Формирование цивилизационной идентичности как фактор интеграции российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Хачатрян Лилит Вачагановна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат наук Хачатрян Лилит Вачагановна
Введение
Глава 1. Цивилизационная идентичность в структуре общероссийской идентичности
1.1. Проблема идентичности в современном социогуманитарном знании
1.2. Структура современной российской идентичности
1.3. Дискурс о цивилизационной идентичности в российской социально-философской и общественно-политической мысли
Глава 2. Цивилизационная идентичность в интеграционных процессах
современного российского общества
2.1. Социокультурные предпосылки формирования российской цивилизационнс идентичности
Заключение
Список литературы
143
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Культурно-цивилизационная идентичность России и Китая в современном мире: семантические основания и репрезентация2021 год, кандидат наук Цуй Цзявэнь
Гражданская идентификация современных россиян в условиях сложившейся системы социального неравенства2016 год, кандидат наук Имгрунт, Светлана Ивановна
Православный фактор в культурно-цивилизационной идентичности современной России2020 год, кандидат наук Ткач Николай Николаевич
Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России2014 год, кандидат наук Мустафаев, Фарид Мустафаевич
Специфика и потенциал идеологии национализма в современных глокализационных процессах2023 год, кандидат наук Янченкова Ольга Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование цивилизационной идентичности как фактор интеграции российского общества»
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире, наполненном информационными войнами, атаками на символическое пространство, попытками переписать историю, переформатировать сознание людей в определенном направлении, идентичность становится главным фактором обеспечения национальной безопасности. Позитивная интеграционная идентичность, связывающая прошлое, настоящее и будущее в единый культурно-цивилизационный комплекс, способна обеспечить государству и обществу успешное развитие, эффективное решение всех стоящих перед ними проблем и задач. И наоборот, депрессивная идентичность, фундированная опытом «исторической травмы», вины и покаяния за «грехи предыдущих поколений», может стать причиной крушения государства, кризиса общества, аксиологического тупика.
Относительно ситуации в современной России актуальность проблематики идентичности обусловлена сложной и противоречивой идентификационной структурой российского общества. С одной стороны, важным элементом данной структуры является государственно-гражданская идентичность, динамично растущая все последние годы. С другой стороны, не менее важное место занимают этнические и конфессиональные идентичности многочисленных народов Российской Федерации. Парадигма «взаимодополнительности», используемая рядом авторитетных авторов для описания взаимодействия указанных форм идентичности, выглядит слишком оптимистичной и далекой от реальности. Более реалистичной и эмпирически выверенной представляется модель конкуренции идентичностей, предполагающая возможность конфликта между ними.
Конкуренция и конфликт гражданской и этнической идентичностей обусловливают необходимость формирования надэтнической и
надконфессиональной цивилизационной макроидентичности, способной элиминировать противоречия между гражданским и этническим. Особенно важно формирование интегрирующей макросоциальной идентичности в «пестрых» полиэтнических регионах, несущих в себе потенциал напряженности и высокий риск развития этнических, конфессиональных и других конфликтов. Кроме того, трудно переоценить значение подобной идентичности в процессах нациестроительства, направленных на создание единой интегрированной российской нации.
Однако, при всей важности тематики цивилизационной идентичности для социальных процессов в современной России, до сих пор сам термин «цивилизационная идентичность» является скорее мобилизующей метафорой, нежели строго определенной научной категорией. Не существует крупных обобщающих социально-философских работ о цивилизационной идентичности в контексте интеграции современного российского общества. Все это актуализирует настоящее диссертационное исследование и придает ему немалую перспективность с точки зрения социально-философской рефлексии важнейших для полиэтнического российского общества проблем идентичности и социальной интеграции.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы идентичности приобрели особую теоретическую и практическую значимость на стыке столетий, в условиях глобальных трансформаций, и стали предметом исследования во многих отраслях социально-гуманитарного знания, прежде всего в социальной философии, социологии и социальной психологии. Междисциплинарный подход к анализируемой проблеме позволяет рассмотреть идентичность как сложный, многоаспектный феномен. Учитывая многообразный опыт осмысления феномена идентичности, совершенно логичным представляется наличие различных оценочных позиций и парадигм. Термин «идентичность» вплоть до прошлого столетия не использовался в научной литературе и
появляется только у 3. Фрейда1. Развитие термина до статуса научной категории
Л
произошло в работах Э. Эриксона , который рассматривал идентичность как адаптирующее начало, позволяющее индивиду приспособиться к условиям сложной социальной системы.
