Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Абдурахимов, Кудратулло Саидович

  • Абдурахимов, Кудратулло Саидович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2006, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 321
Абдурахимов, Кудратулло Саидович. Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2006. 321 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Абдурахимов, Кудратулло Саидович

ГЛАВА I. Роль жизненных факторов в развитии мировоззрения и педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони

1.1. Нравственный мир эпохи Мир Сайида Али Хамадони.

1.2. Жизнь, деятельность и творчество Мир Сайида Али Хамадони.

1.3. Суфизм и его влияние на мировоззрение Мир Сайида

Али Хамадони.

ГЛАВА II. Проблемы воспитания в творческом наследии Мир Сайида Али Хамадони

2.1. Морально-нравственное воспитание.

2.2. Сущность политических идей, правил правления государством в наследии Мир Сайида Али Хамадони и их значение в воспитании гуманизма и патриотизма у подрастающего поколения.

2.3. Эстетическое воспитание.

2.4. Семейное воспитание.

2.5. Мир Сайид Али Хамадони о значении учета внешнего вида в соблюдении этики общения.

ГЛАВА III. Вопросы обучения с точки зрения Мир Сайида Али Хамадони

3.1. Мир Сайид Али Хамадони о сущности обучения.

3.2. Мир Сайид Али Хамадони о роли знаний и науки в жизни человека.

3.3. Мир Сайид Али Хамадони о взаимоотношениях наставника и ученика как об основном факторе, обеспечивающем успех молодого поколения в обучении.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони»

Актуальность темы исследования. В связи с обновлением и перестройкой общественной жизни, связанной с приобретением Республикой Таджикистан независимости, возросли роль и значение национальной педагогики в обучении и воспитании подрастающего поколения. В этой связи, естественно, все более возрастает необходимость глубокого и всестороннего изучения этим известным мыслителей относится и видный ученый, философ, педагогического наследия великих мыслителей персидско-таджикского народа. К теолог и моралист XIV века Мир Сайид Али Хамадони. Изучение национальной педагогики (этнопедагогики народной педагогики) и педагогических идей отдельных ее великих представителей дает возможность учесть национальные особенности обучения и воспитания в прошлом и в наше время в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, а также успешно использовать лучшие педагогические традиции таджикского народа в общеобразовательных школах и вузах страны.

Творческая деятельность Мир Сайида Али Хамадони отличается оригинальностью и ценностью ряда педагогических идей, сохранивших свою научно-практическую значимость и по сей день, исследование и использование которых, несомненно, обогатит современную педагогическую науку независимого Таджикистана. Мир Сайид Али Хамадони доказывал и проповедовал, что именно обучение и воспитание являются важным средством организации сознательной жизни человека и что именно образование и воспитание способны сделать жизнь людей содержательнее, целенаправленнее и счастливее, что, на наш взгляд, является очень оригинальным и ценным выводом, который не потерял своего значения и в настоящее время.

По убеждению Мир Сайида Али Хамадони, овладевание наукой и знаниями, приобретение образования, доброго нрава и этики требуют от человека серьезного труда, сознательности и здравого ума для систематической созидательной деятельности, к которой его следует направлять, ибо наука и знание, а также образование, добрый нрав и этика являются ключом ко всем трудностям и к счастью в жизни человека, как об этом позже говорил великий мыслитель таджикского народа Джами: «Точи сари чумла хунархост илм, 1^уфлкушои хама дархост илм» («Короной всех профессий является наука, Ключом ко всем дверям является наука»).

Развитие общества и каждого его члена Мир Сайид Али Хамадони связывал с образованностью и уровнем воздействия окружающей среды, мыслительными способностями, культурой общения, гуманностью, стремлением к миру и единству, патриотизму, добрым манерам и т.п. И эти его идеи предопределяли закономерности и правила, по которым должны были осуществляться обучение и воспитание современников, что могло обеспечить развитие общества и ее членов. Именно эти его прогрессивные идеи легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли таджикского народа, способствовали в последующие века развитию идей воспитания и обучения, которые и сегодня созвучны многим педагогическим положениям современности.

Однако, к сожалению, эти ценные педагогические идеи Мир Сайи-да Али Хамадони до сих пор не стали предметом специального исследования ученых, педагогов, занимающихся изучением развития педагогической мысли таджикского народа.

Нам кажется, что назрела необходимость более последовательного и глубокого изучения и возрождения исторических, научных, культурных, национальных ценностей, в том числе педагогических. В этом русле таджикский народ в последние годы постепенно становится равноправным членом мирового сообщества именно благодаря тому, что перед мировым сообществом страница за страницей открывается богатая многовековая культура и история, страницы многочисленных источников науки и культуры, которые знакомят мировое сообщество с созвездием ярких имён - с представителями великих мыслителей прошлого. Именно благодаря независимости теперь появилась возможность полнее распрямлять могучие плечи культурного наследия, поднять занавес искусственно созданной тайны прошлого, выгодного режиму тоталитаризма и пользоваться научными открытиями, принадлежащими нашему народу, на материале которых можно не только познать научные истины, но и воспитывать гордость, гуманизм, патриотизм, трудолюбие и другие положительные человеческие нравственные качества.

Торжественное чествование тысячелетия "Шахнаме" Фирдоуси, 675-летия Камола Худжанди, 680-летия Мир Сайида Али Хамадони, 1000-летия Носира Хусрава и других великих классиков таджикского народа было организовано и проведено именно с этой целью. В 1995 году в Республике Таджикистан торжественно отмечалось 680-летие одного из величайших деятелей науки и культуры нашего народа, известного ученого философа, теолога и моралиста, известного самобытного классика таджикско-персидской литературы Мир Сайида Али Хамадони, который оставил глубокий след в науке, культуре и философии не только нашего народа, мусульманского Востока, но и в мировой философской мысли средневековья. Наследие этого мыслителя, изложенное на языках фарси и арабском, по мнению исследователей [24,7], насчитывает 170 наименований.

В процессе формирования новых политических, экономических н социальных отношений в нашем обществе, проблемы обучения и воспитания обрели особое значение. Ибо в процессе обновления и развития общественной жизни в жизни каждого человека (социального субъекта) фактор образованности и воспитанности играет немаловажную, даже, может быть, решающую роль. В этой связи особое место уделяется педагогическому обеспечению обучения и воспитания с привлечением в это важное формирующее дело и народную педагогику. С учетом этого, по поручению правительства Республики Таджикистан, на основе концепции национальной школы, Академия наук Республики Таджикистан разработала «Концепцию национальной школы» в новой редакции. На основе этого документа на страницах газеты "Минбари халц" ("Народная трибуна") (март 1998 г.) было опубликовано Постановление Правительства Республики Таджикистан "О концепции организации этио-культуры Республики Таджикистан и программе ее осуществления» за подписью президента Таджикистана Э.Рахмонова. В этом документе отмечается, что концепция направлена на обеспечение национального образования, возрождение лучших культурных традиций таджикского народа, сохранение этнических групп, живущих в республике, усвоение национальных и общечеловеческих ценностей, воспитание всесторонне развитого культурного человека. В этом документе говорится о создании национального просвещения, возрождении лучших традиций таджикского народа, усвоении общечеловеческих культурных ценностей и воспитании всесторонне образованного человека. В концепции также указывается, что на основе данного документа необходимо в будущем, с учетом национальной педагогики (педагогики предков), внести определенные изменения в систему обучения и воспитания. Школа, как основная база, должна впредь развиваться в атмосфере более широкого изучения этнокультуры, с учетом совершенствования ее социальной и экономической роли. Конечно, в этой связи следует создать новую концепцию социально-экономического и политического развития общества.

Эта концепция предусматривает, наподобие «этнопедагогики», создать учебник и программу для педагогических вузов, колледжей и училищ Таджикистана.

