Признаки субъективной значимости афористических высказываний тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Фомин, Алексей Юрьевич
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 126
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Фомин, Алексей Юрьевич
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АФОРИСТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.
1.1.История и виды афористики.
1.2.Сущность афористического высказывания как конкретно - целостного обобщения.
1.3 . Техника построения афористических высказываний.
1.4.Психические механизмы построения и оценки острот и их проявление в афористических высказываниях.;.
1.5. Метафоричность афористического высказывания.
2. ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНАЯ АФОРИСТИКА.
2.1. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в психологии.
2.2. Понятие субъективно значимого афористического высказывания.
2.3.Ценностные барьеры и их выражение в афористических высказываниях.
2.4.Роль референтной группы в значимости афористического высказывания.
3.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ СУБЪЕКТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ АФОРИСТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ.
3.1.Организация исследования.
3.2. Оценка субъективно значимых афористических высказываний с позиции референтной группы.
3.3. Оценка афористических высказываний других людей с позиции референтной группы.
3.4. Связь ценностных барьеров и значимости афористического высказывания.
3.5. Связь остроумия и значимости афористического высказывания
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Афористичность как черта идиостиля В. Токаревой2004 год, кандидат филологических наук Калашникова, Наталья Марковна
Русский афоризм XIX - начала XX веков: эволюция и сферы влияния жанра2004 год, доктор филологических наук Кулишкина, Ольга Николаевна
Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа1998 год, доктор педагогических наук Цаллагова, Зарифа Борисовна
Природа и ценностная интенциональность философской афористики2007 год, кандидат философских наук Гонгало, Викентий Мичиславович
Русская афористика в контексте фразеологии2005 год, доктор филологических наук Королькова, Анжелика Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Признаки субъективной значимости афористических высказываний»
Актуальность темы. Тема ценностей одна из центральных тем психологической науки. В человеческой жизни ценности проявляются в совершенно конкретной форме и придают смысл всему существованию. Невозможность достичь значимых ценностей приводит к тяжелейшим психическим последствиям. Это связано с тем, что основной особенностью ценностей является их жизнеутверждающая функция. Кризисные явления, связанные с утратой прежних ценностей и культивированием новых, разрушают, прежде всего, жизнеутверждающий потенциал ценностей. В российской действительности это явление получило широкомасштабный и долговременный характер, поэтому интерес к теме ценностей имеет важное практическое значение.
Актуальность изучения ценностей и ценностных ориентаций обусловила появление целого ряда работ, посвященных различным аспектам этой проблемы. В социально - психологических исследованиях изучается: структура ценностных ориентаций личности (Р.Х.Шакуров, Д.А.Леонтьев, В.Ю.Крылов, Н.А.Кирилова, З.И.Файнбург, А.В.Битуева, Н.Р.Салихова, Ю.Р.Саарнийт, В.И.Кузнецов и др.); взаимосвязь ценностных ориентаций с индивидуально -типическими особенностями личности (К.Д.Шафранская, Т.Г.Суханова, Н.А.Дьяконова, В.В.Юртайкин и др.). Уделяется большое внимание разработкам и модификациям методик исследования ценностей (Б.С.Алишев, И.Г.Сенин, Е.Б.Фанталова, М.Г.Рогов, С.П.Дырин и др.).
Обычно ценности личности понимаются как конкретизация ценностей общества. Этому аспекту в психологии уделяется несравненно большее внимание, чем процессу индивидуализации ценностей. Когда мы говорим о любви, свободе, дружбе и т.д., каждый из нас вкладывает в эти слова собственный смысл. Суть отношения человека к той или иной ценности наиболее четко выражается в лаконичном изречении, поскольку оно является центром, от которого строится дальнейшее толкование. Поэтом} представляется обоснованным рассмотреть проблему толкования ценностей через афоризм.
