Формирование готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Пешев, Дмитрий Фёдорович

  • Пешев, Дмитрий Фёдорович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 165
Пешев, Дмитрий Фёдорович. Формирование готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2017. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пешев, Дмитрий Фёдорович

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей

1.1. Сущность понятий «традиции», «исполнительские традиции»: методологический анализ

1.2. История возникновения и развития афроамериканской музыки: классификация жанров, стилей и направлений

1.3. Теоретическая модель формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской

музыки в системе дополнительного образования детей

Глава 2. Совершенствование процесса формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей

2.1. Диагностический инструментарий исследования

2.2. Апробация методики формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской

музыки

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей»

Введение

Актуальность исследования. Кардинальные изменения в нормативно-правовой базе отечественного образования заставляют по-новому взглянуть на содержание и методическое сопровождение организации процессов обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей. Особого внимания требует вопрос разработки дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области музыкального искусства. Среди наиболее актуальных задач предпрофессионального музыкального образования, определяющего выбор в будущем профессии музыканта-исполнителя, - становление и формирование исполнительских навыков юных музыкантов, в том числе обучающихся в классе классической гитары.

Большое значение в этом процессе отводится фонду изучаемого исполнительского репертуара. Гитарный репертуар, предназначенный для обучения детей в учреждениях дополнительного образования, в настоящее время достаточно ограничен: большая его часть состоит из произведений композиторов эпохи барокко, венских классиков, испанской и современной музыки. Педагоги-музыканты пытаются разрешить данную проблему, внедряя в репертуарный фонд произведения разных стран, жанров и направлений - носителей уникальных национальных музыкальных традиций, способствующих накоплению исполнительского опыта и расширению музыкального кругозора обучающихся. Однако до сих пор существуют музыкальные культуры, не подвергавшиеся специальному исследованию и не занявшие своё достойное место в гитарном репертуаре, предназначенном для детей и подростков. Таковой является афроамериканская культура, возникшая на почве случайных исторических событий, в результате которых произошёл синтез различных этнических традиций, повлекший за собой рождение новых страниц в мировой музыкальной сокровищнице.

При этом достоинством афроамериканской музыки является её способность вызывать интерес у детей, что, в свою очередь, способствует развитию мотивации к занятиям на гитаре, формирует музыкальный вкус обучающихся, толерантное отношение к музыкальным культурам разных народов. Стиль данной музыки отличается наличием сложного ритмического рисунка, уникального мелодизма, фактурного разнообразия, - отсюда возникает множество оригинальных приёмов игры на инструменте, поэтому все его образцы станут благодатным материалом для развития музыкальности, чувства ритма и техники обучающихся.

В российской гитарной теоретической и методической литературе афроамериканская музыка, как значимое явление современной мировой музыкальной культуры, до сих пор является малоизученной областью. Проблематика диссертации сочетает в себе некий взаимосвязанный конгломерат вопросов: от расширения репертуарных границ юных гитаристов - к воспитанию у них навыков и умений профессионального музыканта, владеющего знаниями, спецификой и особенностями различных исполнительских гитарных стилей. Однако, при существующем положении, когда есть огромное количество переложений и произведений многочисленных жанров афроамериканской музыки, наблюдается дефицит аналитического научного подхода к освоению ее исполнительских традиций и, соответственно, практических выводов и методик.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий между:

- возрастающими требованиями общества к улучшению качества музыкального обучения и воспитания детей в системе дополнительного образования и недостаточной разработанностью новых направлений и технологий для успешной реализации этой задачи;

- объективными возможностями формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей и

отсутствием научных исследований, раскрывающих теоретико-методические основы данной проблемы;

- потребностью преподавателей гитары в научно-обоснованных рекомендациях и специальных методиках, позволяющих осуществлять подготовку обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей, и отсутствием подобных научных разработок.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости разработки теоретико-методических основ формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей.

Актуальность и недостаточная разработанность теоретических и методических основ изучаемой проблемы явились основанием для выбора темы исследования: «Формирование готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей».

Степень научной разработанности проблемы.

В разработке научных основ формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей огромное значение имеют труды из разных областей общей и музыкальной педагогики, психологии, философии, культурологии и искусствоведения.

Особое значение в контексте исследуемой проблемы представляют труды Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, Т.М. Марютиной, изучающие проблемы учебной мотивации; исследования Л.С. Выготского, И.Ф. Гербарта, А.Е. Личко, Д.Б. Эльконина и др., в которых изложены основные положения современной психологии обучения и воспитания подростков; работы Л.Л. Бочкарева, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова,

А.В. Тороповой и др., посвященные различным проблемам музыкальной психологии и психологии музыкального образования.

Социально-культурный подход в образовании раскрывается в трудах А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.С. Садовской, Т.В. Христидис и др.

Важную роль в исследовании изучаемой проблемы сыграли педагогические труды ученых о методологии, содержании, принципах музыкального образования: Э.Б. Абдуллина, Н.И. Ануфриевой, Б.В. Асафьева, О.А. Блока, Д.Б. Кабалевского, Л.С. Майковской, А.П. Мансуровой, Е.В. Николаевой, А.И. Щербаковой, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка.