Концепция также предусматривает изучение педагогических воззрений таджикских мыслителей, и по данному направлению уже изданы некоторые труды. Так, например, в 1962 и 1965 годах были опубликованы монография М.Орифи «Из истории педагогической мысли таджикского народа», монография А.Пахлавонова «Педагогические идеи таджикского народа в XVI-XVIII веках» (1994г.), а также учебник Х.Афзалова и Б.Рахимова «История педагогики таджикского народа» (1994г.). Также опубликованы книги МЛутфуллоева «Возрождение педагогики Востока» (1997 г.), «Урок» (1995 г.), «Современная дидактика» (2002 г.) и другие.

Очевидно, что будущее общества во многом зависит от уровня образованности и воспитанности подрастающего поколения. Поэтому в нашей республике система обучения и воспитания должна быть тесно связана с наукой, культурой, историей прошлого и настоящего нашего народа. Основу этой системы должны составлять национальное самосознание, обычаи и традиции, народная педагогика и педагогические мысли народа. Об этом отмечено в «Концепции национальной школы», что «бесценные жемчужины наших предков могут служить не только в деле воспитания лучших качеств подрастающего поколения, но также являются чистейшим источником, обогащающим образование и воспитание. В этом смысле, восстанавливая историческую действительность в наших школах, наряду с изучением творчества классиков таджикско-персидской литературы, будут изучаться известные представители других народов Востока» [41, 4]. Это связано с тем, что обучение и воспитание должны осуществляться на основе единства диалектических факторов национального и общечеловеческого, что дает возможность подрастающему поколению, с одной стороны, лучше почувствовать свою принадлежность к своему народу, с другой стороны, осознать, что оно является субъектом общечеловеческой культуры.

В целях осуществления требований «Концепции национальной школы» необходимо в процессе обучения и воспитания учитывать народные традиции и педагогические идеи мыслителей таджикского народа. Однако, к сожалению, до сих пор эти идеи, которые веками служили руководством к обучению и воспитанию не стали предметом специального исследования современной педагогической науки, они если и используются, то по принципу случайной необходимости и совместимости. Поэтому, на наш взгляд, исследование данной проблемы имеет огромное значение в развитии педагогической науки.

Учитывая важность и необходимость названной проблемы, мы избрали темой своего исследования педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони, ибо его творчество, наряду с философскими проблемами и теологией, затрагивает и решает проблемы нравственности, обучения и воспитания подрастающего поколения.

Степень разработанности проблемы

Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони впервые были исследованы К. Абдурахимовым [51, 52], хотя о его педагогических идеях были опубликованы некоторые статьи и отдельные исследования неспециального характера. Кроме этого, о социальных и философских идеях Мир Сайида Али Хамадони имеются некоторые исследования, но они не освещают педагогические идеи ученого. К их числу относятся статьи М. Султонова, С.Сафарова, М. Осими, А.Мирзоева и др. «Известия АН РТ, О философии и праве» [51], журнал «Дарё» [70] и другие статьи, посвященные 680-летию Мир Сайида Али Хамадони. В том числе М. Султанов в своей брошюре «Правда о мавзолее Хазрата Амирджана» (1975 г.) исследовал творчество Мир Сайида Али Хамадони с точки зрения философии.

В последние годы несколько трудов таджикских ученых, особенно вышедших в свет накануне юбилея 680-летия Мир Сайида Али Хамадони, были посвящены жизни и творческой деятельности Мир Сайида Али Хамадони, такие как: Р.Асозода и Х.Асозода «Шамае аз «Захират-ул-мулук» - 1992 г. («Экономика вечного счастья и урожай вечной страны»), Р.Асозода «Авроди Фатхия» («Благословение») - 1992 г. М.Азизи

Мухтасари таърихи Хатлон» («Краткая история Хатлона») - 1992г., А.Кучаров «Рисолаи Куддусия» («Трактат Куддусия») - 1993г., Х.Асозода «Минхоч-ул-орифин» («Назидание мудрецов») -1993г., Р.Асозода- «Ривоятхо дар бораи Хазрати Амирчон» («Притчи об Хазра-ти Амирджане») -1995г. и еще несколько статьей М.Султанова, где рассматриваются некоторые педагогические и психологические взгляды Мир Сайида Али Хамадони. Кроме того, в сборнике статей под названием «Материалы конференции, посвященной 680-летию Мир Сайида Али Хамадони», опубликованном в 1994 году также затрагиваются некоторые педагогические и психологические взгляды ученого. Так, например, А.Мирзоев «Педагогические и психологические взгляды Мир Сайида Али Хамадони», «Мир Сайид Али Хамадони о семейных отношениях», К.Абдурахимов «Педагогические взгляды Мир Сайида Али Хамадони в трактате «Экономика страны» («Экономика вечного счастья и урожай вечной страны» («Захират-ул-мулук»), К.Абдурахимов, Х.Тура-хонова «Проблема уважения и почитания наставника (учителя) в творчестве Мир Сайида Али Хамадони» в трактате «Рисолаи куддусия («Трактат о Куддусия»), К.Абдурахимов, З.Сидикова «Учения Мир Сайида Али Хамадони о морали» («Таълимоти ахлокии Мир Сайид Алии Хамадони»), А.Мирзоев, К.Абдурахимов «Политическое воспитание и правила управления государством» (Тарбияи сиёси ва оини мамлакатдори»), А.Мирзоев, А.Гулов «Эстетическое воспитание» («Тарбияи зебои-эстетики» и другие, в которых даются общие сведении о педагогических взглядах Мир Сайида Али Хамадони, раскрываются отдельные грани его педагогических воззрений.

В соседних странах, таких как Пакистан, Афганистан, Иран также осуществлены некоторые научные исследования известными учеными: доктором Мухаммадом Хасаном [95], доктором Сайидом Абдурахман Хамадони [137], Мухаммадом Риёзом [102], профессором Ахмадом Хасан

Дони [54] и другими, посвященные жизни и деятельности Мир Сайида Али Хамадони. Усилиями названных ученых в последние годы издан ряд трудов, посвященных Мир Сайиду Али Хамадони, такие как: «Сорок таинств» («Чихил асрор») «Мир Сайид Али Хамадони» [95], «Жизнь, творчество и труды Мир Сайида Али Хамадони» [102], «Мудрец Востока» «Солори Ачам»), «Его Преосвященство Великий Эмир Сайид Али Хамадони» [150], «Память короля Хамадони» [54J, некоторые статьи и др. Следует отметить, что названные труды освещают отдельные стороны жизни, творчества и поэзии Мир Сайида Али Хамадони, но не более. Однако, в этих трудах о педагогических и психологических взглядах мыслителя почти ничего не говорится. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо исследование важнейших сторон идей этого великого мыслителя Востока XIV века. Идеи великого мыслителя о воспитании и обучении, претворение в жизнь таких его педагогических идей как гуманизм, единство, сплоченность, честность, правдивость, доброта, великодушие, скромность и других положительных нравственных человеческих качеств в нынешних условиях нашей республики имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения и способствует нравственному оздоровлению общества. Наш интерес к педагогическим воззрениям Мир Сайида Али Хамадони объясняется еще и тем, что несмотря на все проявленные усилия и интерес со стороны многих ученых, педагогические воззрения этого мыслителя все еще остаются в тени, и мы надеемся, что наше исследование более обоснованно, целенаправленно и с максимальной пользой восполнит этот пробел и сделает их достоянием всего народа.

Объектом исследования являются труды Мир Сайида Али Хамадони, имеющие учебно-воспитательный характер и способствующие улучшению учебно-воспитательной работы как в школе, так и в семье.

Предметом исследования являются педагогических воззрения Мир

Сайида Али Хамадони.

Целью исследования: путем всестороннего анализа педагогического наследия Мир Сайида Али Хамадони показать значение его педагогических воззрений и этим определить роль педагогических идей ученого в формировании национальной педагогики в целом, педагогики XIV и последующих веков в том числе, а также показать пути эффективного использования его педагогических идей в нынешних условиях Таджикистана.

В основу исследования легли принципы развития внутреннего мира личности, формирования его морального облика, мыслительного потенциала, политических и эстетических качеств, происходящих в том нравственном окружении, где осуществляется учебно-воспитательный процесс, а всё это, в совокупности, влияет на его мировоззрение и деятельность.

