ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Педченко Нина Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат наук Педченко Нина Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Совершенствование начального музыкального воспитания и образования на современном этапе (культурологический аспект)
1.1. Из прошлого российской музыкальной педагогики: достижения
и просчёты
1.2. Единство и противоположность двух направлений в обучении музыке: предпрофессионального и общеразвивающего
1.3. Общее и музыкальное развитие учащегося как сложный, многоуровневый педагогический феномен
1.4 Культурологический подход в теории и практике обучения
музыке
Выводы по главе
Глава 2. Проблема дифференцированного подхода к обучению
музыке. Опытно-экспериментальное исследование
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие музыкальной культуры учащегося-музыканта средствами русской фортепианной педагогики конца XIX - начала XX веков2018 год, кандидат наук Го Хуа
Интеграция современных методов российской фортепианной педагогики в образовательный процесс музыкальных учебных заведений КНР2024 год, кандидат наук Су Цзюнь
Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования: на материале занятий музыкой2012 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры2000 год, кандидат педагогических наук Балаганская, Елена Викторовна
Взаимодействие народного и классического вокала на факультетах музыки в университетах КНР2022 год, кандидат наук Сун Сяосяо
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ)»
ВВЕДЕНИЕ
Одна из злободневных проблем, стоящих сегодня перед российским обществом - проблема культуры, её функционирования в социуме, в массовом сознании значительной части россиян. Об этом постоянно напоминают ведущие средства массовой информации, об этом же с тревогой говорят социологи, культурологи, деятели искусства. ... В силу кардинальных общественно-политических, экономических и социокультурных перемен, которые произошли в стране за последние десятилетии, на авансцену общественного внимания выплеснулось много такого, о чём трудно было помыслить еще несколько десятилетий назад. Антикультура в её наиболее откровенных и агрессивных проявлениях вышла на страницы многих газет и журналов, заполнила эфир, захватила вполне респектабельные ранее театральные и концертные залы, не говоря уже о дискотеках и проч.
Нельзя сказать, что не делаются попытки противостоять этим тенденциям, этой экспансии антикультуры. Важную роль играют сохранившиеся, несмотря на всю сложность ситуации, очаги отечественной культуры - ведущие театры, картинные галереи, концертные залы. Заметное место в этом ряду занимают и музыкальные учебные заведения.
Россия с давних пор и с полным на то основанием гордилась своей системой музыкального воспитания и образования. Можно напомнить, в частности, что у истоков реформирования и фактически кардинального обновления этой системы стояли такие выдающиеся деятели культуры и искусства как Б.Асафьев, Н.Брюсова, А.Гедике, Б.Яворский и др. За короткий исторический срок в стране были созданы музыкальные учебные заведения различных видов и типов - от Детских музыкальных школ до Высших учебных заведений (консерваторий и др.). Важным, однако, было не только то, что музыкальные учебные заведения возникали практически во всех
регионах страны, и что общее количество их (если считать Детские музыкальные школы, студии, Школы искусств и т.п.,) исчислялись тысячами. Важен был сам факт системности отечественного музобразования, его рациональная и чёткая структура, благодаря которой музыкально одарённый человек мог последовательно пройти по всем ступеням и звеньям этой структуры: от начального музыкального воспитания и образования - до высшего (включая аспирантуру). Качественный уровень обучения был достаточно высоким, поскольку устанавливался и поддерживался многочисленными кадрами хорошо подготовленных педагогов-музыкантов. Имена ведущих советских музыкантов, исполнителей и педагогов, были известны всему миру - К.Игумнов и Г.Нейгауз, А.Гольденвейзер и С.Фейнберг, А.Ямпольский и Л.Цейтлин, С.Козолупов и А.Штример, Н.Райский и Н.Дорлиак, и др. Их мастерство послужило одной из главных причин многочисленных побед молодых советских музыкантов-исполнителей на престижных международных конкурсах - в Брюсселе, Париже, Лидсе, Монреале, Барселоне, Форт-Уорте и т.д.
Со временем, однако, ситуация стала медленно, но ощутимо меняться. Всё более очевидными делались некоторые «узкие места» отечественной «педагогики искусства», всё серьёзнее и заметнее давали о себе знать определённые изъяны в теории и практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Проявляясь на всех уровнях системы музыкального образования, противоречия между «сущим» и «должным» становились с течением времени особенно заметными, причём в первую очередь на её низших ступенях, в учебных заведениях начального звена. И, как следствие этого, усилился отток обучающихся из Детских музыкальных школ и Детских школ искусств; уменьшился контингент желающих обучаться серьёзной, классической музыке, понизился престиж этого обучения.
Причины кризисных явлений в широком, массовом музыкальном воспитании и образовании России конца ХХ - начала XXI вв. объясняются
разными факторами. Среди них и сложившаяся на сегодняшний день социокультурная ситуация в стране, вызывающая вполне справедливую критику в свой адрес; и заметные изменения во вкусах и предпочтениях людей, прежде всего молодёжи. Имеют место и причины профессионально-педагогического генеза, о которых речь впереди. В любом случае ясно, что необходимы серьёзные коррективы в ныне действующей системе музыкального воспитания и образования, в её базовых основаниях.
Возможен вопрос: насколько реальны шансы на изменения к лучшему? Вполне реальны, поскольку для этого существуют многие необходимые предпосылки. К сказанному следует добавить, что, если система массового музыкального воспитания и образования в России и утратила отчасти свою эффективность, тем не менее её базовый потенциал сохранился. Ресурсы актуализации этого потенциала имеются. Чтобы они реально использовались, необходимо прежде всего осознание практикующими учителями-музыкантами важности стоящих перед ними задач, понимание необходимости их решения, нахождение конкретных путей ведущих в этом направлении.
Многое в этом плане может дать всесторонний, «спектральный» анализ опыта прошлого отечественной музыкальной педагогики, рассмотрение основных составляющих этого опыта, определивших его достижения и недочёты. В нём было немало и того, и другого. Понимание сложного синтеза позитивных и негативных аспектов, характерных для вчерашнего дня музыкальной педагогики, - также как и для дня сегодняшнего, - осмысление их особенностей, генезиса, диалектики их сочетания и взаимодействия, может помочь оптимизации процессов обучения музыки в современных условиях.
Отсюда актуальность исследования, посвящённого: а) анализу прошлого российской музыкальной педагогики в его проекции на сегодняшний день; 2) выявлению факторов, способных оптимизировать практику обучения на начальном её этапе (Детские музыкальные школы,
Детские школы искусств и др.); 3) обоснованию принципа дифференцированного обучения музыке; 4) разработке теории культуросообразного обучения (на материале работы музыкально-исполнительских классов ДМШ и ДШИ).
Цель исследования: совершенствование процесса обучения музыке (музыкально-исполнительским дисциплинам) в детских музыкальных учебных заведениях.
Объект исследования: содержание и методы учебно-воспитательной работы в области музыкальной культуры и педагогики.
Предмет исследования: структура и методология занятий в музыкально-исполнительских классах ДМШ и ДШИ.
Задачи исследования.
1. Провести ретроспективный анализ исторического опыта российской музыкальной педагогики, очертить как позитивные, так и определённые негативные аспекты этого опыта.
2. Выявить и проанализировать основные компоненты, определяющие различия в содержании и методах учебно-воспитательной работы с учащимися, занимающимся по программам предпрофессионального и общеразвивающего обучения.
3. Исследовать сущность, особенности и свойства культурологического подхода в преподавании музыки (на материале работы современных ДМШ и ДШИ); охарактеризовать основные составляющие указанного педагогического подхода, выявить их взаимосвязи и зависимости.
