Интерпретация художественного образа в музыкально-исполнительской деятельности: на материале учебно-воспитательной работы в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Мельничук, Екатерина Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат наук Мельничук, Екатерина Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема интерпретации художественного образа в музыке: теоретико-методические основы
1.1. Общеэстетическая характеристика художественного образа и его исполнительская реализация в музыкальном искусстве
1.2. К проблеме принципов и методов работы исполнителя над интерпретацией музыки
1.3. Факторы, препятствующие выходу на оптимальные интерпретаторские решения. Музыкально-исполнительские и педагогические аспекты
1.4. Совершенствование процесса работы над интерпретацией музыкального произведения (на материале занятий с обучающимися в музыкально-исполнительских классах). Методический аспект
Глава 2. Интерпретация художественного образа в музыкально-исполнительском классе: опытно-экспериментальное исследование
2.1. Процесс воссоздания художественного образа учащимися-музыкантами: педагогические наблюдения
2.2. Исполнительское воплощение художественного образа: педагогические интервью, анкетирование
2.3. Апробация экспериментальной методики, направленной на создание учащимися художественно оправданных интерпретаций: обучающий эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Художественный образ как ведущий компонент музыкально-исполнительской деятельности: к проблеме инициирования внутреннеслуховой активности учащегося-музыканта2009 год, кандидат педагогических наук Се Тин
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ КЛАВИРНОЙ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО В КЛАССЕ БАЯНА2017 год, кандидат наук Недосекин Вячеслав Александрович
Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки2004 год, кандидат педагогических наук Хмунина, Татьяна Алексеевна
Современные подходы к формированию музыкально-исполнительской техники в процессе обучения: На материале учебной работы в фортепианном классе музыкального вуза2006 год, кандидат педагогических наук Галушка, Вадим Николаевич
Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты2022 год, кандидат наук Стачинская Ирина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерпретация художественного образа в музыкально-исполнительской деятельности: на материале учебно-воспитательной работы в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В искусстве музыки одной из принципиально важных задач является адекватная, художественно достоверная интерпретация музыкального произведения. Указанная задача относится к числу наиболее существенных и в деятельности педагога-музыканта. Проблемы интерпретации, художественно убедительного истолкования музыкальных текстов рассматривались специалистами разного профиля. Высказывались различные суждения и мнения, смысл которых в большинстве случаев сводится к следующему: основная задача, стоящая перед обучающимся музыке, - выявление творческого замысла автора музыкального произведения, раскрытие идейно-образного содержания этого произведения.
В то же время очевиден факт, что художественно полноценная интерпретация музыкального текста - явление достаточно редкое в широкой исполнительской практике, прежде всего в музыкально-образовательной. Каковы причины этого явления? Что мешает учащемуся решить основную герменевтическую (интерпретаторскую) задачу, стоящую перед ним? На эти и другие вопросы всесторонне аргументированных ответов в музыкально-педагогической теории нет. Бесспорно, играют свою роль недостаточный профессионализм обучающегося, степень его музыкальной одарённости. Однако наряду с этим существуют и другие факторы, не столь очевидные, значительно менее изученные, но принципиально важные в аспекте преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Ими во многом определяются противоречия в широкой музыкально-педагогической практике, чем обусловлена актуальность настоящего исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопросы, прямо или косвенно относящиеся к интерпретации музыкальных произведений, с давних пор привлекали внимание музыкантов-педагогов, исполнителей, музыкальных критиков и др. Как свидетельствуют
мемуарные источники, основоположник петербургской консерватории А.Г. Рубинштейн полагал, что музыкант-исполнитель должен как можно точнее «прочитать» текст музыкального произведения, угадать творческие намерения композитора и только потом принимать те или иные сотворческие решения, которые не должны затушёвывать художественные предначертания автора произведения. На тех же позициях стояли современники и продолжатели герменевтических подходов А.Г. Рубинштейна: А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, Л.В. Николаев, Л.Н. Оборин и др. Взгляды музыкантов-исполнителей и педагогов получали методологическое обоснование в трудах видных российских музыковедов: А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, В.Ю. Григорьева, Г.М. Когана и др., -освещавших пути и способы учебно-воспитательной работы в музыкально-исполнительских классах.
Во второй половине ХХ столетия в связи с интенсивным развитием технических средств обучения, в частности, базирующихся на аудио- и видеотехнологиях, возникли новые проблемы, относящиеся к музыкально-исполнительской герменевтике, к вопросам интерпретации музыки в процессе учебно-образовательной деятельности, что нашло отражение в работах Н.П. Корыхаловой.
Однако успехи отечественных и зарубежных специалистов в данной области не меняют того факта, что многие важные аспекты проблематики, относящейся к интерпретации музыкальных произведений, остались неисследованными либо исследованными не в той мере, в которой этого требуют интересы теории и практики преподавания музыки.