Гипотеза исследования предполагает, если: - определить роль педагогического наследия Мир Сайида Али Хамадони в деле обогащения и совершенствования внутреннего мира личности при условии обеспечения в учебно-воспитательной деятельности школы и семьи единства, целенаправленности, систематичности и последовательности сознательной деятельности, что будет способствовать повышению уровня обучения и воспитания молодого поколения, и вся эта система обеспечит необходимую национальную содержательность и дух.

Определение объекта, предмета, цели и гипотезы исследования дало возможность определить следующие задачи:

1) изучить педагогико-психологические идеи произведений Мир Сайида Али Хамадони, которые могут способствовать повышению уровня знаний молодого поколения;

2) изучить те стороны педагогико-психологических произведений Мир Сайида Али Хамадони, которые могут в процессе взаимоотношений учителя и учащихся способствовать формированию положительных нравственных качеств подрастающего поколения;

3) изучить те педагогические взгляды Мир Сайида Али Хамадони, которые посвящены нравственному, политическому и эстетическому воспитанию молодого поколения, этике семейных взаимоотношений, а также способствующие развитию национальной педагогики;

4) определить роль учения ислама, в том числе суфизма в педагогических взглядах Мир Сайида Али Хамадони;

5) определить путы эффективного использования педагогических воззрений Мир Сайида Али Хамадони в практике современного учебно-воспитательного процесса как в общеобразовательных школах, так и в педагогических училищах и вузах;

6) определить формы и методы обучения и воспитания учащихся и студентов на основе педагогических взглядов Мир Сайида Али Хамадони;

7) разработать методические рекомендации по использованию педагогических взглядов Мир Сайида Али Хамадони в процессе обучения и воспитания молодого поколения.

Методологическую основу исследования составляют основополагающие положения педагогики, психологии, философии, взгляды государственных и общественных деятелей, деятелей литературы, истории о необходимости изучения и использования в учебно-воспитательном процессе педагогического и культурного наследия великих представителей науки и культуры таджикского народа, в том числе Мир Сайида Али Хамадони, а также основополагающие законы, концепции и стандарты образования Республики Таджикистан, предполагающие изучение и использование наследия прошлого и т.д.

Источники исследования: сборники, трактаты Мир Сайида Али Хамадони, как в оригинале, так и в переводе, а также сборники и другие фундаментальные монографические исследования ученых- педагогов М.Орифи, И.Обидова, А.Э.Измайлова, Х.Афзалова, Б.Рахимова, М.Лутфуллоева, А.Пахлавонова и других, посвященные педагогическим воззрениям как Мир Сайида Али Хамадони так и таджикского народа в целом;

С учетом задач и специфики исследования нами были использованы нижеследующие исследовательские методы;

- теоретический анализ произведений Мир Сайида Али Хамадони, имеющих педагогическое значение, а также произведений ученых других стран, посвященных педагогическим, психологическим и философским воззрениям Мир Сайида Али Хамадони;

- сопоставление и упорядочение достигнутых результатов исследований, обобщение передового опыта кафедр педагогики и психологии вузов относительно изучения и использования педагогического наследия наших предков в учебно-воспитательном процессе;

- педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, интервью, общение со студентами педагогических вузов;

- обоснование необходимости использования наследия Мир Сайида Али Хамадони в учебно-воспитательной работе.

Научная новизна исследования состоит в обосновании значения педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони в нынешних условиях с выделением тех сторон, которые относятся к специфике национального обучения и воспитания, нравственного развития, психического и морального формирования людей разного возраста; особое выделение и рассмотрение в его творчестве вопросов, которые впервые подвергаются специальному н подробному исследованию, а также сбор и систематизация педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони о нравственном, политическом и эстетическом воспитании, о добром поведении и взаимоотношениях и т.д.; определение формы взаимного сотрудничества (совместной работы) взрослых и детей, юношества и молодежи в процессе учебно-воспитательной работы; обоснование возможностей организации воспитательной работы по нравственному, политическому, эстетическому воспитанию, а также доброго отношения и поведения учащихся современной школы и студентов высших учебных заведений на основе педагогических идей и произведений Мир Сайида Али Хамадони.

Теоретико-практическая значимость исследования состоит во всестороннем изучении и анализе педагогического наследия таджикского народа в период XIV века, в частности Мир Сайида Али Хамадони, позволяющее убедительно освещать многие воспитательные вопросы, которые отражены в произведениях Мир Сайида Али Хамадони, однако они до сих пор в достаточной мере не изучены и не анализированы. Это позволяет практическим работникам системы образования, ученым, исследователям, которые занимаются специальным изучением педагогических взглядов народов Востока, использовать результаты и выводы данного исследования.

Достоверность научных основ исследования выразилась в следующем: достигнутые результаты исследования, рекомендации и выводы были практически применены в деятельности общеобразовательных школ Хатлонской области, педагогических вузов, на курсах повышения квалификации учителей, что доказало обоснованность избранных методологических положений исследования, подтвердив гипотезу и ведущие идеи исследования.

Апробация исследования осуществлялась таким образом: результаты исследования были отражены в журнальных статьях, монографиях и пособиях. По их содержанию были прочитаны лекции и доклады на международных, республиканских, областных конференциях, состоялись выступления перед слушателями курсов повышения квалификации учителей Хатлонской области, на кафедрах педагогики и психологии Кургантюбинского государственного университета им. Н.Хусрава, перед родителями и населением городов и районов Хатлонской области, которые получили поддержку и одобрения всех без исключения. На защиту выносятся следующие положения: Специфические особенности основных направлений педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони, которые имеют огромное значение для современной школы и обогащения национальной педагогической науки:

- сопоставление педагогического учения Мир Сайида Али Хамадони в рамках морально-педагогического наследия персидско-таджикских мыслителей с мыслителями Востока и Запада, живших до него;

- необходимость обучения и воспитания учащихся на педагогических идеях Мир Сайида Али Хамадони;

- эффективное использование систем и методов, форм и средств по педагогическим идеям Мир Сайида Али Хамадони в учебно-воспитательной работе;

- педагогические условия и возможности изучения учащимися педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа, каждый из которого имеет определенные цели и задачи.

Первый этап - (1995-1998 гг.). Имеет поисково-познавательный характер, на основе которого определены и сформулированы проблемы исследования, его результаты, цели и теоретические положения исследования, основанные на анализе педагогико-психологических и философских идей Мир Сайида Али Хамадони.

Второй этап - (1997-2002 гг.). На основе педагогических воззрений Мир Сайида Али Хамадони проводилась воспитательная работа с применением нестандартных путей, форм и средств организации учебно-воспитательной работы в школах № 3, 6, 9, 10,12 г.Курган-Тюбе, № 8,

29, 49 Бохтарского района, школе-интернате Вахшского района, со студентами педуииверситета им. Н.Хусрава г.Курган-Тюбе, слушателями курсов повышения квалификации учителей Хатлонской области.

Третий этап - (2002-2004гг.). Обобщались результаты исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по диссертации.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Абдурахимов, Кудратулло Саидович

Заключение

В развитии человеческой цивилизации научно-педагогическое творчество великих мыслителей прошлого, в том числе Мир Сайида Али Хамадопи, занимает особое место, так как их научные и просветительские идеи выходят за рамки местных, национальных и религиозных интересов и служат развитию общечеловеческого разума и культуры.

За последнее десятилетие XX века, после распада великого Советского Союза, бывшие Советские республики стали создавать новый общественный строй. За этот период вышли на политическую арену многие партии и движения, в том числе исламские партии и движения, которые ради достижения своих целей не пренебрегают никакими средствами, путями и методами. Неоспоримым доказательством этой мысли могут служить политические события последних лет, происшедшие в республиках Средней Азии и Кавказа.

Поэтому сегодня возникла необходимость глубокого изучения идейных истоков всех религий, партий и общественных движений, особенно творчества комментаторов и исследователей Корана, Имама Бу-хори, Имама Газали, Мир Сайида Али Хамадони и других, и использования их передовых идей для объединения нации, обучения и воспитания подрастающего поколения, для упрочения нового демократического, светского и правового общества.

