Предмет "Музыкальное содержание" в аспекте герменевтики: начальная педагогика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Давыдова, Светлана Анатольевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 204
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Давыдова, Светлана Анатольевна
Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор
Г. П. Овсянкина
Санкт-Петербург —
Содержание
Введение.
Глава I. Теоретические проблемы герменевтики в музыкальном искусстве.
1. Философский аспект.
2.Теоретические основы интерпретации в композиторском и исполнительском творчестве.
3. Педагогический аспект.4о
Глава II. Специфика предмета «Музыкальное содержание.
1. История становления, теоретические основы предмета «Музыкальное содержание».
2. Концепции преподавания предмета «Музыкальное содержание».
3. Особенности предмета «Музыкальное содержание» в контексте педагогики начального звена.
Глава TTI. Аспекты реализации герменевтического подхода в условиях ДМШ (ДШИ).
1. Педагогическая модель анализа и интерпретации музыкального текста.
2. Детские фортепианные пьесы Б. А. Чайковского и «Радуга» Г. Г. Окунева как примеры аналитической модели.
Глава IV. Обобщение практического опыта по воспитанию понимания музыкального текста.
1. Проверка исходного уровня понимания музыкального содержания (констатирующий эксперимент).
2. Процесс преподавания предмета «Музыкальное содержание» (формирующий эксперимент).
3. Результаты преподавания предмета «Музыкальное содержание» (контрольный эксперимент).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI вв.: проблемы стиля и интерпретации2013 год, кандидат искусствоведения Говар, Наталья Алексеевна
Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки2004 год, доктор педагогических наук Николаева, Анна Ивановна
Герменевтические контексты фортепианного исполнительского творчества2010 год, кандидат философских наук Никитина, Лариса Вячеславовна
Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект2011 год, доктор педагогических наук Корноухов, Михаил Дмитриевич
Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста: на примере "Бориса Годунова" М.П. Мусоргского2007 год, кандидат искусствоведения Лысенко, Светлана Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Предмет "Музыкальное содержание" в аспекте герменевтики: начальная педагогика»
В XXI веке - эпоху тотального господства информационных технологий и первостепенной роли информации, с особой остротой встает проблема понимания и, соответственно, диалога. Как отмечают, в первую очередь, педагоги и психологи, стагнация современного общества обусловлена возросшей эмоциональной глухотой, холодностью, сенсорной притупленностью и, как следствие, стереотипностью переживаний и поступков, апатией по отношению к своей жизни и к жизни близких. Социологи связывают эти проблемы с обостряющимся противоречием между человеком, его предметным и социальным окружением, усиливающейся разобщенностью из-за отсутствия объединяющей, то есть ведущей к пониманию, идеи, идеологии в целом и т. д. [см., например, 22, 71, 98, 105, 150]. Таким образом, понимание — это своего рода нравственная позиция, стимулирующая способность к общественно-полезной деятельности, изучению языка и т. д.
Между тем возникший плюрализм взглядов и нравственных ценностей неожиданно привел, несмотря на развитие глобализации, к разобщению и тотальному непониманию. Оно распространилось и на область художественной культуры. Может быть, наиболее болезненно это отразилось в сфере музыкального искусства. Особенно остро сегодня стоит проблема непонимания современной академической музыки, язык которой постигается с трудом и до сих пор не является частью массового музыкального сознания. «"Информационный разрыв" (В. В. Медушевский) автора со слушателем, - справедливо замечает JT. П. Казанцева, - драматическая судьба множества новаций, от которых отстает ухо слушателя, пытающегося воспринимать их в уже несоответствующей слушательской позиции» [119, с. 97]. Нужна перекодировка их смысла, а также освоение нового «интонационного словаря» (Б. В. Асафьев) широкой аудиторией, что непосредственно упирается в общее музыкальное образование. Следовательно, воспитание механизмов понимания, на которое нацелен предмет «Музыкальное содержание», становится одной из актуальнейших проблем м>зыкальной педагогики (и не только музыкальной), начиная с младшего ее звена как базового.
Герменевтика, с ее аналитическим аппаратом, открывает один из действенных путей в решении этой воспитательно-образовательной проблемы. По мнению В. Г. Кузнецова [147], герменевтика предполагает новое измерение человека. В ней ставится вопрос о человеке понимающем-, себя, свое место в мире, окружающую реальность и другого человека, что является сегодня особенно востребованным.
Говоря о развитии личности в музыкальном образовании, необходимо иметь в виду развитие ее целостного музыкального сознания, которое в свою очередь развиваемо и движет дальнейшим развитием музыкальной деятельности, музыкального восприятия, мышления и творчества личности» [255, с. 170]. Поэтому в педагогической практике необходимо соединение рационально-логической и образно-эмоциональной установок, строго научного объяснения с учетом социально-культурных традиций и личного эмоционального опыта и творчества учителя и ученика. Особое значение приобретает роль переживания и понимания, что, в свою очередь, предполагает обращение к феноменологическому и герменевтическому типам анализа, так как феноменология раскрывает смысл явления и метод его понимания, а герменевтика отвечает на вопрос: «Каким образом возможно понимание?». В музыкальной педагогике начального звена эти два аналитических подхода пока не получили должной оценки.
Такие герменевтические категории как понимание, биологичность, ценностно-смысловой подход и т. д., по мнению соискателя, должны более широко включаться в процесс начального музыкального образования. Именно в этот период у детей закладываются и формируются представления, устанавливаются отношения между своим «Я» и окружающим музыкальным пространством, интенсивно развиваются мышление, эмоциональная сфера, способность понимать музыкальный язык, сопереживать отраженному в музыке содержанию во всех его проявлениях. Привлечение в педагогику герменевтических методов способствует интенсивному развитию личности.
Данный подход к обучению особенно востребован в рамках предмета «Музыкальное содержание». Обобщая и синтезируя накопленный теоретический и исполнительский опыт, предмет «Музыкальное содержание» ориентирует школьников на ценностно-смысловое отношение к музыкальному произведению. Ведущий его метод - семантическое исследование. В нем нельзя обойтись без таких герменевтических средств как герменевтический круг, вопросно-ответные методики, контекстный метод, семиотические и психологические приемы. Все они давно и успешно применяются в музыкальной педагогике, дополняя традиционные, формы анализа музыкальных произведений. Однако их следует использовать не спорадически, а регулярно и целостно, обобщая в единую методику на уровне музыкальной педагогики начального звена. Следовательно, базой развития понимающей личности в музыкальной педагогике начального звена (ДМШ, ДШИ) является учебный предмет «Музыкальное содержание». Его особенность заключается в том, что каждое музыкальное произведение изучается и анализируется под образно-смысловым углом1.
Все выше отмеченное определяет актуальность поставленной темы и позволяет рассматривать начальную музыкальную педагогику в системе дополнительного музыкального образования (ДШИ и ДМШ) как объект исследования. Предметом исследования становится методика обучения теоретическим дисциплинам в ДШИ и ДМШ. Материалом исследования является процесс преподавания и освоения предмета «Музыкальное содержание» в контексте начального образовательного звена. Материал включает также фортепианные пьесы Б. Л. Чайковского и цикл «Радуга» Г. Г. Окунева как образцы вы
1 Подробно о предмете «М}зыка.чыкч: содержание» речь иоидс! н главе II. сокохудожественной современной академической музыки для детей, изучение которых наглядно демонстрирует действенность предлагаемого аналитического метода.
