Приоритетность освоения наук в педагогических воззрениях Абдурахмана Джами и их востребованность в современной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Саидмирова Савринисо Мирзоевна

  • Саидмирова Савринисо Мирзоевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, Таджикский национальный университет
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 205
Саидмирова Савринисо Мирзоевна. Приоритетность освоения наук в педагогических воззрениях Абдурахмана Джами и их востребованность в современной педагогике: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Таджикский национальный университет. 2019. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Саидмирова Савринисо Мирзоевна

Оглавление

Введение

3-15

Глава 1. Социально-педагогические факторы формирования научного мировоззрения подрастающего поколения

1.1. Актуальность формирования научного мировоззрения в современной педагогической науке

1.2. Жизнь, творчество и взгляды Абдурахмана Джами в научно-педагогических, философских и литературоведческих исследованиях таджикских ученых

1.3. Значение творчества Абдурахмана Джами в формировании научного мировоззрения учащихся общеобразовательных учреждений Таджикистана

Выводы по первой главе

Глава 2. Научно-мировоззренческая направленность педагогических воззрений Абдурахмана Джами

2.1. Особенности формирования научного мировоззрения подрастающего поколения в процессе изучения наследия Абдурахмана Джами

2.2. Приоритетность практического применения учения Абдурахмана Джами в современном образовании

2.3. Практика применения творческого наследия Абдурахмана Джами в общеобразовательных учреждениях Таджикистана

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

193-205

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приоритетность освоения наук в педагогических воззрениях Абдурахмана Джами и их востребованность в современной педагогике»

Введение

Актуальность темы исследования. Приобретение Таджикистаном независимости и суверенности, строительство демократического, единого, правового и светского государства с рыночной экономикой в новых социальных взаимоотношениях теоретически и практически привели к необходимости модернизации образования, к овладению знаниями и изучению наук в образовательных учреждениях и семье. Изменились подходы и принципы изучения основ наук, и одновременно изменилось мировоззрение членов общества, а также идеология образования. Их заменили общепринятыми национальными и общечеловеческими исходными положениями и стандартами -гуманизацией и демократизацией системы образования.

В современных условиях научно-технического прогресса, развития информационно-коммуникационных технологий и их влияния на глобализационные процессы, которые в результате привели к возникновению и развитию новых социально-экономических отношений в жизнедеятельности общества, особую актуальность среди других проблем сферы образования приобретает проблема изучения основ педагогических наук и формирования научного мировоззрения у подрастающего поколения.

Переход экономики на рыночные механизмы привел к социальному расслоению общества, в результате чего вновь появились богатые и бедные. Данное расслоение привело к изменению отношений всех членов общества ко многим явлениям в жизни, в том числе и отношения учащихся общеобразовательных учреждений к овладению знаниями и изучению науки. В связи с этим степень овладения знаниями и изученные научные основы оказывают значительное влияние на формирование научного мировоззрения подрастающего поколения. Современное таджикское общество нуждается в грамотном поколении, которое

способно творчески и креативно мыслить, развивать экономику страны на основе полученных знаний и умений, сформировать образованное и просвещенное общество. Решение этих задач в первую очередь тесно связано с изучением основ педагогических наук и формированием научного мировоззрения.

За 25 лет независимости Правительством Республики Таджикистан принят ряд важных документов по реформе образования, повышению качества образования, улучшению системы воспитательной работы: Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (1993, 2013), Концепция национальной школы (1995), Национальная концепция образования (2002), Концепция воспитания в Республике Таджикистан (2006), Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» (2011) и еще ряд нормативно-правовых и программно-методических документов, в которых рассматриваются проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения. Особое место во всех вышеперечисленных документах отводится вопросам формирования национального самосознания и стремления к духовным ценностям, описанных ещё с давних времён таджикскими мыслителями, поэтами и учеными.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своей речи от 20 марта 2014 г. подчеркнул, что «... только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений. И нам, таджикам, с приобретением политической независимости важно проанализировать своё давнее и ближайшее прошлое, вынести уроки истории, определить своё место и роль в мировом сообществе» [121, с. 5].

В этом отношении особый интерес представляет наследие одного из наиболее ярких представителей таджикско-персидской литературы, поэта, ученого, мыслителя и философа Абдурахмана Джами. Его творческое наследие пронизано педагогическими идеями, взглядами и воззрениями, не потерявших своих ценностей и в современной

4

педагогической науке. Педагогические воззрения о приоритетности освоения наук являются венцом в истории педагогической мысли таджикского народа. В связи с этим, нами предпринята попытка рассмотреть процесс формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных учреждений в контексте взаимосвязи овладения знаниями, изучения основ наук и необходимости формирования взглядов, убеждений и деятельности в современной педагогической парадигме. Кроме того, отметим, что в современном мировом сообществе огромное влияние на формирование мотивов получения образования и изучения основ наук, а также на формирование у учащихся научного мировоззрения оказывают современные информационно-коммуникационные технологии и глобализационные процессы, изменяющие духовный мир каждого члена общества. Все это диктует необходимость широкого применения наследия прошлого, которое веками служило средством воздействия на чувства, сознание и поведение детей.

Анализ педагогических воззрений Абдурахмана Джами о приоритетности изучения науки способствует выявлению особенностей и цели педагогических воззрений поэта о необходимости изучения наук в жизни человека и их роли в формировании научного мировоззрения учащихся в современном обществе. Абдурахман Джами, как один из проповедников суфийского течения в философской науке, во всех своих произведениях выдвигал идеи воспитания нравственных качеств молодого поколения, развития их познавательных способностей, овладения молодёжью ремеслом и подготовки их к самостоятельной жизни.

Одной из основных целей педагогических воззрений А.Джами является доказательство своему читателю приоритетности изучения основ наук в развитии личности и в жизни общества.

Литературно-педагогическое наследие Абдурахмана Джами о значении формирования нравственных личностных качеств и

5

приоритетности освоения наук включены не только в многочисленные литературные и педагогические антологии, но и в дошкольные и школьные учебники и учебно-методические пособия. Они широко используются педагогами в учебной и внеучебной деятельности учащихся, повышении педагогической культуры родителей, решении комплексных задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Задачи образовательных учреждений - повышение уровня и качества знаний учащихся, формирование мотивации к изучению основ наук и развитие на этой основе их научного мировоззрения.