Мир Сайид Али Хамадони принадлежит к числу тех великих мыслителей, литературно-педагогическое наследие которых сыграло огромную роль в деле обучения и воспитания многих народов Востока, Средней Азии и арабских стран.

Исследование творчества Мир Сайида Али Хамадони показывает, что в его идеях пропагандировались высокие человеческие мечты, нравственная красота человека, правдивость и справедливость, воздержание и чистота души и другие добрые нравственные качества людей, отвергалось все то, что препятствовало развитию и прогрессу общества. Эти искренние стремления Мир Сайида Али Хамадони в области культуры и науки дали свои плоды в его эпоху и могут послужить и нынешнему поколению таджикского народа, ибо они выражают истинно человеческое стремление к чистоплотности, правдивости, справедливости и доброте.

Ценное творческое наследие Мир Сайида Али Хамадони, которое сохраняется в библиотеках разных стран мира: в Узбекистане, Афганистане, Англии, Таджикистане, Швеции, Иране, Голландии, Пакистане, Индии, Китае, Турции, России и многих других, - могут служить важным источником исследования разных отраслей науки и культуры - философии, педагогики, психологии и других.

Мир Сайид Али Хамадони известен среди народов стран Востока и, в частности, Средней Азии как ученый, поэт и мыслитель. Этот мыслитель оставил после себя огромное ценное наследие, которое в течение более 600 лет, пройдя через множество исторических испытаний, во все времена служило нравственному воспитанию и обогащению духовного мира народов различных стран и развитию человеческой цивилизации и теперь вносит свой достойный вклад в нравственное и культурное развитие нашего народа.

Трактаты Мир Сайида Али Хамадони, которые полны мудрости и назиданий, в течение многих веков призывают парод к правдивости, справедливости, чистоплотности, дружбе и товариществу, доброте и добродетельности, добропорядочности, целомудренности и к доброму человеческому поведению, предостерегают от всяких злых дел и намерений. И имеют огромное общечеловеческое значение.

В XIV веке бесконечные набеги амира Тимура, а также экономический, политический и социальный кризис привели к нравственному распаду общества. В этих условиях мыслители того времени, в том числе Мир Сайид Али Хамадони, прилагали много усилий, чтобы предотвратить эти недостатки, создав ценные произведения. Произведения Мир Сайида Али Хамадони не только дали свои плоды той эпохе, но и могут служить нравственному воспитанию молодого поколения и в наши дни, способствовать нравственному оздоровлению и моральному возрождению нашего общества, содействовать оздоровлению нравственного климата в обществе.

Известно, что часть жизни (более 20 лет) Мир Сайида Али Хамадони прошла в путешествиях по разным странам Востока. В своих путешествиях он действовал не как простой путешественник, а как представитель науки, культуры и пропагандист религии ислама. Кроме того, великий мыслитель изучал образ жизни, обычаи, обряды и традиции народов этих стран, выявлял причины распада морали и нравственности общества, старался собрать цепные сведения о роли семьи, школы, учителя, науки и знания в формировании личности. На их основе Али Хамадони старался привести воспитание молодого поколения в семье и школе в определенную систему, что является очень ценной попыткой. Ибо, по мнению Мир Сайида Али Хамадони, именно таким образом можно добиваться улучшения воспитания подрастающего поколения, так как такая система связи семьи и школы в воспитании дает серьезный импульс делу воспитания молодежи. Мир Сайид Али Хамадони в своих произведениях показал правильные пути решения многих проблем обучения и воспитания подрастающего поколения, так как: усвоение науки и знаний, воспитание детей в семье, роль учителя в обучении и воспитании подрастающего поколения, место науки и знания в жизни человека и т.д. Произведения Мир Сайида Али Хамадони написаны на основе изучения и анализа образа жизни, жизненного опыта, обрядов и традиций народов разных стран, что свидетельствует о жизненности педагогических идей этого ученого, которые и в наши дни не потеряли свою научно-педагогическую ценность.

В XIV веке возникли необходимые условия для развития научного мировоззрения, нравственно-моральной мысли и распространения духовных, нравственных ценностей. Следует также отметить, что хотя в эту эпоху доминировала религия ислама, но стали возникать и идеи, оппозиционные суеверным обычаям и обрядам ислама.

Анализ исторических источников показывает, что на формирование мировоззрения и учебно-воспитательных идей Мир Сайида Али Хамадони большое влияние имел суфизм. Для подтверждения этой мысли приведем два факта. Первый: согласно историческим источникам, Алн Хамадони в двенадцатилетнем возрасте нримкпул к суфизму, принял Шейха Махмуда Маздакани своим наставником и стал его последователем. Второй: именно поэтому в ряде произведений Мир Сайида Али Хамадони речь больше идет о проблемах суфизма. Следует отметить, что творчество Мир Сайида Али Хамадони целиком охвачено идеями о доброте и добродетели, и ядро его творчества составляет воспевание человека, повышение его роли в жизни, защита политических и общественных интересов каждого человека в обществе, роль женщины-матери в совершенствовании и упрочении научных философских правил и предписаний, самопознание и другие пути и методы нравственно- духовного воспитания.

Основной целью учения Мир Сайида Али Хамадони является воспитание совершенного человека в обществе. И эта идея проходит красной нитью через все творчество этого великого мыслителя XIV века, особенно в области нравственно-духовного воспитания молодого поколения.

По мнению Али Хамадони, только тот человек может достичь уровня совершенного человека, который сможет очистить свой нравственный и физический мир от злых человеческих качеств и с помощью добрых качеств обогатить свой нравственный и физический мир.

Изучение и анализ творчества Мир Сайида Али Хамадони показывает, что он старался показать жизненный путь человека со дня рождения (детство, юность, зрелость и т.д.) до смерти и показать его права и обязанности, пути и средства поэтапного очищения и обогащения нравственного мира.

Али Хамадони верил в то, что хотя физическая красота человека зависит от бога, однако обогащение морально-духовного мира человека зависит от обучения и воспитания. Поэтому Али Хамадони придавал большое значение обучению и воспитанию в формировании совершенного человека и обогащении его нравственного мира.

Следует сказать, что с помощью своих назидательных идей и мыслей Мир Сайид Али Хамадони призывал человека к правде, нравственной и внутренней красоте, очищению нравов и поведения, воздержанию от отрицательных качеств и внушал, чтобы он разумно и целенаправленно использовал эти назидания и мудрые изречения для исправления своих поступков и поведения.

Основу политических идей Мир Сайида Али Хамадони составляют справедливое управление государством, справедливость, добрый нрав падишахов и правителей, воздержание от отрицательных желаний, не предавать свой народ и т.п. В отличие от великих предшественников, Али Хамадони считал падишахов и правителей тенью бога на земле, тем не менее тех правителей и падишахов, которые не были справедливы к своим поданным и подчиненным и не проявляли сочувствие (жалость) к божьему слуге, считал божьими врагами.

Таким образом, Мир Сайид Али Хамадони поддерживал справедливую и умелую власть и требовал от падишахов и правителей постоянно поддерживать и защищать интересы трудового народа, бедных и немощных, в целом , простого народа.

Помощь бедному народу Али Хамадони ставил выше, чем молит-. вы злодеев и разрушителей. Таким образом, он ставил человеческий фактор выше религиозного фактора, что в то смутное время имело огромное значение.

Али Хамадони высказал оригинальные мысли, заслуживающие внимания, по проблеме эстетического воспитания. В решении данной проблемы Али Хамадони, в отличие от своих предшественников, избрал другой путь. В противоположность официальным идеям своих предшественников и современников, Али Хамадони в эстетическом воспитании молодого поколения, вместо почитания красоты природы, искусства и литературы, обращал больше внимания на нравственную и духовную красоту человека.

По мнению Али Хамадони, именно нравственная и духовная красота играет основную роль в формировании прочной идейной убежденности (вера в бога) и сознания человека. По его мнению, именно нравственная красота способна направить человека на правдивость, честность, гуманность, ответственность, благородность и другие добрые человеческие качества, восколыхнуть сердце и духовные силы и поднять его до вершин совершенного человека.

