Духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности в философском наследии В. В. Розанова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Санкевич, Елена Юрьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Санкевич, Елена Юрьевна
Введение.
Глава I. Философия семьи В.В. Розанова. Духовно-религиозные истоки педагогических взглядов мыслителя на семью и роль женщины в ней.
§1.1. Истоки идеальной семьи. Постижение сущности христианства мыслителем.
§ 1.2. Космология домостроительства.
§ 1.3. Архетипическая структура семьи. Женщина - хранительница семейного очага.
Глава П. Духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности в философском наследии В.В. Розанова.
§ 2.1. Динамическая модель возрождения семьи и личности в концепции семейной педагогики В.В. Розанова (в свете христианской антропологии).
§ 2.2. Супружеская семья как главный фактор воспитания личности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
В. В. Розанов и православные мыслители о браке и семье2000 год, кандидат философских наук Курбатова, Алла Сергеевна
Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России2011 год, кандидат философских наук Юрданова, Марина Эдуардовна
Философско-религиозное учение В.В. Розанова о браке и семье2009 год, кандидат философских наук Лысенко, Виталина Владимировна
Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В. В. Розанова2000 год, кандидат педагогических наук Павленко, Андрей Иванович
Споры современников о христианской семье и браке в России конца XIX - начала XX веков2001 год, кандидат исторических наук Котовская, Елена Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности в философском наследии В. В. Розанова»
Актуальность исследования духовно-педагогического наследия яркого представителя отечественной философской мысли В.В. Розанова (1856-1919), поднявшего в своих произведениях ряд интересующих нас педагогических проблем, связанных с темой диссертации, обусловлена, на наших взгляд, комплексом социально-педагогических факторов:
1. Являясь частью российской философско-религиозной мысли конца 19 - начала 20 в.в., философия Розанова демонстрирует различные возможные пути продолжения поиска источников оздоровления современного общества в целом и его социальных институтов, в частности семьи, как главного института духовно-нравственного и психофизического становления личности, ее социализации. Это особенно требуется в условиях глобального системного кризиса, охватившего все сферы современной жизни. Сегодня, когда реформирование общества по-прежнему сводится к поиску спасения лишь в "земных сферах бытия": экономических, социальных и политических преобразованиях, - становится все более очевидной необходимость глубокого научного анализа сложившейся ситуации с целью выявления этих преобразующих общество факторов. Одним из таких факторов, как единственно возможном радикальном пути преобразования общества, философ считает принципиальное изменение духовной ситуации в стране с ориентацией на идеальные основы жизни.
2. При разработке нового педагогического мышления возникла потребность в обращении к подлинным ценностям из доставшегося нам наследия прошлого, что до сих пор не стало, к сожалению, достоянием воспитателей. Сегодня, когда современная педагогика, изучая проблему возрождения образования, считает основной целью воспитания - воспитание человека культуры, обращение к богатому историко-педагогическому, социально-культурному и религиозному опыту В.В. Розанова наиболее актуально. Розановские философско-педагогические идеи открывают нам проверенные веками эффективные пути решения данной проблемы педагогики, предостерегая от однородности и бездушного схематизма. Мыслитель призывает возвратиться к целостному мировоззрению, освещенному светом истинной Религии, какой, по глубокому убеждению философа, является христианство, а именно, Православие. На признании закономерной связи Педагогики, Философии и Религии строятся у В.В. Розанова и духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности. Именно в отрыве от целостного восприятия мира и человека заключается, по его мнению, слабость современной научной мысли. И только в единстве научного образования и религиозного воспитания в их строгом иерархическом подчинении отдельному высшему лицу - Богу возможно эффективно организовать педагогический процесс. Правильность ро-зановского вывода о благотворном влиянии религиозного фактора на педагогический процесс подтверждает и признание сегодня роли классического образования в формировании системного мышления.
3. Тема еще более актуализируется в связи с возросшей потребностью в нашу эпоху усилить борьбу за человека и человечность, религиозную и социальную борьбу, борьбу за качество духовной культуры. Назрела крайняя необходимость спасать личность от неверного ее погружения в себя, от фатального ее обособления. В.В. Розанов предлагает сделать это, опираясь на совокупный опыт веков, прослеживая в истории Руси выдающуюся культурную роль Церкви и ее огромную созидательную энергию в возрождающем душу и Дух процессе. Проблема воцерковления личности, всей жизни, есть на данный момент основная социально-культурная и педагогическая проблема современности.
4. Значимость избранной темы повышается в связи с выявленной в процессе исследования данной проблемы идей В.В. Розанова о роли «великого фактора истории» семьи в воспитании личности и отсутствием целостного осмысления ее: философ, являясь тайнозрителем природы семьи во всех ее аспектах, проникая своим живым умом в метафизические основы семьи, пытается ответить на поставленные временем вопросы именно целостной системой мысли, как плодом не только учености и философских раздумий, но и религиозного и молитвенного подвига, плодом "сокрушенного сердца". Сейчас на фоне грозящего "вымирания нации", как никогда мы должны укреплять наше убеждение в ценности каждого ребенка, в ценности того вклада, который дети могут внести во всеобщую человеческую семью. Но общество, государство, власть не только не заботится о создании необходимых условий к процветанию новых семей, об освобождении матери для семьи, давая ей право выбора, но и принимает преступные законы и решения. Усиливается тенденция государственной политики к обобществлению воспитания детей. Однако, как нам известно из истории, все попытки социализации вне института семьи, начиная с Платона, оказывались неудачными. Весьма важные в научно-теоретическом отношении, эти вопросы получают в наше время глубоко жизненный, практический интерес, становясь вопросами самой жизни современного общества.
