булгакова, И. Ильина П. Флоренского и др., которые ориентировались не на античную теорию Эроса, а на средневековый «каритас» и связанный с ним комплекс идей христианской этики, относящийся к семье, браку. Особняком в русской философии любви стоит философское наследие В.В. Розанова, которое трудно разместить в общепринятых философских направлениях и его можно отнести к русскому философскому сектантству.

На русской почве появилось такое явление, как литературно-философский синтез в котором литература и философия представляют собой единый процесс постижения мира и человека. Этот факт констатируют многие исследователи: И.И.Евлампиев, Б.В. Емельянов, В.В. Зеньковский, В.В. Ильин, Н.О. Лосский, М.А. Маслин, И.М. Невлева, А.И. Новиков, A.C. Стрельцов, С.Л. Франк и другие.

В физиологических и духовных основаниях любви, в половых особенностях человека, брачных и семейных отношениях русские мыслители Л.Н. Толстой и В.В. Розанов обосновывают основную идею философии: человек есть самая глубокая тайна Вселенной. В своих $ воззрениях на пол и половую жизнь Л.Н. Толстой и В.В. Розанов расходятся. Л.Н. Толстой видит в плотском акте постыдность, нравственное зло, антиномию, которая' появляется- на стыке деторождения как добра и совокупления как зла, а для В.В. Розанова ничего неполового в человеке нет, ибо зарождается человек от полов в половом акте, и взяться неполовому в человеке просто неоткуда. Что бы ни делал человек, что бы ни думал -даже «противополовое» - все это есть пол, половое. В семье же половое есть в самом чистом, неискаженном виде, в «самом нормальном».

Философско-религиозная концепция Розанова раскрывается посредством парадигмы любовь, (пол)' - семья, - брак, в. соответствии с которой брак есть высшая степень актуализации пола, а семья - необходимое (энтелехийное) завершение пола.

В.В .Розанов выработал своеобразное натурально-мистическое учение о семье как всеобщей форме жизни,- в. котором; соединились розановская методология «понимания», христианская метафизика семьи- и- эмпирически-идеалистический подход (мотивы философии Аристотеля и немецкого идеализма). Тезис «семья как религия» образует основу философии религии В.В. Розанова. В семье, «натуральной любовью сплетенной», он видит подлинную святыню. По его мнению; семья^ - единственное чистое, безгрешное место на земле. В этой связи Розанов и критикует историческое христианство как религию, оторвавшуюся от семьи от «сосцов питающих».

В.В. Розанов выделяет в истории человечества две формы жизни, определившие основные этапы его развития. Первая - идеальная; или «семейная» образует «золотое время» развития культуры, когда семья была всеобщей формой жизни, формой религии, в которой человек поклонялся «кровно-жизненным» основам бытия и, тем самым, был связан со всем миром в единое целое. Вторая - «бессемейная», в которой разрушаются глубинные начала существования человека.

Взгляды и- идеи этого самобытного философа проливают свет на многие актуальные именно для» сегодняшнего дня проблемы (демография, гендерная проблематика, дискурсы с будущем института семьи, значение семьи-для воспитания и социализации индивида и др.). В этой связи Розанов - один из самых современных- наших мыслителей. Розанов своими философскими воззрениями хотел привлечь внимание к насущным проблемам семейной жизни, однако главную ценность его философского наследия все же следует искать не в решении отдельных конкретных общественных задач, а в постановке извечно актуальных для человека проблем.

Вг результате проведенного в работе подробного анализа« состояния современной семьи- в России, можно констатировать, что отдельные положения философского учения В.В: Розанова о браке и семье могут быть использованы»в процессе модернизации этого социального/института.

1. «. .Разумный смысл брака не может быть осуществлен никаким иным путем, кроме супружеского сожительства,. поэтому все попытки.создать брак на иных началах и нужно признать аномалиями.»1

2. Розанов видел целью всякого брака рождение детей - продолжение Рода человеческого. «.Единственная; самой^природой осуществляемая цель всякого брака, есть поддержание жизни своего рода. Только дети дают исключительно возможный разумный смысл брака для естественного человека. . В' связи* с этим брак необходим1 для существования человечества.»2 Как считал мыслитель: «Девушка без детей - грешница. Это «канон Розанова» для все России.3

3. Мыслителя волновали взаимоотношения между разными поколе

1 Розанов В.В. Уединенное.- М.,Эксмо,2006.- С.261.