4. Обосновать основные педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию общего и музыкального развития детей и подростков, обучающихся в современных ДМШ и ДШИ.
5.Очертить главные требования к педагогу-музыканту, обусловленные спецификой культурологического подхода к обучению детей и подростков; рассмотреть в этом ракурсе понятие компетентности педагога.
Гипотеза исследования:
а) опыт работы Детских музыкальных школ и Детских школ искусств свидетельствует, что в них не всегда достаточно чётко и определённо разводятся такие виды обучения как предпрофессиональное и общеразвивающее. Нередко различия между ними фактически стираются. Не учитывается тот факт, что задача педагога-музыканта, работающего в русле общеразвивающего обучения, не только и не столько в том, чтобы научить своего питомца свободно владеть тем или иным музыкальным инструментом, сколько в том, чтобы обогатить художественное сознание учащегося, расширить круг его интересов в сфере искусства, создать благоприятные условия для развития его музыкальности, пробудить и упрочить потребность в общении с музыкой, с другими видами искусства;
б) к числу распространённых ошибок в практике работы детских музыкально-образовательных учебных заведений следует отнести педагогическую ориентировку на цели и задачи, не отвечающие в ряде случаев природным возможностям и склонностям обучающихся, их потенциалу. Причины тут могут быть различными, включая и неточность диагностики способностей, и некоторые другие ситуационные факторы.
Отсюда ошибки в выборе вектора обучения, движение в неверном направлении, что неизбежно приводит к педагогическим неудачам, зачастую к отказу детей и подростков от продолжения занятий;
в) серьезным педагогическим просчётом является нарушение определённого баланса в обучении между технологическими и общеразвивающими, культурологическими аспектами. Не следует упускать из виду, что есть категории учащихся-музыкантов, и достаточно многочисленные, в работе с которыми имеет смысл отвести технологические («ремесленнические») задачи и всё, что связано с ними, с доминирующих позиций в учебном процессе, сосредоточившись на решении иных проблем.
Смена ориентиров и стратегических целей в обучении музыке должна, естественно, иметь следствием и изменение практических подходов к
занятиям, перемены в стилистике, методологии работы, что обеспечит и соответствующие результаты.
Степень научной разработанности проблемы. Соображения, касающиеся целей, содержания и методов обучения музыке, встречались в высказываниях многих людей, имевших то или иное отношение к искусству. Касаясь этой темы, А.Луначарский указывал в своё время, что существует определённое различие между обучением и образованием: «Обучение есть передача готовых знаний ученику. Образование же есть творческий процесс», и как таковой предполагает особые, не стандартные способы работы учителя [58].
В том же ракурсе высказывались и авторитетные отечественные музыканты Б.Асафьев и Б.Яворский. Смысл их многократных обращений к музыкальному учительству сводился к тому, что учить молодых музыкантов отнюдь не значит только лишь вырабатывать у них технику пения или игры на музыкальных инструментах. Нужно учить мыслить, расширять кругозор обучающихся, и, что особо важно, выходить в процессе работы на «жанровые и стилевые обобщения» [236].
На аналогичных позициях стоял видный российский педагог, методист и историк фортепиано-исполнительского искусства А.Алексеев. «Основополагающее значение (...) имеет метод развивающего обучения, направленный на всемерную активизацию мышления учащегося. (...) Работа на его основе ведётся путём сравнительного анализа схожих и несхожих явлений, создания проблемных ситуаций, превращающих для ученика процесс познания в цепь увлекательных «открытий» нового, обобщения типических закономерностей и другими приёмами активного изучения учебного материала» [10].
Обучение, игнорирующее направленность на всестороннее развитие ученика, неизбежно приводит к так называемому «натаскиванию», указывал известный австрийский пианист и педагог первой половины ХХ в. А.Шнабель. Солидаризировались со Шнабелем и его российские коллеги -
Г.Коган, Д.Алексеев, С.Савшинский и др. Ими подчёркивалось, что характерная черта натаскивания - неоправданно длительные сроки работы над узким кругом музыкальных произведений.
Примечательно, что тенденция к локализации обучения, к его односторонней технологизации и проч. отмечает не только преподавание музыкальных дисциплин. Критикуя сложившуюся в стране практику образования - и не только специального, но и общего, - Б.Гершунский констатирует: «Цели образования носят предельно прагматичный, утилитарно-прикладной характер, отражая ситуативные потребности конкретного учебного предмета, темы или учебного занятия. При этом учитель, преподаватель видит свою главную задачу в достижении возможно более полного соответствии целей и результатов своих, собственно педагогических усилий, не особенно задумываясь о более широком контексте образовательных целей [47].
Возвращаясь к вопросу о «безадресном» характере музыкального обучения, вопросу, непосредственно связанным с проблемой дифференцированного обучения, то он неоднократно затрагивался в трудах Л.Баренбойма. «Содержание и методы музыкально-педагогической работы должны во многом определяться ясным пониманием того, к чему готовишь ученика, и предвидением хотя бы в самых общих чертах характера его возможной в будущем музыкальной деятельности (...). Нельзя учить «вообще», не задумываясь о конце обучения, о той конечной точке, к которой есть возможность и к которой следует подвести ученика» [25].
Итак, сама проблема односторонне ориентированного, не дифференцированного обучения в музыкальной педагогике не нова. Однако, обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое. Критикуя существующее положение вещей, педагоги-музыканты и методисты говорили в основном о том, как не следует учить музыке. Как надо учить говорилось значительно реже и обычно в самых общих словах. Второе. Настоящее исследование показало перспективность культурологического
подхода в педагогике искусства, в частности, в практике музыкально-инструментальных занятий. Под таким углом зрения проблема настоящего исследования практически не рассматривалась.
Методологической основой исследования послужили: а) научно-педагогические исследования в области художественного воспитания и образования ( А.Д. Алексеев, Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.В. Школяр, А.В. Малинковская, Г.М. Коган, А.А. Мелик-Пашаев); идеи культуросообразности процесса обучения в российских и зарубежных учебных заведениях (А.И. Щербакова, Л.А. Рапацкая, В.А. Апрелева, В.М. Межуев, В.Н. Холопова, Ю.М. Шор); теоретико-методические разработки, ориентированные на оптимизацию процессов обучения в детских музыкальных учебных заведениях (И.С. Аврамкова, А.Д. Артоболевская; Л.А. Баренбойм, С.И. Савшинский, Е.М. Тимакин, М. Фейгин).
Методы исследования: а) теоретический анализ специальной литературы (педагогика, культурология, теория и методика обучения игре на музыкальных инструментах); б) ретроспективный анализ опыта выдающихся педагогов-музыкантов второй половины XIX - начала XX вв.; в) обобщение современного музыкально-педагогического опыта; г) методы эмпирического уровня (педагогические беседы и интервьюирование, педагогические наблюдения; обучающий эксперимент).
Новизна исследования:
- рассмотрен культурологический принцип обучения применительно к практике музыкальных занятий в ДМШ и ДШИ; изучены процедуры его органичного внедрения в работу с учащимися;
- проведён анализ прошлого российской музыкальной педагогики (вторая половина XIX - XX вв.) в диалектическом единстве его позитивных и негативных аспектов; осуществлена проекция опыта прошлого на сегодняшний день;
- разработана методология введения многоуровневых информационных комплексов в структуру музыкальных занятий; изучены проблемы их системного использования в обучении;
- обоснован принцип различия (дифференциации) целей и задач обучения музыке в работе с детьми и подростками различных уровней природной музыкальной одарённости;
- определены содержание, формы и методы музыкальных занятий в рамках программы общеразвивающего обучения;
- рассмотрено понятие компетенции в области музыкального воспитания и образования на современном этапе; выявлены и проанализированы его ведущие компоненты.