Современный стремительно меняющий мир требует постоянного совершенствования образовательного процесса с учетом происходящих социально-экономических и культурно-политических явлений. Именно применение педагогических воззрений таджикско-персидских классиков о необходимости воспитания интереса к овладению знаниями и изучению науки способствует формированию научного мировоззрения учащихся и является востребованным в современной педагогической науке и практике.

Степень разработанности проблемы. В современной педагогической, литературоведческой и философской науке имеются предпосылки, позволяющие исследовать проблему педагогических воззрений Абдурахмана Джами с учетом современных требований педагогической науки и практики. Творческое наследие классиков отражает в себе интерес к классической литературе, элементарное умение оценки героев литературных произведений и их идейности, следование примерам и образцам героев и созидателей, художественно-эмоциональное отношение к творчеству поэта и способствует активной выработке собственных убеждений, взглядов и идеалов с использованием притч, назиданий, афоризмов.

Широкий всесторонний анализ биографии и творческого наследия Абдурахмана Джами отражено в работах таких философов, как М.Раджабова, А.М. Богоутдинова, А.Махмадходжаева, Я.К. Одинаева,

6

М.Султонова, А.Курбонмамадова и других. Ими раскрыта огромная роль поэта как философа и мыслителя в развитии истории философской и общественной мысли таджикского народа, и они утверждают, что «без этой яркой фигуры картина истории таджикской философии будет неполной» [61, с. 501].

Жизнь, деятельность и творческое наследие Абдурахмана Джами, его идеи в воспитании и обучении отражены в работах таких известных литературоведов и востоковедов, как И.С. Брагинский, Е.Э. Бертельс, Б.Г. Гафуров, М. Занд, А. Эдельман, А. Мирзоев, А. Афсахзод, Ш. Хусейнзода и другие. Особо выделим заслугу А. Афсахзода, который не только изучал наследие Абдурахмана Джами, но и подготовил к изданию его произведения. Исследования А.Афсахзода способствовали становлению школы литературоведов и востоковедов по исследованию воззрения поэта, в которую вошли такие отечественные учёные как Р. Ходизода, Ш. Исрофилниё, У. Тохиров, С. Амирзода, А. Насриддинов и другие.

Духовное наследие и мировоззрение Абдурахмана Джами также привлекло внимание ученых Ирана (Али Асгар Хикмат, Аббос Мехрин, Наджиб Моили Хирави) и Азербайджана (Джанат Накиева, М.Ализаде, А. Кулиев и т.д.), что свидетельствует о широком диапазоне наследия поэта и о его влиянии на прогрессивные воззрения народов Востока.

Вопросы истории развития педагогической мысли в Республиках Средней Азии и Казахстана, в которых творчество Абдурахмана Джами имело огромное влияние, освещаются в работах А.А. Бобохонова, А.Э. Измайлова, З.Ш. Раджабова, М. Арипова (Орифи), К. Ходжаева, А. Пахлавонова, Х. Авзалова, Б. Рахимова, С. Сулаймони, Т. Атахонова и т.д. Большой интерес представляют историко-педагогические исследования, посвященные педагогическим воззрениям представителей таджикско-персидской литературы: М. Арипова (Орифи), Г. Нуриддинова, Э. Сангинова, А. Пахлавонова, Х. Авзалова, Б. Рахимова, К. Кадырова, А. Халимова, Ф. Шарифзода, Дж. Файзалиев и других.

7

Ими определены специфические особенности социально-экономического и культурно-духовного исторического периода, в котором жил и творил поэт, сопоставлены общее и особенное в истории культуры и педагогической мысли, проанализированы факторы, влияющие на развитие педагогических воззрений таджикского народа в разные периоды его развития.

Педагогические взгляды представителей таджикской классической литературы впервые получили последовательное исследование в работе М. Арипова (Орифи) «Из истории педагогической мысли таджикского народа» (в 2-х частях), Г. Нуриддинова «Педагогические взгляды Саади Шерози и Абдурахмана Джами». Э. Сангинова провела специальное исследование на тему «Педагогические взгляды Абдурахмана Джами», в котором освещены педагогические взгляды поэта-мыслителя на нравственное воспитание, необходимость приобретения профессии и формирования личностных качеств.

Вопросы, касающиеся жизни и творчества А. Джами, его философские, общественно-политические, педагогические взгляды и его вклад в развитие науки, культуры и общества со времен его жизни и до настоящего времени получили освещение в литературоведческом, философском, психолого-педагогическом и методическом аспектах на страницах периодической печати, в статьях и материалах научных конференций, посвященных 550-летию (1964 г.), 575-летию (1989 г.) и 600-летию (2014 г.) поэта.

Однако, процесс формирования мировоззрения учащихся средствами наследия Абдурахмана Джами остался не исследован. Недостаточно рассмотрены ведущие идеи, понятия, идеалы мыслителя по формированию мировоззрения учащихся, что способствовало возникновению противоречий между мировоззренческим потенциалом наследия А.Джами и отсутствием теоретических основ его использования в системе формирования духовных и нравственных ценностей учащихся общеобразовательных учреждений республики.

На научно-теоретическом уровне эти противоречия выражаются в выявлении целей, содержания, методов и формы работы по формированию мировоззрения у учащихся в процессе изучения наследия А.Джами. На научно-практическом уровне - в потребности современного общества в организации эффективной работы по реализации мировоззренческой функции таджикско-персидской классической литературы.

Вышеуказанные положения обусловили постановку проблемы, которая определяет выбор темы диссертационного исследования «Приоритетность освоения наук в педагогических воззрениях Абдурахмана Джами и их востребованность в современной педагогике».

Цель исследования заключается в выявлении значения педагогических воззрений Абдурахмана Джами о приоритетности освоения науки в формировании мировоззрения учащихся общеобразовательных учреждений и их востребованности в современной педагогической науке.

Объект исследования - творческое наследие Абдурахмана Джами.

Предмет исследования - педагогические воззрения Абдурахмана Джами о приоритетности изучения науки.

Цель, объект и предмет исследования определили рабочую гипотезу, основанную на объективном изучении педагогических воззрений Абдурахмана Джами о целесообразности и приоритетности освоения наук и доказательстве на этой основе педагогической идеи об их востребованности в теории и практике современных общеобразовательных учреждений, в частности, и педагогической науке в целом.