2Там же.-С.261-263.

3 Розанов В.В.Опавшие листья. Короб первый/ В.В. Розанов. Религия и культура.- М., 2001. -С. 350 ниями в семье, и, прежде всего, между родителями и детьми: «Родители должны уважать детей - уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту, натуру; а дети должны любить родителей, - и уже непременно они будут любить их, раз почувствуют это уважение к себе»1.

4. В.В.Розанов предлагал введение в образовательных учреждениях программ подготовки к семейной жизни, к осознанному материнству. .«Все женские учебные заведения, - считал философ, - готовят в удачном случае монахинь, в неудачном проституток. «Жена» и «мать в голову не приходят»2.

5. Философ был уверен, что* государство, общественные институты и учреждения должны помогать семье в воспитании детей и в решении насущных социальных вопросов: «Супруги должны быть.детьми. Их все должны кормить, заботиться, оберегать. Они же только должны быть счастливы 4и рожать прекрасному обществу прекрасных детей. В? будущем веке первый год молодые будут жить не в домах, а в золотых корзинах».3

6. В.В: Розанов учил потомков нравственным взаимоотношениям между мужчинами и женщинами, телесной святости. «Основание моей привязанности - нравственное. Хотя мне все нравилось в. ее теле, в, фигуре;.- но1 это то, что не мешало развиться нравственной любви».4 Он считал, что любовь и половой акт получают божественную санкцию в браке. «Пути физиологии суть пути космические».5

7. Он благоговел перед женщиной, настаивая на равенстве ее по значимости и правам с мужчиной. Для философа нет сомнения в божественной равности полов, брак для которых есть «растворение мужчины в женщине и-женщины в мужчине.оба одно существо и общая жизнь.»6 .

8. Мыслитель высказывался за оздоровление1 бракоразводного процесса, за создание такого закона, который позволил бы освободить людей

1 Розанов В.В.Уединенное/ В.В. Розанов. Религия и культура. - М., 2001. - С. 230.

2 Розанов В.В.Опавшие листья. Короб первый/ В.В. Розанов. Религия и культура,- М., 2001. - С. 303.

3 Розанов В.В.Опавшие листья. Короб второй/ В.В. Розанов. Религия и культура. - М., 2001. - С. 493.

4 Там же. - С.566.

5 Розанов В.В. Уединенное. - М.,1990. - С.408.

6 Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. - М., 1995. - С. 107. от уз уже фактически «мертвой семьи», помог бы избегать искусственно образующихся сценариев скрытой полигамии и полиандрии. «Супружество -как замок и дужка: если чуть-чуть не подходят, то можно только бросить. «Отпереть нельзя», «запереть нельзя», «сохранить имущество нельзя».1

9. Вопрос о незаконнорожденных детях В.В.Розанов считал болезненным, требующим внимания законодателей. Он выступал за равные права таких детей с «законными» младенцами, а также высказывался в сторону улучшения прав их матерей.

10. Церковь и другие социальные институты должны выступать, по мнению мыслителя, как союзники семьи, а не семья - как исполнитель заказов государства и церкви. Идеал правильных отношений в семье - это культ семьи, ее любви, а не культ ребенка, не культ государства в семье." Социальность семьи в ее внешних соприкосновениях, без нарушения мистичности внутри себя.

При решении вопросов модернизации семьи и семейных отношений в современной России считаем возможным и необходимым опираться на воззрения В.В.Розанова о браке и семье, которые являются актуальными и современными и по сей день.

1 Розанов В.В.Опавшие листья. Короб второй// Указ. изд. - С. 602.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юрданова, Марина Эдуардовна, 2011 год

1. Акимов О.Ю. Религиозная метафизика В.В. Розанова в контексте европейской философской культуры: дисс. канд. философ, наук. - Тула, 2006.

2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.,2005.

3. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов. -М.,1995.

4. Антонов А.И. Социология рождаемости. М.,1980.

5. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи-и пути его преодоления. — М., 1992.

6. Антонов. А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. -М., 2000.

7. Антипова Н.Д. Этические коллизии вокруг проблемы аборта в рамках различных ценностно-мировоззренческих ориентаций // Вестник МГУ. Серия7. Философия. 2005. -№ 1.

8. Артамонова A.B. Социально-философский анализ семейных отношений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Чебоксары, 2008.

9. Ахунзянова Ф.Т.Новое религиозное сознание на рубеже XIX XX веков. // «Энтелехия». - 2002. - №5.

10. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000. П.Бенуа А. Мои воспоминания в пяти книгах. Книги четвертая, пятая. - М., 1980.

11. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда. / H.A. Бердяев. // Вехи. Из глубины. М., 1991.

12. Бердяев H.A. Русская идея. // Вопросы философии. 1990. - №. 2.

13. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // H.A. Бердяев. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

14. Бердяев H.A. Философия свободы // H.A. Бердяев. Судьба России. М.: Эксмо-пресс. - Харьков: Фолио, 1998.

15. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // H.A. Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х т. Т.1. - М. 1991.

16. Бердяев А.Н. О рабстве и свободе человека // Бердяев А.Н. Царство духа и царство кесаря. — М.: Республика, 1995.

17. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. JL: Лениздат, 1991.

18. Борисов В. А. Депопуляция в России: причины и следствия, пути преодоления // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Липецк, 28-30 сентября 1999 г. М., 1999.

19. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., 1976.

20. Бернштейн Е. Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве // НЛО. 2004. -№65. Электронный ресурс./http: magazines.russ/ru/nIo/2004/65.

21. Борков И. Церковная власть и светское общество в своих отношениях к вопросу о браке и брачном разводе. Вятка, 1913.

22. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. // С.Н. Булгаков. М;: ACT. - Харьков: Фолио, 2001«.

23. Булгаков С.Н. П.Н. Савицкому, 30 декабря 1924 г. // С.Н.1 Булгаков. // Вопросы философии. - 1994. - № 10.,

24. Булгаков С.Н. С.Н. Дурылину, 2 июля 1912 г. // С.Н. Булгаков. // Вопросы философии. - 1990. - № 3.

25. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.

26. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование. М., 1990.

27. Вениамин (Федченков), метрополит. На рубеже двух эпох // ж-л Московской патриархии. 1993 - №10.

28. Вишневский А.Г. Вызовы демографического развития современной России // Судьба семьи судьба Отечества. - М.: Изд-во РГСУ, 2005.

29. Водолагин A.B. Любовь и смерть в понимании В.В. Розанова // Вопросы философии. 2006. - № 10.

30. Водолагин. A.B. Возвращение к «брошенному наследию» // Вопросы философии.- 2006.-№10.

31. Волжский (Глинка A.C.) Мистический пантеизм В.В. Розанова// В.В. Розанов: pro et contra. Кн. 1. - СПб., 1995.

32. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. // Б.П. Вышеславцев. Этика1 преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.

33. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. // Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.

34. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. // Б.П. Вышеславцев. // Вопросы философии. 1990. - № 4.

35. В. Галецкий Встретит ли институт семьи XXII век // Дружба народов. -№6. 2005.

36. Галактионов A.A., Никандров П.Ф.Русская философия IX XIX в. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1989.

37. Гармаев А. Психопатический круг в семье. — Решма: Макариев-Решемская обитель, 1999.

38. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии (пять избранных портретов). М.: Знание, 1990.

39. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1987.

40. Голлербах Э.В. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. Петербург, 1892.

41. Германов В. Религия быта (Розанов. Уединенное. Опавшие листья. Т.1 и 2.) // Христианская мысль. - 1916. - №10.

42. Гиппиус З.Н. Задумчивый странник // В.В.Розанов: pro et contra/ Кн.1. -СПб., 1995.

43. Гиппиус З.Н. Дневники: в 2 кн.// Под общ. Ред. А.Н.Николюкина. Кн.1. -М., 1999.