Афоризмы традиционно понимаются как лаконичные обобщающие изречения. Причем, нередко подчеркивается их высокий художественный потенциал, поэтому афористику рассматривают как определенный литературный жанр. Существует ряд работ, посвященных философским и культурно - языковым характеристикам афоризмов (А.Белый, Н.А.Бердяев, М.В.Франклин, В.И.Карасик, О.А.Дмитриева, Н.М. Калашникова).
Отметим, что в данной работе мы будем оперировать не понятием «афоризм», а понятием «афористическое высказывание» (о различии этих понятий будет сказано ниже). Под афористическим высказыванием, в данной работе будет пониматься краткое конкретно — целостное обобщение.
В данной работе будет также употребляться понятие «субъективно значимое афористическое высказывание». Под ним мы будем понимать краткое конкретно - целостное обобщение, относящееся к сфере ценностных ориентации данного человека.
В научной литературе психологический анализ афористического высказывания как средства выражения человеком собственного понимания ценностей до сих пор не осуществлялся. В то же время большое число мыслителей (Цицерон, Кант, Локк, Липпс, Шопенгауэр и др.) уделили заслуженное внимание остротам, которые, прежде всего по формальным характеристикам; родственны афористическим высказываниям. При анализе глубинных механизмов, стоящих за созданием острот наибольшее распространение получил подход 3. Фрейда. Он считал, что в остротах выражаются (в непрямом виде) «задержки», как правило, сексуального или агрессивного характера. При психологическом рассмотрении афористики, подобный мотивационный подход выглядит слишком узким. Если перенести позицию Фрейда на афористический материал, то получится, что большое количество лаконичных изречений ничем не мотивированы. На наш взгляд, более прочной базой для психологического понимания афористики, является ценностная парадигма. Изречения древнегреческих мыслителей, философов Эпохи Возрождения, афористика Гете, О. Уальда, Б. Шоу и др., народная, бытовая, рекламная афористика - напрямую или косвенно затрагивает именно ценностные категории.
Существует большое количество признаков субъективной значимости афористических высказываний, из которых будут исследованы лишь некоторые.
Во - первых, значение референтной группы в становлении системы субъективно значимых афористических высказываний у данного человека.При оценке афористических высказываний (как своих собственных, так и других людей) человек ориентируется на позицию этих близких людей. Степень близости своей оценки к оценке референтной группы зависит от статуса той ценности, в отношении которой используется данное афористическое высказывание.
Во - вторых, в своей работе мы исследуем роль признака «барьерности» в оценке субъективно значимых афористических высказываний. Тема влияния барьеров на привлекательность ценностей подробно проанализирована в концепции преодоления Р.Х. Шакурова. Основное положение данной концепции состоит в том, что труднодоступность («барьерность») ценности увеличивает ее привлекательность.
В - третьих, важно определить вклад признака остроумия в ценность афористического высказывания. Действительно ли острота, заложенная в нем способна существенно повлиять на значимость его содержания для данного человека? Если это так, то нам предстоит серьезно подумать о тех последствиях, которые могут иметь место при принятии человеком остроумного выражения как ценностного. Ведь нередко содержание рекламной, журналистской, дворовой афористики, зачастую весьма остроумное, несет в себе дурное и губительное начало. В то же время многие моральные максимы, выражающие вершину человеческого достоинства и ответственности, лишены некой остроумной оболочки.
Цель работы: исследовать психологические признаки субъективной значимости афористических высказываний.
Объект исследования: оценка личностью афористических высказываний. Предмет исследования: признаки субъективной значимости афористических высказываний.
Гипотеза исследования: афористические высказывания становятся субъективно значимыми, если они конгруэнтны предполагаемой оценке референтной группы, оцениваются как легкодоступные для реализации в жизни, не воспринимаются как остроумные.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Теоретически проанализировать феномен афоризмов и афористических высказываний.
2. Исследовать субъективную значимость афористических высказываний в связи оценкой референтной группы.