Цель настоящей работы заключается в теоретическом обосновании и характеристике практического апробирования герменевтического подхода в музыкальной педагогике начального звена на примере преподавания предмета «Музыкальное содержание».
Задачи исследования включают:
• определение роли герменевтики в музыкальном искусстве на философском, композиторском, исполнительском и педагогическом уровнях;
• выявление специфики герменевтического подхода в музыкальной педагогике начального звена;
• раскрытие особенностей преподавания предмета «Музыкальное содержание» в условиях ДШИ и ДМШ;
• разработку аналитической модели и стратегии формирующего эксперимента по внедрению герменевтического подхода;
• музыковедческий анализ детских фортепианных пьес Б. А. Чайковского и Г. Г. Окунева с использованием герменевтического метода, информационно-содержательной теории И. Р. Гальперина и теории понимания Г. И. Богина;
• постановку педагогического эксперимента в старших классах ДШИ № 3 г. Кургана с включением герменевтического подхода для обучения пониманию музыкальных текстов и обобщение его результатов;
• составление практических рекомендаций по внедрению герменевтического анализа в начальную музыкальную педагогику. Теоретическая база диссертации основывается на многочисленных трудах в области философской герменевтики, различных сфер музыкознания, общей и музыкальной педагогики и психологии. Прежде всего это фундаментальные исследования зарубежных и отечественных ученых-герменевтов: Г. Г. Гадамера «Актуальность прекрасного» [63], «Истина и метод» [64], П. Рикёра «■Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике» [225], В. Дилътея «Наброски к критике исторического разума» [86], «Введение в науки о духе» [87], «Возникновение герменевтики» [89], Г. Г. Шпета «Герменевтика и ее проблемы» [293], В. Г. Кузнецова «Герменевтика и гуманитарное познание» [147], «Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления» [316], С. М. Филиппова «Феноменология и герменевтика искусства» [261] и др. [72, 151, 166, 199,210,211,227].
Отдельно необходимо остановиться на трудах В. Дильтея «Описательная психология» и «Построение исторического мира в науках о духе» [85, 88], в которых он обосновывает герменевтический методологический стандарт и возможные пути применения герменевтики в гуманитарных науках, в том числе и педагогике.
Среди музыковедческих работ по теории музыкального содержания первостепенную роль играет монография В. Н. Холоповой «Музыка как вид искусства», в которой автор трактует музыкальное содержание как выразительно-смысловую сущность [268]. Не меньшее значение имеют другие публикации по теории музыкального содержания: «Область бессознательного в восприятии музыкального содержания», «Специальное и неспециальное музыкальное содержание» и др. В. Н. Холоповой [269, 270, 271, 272, 273]; «Основы теории музыкального содержания» и др. Л! П. Казанцевой [113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 122]; «Теория музыкального содержания» А Ю. Кудряшова [143].
Большим подспорьем стали также исследования по различным аспектам анализа музыкального содержания: А. Н. Сохора, Ю. Н. Холопова, Е. В. Назай-кинского Е. А. Ручьевской, В. В. Медушевского, М. Г. Карпычева, В. П. Морозова, М. А. Смирнова [242, 243, 266, 198, 228, 229, 175, 176, 125, 181, 237]; по характеристике музыкальной семантики Я В. Медушевского, [173, 174], И. С.
Стогний [244, 245]. Работы, в том числе изучающие интерпретацию в музыке, Б. В. Асафьева, М. Г. Лрановского, Б. JI. Яворского, Т. В. Чередниченко, Е. Г. Гуренко, Н. П. Корыхстовой, И. С. Стогний, В. Б. Носиной, [9, 4, 5, 7, 76, 106, 124, 132, 134, 135, 201, 206, 221, 246, 282, 303, 304] и др. и публикации по изучению диалога П. С. Волковой [54, 55].
Следует также отметить сборники статей по материалам Международных научно-практических конференций «Музыкальное содержание: наука и педагогика», «Музыкальное содержание: пути исследования», «Семантика музыкального языка», «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития», «Семиотика культуры и искусства» [185, 186, 187, 188, 234]; учебные и методические разработки лаборатории музыкальной семантики под руководством Л. Н. Шаймухсшетовой [189, 384, 285, 286, 287, 288].
Немаловажную роль сыграли труды по общей и музыкальной'педагогике: Э. Б. Абдуллина, Л А. Беляева, А. Ф. Закировой, Д. Б. Кабалевского, М. Г. Яновской, М. Д. Корноухова, В. Г. Ражникова [1, 22, 98, 112, 133, 223, 306] и других [2, 3, 13, 40, 80, 99, 108, 112, 133, 142, 149, 156, 157, 161, 170, 191, 230, 231, 235, 248, 250, 252, 253, 254, 276].
Нельзя не упомянуть работы различного научного статуса по общей и музыкальной психологии П. Я. Гальперина, Л. Л. Бочкарёва, Е. В. Назайкин-ского, Г. 11. Овсянкииой, А. В. Тороповой [65, 66, 41, 192, 204, 256] и других. Особо следует отметить труды Л. С. Выготского о знако-символической основе сознания, его смысловом строении, о роли культуры в опосредовании сознания и значении знака, символа, мифа как медиаторов культуры - «Психология искусства», «Мышление и речь» [59, 60]. Важным в контексте данного исследования является его положение о «единстве аффекта и интеллекта», который трактуется нами как педагогический принцип.
Несмотря па столь солидный теоретический базис, работ по теме диссертации практически нет. Отмеченные публикации по теории музыкального содержания В. И. Холоповой, Л. П. Казанцевой, А. Ю. Кудряшова, за редким исключением [121, 267], посвящены педагогике высшего и среднего звена, а главное, в них не привлекаются возможности герменевтического подхода. Упоминание о новаторской роли герменевтического подхода можно встретить в учебных пособиях В. Н. Холоповой и А. Ю. Кудряшова [271, с.57; 143, с.241]. Однако всесторонняя разработка этого вопроса, причем в контексте музыкальной педагогики начального звена, еще не предпринималась и не апробировалась на практике.
Методологическая основа диссертации носит комплексный характер. В ее основе лежит теория герменевтической педагогики В. Дильтея, которая объединяется с лингвистической теорией о трех сторонах художественной информации в тексте И. Р. Гальперина (см. главу III), теорией о типах понимания Г. И. Богина и концепцией о феноменологии интервалов В. Вюнша. Методологические принципы исследования исходят также из основных положений по теории музыкального содержания, уже упомянутых отечественных ученых [121, 143, 267, 384].