5. Если в розановское время надо было доказывать Церкви необходимость участия в мирской жизни для решения острых проблем семьи и женщины., то сегодня, когда Церковь, по заявлению Патриарха Алексия, открыта миру и сотрудничеству с ним, творчество В.В. Розанова подчеркивает обратную связь: семья, пол страдают от разрушения духовной основы человеческой жизни, от безверия. И только возвращение к духовным истокам, возрождение живой творческой веры, считает автор, способно возродить человека - семью - общество. Таким образом, нынешнему поколению россиян предстоит осознание и решение важной исторической задачи - духовного реформирования общества - путем углубления религиозной жизни, возвращения к национальным духовным истокам. Вместе с тем выявляются противоречия, которые определяют направление нашего исследования: с одной стороны, между возросшей потребностью в возрождении духовно-нравственных традиций отечественного образования и воспитания, уклада жизни и форм национального опыта и, с другой стороны, неизученностью, теоретической непроработанностью наследия традиционной русской педагогики в контексте исторического развития. Обнаруженные противоречия определяют проблему специального педагогического исследования, суть которой мы видим в том, чтобы целостно осмыслить богатое духовное теоретическое наследие В.В. Розанова об укреплении семьи и роли в ней женщины и найти пути использования основных педагогических положений его концепции в современных условиях. Решению обозначенной проблемы способствуют имеющиеся подходы: психолого-педагогический, историко-культурологический и религиозный. Все это обусловило выбор темы специального исследования «Духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности в философском наследии В.В. Розанова».
Цель исследования - раскрыть основные философско-педагогические положения концепции В.В. Розанова (в совокупности с личностью самого автора) как христианской целостной, внутренне стройной системы укрепления семьи и роли в ней женщины.
Объект исследования - розановская концепция семьи и личности, нашедшая свое выражение в его духовном теоретическом наследии.
Предмет исследования - развитие теории духовно-религиозного воздействия на социальный институт семьи и личность в условиях социально-культурного кризиса.
Гипотеза исследования: педагогические идеи В.В. Розанова о духовно-нравственном возрождении семьи и личности и роли женщины в этом процессе могут быть использованы в наше время как педагогами, так и родителями, если:
- будет определена мировоззренческая позиция В.В. Розанова в свете православного учения;
- построена на основе всего рационального в концепции духовной педагогики мыслителя целостная система домостроительства и определена роль женщины в сохранении семейного очага;
- выявлены и обоснованы духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности и значимость духовно-религиозного фактора в процессе воспитания;
- разработана и обоснована динамическая модель возрождения семьи и личности;
- раскрыты нравственные идеалы и ценностные ориентиры данного процесса.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа духовного наследия В.В. Розанова определить мировоззренческую позицию мыслителя на семью и роль женщины в ней (в свете православного учения);
2. Обосновать с методологических позиций развитие философско-педагогической теории В.В. Розанова о значимости духовно-религиозного воздействия на личность, семью и домостроительство;
3. Разработать и обосновать динамическую модель возрождения семьи и личности (в свете христианской антропологии);
4. Раскрыть социальную детерминированность исследуемого процесса, его органическую связь с потребностями возрождения культурного наследия В .В. Розанова о духовно-педагогических основах семейного воспитания.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные труды классиков философско-религиозной и педагогической мысли конца XIX-XX в.в. В данной работе используется категориальный аппарат, разработанный в исследованиях Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, В.В. Зеньковского, А.Ф. Лосева.
При обосновании и разработке христианской модели бытия, модели воцерковления личности были использованы труды известных мыслителей, богословов: архим. Киприана (Керна), прот. Г. Флоровского, св. П. Флоренского. А так же книги Священного Писания, критическая литература. В процессе работы особое внимание было уделено выявлению методологических подходов к решению такой сложной проблемы как соотношение истории и современности.
Вследствие преобладания в творчестве Розанова культурологической и религиозной тематики, его субъективности и эмоциональной окрашенности, своеобразия языкового стиля задачи исследования могут быть решены, на наш взгляд, на основе синтеза религиозного, культурологического и психологического подходов. Поэтому в исследовании применялась методология философии педагогики профессора В.В. Зеньковского, отдельные аспекты интерпретировались при помощи психологической этики кандидата психологических наук Б. Ничипорова, а также культурологических исследований Н. Бердяева. С целью сравнительного анализа и определения взглядов В.В. Розанова в русской философской культуре использовались работы С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева и др. Взгляды В.В. Розанова на образование и воспитание личности, неизвестные до него подходы к воспитанию, поиск метафизических основ семьи, брака, пола, домостроительства изучались в работах: «Сумерки Просвещения» (1899), «В мире неясного и нерешенного» (1904), «Темный лик. Метафизика христианства» (1911), «Уединенное» (1912), «Опавшие листья» (1913-1915), «Мимолетное» (1915), статьи «Три главные принципа образования», «Педагогические трафаретки», «Семья как истинная школа» и др.
Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов, связанный с анализом историко-философских, социально-культурологических и историко-педагогических материалов. Поэтому он в своей основе является общим для философов и историков педагогики. В соответствии с методологическим принципом соотношения исторического и логического способов познания общественных явлений были использованы:
1) теоретические методы исследования: теоретический анализ, истори-ко-педагогический, компоративный (сравнительно-сопоставительный анализ), идеальное моделирование, прогнозирование.
С помощью исторического метода на основе изучения и отбора фактического материала прослеживался исторический путь развития идей семейной педагогики В .В. Розанова, выявлялся круг идей о роли женщины в процессе духовно-нравственного возрождения семьи и личности. Применение теоретических методов исследования осуществлялось в единстве, на основе их взаимосвязи и взаимозависимости, что было обусловлено как сущностью указанных методов, так и проблемным характером проводимого исследования;
2) эмпирические методы: прямое, косвенное и включенное наблюдение, диагностика путем интервьюирования, бесед, анкетирования, опытно-экспериментальная работа (в общеобразовательной школе, воскресной школе и семьях).
Исследование проводилось с 1993 по 1999 год. Мы выделили в нем три этапа.
На первом этапе исследования (1993-1995 гг.) перед нами стояла задача осмыслить и сформулировать научную проблему, уточнить представление об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась теоретическое наследие В.В. Розанова, противоречивые точки зрения его оппонентов, книги Священного Писания, богословские и философские труды классиков и педагогические теории, анализировалось состояние проблемы духовно-нравственного возрождения семьи и личности в теоретическом наследии В.В. Розанова, изучался опыт воскресных школ города, и учителей-новаторов. Полученные данные позволили определить цель, объект, предмет, выдвинуть рабочую гипотезу и задачи исследования, наметить опытно-экспериментальную работу.
На втором этапе (1995-1997 гг.) была выработана определенная исто-рико-педагогическая концепция, с позиций которой осуществлялся дальнейший анализ и обобщение собранного и систематизированного фактического материала. Продолжалось изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, уточнялись некоторые теоретико-методологические положения, составляющие основу диссертационного исследования.