Мыслитель считал нравственную красоту для ученых лучом познаний и говорил:

Зеби чамоли маънй чун нури маърифат шуд,

Сирри сафои ориф зебо бувад хамеша. [93,16].

Как только луч знания стал освещать познания,

Таинственная беззаботность ученого стала прекрасна на веки.

Мир Сайид Али Хамадони, отмечая особую роль семьи в обучении и воспитании совершенного человека, в трактате "Захират-ул-мулук" показал пути, средства и основные направления семейного воспитания. По мнению Мир Сайида Али Хамадони, правильная организация учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения, в том числе усвоение науки и знания, развитие умений и навыков, формирование добрых духовно-нравственных качеств, и подготовка подрастающего поколения к жизни во многом зависит от семьи. Отмечая необходимость семейного воспитания, мыслитель подчеркивал, что основными опорами семейного воспитания являются прочность семьи, правильные и положительные взаимоотношения родителей, взаимное уважение в семье. Мир Сайид Али Хамадони утверждал, что прочность, доброта, теплота, искренность, уважительность в семье зависят от правильного взаимоотношения родителей, всех других членов семьи и родственников. Это и есть важнейшее связующее звено, которое объединяет семью и все общество.

Все это свидетельствует о том, что в педагогической системе Мир Сайида Али Хамадони проблема семейного воспитания занимает одно из центральных мест. По мнению Али Хамадони, для воспитания в детях добрых моральных качеств родителям и другим старшим членам семьи необходимо широко использовать методы личного примера, убеждения и назидания, обучать детей высокой культуре и этике общения. Согласно указаниям Али Хамадони в процессе усвоения науки и знания, ремесла и профессий родители имеют на своих детей такое же огромное влияние, как и учитель.

В педагогических идеях Мир Сайида Али Хамадони также важное место занимает проблема усвоения знаний, благоразумия (рассудительности) и культуры. По его мнению, в процессе формирования умений и навыков, приобретения знаний велика роль семьи и школы. Кроме того, в развитии умственных способностей человека он большое значение придавал индивидуальному обучению и самообразованию, потому мыслитель был сторонником индивидуальной формы обучения и самообразования учащихся.

Мир Сайид Али Хамадони в деле повышения качества обучения учащихся рекомендовал использовать такие методы, как беседа, лекция, дискуссия, диспут, самообразование и др., которые успешно применяются и современной школе.

Мир Сайид Али Хамадони высоко оценивал роль науки в жизни ловека и считал науку основным средством нравственного воспитания и обеспечения личного счастья каждого индивидиума. По мнению мыслителя, наука в природе (сердце) человека формирует добрые человеческие нравственные качества и воздерживает его от нежелательных поступков и поведений. Поэтому он утверждал, что изучение науки является необходимым не только для получения нравственной и духовной пищи, но и для эффективного использования в жизни.

Вообще, Али Хамадони верил, что человек с помощью науки может совершенствоваться, раскрыть тайны природы и общества, познать правду жизни. Однако это нелегкое дело. Человек только с помощью серьезного н усердного труда может освоить основы наук. Али Хамадони наряду с изучением божественных наук, рекомендовал изучение светских наук и показал их роль и значение в жизни человека.

В педагогической системе Мир Сайида Али Хамадони особое место занимает взаимоотношение учителя (наставника) и ученика в процессе воспитания и обучения. Мир Сайид Али Хамадони на основе своего жизненного опыта, длительных путешествий в разные страны Востока, непосредственной педагогической деятельности и своего ученичества пришел к такому выводу, что взаимоотношения учителя и ученика играют важную роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Поэтому в учебном процессе между учителем и учеником всегда должны доминировать искреннее и заботливое отношение, преданность и доверие, терпение и выдержка, ответственность и благодарность, скромность, взаимное уважение и другие добрые нравственные ценности, так как именно они способствуют формированию совершенного человека.

Другим требованием, которое выдвигал Мир Сайид Али Хамадони по вопросам взаимоотношения учителя и ученика, является достойная личность учителя. По его мнению, для того чтобы ученик усвоил науку н стал образованным, прежде всего самому учителю необходимо быть высокообразованным, мудрым и высоко нравственным, ибо только в этом случае учитель может стать примером для подражания и оказать положительное влияние на поступки и поведение своих учеников.

Другая идея, которую выдвинул Мир Сайид Али Хамадони, это этика отношения ученика к своему учителю в учебно-воспитательном процессе. Мыслитель подчеркивает, что ученик всегда должен уважать своего учителя, быть верным и заботливым, выполнять его указания, ценить труд своего учителя. Ученик только в этом случае сможет достичь сияющую вершину науки и знания.

Другое требование, которое выдвинул Али Хамадони относится к применению на практике приобретенных знаний. Мыслитель, обращаясь к учителям, утверждал, что наряду с обучением и воспитанием учащихся следует уделить особое внимание формированию, и развитию умений, навыков и применению знаний на практике.

Таким образом, Мир Сайид Али Хамадони призывал людей к мирной жизни, созидательному и творческому труду, честной деятельности по обеспечению благосостояния жизни, к честности, правдивости, человечности и гуманности, щедрости и милости, справедливости, дружбе и товариществу, чистоте и опрятности, верности и предостерегал от чванливости, зависти, жадности, стремления к богатству и вообще от отрицательных качеств и изъянов.

Следует отметить, что в условиях политических, социальных, экономических трудностей, а также нравственно-духовных неурядиц, с чем сталкивается человеческое общество в наше время, педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони могут служить руководством в обучении и воспитании подрастающего поколения, обогащении нравственного и духовного мира различных народов.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Абдурахимов, Кудратулло Саидович, 2006 год

1. Мир Сайид Али Хамадони. Захират-ул-мулук. 517 Сайид Али Хама-дони, 1248 х. (Запасник восточных рукописей АН Таджикистана, № 366).

2. Сайид Али бинни Шахоб-ул-Хамадони. Собр. соч. -1118 стр. (Запасник восточных рукописей АН Таджикистана, № 346).

3. Амир Сайид Али Хамадони. Авроди фатхия. 154 стр. 1887 х. (Запасник восточных рукописей АН Таджикистана, № 3445).

4. Хамадони Сайид Али. Рисола. Ташкент, 1331 х. (Запасник восточных рукописей АН Таджикистана, № 3910).

5. Сайид Али Хамадони. Миръот-ул-риджол. 1117 х. (Запасник восточных рукописей АН Таджикистана, № 342/4).

6. Мир Сайид Али Хамадони. Асноди холия. 229 (б) на тадж.яз.

7. Мир Сайид Али Хамадони. Воридоти шайх султон.

8. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Давоил. 217 (96), 242 (б) на тадж. яз.

9. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Дарвешия.

10. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Воридот.

11. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Малик-ул-хоки». 195 (а), 197 (б) на тадж. яз.

12. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Маърифат-ул-нафс.

13. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Муноджот.

14. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Машориб-ул-азвоц.

15. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи мацомоти суфия.

16. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи муноджоти Амирия.

17. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Сайр-ут-толибин. на тадж. яз.

18. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Саодатнома .241 (б), 243 (б).

19. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Хутбаи амирия. 243 (б), 244 (б) на араб. яз.

20. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Факрия на араб. яз.

21. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Киёфатнома.

22. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Шархи фусус-ул-хаким.

23. Мир Сайид Али Хамадони. Шах Хамадона. Избранные сочинения. В 4-х томах. Т. I. Душанбе: Ирфон, 1994.

24. Мир Сайид Али Хамадони. Шах Хамадона. Избранные сочинения. В 4-х томах. Т. II. Душанбе: Ирфон, 1995.

25. Мир Сайид Али Хамадони. Авроди Фатхия. /Сост. Р.Асозода, Х.Асозода/. Душанбе, 1997.

26. Мир Сайид Али Хамадони. Асрор-ул-нукта ё тавхиди ирфони. /Сост. и примечания М.Султонзода/. Душанбе, 1993.

27. Мир Сайид Али Хамадони. Дах коидаи суфия. /Сост. и примечания М.Султонзаде). Душанбе, 1993.

