Педагогические взгляды Носира Хусрава и их реализация в условиях современного общества Таджикистана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сидикова, Зухра Кадыровна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сидикова, Зухра Кадыровна
Введение.3
Глава I. Основные объективные факторы формирования и развития педагогических взглядов Носира Хусрава
1.1. Научная, культурная и нравственная среда периода жизни Носира Хусрава.13
1.2. Степень изученности педагогических взглядов Носира Хусрава в научных и исторических трудах.28
1.3. Исмаилизм и его влияние на формирование и развитие мировоззрения и педагогических взглядов Носира Хусрава.36
Выводы по первой главе.46
Глава П. Носир Хусрав о воспитании подрастающего поколения
2.1. Носир Хусрав о роли и место человека, гуманизме и человеколюбие.49
2.2. Носир Хусрав о добре и добродеятельности, дружбе, товариществе и братстве.64
2.3. Проблема правды и справедливости, истины и благочестивости в воззрениях Носира Хусрава.83
2.4. Носир Хусрав о трудолюбии, овладении профессий и их воспитательное значение.94
Выводы по второй главе.110
Глава Ш. Носир Хусрав об обучении подрастающего поколения
3.1. Носир Хусрав о роли науки и знаний во всестороннем развитии личности.114
3.2. Носир Хусрав об умственных способностях личности и их роли в жизни человека.128
Выводы по третьей главе.148
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Теоретическая обоснованность дидактической системы Носира Хусрава по формированию логико-мыслительной деятельности учащихся 8-х классов таджикской школы2013 год, кандидат педагогических наук Саидиброимов, Шозодаиброхим Одилшоевич
Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах Имама Азама2012 год, кандидат педагогических наук Собиров, Хайридин Мирзошарифович
Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке2010 год, доктор педагогических наук Ходжаев, Курбан Таирович
Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике2009 год, кандидат педагогических наук Гиёсиев, Мехридин Ильёсидинович
Сопоставительный анализ религиозно-философских идей Носира Хусрава и Джалаледдина Руми2009 год, кандидат философских наук Карамхудоев, Шукрат Худоназарбекович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические взгляды Носира Хусрава и их реализация в условиях современного общества Таджикистана»
Актуальность темы исследования. В процессе обучения и воспитания молодого поколения огромную роль играет научное и культурное наследие наших предков. Ученые, поэты, писатели и мыслители в своих произведениях всегда так или иначе уделяли внимание вопросам воспитания молодого поколения. Произведения классиков персидско-таджикской литературы являются одним из ярких образцов воспевания высоких моральных качеств, способствующих обогащению духовного мира человека.
Следует подчеркнуть, что анализ педагогической мысли таджикского народа и педагогических идей отдельных его великих мыслителей даёт возможность, с одной стороны, учесть национальные особенности 'в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, а с другойобеспечить на этой основе повышение качества и результативности учебноV воспитательного процесса.
Большую роль в формировании мировоззрения, совершенствовании духовного мира и воспитании многих поколений таджикского народа сыграли произведения выдающегося мыслителя Востока таджикского ученого, философа поэта и мыслителя Абумуиддина Носира Хусрава ал-Кубадиани ал-Марвази.
Носир Хусрав в своих произведениях наряду с вопросами социально-политического и экономического характера важное значение придавал и философским проблемам в процессе воспитания и обучения. При этом мыслитель учитывал требования, особенности традиции, обычаев моральных и региональных ценностей своего времени.
Творческая деятельность Носира Хусрава отличается специфической ценностью ряда педагогических идей, сохранивших свою научно-практическую значимость до нашего времени. Исследование и использование этих идей, безусловно, обогатит современную таджикскую з педагогическую науку. Великий мыслитель обоснованно доказывал, что именно обучение и воспитание является важным средством организации сознательной жизни человека и что именно образование и воспитание способны сделать жизнь людей содержательнее, целенаправленнее и счастливее.
Сегодня, в процессе становления новых политических, экономических и социальных отношений в жизни таджикского общества важное значение приобретают моральные ценности, основанные на исторических традициях народа с учетом современных условий, складывающихся в сфере образования.
Об этом говорят и основные положения Закона Республики Таджикистан «Об образовании» и Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан. К сожалению, многие педагогические идеи, разработанные предками таджиков, в том числе и Носиром Хусравом, в течение многих веков служившие основой воспитания многих поколений, I все ещё остаются неисследованными. В силу сказанного, изучение педагогических взглядов Носира Хусрава приобретает в современном этапе особую актуальность, и сегодня назрела необходимость более последовательного и глубокого изучения и возрождения исторических, научных, культурных, национальных ценностей, в том числе педагогических.
Торжественное чествование тысячелетия «Шахнаме» Фирдоуси, 680-летия Мир Сайида Али Хамадани, 1000-летия Носира Хусрава, 1150-летия Абуабдулла Рудаки, 1310 - летия Имама Азама и других великих классиков таджикского народа было организовано и проведено именно с этой целью.
Как уже отмечалось, будущее общества во многом зависит от уровня образованности и воспитанности подрастающего поколения. Поэтому система образования и воспитания в стране должна быть тесно связана с наукой, культурой, историей таджикского народа. Основу этой системы должны составлять национальное самосознание, обычаи, и традиций, народная педагогика. При этом важно учесть, что образование и воспитание должны осуществляться на основе единства диалектических факторов национального и общечеловеческого.
Степень научной разработанности проблемы.
В процессе формирования новых политических, экономических и социальных отношений, по поручению правительства Республики Таджикистан, Академия наук Республики Таджикистан разработала Концепцию национальной школы (1995г.) в новой редакции и Национальную концепцию воспитания в Республике Таджикистан (2006г:). В этих документах отмечается, что концепции направлены на обеспечение национального образования и воспитания, возрождение лучших
V. культурных традиций таджикского народа, сохранение этнических групп, живущих в республике, усвоение национальных и общечеловеческих ценностей, воспитание всесторонне развитого культурного человека. В данных документах, также указывается, что с учетом национальной педагогики (педагогики предков). Необходимо внести определенные изменения в систему обучения и воспитания. Эти концепции предусматривают написание «этнопедагогики», создание учебников 'и программ для педагогических вузов и училищ Таджикистана, изучение педагогических воззрений таджикских мыслителей. Примечательно, что ещё 60-е годы труды была опубликована монография М. Орифи «Из истории педагогической мысли таджикского народа в ХУ1-ХУШ веках», а позже были изданы учебник Х.Афзалова и Б.Рахимова «История педагоги таджикского народа» (1994 г.), книга Т. Атаханова, М. Лутфуллоева, Ф. Шарипова «Очерки педагогических идей» (учебное пособие, 2005 г.), монографии М. Лутфуллоева «Возрождение педагогики Востока» (1997 г.), А. Пахлавонова «Педагогические идеи таджикского народа в XVI и XVII вв». (1994 г.), К. Кодирова «История педагогических идей таджикского народа» (1998 г.), Б. Рахимова, А. Нурова «Этнопедагогика таджикского народа». (2008 г.), К.С. Абдурахимова «Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадани» и др.
