Правовое и религиозное регулирование семейной жизни тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Воронкова, Марина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Воронкова, Марина Анатольевна
Введение.
Глава 1. Правовое регулирование семейной жизни.
§ 1. Понятие семейной жизни.
§ 2. Механизм регулирования семейной жизни.
§ 3. Правовая обусловленность семейной жизни.
Глава 2. Религиозное регулирование семейной жизни.
§ 1. Специфика религиозного регулирования семейной жизни.
§ 2. Религиозное регулирование семейной жизни в современной России.
Глава 3. Соотношение норм права и религиозных норм.
§ 1. Теоретические основы взаимодействия права и религии.
§ 2. Единство, взаимоподдержка, различия и противоречия права и религии в регулировании семейной жизни в современной России.
§ 3. Перспективы регламентации семейной жизни в России.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Правовое и иное социальное регулирование информации о частной жизни лица2007 год, кандидат юридических наук Филимонова, Анастасия Игоревна
Религиозные аспекты в российском праве2011 год, кандидат юридических наук Виноградова, Ольга Павловна
Право и иные социальные нормы в регулировании отношений близких лиц2006 год, кандидат юридических наук Анисимова, Анна Михайловна
Взаимодействие религиозных и правовых норм в правообразовании2010 год, кандидат юридических наук Посашкова, Алевтина Леонидовна
Правовое регулирование брачно-семейных отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России, IХ - ХХ вв.2003 год, доктор юридических наук Нижник, Надежда Степановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое и религиозное регулирование семейной жизни»
Актуальность темы исследования обусловлена обстоятельствами практического и теоретического характера.
В современной России продолжается процесс существенных преобразований практически во всех сферах жизни общества; ведется работа по преодолению тяжелых последствий переходного периода, чтобы уйти от издержек глубокой и не во всем однозначной трансформации в системе общественных отношений, в том числе и в семейной жизни. Президент Российской Федерации В. В. Путин, обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации, поддержал инициативу об объявлении 2008 г. Годом семьи в России, при этом подчеркнул, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи и базовых семейных ценностей1. На приоритетную национальную задачу обеспечения каждого ребенка теплом и заботой его семьи указал и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в своем докладе за 2006 г. Очевидно, что решение вышеобо-значенной проблемы невозможно без продуманной и всесторонней семейной политики, которая должна строиться в том числе и с учетом специфики правового и религиозного регулирования семейной жизни.
В пользу этого свидетельствуют складывающийся в последние годы в области семейной жизни религиозно-правовой регулятивный комплекс; значительное увеличение числа верующих, а также рост симпатии к религии. Возможно, в этом проявляется стремление людей возвратить утраченные ценности или преодолеть с помощью религии нравственные или социальные трудности современного общества. В немалой степени этому способствовал поспешный отказ от тех идеалов, которыми более семидесяти лет руководствовалось наше общество. Возникший духовный вакуум нужно было за
1 См.: Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2007.27 апр.
2 См.: Лукин В. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год // Рос. газ. 2007. 13 апр. полнить другой системой ценностей, которые имеют вековую историю и проверены временем. Таким образом, в силу специфики существования и свойств сферы семейной жизни, а также с учетом сложившейся на данном этапе ситуации в обществе правовое регулирование семейной жизни неизбежно интегрируется с другим, не менее важным, социальным регулятором -религиозными нормами.
В современной России интеграция права и религии в регулировании семейной жизни явно усматривается, но не всегда учитывается юридической наукой и практикой. Данное положение обусловлено многими факторами, существенное место среди которых занимают следующие обстоятельства. С одной стороны, современное законодательство закрепляет основополагающие правовые начала деятельности государства в сфере защиты семейной жизни1. С другой стороны, несмотря на употребление термина «семейная жизнь», в специальной литературе обозначаемый им объем понятия весьма противоречив, дискуссионен и не получил еще должной научной разработки. Правовое и религиозное регулирование семейной жизни практически не рассматривалось в качестве самостоятельного предмета научного анализа.
Сложности в повышении качества бытия и степени защищенности системы семейной жизни сопряжены также и с другими технико-юридическими и обусловленными ими гносеологическими проблемами. Так, действующее право оперирует различными терминами, которые можно отнести к сфере семейной жизни, как-то: «семья», «семейная тайна», «частная жизнь», «близкие лица» и другие, однако при этом ни Конституция Российской Федерации, ни другие правовые источники, опосредующие отношения, связанные с семейной жизнью, не содержат легальных дефиниций этих высокозначимых понятий. Кроме того, технико-юридические особенности действующего отечественного законодательства провоцируют вольную трактовку его статей и стремление извлечь из нее те свойства, которыми
1 См., например: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) // Междунар. акты о правах человека. М., 1999. Ст. 8. оно не обладает. Например, это касается возможных ограничений прав человека, предусмотренных религиозной догмой1.
Изложенные обстоятельства придают особую актуальность проблемам изучения правового и религиозного регулирования семейной жизни и определения путей ее эффективного обеспечения.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной юридической науке изучением некоторых аспектов названной категории в праве занимались такие авторы, как: А. М. Анисимова, В. М. Баранов, М. И. Боб-нева, И. В. Бондарь, Ю. В. Бондаренко, А. А. Гайдеров, Р. Б. Головкин, Гуль Ака Анвар, В. И. Ерохин, И. А. Канина, В. Н. Карташов, Ю. К. Манукян, В. С. Нерсесянц, Н. С. Нижник, И. Л. Петрухин, Г. Б. Романовский, Е. В. Тихонова2.
1 См., например: Конституция РФ. М., 1998. Ст. 55.
2 См., например: Анисимова А. М. Право и иные социальные нормы в регулировании отношений близких лиц: Дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2006; Баранов В. М. Категория «частная жизнь» // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни. Н. Новгород, 1999. С. 30-37; Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Бондарь И. В. Тайна частной жизни и право граждан на неприкосновенность жилища: технико-юридические аспекты формулирования // Проблемы юридической техники. Н. Новгород, 2000. С. 495-501; Бондаренко Ю. В. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2001; Гайдеров A.A. Традиционные и религиозные факторы в формировании правовой системы России: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002; Головкин Р. Б. Морально-правовое регулирование частной жизни в современной России. Владимир, 2004; он же. Правовое и моральное регулирование частной жизни: свойства, стороны, охрана и защита. Владимир, 2005; Гуль Ака Анвар. Право и религия (на примере Афганистана): Дис. . канд. юрид. наук. М., 1994; Ерохин В. И. Теоретические основы обеспечения неприкосновенности частной жизни при реализации юридической ответственности: Дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2006; Канина И. А. Частная жизнь в сфере права: Авгореф. дис. . канд. юрид. наук. Тамбов, 2006; Карташов В. Н. Неприкосновенность частной жизни как универсальный принцип права // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни. Н. Новгород, 1999. С. 74; Манукян Ю. К. Процессы взаимодействия и противоречия семейного права и шариата в современной России: Дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002; Нерсесянц В. С. Право в системе социальной регуляции общественных отношений. М., 1986; Нижник Н. С. Правовое регулирование брач-но-семейных отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России в 19-20 в.: Дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2003; Петрухин И. Л. Частная жизнь (правовые аспекты) // Государство и право. 1999. № 1. С. 64-73; он же. Личные тайны (человек и власть). М., 1998; Романовский Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М., 2001; Тихонова Е. В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России: Дис. канд. юрид. наук. Тамбов, 2006.
