Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Печерский, Юрий Викторович

  • Печерский, Юрий Викторович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 165
Печерский, Юрий Викторович. Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Дагестан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2004. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Печерский, Юрий Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

1.1. Методологические и психолого-педагогические аспекты развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.12.

1.2. Декоративно-прикладное искусство в развитии творческой активности младших школьников.

1.3. Использование природных художественных материалов и декоративных ремесел в развитии творческой активности младших школьников.

Г ЛАВ А 2 . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Общедидактические, методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному и декоративному искусству.

2.2. Система занятий по развитию творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

2.3; Реализации педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности младших школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Дагестан»

Одним из важных направлений совершенствования системы эстетического воспитания в современных условиях является формирование у учащихся способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, развитие художественно-творческой активности школьников с использованием разнообразных средств, в различных видах учебной и внеурочной деятельности.

Особое место среди них занимают предметы эстетического цикла, в частности, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, как один из самых интересных для детей видов художественной деятельности, который имеет важное значение для умственного воспитания, развития их восприятия творческой активности, воображения, памяти, эстетического вкуса.

В настоящее время возникает необходимость изменения содержания.и методов педагогического образования в социальных, культурных сферах, определение его зависимости от уровня развития национального самосознания и условий региона. При этом важно соотносить эстетическое воспитание и развитие творческой активности школьников с национально-художественной культурой человека. Именно поэтому существенное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры, которое становится особо значимым в тех регионах Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан, где декоративно-прикладное искусство имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников.

Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.

Принципиально важными для нашего исследования являются труды по общей педагогике Ю.К.Бабанского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, которые позволили нам обогатить наше понимание сущности и закономерностей процесса обучения, разработку гипотезы об условиях использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности школьников.

Выявлению психологических особенностей учащихся; способствовали^ работы, посвященные: проблемам развития детского творчества: H.H. Волкова, Л.С.Выготского, В.И.Кириенко, Е.И.Игнатьева, B.C. Кузина, Л.Ф. Обуховой, которые позволили более полно проанализировать художественно-творческую активность и своеобразие детского изобразительного, декоративного творчества; как ее необходимый? компонент.

Значительный вклад в разработку теории? и? методики преподавания изобразительного искусства» внесли; труды М. М. Байрамбекова, Т.С. Комаровой, В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, И.М. Раджабова, Н.М.Сокольникова, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, ТЛ.Шпикаловой.

База, развития народного декоративно-прикладного искусства, коллективная? сущность его становления и развития отражены в трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как А.Б.Бакушинский, П:Г.Богатырев, F.K.Baraep, В.М.Василенко, B.C. Воронов, М.А.Некрасова, А.Б.Салтыков и др., которые позволяют рассматривать потенциал декоративно-прикладного искусства в; качестве огромной воспитательной i силы, способствующей* развитию творческой: активности личности.

Существенное влияние на разработку теории и методики преподавания народного декоративно-прикладного искусства оказали исследования дагестанских педагогов: М.М.Байрамбекова, Г. К. Гамзатовой, О.М. Гаджимурадова, Э.А.Казанбиевой, П.Н.Магомедовой, Д.Б. Магомедова, Н.П. Рашидова, И.М.Раджабова, А.Ш.Шахаева.

Однако в итоге теоретического и практического анализа обнаружено, что несмотря на ряд исследований в этой области, процесс эстетического воспитания и развитие творческой активности младших школьников: средствами декоративно-прикладного: искусства на материале респу блики * Дагестан остается недостаточно изученным, что противоречит объективным запросам художественной деятельности, логике освоения и познания национальной культуры.

Введение: в содержание художественно-педагогического образования народного декоративно-прикладного искусства как одного из важного компонента эстетического воспитания и развития творческой активности школьников с современным взглядом на возрастающую роль человеческого фактора подчеркивает значимость рассматриваемой проблемы.

Актуальность исследования определяется и тем, что возникает необходимость изучения основ народного художественно-педагогического опыта, систематизации и использования традиционно сложившихся в определенных исторических и культурных регионах навыков передачи художественных традиций, принципов и методов народного творчества в развитии творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями с современной школы.

Объектом исследования является процесс приобщения младших школьников к средствам декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования составляют общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе приобщения- к декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования. Развитие творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству будет более эффективным, если:

- декоративно-прикладное искусство рассматривать как важный составной компонент развития творческой активности школьников;

- использовать в содержании обучения изобразительному искусству различные виды декоративно-прикладного творчества (обработка металла, камня, глины, дерева) с учетом исторически сложившихся художественных традиций и творческих принципов народного искусства;

- изучать декоративные качества природных художественных материалов, используемых в прикладном творчестве и учитывать их педагогический потенциал как эффективное средство развития творческой, активности школьников;

- разработать общедидактические и методические условия, способствующие развитию творческой активности школьников с помощью ; декоративно-прикладного искусства.