Противоречие между требованиями музыкально-педагогической практики и недостаточной степенью разработанности вопросов интерпретации художественного образа, в частности, недостаточной изученностью современных аспектов данной тематики, определило проблему настоящего исследования, которая состоит в теоретико-экспериментальной
разработке положений и методических рекомендаций, направленных на художественно достоверное воссоздание учащимся образа музыкального произведения.
Цель исследования: совершенствование процесса интерпретации музыкальных произведений в ходе учебно-образовательной деятельности.
Объект исследования: музыкальные занятия в системе дополнительного образования (в практике работы Детских музыкальных школ, Детских школ искусств и др.).
Предмет исследования: выявление факторов, негативно влияющих на процесс интерпретации музыки учащимися; разработка педагогических условий и рекомендаций, позволяющих находить и применять выразительно -технические приёмы и средства, соответствующие художественно-образному содержанию музыкальных произведений.
Гипотеза исследования:
- необходимым условием успешной интерпретации музыкального произведения является органичный синтез выразительно-технических средств, соответствующих возрастным и профессиональным возможностям учащегося и в то же время необходимых и достаточных для адекватной реализации художественного образа. Данные средства связаны, в первую очередь, со звуковой и ритмической сторонами исполнения, особенностями которых определяется адекватность интерпретаторского решения;
- одной из приоритетных задач педагога-музыканта является определение и диагностика факторов, инициирующих негативные тенденции в процессе интерпретации учащимся музыкальных произведений - тенденции, связанные как с профессиональными, так и с морально-этическими аспектами исполнительской деятельности учащегося;
- к числу отрицательных качеств, имеющих определённое распространение в ученической среде, могут быть отнесены склонность к самопоказу (самопрезентации), а также некорректное использование аудио- и
видеоматериалов, инициирующее действия репродуктивно-подражательного характера;
- не способствует формированию творчески инициативного музыкального мышления и широко распространённая практика музыкальных конкурсов, подталкивающих зачастую их участников к стереотипным интерпретаторским решениям, препятствующим поиску нестандартных, индивидуально характерных трактовок музыкальных произведений.
Педагогу, задачей которого является формирование у учащихся художественно-содержательного опыта интерпретации музыкальных произведений, необходимо учитывать перечисленные факторы в своей деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать воззрения отечественных и зарубежных музыкантов (педагогов, исполнителей) на феномен музыкальной образности и его отражение в исполнительской деятельности.
2. Исследовать проблему адекватности музыкального образа и выразительно-технических средств его реализации.
3. Выявить факторы, детерминирующие явления деформации художественного образа в музыкально-исполнительской практике и ведущие к искажению композиторского замысла в ходе интерпретации музыкальных произведений.
4. Обосновать педагогические рекомендации, направленные на совершенствование интерпретаторских подходов в работе учащихся, на устранение типовых недочётов в их деятельности.
5. Оптимизировать методику учебно-воспитательной работы педагога-музыканта в условиях индивидуального подхода к каждому ученику.
Методологическую основу исследования составили: а) труды известных представителей отечественной и зарубежной философско-эстетической мысли, освещающие различные аспекты «педагогики
искусства», - как классиков (А.Н. Серов, В.В. Стасов, М.С. Каган и др.), так и представителей современной науки (Е.А. Бодина, Е.П. Кабкова, И.М. Красильников, Т.Г. Мариупольская, А.А. Мелик-Пашаев,
Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.); б) работы видных музыковедов и методологов, разрабатывавших на теоретическом уровне вопросы интерпретации музыкальных произведений (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, В.Ю. Григорьев, Г.М. Коган, С.И. Савшинский и др.); в) методические разработки педагогов-практиков, реализовавших свои подходы к проблеме интерпретации музыки в ходе реальной преподавательской деятельности (А. Корто, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг и др.).
Методы исследования: историко-теоретический анализ литературы в области музыкознания, педагогики, психологии искусства; обобщение передового педагогического опыта; методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, интервью, анкетирование, обучающий эксперимент).
Научная новизна исследования:
- проведён разносторонний анализ воззрений отечественных и зарубежных специалистов на проблему интерпретации музыкальных произведений; выявлено общее и различное в их взглядах; выделены аспекты, сохранившие актуальность до настоящего времени;
- показана органичная взаимосвязь авторского замысла и системы выразительно-технических приёмов и средств, используемых музыкантом-исполнителем для реализации этого замысла. Указано, что неточные, некорректные действия при отборе выразительно-технических приёмов и средств, в частности, их нацеленность на внешний эффект, на самопрезентацию музыканта-исполнителя, оказывают отрицательное влияние на интерпретаторскую деятельность и её результаты;
- изучен комплекс причин, связанных с деятельностью музыканта-исполнителя и ведущих к искажению творческих намерений композитора; подчёркнуто различие между индивидуально-личностным подходом учащегося к интерпретации музыки и проявлениями индивидуализма в соответствующей деятельности;
- даны педагогические установки и рекомендации, адекватные основным учебно-образовательным целям и задачам музыкально-исполнительской деятельности, способствующие преодолению трудностей, связанных с интерпретацией музыкальных произведений;
- выявлены позитивные и негативные аспекты использования аудио- и видеотехнологий в процессе работы над музыкальным произведением. В частности, показано, что звукозаписи, с одной стороны, демонстрируют высокие художественно-творческие образцы, но, с другой стороны, могут инициировать подражательные действия в ходе интерпретации музыкального материала;
- проанализированы разнонаправленные тенденции, связанные с участием обучающихся в многочисленных музыкальных конкурсах, что нередко имеет следствием стандартизацию интерпретаторских подходов и решений, их сознательную или неосознанную ориентацию на сложившиеся конкурсные стереотипы.