Общеправовому исследованию брака и семьи посвящены научные труды Е. М. Ворожейкина, Н. М. Римашевской, Р. Светлова, Ю. И. Семенова1.
Вместе с тем источниковедческий анализ показывает, что, несмотря на актуальность и практическую значимость, правовое и религиозное регулирование семейной жизни специально и широко в системном, целостном и комплексном изложении с позиций общей теории права и государства не разрабатывалось. Комплексные монографические исследования по данному вопросу отсутствуют. В связи с вышеизложенным имеются достаточные основания утверждать, что данная проблема до настоящего времени не может считаться исследованной адекватно реалиям современного Российского государства.
Объектом исследования выступает правовое и религиозное регулирование общественных отношений.
Предмет исследования - правовое и религиозное регулирование отношений и иных элементов семейной жизни.
Цель диссертационного исследования заключается в создании единой концепции комплексного правового и религиозного регулирования семейной жизни в условиях современного российского общества, отражающей общие закономерности и тенденции его развития. Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие исследовательские задачи:
- определить объем и структуру категории «семейная жизнь» и тесно связанной с ней категории «семья», отграничить их от смежных понятий;
- установить место норм права в регулировании семейной жизни;
- охарактеризовать специфику регулирования семейной жизни при помощи религиозных норм;
- определить структуру механизма нормативного регулирования семейной жизни;
1 См., например: Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972; Римашевская Н. М. Демографические процессы в современной России // Демографические процессы в современном российском обществе: социально-правовые аспекты: Сб. теорет.-практ. докл. и сообщений. Владимир, 2002. С. 16-21; Светлов Р. Таинство брака. СПб., 2004; Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
- проанализировать и обобщить варианты соотношения правовых и религиозных норм в процессе регулирования семейной жизни;
- выработать на основе проведенного исследования практические рекомендации по повышению эффективности правового и религиозного регулирования семейной жизни.
При решении поставленных задач автор исходил не только из необходимости теоретического осмысления правового и религиозного регулирования семейной жизни, но и учитывал потребности социально-юридической практики в научно обоснованных предложениях, направленных на достижение качественно высокого уровня правового обеспечения общественных отношений, в том числе и в сфере семейной жизни.
Методологическая основа исследования. В решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, разработанные философией, теорией права и государства, историей, социологией, отраслевыми юридическими науками и апробированные юридической практикой.
При подготовке настоящей работы использовались три группы методов: всеобщие (общефилософские), общенаучные и специально-юридические.
Поскольку семейная жизнь есть явление социальное, чрезвычайно продуктивным для настоящего исследования стало использование общесоциологических (системный, институциональный, поведенческий подход) и конкретно-социологических (анализ статистических данных, письменные и устные опросы и т. п.) методов исследования.
Изучение семейной жизни предполагает формулирование соответствующих понятий, отграничение данного феномена от смежных категорий. Поэтому в работе использовались методы собственно теории государства и права в совокупности с логическими приемами анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования. Нормативно-догматический метод применялся при анализе норм, регулирующих комплекс отношений в сфере семейной жизни, сравнительный метод - при сопоставлении однопорядковых явлений в структуре механизма нормативного регулирования семейной жизни, а также в ходе изучения соотношения правовых и религиозных норм в процессе регламентации семейной жизни.
Кроме того, в ходе исследования широко применялись специально-юридические методы познания: сравнительно-правовой; метод теоретико-правового моделирования и прогнозирования; метод правовой диагностики; юридико-социологический; метод интерпретации правовых текстов; юридической статистики.
Теоретическую основу исследования составили взгляды на право, правовое регулирование и его предмет, содержащиеся в фундаментальных трудах российских правоведов XIX - начала XX вв. (Е. В. Васьковский, Н. М. Коркунов, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, Г. Ф. Шершене-вич), а также зарубежных ученых-юристов (Г. Дж. Берман, Р. Давид, Г. Ел-линек, Ж. Карбонье, Г. Кельзен, Н. Рулан и др.).
Существенное влияние на авторскую позицию по отношению к исследуемому феномену оказали исследования различных аспектов общей теории права и государства, имеющие не только теоретическое, но и общеметодологическое значение для настоящей работы: С. С. Алексеева, А. В. Аверина, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, В. М. Баранова, П. П. Баранова, А. Б. Венгерова, Н. А. Власенко, Н. Н. Вопленко, Ю. Г. Галая, А. А. Демичева, В. С. Жеребина,
B. Б. Исакова, В. П. Казимирчука, В. Н. Карташова, Д. А. Керимова,
C. И. Кузьмина, В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой, О. Э. Лейста, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. М. Морозова, Л. А. Морозовой, В. С. Нерсесянца, В. В. Оксамытного, А. С. Пиголкина, С. В. Полениной, Т. Н. Радько, Р. А. Ромашова, В. Б. Романовской, В. П. Сальникова, В. Н. Си-нюкова, И. Н. Сенякина, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, В. А. Толстика, А. Ф. Черданцева, Б. С. Эбзеева, А. И. Экимова, П. А. Якушева и др.
Значительную помощь в проведении исследования оказали концепции и подходы к анализу социального регулирования общественных отношений, содержащиеся в работах А. М. Анисимовой, С. Ф. Анисимова, М. И. Бобне-вой, Л. Г. Гринберга, Н. А. Головко, М. П. Каревой, Е. А. Лукашевой,
В. С. Нерсесянца, В. А. Ойзенгихта, Е. М. Пенькова, В. Д. Плахова, О. И. Цы-булевской, А. Н. Шитова и др.
На формирование авторской позиции оказали влияние труды, затрагивающие проблемы частной жизни: И. В. Бондаря, Р. Б. Головкина, К. Д. Гюлль-мана, В. И. Ерохина, Ю. А. Замошкина, В. П. Кацалова, Л. О. Красавчиковой, М. И. Лифанова, А. Б. Лярского, И. Л. Петрухина, Г. Б. Романовского, X. Л. Сабирова, И. В. Смольковой и др.
Эмпирическую базу исследования составляет существующая практика правового и религиозного регулирования общественных отношений. В работе использовались различные статистические данные, результаты социологических исследований, опубликованные в печати и так или иначе касающиеся предмета исследования, а также результаты опросов, проведенных автором.
Теоретические выводы диссертации обосновываются результатами анализа Конституции Российской Федерации, документов международного права, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, так или иначе затрагивающих различные аспекты семейной жизни, а также религиозные нормы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в избранном автором подходе к исследованию семейной жизни. В настоящей работе на общетеоретическом уровне произведен комплексный анализ регламентации указанного вида отношений, в результате чего:
- сформулированы авторские определения понятий «семья», «семейная жизнь»;
- показана специфика правового регулирования семейной жизни;
- установлена специфика религиозного регулирования семейной жизни;
- выявлены особенности соотношения правовых и религиозных норм в процессе регламентации семейной жизни;
- раскрыта общая характеристика механизма регулирования семейной жизни;
- определены приоритетные направления совершенствования правового и религиозного регулирования семейной жизни.