Методы исследования включают теоретический анализ литературы, сравнительный анализ феноменологических и герменевтических учений, педагогических концепций понимающей педагогики В. Дильтея и отечественной теории педагогики сотрудничества и т. д., методы генерализации, эмпирический (на основе педагогического эксперимента) с использованием анкетирования, тестирования, статистической обработки данных и обобщения. Исследование содержит также герменевтический метод с элементами феноменологии, музыковедческий анализ с введением семантической характеристики, а также метод активной иллюстрации (термин Е. В. Вязковой).
Практической базой исследования явилось преподавание предмета «Музыкальное содержание» и других музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ № 3 г. Кургана с 2004 по 2010 годы.
Гипотезы исследования:
• включение герменевтического метода в музыкальную педагогику способствует более глубокому пониманию произведений искусства;
• философско-герменевтический анализ активизирует творческо-поисковую деятельность, стимулирует психическое развитие личности;
• предмет «Музыкальное содержание» на уровне музыкальной педагогики начального звена имеет специфические особенности, является моделью реализации герменевтического подхода. Положения, выносимые на защиту:
• методы философской герменевтики могут быть задействованы в музыкальной педагогике начального звена для воспитания алгоритмов понимания музыкального произведения и развития мышления в целом;
• предмет «Музыкальное содержание» является базовым для включения философско-герменевтического подхода в воспитании мышления;
• на основе феноменологического и философско-герменевтического подходов с подключением теории о трех сторонах информации художественного текста И. Р. Гальперина, теории понимания Г. И. Богина и учения о феноменологии музыкальных интервалов В. Вюнша может быть разработан новый принцип анализа музыкального произведения;
• детские фортепианные пьесы Б. А. Чайковского и цикл «Радуга» Г. Г. Окунева являются репрезентативным материалом для демонстрации нового аналитического подхода в музыкальной педагогике начального звена;
• использование феноменологического и философско-герменевтического приемов в преподавании предмета «Музыкальное содержание» позволяет достичь более значительных педагогических результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• теоретически обоснована роль герменевтического подхода во всех аспектах музыкальной деятельности;
• разработана и введена в педагогическую практику методология философско-герменевтического анализа для начального звена музыкального образования;
• экспериментально доказана важность герменевтического подхода в музыкальной педагогике начального звена, его роль в активном расширении кругозора и осознанном восприятии произведений искусства;
• выявлена специфика преподавания и освоения1 предмета «Музыкальное содержание» на уровне ДШИ и ДМШ;
• разработана и продемонстрирована на примере детских фортепианных пьес Б. А. Чайковского и цикла «Радуга» Г. Г. Окунева модель философско-герменевтического анализа в контексте информационной теории И. Р. Гальперина, теории понимания Г. И. Богина изучения о феноменологии интервалов В: Вюнша.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы диссертации являются базой для дальнейшей разработки новаторских философско-герменевтических приемов в других сферах музыкальной педагогики.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании теоретических дисциплин на уровне ДШИ и ДМШ, а также в совершенствовании учебной программы по предмету «Музыкальное содержание». Они дают теоретический и практический материал для составления методических рекомендаций, адресованных преподавателям начального образовательного звена.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (318 наименований) и двенадцати приложений, содержащих нотные примеры, таблицы, графики, тесты, аналитические этюды учащихся и др.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Интерпретация художественного текста как средство воспитывающего обучения осужденных2006 год, кандидат педагогических наук Аквазба, Светлана Омаровна
Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом: На примере клавирных произведений XVII-XVIII вв.2002 год, кандидат искусствоведения Кириченко, Полина Владимировна
Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века1999 год, кандидат педагогических наук Щербакова, Анна Иосифовна
Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов: на материале музыкального искусства2010 год, доктор искусствоведения Консон, Григорий Рафаэльевич
Музыкальный текст как культурно-исторический феномен2001 год, кандидат культурол. наук Инкижекова, Мария Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Давыдова, Светлана Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всестороннему теоретическому обоснованию философ-ско-герменевтического метода и обобщению шестилетней педагогической практики по его внедрению на базе ДШИ № 3 г. Кургана, можно с уверенностью отметить, что данный метод имеет несколько развивающих уровней.
Во-первых, гуманитарный уровень, который включает нравственные, психологические и культурологические доминанты.
Данный уровень обусловлен тем, что философско-герменевтический метод, несомненно, апеллирует к этическому миру школьника через научение сопереживать, постигать смыслы музыкального искусства — искусства наиболее мощно воздействующего на весь духовный мир человека.
Метод также стимулирует интенсивное развитие таких психических функций как интеллект, эмоции, креативность, воображение, восприятие, память, внимание и т. д. Несомненное его благотворное воздействие и на весь комплекс музыкальных способностей (основных и частных) и музыкальности. В совокупности все это способствует, по словам Е. В. Мстиславской, «самореализации человека . использует выявившиеся психофизиологические мозговые константы музыкальности» [183, с. 236]. Данный метод репрезентирует широкий спектр межпредметных связей, захватывающих самые разнообразные знания, среди которых выделяется гуманитарный блок -философский, филологический, исторический, психологический, педагогический и др. Сам этот факт отвечает одной из кардинальных особенностей в развитии современной науки - эпохе синтеза научных областей и направлений.
Во-вторых, искусствоведческий уровень, так как философско-герменевтический метод позволяет спонтанно и широко апеллировать ко всем видам и жанрам искусства и литературы (об этом достаточно красноречиво свидетельствуют данные главы IV, § 2 и материалы Приложения V). Параллели, сравнения и т. д. со всем художественным спектром становятся не только действенным методом обучения и развития, но и способствуют формированию у детей на подсознательном уровне понимания категории художественной культуры как единого духовного пространства.
В-третьих, философско-герменевтический метод имеет масштабный музыковедческий уровень, который способствует становлению алгоритмов в понимании музыкальных стилей эпохи, авторских стилей и т. д. Будучи системным, он включает несколько подуровней. Среди них особо следует выделить жанровый подуровень (понимание музыкального жанра как матрицы [см. 210]), подуровень средств музыкальной выразительности (как «строительно-смысловых» единиц и комплексов музыкального творчества), композиционный подуровень (понимание музыкальной формы как обусловленной смыслом, исторической эпохой и т. д. процессуальной структуры).
Таким образом, философско-герменевтический метод усиливает такое важное свойство предмета «Музыкальное содержание» как обобщение всего комплекса знаний, умений и навыков, полученных школьниками за годы обучения в ДМШ (ДШИ).
На основе отмеченных выше уровней складывается богатый опыт общения с искусством (не только музыкальным), расширяется кругозор детей, что ведет к формированию в сознании новой картины мира, переосмыслению жизненных ценностей, нравственных и художественных идеалов и т. д.
Метод философско-герменевтического анализа, как свидетельствуют материалы диссертации, с успехом может быть применен при преподавании всех дисциплин учебного плана музыкальных образовательных учреждений начального звена. И хотя соискатель, исходя из своей практики, привел в пример только дисциплины историко-теоретического цикла (см. главу IV, § 3), предположительно данная методика может успешно функционировать и при преподавании практических предметов (например, инструментального музицирования).
Разработанная модель герменевтического анализа в контексте теории И. Р. Гальперина отличается не только подвижностью, обусловленной спецификой музыкального образа конкретного произведения, но и позволя тем не менее, выявить алгоритмы каждого из трех аналитических этапов.