Исследование творчества Носира Хусрава началось ещё в конце XIX I в. Основное внимание ученых было направлено на подготовку и издание полных текстов произведений великого мыслителя. До сегодняшнего дня о личности, жизни и творчестве Носира Хусрава написано очень много. Что же касается просветительских и педагогических взглядов мыслителя, то этот вопрос все ещё не стал предметом специального исследования ученых Таджикистана. Этому вопросу посвящены лишь небольшие статьи.
• Вообще же о жизни и творчестве Носира Хусрава писали таджикские ученые A.C. Эдельман [144], Г. Ашуров [38], Т. Муродова [74], А. Шохуморов [141] и др. ■
В течение последних двух десятилетий, особенно в период подготовки к празднованию 1000-летия рождения мыслителя в Таджикистане были опубликованы многие произведения Носира Хусрава - и философские^ и поэтические [16.17].
Многие статьи о жизни и творчестве Носира Хусрава имели научно -популярный характер и сыграли большую роль в ознакомлении мирового круга читателей с мировоззрением и взглядами мыслителя. К числу таких работ можно отнести труды А. Девонакулова [16], С. Рахим-заде [16], Н. Араб-заде [37], X. Шарифова [138], К. Бек-заде [16], А. Мухтарова [16], А.Хабибзода [16], Р.Додихудоева [51], А.Шохуморова [141] и др.
В рамках проведенных в 2003 г. мероприятий, посвященных 1000-летию великого мыслителя, были опубликованы материалы республиканской научной конференции, проведенной в Курган-Тюбинском университете им. Носира Хусрава. В представленных на конференции докладах получили отражение просветительские и педагогические взгляды мыслителя, его отношение к формированию нравственного мира и воспитания моральных качеств молодого поколения.
В целом необходимо отметить, что большой научный интерес к творческому наследию Носира Хусрава проявляли не только ученые Таджикистана, но исследователи из России, Афганистана, Ирана, других стран.
Здесь следует вспомнить о работах А.Э. Бертельса [40], В.А. Иванова I
52], В.В. Никитина [80], Абдулвахоба Махмуда Тарзи [34] и др., в которых предметом исследований ученых стали различные стороны жизни и творчества, специфика произведений Носира Хусрава. При всем том анализ вышеизложенной литературы показывает, что педагогические взгляды Носира Хусрава до сегодняшнего дня в Таджикистане и других странах еще не были предметом отдельного научного исследования. В силу сказанного, изучение педагогических взглядов Носира Хусрава и возможностей их реализации в современном образовательном процессе весьма актуально и имеет научную значимость. г
Цель исследования заключается в определении роли педагогических взглядов Носира Хусрава в процессе воспитания и обучения молодого поколения в современном обществе, связи творчества мыслителя с
N, практикой образования и воспитания, а также в поиске путей эффективного использования его педагогических идей в сфере образования Таджикистана.
Объектом исследования является процесс совершенствования воспитания и обучения подрастающего поколения в современном обществе, в котором важное место занимает необходимость формирования I и развития высоких нравственных качеств личности в процессе учебно-воспитательной работы путем творческого использования передовых педагогических взглядов Носира Хусрава. \
Предметом исследования являются социальные и религиозные источники формирования педагогических взглядов Носира Хусрава.
Цель исследования определила следующую рабочую гипотезу: целенаправленное изучение педагогических взглядов Носира Хусрава в процессе совершенствования учебно-воспитательной работы и построение на данной основе концепции обучения и воспитания при условии обеспечения в учебно-воспитательной деятельности школы и семьи единства, целенаправленности, систематичности и последовательности, что позволит решит многие проблемы в учебно-воспитательной работе, повысить уровень обучения и воспитания молодого поколения и обеспечить необходимый национальный дух педагогического процесса; в современном обществе.
С учетом цели, объекта, предмета и выдвинутой рабочей гипотезы исследования автором поставлены следующие задачи: ^;
- выявить исторические, политические, социально-экономические и культурные истоки формирования и развития педагогических идей Носира Хусрава и показать его влияние на процесс образования и воспитания, развитие педагогической мысли XI в. народов Востока;
- изучить педагогические и психологические аспекты произведений Носира Хусрава, касающиеся на обучения и воспитания подрастающего поколения, правильного поведения личности в современном обществе; V
- показать роль ислама, в частности исмаилизма, в формировании педагогических взглядов Носира Хусрава;
- определить связь взглядов Носира Хусрава с современной практикой обучения и воспитания подрастающего поколения;
- обосновать формы, методы и способы воспитания и образования учащихся на основе педагогического наследия Носира Хусрава в условиях развития современного общества Таджикистана; '
- разработать предложения и рекомендации по использованию педагогических взглядов Носира Хусрава в процессе образования и воспитания подрастающего поколения.
Методологической основой исследования послужили основополагающие положения педагогики, психологии, философии, высказывания государственных и общеестественных деятелей, деятелей литературы и истории о необходимости изучения и использования в учебно-воспитательном процессе педагогического и культурного наследия 1 великих представителей науки и культуры таджикского народа, в том числе педагогического наследия Носира Хусрава, а также законодательные акты высших органов Республики Таджикистан по вопросам изучения наследия наших предков, концепции, направленные на модернизацию процесса образования и воспитания.
Исходя из поставленных целей и задач, при написании диссертации были использованы следующие методы исследования: '
- теоретический анализ произведений Носира Хусрава, касающихся вопросов педагогики и психологии, а также работ ученых различных стран, исследовавших философские, педагогико-психологические взгляды Носира Хусрава.
- сопоставление и сравнение передового опыта кафедр педагогики и психологии высших учебных заведений страны, изучение и использование педагогического наследия наших предков в процессе организации обучения и воспитания; I
- педагогические наблюдения, беседы, диалоги, анкетирование студентов и т.д.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует дальнейшему изучению процесса развития педагогических идей великих персидско-таджикских мыслителей. Исследование педагогических идей Носира Хусрава позволяет восполнить пробел, существующий в изучении наследия таджикско-персидскйх мыслителей данного исторического периода, осветить многие вопросы воспитания и образования, которые до сих пор глубоко ^ не анализировались. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы при преподавании истории педагогики практическими работниками системы образования, а также при чтении спецкурсов по данному предмету.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа, взаимосвязанные друг с другом. На каждом этапе были поставлены I конкретные цели и задачи. '
Первый этап (2004-2005 гг.) - определялись основные цели и задачи исследования на основе анализа философских и просветительских взглядов Носира Хусрава.
