Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения: На материале Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кандаева, Нажибат Абдулаевна

  • Кандаева, Нажибат Абдулаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Кандаева, Нажибат Абдулаевна. Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения: На материале Республики Дагестан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2006. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кандаева, Нажибат Абдулаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников средствами краеведения

1.1. Теоретико-методологическое, психолого-педагогическое проблемы изучения краеведения в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников

1.2. Краеведение как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре.

1.3. Эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к памятникам истории и искусства родного края.

Глава II. Педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами краеведения

2.1. Дидактические условия приобщения школьников к памятникам истории, культуры и искусства родного края.

2.2. Ознакомление учащихся с центрами художественных промыслов, произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства родного края.

2.3. Реализация педагогического потенциала памятников истории, культуры и искусства как показатель эстетического воспитания школьников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения: На материале Республики Дагестан»

В повышении научного уровня в образовательно-воспитательной деятельности школьников большое значение имеет краеведение, которое в ® настоящее время прочно вошло в систему педагогического образования школы. Прежде всего, это выражается в том, что изучение национальной культуры, памятников истории и искусства являются объектами краеведческой деятельности, связанные с историческими событиями в жизни края. При этом в учебниках, программах уделено значительно большее место изучению своей республики, области, представляющее историческую, научную художественную ценность. Краеведческая работа в силу своих специфических возможностей создает особые условия для освоения и изучения учащимися культурного наследия и может содействовать в эстетическом воспитании школьников.

Проблема использования краеведческого материала в> учебно-воспитательной работе получила педагогическое обоснование в трудах многих выдающихся ученых: чешского педагога Я. А. Коменского, французского мыслителя Ж.Ж. Руссо, русского просветителя М. В. Ломоносова, сыгравшего важную роль в становлении краеведения в России.

Огромную роль «родиноведения», «отечествоведения» в воспитании и # образовании подрастающего поколения отмечали передовые педагоги и общественные деятели дореволюционной России: Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов и др.

Так, в частности, в ряде научных работ основоположник отечественной научной педагогики К. Д. Ушинский теоретически разработал родиноведческий принцип в обучении подрастающего поколения, показал большое воспитательное и образовательное значение использования краеведческого материала. Развитие отечественного краеведения связано с именами Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, С. О. Шмидта, сформулировавшими в своих трудах основные принципы междисциплинарного краеведения как средства глубокого нравственно-эстетического и гражданского воспитания молодежи.

Значение художественно-эстетической культуры, в частности, изобразительного искусства в формировании личности подчеркивается в исследованиях ученых-психологов и педагогов современности: Б. М. Неменского, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Р. М. Чумичевой, Б. П. Юсова, М. М. Байрамбекова, А. С. Выготского, Е. А. Игнатьева, Т. С. Комаровой,

B. С. Кузина, И. М. Раджабова, Н. П. Сакулиной, Т. Я. Шпикаловой и др.

Особое значение в изучении рассматриваемой проблемы имеют труды дагестанских ученых: Р. М. Магомедова, А. Г. Булатовой, С. Ш. Гаджиевой,

C. С. Агашириновой, М. М. Ихилова, Б. М. Багандова, А. М. Магомедова, Ш. А. Мирзоева, известных краеведов республики М. М. Эльдарова, Б. И. Гаджиева и др. >

Приобщение школьников к краеведческим исследованиям, эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству активизирует эмоционально-чувственное восприятие объектов окружающей действительности, расширяется кругозор, а, следовательно, и стимулирует интерес к самореализации в художественно-творческой изобразительной деятельности, последовательно приобщая учащихся к отечественным и мировым ценностям художественной культуры.

В то же время, по результатам педагогических исследований, проведенных в школах Дагестана можно утверждать, что элементы краеведения в процессе обучения изобразительному искусству используются слабо - учащиеся имеют поверхностное, зачастую, книжное представление об отечественных памятниках истории, культуры и искусства. Причиной этого является как недостаточная подготовка учеников к восприятию материала, так и недостаточная разработанность системы исследований школьного краеведения с учетом эстетического воспитания учащихся.

Недостаточное использование педагогического потенциала краеведения в системе школьных предметов художественно-эстетического цикла, в частности, уроков изобразительного искусства, создает реальные предпосылки научно-теоретической разработки и определения темы «Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения (на материале Республики Дагестан)».

Проблема исследования - выявить и экспериментально проверить, каковы ведущие тенденции и психолого-педагогические условия использования возможности краеведения как средства эстетического воспитания старшеклассников.

Объект исследования - эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к краеведческой деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами краеведения.

Цель исследования - выявить и научно обосновать художественно-эстетический педагогический потенциал краеведения как средства эстетического воспитания школьников.

Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников средствами краеведения будет наиболее эффективным, если:

• выявить уровень, роль и значение краеведения в эстетическом воспитании школьников;

• на уроках изобразительного искусства рассматривать краеведение как важный компонент в приобщении школьников к национальной художественной культуре;

• учесть художественный, педагогический, творческий потенциал памятников культуры и искусства как объект краеведческой деятельности в эстетическом воспитании школьников;

• в процессе эстетического воспитания акцентировать внимание на изучении и освоении учащимися нравственных эстетических понятий путем анализа памятников истории культуры и искусства, отражающих общественно-политическую, социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, художественное творчество различных наций, народов и народностей;

• в содержании занятий по изобразительному искусству использовать краеведческий материал местных художественных промыслов, предметов быта народов Дагестана как средства обучения и эстетического воспитания учащихся.

Задачи исследования:

• изучить научные труды по проблеме исследования, осуществить теоретический анализ и дать оценку современного состояния проблемы, эстетического воспитания средствами краеведения, определить перспективы ее развития в образовательно-воспитательной деятельности; *

• выявить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников с помощью памятников культуры и искусства родного края.

• определить содержание занятий по изобразительному искусству, методических рекомендаций, направленных на развитие творческих способностей учащихся, используя положительный опыт краеведческой работы;

• определить и экспериментально проверить выявленные дидактические условия, способствующие эстетическому воспитанию учащихся с учетом возможности педагогического творческого потенциала краеведения.

Новизна исследования:

• выявлены сущность и специфика места и роли краеведения в образовательно-воспитательной деятельности как средство приобщения школьников к национально-художественной культуре;

• определены и экспериментально проверены педагогические условия эстетического воспитания школьников посредством приобщения к памятникам культуры и искусства;

• интегрированы формы занятий по изобразительному искусству на основе краеведческого материала местных художественных промыслов;

• определена система обобщенных критериев и показателей уровня сформированности эстетического воспитания школьников средствами краеведения и развития у них интеллектуальных, эстетических и творческих способностей;

• созданы методические рекомендации, учебные пособия, тематические иллюстративные планы, наглядные пособия, учитывающие вариативность видов декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых - философов, психологов, физиологов, педагогов по проблеме переосмысления ценностных ориентиров школьников, представляющих базисную основу эстетического постижения окружающей действительности, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную, духовную ценность и место изобразительного искусства в культуре как объект краеведческой деятельности.

Методы исследования:

• изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой специальной и методической литературы по проблеме эстетического воспитания школьников средствами краеведения;

• выявление и обобщение передового педагогического опыта использования краеведческой работы в эстетическом воспитании школьников Дагестана;

• беседа, анкетирование, опрос, фото, видеозапись, экскурсии;

• опытно-экспериментальная работа, поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты;

• самоанализ результатов собственной педагогической, художественно-творческой деятельности в изучении и познании краеведческой деятельности;

• апробация методических рекомендаций и наглядных пособий, изучение продуктов творческой деятельности школьников.

База исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе как городских, так и сельских общеобразовательных школ Республики Дагестан: СШ № 37, лицей № 39 г. Махачкалы, с. Балхар, с. Кубачи Дахадаевского района. Исследованиями были охвачены более 400 детей, деятельному обследованию подвергнуты 300 учащихся школ.

Этапы исследования:

На первом этапе (подготовительный - 2002-2003 гг.) проводился анализ литературы по проблеме исследования, накопление эмпирического материала: постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности темы, объекта, предмета, рабочей гипотезы.

Второй этап (опытно-экспериментальный - 2003-2004 гг.). Подготовлена научно-методологическая и опытно-экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены наиболее эффективные формы и методы, дидактические условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к памятникам истории, культуры и искусства как объекты краеведческой деятельности.

На третьем этапе (формирующий - 2004-2005 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами общедидактические и методические условия эстетического воспитания школьников посредством приобщения к краеведческому материалу; осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Роль и значение краеведения в системе эстетического воспитания как важного средства приобщения учащихся к национально-художественной культуре.

2. Дидактические условия эстетического воспитания школьников, созданные с учетом общепедагогических требований и национального своеобразия краеведческого материала местных художественных промыслов; использование художественного, педагогического, потенциала краеведения и творческого его использования в эстетическом воспитании школьников, изучения памятников истории культуры и искусства, способствующие развитию эстетического вкуса и творческих способностей учащихся.