В зарубежной социальной философии идентичность продолжает сохранять значение одного из ключевых терминов. Основы понимания идентичности в англоязычной научной литературе были заложены в трудах Дж. Г. Мида, И. Гофмана3, П. Бергера и Т. Лукмана, П. Бурдье4, Г. Тэджфела и Дж. Тернера5. Определенный научный интерес представляют работы Р. Дженкинса6, в которых дан анализ самых значимых теорий идентичности.
Проблема идентичности является одной из центральных в исследованиях представителей российского научного сообщества. В постсоветский период инициатором научных дискуссий о новой российской идентичности стал В.А. Тишков. Он ввел в научный дискурс понятие «гражданская нация» и
п
предложил «формулу» российской гражданской нации . Согласно В.А. Тишкову, в российской гражданской нации сосуществуют многие этнические нации, в результате чего можно говорить о «нации наций»8.
Начиная с конца первого десятилетия XXI века, наряду с тематикой гражданской идентичности, в дискурс российской науки прочно входит проблематика цивилизационной идентичности. Это было обусловлено, с одной стороны, пробуждением интереса к цивилизационным измерениям российского общества, включая его идентификационные характеристики, а с другой -
1 Фрейд, З. Психология Я и защитные механизмы / З. Фрейд. - М., 1993.
2 Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. Обнинск, 1993. 196 с.
3Мид Дж. Г. «Разум, Я и Общество» (Mind, Self, and Society) (1934); Гофман И. «Представление себя другим в повседневной жизни» / Пер. с англ. И вступ. Статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. 304 с. (LogicaSocialis).
4 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. 334 с.; Бурдьё П. Начала. Chosesdites: Пер. сфр./PierreBourdieu. Chosesdites.Paris, Minuit, 1987. ПереводШматкоН.А./ М.: Socio-Logos, 1994. 288 с.
5.Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. С. Turner // Psychology of intergroup relations / Ed. by S. Worchel, W. G. Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7-24.
6JenkinsR.Socialidentity. London: Routledge, 1996.
7 Цветков О.М. Российская гражданская нация: проблемы укрепления и интеграции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, психология, культурология. 2009 № 3 С. 189-192.
8 Тишков В.А. Линии усложнения: введение к коллективному труду «Культурная сложность современных наций» // Вестник Российской нации. 2016. № 5 (50). С. 82-91.
исчерпанностью и недостаточностью гражданских механизмов социальной интеграции. Общие - методологические и теоретические - вопросы, связанные с проблематикой цивилизационной идентичности, анализируются в трудах З.А. Жаде, И.В. Кондакова, А.В. Костиной, М.М. Мчедловой, В.И. Пантина, И.С. Семененко, Н.М. Смирновой9 и др.
Обоснование необходимости формирования цивилизационной идентичности как интеграционной основы единения российского общества дано в работах В.А. Авксентьева, Б.В. Аксюмова, А.В. Лубского, О.Ю. Посуховой, О.Ю. Яхшияна10. По мнению указанных авторов, гражданская парадигма социальной интеграции во многом себя исчерпала и не способна на сегодняшний день эффективно обеспечивать воспроизводство межэтнической гармонии, выступать как основа аксиологической общности россиян. В то же время возможности цивилизационной интеграции, до сих пор практически не использованные, не только способны обеспечить аксиологическое сплочение российского общества, но и решить проблему межэтнических отношений.
В качестве важнейшего ориентира политических и социокультурных стратегий современного российского государства рассматривают цивилизационную идентичность Ш.А. Алибегилов и В.А. Волков11. В контексте
9 Жаде З.А. Российская цивилизационная идентичность в меняющемся мире // Власть. 2014. № 4. С. 53-58; Кондаков И.В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура и механизмы // Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4. С. 282-304; Костина А.В. Цивилизационная идентичность России: вызовы и ответы // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2. С. 138-152; Мчедлова М.М. Национальный вопрос сегодня: ракурсы осмысления // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 1[107]. С. 100-107; Пантин В.И. Национально-цивилизационная идентичность: специфика России // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2011. Т. 7. № 2. С. 42-51; Семененко И.С. Культурная, социокультурная, цивилизационная идентичность / В сборнике: Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. - М., 2017. С. 312-318; Смирнова Н.М. Цивилизационная идентичность как методологическая проблема социально-философского анализа // Вопросы социальной теории. 2018. Т. 10. № 1. С. 59-68.