Второй этап (2005-2008 гг.) - на основе педагогических взглядов Носира Хусрава была организована образовательная и воспитательная работа среди учащихся общеобразовательных школ №35, 32, 26 Бохтарского района, гимназии «Ориёно» и общеобразовательных школ
6, 8, 9, 10, 11 и 12 г. Курган-Тюбе, среди студентов Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава, Кулябского государственного университета им. Абуабдулло Рудаки, педагогического колледжа Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава, слушателей Института повешения квалификации учителей Хатлонской области. Были определены также формы и методы организации учебно-воспитательного процесса на основе педагогических взглядов великого мыслителя.
Третий этап (2008-2010гг.). - обобщались и систематизировались результаты научно-исследовательской работы, обосновывались I рекомендации и предложения.
Источниками исследования являются:
- произведения, трактаты и сборники Носира Хусрава на языке оригинала и в переводе;
- фундаментальные монографические исследования ученых-педагогов: М. Орифи, И. Обидова, А.Э. Измайлова, Б. Рахимова, М. Лутфуллоева, К.С. Абдурахимова, X. Афзалова, А. Пахлавонова и др., посвященные педагогическим воззрениям таджикского народа;
- исследования русских, таджикских и зарубежных востоковедов, философов, литературоведов: В. А. Иванова, А. Э. Бертельса, Т. Муродовой, А. Шохуморова, А. Девонакулова, Р. Додихудоева, Мухаммада Муина, Абдулвахоба Махмуда Тарзи, А. Хансберга и др.;
- «Антология таджикской поэзии», «Энциклопедия персидско таджикской прозы», «Таджикская Советская Энциклопедия», «Энциклопедия литературы и искусства Таджикистана»,
Доиратулмаорифи бузурги исломй» и др. , V
Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые проведена систематизация педагогических взглядов Носира Хусрава по вопросам воспитания и образования подрастающего поколения, определения качеств личности, оказывающих положительное влияние на формирование и развитие учащихся; выявлены основные моменты взаимодействия взрослого и молодого поколения в образовательном 1 процессе; обоснована современная организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в педагогических колледжах и высших учебных заведениях страны на основе педагогических взглядов Носира Хусрава.
На защиту выносятся следующие научные положения: - основные направления обучения и воспитания подрастающего поколения в современном развитии общества с учетом идей Носира Хусрава;
1 I
- организация воспитания учащихся на примере личности Носира v
Хусрава;
- эффективно использовать педагогические взгляды Носира Хусрава, изложенные в определенной системе вполне возможно в процессе обучения и воспитания учащихся в условиях развития современного общества. I
Достоверность и обоснованность результатов диссертации: i рекомендации и выводы исследования были практически применены в деятельности общеобразовательных школ Хатлонской области, педагогических вузов, на курсах повышения квалификации учителей, что доказало обоснованность проблемы, методологических положений исследования, подтвердив гипотезу и ведущие идеи исследования.
Апробация научных основ исследования проводилась путем публикации результатов исследования в педагогической печати, в научных журналах, в процессе выступлений на научно-практических и теоретических конференциях, среди учителей и слушателей курсов i повышения квалификации учителей, кафедры педагогики и психологии Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 174 страницах компьютерного набора. Список использованной литературы насчитывает 150 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони2006 год, доктор педагогических наук Абдурахимов, Кудратулло Саидович
Педагогическое наследие Садриддина Айни о воспитании подрастающего поколения2012 год, кандидат педагогических наук Ниёзов, Акбар Нематович
Исмаилитская философия Носира Хусрава1997 год, доктор философских наук Арабзода, Нозир
Педагогические взгляды таджикско-персидских мыслителей XII-XIII вв. на формирование совершенного человека2006 год, кандидат педагогических наук Файзалиев, Джума Холович
Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали2006 год, кандидат педагогических наук Алиев, Мирзоали Таварович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сидикова, Зухра Кадыровна
Выводы по третьей главе \
Надо отметить о том, что анализ творчества Носира Хусрава позволяет нам утверждать, что он в своих произведениях противопоставляет науку и знания с невежеством и злом, и отмечает о их исключительной роли в нравственном становлении и формировании всесторонне и гармонически развитой личности. Только наука и знания, I утверждал великий мыслитель, позволяют человеку думать, мыслить, анализировать создавшиеся ситуации, дать объективную оценку явлениям природы и общества, находить правильный жизненный путь и следовать им, достигнут в жизни счастья и благополучия, и самое важное, осознанно следовать по правильному жизненному пути.
Носир Хусрав считал овладение науки и знаний, как правильный путь и важное средство развития способностей, морально-нравственного совершенства и правильного выбора профессий. В противовес к этому, по мнению мыслителя, неграмотный человек сталкивается в своей жизни с невежеством, тиранией и бесконечными трудностями. ,
Носир Хусрав, подчеркивая взаимосвязь науки с практикой утверждал, что каждый человек может стать полноценной личностью, только благодаря совмещению теории с практикой. По его мнению, знания без практики никому не приносят пользу, и никто без претворения в жизнь полученных знаний не может достичь постановленных задач.
По этому поводу он отмечает:
Туро лаззат зи илму аз амал буй, Камолатро ту аз илму амал чуй [4. 536-537].
Если ты наслаждён наукой и практикой, 1
То свое совершенство ищи в науке и практике].
Таким образом, Носир Хусрав утверждал, что только образованный человек может творить добро другим людям, а необразованный человек не способен совершить добрые дела, наподобие того, что без серебра не имеет цены дирам, без золото-динар. Этим Носир Хусрав хотел убедить людей 1 познать истину и убедиться в преимуществе овладения знаний и изучения I наук. В своем учении, великий мыслитель, не ставил разницу между знанием и моралю т.е. нравственных качеств человека. По его утверждению, только грамотный и интеллектуально богатый человек может обладать высшими моральными качествами, а следовательно, грамотность неразрывно связана с моральной чистотой и красотой, внутренним миром человека, и только высокообразованный человек может обладать лучшими нравственными качествами.
Следует отметить, что основу учения Носира Хусрава составляет мнение о том, что человек только с помощью ума может получить полное I представление об окружающих вещах и явлениях, познать истину и окружающий мир. Ум, по его мнению, не только является божественным даром, и важнейшим средством развития умственных способностей человека, познания наук и овладения знаний.
Таким образом, согласно учению Носира Хусрава знания и наука являются продуктом умственной деятельности человека, и только используя знания человек может развивать свои умственные способности. По его мнению, только человек который имеющий полноценный ум, способен заниматься наукой, овладеть знаниями, повышать свою образовательную культуру и способствовать развитию своих умственных способностей.
Анализ творчества Носира Хусрава показывает, что великий мыслитель, считал ум, как познавательную деятельность человека важнейшим фактором совершенствования человеческой личности, в том числе, развития его умственных способностей.