3. Разработанные уровни критериев оценки, позволяющие определить показатели сформированное™ эстетического воспитания школьников и художественно-творческих способностей школьников средствами краеведения. ,

Теоретическая значимость исследования:

• обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников посредством изучения памятников истории культуры и искусства как объект краеведческой деятельности;

• определены, обоснованы и апробированы дидактические условия # эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к краеведческому материалу местных художественных промыслов, составленные с учетом общепедагогических требований и национального своеобразия народного декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Практическая значимость исследования состоит:

• в разработке дидактических условий эстетического воспитания школьников с помощью краеведения как важного средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре; и

• в возможности использования материалов исследования в других регионах Российской Федерации, где широко представлено культурно-историческое, художественно-творческое наследие памятников культуры и искусства как объект краеведческой деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе экспериментального исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента и достаточно длительными экспериментами автора диссертации. Основные положения и выводы опытно-исследовательской работы нашли отражение в изданном совместно с научным руководителем пособии «Краеведение как средство эстетического воспитания школьников».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения основных положений исследования на заседаниях кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования (г. Махачкала), а также в процессе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета. Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах № 37, лицей № 39 г. Махачкалы, с. Балхар, с. Кубачи Дахадаевского района Республики Дагестан.

Пособие «Краеведение как средство эстетического воспитания школьников», учебно-методические наглядные пособия, составленные с учетом вариативности видов краеведческого материала художественных промыслов, нашли широкое применение в образовательно-воспитательной деятельности школьников. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству, подготовленные автором, были также использованы в образовательных учреждениях разного типа. Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кандаева, Нажибат Абдулаевна

Результаты исследования уровня художественно-эстетической образованности учащихся лицея №39 города Махачкалы таковы: в 5 экспериментальном классе высокому уровню по предложенным критериям соответствовали знания учащихся по 2-м критериям из семи (28, 57%), среднему уровню - по 3-м критериям (42, 86%), низкому уровню - по 2-м критериям из семи (28,57%).

Показав отсутствие понимания мировоззренческой значимости произведений искусства и слабо выраженное освоение локальных особенностей памятников истории, культуры и искусства Дагестана, ученики проявили ярко выраженный интерес к творческому наследию отечественной художественной культуры, продемонстрировали высокий уровень освоения # средств художественной выразительности.

В 6-м классе высокий уровень показали ответы учащихся только по одному критерию из семи (14, 29%), средний уровень - по пяти критериям (71,43%), низкий уровень, так же, как и высокий - по одному критерию из семи предложенных (14, 29%).

В 7 и 8 классах низкий уровень теоретических и искусствоведческих знаний и практических умений учащиеся проявили соответственно по трем и четырем критериям из семи (42, 86%> и 57, 14%), среднему уровню соответствовали ответы опрошенных по трем критериям в 7-м классе (42, 86%) и двум критериям в 8-м классе (28, 57%), высокий уровень художественного образования и эстетического восприятия искусства участники эксперимента как 7-го, так и 8-го классов продемонстрировали • только по одному критерию из семи предложенных (14, 29%).

В данном случае респонденты - ученики старших классов, проявили полное отсутствие навыков отображения национальной тематики в самостоятельном творчестве, в то же время продемонстрировали способность художественно- эстетического, эмоционального восприятия национального художественного образа, показали частичное или ясное осознание эстетического своеобразия отечественной культуры.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить наиболее характерные проблемы художественного образования многонациональной республики, вопросы художественно-эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных .заведений, скорректировать пробелы в организации регионального художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами краеведческой деятельности, использования материалов исследований и краеведческих объектов на уроках изобразительного искусства в школе.

В процессе подготовки и проведения формирующего экспериментального исследования, разработанного с учетом ф общероссийских программных требований, анализа содержания действующих программ по изобразительному искусству, осуществлялось приобщение учащихся экспериментальных классов к материальной и духовной культуре народов Дагестана, национальной художественной культуре средствами школьных краеведческих исследований.

Методика обучающего эксперимента предусматривает творческий анализ художественно-эстетических достоинств объектов школьной краеведческой деятельности, памятников истории, культуры и искусства

Дагестана, направлена на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций школьников, эстетического восприятия ими отечественной художественной культуры и окружающей действительности средствами краеведческих исследований. ® Так, например, в процессе проведения экскурсионных поездок и туристических походов, являющихся обязательной и наиболее эффективной формой образовательно - воспитательной работы в школе, осуществлялся целенаправленный сбор поискового краеведческого материала -документации, свидетельств информаторов о зарождении и развитии местных художественных промыслов, памятников истории, искусства. Под руководством педагога проводились всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов, изучение и комплексное описание достопримечательностей родного края, памятников истории культуры и искусства.

Участие учеников экспериментальных классов в краеведческих экспедициях, непосредственное наблюдение природных явлений, исследование самобытных достопримечательностей, сбор и обработка различного по содержанию краеведческого материала, работа с научной литературой, изучение особенностей художественно - эстетических предпочтений и духовно - нравственных установок различных народностей Дагестана способствовали эффективному решению важнейшей проблемы # художественно-эстетического воспитания школьников - стремления к совершенствованию знаний и дальнейшим самостоятельным исследованиям, закреплению и углублению знаний, полученных в школе, а главное -воспитанию чувства гордости и глубокого уважения к отечественной истории, традициям и культуре.