10 Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. Россияне: от гражданской к цивилизационной идентичности // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4. С. 31-37; Аксюмов Б.В. Российская цивилизационная идентичность: теоретические контуры и практические возможности // Научная мысль Кавказа. 2015. № 3 (83). С. 23-30; Лубский А.В. Дискурсы о национальной и цивилизационной идентичностях в России // Научная мысль Кавказа. 2014. № 2 (78). С. 24-32; Лубский А.В. Государство-цивилизация и национально-цивилизационная идентичность в России // Гуманитарий Юга России. 2015. № 2. С. 30-45; Лубский А.В., Посухова О.Ю. Проекты нациестроительства и модели национальной интеграции вРоссии // Власть. 2016. Т. 24. № 8. С. 39-48; Яхшиян О.Ю. Цивилизационная идентичность России как фактор единства российской нации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 7. С. 101-106.
11 Алибегилов Ш.А. Концептуализация понятия политической идентичности в контексте формирования цивилизационной идентичности России // Власть. 2016. Т. 24. № 11. С. 100-105; Алибегилов Ш.А., Волков В.А. Цивилизационная идентичность России как вектор современной государственной политики // Управленческое
деятельности РПЦ и концепции «Русского мира» анализируют проблематику
12
цивилизационной идентичности А.А. Терентьев, В.Н. Расторгуев, А.В. Еремин и др.
На региональном уровне исследование проблем формирования цивилизационной идентичности как фактора социокультурной интеграции российского общества получило широкое распространение в Северо-Кавказском
федеральном университете. В этой связи следует отметить работы
1 ^
С.Ю. Ивановой, Б.В. Аксюмова, М.Е. Попова, Л.Н. Вшивцевой .
Помимо цивилизационной, в «портфеле идентичностей» современного россиянина присутствуют и другие формы идентичности, такие как гражданская, этническая, конфессиональная, этноконфессиональная, региональная. Проблемы взаимодействия гражданской и этнической идентичности освещаются в работах Л.М. Дробижевой, С.В. Рыжовой, В.А. Тишкова14. В целом данные авторы стоят на позициях непротиворечивости гражданской и этнической идентичностей и, более того, их взаимодополнительности. На материале социологических исследований данную позицию поддерживает М.К. Горшков, который приходит к выводу о том, что гражданская и этническая самоидентификация не просто
консультирование. 2016. № 5 (89). С. 19-24; Волков В.А. Цивилизационная идентичность России: евразийский вектор // Научные труды Северо-Западного института управления. 2017. Т. 8. № 4 (31). С. 155-160.
12 Терентьев А.А. Российская цивилизационная идентичность и современная Россия // В сборнике: Русская православная церковь и русская цивилизация XXVI Рождественские православно-философские чтения. Мининский университет. 2017. С. 218-234; Расторгуев В.Н. "Русский мир" и цивилизационная идентичность // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. № 3 (59). С. 152-158; Еремин А.В. Социокультурная деятельность русской православной церкви и формирование цивилизационной идентичности российского общества // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 8. С. 44-49.
13Аксюмов Б.В. Российская цивилизационная идентичность: теоретические контуры и практические возможности / Б.В. Аксюмов // Научная мысль Кавказа. 2015. № 3 (83). С. 23-30; Иванова С.Ю. Современная российская идентичность: цивилизационное и историко-культурное измерения // Вестник ВЭГУ. 2012. № 2 (58). С. 21-28; Попов М.Е.Социокультурная интеграция как основа цивилизационной идентичности и способ преодоления региональных конфликтов: российская специфика // В сборнике: Россия в историческом процессе глобализации 2016. С. 93-96; Вшивцева Л.Н. Российская цивилизационная идентичность как социокультурная основа интеграции Северного Кавказа в общероссийское пространство // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2018. № 6-1. С. 33-38.
14Дробижева Л.М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. 2017. №1. С. 26-36; Дробижева Л.М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания. - Полис. Политические исследования. 2018. №5. С. 100-115; Рыжова С.В. Содержание и динамика этнической идентичности в России / Этническое и религиозное многообразие России. - М.: ИЭА РАН, 2018. С. 119-136; Тишков В.А. Мировой опыт полиэтничности и Россия: три причины для интереса / Этническое и религиозное многообразие России. - М.: ИЭА РАН, 2018. С. 11-22.