Современная наука сегодня не ограничивается лишь уникальными и самобытными образцами так называемых «универсум-культур» (в нашем случае это афроамериканская музыка): все больше в ней появляется трудов, затрагивающих проблемы многообразия афроамериканской культуры, ее национальной идентичности и духовной составляющей. Среди них выделим те, что оказали должное влияние при актуализации проблемы и поисках ее решения - это труды А. Карпентьера, Е.М. Коровиной, С.Ю. Сигида, О.В. Тытык, а также исследования В.Д. Конен, И.В. Кряжевой, В.Р. Доценко, А.Н. Фишер об истории возникновения и развития афроамериканской музыкальной культуры.

Заслуживают пристального внимания работы, посвященные искусству музыкальной импровизации: об импровизации и подборе по слуху Ю.В. Шмалько (1998), о феномене импровизации - Д.Р. Лившица (2003), об импровизации и композиции в джазе Ю.Г. Кинуса (2008), о теоретическом аспекте развития импровизации у подростков О.И. Беспалова (2009), о сущности импровизации в музыке И.В. Овчарова (2011), об импровизации в истории искусств и в учебном процессе Л.Н. Мун (2011), о джазовой вокальной импровизации А.Н. Зайцевой (2012), о феномене свободной импровизации в музыке XX века А.Ю. Сысоева (2013).

Поскольку любое явление в музыкальной культуре обязательно включает в себя понятие «традиция», то в процессе изучения данного вопроса были использованы работы С.С. Апажевой, М.Г. Завьялова, О.В. Ледовской, Т.Г. Мариупольской, С.Г. Проскурина, И.Н. Полонской, В.В. Сопова, Л.М. Цыплаковой, Л.Н. Шабатуры, Ю.В. Шелудяковой, П. Штонпки и др.

Более специализированный ракурс изучаемой проблемы -исполнительские традиции - впервые был представлен русским гитаристом, педагогом и композитором В.А. Русановым (1866-1918), внесшим огромный вклад в популяризацию гитары в России, его учеником и последователем В.П. Машкевичем (1888-1971), в методических пособиях русского педагога-гитариста М.Ф. Иванова (1889-1953), историка гитары и музыковеда Б.Л. Вольмана (1895-1971). Достаточно подробно данное понятие, а также проблема развития исполнительских умений и навыков раскрыты в диссертационных трудах К.В. Ильгина, (2003), Н.Н. Дмитриевой (2004), М.А. Самохиной (2005), В.Р. Ганеева (2006), А.А. Петропавловского (2006), В.Г. Борисевича (2008), Н.П. Михайленко (2011), Н.С. Якименко (2012), в исследованиях Д.А. Бережного (2013), С.А. Егоровой (2015).

Таким образом, несмотря на научный интерес ученых и педагогов-музыкантов к некоторым сторонам рассматриваемой нами проблемы, до сих пор специального исследования, посвященного формированию готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей, не проводилось.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей; разработка и внедрение теоретической модели и авторской методики в учебный процесс.

Объект исследования - музыкальное обучение и воспитание гитаристов в системе дополнительного образования детей.

Предмет исследования - процесс формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей.

Исходя из цели, были выдвинуты следующие задачи:

- уточнить сущность понятия «исполнительские традиции»;

- осуществить классификацию жанров афроамериканской музыки в контексте ее исторического развития.

- спроектировать теоретическую модель формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей;

- выявить педагогические условия, необходимые для эффективного освоения обучающимися-гитаристами исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей;

- создать диагностический инструментарий для проведения экспериментального исследования;

- разработать методику формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки; выявить эффективность и целесообразность разработанной методики в ходе проведения экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: процесс формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей будет эффективным, если:

- спроектирована педагогическая модель формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей, содержание которой составляют взаимообусловленные компоненты: телеологический, содержательный, технологический;

- определены педагогические условия, повышающие эффективность данного процесса;

- создан диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровни готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки;

- разработана методика формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки на основе изучения специфики ее жанров и особенностей исполнительских приемов.

Методологическую основу исследования составили концепции, раскрывающие понятия «традиции» и «исполнительские традиции» с точки зрения философии: С.С. Апажевой, М.Г. Завьялова, О.В. Ледовской, И.Н. Полонской, В.В. Сопова, В.В. Толкачёва, Л.Н. Шабатуры; в социологическом ракурсе - П. Штонпки; в педагогике музыкального образования и музыкальном искусстве - Т.Г. Мариупольской, С.Г. Проскурина, С.М. Цыплаковой, Ю.В. Шелудяковой.

