Школа А.Б. Гольденвейзера в общем эволюционном русле отечественной музыкальной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Хорошилова, Юлия Андреевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хорошилова, Юлия Андреевна
Введение.
Глава I. Процессы педагогической трансмиссии и преемственности в теории и практике преподавания музыки.
§1. Закономерности эволюционного развития в музыкальной педагогике.
§2. А. Б. Гольденвейзер и тенденции российской музыкальной педагогики XX века.
§3. Современная музыкальная педагогика как исторически детерминированная, сложно структурированная система.
Глава II. Методы учебно-воспитательной работы с учащимися-музыкантами на современном этапе. Опытно-экспериментальное исследование.
§ 1. Методы учебно-воспитательной работы с учащимися-музыкантами на современном этапе.
§2. Опытно-экспериментальное исследование.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Музыкальное образование как процесс: реалии времени, тенденции, прогнозы, перспективы2003 год, доктор педагогических наук Горлинский, Вячеслав Иванович
Музыкальное образование в современной России: Основные противоречия и пути их преодоления2002 год, доктор педагогических наук Базиков, Александр Сергеевич
Л.Н. Оборин - педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности: На материале занятий в классе фортепиано2004 год, кандидат педагогических наук Биглер, Людмила Вольдемаровна
Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей: На материале преподавания музыки2000 год, доктор педагогических наук Ощепкова, Ольга Владимировна
Теория и практика творческой лаборатории педагога-музыканта в системе непрерывного довузовского художественного образования2010 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Школа А.Б. Гольденвейзера в общем эволюционном русле отечественной музыкальной педагогики»
Известно, преподавание музыки в современной России переживает нелёгкие времена. Со стороны широкой музыкально-педагогической общественности слышатся сетования: мы, представители академического искусства, попали в полосу жестокого кризиса. Утеряно многое из того, чем по праву гордилась отечественная музыкальная культура еще несколько десятилетий назад. Размываются идейно-художественные устои и критерии, утверждавшиеся в прошлом столетии выдающимися мастерами, в частности, А.Б.Гольденвейзером и лучшими представителями его школы (Т.П.Николаева, Г.Р.Гинзбург, Д.Д.Благой и др.).
Налицо противоречие между представлениями значительной части современного музыкального учительства о том, какой следует быть системе музыкального воспитания и образования в стране - и реалиями сегодняшнего дня.
Отсюда цель исследования: проанализировать процессы, происходящие в наши дни в теории и практике преподавания музыки; выявить закономерности и логику ' этих процессов; очертить корреляционные связи и зависимости между настоящим и прошлым отечественной музыкальной педагогики.
Объект исследования: теория и практика преподавания музыки (конкретно - музыкально-исполнительских дисциплин) в современных условиях, на современном этапе развития отечественной музыкальной культуры.
Предмет исследования: корреляционные связи и зависимости между лучшими образцами российской музыкальной педагогики середины XX в., к которым с полным основанием относят' школу А.Б.Гольденвейзера, и современной практикой обучения музыке (конец XX — начало XXI вв.).
Задачи исследования: Выявить внутреннюю логику и смысл эволюционных процессов, происходящих в российской музыкальной педагогике последних десятилетий; Определить атрибутивные черты и свойства отечественной музыкальной педагогики середины прошлого столетия, охарактеризовать их на примере школы А.Б.Гольденвейзера, являвшейся на протяжении ряда десятилетий одной из ведущих, лидирующих в российской музыкально-педагогической культуре; Осмыслить преемственные связи между вчерашней и сегодняшней ситуациями в системе музыкального воспитания и образования; Выявить и охарактеризовать основные детерминанты современной концепции музыкального воспитания и образования; указать на её возможные практические воплощения и модификации; очертить и прокомментировать стратегические направления в деятельности преподавателя-музыканта на современном этапе; Предложить и обосновать методику работы в музыкально-исполнительских классах, опирающуюся, с одной стороны, на художественно-эстетические принципы А.Б.Гольденвейзера и его творческих единомышленников, с другой стороны, на инновационные подходы, характерные для современной музыкальной педагогики.