3. Установить связь между субъективной значимостью афористических высказываний и степенью их доступности для реализации в жизни (на примере ценностей «любовь» и «дружба»).
4. Установить связь между субъективной значимостью афористических высказываний и степенью их остроумия (на примере ценностей «любовь и «дружба»).
Методологическую основу работы составили:
- философские идеи о значении афоризмов (Н.А.Бердяев, А.Белый, М.Франклин и др.);
- идеи о проблеме остроумия в психолого - эстетических работах (А.Н.Лук, М.В.Муссийчук, З.Фрейд и др.);
- концептуальные положения о ценностях и ценностных ориентациях в психологии (Р.Х. Шакуров, Б.С.Алишев, С.С.Бубнова, Ю.М.Жуков,
H.A. Кирилова, Д.А.Леонтьев, М.Г. Рогов, С.Л.Рубинштейн, М.Рокич, В.Франкл, Э.Фромм, В.А.Ядов и др.);
- психологические подходы к понятию референтной группы (И.С.Кон, A.A. Кроник, A.B. Петровский, Г.Хайман, Е.А.Хорошилова и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ основополагающих концепций;
- техники шкальных измерений;
- математико - статистическая обработка результатов с применением корреляционного и факторного анализа.
Надежность и достоверность результатов обеспечена обоснованностью и соответствием методологии исследования поставленным задачам, репрезентативностью выборки объемом в 230 человек и подтверждена критериями математической статистики.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые в отечественной социально-психологической науке выделены и исследованы психологические признаки субъективной значимости афористических высказывйний. Выявлена специфика связи между остроумием и значимостью афористических высказываний (на примере ценностей «любовь» и «дружба»). Эмпирически доказана тенденциозность оценивания афористических высказываний сексуального характера (впервые это предположение было выдвинуто З.Фрейдом в отношении «сальных» острот). Раскрыта связь между субъективной значимостью афористического высказывания и его конгруэнтностью предполагаемой оценке референтной группы.
Теоретическая значимость исследования. В настоящей работе происходит обогащение социальной психологии, включение в ее сферу новой проблемной области исследований, объектом анализа которой выступают I афористические высказывания. Полученные данные способствуют обогащению теоретических представлений об особенностях восприятия и оценивания личностью микротекста (афористических высказываний, острот и т.п.). Получены доказательства того, что, афористическое высказывание является вербальным индикатором личностных . ценностей. Установлено, что отношение к афористическим высказываниям тесно связано с ценностной сферой личности, предполагаемой оценкой референтной группы и доступностью реализации в жизни. ,
Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные в исследовании, могут быть использованы психологами - практиками для диагностики скрытых ценностных конфликтов (как у самого субъекта, так и представителей его референтной группы), педагогами для развития у лиц юношеского возраста индивидуального осмысления ценностей. Отдельные положения работы, посвященные характеру оценки человеком афористических высказываний, могут найти применение у специалистов в области психологии рекламы и РЯ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на IX Всероссийской научно -практической конференции «Человек в культуре России» (Ульяновск, 2001 г.), I Всероссийском форуме молодых ученых «Перспективные направления развития психологической науки в республике Татарстан» (Казань, 2001 г), международной конференции «Толерантность и проблемы идентичности» (г. Ижевск, 2002 г.), на ежегодной научной конференции в Институте управления г. Набережные Челны (2002, 2004, 2005 г.г.). Материалы исследования легли в основу разработки программы курса «Психология духовности» для студентов-психологов Института управления г. Набережные Челны. Результаты исследования использовались в работе с группой студентов СНО при написании дипломных и курсовых проектов.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Наиболее субъективно значимыми афористическими высказываниями для испытуемых будут те, которые конгруэнтны предполагаемой оценке референтной группы. Степень этой конгруэнтности имеет прямую связь со статусом той ценности, в отношении которой используется данное афористическое высказывание. Исключением из этого правила являются афористические высказывания в отношении ценности «любовь».