На третьем этапе (1997-1999 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной и теоретической работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что развитие теории семейного воспитания и роли женщины в этом процессе в духовном наследии В.В. Розанова, по существу, впервые изучено, как основанный на философской теории познания целостный и единый исто-рико-педагогический процесс. Показана социально-политическая обусловленность исследуемого процесса и его связь с потребностями семьи и общества в рассматриваемый период жизни В.В. Розанова. Вычленены основные этапы развития теории семейного воспитания с присущей им спецификой. В содержательном плане исследования все основные компоненты теории семейного воспитания взаимосвязаны и взаимозависимы и на этой основе введены новые оценки уровня их разработанности, теоретического и практического значения на различных этапах жизни философа-педагога. Развитие теории семейного воспитания проанализировано в единстве с теорией православной, проанализировано в единстве с теорией православной нравственности и христианской антропологии, что позволило в определенной системе и логике представить историю воспитания в России в целом в годы жизни мыслителя. Впервые представлена историография исследуемого вопроса. и
Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогики. Совокупность выводов и предложений, содержащихся в работе «Духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности ь философском наследии В .В. Розанова» представляет собой решение важной научной проблемы и составляет перспективную основу для дальнейших истори-ко-педагогических исследований в данной области.
Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут способствовать повышению эффективности исследования проблем воспитания, направленных на разработку актуальных проблем совершенствования процесса воспитания детей в современной семье, школе (организация духовно-нравственного воспитания в семье, формирование у детей глубоко восприятия русской культуры, ценностных ориентиров, нравственного идеала, почитание и соблюдение семейных традиций и т.д.). Полученные выводы и обобщения могут использоваться также в ходе дальнейшего изучения вопросов развития современной теории воспитания, в частности, полового воспитания и проблемы соотношения религиозного воспитания и овладения основами наук. Результаты исследования применимы в учебном процессе учебных заведений - средних и высших; они позволяют полнее и основательнее осветить развитие теории воспитания в учебных пособиях по истории педагогики, в вузовских курсах по дисциплинам педагогического цикла. Исследование в целом может составить основу спецкурса или семинара для студентов, способствовать углублению знаний по истории отечественной школы и педагогики.
Достоверность выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений: аргументированностью выводов, использованием комплекса методов, адекватных целям, объекту, предмету и задачам исследования, подтверждена позитивными результатами опытной работы по данной концепции самого автора в общеобразовательной школе, в воскресной школе и учреждениях дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
- о христианской основе педагогической концепции В.В. Розанова;
- динамическая модель духовно-нравственного возрождения семьи и личности в концепции семейной педагогики В.В. Розанова - это модель их воцерковления;
- основное условие решения проблем семейной педагогики В.В. Розанова - углубление религиозной жизни семьи;
- использование богатого духовного наследия В.В. Розанова в возрождении семьи и личности в современных условиях.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись публикацией методических материалов и статей по теме исследования (4); выступлениями на научно-методических семинарах кафедры философии, воскресной школы, общеобразовательной школы, внутривузовской и всероссийской конференциях. Материалы и выводы диссертации использовались при подготовке школьной авторской программы по социальной психологии (1997), основам православной культуры, урокам нравственности (1998) и православной педагогике (1999).
Структура и объем диссертации были определены спецификой исследуемой проблемы, поставленной целью и задачами и необходимостью логической организации основного содержания работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Дух в понимании В.В. Розанова2003 год, кандидат философских наук Гребениченко, Татьяна Васильевна
Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.2007 год, кандидат педагогических наук Смирнов, Вадим Викторович
Феноменология святости и страстности в русской философии культуры2004 год, доктор философских наук Климова, Светлана Мушаиловна
Творческий феномен В.В. Розанова и "новое религиозное сознание"2008 год, доктор филологических наук Сарычев, Ярослав Владимирович
Проблема социального идеала у В. В. Розанова1999 год, кандидат философских наук Шульгина, Лилия Александровна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Санкевич, Елена Юрьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, соответственно поставленной цели, а именно, - попытки осмыслить на основе анализа концепции В.В. Розанова (в совокупности с личностью самого автора) целостную, внутренне стройную систему укрепления семьи и роли в ней женщины, систему, растущую из основ православия - и соответственно разработанной структуры диссертации, определены основные составляющие, реализуемые мыслителем, и сделаны выводы, которые считаем необходимым тезисно изложить в соответствующем данной структуре порядке.
1. Проследив основные розановские тенденции в отношении к семье и браку, мы обнаружили, при целостном восприятии автором мира, мира во всем его многообразии, стремление его именно к христианскому идеалу брака. Сравнительный анализ Ветхозаветной и Новозаветной концепции брака обнаруживает основной его смысл - в любви и вечном единстве мужа и жены. И хотя в Откровении не разработано принципиально нового учения о браке, Священное Писание видит в браке Таинство, установленное в раю. Осмысливая это Таинство, философ также приходит к заключению о возрождающей силе любви, восстанавливающей "разорванное бытие двух полов" до "полного бытия", целого человека - великой тайне христианского брака. Данное положение, с одной стороны, опровергает заключение оппонентов Розанова об утверждении им соединения мужчины и женщины лишь в роде и в сексуальном акте, исключая любовь. С другой стороны, Розанов никогда не противопоставлял любовь "продолжению рода" и именно у него проблема пола была органически связана с потребностью общества, семьи, не превращаясь в апологию распутства. Розановская любовь - не просто свободное сближение мужчины и женщины, а мистический акт "прелюдия" к освященному Богом единению любящих сердец в семью, которая начинается с зачатия ребенка. То есть, главное для философа - не проповедь секса, как чисто физиологического удовольствия, а неразрывность духовного и физического начал, их синтез - брак. Признание брака Таинством предполагает возможность преображения человеческой, тварной любви в Божественную и, даже, изменение физической природы и из двух физических существ - воспроизведение одного целостного существа, единой плоти, вечного союза, нерасторжимого даже смертью.