Гипотеза исследования:
1. Педагогическая парадигма в области музыкальной культуры и образования (как и в большинстве других областей) оправдывает себя лишь в том случае, если она аккумулирует позитивные, жизнеспособные элементы предшествующего профессионального опыта и, одновременно, вбирает в себя элементы, актуальные для современной (отчасти и для опережающей) практики преподавания.
2. В настоящее время, в контексте задач, стоящих перед музыкальной педагогикой (прежде всего в педагогических ВУЗах, в институтах культуры и искусств) может принести реальную пользу внедрение так называемого модульного принципа обучения, согласного которому музыкальные дисциплины трактуются не как самодостаточные, ведущие автономное существование, а как дисциплины, образующие в своей совокупности единое, синергетическое целое, единый, интегративный музыкально-образовательный комплекс.
3. Учебно-образовательный модуль может быть как межпредметным, так и монодисциплинарным, когда многообразная и разнохарактерная информация, сжатая в единый концептуальный блок, предоставляется учащемуся в русле одной учебной дисциплины.
4. Учащийся должен быть сориентирован на то, что приоритетная роль в современной концепции образования принадлежит пролонгированному, постоянно функционирующему процессу образования (точнее, самообразования), к чему учащемуся следует быть подготовленным как в профессиональном, так и (что не менее важно!) психологическом отношении.
Методологическую основу исследования составили: Философские идеи о развитии как переходе количественных изменений в качественные; о взаимодействии, сочетании, диффундировании различных социокультурных систем и процессов; о диалектической взаимосвязи единого и всеобщего; Культурологические концепции о трансмиссии форм культуры, их интеграции и диверсификации, их смене и варьировании на исторической дистанции (Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, М.С.Каган, Н.И.Киященко и др.); Базовые, системообразующие теории отечественных дидактов и психологов, определявших стратегические цели и содержание, формы и методы образования, их возможные модификации в зависимости от условий места и времени (Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Л.В.Занков, Б.С.Гершунский, Д.И.Фельдштейн, И.П.Смирнов и др.); Концептуальные положения ведущих российских музыкантов (педагогов, исполнителей, музыковедов), излагавших свои позиции по вопросам эстетики музыкально-исполнительского искусства, а также музыкальной педагогики, её профессионально-техническим аспектам (А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз и др.).
Методы исследования: Теоретический анализ научной литературы (педагогика, философия, музыкознание, социология, психология); Изучение архивных материалов, связанных с деятельностью ведущих российских музыкантов XX столетия; ретроспективный анализ их художественно-эстетических воззрений и педагогических принципов; Различные виды и формы эмпирической работы (педагогические наблюдения, анкетирование, формирующий эксперимент); Мониторинг эволюционных процессов в теории и практике отечественной музыкальной педагогики XX - начала XXI вв.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Логика эволюционных процессов в области музыкальной педагогики обнаруживается в том, что каждая очередная ступень (стадия, фаза) вбирает в себя наиболее жизнеспособные, устойчивые компоненты, выработанные в прошлом и прочно закрепившиеся в коллективной памяти музыкантов-профессионалов, — и сплавляет их с теми или иными новообразованиями («сдвигами», инновациями), которые возникают как реакция на различные изменения в окружающей действительности.
2. Есть достаточные основания говорить о тенденциях, которые в недалёком будущем станут определять стратегические направления в развитии отечественной художественно-творческой (музыкальной) педагогике, находя своё выражение в: а) усилении роли индивидуального стиля деятельности учащегося, большей свободе его творческого самопроявления; б) возрастания значения диалога в учебном процессе, в интерактивных контактах тех, кто учится, и тех, кто учит; в) углублении внимания к самообучению (самодвижению), опирающемуся на современные информационные технологии ( аудио-видеозаписи и др.); г) отказу от гипертрофированного педагогического авторитаризма, от узко «цеховых», локальных подходов к работе с обучающимися, и т.д.
