Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI вв.: проблемы стиля и интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Говар, Наталья Алексеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 249
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Говар, Наталья Алексеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА: ИСТОКИ ЖАНРА, СТИЛЬ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1.1. К определению жанра фортепианной миниатюры.
1.2. Фортепианная миниатюра и проблема стиля.
1.3. «Миниатюра - ядро творческого процесса»: слово композитора.
1.4. Интерпретация художественных текстов как исполнительская проблема.
1.5. Особенности исполнительской интерпретации жанра миниатюры
ГЛАВА II. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ
МИНИАТЮРЫ В 1950-2000-е ГОДЫ
2.1. Фортепианная миниатюра в 1950-60-е годы.
О программности.
Фольклорное направление.
Мир детства.
Авангардистские тенденции.
Индивидуальные проекты».
2.2. Фортепианная миниатюра в 1970-80-е годы.
Программность: новые аспекты содержания.
От «народности» к неофольклоризму.
Развитие детской темы.
Идея игры.
Джазовые влияния.
Полистилистика.
Новая простота».
Авангардистские искания.
2.3. Фортепианная миниатюра в 1990-2000-е годы.
Панорама жанров: метаморфозы.
Новая жизнь «старых» жанров.
Взгляд в прошлое.
Жанровые эксперименты.
Стилизации.
Новая сакральность».
ГЛАВА III. ОБЛИКИ МИНИАТЮРЫ: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Борис Чайковский. «Восемь детских пьес» (1952).
Алемдар Караманов. Аве Мария (60-е годы).
Арво Пярт. «Для Алины» (1976).
Дмитрий Смирнов. «Краткая история музыки» (1978).
Родион Щедрин. «Играем оперу Россини» (1981).
Алексей Ларин. «Рассказ охотника» (1985).
Сергей Слонимский. «Элегия памяти Сибелиуса» (1988).
Андрей Головин. «Далекое» (1990).
Валентин Сильвестров. «Багатели» (2005).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Особенности фортепианного стиля А.С. Аренского в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества2007 год, кандидат искусствоведения Покровская, Ирина Евгеньевна
Фортепианная музыка нижегородских композиторов: стилевые особенности и вопросы исполнения2007 год, кандидат искусствоведения Красногорова, Ольга Альбертовна
Стилистические и композиционно-технологические процессы в польской фортепианной музыке XX века2013 год, доктор искусствоведения Собакина, Ольга Валерьевна
П. И. Чайковский как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации)2012 год, кандидат искусствоведения Пак, Ги Хван -
Фортепианное творчество Фикрета Амирова1985 год, Заманова, Аля Абас кызы
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI вв.: проблемы стиля и интерпретации»
Фортепианная миниатюра является одним из самых востребованных жанров современного музыкального творчества. Почти двухсотлетний период плодотворного развития в рамках различных национальных и индивидуальных стилей выявил ее важнейшие жанровые черты: богатство выразительных возможностей, подвижность и гибкость форм, способность откликаться на многие художественные запросы. К миниатюре в XX веке обращались такие разные мастера, как С. Прокофьев и Н. Мясковский, В. Задерацкий и Л. Половинкин, А. Александров и Г. Уствольская, А. Эшпай и С. Слонимский, В. Гаврилин и Г. Свиридов, А. Шнитке и С. Губайдуллина, Н. Сидельников и Э. Денисов, Б. Чайковский и Р. Щедрин, А. Караманов и В. Сильвестров. Среди зарубежных композиторов XX века фортепианные миниатюры представлены в творчестве Б. Бартока и А. Хинастеры, Б. Бриттена и А. Пуссера, Д. Кейджа и А. Копленда, К. Шимановского и В. Лютославского, Ж. Тайфер и Ф. Пуленка, О. Мессиана и К. Штокхаузена, К. Сероцкого и М. Фелдмана. Как справедливо пишет К.Зенкин, «фортепианная миниатюра продолжила свою жизнь в совершенно иных эстетических условиях» [58,3].
Настоящая работа посвящена исследованию феномена отечественной фортепианной миниатюры в период второй половины XX - начала XXI вв., т.е. охватывает более чем 50-ти летний период отечественной истории, значительная часть которого связана с советской эпохой. Этот период отмечен многими тенденциями, обусловившими жизнеспособность жанра и актуальность его изучения, - как более, так и менее очевидными. В их числе назовем, например, общую тенденцию ускорения времени, находящую воплощение в малых формах художественного высказывания. Об этом на протяжении XX века не раз писали философы и литературоведы, в целом характеризующие современную эпоху как «мир всеобщей сиюминутности»
М. Маюпоэн ). Сходная мысль высказывалась и музыковедами: «Можно без особого риска утверждать, что вся эволюция европейской музыки двух предыдущих веков совершалась по линии усиления насыщенности событийного процесса и непрерывного уплотнения музыкального времени» [17, 155].
В числе тенденций, обусловливающих актуальность изучения миниатюры в творчестве отечественных композиторов рассматриваемого периода, отметим еще одну, ставшую для нас несколько неожиданной. Она связана с количественным присутствием миниатюры в творчестве практически каждого композитора, чья деятельность совпала с этим временем. Изучение архивных материалов Союза композиторов позволило обнаружить, что, начиная с 1950-х годов, советскими авторами был создан огромный пласт фортепианных пьес, с трудом поддающийся точному исчислению. Важно также отметить, что тематика, трактовка жанра, выбор стилистических средств, характеризующих фортепианную миниатюру в каждое советское десятилетие, в значительной мере отражают идейные и художественные интересы своего времени, образуя своего рода летопись эпохи.
Между тем, как это хорошо известно, советское время вошло в историю музыки как период, когда декларировался приоритет коллективного сознания над индивидуальным, когда предпочтение отдавалось вовсе не миниатюрам, а монументальным жанрам симфонии, оперы, оратории, полноправно представляющим советскую культуру. О способности музыкальных жанров опосредованно отражать картину того или иного времени писал еще Б. Яворский. Обращаясь к истории жанровых предпочтений, возникающих в разные периоды истории, исследователь отмечал, что «музыка имеет дело с динамическими схемами эпохи, выражает строй общества и индивидуальной души» [цит. по: 34, 166]. Так, по его мнению, советская эпоха наилучшим образом может быть представлена крупной формой, в отличие от Германии XIX века, где царили «малые жанры уютно-домашнего музицирования: излияния индивидуальной души.» [там же]. Именно «симфония и массовая песня, отличавшие советскую эпоху» [там же], олицетворяют собой идеи социализма и наиболее органично вписываются в контекст советского времени. С этой позиции рассматриваемый нами жанр очевидно чужероден доминирующей социокультурной среде.
