Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Омаров, Магомедали Магеррамович

  • Омаров, Магомедали Магеррамович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 142
Омаров, Магомедали Магеррамович. Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2008. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Омаров, Магомедали Магеррамович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

1.1. Теоретический анализ патриотического воспитания школьников в художественно-педагогическом образовании на современном этапе.

1.2. Изобразительное искусство в воспитании российского патриотизма школьников.

1.3. Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства Дагестана

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Содержание, условия, формы и методы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2.2. Система занятий по патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

2.3. Анализ эффективности педагогических условий декоративно-прикладного искусства как показателя патриотического ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству»

Актуальность исследования. В современных геополитических условиях развития России патриотическое воспитание учащихся школ и молодежи трудно осуществлять без учета значительного политического, идеологического, социально-психологического и образовательно-воспитательного потенциала искусства, и прежде всего народного творчества. Оно вызвано еще исторической обусловленностью взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур народов, проживающих в такой уникальной республике, какой в силу своего этнического многообразия, географического положения и исторического развития представляется Дагестан.

Приобщение школьников к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности.

За долгие годы существования российской и дагестанской школы накоплен значительный опыт работы по формированию у учащихся патриотических чувств и убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, патриотическую и творческую активность. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо всемерно повышать содержательную, эмоционально-эстетическую, познавательную насыщенность патриотического воспитания школьников, используя для этого разнообразные условия, пути, формы и методы психологического воздействия средствами народного творчества, прежде всего декоративно-прикладного искусства.

Учитывая особо важную роль изобразительного и декоративно-прикладного творчества в патриотическом воспитании школьников, многим становится понятной целесообразность изучения и использования сегодня в современной школе не только произведений мастеров изобразительного I искусства, скульптуры, архитектуры, памятников истории и культуры, но и произведений народного творчества. Большой творческий потенциал и педагогическое значение народного искусства, многообразие действенных средств и создание необходимых условий для их использования способствуют повышению эффективности патриотического воспитания школьников. Важно, чтобы патриотические взгляды |i убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни, в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности школьников.

Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, недостаточной разработанностью рассматриваемой проблемы, необходимостью создания условий дальнейшего поиска и определения содержания, средств, путей, форм и методов патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Большой вклад в решение проблемы народного патриотического воспитания внесли педагоги - просветители Г.Б. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. Важные теоретические положения и ценные методические рекомендации по патриотическому воспитанию освещаются в работах отечественных ученых: A.A. Аронова, В.И. Бачевского, А.К. Брудова, А.Н. Вырщикова, М.А. Горбовой, Н. А. Жильцова, Н.М. Конжиева, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова, М.И. Рожкова, А.И. Пятикопа, Т.Ю. Танюхина, Н.Е. Хворовова, B.C. Чудного, Х.Г. Фаталиева, Н.Е. Щурковой и др.

Особое значение для изучения аспектов патриотического воспитания имеют труды ученых, в которых рассматривается идея воспитания человека в контексте культуры, эта идея достаточно глубоко разработана в трудах Е.В. Бондаревской, Э.В. Ильенкова, Е.В. Кагана, Н.И. Киященко, В.И. Разумного, И.Б. Котовой, Т.П. Мальковой, В.Я. Нечаевой. Подходы и принципы культуросообразного образования опираются, прежде всего, на концепции выдающихся русских ученых (М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, П.Ф. Флоренского), которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра.

Вопросы теории, методики, эстетического и патриотического воспитания детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства нашли свое отражение в трудах ученых Ю.Б. Алиева, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Т.С. Комаровой, И.М. Раджабова, Т.Н. Дорониной, Т.Я. Шпикаловой, Н.П. Сакулиной. Следует отметить, что проблема воспитания патриотических чувств и убеждений учащихся школ особо актуальна в условиях Дагестана, где нельзя не учитывать многонациональную специфику республики, пол и культурность образовательного пространства, в связи с чем представляют интерес исследования по формированию культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов); этнокультурных, этнопедагогических и художественных традиций (З.М. Магомедова, Д.М. Маллаев, Ш.А. Мирзоев, И.М. Раджабов и др.).