Кабинетная и пленэрная форма проведения экспериментальных уроков рисования с натуры способствовала эффективному развитию зрительной памяти, пространственного мышления, наблюдению и анализу формы памятников истории, культуры и искусства, этнографичных предметов домашнего обихода, обучения школьников эстетическому восприятию действительности, приобщению их к специфике художественных традиций Дагестана.

Ф На уроках-беседах, предназначенных для расширения кругозора учащихся, их ознакомления с музейными экспонатами, репродуктивным материалом, отображающим недоступные для непосредственного восприятия памятники отечественной истории, культуры и искусства, встреч с гостями -старожилами высокогорных селений, героями труда и участниками боевых событий, выдающимися современниками, особое внимание уделялось не только глубокому и содержательному рассказу об их жизни и творчестве, анализу художественно-эстетических достоинств художественных произведений, освещающих национальную тематику, но и активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитию эстетического отношения к окружающей действительности, правильному использованию школьниками искусствоведческой терминологии и др.

Тематическое рисование, развивающее творческое воображение, эстетическое восприятие и воспроизведение по памяти предметов и явлений окружающего мира, способствовало детальному изучению объектов краеведческих исследований, творческого наследия мастеров и художников Дагестана, что является важным фактором оптимального приобщения подрастающего поколения к национальной художественной культуре в процессе применения материалов краеведческой деятельности на уроках изобразительного искусства в школе.

Особое внимание уделялось урокам декоративного рисования, где учащимся на основе многовековой дагестанской орнаментальной культуры прививались навыки декорирования заданных форм и объектов, творческого переосмысления традиционных орнаментальных мотивов в собственном творчестве, а также детальное изучение локальных особенностей колористических отношений, ритмического звучания и семантического значения орнаментальных композиций, характерных для различных видов прикладного творчества разных народов и народностей, населяющих территорию многонационального Дагестана.

Самостоятельная творческая деятельность учеников экспериментальных классов, несомненный рост духовно-эстетических запросов и художественно-эстетических возможностей учащихся, результаты практического рисования и устные ответы школьников обосновывают эффективность педагогического эксперимента.

Необходимо отметить, что в соответствии с задачами педагогического эксперимента в процессе активизации краеведческой деятельности школьников, приобщения учащихся к творческому наследию национальной художественной культуры Дагестана экспериментальные уроки изобразительного искусства проводились с соблюдением следующих условий:

• изучение взаимовлияния и взаимопроникновения локальных орнаментальных и многовековых декоративных художественных традиций, нравственно-эстетических принципов материальной и духовной культуры различных народов и народностей;

• формирование знаний и художественных навыков учащихся на основе краеведческой деятельности, анализа художественно-эстетических достоинств и идейно-эмоционального воздействия объектов краеведческих исследований, памятников истории, культуры и искусства Дагестана, умелое использование их творческого педагогического потенциала в художественно-эстетическом воспитании школьников.

В ходе апробации результатов педагогического исследования, методических рекомендаций и планов-конспектов экспериментальных уроков в городских и сельских школах Дагестана выявлена эффективность сформулированных и конкретизированных форм и методов приобщения школьников к общечеловеческим ценностям отечественной и мировой художественной культуры, посредством активизации школьной краеведческой деятельности, использования объектов краеведения на уроках изобразительного искусства в школе.

Определение уровня сформированное™ художественно-эстетических знаний и навыков по итогам обучающего эксперимента позволяет показать степень эффективности разработанных и апробированных нами дидактических условий приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, проведенных в Балхарской средней школе, показывает качественные изменения уровня теоретических знаний и практических изобразительных навыков учащихся 5-го экспериментального класса: здесь по одному из критериев определился отсутствовавший ранее высокий уровень знаний учащихся (14, 29%), средний уровень художественно-изобразительных навыков и теоретических знаний ученики продемонстрировали уже по трем критериям из семи (42,86%), низкому уровню соответствовали показатели по трем критериям из семи (42, 86%).

Анализ работ учащихся 6-го класса той же школы также показал активизацию интереса учащихся к отечественной художественной культуре, готовность эстетического восприятия национального художественного образа и использования самобытной тематики в собственном творчестве и др. Здесь высокому уровню соответствуют показатели одного критерия из семи (14,29%), а среднему - по пяти критериям (71,43%). В то же время налицо низкий уровень (14,29%) понимания мировоззренческой значимости объектов краеведческих исследований, предметов традиционной художественной культуры народов Дагестана.