На этапе постижения содержательно-концептуальной информации (СФИ) анализирующее сознание фиксирует наиболее значимые для данного произведения средства выразительности. Если ярко репрезентируются черты жанрового портрета, то целесообразно раскрыть и жанровые черты.
Этап понимания содержательно-подтекстовой информации (СПИ) предполагает освоение семантического комплекса и дальнейшее осознание жанровых основ.
Проникновение в смысл содержательно-концептуальной информации (СКИ) предполагает понимание анализируемого произведения как пример авторского стиля, музыкального направления (школы), как образец эпохи художественной культуры.
Важным представляется вывод, что данная модель философско-герменевтического анализа обусловлена законом психолога Н. Н. Ланге о стадиальности восприятия.
Исходя из положения А. Ф. Закировой о применении герменевтических приемов для стимулирования смыслообразования в процессе освоения предметных знаний [98], и адаптировав его к детской музыкальной педагогике, получаем следующие методы работы с музыкальным текстом:
• перевод музыкального текста на язык словесного описания;
• комментирование авторского литературного текста (в том числе названий);
• диалог-полемика с автором литературного текста (поддержка и опровержение основных идей);
• составление семантического словаря музыкального текста;
• составление понятийной схемы музыкального текста;
• жанровая переработка музыкального текста;
• интерпретация музыкального текста с позиций различных субъектов творческого процесса;
• поиск универсальных общекультурных смыслов музыкального текста;
• сопоставление терминологического и метафорического состава музыкальных текстов разных жанров и стилей.
В результате использования предложенных методов работы с текстом происходит принятие учащимися идей, воплощенных в музыкальном произведении в форме идентификации себя с героем сочинения, соотнесенности идеи музыкального произведения с собственным жизненным опытом, переживания авторского чувства и т. д. Таким образом, ребенок расширяет свой жизненный опыт, в чем и заключается воспитательная функция герменевтики, а вместе с ней и перспективы дальнейшего исследования данной темы.
Обобщение материалов по внедрению герменевтического подхода в музыкальную педагогику начального звена позволило сделать ряд выводов:
1. самостоятельное владение музыкально-образным языком открывает для учащихся возможность более высокого уровня общения со своим «я» посредством языка музыки;
2. герменевтический опыт может быть применен в преподавании различных дисциплин предметно-теоретического цикла на всех этапах обучения;
3. воспитание понимания осуществляется через формирование «умных» эмоций и мыследеятельности, следовательно, герменевтические термины «самовыражение» и «саморазвитие» педагогически обусловлены;
4. творческий опыт приобретается школьниками в процессе слушания музыки и постижения ее художественного смысла;
5. формирование алгоритма анализа и оценки воспринимаемой музыки происходит в соответствии с теми эстетическими и содержательными критериями, которые приобретают дети в процессе аналитической деятельности.
В заключение необходимо подчеркнуть, что перспективы развития темы «герменевтика в музыкальной педагогике» находятся, по мнению соискателя, в сфере изучения специфики философско-герменевтического анализа в других предметах учебного плана ДМШ (ДТНИ) с учетом всех специальностей, а также - в области общего музыкального образования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Давыдова, Светлана Анатольевна, 2011 год
1. Абдуллин Э. Б. О сущности, этапах развития научной школы и ее направлениях // Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э. Б. Абдуллина): Сб. научных статей / Под науч. ред. Э. Б. Абдул-лина. М.: МГПУ, 2007. С. 11-34.
2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000. Изд. 2-е. 600 с.
3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 с.
4. Арановский М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 343 с.
5. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 90-128.
6. Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Муз. современник. М.: Музыка, 1987. Вып. 6. С. 5-44.
7. Арановский М. Г. Интонация, знак и «новые методы» // Сов. музыка. 1980. № ю. С. 99-109.
8. Аркадьев М. А. Временные структуры новоевропейской музыки: Опыт феноменологического исследования. М.: Библос,1995. 168 с.
9. Апетян 3. А. Три интервью. Говорит Сергей Рахманинов. Интерпретация зависит от таланта и индивидуальности. Музыка должна идти от сердца / Пер. с англ. В. Чемберджи // Сов. Музыка. 1973. № 4. С. 94-103.
10. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
11. Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам. М.: Сов. композитор, 1978. 200с.
12. Афонина Н. Ю. Пособие по анализу музыкальных произведений: Краткое изложение основных тем курса анализа для иностранных студентов вокального факультета. СПб.: Канон, 1997. 48 с.
13. Баренбойм JI. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. JL: Музыка, 1974. 335 с.
14. Барсова И. А. Опыт этимологического анализа // Сов. музыка. 1985. № 9. С. 59-66.
15. Барсова И. А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. JL: Музыка, 1988. С. 99-116.
16. Басин Ф. В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве // Вопросы философии. 1978. №2. С. 57-69.
17. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства: Критический анализ. М.: Библос, 1997. 192 с.
18. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных наук: Опыт философского анализа // Русская словесность: Антология. М.: Academia, 1997. С. 227-244.
19. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Наука. 1975. 456 с.
20. Беляева Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельности. Екатеринбург, 1995. 73 с.
21. Беляева-Экземплярская Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 303329.
22. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М.: Русский книжник, 1923. 115 с.
23. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: МГУ, 1998. 120 с.
24. Библер В. С. О сути диалогизма // Вопросы философии. 1989. № 7. С.3-27.
25. Библер В. С. Школа диалога культур: Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 66-73.
26. Богачёва И. А. Роль установки в художественно-творческой деятельности: Автореф. дис. . канд. философ, н. Л., 1983. 16 с.
27. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. М., 2008. Вып. 2. 304 с.
28. Бобровский В. П. О переменности функций музыкальной формы: Исследование. М.: Музыка, 1970. 227 с.
29. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: в 2-х вып. М.: Музыка, 1989. Вып. 1. 266 с.
30. Бобровский. В. П. Анализ композиции «Картинок с выставки» // В. П. Бобровский: Статьи. Исследования. М., 1988. С. 120-148.
31. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 336 с.
32. Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин: КГУ, 1986. 86 с.
33. Бонфелъд М. Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2001. 224 с.
34. Бонфелъд М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства. СПб.: Композитор, 2006. 662 с.
35. Бонфелъд М. 777. Творчество как интерпретация // Проблемы художественной интерпретации в XX веке: Тезисы всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 1995. С. 3-5.
36. Бонфелъд М. 77/. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сб. науч. тр.
37. Ш> Вологда: Русь, 2000. Вып. 1. С. 32-39.
38. Бонфелъд М. Ш., Волкова 77. С., Казанцева Л. 77., Шаховский В. И. «Музыка начинается там,, где кончается слово»: Книга для учителя. Астрахань, М.: НТЦ Консерватория, 1995. 458 с.
39. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика -XXI, 2006. 352 с.
40. Бубер М. Я и Ты / Пер. с. нем., послесловие П. С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. 175 с.
