Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений: На материале Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Крючков, Евгений Михайлович

  • Крючков, Евгений Михайлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 199
Крючков, Евгений Михайлович. Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений: На материале Республики Дагестан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2004. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Крючков, Евгений Михайлович

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты приобщения к художественной культуре школьников средствами культовых и мемориальных сооружений.

1.1. Методологические, психолого-педагогические аспекты приобщения школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений в процессе эстетического воспитания.

1.2. Приобщение школьников к национальной художественной культуре с помощью искусства архитектуры.

1.3. Культовые и мемориальные сооружения как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре.

Глава II. Педагогические условия развития художественной культуры школьников в процессе приобщения к культовым и мемориальным сооружениям.

2.1. Дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений.

2.2. Система занятий по приобщению учащихся к культовым и мемориальным сооружениям в процессе обучения изобразительному искусству.

2.3. Методика реализации педагогического потенциала культовых и мемориальных сооружений как показатель приобщения школьников к художественной культуре.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений: На материале Республики Дагестан»

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа играет особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества.

Памятники истории и культуры сконцентрировали в себе духовно-нравственную мудрость народа, традиционные художественные принципы, утверждая собственную этическую систему и подлинную сущность предметов окружающего мира в изысканной красоте форм.

В приобщении школьников к эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству мы видим источник развития изобразительной художественной деятельности детей посредством раскрытия внутреннего творческого потенциала учащихся, понимания языка изобразительного искусства, отражения общечеловеческих ценностей: доброты, любви к красоте, гармонии.

Изобразительное искусство как общеобразовательный предмет обладает широкими обучающими, воспитательными и развивающими возможностями в процессе приобщения учащихся школ к памятникам истории и культуры. В то же время воспитательный потенциал художественно-эстетического наследия национальной художественной культуры, воплощенный в культовых и мемориальных сооружениях, трудно переоценить. В силу своих специфических возможностей памятники культуры и искусства, в частности культовые и мемориальные сооружения, создают особые условия для приобщения учащихся к культурному наследию народа, могут выступать как ценностный ориентир в формировании их духовно-нравственной и художественной культуры.

Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения архитектуры, в частности культовых и мемориальных сооружений, способствует развитию их художественного воспитания и гуманистической личности. Выдающиеся исследователи русской национальной культуры и искусства: В.В.Бычков, Б.В.Раушенбах, В.И.Успенский, П.Ф.Флоренский отмечали важность и уникальность русской литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства, как самое ценное явление национальной и мировой художественной культуры.

Национальная культура и искусство каждого народа в своей основе разнообразны и многогранны. Одной из главных задач школы в современный период является воспитание высококультурных, нравственно и духовно богатых людей, обладающих чувством гражданского долга, любовью к родине, национальной художественной культуре.

Сегодня на этапе становления и развития нового педагогического образования в качестве важного фактора выступает идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах таких ученых, как Е.В.Бондаревская, Э.В.Ильенков, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, И.Б.Котова, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаев и др. Данная идея культуросообразного образования основывается, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов: Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, П.Ф.Флоренского и многих других, которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра. В системе художественно-педагогического образования это стало основой развития различных сторон личности, ориентации школьников на общечеловеческие ценности, формирования духовно-нравственной культуры.

Педагогические аспекты рассматриваемой нами проблемы художественно-эстетического образования и развития художественной, духовно-нравственной культуры обстоятельно исследованы в работах В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, И.М.Раджабова, Б.Н.Неменского,

М.М.Байрамбекова, Н.М.Сокольниковой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Б.П.Юсова.

Особый интерес в аспекте изучения и познания декоративно-прикладного искусства представляют фундаментальные труды русских и дагестанских ученых исследователей народного творчества: П.Б.Богатыревой, Г.К.Вагнер, М.А.Некрасовой, В.Е.Гусева, Н.Б.Бакланова, П.М.Дибирова, Э.В.Кильчевской, М.М.Мамаева, С.Д.Ханмагомедова, М.М.Шиллинга и др.