Вышеуказанная идея может быть реализована, если:

- учитывается востребованность воззрения Абдурахмана Джами в формировании научного мировоззрения учащихся;

- осуществляется гуманистический и аксиологический подход к исследованию творческого наследия поэта;

- воззрения мыслителя о приоритетности изучения наук получат научно обоснованный анализ с учетом требований современного общества к мировоззрению подрастающего поколения;

- обеспечивается актуальность и приоритетность применения педагогических воззрений ученого в практике общеобразовательных учреждений Таджикистана;

- будет разработана система применения педагогических воззрений Джами в учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений Таджикистана.

В соответствии с целью и гипотезой исследования выдвинуты следующие задачи:

- изучить исследования таджикских ученых (педагогов, литературоведов, востоковедов, философов) и определить теоретические проблемы в исследовательской работе;

- раскрыть общие и специфические особенности цели педагогических воззрений Абдурахмана Джами;

- определить востребованность воззрений поэта о приоритетности изучения наук в современном образовании;

- определить степень применения наследия А.Джами в учебниках и учебно-методических пособиях, в практике педагогов в воспитании интереса учащихся к знанию, изучению науки и формировании научного мировоззрения учащихся;

- разработать научно-педагогические рекомендации по реализации педагогических воззрений А.Джами в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений Таджикистана.

Методологическую основу исследования составили:

- философское положение о роли окружающей среды, влиянии духовных национальных и общечеловеческих ценностей на формирование мировоззрения личности;

- гуманистический и аксиологический подход к проблеме формирования личности в процессе обучения и воспитания (А.Богоутдинов, Е.В. Бондаревская, И.Х. Каримова, И.Т. Касымова, М. Шелер, В.В. Караковский, М.Раджабов, Р.М. Рогова и т.д.);

- психологический подход, основанный на теории и практике обучения, в процессе которого происходит развитие личности и формирование мировоззрения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин);

- педагогические исследования о роли воспитания, обучения, освоения ремесла, изучения наук в жизни человека, формировании его личности и мировоззрения (М.Г. Базаева, Е.В. Бондарчук, Ф.Шарифзода, М.Лутфуллозода и др.).

Для решения поставленных задач и подтверждения научной гипотезы использованы следующие методы:

- теоретический: изучение и анализ исторических, философских, литературоведческих, востоковедческих, историко-педагогических и научно-теоретических исследований ученых, посвященных жизни, деятельности и творчеству Абдурахмана Джами; сравнительно-сопоставительный анализ; абстрагирование, конкретизация и систематизация воззрений;

- эмпирический: беседы, анкетирование, интервьюирование, сравнение, математическая обработка данных, изучение и обобщение передового опыта учителей.

Источниковедческую базу исследования составили:

- нормативно-правовые документы, принятые правительством Республики Таджикистан и программно-методические документы,

утвержденные Министерством образования и науки Республики Таджикистан;

- философские, литературоведческие, востоковедческие исследования таджикских ученых по истории педагогических взглядов классиков таджикско-персидской литературы.

База исследования. Основная теоретическая часть исследования проводилась на базе общеобразовательных учреждений г. Душанбе. Отдельные компоненты исследования апробированы в общеобразовательных учреждениях Фархорского района Хатлонской области. На разных этапах в исследовании принимали участие респонденты в количестве 494 учащихся и 112 учителей.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2013-2014 гг.) осуществлен теоретический анализ проблемы, определены цель, гипотеза, задачи и методы исследования, выявлены общие и специфические педагогические воззрения Абдурахмана Джами, выделены его воззрения о приоритетности изучения наук.

На втором этапе (2015-2016 гг.) выявлена связь педагогических воззрений А.Джами с его предшественниками на основе анализа и сопоставления полученных материалов, определена актуальность и приоритетность воззрения поэта в формировании мировоззрений учащихся, а также уровень их применения на практике.

На третьем этапе (2016-2018 гг.) проанализированы, обработаны, обобщены результаты научного исследования, проведен качественный и количественный анализ полученных данных, сделаны выводы и заключение, даны практические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- систематизированы воззрения Абдурахмана Джами о приоритетности освоения наук, определена роль книги в освоении знаний и

изучении основ наук, а также роль учителя в воспитании и формировании личности детей;

- доказан формирующий потенциал творческого наследия А.Джами на мировоззрение учащихся общеобразовательных учреждений.

Теоретическая значимость состоит в том, что результаты нашего исследования вносят существенный вклад в исследование педагогического наследия Абдурахмана Джами, в теорию и практику применения его воззрений о приоритетности изучения наук.

Предложенная идея и цель исследования педагогических воззрений поэта раскрывает воспитательный, образовательный, развивающий и формирующий потенциал педагогического наследия Абдурахмана Джами.

Реализованный комплексный подход к изучению влияния наследия поэта на формирование мировоззрения учащихся дополняет существующие теоретико-методологические и научно-практические исследования, способствует дальнейшему поиску эффективных методов и средств педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение учащихся в процессе изучения наследия классиков таджикско-персидской литературы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты используются учителями общеобразовательных учреждений в ходе преподавания наследия классиков таджикско-персидской литературы, в том числе и А.Джами, организации и проведения организационно-методических, учебно-воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях Таджикистана, а также в формировании научного мировоззрения учащихся.

Кроме того, результаты настоящего исследования расширяют и углубляют научные знания о духовных ценностях, о воспитательно-образовательном и формирующем потенциале таджикского народа,

раскрывают проблемы развития и формирования личности детей в современном обществе.

Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебно-методических пособий, разработке дидактических материалов с целью совершенствования нравственного воспитания и формирования мировоззрения учащихся, а также в процессе чтения лекций и проведения практических занятий в педагогических профессиональных учреждениях, на курсах повышения квалификации, а также при написании курсовых, дипломных и магистерских работ.