Эта чужеродность и даже некоторая маргинальность жанра миниатюры проявила себя во многих особенностях его бытования. Прежде всего, отметим почти полное отсутствие исполнений: большая часть музыки, написанной в данном жанре, так и осталась неуслышанной. «Океан» музыки, вмещающей в себя сотни и тысячи пьес, не только никогда не звучал на малых и больших сценических площадках, но практически не получил исполнительского воплощения даже в учебных условиях. До настоящего времени круг миниатюр, входящих в репертуар исполнителей, в том числе в рамках учебного процесса, достаточно узок и расширяется весьма медленно.
Однако именно в исполнительской и педагогической сферах роль миниатюры невозможно переоценить. Для исполнителя она важна прежде всего тем, что присущая ей эмоционально-образная содержательность, выявляющая самую суть музыкального искусства, способствует формированию важнейших исполнительских качеств - артистизма, непосредственности и особой выразительности игрового начала. Пьесы, исполняемые «на бис», представляют собой своеобразное «послесловие к концерту», в котором раскрываются самые тонкие, глубокие и одновременно яркие черты артистической натуры. Столь же незаменима миниатюра и в фор1епианном классе, где пьесы составляют неотъемлемую часть репертуара на всем протяжении музыкального обучения, способствуя решению целого спектра художественных и методических задач.
Парадоксальность существования миниатюры проявилась и в отношении к ней со стороны самих композиторов, многие из которых до недавнего времени не считали обязательным датировать создание своих мелких фортепианных сочинений. По этой причине значительное количество пьес отечественных авторов до сих пор не представляется возможным поместить в единый каталог - усилия по обнаружению точных хронологических дат создания той или иной миниатюры пока не принесли результата. Мало помогают в этом отношении и биографические статьи о композиторах, опубликованные во множестве справочных и энциклопедических изданий. Их авторы, как правило, ограничиваются общим указанием на наличие у композитора многочисленных фортепианных пьес, часто без упоминания названий или иной конкретизации.
Наконец, следует отметить и то, что исследуемый жанр не получил достаточного освещения в искусствоведческих трудах. Отдельные стороны фортепианной миниатюры в творчестве отечественных композиторов изучались в работах И. Башаровой [12], В. Боголеповой [22], Р. Дониной [52], С. Исаевой и Е. Гуниной [62], Т. Левой [80], И. Лихачевой [89], Л. Романовой [142], Т. Юровой [218]. Однако «белые пятна» научного знания в данной области затрагивают в основном проблемы, связанные с датировкой и хронологической периодизацией материала, а также с практическими аспектами применения фортепианной миниатюры, касающимися педагогической и концертной сфер ее существования. За пределами специального изучения оказываются такие важные аспекты жанра, как его развитие, приоритеты в области содержания и средств художественной выразительности, а также способность к отражению ведущих стилевых тенденций времени.
Налицо противоречивая ситуация, заключающаяся в том, что за фортепианной миниатюрой закрепилась репутация жанра второстепенного, находящегося в стороне от магистральных путей развития музыкального искусства, и одновременно чрезвычайно востребованного композиторами, что получает подтверждение в многочисленности опусов и их художественном многообразии. На наш взгляд, это противоречие объясняется уникальной способностью миниатюры к фиксации тончайших движений человеческой души, выявляющих одну из главных идей искусства: отражение уникального и неповторимого внутреннего мира личности. Именно способность к выражению сокровенного является той вечно актуальной темой, которая продолжает свою жизнь в искусстве независимо от декларируемых социальных предпочтений.
Таким образом, среди причин, вызывающих исследовательский интерес к данной проблеме, отметим недостаточную изученность отечественной фортепианной миниатюры указанного периода, большую востребованность произведений малых форм в исполнительской и педагогической практике, настоятельную необходимость расширения фортепианного репертуара за счет использования в нем сочинений современных авторов, а также формирование новых подходов к проблемам интерпретации в музыкальном искусстве XX - XXI вв. Все это в совокупности определяет актуальность данного исследования.
Исследование современной фортепианной миниатюры отечественных композиторов сопряжено с рядом проблем. Одна из важнейших - освещение современной фортепианной миниатюры в контексте ведущих стилевых тенденций изучаемого периода.
Целью диссертации является комплексное рассмотрение современной фортепианной миниатюры во взаимосвязи стилевой и исполнительской проблематики, определение присущих ей характерных особенностей, обнаруживаемых в единстве «всего содержания и всей формы произведения» (Д. Лихачев); формулировка интерпретаторских подходов, адекватных каждому рассматриваемому сочинению. В связи с этим возникает ряд задач, среди которых: выявление массива фортепианных миниатюр, созданных в рамках изучаемого периода; установление датировки и хронологизации обнаруженного материала; определение ведущих художественных предпочтений, характеризующих миниатюру в контексте 1950-60-х, 1970-80-х, 1990-2000-х годов; исследование динамики существования жанра в многообразии его тематики, жанров, музыкального языка, а также в аспекте взаимодействия стабильных и мобильных признаков; рассмотрение особенностей миниатюры сквозь призму «стиля произведения»; анализ современных тенденций в области исполнительских подходов к трактовке фортепианной миниатюры.
Объект исследования - фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI вв.
Предмет исследования - жанровые и стилевые особенности фортепианной миниатюры и их преломление в исполнительской интерпретации.
Материал исследования включает в себя два типа источников. Первый определяется поисковой работой и основан на архивно-библиографических материалах. Его целью является обнаружение обширного массива миниатюр, созданных за более чем полувековой период, и составление на этой основе сводного каталога, включающего около 1350 сочинений более чем 700 композиторов.
Второй связан со специальным изучением произведений данного жанра, созданных такими композиторами, как А. Головин, А. Караманов, А. Ларин, А. Пярт, В. Сильвестров, С. Слонимский, Д. Смирнов, Б. Чайковский. Выбор круга композиторов, каждый из которых обладает индивидуальным авторским стилем, обусловлен их принадлежностью к разным поколениям и школам отечественного искусства второй половины XX - начала XXI вв., что позволяет воссоздать многоликую панораму фортепианной миниатюры данного периода. Кроме того, исследуемые произведения относятся к числу наиболее востребованных как в исполнительской, так и в педагогической практике, в том числе автора диссертации.