Обучающее исследование 7-го и 8-го экспериментальных классов также выявило существенные изменения показателей: высокому уровню в 7-м классе соответствовали ответы учащихся по двум критериям из семи (28,57%), низкому - теперь только по одному критерию (14,29%), а среднему — по четырем критериям (57,14%); высокому уровню в 8-м классе соответствовали ответы учащихся по трем критериям из семи (42, 86%), среднему - так же, как и в седьмом классе, по четырем критериям (57,14%), а низкий уровень знаний ни по одному из критериев не был зафиксирован. Проявив непонимание отличительных локальных особенностей (за исключением местных) художественно-эстетических достоинств памятников истории, культуры и искусства, учащиеся старших классов балхарской средней школы продемонстрировали высокий уровень сформированное™ художественных навыков отображения национальных мотивов в рисунках, выполненных под впечатлением личных наблюдений, творческого анализа материалов краеведческих исследований.

Проведение формирующего эксперимента способствовало эффективному приобщению к художественной культуре родного края, расширению кругозора и развитию изобразительных навыков средствами краеведения учащихся Кубачинской общеобразовательной школы. Так, например, в 5-м экспериментальном классе обозначился отсутствовавший ранее высокий уровень по одному из предложенных критериев (14,29%) -ярко выраженный интерес учащихся к самостоятельным краеведческим исследованиям, творческому наследию дагестанской художественной культуры; низкий и средний уровень приобщения к художественно-эстетическим особенностям памятников истории, культуры и искусства Дагестана и др. респонденты показали по трем критериям соответственно (42,86% и 42,86%).

В 6-м классе низкому уровню художественно-эстетического восприятия отечественной культуры и искусства соответствовали ответы учащихся, не сумевших освоить мировоззренческую значимость художественных особенностей объектов краеведческих исследований, памятников истории, культуры и искусства Дагестана (два критерия из семи - 28,57%). Высокий уровень знаний здесь ученики продемонстрировали по одному критерию (14,29%), а средний - по четырем (57,14%).

Значительно улучшенные результаты показали ученики старших классов ® кубачинской школы. Здесь как в 7-м, так и в 8-м классах высокому уровню отвечали знания и умения учащихся по двум критериям из семи (28,57%), среднему уровню - соответственно по пяти (71,43%) и четырем (57,14%) критериям, низкий уровень понимания отличительных особенностей памятников истории, культуры и искусства народов Дагестана (14,29%) продемонстрировали только учащиеся 8-го класса.

По итогам формирующего эксперимента в балхарской и кубачинской школах Дагестана можно констатировать заметное повышение показателей высокого и среднего уровня знаний учащихся, сохранение и активизация интереса школьников к проведению краеведческих исследований, изучению отечественной культуры, значительное расширение кругозора школьников, приобретении ими новых искусствоведческих знаний, освоение в различной степени средств художественной выразительности и развитие практических навыков и умений переосмысления традиционного художественного образа в самостоятельном творчестве и др.

Экспериментальные исследования в классах среднего и старшего звена Махачкалинской школы №37 привели к следующим результатам: ученики # 5-го и 6-го классов довольно успешно справились с поставленными перед ними в ходе экспериментальных уроков задачами - незафиксированный прежде высокий уровень знаний, теперь проявился в активизации собственной творческой деятельности учащихся в результате ярко выраженного интереса к освоению художественно-эстетических особенностей объектов национальной культуры (14,29%); среднему уровню отвечают результаты ответов и выполненных практических заданий соответственно по трем и четырем критериям из семи (42,86% и 57,14%) творческие композиции учеников, выполненные в процессе формирующего эксперимента, качественно отличаются от работ, выполненных в ходе констатирующего исследования. В новых рисунках налицо продуманное использование цветовых сочетаний, освоение законов композиции, ® использование различных художественных материалов, усиливающих эмоциональную выразительность рисунков; поверхностному восприятию национального художественного образа соответствуют ответы только по трем и двум критериям соответственно (42,86% и 28,57%).

В 7-м и 8-м классах этой же школы ученики показали примерно одинаковые результаты: низкий уровень знаний учащиеся как 7-го, так и 8-го классов продемонстрировали только по одному из критериев (14, 29%), средний уровень - по четырем критериям из семи (57,14%), высокий - по двум критериям из семи предложенных (28,57%).

Результаты формирующего эксперимента выявили следующие уровни художественно-эстетической образованности учащихся лицея №39 города Махачкалы: в 5 и 6 классах низкий уровень знаний школьников по предложенным критериям отсутствует вовсе (0%), среднему уровню соответствуют ответы по 4-м и 5-ти критериям из семи (57,14% и 71,43%); высокому - по три и два критерия из семи (42,86%) и 28, 57%) - школьники проявили высокий уровень освоения средств художественной выразительности, эмоционально-эстетического восприятия художественных и • идейно-эстетических особенностей объектов краеведческой деятельности, проявили ярко выраженный интерес к использованию материалов краеведческих исследований, музейных образцов на уроках изобразительного искусства и др.