2. Являясь активным проповедником живой творческой веры, Розанов утверждал жизнь в Боге и Церкви - единственных условиях христианского брака, святость которого делает его непохожим на любой другой брак, заключенный вне Церкви. Ибо благодатью Божьей он становится "камнем", на котором из семьи созидается "домашняя Церковь", Церковь по существу своей жизни, "Дом Божий", который предлагал строить Розанов. А что семья и Церковь - понятия тождественные, лучше всего видно на примере райской семьи - Церкви, продолжением которой является Церковь христианская. Она усматривает в христианском браке не только "основание семьи" и "ячейку общества", но и образ единого и преображающего Союза Христа и Церкви. Она всегда сохраняла сознание положительной ценности брака и святости его в нравственном отношении наряду со святостью девства.
Но, ставя перед человеческим сознанием высокую цель, Церковь ясно различает идеал и действительность. Церковь, призывая человека к совершенному, не отрицает при этом и земного гражданства, общественной ответственности человека, не игнорирует и практических повседневных условий, вырабатывая во все времена канонические дисциплины и формальные правила, призванные защищать человека, его хрупкий союз в условиях "падшего мира". Кроме всего, Церковь осознает и невозможность осуществления идеального счастья в этой действительности, прозревая внутреннюю причину этого в греховном состоянии самой природы человека и связывая позитивные изменения в мире с восстановлением правильного отношения к Богу, к внешнему миру и собственному назначению в мире.
3. Сторонник здоровой полнокровной семейной жизни, Розанов ставил своей задачей "дать почувствовать семью как ступень к Богу". Вполне осознавая опасность для себя и для общественной нравственности откровенного обсуждения вопросов пола, он, однако, пошел на это, понимая, что разврат не может быть запрещен, но освящением пола, возвращением ему универсального значения, воссоединением его со смыслом жизни надеясь победить разврат. Углубляя это понятие, философ различает метафизику пола и эмпирию пола. Это различение означает, что жизнь пола не исчерпывается половой жизнью. Половая энергия связана с эмпирическими (психофизическими) проявлениями половой жизни, - а энергия пола, связанная с жизнью пола, может сублимироваться и приходить в новые формы творческой силы. Соответственно, и психофизичности и духовности пола, все его проявления, имеют самое непосредственное отношение к духовной жизни. Беспорядочная или нормальная половая жизнь и отсутствие половой жизни имеют столь существенное значение в духовной сфере нашей жизни, как никакая другая сила в человеке. Пол томит и мучит человека, через пол больше всего приближается к греху человек, и правильное устроение жизни пола имеет поэтому фундаментальное значение для духовной жизни. Жизнь пола и половая жизнь не усиливают темного полюса в духовной стороне, не несут с собой зла при устранении расщепления внутри стихии пола, что достигается в "гармоничной" семейной жизни. Но простое отсутствие половой жизни при развитии полового воображения или неудачная семейная жизнь с неизбежностью ведут к усилению темного полюса в духе нашем и становятся могучим проводником зла. Все это значит, что стихия пола по сложности и "огненно-сти" является "опасной" сферой в человеке, но отождествлять грех в человеке с полом, видеть в сфере пола источник греха нет никаких оснований.
4. Для розановской философии в целом, несмотря на полюсные, противоречивые оценки ее его оппонентами, характерно восприятие автором мироздания, как результата деятельности Творца. Философ утверждает мир, в котором господствует не хаос мгновенных изменений, а гармония вечного при-родио-исторического существования. Главный смысл вселенной отождествляется философом с ее "связностью, сущностным единством "мира великого" и "мира малого". Соответственно принципу, приводимому мыслителем -"расстроенные составные части расстроят и целое" - как государство, в недрах которого разрушена семья, не может продолжать жить, следовательно естественен разрушительный процесс общественных структур от нарушения законов брака и целомудрия. Так и от идеального домостроя в семье - прямой путь к миру и гармонии в обществе, к порядку и взаимодействию в государстве. Это идея гармонической целостности мироздания - связности "мира великого" и "мира малого", Дома, семейства - истина, которая была воспринята мыслителем после встречи с "благородным Домом", когда он получил возможность наблюдать гармонию в отношениях людей.
Совпадение истории и "жизни Дома" - для Розанова не литературная метафора; для него в основе того и другого лежат физиология и быт, темперамент и страсть, воображение чувство. Идею "круглого Дома" мыслитель сопоставляет с "великой" и "священной" идеей "Домостроя", дух которого поражает нас и сегодня одухотворенностью жизни до мельчайших бытовых деталей. Этот дух близок духу розановского домостроительства, с его стремлением к идеально воцерковленному семейному и хозяйственному быту, с его любовью к родному дому и семье, которая приобретает черты настоящего религиозного служения. Данная установка ослабляет заключения многих оппонентов (Е. Барабанова, Н. Бердяева), определяющих позицию Розанова, как позицию "русского обывателя", для которого, якобы, эстетика и моралистическое "не нравится" могут стать решающими аргументами в отношении к любым идеям, институтам и событиям. И еще раз подтверждает христианскую позицию мыслителя о подчинении всех "вещей" одному началу жизни, каким является Бог, ибо "Он все. Корень всего" [167. Т. 2. С. 583].
5. Метафизическую глубину и внутреннюю согласованность розанов-ской концепции с христианским учением раскрывает "расшифровка" единичных цитат и систематизация материала по вопросу архетипической структуры семьи. Согласуясь с Евангельским наследием, мыслитель не "утилизировал" род (как считал Н. Бердяев), а одухотворял его, понимая, что род тогда имеет корень, когда одухотворен. Снижение же духовности ведет к снижению энергетики рода, что влияет на рождаемость.
Решение "женского вопроса" как мирового Розанов непосредственно связывал с решением вопроса "семейного" и считал, что женского вопроса не существовало бы, если бы семья была "бесспорна". Поэтому, для возвращения женщины в семью философ ставит, с одной стороны, задачу перед обществом, государством, Церковью - восстановить универсально развитую семью - семью, как "нравственное правило и религиозный закон для всех". С другой стороны, отождествляя " торжество женщины", как главного в семье существа, с "торжеством семьи", ставит задачу - восстановить чистоту и целостность женщины. Утверждая подлинное равенство, при котором уважение к женщине, как к женщине, сочетается с уважением в ней человека, автор не исключает в ней чисто женского начала - причины ее "вечной женственности", а, наоборот, с "приближением ее к своему типу, связывает перспективы нашей цивилизации". Розановское воззрение на женщину как на "семьянинку", "хозяйку дома", "Мать", "хранительницу домашнего очага" соответствует старой, как мир, установке Евангельского учения на замужество и много-чадие и, одновременно, является подлинно государственным и нравственно-осмысленным подходом к семейному вопросу. Сбалансированная модель сексуальной сферы в жизни одно и того же человека, включающая сочетание двух женских природ: 1) самодостаточность и соответственное предназначение, 2) только в единстве с мужским началом представляющая "полноту бытия", целое, - является определяющим моментом в вопросе восстановления подлинных идеалов русской девушки.