Теоретическая значимость исследования:
- проанализированы теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов, разрабатывавших концепцию культурологической направленности обучения;
- обоснована дефиниция культурологического подхода в его проекции на сферу преподавания музыки; охарактеризованы его основные компоненты, функции, специфические особенности, целевые ориентиры;
- разработана теория использования культурологического подхода в учебно-воспитательной работе с обучающимися в современных ДМШ и ДШИ;
- изучены атрибутивные качества и свойства, педагогические принципы и процедуры, отличающие деятельность педагога-музыканта в русле общеразвивающей программы обучения и воспитания;
- выявлены корреляционные связи и зависимости между организацией учебно-образовательного процесса, его теоретической базой, - и реальными результатами обучения.
Практическое значимость исследования:
В результате проведённого исследования выявлены ресурсы повышения эффективности обучения в детских музыкально-образовательных
учреждениях. Приведены в соответствие природные возможности обучающихся и методы учебно-воспитательной работы с ними. Отработаны конкретные рекомендации педагогам-музыкантам, способствующие улучшению качественных показателей их практической деятельности в системе дополнительного образования. Исследованы сквозь призму практической педагогики новые возможности повышения развивающего коэффициента в обучении.
Материалы диссертации результативно используются при подготовке кадров учителей-музыкантов, в частности, в рамках курсов «Методика обучения игре на фортепиано» и «Теория и методика музыкального воспитания и образования».
Положения на защиту:
1. Для специалистов в области теории и истории музыки, а также практикующего музыкального учительства небесполезен ретроспективный анализ прошлого музыкальной педагогики, содержащий в себе не только позитив (он вполне очевиден), но и определённые дискуссионные моменты. К последним может быть отнесена акцентуация одностороннего технологизма в обучении (музыкально-исполнительского «ремесла») , существенно сужавшая рамки художественно-воспитательных и образовательных воздействий на обучающихся. Нельзя не замечать, что подобная тенденция, во многом унаследованная от прошлого, достаточно отчётливо проявляется и в сегодняшней практике обучения.
2. Компетенция в области музыкальной культуры, приобретённая учащимся-музыкантом в рамках общеразвивающей программы, должна включать в себя: приобретение базовых музыкальных знаний; понимание языка музыки, его выразительно-изобразительных средств, а также обладание необходимым опытом, позволяющим выносить обоснованное, адекватное суждение о том или ином феномене или явлении в области музыкального искусства.
3. «Неспособность к музыке» - выражение распространённое, но не вполне точное. Правильнее употреблять выражение «неспособность к тому или иному виду профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, музыковедческой)», нежели говорить о неспособности к музыке как таковой.
4. Есть основания полагать, что значительная часть детей, подростков, юношей и девушек обладает необходимыми данными для общемузыкального развития, не обнаруживая при этом склонности к тому или иному конкретному виду профессиональной музыкальной деятельности. В интересах указанной категории обучающихся и существует программа общеразвивающего обучения с её базовым принципом, предполагающим приоритет культурологического вектора в обучении.
5. Специфика учебно-воспитательной работы в контексте общеразвивающей программы предполагает систематическое и органичное внедрение в учебный процесс многоуровневых информационных комплексов, аккумулирующих в себе разного рода сведения из сферы отечественной и мировой художественной культуры. Тем самым создаются благоприятные условия для всестороннего, системного развития учащихся. Одновременно выдвигаются серьёзные требования к преподавателю, его общей и профессиональной эрудиции, разносторонней компетенции в сфере художественной культуры и искусства.
Достоверность исследования обеспечена: а) применением методологии, отвечающей специфике работы, релевантной его проблематике; б) опорой на труды авторитетных специалистов, высказывавшихся по проблемам начального музыкального воспитания и образования; в) использованием многослойной источниковой базы, содержащей научные работы, посвящённые вопросам педагогической культурологии; г) рассмотрением изучаемых явлений в их внутренних системных взаимосвязях и зависимостях.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: а) в процессе целенаправленных педагогических наблюдений и опытно-экспериментальной работы, которые проводились на базе муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств им. Л.И. Ковлера», муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №1», муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №5», муниципального учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2» Московской области, Люберецкого района; б) на заседаниях кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании (кафедра музыкальных инструментов) Московского педагогического государственного университета; в) в докладах на научно-практических конференциях и в публикациях посвященных проблемам музыкального образования (Москва - 2011, 2012, 2014).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ)
1.1 «Из прошлого российской музыкальной педагогики: достижения и
просчёты»
Шестидесятые годы XIX столетия - исторически значимый период в отечественной музыкальной культуре. Он является эпохой зарождения русской педагогической исполнительской школы. Этому способствовало создание первых российских консерваторий (в 1862 и 1866 гг.), а также музыкальная деятельность выдающихся мастеров того времени, таких как А.А. Герке, А.И. Виллуан, А.Г. Рубинштейн, Т. Лешетицкий, Н.Г. Рубинштейн, Н.Д. Кашкин, Н.С. Зверев, и других основоположников педагогических музыкальных традиций. Их заслуга - в подготовке высокообразованных специалистов-музыкантов, в организации систематического музыкального воспитания в России, которое до этого периода широко применялось только лучшими школами Западной Европы.
В 1859 году было создано Русское Музыкальное Общество, явившееся крупнейшей дореволюционной концертной организацией в России, в которой была заложена основа формирования и развития русской музыкально-исполнительской школы [37].
Следующий принципиально важный этап в истории отечественной музыкальной культуры - открытие Антоном Григорьевичем Рубинштейном в 1862 году Петербургской консерватории, которая сразу взяла курс на профессионализм в музыкальном образовании. Доказывая необходимость этого курса для отечественной музыкальной культуры, критикуя
любительство, как основную и по сути единственную форму бытования музыки в России в то время, А.Г. Рубинштейн писал: «... Музыкой в России занимаются только любители.», «Музыкальное искусство, как и всякое другое, требует, чтобы тот, кто им занимается, приносил ему в жертву все свои мысли, все чувства, всё время, всё существо своё» [179].
Однако, русское общество неоднозначно отреагировало на создание консерватории в Санкт-Петербурге. Наблюдалась противоречивая реакция на это событие. В этот период в среде российской дворянской интеллигенции назрел вопрос об исторической судьбе России, сложились два противоположных течения русской общественно-политической мысли. Одним из проявлений открытого противостояния, рассматриваемой исторической эпохи, являлись характерные столкновения славянофилов и западников. Дискутировались такие проблемы как: выберет ли Россия свой собственный путь исторического развития, или же пойдет по направлению Западной Европы; выяснялись её специфические особенности, особый путь русской культуры, национальные ценности и другие вопросы. Все это не могло не отразиться на культуре и искусстве того времени, и в частности на основании консерватории [99].
Некоторые деятели культуры, например, Н.А. Мельгунов и его сподвижники активно поддерживали идею А.Г. Рубинштейна, выступали за утверждение курса на профессионализм, за создание в России специальных профессиональных учебных заведений. Другие, напротив, критиковали Антона Григорьевича и его начинание. Высказывались опасения, что в консерваториях может утвердиться «вненациональный академизм», что развитие профессиональной музыкальной культуры в России пойдёт с ориентацией на западноевропейские образцы. В числе «оппонентов» А.Г. Рубинштейна были такие видные деятели русской общественной мысли как А.Н. Серов и В.В. Стасов [179].