Научная новизна диссертационного исследования нашла свое отражение в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Семья - это социальный институт, характеризующийся пространственной близостью, аттрактивной взаимосвязью личностного характера между родственниками и свойственниками, регулируемый правом во взаимодействии с религиозными нормами и направленный на осуществление совместной жизнедеятельности, а также на воспитание и развитие детей.
2. Семейная жизнь - это длительные, относительно устойчивые, пространственно обусловленные взаимоотношения между членами семьи на основе аттракции и различных форм аддикции, оказывающие влияние на общественную жизнь и основные элементы частной жизни, урегулированные правом, религией и иными социальными нормами.
3. Обосновывается вывод о том, что семейная жизнь выступает связующим звеном частной и общественной жизни.
4. Структура взаимодействия правового и религиозного регулирования семейной жизни: 1) самостоятельное регулирование правом и религией отдельных свойств и сторон семейной жизни; 2) взаимоподдерживающее регулирование семейной жизни со стороны правовых и религиозных норм;
3) противоречия правового и религиозного регулирования семейной жизни;
4) интегративное регулирование семейной жизни носит квазинормативный или ненормативный характер.
5. Локальное внутрисемейное религиозное регулирование может быть сильнее общесоциального регламентирующего воздействия и даже вступать с ним в коллизию.
6. Религиозно-правовое воздействие на семейную жизнь может касаться не только взаимоотношений между членами семьи и внешним миром, но и затрагивать поведение отдельных субъектов вне семейных отношений.
7. Применительно к православному христианству право играет системообразующую роль в формировании регулирования семейной жизни, оно тесно переплетается с указанной религией; применительно к исламу наблюдаются некоторые различия и противоречия между правовыми и религиозными регуляторами.
8. Авторские предложения по совершенствованию законодательства, повышению его эффективности путем принятия мер по разрешению возникающих противоречий в области регламентации семейной жизни с помощью права, но с учетом религиозных норм.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в работе выводы дополняют соответствующие разделы теоретико-правовой науки. Автором осуществлено комплексное монографическое исследование роли правовых и религиозных норм в регулировании семейной жизни, раскрыт механизм социального регулирования указанной группы отношений, выявлена многоаспектность соотношения права и религии в регулировании семейной жизни, определен категориальный статус понятия «семейная жизнь».
Практическая значимость исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования законодательства, повышения его эффективности путем принятия мер по разрешению возникающих противоречий в области регламентации семейной жизни.
На основе материалов данной диссертации могут быть выработаны практические рекомендации по построению грамотной и всесторонней семейной политики Российского государства.
Дидактическое значение диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов при проведения занятий по теории государства и права, конституционному и семейному праву, при модернизации учебных программ, учебных и учебно-методических пособий; а также при подготовке научных докладов и написании курсовых и дипломных работ.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации: обсуждались на кафедрах государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний и юридического факультета Владимирского государственного педагогического университета; внедрены в учебный процесс Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, юридического факультета Владимирского государственного педагогического университета и практическую деятельность администрации г. Суздаля; излагались на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права», проводившейся в администрации Владимирской области 15 декабря 2005 г. при поддержке Общероссийской общественной организации «Российский союз юристов» и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, межрегиональной научно-практической конференции («Жеребин-ские чтения») «Обеспечение взаимных обязанностей государства и личности», состоявшейся 28 ноября 2006 г., а также научных конференциях, организуемых юридическим факультетом Владимирского государственного педагогического университета, Владимирским юридическим институтом Федеральной службы исполнения наказаний, Молодежным союзом юристов Российской Федерации; отражены в десяти опубликованных автором работах общим объемом 6,3 п. л.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Зарождение и развитие государственного регулирования семейных отношений в эволюции российского права с IX по XX века: историко-правовой аспект2007 год, кандидат юридических наук Семенова, Оксана Петровна
Правовое регулирование и прокурорский надзор в сфере отношений государства и религиозных объединений: Теория. Законодательство. Обеспечение законности2005 год, доктор юридических наук Залужный, Александр Гаврилович
Правовые формы отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах2011 год, доктор юридических наук Петюкова, Оксана Николаевна
Религиозные основания правовой традиции России: Историко- и теоретико-правовой аспекты2005 год, кандидат юридических наук Трегубенко, Сергей Владимирович
Интегрированные индивидуально-правовоые акты: теория, практика, техника2013 год, кандидат юридических наук Малышкин, Александр Викторович
Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Воронкова, Марина Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое и религиозное регулирование семейной жизни, ее охрана и защита - важная веха в исследовании прав и свобод человека, его относительной автономности от общества и государства. Следует отметить, что современные отечественные научные исследования прав человека, в том числе связанные с семейной жизнью, вбирают в себя как достижения общечеловеческой философской и правовой мысли, так и соответствующие разработки русских и советских ученых. Вместе с тем бытие семейной жизни, опосредованной правом и религией, практически не нашло своего отражения в науке, хотя право на защиту семейной жизни является одним из основных, и практика его осуществления далека от совершенства. Это обусловлено и неопределенностью самого явления, обозначаемого термином «семейная жизнь», и игнорированием его комплексного правового и религиозного регулирования. В настоящей работе была предпринята теоретическая попытка ликвидировать пробелы в данной области человеческого бытия.
С целью выявления специфики правового и религиозного регулирования семейной жизни автором было проведено социологическое исследование. Задачами данного исследования явились: установление особенностей возникновения семейной жизни; выявление специфики ее регулирования с помощью правовых и религиозных норм; определение степени возможного государственного вмешательства в семейную жизнь.
Исследование проводилось среди курсантов ВЮИ ФСИН России в форме анонимного анкетирования1.
Итак, анализ правового и религиозного регулирования семейной жизни, позволяет сделать следующие выводы.
Общеправовое понятие семьи может быть сформулировано следующим образом: семья - это социальный институт, характеризующийся пространст
1 Образцы анкет и результаты социологического исследования прилагаются (прил. 1,2). венной близостью, аттрактивной взаимосвязью личностного характера между родственниками и свойственниками, регулируемый правом и направленный на осуществление совместной жизнедеятельности, а также на воспитание и развитие детей.
С точки зрения основных религий, превалирующих в современной России, семья - первоначальная, наиболее значимая ячейка общества, представляющая собой союз мужчины и женщины, основанный на браке и имеющий главную цель - деторождение. Семья накладывает большую ответственность на всех членов.
Таким образом, под семьей понимается социальный институт, характеризующийся пространственной близостью, аттрактивной взаимосвязью личностного характера между родственниками и свойственниками, регулируемый правом во взаимодействии с религиозными нормами и направленный на осуществление совместной жизнедеятельности, а также на воспитание и развитие детей.
В целом содержание понятия «семья» с точки зрения права и религии не совсем совпадает. Православная доктрина признает семьей только союз мужчины и женщины, причем основанный исключительно на браке; исламская религия придерживается той же позиции, однако допускает наличие у мужчины нескольких жен. С позиций права под семьей может пониматься союз мужчины и женщины как зарегистрированный, так и не зарегистрированный в органах загса. Кроме того, в последнее время все большей популярностью пользуются однополые браки, которые религиозные традиции не только не считают семьей, а строго запрещают.