44. Гиппиус З.Н. Письмо к Нувелю. 13 ноябр.1906 г. // Гиппиус 3. Стихотворения. Спб., 1999.

45. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (социально-нравственный аспект). -М.: Знание, 1990.

46. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб., 1998.

47. Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи//Социс. 2008. - № 1.

48. Голод С.И. Семья, прокреация. Плюральность эротического ландшафта.// Человек. 2010. -№4.

49. Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? Л.: Лениздат, 1979.

50. Гриднева Е.И. Эволюция формы философствования В.В. Розанова как феномен русской культуры XIX-XX века. // Энтелехия. 2008. - №5.

51. Грифцов Б.А. Три мыслителя. В.Розанов. Д.Мережковский. Л.Шестов.-М.: Издание В.М. Саблина, 1911.

52. Громов М.Н. Василий Розанов // История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья: Философия XIX XX в.) - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 19991

53. Громогласов И'. Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения //Богословский вестник. Т.1. 1907.

54. Губин В.Д. В.В. Розанов и его учение о человеке // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 5. - СПб., 1996.

55. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995.

56. Дарский Л.Е. Рождаемость и репродуктивная функция семьи // Сб. статей под ред. А.Г.Волкова.- М.: Статистика, 1979.

57. Дворецкий И.Х. Древнегреческий словарь: в 2т. Т. 1. - М.,1958.

58. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальные институты и процессы. -М.,2000.

59. Домострой. СПб.: - Лениздат, 1992.

60. Дебольский Г.С., протоиерей. Православная церковь в ее таинствах, послушаниях, обрядах и требах. М.: Изд-во Отчий дом, 1994.

61. Документы заключительного православно-старокатолического диалога // Журнал Московской патриархии. 1988. - №8.

62. Дорно И.В.Современный брак: проблемы и гармония. М.: Педагогика, 1990.

63. Дубакин Д. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя» // Христианское чтение. 4.1. 1880.

64. Дурылин С.Н. В своем углу: Из старых тетрадей. М.: Московский рабочий, 1991.

65. Евлампиев И.И. История русской философии. М: Высшая школа, 2002.

66. Евлогий, архимандрит. Основы православного монашества // Журнал Московской патриархии.- 1987. № 9.

67. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М., 2002.

68. Егоров П.А. В.В. Розанов литературный критик. - М., 2002.

69. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995.

70. Емельянов В.А. «Другая литература» В. Розанова (В поисках иных духовных созерцаний). Астрахань, 2004.

71. Емелях Л.И. происхождение христианского культа. Л.: Лениздат, 1971.

72. Ерофеев В.В. Разноцветная мозаика-розановской мысли // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990.

73. Жураковский А. Тайна любви и таинство брака // Христианская мысль. -№ 1. 1917.

74. Заозерский H.A. Злонамеренное оставление одним супругом другого, как основание расторжения брака. // Богословский вестник. Т.3.1904. 81.Записки религиозно-философских собраний в С.-Петербурге // Приложение к журналу «Новый путь». - 1903. - № 6.

75. Записки петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 годов. JVC: Республика, 2005.

76. Иеромонах Анатолий (Берестов). Православное информационное агентство Русская линия.http://www.msk.ru/st.php?idar=l 12110.

77. Из переписки священника И. Филевского // Новый путь. 1903. № 4

78. Ильин И.А. Путь духовного обновления. // И.А. Ильин. М.: ACT, 2003.1 I

79. Иоанн (Снычев), митрополит. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб.: Изд-во «Царское дело», 1995.

80. История русской философии // Под ред: М.А. Маслина М., 2001.

81. Кал еда Г.протоиерей, Домашняя церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи-в современных условиях. М.: изд-во Зачатьевский монастырь, 1998.

82. Капитонова H.A. В.В.Розанов и Н.С. Гумилев: Метафизика диалога. // Энтелехия.- 2002. №5.

83. Карсавин Л.П. «Noctes Petropolitanae» электронная версия. dic.academic.ru>.

84. Карцева*Л. В: Российская семья на рубеже двух веков. Казань, 2001.