Сегодня в работах ученых-исследователей возникает интерес к поиску методов и форм повышения качества усвоения школьниками знаний о нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании умения воспринимать и ценить красоту мира, начиная с раннего возраста, когда закладываются основы художественно-эстетического опыта. Однако сами знания об эстетическом, патриотическом в большей степени рассматриваются как результат и конечный итог успешного обучения. При этом развитие личности и эстетической, патриотической воспитанности школьников является следствием знакомства и приобщения их к произведениям искусства.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, воздействуя на эмоциональную сферу сознания учащихся, помогает воспитанию социальнопсихологических, мировоззренческих чувств, патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Тенденция патриотического воспитания и развития художественно-педагогического образования требует совершенствования уроков изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе рационального сочетания форм и методов, создания условий, направленных на постижение патриотических и общечеловеческих ценностей, основ отечественной и мировой культуры, раскрывающих целостную картину мира, и личностно-значимое его осмысление учащимися школ. Поэтому возникает необходимость в разработке концепции и определении условий патриотического воспитания школьников средствами народного творчества, в частности декоративно-прикладного искусства, как фактора интенсивного развития личности школьника, самообогащения его внутренних резервов, приобщения его к национальной художественной культуре.

Однако при всей многочисленности теоретических исследований рассматриваемой проблемы вопросы патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства в такой многонациональной республике, как Дагестан с его яркими художественными традициями, его самобытными промысловыми центрами до сих пор не были объектом глубокого изучения. Это положение и послужило определяющим фактором при выборе темы исследования «Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству».

Проблема исследования - разработать, экспериментально проверить и определить педагогические условия использования возможностей декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания школьников.

Цель исследования - выявить и научно обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания школьников.

Объект исследования - патриотическое воспитание школьников в процессе их художественного образования и эстетического развития.

Предмет исследования - условия, формы и методы патриотического воспитания учащихся школ в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования — патриотическое воспитание школьников в процессе обучения народному творчеству, в частности декоративно-прикладному искусству, станет более эффективным, если:

- компоненты эмоционально-художественной выразительности станут объектом специального изучения с учетом ценностно-патриотической характеристики произведений искусства в учебном процессе;

- развить в процессе учебно-творческой работы интерес учащихся к усвоению нравственных понятий путем анализа произведений декоративно" * "л прикладного искусства, отражающих общественно-политическую, социальную, патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность Родине,

С. быт, культуру, искусство различных наций, народов и народностей;

- использовать в учебном процессе наиболее эффективные формы и методы, средства обучения, создать необходимые условия, способствующие воспитанию социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических чувств школьников; использовать историческую преемственность нравственного и эстетического опыта, учитывающего вариативность видов декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании школьников. Задачи исследования:

- изучить и обобщить теоретический аспект рассматриваемого вопроса, дать оценку современного состояния проблемы патриотического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству, определить перспективы его развития;

- выявить познавательные, художественно-эстетические и дидактические возможности и педагогическое значение декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании школьников, раскрыть принципы построения воспитательных систем, формирующих патриотизм, дружбу народов, формы и средства практической работы по художественному образованию и эстетическому воспитанию учащихся;

- разработать и экспериментально обосновать дидактические условия, способствующие патриотическому воспитанию школьников с учетом традиций народного, декоративно-прикладного творчества.

Методологическую основу исследования составили:

- идея гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили,

A.Г. Асмолов, Н.И. Киященко, И.Я. Лернер, A.A. Мелик-Пашаев, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский и др.);

- концепция развивающего и воспитывающего обучения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, ВВ. Давыдов, А.Г1. Тряпицына и др.);

- деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,' "

B.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); - .

- идея воспитания человека в контексте культуры (Е.В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, Е. В. Ильин, М. С. Каган, Н. И. Киященко, В. И. Разумный, И.Б. Котова, Т.П. Малькова, В.Я. Нечаев); подходы и принципы культуросообразного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских ученых (М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, П.Ф. Флоренского), которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра.