Проанализировав сущность и структуру семейной жизни, мы сформулировали следующую дефиницию семейной жизни: семейная жизнь - это длительные, относительно устойчивые, пространственно обусловленные взаимоотношения между членами семьи на основе аттракции и различных форм аддикции, оказывающие влияние на общественную жизнь и основ ные элементы частной жизни, урегулированные правом и религиозными нормами.
Говоря о механизме регулирования семейной жизни, автор предлагает следующую дефиницию: механизм регулирования семейной жизни - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих религиозных, правовых, внутрисемейных норм и ненормативных средств, с помощью которых осуществляется регламентация семейной жизни и ее взаимосвязь с обществом и государством.
В ходе исследования установлено, что семейная жизнь при всей своей многоплановости имеет относительно однородную структуру регулирования, включающую следующие уровни:
1) нормативное регулирование:
- нормативное правовое регулирование (нормы действующего законодательства, регулирующие семейную жизнь, например, отношения, связанные с заключением и расторжением брака);
- нормативное религиозное регулирование (отношения внутри семьи во многом зависят от вероисповедания членов данной семьи, например, православный христианин имеет только одну жену, а мусульманин может строить семью с несколькими женами);
- локальное нормативное регулирование (квазинормы, складывающиеся во взаимоотношениях между членами семьи и обязательные только для членов данной семьи. Указанная группа регуляторов, как правило, не выходит за поле правового регулирования, так как члены семьи живут в определенном обществе и государстве и их сознание не свободно от существующих в нем правовых установок. Кроме того, внутрисемейные нормы складываются, по большей части, на основе религиозных предпочтений членов конкретной семьи);
2) ненормативное регулирование (регламентация семейной жизни путем воздействия разносторонних факторов индивидуально-ситуативного характера):
- ненормативное правовое регулирование (например, постановление судьи о принудительном разделе имущества супругов);
- ненормативное неправовое регулирование (например, экстремальные ситуации природного и техногенного характера, и как следствие возможное изменение внутрисемейных отношений и возникновение ситуативных ценностей).
Анализ семейной жизни позволил выявить специфические черты ее правового регулирования:
- не все семейные отношения подпадают под воздействие норм права, а только самые важные с точки зрения российского законодательства;
- имеется тенденция к увеличению объема правового регулирования семейных отношений, однако семья до сих пор занимает промежуточное положение между физическим и юридическим лицом и не является субъектом права;
- затруднено формирование основ законодательства о семейной политике ввиду отсутствия легального понятия семьи и семейной жизни;
- право воздерживается от вторжения в интимную сферу семейных отношений людей, примером тому является отсутствие санкций за однополое сожительство.
Проведенное исследование позволяет выявить специфику правового регулирования семейной жизни, которое включает три уровня:
1. Право регулирует эту сторону жизни весьма весомо, имеется тенденция на увеличение объема правового регулирования семейной жизни (взят курс на построение всесторонней семейной политики).
2. При регулировании семейной жизни помимо правовых и других социальных регуляторов широко используются нормы, устанавливаемые членами семьи лишь для общения друг с другом. Данная группа локальных норм может перевешивать общесоциальные нормы и даже вступать с ними в коллизию.
3. Взаимная забота и ответственность каждого члена семьи и семейного коллектива естественны, они скрепляются не только внутрисемейными нормами, которые формируются на основе лично-семейной аттракции, в связи с любовью и дружбой, но и на основе правового регулирования.
Исследуя религию в контексте регламентации семейной жизни, автор счел целесообразным определиться с ее дефиницией. В результате авторское определение таково: «религия» есть единство и взаимосвязь религиозного сознания, религиозных установок, религиозного культа, религиозных отношений, религиозных организаций и религиозных норм.
Все элементы религии в той или иной степени присутствуют в семейной жизни, и это предопределяет специфику религиозного регулирования семейной жизни.
Эта специфика главным образом выражается во взаимодействии религии с другим основным нормативным регулятором семейной жизни - правом.
Характер взаимоотношений этих двух регуляторов семейной жизни напрямую зависит от правового режима отделения государства и церкви или, наоборот, - режима государственной церкви. В современной России церковь отделена от государства, однако последнее время религиозность населения возрастает.
Сравнительный анализ регулирования семейной жизни в рамках ислама и православного христианства выявил достаточное количество общих черт:
- основные цели семейной жизни - супружеские отношения, рождение и воспитание детей;
- ряд препятствий к заключению брака (православие и ислам запрещают жениться на родных по крови, по груди, на родственницах);
- распределение ролей в семье - обе религии предписывают мужчине быть главой семьи, а женщине отводят роль матери и хранительницы домашнего очага;
- по поводу взаимоотношения родителей и детей ислам и христианство солидарны: дети обязаны почитать своих родителей и слушаться их во всем, родители должны любить своих детей, воспитывать их сообразно вере, одинаково относиться ко всем детям в семье, равноценно наделять их благами, прививать им любовь друг к другу.
Вместе с тем налицо особенности в регламентации некоторых сторон семейной жизни, как то: сексуальные отношения (ислам, в отличие от православного христианства детально регламентирует интимные отношения); возможность применения физической силы в отношении жены (ислам допускает такую возможность, если жена не хочет подчиниться мужу и все остальные доводы - увещевание и отказ от секса - исчерпаны; православие запрещает какое-либо насилие в семье); развод (единственным поводом для расторжения христианского брака является прелюбодеяние одного из супругов, шариат же предусматривает не только различные основания для развода, но и несколько его видов).
В ходе общетеоретического анализа взаимодействия права и религии, диссертант пришел к следующим выводам:
- религиозные нормы являются источником норм права; - право и религия влияют на становление и развитие правовой системы любого государства, в том числе и российского; - религиозные установки способны превратить официальное законодательство в «ширму», за которой жизнь протекает по правилам, отличающимся от тех, которые в нем закреплены; - и право, и религия - это регуляторы поведения людей, основанные на санкциях к нарушителям установленного порядка; - взаимодействие права и религии выражается, в том числе, в освещении религией санкционируемых правом социальных институтов (безусловно, и института семьи), вследствие чего религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым их исполнению; - некоторые правовые системы представляют собой смешение правовых и религиозных элементов (в частности, правовая система мусульманского права); - на государственном уровне необходимо проводить политику на разъяснение среди мусульман, особенно россиян, а также не мусульман, того обстоятельства, что многие институты и нормы мусульманского права, касающиеся сферы семейной жизни, не противоречащие законодательству Российской Федерации, могут существовать и уже в действительности существуют в рамках правовой и законодательной системы Российской Федерации на законных основаниях (в качестве норм корпоративного права).
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что право и религия отражают те ценности, которые имеют общесоциальный характер и являются смыслом и условием жизни человека.
Во-первых, право и религия отражают и содержат в себе элементы всех основных социальных норм: корпоративных, моральных и обычаев. Право отражает общесоциальную мораль, корпоративные, религиозные нормы отражаются религиозной моралью. Обычаи в религиозной сфере, как правило, охватываются религиозными нормами. Следовательно, право и религия - основные нормативные регуляторы взаимосвязи между людьми в сфере семейной жизни.