Методология исследования основана на сочетании общенаучных и музыковедческих подходов, среди которых назовем стилевой, жанровый, сравнительно-исторический, а также комплекс методов и аналитических подходов, выработанных в области герменевтики и теории интерпретации. Так, теоретической основой диссертации при исследовании стиля - от стилевых тенденций времени до стиля отдельного произведения - стали фундаментальные исследования в области эстетики, литературоведения и музыкознания. Среди авторов, чьи идеи получили наиболее последовательное воплощение в нашей работе, - Ю. Борев, Д. Лихачев, А. Лосев, в музыковедении - Г. Григорьева, Н. Гуляницкая, В. Медушевский, Т. Чередниченко. Проблемы жанра исследовались в опоре на труды ученых-филологов - М. Бахтина, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова; музыковедов Т. Лейе, Е. Назайкинского, Т. Науменко, С. Савенко, В. Холоповой. Немаловажным оказалось изучение новейших материалов в области «композиторской музыкологии», представленных книгами В. Гаврилина, В. Мартынова, В.Сильвестрова, С. Слонимского, Д. Смирнова, А. Эшпая.
Особое значение для нашей работы имел фундаментальный труд К. Зенкина, посвященный специальному исследованию фортепианной миниатюры в творчестве композиторов-романтиков.
Еще один пласт литературы, актуальной для данного исследования, представляют собой книги, освещающие проблемы герменевтики и общей теории интерпретации. В связи с этим в работе представлены подходы, разработанные в трудах Г.-Х. Гадамера и Э.-Д. Хирша. Специальные проблемы исполнительской интерпретации рассматриваются с учетом идей, высказанных А. Корто, В. Ландовской, М. Лонг, Г. Нейгаузом, С. Фейнбергом. Современные подходы, связанные с практическими аспектами интерпретации, учитывались в опоре на труды А. Алексеева, Л. Гаккеля, В. Григорьева, Н. Корыхаловой, Е. Либермана, А. Малинковской.
Научная новизна диссертации определяется обращением к малоисследованной области отечественной фортепианной миниатюры, созданной в период второй половины XX - начала XXI вв. Впервые в научный обиход вводится знание об обширном корпусе сочинений, принадлежащих как более, так и менее известным авторам; сквозь призму миниатюры анализируются содержательные и жанрово-стилевые особенности, характерные для фортепианной музыки в рамках каждого рассматриваемого периода; выявляются новые тенденции в области и с п о л н ител ьс кой и нтерпретаци и.
На защиту выносятся следующие положения:
Современная фортепианная миниатюра в значительной мере отражает пути развития отечественного искусства второй половины XX - начала XXI вв.: его доминирующие идеи, стилевые направления, техники композиции.
Сохраняя стабильный комплекс жанровых признаков, фортепианная миниатюра одновременно становится полем художественного эксперимента в области индивидуально-авторских решений, тематики, драматургии и формообразования, а также расширения тембровых возможностей и 11 стру м е нта л ь но го з ву ч а и и я.
Ярко выраженная стилевая дифференциация, предстающая в многообразии видов фортепианной миниатюры, обусловливает поиск новых подходов к проблемам исполнительской интерпретации, обогащая арсенал современного пианистического искусства.
Жанр фортепианной миниатюры обладает мощным коммуникативным потенциалом. Активное привлечение современной фортепианной миниатюры в сферу концертной и педагогической практики может помочь решению различных культурно-просветительских задач, а также способствовать формированию разносторонней стилевой эрудиции музыкантов XXI вв.
Практическое значение работы заключается в том, что полученные результаты могут войти в учебные курсы истории отечественной музыки и истории исполнительского искусства. Также они позволят обогатить как концертный, так и педагогический репертуар всех звеньев музыкального обучения. Выводы исследования в области современного исполнительского процесса могут способствовать дальнейшей научной разработке теории интерпретации на материале новейшей композиторской практики.
Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре теории музыки РАМ им. Гнесиных. Основные положения исследования отражены в ряде публикаций по теме диссертации, а также в докладах, прочитанных на научных конференциях в г. Москве (РАМ им. Гнесиных, 2008, 2009, 2012).
Работа также неоднократно обсуждалась на кафедре фортепиано РАМ им. Гнесиных и сопровождалась студенческими показами фортепианных миниатюр отечественных авторов. Многие произведения были включены в новые репертуарные списки программ по фортепиано для студентов разных специальностей.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографии и приложений, включающих в себя нотные примеры и списки миниатюр изучаемого периода.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианное творчество Григория Корчмара: жанрово-композиционные особенности и проблемы интерпретации2013 год, кандидат искусствоведения Курносова, Светлана Евгеньевна
Камерно-инструментальные жанры в музыке для виолончели и фортепиано первой половины XX века2010 год, кандидат искусствоведения Биджакова, Наталия Леонтьевна
Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века2006 год, кандидат искусствоведения Драч, Наталья Григорьевна
Фортепианная музыка С.М. Ляпунова. Черты стиля2010 год, кандидат искусствоведения Онегина, Ольга Владимировна
Диалогические отношения вокальной и фортепианной партий в отечественной музыке 1930-1960-х годов2013 год, кандидат искусствоведения Степанидина, Екатерина Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Говар, Наталья Алексеевна
Заключение
Отечественная фортепианная миниатюра второй половины XX -начала XXI вв., отличающаяся стилевым богатством и многообразием, остается одной из самых притягательных сфер композиторского, исполнительского и педагогического творчества. Значительный пласт современных сочинений включает в себя разнообразное множество ее форм и видов - обработки народных мелодий; танцевальные пьесы; произведения, созданные в духе романтической традиции (прелюдии, листки из альбома, миниатюры, музыкальные моменты, романсы, экспромты, элегии, ноктюрны, новеллетты, багатели, юморески, песни без слов, сказки, музыкальные картины, этюды, постлюдии); жанровые миксты, мемориал, концептуальные образцы - ИП (Индивидуальные Проекты). Панорамное исследование фортепианной миниатюры позволяет сделать ряд выводов, касающихся особенностей ее развития.
Современная миниатюра, генетически восходящая к романтическому жанру, представляет собой сложное явление, в котором традиционные и новаторские черты сплетены в нерасторжимое целое. К наиболее стабильным элементам данного жанрового комплекса относятся такие признаки, как соблюдение принципа «большое в малом»; символичность и метафоричность эмоционально - образной сферы; двойственность и амбивалентность, выражающиеся в существующей автономности и тяготении к контексту (отметим, в частности, сохраняющиеся тенденции к циклизации, к вербальному и живописному дополнению); смысловая напряженность интонирования; компактность и лаконизм формы. Все эти критерии в той или иной мере отражают характерные черты советской и постсоветской миниатюры.