Теоретическая значимость исследования. Проанализирован в теоретическом ракурсе комплекс вопросов, связанных с интерпретацией музыки. Уточнены базовые закономерности герменевтики в области музыкального искусства. Раскрыты закономерности интерпретации музыки, суть которых в том, что исполнение каждого из структурных элементов музыкального произведения (мелодики, темпо-ритма и др.) должно рассматриваться сквозь призму стилевой специфики данного произведения: смысл целого раскрывается через смыслообразующие выразительные частности, при этом трактовка звуковых деталей и частностей осуществляется
в контексте стилевой специфики целого. Выявлены и систематизированы факторы, оптимизирующие процессы сотворческого взаимодействия композитора и музыканта-исполнителя. Рассмотрен в возрастном аспекте процесс интерпретации учащимися музыкальных произведений.
Практическая значимость исследования. Уточнены педагогические позиции, направленные на повышение качественного уровня музыкально-интерпретаторской деятельности учащихся. Разработаны учебно-методические подходы, обеспечивающие большую содержательность процессов истолкования учащимися смысла музыкальных произведений. Тем самым созданы условия, способствующие успешной исполнительской реализации художественного образа учащимися. Результаты исследования могут быть использованы в работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере культуры и искусства, реализующих дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы, а также программы среднего профессионального образования.
Личный вклад соискателя:
- выявлены и проанализированы принципы работы над созданием интерпретации художественного образа в практике ведущих специалистов в области музыкального исполнительства и педагогики;
- определены составляющие музыкально-педагогического процесса, непосредственно связанные с созданием учащимся художественно оправданной интерпретации: цели, методы, организация и психологические условия музыкально-исполнительской работы, а также изучаемый репертуар;
- изучены и систематизированы факторы, препятствующие созданию художественно оправданной интерпретации; в частности, проанализировано отрицательное влияние таких особенностей современной музыкально-педагогической действительности, как массовое распространение аудио- и видеотехнологий, развитость конкурсной системы и др.;
- разработан комплекс методических рекомендаций, направленных на создание учащимся художественно оправданной интерпретации, предусматривающий: а) формирование у учащегося определённых морально-этических ориентиров в отношении исполнительской деятельности (выработку критического отношения к сценическому самопоказу и др.); б) активизацию индивидуально-личностного начала учащегося путём инициирования его самостоятельной познавательной и творческой деятельности; в) индивидуально детерминированный выбор типа организации работы над произведением (целостный, поэтапный или комбинированный);
г) создание благоприятной психологической атмосферы занятий;
д) включение в учебный репертуар, наряду с другими, произведений, максимально соответствующих индивидуальным особенностям учащегося, способствующих формированию положительной творческой мотивации в работе и эстетических ориентиров в отношении качеств полноценной интерпретации;
- доказана эффективность разработанной методики: подтверждено, что она позволяет повысить степень художественной убедительности интерпретаторских решений, найденных учащимися.
Достоверность исследования обеспечена: а) адекватностью теоретико-методических позиций автора современным концепциям в области герменевтики искусства; б) соответствием научно-исследовательских подходов автора исследования природе и сущности рассматриваемых проблем; в) релевантностью методологии работы целям и задачам, объекту и предмету исследования; г) апробацией базовых положений диссертации в рамках эмпирической деятельности, в ходе обучающего эксперимента.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»; Детской музыкальной школы имени Ю.А. Шапорина (структурное
подразделение Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»); Муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств им. Л.И. Ковлера» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области; Санкт-Петербургского государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Лицей искусств «Санкт-Петербург».
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (2013 - 2014 гг.): изучение и анализ научной литературы, связанной с проблематикой исследования; определение цели, объекта, предмета и задач исследования; разработка гипотезы исследования; начало экспериментальной работы (педагогические наблюдения).
Второй этап (2014 - 2015 гг.): теоретическая разработка основных аспектов исследования; продолжение экспериментальной работы (педагогические наблюдения, обучающий эксперимент).