2.Связь между значимостью и остроумием афористического высказывания зависит от характера ценности: если в отношении ценности «любовь» существует обратная связь между этими шкалами, то в отношении ценности «дружба» связь между значимостью и остроумием отсутствует.
3.Существует обратная связь между значимостью афористического высказывания и труднодоступностыо его реализации в жизни. Наименее значимые афористические высказывания оцениваются как наиболее труднодоступные для реализации в жизни.
Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем диссертации - 109 страниц. В тексте диссертации 7 таблиц, 4 рисунка, 7 приложений. Библиография включает в себя 86 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Лингвокультурологический концепт "Французская национальная личность": На материале афористики1999 год, кандидат филологических наук Рапопорт, Наталия Викторовна
Жанр стихотворного изречения в творчестве И.В. Гете2009 год, кандидат филологических наук Бурмистрова, Елизавета Валериевна
Афоризм во фразеологии и фразеологизм в афористике современного немецкого языка: лингвокультурологический аспект2012 год, кандидат наук Туманова, Екатерина Олеговна
Когнитивно-прагматические особенности афористического дискурса2010 год, кандидат филологических наук Наличникова, Инна Анатольевна
Афористические выражения в интертексте: Сравнительный анализ русского и английского газетно-публицистического дискурса2005 год, кандидат филологических наук Рыбина, Екатерина Александровна
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Фомин, Алексей Юрьевич
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Наиболее субъективно значимыми афористическими высказываниями для испытуемых будут те, которые конгруэнтны предполагаемым оценкам референтной группы. В свою очередь, степень этой конгруэнтности имеет прямую связь со статусом той ценности, в отношении которой используется данное афористическое высказывание. Однако из этого правила существует исключение: афористические высказывания в отношении самой значимой ценности «любовь» в меньшей мере конгруэнтны предполагаемой позиции референтной группой.
2.Испытуемые ожидают от референтной группы наибольшего согласия с собственными афористическими высказываниями в отношении таких ценностей как: «дружба», «счастливая семейная жизнь» и «здоровье». Оценка собственных афористических высказываний в отношении ценности «материально обеспеченная жизнь» менее всего подвержена влиянию фактора референтности.
3.Существует обратная связь между оценкой значимости афористического высказывания и труднодоступностью его реализации в жизни. Наименее значимые афористические высказывания оцениваются как наиболее труднодоступные для реализации в жизни.
4.Связь между значимостью и остроумием афористического высказывания зависит от характера ценности: если в отношении «любви» зафиксирована обратная связь между этими шкалами, то в отношении ценности «дружбы» такой связи не выявлено.
106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Афористическое осмысление мира было присуще человеку на протяжении всей многовековой истории в самых разнообразных проявлениях -от афористики, представленной в философских сборниках древности до рекламной афористики в современном мире. Каждое афористическое высказывание, являясь узким по форме, но широким по содержанию, способно рассказать человеку много больше, чем ряд увесистых сочинений. При раскрытии специфики афористической формы, мы обратились к теоретическим взглядам 3. Фрейда на деятельность остроумия. Здесь неоценимую помощь оказала нам книга великого австрийского ученого «Остроумие и его отношение к бессознательному». В параграфе «Техника построения острот и афористических высказываний», нами было показано насколько тесно связаны оба феномена, прежде всего по формальным характеристикам. Однако при анализе движущих мотивов, выделенных Фрейдом в деятельности остроумия, мы посчитали неприемлемым ограничиться в описании глубинных механизмов продуцирования афоризмов, лишь сексуальными и агрессивными тенденциями. Поскольку наряду с первичными влечениями, на могучей роли которых так настаивал Фрейд, человеку во все времена было присуще стремление к тому, что стоит выше него - к ценностям.
Для объяснения предмета исследования с позиции ценностной парадигмы, нами было введено понятие «субъективно значимого афористического высказывания». Проанализировав в теоретической части работы основные характеристики данного понятия и необходимость его использования в психологической науке, нами было организовано эмпирическое исследование признаков субъективной значимости афористических высказываний.