28. Мир Сайид Али Хамадони. Истилохоти суфия. /Сост. и примечания М.Султонзаде/. Душанбе, 1993.

29. Мир Сайид Али Хамадони. Минходж-ул-орифин. /Подготовил Х.Асозода/. Куляб, 1993.

30. Мир Сайид Али Хамадони. Муродоти девони Х°ФИЗ> /Подготовил, словарь и примечания М.Султонзаде/. Душанбе, 1993.

31. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Вучудия. /Сост., словарь и примечания М.Султонзаде/. Душанбе, 1993.

32. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Зикрия. /Подготовил, словарь и примечания М.Султонзаде/. Душанбе, 1993.

33. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Нафсия. /Подготовил М.Султонзаде/. Душанбе, 1993.

34. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Куддусия. /Подготовил А.Кучаров/. Куляб, 1993.

35. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Хамадоння. /Сост., словарь и примечания М.Султонзаде/. Душанбе, 1993.

36. Мир Сайид Али Хамадони. Чихил асрор: Песни. - Исламабад. 1993.

37. Мир Сайид Али Хамадони. Чихил макоми суфия. /Подготовил, словарь и примечания М.Султонзаде/. Душанбе, 1993.

38. Мир Сайид Али Хамадони. З^алли мушкил. /Подготовил, словарь н примечания М.Султанзаде/. Душанбе, 1993.

39. Мир Сайид Али Хамадони. Рисолаи Футувват. /Подготовил Аб-дучаббор Рахмонов/. Душанбе, 1995.

40. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе: «Паёми Сомони-ён», 1999.

41. Концепция национальной школы. Душанбе, 1995.

42. Рахмонов Э.Ш. /Место женщины в обществе/. Душанбе, 1997.

43. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: дорогой демократии к цивилизованному обществу. Душанбе: Ирфон, 1996.

44. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. Душанбе: Ирфон, 1995.

45. Рахмонов Э.Ш. Будущие строители независимого Таджикистана: Речь на встрече с представителями молодежи, 23 мая 1997 г. Душанбе: Ирфон, 1997.

46. Рахмонов Э.Ш. Молодежь будущее нации: Речь на IV съезде Народно-демократической партии Таджикистан 18 апреля 1998 г. - Душанбе: Ирфон, 1998.

47. Абу Али ибн Сино. Пирузнома. Душанбе, 1980.

48. Абдурахман Джами. Бахористои. /Подготовил к печати и автор предисловия и словарь А.Афсахзода/. Душанбе, 1997.

49. Абдурахимов К.С. Акидахои ахлокй дар осори Шохи Х,амадон. /Моральные идеи в творчестве шаха Хамадона/. Курган-Тюбе, 1996.

50. Абдурахимов К.С., Х.Муродиен, К.Рахим ва д. «Баргахи маърифат дар Вахшопзамин» (Храм мудрости на земле Вахша). Душанбе, 1998.

51. Абдурахимов К.С. Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони в «Захират-ул-мулук»-е. /Известия АН Республики Таджикистан. Философия и правоведение./ -1994. № 1. С. 47-51.

52. Абдурахимов К.С. Нравственные воззрения Мир Сайида Али Хамадони: Автореф. дис. канд. пед. наук. Душанбе, 1995.

53. Абудхусайн Заринкуб. Поиск суфизма Ирана. Душанбе, 1992.

54. Ахмад Хасани Дони. Ёде аз Шохи Х,амадон. Амир Кабир Сайид Алии Х,амадонй. Сборник статей. 1982.

55. Айни С. Собр. Соч., 1-13тома. Сталинабад Душанбе, 1958-1977 гг.

56. Али Асгар Хикмат Дарсе аз девони Х,офиз (Урок из дивана Хафиза). -Тегеран, 1320 х.

57. Авзалов X., Рахимов Б. История педагогики таджикского народа. -Душанбе: Маориф, 1994.58. «Асрори киефашиносй» Мир Сайида Али Хамадони. Перевод Дж.Касимзаде. Душанбе, 1991.

58. Абдуллоев Шерзод. Роль Али Хамадони в истории политической мысли ислама. /Известия АН Республики Таджикистан. Философия и правоведение. 1994. № 1. С. 11-16.

59. Авзалов X., Абдурахимов Система народного образования в развитых и развивающихся странах. Душанбе, 1998.

60. Аббос Икбол Ошиёнй. Таърихи мугул. (История монголов). Тегеран, 1365х., с. 31.

61. Атомалик Джувайни. Дунёи китоб. (Мир книг). Мухаммад Казвини. Том. 1. Тегеран, 1357х., с. 4-5.

62. Абдурахмани Джами. Интихоб аз асархо. (Избранное собрание). /Под редакцией М.В.Рахими. Сталинабад: Госизд. Таджикистана, 1956.

63. Абу Али ибн Сино Осори мунтахаб. /Полное собр. соч./. т.2. Душанбе: Ирфон. 1983.

64. Аби Х,амид Мухаммад Газоли. «Кимиёи Саодат». Вариант библиотеки Фирдавси 865.

65. Бинои Камолиддин. Рассказы и басни. Душанбе: Гос. из-во Таджикистана, 1992.

66. Буйдаков X. Лсосхои дидактика. (Основы дидактики). Душанбе, 1995.

67. Бадридцин Хилоли. Собр. сочинений». Сталинабад, 1958.

68. Напутствия нашего бога Иисуса Христа». Стокгольм: Изд. Института переводов Библии, 1993.

69. Мир Сайиду Али Хамадони 680 лет. Дарё -1994. №2.29 с.71. «Девон» Камол Худжанди. «Диван» в двух томах. Душанбе, 1983-1985 гг.

70. История педагогики. /Перевод Б.Худойдодова/. Душанбе: Ирфон, 1992.

71. Ибн Батут. Сафарнома. (Путешествие). Перевод Мухаммада Али Му-ваххид. Тегеран, 1327х. (Шамси), 75 с.

72. Кудбиддин Ардашер-ал-Ибоди. Сифатнома-ат-тасфият фи ахвол-ул-мутасаввифот. Изд-во. Мухаммад Али Илми. Тегеран, 1368 х. Вариант библиотеки Рудаки.

73. Святой Коран с переводам Касим Пурджаводи. Тегеран, 1414 х. 254б. Круган, Тегеран, 1997.

74. Кадыров К.Б., Халимов А. Педагогические и гуманистические идеи Фирдавси. Куляб, 1991.

75. Кадыров К.Б. История педагогической мысли таджикского парода. С древности до возникновения ислама. Душанбе: Ирфон, 1988.

76. Кадыров С. Труд основа гражданского воспитания молодёжи. - Душанбе: «Сино», 1995.

77. Кулматов Н. Акидахои ахлокии Саъдй. (Нравственные идеи Саади). -Душанбе, 1981.

78. Чествование Хафиза. Душанбе: Дониш, 1971.

79. Кошифи Х.В. Футувватномаи султони. Ахлоки мухсини. Рисолан хотамия. Душанбе: «Адиб», 1991.

80. Кошифи Х.В. Футувватномаи султони. Ахлоки мухсини. Рисолаи хотамия. Душанбе: «Адиб», 1991.

81. Лутфуллоев М. Гуманная педагогика. Душанбе, 1994.

82. Лутфуллоев М. Возрождение педагогики и национальной школы. Душанбе, 1991.

83. Лутфуллоев М. Возрождение педагогики востока. Душанбе, 1997.

84. Лутфуллоев М. Урок. Душанбе: Маориф, 1995.

85. Лутфуллоев М. Таджикистан моя родина и гордость. Душанбе, 1999.

86. Мухаммад Ансор. Шархи 42 газали Хрфиз. (Комментарии к 42 газелям Хафиза). Душанбе, 1994.

87. Мирзоев А. Джами и освоения науки и промысел. //В помощь учителям-заочникам//. Сталинабад: Госиздат Таджикистана, 1949.

88. Мустафокулов Т., Нарзуллоева М. Основы возрастной психологии и педагогики. Куляб, 1993.