6. Особым аспектом семейного вопроса в творчестве Розанова является проблема взаимоотношения семьи, женщины и Культуры. Обозначая нематериальную субстанцию, определяющую специфику Культуры понятиями "дух", "духовность", Розанов вкладывает в них содержание, сходное с тем, которое им придают православные мистики, рассматривающие "дух", как область общения души с трансцендентным [70. С. 213] или К. Юнг, понимающий дух как установку данную "Я - сознанию" из вне и выражающую ее подчиненность более широкому сознанию [206. С. 295]. Духовность, составляющая, по выражению мыслителя, "воздух" индивидуального сосуществования, определяя специфику Культуры, определяет, соответственно, и образ жизни ее носителей и характерный для нее способ активного творческого отношения к миру. Вне культуры, поэтому нет человека. Следовательно, отлучение русского человека от корней, истоков, в частности, - Православной Церкви - "вершины культуры" (определение Розанова) равносильно духовной смерти.
Усматривая первооснову существования Культуры в любви как проформе всякого конструктивного взаимодействия, предполагающей одновременно диалог ее субъектов и их относительную самостоятельность, философ предлагает разрешение проблемы соотношения личности и общества в осуществлении идеала "Соборности".
Принцип "связанности" становится в творчестве Розанова онтологическим основанием морали и в характеристике моральных отношений людей. Религиозное содержание его творчества, таким образом, может быть понято как поиск "способа связности людей", адекватного идеалу космической гармонии, способа достижения человеком единства с самим собой и миром. Один из этих способов основан на признании самоценности человека, обусловленной его "ноуменальной" сущностью. Обоснование "сверхимпириче-ской" ценности человека Розанов ищет с одной стороны, в религиозной этике, в частности в христианстве, а с другой - в представлении о нем как о творце культурных ценностей. Человек обладает абсолютной ценностью потому, что он несет в себе образ Творца, "Лик Божий", и, "душу бессмертну" и потому, что он представляет собой - "устрояющее начало в мире". Эта особая роль человека в мироздании является основанием для того, чтобы рассматривать его не только в качестве средства, а так же как цель - основание роза-новской критики.
Учитывая розановский принцип "связности", мы не находим оснований для подозрений его в истолковании им "соборности" как "сообщества не вмешивающихся в дела друг друга "монад", что противоречит и фактам социальной жизни. Философ, намечая перспективу разрешения социальных противоречий в "соборном" творчестве, утверждая "естественную соборность" в качестве предпосылки становления личности, мотивирует в конечном счете необходимость "благодатной соборности" - Церкви, в которой естественная соборность находит свое преображение. Проблема духовной жизни таким образом может быть сформулирована, как проблема "врастания в Церковь". Моральная жизнь становится, соответственно, фактором духовного устроения лишь понятая, как религиозная жизнь.
Гуманистическая концепция Розанова становится, таким образом, в истинном смысле - христианской концепцией по всем основным концептуальным параметрам. Такой подход к проблеме позволяет связать перспективы развития отечественной Культуры, укрепления семейного института и роли в ней женщины с углублением религиозной жизни , воцерковлением ее, то есть с возвращением к христианским основам жизни, возрождением истинных нравственных идеалов.
В.В. Розанов, органически сочетая непосредственный опыт (эмпирический), отвлеченное мышление (абстрактный) и интуицию (вера), то есть, благодаря высшему интегральному типу познания, на сущностной глубине постигая реальность, подтверждает важные для современности истины об исключительной действенности в жизни человеческой таких факторов, как Bepa и Религия, подчеркивает немыслим ость подлинного культурного расцвета без интенсивной духовной жизни.
Следовательно, духовной жизни нашей нужна не отвлеченная идея Церкви, а конкретное чувство Церкви, конкретная обращенность к ней, именуемая Верой. Предстоит возродить эту живую, творческую Веру и настроиться не на скорые перестройки, а на длительный процесс созидания себя, собственной души, собственной семьи, собственной культуры и общества через обращенность к Богу и обретение единосущия с Ним в соборном устроении Его Церкви, через освящение себя в Таинство - реальном факторе нашего духовного возрастания нашего обожения - цели жизни каждого человека и высшей ступени динамической модели бытия.
Именно такое понимание назначения творческого наследия В.В. Розанова по данной проблеме дает право С. Шарапову считать Розанова "русским гением", а протоиерею Устьинскому - "величайшим пророком Нового Завета".
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Санкевич, Елена Юрьевна, 1999 год
1. Аверинцев С.С. Христианство // Философская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1971. - С.447-451.
2. Айхенвальд Ю., Розанов В.В. Сумерки Просвещения. СПб., 1899 (рецензия) // Вопросы философии и психологии. - СПб., 1900. - № 2. - С. 176-186.
3. Алексий II. Основы православного образования в России. Встреча с членами РАО // Педагогика. 1995. - № 3.
4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амо-нашвили, 1998.-80 с.
5. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в ранее первобытной общине: по австал. этногр. данным. М.: Наука, 1987. - 197 с.
6. Артемьева О.В. Человек = мужчина + женщина // Этическая мысль: научно-публицистическое чтение. М.: Политиздат, 1992. - С. 345-351.
7. Ашихмина Л.П. Теоретические и прикладные идеи этнопедагогики народов в России // Педагогика под ред. П.И. Педканитого. 2-е изд. М.: РПА, 1996.-467 с.
8. Барабанов Е.В., В.В. Розанов // Розанов В.В. Сочинения. М.: Правда, 1991.-Т. 1.-С.З-16.
9. Батищев Г.С. Корни и плоды (Размышления об истоках и условиях человеческой плодотворности) // Наше наследие. М., 1991.- № 5. - С. 3.
10. Белый Андрей (Бугаев Б.Н.) Арабески. СПб., 1908.
11. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 1990. - № 1.
12. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993, 1990. -№ 1-2.
13. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990.