Во-вторых, право и религия, регламентируя взаимосвязь между людьми, тесно переплетаются и поддерживают друг друга.
В-третьих, взаимопроникновение права и религиозной морали в крайней форме - в виде государственной религии - приводит к деструкции частной (а соответственно и семейной) жизни и фактическому ее отождествлению с общественной.
В-четвертых, применение религиозно-правовых наказаний в виде покаяния и анафемы может привести к коллапсу внутреннего пространства семейной жизни, к одиночеству и возможной смерти индивида.
В-пятых, право изначально создается государством как средство, обеспечивающее охрану границы семейной жизни от проникновения через нее в общество интимных проявлений (например, запрет на порнографию) и т. д.
Религия, напротив, через восприятие в индивидуальном сознании способствует ее экспорту в общественное сознание и отношения.
В-шестых, современное право защищает семейную тайну, запрещает вмешательство в дела семьи. Религиозная мораль «размывает» границу семейной жизни, открывая в нее доступ единоверцам и государству.
В-седьмых, в сфере семейной жизни уровень притязаний права и религиозной морали различен. Современное российское право устанавливает свободу совести и вероисповедания индивида, включая право исповедовать религию индивидуально (в рамках семейной жизни) или совместно с другими лицами, не вмешиваясь в существо самой религии. Религиозная мораль, являясь плотью от плоти самой религии, безусловно, регламентирует все ее стороны не только в общественной, но и в семейной жизни.
В-восьмых, регулятивное воздействие религиозной морали отнюдь не ограничивается только сферой собственно сакрального. Религиозная мораль всегда претендовала и претендует на господствующее положение среди всех других нормативных систем, на подчинение религиозным ценностным установкам всех сфер человеческой жизни. В случае наличия правового режима государственной церкви или религиозной правовой системы экспансия религиозной морали удается. Такой итог тоже приводит к вмешательству в семейную жизнь. Дело в том, что право, становясь частью религии, внедряется в семейную жизнь, в ее внутреннее пространство и «приводит» за собой государство.
В работе анализируется возможность построения межконфессионального диалога по основным социальным вопросам, особенно по актуальному на сегодняшний день вопросу укрепления института семьи и преодоления демографического кризиса.
Очевидно, что решение обозначенной проблемы невозможно без продуманной и всесторонней семейной политики, которая должна основываться на специфике правового регулирования семейной жизни. Кроме того, в силу специфики существования и свойств сферы семейной жизни, а также с учетом сложившейся на данном этапе ситуации в обществе, правовое регулирование семейной жизни должно интегрировать с другим, не менее важным, социальным регулятором - религиозными нормами. Из проведенного нами анализа хорошо видно, что, несмотря на достаточно широкий круг противоречий, существующих между исламской и православной конфессиями, межконфессиональный диалог, особенно в области укрепления института семьи и регулирования семейной жизни вполне реален. Думается, что для преодоления демографического кризиса, обеспечения прироста населения и повышения авторитета семьи, и семейных ценностей, государству следует учитывать регулятивные особенности основных религий, превалирующих в России: православного христианства и ислама. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о взаимосвязи религии и права как социальных регуляторов в регламентации семейной жизни. Они тесно переплетаются и поддерживают друг друга. Однако наблюдаются некоторые противоречия между правом и религией, в большей степени это касается ислама, так как Россия традиционно являлась православной страной, а, значит, формирование системы права происходило под влиянием православной религии.
Анализ правового и религиозного регулирования семейной жизни в современной России свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости ее дальнейшего изучения в целях наиболее эффективного обеспечения. Исходя из вышесказанного, считаем необходимым внести ряд предложений в современное законодательство: 1) рассматривать семью в качестве самостоятельного специального субъекта права, что позволит повысить уровень защищенности института семьи и семейной жизни в целом; 2) законодательно закрепить возможность альтернативы в случае отказа совершать определенные действия по религиозным соображениям; 3) распространить имущественные и наследственные отношения, вытекающие из официально зарегистрированного брака на фактические семейные отношения, в которых люди состоят не менее двух лет.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Воронкова, Марина Анатольевна, 2007 год
1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы
2. Венская декларация и программа действий : принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-й Всемир. конф. по правам человека. // Международные акты о правах человека. М., 1999.
3. Всеобщая декларация прав человека // Права человека. Основные международные документы : сб. док. М., 1989.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 2 ч. // СЗ РФ. 1995. - № 32. - Ст. 3301 ; 1996.-№ 5.-Ст. 410.
5. Декларация BMA (Женева, 1948) // Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы : сб. офиц. док. Ассоц. врачей России / под ред. В. Н. Уранова. М., 1995.
6. Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971) // Международные акты о правах человека. М., 1999.
7. Декларация о расе и расовых предрассудках (1978) // Международные акты о правах человека. М., 1999.
8. Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества (1975) // Международные акты о правах человека. М., 1999.
9. Декларация социального прогресса и развития (1969) // Международные акты о правах человека. М., 1999.
10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) // Международные акты о правах человека. М., 1999.
11. Инструкция об определении критериев живорождения, мертворож-дения, перинатального периода : утв. приказом-постановлением Минздрава РФ и Госкомстата РФ от 04.12.1992 № 318/190. // КонсультантПлюс.
12. Конвенция о правах ребенка (1989) // Международные акты о правах человека. М., 1999.
13. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека // Сб. нормат. актов по охране здоровья граждан РФ / под ред. Ю. Д. Сергеева. М., 1995.
14. Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХУН-Х1Х вв.: сб. док. М., 1957.
15. Международный билль о правах // Права человека. 1994. - № 1.
16. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Основные международные документы : сб. док. М., 1989.
17. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Основные международные документы : сб. док. М., 1989.
18. Нюрнбергский кодекс (Приговор Нюрнбергского трибунала) // Врач.-1993.-№7.
19. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. -№ 33. - Ст. 1318.
20. Основы социальной концепции Русской православной церкви : утв. Освященным Архиерейским Собором Русской православной церкви 15.08.2000. // Информ. бюл. / Отд. внеш. церков. связей Московского Патриархата. 2000.-№ 8.
21. О перечне социальных показаний и утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности : приказ Минздравмедпрома РФ от 11.06.1996 № 242 // Рос. вести. 1996. - 18 июля (№ 132).
22. О здравоохранении в Российской Федерации : проект федер. закона от 27.01.1999.
23. О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления : проект федер. закона от 1997.
24. Конституция Российской Федерации : офиц. текст // Рос. газ.- 1993.-25 дек.
25. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан РФ / под ред. Ю. Д. Сергеева. М., 1995.
26. Семейный кодекс Российской Федерации. СПб., 1996.
27. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.,1997.
28. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. - № 25. -Ст. 2954.
29. Об Общественной комиссии по правам человека при Губернаторе Владимирской области : указ губернатора Владимирской области от 10.06.2002 № 18.
30. Устав ООН // Международные акты о правах человека. М., 1999.
31. Устав ЮНЕСКО // Свод норматив, актов ЮНЕСКО. М., 1991.
32. Об актах гражданского состояния : федер. закон от 15.11.1997 № 143-Ф3 // СЗ РФ. 1997. - № 47. - Ст. 5340.