89. Мулоджон Фозилов. Словарь таджикско-персидских пословиц и афоризмов. В трех томах. Душанбе: Ирфон, 1977.

90. Мухаммад Хусайн Бурхон. Бурхони котеъ, Душанбе: «Адиб», 1993.

91. Мавлоно Нуриддин Джафар Бадахши. Хулосат-ул-манокиб. Трактат. -В343 (б).

92. Мир Сайид Алии Х,амадони. Шамае аз «Захират-ул-мулук». /Подготовили к изданию Р.Асозоде и Х.Асозоде/. Куляб, 1991.

93. Мухаммад Х,асан. Чихил асрор. (Сорок тайн). Исламабад, 1993.

94. Мирзоев А. Ашъори хамасрони Рудакй. (Поэзия современников Руда-ки). Сталинабад: Госиздат Таджикистана, 1958.

95. Мирзо Ахмадов. Насри ахлоци бадеии Хусайн Воизи Кошифи. (Художественные нравы прозы Хусайна Воизи Кошифи), Том 3. Душанбе, 1994.

96. Мирзозода А. Таърихи адабиёти халци точик. (История литературы таджикского народа). В 3-х томах. Книга 1. Душанбе: Маориф, 1987.

97. Мухторов А. Санг хам дил дорад. (Даже камень имеет сердце). Душанбе, 1988.

98. Мирзоев А. Воспитательные и психологические идеи Мир Сайида Али Хамадони. II Известия АН Республики Таджикистан. Философия и правоведение// -1994. № 1. С. 20-26.

99. Мирзо Азизи Таърихи мухтасари Хатлон. (Краткая история Хатло-на). Куляб, 1992.

100. Мухаммад Риёз Жизнь, творчество и поэзия Мир Сайида Али Хамадони. Душанбе: Ирфон, 1995.

101. Мухтаров А. Рассказы и притчи об истории Хатлона. II Известия АН Республики Таджикистан, 1994.

102. Мухаммадходжаев А. Джентльменство с точки зрения Мир Сайида Али Хамадони. Душанбе, 1995.

103. Нуров А. Примечания к «Гияс-ул-лугот». II Гияс-ул-лугот. -Душанбе -1989.-Т.З.

104. Низомулмулк. Сиёсатнаме. /Подготовил к изданию А.Девонакулов/ -Душанбе, 1989.

105. Низоми Ганджави. Собрание сочинений. В пяти томах. Душанбе, 1982-1985.

106. Носир Хисрав. Сафарнаме. Душанбе, 1970.

107. Назаров Х.К. Политические воззрения Мир Сайида Али Хамадони. //Известия АН Республики Таджикистан. Философия и правоведение. 1994.-№1. С. 43-47.

108. Нуриддинов Г. Педагогические идеи Саади Шерози. Душанбе, 1984.

109. Нарзуллоева М., Арабов И., Мустафокулов Т. Обучение курсу этики и психологии семейной жизни. Душанбе, 1991.112. «Насихатнома» (Насихатнаме). Мир Сайид Али Хамадони. /Подготовил к печати Х.Асозода/ Куляб, 1993.

110. Неъматов М., Давлатзода С. Краткие сведения о Хатлоне.

111. Нуров А. Совместная работа семьи и школы в моральном воспитании младших школьников. Душанбе, 1989.

112. Нуриддин Мударрис Чахордахи. Течение суфизма в Иране. Тегеран, 1370 х. (Вариант библиотеки Рудаки). 11с.

113. Нодир И. О суфизме и учёных. Том 1. Тегеран, 1370 х. (Вариант библиотеки Рудаки).

114. Обидов И.О. Краткий исторический очерк народного образования Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1956.

115. Осими М. Мир Сайид Али Хамадони и Кашмир. //Известия АН Республики Таджикистан. Философия и правоведение// -1994 № 1. С. 86-91

116. Орифи М. Педагогические мысли Ахмада Дониша. IIB помощь учителям-заочникам//. Сталинабад: Госиздат Таджикистана, 1949.

117. Орифи М. Некоторые педагогические идеи С.Айни. //В помощь учителям заочникам». Сталинабад. Госиздат Таджикистана, 1949 г.

118. Орифи М. «Из истории педагогической мысли таджикского народа», Душанбе, Госиздат Таджикистана, 1962.

119. Ороста Ворис Салаф. Комментариясна. Душанбе, 1992.

120. Пятьсот наставлений. Назидания пророка ислама Мухаммада. /Подготовил и упорядочил Рустам Вахоб/ Душанбе, 1991.

121. Пахлавонов А. Педагогические мысли таджикского народа в XVI и XVII веках. Душанбе: Дониш 1994.

122. Пулодов Т. Прошлое и будущее народного образования в Таджикистане . Сталинабад, 1960.

123. Пулодов A.M., Никифоров A.C. Грани мудрости. Душанбе: Мао-риф, 1988.

124. Раджаб Асозода. Притчи об Его преосвященстве Амирджане. Куляб, 1993.

125. Рахимов X., Исматов Б. Семейная этика. Душанбе, 1992.

126. Раджабов 3. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа. Сталинабад: Госиздат. Таджикистана, 1959.

127. Раджабов С. Избранные назидания и мудрости, Душанбе, 1999.

128. Рустамов Ш. Терминологический педагогический словарь. Душанбе, 1988.

129. Рах,им Масов. История таджиков под грифом «совершенно секретно». Душанбе, 1996.

130. Ринулд Никельсон. Суфизм ислама и связь человека с богом. -Тегеран, 1358 х. (Вариант библиотеки Рудаки).

131. Сборник Докладов общереспубликанской научно-практической конференции на тему «Обучение и воспитание в эпоху Саманидов и их применение в педагогической практике». Курган-Тюбе, 1999.

132. Сборник статей, посвященный 680-летию Мир Сайида Али Хама-дони. Курган-Тюбе, 1994.

133. Сайидо Насафи. Избранные произведения. Душанбе, 1977.

134. Сайид Абдурахман X. Мудрец Аджама». Исламабад, 1992.

135. Сипехр Хасанзод. Драгоценность Шаха Хатлона. Куляб, 1994.

136. Саади Шерази. Бустон. /Подготовил к печати С.Айни/ 3-е изд. Душанбе, 1977.

137. Саади Шерози. Гулистон. Душанбе, 1962.

138. Султонов М. Творчество единства. Дарё. -1994 -№ 2. С. 4-5.

139. С Айни. Цахрамони халки тоник Темурмалик. (Герой таджикского народаТемурмалик). Восстание Мукаиы. Душанбе, 1978.

140. Суфиев А. Фольклор эстетическая и социальная мысль народа. -Душанбе, 1982.

141. Сатторов А. Литературная и эстетическая мысль Абдурахмана Джа-ми. Душанбе: Ирфон, 1975.

142. Сайид Нафиси Источник суфизма в Иране. Тегеран, 1965.

143. Сахнулина З.Б. Краткий конспект курса истории недагогик». Ста-линабад, 1950.

144. Сотим Улугзаде. Согдийская притча. Исторический рассказ. Душанбе, 1982.

145. Сухомлинский A.B. Избранные педагогические сочинения . В 3-х томах. -1980. Т. 2.

146. Содиков А. Моральные идеи мыслителей Востока. Душанбе, 1982.

147. Сайид Абдурахман Хамадони. Мудрец Аджама. Его Преосвященство Великий Эмир Сайид Али Хамадони. 1993.

148. Шайх Фаридаддин Аттор. Тазкират-ул-авлиё. (Вариант библиотеки Фирдавси 973).

149. Таърихи Табари. Том. 1. Душанбе: Ирфон, 1992.153. «Таджики» (древнейшая, древиая, средневековая и новая эпоха. Б.Гафуров. Душанбе: Ирфон, 1998.

150. Тысяча и одно наставление. /Подготовил к печати Рустам Вахоб/ -Душанбе: «Ориён», 1991.

151. Унсурулмаоли Кайковус. Кабуснаме. Душанбе, 1979.

152. Убайд Зокони. Избранные сочинения. -Душанбе: Госиздат Таджикистана, 1963.