перестают конкурировать, а совмещаются в рамках общероссийской идентичности15.
Вместе с тем, следует отметить, что проблема соотношения этнической и гражданской идентичностей в отечественной науке является дискуссионной. Некоторые исследователи указывают на конкурентный и даже конфликтный характер взаимодействия между этнической и гражданской идентичностями, а выход из подобной ситуации видят в укреплении гражданского единства, формировании политической гражданской нации. Так, Э.А. Паин и С.Ю. Федюнин отмечают усиление «этнического фактора» в политической жизни России. Для преодоления конкуренции идентичностей необходимо укреплять гражданскую идентичность, развивать гражданские практики16. И.С. Семененко основную функцию гражданской идентичности видит в деполитизации
17
этничности . Кроме того, в северокавказском регионе необходимо усиливать
надэтнический по своему характеру дискурс гражданского равноправия в целях
18
обеспечения примата гражданской идентичности над этнической и религиозной .
Одной из важнейших составляющих культурной идентичности человека в современном обществе является конфессиональная принадлежность, что актуализировало необходимость исследования конфессиональной идентичности и ее места в иерархии идентичностей граждан полиэтничной Российской Федерации. Данная проблематика рассмотрена в работах Н.Л. Балич, А.А. Мукатаевой, М.М. Мчедловой, С.В. Рыжовой и др.19
Российская идентичность, в частности цивилизационная, рассматривается в современной социально-философской науке во множестве аспектов и контекстов,
15 Горшков М.К., Тюрина И.О. Синтез этнонационального и гражданского как основа российской идентичности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. №1. С. 44-57.
16 Паин Э.А., Федюнин С.Ю. Нация н демократия: перспективы управления культурным разнообразием. - М.: Мысль, 2017. - 266 с.
17 Семененко И.С. Нация, национализм, национальная идентичность: новые ракурсы научного дискурса // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 91-102.
18 Аликберов А.К. Проблема формирования российской идентичности в культурно-сложных обществах Северного Кавказа (системно-коммуникационный дискурс) // Вестник Российской нации. 2019. № 1 (65). С. 45-57.
19 Балич Н.Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 234-243;Мукатаева А.А. Религиозная идентичность в культурной идентичности личности // Педагогическое образование и наука 2010. № 5. С. 44-51; Мчедлова М.М. Религиозная ситуация в России и ее регионах / Этническое и религиозное многообразие России. - М.: ИЭА РАН, 2018. С. 161-191; Рыжова С.В. Особенности изучения религиозной идентичности россиян // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 118-127.
в данном обзоре представлены только те из них, которые в наибольшей степени связаны с темой диссертационного исследования. Учитывая то обстоятельство, что тематика цивилизационной идентичности в контексте интеграции современного российского общества является относительно новой, степень ее научной разработанности на данный момент нельзя считать исчерпывающей, поэтому требуются дальнейшие исследования, направленные на осмысление данной тематики.
Теоретико-методологическая основа исследования. Важнейшей методологической основой исследования является цивилизационный подход к пониманию истории и общества, особенно идея о том, что мировое социальное пространство состоит из множества локальных культурно-цивилизационных систем, каждая из которых обладает набором специфических уникальных характеристик, включая наличие особой цивилизационной идентичности.
В анализе вопросов и проблем, связанных с развитием государственно-гражданской и этнической (этноконфессиональной) идентичностей, дилеммой их взаимодополнительности или конкуренции (конфликтности) автор опирался на теоретические разработки Л.М. Дробижевой, М.К. Горшкова, С.В. Рыжовой, В.А. Авксентьева, Б.В. Аксюмова. Понимание этнокультурного многообразия российского общества как выражения его сложности опирается на труды В.А. Тишкова.
Понимание идентичности в контексте творческого преобразования субъектом окружающего мира определено методологическими подходами П. Бергера и Т. Лукмана, а также П. Бурдье, обосновывающими идею о социальном конструировании реальности.
В работе использованы общенаучные методы исследования. Ряд положений диссертации концептуально восходят к классическим и современным трудам зарубежных и отечественных авторов.
Объектом исследования являются процессы формирования идентичностей в современном российском обществе.