Достоверность результатов исследования определяется методологическим подходом к решению поставленной проблемы; адекватностью методов исследования выдвинутым задачам; разнообразием используемых методов исследования и их адекватностью выдвинутым задачам; применением качественного и количественного анализа полученных результатов. Кроме того, идея исследования базируется на анализе методических, научно-теоретических и практических материалов по проблеме формирования мировоззрения, а также использовании автором достоверной аргументации, основанной на изучении материала по теме исследования с применением методов статистического и математического анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе исследования. Результаты исследования отражены в публикациях автора и систематически докладывались и обсуждались на заседаниях общеуниверситетской кафедры педагогики Таджикского национального университета и конференциях различного уровня.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

- Изучение и анализ литературно-педагогического наследия Абдурахмана Джами проливает свет на многие стороны формирования национальной культуры, в особенности предпосылки развития и

формирования дидактической литературы назидательного (наставнического) характера.

- Литературно-педагогическое наследие Абдурахмана Джами связано с образованием новых идеалов, убеждений и взглядов о морально-этических нормах и правилах поведения людей разного социального статуса.

- На основе морально-этических взглядов, воззрений, идеалов, которые проповедует поэт, происходит овладение и совершенствование личного опыта учащихся, перестройка их морально-этических взглядов и убеждений. При этом формируются умения научно анализировать факты, самостоятельно делать сравнения и обобщения, вооружаться новыми знаниями, по-новому организовать личный опыт, что, в целом, составляет основные компоненты формирующегося научного мировоззрения.

- Взгляды, воззрения и идеи Абдурахмана Джами способствуют познанию учащимися окружающего мира, предметов и явлений природы, человеческих взаимоотношений, а также необхолимости изучения наук с точки зрения их значимости в современной жизни.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Диссертация изложена на 196 страницах и содержит 3 таблицы. Список литературы включает 161 наименование.

Глава 1. Социально-педагогические факторы формирования научного мировоззрения подрастающего поколения

1.1. Актуальность формирования научного мировоззрения в современной педагогической науке

Проблема формирования мировоззрения, широко обсуждаемая в философской и психологической литературе, является педагогической дискуссией. Сегодня проблема соотношения обучения, воспитания, интеллектуального развития и формирования мировоззрения возникла в качественно новом виде, на более глубоком уровне исследований, на основе большого фактического материала как психолого-педагогическая и социально-педагогическая проблема. Такого же подхода требуют изменения в экономических, политических, социальных и культурных отношениях, происходящих в обществе.

Формирование мировоззрения происходит под влиянием окружающих социальных условий. Однако, оно не является стихийным процессом. В ее формировании особую роль играет сознательное целенаправленное воздействие общества на людей и их воспитание. «Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» [113, с. 7].

Общеизвестно, что мировоззрение - это система взглядов на действительность, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природе и социальной среде; совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей» [111, с. 835]. Мировоззрение - это идейная основа

творческого человека (поэта, писателя, артиста, художника и т.п.), но она не может конкретно раскрыть механизмы взаимодействия мировоззрения и творчества. Например, мировоззрение и творчество каждого классика исследователь рассматривает с учетом поставленных целей, задач и сформированных научных гипотез. Видимо, этим объясняется тот факт, что мистико-философские мировоззрения многих классиков интерпретируются по-разному.

В мировоззрении отражены особенности общественного бытия человека, его место в исторической системе социальных отношений. Диагностика и критерии сформированности мировоззрения предусматривают формирование всех структурных компонентов с подтекстом этнопедагогических и этнопсихологических особенностей. Научное мировоззрение - единая система взглядов, воззрений, идеалов и убеждений, направленная на гуманистическое отношение.

Одним из спорных вопросов психолого-педагогических исследований является содержание мировоззрения. В педагогических исследованиях Н.К. Гончарова, М.Н. Алексеева, Э.И. Моносзона, И.Я. Лернера, Р.М. Роговой и других содержание мировоззрения рассматривается в естественнонаучном, идейно-политическом, эстетическом, физическом и культурологическом аспектах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Саидмирова Савринисо Мирзоевна, 2019 год

Список литературы

1. Абдурахман Джами. Библиографический указатель произведений Джами и литературы о нем, изданной в СССР (1917-1988 гг.). - Душанбе, 1989. -524 с.

2. Абдурахман Джами и культурные новообразования его эпохи: сб. науч. ст. - Душанбе, 2014. - 628 с. (на тадж.яз.).

3. Абдурахман, Джами и развитие культурного наследия в цивилизации Востока: сб.ст. науч.-теорет. респ. конф. - Худжанд, 2014. - 384 с. (на тадж.яз.).

4. Абдурахман Джами. Материалы, посвященные 550-летию. - Душанбе, 1973. - 236 с. (на тадж.яз.).

5. Абдурахман Джами. Эпоха, жизнь и творчество: сб.ст. - Душанбе, 1965. - 222 с.

6. Авзалов, Х. История педагогики таджикского народа / Х.Авзалов, Б.Рахимов. - Душанбе, 1994. - 102 с. (на таджяз.).

7. Али Асгари Хикмат. Воззрения Джами / Али Асгари Хикмат // Адаб. -2014. - №4/5. - С. 65-76.

8. Ализода, А. Офтоби нуронии илму адаб = [Благородное солнце науки и морали] / А.Ализода // Чумхурият. - 2014. - 18 ноябр. - С. 3.

9. Аминджанова, М.С. Педагогические взгляды Рудаки и его современников в контексте современных проблем образования: автореф. дис. ...канд.пед.наук / Аминджанова Мавлюда Самиджоновна. - Душанбе, 2014. -21 с.

10. Аминзода, С. Накшу нуфузи Мавлоно Ч,омй дар инкишофи адабиёти нимаи аввали асри Х1Х = [Роль и влияние Мавлоно Джами в развитии литературы первой половины XIX в.] / С.Аминзода // Адаб. - 2014. - №4/5. - С. 46-55.

11. Аминов, С. Наследие Абдурахмана Джами в учебниках таджикского языка / С.Аминов // Маърифати омузгор. - 2014. - №7/8. - С. 15-17. (на таджяз.).

12. Аминов, С. Применение некоторых рассказов Джами на уроках языка / С.Аминов // Мактаби советй. - 1989. - №11. - С. 24-26. (на тадж.яз.).

13. Аминов С. Таджикский язык: учебник для 7 классов / С.Аминов. -Душанбе: Собириён, 2008. - 223 с.

14. Аминов, С. Таджикский язык: учебник для 8 классов / С.Аминов. -Душанбе: Собириён, 2007.-206 с.