Основная идея заключалась в том, что субъективная значимость афористических высказываний связана с признаками значимости ценности, доступности реализации в жизни, остроумия и предполагаемой оценки референтной группы.
Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования позволили сделать обобщенные выводы:
1.Существует формальное сходство между афористическими высказываниями и остротами. На основе этого сходства выделяются единые приемы построения афористических высказываний и острот.
2.Субъективно значимые афористические высказывания являются существенной основой выражения человеком собственных ценностей. Во -первых, наиболее точно отражая моменты переживаний, они упорядочивают ценностные представления. Упорядочивая наши ценностные представления, они выступают как мощнейшие побудительные центры. В процессе сжатия (свертывания) в одном кратком изречении как в центре, концентрируется вся суть нашего эмоционально - оценочного отношения к объекту. Определяя центральное отношение к какой - то ценности, субъективно значимые афористические высказывания заключают в себе обобщенный принцип-дальнейшего раскрытия свернутого в них смыслового содержания.
3. Наиболее субъективно значимые афористические высказывания конгруэнтны предполагаемым оценкам референтной группы. Также, существует прямая связь между значимостью афористического высказывания и доступностью его реализации в жизни. Связь между значимостью и остроумием афористического высказывания зависит от характера ценности.
Как верно заметил в свое время 3. Фрейд «совершенные теории не падают с неба». У данной работы имеется пятилетняя история, но еще очень много принципиальных моментов, для понимания субъективно значимых афористических высказываний остались нераскрытыми. Эти пробелы позволит восполнить лишь продолжительная работа в будущем. По причине временного лимита часть собранного -материала осталась неоформленной и находиться лишь в черновых рукописях. В частности остались нераскрытыми такие вопросы как роль афористических высказываний в рекламной деятельности, а также работа с субъективно значимыми афористическими высказываниями в психотерапевтической практике. Последнее положение представляется особенно важным, поскольку при правильном подходе к субъективно значимым афористическим высказываниям клиента, возможно, добиться определенности и ясности ценностных позиций. Также это позволит решить проблему относительности ценностей, принимаемых человеком. Поскольку, при всей ситуативности ценностных ориентиров, человеку важно иметь абсолютные ценности, на которые он мог бы опереться в трудные моменты своей жизни. Особенно остро проблема «расшатанности» и неопределенности ценностей стоит именно в российской действительности. Задача, стоящая перед психологами в решении этой проблемы, состоит в том, чтобы помочь человеку избавиться от нервного напряжения и неуверенности, вызванных слабостью ценностных позиций.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Фомин, Алексей Юрьевич, 2006 год
1. Алексеев К. И. Эскиз теории метафоры // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998. - С. 68-76.
2. Алишев Б.С. Психологическая теория ценностей (системно функциональный подход): Докт. дис. Казань, 2002.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Медицина 1988.—Т. 1. —232с.
4. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика).// Лингвистика и поэтика. М.,1979. - С. 147-173.
5. Белый А. Символизм как миропонимание. М., Республика, 1995. - 383с.
6. Бердяев Н. А. Самопознание. Сочинения. М.; Харьков: Изд - во ЭКСМО - Пресс, 1997. - 624 с.
7. Бессарабова, Н.Д. Метафора как языковое явление // Значение и смысл слова.-М., 1987.-С. 156-173.
8. Битуева A.B. Особенности структурного строения ценностных ориентаций// Кредо. 2000. - №3. - С.66 - 83.
9. Блэк М. Метафора//Теория метафоры. М.,1990. С. 153 - 172. Ю.Большая книга афоризмов. Изд. 2-е, исправленное. - М.: ЗАО Издво Эксмо Пресс, 2002. - 1056 с.
10. Н.Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. - №5. - С.38 - 44.
11. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии. 1993. - №5. - С. 99 -110.