Предмет исследования - инструментальная и проекционная значимость цивилизационной идентичности в процессе консолидации полиэтничного российского общества.
Цель исследования: изучение потенциала цивилизационной идентичности в интеграции современного российского общества.
Определение объекта, предмета и цели обусловило необходимость решения следующих задач:
• проанализировать проблему идентичности в современном социогуманитарном знании;
• эксплицировать и описать структуру современной российской идентичности;
• исследовать эволюцию дискурса о цивилизационной идентичности в отечественной социально-философской мысли;
• определить социокультурные предпосылки формирования цивилизационной идентичности на современном этапе развития российского общества;
• раскрыть особенности цивилизационной интеграции российского общества в условиях этнокультурного многообразия;
• определить потенциал цивилизационных векторов нациестроительства в качестве фактораинтеграции современного российского общества.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Проанализированы подходы к пониманию идентичности в системе современного социогуманитарного знания и обосновано, что философский подход к пониманию идентичности ориентирован на утверждение самоочевидного («я мыслю, следовательно, я существую») и автономного (мир как «вещь-для-нас») бытия субъекта, способного к творческому конструированию социальной реальности.
2. Эксплицирована структура современной российской идентичности и выявлена конкурентная основа взаимодействия государственно-гражданской и этнической идентичностей.
3. Рассмотрена эволюция дискурса о цивилизационной идентичности в отечественной социально-философской мысли и показано, что вопрос о
культурно-цивилизационной специфике России уже почти два столетия является ключевым для российского самосознания; активизация дискурса о цивилизационной идентичности в современной России связана с вызовами глобализации и обострившимися геополитическими противоречиями.
4. Определены социокультурные предпосылки формирования российской цивилизационной идентичности и сделан вывод о том, что цивилизационный проект России должен, с одной стороны, опираться на традиционные ценности отечественной культуры, а с другой - быть обращенным в будущее, учитывать модернизационную динамику мира с целью обеспечения реальной конкурентоспособности.
5. Обоснован тезис о том, что цивилизационная интеграция российского общества будет способствовать деполитизации этнокультурной сферы, снижению этнополитической напряженности.
6. Проанализирован процесс нациестроительства в современной России и сделан вывод о том, что позитивные тенденции в интеграции российского общества связаны с ориентацией на цивилизационные векторы построения единой российской нации.
Основные положения, выносимые на защиту
1. В рамках философского подхода обнаружение человеческого «Я» (идентичности), освобождение его из-под ига божественной, природной и социальной детерминации означало появление осознанного субъективного взгляда на мир, отделение субъективной «вещи-для-нас» от объективной «вещи-в-себе». В феноменологии Гуссерля, экзистенциализме, философской антропологии и в других направлениях современной философии разными способами, но с одинаковой настойчивостью проводится мысль об автономности личности от объективных условий ее существования, о первичности и несомненности субъекта и его идентичности при одновременной проблематичности объективного, доходящей даже до сомнений в его реальном существовании. Тем самым философский подход к пониманию идентичности ориентирован на утверждение самоочевидного («я мыслю, следовательно, я существую») и
автономного (мир как «вещь-для-нас») бытия субъекта, способного к творческому конструированию социальной реальности.
2. Структура современной российской идентичности весьма неоднородна -она включает как интегрирующие, так и дезинтегрирующие элементы. Основной интегрирующей идентичностью на текущем этапе развития российского общества является государственно-гражданская идентичность, вступающая в жесткую конкуренцию с этническими и этноконфессиональными идентичностями. В этой конкурентной борьбе государственно-гражданская идентичность пока явно уступает, что порождает необходимость формирования более сильной интегрирующей идентичности - цивилизационной.
3. Дискурс о российской цивилизационной идентичности приобрел распространение и актуальность в связи с кризисом политики мультикультурализма в ряде ведущих европейских стран. Проецируя ситуацию в Европе на российский опыт, отечественные ученые и политики осознали угрозы, связанные с процессами роста этнокультурного многообразия, особенно с учетом возможной политизации данных процессов. Поскольку государственно-гражданская идентичность не справляется с задачами поддержания высокого уровня интеграционных процессов в полиэтничном и поликультурном российском обществе, возникает потребность в формировании надэтнической и надконфессиональной цивилизационной макроидентичности, способной обеспечить интеграцию не только на гражданском, но и на культурно -ценностном уровне.