Теоретической основой исследования являются труды в области педагогики и психологии:

- по обоснованию использования изобразительного искусства в эстетическом воспитании в трудах учащихся Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, В.В. Краевского, Т.С. Комаровой, Е.И. Игнатьева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др.;

- по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Ю.Б. Алиева,

B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Т.С. Комаровой, Т.Н. Дорониной, Т. Я. Шпикаловой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Г.П. Новиковой, И.М. Раджабова;

- по проблемам патриотического и интернационального воспитания и формирования культуры межнационального общения (Вырников А.Н., Гасанов З.Т.).

- по вопросам, рассматривающим сущность и функции народных традиций, культуру и быт дагестанцев (А.К. Алиев, И.И. Асланов, A.M. Магомедов, P.M. Магомедов и др.), содержание этнической педагогики и методические основы реализации народных художественных традиций в воспитании детей (В.Ф. Афанасьев, И.А. Богданова, A.J1. Бугаева, Б.О. Кадыров, З.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоев, И.М. Раджабов, Б.Б. Шейхова, И.А. Шоров и ДР-)

Методы исследования: изучение и обобщение литературы; сравнительный анализ состояния проблемы в регионе и стране в целом; педагогическое моделирование; экспертная оценка; устный и письменный опросы, наблюдение, изучение учебной документации и результатов деятельности, педагогический мониторинг, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Этапы исследования:

На первом этапе, в 2003-2004 гг. в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой специальной литературы уточнены проблемы, гипотезы, цель и задачи экспериментального исследования. Обоснована тема, выявлен начальный уровень знаний школьников о декоративно-прикладном творчестве, культуре и искусстве, в познании ими патриотических ценностей, определены основные пути поиска по теме исследования.

На втором этапе, в 2004 - 2005 гг. подготовлена научно-методическая и экспериментальная база исследования, проведен сопоставительный и констатирующий эксперимент, выявлены наиболее важные условия содержания занятий, способствующие патриотическому воспитанию школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

На третьем этапе, в 2005- 2008 гг. определены, научно обоснованы и систематизированы условия, пути формирования и методы системы занятий патриотического воспитания в процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству, обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации, завершено оформление диссертации.

Экспериментальная база исследования. Основной объем исследовательской работы выполнен на базе образовательных учреждений г. Махачкалы, г. Каспийска и с. Кубачи Дахадаевского района Республики Дагестан.

Научная новизна исследования:

- раскрыты и дополнены теоретические положения, концептуальные идеи патриотического воспитания школьников, освещенные в работах ученых, философов, педагогов, психологов, искусствоведов в процессе воспитательно-образовательной деятельности школьников;

- показано, что для патриотического воспитания школьников необходимо включить в содержание программ художественно-эстетического цикла произведения декоративно-прикладного искусства, способствующие развитию любви и преданности Родине, и раскрывающие национальную культуру и традиции различных народов Дагестана;

- разработаны и экспериментально обоснованы дидактические условия, способствующие патриотическому воспитанию школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

- разработаны критерии оценки уровня развития патриотических чувств и убеждений у школьников процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что здесь фактически поставлена и комплексно решена проблема патриотического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству, разработаны технологии по формированию патриотических чувств и убеждений с учетом народного искусства, выявлены и научно обоснованы идеи патриотического воспитания в содержании национальной культуры. А также определены условия, формы и методы приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны методические рекомендации и определены условия, которые создают реальную педагогическую основу для патриотического воспитания школьников с использованием воспитательного потенциала декоративно-прикладного искусства в художественном образовании учащихся школ. Материалы исследования могут быть использованы в аналогичных регионах Российской Федерации, где компактно проживают различные по историческому опыту и этнической специфике народы и народности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экспериментально обоснованные педагогические условия и система занятий по патриотическому воспитанию школьников в процессе обучения изобразительному и приобщения к декоративно-прикладному искусству в школе.