153. Ча^ор китоб. /Комментарии и объяснения словаря В.Сатторзаде/ -Душанбе: Ирфон, 1990.

154. Шакури М. Независимость и социально-нравственное самосознание. Душанбе, 1999.

155. Шамсиддин Мухаммад ибн Амириддин Дунасари. Илми Циёфашиноси. (Наука человековедения). Душанбе: «Парасту», 1992.

156. Хазраткулов М. Суфизм . Душанбе, 1988.

157. Х,афбор. Ишголи Ирони дар 23 карн. /Таълифи Джафар Макдиё, т.З. Тегеран-1377 х.

158. Х,офиз Шерозй. Мунтахаби девон. (Избранный сборник стихотворений). Сталинабад-1957.

159. Х,очй Мухаммад Фазл. Умдат-ул-макомот. -Кабул, 1355 х.

160. Х,амадонй Шахобидцин. Захират-ул-мулук. /Под редакцией Сайид Махмуди Анвари. Табрез, 1358-1488 х.

161. Хрфиз Шерози. Мунтахаби девон. (Избранный сборник стихотворений). /Под редакцией Л.М.Мирзозаде. Сталинабад: Госиздат. Таджикистана, 1957.

162. Список литературы на русском языке

163. Авзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX -начале XX в. Душанбе: Ирфон, 1972.

164. АфанасьевТ.М. Семья.-Душанбе, 1987.

165. Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литературы. -Москва: Наука, 1972.

166. Воспитателю о работе с семьей. /Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М., 1989.

167. Давыдов Н.К. Педагогическое образование и подготовка педагогических кадров в Таджикистане (1924-1958): Автореф. канд.дисс. нед. Наук. Душанбе, 1966.

168. Гадлевский В. Государство Сельджуков Малой Азии. М. 1941.

169. Джахид A.M. Абу Наср-ал-Фараби о государстве. Душанбе. 1987.

170. Занд М.И. Шесть веков славы. Очерки персидско-таджкиской литературы. М., 1964.

171. Заряцкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М., 1987.

172. Вазиров Зокир. Очерки социальной философии Калама и Футуввата. -Душанбе: Дониш», 1991.

173. Ислам. Энциклопедический словарь, 1991.

174. Икрами Джалол. Мой учитель, моя школа и я сам. М., 1970.

175. Исмоилов С.И. Семья и быт. Душанбе: Ирфон, 1988.

176. Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1991.

177. История политических и правовых учений в средние века и эпоху возрождения. М.: Наука -1986.

178. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. -М., 1987.

179. Ковникова П.Е. Роль коллектива в формировании личности школьников: Дисс. док. Пед. наук. -1970.

180. Константинов H.A., Мединский E.H., Шабаева М.Ф. История педагогики. Душанбе, 1982.

181. Климович Л.И. Коран его возникновения и сущность. Душанбе: Ирфон, 1990.

182. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

183. Макаренко A.C. Воспитание гражданина. М., 1988.

184. Макаренко A.C. Педагогическая поэма. М., 1977.

185. Методика воспитательной работы. /Под редакцией Л.И. Рувннского/ М., 1989.

186. Микаберидзе A.A. Педагогические основы формирования нравственных идеалов у подростков. Дисс. канд.пед. наук. Москва, 1967.

187. Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания школьников: Дисс. док.пед. наук. М., 1971.

188. Марьенко И.С. Нраственное воспитание школьников. М.,-1985.

189. Нравственное воспитание учащихся. Сборник научных трудов. М., 1977.

190. Нуриддинов Г. Проблемы воспитания и обучения в творчестве Саади и его современников: Автореф. дисс. канд. нед. наук. Душанбе, 1981.

191. О.С.Богданова, С.В.Черенкова. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителя. М., 1988.

192. Обидов И.О. Развитие народного образования и педагогической мысли в Таджикистане за годы Советской власти. Душанбе: Ирфон, 1967.

193. Одилов Н. Мировоззрение Джалолиддина Руми. Душанбе, 1974.

194. Организация нравственного воспитания школьников: Методические рекомендации для работников школ. М., 1989.

195. Орифи М. (Арипов М,). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Ч. 2. -Душанбе, 1965.

196. Преподавание этики и психологии семейной жизни в школе. Минск:1. Народная освета, 1990.

197. Психология. Словарь. //Под редакцией А.Р.Петровского и М.Т.Ярошевского// М., 1990.

198. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1991.

199. Раджабов 3. Поэт-просветитель таджикского народа Асири. Душанбе, 1964.

200. Рустамов Н.Р. Понятие справедливости в философии Газоли и его влияние на Али Хамадонй. //Известия Академии наук Республики Таджикистан, 1994г., №1. С. 38-43.

201. Русско-таджикский словарь. /Под редакцией члена-корреспондента АН СССР М.С.Асимова. -М.: «Русский язык», 1985.

202. Русско-нерсидский словарь. /Под редакцией Али Асадуллаева и Л.С.Пейсикова. 1998.

203. Саади А. Педагогические мысли Востока. -Казань, 1927.

204. Сангинова Э. Педагогические взгляды Абдурахмана Джами. Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. -Душанбе, 1971.

205. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В шести томах. М.: «Педагогика», 1990.

206. Устоев P.E. Вопросы психологии в произведениях таджикских мыслителей.: Автореф. дисс. псих. наук. -Баку, 1972.

207. Ханбиков Я.Я. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань, 1967.

208. Хамидов P.A. Развитие народного образования в Таджикистане. -Душанбе, 1957.

209. Халилов А., Николаев И. Айни-недагог. -Душанбе, 1974.

210. Шаров Ю.В. Формирование духовных потребностей советских школьников как социально-педагогическая проблема. Дисс. док. пед.наук. -Ленинград, 1971.

211. Шарипов А. Отношение Абубакра Рози к религии. //Изв. АН Тадж.

212. ССР. Серия: философия, экономика, правоведение. 1986- №3. С. 62-66.

213. Шишкин А.Ф. Социализм и моральные ценности человечества. Вопросы философии. -1967. №10. С. 54-75.

214. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное воспитание: Книга для учителя. (Перевод с немецкого) -М., 1986.

215. И£Л .¿jU—£ ^-IP JL-» eWiJJyiU^i Js. J——

216. ГМ CiU^^r'J jit ^U JeAs««0 Jjyi-i) ij

217. JaAb-i3 4И ^ A .¿jlXail t-i^i ¿t ^^ JL~<1. Г t \ .JJ J

218. Pji—. jjj \o£ -рчЛ .¿¿ix«? Ju-rf jyil1. Г1ПО JU JSj-i ^Uh JkstL-Ot^L-л ia^u-i «jtj^i) kij^.^rrV ¿^JiU .dUj ¡jlJufi

219. Г"П . Oil.«J.I ^ iaAi—aj^i) ^fsA W\t\ Ju .сЛу» /j^jJ' Js

220. Olkb ¿yi j . yU* ^ .^rb- M Tit nЛ .Jjlja 4JUj .yU* ^ J^jy»4.ijjji .{jlJLP ^iP JL-rfjv»

221. Obj^j «JL^ .¿¿U^ ^lf- Д^jy» .^jS^r'J и У 4(1) Ho .p^V"* di» -.уиц? jUj-iJl ciyw» J* Vjs*obrU* ^ х-4JLj .yUjJlp JL--JV»•О*«*)1. Mf) M YU 'M * i T Ais^ J*

222. W. 'л4 • ' '■'. * • ' • 'i ,1. V L ■ гч ■Í* Г. ■ t ■Л г1. J I \jj yrfi^jb&jpii//ïf/'aty of ffa TûsftuZt-2 faiuuía í siu¿¡¿s1. ПгНел, iicnnfa^ i ц-'fff1. A^ сf/^CS^t^ ^ .71. J^udOJicm ами/£йя1. S о/&/ 'г?• •»ry. :¡ ■1. К /Ж' ;;■'■■■• f . .^x *iÉL^ÍáiñM

223. Я -. ;■'•»»«äTijf^ii?/?."! Vi.;-1-'. ;■.• • » " \

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.