Заключение
История человеческой цивилизации знает имена многих мыслителей, внесших достойный вклад в развитии науки и культуры, литературы и искусства, сыгравших большую роль в развитии национального самосознания своих народов, развития человеческой культуры в целом. К г числу таких выдающихся мыслителей принадлежит известный ученый ' — энциклопедист, поэт, философ и богослов Носир Хусрав Кабадиани, научное, литературное и педагогическое творчество, которого вышло за рамки национальной культуры таджикского народа. Его творчество оказало влияние на культуру других народов Центральной Азии и мусульманского мира в целом.
Изучение и исследование творчества Носира Хусрава показывает, что оно способствовало обогащению духовного и нравственного мира человека, особенно человеческой морали. В своих произведениях i мыслитель говорил о таких качествах личности, как: доброта, правдивость, искренность, гуманизм, трудолюбие, отзывчивость и других положительных качествах человеческой личности и решительно осуждал все то, что препятствовало развитию и совершенствованию человеческой личности и общества в целом.
Следует отметить, что сегодня в начале XXI века в условиях развития глобализационных процессов наряду с положительными процессами в развитии культуры отдельных народов и человечества в целом, мы становимся свидетелями различного рода отрицальных явлений - усиления i противоборства различных политических движений и течений в целях получения доступа к естественным, экономическим и жизненным ресурсам.
Предметом озабоченности человеческого общества становится \то, что в обострившейся борьбе за достижение своих целей, используются часто методы и средства противоречащиеся международному праву. Часто экстремисты и террористы выполняющие чужую волю, под знаменем религии занимаются подстрекательной деятельностью.
Основным источником возникновения радикальных и экстремистских течений является сложная социальная среда, в том числе бедность, безработица, тяжелые жизненные условия, низкий уровень образования и морали и др. Многие политические течения прикрывают религиозными лозунгами, многие социальные трудности и своими действиями расширяют политическое поле для деятельности многих других радикальных течений.
Бесспорно, в таких условиях еще больше усиливаются противоречия I религиозного характера, поскольку использование религии в корыстных политических и других целях является самым проверенным способом. Сегодня на арену политической борьбы выходят многие партии^ и движения, в том числе исламские политические течения. Некоторые из этих течений для достижения поставленных целей используют любые методы и средства борьбы. Для подтверждения этих выводов можно привести примеры из жизни стран Центральной Азии, соседних стран региона -Афганистана и Ирака, ставших в конце XX - начале XXI века ареной острых столкновений мировых держав.
Поэтому перед нами стоит задача анализировать идейно -политические истоки современных религиозных течений, партий и движений. Для этого мы должны обратить свои взоры на творчество средневековых мыслителей и богословов - Имама А'зама, Имама Бухари, Имама Газали, Мир Сайид Али Хамадани, Носира Хусрава и многих других. Использовать их творчество, ценность которой имеет не переходящее значение • для объединения народов, воспитания молодого поколения, укрепление мира и стабильности и нашей государственности.
Изучение богатого наследия Носира Хусрава, особенно его 1 произведений «Хан-ул-ихван», «Зод-ул-мусафирин», «Кушоиш ва рахоиш», «Джаме'-ул-хикматайн», «Сафар-наме», «Рушнои-наме», «Саодат-наме» и др. показывают, что его взгляды по вопросам воспитания подрастающего поколения можно с большой пользой использовать в социальной жизни общества, в достижении национального единства, воспитании в духе I гуманизма и человеколюбия, укреплении мира, которые представляют I собой неиссякаемый и созидательный источник идей.
Ещё при жизни Носир Хусрав стал известным как ученый, поэт, выдающийся мыслитель и предводитель особой религиозной школы. \Он оставил потомкам богатое наследие, которое в течение более тысяча лет многократно прошло испытание времени, и во все последующие периоды сыграло большую роль в становлении национальной культуры, развитии науки и просветительства, формировании национального самопознания и воспитания многих поколений человечества, и развития мусульманского общества в целом. >
Его произведения как кладезь мудрости воспитывают людей в духе гуманизма, доброты, правдивости, честности, дружбы и братства, трудолюбия и других моральных ценностей. V
Период жизни Носира Хусрава был одним из самых неспокойных периодов в жизни народов Средней Азии, многочисленные волнения и социальные движения, вызванные грабительскими набегами селджукских племен стали причиной глубокого кризиса политической, социальной, экономической и культурной жизни тогдашнего общества, оказавшие пагубное влияние на нравственную жизнь людей и ставшие причиной глубокой социальной деградации. Несмотря на это, виднейшие деятели того времени: Абурайхан Бируни, Абу Али ибн Сина, Носир Хусрав и V другие направили все свои знания, опыт и талант на преодоление этих моральных потрясений. Своими бесценными произведениями они способствовали развитию науки и культуры, сохранению национальной культуры, особенно языка, литературы и религиозных ценностей.
Следы глубоких социальных потрясений, вызванных кризисом нравственных устоев общества и ставших причиной падения моральных ценностей, отчетливо прослеживаются в творчестве Носира Хусрава, которые для нынешнего поколения выступают ещё в качестве исторических доказательств:
Феъли х,ама ч,авр гашту макру цафо,
К^авли ^ама зарху ваъда афсун шуд. ,
Мулки цах,он гар ба дасти девон буд, /
Боз кунун долх;о хамедун шуд. Бози думоюн чун чугд гашт хирй,
Чугдаке шуму хирй хумоюн шуд. ''
Сар бар фалак баркашид бехираде, Мардумиву сарварй дар о^ун шуд [37.12].
Хитрость и коварство для всех стал нравом, Ложью стали слова, а обещание-колдовством. Принадлежало злым духам всё владение мира, I
Всё осталось по-прежному и по ныне.
Сокол счастье стал как сова злосчастной,
Злосчастная сова стала соколом счастья. ^
До небес взошёл неразмуный и глупый,
До уровня пещеры опустилась человечность и мудрость].
После падения государства Газневидов и прихода к власти династии селджукидов ещё больше обострились социальные противоречия во всех территориях, входящих в состав селджукидского государства, резко обострились противоречия политического и социального характера, разделение населения на тюрков и не тюрков, военных и невоенных, городского и сельского населения, кочевников и оседлых народов и другие противоречия. ^
Носир Хусрав в своей жизни придавал огромное значение вопросу изучения письменного наследия предыдущих поколений таджикскоI персидской культуры. На основе глубокого овладения богатого наследия' и накопленных знаний предыдущих поколений ему удалось создать бесценное наследие, которое сыграло большую роль в воспитани^ и формировании личности, развитии образования и культуры, которое не утратило свою ценность до сегодняшнего дня.
Как было выше сказано отличительной чертой социальной и культурной жизни XI века было влияние глубокого кризиса, охватившего все сферы жизни общества, особенно нравственные основы общества.