В 7 и 8 классах респонденты проявили низкий уровень навыков переосмысления в самостоятельном творчестве национальной тематики (14,29%о); в то же время, среднему уровню соответствуют ответы учащихся по четырем и трем критериям, соответственно (57,14 % и 42,86%); высокий уровень эстетического восприятия национального художественного образа и освоение мировоззренческой значимости художественно-эстетических особенностей объектов краеведения, памятников истории, культуры и искусства Дагестана ученики продемонстрировали по двум и трем критериям из семи предложенных (28,57% и 42,86%).

Обобщение результатов формирующего эксперимента является ярким свидетельством качественного роста художественно-эстетических способностей учащихся экспериментальных классов посредством активизации краеведческой деятельности, привлечения педагогического потенциала объектов отечественной и мировой художественной культуры в воспитательно-образовательный процесс. Ученики, вовлеченные в обучающий эксперимент, бесспорно, значительно опережают учащихся контрольных классов в художественно-эстетическом развитии, освоении средств художественной выразительности, формировании ярко выраженного эмоционального восприятия ценностей как отечественной, так и мировой культуры.

Сказанное нами подтверждается представленными таблицами и приложениями в экспериментальной части исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение краеведческих исследований в школе трудно переоценить, приобщение к материальной и духовной культуре отечества, целенаправленное и систематизированное изучение памятников истории, культуры и искусства выступают в качестве важного средства эстетического воспитания учащихся в современной школе. Активизация интереса школьников к творческому наследию предков средствами краеведения значительно расширяет кругозор школьников, повышает их культуру, духовно сближает народы, значительно различающиеся по исторически сформировавшемуся этическому и эстетическому менталитету. Таким образом, вовлечение учащихся в краеведческую деятельность, приобщение школьников к истории, культуре и искусству родного края, использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства является одним из наиболее эффективных принципиально важных методов решения проблемы эстетического воспитания молодежи, учащихся школ.

1. Краеведение является неоспоримо важным компонентом общей системы художественно-эстетического образования, способствующим эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

2. В настоящее время актуально значима необходимость воспитания учащихся национального самосознания, привития способности воспринимать средствами краеведения. Этому может способствовать внедрение в школьную практику разработанных дидактических условий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся в познании основ культуры.

3. Важно особо отметить, что по причине естественной приобщенности учащихся школ к общечеловеческим ценностям культурной ауре они в большей степени неизбежно утрачивают традицию наследия отцов и дедов, в недостаточной мере представляют потенциальные возможности краеведения как средства эстетического воспитания школьников.

4. В ходе исследования установлено, что учителю следует в большей степени уделять внимание объяснению учащимся материальной и эстетической ценности изделий народного искусства, определять критерии выявления интереса школьников к краеведению и склонности продолжать, развивать традиции, наследие предков с помощью краеведения.

5. Исследование подтвердило эффективность дидактических условий эстетического воспитания учащихся в изучении основ краеведения как важного направления развития художественно-эстетического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков, учащихся в практическом рисовании, но и в повышении их познавательного интереса к краеведению путем анализа особенностей исторически сложившихся видов народного творчества.

6. В художественно-эстетическом воспитании учащихся изучение краеведения не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связать этот процесс с требованиями и эстетическими запросами времени, воспитывать у них правильное мироощущение в познании национальной культуры, развивать изобразительные художественно-творческие способности.

7. В перспективе исследование может быть расширено за счет изучения следующих немаловажных проблем. нравственное воспитание школьников на материале географического краеведения;

- гражданское воспитание учащихся на материале исторического краеведения; как фактор усовершенствования искусствоведческой дидактики;

- развитие художественной культуры средствами краеведения; формирование художественно творческих способностей средствами народного творчества, в частности, в процессе изучения и познания краеведения .

Исследование указанных тем, на наш взгляд, обогатило бы теорию и практику педагогической науки.

1,

2,

3,

4,

5,

6,

7.

8,

9,

10

11

12

13

14

15

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кандаева, Нажибат Абдулаевна, 2006 год

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М: Просвещение, 1985, 448 с. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989.- 333 с.

2. Алексеева В. В. Эстетическое и художественное воспитание: (К новым решениям) //Новое недагогическое мышление. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. 134-143.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 160 с.

4. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. 50 с. 6. 7.

5. Алиханов Р. Кубачинский орнамент. М., 1963. 56 с. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1991. -302 с. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.: Наука, 1970.486 с.

6. Антонова Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981.-С. 3 5

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие Пер. В.Н.Самохина. М.: Наука, 1974.-68 с. 11. 12.

8. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962. 30 с. Гаджиев Б. Сборник статей по эстетике и культуре.- Махачкала, 1

9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного Методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

10. Багандов Б.М. На основе добрых традиций Дагестанская 1989. 10 октября.

11. Бакушинский Д.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1979.-70 с. правда. процесса:

12. Барков А. Вопросы методики и истории географии М.,1

13. Барков А. О научном краеведении.— В кн.: Вопросы методики и истории изобразительного искусства М.,1961.

14. Бартольд В.В. К вопросу о происхождении «Дербент-Наме»//Соч. -М., 1928. TI 19. 20. 21. 22.

15. Бахта В. Н. Краеведение и музейное дело в СССР. М., 1

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.-395 с. ЗЗ 1 Башкиров А.С. Искусство Дагестана.- М., 1931- 150 с. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 6.- М., 1

17. Богатырев П.Г. Вонросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-496 с. 24.

18. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд.. доп. М.: Политиздат, 1

19. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX нач. XX вв. М., 1988. 26. 27.

20. Бучило Н.Ф. Восприятие искусства.-М.: АН СССР, 1

21. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобр. искусство, 1

22. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977-464 с.

23. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.

24. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. 144 с.

25. Волков П.Н. Восприятие картины. 2-е изд. М.: Просвещение, 1976.32 с. 32.

26. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Выготский Л.С. Педагогическая психология Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991 -480 с.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -344 с.

28. Гаврюшин Н. К. Сокровища у порога. М., 1982.

29. Гаджимурадов СМ. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. 118 с.

30. Гаджимурадов СМ., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1-4 кл.Махачкала: Дагучпедгиз. 122 с.

31. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Махачкала: Даг. кн. издательство, 1992. 176 с. 39.

32. Гамзатов Р. Мой Дагестан.- М., 1998 Герчук Ю.А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: «Галарт», 1998.

33. Гольдентрихт СС, Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974.

34. Гольдштейн А. Ф. Башни в горах. 1977 3 3 5 с.

35. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. 126 с.

36. Горяева П.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.168 с.

37. Громов Е.С Пачала эстетических знаний: Эстетика и искусство. М.: Сов. художник, 1983.

38. Громов Е.С Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1985.-254 с.

39. Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, М.: Советский художник, 1970. 253 с.

40. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989. 96 с.

41. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведеннй народного искусства. В кн.: Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы.- М., 1973.

42. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1966.-208 сил. 51. 52.

43. Дети-художники. М.: Просвещение, 1981. 192 с ил. Джибладзе Г. Принцип эстетического воспитания. Тбилиси, 1

44. Дидактика средней школы Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. 216 с. 54. 55.

45. Додонов В.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1

46. Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1

47. Жить в ладу с красотой Шпикалова Т.Я., Сокольникова П.М. и др. -М.: Мозаика-Синтез, 1997. 248 с.

48. Жукова А.С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.- 128 с. 58.

49. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. М., 1980 Здравомыслов А.Г, Потребности. Пнтересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

50. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное.-М.: Учпедгиз, 1961.-224 с ил.

51. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. Б.М.Неменский, П.П.Фомина, П.В.Гросул и др. М.: Просвещение, 1991-186 с.

52. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. 1 кл. Шпикалова Т.Я., Сокольникова П.М. и др. М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.

53. Историческое краеведение /Под ред. Г. Н. Матющина. -М., 1980.

54. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение. -206 с.

55. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования Роль духовной культуры в развитии личности. Л.: Знание, 1979. -94 с.

56. Каган М.С. Художественная культура как система Вопросы социологии искусства. Д., 1980. 68 с.

57. Кантерева Т.П., Виноградова Н.А., Искусство средневекового Востока.-М., 1989. С- 14

58. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1968.-207 с. 69.

59. Ковалев А. Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1

60. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. 120 с.

61. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976. 158 с. 72. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175с.

62. Кондаков В. А. Краеведческий принцин в преподавании географии.- М.: Изд-во АПН РСФСР, вып. 24, 1950. 74.

63. Краеведение. Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1

64. Краеведение: Пособие для учителя //А. В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В. К. Луканенкова. М.: Просвещение, 1987.- 158 с.

65. Краеведение: Пособие для учителя. Под ред. А. В. Даринского. М., 1987.

66. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства Вопросы психологии. 1989.- N» 4. 102-109. 78.

67. Крупская Н. К. Собр. соч. Т. 4. -М., 1

68. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. 318 с ил.

69. Кузин B.C. Психология.- 2-е изд.- М.: Высшая школа, 1982. -256 с ил. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1

70. Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

71. Лернер И.Я., Скаткин М.П. Современный урок. М.: МИРОС, 1992.38 с.