15. Аминов, С. Таджикский язык: учебник для 10 классов / С.Аминов. -Душанбе: Маориф, 2014. - 158 с.

16. Анвари, С. Таджикский язык: учебник для 6 классов / С.Анвари, А.Мирзоев. - Душанбе: Собириён, 2008. - 223 с.

17. Антология педагогической мысли таджикского народа / сост. М.Лутфуллоев, С.Сулаймони, Х.Афзалов. - Душанбе, 2009. - 448 с.

18. Арипов (Орифи), М. Из истории педагогической мысли таджикского народа / М.Арипов (Орифи). - В 2 ч. - Ч. 2. - Душанбе: Ирфон, 1975. - 191 с.

19. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность / А.Г. Асмолов // Семья и школа. - 2001. - №11/12. - С. 32-35.

20. Атахонов, Т. Очерки педагогических воззрений предков: учеб. пособие / Т.Атахонов, М.Лутфуллоев, Ф.Шарипов. - Душанбе, 2005. - 226 с. (на тадж.яз.).

21. Афсахзод А. «Весеннему саду» Джами - пятьсот лет: крит. текст и предисловие к книге Абдурахмана Джами «Бахористон» = [Весенний сад], посвященный 500-летию написания / А.Афсахзод. - М., 1989. - 155 с.

22. Афсахзод, А. Джами - великий писатель и ученый = [Чомй-адиб ва мутаффакир] / А.Афсахзод. - Душанбе: Ирфон, 1989. - С. 117-119.

23. Афсахзод, А. Диван лирических газелей влюбленных = [Девони газали ошикони шайдо] / А.Афсахзод // Адаб. - 2014. - №4/5. - С. 32-39.

24. Афсахзод, А. Жизнь и наследие Абдурахмана Джами = [Рузгор ва осори А.Ч,омй] / А.Афсахзод. - Душанбе: Дониш, 1980. - 222 с.

25. Афсахзод, А. Морально-этические взгляды Джами = [Андеша^ои ахлокии Ч,омй] / А.Афсахзод // Мактаби советй. - 1989. - №9. - С. 23-27. (на тадж.яз.).

26. Афсахзод, А. Светлый дар / А.Афсахзод; вступ. ст., сост. и примечание к сборнику // Лирика. Поэмы. Весенний сад. - Душанбе, 1989. - С. 3-5.

27. Афсахзод А. Эволюция взглядов Абдурахмана Джами = [Та^аввулоти афкори Абдура^мони Ч,омй] // А.Афсахзод. - Душанбе: Дониш, 1981. - 159 с. (на таджяз.).

28. Ахмедова, З.К. Идеи рыцарского воспитания в истории педагогической мысли таджикского народа: дис. ... канд.пед.наук / Ахмедова Зулфия Кабировна. - Душанбе, 2011. - 169 с.

29. Бахтулчамолова, Т. Самый преданный друг / Т.Бахтулчамолова // Омузгор. - 2014. - 5 сентябр. - 13 с. (на таджяз.).

30. Бертельс, Е.С. Джами: эпоха, жизнь, творчество / Е.С. Бертельс. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1949. - 174 с.

31. Бертельс, Е.С. Избранные труды /Е.С. Бертельс; вступ. ст. А.Н. Болдывера. - Т. 1.: История персидско-таджикской литературы. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1960. - 556 с.

32. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы / М.Н. Берулава.-Бишкек, 1995. - 292 с.

33. Бобомуродов, Ш. Таджикский язык: учебник для 5 классов / Ш.Бобомуродов, С.Сабзаев, С.Набиева. - Душанбе, 2008. - 254 с.

34. Богоутдинов, А.М. Очерки по истории таджикской философии / А.М. Богоутдинов. - Душанбе: Таджикгосиздат, 1961. - 332 с.

35. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

36. Бондаревская, Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / Под общей

редакцией Е.В. Бондаревской. - Москва. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

37. Борев, Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника» / Ю.Б. Борев. - М. : Сов.писатель, 1981. - 399 с.

38. Боронов, Б. Книга о нравах: учебник 3-4 классов / Б.Боронов. -Душанбе, 2004. - 206 с. (на таджяз.).

39. Брагинский, И.С. Заметки к изучению творчества Джами / И.С.Брагинский // Абдурахман Джами - 550. - Душанбе, 1965. - 236 с.

40. Брагинский, И.С. Очерки из истории таджикской литературы / И.С. Брагинский. - Сталинабад: Таджикгосиздат, 1956. - 332 с.

41. Букварь и история создания букваря. Педагогическая технология и ее роль в организации творческой работы учащихся: материалы научно-практ. конф. - Душанбе, 2015. - 352 с.

42. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - Чебоксары: Чувашское кн.изд-во, 1974. - 376 с.

43. Выготский, Л.С. Воспитание высших форм поведения / Л.С.Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 3. - М., 1983. - С. 291-302.

44. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 4. - М., 1984. - 432 с.

45. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. - Минск, 2000. - 128 с.

46. Гафуров, Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история / Б.Г. Гафурова. - М.: Наука, 1972. - 664 с.

47. Гафурова, Д.Дж. Педагогические взгляды Зайниддина Хусейна Воизи Кошифи в контексте современных проблем воспитания: автореф.дис. .. .канд.пед.наук / Гафурова Дилором Джаборовна. - Душанбе, 2010. - 22 с.

48. Глобальное исследование здоровья школьников в Таджикистане, ЮНИСЕФ, ЮНЭЙД, ЮНЕСКО и МОРТ. Национальный отчёт. - Душанбе, 2006. - 31 с.

49. Джами, А. Весенний сад = [Бахаристон] / А.Джами; перевод с тадж. (форси); вступ.ст. и примеч. М.Зинда; стихи в пер. А.Адалис, С.Липкина; под. общ. ред. К.С. Айни. - Душанбе: Ирфон, 1964. - 248 с.

50. Джами, А. Избранное / А.Джами; вводный очерк А.Эдельмана. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1956. - 493 с.

51. Джами, А. Избранные произведения / А.Джами.; вступ. ст. и сост. А.Афсахзода; под общ. ред. З.Н. Ворожейкой. - Л.: Изд-во «Сов. писатель», 1978. - 654 с.