Третий этап (2015 - 2016 гг.): завершение теоретической и экспериментальной работы (педагогические интервью, анкетирование, педагогические наблюдения, обучающий эксперимент); оформление результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: а) в ходе опытно-экспериментальной работы; б) в процессе преподавания в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина (структурное подразделение Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»); в) в выступлениях на научно-практических конференциях, посвящённых проблемам обучения и воспитания (седьмая, восьмая и девятая межвузовские научно-практические конференции «Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе»,
Москва, 2014, 2015, 2016 гг.; «Музыка в контексте мировой культуры: современный взгляд», Москва, 2016 г. и др.); г) в публикациях статей по теме исследования в научных изданиях; д) на заседаниях кафедры народного исполнительского искусства Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке». Внедрение результатов исследования осуществлялось в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина (структурное подразделение Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»); Муниципальном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств им. Л.И. Ковлера» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области; Муниципальном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств №4» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области; Санкт-Петербургском государственном бюджетном нетиповом образовательном учреждении «Лицей искусств «Санкт-Петербург»; Санкт-Петербургском государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. В.А. Гаврилина».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интерпретация как атрибут музыкально-исполнительской практики по-разному понималась в истории музыкального искусства. В современной России демонстрируют свою актуальность традиции отечественной музыкально-исполнительской школы, заложенные в Х1Х-ХХ вв. выдающимися музыкантами: К.Ю. Давыдовым, К.Н. Игумновым, С.М. Козолуповым, Г.Г. Нейгаузом, М.Л. Ростроповичем,
А.Г. Рубинштейном, Л.М. Цейтлиным, А.И. Ямпольским, также другими мастерами.
2. Приобщение учащегося к искусству интерпретации музыкальных произведений должно рассматриваться как одна из главных, системообразующих задач педагога, актуализирующая ряд принципиально важных направлений в его деятельности - от профессионально-исполнительских до воспитательных и художественно-просветительских.
3. Принято говорить о творчестве музыканта применительно к его поискам тех или иных интерпретаторских решений. Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что исполнитель выступает проводником художественных идей композитора, а также то, что он не может не считаться со стилистикой музыкального произведения и другими сопутствующими факторами, правильнее говорить не о творческой, а о сотворческой деятельности. Различие между терминами «творчество» и «сотворчество» в данном случае весьма существенно, поскольку указывает на разные подходы к осуществлению соответствующей деятельности.
4. Существует неразрывная, органичная взаимосвязь между отдельными структурными элементами музыкального произведения (мелодика, темпо-ритм и др.) и стилевой спецификой этого произведения. Музыкальное целое раскрывается посредством взаимодействия основных смыслообразующих структурных элементов музыки. С другой стороны, трактовка исполнителем каждого из этих элементов определяется в контексте стилевой специфики музыкального целого. Интерпретация убедительна тогда, когда отражает стиль сочинения, который, в свою очередь, должен находить выражение в звуковой и ритмической стороне исполнения.
5. Интерпретация как процесс актуализирует также морально-этические принципы, поскольку их игнорирование чревато такими антихудожественными проявлениями как самопоказ, самопрезентация и др. Этот аспект в работе с учащимся не должен выпадать из поля зрения педагога, тем более в современных условиях, когда широкое распространение получили музыкальные конкурсы с их ярко выраженным соревновательным элементом.
6. Педагогу-музыканту следует держать под контролем процесс ознакомления учащегося со звукозаписями, поскольку оно может давать неоднозначные результаты. Необходимо разъяснять ученику, в каком случае звукозаписи могут приносить ему пользу в решении интерпретаторских задач, а в каком - способны привести к негативным последствиям.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В МУЗЫКЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Общеэстетическая характеристика художественного образа и его исполнительская реализация в музыкальном искусстве
Прежде чем обратиться к рассмотрению проблемы интерпретации в музыкально-исполнительской деятельности, необходимо прояснить смысл ключевых понятий, которыми для данного проблемного поля являются художественный образ, содержание и форма, средства выразительности и др. Эта необходимость детерминирована плюрализмом подходов к трактовке данных понятий, различными позициями специалистов в их отношении.
Следует также уточнить сущность исследуемой проблемы, указать на истоки, причины её возникновения, обусловленные спецификой художественного образа в музыке, выявить основные исполнительские и педагогические цели и задачи, связанные с интерпретацией музыкального образа.
Понятие «художественный образ» имеет в философско-эстетической литературе различные толкования. Существует несколько определений, отличающихся по широте охватываемого ими содержания и акцентируемому в каждом конкретном случае аспекте данного понятия. Остановимся на некоторых из них.
Художественный образ - «специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника» [119, с. 239]; образ в искусстве - «обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления» [74, с. 349]; «художественный образ содержит обобщение (обобщённое отражение действительности), данное через конкретное, чувственно воспринимаемое (зрительное, слышимое или... непосредственно и живо представляемое) явление» [55, с. 9]. В данных определениях
художественный образ представлен как синтез содержательной стороны (отражение действительности, мысли и чувства художника и др.) и стороны формообразующей (конкретное, чувственно воспринимаемое явление), связанной с воплощением содержания.
Можно встретить и иные определения художественного образа, трактующие его как часть художественного произведения, которая обладает относительно самостоятельным значением: в данном случае имеется в виду, например, образ какого-либо героя. В настоящем исследовании художественный образ понимается в более широком смысле - как синтез идейно-художественной программы и её конкретного воплощения в произведении искусства.