85. Королькова Е. А. Русская философия: В. Розанов и метафизика пола: Текст лекции / ГУАП. СПб., 2006.

86. Курбатова A.C. Актуальность В.В.Розанова (Размышления-философа о семье и школе) // Философские науки. 2006. - № 6.

87. Кентепих И. К проблеме отцовского авторитета // Путь православия. Пастырский, богословский, церковно-общественный журнал. 1995. - №4.

88. Киприан (Керн), архимандрит. Ангелы, иночество, человечество: К вопросу об ученом монашестве. // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 1998. - №1(4).

89. Киселева Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии: Монография. М.: МГУКИ, 2002:

90. Колесов BIB. Древняя Русь: наследие в- слове. Мир человека. -СПб.,2000.

91. Климова С.М. От кризиса семьи в произведениях Л.Толстого к «религии семьи» в творчестве В.Розанова. Борисоглебский педагогический институт. -Борисоглебск, 2002.

92. Клупт М. Демография регионов Земли. СПб.,2008.

93. Кожурин А.Я., Кожурин К.Я. Проблема телесности в философии Ф.Ницше и В.В.Розанова. Неэкономический post scriptum. 1999.

94. Кронштадский И. Христианское воспитание детей // ж-л Школа духовности. 1909. -№ 2.

95. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев: Выша школа,1988.

96. Кувакин В.А. В.В. Розанов:, «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти» //Вестник МГУ. Серия философия. 1989. - № 3.

97. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. М.: Мысль, 1980.

98. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М.: Мысль, 1971.

99. Кусков П.А. Три письма // Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. М.,1995.

100. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М. 1995.

101. Леонтьев-К.Н. Письма к В.В.Розанову // Русский вестник. 1903. - № 4.

102. Ле-Пле Ф. Основная конституция человеческого рода. — М., 1897.

103. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1995.

104. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету. М., 1969.

105. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

106. Лутохин Д.А. Воспоминания о Розанове // В.В.Розанов: pro et contra/ Кн. 1. СПб., 1995.

107. Лысенко В.В. Философско-религиозное учение В.В.Розанова о браке и семье. Автореферат дисс. канд. философ, наук. Благовещенск, 2009.

108. Любимова А.Б. Концептуальный плюрализм фактов эволюции семьи семейного статуса // Культура и цивилизация: вопросы теории и истории.- Н.Новгород, НКИД998.

109. Любимова А.Б. Статус семьи: проблемы эволюции. Социально-философский аспект. Н.Новгород, НГПУ, 1998.

110. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. М., 2000.

111. Мацковский М.С., Бодрова В.В. Ценность семьи в сознании различных слоев населения // Семья в представлениях современного человека. М.: ИС РАН, 1990.

112. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. т. 21 электронная версия. libelli.ru.

113. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1995. -№3-4.

114. Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого Электронный pecypc.http://azlib.ru/t/tolstojlewnikolaewich/text1490.shtшl.

115. Мень А.В., протоиерей. Мировая духовная культура, христианство, церковь. Лекции и беседы:- М.: Фонд им. Меня, 1997.

116. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

117. Мильтман-Вендель Ж. И сотворил Бог мужчину и женщину (Феминистская теология и человеческая1 идентичность)// Вопросы философии.- 1991. -№ 3.

118. Минухина Т. Исполняющий волю Божию пребывает вовек (О-женской святости на Руси) // Журнал Московской патриархии. 1994. - № 9-10.

119. Михаил (Семенов), архимандрит. Свобода и христианство. Т. 1. «Христос в век машин». СПб.: Типография Монтвила, 1907.

120. Михаил (Труханов), священники. Мысли христианина о браке. М., 1997.

121. Михайловский Н.К. Литература и жизнь (О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философской порнографии) // Русское богатство. №8.1902.

122. Моторина Л.Е. Философская антропология // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.

123. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия // Авт.-сост. В.Балязин. М., 2006.

124. Муретов M.Д. Есть ли указания на духовные браки . // Богословский вестник. Т. 2. 1903.

125. Назаров В.Н. Введение в теологию русской культуры. — Тула, 2003. 1401 Население России. Ежегодный демографический доклад. Отв; Ред.