12. М.Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей.: Пер. с нем. /А. Бююль, П.Цефель.- СПб.: ООО «ДиаСофтЮП»,2002. 608 с.
13. Васина E.Ä. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. СПб., 1993.1 б.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: ЧеРо, 2000. 336 с.
14. Городецкая И.М. Ценностно мотивационные проявления личности безработных в процессе их вторичной профессионализации. Автореф. канд. дис. -Казань, 1999.
15. Грибов Ю. А. Психолого педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. -1989,-№2.-С. 57-62.
16. Грузд JI.B. Ценностные ориентации наркозависимой личности. . Автореф. канд. дис. Казань, 2004.
17. Гусейнова A.A. Ценностные ориентации: тендерный аспект //Социологические исследования. 1999. - №5. - С. 130-133.
18. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. -2-е изд. СПб: Питер, 2000.-356 с.
19. Душацкий JI. Е. Ценностно мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социологические исследования. - 1999. - №7. - С.91 - 98.
20. Дырин С.П. Изучение ценностных ориентаций путем замера эмоционального отношения личности к жизненно значимым событиям близких людей //Психология психических состояний: Сб. статей. Вып.З./Под ред.
21. А.О.Прохорова. Казань, Наб.Челны: Изд - во КГПУ, Изд - во Института управления, 2001. - С.316 - 324.
22. Дьяконова H.A., Юртайкин В.В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроль // Вопросы психологии. -2000.-№4.-С.51 61.
23. Ермоленко Галина Алексеевна. Метафора в языке философии. Автореферат канд. диссер. Краснодар, 2000 г.
24. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. Учебник для студ. псих, фак-та университетов.— Изд.2-е перераб. — М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. — 442 с.
25. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — 248 с.
26. О.Жукова Я. Влияние ценностных ориентаций на адекватность i восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации: Автореферат канд. дис. Москва, 1993.
27. Загоскин М.В. О ценностных ориентациях в психологической науке. http://vlad-sadovsk.chat.ru/magazin4/magazincontents.htm.
28. Ильин В.И. Поведение потребителя. СПб: Издательство "Питер", 2000. -224 с.
29. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. - 512 с.
30. Казаченок Т.Г., Громыко И.Н. Античные афоризмы: тематический сборник. М., 1997. - 620 с.
31. Картер Г. Эффективная реклама: Путеводитель для малого бизнеса / Общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: БИЗНЕС - ИНФОРМ, 2000. - 244 с.
32. Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 197-203.
33. Кирилова H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников//Вопросы психологии. 2000. - №4. -С.29-38.
34. ЗБ.Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М.,1992.174 с.
35. Кладезь мудрости. Афоризмы / Сост. О. В. Ткачева, Д. И. Тыщенко. -Самара: Изд во «ABC», 2000. - 784 с.
36. Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения. Автореф. канд. дис.М., 1981.
37. Краткий психологический словарь/Под ред. A.B. Петровского, М.Г.Ярошевского. -2-е изд. Ростов н/Д:Феникс,1999. - 512 с.
38. Кроник A.A., Кроник E.A.B главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. - 204 с.
39. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387-415.
40. Леонтьев Д.А Ценности и ценностные представления http://psychology.net.ru.
41. Лук А. Н. Юмор. Остроумие. Творчество. М.: Искусство, 1977. - 152с.
42. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. - 432 с.
43. Мелешко A.B. Субъектный подход к изучению личности. http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/splich.htm.
44. Мелик Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. - 1998. - №1. - С. 83 - 90.
45. Муссийчук М.В. О сходстве приемов остроумия и механизмов построения парадоксальных задач // Вопросы психологии. 2003. - №6. - С.99 - 105.
46. Попова J1.B. К вопросу о ценностях и ценностных ориентациях личности. http://www.masu.rU/masu/science/sbornik/l9.htm.
47. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб: Изд-во «Питер», 2000. 1024 с.