Однако, «вслед за организацией Петербургской консерватории во всех крупнейших городах России начали одно за другим возникать музыкальные учебные заведения» [99].
В 1866 году Николаем Григорьевичем Рубинштейном была открыта консерватория в Москве. Это событие также сыграло большую роль в формировании русской музыкально-исполнительской школы.
На открытии Московской консерватории в своем выступлении П.И. Чайковский говорил о значении профессионального образования. Этот курс был поддержан В.Ф. Одоевским, который, в этот исторический момент, призывал к изучению идей российского национального музыкального фольклора [76].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей2017 год, кандидат наук Пешев, Дмитрий Фёдорович
Теория и практика творческой лаборатории педагога-музыканта в системе непрерывного довузовского художественного образования2010 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Школа А.Б. Гольденвейзера в общем эволюционном русле отечественной музыкальной педагогики2009 год, кандидат педагогических наук Хорошилова, Юлия Андреевна
Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете2013 год, кандидат педагогических наук Кудрявцева, Виктория Викторовна
Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов2019 год, кандидат наук Хань Мо
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Педченко Нина Евгеньевна, 2015 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования : учебник для студентов высш. пед. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева ; под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. - М. : Музыка, 2006. - 336 с.
2. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Гном, 2010. - 416 с.
3. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования : учебное пособие / Э. Б. Абдуллин. - М. : Академия, 2010. - 272 с.
4. Абдуллин, Э. Б. Музыкальное образование как объект научного исследования : учебное пособие для магистрантов / Э. Б. Абдуллин. - М. : Гном, 2012. - 144 с.
5. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студентов высш. пед. заведений / Э. Б. АбАдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2004. - 336 с.
6. Аверинцев, С. С. Средние века / С. С. Аверинцев // Идеи эстетического воспитания : антология в 2 т. - М. : Искусство, 1973. - Т. 1. - С. 233.
7. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства : учебник. В 3 ч. Ч. 1 / А. Д. Алексеев. - М., 1962. - 108 с.
8. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства : учебник. В 3 ч. Ч. 2 / А. Д. Алексеев. - М., 1967. - 279 с.
9. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства : учебник. В 3 ч. Ч. 3 / А. Д. Алексеев. - М., 1982. - 281 с.
10. Алексеев, А. Д. Методика обучения на фортепиано : учебное пособие для муз. вузов и училищ / А. Д. Алексеев. - 3-е изд., доп. - М. : Музыка, 1978. -288 с.
11. Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка. В 2 ч. Ч. 1 / А. Д. Алексеев. -М., 1963., - 284 с.
12. Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка. В 2 ч. Ч. 2 / А. Д. Алексеев. -М., 1969., - 389 с.
13. Алексеев, А. Д. Русские пианисты / А. Д. Алексеев ; ред. А. А. Николаев // Очерки и материалы по истории пианизма. - Л., 1948. - С. 69-86.
14. Алексеев, А. Д. Творчество музыканта-исполнителя / А. Д. Алексеев. - М. : Музыка, 1991. - 104 с.
15. Алмазова, А. И. Систематический курс фортепианной игры : руководство для преподавателей музыки применительно к программе консерватории, с приложением репертуара пьес, этюдов и пособий / А. И Алмазова. - Н. Новгород, 1912. - 88 с.
16. Амонашвили, Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М., 1995. - 496 с.
17. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе : учебное пособие / О. А. Апраксина. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.
18. Архангельская, В. Д. Музыкально-педагогические воззрения и деятельность Леонида Владимировича Николаева (1878-1942) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. Д. Архангельская. - Казань, 2012. - 24 с.
19. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - 2-е изд. -Л. : Музыка, 1971. - 376 с.
20. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1977. - 254 с.
21. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1982. - 192 с.
22. Байдалинов, С. Н. Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / С. Н. Байдалинов. - М., 2000. - 184 с.
23. Баренбойм, Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. В 2 т. Т. 1 / Л. А. Баренбойм. - Л., 1957. - 419 с.
24. Баренбойм, Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. В 2 т. Т. 2 / Л. А. Баренбойм. - Л., 1962. - 491 с.
25. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. А. Баренбойм. - Л. : Музыка, 1969. - 282 с.
26. Баренбойм, Л. А. За полвека : очерки, статьи, материалы / Л. А. Баренбойм. -Л. : Советский композитор, 1989. - 368 с.
27. Баренбойм, Л. А. Комментарии / Л. А. Баренбойм // Из истории советского музыкального образования. - Л., 1969. - С. 92.
28. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л. : Музыка, 1974. - 337 с.
29. Баренбойм, Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности / Л. А. Баренбойм. - М. : Музыка, 1982. - 278 с.
30. Баренбойм, Л. А. О фортепианно-педагогических школах вообще и школе Николаева в частности / Л. А. Баренбойм // Статьи и воспоминания современников. Письма. - Л., 1979. - С. 328.
31. Баренбойм, Л. А. Фортепиано и начальное музыкальное обучение / Л. А. Баренбойм // Путь к музицированию. - Л. : Советский композитор, 1973. - С. 45.
32. Баренбойм, Л. А. Эмиль Гилельс / Л. А. Баренбойм. - Л. : Музыка, 1974. - 32 с.
33. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие : монография / Т. А. Барышева. - СПб., 2002. - 205 с.
34. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека Цитаты по мировой философии / Н. А. Бердяев // Цитаты по мировой философии. - Париж, 1939. - С. 313.
35. Беркман, Т. Л. Индивидуальное обучение музыке: Музыкально-эстетическое развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано / Т. Л. Беркман. - М. : Просвещение, 1964. - 220 с.
36. Беркман, Т. Л. Методика обучения игре на фортепиано / Т. Л. Беркман. - М. : Просвещение, 1977. - 103 с.
37. Биккулова, И. А. Феномен русской культуры Серебряного века : учебное пособие / И. А. Биккулова. - М. : Наука, 2010. - 232 с.
38. Бирмак, А. В. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы / А. В. Бирмак. - М. : Музыка, 1973. - 140 с.
39. Бондаревская, Е. В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в Федеральном университете / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2013. - №9. - С. 3.
40. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. -М., 1997. - 352 с.
41. Брянцева, В Н. Сергей Васильевич Рахманинов : монография / В. Н. Брянцева. - М. : Советский композитор, 1976. - 645 с.
42. Вессель, Е. Н. Некоторые из приемов, указаний и замечаний А. Г. Рубинштейна на уроках в его фортепианном классе в Санкт-Петербургской консерватории / Е. Н. Вессель. - СПб., 1901. - С. 25.
43. Волобуева, Л. С. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Л. С. Волобуева. - М., 1984. - 191 с.
44. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 1968. - 346 с.
45. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века / Л. Е. Гаккель. - М. ; Л. : Музыка, 1976. - 295 с.
46. Геника, Р. В. Из консерваторских воспоминаний 1871-1879 / Р. В. Геника // Воспоминания о П. И. Чайковском / [сост. Е. Е. Бортникова и др.] - М., 1979. - С. 72-77.
47. Гершунский, Б. С. Философия образования : учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б. С. Гершунский. - М., 1998. - С. 101 -102.
48. Гольденвейзер, А. Б. О музыкальном искусстве / А. Б. Гольденвейзер. - М., 1975. - 27 с.
49. Гольдфайн, Л. А. Специальная педагогическая практика в фортепианном классе педагогического вуза : учебное пособие / Л. А. Гольдфайн, С. Н. Байдалинов. - М., 2006. - 51 с.