Теоретической основой исследования явились:

- психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского, Л.И. Божович, И.Ф. Гербарта, А.Е. Личко, Т.М. Марютиной, в которых изложены основные положения психологии обучения и воспитания подростков;

- педагогические воззрения ученых о содержании, принципах, методах музыкального образования: Э.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Л.С. Майковской, Е.В. Николаевой, А.И. Щербаковой, П.А. Черватюка;

- научные труды В.Р. Доценко, А. Карпентьера, В.Д. Конен, И.В. Кряжевой, А.Н. Фишера об истории возникновения и развития афроамериканской музыкальной культуры;

- исследования и научно-методические труды в области обучения игре на классической гитаре Д.А. Бережного, В.Г. Борисевича, А.Ф. Гитман,

Н.Н. Дмитриевой, Н.Г. Кирьянова, И.В. Козлина, Е.Д. Ларичева, Н.П. Михайленко, М.А. Самохиной, К.О. Смолина.

Методы исследования:

- анализ специальной литературы по изучаемой проблеме;

- обобщение, синтез и моделирование;

- наблюдение, беседы;

- анкетирование;

- количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования экспериментальных данных;

- педагогический эксперимент.

Базы исследования: автономная некоммерческая организация музыкально-эстетический центр «Аллегро»; государственное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Москвы «Детская школа искусств им. М.А. Балакирева».

Этапы исследования: исследование проводилось с 2013 г. по 2016 г.

На первом этапе (2013 - 2014 гг.) осуществлялся анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Определялись основополагающие методологические характеристики (цель, задачи, гипотеза, методы исследования и теоретико-методические основы и др.); изучался опыт преподавателей гитарных классов, разрабатывался инструментарий для проведения опросов и анкетирования.

С целью выявления состояния изучаемой проблемы в музыкально -педагогической практике и получения эмпирического материала, необходимого для разработки авторской методики, было проведено анкетирование преподавателей гитары (41 респондент), студентов-гитаристов (47 респондентов), обучающихся-гитаристов (62 респондента), родителей (113 респондентов). В данном исследовании приняло участие 263 человека. Конструировалась теоретическая модель формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей; создавался диагностический

инструментарий (показатели, параметры, критерии оценки, опросники, задания), позволяющий фиксировать уровни готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки; разрабатывалась методика, направленная на освоение гитаристами исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей.

На втором этапе (2014 - 2015 г.г.) проводилось диагностическое исследование исходного уровня готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки. Осуществлялась экспериментальная работа по внедрению теоретической модели формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей в учебно-воспитательный процесс; проводилось контрольное обследование уровня готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки.

На третьем этапе (2015-2016 гг.) систематизировался материал, полученный в ходе формирующего эксперимента; разрабатывались методические рекомендации для преподавателей, ведущих занятия с гитаристами в системе дополнительного образования детей; обрабатывались полученные данные; уточнялись теоретико-методические выводы; подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

- уточнено содержание понятия «исполнительские традиции», рассматриваемое как комплекс передаваемых из поколения в поколение исполнительских художественно-технических приёмов и выразительных средств, отражающих музыкальные предпочтения определённой исторической эпохи;

- спроектирована теоретическая модель формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей, содержание которой составляют три взаимообусловленных компонента: телеологический, содержательный и технологический;

- выявлены педагогические условия, необходимые для успешного освоения обучающимися-гитаристами исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования (знание учителем психофизиологических особенностей подростков; развитие у обучающихся мотивации к занятиям на классической гитаре и освоению жанров афроамериканской музыки; использование аутентичной стихотворной формы блюза для постижения некоторых жанров афроамериканской музыки; овладение обучающимися-гитаристами принципами элементарной импровизации);

- разработан диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровни сформированности готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки и включающий классификацию данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники, систему заданий;

- создана методика формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки на основе изучения специфики ее жанров и особенностей исполнительских приемов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретические основы процесса формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей: цели; задачи; дидактические принципы (поликультурности, диалогичности, деятельностного освоения музыкального искусства, целостности, доступности); подходы (культурологический, аксиологический); содержание

обучения; система общедидактических и специальных методов музыкального обучения, направленных на решение учебных задач и освоение содержания афроамериканской музыки; педагогические условия; формы обучения. Осуществлен ретроспективный анализ истории возникновения и развития афроамериканской музыки, позволивший дифференцировать и классифицировать жанры, стили и направления афроамериканской музыки.

Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения, методические разработки и рекомендации позволят повысить эффективность процесса обучения гитаристов в учреждениях дополнительного музыкального образования детей. Материалы диссертации могут использоваться в лекционных и семинарских занятиях по дисциплине «Методика обучения игре на гитаре», а также на курсах повышения квалификации педагогов-гитаристов. Результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавателей гитары детских музыкальных школ, школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением целого комплекса соответствующих методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования; опорой основных положений и научных выводов на достижения современной педагогики и психологии; практическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работы; применением математических методов обработки результатов; проведением качественного и количественного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены: в 10-ти публикациях автора, из них 3 - опубликованы в журналах, входящих в перечень научных изданий ВАК РФ; в процессе экспериментальной работы с обучающимися-гитаристами АНО Музыкально-эстетического центра