Несмотря на это, творчество отдельных представителей культуры XI века дало толчок развитию различных отраслей науки, способствующих преодолению культурного упадка.
Творчество Носира Хусрава представляет собой особую ценность ещё потому, что мыслитель в течение семи лет путешествовал по странам Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока (Ирану, Армении, Малой Азии, Алеппо, Тараблису, Шаму, Сирии, Палестине, Тунису, Судану и др.). В ходе своего путешествия мыслитель имел многочисленные встречи с представителями различных народов, познакомился с их обычаями и традициями, их образом жизни. Все это обогатило его I духовный мир, влияние этого культурного многообразия отчетливо прослеживается в его многочисленных произведениях.
Несмотря на то, что творчество Носира Хусрава ещё в 20-х годах \ХХ века стало предметом исследования ученых, но не все аспекты богатого творчества мыслителя исследованы предметно. В Таджикистане, начиная с 50-х годов прошлого столетия началось изучение творчества мыслителя. Историки, философы, литературоведы, специалисты истории педагогики и представители других научных направлений обратили внимание на различные стороны творчества Носира Хусрава которые были I исследованы в работах X. Додихудоева, Г. Ашурова, А. Шохуморова, Р. Мусулманиён, Г. Муродовой и др. Особое внимание было обращено исследованию философских взглядов мыслителя, литературных особенностей его творчества, которое позволило познать мировоззрение Носира Хусрава, и открыло путь для дальнейшего всестороннего и глубокого изучения его творчества.
Изучение и исследование научного, философского и литературного наследия Носира Хусрава показывает, что исследователи обращали основное внимание на изучение моральных воззрений мыслителя, особенно глубоко и всестороннее были исследованы философские и религиозные взгляды великого мыслителя. Несмотря на это предметом глубокого научного анализа не стало педагогическое наследие Носира Хусрава, которое представляет собой неисследованную область взглядов мыслителя.
История свидетельствует, что движение исмаилитов как религиозное течение началось в середине VII века, оно выдвинуло на повестку дня ряд проблем, оказавших заметное влияние на социальную, политическую и нравственную жизнь общества и превратилось в самостоятельную религиозно-идеологическую концепцию. Оно формировалось не ^без влияния других религиозно-философских течений, но одновременно отличалось своим свободомыслием, новой теоретической основой и практикой деятельности, и несомненно, оказало определенное влияние на мировоззрение, духовный и нравственный мир мусульманского мира. Исмаилитское движение отличалось от существующих религиозных учений своей постановкой и взглядом на сущность жизни и деятельности человека, и поставило проблему человека как главный вопрос своего религиозного учения.
Носир Хусрав как виднейший представитель религиозно-философской школы исмаилитов написал свои произведения под влиянием мировоззрения этого учения. Мыслитель написал свои произведения как средства пропаганды и распространения этого учения. Для подтверждения своих воззрений Носир Хусрав широко использует наследие выдающихся деятелей исмаилизма, которое свидетельствует об огромном влиянии этого учения на мировоззрения мыслителя. Это влияние особенно сильйо ощущается в его взглядах на проблему воспитания молодежи.
В своих произведениях Носир Хусрав обращал внимание на духовный мир человека, на его место в жизни общества, защиту его интересов, призывал людей к дружбе, истине, правдивости и трудолюбии.
Носир Хусрав в своих взглядах на проблему воспитания человека как личность, стремился показать основные пути и факторы воспитания человека, с тем, чтобы при достижении совершеннолетия он стал полноценным членом и полезным обществу личностью. Это отчетливо прослеживается в его взглядах на проблему воспитания. По мнению мыслителя человек только тогда становится полноценной личностью, когда сможет свой нравственный, духовный и материальный мир, освободить от всех отрицательных качеств, и обогатить свой духовный мир.
Носир Хусрав твердо был уверен в том, что формирование и развитие I человека в духе таких ценностей как гуманизм, дружба, доброта, правдивость, искренность, трудолюбие, позволить человеку найти свое достойное место в обществе, стать уважаемым обществом личностью. Это
V, достигается, по мнению мыслителя, только благодаря искренней веры и любви к Создателю.
Следует также отметить, что Носир Хусрав в своих произведениях придавал большое внимание не только воспитанию человека в духе лучших традиций и ценностей народа, но и на созидательный дух и творчество человека.
По мнению Носира Хусрава, источником доброты являются знания1 и наука, образованность, которые направляют человека по пути истины и правдивости, а источником лжи, обмана, зла является мрак и темнота. Главная цель Носира Хусрава заключалось в том, чтобы раскрыть народу истинную сущность и значение таких ценностей как правдивость и искренность с тем, чтобы в своей повседневной и будничной жизни люди I руководствовались этими ценностями. '
Носир Хусрав придавал большое внимание вопросам воспитания людей в духе трудолюбия и выбора профессии, считал трудолюбие основным источником материального и нравственного обогащения, важнейшим фактором формирования и развития моральных и физических качеств личности, обогащения нравственного мира человека.
Великий мыслитель твердо был уверен, что человек благодаря науке и знаниям способен достичь совершенства, познать тайну природы и истину жизни. Только благодаря неустанному труду и стараниям челове!к I I может овладеть знаниями и наукой.
Носир Хусрав утверждал, что помыслы и поступки человека, его способность совершать добро или зло связаны с уровнем его знаций, образованный человек способен совершать только добрые поступки, а цель темных и необразованных личностей грубость и зло. Носир Хусрав был убежден, что знания и наука способны формировать полноценного человека.
Следует отметить, что Носир Хусрав на основе изучения богатого наследия своих предшественников, начал обращать пристальное внимание I проблемам формирования у человеческой личности рационального разума, просвещенного ума и развития умственных способностей.
По мнению мыслителя человеческий разум (мозг) стоит выше rijcex других человеческих органов, и позволяет отличать человека от всего животного мира:
Гуфтор ба акд аст, киро акд надоданд, Map гову хару астару дигар хдявонр [38.223].
1 I
Благодаря уму только человеку дана речь, Лишь в этом отличие человека от животных]. V
Ноеир Хусрав воспринимал способности человеческого разума, как фактор совершенствования и развития умственных и познавательских способностей человека, и подчеркивал, что если человек в своей повседневной жизни опирается на свой разум и руководствуется им в своей жизни, то он несомненно, будет совершать только добрые поступки. Человеческий разум подчеркивает мыслитель, способствует совершенствованию умственных способностей человека и повышению его авторитета и роли в социальной жизни.
Изучение и анализ творчества Носира Хусрава показывает, что мыслитель, не разделяет умственные и познавательские способности человека от его морального духа. По его мнению человек обладающий здоровым умом и высокой культурой, обладает также высокими моральными качествами. Носир Хусрав считал, что существует неразрывная связь между человеческим разумом, интеллектом, уровнем знания и его моральными качествами. /
Бесспорно, что как и другие выдающиеся представители таджикско-персидской литературы и культуры Носир Хусрав был крупным знатоком ислама, его творчество глубоко пронизано исламскими ценностями. По ^его мнению, в познании Бога главную роль играет человеческий разум, человек способен познать свой разум, единство Бога. Исходя из этого, можно утверждать, что человеческий разум является основной умственной деятельности и познавательской способности человека.