Одновременно особенности поэтики жанра в современный период определяются целым рядом новых явлений, обусловленных стилевым плюрализмом эпохи и усилением влияния индивидуально-авторского начала на жанровую систему миниатюры. В сочинениях рассмотренного периода прослеживаются процессы, связанные с интенсификацией художественного пространства композиции путем смыслового сгущения ее информационного поля. Во многих образцах данного жанра наблюдается модификация первоначального импульса в создании сочинения - романтический порыв уступает место рациональным концепциям, обусловленным стилизаторскими или конструктивными авторскими решениями, а идея романтической игры перерастает в интеллектуальную идею «игры в бисер». Один из частых технологических приемов в композиции современной миниатюры связан с активным использованием принципов монтажной формы, рельефно отражающих специфику современного мироощущения. В современной миниатюре заметно изменяется трактовка фортепиано — раскрытие новых тембровых возможностей инструментального звучания тесно связано с индивидуальными особенностями авторского стиля (А. Пярт, В. Сильвестров).
Рассматривая наиболее общие пути развития жанра в отечественной музыке, отметим, что процессы, связанные с динамикой его существования в различные периоды, отличаются дифференцированностью и внутренней неоднородностью. Так, в 1950-60е годы XX века весомую часть жанровой тематики представляют обработки народных мелодий, музыкальные картины, сочинения, связанные с литературной программностью. 1970-80-е годы характеризуются уменьшением фольклорных образцов, заметным расширением жанра мемориала. 1990-годы и начало XXI столетия отмечены возросшим интересом авторов к духовно-сакральной сфере, жанру мемориала и постлюдии.
К наиболее востребованным областям современной отечественной миниатюры во все рассматриваемые периоды относится сфера программной музыки. Ее значительную часть составляют сочинения детской тематики, отражающие широкий спектр произведений фортепианного педагогического репертуара. Существенное преобладание в панораме периода пьес данной направленности позволяет сделать вывод о том, что отличительной особенностью второй половины XX - начала XXI вв. является расцвет жанра детской педагогической миниатюры.
В разделе непрограммных сочинений особое положение занимает один из самых востребованных в отечественной музыке жанр прелюдии, получивший во второй половине XX - начале XXI вв. множество различных индивидуально-авторских воплощений. Динамика существования данного жанра связана с постепенным развитием программности в его структуре, что обусловлено общими тенденциями рассматриваемого периода. Немалая роль в этом процессе принадлежит явлению символической программности, возникновение которой определяется изменившимися социокультурными условиями и новым вектором духовных поисков авторов. Принципы символической программности основаны на существовании некоего кода для «организации смысловой формы музыки» [45, 29] и представляют собой различные литературные комментарии - программные подзаголовки, автокомментарии, мемуары, тексты, эссе, авторские пояснения, а также элементы криптофонии, включенные в музыкальную ткань сочинений в виде буквенных и звуковых шифров.
В качестве важной тенденции, определяющей процессы развития фортепианной миниатюры в современную эпоху, назовем постепенное уменьшение традиционных жанров в ее панораме.
Фортепианные миниатюры отечественных композиторов, вбирающие в себя разнополярность стилевых притяжений рассматриваемой эпохи, отражают наиболее влиятельные тенденции времени, связанные с неоклассицистскими, неоромантическими, неофольклорными, авангардистскими, минималистскими и джазовыми течениями. Панорама периода отражает разнообразные стилевые ответвления жанра, значительную часть которых составляют сочинения, в которых многогранно претворяются его традиционные черты. Одновременно в жанре миниатюры воплощается множество художественных концепций постмодернизма, обусловленных идеями «новой эклектики», «новой простоты», «новой религиозности» и «новой эстетики числа». В современных фортепианных пьесах находит выражение интертекстуальный аспект композиторского творчества, подразумевающий применение принципа цитирования как неотъемлемого элемента «большого Текста культуры». В миниатюрах данного периода проявляются также новые содержательные аспекты отечественного искусства второй половины XX - начала XXI вв., связанные с феноменом тишины (Ф. Караев, А. Кнайфель, В. Сильвестров), китча (В.Сильвестров, В. Екимовский), хеппенинга (В. Сидоров, И. Соколов).
Многообразие и сложность музыкального языка второй половины XX — начала XXI века, новые художественные средства, применяемые авторами в организации музыкальной композиции, побуждают интерпретатора к отказу от традиционных шаблонов и поиску новых идей в исполнительском искусстве. Многослойность и контраст внутренних семантических связей, заложенных автором в миниатюрном жанре, стимулируют выработку новых аспектов интерпретаторской стратегии, которая основывается на понимании особого значения способа структуризации музыкального материала. Ключевую роль в создании исполнительской концепции современной миниатюры приобретают микродинамические и микроагогические детали, играющие в текстах Новейшего времени бытийственную, сущностную роль и поддающиеся трактовке наряду с нотным текстом. Отражая одну из самых глубинных сторон жанровой системы миниатюры - символичность и метафоричность эмоционально-образной сферы, - микродетали становятся важнейшими элементами художественного замысла интерпретатора. Особое значение в создании концепции современной миниатюры приобретает широкий спектр вопросов, затрагивающих новые ориентиры современного понимания. Адекватная интерпретация музыкального текста второй половины XX - начала XXI вв. не может быть осуществлена без привлечения различных литературных источников, освещающих архитекстуальные, паратекстуальные и гипертекстуальные типы взаимодействия.
Интерпретация современного музыкального сочинения представляет собой комплексную проблему. Одна из самых важных ее сторон, определяющих сложность и затрудненность восприятия музыкального текста, связана с отсутствием стилевых моделей в слуховом представлении интерпретатора. Образцы современной фортепианной музыки далеко не всегда получают фиксированное звуковое воплощение. Коммуникативная роль миниатюры проявляется в том, что, обладая компактностью формы, она способна стимулировать исполнительский поиск по созданию индивидуально-стилевой концепции сочинения. Данное качество жанра также способствует активному привлечению современной миниатюры в педагогический процесс и обусловливает ее важную роль в формировании музыкантов XXI века.
Коммуникативные возможности современной фортепианной миниатюры обнаруживаются и в сфере концертной деятельности. Интенсивное развитие камерного пианистического стиля, связанное с кризисом концертного жанра, - характерная черта времени. Проведение музыкальных вечеров в выставочных залах и музеях, литературно-музыкальные композиции, циклы бесед о музыке - во всех этих разнообразных формах просветительской деятельности незаменимую роль играет фортепианная миниатюра. Как известно, одной из ключевых проблем социокультурной ситуации начала XXI века - «времени отчуждения академической музыки от слушателя» (Т. Науменко) - является ограниченная способность широкой аудитории к восприятию новых музыкальных текстов. Современная миниатюра, обладая всеми качествами «новейшей» музыки, выраженными в лаконичной форме, вполне способна решать задачи расширения культурно-исполнительского пространства.