126. A.Е.Вишневский и С.В. Захаров//Евразия. -1993 . № 4(12).

127. Налепин А.Л! «книга — это- быть вместе» // Розанов В.В. Сочинения.1. М.: Сов. Россия, 1990.. ' '

128. Новополин Г. С. Порнографический- элемент в русской литературе. -СПб., 1908.

129. Новиков. А.И. История русской философии. Учебное пособие: Mi: ГИНФО, 1999.

130. Орлова- НО Семья как. объект социально-философского исследования (Эволюция семейных отношений на рубеже ХХ-ХХ1 столетий): Автореферат дисс. канд: философ, наук. СПб. 2003.

131. Орлова Н.Х Семья и семейный вопрос в философии культуры

132. B.В.Розанова; // Вопросы культурологии. 2006. - №1.

133. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994: •. / ' - ■• 'V

134. О христианском браке // Богословский Вестник. 1900. - №2.1481 Павленко А.И; Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В.В.Розанова. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Елец, 2000.

135. Панкратова Н.В. Социальный? и биологический аспекты родительства // СОЦИС. 2006. - №10.,

136. Рассел. Б. Брак и мораль. -М., 2004.

137. Розанов В.В. Новые эмбрионы. // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

138. Розанов В.В. Люди лунного света. // В.В. Розанов. Уединенное. М.: Правда, 1990,

139. Розанов В.В. Христианство пассивно или активно? // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

140. Розанов В.В. Русская церковь. // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

141. Розанов В.В. Тёмный лик. // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

142. Розанов В.В. Мимолётное. 1915 год. // В.В. Розанов. Мимолетное. М.: Республика, 1994.

143. Розанов В.В. Нечто из седой древности. // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

144. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

145. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

146. Розанов В.В. Семя и жизнь. // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

147. Розанов В.В. Теперь и прежде. // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

148. Розанов В.В. Психология русского раскола. // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

149. Розанов В.В. О символистах и декадентах. // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 2001.

150. Розанов В.В. Женщина перед великою задачею. // Розанов В.В. Соч. в 2 т.-T. 1.-М., 1990.

151. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. В 2т. М., 2004.

152. Розанов В.В. Сумерки просвещения. — М: Просвещение, 1990.

153. Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное // Под общ. Ред. А.Н. Николюкина. -М.: Республика, 1995.

154. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. М.,1994.

155. Розанов В.В. Во дворе язычников. М., 1999.

156. Розанов В.В. Возрождающийся Египет// Собр. Соч. М.: Республика, 2002.

157. Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени // Собр. Соч. М., Республика, 2000.

158. Розанов В.В. О понимании. СПб., 1994.

159. Розанов В.В. Из восточных мотивов. Пг. - Вып.2, 1916.

160. Розанов В.В. Библейская поэзия. СПб., 1912.

161. Розанов, В.В. Люди лунного света Метафизика христианства. Репринтное издание. М.: Дружба народов, 1990.

162. Розанов В.В: Семя и жизнь // Розанов В.В.Соч. в 2-х т. Т. 1. - М., 1990.

163. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990.180: Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. М.,1995.181." Розанов В.В. Перед Скхарной-// Философия. Религия. Культура. М., 1992.

164. Розанов В.В. Из литературных впечатлений // Новое слово. 1910. - № 7.

165. Розанов В.В. Кто друг семьи? // Летописец. 1904 - № 11.

166. Розанов В.В. Дары Цереры (Шехины) // Новый путь. 1903. - № 6.

167. Розанов В.В. Смысл аскетизма.// В.В. Розанов. Религия. Философия. Культура.- М., 1992.

168. Розанов В.В. Религия и культура. — Спб., 1901.

169. Розанов В.В. Семья как религия//Розанов В.В. Уединенное. М., 1990.

170. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

171. Розанова Т.В. «Будьте светлы духом» (Воспоминания о В.В. Розанове. М.: Blue apple, 1999.

172. Розановская энциклопедия // Сост. и гл. ред. А.Н.Николюкин. М.: Росспэн, 2008.