В процессе формирования и развития умственных способностей человека наряду с человеческим разумом, по мнению мыслителя, велика роль познавательской деятельности человека, которая является результатом приобретенных знаний человека.
Таким образом, изучение и исследование творчества Носира Хусрава показывает, что мыслитель высоко оценивает роль человеческого разума, познавательской деятельности человека в развитии умственных способностей человека в целом, в формировании полноценной личности, и естественно, эти ценности составляют основное содержание его произведений. Сегодня в условиях глобализации политической, социальной, экономической, культурной и других сфер жизни человеческого общества, человечество столкнулось с серьезными проблемами. Одной из серьезных проблем сегодняшней жизни всего человеческого сообщества является проблема воспитания и обучения новых поколений, проблема переосмысления накопленных веками ценностей и использовании их в деле воспитания и обучения будущих поколений.
Подводя итог наших исследований можно придти к следующим V выводам:
- изучение богатого научного и литературного наследия представителей нашей культуры может способствовать воспитанию и формированию высоких моральных человеческих качеств, и обогащению духовного мира подрастающих поколений;
- изучение педагогических взглядов выдающихся представителей 1 таджикско-персидской культуры, в том числе Носира Хусрава будет способствовать расширению представлених новых поколений о природных и социальных явлениях, происходящий изменений и преобразований в V политической, экономической, социальной и культурной жизни человечества, развитию их знаний о мире, моральных ценностей, норм и правил человеческого общения и правовой культуры;
- проблема воспитания новых поколений на современном этапе требует от нас использования богатого творческого наследия классиков таджикско-персидской литературы и культуры в процессе воспитания I I человека с ранних лет, сохранения и умножения традиционных ценностей, обычаев и обрядов, позволяющих повышать уровень знаний, формировать в человеке высокие моральные качества и обогащать духовный мир каждого человека;
- создание необходимых условий для изучения бесценного научного и литературного наследия Носира Хусрава позволяет воспитать новые поколения в духе гуманизма, человеколюбия, доброты, дружбы, братства, трудолюбия и способствовать воспитанию полноценной личности в целом.
С целью внедрения в жизнь нынешных поколений педагогических взглядов Носира Хусрава предлагаем следующее:
1. Включить в программу учебного курса «Педагогические идеи таджикского народа», отдельную тему: «Педагогические взгляды Носира Хусрава».
2. В разделах «Теория воспитания» и «Теория обучения», предмета «Педагогика» организовать преподавания богатого педагогического I наследия Носира Хусрава по вопросам нравственного воспитания молодежи, воспитания в духе трудолюбия и правильного выбора будущей профессии. у
3. Ввести специальный курс или семинар по вопросам педагогических взглядов Носира Хусрава в университетах, институтах, педагогических колледжах и училищ, и организовать их изучение.
4. Считаем также целесообразным выделить определенные часы для изучение страниц жизни и творчества, в процессе изучения таких предметов как «Педагогика», «Философия», «Этика», «Религиоведение» и
Культурология», которые будут несомненно способствовать развитию познавательских способностей, повышения уровня культуры и нравственности каждого ученика и студента. у
5. В целях использования педагогических идей Носира Хусрава в воспитательных часах, рекомендуется разработать методические пособия в помощь классным руководителям (кураторам вузов), в которых должны быть указаны методические рекомендации по каждой теме воспитательного часа.
6. В целях повышения качества образования среди учеников 1 классов и студентов вузов, организовать факультативные занятия «Носиршиносй» и «Носирдонй», наподобие курсов изучения «Шах-наме» и «Гуругли», которые должны проводится один раз в течение 1-2 месяца.
7. Считаем целесообразным включить в содержание учебников по предмету «Хониш» («Чтение») отрывки из произведений Носира Хусрава, способствующих нравственному воспитанию учащихся. ,
8. В учреждениях системы общеобразовательных школ и вузах страны организовать проведение научных семинаров, конференций и педагогических чтений, посвященных страниц жизни и деятельности Носира Хусрава.
9. Широко использовать материалы произведений Носира Хусрава, особенно «Саодат-наме», «Рушнои-наме» в организации художественной самодеятельности учащихся и студентов, по радио, телевидению и средств массовой информации.
10. Присвоить имя выдающегося представителя таджикской культуры Носира Хусрава районам, проспектам, улицам, научным и образовательным учреждениям, школам, учреждениям культурно-просветительского характера, способствующее развитию национального самосознания народа.
11. Подговить и опубликовать произведения Носира Хусрава в виде полного собрания сочинений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сидикова, Зухра Кадыровна, 2010 год
1. Носири Хусрав. Сафарнамэ: Книга путешествия. Пер. и вступ. Статья Е.Э. Бертельса. М.: Л.: Academia, 1953. - 210 с.
2. Носири Хусрав. Гулчине аз девони ашъор. Избранное. Составит, и/ авт. предис. К. Айни, Сталинабад: Гостаджиздат., 1957. - 179 с.
3. Носири Хусрав. Сафарнаме: Книга путешествия, Душанбе: «Ирфон», 1970.-118 с. 11
4. Носири Хусрав. Куллиёт. Собрание сочинений. Душанбе: «Ирфон», 1991. Т. 1.638 с.
5. Носири Хусрав. Рушнаиномэ. Книга просвещения. Хорог: «Памир», 1992. 34 с.
6. Носири Хусрав. Джамеъ-ул-дикматайн. (Свод нравоучений). . Составитель и автор предис. на персидском и французском Анри Корбен и Махаммад Муин. Тегеран. 1953. - 362 с.у
7. Носири Хусрав. Хон-ул-ихвон. (Дастархан для собратьев)! (Составитель и комментарии Яхья-ал-Хашшоба). Кохира. 1940. -267 с.
8. Носири Хусрав. Девон бо тасх,е^и Мучтабо Минавй ва Махдии Мухдкдик;. Составители Муджтабо Минави и Махди Мухавдщ. Тегеран. 1992.i
9. Носири Хусрав. Девони ашъор ба инзимоми маснавихои «Рушноинома» ва «Саодатнома». (Бо тасхехи Насрулло^и Тадвй). Диван с дополнением маснави «Книга просвещения » и «Книгам счастье». (Составитель и подготовил Насруллохи Такви). Гелон. 1961.-694 с.
10. Носири Хусрав. Вачди дин. Сущность религии. -Тегеран. 1970. -304 с.
11. Носири Хусрав. Гузидаи ашъор. Избранная поэзия. (Выбор и' комментарии Джафара Шиора). Тегеран. 1992.