52. Джами, А. Лирика. Поэмы. Весенний сад: сборник / А.Джами; вступ. ст.; сост. и прим. А.Афса^зод; ред. С.Ховари. - Душанбе: Адиб, 1989. - 624 с.

53. Джами, А. Нур-эд-дин Абд-эр-рахман ибн Ахмед. Бахаристон = [Весенний сад] / А.Джами. -Л.: Академия, 1935. - 86 с.

54. Доргабеков, Д. Джами о пользе знаний и ремесла / Д.Доргабеков // Бадахашони советй, 1964. -15 апр. - С. 3. (на таджяз.).

55. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе, 2013. -

78 с.

56. Закон Республики Таджикистан №762 «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» от 2 августа 2011 г. // Народная газета. - 2011. -17 авг. - С. 5.

57. Занд, М.И. О «Весеннем саде» и его создателе / М.И. Занд. - Душанбе: Ирфон, 1964. - 45 с.

58. Зеленько, А.С. Роль и место мировоззренческих подходов в литературоведении: (на примере творчества В.Шекспира). - Киев, 1991. - 171 с.

59. Илёспур, А. Ключ счастья человека в книге / А.Илёспур // Омузгор. -2011. - 29 август. - С. 15. (на таджяз.).

60. Исломов, Ш. Преподавание произведения Абдурахмана Джами «Книга мудрости Искандера» в 9 классах = [Хирадномаи Искандари-и Абдурахмони Чоми дар синфи IX] // Мактаби советй. - Душанбе, 1989. - №11. -С. 15-20.

61. История таджикской философии. С древнейших времен до XV в. -Душанбе: Дониш, 2013. -Т. 3. - 968 с.

62. Камолиддинов, Б. Таджикский язык: учебник для 9 классов / Б.Камолиддинов. - Душанбе, 2007. - 239 с.

63. Камолиддинов, Б. Таджикский язык: учебник для 11 классов / Б.Камолиддинов. - Душанбе: Собириён, 2007. - 238 с.

64. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. - М., 1993. - 80 с.

65. Каримова, И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикских школ: автореф.дис. ...д-ра.пед.наук / Ирина Холовна Каримова. - Душанбе, 2000. - 41 с.

66. Касымова, З.И. Мировоззрение Ахмади Джами: дис. ... канд.филос.наук / Касимова Зинаида Ибрагимовна. - Ташкент, 1984. - 155 с.

67. Касымова, И.Т. Научно-мировоззренческий потенциал обучения русскому языку в рамках формирования профессиональных компетенций студентов-таджиков (на примере вузов Республики Таджикистана): дис. . д-ра пед.наук /Касымова Идигуль Тагаевна. - Душанбе, 2013. - 389 с.

68. Кадыров, К.Б. История воспитания школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времен до возникновения ислама: автореф. дис... д-ра.пед.наук /Кодиров Кодирмат Бозорович. - Душанбе, 1999. - 39 с.

69. Кодиров, К.Б. Педагогические и дидактические идеи суфизма: социальные и идейные истоки формирования и развития: дис. . д-ра.пед.наук /Кодиров Каримчон Барфакович. - Душанбе, 2002. - 281 с.

70. Конституция Республики Таджикистан. - Душанбе, 2003. - 86 с.

71. Концепция национального воспитания в Республике Таджикистан от 3 марта 2006 г. № 94. - Душанбе, 2006. - 56 с. (на таджяз.).

72. Концепция национальной школы в Республике Таджикистан // Министерство образования Республики Таджикистан. - Душанбе, 2003. - 22 с. (на тадж. и рус. яз.).

73. Коростылева, Н.А. Педагогические условия формирования толерантности к студентам-инвалидам у преподавателей и студентов при инклюзивном обучении в образовательной организации высшего образования.-дис. ... канд.пед.наук /Коростылева Наталья Александровна. - Душанбе, 2015. -224 с.

74. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова. - М., 2011. -384 с.

75. Курбонмамадов, А. Эстетика Абдурахмана Джами / А.Курбонмамадов. - Душанбе, 1984. - 88 с.

76. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1965. - 584 с.

77. Лихачев, Б.Т. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического исследования / Б.Т. Лихачев. - М., 1974. - 496 с.

78. Лутфуллоев, М. Алифбо = [Букварь]: учебник для 1 классов / М.Лутфуллоев, Ф.Шарифов, И.Абдуллоев. - Душанбе, 2008. - 106 с.

79. Лутфуллоев, М. Возрождение народной педагогики = [Эх,ёи педагогикаи ач,ам] / М.Лутфуллоев. - Душанбе, 1997. - 150 с. (на тадж. яз.).

80. Лутфуллоев, М. Общечеловеческая педагогика = [Педагогикаи башар] / М.Лутфуллоев. - Душанбе, 2008. - 144 с.

81. Лутфуллоев, М. Родное слово: учебник для 4 классов / М.Лутфуллоев, Ф.Шарифов, И.Абдуллоев. - Душанбе, 2004. - 221 с.

82. Лутфуллоев, М. Родной язык: учебник для 1 классов / М.Лутфуллоев. - Душанбе, 2005. - 110 с. (на тадж. яз.).

83. Лутфуллоев, М. Сладкое родное слово / М.Лутфуллоев, Л.Иматова. -Душанбе, 2014. - 232 с.

84. Масъуди, А. Повествование Джами о политике в поэме «Саламан и Абсаль» Абдурахмана Джами и развитие культуры в цивилизации Востока: сб. ст. науч.-теорет. респ.конф / А.Масъуди. - Худжанд, 2014. - 384 с. (на тадж. яз.).

85. Мухаммадходжаев, А. Идеология Накшбандизма / А.Махмадходжаев. -Душанбе: Дониш, 1991. - 230 с. (на тадж. яз.).

86. Мельников, И.И. Современные проблемы системы образования / И.И.Мельников // Мир образования - образование в мире. - 2006. - №1. - С. 186194.

87. Миралиев, А.М. Возможности формирования эстетического познания у учащихся 5-9 классов методами проекта на уроках технологии / А.М. Миралиев, Г.Б. Дайырбекова // Вестник Таджикского национального ун-та. Серия гуманитар. наук. - Душанбе, 2015. - №3/8. - С. 165-169.