Итак, в структуре художественного образа, как отмечалось, принято выявлять две «составляющие»: содержание и форму.
Содержание образа обычно понимается как преображённое отражение действительности. Это содержание идейно и эмоционально окрашено: включает в себя чувства, мысли, оценочное отношение и т. п. : художественный образ «... несёт в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру» [119, с. 239]. При этом подлинное содержание образа с трудом поддаётся какому-либо точному вербальному описанию, и было бы некорректным полностью сводить его к словесной, пусть даже и весьма детализированной, программе, включающей в себя последовательное изложение эмоциональных состояний, идей и др.
Форма художественного образа может рассматриваться по-разному. Например, М.С. Каган выделяет два «слоя» художественной формы: внутреннюю форму и внешнюю. Под внутренней формой подразумевается «образная структура художественного содержания, образный способ его развития» [32, с. 486]. Внешняя форма - это «непосредственная чувственная реальность художественного содержания или конкретно-чувственный способ
его материального воплощения» [32, с. 486]; элементы внешней формы -изобразительно-выразительные средства искусства.
В настоящем исследовании форма рассматривается как совокупность средств выразительности (то есть материальных средств и приёмов создания художественного образа [119, с. 101]), обеспечивающих чувственное (конкретное) воплощение содержания образа и детерминированных особенностями развития этого содержания. Именно с помощью выразительных средств осуществляется материальное воплощение образного содержания, что придаёт художественному замыслу «внешнее объективно-реальное бытие» [32, с. 483].
Соответствие содержания и формы, адекватность применяемых выразительных средств смысловой составляющей - необходимое качество произведения искусства и, соответственно, художественного образа. Следует отметить, что разделение содержания и формы при этом достаточно условно -в целом они составляют единый эстетический феномен: «В произведении искусства содержание (. идейно-тематическая основа, художественный смысл, идея) и форма (комплекс выразительных средств) составляют нерасторжимое единство» [14, с. 1120].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Оптимизация урока в классе камерного ансамбля: на материале занятий в профессиональных музыкальных учебных заведениях среднего звена2007 год, кандидат педагогических наук Боронина, Татьяна Игоревна
Использование технических средств обучения (аудио и видео) в процессе преподавания музыки: на материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах2008 год, кандидат педагогических наук Шлыкова, Ирина Вячеславовна
Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала1983 год, кандидат педагогических наук Цатурян, Константин Амаякович
Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств2005 год, кандидат педагогических наук Куров, Николай Львович
Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект2011 год, доктор педагогических наук Корноухов, Михаил Дмитриевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мельничук, Екатерина Александровна, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века) [Текст]: Хрестоматия / А.Д. Алексеев. - М.: Классика-ХХ1, 2013. - 176 с.
2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]: Учеб. пособие для муз. вузов и училищ / А.Д. Алексеев. - 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1978. - 288 с.: нот, ил.
3. Алексеев, А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности [Текст] / А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1991. - 104 с., нот.
4. Асафьев, Б.В. (Глебов, И.) Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая [Текст] / Б.В. Асафьев; ред., вступ. ст. и коммент. Е.М. Орловой. -2-е изд. - Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. - 376 с.
5. Ауэр, Л.С. Моя школа игры на скрипке [Текст] / Л.С. Ауэр; пер. с англ. И. Гинзбург и М. Мокульской. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2004. - 120 с.
6. Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1969. - 288 с.
7. Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика [Текст] / Л.А. Баренбойм. - М.: Классика-ХХ1, 2007. - 192 с.
8. Беленький, Б.В, Эльбойм, Э.Я. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина [Текст] / Б.В. Беленький, Э.Я. Эльбойм. - М.: Музыка, 1990. - 128 с., нот. -(Уроки мастерства)
9. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1: Статьи и рецензии 1834-1841 [Текст] / В.Г. Белинский; сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Кириленко. -М.: Книжный Клуб Книговек, 2011. - 656 с.
10. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2: Статьи и рецензии 18411846 [Текст] / В.Г. Белинский; Сост., примеч. Ю. Кириленко. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2011. - 688 с.
11. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3: Статьи и рецензии 18431848 [Текст] / В.Г. Белинский; Сост., примеч. Ю. Кириленко. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2011. - 768 с.
12. Бодина, Е.А. О методологической подготовке педагога-музыканта [Текст] / Е.А. Бодина // Образование и наука. - 2014. - №23 (112). - С. 22-34.
13. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс, 2003 (ПФ Красный пролетарий). - 666 с., ил. - (Психологическая энциклопедия)
14. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2000. - 1456 с., ил.
15. Буасье, А. Уроки Листа. [Текст] / А. Буасье; пер. с франц., вступ. ст. и коммент. Н.П. Корыхаловой. - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2013. - 76 с.
16. В классе А.Б. Гольденвейзера: Сб. статей [Текст] / Сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1986. - 214 с., нот. - («Уроки мастерства»)
17. Вицинский, А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ [Текст] / А.В. Вицинский; предисл., послесл., примеч. А.М. Меркулова. - М.: Классика-XXI, 2008. -100 с. - (Серия «Секреты фортепианного мастерства»)
18. Вспоминая Нейгауза [Текст] / Сост. Е. Рихтер. - М.: Классика-XXI, 2007. -328 с., ил.