12. Носири Хусрав. Стрела времени. ( Сост. Б. Набиева; авт. всту^. статьи А. Шохуморов). Душанбе: «Адиб». 1991. - 48 с.
13. Носири Хусрав ва тафаккури пеищадами башарй. Носири Хусрав и передовое человеческое мышление. (Сборник статьей республиканской научной конференции, посвященной 1000 летию Носира Хусрава, Курган - Тюбе. 30-31 мая 2003 г.). Курган -Тюбе 2003.-117 с. /
14. Носири Хусрав. Куллиёт. Девони ашъор. Собрание сочинений. (Подготовили Деванакулов А., Алимардонов А. и др.). В 3-х томах.V
15. Т. 1. Душанбе: «Ирфон». 2003. П.Носири Хусрав. Куллиёт. Девони ашъор. Собрание сочинений. (Подготовили Девонакулов А., Алимардонов А. и др.). В 3-х томах. Т.2. - Душанбе: «Ирфон». 2003.
16. Конституция (Основной Закон) Республики Таджикистан. -Душанбе: «Паёми Сомониён». 2003. 85 с. /
17. Концепция национальной школы. Душанбе, 1995. - 31 с.
18. Концепция национального воспитания в Республике Таджикистан. Душанбе, 2006. 24 с. ^
19. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. Душанбе: «Ирфон». 1995. - 105 с.
20. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: дорогой демократии к; цивилизованному обществу. Душанбе: «Ирфон». 1996. - 90 с.
21. Рахмонов Э.Ш. Будущие строители независимого Таджикистана: Речь на встрече с представителями молодёжи, 23 мая 1997г)-Душанбе: «Ирфон». 1998. 48 с.
22. Рахмонов Э.Ш. Молодёжь будущее нации. Речь на IV съезде Народно - демократической партии Таджикистана 18 апреля 1998 г. Душанбе: «Ирфон». 1998. - 68 с.
23. Абуабдуллох,и Рудакй Султони шоирон. Абуабдуллах Рудаки Царь поэтов. Душанбе. 2007. - 220 с.
24. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. Избранные произведения.V
25. Душанбе: «Ирфон». 1980. Т. 1. - 478 с. ^
26. Абуали ибн Сино. Пирузнома. Книга наставлений. Душанбе: «Маориф». - 1980. - 102 с.
27. Абдурахман Джами. Бахористон. (Подготовил к печати и автор предисловия и словарь. А. Афсахзод). Душанбе. 1997. .
28. Абдурахман Джами. Интихоб аз асарх,о. Избранное собрание.I
29. Под редакцией М.В.Рахими). Сталинабад: Госизд. Таджикистана. 1956.
30. Абдурахимов К.С. Ащвдахои ахлокД дар осори Шох.и Х,амадоьЬ Моральные идеи в творчестве Шаха Хамадана. Курган - Тюбе. 1996. -126 с.
31. Абдурахимов К.С. Афкори педагогии Мир Сайид Алии Хдмадонй. Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони. Душанбе: «Ирфон». 2003. - 265 с.1./
32. Абдурахимов К.С., Сидик;ова З.К. Таълимоти ахлокди Носири Хусрав. Моральное учение Носира Хусрава. Душанбе. 2007. 104 с.
33. Абдулвах,оби Мах,муди Тарзй. Носири Хусрави Балхй. Кобул. 1976.- 152 с.I
34. Аби Хамид Мухаммад Газали. «Кимиёи Саодат». Вариант библиотеки Фирдавси 865.
35. Арабзода Н., Носири Хусрав. Душанбе: «Маориф». 1994. - 176 с.
36. Арабзода Н. Чах,они андеша^ои Носири Хусрав. Мировоззрения Носира Хусрава. -Душанбе: «Нодир», 2003. -257 с.
37. Ашуров Г. Философские взгляды Носира Хусрава. Душанбе.I1965- 113 с. '
38. Азбука нравственного воспитания. Под редакцией И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.: «Просвещение». 1979. 317 с. V
39. Бертельс А.Е. Носири Хусрав и исмаилизм. М.: Изд. Вост. Лит. 1959.-289 с.
40. Бертельс А.Е. История персидско-таджикской литературы. М.: Изд. Вост. Лит. 1960. - 556 с.
41. Бертельс А.Е. История литературы и культуры Ирана. М.:1. Наука». 1988. 558 с. '
42. Бузургзода Л. Искатель правды и справедливости Носира Хусрава. Избранное. Сталинабад. 1949. - с. 5-14.
43. Буйдоков X. Асосх,ои дидактика. Основы дидактики. Душанбе. 1995.-180 с.
44. Бадридцин Хилоли. Собрание сочинений. Сталинабад. 1958.
45. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего к Среднего Востока. М.: «Наука». 1966. - 352 с.
46. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: «Наука». 1980. - 567 с.
47. Даврон Шеров. Тарбияи мехнатии мактаббачагон. Трудовое воспитание школьников. Душанбе: «Маориф». 1988. - 20 с.
48. Додихудаев X. Очерки философии исмаилизма. Душанбе: «Дониш».1976. -144 с.
49. Додихудаев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе: «Ирфон». 1987.-428 с.
50. Иванов В.А. Исмаилитские рукописи Азиатского музея. (Собрание И.Зарубина 1916 г.). Изв. АН. ПГ. 1917. - 359-386.
51. Интихоби касб. Выбор профессии. Душанбе: «Ирфон». 1974. -75 с.
52. Ильенко Э.В. Становление личности: К итогам научного 1Iэксперимента. Коммунист. 1977. - №». - 68-79. '
53. Ислам. Энцикл. Словарь. М.: «Наука». 1991. - 321 с.
54. Кадыров К.Б., Халимов А. Педагогические и гуманистические идеи Фирдавси. Куляб. 1991.
55. Кадыров К.Б. История педагогической мысли таджикского народа. С древности до возникновения ислама. Душанбе: «Ирфон». 1988. -230 с.
56. Кадыров С. Труд основа гражданского воспитания молодёжи. - , Душанбе: «Сино». 1995. - 165 с. '166V
57. Кулматов H. Акддах,ои ахлокди Саъдй. Нравственные идеи Саади. -Душанбе. 1981.-170 с.
58. Куръони Мач,ид. Тарцумаи Абдулмухдммади Оятй. (Коран. Перевод Абдулмухаммаж Аяти). -504 с.
59. Коран. Перевод с арабского И. Ю. Крачковского. -М., Изд-во' «Раритет», 1990. -528 с.
60. Кошифи Х.В. Футувватномаи султонй. Ахлокд мухсинй. Рисолаи х,отамия. Душанбе: «Адиб». 1991. - 320 с.
61. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. -М.: Изд-во Ун-та дружба народов. 1987. 173 с.