Рассматривая миниатюру как целостное явление действительности, наше исследование выявило еще одно важнейшее ее качество, обусловленное творческим потенциалом жанра. Являясь концентратом музыкального смыслообразования, миниатюра служит мощным стимулом развития творческих идей композитора и формирования его авторского стиля.
Таким образом, жанр современной фортепианной миниатюры представляет собой многогранный музыкальный феномен, ярко раскрывающийся в разнообразных аспектах своего существования.
Хочется надеяться, что приведенные в работе факты и отдельные наблюдения могут оказаться полезными в плане дальнейших исследований этого феномена. В рамках настоящей работы не представляется возможным охватить весь комплекс вопросов, связанных с проблемами данного жанра: в нашем панорамном исследовании остались открытыми вопросы его типологии, в более детальном рассмотрении нуждаются также отдельные периоды его истории. Обращаясь к состоянию отечественного музыковедения в целом, необходимо отметить, что в нем отсутствуют обобщения по новейшей истории жанра в отечественном искусстве второй половины XX - начала XXI вв. Также немногочисленны разработки, связанные с практическими вопросами его стиля и интерпретации. Данная работа призвана привлечь внимание к разносторонним проблемам современной отечественной фортепианной миниатюры, не только глубоко отражающей дух нашей эпохи, но и обладающей богатым потенциалом коммуникативных и художественных качеств.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Говар, Наталья Алексеевна, 2013 год
1. Алексеев А. Интерпретация музыкальных произведений. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. 92 с.
2. Алексеев А. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества. М.: Академия наук СССР, 1963. 272 с.
3. Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. М.: Музыка, 1991. 104 с.
4. Арановский М. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века // В сборнике «Русская музыка и XX век». М.: ГИИ, 1998. С.7-24.
5. Арановский М. Что такое программная музыка? М.: Музгиз,1962. 119 с.
6. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е. М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. 373 с.
7. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начало XX века. Изд. 2-е. JL: Музыка, 1979.339 с.
8. Ананян К. Пути развития фортепианной миниатюры в творчестве армянских композиторов XX века (к проблеме эволюции музыкального языка, фактуры, принципов формообразования, жанровой и образной структуры): Автореф. дис.канд. иск. Ереван, 2000. 26 с.
9. Андрей Эшпай: Беседы. Статьи. Материалы. Очерки // Сост. Гульянц Е. М.: Советский композитор, 1988. 360 с.
10. Асфандьярова А. Интонационная лексика и артикуляция образов пасторали в тематизме фортепианных сонат И. Гайдна: Дисс.канд. иск. Уфа: УГАИ, 2003. 252 с.
11. Афанасьев В. Что такое музыка?: эссе, мемуары, стихи. М: Аграф, 2007. 335 с.
12. Башарова И. Герои и персонажи фортепианных пьес С. Губайдулиной для детей // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 2. С. 111-117.
13. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
14. Бейпина С. В классе профессора В.Х. Разумовской. Л.: Музыка, 1982. 62 с.
15. Беседы В. Дувакина с M Бахтиным. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
16. Беседы с Альфредом Шнитке / Составление, предисловие А. Ивашкина. М.: Классика-ХХ1, 2005. 320 с.
17. Бендщкий А., Арановский М. К вопросу о моделирующей функции музыки // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. статей. М.: КомКнига, 2007. С. 142-156.
18. Берченко Р. В поисках утраченного смысла. М.: Классика-ХХ1, 2005. 372 с.
19. БирмакА. О художественной технике пианиста. М.: Музыка,1973. 138 с.
20. Блок А. О романтизме. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // dugward.ru/library/blokyblokoromantizme.html (05.11.2012).
21. Богданова А. Андрей Эшпай: Монографический очерк. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1986. 168 с.
22. БорееЮ. Искусство интерпретации и оценки. (Опыт прочтения «Медного всадника»), М.: Советский писатель, 1981. 400 с.
23. Борее Ю. Художественный стиль, метод и направление // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М.: Наука, 1982. С. 76-90.
24. Браудо И. Артикуляция (О произношении мелодии). JI.: Музыка, 1973. 181 с.
25. Вицинский А. Процесс работы пианиста исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М.: Классика-ХХ1, 2003. 100 с.
26. Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. М.: МГК, 2011. 440 с.
27. Высоцкая М.\ Топосы тишины в творчестве Фараджа Караева. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.karaev.net/tvysotskaya8toposyr.html (01.08.2012).
28. Гаврилин В. О музыке и не только. Записи разных лег / Составители Н. Гаврилина и В. Максимов. СПб.: Композитор, 2003. 344 с.
29. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.
30. Гайлите 3. Лирика и драма в сонатных композициях ранних романтиков (психологические и эстетические аспекты): Автореф. дисс. канд. иск. Вильнюс, 1988.23 с.
31. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Л.: Сов. композитор, 1990. 288 с.
32. Ганзбург Г. Театрализация в вокальной музыке Шумана. Электронный ресурс. Режим доступа: http://stihi.nj/2005/03/03-64/ (25.07.2012).
33. Гачев Г. Музыка и световая цивилизация. М.: Вузовская книга, 1999. 200 с.
34. Гачев Г. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968. 302 с.
35. Гинзбург Л. О лирике. М.: Интрада, 1997. 414 с.
36. Гладкова О. Мастер на пороге осени // Музыкальная жизнь. 2002. №8. С. 18-20.
37. Гладкова О. XXI век. Начало. Музыка: Силуэты петербургских музыкантов. СПб.: Музыка, 2007. 284 с.
38. Голубовская Н. Искусство педализации. 2-е изд. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974. 96 с.
39. Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии // Эстетика и теория искусства XX века. М: Прогресс-Традиция, 2007. С. 656- 686.
40. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика- XXI, 2007. 192 с.
41. Григорьев В. Вопросы исполнительской формы и пути её реализации // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. М.: Музыка, 1988. С.69-87.
42. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века (50-80-е годы). М.: МГК, 1985. 208 с.
43. Григорьева Г. Николай Сидельников. Камерно-инструментальные сочинения Электронный ресурс. Режим доступа: http: // newmuz.narod.ru/st/SidGrig02.html (31.08.2012).