41. Буракова Р. Ю., Овсянкина Г. 77. Произведения Бориса Чайковского в ф, классе фортепиано. Методические рекомендации для преподавателей музыкальных училищ и консерваторий. Астрахань, 1992. 34 с.
42. Браудо И. А. Артикуляция (О произношении мелодии). JL: Музыка, 1973. 198 с.
43. Брудный А. А. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы философии. 1975. № Ю. С.110-117.
44. Брудный А. А. Психологическая герменевтика: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 1998. 336 с.
45. Бычков Ю. Н. Проблема смысла в музыке: Музыкальная конструкция и смысл: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. М., 1999. Вып. 151. С. 8-21.
46. Бычков Ю. Н. Музыкальное содержание // Материалы конференции «Музыкальное содержание: наука и педагогика». Московская консерватория, 4-5 дек. 2000. С. 38^13.
47. Вайсман С. Т. «Диалогика согласия»: По мотивам сочинений Мартина Бу-бера // М., Человек. 1996. № 6. С. 77-87.
48. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ. 1982. 336 с.
49. Великовский С. И. Культура как полагание смысла // Одиссей" 1989. М.: Наука, 1989. С. 17-21.
50. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка М.: Просвещение, 1968. 415 с.
51. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Международной научно-практической конференции. 2529 августа 1997 г. / Ред. Л. П. Казанцева; сост. П. С. Волкова. Астрахань, 1997.240 с.
52. Волкова 77. С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века): Научное издание. Краснодар: ХОРС, 2008. 200 с.
53. Волкова 77. С. Музыка в контексте диалога: риторический аспект // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002. Астрахань, 2002. С. 54-61.
54. Вопросы музыкального содержания: Сб. трудов / РАМ им. Гнесиных. М., 1996. Вып. 136. 164 с.
55. Вопросы психологии способностей: Сб. статей / Под ред. В. А. Крутецко-го. М.: Педагогика, 1973. 216 с.
56. Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных, УГИИ; Отв. ред. Л. Н. Шаймухаметова. М., 1998. Вып. 144. 132 с.
57. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 572 с.
58. Выготский Л. С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981. С. 153-175.
59. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки / перевод с нем. Н. Т. Григорьевой. М.: Парсифаль, 2007. 160 с.
60. Габитова Р. М. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера // Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985. С. 61-96.
61. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
62. Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики М.: Прогресс, 1988. 699 с.
63. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981. С. 78-86.
64. Гальперин П. Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1998. № 2. С. 3-8.
65. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.
66. Гайденко П. П. Философская герменевтика и ее проблематика: Природа философского знания: Реферативный сборник, М.: ИФ АН СССР. 1975. 4.1. 310с.
67. Гайденко П. П. Герменевтика и кризис буржуазной культурно-исторической традиции // Вопросы литературы. 1977. № 5. С. 130-165.
68. Гегель Г. В. Эстетика в 4 т. Т. 1-2. М., 1968-1969. Т. 1. 321 с. Т. 2. 326 с.
69. Герменевтика: История и современность: Критические очерки. М.: Мысль, 1985.303 с.
70. Герменевтика и музыкознание: Общие проблемы искусства: Обзорная информация ГБЛ / Сост. Т. В. Чередниченко. М., 1984. Вып. 1. 129 с.
71. Готсдинер А. Я. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 230—252.
72. Гуренко Е. Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы: Учебное пособие. Новосибирск: НТК им. М. И. Глинки, 1985. 86 с.
73. Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. 256 с.
74. Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблемы понимания в философии. М.: Политиздат, 1985. 192 с.
75. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. Т. 1: 336 с.
76. Гущина В. А. Критический анализ аналитической эстетики. М.: Высшая школа, 1986. 111 с.
77. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. Изд. 2-е. 480 с.
78. Давыдова С. А. Справочник по теории музыкального содержания. Курган: Дамми. 2006. 116 с.
79. Далъхауз К. Музыкознание как социальная система // Сов. музыка. 1988. №3. С. 109-116.
80. Демченко А. И., Демченко Г. Ю. Семиотика и семантика в музыкальной науке // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции. Астрахань, 2006. Ч. I. С. 12-19.
81. Денисов А. В. Семантика музыкального языка — лингвистический аспект проблемы // Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года. М.: РАМ им. Гнесиных. 2004. С. 46-51.
82. Дилътей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
83. Дилътей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. с. 135-152.
84. Дилътей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: МГУ, 1987. С. 108-135.0 88. Дилътей В. Построение исторического мира в науках о духе // Дильтей В.
85. Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. А. В. Михайлова, Н. С. Плотникова. М.: Три квадрата, 2004. Т. 2. С. 10-413.
86. Дильтей В. Возникновение герменевтики // Дильтей В. Собр. соч. Герменевтика и теория литературы. Перевод с нем. под редакцией В. В. Биби-хина и Н. С. Плотникова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. Т. IV: С. 1-262.
87. Доблаев Л. П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста // Вопросы психологии. № 3. 1994. С. 67-72.
88. Доблаев Л. П. Анализ и понимание текстов. Саратов: СГУ, 1987. 152 с.
89. Друскин Я. С. О риторических приемах в музыке И. С. Баха. СПб.: Северный олень, 1999. 128 с.
90. Дубровщкий Д. И. Понимание как расшифровка кода // Философские основания науки: Материалы VIII Всесоюзной конференции «Логика и методология науки». Вильнюс, 1982. С. 128-133.
91. Задерацкий В. В. Музыкальная форма / Учебник для специализированных факультетов высших учебных заведений. М.: Музыка, 1995. Вып. 1. 540 с.
92. Заднепровская Г. В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических училищ и колледжей. М.: Гу-манит Владос, 2003. 272 с.
93. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: Монография. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2001. 152 с.
94. Запесоцкий А. С. Образование: Философия. Культурология. Политика. СПб.: СПбГУП, 2003. 424 с.
95. Захаров Ю. Истолкование музыки: Семиотический и герменевтический аспекты: Автореферат дис. . канд. иск. М., 1999. 27 с.
96. Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII I половины XVIII веков. М.: Музыка, 1983. Вып. I. 77 с.
97. Звук, интонация, процесс: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных, 1998. Вып. 148. 132 с.
98. Зисъ А. Я., Стафецкая М. П. Методологические искания в западном искусствознании: Критический анализ современных герменевтических концепций. М.: Искусство, 1984. 238 с.
99. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С. 3-16.
100. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Самара: СамГПУ, 1998. 188 с.
101. Иванова Л. П. «Перевод», «трактовка», «интерпретация»: к вопросу дифференциации понятий // Проблемы художественной интерпретации в XXвеке: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 1995. С. 17-19.
102. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. 252с.
103. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986. 224 с.
104. Игнатов А. В. Ф. Брентано и Э. Гуссерль: феномен интенциональности // Вестник СПб. Университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. СПГУ. 2008. Вып. 3. С. 120124.
105. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Иностранная литература, 1962. 572 с.
106. История философии: Запад-Россия-Восток: Учебник. Книга 4-я. / Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. М.: Греко-латинский кабинет. 1999. 448 с.
107. Казанцева Л. П. Теория музыкального содержания: Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Астрахань: ИПЦ Факел, 2001. 32 с.
108. Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании: Монография / Рам им. Гнесиных. М., 1998. 248 с.
109. Казанцева JI. П. Анализ музыкального содержания: Методическое пособие. Астрахань: АГК. 2002. 128 с.
110. Казанцева JI. П. О понятиях и источниках программности // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность. Ростов-н/Д: Фолиант, 2004. 271 с.
111. Казанцева Л. П. Основы музыкального содержания: Учебное пособие. Астрахань, 2009, Изд. 2-е, испр. 368 с.
112. Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: Учебное пособие. Астрахань: Волга, 2009. 360 с.
113. Казанцева Л. П. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни: Лекции по курсу «Теория музыкального содержания».tf) Астрахань: АГК. 2004. 127 с.
114. Казанцева Л. П., Максакова В. С. Музыкальное содержание: Программа для детских музыкальных' школ и детских школ искусств. Астрахань: ИПЦ Факел, 2001. 12 с.
115. Калиниченко В. В., Огурцов А. П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея//Вопросы философии. 1988. №4. С. 128-134.
116. Карпычев М. Г. Теоретические проблемы содержания музыки. Новосибирск, 1997. 68 с.
117. Кац Б. А. О культурологических аспектах анализа // Сов. музыка. 1978. № 1.С. 37-43.
118. Кирнарская Д. Г. Музыкальные способности. М.: Талант-XXI век, 2004. 496 с.
119. Кон Ю. Г. Заметки о форме «Фуги для 13-ти инструментов» В. Лютослав-ского: реинтерпретация жанра // Donatio musicologica: Сборник статей. Петрозаводск, 1994. С. 7-28.
120. Копчевский Н. Герман Окунев // Они пишут музыку для детей: Сб. статей. М., 1980. С.153-156.
121. Корганов К. Т. Борис Чайковский: личность и творчество. М.: Композитор, 2001.200 с.
122. Корноухое М. Д. Нотный текст как основа обучения учащихся искусству интерпретации музыки // Методология педагогики музыкального образования научная школа. Э. Б. Абдуллина: Сб. научных статей / под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. М.:МПГУ, 2007. С. 265-276.
123. Корыхалова Н. П. Баркаролы Г. Форе: интерпретация жанра // Проблемы художественной интерпретации в XX веке: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 1995. С. 78-80.
124. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб.: Композитор, 2007. Изд. 2-е, доп. 328 с.
125. Кремлев. Ю. А. Фортепианные сонаты Бетховена. М.: Сов. Композитор, 1970. Изд. 2-е. 335 с.
126. Кремлёв Ю. А. Что такое музыкальная тема. М.; Л.: Музыка, 1964. 52 с.
127. Кречмар Г. История оперы. Л.: Academia. 1925. 68 с.
128. Кристева Ю. Слово, диалог, роман // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение романа. М., 2004. 300 с.
129. Кроне Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика / Пер. с ит. В. Яковенко. М.: М. и С. Сабашниковы, 1920. Часть I. Теория. 172 с.
130. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 450 с.
131. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2006. 432 с.
132. Кудряшов А. К уточнению научно-категориального аппарата теории музыкального содержания // Семантика музыкального языка. Материалы наф) учной международной конференции 27-28 февраля 2002 года / РАМ им.
133. Гнесиных. М., 2004. С. 112-117.
134. Кузнецов В. Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Густава Густавовича Шпета // Логос. 1991. № 2. С. 199 -214.
135. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991. 192 с.
136. Кузнецов В. Г., Алексеев А. П. Гносеологическая функция герменевтического понимания // Познание и язык. М., 1984. С. 84-96.
137. Кукшин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Ростов-н/Д.: МарТ, 2002. 320 с.
138. Кукулин И. Вдумчивое непонимание. Возвращение герменевтики // М., Новое литературное обозрение. М., 2003. № 61. С. 69—74.
139. Куркина Л. Я. Герменевтика, эстетика, язык // Философская и социологическая мысль. 1990. №. 1. С. 91-102.
140. Кутырев В. А. Понимаю, следовательно, существую // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 138-145.
141. Лебедев С. А. Философия науки: Словарь философских терминов. М.: Академический Проект, 2006. Изд. 2-е. 317 с.
142. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
143. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
144. Ломакина Н. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников подростков (результаты исследовательской работы) // Музыка и время. 2006. № 10. С. 28-31.
145. Лосев А. Ф. Форма Стиль - Выражения / Сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. 944 с.
146. Лихачев. Б. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1988. 452 с.
147. Лотман Ю. М. Замечания о структуре повествовательного текста // Ученые записки Тартусского университета. Труды по знаковым системам. 1973. Вып. 308. С. 382-386.
148. Лузина Л. Н. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000. 186 с.
149. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 416 с.
150. Мазелъ Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк об основах музыкального искусства и его эволюции. М.: Музыка, 1991. Изд. 2-е. 80 с.
151. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. 751 с.
152. Мазелъ Л. Целостный анализ жанр преимущественно устный и учебный // Муз. академия. 2000. № 4. С. 132-134.
153. Малахов В. Герменевтика и традиция // Логос. 1999. № 1. С. 3-10.
154. Мальцев С. М. Семантика музыкального знака. Автореф. дис. канд. искусствоведения. Вильнюс, 1981. 24 с.
155. Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование. М.: Музыка, 1990. 124 с.
156. Мамардаьивили М. К. Процессы анализа и синтеза // Вопросы философии. 1958. №2. С. 64-71.
157. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972. С. 170-186.
158. Мацевич М. Я. Понимание и существование // Сборник докладов международного научного семинара. Минск: Пропилеи, 2000. 138 с.
159. Махлина С. Т. Словарь по семиотике культуры. СПб: Искусство, 2009. 752 с.
160. Медушевский В. В. Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия) // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Музыка, 1986. С. 114-128.
161. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. 268 с.
162. Медушевский В. В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980. Вып. 2. С. 5-16.
163. Медушевский В. В. Как устроены художественные средства музыки // Эстетические очерки. М.: Музыка. 1977. Вып. 4. С. 77—113.
164. Михайлов А. А. Современная философская герменевтика. Минск, 1984. 191 с.
165. Михайлов М. Стиль в музыке: Исследование Л.: Музыка, 1981. 264 с.
166. Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990. 283 с.
167. Молоствова И. Е. Художественно-интерпретационный подход как герменевтическая стратегия музыкального образования // Методология педагогики музыкального образования (научная школа). М.: МГПУ, 2007. С. 97155.
168. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация М.: Институт психологии РАН, 1998. 164 с.
169. Морозова Н. В. Полимодальные музыкально-образные представления и их развитие // Методология педагогики музыкального образования научная школа. Э. Б. Абдуллина: Сб. научных статей / Под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. М.: МГПУ, 2007. С. 187-206.
170. Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 3-5 декабря 2002 года / Отв. Ред.-сост. Л. П. Казанцева. Астрахань: Волга. 392 с.
171. Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов научных чтений / Ред.-сост. Л. П. Казанцева. Краснодар: ХОРС, 2009. 156 с.
172. Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в
173. Ш двух частях. Астрахань, 2006. Часть 1. 440 с.
174. Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. статей по материалам Второй международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» 13-14 ноября 2008 года / Ред. Л. В. Саввина. Астрахань, 2008. 332 с.
175. Музыкальный текст и исполнитель: Сб. статей / Отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. УГАИ: Лаборатория музыкальной семантики, 2004. 132 с.
176. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чеш. В. А. Каменской. М.: Искусство, 1994. С. 198-244.
177. Муцмахер В. И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: Прометей, МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. 64 с.
178. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.
179. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254 с.
180. Назайкинский Е. В. Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические очерки. М.: Сов. композитор, 1967. Вып. 2. С. 245-283.
181. Назайкинский Е. В. Настройка и настроение в музыке // Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1985. Вып. 2. С. 6-40.
182. Назайкинский Е. В. Музыкознание как искусство интерпретации. (Интервью А. Амраховой) // «Musiqi dunyasi». 2003. № 1. С. 27-136.
183. Назайкинский Е. В. О системе музыкально-теоретических дисциплин // Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе: Сб. статей. М., 1978. С. 94-121.
184. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие. М.: Владос, 2003. 248 с.
185. Нарский И. С. Современная буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х годов XX века. М.: Мысль, 1983. 80 с.
186. Наследие Б. JT. Яворского: Сб. Статей. М, : Музыка, 1997. 153 с.
187. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. Тамбов: Б.и., 1993. 104 с.
188. О Борисе Чайковском: Материалы к творческой биографии: Сб. статей / Под ред. В. М. Келле. М.: Купина, 1997. 244 с.
189. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: АПНРСФСР, 1955. 184 с.
190. Овсянкина Г. П. Музыкальная психология: Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов. СПб.: Союз художников, 2007. 240 с.
191. Овсянкина Г. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д. Д. Шостаковича: Монография. СПб.: Композитор, 2003. Кн. 1. 320 с. Кн. 2. 130 с.
192. Овсянкина Г. П. Интерпретация фортепианных произведений Галины Ус-твольской в контексте авторского стиля.
193. Стилевой генезис и интерпретация (к проблеме интерпретации фортепианных произведений школы Д.Д. Шостаковича) // Проблемы художественной интерпретации в XX веке: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 1995. С. 75-77, 86-88.
194. Овсянкина Г. 77. «Радуга» в творчестве Германа Окунева (1931-1973) (вступительная статья) // Окунев Г. Г. Радуга: фортепианные пьесы для детей. СПб: Композитор, 2010. Изд. 3-е, доп. С. 3.
195. Овсянкина Г. П. «Микрокосмос» Белы Бартока — «Радуга» Германа Окунева: диалог через десятилетия // Б. Барток — 125 со дня рождения: Материалы международной научной конференции / Ред.-сост. Е. И. Чигарева.
196. М: Московская государственная консерватория, 2010. С. 115—123.
197. Огурцов А. П. Герменевтика и естественные науки // Загадка человеческого понимания. М.: Политическая литература, 1991. С. 129-144.
198. Огурцов А. П. Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.
199. Окунев Г. Г. Радуга: фортепианные пьесы для детей. Л.: Сов. композитор, 1974; СПб.: Композитор, 2003, 2010.
200. Окунев Г. Принцип позиционности в «Микрокосмосе» Белы Бартока // Ф Теоретические проблемы музыки XX века: Сб. статей / Ред.-сост. Ю. Н.
201. Тюлин. М., 1978. Вып. 2. С. 103-125.
202. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2002. Изд. 3-е. 704 с.
203. Орлов Г. А. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005, Изд. 2-е. 440 с.
204. Павиленис Р. И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль. 1983. 286 с.
205. Петруъиин В. И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 141-144.
206. Понимание как философско-методологическая проблема (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1986. № 8. С. 46-63.
207. Портнов А. И. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново: ИВГУ, 1994. 367 с.
208. Потебня. А. А. Мысль и язык // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Академия, 1997. С. 51-65.
209. Проблемы художественной интерпретации в XX веке: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 1995. 92 с.
210. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз): Сб. тр. / Сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик. Новосибирск, 1984. Вып. 2. 152 с.
211. Щ) 223. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Классика XXI, 2004. 140 с.
212. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Academia-Центр Медиум, 1995. 160 с.
213. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Academia-Центр Медиум, 1995. 412 с.
214. Рузавин Г. И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения // Вопросы философии. 1983. № 10. С. 62-70.
215. Ручьевская Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Д.: Музыка, 1987. Вып. 3. С. 69-96.
216. Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. JI.: Музыка, 1977. 160 с.
217. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия. Т. 1 1993; Т. 2 - 1998. 608 с.
218. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988. 288 с.
219. Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. М., 2004.283 с.
220. Семантика старинного уртекста: Сб. статей / Отв. ред.-сост. Л. Н. Шайму-хаметова, Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002. 14 с.
221. Семиотика культуры и искусства: Материалы V Международной научно-практической конференции: В 2 т. Краснодар: КГУКИ, 2007. Т.1. 178 с.
222. Сидорина Т. Организация процесса восприятия музыки младшими школьниками // Музыка и время. 2006. № 12. С. 48-52.
223. Сигитов С. М. Герман Окунев. Лики творчества и времени. СПб.: Сударыня, 2006.314 с.
224. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка, 1990. 320 с.
225. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.
226. Смысловые структуры в музыкальном тексте: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных, УГИИ / Отв. ред. Л. Н. Шаймухаметова. М., 1998. Вып. 150. 135 с.240. «Собирание» смысла через разнообразие форм европейской культуры: Сб. статей. Тюмень: Вектор бук, 2002. 136 с.
227. Соколова А. А. Методологические проблемы интерпретации: (на материале психоанализа): Автореф. дис. .канд.филос. наук. СПб., 1995. 13с.
228. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3-х т. Л.: Сов. композитор, 1981. Т. 2. С. 161-230.
229. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке // Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3-х т. Л.: Сов. композитор, 1981. Т. 2. С. 231-295.
230. Стогний И. С. Музыкальная семантика и проблемы анализа музыкального содержания // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация. Сб. науч. статей. Ростов-н/Д, 2006. С. 136-161.
231. Стогний И. С. О семантической многомерности музыкального произведения // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. М., 1999. Вып. 151. С. 40-52.
232. Стогний И. Аспекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации // Процессы музыкального творчества / Сост. Е. В. Вязко-ва. 2007. Вып. 9. С. 225 -242.
233. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 672 с.
234. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. 344 с.
235. Тезисы к семиотике русской культуры: Программа отдела русской культуры Института мировой культуры МГУ. Руководитель программы Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 407-416.
236. Теория и методика музыкального воспитания. Программы педагогических учебных заведений / Сост. Е. А. Бородина. М., 1989. 37 с.
237. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. М.,-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.
238. Терентъева Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования: В 2-х ч. СПб.: Образование, 1994. Ч .1 . 67 с. Ч. 2. 148 с.
239. Терентъева Н. А. Концептуальные особенности современного музыкально-педагогического образования. Непрерывное педагогическое образование. СПб, 1993. 160 с
240. Терентъева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств / Министерство народного образования РСФСР. М.: Прометей МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. 184 с.