173. Русский; эрос, или Философия любви в России. // Сост. и авт. вступ. ст. В.П.Шестаков. М., 1991.

174. Рюриков И.Б. Мёд и яд любви (Семья и любовь на сломе времен). М.: Молодая гвардия, 19891

175. Русская философия. Энциклопедия. Под ред. Маслина М.А. М. Алгоритм. 20071

176. Семигин В.Л. Мужское и женское Василия Розанова // Труды. научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-99».- М., 1999.

177. Страхов A.M. Философская антропология эволюции образов пола и любви1 в отечественной культуре последних столетий. Автореф. дис. докт. философ: наук. Белгород, 2006.

178. Стрельцов A.C. Философия, и культура в русской мысли XIХ-нач. XX вв:: интегральный анализ: Научное издание.- М.: МФФ, 2003.

179. Стрельцов; A.C. Современное прочтение темы «О старом и новом» // Философия и будущее цивилизацию.-Т.2. М., 2005.

180. Стрельцов A.C. Великое служение русской религиозной философии. -Калуга, 2007., v '

181. Толстой; JI.H: Исследование догматического богословия электронная версия. // http://www.gumer.info/bibliotekBiiks/Fiction/tolstoi/.

182. Толстой JI.H. В: чем» моя вера?' электронная версия. // http://tolstoy.lit-infö:m/tolstoy/religiya/moya-vera/v-chem-moya-vera-l K.htm;. .2131 Толстой JI:H; Избранное:.- Ростов-на-Дону, 1998: '

183. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 20 т. -Т. 1,12, 16, 18, 20. М., 1960-1965.

184. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.216: Толстой Л.Н. Послесловие к «Крейцеровой сонате» // Антология философских текстов о любви «Мир и эрос»:- М;, 1991;

185. Толстой Л.Н. Половая похоть.- М., 1911.

186. Толстой Л.Н. Правда о женщинах. Киев, 1911.

187. Тлиф И. «Корень рождения моего .» (К истории рода В.В. Розанова). -Кострома: ДиАР, 2005.

188. Усачев A.B. Онтология в структуре русской религиозной философии: монография / А.В.Усачев. Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2006.

189. Фром Э. Искусство любить электронная версия. for-real-man.info.

190. Фатеев В.А. В.В.Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991.

191. Фатеев А.В. Публицист с душой метафизика и мистика// В.В.Розанов: pro et contra/ Кн.1. - СПб., 1995.

192. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991.

193. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Судьба- и грехи России -СПб.-Т.2.1992.

194. Флоренский А.П. Столп и утверждение истины. В'. 2-х томах. // А.П. Флоренский. М.: Правда, 1990.

195. Франк С.Л. Душа человека// Реальность и человек. М. 1997.

196. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005.

197. Харчев• А.Г.Брак и семья в, СССР. М, 1979.

198. Черняк Е.М. Социология семьи. М:, 2004.

199. Чистова^ М.В. Андрогинные мотивы в творчестве В.В.Розанова и З.Н.Гиппиус. // Энтелехия. 2002. - №5.

200. Шаронова А.А. «Метафизика пола» в концепции культуры В.В'.Розанова.//Человек. Культура. Общество. Тамбов, 1992.

201. Шилкина И.С. Нравственно-психологические воззрения Василия Розанова. // Энтелехия. 2002. - №5.

202. Шкловский В. Сюжет как явление стиля. Пг., 1921.

203. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995.

204. Fletcher R. The Shaking of the Foudations. Family and Society. Routledge. — London and New York, 1988.

205. Roussel L. La famille incertaine.Editions Odile Jacob. Paris, 1989.'

206. Mondry, Henrietta. Beyond the Boundary: Vasilii Rozanov and the Animal Body//Slavic and East European Journal. 1999.

207. Khanin, Dmitry. DBeaty and the Beas: Vasilii RozanovDs Aestetic and Moral IdealD//Russian Review. 1998.57.

208. Dimbleby, Lisa Lucasta.D Rozanov and the WordD. Unpublished doctoral thesis, University of London, 1996.ri'«»*'

209. Good W. Family disorganization // Contemporary Social Problems/Ed. By R.Merton. N.Y., 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.