44. Григорьева Г. Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции.-М.: Музыка, 2007. С.24-37.
45. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1984. 256 с.
46. Гуляницкая Н. Методы науки о музыке. М.: Музыка, 2009. 256 с.
47. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с.
48. Долинская Е. Канонизация в рамках новаторства и традиции: стилистические тенденции отечественной музыки последней трети XX века // В сб.: М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М., СПб.: Алетейя, 2003. 299 с.
49. Долинская Е. О русской музыке XX века (60-90-е годы). М.: Композитор, 2004. 127 с.
50. Долинская Е. Фортепианное творчество Н.Я. Мясковского. М.: Сов. композитор, 1980. 205 с.
51. Дотша Р. Образная система произведений С. Слонимского и её пианистическая реализация Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/SocGum/Muzmyst/20099/19.pdf (20.07.2011).
52. Драч Н. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века: Дис. канд. искусств. Б.м., 2006. 235 с.
53. Дубинец Е. Князь Андрей Волконский. Партитура жизни. М.: РИПОЛ классик, 2010. 384 с.
54. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Флинта, 2000. 248 с.
55. Женетт Ж. Палимпсесты: литература во второй степени. М.: Наука, 1989. 130 с.
56. Захарова О. Риторика и западно-европейская музыка XVII — первой половины XVIII века. М.: Музыка, 1983. 77 с.
57. Зеикин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.:МГК, 1997.415 с.
58. Зепкып К. Фортепианная миниатюра Шопена. М.: МГК,1995. 151 с.
59. Ильин И. Одинокий художник: статьи, речи, лекции. М: Искусство, 1993. 348 с.
60. Исаева С., Гунипа Е. Г.Г. Сураев-Королев. Десять прелюдий-импровизаций: Учеб.-метод. разраб. // Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарёва. 2-е изд., перераб. Саранск, 2006. 18 с.
61. История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник. / Отв. ред. Т. Левая. СПб: Композитор, 2010. 556 с.
62. История современной отечественной музыки: Учебник. Вып.2. / Ред. М. Тараканова. М.: Музыка, 1999. 477 с.
63. Каган М. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.
64. Каретников Н. Темы с вариациями. М.: Астрель, 2011. 272 с.
65. Кириченко П. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII -XVIII веков): Дисс.канд. иск. Уфа: УГАИ, 2002. 146 с.
66. Коган Г. Работа пианиста. 3-е изд. М.: Музыка, 1979. 182 с.
67. Корганов К. Борис Чайковский: личность и творчество. М.: Композитор, 2001. 198 с.
68. Коробова А. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. М.: МГК, 2007. 173 с.
69. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Классика XXI, 2005. 246 с.
70. Корыхалова И. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. 208 с.
71. Корыхалова И. Увидеть в нотном тексте.: О некоторых проблемах, с которыми сталкиваются пианисты (и не только они). СПб.: Композитор, 2008. 256 с.
72. Кошелев О. О дидактико-методической концепции авторской школы игры на фортепиано А.Ю. Мыльникова // Фортепианное искусство XX столетия: межвузовский сб. науч. тр. СПб: РПГУ им. Герцена, 2000. С. 89-106.
73. Крауклис Г. Романтический программный симфонизм. М.: МГК, 1999. 312с.
74. Крымский С. Интерпретация как логическая операция // Вопросы философии. 1965. № 11. С.47-57.
75. Кузнецова М. Постлюдии Валентина Сильвестрова: поэтика и семантика жанра // Музыкальная академия. 2010. №4. С. 129-135.
76. Ландовска В. О музыке. М.: Классика- XXI, 2005. 366 с.
77. Лебедева В. Цикл программных пьес и прелюдий в русской фортепианной музыке XX века: традиции и новые тенденции: Автореф. дисс.канд. иск. М.: 2008. 26 с.
78. Левая Т. Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества (Моцартианство в творчестве В. Сильвестрова // Моцарт в России: Сб. ст. Ниж.Новгород: ДЕКОМ, 2007. С. 88-94.
79. Леденев Р. Со своей колокольни. Черные тетради. М.: Композитор, 2010. 264 с.
80. Лейе Т. О музыкальном жанре и различных видах обобщения через жанр // Вопросы музыковедения. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1972. Вып. 66. С.5-27.
81. Лейе Т. Особенности гармонического стиля Б. Чайковского: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 82. С. 144-161.
82. Лемэр Ф.-Ш. Музыка XX века в России и в республиках бывшего Советского Союза. СПб: Гипереон, 2003. 528 с.
83. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.236 с.
84. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литература, 1971. 295 с.
85. Лихачев Д. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информ. центр БЛИЦ, 1996. 159 с.
86. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литература, 1987. 655 с.
87. Лихачева И. Фортепианные пьесы Родиона Щедрина // Вопросы фортепианной педагогики под ред. В. Натансона: Сб. ст. ML: Музыка, 1976. Вып. 4. С.228-244.
88. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Советский композитор, 1990. 312 с.
89. Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриэлем Форе, Морисом Равелем. М.: Композитор, 2000. 464 с.
90. Лосев А. Диалектика художественной формы. Форма Стиль -Выражение. М.: Мысль, 1995. 944 с.
91. Лосев А. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. М.: Искусство, 1992. Кн.1. 656 с.
92. Лосев А. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С.315-335.
93. Лосев А. Проблема художественного стиля. Киев: Collegium, Киевская Академия Евробизнеса, 1994. 286 с.
94. Лотман Ю. Воспитание души: СПб: Искусство СПб, 2005. 624 с.
95. Лотман Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
96. Лукьянович О. Особенности творческого мышления А.К. Лядова: на примере фортепианной миниатюры: Дис. канд. иск. СПб., 2005. 288 с.
97. Мазель Л. Исследования о Шопене. М.: Советский композитор, 1971. 247 с.
98. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музгиз, 1960. 466 с.
99. Малинковская А. Интонационный анализ произведения в работе с учащимся-пианистом // Проблемы развития системы музыкального образования. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 87. М., 1986. С. 105-129.
100. Мсишнковская А. Проблемы исполнительского интонирования современной фортепианной музыки последних десятилетий // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства. М: Советский композитор, 1985. С. 116-151.
101. Мараиц Б. О фортепианных штрихах // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства: Сб. науч. тр. МГК. Вып.11. Сб.16. М., 1997. С. 60-73.
102. Маричева И. Элегия и элегичность в русской музыке XIX века: Автореферат дис. канд. иск. Магнитогорск, 2010. 26 с.