241. Торопова А. В. Развитие целостности личности через чувственное наполнение музыкального сознания ребенка // Методология музыкального образования (научная школа). М.: МГПУ, 2007. С. 167-180.
242. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебное пособие. М.: Граф-прессс, 2008. 255 с.
243. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984. 328 с.
244. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер с груз. Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. Н. В. Имедадзе. СПб.: Питер, 2004. 413 с.
245. Филиппов С. М. Музыкально-эстетические взгляды Г. Кречмара (к истории формирования идей и принципов музыкальной герменевтики). Авто-реф. дис. . канд. философ, наук. М., 1994. 24 с.
246. Филиппов С. М. Искусство как предмет феноменологии и герменевтики.
247. Ш Автореф. дис. . доктора фил. наук. М., 2003. 37 с.
248. Филиппов С. М. Феноменология и герменевтика искусства (музыка сознание — время): Исследование. Пермь, 2003. 296 с.
249. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / Ред.- сост. В. П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс, 2006. Изд. 3-е. 352 с.
250. Финагин А. Музыкально-научные воззрения В. Г. Каратыгина и его значе-1 ние в истории русского музыковедения // В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи. Материалы. Л., 1927. 127 с.
251. Фреге Г. Смысл и значение // Г. Фреге // Избранные работы / сост. В. А. ф, Куренной, А. Л. Никифоров и В. А. Плунгяна. М.: ДиК, 1997. 159 с.
252. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 448 с.
253. Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1985. Вып. 6. С. 130-151.
254. Холопова В. II., Бойцова Н. В., Акишина Е. М. Музыкальное содержание: Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств. М., 2005. 67 с.
255. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2000. 320 с.
256. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2001. Изд. 2-е, испр. 496 с.
257. Холопова В. Н. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М.: Преет, 2002. 24 с.
258. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Москва-Уфа, 2002. С. 55-76.
259. Холопова В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М.: Преет, 2002. 28 с.
260. Холопова В. Н. Икон. Индекс. Символ // Муз. академия. 1997. № 4 С. 159162.
261. Художественный мир музыкального произведения: Межвузовский сборник статей / УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики: Отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: УГИИ, 2001. 126 с.
262. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств / Министерство народного образования РСФСР. М.: Прометей, 1990. 184 с.
263. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. 446 с.
264. Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Музыка, 1970. 89 с.
265. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб : Алетейя, 2001. 320 с.
266. Чередниченко Т. Тенденции современной западной музыкальной эстетики, М., Музыка, 1989.218 с.
267. Чередниченко Т. В. К проблеме художественной ценности в музыке // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1983. Вып. 5. С. 255295.
268. Чередниченко. Т. Терминологическая система Б. В. Асафьева // Музыкальное искусство и наука. М., 1978. Вып. 3. С. 215—229.
269. Чередниченко. Т. В. Герменевтика музыкальная // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 133.
270. Чигарева Е. О «невербальной семантике» в музыке Моцарта // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года / РАМ им. Гнесиных. М., 2004. С. 220-224.
271. Шаймухаметва Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М., 1999. 318 с.
272. Шаймухаметова Л. Н., Юсуфбаева Г. Р. Инструктивные сочинения И. С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию. .Опыт реконструкции старинного уртекста. Уфа: УГИИ. 114 с.
273. Шаймухаметова Л. Кириченко П. Практическая семантика как проблема музыкальной науки и педагогики // Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. М., 2004. С. 51-54.
274. Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы: Уч. пособие / РАМ. им. Гнесиных, М., 1998. 264 с.
275. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения / Ред. коллегия А. Н. Волкова, Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин, В. Н. Шацкая. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958. 432 с.
276. Шекалов В. А. Ванда Ландовская и возрождение клавесина. СПб.: Канон, 1999.335 с.
277. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М: Музыка, 1975. 351 с.
278. Шлыкова С. П. Проблемы лингвоэкологии в научном стиле // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в двух частях. Астрахань, 2006. Часть 1. С. 424-430.
279. Шпет Г. Л Герменевтика и ее проблемы// Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989. С 38-46.
280. Шпет Г. Г. Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, Ф) 1991.264 с.
281. Шубинский В. С. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. 1990. № 2. С.60-65.
282. Шулъпяков О. Ф. Музыкально исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. 128 с.
283. Шулъга Е. Н. Когнитивная герменевтика. М.: ИФ РАН, 2002. 218 с.
284. Шулъга Е. Н. Понимание и интерпретация. М.: Наука, 2008. 98 с.
285. Шулъга Е. Н. Проблема «герменевтического круга» и диалектика понимания // Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985. С. 143161.
286. Шулъга Е. Н. Философия сознания: методологические инварианты исследования // Философия науки. М.: ИФ РАН, 2006. Вып. 12: Феномен сознания. С. 128-135.
287. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Школа. Культура. Политика, 1995. 800 с.
288. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдитори-алУРСС, 1997. 246 с.
289. Яворский Б. Л. Текст и музыка // Музыка. 1914. № № 163, 166, 169.
290. Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка // Яворский Б. Сб. в 2-х т. / Ред.-сост. И. С. Рабинович. Общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М.: Сов. Композитор, 1972. Т. I. Изд. 2-е, испр. и доп. 670 с.
291. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31—42.
292. Яновская М. Г. Педагогика сотрудничества: 20 -е годы // История школы и педагогики сотрудничества // Педагогика, 1993. № 4. 298 с.
293. Cooke D. The language of Music. London, 1959.308: Dilthey W. Die Entstehung der Htrmeneutik // Sigwart-Festschrift. Tubingen, # 1900, S. 187-202.
294. Gadamer H.-G. Hermeneutik // Historisches Worterbuch der Philosophie. Basel/Stuttgart, 1974, Bd. 3, S. 1061-1071.
295. Koreth E. Grundlagen der Hermeneutik. Freiburg; Basel; Wien, 1969, S. 71.1 'i
296. Kretzschmar ff. Anregungen zur Forderung musikalischer Hermeneutik // Ger sammelte Aufsatze. Bd.2. Lpz., 1911, S. 168-192/ 312. Alterity, hermeneutic Indices and the limits of interpretation Elementa, vol. 4(2), 19981. Интернет-ресурсы:
297. Бикбаева ff. Герменевтика музыкального текста: (На примере оперы «Дитя и волшебство» Мориса Равеля), http ://www. ihtik. Hb .ru/ philosarticles
298. ВикипедиЯ: Свободная энциклопедия. http//ru. Wikipedia.org
299. Гарипова. ff. К вопросу об эмоциональных компонентах в структуре содержания и восприятия // Музыкальная психология и психотерапия, 2007 вып.З. http://www.health-music-psy.ru/
300. Кузнецов В. Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления. www/Ruthenia.ru/logos/namber/1999^ 10/
301. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру slovari.yandex.ru
302. Холопова В. Н. Программа-конспект «Теория музыкального содержания». УМО МГК, 2009. http://www.kholopova.ru/publ rus.html
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.