88. Миралиев, А.М. Информационная культура - основа социализации личности / А.М. Миралиев, Ф.Ф. Шарипов // Вестн.Тадж.нац.ун-та. Сер. гуманитар. наук. - Душанбе, 2012. - №3/3. - С. 182-185.

89. Миралиев, А.М. Педагогическая система подготовки студентов к организации профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников: автореф. дис.... д-ра пед.наук /Миралиев Абдусалом Мустафоевич.

- Душанбе, 2006. - 32 с.

90. Мирзод, Т. Таджикская литература: учебник для 9 классов / Т.Мирзод.

- Душанбе, 2004. - 359 с. (на тадж. яз.).

91. Мирзоев, А. Абдурахман Джами о воспитании детей = [Абдурахмони Ч,омй ва мавзуи тарбияи фарзанд] / А.Мирзоев // Садои шарк. - Душанбе, 1964.

- №4. - С. 9-28.

92. Мировоззрение, наука, практика: сб науч.трудов. - Иркутск, 1988. -166 с.

93. Мировоззренческие проблемы формирования мышления. -Чебоксары, 1989. - 155 с.

94. Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук / под. ред. В.Ф. Лобоса. - Киев, 1990. - 171 с.

95. Муминов, И. Философские взгляды Мирзо Бедиля / И.Муминов. -Душанбе, 1946. - С. 13-14.

96. Мусозода, Х.Х. Роль Абдурахмана Джами в укреплении мира в Мовароуннахре и Хурасоне / Х.Х.Мусозода // Чумхурият. - 2014. - 20 дек. - С. 3. (на тадж. яз.).

97. Мухаммад, Г. Наставление владыкам = [Насихат-ул-мулк] / Г.Мухаммад. - Душанбе, 2011. - 176 с.

98. Мухторова, Г.Г. Трудовое воспитание в таджикской народной педагогике и современные проблемы детского труда в Таджикистане: автореф. дис...канд.пед.наук / Мухторова Гавхар Гаффоровна. - Душанбе, 2006. - 24 с.

99. Наджиб, М. Мировоззрение Джами / М.Наджиб // Адаб. - 2014. -№ 4/5. - С. 61-64. (на тадж. яз.).

100. Назаров, К. Джами о науке и знаниях/К.Назаров//Бадахшони советй.-1964.-18 дек.-На таджяз.

101. Назаров, Х.С. Идеи нравственного воспитания личности в творческом наследии Шоха Нигматуллаха Вали в контексте современных проблем образования: автореф. дис.канд.пед.наук /Назаров Хотам Сарфарозович. -Душанбе, 2014. - 22 с.

102. Насриддинов, Б. Наши великие о науке и знании: вопросы науки и знания в произведениях таджикско-персидских поэтов / Б.Насриддинов // Маориф ва маданият. - 1950. - 18 феврал. - С. 3. (на тадж. яз.).

103. Нуриддинов, Г.Н. Проблемы воспитания и обучения в творчестве Саади и его соратников: дис....канд.пед.наук /Нуриддинов Гулом Нуриддинович. - Душанбе, 1981. - 158 с.

104. Одинаев, С. Жизнь и творчество Абдурахмана Джами / С.Одинаев // Маърифати Омузгор. - Душанбе, 2014. - № 9/10. - С. 24-27. (на тадж. яз.).

105. Одинаев, Я.К. Общественно-политические учения Джами / Я.К. Одинаев. - Душанбе: Ирфон, 2010. - 83 с.

106. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / И.С.Ожегов. - 25-е изд. - М., 2006. - 1328 с.

107. Орифи, М. Педагогические взгляды Абдурахмана Джами / М.Орифи // Садои Шарк. - Душанбе, 1964. - №12. - С. 17-21. (на тадж. яз.).

108. Орлова, А.Б. Психология толерантности: проблемы и перспективы / А.Б.Орлов, А.З.Шапиро // Вопросы психологи. - 2006. - №3. - С. 62-66.

109. Осими, М. Джами и национальное самосознание таджиков / М.Осими // Адаб. - 2014. - №4/5. - С. 10-14. (на тадж. яз.).

110. Пахлавонов, А. Педагогическая мысль таджикского народа в XVI-XVII вв.: автореф.дис.. д-ра.пед.наук / А.Пахлавонов. - Душанбе, 1995. - 51 с.

111. Педагогическая энциклопедия: в 3-х т. - Т. 2. - М., 1965. - 911 с.

112. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов. - М., 1981. - 175 с.

113. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс / И.П. Подласый: в 2-х т. - Т. 2: Процесс воспитания. - М., 1999. - 256 с.

114. Психологическая теория коллектива: монография / под.ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 240 с. Режим доступа: http://www.psycЫib.ru/inc/absid.php?absid=10494.

115. Пудинаев, А. Вопросы психологии в воззрениях классиков таджикско-персидской литературы = [Афкори равоншиносии мутафаккирони форсиу точик]: сб.ст. - Душанбе, 2003. - 106 с.

116. Раджабов М.Р. Абдурахман Джами и таджикская философия XV века / М.Р. Раджабов. - Душанбе: Ирфон, 1988. - 318 с.

117. Раджабов, М.Р. Философские и общественно-политические взгляды Абдурахмана Джами / М.Р. Раджабов. - Душанбе: Ирфон, 1965. - 269 с.

118. Развитие личности ребенка. От пяти до семи. - Екатеринбург, 2010. -576 с.

119. Рахимов, С.Р. Функции слова в истории таджикской культуры и творчестве Абдурахмана Джами / С.Рахимов // Абдурахмон Джами ва падидахои фархангии замони у: сб.науч.ст. - Душанбе, 2016. - 628 с.

120. Рахимов, С.Р. Ибн Сина. Психолого-педагогические взгляды Абу Али Ибн Сина / С.Р. Рахимов. - Ташкент: Укитувчи, 1979. - 168 с.

121. Рахмон, Э. Абдурахман Джами - предводитель научно-художественной жизни Мовароуннахра и Хурасона: Речь Президента РТ на встрече с интеллигенцией страны от 20 марта 2014 г. / Э.Рахмон // Маорифи Точикистон. - 2014. - № 4. - С. 4-7. (на тадж. яз.).