103. Мартиисен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1966. 220 с.
104. Мартынов В. Автоархеология. 1952-1972. М.: Классика-ХХ1, 2011. 240 с.
105. Мартынов В. Автоархеология. 1978-1998. М.: Классика-ХХ1, 2012. 240 с.
106. Мартынов В. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-ХХ1, 2005. 288 с.
107. Мартынов В. Казус vita nova. М.: Классика-XXI, 2010. 160 с.
108. Мартынов В. Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. 296 с.
109. Медведев П. (Бахтин М.) Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993.207 с.
110. Медушевский В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Автореф. дисс. докт. иск. М., 1984. 46 с.
111. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка. 1979. № 3. С. 30-39.
112. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.
113. Меркулов А. «Эпоха уртекстов» и редакции фортепианных сонат Бетховена // Музыкальное исполнительство и современность: сб. науч. тр. МГК. Вып. 2. Сб. 19. М., 1997. С.84-116.
114. Милка А. Сергей Слонимский. Монографический очерк. JL: Сов. композитор, 1976. 108 с.
115. Михайлов М. Стиль в музыке. JI.: Музыка, 1981. 264 с.
116. М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М., СПб.: Алетейя, 2003. 299 с.
117. Музыка идёт к слушателю. Беседа Р. Щедрина с JI. Григорьевым и Я. Платеком. // Советская Музыка. 1983. №1. С.8-28.
118. Музыкальная энциклопедия в 6 томах / Гл. ред. Ю.Келдыш. М.: Советская энциклопедия. Т.2. 1974. С.383, 387.
119. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319с.
120. Назайкинский Е. Поэтика музыкальной миниатюры Электронный ресурс. Режим доступа: htpp: // www.21israel-music.com/Poetika.htm (25.09.2008).
121. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003. 248 с.
122. Науменко Т. Музыковедение: стиль научного произведения (опыт постановки проблемы). Мн.: РИВШ, 2005. 212 с.
123. Науменко Т. Современное музыковедение и «стиль времени» // Учёные записки РАМ им. Гнесиных. 2012. № 1. С.4 9.
124. Науменко Т. «Стиль времени»: о некоторых тенденциях современного музыковедения // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. трудов по материалам конф. 30 октября 1 ноября 2007. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. С.28-37.
125. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика-ХХ1, 1999. 232 с.
126. Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. М.: Классика-ХХ1, 2000. 432 с.
127. Нестеров Б. Фортепианное творчество Кароля Шимановского. Проблемы стиля и интерпретации. М.: Композитор, 2002. 144 с.
128. Овсянкина Г. Вместе с Борисом Чайковским. // Музыкальная академия. 1999. №1. С.159-166.
129. Новоселова J1. Творчество А. Эшпая. М.: Советский композитор, 1981. 144 с.
130. Полежаев А. Музыкальное произведение и его жизнь в трактовках музыкантов разных времен (на примере анализа сонаты Бетховена op. Ill и ее интерпретаций): Автореф. дисс. канд. иск. JL, 1983. 25 с.
131. Польдяева Е. Апокриф или послание? // Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи. М.: Классика-ХХ1, 2005. С. 102-132.
132. Поповская О. Символическая программность в советской музыке 70-80-х годов: Дис. канд. иск. Jl.,1990. 201 с.
133. Поспелов П. Алемдар Караманов расстаётся с ролью аутсайдера // Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи. М.: Классика-ХХ1, 2005. С.96-98.
134. Потебня А. Из записок по теории словесности. Харьков: Мирный труд, 1905.
135. Потебня А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 613 с.
136. Прасолов Е. Культурологические и полихудожественные тенденции в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: Автореф. дисс.канд. иск. Магнитогорск, 2000. 27 с.
137. Рагс Ю. Исполнительский анализ музыкального произведения // Традиции русской художественной культуры: межвузовский сб. науч. тр. Вып 3. Москва-Волгоград: Современник, 2000. С. 97-117.
138. Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Вып. 7. М., 1972. С.З 46.
139. Рожновский ß. Постмодернизм: крушение эстетики? / Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. тр. по мат-лам конф. 24-26 сент. 2002 / РАМ им. Гнесиных. М., 2002. С.226-235.
140. Русские писатели о литературе. JL: Советский писатель, 1939. Т.1. 497 с.
141. Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примерах творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л.Пригожина)//Поэзия и музыка: М.: Музыка, 1973. С. 137-185.
142. Ручьевская Е., Кузьмина Н. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль: сб. науч. тр. Ленингр. гос. консерватория им. H.A. Римского-Корсакова; отв. ред. Е. Ручьевская. Л., 1990. 4.2. С. 129-174.
143. Рьщарева М. Композитор Сергей Слонимский. Л.: Советский композитор, 1991. 251 с.
144. Савенко С. Арво Пярт. Аннотации к концертам //Альтернатива ? Фестиваль современной музыки. Москва, 19-29 декабря.
145. Савенко С. Есть ли индивидуальный стиль в музыке поставангарда? // Советская музыка. 1982. №5. С. 117-122.
146. Савенко С. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. 328 с.
147. Сильвестров В. Дождаться музыки. Лекции-беседы. / По материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым. Киев: Дух i л1тера. 2010. 368с.
148. Сильвестров В. Музыка это пение мира о самом себе. Сокровенны разговоры и взгляды со стороны: Беседы, статьи, письма / Автор статей, составитель, собеседница М. Нестьева. Киев, 2004. 265 с.
149. Синельникова О. Монтаж как принцип музыкального мышления Родиона Щедрина: на примере инструментальных произведений композитора: Автореф. дис.канд. иск. М., 2004. 33 с.
150. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 447 с.
151. Скребкова-Филатова М. Музыкальная фактура как компонент живописности в музыке // Музыкальная фактура. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. С.180-203.
152. Скребкова Филатова М. О совершенствовании курса анализа музыкальных произведений для исполнителей // Проблемы развития музыкального образования: сб. трудов. Вып. 87. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. С. 130-149.
153. Слово композитора: мысли о музыке II Сб. статей и материалов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. 206 с.
154. Слонимский С. Мысли о композиторском ремесле. СПб: Композитор, 2006. 24 с.
155. Слонимская Р. (сост.) Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского. СПб.: Композитор, 2004. 612 с.
156. Смирин И. Миниатюра в системе малых жанров прозы // Проблема типологии литературного процесса. Пермь: Пермский университет, 1981. С.119-125.
157. Смирнов Д. Музыкальная идея // Музыкальная академия. 2002. №2. С.39-48.