Цель исследования — выявить и научно обосновать общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

- изучить научные труды по проблеме исследования, обобщить передовой педагогический опыт, провести теоретический анализ и дать оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить перспективы ее исследования;

- ввести в содержание занятий эстетического воспитания такие виды декоративно-прикладного искусства, как художественная обработка дерева, металла, глины, ковроткачество и раскрыть возможности использования их обучающего потенциала как эффективного средства развития творческой активности школьников;

- разработать и экспериментально обосновать общедидактические и методические условия приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству, способствующие развитию их творческой активности.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых-философов, психологов, педагогов по проблемам эстетического воспитания и развития творческой активности в процессе приобщения к художественной деятельности, теоретические положения ? в искусствоведении, определяющие художественную природу творческой сущности личности, духовно-нравственную ценность и место народного декоративно-прикладного искусства в культуре.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, искусствоведческой^ исторической литературы по проблеме исследования;

- изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования декоративно-прикладного искусства: в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников в образовательно-воспитательной деятельности;

- опытно-экспериментальная работа (беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись), наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся, апробация методических рекомендаций и наглядных пособий;

- самоанализ результатов художественно-творческой деятельности в развитии творческой активности учащихся ^ в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

На первом этапе (2001-2002 гг.) анализировалась разработка проблемы в психолого-педагогической, специальной литературе, определялись общедидактические, методические условия развития творческой активности школьников. На разных стадиях рассматриваемой работы уточнялись проблема, гипотеза, предмет и задачи экспериментального исследования, проводились констатирующие поисковые эксперименты, выявлялись начальный уровень знаний и интерес учащихся к декоративно-прикладному искусству, творческая активность в познании художественной деятельности, а также определена методика экспериментального обучения в школе и других образовательных учреждениях.

На втором этапе (2002-2003гг.) частично в экспериментальном обучении апробировались созданные общедидактические, методические условия эстетического воспитания и развития творческой активности школьников в процессе приобщения к художественному декоративно-прикладному искусству. Экспериментальное исследование позволило выявить наиболее эффективный комплекс дидактических условий развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства, подготовлены и использованы учебно-методические наглядные пособия, способствующие развитию интереса и творческой активности учащихся в процессе приобщения их к художественному творчеству.

На третьем этапе (2003-2004гг.) в полном объеме апробировались в учебном процессе созданные нами обще дидактические и методические условия, а также система занятий, при помощи которой максимально реализуется развитие творческой активности школьников в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Проведены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены место и роль декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательной деятельности как средство развития творческой активности школьников.

2. Определены и обоснованы общедидактические и методические условия, в которых максимально реализуется творческая активность младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

3. Разработаны критерии, позволяющие определить и оценить уровень развития творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

4. Созданы методические разработки, комплекс учебно-методических наглядных пособий, способствующие развитию творческой активности школьников в процессе приобщения их к художественной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней комплексно поставлена и решена проблема приобщения школьников к: национально-художественной культуре средствами народного искусства; выявлены и научно обоснованы общедидактические и методические условия развития творческой активности учащихся с помощью декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданные общедидактические и методические условия, разработанная? система занятий обеспечивают реальную основу развития; творческой активности школьников в процессе приобщения их к декоративно-прикладному искусству.

Материалы исследования могут быть использованы в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников в процессе обучения изобразительному искусству в регионах с развитыми традициями декоративно-прикладного искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роль и место декоративно-прикладного искусства в учебном процессе школьников как важного средства развития творческой активности младших школьников.

2. Ээффективные общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству:

- воспитание у учащихся веры в свои силы, в художественно-творческие способности, осознание ими необходимости, важности проявления активности для развития эстетических, нравственных, индивидуальных способностей;

- создание непринужденной творческой атмосферы урока, эмоционально-эстетического настроя учащихся на выполнение практической работы;

- систематическая постановка на уроках изобразительного искусства учебных художественно-творческих заданий, стимулирующих активность учащихся, сочетая систематический контроль изобразительной деятельности школьников с оказанием им практической помощи.