72. Лихачев Б. Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития Советская педагогика. 1981, 3.

73. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л Наука, 1971. 186 с.

74. Лугуев А. «Горская этика» //Дагестанская, правда.- Махачкала, 1998, Х»5. С 4

75. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980.42 с. 88.

76. Магомедова М.О. Узоры жизни. М.: Советская Россия, 1974. -111 с. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983.-159 с ил.

77. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. Махачкала: Даг. кн. изд., 1989. 64 с. 91. 92. 93.

78. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1

79. Маслова Г.С. Народная вышивка. М., 1

80. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа.- М., 1

81. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников Вопросы психологии. 1939, N9. 1-С 15-23.

82. Методика историко-краеведческой работы в школе. -М., 1976.

83. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию: Учеб, Пособие. Под ред. Т.С. Комаровой. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1985. -271с.: ил. 97.

84. Методы педагогических исследований. Под ред. А.И. Пискунова, Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.): Программы (экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 56 с.

85. Молодкин П. Ф. Школьное географическое краеведение.- Ростов, 1977.

86. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Москва: Искусство, 1982.

87. Пекрасова М.А. Искусство ансамбля. М.: Изобразительное искусство, 1988.-464 с ил.

88. Некрасова М.А. Пародное искусство как часть культуры. Изобразительное искусство, 1983. 343 с.

89. Пекрасова М.А. Пародное искусство России. Пародное творчество как мир целостности, М.: Советская Россия, 1989. 220 с.

90. Пеменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического М.: воспитания. М.: Просвещение, 1987. 253 с.

91. Пеменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.

92. Пиконова Г. П. Краеведение. -М., 1984.

93. Пиконова М. А., Данилов П. А. Землеведение и краеведение. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -240 с. 223

94. Одноралов П.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1989.

95. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы, М.: Просвещение, 1972. 79 с. -135. ПО. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. Под ред. П.А. Кушаева, М.: Просвещение, 1986.

96. Понамарев Я.П. Психология творчества и иедагогики, М.: Наука, 1976.-303 с. 112.

97. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Паука, 1976. 303 с. Поровская Г.А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе нрофессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов: Дис. канд. пед. наук. М, 1990. 197 с.

98. Прете И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985.

99. Проблемы эстетического развития личности школьника. Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. М,: Педагогика, 1987.

100. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.) М.: Просвещение, 1983. 58 с.

101. Программа: Художественная обработка 1-11 металла (на примере кубачинского ювелирного искусства) Дагучпедгиз, 1986. 68 с.

102. Программы общеобразовательных классы. Махачкала; учреждений. Изобразительное искусство, 1-9 классы Науч. рук. Кузин B.C. М.: Просвещение, 1994.-160 с.

103. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы Паучный рук. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. 173 с.

104. Программы общеобразовательных ственная культура. 6-11 учреждений. Мировая художеСолодовников, классы Ю. А. Л.М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. 96 с.

105. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.

106. Раджабов И.М Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан докт. пед. наук,- М., 1998. 36 с.

107. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе Автореф. дне... художественного образования. М.: Прометей, 1998. 100 с.

108. Раджабов И.М. Художестве1Н1ые традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучнедгиз, 1990.-40 с. 158.

109. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. Махачкала: ИПЦ ДНТУ, 1997. 120с.

110. Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.

111. Сакулина М.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. 2-е изд., иснр. и доп. М.: Просвещение, 1982.-208 с ил.

112. Салманов М. А. Эстетическая культура горцев Дагестана Махачкала, 2004.-248 с.

113. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. М., 1979.

114. Сафронов В. В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984.

115. Смирнов В. И. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе краеведческой работы. Ростов-на-Дону, 1973. -С. 18 132. Сов. художник. 1972. 350с.: ил.

116. Сокольникова Н.М Изобразительное искусство и методика пренодавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 1999. 368 с.

117. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография. М., 1997.-217 с. 135. 136. 137. 138. 139.

118. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1

119. Трунов Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957. 112 с. Ушинский К. Д. Соч., т. 11.- М.: Просвещение, 1952. -С. 52 Хворостов А.С. Декоративное искусство в школе. М., 1

120. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971.-62 с. Шефов А.П. Пародные мастера Дагестана. Л.: Художник РСФСР, 1982.-108 с ил. 141. 142.

121. Шиллинг Е.М. Балхар. Пятигорск, 1936. 36 с. Шиллинг Е.М. Кубачинцы их культура. Д., 1949. 40 с. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках рисования. Пособие для учителей. декоративного Издание 2-е, дополненное и переработанное.- М.: Просвещение, 1979. -192 с.

122. Шникалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс. М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.

123. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. -272 с ил. 146.

124. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развитияЯкобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-47 с.

125. Яковлева Русские ковры. Москва, 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.