3. Анализ ситуации, складывающейся на сегодняшний день в российской социокультурной жизни, в практической деятельности музыкантов различных специальностей свидетельствует, что принцип «образование на всю жизнь» уступает первенство принципу «образование через всю жизнь». Всё очевиднее становится генезис и отличительные особенности современной педагогической парадигмы — не обучить, а научить учиться, что означает способность будущего специалиста самостоятельно определять стратегию и тактику своего личностно-профессионального роста; очертить индивидуальную траекторию самодвижения; выработать креативный подход к решению разного рода задач, развить вкус к нестандартным, «неалгоритмизируемым» действиям и др.
4. Профессиональная карьера в области музыки (как и в большинстве других сфер деятельности современного человека) требует от выпускника музыкального учебного заведения особой жизненной стратегии, характеризующейся, в частности, установкой на пролонгированное самообразование. Последнее становится сегодня в силу необходимости своего рода модусом существования специалиста (возраст в данном случае принципиальной роли не играет), сообщая смысл и личностную значимость этому существованию.
Новизна исследования:
1. Проанализированы закономерности вариативности и преемственности в историческом самодвижении отечественной музыкальной педагогики (на материале преподавания музыкально-исполнительских дисциплин); рассмотрена в историческом ракурсе эволюция форм и методов работы в музыкально-исполнительских классах.
2. Раскрыты внутренние связи и зависимости между приоритетами отечественной музыкальной педагогики минувшего столетия (школа А.Б.Гольденвейзера) - и современными подходами к воспитанию и образованию учащихся-музыкантов.
3. Рассмотрена сложившаяся на сегодняшний день ситуация в российском профессиональном музыкальном образовании, характеризующаяся диверсификацией специальностей (консерватории, музыкальные факультеты педвузов, институты культуры и искусств и др.) и, соответственно, разнообразием целевых ориентиров, направлений деятельности, форм и методов учебно-воспитательной работы. Одновременно подчеркнута актуальность курса на универсализм обучения, способный обеспечить выпускникам различных музыкальных учебных заведений относительно благоприятные условия при трудоустройстве, а также при возможных сменах видов профессиональной деятельности.
4. Указано на возрастание значения и роли учебно-образовательных модулей в преподавании музыкальных дисциплин; дана трактовка модуля как унифицированного блока информационно-знаниевых комплексов, образующих в совокупности нечто целое, внутренне взаимосвязанное, функционирующее по принципу синергизма. Доказано, что модули могут успешно применяться не только в междисциплинарном аспекте, но и в русле одной музыкальной дисциплины.
5. Обосновано понятие самотрансценденции применительно к музыкальной деятельности, раскрыты природа и сущность этого феномена.
Подчеркнуто, что на практике, при нередкой смене видов и форм труда, изменении личностно-профессиональных требований к работнику, имеют место подчас выходы индивидуума за свои как бы генетически предопределённые границы, пределы, потенциальные возможности.
Теоретическое значение исследования в том, что очерчены основные параметры интегративной методики обучения, сочетающей традиции недавнего исторического прошлого и новые подходы, релевантные требованиям времени и задачам, стоящим сегодня перед учебными заведениями типа педвузов и институтов культуры. Выявлены критерии, принципы и методологические подходы, как сближающие, так и отличающие работу музыкально-исполнительских классов в профессиональных учебных заведениях различных видов и типов (с учётом их специфики).
Систематизированы художественно-эстетические и педагогические принципы школы А.Б.Гольденвейзера, представлявшей собой один из наиболее ярких и значительных феноменов российской музыкальной педагогики XX в. Определены основные, смыслообразующие компоненты этой школы, которые, сохранив свою актуальность, свою идейно-художественную и профессиональную ценность органично вошли в современные структуры музыкального воспитания и образования.
Практическое значение исследования в том, что его материалы могут быть использованы в целях оптимизации учебно-воспитательной работы в музыкально-исполнительских классах, а также при разработке перспективных направлений этой работы на будущее. Обоснованы и рекомендованы к практическому использованию информационно-когнитивный, модульный и творчески-поисковый методы работы с учащимися-музыкантами. Технологии обучения, получившие освещение в диссертации, могут быть экстраполированы в смежные области художественно-творческой педагогики. Данные, полученные в ходе работы, её методологические установки и рекомендации найдут применение в лекционных курсах «Обучение игре на музыкальных инструментах», «История и теория музыкального исполнительства», а также в процессе индивидуальных музыкальных занятий.