Значительный научно-методический интерес в плане сохранения и возрождения национально-художественной культуры, использования художественно-эстетических традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляют работы ученых-педагогов Дагестана: М.М.Байрамбекова, С.М.Гаджимурадова, Г.К.Гамзатовой, И.М.Раджабова, О.К.Рашидова, П.М.Магомедовой, К.К.Агаева, Э.А.Казанбиевой, А.Ш.Шахаева, М.М.Омарова, Д.В.Скоробогатова, Д.Б.Магомедова и др.

Однако, несмотря на значительное количество литературы, отражающей воспитательный, художественно-эстетический потенциал памятников истории и культуры, важно отметить, что педагогические исследования, посвященные приобщению школьников к национально-художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений в процессе обучения изобразительному искусству в школе, отсутствуют. Развитие художественной культуры школьников посредством приобщения к культовым и мемориальным сооружениям имеет социальное и педагогическое значение и к настоящему времени приобретает теоретическую и практическую значимость. Эти вопросы остаются не изученными в полном объеме, а педагогический потенциал недостаточно использованным в системе художественно-педагогического образования, что создает реальные предпосылки обоснования разработки научно-теоретической концепции и определения темы исследования «Приобщение к художественной культуре школьников средствами культовых и мемориальных сооружений (на материале Республики Дагестан)».

Объект исследования - процесс художественно-эстетического образования школьников с целью приобщения их к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений.

Предмет исследования - педагогические условия, формы и методы приобщения учащихся к традиционной национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений.

Цель исследования - выявить, разработать и научно обосновать педагогические условия развития художественной культуры школьников в процессе приобщения их к культовым и мемориальным сооружениям.

Гипотеза исследования. Процесс приобщения к традиционной национальной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений будет наиболее эффективным, если:

- рассматривать памятники истории и культуры как важный фактор формирования национального самосознания, приобщения учащихся к национальной художественной культуре и истории;

- учитывать художественно-эстетическую ценность культовых и мемориальных сооружений в целях освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, осуществляя при этом воспитательную функцию в развитии личности;

- разработать педагогические условия, формы и методы развития художественной культуры школьников в процессе приобщения к памятникам истории и культуры;

- создать на этой базе целенаправленную систему педагогических воздействий, способствующих развитию духовно-нравственных, художественно-творческих способностей с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- изучать культовые и мемориальные сооружения с учетом исторически сложившихся национально-художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной культуры, своеобразный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ и дать оценку современного состояния по проблеме исследования, определить перспективы ее исследования и роль в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников;

- выявить оптимальные педагогические условия, а именно зависимость эстетики культовых и мемориальных сооружений от национально-художественных традиций, природно-географических условий, социально-исторического компонента, что может иметь существенное значение в формировании национального самосознания, приобщении школьников к истории и культуре;

-разработать и экспериментально проверить дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- определить содержание программы по изобразительному искусству, пути практического внедрения системы занятий художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе изучения и познания культовых и мемориальных сооружений.

Методологической основой исследования являются философские категории в общей связи и взаимной обусловленности явлений, творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности.

Методы исследования: теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, данных археологии, этнографии, истории, этнопедагогики; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение деятельности школ по эстетическому воспитанию школьников, приобщение к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений, формирование эмоционально-ценностного отношения к ним; опытно-экспериментальная работа, опрос, анкетирование, статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников (эскизы, рисунки, декоративные композиции).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гг.) в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень знаний учащихся о культовых и мемориальных сооружениях, художественной культуре, истории, искусстве, определены основные пути поиска.

На втором этапе (2001-2002гг.) подготовлены научно-методическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее важные педагогические условия, способствующие развитию художественной культуры школьников средствами культовых и мемориальных сооружений.

На третьем этапе (2002-2003гг.) определены и научно обоснованы педагогические условия, системы педагогических воздействий приобщения учащихся к культовым и мемориальным сооружениям, обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфические особенности памятников истории и культуры, имеющие существенное значение для формирования национального самосознания, приобщения учащихся к художественной культуре и искусству.

2. Педагогические условия, повышающие эффективность приобщения школьников к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений:

- художественно-эстетический потенциал памятников истории и культуры, способствующий восприятию и познанию их как явления материальной и художественной культуры, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции;

- культовые и мемориальные сооружения как своеобразный вид искусства, несущий в себе организующую функцию, образующий среду, обеспечивающий пластичность и объемность, характерные для скульптуры; абрис, контур, силуэт, присущие рисунку и графике; цвет и светотень, отличающие живопись.