50. Горностаева, В. В. Два часа после концерта / В. В. Горностаева. - Дубна : Свента, 1995. - 223 с.
51. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. - М., 1993. - С. 35.
52. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре : монография / И. Гофман. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 245 с.
53. Грибкова, О. В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта : автореф. дис. ...докт. пед. наук : 13.00.02 / О. В. Грибкова. - М., 2010. - 44 с.
54. Гукаленко, О. В. Воспитание в современной России / О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2005. - № 10. - С. 6.
55. Гульянц, Е. И. Детям о музыке / Е. И. Гульянц. - М. : Аквариум, 1996. - 388 с.
56. Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания : учебник и практикум / М. К. Гусейханов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015.
- 598 с.
57. Дебюсси, К. Статьи, рецензии, беседы / К. Дебюсси ; пер. с фр. А. Д. Бушен.
- М. ; Л., 1964. - С. 192.
58. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании // Сборник документов. - М. ; Л. - 1947. - Т.1. - С. 11.
59. Дополнительное образование детей и взрослых // Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» - М. : Омега-Л, 2014. - № 273. -134 с.
60. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 1999. - 249 с.
61.Еналеева, Р.С. Учебная программа по фортепиано. Направление художественно-эстетическое [Электронный ресурс] : М. 2012. - Режим доступа : http://rud.exdat.com/docs/index-614275.html
62. Жуковский, В. Лесной царь / Василий Жуковский. - СПб., 2013. - 320 с.
63. Зак, Я. И. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов / Я. И. Зак // Вопросы фортепианного исполнительства. - М., 1968. - Вып. 2. - С. 84.
64. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - М. : Академический Проект, 2011. - 880 с.
65. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 347 с.
66. Зилоти, А. И. Мои воспоминания о Ф. Листе / А. И. Зилоти. - СПб., 1911. - С. 5-6.
67. Зинченко, В. П. Образование. Мышление. Культура / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. - С. 90.
68. Зинченко, В. П. Цитаты / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко // Большой психологический словарь. - М., 2004. - С. 395.
69. Зограф-Дулова, А. Ю. Мои воспоминания о Н. Г. Рубинштейне / А. Ю. Зограф-Дулова // Музыка. - 1912. - С 292-293.
70. К модернизации музыкального образования в ДШИ // Играем с начала. -2010. - №9. - С.4-5.
71. Каган, М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М. С. Каган. -Изд. 2. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1971 - 768 с.
72. Каган, М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. - М., 1991. - Вып. 1. - Ч. 2. - С. 222 - 231.
73. Кальцолари, Э. Музыкальный Свет / Э. Кальцолари. - 1857. - С. 43.
74. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. - Л., 1990. -105 с.
75. Капранова, В. А. История педагогики : учеб. пособие / В. А. Капранова. - 4-е изд., испр. - Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2011. - 240 с. -(Высшее образование).
76. Кашкин, Н. Д. Русская консерватория и современные требования искусства / Н. Д. Кашкин. - М., 1906. - С. 13.
77. Келдыш, Ю. В. Русская музыка XVIII века / Ю. В. Келдыш. - М., 1965. - 464 с.
78. Киященко, Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М. ; СПб ; Киев, 2005. - С. 199.
79. Киященко, Н. И. Эстетическая культура /Рук. авторск. коллектива Н.И. Киященко. -М.: РАН, Институт философии, 1996. - 201 с.
80. Киященко, Н. И. Эстетическое воспитание и развитие учащихся / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров // Советская педагогика. - 1984. - № 2. - С.68-76.
81. Климов, Е. А. Психология. Воспитание. Обучение / Е. А. Климов. - М., 2000. - С. 216-217.
82. Коган, Г М. Вопросы пианизма / Г. М. Коган. - М., 1968. - 464 с.
83. Коган, Г М. О Есиповой / Г. М. Коган // Вопросы пианизма. - М. : Советский композитор, 1968. — С.169-173.
84. Коган, Г М. У врат мастерства. Работа пианиста / Г. М. Коган. - М. : Музыка, 1969. - 341 с.
85. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. - 3-е изд., доп. - М. : Музыка, 1979. - 182 с.
86. Коган, Г. М. Свет и тени грамзаписи / Г. М. Коган // Избранные статьи. - М., 1972. - Вып. 2. - С. 30-31.
87. Коган, Л. Н. Искусство и мы / Л. Н. Коган. - М. : Молодая гвардия, 1970. -269 с.
88. Коган, Л. Н. Художественный вкус / Л. Н. Коган. - М. : Мысль, 1966. - 213 с.
89. Козлов, П. Г. Анализ музыкальных произведений : учеб. пособие для культ.-просвет. училищ / П. Г. Козлов. - М. : Просвещение, 1968. - 148 с.
90. Кон, И. О. Психология ранней юности / И. О. Кон // Возрастная и педагогическая психология. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение,
1979. - С. 146-169.
91. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. - М. : Просвещение,
1980. - 192 с.
92. Корто, А. О фортепианном искусстве / А. Корто. - М., 1965. - 364 с.
93. Красильников, И. М. Хроники музыкальной электроники / И. М. Красильников. - М. : Экон-Информ, 2010. - 126 с. С. 12-13.
94. Красовская, Е. П. Чувство музыкальной формы («Архитектоническое чувство») и его развитие в процессе музыкальных занятий (на материале инструментальной подготовки студентов педагогического вуза) : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. П. Красовская. - М., 1996. - 189 с.
95. Кузин, Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты : практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров / Ф. А. Кузин. - М. : Ось-89, 2000. - 320 с.
96. Курбатов, М. Н. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано / М. Н. Курбатов. - М. : Вальде, 1899. - 83 с.
97. Лармин, О. В. Проблема эстетического воспитания и современность / О. В. Лармин. - М., 1962. - 115 с.
98. Лармин, О. В. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / О. В. Лармин. - М. : Знание, 1978. - 64 с.
99. Ларош, Г. А. Музыкально-критические статьи / Г. А. Ларош. - СПб. : В. Бессель и Ко, 1894. - 159 с.
100. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. - М. : Педагогика, 1971. - 277 с.
101. Леонович, И. И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса / И. И. Леонович. - 2-е изд. - Минск : Высшая школа, 1979. - 148 с.
102. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 186 с.
103. Либерман, Е. Я. Работа пианиста над фортепианной техникой / Е. Я. Либерман. - М. : Классика XXI, 1994. - 148 с.
104. Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е. Я. Либерман. - М. : Музыка, 1988. - 240 с.
105. Ливанова, Т. Н. Музыка доглинкинского периода / Т. Н. Ливанова. - М., 1946. - 19 с.
106. Литвиненко, Ю. А. Педагогические аспекты подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2010. - 159 с.
107. Лихачев, Б. Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности / Б. Т. Лихачев //Советская педагогика. - 1983. - № 6. -С. 52-57.
108. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
109. Лихачев, Б. Т. Эстетическое воспитание в школе / Б. Т. Лихачев. - М. : Педагогика, 1980. - 136 с.
110. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М. : Наука, 1978. - 125 с.
111. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. - М., 1982. - 148 с.
112. Луначарский, А. В. В мире музыки / А. В. Луначарский. - 2-е изд., доп. - М: Советский композитор, 1971. - 539 с.
113. Львова, В. И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-х-50-х годов. («Московская пианистическая школа») - их принципы и методы преподавания : дис. .канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 1988. - 16 с.
114. Львова, В. И. Методические принципы Московской фортепианной школы. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки / В. И. Львова. - М., 1982.