2. Специфика патриотического воспитания школьников в условиях многонационального Дагестана, включающая в себя: формы и методы изучения и усвоения истории декоративно-прикладного искусства народов Дагестана (рассказы, беседы, уроки, демонстрация изделий народных мастеров, способствующие формированию патриотических чувств и убеждений школьников) изучение и анализ произведений декоративно- прикладного искусства, отражающих социально-патриотическую сторону жизни народа, раскрывающих любовь и преданность к Родине, быту, культуре и искусства народов Дагестана.

3. Критерии оценки и уровни сформированное™ патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в Москве, Махачкале. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах №№ 11, 29, 35, 38, 39 г. Махачкалы, СШ № 2, 6 г. Каспийска, в Кубачинской СШ и СШ с. Кубачи Дахадаевского района. С докладами и сообщениями автор выступал на ежегодных научных конференциях Дагестанского государственного педагогического университета.

Автором совместно с научным руководителем издано учебное пособие «Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к народному декоративно-прикладному искусству», которое нашло применение в патриотическом, художественно-эстетическом воспитании учащихся школ Дагестана. Иллюстрированные планы и разработки уроков по декоративно-прикладному искусству, подготовленные автором, были также использованы в общеобразовательных учреждениях разного типа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Омаров, Магомедали Магеррамович

Выводы по второй главе *

Изучение и анализ опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству в учебном процессе общеобразовательной школы позволяет сделать выводы:

1. В настоящее время общий уровень патриотической воспитанности школьников художественно-эстетическими средствами недостаточно отвечает потребностям современного общества и государства, что требует обратить особое внимание на изучение изобразительной и декоративно-прикладной деятельности учащимися общеобразовательных школ в этом направлении.

2. Выявлено, что в проведении искусствоведческих рассказов и бесед, раскрывающих тему патриотического воспитания, учителями-предметниками не уделяется должное внимание анализу произведений изобразительного и декоративно-прикладного творчества с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, любви к изделиям народных мастеров, приобщения их к национальной художественной культуре.

3. Недостаточно уделяется внимания основным методам непосредственного воздействия на сознание учащихся в процессе их приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства, встречам с художниками, народными мастерами.

4. В процессе изучения деятельности школ и соответствующего анализа рассматриваемых проблем мы выделили три основных пути патриотического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Первый путь обучения — это введение школьников в мир культуры и искусства.

Второй путь предполагает определение роли предмета изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании мировоззренческих патриотических чувств школьников, привитие им интереса к произведениям изобразительного и декоративного искусства, посвященным теме дпобви к Родине, культуре и творчеству.

Третий путь как завершающий этап очень важен для закрепления и углубления навыков практического рисования, полученных в школе на уроках изобразительного искусства.

5. В ходе исследования, на базе углубленного изучения национальной художественной культуры, научно обоснованы и внедрены в учебный процесс эффективные педагогические условия, системы занятий, способствующие воспитанию патриотических чувств и убеждений учащихся в ходе восприятия и познания произведений декоративно-прикладного искусства.

6. В экспериментальном исследовании установлено, что педагогу в учебном процессе следует уделять особое внимание объяснению и познанию учащимися материальной художественно-эстетической, патриотической ценности изделий декоративно-прикладного искусства, определять критерии, уровни выявления интереса и любви школьников к Родине, культурно-историческим ценностям, развивать традиции декоративно-прикладного творчества.

В процессе исследования подтверждена гипотеза: патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к народному творчеству, в частности декоративно-прикладному искусству, станет более эффективным, если:

- выявить содержание и педагогическое значение декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании школьников и определить их роль в развитии декоративно-прикладной и художественно-творческой деятельности школьников;

- компоненты эмоционально-художественной выразительности станут объектом специального изучения с учетом патриотическо-ценностной характеристики произведений декоративно-прикладного искусства в учебном процессе;

- развить интерес учащихся в процессе учебно-творческой работы к усвоению нравственных понятий путем анализа произведений декоративно-прикладного искусства, отражающих общественно-политическую, социальную, патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность родине, быт, культуру, искусство различных наций, народов и народностей;

- использовать в учебном процессе наиболее эффективные формы и методы, средства обучения. Создать необходимые условия, способствующие воспитанию социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических чувств школьников; использовать историческую преемственность нравственного, эстетического народного опыта, учитывать вариативность видов декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании школьников.