19. Вспоминая Софроницкого [Текст] / Сост. И. Никонович, А. Скрябин. - М.: Классика-XXI, 2008. - 424 с., ил.
20. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве [Текст] / Вступ. ст., сост., общ. ред. С. М. Хентовой. - Л.: Музыка, 1966. - 316 с.
21. Гартман, Н. Эстетика [Текст] / Н. Гартман; пер. с нем. Т.С. Батищевой и др.; под ред. А.С. Васильева. - Киев: Ника-Центр, 2004. - 640 с.
22. Гинзбург, Л.С. К.Ю. Давыдов [Текст]: [1838-1889] / Л.С. Гинзбург. - М. -Л.: Музгиз, 1950. - 71 с.
23. Гофман, И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре. [Текст] / И. Гофман; пер. с англ. Г.А. Павлова; ред., вступ. ст. и примеч. Г.М. Когана. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. -224 с., ил., нот.
24. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада [Текст] / В.Ю. Григорьев. - М.: Классика-ХХ1, 2016. - 156 с. - (Серия «Мастер-класс»)
25. Григорьев, В.Ю. Методика обучения игре на скрипке [Текст] /
B.Ю. Григорьев. - М.: Классика-ХХ1, 2006. - 256 с.
26. Гринштейн, С. Великие фортепианные педагоги прошлого [Текст] /
C. Гринштейн. - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2004. - 144 с., нотн. прим.
27. Давид Ойстрах. Воспоминания. Статьи [Текст] / Сост. В. Григорьев. - М.: Музыка, 2008. - 208 с., илл.
28. Дегтярев, А.Л. Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования в современной России [Текст] / А.Л. Дегтярев. - М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2015. - 346 с.
29. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст]: Кн. для учителя / Д.Б. Кабалевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с., ил.
30. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с., 8 л. ил. - (Библиотека учителя музыки).
31. Кабкова, Е.П., Цуркис, Г.Л. Творческая интерпретация как органичное проявление личностных характеристик в процессе музыкально-
исполнительской деятельности [Текст] / Е.П. Кабкова, Г.Л. Цуркис // Инициативы XXI века. - 2014. - №1. - С. 68-70.
32. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике [Текст] / М.С. Каган. - 2-е изд., расшир. и перераб. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1971. - 768 с.
33. Как научить играть на гитаре [Текст] / Сост., вступ. ст. В. Кузнецова. - М.: Классика-ХХ1, 2006. - 200 с.
34. Князева, Г.Л. Развитие способности к творческой интерпретации у будущих педагогов-музыкантов: формы и методы [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.02) / Князева Галина Львовна. - М., 2015. - 28 с.
35. Коган, Г.М. Вопросы пианизма. Избранные статьи [Текст] / Г.М. Коган. -М.: Советский композитор, 1968. - 462 с.
36. Коган, Г.М. Избранные статьи [Текст] / Г.М. Коган. - Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1972. - 268 с.
37. Коган, Г.М. Избранные статьи [Текст] / Г.М. Коган. - Вып. 3. - М.: Советский композитор, 1985. - 184 с.
38. Коган, Г.М. Работа пианиста [Текст] / Г.М. Коган. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. - 200 с.
39. Коган, Г.М. У врат мастерства [Текст] / Г.М. Коган. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 136 с.
40. Козолупова, Г.С. С.М. Козолупов: Жизнь и творчество [Текст] / Г.С. Козолупова. - М.: Музыка, 1986. - 128 с.: ил..
41. Корто, А. О фортепианном искусстве [Текст] / А. Корто; сост., пер., ред., вступ. ст., коммент. К.Х. Аджемова. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 252 с.
42. Корыхалова, Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике [Текст] / Н.П. Корыхалова. - Л.: Музыка, 1979. - 208 с.
43. Корыхалова, Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и её разработка в зарубежной литературе [Текст] / Н.П. Корыхалова // Музыкальное исполнительство: Сб. статей / редкол.: К.Х. Аджемов и др. - Вып. 7. - М.: Музыка, 1972. - С. 47-92.
44. Корыхалова, Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе [Текст] / Н.П. Корыхалова. - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2006. - 552 с., с нот.
45. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Красильников Игорь Михайлович. - М., 2007. - 42 с.
46. Л.Н. Оборин - педагог [Текст]: Сб. ст. / сост. Е.К. Кулова. - М.: Музыка, 1989. - 190 с., нот.
47. Леонид Коган: Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью [Текст] / Сост. В.Ю. Григорьев. - М.: Сов. композитор, 1987. - 256 с.; ил.
48. Либерман, Е.Я. Работа над фортепианной техникой [Текст] / Е.Я. Либерман. - М.: Классика-ХХ1, 2010. - 148 с., ил., компакт-диск. -(Серия «Секреты фортепианного мастерства»)
49. Либерман, Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом [Текст] / Е.Я. Либерман. - М.: Музыка, 1988. - 236 с.: нот., ил.
50. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1976. - 367 с.
51. Лосев, А.Ф. Форма - Стиль - Выражение [Текст] / А.Ф. Лосев; сост. А.А. Тахо-Годи; общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995. - 944 с.
52. Луначарский, А.В. В мире музыки: Статьи и речи [Текст] / А.В. Луначарский; сост., ред. и коммент. Г.Б. Бернандта и И.А. Саца; предисл. И.А. Саца. - 2-е изд., доп. - М.: Сов. композитор, 1971. - 539 с.
53. Луначарский, А.В. Вопросы социологии музыки [Текст]: / А.В. Луначарский. - М.: Гос. акад. художественных наук, 1927. - 136 с. -(История и теория искусств; Вып. 9).
54. Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. [Текст] / Л.А. Мазель. - М.: Музыка, 1983. - 72 с. (Вопросы истории, теории, методики)
55. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений [Текст]: Учеб. пособие / Л.А. Мазель. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1979. -536 с., нот.
56. Мазель, Л.А., Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений [Текст] / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1967. - 752 с.
57. Малинковская, А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 039700 «Музык. образование» / А.В. Малинковская. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 381 с., ноты.
58. Мариупольская, Т.Г. Основные черты русских музыкально-исполнительских традиций: исторический и теоретический аспекты [Текст] / Т.Г. Мариупольская // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. - №1. - С. 103-109.
59. Мариупольская, Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Мариупольская Татьяна Геннадиевна. - М., 2002. -53 с.
60. Мартинсен, К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли [Текст] / К.А. Мартинсен; ред., примеч. и вступ. ст. Г.М. Когана. - М.: Музыка, 1966. - 220 с.
61. Мастера советской пианистической школы. Очерки [Текст] / Под ред.
A. Николаева. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. -240 с.
62. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: Исследование [Текст] /
B.В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 262 с.
63. Мелик-Пашаев, А.А. Кто может быть учителем искусства? [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - №3 (7). - С. 31-39.
64. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №1)
65. Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек [Текст] / Н.К. Метнер; Сост. М.А. Гурвич, Г.Г. Лукомский. - М.: Музыка, 2011. - 72 с.
66. Мильштейн, Я.И. Константин Николаевич Игумнов [Текст] / Я.И. Мильштейн. - М: Музыка, 1975. - 471 с., с ил., нот.; 1 л. ил.
67. Монсенжон, Б. Рихтер. Диалоги. Дневники [Текст] / Б. Монсенжон. - М.: Классика-ХХ1, 2007. - 480 с., ил.
68. Музыкальная энциклопедия [Текст] / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. - Т. 3. Корто -Октоль. - М.: «Советская энциклопедия», «Советский композитор», 1976. -1104 стб. с илл.
69. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения [Текст]: учебное пособие / Сост. Г.М. Цыпин; Белгор. гос. ин-т культуры и искусств. - Белгород: Белгор. обл. тип., 2007. - 412 с.
70. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1988. - 254 с., нот.
71. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Назайкинский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с., ноты.
72. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Текст] / Г.Г. Нейгауз; послесл. В.М. Воскобойникова. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дека-ВС, 2007. - 332 с., илл.
73. Николаева, А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Николаева Анна Ивановна. - М., 2004. - 52 с.
74. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов [Текст] / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1989. - 750 с.
75. Панкевич, Г.И. Звучащие образы (о музыкальной выразительности) [Текст] / Г.И. Панкевич. - М.: Знание, 1977. - 112 с.
76. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. - 432 с.
77. Перельман, Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения [Текст] / Н.Е. Перельман. - М.: Классика-XXI, 2007. - 128 с.
78. Перерва, Е.И. Творческая деятельность С.Л. Доренского и традиции русской исполнительской школы [Текст]: автореф. дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Перерва Елена Ивановна. - М., 2015. - 31 с.
79. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2009. - 400 с. - (Gaudeamus)
80. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества [Текст]: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - 2-е изд. - М.: Гаудеамус, 2008. - 489 с.
81. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под. ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
82. Психология музыки и музыкальных способностей [Текст]: Хрестоматия / Сост.-ред. А.Е. Тарас. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. - 720 с. - (Библиотека практической психологии)
83. Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике [Текст] / Сост., ред., вступ. статья С.М. Стуколкиной. - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2007. - 392 с., нот.
84. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] /
B.Г. Ражников. - М.: Музыка, 1989. - 141 с.
85. Раппопорт, С.Х. О вариантной множественности исполнительства [Текст] / С.Х. Раппопорт // Музыкальное исполнительство: Сб. статей / редкол.: К.Х. Аджемов и др. - Вып. 7. - М.: Музыка, 1972. - С. 3-46.