62. Лутфуллоев М. Возрождение педагогики Аджама. Душанбе: 1997.- 148 с.
63. Лутфуллоев М. Дидактикаи муосир. Современная дидактика. -/' Душанбе: 2001.-337 с.
64. Лутфуллоев М. Даре. Урок. Душанбе: «Маориф». 1995. - 192 с.V
65. Лутфуллоев М. Возрождение педагогики и национальной школы. -Душанбе. 1991.
66. Лугати тафсирии ислох,оти педагогика. Толковый словарь педагогических терминов. Душанбе: «Маориф». 1988. - 304 с.
67. Мазмуни барномаи тарбияи цавонон. Содержание программы воспитание молодёжи. Душанбе. 2000. 40 с. /
68. Мирзоев А. Джами и освоения науки и промысла. Сталинабад: «Госиздат Таджикистана». 1949.-215с.
69. Миронов В.Б. Век образования. М.: «Педагогика». 1990. - 175 с.
70. Мустафакулов Т., Нарзуллоева М. Основы возрастной психологии и педагогики. Куляб. 1993. - 340с.
71. Мирзо Ахмадов. Насри ахлокд бадеии Хусайн Воизи Кошифи. (Художественные нравы прозы Хусайна Воиза Кошифи). Душанбе. Т.3.1994. 385 с.
72. Мирзозода X. Таърихи адабиёти точик. История таджикской литературы. В 3-х томах. Душанбе: «Маориф». 1989. - книга 1 (2). -422 с.
73. Мирзозода X. Адидасом зиддидинй дар адабиёти точик. Антирелигиозные взгляды в таджикской литературе. Душанбе:/ «Ирфон». 1966. - 252 с.
74. Муродова Т. Джомеъ-ул-хикматайн Носира Хусрава как философский труд: Автореф. дис. канд. филос. наук. Алма - Ата. 1985.- 18 с.
75. Муродова Т. Категория движения, пространства и времени в философии Носира Хусрава. //Изв. АН Тадж. ССР. Серия: Философия, экономика, правоведение. 1986. - № 4. - с. 14-19.
76. Муродова Т. О некоторых аспектах теории эманации Авиценны и , Носира Хусрава. //Изв. АН Тадж. ССР. Отд-ние обществ, наук. -1982. №1. - с. 61-64.
77. Мирзозода А. Таърихи адабиёти халкд точик. История литературь1 таджикского народа. В 3-х томах. Душанбе: «Маориф». 1987. - 274 с.
78. Назариев Рамазан. Аллигорическая интерпретация философско-теологических проблем в исмаилизме. Автореф. канд. дисс. -Душанбе. 2000. 24 с.
79. Насих,атномаи Мир Сайид Алии Х,амадонй. Наставление Мир Сайида Али Хамадони. Подготовил X. Асозаде. Куляб. 1993.160 с. V.
80. Никитина В.Б. Некоторые особенности лирики Носира Хусрава. Дис. канд. филол. наук. В 2-х томах. М.: 1955. - 644 с.
81. Таджикистана. Душанбе: «Ирфон». 1956. - 305 с. 86.0рифи М. Педагогические мысли Ахмада Дониша. - Сталинабад: Госиздат Таджикистана. 1949.-235 с.187.0рифи М. Некоторые педагогические идеи С.Айни. Сталинабад:
82. Пятьсот наставлений. Назидания пророка ислама Мухаммада. (Подготовил и упорядочил Рустам Вахоб). Душанбе. 1991. - 60 с.t
83. Пахлавонов А. Педагогические мысли таджикского народа в XVI и' XVII веках. Душанбе: «Дониш». 1994.-241 с.
84. Пулодов Т. Прошлое и будущее народного образования ^ Таджикистане. Сталинабад. 1960.
85. Пуладов А.М, Никифоров A.C. Грани мудрости. Душанбе: «Маориф». 1988.
86. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: «Наука». 1991. -220 с.
87. Рах,имов Б., Нуров А. Педагогикаи этники ва хал^ии мардуми/ точ;ик. Этнопедагогика таджикского народа. Душанбе: «Шаркц озод». - 2008. - 295 с. гV
88. Рахматуллоев Н. Философские взгляды Ибн Сино в книге «Указания и наставления». Душанбе 1980. - 90 с.
89. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: «Педагогика». 1981. -128 с.
90. Рипка Я., Клима О., Беечка И. История персидской и таджикской/ литературы. М.: «Прогресс». 1970. - 440с.
91. Сангинов Н. Дидактика. Душанбе. 1992. - 83 с. <
92. Семенов A.A. Из области религиозных верований шугнанских исмаилитов. //Мир ислама. 1912. - Т. 1. №4. - с. 523-561.
93. Семенов A.A. Носири Хусрав о мире духовном и материальном! Сборник Туркистанского восточного института в честь проф. А.Э. Шмидта. Ташкент. 1923. - с. 124-133.
94. Семенов A.A. К биографии Носира Хусрава. //Бюл. 1-го САГУ. -1924.-№3. с. 64-66.
95. Семенов A.A. Взгляд на Коран в восточном исмаилизме. Иран. -,1. Л.: 1927. T.l.-c. 59-72.
96. Семенов A.A. К догматике памирского исмаилизма. Ташкент. 1926.-XIV.-52 с.
97. Султонов У. Акддах,ои фалсафй, ицтимой ва ахлокди Абуали ибни Сино. Философские, социальные и моральные идеи Абуали ибн^ Сина. Душанбе. 1975. 184 с.
98. Семенов A.A. Противоречия в учении о переселении душ уVпамирских исмаилитов и у Носира Хусрава. //Бюл. САГУ. 1925. -Вып. 9.-с. 103-117.
99. Семенов A.A. Исмаилитская ода, посвященная воплощениям Алия-бога. Иран. Л.: 1928. - Т.2. - с.1-24.
100. Ш.Саади Шерози. К печати подготовил. С. Айни. Издан. 3.
101. Душанбе. 1977. 185 с. 112. Саидов Ч,. Мо ва Носири Хусрав. Мы и Носири Хусрав. Душанбе. 2004. - 52 с.V
102. ПЗ.Сироджев Ф. Проблема извечности мира в философии Ибн Сина! Ибн Сина и средневековая философия. Душанбе. 1981. с. 104-119.
103. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: «Высшая школа». 1979.-448 с.
104. Семейное воспитание. (Краткий словарь). М.: «Изд. политической литературы». 1990. 313 с.
105. Сайидо Насафи. Избранные произведения. Душанбе. 1977.
106. Саади Шерози. Гулистон. Душанбе. 1962. - 440 с.
107. Суфиев А. Фольклор эстетическая и социальная мысль народа. V Душанбе. 1982.-215 с.
108. Сатторов А. Литературная эстетическая мысль Абдурахмана Джами. Душанбе: «Ирфон». 1975.-290 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.