122. Сабуров, У.С. Педагогические особенности использования элементов этнопедагогики в трудовом воспитании учащихся: автореф.дис. .. .канд.пед.наук /Сабуров Убайдулло Саъдуллоевич. - Душанбе, 2014. - 25 с.

123. Савин, С.К. Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях: дис. .канд. филос.наук / Савин С.К. - М., 2006. - 170 с.

124. Саидзода, Ч. Джами в современной поэзии / Ч.Саидзода // Адабиёт ва санъат. - 2014. - С. 4. (на тадж. яз.).

125. Сангинова, Э. Педагогические взгляды Абдурахмана Джами: дис. .канд.пед.наук /Сангинова Энатчон. - Душанбе, 1971. - 209 с. (на тадж. яз.).

126. Словарь по этике / под. ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - М., 1989. -447 с.

127. Современный ребенок // Энциклопедия взаимопонимания / под. ред. А.Я. Варги. - М., 2006. - 640 с.

128. Суфиев, А. Джами о науке и мастерстве / А.Суфиев // Точикистони советй. - 1964. - 8 дек. (на тадж. яз.).

129. Тагоев, Ш. Преподавание «Бахористон» Абдурахмана Джами в 10 классах / Ш.Тагоев // Мактаби советй. - Душанбе, 1964. - №11. -С. 22-25. (на тадж. яз.).

130. Таджикско-русский словарь: в 2-х т. - Т.1. - Душанбе, 2004. - 388 с.

131. Таджикско-русский словарь: в 2-х т. -Т.2. - Душанбе, 2005. - 461 с.

132. Тоиров У. Таджикская литература / У.Тоиров. - Душанбе, 2008. - 136

с.

133. Трешенко, В.К. Мировоззренческий потенциал исторических наук и их проблемное изучение / В.К. Трешенко. - Киев, 1990. - 171 с.

134. Турсунзода, М. Абдурахман Джами поэт и выразитель идей дружбы / М.Турсунзода // Садои Шарк. - 1964. - № 2. - С. 67-69. (на тадж. яз.).

135. Формирование духовных потребностей школьников: сб.ст. / Ред.: Ю.В. Шаров, А.А. Шейнберг. - Новосибирск, 1967. - 484 с.

136. Формирование мировоззрения школьников. - Свердловск, 1964. - 93 с.

137. Формирование социально-активной личности. - Рязань, 1990. - 193 с.

138. Формирование социально-активной личности в подростковом и юношеском возрасте. - М., 1986. - 192 с.

139. Формирование социально-активной личности школьников ГУ-Х классов. - М., 1985. - 167 с.

140. Формирование творческих способностей: сущность, деловая эффективность. - Свердловск, 1990. - 153 с.

141. Формы общественного сознания и проблемы коммунистического воспитания. - М., 1978. - 60 с.

142. Хазраткулов, М. Педагогические идеи Абдурахмана Джами / М.Хазраткулов. - 2014. - № 193. - С. 1-3. (на тадж. яз.).

143. Хакимова, Х. Проведение практических знаний в творчестве Джами / Х.Хакимова // Газетаи муаллимон. - 1958. - 23 август. (на тадж. яз.).

144. Халимов, А. Воспитание, зарождения школ и развитие педагогической мысли Саманидской эпохи / А.Халимов. - Душанбе, 2011. - 309 с.

145. Ходжаев, К.Т. Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в ХГ веке: дис....д-ра.пед.наук /Ходжаев Курбон Тоирович. - Душанбе, 2006. - 328 с.

146. Ходжаев, Ф. Таджикский язык / Ф.Ходжаев, Ф.Зикриёев. - Душанбе, 2013. - 176. с. (на тадж. яз.).

147. Ходжи К. Обучение двум стихотворениям Джами / К.Ходжи // Мактаби советй. - Душанбе, 1989. - №11. - С. 20-24.

148. Ходизода, Р. «Рисолаи Ноия»-и Абдурахмони Чоми / Р.Ходизода // Адаб. - 2014. - № 4/5. - С. 28-30. (на тадж. яз.).

149. Хусейнзода, Ш. Абдурахмани Джами. Семнадцать статей / Ш.Хусейнзода. - Душанбе: Хумо, 2007. - 348 с. (на тадж. яз.).

150. Человек и общество / под общ. ред. Б.Г. Ананьева. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 248 с.

151. Шайхов, М. Таджикская литература: учебник для 7 классов / М.Шайхов, У.Тоиров. - Душанбе, 2002. - 238 с.

152. Шарифзода, Х. Джами и основные периоды развития классической литературы / Х.Шарифзода // Адабиёт ва санъат. - 2014. - № 13. - С. 4-5. (на тадж. яз.).

153. Шарифзода, Ф. Философия педагогических воззрений предков / Ф.Шарифзода. - Душанбе, 2012. - 400 с. (на тадж. яз.).

154. Шарифзода, Ф. Общая профессиональная педагогика: учебник / Ф.Шарифзода, А.М. Миралиев. - Душанбе, 2012. - 562 с. (на тадж. яз.).

155. Шарипов, Ф. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования / Ф.Шарипов // Вестник Таджнац.ун-та. Сер. гуманит. наук. - Душанбе, 2015. - № 3/4. - С. 230-231.

156. Шарипова, Д.Я. Нравственно-патриотические воспитание младших школьников /Д.Я.Шарипова // Духовность и проблемы образования: сб.науч.ст. - Душанбе, 2007. - С. 164-167.

157. Шарифов, Ф. Родное слово: учебник для 2 классов / Ф.Шарипов, Р.Мирзоев. - Душанбе, 2015. - 238 с.

158. Шокир, М. Наследие Джами во Франции / М.Шокир // Адаб. -Душанбе, 2014. - № 5. - С. 112-118. (на тадж. яз.).

159. Шокирзода, Ш. Место Джами в произведении Гёте «Западно-восточный диван» / Ш.Шокирзода // Адаб. - Душанбе, 2014. - № 5. - С. 119-126.

160. Шомуродов, Б. Социально-культурные факторы формирования педагогической культуры: автореф.дис. ...канд.пед.науки /Шомуродов Бахтиёр. -М., 2009. - 166 с.

161. Эрик, Хомбургер Эриксон. Детство и Общество. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное / Пер. Алексеева А.А. - СПб.: Речь. - 2002. - 259 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.