48. Размышления и афоризмы французских моралистов XVI XVIII веков / Сост. Н. Жирмунская. - Л.: Худож. лит., 1987. - 571 с.
49. Рогов М. Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально психологический аспект. - Казань, 1988. - 155 с.
50. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.720 с.
51. Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. -2-е изд., доп. М.: Искусство, 1986.-415 с.
52. Салихова Н.Р. Типы функционирования ценностей в смысловой сфере личности. Психология XXI столетия. Т.2 / Под редакцией Козлова В.В. -Ярославль, 2003.-С.171 173.
53. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1991. - 19 с.
54. Славская А.Н. Соотношение эгоизма и альтруизма личности: интерпретации // Психологический журнал. 1999. - №6. - С. 13 - 23.
55. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
56. Советский энциклопедический словарь//Гл.ред. А.М.Прохоров. М.: Сов.энциклопедия, 1985. - 1600 с.
57. Соколов Э.В. Культура и личность. JI., Наука, 1972.
58. Тряпицына E.B. О точности художественного текста // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: Тез. докл. науч. конф. -Волгоград: Перемена, 1997. С. 125-126.
59. Фомин А. Ю. Афористическое мышление и его роль в формировании мировоззрения // Бытие творческой личности: Материалы IX Всероссийской научно практической конференции «Человек в культуре России»: В 2 ч.Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. - С.59 - 61.
60. Фомин А.Ю. Афористическое мышление и его роль в формирвоании ценностных ориентаций//Материалы международной практической конференции. Ежегодник российского психологического общества.Т.9. Вып.4. Ижевск. - 2002. - С. 196 -199.
61. Фомин А.Ю. Характер мышления и ценностей современного российского общества// Проблемы психологии управления в современных условиях: тезисы докладов/Под ред. С.П. Дырина, Г.С. Прыгина. Наб. Челны. Изд - во Института управления, 2003. - С.255 -264.
62. Франкл В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. JI. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
63. Франклин М.В. Философия внеобъектного сознания, http ://outcomer. narod.ru/kamorka/afor 1 .html.
64. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.; М.: ACT «Университетская книга», 1996. - 318 с.
65. Фрейд 3. Психоаналитические этюды/Сост. Д. И. Донского, В. Н. Круглянского. Мн.: ООО «Попурри», 1997. - 606 с.
66. Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993.-415 с.
67. Хмелев Е.А. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности http://www.ispp.ru/psiho/sp/ll.shtml.
68. Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека. Автор, канд.дис. М., 1984 .
69. Цаллагова 3. Афористические жанры фольклора как средство народного воспитания. // Дарьял. 2001. - №4. - С. 42 - 50.
70. Шакуров P. X. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.
71. Шакуров P. X., Дырин С. П., Чичаева И. И. Ценностные ориентации студентов вузов (на примере управленческих специальностей). Набережные Челны: Изд - во ИУ, 1998. - 108 с.
72. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-241 с.
73. Шледер Д., Дугина Е. Кросскультурное исследование ценностей индивидуальных и групповых ориентаций//Иностранная психология. №14. -С.83 -93.
74. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М.: Изд - во РИП -Холдинг, 2001.- 165 с.
75. Шпет А. Психология социального бытия: Избранные психологические труды / Под ред. Т. Д. Марциновской. М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. -241 с.
76. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С.89- 105.
77. Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. 1999. - №3. - С. 48 -57.
78. Allport F.H. A study of values. Boston: Houghton Mifflin, 1950.
79. Rokeach M. The Nature of Human Values. — N.Y., 1973.
80. МАТЬ ОТЕЦ БРАТ СЕСТРА ДРУГ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ 1 к «п АВТОРИТЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ОТВЕРГАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК « Я и ы в Е с Ё БЕЗНРАВСТВЕНН мй чг ттоипт СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕСЧАСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ИДЕАЛЬНОЕ «Я»1. ЦЕННОСТИ 1 Любовь 2 Дружба
81. Материально обеспеченная жизнь4 Счастливая семейная жизнь 5 Здоровье
82. Красота природы и искусства7 Уверенность в себе 8 Интересная работа 9 Активная деятельная жизнь 10 Познание » 11 Свобода 12 Творчество
83. Продолжение приложения 1 Инструкция к таблице
84. Напишите в таблице имена следующих людей:1..Матери. Если вы росли с мачехой, напишите ее имя. 2.Отца. Если вы росли с отчимом, напишите его имя.