14. Бердяев Н.А. Смысл истории. СПб., 1969.
15. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. -М.: Искусство, 1994.
16. Бердяев Н.А. Христос и мир (Ответ В.В. Розанову) // Духовный кризис интеллигенции. СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1910.-С. 234-252.
17. Берестов А. Число зверя. М.: Новая книга. Московское подворье. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1996.
18. Библия: Книга Священного Писания Ветхого и Нового заветов. Перепечатано с Синодального издания. М., 1989. - Ветхий завет. - 925 с. - Новый завет. - 293 с.
19. Богатова О.А. Этические взгляды В.В. Розанова (Проблемы взаимоотношения природы, культуры и морали). Канд. дис. Саранск, 1995.
20. Богданович А. Критические заметки (О юродствующей литературе) // Мир божий. 1899. - № 4. - С. 1-19.
21. Богослов Иоанн. Откровение // Новый завет (в русском переводе). -СПб.: Синодальная типография, 1892.
22. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (К 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопросы психологии. № 2. - М.: Школа-Пресс, 1993.
23. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. -Ростов н/Д.: РПИ, 1993.
24. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания. Ч. 1.-Ростов н/Д.: РПИ, 1993.-С. 11.
25. Буева JI. Человек как цель общественного развития // Личность в современном мире. М., 1983.
26. Булгаков С.Н. Без плана // Вопросы жизни. 1905. - № 6. - С. 293-317.
27. Булгаков С.Н. Избранные статьи. М., 1993. -Т. 2.
28. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцание и умозрение. М.: Республика, 1994.-415 с.
29. Вайнцвайч П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.
30. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. 2-е изд. М., 1909.
31. Волжский (Глинка А.С.). Мистический пантеизм В.В. Розанова // Из мира литературных исканий. СПб., 1906.
32. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - 367 с.
33. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов М., 1995. - С. 82.
34. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.
35. Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992.
36. Голлербах Э. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. СПб.: Полярная звезда, 1922.
37. Голлербах Э. В.В. Розанов. Личность и творчество // Издательство научно-литературного журнала "Вешние воды". Петроград, 1918.
38. Граник Г.Г., Соболева О.В. Понимание текста: Проблемы земные и космические // В определении психологии. 1993. - № 5. - С. 81-91.
39. Грифцов Б. Три мыслителя (Розанов, Мережковский, Шестов). М., 1910.
40. Громогласов И.М. Канонические определения брака и значение их при исследовании формы христианского бракозаключения // Богословский вестник. 1907. - № 1. - С. 60. - № 2. - С. 25-30.
41. Грякалов А.А. Образ человека в философии В.В. Розанова // Начала. -1992. № 3.- С. 66-74.
42. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -318с.
43. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Издательство МГУ, 1974.- 157 с.
44. Дернов А. Брак или разврат? По поводу статей В.В. Розанова о незаконных детях. СПб.: Типо-литография М.Г. Фроловой, 1900.
45. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования. М.: ИНИОН АН СССР, 1991.- 159 с.
46. Домострой. М.: Советская Россия, 1990.
47. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1873. ПСС в 30-и т. Т. 21.- JL: Наука.
48. Дубко E.JL, Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Издательство МГУ, 1989.-191 с.
49. Заварзина Л.Э. Педагогика: исторические портреты: Учебное пособие. -Воронеж, 1997.
50. Закржевский А.А. Религия. Психологические параллели. Киев, 1913.
51. Заозерский Н.А. Странный ревнитель святыни брачного очага // Богословский вестник. -1901. № 11. - С. 446-469.
52. Записки религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге (19021903). СПб.: Издательство М.В. Пирожкова, 1906. - 531 с.
53. Затворник Феофан (Святитель). Беседы о том, что не должно отчаиваться. М.: Свято-Троице Сергиева Лавра, 1990.
54. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. - Т. 1 -4.1. - 221 е.: 4.2. - 280 е., Т. 2 - 4.1. - 255 е.: 4.2. - 269 с.
55. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М.: Свято-Владимирское братство, 1993.
56. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.
57. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. - С. 90.
58. Златоуст Иоанн. Беседы на деяния аппостольские. СПб.: Изд. Отд. Московского патриархата, 1994. - Т. 9. - Кн. 1.
59. Златоуст Иоанн. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. М.: Свято-Данилов монастырь, 1995.
60. Измайлов А.А. "Уединение" (Новая книга В.В. Розанова) // Биржевые новости. 1912. - № 12944. - С. 7. - № 12946. - С. 4. - № 12948. - С. 6.
61. Иллюстрированная история религии. В 2-х т. / Под ред. проф. Д.П. Шан-тепи де ля Соссей. Валаамский монастырь.
62. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Душа. Вера. -М., 1996.-№ 1-2.
63. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Психологический журнал. Т. 14.-№2.- 1993.
64. Иоанн (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Самодержавие Духа. Саратов, 1995.
65. Иоанн Павел II. Мысли о земном / Пер. с польского и итальянского. М.: Новости, 1992. - 424 с.
66. История философия - культура: историко-философские чтения, посвященные 40-летию Липецкой области (второй этап): тезисы, сообщения, доклады. - Липецк: Администрация Липецкой области, 1994.
67. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
68. Карсавин Л. Восток, Запад и русская идея. Берлин, 1922.
69. Киприан (Керн. Архимандрит). Антропология Св. Григория Паламы. Докт. дис. М.: Паломник, 1996. - 448 с.
70. Кириллова И. Православное учение о человеке: краткий путеводитель к проповедям владыки Антония // Иностранная литература. 1991. - № 10. -С. 212-215.
71. Ключевский В.О. Очерки и речи. М., 1913.
72. Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образов. Теория. Практика. СПб., 1994.
73. Коменский Я.А. Материнская школа. М., 1947.
74. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - С. 111-112.
75. Крайний Антон (Гиппиус З.Н.) Влюбленность // Новый путь. 1904. -№3.
76. Кронштадтский Иоанн. Правда о Боге, мире и человеке (Извлечения из дневника за 1894- 1899 гг.).-Л., 1991.
77. Кронштадтский Иоанн. Моя жизнь во Христе (Извлечения из дневника). В 2-х т. Валаамский монастырь, 1991.
78. Кульневич С.В. Педаггика самоорганизации: феномен содержания: Монография. Воронеж, 1997.