115. Любомудрова, Н. А. Фортепианные классы московской консерватории в 80 -90 годах прошлого столетия / Н. А. Любомудрова // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. - М., 1967. - Вып. 4. - С. 348.
116. Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. - М. : Музыка, 1967. - 752 с.
117. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки / Л. А. Мазель. - М. : Советский композитор, 1978. - 350 с.
118. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Музыка, 1979. - 534 с.
119. Майкапар, С. М. Годы учения / С. М. Майкапар. - М. ; Л., 1938. - 199 с.
120. Малинковская, А. В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования : учебное пособие / А. В. Малинковская. - М. : Владос, 2005. - 381с.
121. Малинковская, А. В. Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике / А. В. Малинковская. - М. : Музыка, 1981. - 167 с.
122. Мариупольская, Т. Г. Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин / Т. Г. Мариупольская, Д. Р. Науказ, Т. Н. Воронова. - М. : Прометей, 2001. - 123 с.
123. Мариупольская, Т. Г. О традициях русской фортепианной педагогики / Т. Г. Мариупольская // Музыкант-педагог (преподаватель). - М., 1999. - №4. - С. 36-39.
124. Мариупольская, Т. Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки / Т. Г. Мариупольская. - М. : Прометей, 2002. - 204 с.
125. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. Знание, 1996. - С. 34.
126. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. А. Мартинсен. - 3-е изд. - М., 1977. - 128 с.
127. Масловский, А. Г. Педагогическое наследие В.И. Сафонова и актуальные проблемы современной музыкальной педагогики (на материале фортепианных классов музыкальных факультетов) : дис. .канд. пед. наук : 13.00.02 / А. Г. Масловский. - М., 1996. - 22 с.
128. Мастера советской пианистической школы : очерки / под ред. А. Николаева. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 242 с.
129. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. - М. : Музыка, 1976. - 256 с.
130. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. - М. : Прогресс-традиция, 2000. - С. 117.
131. Метнер, Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора / Н. К. Метнер. М. : Музгиз, 1963. - 92 с. : нот.
132. Метнер, Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора / Н. К. Метнер. 2-е изд. - М. : Музыка, 1979. - 69 с. : нот., ил.
133. Методы педагогического исследования. Лекции : учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. И. Журавлева. - М. : Просвещение, 1972.
- 159 с.
134. Милич, Б. Е. Воспитание ученика-пианиста / Б. Е. Милич. - М . : Кифара, 2002. - 182 с.
135. Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства : сборник статей / Я. И. Мильштейн. - М. : Советский композитор, 1983. - 266 с.
136. Минор, Н. Н. История музыкального образования : учеб. пособие для студентов факультета искусств и художественного образования / Н. Н. Минор. - Саратов : Научная книга, 2011. - 65 с.
137. Могилевская, С. Мысли о музыке и о себе / С. Могилевская. - СПб. : Издательство Вернера Регена, 2010. - 56 с.
138. Музалевский, В. Русское фортепианное искусство / В. Музалевский. - Л., 1961. - 319 с.
139. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения : учебное пособие / сост. Г. М. Цыпин. - М., 2011. - 404 с.
140. Музыкальная энциклопедия // Музыкальное образование. - М., 1973.- Т. 3. -С. 783.
141. Музыкальное развитие учащихся. Вопросы теории и методики фортепианного обучения : сб. трудов / отв. ред. И. П. Кулясов и др. - М., 1973. - 184 с.
142. Музыкальный Свет / под ред. Н.П. Карцева // Музыкальный Свет - СПб. : 1857. - С. 43.
143. Музыкальный словарь Гроува : пер. с англ / 2-е русское издание, испр. и доп.
- М. : Практика, 2007. - 1103 с.
144. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - С 310.
145. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М., 1972. - 384 с.
146.Натансон, В. Прошлое русского пианизма / В. Натансон. - М., 1960. - С. 195-223.
147. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. - М., 1958. -300 с.
148. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники / Г. Г. Нейгауз. - М., 1975. - 528 с.
149. Николаев, А. А. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители / А. А. Николаев // Вопросы фортепианного исполнительства. - М., 1965. - Вып. 1. - С. 11-34
150. Николаев, А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма : учебное пособие / А. Николаев. - М. : Музыка, 1980. - 112 с.
151. Николаев, Л. В. Статьи и воспоминания современников / Л. В. Николаев ; ред.-сост. Л. Баренбойм, Н. Фишман // Письма. - Л. : Советский композитор, 1979. - С. 113-114.
152. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств : сборник материалов для детских школ искусств. В 2 ч. Ч. 1. / авт.-сост. А. О. Аракелова. - М. : Минкультуры России, 2012. - 118 с.
153. Овчинников М. А. Фортепианное исполнительство и русская музыкальная критика XIX века : исслед. / М. А. Овчинников. - М. : Музыка, 1987. - 198 с.
154. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. - М. : Академия, 2012. - 272 с.
155. Основы эстетического воспитания : пособие для учителя / Ю. Б. Алиев [и др.] - М. : Просвящение, 1986. - 150 а
156. Островская, А. П. Воспоминания / А. П. Островская // Государственный музей музыкальной культуры : стенограмма [Электронный ресурс]: режим доступа - http://www.mosconsv.ru/ru/book.aspx?id=127832&page=131213.
157. Передерий, О. И. Концептуальные основы педагогики формирования музыканта / О. И. Передерий. — СПб., 2006. - 137 с.
158. Передерий, О. И. Основной музыкальный инструмент (фортепиано) : учебно-методическое пособие / О. И. Передерий. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2005. - 54 с.
159. Передерий, О. И. Отечественная фортепианная педагогика от истоков возникновения до 1917 года / О. И. Передерий. СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2007. - 423 с. : нот.
160. Передерий, О. И. Отечественная фортепианная педагогика советского периода / О. И. Передерий. СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2007. — 226 с.
161. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. - М. : Пассим, 1994. - 304 с.
162. Платонов, К. К. О системе психологии. / К. К. Платонов. - М., 1972. - 216 с.
163. Попова, Т. В. Мусоргский / Т. В. Попова. - 3-е изд. — М. : Музыка, 1967. -212 с.
164.Прессман, М. Л. Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов. (Памяти профессора Московской консерватории Н.С. Зверева) : рукопись
[Электронный ресурс] / М. Л. Прессман. - М., 1938. - Режим доступа : http://senar.ru/memoirs/Presman.
165. Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. -Режим доступа - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=586158#2
166. Пузыревский, А. И. Очерк пятидесятилетней деятельности СПб консерватории / А. И. Пузыревский, Л. А. Саккети. - СПб. - 1912. - 183 с.
167. Рабинович, Д. А. Исполнитель и стиль / В 2 т. Т. 1 / Д. А. Рабинович. - М., 1979. - 320 с.
168. Рабинович, Д. А. Исполнитель и стиль. В 2 т. Т. 2 / Д. А. Рабинович. - М., 1981. - 228 с.
169. Рабинович, Д. А. Портреты пианистов / Д. А. Рабинович. - М. : Советский композитор, 1962. - 268 с.
170. Рабочая программа «Специальность и чтение с листа» [Электронный ресурс] : Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств г.о. Новокуйбышевск самарской области Рабочая программа «Специальность и чтение с листа» ПО.01.УП.03. 2012. - Режим доступа : http://netess.ru/3metodichki/723611-1 -municipalnoe-byudzhetnoe-obrazovatelme-uchrezhdeme-dopolmtelmgo-obrazovamya-detey-detskaya-shkola-iskusstv-novokuybishev.php#verh
171. Равичер, Я. Василий Ильич Сафонов / Я. Равичер. - М., 1059. - 366 с. С. 166.
172. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. - М. : ЦАПИ, 1994. - 144 с.
173. Разумный, В. А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы / В. А. Разумный. - М. : Мысль, 1969. - 188 с.
174. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич ; под. общ. ред. А. П. Астахова. - Минск : Современная школа, 2010. - 720 с.
175. Раппопорт, С. Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства / С. Х. Раппопорт. - М. : Советский художник, 1978. - 237 с.
176. Рубинштейн, А. Г. Автобиографические воспоминания (1829-1889) / А.Г. Рубинштейн. - СПб. : Композитор, 2005. - 78 с.
177. Рубинштейн, А. Г. Короб мыслей / А.Г. Рубинштейн. - СПб., 1999. - 320 с.
178. Рубинштейн, А. Г. Лекции по истории фортепианной литературы / А. Г. Рубинштейн. - М., 1974. - 109 с.
179. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие / А. Г. Рубинштейн // Музыка. -М. 1983. - Т. 1. - С. 47-46.
180. Рубинштейн, А. Г. О музыке в России / А. Г. Рубинштейн // Век. - М. 1861. -№1. - С. 87-92.
181. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание : монография / С. Л. Рубинштейн. - М., 1957. - С. 253.
182. Рубцова, В. В. А. Н. Скрябин / В. В. Рубцова. - М. : Музыка, 1989. - 448 с.
183. Савшинский, С. И. Пианист и его работа / С. И. Савшинский. - М. : Классика-ХХ1, 2002. - 244 с.
184. Свободный художник. Консерватории и необходимые реформы их // Русская музыкальная газета. - 1906. - 11 сентября. - № 37. - С 776 - 780.
185. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. - М., 1947 - 648 с. С. 447.
186. Сигети, Й. Исполнительское искусство зарубежных стран / Йожеф Сигети, Игорь Маркевич, Григорий Пятигорский. - М. : Музыка, 1967. - Вып. 3. - С. 74.
187. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1980. - 96 с.
188. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1984. - 96 с.
189. Склярова, Т. В. Возрастная педагогика и психология / Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене. - М., 2004. - 55 с.
190. Сластенин, В. А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
191. Смирнов, М. А. Русская фортепианная музыка / М. А. Смирнов. - М. : Музыка, 1983. - 336 с.
192. Смирнов, М. А. Русская фортепианная музыка / М. А. Смирнов. - М. : Музыка, 1983. - 336 с.
193. Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики // материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 65-летию образования ВГСХА. - Волгоград : Нива, 2009. - Т. 2. - С. 155-160.
194. Солженицын, А., Написано кровью // Интервью Александра Солженицына. izvestia.ru (24 июля 2007) Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. [Электронный ресурс] - режим доступа : http://izvestia.ru/news/326900.
195. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А. Н. Сохор - Л. : Советский композитор, 1981. - 293 с.
196. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. В 3 т. Т. 1 / А. Н. Сохор. - Л. : Советский композитор, 1980. - 294 с.
197. Сохор, А. Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. - 2-е изд., доп. - Л. : Музыка, 1975. - 64 с.
198. Спасская, А. Советы по музыкальной педагогике / А. Спасская. - СПб., 1896. - 92 с.
199. Сударчикова, Л. Г. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано (на материале учебных занятий в детской школе искусств) : дис. .канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. Г. Сударчикова. - М., 2001. - 198 с.
200. Сухова, Л. Г. Педагогические принципы Н. Г. Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки : дис. .канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. Г. Сухова. - М., 1997. - 26 с.
201. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т. 3 / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1981. - 648 с.
202. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с.
203. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т. 1 / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979. - 564 с.
204. Тараканова, Н. Э. Исследование мотивационно-смысловой сферы личности музыкально-одаренных подростков : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. Э. Тараканова. - М., 2003. - 180 с.
205. Тарасов, Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности / Г. С. Тарасов // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 131-134.
206. Тарасов, Г. С. Проблема духовной потребности / Г. С. Тарасов. - М. : Наука, 1979. - 191 с.
207. Теория и методика обучения игре на фортепиано : учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. - М. : Владос, 2001. - 363 с.
208. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов // Психология музыкальных способностей. - М. : 1947. - 335 с. - С. 51.
209. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - С. 60.
210. Тимакин, Е. М. Воспитание пианиста : методическое пособие / Е. М. Тимакин. - Изд. 2-е. - М. : Советский композитор, 1989. - 144 с.
211. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования : учебное пособие / А. В. Торопова. - Изд. 2-е испр. и доп. - М. : ГРАФ-ПРЕСС, 2008. - 248 с.
212. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. - М., 1950. - Т. 9. - С. 117 - 118.
213. Фейгин, М. Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога / М. Э. Фейгин. - М. : Советский композитор, 1973. - 156 с.
214. Фейгин, М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М. Э. Фейгин. - М. : Музыка, 1968. - 115 с.
215. Фейнберг, С. Е. Мастерство пианиста / С. Е. Фейнберг. - М. : Музыка, 1978. - 207 с.
216. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейенберг / - М. : Музыка, 1966. - 608 с.
217. Фельдштейн, Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. - 2009. - № 1. - С. 11.
218. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. - Изд. 3-е. - М. : Политиздат, 1972. - 496 с.
219. Фрейд, З. Неудовлетворённость культурой / З. Фрейд // Цитаты. - М., 1991. -Ч. 2 - С. 285.
220. Халабузарь, А.Б. Жизнь классической музыки в современном мире проект учителя музыки [Электронный ресурс] : Проект учителя музыки А.Б. Халабузарь г. Благодарный 27 марта 2013. - Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/04/11/zhizn-klassicheskoy-muzyki-
V- sovremennom-mire
221. Хмунина, Т. А. Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. А. Хмунина. - М., 2004. - 192 с.
222. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В. А. Цеккерман. - М. : Советский композитор, 1970. - 560 с.
223. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника : учебное. пособие для студ. муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Цыпин. - М. : Академия, 1999. - 192 с.
224. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. - М. : Советский композитор, 1988. - 384 с.
225. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано : учебное пособие для студ. пед. инст. по муз. специальностям / Г. М. Цыпин. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
226. Цыпин, Г. М. Портреты советских пианистов / Г. М. Цыпин. - М. : Советский композитор, 1982. - 256 с.
227. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения : пособие для учащихся муз. отд. педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. - М. : Интерпакс, 1994. - 375 с.
228. Цыпин, Г. М. Я. В. Флиер / Г. М. Цыпин. - М. : Музыка, 1972. - 115 с.
229. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. - М. : Педагогика, 1975. - 200 с.
230. Шестаков, В. П. Эстетические категории / В. П. Шестаков. - Л. : Искусство, 1983. - 358 с.
231. Щапов, А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. П. Щапов. - М. : Классика-XXI, 2002. - 176 с.
232. Щапов, А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. П. Щапов. - М. : Музгиз, 1947. - 115 с.
233. Щербаков, В. А. К проблеме формирования музыкально-художественного вкуса подростков / В. А. Щербаков. - М. : Моск. институт культуры, 1970. -250 с.
234. Щербакова, А. И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта : монография / А. И. Щербакова. - М. : Граф-Пресс, 2007. - 320 с.
235. Юдин, А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века : дис. .д-ра пед. наук : 13.00.02 / А. П. Юдин. - М. : Прометей ; МПГУ, 2004. - 407 с.