3. Творческие методы преподавания изобразительного искусства, система занятий, уроков - бесед, комплекты учебно-методических пособий, способствующие освоению художественной культуры.

Научная новизна исследования:

- определены место, и роль, сущность педагогического, эстетического потенциала культовых и мемориальных памятников в образовательно-воспитательной деятельности школьников, в процессе приобщения их к национальной художественной культуре;

- разработаны дидактические условия приобщения учащихся к художественной культуре, система занятий по изучению культовых и мемориальных памятников в процессе обучения изобразительному искусству в школе;

- экспериментально проверена и доказана эффективность дидактической системы приобщения учащихся к национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре в процессе приобщения их к культовым и мемориальным памятникам.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий развития художественной культуры школьников в процессе приобщения их к культовым и мемориальным сооружениям:

- теоретическое обоснование содержания и способов идентификации в процессе обучения изобразительному искусству;

- разработка форм и методов учебно-методического комплекса по изобразительному искусству для учащихся школ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданы и внедрены дидактические условия, методические пособия, способствующие развитию художественной культуры школьников с помощью культовых и мемориальных сооружений, а также разработаны система занятий, поурочных методических материалов, творческих заданий, информационных сведений по истории культуры разных народов и стран.

Материалы данного исследования можно использовать в художественно-эстетическом образовании других регионов, где имеются культурно-исторические и мемориальные сооружения.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; использованием в образовательно-воспитательной деятельности школы комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования; проведением опытно-экспериментальной работы; ростом уровня развития художественной культуры школьников экспериментальных классов по сравнению с контрольными, положительными отзывами учителей изобразительного искусства о разработанных нами материалах.

Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения основных результатов исследования на заседаниях кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета в 2001-2002гг. по проблемам развития художественно-педагогического образования в Республике Дагестан, конференции по этнорегиональным проблемам изучения национальной культуры, проходившей на базе Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (2002, г. Карачаевск). Учебное пособие «Культовые и мемориальные памятники как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре» (соавтор И.М.Раджабов) нашло широкое применение в художествнно-эстетическом образовании школьников Дагестана.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Крючков, Евгений Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Теоретический анализ, изучение и осмысление рассматриваемой проблемы в системе художественно-педагогического образования показывает, что общество все отчетливее стало осознавать необходимость внедрения культовых ценностей, в частности культовых и мемориальных памятников, в социальную, образовательно-воспитательную деятельность школьников.

2. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство, в частности искусство архитектуры, являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

3. Культовые и мемориальные сооружения в силу своих специфических особенностей и возможностей воспитательного воздействия на все возраста учащихся создают особые условия для изучения культурно-исторического наследия и могут содействовать в качестве своеобразного ориентира в приобщении школьников к художественно-эстетическим и культурным ценностям народа.

4. В ходе исследования, на базе углубленного изучения национально-художественной культуры, научно обоснованы и внедрены в учебный процесс дидактические условия, системы занятий, способствующие эффективному развитию творческих способностей учащихся в ходе восприятия и познания культовых и мемориальных сооружений.

5. В экспериментальном исследовании установлено, что педагогу в большей степени следует уделять внимание объяснению и познанию учащимися материальной художественно-эстетической ценности культовых и мемориальных сооружений, определению критериев, уровней выявления интереса школьников к памятникам истории и культуры, развивать традиции декоративно-прикладного творчества.

6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза: процесс приобщения к традиционной национальной художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений будет наиболее эффективным если:

- рассматривать памятники истории и культуры как важный фактор формирования национального самосознания, приобщения учащихся к национальной художественной культуре; учесть художественно-эстетическую ценность культовых и мемориальных сооружений для освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, при этом осуществляя воспитательную функцию в развитии личности;

- изучать культовые и мемориальные сооружения с учетом исторически сложившиеся национально-художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной культуры, своеобразный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции.