3. Объективные критерии определения уровня развития творческой активности младших школьников:

- способность к восприятию культурных художественных ценностей с помощью произведений декоративного искусства;

- усвоение нравственно-эстетических понятий на основе анализа изделий мастеров народного творчества;

- способность построения декоративной орнаментальной композиции на основе творческих принципов народного искусства:

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием методологически; обоснованных исходных положений в области философии, педагогики, психологии; методики преподавания изобразительного искусства, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализов преподавания в высшем учебном заведении и начальной школе.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе обсуждения исследования на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях в Москве, Махачкале по проблемам развития художественно-педагогического образования, в процессе чтения лекций на факультете начальных классов Даггоспедуниверситета. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах №13, 7 г. Махачкалы, с. Кубачи Дахадаевского района, с.Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Структура работы. Диссертация состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Печерский, Юрий Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство является неоспоримо важным компонентом общей системы художественно-эстетического образования, способствующим эффективному развитию творческой активности школьников.

2. В ходе исследования на базе глубокого изучения основ национально-художественной культуры экспериментально выявлены и обоснованы общедидактические и методические условия, способствующие развитию художественно-творческой активности школьников' в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Основными из них являются:.

- включение в содержание учебного процесса изучения природных художественных материалов и декоративно-прикладных ремесел с использованием их в качестве важного средства развития творческой активности школьников;

- использование в преподавании дисциплин художественно эстетического цикла комплексных форм и методов, основанных на речевой (уроки-беседы),, наглядной (представление изделий декоративно-прикладного искусства, предметов быта, их репродукций, таблиц, пособий) и практической (выполнение декоративных композиций, карточки-задания) базе, что позволяет учащимся эффективно решать поставленную перед ними учебно-творческую задачу;

- введение в урок творческих задач, задач с элементами проблемности, использование проблемных ситуаций, смена видов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности

- обучение учащихся умению анализировать средства художественной выразительности в изделиях народных мастеров и других произведениях декоративно-прикладного искусства, применять эти средства в процессе своей работы.

3. В ходе исследования установлено, что учитель должен больше уделять внимание объяснению учащимся материальных и художественно-эстетических ценностей произведений национальной культуры, определять критерии выявления интереса школьников в изучении декоративно-прикладного искусства.

4. В ходе исследования подтвердилась гипотеза: развитие творческой активности школьников в процессе приобщения декоративно-прикладному искусству будет наиболее эффективным на базе изучения основ национально-художественной культуры, использования ее педагогического потенциала с учетом исторически сложившихся традиций и творческих принципов народного искусства.

5. Исследование подтвердило эффективность созданных общедидактических и методических условий и системы занятий, способствующих развитию творческой активности средствами декоративно-прикладного искусства как важного направления системы художественно-педагогического образования школьников. Это наглядно проявляется не только в сформированное™ художественных знаний, умений и навыков учащихся в процессе практического рисования, но и в повышении творческого интереса к национально-художественной культуре.

6. Выявлены роль и место декоративно-прикладного искусства в учебном процессе школьников как важного средства развития творческой активности младших школьников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Печерский, Юрий Викторович, 2004 год

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. —448с.

2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. - 333с.

3. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя, 1994. -198с.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 160с.

5. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дис. в виде научн. докл. . докт. пед. наук. -М., 1993. 32с.

6. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 50с.

7. Алиханов Р. Кубачинский орнамент. — М.; 1963. — 56с.

8. Алиханов Р., Иванов А. Искусство Кубачи. Л.; 1976.

9. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М;: Просвещение, 1991.302с.

10. Ю.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970.-486с.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды. М.: Наука, 1980. - т.1. - 169с.

12. Антонова Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры / Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981. - С.З - 5.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. В.Н.Самохина. М.: Наука, 1974. - 68с.

14. Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. — М.: Наука, 1975.92с.

15. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962.30с.

16. Атаев Э.С. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1993.- 18с.

17. Бабанский Ю.К Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192с.

19. Багандов Б.М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда. 1989. 10 октября.

20. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды М.: Сов. художник, 1981. - 351с.: ил.

21. Бакушинский Д.В. Художественное творчество и воспитание. — М., 1979.-70с.

22. Баранов A.A. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в 1 классе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981. - 16с.

23. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. — М.; 1931. 150с.

24. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. — 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. — 239с.

25. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. — М.: Просвещение, 1983.

26. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971. 496с.

27. Божович Л.И. Очерки психологии детей. — М.: АПН РСФСР, 1950. 128с.

28. Большаков М. Декор и орнамент в книге. — М.; 1990.

29. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1974, - 326с.

30. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977,-464с.: ил.

31. Васильев С.А. Теория отражения и художественное творчество. -М., 1970.-94с.

32. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96с.

33. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968.-442с.

34. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М: Просвещение, 1967. 360с.

35. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. - 144с.

36. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950.

37. Волков H.H. Восприятие картины. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1976.-32с.

38. Волков H.H. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977. —263с.