158. Смирнов Д. Наброски к автобиографии: http: // homepage.ntlworld.com/dmitrismirnov/dsketches.html (06.01.2011).
159. Смирнова И. Комплексное изучение авторского стиля в классе специального фортепиано. Саратов: Yule, 2002. 382 с.
160. Соколов А. Введение в музыкальную композицию XX века. М.: Владос, 2004. 23 1 с.
161. Соколов А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. 222 с.
162. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Автореф. дисс. докт. иск. М., 1995. 39 с.
163. Степанов Г. О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М.: АН СССР, 1982. С.200-206.
164. Стравинский И. Хроника моей жизни. М.: Композитор, 2005. 464 с.
165. Суслин В. Музыка духовной независимости: Галина Уствольская // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М.: Композитор, 1996. С. 141-157.
166. Сыров В. Типологические аспекты композиторского стиля. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.people.nnov.ru/Syrov/Rus/ArtStyle.htm (23.10.2010).
167. Тараева Г. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе // Сов. музыка. 1982. №7. С.63-68.
168. Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. М.: Советский композитор, 1980. 328 с.
169. Тарасова С. Новый взгляд на малую прозу // Вестник Самар. гос. ун-та. Сер. Литературоведение. 2003. №1. С. 68-74.
170. Тевосян А. Откровение и благовествование Алемдара Караманова //Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи. М.: Классика-ХХ1, 2005. С. 56-67.
171. Тевосян А. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина. СПб: Композитор, 2009. 618 с.
172. Теория современной композиции. Учебное пособие / Ответственный редактор В.Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.
173. Тимакин Е. Каждый ученик это новая книга, которую мы должны изучить.//Музыкальная академия. 1998. №№3-4. С. 132-140.
174. Токун Е. Арво Пярт. Tintinnabulli: техника и стиль: Автореф. дис.канд.иск. М., 2010. 26 с.
175. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 334 с.
176. Тынянов Ю. Литературный факт. // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С.255-269.
177. Тынянов Ю. О литературной эволюции // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 270-281.
178. Умнова И. Комментарий к композиторскому стилю: к проблеме интерпретации жанра и текста. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.astrasong.ru/c/science/article/606 (20.04.2011).
179. Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2012. №1.
180. Федченко Т.: Помышление о свете незаходимом: о творчестве Ю. Буцко // Музыка из бывшего СССР. Вып.2. М.: Композитор, 1996. С.8-40.
181. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.: Классика-ХХ1, 2001. 340 с.
182. Фрейверт Л. Общие принципы формообразования в невербальных искусствах: Дис.канд. иск. М., 2003. 160 с.
183. Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. М.: Московский рабочий, 1992. 559 с.
184. Флоренский П. Сочинения в 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1998. 795 с.
185. Фрумкис Т. Дух рискованной свободы. К портрету Валентина Сильвестрова // Музыкальная Академия. 2008. №1. С.23-36.
186. Фуко М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977. 405 с.
187. Хитрук А. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство. М.: Классика -XXI, 2007. 320 с.
188. Хитрук А. Утраты и дары // Музыкальная академия. 1998. №№3-4. С. 120-126.
189. Холопов Ю. Введение в музыкальную форму. М.: МГК, 2006. 432 с.
190. Холопов Ю. Наши в Англии // Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып 2. М.: Композитор, 1996. С.255-297.
191. Холопова В. К теории стиля в музыке: нерешенное, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия. 1995. № 3. С. 166.
192. Холопова В. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. СПб.: Лань, 2000.319 с.
193. Холопова В. Музыкальный тематизм: Науч.-метод, очерк. М.: Музыка, 1983. 88 с.
194. Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. 320 с.
195. Цареградская Т. Культура как объект музыкознания // Музыка в контексте духовной культуры: сб. трудов. Вып. 120. М.: ГМПИ им. Гнесипых, 1992. С. 3-7.
196. Ценова В. Время ритма или Ритм времени: о Новейшей музыке XX века. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.21 israel-music.com/Rhytm.htm
197. Ценова В. Говорить своими словами: о музыке Андрея Эшпая // Музыка из бывшего СССР. Вып.2. М.: Композитор, 1996. С. 112-140.
198. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музгиз, 1964. 634 с.
199. Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность: сб. статей. Вып.1. М.: Музыка, 1988. С.43-68.
200. Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
201. Чинаев В. Додекафонно-сериальное произведение: стиль и исполнительская поэтика // Музыкальное исполнительство и современность: науч. тр. МГК. Вып.2. Сб. 19. М., 1997. С.60-83.
202. Чинаев В. «Открытое» сочинение и исполнитель (пути осмысления и звукового воплощения алеаторных композиций) //Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность. М.: Музыка, 1991. С.213-239.
203. Чернова Т. Лирика род музыкальной организации // Проблемы музыкознания. Сб. трудов. М: МГК ,1975. Вып. 1. С. 83-97.
204. Шаймухсшетова Л. Семантический анализ в работе музыканта-исполнителя // Музыкальный текст и исполнитель. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2004. С. 3-16.
205. Шаповалова О. Предисловие к изданию фортепианных пьес А. Караманова «Небесное и земное», М.: Классика-ХХ1, 2004. С. 6 -7.
206. Шенбергер Э. Искусство жечь порох: пер. с нидерл. И. Лесковской под ред. Б. Филановского. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007. 400 с.
207. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. М.: Классика- XXI, 1999. 336 с.
208. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Эксмо, 2006. 799 с.
209. Щедрин Р. Музыка идет к слушателю // Советская музыка. 1983. №1. С. 8-28.
210. Щирова И., Гончарова Е. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учебное пособие. СПб.: Книжный Дом, 2007. 472 с.
211. Эстетика и теория искусства XX века: хрестоматия / Отв. ред. Н. Хренов, А. Мигунов. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 686 с.
212. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределённость в современной поэтике. СПб, Symposium, 2006. 408 с.
213. Эшпай А. Непрошедшее время. М.: Композитор, 2005. 112 с.
214. Юрова Т. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре. М.: Музыка, 2010. 144 с.
215. Яворский Б. Избранные труды / Сост. И. Рабинович. Т.2. 4.1. М.: Советский композитор, 1987. 366 с.
216. Якубов М. Борис Чайковский//Музыкальная жизнь. 1974. №21. С. 15-17.
217. Alina и Spiegel im Spiegel. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.pyart.ru/alina.html (05.07.2012).
218. The Science and psychology of music performance: Creative strategies for teaching and learning / Ed.: Parncutt R., McPherson G/E/Oxford: Oxford univ/press, 2002. 388 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.