124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня повышенное внимание патриотическому воспитанию молодежи, учащихся школ объясняется весьма значительным политическим и идеологическим, социально-психологическим и образовательно-воспитательным значением искусства, и прежде всего народного творчества, исторически обусловленным необходимостью взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур народов, проживающих в столь поистине уникальной в смысле этнического многообразия республике, какую, в силу как географического положения, так и исторического развития представляет собой Дагестан.

Искусство активно помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, а, следовательно, гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает детям увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов^ и их сплоченности. Подводя итоги проделанной работы, считаем, что необходимо сделать следующие выводы:

1. Учащиеся школ в процессе приобщения к произведениям народного искусства приобретали умение говорить о декоративно-прикладном искусстве, о своих чувствах, вызванных им, определять патриотическую позицию художника, а также овладевать художественными и патриотическими знаниями.

2. Одним из направлений нашей воспитательной работы явилось развитие патриотических чувств и убеждений, качественным показателем развитости которого стало умение определять различные эмоциональные состояния, выраженные в декоративно-прикладном искусстве.

3. В результате анализа деятельности школ в области преподавания изобразительного искусства в аспекте патриотического воспитания школьников нами была определена тематика заданий и бесед по декоративно-прикладному искусству, доступная для учащихся школ, для их последующего изучения в учебно-воспитательном процессе.

4. Здесь нами установлена необходимая последовательность ознакомления школьников с центрами художественных промыслов, разработаны уроки-беседы, способствующие патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к декоративно-прикладному искусству, созданы эффективные педагогические условия, развивающие содержание занятий детского изобразительного творчества и воспитание интереса учащихся к своей родине, культуре и декоративно-прикладному творчеству.

5. Таким образом произведения народного искусства имеют духовную, материальную и патриотическую значимость и ценность, в которой сочетаются утилитарные и художественные особенности, поражающие нас своей красотой, изяществом и гармонией форм.

6. Для облегчения выполнения поставленных целей и задач патриотического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства при рассмотрении и изучении произведений народного творчества Дагестана следует учитывать их особенности, многообразие и стилистическое единство. Так, например, ручное ковроткачество - это наиболее распространенный и один из древнейших видов ДПИ Дагестана. Искусство ковроделия складывалось в Дагестане на протяжении многих веков; в нашей республике нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий.

7. Патриотическая значимость искусства народных мастеров Дагестана представлена в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них:

- Не скажут, за сколько сделано, скажут, кем сделано.

- Не бойся работы, пусть работа тебя боится.

- Орнамент хорошего мастера играет.

- И с младшими за работой советуйся.

- Не старайся подделать, старайся выдумать.

- Мастер ученику свое мастерство в жареном виде не подает.

8. Одним из наиболее традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является гончарное искусство. Лезгинские аулы Кала и

Испик по праву можно назвать в числе древних центров по производству расписной поливной керамики. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней великолепные по своим декоративным качествам кувшины, миски и особенно тарелки калинских и исгшкских мастеров.

9. Национальная культура и прежде всего декоративно-прикладное искусство являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического, патриотического воспитания учащихся, способствующими воспитанию любви и интереса к родине.

10. Народное декоративно-прикладное искусство в силу своих специфических особенностей и возможностей воспитательного воздействия на все возрасты учащихся создает особые условия для изучения культурно-исторического наследия и может служить своеобразным средством патриотического воспитания школьников.

11. Исследование показало, что приобщение школьников к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно .-осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.

12. В ходе исследования установлено, что педагогу следует в большей степени уделять внимание изучению учащимися художественно-эстетической ценности произведений декоративно-прикладного искусства разных национальностей, роли в формировании патриотических чувств и убеждений школьников. В результате исследования выявлено, что педагогу на уроках изобразительного искусства следует уделять значительное внимание усвоению учащимися нравственных, патриотических понятий на основе анализа и наглядной демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства разных народов и народностей.