39. Воробей ЮЛ. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1983,- 197с.

40. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. — М.: Сов. художник, 1972, 350с.: ил.

41. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93с.

42. Выгодский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

43. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.

44. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991, 480с.

45. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1981. -98с.

46. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. 118с.

47. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1-4 кл. — Махачкала: Дагучпедгиз. — 122с.

48. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. — Махачкала: Даг. кн. издательство, 1992. 176с.

49. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118с.

50. Герчук Ю.А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. — М.: «Галарт», 1998.

51. Гизибург И.Н. П.П. Чистяков и его педагогическая система. -М.: Искусство, 1940.

52. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1-3 классах. Киев: Радянська школа, 1978. - 109с.

53. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. — М.: Педагогика, 1986. — 126с.

54. Горбунова Г.А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисования с натуры: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1995. 16с.

55. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. — М.: Просвещение, 1991. 168с.

56. Грегори Р.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. Е.Д.Хомской. М.: Наука, 1972. - 92 с.

57. Громов Е.С. Природа художественного творчества. — М.: Просвещение, 1985.-254с.

58. Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970.-253с.

59. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1989. 96с.

60. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968.- 124с.

61. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного, искусства. — В кн.: Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. М., 1973. - С. 44.

62. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. — М.: Наука, 1966. — 208с.: ил.

63. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975. 216с.

64. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922.-84с.

65. Дьюи Джон. Школа и общество. М., 1924. — 76с.

66. Ж.Коррадо Риччи. Дети-художники. М., 1911. - 84с.: ил.

67. Жить в ладу с красотой / Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. М.: Мозаика-Синтез, 1997. - 248с.

68. Жукова А.С. Помогите смешанным рисункам. — М.: Просвещение, 1964.- 128с.

69. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. М.: Учпедгиз, 1961. - 224с.: ил.

70. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми. / Под ред. Г.В. Лабу некой. М.: Просвещение, 1952. - 86с.

71. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, НВ.Гросул и др. М.: Просвещение, 1991. -186с.

72. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 кл. /

73. Н.Н.Фомина, H.A.Дмитриева, Н.А.Горяева и др. — М.: Просвещение, 1996.- 192с.

74. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл. / Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. — М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80с.

75. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.: Высшая школа, 1993. -336с.

76. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение.- 206с.

77. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования // Роль духовной культуры в развитии личности. JL: Знание, 1979. — 94с.

78. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. Л., 1980. - 68с.

79. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. — М.: Детская литература, 1984. 79с.: ил.

80. Канн-Калик В .А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дис.д-ра психол. наук. JI., 1985. -37с.

81. Карлсон A.B. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969. — 58с.

82. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.: Изд-во Сытина, 1914. — 214с.

83. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. — М.: Наука, 1968.-207с.

84. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. — М.: Изобразительное искусство, 1991. 224с.

85. Колокольников В.В. Рисование в начальных классах восьмилетней школы. — JL: Учпедгиз, 1960. 74с.

86. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. -М.: Педагогика, 1984. 120с.

87. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1976. 158с.

88. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994. - 140с.

89. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореф. дис. . д-ра пед наук. М., 1979;-35с.

90. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. -М.: Просвещение, 1970. 152с.: ил.

91. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. — М.: Просвещение, 1979. — 175с.

92. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е изд. - М.: Искусство, 1952. - 226с.

93. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. JL: Учпедгиз, 1959. - 64с.

94. Королев Ф.Ф. Системный подход к возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970. № 9. — С.112 — 124.

95. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.-М.: Просвещение, 1981. 144с.

96. Краевский В .В. Проблемы научного обоснования обучения. — М.: Педагогика, 1977. — 75с.

97. Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии 1984 - №3 - С.29.

98. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. статей, выступлений и писем. М.: Просвещение, 1978. - 240с.

99. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 124с.

100. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчествешкольников I — VI классов общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук М., 1980. — 18с.

101. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М.: Просвещение, 1984. 318с.: ил.

102. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1983. - 191с.: ил.

103. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 207с.: ил.

104. Кузин B.C. Психология. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1982.— 256с.: ил.

105. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учебн. М.: Дрофа, 1995. - 240с.: ил.

106. Лабунская F.B. Методика рисования и лепки. М.: Искусство, 1935.-156с.

107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. 304с.

108. Лепилов К.М. Школьники-иллюстраторы. — Петроград: Начатки знаний, 1924.- 48с.

109. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38с.

110. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития // Советская педагогика. 1981. - № 3 — с.86 - 93.

111. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 186с.

112. ПО.Лотман Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1979. - Вып. 10. - С. 18-24.

113. Ш.Магомедов Р.Н. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975.-269с.

114. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. —42с.

115. ПЗ.Магомедова М.О. Узоры жизни. М.: Советская Россия, 1974.111с.

116. Максимов Ю.В. Народное декоративно-прикладное искусство -детям. В кн.: Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева JI.B. Декоративное искусство - детям. - М., 1976.

117. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. - 159с.: ил.

118. Нб.Мальковская Т.Н. Социальная активность школьника. М.: Просвещение, 1978. - 134с.

119. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. Махачкала: Дат. кн. изд., 1989. — 64с.

120. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник.-М.: Наука, 1978.— 206с.

121. Массовые виды искусства. М.: Искусство. - 1986. - 154с.

122. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М;: Наука, 1972. — 196с.

123. Махмутов М.И. Современный урок. — М.: Педагогика, 1981- —190с.

124. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.): Программы (экспериментальные). Махачкала: Да1учпедгиз, 1992. - 56с.

125. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Просвещение, 1966. - 83с.

126. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства отдревнейших времен до наших дней. Москва: Искусство, 1982.

127. Мордкович B.F. Активность как философская категория //Общественно-политическая активность трудящихся Свердловск, 1970. -210 с.

128. Мухина B.C. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. дис. .д-ра психолог, наук. -М., 1972. 39с.

129. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4 — М.: Наука, 1991. 167с.

130. Небывалицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психо-физиологии //Вопросы психологии — 1971 №6. - С.22

131. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343с.

132. Некрасова М.А. Искусство ансамбля: М.: Изобразительное искусство, 1988. -464с.: ил.

133. Некрасова М:А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.

134. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с.1350 реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 111с.

135. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. — М.: Просвещение, 1989.

136. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. М.: Просвещение, 1972. - 79 с.

137. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. - 175с.

138. Основы художественного ремесла // В. А. Барадулин,

139. Б.И.Карамыслов, Ю.В. Максимов и др. М.: Просвещение, 1987. — 272с.: ил.

140. Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии / Избр. труды. М.: Педагогика, 1984. - 271с.

141. Пономарев Я.П. Психология творчества и педагогики. М.: Наука, 1976.-303 с.

142. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. —303с.

143. Поровская F.A. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов: Дис. . канд. пед. наук. — М, 1990. 197с.

144. Прете И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. — М.: Советский художник, 1985/— 89с.: ил.

145. Проблемы народного искусства 7 Под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова. — М.: Изобразительное искусство, 1982. 136с.

146. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.) — М.: Просвещение, 1983. — 58с.

147. Программа: Художественная обработка металла (на примере кубачинского ювелирного искусства) 1-11 классы. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 68с.

148. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство, 4-6 классы. — М.: Просвещение, 1985.

149. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: Начальные классы (1-3 кл.). М.: Просвещение, 1985.

150. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению изделий народных художественных промыслов, 5-11 классы. — М.: Просвещение, 1992. -58с.

151. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы: Изобразительное творчество. Скульптура. История изобразительного искусства. — М.: Просвещение, 1992.-65с.153: Программы общеобразовательных учреждений.

152. Изобразительное искусство, 1-9 классы // Науч. рук. Кузин В.С. М.: Просвещение, 1994. - 160с.

153. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд, 1-9 классы // Научный рук. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. - 173с.

154. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура, 6-1Г классы // Ю.А. Солодовников, Л.М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. - 96с.

155. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, V — VIII классы. // Научный рук. Т.Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 1995. 87с.

156. Программы средней школы. Изобразительное искусство: Начальные классы (1-У1). М.: Просвещение, 1985. - 64с.

157. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис. докт. пед. наук.- М.; 1998. — 36с.

158. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования. -М.: Прометей, 1998. 100с.

159. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. — 40с.

160. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. — Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. 120с.

161. Риччи К. Дети-художники.-М.: Просвещение, 1981.- 192с.: ил.

162. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. - 208с.: ил.

163. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве: М., 1965. С. 129.

164. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. // Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 1999. - 368с.

165. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография. -М., 1997.-217с.

166. Трунов Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957. - 112с.

167. Хворостов A.C. Декоративное искусство в школе. М., 1997.

168. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н.А.Ветлунгиной М., 1992.

169. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971. — 62с.

170. Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. — JL: Художник РСФСР, 1982.-108с.: ил.

171. Шиллинг Е.М. Балхар. Пятигорск, 1936. - 36с.

172. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Л., 1949. - 40с.

173. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 80с.

174. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество // Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. - 272с.: ил.

175. Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960.

176. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. Автореф. дис. . докт. пед. наук. -М., 1984. -32с.

177. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-47с.

178. Яковлева С. Русские ковры. М., 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.