«Аллегро» (г. Москва), ГБУДО г. Москвы «ДШИ им. М.А. Балакирева»; в выступлениях на педагогических советах в данных учебных заведениях; в научных докладах автора на XI международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в современном мире» (г. Москва, 2013 г.); на IV международной научно-практической конференции «Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства» (г. Краснодар, 2014 г.); на XII международной научно-практической конференции «Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования» (г. Москва, 2014 г.); на международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (г. Казань, 2013 г.); на международной научно-практической конференции «Музыкознание в зеркале современности» (г. Казань, 2014 г.); на VIII международной научно-практической конференции «Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве» (г. Москва, 2015 г.); на III международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (г. Казань, 2014 г.); на V международной научно-практической конференции «Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства» (г. Краснодар, 2015 г.); в обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедре музыкального образования Московского государственного института культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исполнительские традиции - это комплекс передаваемых из поколения в поколение исполнительских художественно-технических приёмов и выразительных средств, отражающих музыкальные предпочтения определённой исторической эпохи. Исполнительские традиции афроамериканской музыки обладают высоким педагогическим потенциалом, так как их освоение способствует формированию мотивации обучающихся к

занятиям на гитаре, развитию музыкальности, чувства ритма и импровизационной техники.

2. Афроамериканская музыкальная культура как уникальное историческое явление, возникшее в результате интеграции европейской и африканской этно-традиций, развивалась в двух направлениях, включающих музыкальные жанры Северной Америки (спиричуэл, блюз, регтайм, джаз, свинг, бибоп) и Латинской Америки (самба, босса-нова, румба). Специфическими особенностями всех музыкальных жанров афроамериканской культуры является сложная полиритмическая структура и импровизационная составляющая.

3. Теоретическая модель формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей базируется на культурологическом и аксиологическом подходах и представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, содержания, методов, форм обучения и педагогических условий. В основе теоретической модели заложены ведущие дидактические принципы, необходимые для современного музыкального воспитания подростков в системе дополнительного образования: принцип поликультурности, принцип диалогичности, принцип деятельностного освоения музыкального искусства, принцип целостности, принцип доступности.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность освоения обучающимися-гитаристами исполнительских традиций афроамериканской музыки, являются: знание учителем психофизиологических особенностей подростков; развитие у обучающихся мотивации к обучению на классической гитаре и освоению жанров афроамериканской музыки; овладение обучающимися-гитаристами принципами элементарной импровизации; использование аутентичной стихотворной формы блюза для постижения некоторых жанров афроамериканской музыки.

5. Диагностический инструментарий, разработанный в рамках диссертационного исследования, позволяет фиксировать уровни готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки и содержит классификацию данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники, систему заданий.

6. Методика формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки включает изучение специфики ее жанров и особенностей исполнительских приемов, способствующих развитию импровизационной техники; состоит из специальных упражнений, формирующих виды особого звукоизвлечения и звукодвигательных навыков.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей

1.1. Сущность понятий «традиции», «исполнительские традиции»: методологический анализ

В настоящее время понятие «традиции» является важнейшей категорией теории культуры. В силу своей сложности и многогранности его окружает множество проблем, таких как традиции и новаторство, проблематика традиционности, социального наследования, культурной преемственности и т.д., которые привлекают к себе внимание исследователей из разных сфер научного знания. Феномен традиции учёные рассматривают в разных аспектах - философском, педагогическом, социологическом, историческом, культурологическом, этнографическом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пешев, Дмитрий Фёдорович, 2017 год

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Издательство Гном», 2010. - 416 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

3. Абдуллин Э.Б Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта. Учебное пособие. / Э. Б. Абдуллин. - СПб.: Планета музыки: Лань, 2014. - 368 с. [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система Лань. URL: https://elanbook.com/book/5069Hcategory pk=2614 (дата обращения 28.11.2014).

4. Агафошин П.С. Новое о гитаре. - М.: Муз. сектор, 1928. - 60 с.

5. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / Под ред. Е. Ларичева. - М.: Музыка, 1983. - 207 с.

6. Ананьев Б. Г. Очерки психологии / АН СССР, Ин-т философии. - Л. : Лениздат, 1945. - 160 с. [Электронный ресурс]. URL: elib.gnpbu.ru/text/ananyev_ocherki-psihologii_1945/fs,1/ (дата обращения 18.02.2015).

7. Ансимова Н. П. Психология постановки учебных целей: монография. -Ярославль: ЯГПУ, 2006. - 267 с.

8. Апажева С. С. Традиция в российском социуме: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Нальчик, 2003. - 138 с.

9. Артишевская Т.М. Формирование учебной мотивации подростков при изучении гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе: дис. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2003. - 189 с.

10. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 110 с. [Электронный ресурс]. URL: http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/112820 (дата обращения 24.10.2014).

11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

13. Бережной Д.А. Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 163 с.

14. Белучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. - М.: Музыка, 2005. - 461 с.

15. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Изд. дом Питер, 2001. -288 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc5787984 368371672 (дата обращения 03.09.2014).

16. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США. Конец XVIII - нач. XIX в. - М., 1986. - 114 с.

17. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -СПб.: Питер, 2008. - 398 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich Hchnost-i-ee-formirovanie 2008/fs,1/ (дата обращения 08.09.2014).

18. Борисевич В. Г. Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 165 с.

19. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Изд. дом «Классика-XXI», 2006. - 352 с.

20. Бочкарев Л.Л. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. - М., 1981. - 27 с.

21. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Келдыш Г.В. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 с.: ил.

22. Блох О.А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: Монография. - М.: МГУКИ, 2002. - 226 с.

23. Буаттура Н.Э., Майковская Л.С. Феномен артистизма в исполнительской деятельности музыканта // Вестник МГУКИ, 3 (47), 2012. -С. 216-220.

24. Верменич Ю.Т. И весь этот джаз. - СПб., 2005. - 456 с.

25. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Аст Астрель Хранитель, 2008. - 671 с. [Электронный ресурс]: Книжный архив. URL: http://www.klex.ru/b3v (дата обращения 12.11.2014).

26. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с. [Электронный ресурс]: Книжный лавка: Мечта театроведа. URL: http://teatr-lib.ru/Library/Vygotsky/Psychology_art/ (дата обращения 19.05.2014).

27. Ганеев В.Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса: дис. ... канд. иск. - Саратов, 2006. - 185 с. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/klassicheskaya-gitara-v-rossii-k-probleme-akademicheskogo-statusa (дата обращения: 27.03.2015).

28. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Гос. учеб.-педагог. изд., 1940. - Т.1. - 292 с.

29. Гитара и гитаристы: Ежемесячный литературный журнал. - Грозный: М. Панченков, 1925; № 1-10.

30. Гитара и гитаристы: Ежемесячный литературный журнал. - Грозный: М. Панченков, 1925; № 11-12.

31. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. - М., 2012; №1. - 80 с.

32. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. - М., 2012; №2. - 80 с.

33. Гитара и мастер: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. - М.: Торопов, 1999. - 56 с.

34. Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. - М.: Престо, 2003. - 62 с.

35. Гитман А.Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М.: «Музыка», 2005 - 107 с.

36. Глезер М.В. Педагогические условия гуманизации личности подростка

в процессе обучения музыке: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 259 с. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/gumanizatsiya-lichnosti-podrostka-v-protsesse-obucheniya-muzyke (дата обращения 28.04.2015).

37. Дмитриева Н.Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной гитары: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 232 с.

38. Доценко В.Р. История музыки Латинской Америки XVI-XX веков. -М.: Музыка, 2010. - 368 с., нот.

39. Довженко Д.А. Гармония шума: к проблеме освоения современной музыки // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика: Материалы XI Межд. науч.-практ. конф. / Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013. - С. 204-209.

40. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. № 4, 1997. - С. 299-308.

41. Дружинин Р. О. Формирование социального здоровья подростка в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. -Тамбов, 2013. - 275 с. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека РГБ. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01006612395 (дата обращения 15.04.2015).

42. Дудинский К.А. Проблема мотивации учащихся ДМШ в классах гитары // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Межд. науч.-практ. конф., 12-13 апр. 2007 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. - Тамбов, 2007. - С.88-90.

43. Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре / Чарльз Дункан, пер. с англ. Ивачева П. - Красноярск: Офсет плюс, 2004. - 72 с.

44. Егорова С. А. Классическая гитара в становлении исполнительских традиций западноевропейской, русской гитарной школы и практическое применение методики Андреса Сеговии в классах ДМШ: монография. -СПб.: ИНОВ, 2015. - 67 с.

45. Есаков В.А. Музыкальное образование в контексте социокультурной политики государства // Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: Материалы Х Межд. науч.-практ. конф., посвященной 20-тилетнему юбилею создания кафедры музыкального образования в МГУКИ / Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2012. - С. 12-19.

46. Есаков В.А. Экономическая поддержка музыкального образования и учреждений культуры: проблемы и реалии // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика: Материалы XI Межд. науч.-практ. конф. / Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013 . - С. 8-14.

47. Завьялов М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества: дис. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1997. - 201 с.

48. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: Теория, история и современные проблемы формирования: дис. ... д-ра культурологии. - М., 1999. - 506 с.

49. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 2004. - 152 с.

50. Иванова-Крамская Н.А. Жизнь посвятил гитаре. Воспоминания об отце. - М., 1995. - 28 с.

51. Ильгин К. В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис. ... канд. иск. - СПб., 2003. - 150 с.

52. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

53. Ильина Е.Р. Особенности мотивационно-системного подхода в музыкальном образовании // Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: Материалы Х Межд. науч.-практ. конф., посвященной 20-тилетнему юбилею создания кафедры музыкального образования в МГУКИ / Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2012. - С. 148-155.

54. Ильина Е.Р. Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 1998. - 207 с.

55. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Ерёменко. - М., 2001. - 27 с.

56. Казакова А.Г. Педагогика профессионального образования: Монография. - М.: Экон-Информ, 2007. - 551 с.

57. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Советский композитор, 1990. - 152 с.