Апробация и внедрение результатов работы происходили:
Посредством публикации статей и теоретико-методических материалов по теме диссертации; в ходе выступлений автора с докладами и сообщениями на научных конференциях; в процессе проведения опытно-экспериментального исследования на базе музыкального факультета МПГУ и Брянского областного музыкального колледжа; в ходе обсуждения работы на кафедре музыкальных инструментов музыкального факультета МПГУ.
Достоверность исследования обеспечена: а) опорой на авторитетные труды отечественных дидактов, психологов, педагогов-музыкантов, философов, музыковедов; б) адекватностью методологии исследования его проблематике; в) оптимальным сочетанием теоретического и опытно-экспериментального аспектов работы; г) проверкой основных положений и выводов исследования в ходе педагогических наблюдений, анкетирования и других методов эмпирического уровня.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования: на материале занятий музыкой2012 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании2001 год, доктор педагогических наук Федорович, Елена Наримановна
Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки2004 год, кандидат педагогических наук Хмунина, Татьяна Алексеевна
Проблема национальных традиций в преподавании музыки: Теоретический и методический аспекты2002 год, доктор педагогических наук Мариупольская, Татьяна Геннадиевна
Обучение игре на фортепиано в России: этапы и стадии: XIX - XXI вв.2008 год, кандидат педагогических наук Курганская, Ольга Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Хорошилова, Юлия Андреевна
149 ВЫВОДЫ
1. Музыкальная педагогика, подобно любой другой отрасли педагогической деятельности в сфере искусства, демонстрирует высокие результаты лишь в том случае, если она аккумулирует позитивные, жизнеспособные элементы предшествующего профессионального опыта и, одновременно, вбирает в себя элементы, актуальные для современной практики преподавания.
2. Вбирая и ассимилируя наиболее жизнестойкие традиции прошлого, современная педагогика одновременно обнаруживает тенденции, указывающие на некоторые важные направления теории и практики преподавания в будущем. Есть основания говорить, в этой связи, об усилении роли и значения индивидуального стиля деятельности учащихся, большей свободе их самопроявления; об углублении внимания к самообучению (самодвижению), опирающемуся на современные информационные технологии; об отказе от «узко-цеховых», утилитарно-прагматических подходов к работе с обучающимися.
3. К числу наиболее перспективных сегодня методов обучения могут быть отнесены: а) информационно-когнитивный; б) модульный; в) творчески-поисковый метод. Каждый из них, как подтвердило исследование, обладает богатыми потенциями в процессе личностно-профессионального становления учащегося-музыканта.
4. Исследование подтвердило, что всё очевиднее становится сегодня генезис и отличительные особенности современной музыкально-педагогической парадигмы - не обучить, а научить учиться, что предполагает способность молодого специалиста самостоятельно определять стратегию и тактику своего личностно-профессионального роста; выбирать индивидуальную траекторию самодвижения; вырабатывать креативный подход к решению разного рода задач; прививать вкус к нестандартным, инновационным действиям.
5. Школа А.Б.Гольденвейзера, одного из наиболее видных музыкантов-педагогов XX в., школа, отмеченная чётко выраженными художественно-эстетическими принципами и установками, — вплоть до настоящего времени сохраняет свою актуальность для обучающихся музыке и отечественного музыкально-педагогического корпуса.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хорошилова, Юлия Андреевна, 2009 год
1. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие / Науч. ред. В. А. Сластенин. - М.: Музыка, 1990. - 186 с.
2. Абдуллин Э. Б. Методология музыкально-педагогического образования: Программа для высшей школы. М.: Музыка, 1997. - 67 с.
3. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие. М.: Прометей, 2005. — 232 с.
4. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. высш. Учеб. заведений. М.: Прометей, 2003. - 223 с.
5. Абдуллин Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования. Дисс. на соискание учёной степени д-ра пед. наук. М., 1991.
6. Абдуллин Э. Б. Теория и методика музыкального образования: Программа для высшей школы. М., 1997.
7. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.- 111 с.
8. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Часть 3. М. Музыка, 1982 г. 286 с.