7. Исследование подтвердило эффективность дидактических условий и системы занятий, способствующих приобщению к национальной художественной культуры учащихся с помощью культовых и мемориальных сооружений, как важного направления на пути развития художественно-педагогического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся в практическом рисовании, но и в повышении их познавательного интереса к культовым и мемориальным сооружениям путем анализа особенностей исторически сложившегося своеобразного вида искусства архитектуры.

8. Разработанные с учетом художественно-эстетических ценностей искусства архитектуры дидактические условия и системы занятий приобщения учащихся к культурному наследию народа, в процессе обучения изобразительному искусству, несомненно, обогатят их интеллектуальный, духовный потенциал, дадут стимул к самостоятельному творчеству.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Крючков, Евгений Михайлович, 2004 год

1. Абдуллаев М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 174 с.

2. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX начала XX в. -М., 1978.-216с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448с.

4. Александров Ю. Н. Москва. Диалог путеводителей. М.: Московский рабочий, 1982.-87с.

5. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов.художник, 1986. 286с.

6. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Сов. художник, 1985 - 32с.

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160с.

8. Алиев А. Народные традиции, обычаи, их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986. - 142с.

9. АлихановР. Кубачинский орнамент. -М., 1963. 78с.

10. Ю.Алиханов Р., Иванов А. Искусство кубачи. JL, 1976. - 182с.

11. Алтапов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1991. - 302с.

12. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970. -486с.

13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Избр. психол. труды. т.1 -М.: Наука, 1980.- 169с.

14. Анисимов H.H. Основы рисования: Учебное пособие для студентов строительных специальных вузов. 2-е изд-е. -М.: Стройиздат, 1977.-186с.

15. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства отдревнейших времен до наших дней. Пер. с фр. М.: Искусство, 1982. - 577с.

16. Антонова E.B. Орнамент на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981.- 186с.

17. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие // Сокращ. пер. с англ. Самохина В.Н. М.: Наука, 1974. - 392с.

18. Асельдеров М.О. О школьных традициях. Махачкала, 1962. - 134с.

19. Атаев Д. М., Гаджиев К. К. Путеводитель по Дагестану. Изд. 1-е. Махачкала, 1965; Изд. 2-е. Махачкала, 1969. - 89с.

20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 192с.

21. Бакланов Н.Б. Златокузнецы Дагестана. О кустарях-металлистах селения Кубачи. М.: Центр, изд-во народов СССР, 1982. - 67с.

22. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. - 286с.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.-395с.

24. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. М., 1931. - 25с.

25. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. М.: Просвещение, 1981. - 239с.

26. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-416с.

27. Бродский Б. И. Свидетели странного века. М., 1978. - 256с.

28. Бродский Б. И. Связь времен. М., 1974. - 253с.

29. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.,1974. - 326с.

30. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977. - 464с.

31. Веронкина Н. П. Изобразительное искусство советского Дагестана. -Махачкала, 1978. 128с.

32. Вол ков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144с.

33. Вол ков H.H. Восприятие живописи и культуры // Художественное восприятие. Л., 1971. - 374с.

34. Воробей Ю.Л. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 197с.

35. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972. - 178с.

36. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд-е. М.: Просвещение, 1991. - 93с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

38. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.-98с.

39. Гаджиев Булач. Ворота в горы Дагестана. Махачкала, 1966. - 52с.

40. Гаджиев М. Г. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. -Махачкала, 1969.-62с.

41. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. - 115с.

42. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана // Программы 1-4 классы. 1996.-36с.

43. Газамагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Махачкала: Даг. кн. изд., 1992.-176с.

44. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд. МГУ, 1976. 324с.

45. Гамзатов Р. Г. Мой Дагестан. Книга первая и вторая (Пер. с аварского). -М., 1972.-217с.

46. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к естествознанию // Вопросы литературы. 1976. №11. - 142с.

47. Гоголь H.B. Об архитектуре нашего времени. Соч. Т. 8. - М., 1952. -173с.

48. Голицын С. М. Сказания о белых камнях. М., 1980.

49. Гольштейн А. Ф. Зодчество. М.,1979. - 267с.

50. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991. -168с.

51. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1985.-254с.

52. Данилова М.А., Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1975.-216с.

53. Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. М., 1966. - 227с.

54. Дебиров П. М. Архитектурная резьба Дагестана. М., 1966. - 186с.

55. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 234с.

56. Домашиев А. Д., Дроздова Т. Н. Северное чудо Соловецкая крепость. - М., Стройиздат, 1985. - 198с.

57. Дьюи Джон Школа и общество. М., 1924. - 76с.

58. Жукова A.C. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964. -110с.59.3амаровский В. Путешествие к семи чудесам света. М., 1980. - 242с. бО.Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. -292с.

59. Игнатьев Е.В. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 274с.

60. Идрисова Н. К. Декоративно-прикладное искусство Дагестана (Каталог Художественного музея). Махачкала, 1977. - 221с.

61. Из собрания музея. Камень и дерево. М. 1991. - 75с.

62. Изабакарова Г.Б. Основы кубачинского искусства. Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. - 62с.

63. Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М.: Московский рабочий, 1978.-272с.

64. Искржицкий Г. И., Сычева М. А. По законам красоты. М., 1981. -245с.

65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение. - 206с.

66. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. JI: Знание, 1979. - 94с.

67. Каган М.С. Морфология искусства. Д.: Искусство 1972. - 74с.

68. Каган М.С. Художественная культура как система. Вопросы социологии искусства. JL: Искусство, 1972. - 87с.

69. Кайма разов Г. Ш. Очерки истории культуры Дагестана. М., 1971. -93с.

70. Кершенштейннер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М: Изд. Сытина, 1914. - 214с.

71. Кильчевская Э. В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1982.

72. Кильчевская Э.В., Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. -М. 1959.-178с.

73. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. - 221с.

74. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.- 158с.

75. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175с.

76. Коррадо Ричи. Дети-художники. М., 1911. - 163с.

77. Кричко В.А. Архитектурные современники из прошлого. М.: Стройиздат, 1988. - 216с.

78. Крючков Е.М., Раджабов И.М. Культовые и мемориальные сооружения как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре. Учебное пособие. Махачкала: ТТО Радуга-1, 2004. - 75с.

79. Кудрявцев А. А. Великий город на Каспии (Дербент в эпоху феодализма). Махачкала, 1982. - 252с.

80. Кудрявцев А. А. Город, не подвластный векам. Махачкала, 1976. - 178с.

81. Кудрявцев A.A. Дербенту 5000 лет. Махачкала. 1995.-78с.

82. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 318с.

83. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах 2-е изд-е. -М.: Просвещение, 1983. 191с.

84. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 207с.

85. Кузин B.C. Психология. 2-е изд-е.-М.: Высшая школа, 1982.-256с.

86. Лавров Л. И. Этнография Кавказа. Л., 1982. - 97с.

87. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.

88. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. - 239с.91 .Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185с.

89. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38с.

90. Либсон В. Я. Возрожденные сокровища Москвы. М.: Московский рабочий, 1983.

91. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 186с.

92. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. - №3. - 186с.

93. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л., 1985. - 285с.

94. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение. 1986. - 214с.

95. Магомедов Д. М. Профессиональное искусство Дагестана. М., 1972. -114с.

96. Магомедов Р. М. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала, 1970. -85с.

97. Магомедова М.О. Узоры жизни. М.: Советская Россия, 1974. - 11с.

98. Магомедова Э.М. Традиции эстетического воспитания. — Махачкала, 1986.- 164с.

99. Мамаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. Махачкала: Даг. кн. изд., 1989. - 64с.

100. Марковин В. И. Дагестанские резные стелы. «Сообщение Гос. Музея искусства народов Востока». Вып. 5. -М., 1972. - 64с.

101. Марковин В. И. Дорогами и тропами Дагестана. М., 1974. - 86с.

102. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. - 132с.

103. Медерский Л., Пилявский В. Невский проспект. М.-Л., 1959. 73с.

104. Милова М. Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве. Архитектурные зарисовки. М.: Московский рабочий, 1984. - 83с.

105. Мовчан Г. Я. Предварительные заметки о типологии жилища народов нагорного Дагестана. «Краткие сообщения Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая». Вып. 4. М. - Л., 1948. - 52с.

106. Мусаев А. С. Быт аула вчера и сегодня. Махачкала, 1976. - 90с.