58. Карпентьер А. Мы искали и нашли себя. - М., 1984. - 430 с.

59. Карпов Л.В. Развитие базовой исполнительской техники формирования звука в процессе обучения игре на гитаре: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2012. - 21 с.

60. Кирьянов Н.Г. Начальные уроки игры на шестиструнной гитаре. - Изд. 2-е. - М.: Заоч. нар. ун-т искусств, 1979. - 66 с.

61. Кирьянов Н.Г. Основные приёмы игры на шестиструнной гитаре. Изд. 2-е. - М.: Заоч. нар. ун-т искусств, 1985. - 56 с.

62. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Ч.1-3. - М.: Тоника, 1991. - Ч. 1. - 136 с.; Ч. 2. - 128 с.; Ч. 3. - 239 с.

63. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Тезисы Пятой межд. науч.-практ. конф.: 10-11 апреля 2010 г. // ред.-сост. В.Р. Ганеев. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. - 123 с.

64. Клочковский Г. Бразильская самба. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aac7bxa.xn--p1ai/index3.php (дата обращения: 13.04.2015).

65. Козлин В.И. Методика формирования двигательных навыков игры на гитаре в работе с подростками: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. -16 с.

66. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк. / пер. с англ. А. Медведева. - М.: Радуга, 1984. - 277 с.

67. Конен В.Д. Блюзы и 20 в. - М.: Музыка, 1980. - 80 с.

68. Красный А. Технические возможности русской семиструнной гитары. -М., 1963. - 25 с.

69. Кряжева И.А. Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки: дис. ... докт. иск. - Москва, 2007. - 293 с.

70. Кунгурцева И.Н. Формирование интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 193 с.

71. Кузнецов И.С. Техника игры на шестиструнной гитаре / Под ред. В. Илляшевича. - Киев: Музична Украина, 2002. - 146 с.

72. Кушенов-Дмитревский Д.Ф. Школа игры на гитаре. - СПб.: При Императорской Академии наук, 1814. - 50 с.

73. Ларичев Е. Д. Классическая шестиструнная гитара. - М.: Музыка, 1999. - 88 с.

74. Ларичев Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 1971. - 93 с.

75. Ледовская О.В. Роль традиций в современной культуре: дис. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2006. - 151 с.

76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/txt00.htm (дата обращения 18.10.2014).

77. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Ленинград, 1983. - 256 с.

78. Мазиков А.А. Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма: дис. ... канд. иск. - Ростов-на-Дону, 2008. -151 с.

79. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 - Музыкальное образование (Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700 - Музыкальное образование). - Изд. 2-е, допол. - М.: МГУКИ, 2005. -68 с.

80. Майковская Л.С. Воспитание этнокультурной толерантности на уроках музыки в общеобразовательной школе // Современные подходы к проблеме развития одаренных детей в системе дополнительного музыкального образования: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под ред. Максимова Е.И. - М.: МГУКИ, 2006. - С. 49-52.

81. Майковская Л.С. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения // Музыкальная психология и психология музыкального образования: Теория и практика: учебник для студ. муз. фак. учреждений высш. пед. проф. образования. Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - 2-е изд., перераб. и доп. Гл. 1, п.3. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. -С. 16-27.

82. Майковская Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании: дис. ... докт. пед. наук. - М., 2009. - 467 с.

83. Майковская Л.С. Воспитание этнокультурной толерантности средствами музыкального искусства // Музыкальное искусство и образование / Вестник кафедры ЮНЕСКО при МПГУ. - № 1, 2013. - С. 28-32.

84. Майковская Л.С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -№1 (22), 2008. - М.: МКУГИ, 2008. - С.181-185.

85. Майковская Л.С. Проблемы и перспективы художественного образования в современной России // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика: Материалы XI Межд. науч.-практ. конф. / Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013 . - С. 15-21.

86. Макаров Н.П. Несколько правил Высшей гитарной игры. - СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1874. - 248 с.

87. Маккиннон Л. Игра наизусть. - Ленинград: Музыка, 1967. - 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://notonly.ru/books.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=23311 (дата обращения 24.09.2014).

88. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки: Теоретический и методический аспекты: дис. ... докт. пед. наук. -М., 2002. - 337 с.

89. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие, 5-е издание. - М.: Флинта МПСИ, 2007. - 400 с. [Электронный ресурс]. URL: http://bookfinder.su7o/9785893493269/vvedenie-v-psihofiziologiu-uchebnoe-posobie-5-izd-marutina-ermolaev (дата обращения 10.10.2014).

90. Манилов В. Учись аккомпанировать на гитаре / В. Манилов. - Киев.: Музична Украина, 1990. - 208 с.

91. Медушевский В. В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: сб. статей. - М., 1984. Вып. 5. - С. 5-17.

92. Меньшов А.И. Самоучитель для семиструнной гитары с ключом к итальянской нотной системе и рисунками положения обеих рук. - М., 1892. -109 с.

93. Мир гитары: Музыкальный журнал с ил., нот. прил., Вып. 2. - М., 1991.

94. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. - Киев: Книга, 2003. - 247 с.

95. Михайлов М.К. Стиль в музыке: исследование. - Ленинград: Музыка, 1981. - 264 с.

96. Музыкальные жанры // Сб. статей под ред. T.B. Поповой. - M., 1968. -327 с.

97. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Теория и практика: учебник для студ. муз. фак. учреждений высш. пед. проф. образования / Под ред. Г.М. Цыпина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с.

98. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М., 1969. - 153 с.

99. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.: ноты.

100. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. Н72 В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

101. Овчаров И. В. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: на материале учебной работы в классах эстрадно-джазового искусства: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2011. - 150 с.

102. Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж,1995. - 131 с.

103. Пассов Е.И. Методическая школа Пассова. Концепция. Иноязычное образование. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2003. - 48 с.

104. Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле: дис. ... канд. иск. -Н. Новгород, 2006. - 189 с.

105. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Академический проект, 2006. - 400 с.

106. Пешев Д.Ф. Проблема сценического волнения и пути к её преодолению // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика: сб. ст. по Материалам XI Межд. науч.-практ. конф. / Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013. - С. 282-287.

107. Пешев Д.Ф. История возникновения и развития афроамериканской музыкальной культуры // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы Межд. науч.-практ.

конф. (Казань, 17-18 октября 2013 года) / Отв. ред. З.М. Явгильдина. -Казань: Изд-во «Отечество», 2013. - С. 194-197.

108. Пешев Д.Ф. Исполнительские традиции афроамериканской музыки // Музыкознание в зеркале современности Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Казань, 15-16 мая 2014 года. - Отв. ред. З.М. Явгильдина, Д.Ф. Хайрутдинова, Н.В. Шириева. - Казань: Изд-во «Отечество», 2014. - С. 303-306.

109. Пешев Д.Ф. Основные черты африканских традиций в музыкальных направлениях афроамериканской культуры // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: мат. XIII Межд. науч.-практ. конф. / под. науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - Москва: МГИК, 2015. - С. 229-231.

110. Пешев Д.Ф. Возникновение и развитие музыкальных направлений в северной Америке // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Мат. III Межд. науч.-практ. конф. (Казань, 19 ноября 2014 года) / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Н.В. Шириева. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С. 181-184.

111. Пешев Д.Ф. Основополагающие музыкальные жанры Северной Америки // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: материалы V межд. науч.-практич. конф. (Краснодар, 5 апреля 2015). - Краснодар, 2015. - С. 234-238.

112. Пешев Д.Ф. Педагогические условия освоения подростками жанров афроамериканской музыки в классе гитары ДМШ // Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования: Инновационные подходы, поиски и перспективы развития: Материалы XII Межд. науч.-практ. конф. / Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: МГУКИ, 2014. - С. 279-284.

113. Пешев Д.Ф. Классификация некоторых жанров афроамериканской музыки // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной

деятельности в сфере культуры и искусства: материалы IV межд. науч.-практич. Конф. / (Краснодар, 5 апреля 2014). - Краснодар, 2014. - С. 298-302.

114. Пешев Д.Ф. Исполнительские традиции афроамериканской музыки: Ретроспективный анализ // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/131-23486 (дата обращения: 03.12.2015).

115. Пешев Д.Ф. Классификация афроамериканских музыкальных жанров Северной Америки: история вопроса // Современные наукоемкие технологии.

- 2015. - № 12-5. - С. 924-928. [Электронный ресурс]. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35398 (дата обращения: 15.02.2016).

116. Пешев Д.Ф. Модель формирования готовности учащихся-гитаристов к освоению афроамериканской музыки // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1-5. - С. 178-181. [Электронный ресурс]. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35880 (дата обращения: 09.06.2016).

117. Платонов К.К., Глоточкин А.Д. Структура и развитие личности: психология личности. - М.: Наука, 1986. - 256 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1000205022-struktura-i-razvitie-lichnosti-k-k-platonov (дата обращения 18.10.2014).

118. Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика: дис. ... докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - 322 с.

119. Попов В.И. Асафьев и гитара. - Екатеринбург, 2003. - 55 с.

120. Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств / Сост. В.А. Кузнецов, А.Ф. Гитман.

- М.; 2002. - 10 с.

121. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста / Под ред. Б.М. Теплова. - М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 480 с.

122. Проскурин С.Г. Труба в эпоху барокко: Инструментарий, репертуар, исполнительские традиции: дис. ... канд. иск. - Ростов-на-Дону, 2005. - 210 с.

123. Психологические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс]: Психология для родителей. URL: http: //repnoe.ucoz.ru/psixolog/roditel/osobenosti podrostkov.pdf (дата обращения: 14.04.2015).

124. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Тарреги. - М.: Сов. композитор, 1988. - 190 с.

125. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре по методу Ф. Тарреги / Ред. А. Иванова-Крамского. - М., 1962. - 103 с.

126. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (изд. 2-е, 1946 г.). - Изд.: Питер, 2002. - 720 с. [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu obzhey psc.pdf (дата обращения 23.09.2014).