9. Алексеев А. Д. Русские пианисты: Очерки и материалы по истории пианизма. Выпуск 2. Под ред. А. Николаева. М.: Музгиз, 1998. -314 с.
10. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: Учебное пособие. — М.: Владос, 2000. 334 с.
11. И. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века.—2-е издание. Л.: Музыка, 1979. - 341 с.
12. Бабанский Ю. К Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
13. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 78с.
14. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии, 1981, № 1.
15. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
16. Бабанский Ю.К Рациональная организация учебной деятельности. -М: Знание, 1981. 96 с.
17. Баренбойм Л. А. За полвека. Л:: Советский композитор, 1989. -362 с.
18. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, 1974. -336 с.
19. Баренбойм Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982. - 277 с.
20. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л.: Сов. комп., 1979. -352 с.
21. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Мысль, 1993. -252 с.
22. Бердяев H.A. Царство Духа и царство кесаря / Сост. и послесловие П.В.Алексеева. -М.: Республика, 1995. 375 с.
23. Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. - 218 с.
24. Бетховен Л. Сонаты / ред. А. Б. Гольденвейзер. T.l. М.: Гос. Муз. Издат., 1963. — 250 с.
25. Блинов В. И. Развитие образования в России в XVIII начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. - М., 2001.
26. Блинов В. И. Эффективность обучения (методологический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
27. Блинов В. И. Эволюция аксиологических оснований теории и практики образования в России (XVIII начало XX в.). - М.: Прометей, 2002. - 232 с.
28. Бунин В. "Самуил Евгеньевич Фейнберг. Жизнь и творчество". -Москва, "Музыка", 1999.
29. Валицкая А. П. Российское образование: модернизация и свободное развитие. Журн. Педагогика. 2001, № 7, С. 5
30. В классе А. Б. Гольденвейзера: Сб. статей / Сост. Д. Д. Благой, Е. И. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1968. - 214 с.
31. Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминания / сост. М. Г. Соколов, Вып. 1. М.: Музыка, 1965. -245 с.
32. Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминания / сост. М. Г. Соколов, Вып. 4. М.: Музыка, 1976. 204 с.
33. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Сборник статей. Вып. 2. М. Музыка. 1969 г. 355 с.
34. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб.науч.тр. Вып. 1 10 / Под ред. А.Н.Малюкова. -М., 1997-2003.
35. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. Вып. 12 / Под ред. А. Н. Малюкова, С. Н. Байдалинова. М.: МПГУ, 2006. - 150 с.
36. Воробьева О. А. Актуальные проблемы теоретико-методической подготовки учительских кадров в научно-педагогическом наследии О. А. Апраксиной. Дисс. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва, 1997
37. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
38. Выготский Л. С. Психология искусства. Изд 2-е испр. и доп.— М.: Искусство, 1968. 576 с.
39. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М.Хентовой. М.- Л., 1966.
40. Галушка В. Н. Современные подходы к формированию музыкально-исполнительской техники. Дисс. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
41. Гегель. Наука логики, т 5. М: Наука, 2005, - 800 с.
42. Гегель. Работы разных лет. В 2-х томах. Сост., общ. ред. и вступ. статья А. В. Гулыги. т. 1. М.: Мысль, 1970. - 667 с.
43. Гинзбург Л. М. О работе над музыкальным произведением. -М.: Музыка, 1981.- 143 с.
44. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве: сборник статей / Сост. Д. Д. Благой. М.: Музыка, 1975. - 416 с.
45. Гольденвейзер А. Б. Статьи, материалы, воспоминания. Сост. Д. Д. Благой. М.: Сов. комп., 1969. - 446 с.
46. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / Монография М., 1999.
47. Горлинский В.И. Музыкальное образование как процесс: реалии времени, тенденции, прогнозы, перспективы. М., 2003.
48. Дельсон В. Г. Нейгауз. М., Музыка, 1966.
49. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М, Владос-пресс, 2003. 400 с.
50. Джуринский А. Н. Научные и методологические проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики. М.: Прометей, 2005.
51. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире:
52. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
53. Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. -М., 2002, 524 с.
54. Зак Я. И. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов. В сб.: Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. Составление и общая редакция М.Г.Соколова М., 1968. - 180 с.