79. Лебедев (епископ Григорий) Евангельские образы (дневник размышления над Евангелием) // Богословские труды, сб. 17. М.: Московская патриархия, 1977.
80. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992.
81. Листвичник Иоанн. Лествица (в сокр.). М., 1993
82. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. - С. 101.
83. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
84. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
85. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания (доклад в педагогическом кружке Нижегородского университета. 29 марта 1921 г.) // Путь Православия. М., 1993. - № 1.
86. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.
87. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.
88. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.
89. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух. Душа. Тело. СПб., 1995.
90. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.
91. Ляшевский Стефан. Библия и наука: Богословие. Астрономия. Геология. Археология. Палеография. Антропология. История с элементами других наук. М., 1996.
92. Макарий (епископ). Образование, права и обязанности женщины. СПб., 1994.
93. Малая Церковь: Сб. статей. М., 1992.
94. Маркович Я. Истоки // Литературная учеба. -1983. № 3. - С. 180-190.
95. Марченко А.В. Критический анализ этических взглядов представителей богоискательства в России конца XIX начала XX века. Канд. дис. - Ки41 ев: Государственный университет им. Т.Г. Шевченко, 1989. 207 с.
96. Мень А. Радостная Весть. М., 1991.I
97. Мережковский Д.С. Мистические хулиганы // Свободная мысль. 1908. -№ 38. - С. 2.
98. Мечев А. Советы девушке христианке. М., 1996.
99. Михайловский Н.К. Литература и жизнь. О г. Розанове // Русское богатство. -1899. № 12. - С. 150-168.
100. Молитвослов. Правило ко причастию. Молитвы за ближних. Молитвы на всякую потребу. М., 1995.
101. Муретов М.Д. Христианский брак и Церковь. М.: Сергиев Посад, 1916.
102. Независимый русский православный национальный журнал. Русское Возрождение. Нью-Йорк. М.: Париж, 1993.
103. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.
104. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991.
105. О семье и воспитании. М., 1996.
106. Перцов. Литературные афоризмы // Российский архив (История отечества в свидетельствах и документах XVIII XX вв.). - М.: Студия "ТРИТЭ", 1991. - Вып. 7. - С. 212-236.
107. Пестов Н.Е. Христианский брак. Церковь Святителя Николая, 1996.
108. Письмо Флоренского Г. от 5-6 сентября 1918 г. к М.И. Лутохину с характеристикой Розанова // Литературная учеба. 1990. - № 1. - С. 88.
109. Пищун С.В. Социальная философия и мифологические основания "религии жизни" В.В. Розанова. Канд. дис. М., 1993.
110. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
111. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. - С. 113.
112. Психологический журнал. Т. 14. М.: Наука, 1993. - № 5.
113. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989.
114. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 19191939. М.: Прогресс - Академия, 1994.
115. Рачинский С.А. Письма к Розанову (Комментарии Розанова) // Русский вестник. 1902.-№ 10-11, 1903.-№ 1.
116. Ремизев A.M. Кукха. Розановские письма. Берлин, 1923.
117. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. Сергиев Посад, 1917-1918. - № 1-10.
118. Розанов В.В. Апокалиптическая секта (хлысты и скопцы). СПб., 1914.
119. Розанов В.В. Афродита Диана // Мир искусств. - 1899. - Т. 2. - № 13-24. -С. 85-91.
120. Розанов В.В. Библиографические сведения для Нижегородской губернской ученой архивной комиссии 1909. Ц.Г.А.Л.И.Ф. 419.
121. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. М., 1995.
122. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. 2-е изд. СПб.: Тип. М. Меркулова, 1904. - 207 с.
123. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. М., 1994.
124. Розанов В.В. Вечная тема // Новое время. 1908. - № 11427. - С. 3.
125. Розанов В.В. Добрый почин священника // Новый путь. 1903.- № 11.-С. 194-203.
126. Розанов В.В. Закон и брак // Новый путь. 1903. - № 1 - С. 176-189.
127. Розанов В.В. Записки Петербургских религиозно-философских собраний (1902-1903 гг).-СПб., 1906.
128. Розанов В.В. Из восточных мотивов. Петроград.: Сириус, 1916. - Вып. 1-4.-89 с.
129. Розанов В.В. Из записной книжки русского писателя // Литературное приложение к "Торгово-промышленной газете". 1899. - № 32. - С. 2-3, №37.-С. 2-3.
130. Розанов В.В. Из старых писем // Вопросы жизни. 1905. - № 10-11. - С. 377-390.
131. Розанов В.В. Итальянские впечатления. СПб., 1909.
132. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе. 1894 (изд. 3-е 1906).
133. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 1911 (изд.2-е 1913).
134. Розанов В.В. Мимолетное. М., 1994.
135. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990.
136. Розанов В.В. Новая книга о христианстве (М. Тареев. Основы христианства, Сергиев Посад, 1907) // Новые времена. 1909. - № 11786. - С. 4.
137. Розанов В.В. О "русских богоискателях" // Живая жизнь. 1908. - № 1. -С. 5-8.
138. Розанов В.В. О вещах бесконечных и конечных (По поводу несостоявшегося "отлучения от церкви писателей") // Русское слово. 1910. -№ 236.-С. 2.
139. Розанов В.В. О поклонении зерну // Литературное приложение к "Торгово-промышленной газете". 1899. - № 28. - С. 3-4.
140. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М.: Московский рабочий, 1992. -880 с.
141. Розанов В.В. О семье и браке (статья) // ОР РГБ. ф. 249. - оп. 2. - к. 5. -ед. хр. 36. - 1 л.
142. Розанов В.В. О таинствах // Век. 1907. - № 17. с. 233-235.
143. Розанов В.В. Около церковных стен. СПб., 1906. - Т. 1-2.
144. Розанов В.В. Опавшие листья. М.: Современник, 1992. - 543 с.
145. Розанов В.В. Ось в таинстве семьи (Заметка редактору "Русского труда") // ОР РГБ. ф. 249. - оп. 2. - к. 5. - ед. хр. 39. - 2 л.
146. Розанов В.В. Открытое письмо Д.В. Философову // Мир искусства. -1899.-№20.
147. Розанов В.В. Письма А.С. Суворина к В.В. Розанову (по статьям В.В. Розанова "из припоминаний и мыслей об А.С. Суворине"). СПб., 1913.