127. Руднев С.И. Русский стиль игры на классической гитаре: Методическое пособие. - Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2002. - 208 с.

128. Русанов В.А. Гитара в России. - М.: тип. А.В. Васильева и К', 1901. -63 с.

129. Самохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 165 с.

130. Сахапова Т.Ю. Олимпиады знатоков гитары для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ как форма соревнования / Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Тезисы Пятой межд. науч.-практ. конф.: 10-11 апреля 2010 г. / ред.-сост. В.Р. Ганеев. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. - С. 114-117.

131. Сахапова Т.Ю. Олимпиады знатоков гитары для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ: примеры заданий // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тезисы VI Межд. науч.-практ. конф., 16-17 апр. 2011 г. / Ред.-сост. В.Р. Ганеев; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. - Тамбов, 2011. - С.103-107.

132. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. - М.: Музыка, 1995. - 56 с.

133. Скребков C.C. Художественные принципы музыкальных стилей. - M., 1973. - 448 с.

134. Скрынников А.А. Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения: дис. . канд. пед. наук. - М., 1999. - 161 с.

135. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. (4-е изд.). - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 440 с.

136. Словарь русского языка (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - совместно с Н. Ю. Шведовой). - 944 с.

137. Старчеус М.С. Личность музыканта. - Москва: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2012. - 846 с.

138. Сопов В.В. Социально-философский анализ феномена традиции: дис. ... канд. филос. наук. - Кемерово, 2007. - 155 с.

139. Coxop A. H. Эстетическая природа жанра в музыке - M., 1968. - 105 с.

140. Coxop A. H. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы //Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - M., 1971. - С. 292309.

141. Специальный класс шестиструнной гитары. Программа для детских и вечерних музыкальных школ / Сост. Г.А.Ларичева. - М., 1982. - 48 с.

142. Толкачев В. В. Традиция как феномен культуры: Философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. - М., 1999. - 155 с.

143. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Издание 2-е, исправ. и доп.: Учебное пособие. - М.: «Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. - 240 с.

144. Торопова А.В. Интонирование как первичная психическая функция в генезисе музыкального сознания России // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика: Материалы XI Межд. науч.-практ. конф. / Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013 . - С. 55-61.

145. Фишер А.Н. Гармония в афроамериканском джазе периода стилевой модуляции - от свинга к бибопу: дис. ... канд. иск. - Екатеринбург, 2004. -188 с.

146. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1 / Пер. с нем. - М., 1986. -392 с.

147. Цыплакова С.М. Традиции и новации в русской духовной музыкальной культуре: дис. ... канд. культ. - Новосибирск, 2010. - 164 с.

148. Цитаты и афоризмы. [Электронный ресурс]: Цитаты и афоризмы о традициях. Цитаты и афоризмы о джазе. URL: http://citaty.su/tradiciya-citaty-i-aforizmy; http://citaty.su/dzhaz-folk-citaty-i-aforizmy (дата обращения: 14.11.2015).

149. Цуккерман B. A. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -M., 1964. - 160 с.

150. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. - М.: Наука, 1991. - Т.1. - 800 с.

151. Черватюк П.А. Перспективы интеграции искусства и науки в системе общего образования // Высшее образование в России. - № 12. - М., 2011.-С. 145-147.

152. Шабатура Л. Н. Традиция в социокультурном развитии личности: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2004. - 318 с.

153. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней / Пер. с фр. С. Кудрявицкой. - М.: Музыка, 1991. - 87 с.

154. Шелудякова Ю.В. Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко: дис. ... канд. иск. - Тамбов, 2008. - 244 с.

155. Ширялин А. Семиструнная гитара вчера, сегодня // Гитаристъ, 1999. -№1. - С. 48-51.

156. Щербакова А.И. Философия музыкального искусства: Учебное пособие. - М.: РГСУ, 2012. - 558 с.

157. Штонпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. Под ред. В.Я. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

158. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1977. - 226 с. [Электронный ресурс]: Книжный архив. URL: http://www.klex.ru/3rw (дата обращения 23.11.2014).

159. Юрченко И.В. Джазовый свинг: Явление и проблема: дис. ... канд. иск. - М., 2001. - 187 с.

160. Якименко Н. С. Акустическая гитара в диалоге с академической и джазовой традициями: автореф. дис. ... канд. иск. - Н.Новгород, 2012. - 25 с.

161. Яшнев В.И. Школа-самоучитель. - М., 1932. - 28 с.

162. Guitar College. [Электронный ресурс]: URL: http://www.guitar-one . ru/index. php/samouchiteli/196

163. Kasha M. A new look at the history of the classic guitar // Guitar Review. -1968. - P. 2-12.

164. Leon A. Muska folk! 6 rica cubana. - La Habana, 1964. - 165 p.

165. Newton Fr. The Jazz Scene. - London - Toronto: MacGibon & Kee, 1959; Praha, Ed. Supraphon, 1973. - 396 p.

166. Rodney D. Teach Yourself Jazz. - Illinois: NTC Contemporary Publishing Company, 1998. - 186 р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.