55. Зак Я. И. Статьи. Воспоминания. М., 1977. - 219 с.
56. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. -175 с.
57. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М. Педагогика, 1990.-424 с.
58. Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во академ. пед. наук РСФСР, 1962. - 148 с.
59. Зетель И. 3. Н. К. Метнер-пианист. Исследование. — М.: Музыка, 1980.-231 с.
60. История педагогики и образования / Под ред. Пискунова А.И. — М., 2001.-512 с.
61. Каган М. С. Введение в теорию художественной культуры. — СПб., 1993.
62. Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Ч. I II III. Л., Искусство, 1972. 440 с.
63. Каган М. С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры // Вопросы методологии и социологии искусства. Л., 1988.
64. Киященко Н. И. Парадоксы теории и практики эстетического воспитания в современной России // Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998.
65. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. статья и примеч. В. А. Александрова. — М.: Правда, 1991.-662 с.
66. Коган Г. М. Вопросы пианизма: Избранные статьи. М.: Сов. комп., 1968.-462 с.
67. Коган Г. М. Избранные статьи. 2-й выпуск. М.: Сов. комп., 1972.-265 с.
68. Коган Г. М. Работа пианиста. М.: Классика-ХХ1, 2004. - 201 с.
69. Коган Г. М. У врат мастерства.' М.: Классика-ХХ1, 2004. -133 с.
70. Коржуев А. В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М., 2003.
71. Краевский В. В. Инновации и традиции два полюса мира образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-01 .Ыт
72. Краевский В. В. Методология научного исследования: Пособие для студ. и аспир.гуманитар.ун-тов. СПб.: СПбГУП, 2001.148 с.
73. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
74. Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. М., 1994. - № 6.
75. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 36 с.
76. Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке: Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т. 3. Л.: Музгиз, 1960. -368 с.
77. Латышина Д. И. История педагогики. М.: Гардарики, 2002. '603 с.
78. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. школа, 1991. — 359 с.
79. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 184 с.
80. Лернер И. Я. Проблемное обучение. -М., 1974.
81. Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. - 234 с.
82. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Либерман. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 142 с.
83. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
84. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование. М., 1990.
85. Мариупольская Т. Г. Об особенностях обучения в музыкально-исполнительских классах. В сб. Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Вып.З.Тамбов.2001.
86. Мариупольская Т. Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.: Прометей МПГУ, 2002. - 204 с.
87. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты). Автореферат дисс. на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 2002.
88. Мастера советской пианистической школы. Очерки. Ред. А.
89. Николаева. М, 1961 г. 237 с.
90. Мастерство музыканта-исполнителя / сост. Л. Милыптейн. — М.: Советский композитор, 1972. — 345 с.
91. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
92. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.
93. Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М, 1963.
94. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Абдуллин Э.Б. — М., 1999.
95. Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. - 440 с.
96. Милыптейн Я. И. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. Комп., 1990.-286 с.
97. Милыптейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. -М., 1983.
98. Милыптейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.-471 с.
99. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / сост. Г. М. Цыпин; Белгор. Гос. Ин-т культуры и искусств, Белгород: Белгор. обл. тип., 2007. -412с.
100. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.-383 с.
101. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. 2-е изд. М.: Музыка, 1961. - 318 с.
102. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века. М., 1991.
103. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., Музыка, 1980 - 112с.
104. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Автореф. дис. на соискание учёной степени д-ра пед. наук. М., 2000.
105. Николаева Е. В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия. М., 1998.
106. Новиков А. М. Методология образования. М., 2002.
107. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. — М., 2000.
108. Оборин И. Н. Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1977. — 219 с.
109. Очерки по истории советского фортепианного искусства. — М.: Музыка, 1979 г.
110. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д., Феникс, 2002. 544 с.
111. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю.К.Бабанского. М., Просвещение, 1988. - 478 с.
112. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Научное издательство «Большая советская энциклопедия», 2002.
113. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997.384 с.
114. Петрушин В. И., Петрушина Н. В. Валеология: Учеб. пособие. -М.: Гардарики, 2002. 432 с.
115. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / Ред. М. Е.Тараканов. М., 1982.
116. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. Муз. Фак. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Д. К. Кирнарская, К. В. Тарасова, Н. И. Киященко и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
117. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура: Монография. -СПб.: Наука, 1994.
118. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.
119. Рапацкая Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки / MILL У. М.: Прометей, 1991. - 137 с.
120. Римский-Корсаков Н. А. О музыкальном образовании // Поли, собр. соч., Т. 2.-М., Музгиз, 1963. 280 с.
121. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994.-223 с.
122. Рубинштейн А. Г. Лекции по истории фортепианной литературы. Ред. и коммент. С. Л. Гинзбурга. М.: Музыка, 1974. - 109 с.
123. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3-х томах. Т.1. — М., 1983.-215 с.
124. Савшинский С. И. Пианист и его работа / С. Савшинский. М.: Классика-ХХ1, 2002. - 239 с.
125. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). — М.: Педагогика, 1986. 150 с.
126. Скаткин М. Н. Новые исследования в педагогических науках: сборник статей. №2. М.: Педагогика, 1970. - 83 с.
127. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения.
128. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
129. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. -576 с.
130. Словарь иностранных слов. 18-е издание, стереотипное. М.: Русский язык, 1989. - 624 с.
131. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 400 с.
132. Смолин О. Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией. «Педагогика», 1999, № 7.
133. Стасов В. В. Избранные сочинения в трех томах. Т. 2. — М., Искусство, 1952. 774 с.
134. Сухова Л. Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы / Лариса Георгиевна Сухова; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. — Тамбов, 2004. -277 с.
135. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов; Рос. акад. наук. Инст. Психологии. -М.: Наука, 2003. 377 с.
136. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-535 с.
137. Талалова Л. Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2003. - 368 с.
138. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты: Монография // Авторский коллектив: Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Иванников А.Д., Молчанова О.П. -М., 1998.-284 с.
139. Фейнберг С. И. Пианизм как искусство. — М.: Классика XXI, 2001г.-340 с.
140. Философия: Часть первая: история философии: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. И. Кириллова, проф. С. И. Попова, проф. А. Н. Чумакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 374 с.
141. Философия: Часть вторая: Основные проблемы философии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В. И. Кириллова. Изд 2-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 304 с.
142. Хазанов П. А. Педагог-музыкант в современных условиях / Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Тамбов, гос. муз. пед. ин-т им С. В. Рахманинова. -Тамбов, 2000. -Вып 2. - 121 с.
143. Хмунина Т. А. Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки / Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 2004.
144. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. -Спб: Питер, 2001. 544с.
145. Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) / Геннадий Моисеевич Цыпин; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. Тамбов, 2005. - 337 с.
146. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие: Для музык.-пед. фак.-в и отд-й сред, и высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия, 1999.- 183 с.
147. Цыпин Г. M. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. — СПб., 2001.
148. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. — М.: Сов. комп., 1988. 382 с.
149. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№2119 «Музыка и пение». — М.: Просвещение, 1984. 176 с.
150. Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1982.
151. Цыпин Г. М. Святослав Рихтер. Творческий портрет. М., «Музыка», 1977. 24 с.
152. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков. М.: Классика-ХХ1, 2002. - 84 с.
153. Шаповалов В. Ф. Основы философии современности. К итогам XX века: Курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. М.: флинта, Наука, 1998. - 272 с.
154. Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1987.—60 с.
155. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов / Альбом для юношества. — Спб: Лань, 2006. 88 с.
156. Яворский Б. Воспоминания, статьи, переписка. Том 1 / Сост. И. С. Рабинович. М.: Сов. комп., 1972. 711 с.
157. Яворский Б. Избранные труды. Том 2 / Ред. Д. Д. Шостаковича М.: Сов. комп., 1987. 365 с.
158. Яков Зак: Статьи, материалы, воспоминания / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. М.: Сов. комп., 1980. 208 с.
159. McLaughlin Т. Music and communication. L., 1970.
160. Meyer L. Music, the Arts and Ideas. Chicago; London, 1967.
161. Perspectives on Contemporary Music Theory // Ed. By B. Boretzand E. T. Cone. -N.Y., 1972.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.