86. Раппопорт, С.Х. Природа искусства и специфика музыки [Текст] /
C.Х. Раппопорт // Эстетические очерки / Сост. И.А. Константинов, С.Х. Раппопорт, В.К. Скатерщиков; ред. С.Х. Раппопорт. - Вып 4. - М.: Музыка, 1977. - С. 39-78.
87. Рубинштейн, А.Г. Избранные письма [Текст] / А.Г. Рубинштейн; общ. ред., вступ. ст. и коммент. Л.А. Баренбойма. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. - 104 с.
88. Рубинштейн, А.Г. Музыка и её представители [Текст] / А.Г. Рубинштейн. -СПб.: Союз художников, 2005. - 160 с.
89. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -Москва [и др.]: Питер, 2012. - 715 с.
90. Савшинский, С.И. Пианист и его работа [Текст] / С.И. Савшинский. - Л.: Советский композитор, 1961. - 272 с.
91. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением [Текст] / С.И. Савшинский. - Л.: Музыка, 1964. - 188 с.
92. Селезнёв, А.Н. С.М. Козолупов и его школа в контексте развития русского виолончельного искусства: к истории классов виолончели МГК [Текст]: автореф. дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Селезнёв Алексей
Николаевич. - М., Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. -24 с.
93. Серов, А.Н. Избранные статьи [Текст] / А.Н. Серов; общ. ред., вступ. ст. и примеч. Г.Н. Хубова. - Т. 2. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. - 736 с.
94. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки [Текст] / М.А. Смирнов. - М.: Музыка, 1990. - 320 с., нот. ил.
95. Стасов, В.В. Избранные статьи о музыке [Текст] / В.В. Стасов. - Л. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1949. - 328 с.
96. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. - Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. - 336 с.
97. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста [Текст] / Е.М. Тимакин. - М.: Музыка, 2014. - 168 с., нот., ил., с приложением диска.
98. Торшилова, Е.М. Общие принципы художественного развития детей и направление их совершенствования в системе дополнительного образования [Текст] / Е.М. Торшилова // Наука и школа. - 2015. - №5. -С. 190-194.
99. Уроки Гольденвейзера [Текст] / Сост., вступ. ст. С. Грохотова. - М.: Классика-XXI, 2009. - 248 с., ил.
100. Фейгин, М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога [Текст] / М.Э. Фейгин. - М.: Советский композитор, 1973. - 160 с.
101. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство [Текст] / С.И. Фейнберг. - Изд. 2-е, доп. - М.: Музыка, 1969. - 600 с.
102. Философия [Текст]: учебник / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009. -688 с. - (Gaudeamus, Классический университетский учебник)
103. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
104. Фомина, Н.Н. Композиция в детском рисунке - проблема современного художественного образования [Электронный ресурс] / Н.Н. Фомина // Педагогика искусства. - 2015. - №2. - С. 291-297. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_25615485_53861215.pdf. (дата обращения: 23.01.2017).
105. Хентова, С.М. Ростропович [Текст] / С.М. Хентова. - СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1993. - 303 с., ил.
106. Цуккерман, В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды [Текст] / В.А. Цуккерман. - М.: Советский композитор, 1970. - 560 с.
107. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Цыпин. -М.: Академия, 1999. - 192 с.
108. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения [Текст]: учебное пособие / сост. Г.М. Цыпин; Белгор. гос. инт. культуры и искусств. - Белгород: Белгор. обл. тип., 2007. -412 с.
109. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика [Текст] / Г.М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.
110. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества [Текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с., 17 ил.
111. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
112. Цыпин, Г.М. Святослав Рихтер. Творческий портрет [Текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Музыка, 1977. - 24 с. с ил. (Мастера исполнительского искусства)
113. Цыпин, Г.М. Портреты советских пианистов [Текст]: Муз.-критич. статьи / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1982. - 256 с., с ил.
114. Шаляпин, Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах [Текст] / Ф.И. Шаляпин. - М.: Главная редакция театральной литературы, 1989. -320 с.
115. Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище [Текст] / А.П. Щапов - М.: Классика-XXI, 2016. - 176 с. - (Серия «Секреты фортепианного мастерства»).
116. Щербакова, А.И. Восприятие художественного произведения как эстетический и психологический феномен [Текст] / А.И. Щербакова // ФЭН-наука. - 2014. - №4 (31). - С. 41-43.
117. Щербакова, А.И. Модель эстетически-ценностного становления личности в музыкально-образовательном процессе [Текст] / А.И. Щербакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - №20. - С. 41-45.
118. Щербакова, А.И. Музыка в культуре и культура в музыке: к вопросу об интерпретации музыки как инструмента самоосознания культуры [Текст] / А.И. Щербакова // ФЭН-наука. - 2014. - №8 (35). - С. 28-30.
119. Эстетика [Текст]: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
120. Юдин, А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Юдин Алексей Петрович. - М., 2004. - 68 с.
121. Яков Флиер. К столетию со дня рождения [Текст] / Сост. Е.Б. Долинская и др.; общ. ред. Е.Б. Долинской. - 2-е изд., доп. - М.: Композитор, 2012. -328 с., илл.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.