107. Нансен Фритьоф. Глазами друга. Махачкала, 1981. - 122с.

108. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобр. искусство, 1983. - 343с.

109. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Сов. Россия, 1989. - 220с.

110. Некрасова М.А. Народное творчество как часть культуры. М., 1982.-345с.

111. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.: Изобр. искусство, 1983- 120с.

112. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. 253с.

113. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975. - 134с.

114. Овсянникова Ю. М. Рассказы об архитектуры. М., 1985. - 271с.

115. Омаров О. Ю. Морские ворота Дагестана. Махачкала, 1973. - 47с.

116. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. М., 1981. — 221с.

117. Орбели И.А. Албанские рельефы и бронзовые котлы. Л., 1939. - 51с.

118. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. -М.: Просвещение, 1972. -79с.

119. Осетров Е. И. Мое открытие Москвы. М., 1981. - 62с.

120. Османов А. М. Дагестан. М., 1986. - 84с.

121. Понаморев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.

122. Пришвин М.М. Мировая чаша М., Художественная литература 1990, - 198с.

123. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство (4-6 классы). М.: Просвещение, 1983.

124. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 1985.

125. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделийнародных художественных промыслов. 5-11 классы. М.: Просвещение, 1992.

126. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы // Научн. рук. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1994.

127. Программы основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана. 1-4 классы одиннадцатилетней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

128. Программы педагогических институтов. Основы декоративно-оформительского искусства (школьные декоративное дело). Для специальности 2109 «Рисование. Труд. Черчение». М.: Просвещение, 1975.

129. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства 5-8 классы // Научн. рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 1995.

130. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-4 классы // Научн. рук. Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1992. -27с.

131. Промптов Ю. По горам и аулам Дагестана. Махачкала, 1941. - 37с.

132. Пруцин О. И. Город и архитектурное наследие. М.: Стройиздат, 1980.- 152с.

133. Раджабов И.М. Методика преподавания изобразительного и декоративного искусства с учетом региональных художественных традиций. Махачкала, 1997. - 6с.

134. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40с.

135. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. -Махачкала, 1997. 84с.

136. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала, 1997.-36с.

137. Рамазанов X. X., Шихсаидов А. Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964. - 101с.

138. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192с.

139. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1980. - 239с.

140. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.

141. Сакулина Н.И., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитания детей 2-е изд-е испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. - 208с.

142. Салманов М.А. Эстетическая культура горцев Дагестана. -Махачкала, 2004. 248с.

143. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М.: Искусство, 1956. - 47с.

144. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М: Педагогика, 1986. - 150с.

145. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-205с.

146. Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя // Советская педагогика. 1981. - №4. - 26с.

147. ТреверК. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959.-228с.

148. Трунов Д. M. В стране гор. М., 1967. - 99с.

149. Трупов Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1977. - 122с.

150. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. М.: Прогресс, 1993.-95с.

151. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М: Учпедгиз, 1956. 160с.

152. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

153. Хан-Магомедов С. О. Дербент. Горная стена. Аулы табасарана. М., Искусство. 1979. - 283с.

154. Хан-Магомедов С. О. Лезгинское народное зодчество. М., 1969. -96с.

155. Хан-Магомедов С. О. Мавзолей Ленина. М., 1972. - 154с.

156. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995.-424с.

157. Хасаншин X. Г. Цветы у монумента (Справочник-путеводитель о памятниках революционной и боевой славы Дагестанской АССР). -Махачкала, 1980.- 167с.

158. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе 2-е изд-е перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 176с.

159. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством // Диссертация док. пед. наук. М., 1983.

160. Чирков Д.В. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971. - 189с.

161. Шефов А. Н. Народные мастера Дагестана. Л., 1982. - 65с.

162. Шиллинг Е.М. Балхар.-Пятигорск, 1936.-210с.

163. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. М.,1949. - 87с.

164. Шихсаидов А. Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969. - 126с.

165. Шихсаидов А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. -231с.

166. Шихсаидов А. Р. Рассказы по истории Дагестана. Махачкала, 1981. -86с.

167. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1977. - 112с.

168. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1979. -190с.

169. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Диссертация док. пед. наук. М., 1988. - 346с.

170. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 1996.-80с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.