13. Исследование показало эффективность созданных дидактических условий и разработанной системы занятий, способствующих приобщению учащихся к национальной художественной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, как важного направления пути развития патриотического воспитания школьников Дагестана. Сказанное подтверждается не только в формировании высокого уровня патриотических чувств и убеждений учащихся в процессе приобщения их к народному творчеству, но и в повышении их познавательного интереса и любви к национальной культуре путем анализа особенностей исторически сложившегося своеобразного вида искусства декоративно-прикладного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Омаров, Магомедали Магеррамович, 2008 год

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1995.

2. Абдулатипов Р.Г. Дагестан в час испытания. Уроки агрессии и подвига. Махачкала, 2000.

3. Авсентьев A.B., Авсентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения Ставрополь, 1993.

4. Агаев М.Г. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников: Автореферат дис. канд. пед. наук. Баку, 1981.

5. Агаев А.Г. Патриотизм: содержание и объем развивающего понятия. — В кн. Патриотизм: Истоки и современные проблемы. — Махачкала, 1995.

6. Азаров В.М. С опорой на историю и традиции // Военно-исторический журнал. 1998. № 4.

7. Алиев А.К. Патриотизм: Истоки и современные проблемы. — Махачкала, 1995.

8. Алиев М.Н. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Проблемы подготовки студентов к инновационной деятельности. — Махачкала, 2000.

9. Алиева С.А. Патриотическое воспитание старшеклассников на традициях Вооруженных Сил // Личностная парадигма образования и проблемы развивающего обучения: Сборник статей. Махачкала, 1998.

10. Алиева С.А. Формирование готовности молодежи к защите Отечества. // Проблемы и тенденции развития высшего образования в республике Дагестан: Сборник статей. Махачкала, 1999.

11. П.Алиева С.А. Повышение роли военно-патриотического воспитания молодежи в современных условиях // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. VI годичное собрание Южного отделения РАО. Часть 1. Ростов-н /Д, 1999.

12. Алиева С.А. Основы военно-патриотического воспитания старшеклассников // Педагогика. 2000. № 5.

13. Алиев М.Н., Чуланов А.Х. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях // Проблемы подготовки студентов к инновационной деятельности. Махачкала, 2000.

14. Алкадари Г. Асари Дагестан. Махачкала, 1929.

15. Алпатов М.В. Андрей Рублев и русская культура // Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971.

16. Аронов A.A. Воспитание патриотов М., 1989.

17. Аронов A.A. Растить патриотов. М. 1988.

18. Аронов A.A. Управление системой военно-патриотического воспитания школьников. Методическое воспитание для первичных организаций, средних, специальных и общественных школ. М., 1988.

19. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. - 365с.

20. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 230 с.

21. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1999.

22. Алиханов P.A., Иванов А.И. Искусство Кубачи. Д., 1976 - 279с.

23. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Пер. с фр. - М.: Искусство, 1982 - 635с.

24. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина. М.: Наука, 1974. - 368 с.

25. Асельдеров М.А. О школьных традициях. -Махачкала, 1962.

26. Асланов И.И. Воспитание школьников в межнациональном коллективе. — Махачкала, 1986.

27. Ахмедов Б.Г. Воспитываем патриотов-интернационалистов. — Махачкала, 1978.

28. Бабанский К.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса М.,1982.

29. Бакушин O.B. Педагогические основы предупреждения уклонения от военной службы у солдат и сержантов частей РВСН. Дис. канд. пед. наук. М., 1997.

30. Багандов Б.М. На основе новых традиций // Дагестанская правда. 10 октября. 1989.

31. Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2001. - 198 с.

32. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.-234 с.

33. Баку шине кий A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.

34. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.- 170 с.

35. Бахтин М. М. Искусство слова и народная смеховая культура. (Рабле и Гоголь).-М., 1973.

36. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1995.

37. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников.— Ростов-на-Дону, 1976.

38. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

39. Бочевский В.И. и др. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений». Н. Новгород, 1965.

40. Бочевский В.И. Во славу Отечества Российского: учеб. пособие. М.,1996.

41. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века. - Л.: Наука, 1988. - 497 с.

42. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. М.: 1983. — 445 с.

43. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977. — 498 с.

44. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество /

45. Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Коровской. М.: Владос, 2000. - 345с.

46. Волков П.И. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. - 244с.

47. Волков H.H. Восприятие живописи и культуры. // Художественное восприятие, 1974. 324 с.

48. Вопросы интернационального обучения учащихся // Сборник студенческих работ / Под ред. З.Т. Гасанова. Махачкала, 1973.

49. Востоков Е. И. Сражающееся искусство. М., 1976.

50. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 456 с.

51. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 234 с.

52. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры // Педагогика. 1996. № 6.

53. Выршиков А.Н. Функции учебного процесса в формировании у учащихся готовности к защите Родины Волгоград, 1987.

54. Выршиков А.Н. Концептуальные основы разработки городской программы формирования гражданского патриотизма // Мужество защитников Сталинграда нравственная основа патриотизма молодежи России. -Волгоград, 1997.

55. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя. Махачкала: Дагучпедгиз,1981.

56. Гаджиев Р.Г. Час испытания. Хроника военных действий в Дагестане. Август-сентябрь 1999. Ч. 1. Махачкала, 2000.

57. Гаджимурадов М.С., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 4 кл. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.

58. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала, 1990.

59. Гамзатов Г.Г. Национально-художественная культура в калейдоскопепамяти. М., 1996.

60. Гамзатов Р. Г. Мой Дагестан. Махачкала, 1987.

61. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998.

62. Гасанов З.Т Правовые основы воспитания молодежи в духе дружбы народов. // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Часть 1.- Волгоград, 1997.

63. Гасанов З.Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала, 1973.

64. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. №5.

65. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к естествознанию. Вопросы литературы. —№11, 1976. 216

66. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности — М.: Педагогика, 1986. 568 с.

67. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства.- М.: Просвещение, 1991,260с.

68. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 2005 гг.» от 16 февраля 2001. // Научно-публицистический журнал № 1, 2001. - С. 86- 97.

69. Григорьева H.A. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.

70. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуда Магомедова. Каталог выставки. М.: Детская книга, 1991.

71. Даитова П. Из опыта интернационального воспитания учащихся во внеклассной работе. Махачкала, 2002.

72. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.

73. Демина H.A. Черты героической действительности XIV-XV веков в образах людей Андрея Рублева и художников его круга. — «Труды отдела древнерусской литературы», т. 12. М. - Л., 1956.

74. Жирмунский Н. А. Народный героический эпос. Л., 1962.

75. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное.- М.: Учпедгиз, 1961.

76. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс / Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др.- М.: Мозаика Синтез, 1996. с. 80.

77. Исмаилов Ш.И. О научных критериях формирования культуры межнационального общения // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум 1.- Пятигорск, 1998.

78. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования //Роль духовной культуры в развитии личности. Л.: Знание, 1979. - 128с.

79. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 287с. 87.

80. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов-на-Дону, 1965.

81. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости //Антология педагогической мысли России. — М., 1969.

82. Кильчевская Э.В., Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. - 276 с.

83. Кобалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1989.206с.

84. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, т. 1.— М.: Педагогика, 1982.

85. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 275, с. 175.

86. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

87. Кондаков М.И. Роль школы в интернациональном и патриотическом воспитании молодежи // Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи Махачкала, 1984.

88. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Указ Президента РФ от 15. 06. 1996 за № 909.

89. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания вначальных классах. -М.: Просвещение, 1984. 354с.

90. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — М.: Просвещение, 1977. 287 с.

91. Кузин B.C. Психология. 2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1982. - 456 с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание. М.: Политиздат, 1977.

93. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971.

94. Лихачев Д.С. О воспитании патриотизма, о преемственности в освоении культуры // Возраст познания. М., 1974.

95. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

96. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л., 1985.

97. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение,1965.

98. Магомедова З.М. Культура и традиции народов Дагестана. -Махачкала, 1986.

99. Маммаев М,М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки становления. Махачкала: Доп. институт. Изд-во, 1989. - 134с.

100. Мазгаров 3. Животворная сила дружбы народов. Махачкала, 1990. - •162с.

101. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10кл.) Программы (экспериментальные).-Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 96 с.

102. Мирзоев III.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986.

103. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство, 1983. 386с.

104. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции и школа. М.: Изобразительное искусство, 1985. -432с.

105. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 354с.

106. Неменский. Б.М. Мудрость красоты М.: Просвещение, 1994. 275с.

107. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. 1998. № 3.

108. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий М., 2000.

109. Омаров, М.М. Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству Текст. / М.М. Омаров // Искусство и образование. 2007. - № 5. - С. 35-42.

110. Омаров, М.М., Раджабов, И.М. Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к народному декоративно-прикладному искусству Текст.: учеб. пособие / М.М. Омаров, И.М. Раджабов. Махачкала: Rizo-Press, 2008. - 60 с.

111. Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. 2 курсхудожественного воспитания. М.: Советский художник, 1985.

112. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4 кл) М.: Просвещение, 1985. - 164 с.

113. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Научный рук.

114. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 6-11 классы. / Ю.А. Солодовников, Л.М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. - 196 с.

115. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1-4 кл.). / Сост. Г.Я. Шпикалова. М. Просвещение, 1992. - 278 с.

116. Программы: Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана. 1-4 кл. 11-летней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

117. Платонов С. Кино и военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1976.

118. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан: Автореф. дисс. докг. пед. наук.- М., 1998. с.36.

119. Раджабов И.М. Примерные разработки иллюстративно-календарного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. — Дагучпедгиз, 1993, с. 50.

120. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе-Махачкала: Дагучпедгиз, 1990, с.40.

121. Раджабов И.М, Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997, с. 48.

122. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана — Махачкала: ИПЦ ДГ, 1997, с. 120.

123. Риччи К. Дети-художники — М.: Издательство Саблина, 1911, с. 84.

124. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства вшколе. 2-е издание, дополненное и переработанное-М: Просвещение, 1980. с.239.

125. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии — М: Учпедгиз, 1946.856с.

126. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М.,1971.

127. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство М.: Просвещение, 1968,с.295.

128. Самохин В.Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. - 85с.

129. Садыкаева Н. Воспитывать на конкретных примерах патриотизма и интернационализма. Махачкала: ДГПУ, 2002. - 65с.

130. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. -М: Просвещение, 1982.318с.

131. Смолин О.Н. Образование. Революция. Закон. -М., 1999.

132. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе М: Издательский центр «Академия», 1999. -398 с.

133. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. М., 1997.

134. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности — М., 1998.

135. Солдатенко А.Д. Ориентация школьников на духовно—значимые ценности. М., 1994.

136. Сулейманов Р.Б. Формы и методы патриотического воспитания молодежи. — В кн. Патриотизм: истоки и современные проблемы. Махачкала, 1995.

137. Сухомлинский В.А. Родина в сердце М., 1978.

138. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.

139. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. - Т.2. - 496с.

140. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1985. - 258 с.

141. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1988, с. 176.

142. Чириков Д. Декоративное искусство Дагестана.- М., 1971.

143. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. — Полное собр. соч. в 15-ти т. Т. 2. М., 1949.

144. Чечет В.В. Воспитание патриотических чувств.-Минск, 1977.

145. Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. JL: Художник РСФСР,1982.

146. Шнекендорф З.К. Воспитание юных интернационалистов М., 1979.

147. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации. Автореф. дис. докт. пед. наук —М., 1988. 346 с.

148. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969.

149. Якобсон Г1.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.

150. Якутии М.М. Клятва на верность Отечеству // Ориентир, 1995. С. 3-4.

151. Ясная Поляна. Статьи и документы. М., 1942.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.