236.Яворский, Б. Воспоминания, статьи, письма / Б. Яворский. - М., 1972. - С. -657.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета - опрос
Цель опроса учеников ДМШ и ДШИ средних и старших классов:
• значение занятий музыкой в музыкальной школе;
• любимая дисциплина в ДМШ и ДШИ;
• выявить средства формирования музыкальных вкусов у молодежи;
• какой вид музыкального искусства предпочитает молодежь;
• желание изучать и исполнять эстрадно-джазовую музыку;
• желание у подростков иметь свободу действий в выборе вариантов работы над музыкальным произведением;
• использование интернет ресурсов для поиска необходимой музыкальной информации;
• желание принимать участие в современных музыкальных конкурсах;
• желание заниматься в классах с современными техническими средствами;
• желание самостоятельно расширять кругозор на эталонных образцах, высоких ценностях мировой культуры;
• желание связать дальнейшую свою жизнь и жизнь своих детей с музыкой.
АНКЕТА
Уважаемые учащиеся! В целях изучения современного уровня музыкальной культуры среди молодежи, просим Вас ответить (нужное подчеркнуть) на следующие вопросы:
1. Сколько Вам лет?
2. Сколько лет Вы занимаетесь музыкой в детской школе искусств или детской музыкальной школе (ДМШ или ДШИ)?
а) 4 года;
б) 5 лет;
в) 6 лет;
г) собственный вариант ответа_
3. Вы занимаетесь в ДШИ (ДМШ) по собственному желанию или по настоянию родителей?
а) по собственному желанию;
б) по настоянию родителей;
в) оба варианта ответа верны.
4. Что Вам дали, дают занятия в музыкальной школе?
а) знания, умения, навыки владения музыкальным инструментом;
б) формирование музыкального вкуса;
в) воспитание духовной культуры Вашей личности;
г) согласен со всеми вариантами;
д) собственный вариант ответа
5.
Какая Ваша любимая дисциплина в ДШИ или ДМШ?
а) специальность (фортепиано, скрипка, хоровой класс, баян, балалайка, домра и др.);
б) хор;
в) сольфеджио;
г) музыкальная литература;
д) собственный вариант ответа
6. Работая над музыкальным произведением Вы предпочитаете:
а) действовать в точности, как говорит учитель
б) иметь право выбора собственного варианта действий.
7. Какие телевизионные каналы Вы предпочитаете смотреть?
а) культура;
б) муз ТУ;
в) МТУ;
г) собственный вариант ответа
8. Смотрите ли Вы передачи о музыке по ТУ?
а) да
б) нет
9. Какие передачи о музыке Вы смотрите по ТУ или слушаете по радио?
а) канал Культура «Сати. Нескучная классика...»;
б) радио Орфей «Музыка, которая вернулась»;
в) канал Культура «Романтика романса»;
г) собственный вариант ответа
10. Пользуетесь ли Вы интернет ресурсами для поиска необходимой Вам музыкальной информации?
а) да
б) нет
11. Какие виды искусств Вы предпочитаете?
а) музыка;
б) изобразительное искусство;
в) художественная литература;
г) собственный вариант ответа
12. Какой вид музыкального искусства Вы предпочитаете?
а) классика;
б) джаз и его разновидности;
в) ПОП, эстрада;
г) реп;
д) собственный вариант ответа
13. Какие Вам ближе направления Европейской классической музыки?
а) симфоническая музыка;
б) вокальная, хоровая (опера, оперетта, кантата и т.д.);
в) духовая музыка;
г) собственный вариант ответа
14. Хотели бы Вы изучать и исполнять образцы эстрадно-джазовой музыки?
а) да
б) нет
15. Любите ли Вы выступать и принимать участие в музыкальных конкурсах? Поясните свой ответ. а) да
б) нет
16. Приобрели ли Вы во время обучения в ДШИ (ДМШ) друзей?
а) да
б) нет
17. Что Вам не хватало при обучении в ДШИ (ДМШ)?
а) наглядных учебно-методических пособий;
б) современных технических средств;
в) собственный вариант ответа
18. Какой Ваш любимый композитор?
а) В.А. Моцарт;
б) П.И. Чайковский;
в) собственный вариант ответа
19. Знакомитесь ли Вы с жизнью, творчеством, биографией композиторов самостоятельно?
а) да
б) нет
20. Если да, то каким образом Вы знакомитесь с жизнью, творчеством, биографией композиторов самостоятельно?
а) просмотр, прослушивание передач;
б) использование интернет ресурсов;
в) посещение концертных залов, театров, музеев;
г) собственный вариант ответа
21. Связываете ли Вы в дальнейшем свою жизнь с музыкой?
а) да
б) нет
22. Хотели бы обучать своих детей музыке?
а) да
б) нет
СПАСИБО!
Практические рекомендации по реализации основных положений культурологического подхода в дополнительном общеразвивающем обучении детей и подростков ДШИ и ДМШ.
Вся поэтапная работа педагога-музыканта с детьми и подростками общеразвивающего дополнительного направления максимально индивидуальна. Все формы методы и средства применяемые в ходе изучения музыкального материала направлены на овладение базовых знаний, умений и навыков игры на инструменте, что идет одновременно с формированием общей культуры личности. И в идеальном варианте работа общеразвивающего дополнительного направления должна продолжать, развивать и углублять знания, полученные учеником в общеобразовательной школе, как по музыке, так и по другим гуманитарным предметам.
Этапы работы педагога Содержание работы Формы, методы, средства работы
I Начальный этап (подготовите льный) Выяснение уровня готовности ученика к учебному процессу и обучению (задатки, способности, интересы, вкусы, возможности и др.). Собеседование, опрос.
В зависимости от уровня развития ученика подбирается учебный музыкальный материал. Подбор музыкального материала.
Под выбранный музыкальный материал формируется многоуровневый информационный комплекс. Подробная разработка учебно-методического обеспечения изучаемого произведения: музыка-музыкальная литература, музыка-история, музыка- живопись, музыка-поэзия и др.
Разрабатывается план Создание индивидуального
обучения и воспитания ученика с использованием подобранного
художественного материала.
плана учащегося.
II Основной этап
(освоение
музыкальног
о
произведени я)
Знакомство ученика с музыкальным произведением._
Исполнение педагогом, чтение с листа, слушание в записи, просмотр видео._
Знакомство с фактами, сопутствующими созданию произведения.
Проведение музыковедческого литературного обзора (эпоха, жизнь и творчеством композитора), знакомство с другими произведениями автора._
Формирование художественного образа произведения.
Подробная разработка учебно-методического обеспечения изучаемого произведения: музыка-музыкальная литература, музыка-история, музыка- живопись, музыка-поэзия и др._
Формирование
общекультурной
компетенции.
Экскурсы в другие виды искусства.
Техническая работа,
формирование относительно свободного владения.
Традиционные музыкальные средства и методы, поиск адекватных приемов и способов работы над конкретным музыкальным произведением.
III
Заключитель ный этап (исполнител ьская
реализация
Формирование и накопление профессионально-технических навыков.
Отделка корректировка технически фрагментов.
деталей, сложных, неудобных
Творческая работа по созданию окончательного варианта исполнения
музыкального произведения.
Проигрывание музыкального произведения, с использованием той информации, знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих этапах, с учетом собственного воображения и фантазии._
Рисунок 8
Диаграмма оценки знания и умения выявлять взаимосвязи между музыкой и другими видами искусств
Рисунок 9
Диаграмма оценки уровня предпочтений и представлений ученика в области культуры и искусства
Рисунок 10
Диаграмма оценки музыкально-исполнительских умений и навыков необходимых для самостоятельного музицирования на
инструменте
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.