148. Розанов В.В. Письма Розанова В.В. Будягиной Варваре Дмитриевне (1890-е-1910-е гг.) // ОР РГБ. ф. 249. - оп. 2. - к. 6. - ед. хр. - 28. -116 с.
149. Розанов В.В. Письма Розанова В.В. Будягиной Варваре Дмитриевне (1890-е 1910-е гг.) // ОР РГБ. - ф. 249. - оп. 2. - к. 6. - ед. хр. 29. - 131 л.
150. Розанов В.В. Письма Розанова В.В. Розановой Татьяне Васильевне (1911-1913 гг.) // ОР РГБ. ф. 249. - к. 6. - ед. хр. 38. - 26 л.
151. Розанов В.В. Последние мысли Розанова // Летопись Дома Литераторов. 1922. - № 8-9. - С. 5.
152. Розанов В.В. Представители "нового религиозного сознания" // Русское слово. 1908.-№212.-С. 2.
153. Розанов В.В. Природа и история. СПб.: Тип. М. Меркулова, 1903. - 189 с.
154. Розанов В.В. Литературные изгнанники. СПб., 1913. - Т. 1.
155. Розанов В.В. Религиозная мистерия смерти и воскресения, греха и очищения // Русское слово. 1908. - № 21. - С. 3.
156. Розанов В.В. Религия и Культура. М., 1990. - Т. 1-2.
157. Розанов В.В. Религия и культура: Сб. статей. СПб., 1899 (изд. 2-е 1901).
158. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. -399 с.
159. Розанов В.В. Русская церковь. Дух. Судьба. Ничтожество и очарование. Главный вопрос. СПб., 1909.
160. Розанов В.В. Семейный вопрос. СПб., 1903. - Т. 1,2.
161. Розанов В.В. Смерть. и что за нею // Альманах "Смерть". СПб.: Издание "Нового журнала для всех", 1910. - С. 243-263.
162. Розанов В.В. Содержание и пространство заповеди "Не прелюбодействуй" // Богословский вестник. 1905. - № 3. - С. 518-541.
163. Розанов В.В. Сочинения. М.: Советская Россия, 1990. - 592 с.
164. Розанов В.В. Страница из истории министерства просвещения // Русское слово. 1910. - № 229. - С. 2.
165. Розанов В.В. Сумерки Просвещения. М., 1990.
166. Розанов В.В. Тут есть некая тайна // Весы. 1904. - № 2. - С. 14-19.
167. Розанов В.В. Уединенное. Почти на праве рукописи. СПб., 1912.
168. Розанов В.В. Цель жизни, полная сумрака // Учительская газета. 1990. -№ 36. - С. 12.
169. Романова А.Ф. О браке и семейной жизни / Пер. с англ. Рос. отд. Валаам, общ. в АМФ. М., 1996.
170. Роуз С. Православие и религия будущего. М., 1991.
171. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; комментарии А.Н. Богословского. М.: Прогресс, 1991.
172. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.
173. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
174. Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., пред. и прим. Н.К. Гаврю-шина. М.: Прогресс-Культура, 1994. - С. 592. (Серия: "Сокро-вищница русской религ.-фип. мысли. Вып. 2).
175. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984.
176. Соловьев B.C. Смысл любви. М., 1983.
177. Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия, 1990.
178. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. Статьи. СПб.: Художественная литература. Лук и лира, 1994.
179. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - С. 427-504.
180. Сорокин П. Социокультурная динамика. М., 1992.
181. Спасовский М.М. В.В. Розанов в последние годы своей жизни. Среди неопубликованных писем и рукописей. Всеславянское издательство Нью-Йорк, 1968.
182. Спекторский. Христианство и культура. М.: Культура, 1925.
183. Струве П.Б. Романтика против казенщины (В.В. Розанов "Сумерки просвещения", 1899) // На разные темы (1893-1901 гг.). СПб.: Тип. Е.А. Колпинской. - 1902. - С. 138-146.
184. Струве П.Б. В.В.Розанов большой писатель с органическим пороком // Русская мысль. - 1906. -№11.
185. Сурожский А. (Митрополит) Таинство любви (беседа о христианском браке) Сатис. СПб., 1994.
186. Сурожский А. Беседы о вере и Церкви. М., 1991.U
187. Тальберг. История христианской церкви. М.- Нью-Йорк, 1991.
188. Тарасова А.Л. Метафизика любви в русской религиозной философии конца XIX- начала XX вв. Канд. дис. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1993.- 170 с.
189. Троицкий С. Христианская философия брака. Париж, 1993.
190. Фатеев В.А. В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л.: Художественная литература, 1991. - 368 с.
191. Федотов Г.Г. Письма о русской культуре //Судьба и грехи России. -СПб.: София, 1992. Т. 2. - С. 163-187.
192. Философия любви. М.: Политиздат, 1990. - Ч. 1. - 553 с. - Ч. 2. -510с.
193. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
194. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2 т. М.: Правда, 1990.-Т. 1.-839 с.
195. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. -М., 1977.-№17.
196. Флоровский Г. Пути русского Богословия. Вильнюс, 1991.
197. Фрадкин Э.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории Отечественной педагогики. М., 1995.
198. Франк С.Л. Духовные основы общества. Париж, 1930.
199. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. -Париж, 1956.
200. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.
201. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. 2-е изд. М.: Универсальная типография, 1898. - Т. 1. - 768 с.
202. Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб.: Наука, 1995. - С. 479.
203. Четвериков С. Путь чистоты (беседы священника с молодежью по вопросам пола). М., 1996.
204. Чуковский К.И. Открытое письмо В.В. Розанову // Книга о современных писателях. СПб.: Шиповник, 1915. - С. 168-180.
205. Шестов Л. В.В. Розанов // Русская литература. 1991. - № 3. - С. 47-51.
206. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс - Ниверс, 1994.-336 с.
207. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. / Пер. с нем. М.: Канон, 1994.
208. Banergie М. Rozanov on Dostoevsky // Slavic and East European Iournal.-Mad: son (His). 1971. - Vol. 15. - № 3 - P. 411-424.
209. Levi-Strauss C. The Family // Man. Cultere and Sosiety. N.I.: Oxf Uniu. Press, 1960.-P. 261-285.
210. Rejections on children in the Ortodox Chuzch Today, 1992. England.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.