85. Брата (наиболее близкого вам по возрасту). Если у вас не было брата, напишите имя мальчика, примерно одного с вами года рождения, который был вам за брата в подростковом возрасте.
86. Сестры (наиболее близкой вам по возрасту). Если у вас не было сестры, напишите имя девочки, примерно одного с вами года рождения, которая была вам вместо сестры в подростковом возрасте.
87. Наиболее близкого в настоящее время друга одного с вами пола.
88. Вашей (го) возлюбленной (го).
89. Человека, чьи взгляды повлияли на вас в большей степени.
90. Человека, чьи взгляды вызывали у вас сильное раздражение
91. Самого высоко нравственного человека, из всех, кого вы знаете. Ю.Самого безнравственного человека, из всех, кого вызнаете.1. .Самого счастливого человека, из всех, кого вы знаете.
92. Самого несчастного человека, из всех, кого вы знаете.
93. Вашего идеального «Я». Вы можете оставить свое настоящее имя или указать вымышленное.I
94. В таблице вашему вниманию предлагаются 12 ценностей.
95. Напишите в таблице, в краткой фразе ваше понимание каждой ценности. Например, здоровье это отсутствие болезней, дружба - это понимание и т.д.
96. Теперь попытайтесь мысленно войти в образ каиедого человека, указанного в таблице (матери, отца, брата и т.д.), и ответьте на следующий вопрос: насколько бы он согласился с вашим пониманием этих ценностей?
97. При оценке используйте следующую шкалу:3 абсолютно согласен2 согласен1 скорее согласен
98. О нейтрален, -1 - скорее не согласен -2 - не согласен -3 - абсолютно не согласен.1. Инструкция к таблице
99. Напишите в таблице имена следующих людей:1..Свое собственное имя.
100. Напишите имя вашей матери. Если вы росли с мачехой, напишите ее имя.
101. Напишите имя вашего отца. Если вы росли с отчимом напишите его имя.
102. Напишите имя вашего брата (наиболее близкого вам по возрасту). Если у вас не было брата, напишите имя мальчика, примерно одного с вами года рождения, который был вам за брата в подростковом возрасте.
103. Напишите имя вашей сестры (наиболее близкой вам по возрасту). Если у вас не было сестры, напишите имя девочки, примерно одного с вами года рождения, которая была вам вместо сестры в подростковом возрасте.
104. Наиболее близкого в настоящее время друга.
105. Человека, чьи взгляды вызывали у вас сильное раздражение.
106. Мыслителя (философ, учитель, писатель, поэт и др.), чьи взгляды вам наиболее близки.
107. Мыслителя (философ, учитель, писатель, поэт и др.), чьи взгляды вызывали у вас сильное раздражение.
108. Самого высоко нравственного человека, из всех, кого вы знаете.1. .Самого безнравственного человека, из всех, кого вызнаете.
109. Самого счастливого человека, из всех, кого вы знаете.
110. Самого несчастного человека, из всех, кого вы знаете.
111. Вам предлагаются 10 афористических высказываний:
112. Насколько бы вы согласились с каждым афористическим высказыванием?
113. Насколько бы согласились с данными высказыванием люди, указанные в таблице?
114. При оценке используйте следующую шкалу:3 абсолютно согласен2 согласен1 скорее согласен0 нейтрален, -1 - скорее не согласен -2 - не согласен -3 - абсолютно не согласен.2 Н ^Ш2 я о ег оФ3
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.