33. Об информации, информатизации и защите информации : федер. закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. -№ 8. - Ст. 609.
34. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан : федер. закон от 27.04.1993 № 4866-1 : в ред. федер. закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ//Ведомости СНД РФ и ВС РФ.-1993.-№ 19.-Ст. 685.
35. О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ // СЗ РФ. 1996. -№ 35. - Ст. 4137.
36. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней : федер. закон от 02.12.1998 // Рос. газ. 1998.- 7 апр.1.. Монографии, учебники и учебные пособия
37. Алексеев, С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С. С. Алексеев. М., 2001.
38. Алексеев, С. С. Общая теория права : курс : в 2 т. / С. С. Алексеев. -М., 1982.-2 т.
39. Аль-Хадис Аль-Кудсийя. Хадисы пророка / Аль-Хадис Аль-Кудсийя. -Дамаск, 1998.
40. Андреев, Д. Роза мира / Д. Андреев. М., 1992.
41. Антоний, митрополит Сурожский. Проповеди и беседы / Антоний, митрополит Сурожский. М., 1991.
42. Архиепископ Лука. Дух, душа и тело / Архиепископ Лука. М.,1997.
43. Афанасьева, Е. Г. У истоков человеческой жизни: правовые аспекты / Е. Г. Афанасьева; гл. ред. В. М. Чхиквадзе. М., 1994.
44. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах / Аш-Шахрастани. -М., 1984.
45. Бехтерева, Н. П. Магия мозга и лабиринт жизни / Н. П. Бехтерева. -СПб., 1999.
46. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические с параллельными местами. Лондон, 1922.
47. Боровых, Л. Н. Эволюция религий в современном мире (институт семьи): курс лекций / Л. Н. Боровых. Владимир, 2005.
48. Бошко, В. И. Очерки советского семейного права / В. И. Бошко. -Киев, 1952.
49. Букет из сада речений Пророка и его домочадцев / сост. Камаль Факих Имани. Исфахан, 1999.
50. Бэкон, Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Бэкон. М., 1971.
51. Василев, К. Любовь / К. Василев. М., 1982.
52. Василия Св. Великого Правило // Книга правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных и святых отцов. -М., 1992.
53. Венгеров, А. Б. Предсказания и пророчества: за и против / А. Б. Венгеров. -М., 1991.
54. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания: Пастырские беседы с родителями и детьми / Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. М., 1996.
55. Ворожейкин, Е. М. Правовые основы брака и семьи / Е. М. Воро-жейкин. -М., 1968.
56. Ворожейкин, Е. М. Семейные правоотношения в СССР / Е. М. Ворожейкин. М., 1972.
57. Глущенко, П. П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика) / П. П. Глущенко. СПб., 1998.
58. Гоббс, Т. Избранные произведения : в 2 т. / Т. Гоббс. М., 1964.
59. Головкин, Р. Б. Морально-правовое регулирование частной жизни в современной России / Р. Б. Головкин. Владимир, 2004.
60. Головкин, Р. Б. Правовое воздействие на отношения близких лиц / Р. Б. Головкин, А. М. Анисимова. Владимир, 2006.
61. Головкин, Р. Б. Правовое и иное регулирование основных сторон внутреннего пространства частной жизни / Р. Б. Головкин. Владимир, 2005.
62. Головкин, Р. Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни: свойства, стороны, охрана и защита / Р. Б. Головкин. Владимир, 2005.
63. Гольбах, П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного / П. Гольбах. М., 1940.
64. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. -М., 1991.
65. Грибакин, А. В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека / А. В. Грибакин. Иркутск, 1985.
66. Григоревский, М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке / М. Григоревский. Сергиев Посад, 2000.
67. Гюлльман, К. Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков / К. Д. Гюлльман. Спб., 1839.
68. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. М.,1998.
69. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. М., 1955.-4 т.
70. Деларов, П. Очерки по энциклопедии права. Т. 1 / П. Деларов. Спб., 1878.
71. Дормидонтов, Г. Ф. Классификация явлений юридического быта, относимых к случаям применения фикций / Г. Ф. Дормидонтов. Казань, 1895.
72. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. Спб., 1908.
73. Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. -М., 1990.
74. Женщина в исламе. М., 2006.
75. Жирмунский, В. М. Религиозное отречение в истории романтизма / В. М. Жирмунский. М., 1919.
76. Завадж // Ислам : энцикл. слов. М., 1991.
77. Ильин, И. А. Путь духовного обновления : соч.: в 2 т. / И. А. Ильин. -М., 1994.-2 т.
78. Иордан, М. В. Никах / М. В. Иордан, Р. Г. Кузеев, М. Н. Червонная. -М, 2001.
79. Иоффе, О. С. Вопросы теории права / О. С. Иоффе, М. Д. Шарго-родский. -М., 1962.
80. Ислам и женщины Востока: История и современность. Ташкент,1990.
81. История религий в России : учебник / под общ. ред. О. Ю. Васильевой, Н. А. Трофимчука. 2-е изд., доп. - М., 2004.
82. Йорыш, А. И. Научно-технический прогресс и новые проблемы права / А. И. Йорыш. М., 1981.
83. Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества : в 6 т. / В. Н. Карташов. Ярославль, 2005. - 6 т.
84. Кацапов, В. П. Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни / В. П. Кацапов. Н. Новгород, 1999.
85. Китекарь, М. Ф. Взаимосвязь морали и права в процессе формирования нового человека / М. Ф. Китекарь. М., 1970.
86. Климович, Л. И. Книга о Коране / Л. И. Климович. М., 1986.
87. Ковлер, А. И. Антропология права / А. И. Ковлер. М., 2002.
88. Комаров, Ю. С. Общество и личность в православной философии / Ю. С. Комаров. Казань, 1991.
89. Коран / пер. смыслов и коммент. Иман Валерии Пороховой. М.,2004.
90. Красавчикова, Л. О. Личная жизнь граждан под охраной закона / Л. О. Красавчикова. М., 1983.
91. Красиков, А. Н. Уголовно-правовая охрана политических, гражданских и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина в России / А. Н. Красиков. Саратов, 2000.
92. Кузнецов, Э. В. Наука о праве и государстве / Э. В. Кузнецов, В. П. Сальников. М.; СПб., 1998.
93. Кучер, О. Н. Ислам / О. Н. Кучер, О. П. Семотюк. Ростов н/Д,2003.
94. Левин, А. М. Право на жизнь / А. М. Левин. М., 1925.
95. Ленцман, Я. А. Происхождение христианства / Я. А. Ленцман. М.,1990.
96. Линденберг-Челищев, В. А. Таинство встречи : пер. с нем. / В. А. Линденберг-Челищев. М., 1997.
97. Литвак, М. Е. Секс в семье и на работе / М. Е. Литвак. М., 2002.
98. Лопатин, В. В. Большой энциклопедический словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.; СПб., 2000.
99. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. -М., 1993.
100. Лопатин, В. Н. Неприкосновенность частной жизни // Информ. право : учебник / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2001.
101. Лукашева, E. А. Право, мораль, личность / Е. А. Лукашева ; отв. ред. В. М. Чхиквадзе. М, 1986.
102. Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2005.
103. Магдалина. Мысли о детях в православной церкви сегодня. М.,1992.
104. Максуд, Р. Ислам / Р. Максуд ; пер. с англ. В. Новикова. М.,1999.
105. Мальцев, Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире / под ред. Е. А. Лукашева. М., 1989.
106. Мануйлова, Д. Е. Церковь как социальный институт / Д. Е. Мануйлова. -М., 1978.
107. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. 2-е. - М., 1955-1973.
108. Матузов, Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. Саратов, 1989.
109. Менстров, М. Уроки по христианскому православному нравоучению / М. Менстров. Спб., 1912.
110. Мечников, И. И. Этюды оптимизма / И. И. Мечников. М., 1907.
111. Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. С. Мордовец. Саратов, 1996.
112. Мустафаев, Н.Б. Мусульманское право / Н. Б. Мустафаев, М. Г. Мустафаева. Махачкала, 2001.
113. Мухаммад Ахмад Кан-ан. Основы супружеской жизни / Мухам-мад Ахмад Кан-ан. М., 2003.
114. Мысли святых отцов о семейной жизни. М., 1990.
115. Мюллерсон, P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность / Р. А. Мюллерсон. — М., 1991.
116. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства / В. С. Нерсе-сянц.-М., 1999.
117. Нерсесянц, В. С. Право в системе социальной регуляции / В. С. Нерсесянц. -М, 1986.
118. Нигметов, Д. Мораль и право в управлении социальными отношениями при социализме / Д. Нигметов. JL, 1972.
119. Никах / Ислам : энцикл. слов. -М., 1991.
120. Новгородцев, П. И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания / П. И. Новгородцев. СПб., 2000.
121. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской морали. М., 1992.
122. Олеснщкий, М. Нравственное богословие / М. Олесницкий. Пг.,1915.
123. Ортега-и-Гассет, X. Любовь и мудрость / X. Ортега-и-Гассет. -Рига, 1940.
124. Основы православия. М., 1997.
125. Пестов, Н. Е. Христианский брак / Н. Е. Пестов. М., 1996.
126. Петражицкий, JI. И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности / J1. И. Петражицкий. Спб., 1907.
127. Петрухин, И. Я. Личная жизнь: пределы вмешательства / И. Л. Пет-рухин.-М., 1989.
128. Петрухин, И. J1. Неприкосновенность личности / И. Л. Петрухин. -М., 1981.
129. Пустовойтов, В. Н. Таинства, обряды и молебны русской церкви / В. Н. Пустовойтов. Ростов н/Д, 2003.
130. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т. Н. Радько. М.,2005.
131. Разумихина, Г. П. Семейные тайны любви для подростков / Г. П. Разумихина. Ростов н/Д, 2004.
132. Религии в политической и общественной жизни. М., 1991.
133. Романовский, Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни / Г. Б. Романовский. М., 2001.
134. Русское православие в 19 веке // Русское православие (вехи истории). -М, 1989.
135. Рясенцев, В. А. Осуществление и защита гражданских прав // Советское гражданское право : учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В. А. Рясенцев. М., 1986.
136. Сабиров, X. JI. Общественно-индивидуальная и личная жизнь как сферы социального развития личности // Вопр. социального развития личности / X. JI. Сабиров. Казань, 1973.
137. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А. X. Саидов. М., 1993.
138. Семенов, Ю. И. Происхождение брака и семьи / Ю. А. Семенов. -М., 1974.
139. Серебровская, К. Б. Сущность жизни / К. Б. Серебровская. М.,1994.
140. Сидоренко, Н. И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности / Н. И. Сидоренко. М., 1995.
141. Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. М.,1907.
142. Советское семейное право / под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982.
143. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания : в 2 т. / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2004. - 2 т.
144. Соловьев, В. С. Смысл любви // Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьев.-М., 1988.-2 т.
145. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права / J1. И. Спиридонов. -М., 1996.
146. Стендаль. О любви // Собр. соч. : в 15т./ Стендаль. М., 1959.-15 т.
147. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлин-ский.-М., 1975.
148. Сюкияйнен, JI. Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики / J1. Р. Сюкияйнен. М., 1986.
149. Сюкияйнен, Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л. Р. Сюкияйнен. M., 1997.
150. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. М., 2002.
151. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Пе-ревалова. М., 1997.
152. Теория права и государства : учебник / под ред. Г. Н. Манова. М.,1996.
153. Торнау, Н. Изложение начал мусульманского законоведения / Н. Торнау. Спб., 1850.
154. Троицкий, С. В. Философия христианского брака / С. В. Троицкий. -Киев, 1996.
155. Угринович, Д.М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович. -М., 1985.
156. Угринович, Д. М. Психология религии / Д.М. Угринович. М.,1986.
157. Философская энциклопедия : в 5 т. М., 1962. - 5 т.
158. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1987.
159. Фойницкий, Я. Я. Курс уголовного права / Я. Я. Фойницкий. Пг.,1916.
160. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И. Т. Фролов.-М., 1989.
161. Фролов, И. Т. Прогресс науки и будущее человека / И. Т. Фролов. -М., 1975.
162. Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. М., 1978.
163. Хидоя : коммент. мусульм. права. Т. 1. Ташкент, 1994.
164. Цанн-кай-си, Ф. На пути к гражданскому обществу: нравственные оппозиции / Ф. Цанн-кай-си. М., 1991.
165. Цицерон. О природе богов // Философские трактаты / Цицерон. -М., 1985.
166. Цицерон. Об обязанностях / Цицерон. М., 1975.
167. Чечот, Д. М. Субъективное право и формы его защиты / Д. М. Че-чот.-JT., 1968.
168. Шарль, К. Мусульманское право / К. Шарль. М., 1959.
169. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе / Шейх Юсуф Кардави. М., 2004.
170. Шервин, У. Международная ситуация в области защиты жизни // Право на жизнь / У. Шервин. М., 1994.
171. Шиманский, Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты / Г. И. Шиманский. М., 1997.
172. Юрчук, В. В. Ислам / В. В. Юрчук. Минск, 2004.
173. Яблоков, Н. Н. Методологические проблемы социологии религии / Н. Н. Яблоков.-М„ 1972.
174. Явич, Я. С. Сущность права: Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридических форм общественных отношений / JI. С. Явич. Д., 1985.
175. Ярошенко, К. Б. Жизнь и здоровье под охраной закона / К. Б. Ярошенко. М., 1990.
176. I. Статьи, лекции, диссертации, авторефераты
177. Афанасьева, И. В. Государственная поддержка семьи как фактор укрепления стабильности и развития общества / И. В. Афанасьева // Обеспечение прав граждан и интересы государства в современном обществе : сб. тез. Муром, 2004.
178. Баязитов, Р. К. Веротерпимость и гражданское согласие / Р. К. Баязитов, О. Брушлинская // Наука и религия. 2003. - № 9.
179. Бородин, В. В. Демократическая правовая культура: понятие и содержание / В. В. Бородин // Вестн. Санкт-Петербург, ун-та МВД России. -СПб., 1999.-№4.
180. Боронбеков, С. Основные ценности ислама объекты охраны шариата / С. Боронбеков // Государство и право. - 2003. - № 2.
181. Брежнев, О. В. Защита основных прав и свобод граждан в Конституционном Суде РФ : дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
182. Вареник, Ю. В. Семейные отношения как объект уголовно-правовой охраны / Ю. В. Вареник // Проблемы обеспечения органами внутренних дел прав и ответственности граждан России в современных условиях : сб. ст. адъюнктов и соискателей. М., 1994. - Вып. 5.
183. Васильев, JI. С. Церковь и общество / JI. С. Васильев // Государство, религия, церковь в России и за рубежом : информ.-аналит. бюл. 2002. -№ 3.
184. Витрук, Н. В. Права человека: состояние и перспективы развития / Н. В. Витрук // Право и власть. М., 1990.
185. Володина, Н. В. Взаимоотношение государства и религиозных объединений: опыт России и Азербайджана / Н. В. Володина, И. О. Кулиев // Государство и право. 2002. - № 9.
186. Волошенко, А. И. Взаимосвязь норм внутригосударственного и международного права по обеспечению и защите личных и политических прав человека : автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1992.
187. Гайдеров, А. А. Традиционные и религиозные факторы в формировании правовой системы России : дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
188. Гайнутдшов, Р. И. Ислам в современной России (Опыт философского анализа) : дис. канд. филос. наук. М., 2003.
189. Головкин, Р. Б. Право на неприкосновенность частной жизни в пенитенциарной системе современной России / Р. Б. Головкин // Закон и право. 2004. -№ 4.
190. Головкин, Р. Б. Специфика права на неприкосновенность частной жизни в современной России / Р. Б. Головкин // Конституционное и муниципальное право. 2005. - № 3.
191. Гончаренко, В. Д. Право человека на свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. Теоретико-правовые аспекты : дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 1999.
192. Демографические процессы в современном российском обществе: Социально-правовые аспекты : сб. теорет.-практ. докл. и сообщ. Владимир, 2002.
193. Другие аспекты личной жизни // Вестн. публич. права. 2006. -№ 13.
194. Замошкин, Ю. А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность / Ю. А. Замошкин // Вопр. философии. 1991. - № 1.
195. Заявление православной церкви // Вестн. Санкт-Петербург, епархии. -1996. -№ 8.
196. Кальченко, Н. В. Право человека на жизнь и его гарантии в Российской Федерации : дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 1995.
197. Кальченко, Н. В. Право человека на жизнь и формы его правомерного ограничения / Н. В. Кальченко // Вестн. прав человека. 2001. - № 3.
198. Карцева, Л. В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность : дис. . д-ра со-циол. наук. Ростов н/Д, 2002.
199. Клочков, В. Н. Нарушение неприкосновенности частной жизни в уголовном праве : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.
200. Ковалев, М. И. Право на жизнь и право на смерть / М. И. Ковалев // Государство и право. 1992. - № 7.
201. Коллинз, Р. Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность / Р. Коллинз // Социол. хрестоматия. М., 2003.
202. Кравчук, Н. В. Защита прав ребенка в судебном порядке / Н. В. Кравчук // Государство и право. 2004. - № 6.
203. Куршенко, О. Г. Регулирование брачного правоотношения по законодательству Российской Федерации : дис. канд. юрид. наук. М., 2003.
204. JIuhhuk, JI. Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на жизнь : автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1993.
205. Любовь и секс в исламе : сб. ст. и фетв. М., 2005.
206. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч. / А. С. Макаренко. В 8 т. Т. 4. М., 1984.
207. Максименко, В. А. Категория прав человека в мусульманском праве / В. А. Максименко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 2004. - № 2.
208. Малеина, M. Н. Право индивида на физическую (телесную) неприкосновенность / M. Н. Малеина // Государство и право. 1992. - № 2.
209. Малько, А. В. Механизм правового регулирования / А. В. Малько // Правоведение. 1996. - № 3.
210. Манукян, Ю. К. Процессы взаимодействия и противоречия семейного права и шариата в современной России : дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.
211. Микаелян, О. С. Условия и порядок заключения брака в законодательстве России 19-20 вв.: проблемы правового регулирования : автореф. дис. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004.
212. Митцукова, Г. А. Право на неприкосновенность частной жизни как конституционное право человека и гражданина : дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.
213. Мукабаева, Г. А. Нормативная саморегуляция личности : автореф. дис. д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 1995.
214. Нижник, Н. С. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России в 1920 в.: дис. д-ра юрид. наук. СПб., 2003.
215. Нижник, Н. С. Регулирование брачно-семейных отношений на Руси в условиях язычества / Н. С. Нижник // Семейное право. 2003. - № 1.
216. Николаева, О. В. Этническая и социокультурная самобытность русского православия : дис. канд. филос. наук. СПб., 2005.
217. Новиков, М. В. Ограничительная функция права : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.
218. Погасни, А. К. Этика, право и жизнь: проблема последствий /
219. A. К. Погасни // Медицина, этика религия и право : материалы конф. / сост.1. B. И. Шамшурин. М., 2000.
220. Права человека в условиях становления гражданского общества // Государство и право. 1997. - № 10.
221. Право на жизнь : сб. ст. М., 1994.
222. Православная педагогика: традиции и современность : сб. лекций и докл. Владимир, 2000.
223. Римашевская, Н. М. Демографические процессы в современной России / Н. М. Римашевская // Демографические процессы в современном российском обществе: Социально-правовые аспекты : сб. теорет.-практ. докл. и сообщ. Владимир, 2002.
224. Романовский, Г. Б. Конституционное регулирование права на неприкосновенность частной жизни : дис. канд. юрид. наук. СПб., 1997.
225. Сальников, В. П. Правовая культура общества: понятие и структура / В. П. Сальников // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1986. -№ 7.
226. Сафуанов, Ф. Экспертиза психологического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка / Ф. Сафуанов // Рос. юстиция. 1998. -№ 3.
227. Семья и биоэтика : материалы междунар. симпоз. СПб., 1998.
228. Сэнт-Роз, Ж. Право на жизнь / Ж. Сэнт-Роз // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право.-2003.-№6.
229. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Мату-зова, А. В. Малько. М., 1997.
230. Фолиева, Т. А. Русская православная церковь и исламские организации в современной России: опыт сравнительного анализа социальных доктрин : дис. канд. филос. наук. Волгоград, 2005.
231. Чхиквадзе, В. М. Международные аспекты проблемы прав человека / В. М. Чхиквадзе // Права человека: Проблемы и перспективы. М., 1990.
232. Шакарян, М. С. Соотношение судебной формы с иными формами защиты субъективных прав граждан / М. С. Шакарян // Актуальные проблемы защиты субъективных прав граждан и организаций. М., 1985.
233. Шестаков, JI. Н. Ислам и права человека / JI. Н. Шестаков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 1997. - № 5.
234. Шеховцова, Н. Роды без греха / Н. Шеховцова // Аргументы и факты.-2001.-№4.
235. Шипкина, Н. Е. Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества : дис. . канд. филос. наук. Барнаул, 2002.
236. Ямбушев, Ф. Ш. Правовое сознание в механизме правового регулирования общественных отношений : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.