4. Важнейшей предпосылкой для формирования цивилизационной идентичности являются базовые ценности российского общества, определенные в новой редакции Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. Эти ценности суть следующие: патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм. Данные ценности, с одной стороны, можно рассматривать как традиционные для отечественной культурно-цивилизационной системы, однако, с другой стороны - все эти ценности обладают огромной
социальной значимостью и сегодня, именно поэтому они и способны стать аксиологической основой формирующейся цивилизационной идентичности. Проект по формированию цивилизационной идентичности реализуется в сложных условиях современного мира и ориентирован, прежде всего, на обеспечение успешного будущего России. В этой связи социокультурные предпосылки формирования цивилизационной идентичности следует искать не только в богатом нарративе отечественного культурно-исторического наследия, но также учитывать уже существующие или формирующиеся тенденции современного мирового процесса, в частности, тот факт, что центр мирового могущества постепенно перемещается из евро-атлантической цивилизации в Юго-Восточную Азию.
5. Цивилизационная интеграция российского общества не направлена против этнокультурного многообразия и не имеет целью задать унифицирующие социокультурные стандарты. Факт этнокультурного многообразия является одной из важнейших ценностей Российской Федерации, одним из ее значимых конкурентных преимуществ. Однако, учитывая негативный опыт политизации этнокультурной специфики, способствовавшей распаду Советского Союза и приведшей к росту сепаратизма в постсоветской России в 1990-е гг., необходимо увеличивать уровень интеграционных связей внутри российского общества, связей, фундированных идеями как гражданского единства, так и культурно-цивилизационной гармонии между всеми российскими народами.
6. Дискурс о цивилизационной идентичности имеет важное значение в контексте процессов нациестроительства. Ни одна из предлагаемых на сегодняшний день моделей российской нации, основными из которых являются модели гражданской и этнокультурной нации, не являются в полной мере удовлетворительными и, более того, несут в себе существенный конфликтогенный потенциал. В этой связи оптимальной на сегодняшний день может стать цивилизационная модель российской нации, снимающая в определенной степени противоречия, которые существуют между гражданской и
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Гражданская идентичность поколений в современной России: социологический анализ2017 год, кандидат наук Дьякова, Вера Валерьевна
Геополитическая идентичность России в условиях глобализации2007 год, доктор политических наук Жаде, Зуриет Анзауровна
Конфликты идентичностей в посттрадиционной России2011 год, доктор философских наук Попов, Максим Евгеньевич
Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции2011 год, доктор политических наук Мчедлова, Мария Мирановна
Политика идентичности на локальном уровне: институты, процессы и технологии2024 год, кандидат наук Русия Натэлла Тенгизовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хачатрян Лилит Вачагановна, 2020 год
Список литературы
1. Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / пер. с немецкого (ред. Головин Н.А., ред. Козловский Б.Б.). - СПб: Алетейя, 2000. - 272 с.
2. Абрамов, А. В. Российский патриотизм: история и современность / А. В. Абрамов. - М.: МГОУ, 2016. - 184 с.
3. Авксентьев, В.А. Портфель идентичностей молодежи Юга России в условиях цивилизационного выбора / В.А. Авксентьев, Б.В. Аксюмов // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства: сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. - 2013. - С. 18-27.
4. Авксентьев, В.А. Российская цивилизация: обретение идентичности / В.А. Авксентьев, Б.В. Аксюмов // Обозреватель - Observer. -2014.-№ 10. -С. 16-27.
5. Авксентьев, В.А. Конфликты идентичностей в современной России: от советскости и далее / В.А. Авксентьев, М.Е. Попов // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №3. - С.195-209.
6. Авксентьев, В.А. Россияне: от гражданской к цивилизационной идентичности / Б.В. Аксюмов // Научная мысль Кавказа. - 2013. - № 4(76). - С. 31-37.
7. Аксюмов, Б.В. Конфликт цивилизаций в современном мире и цивилизационный выбор России: монография / Б.В. Аксюмов. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2009. - 287 с.
8. Аксюмов, Б.В. Российская цивилизационная идентичность: теоретические контуры и практические возможности / Б.В. Аксюмов // Научная мысль Кавказа. -2015. - № 3 (83). - С. 23-30.
9. Аксюмов, Б.В. Формирование цивилизационной идентичности в контексте реализации национальных интересов Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.oboznik.ru/?p=47164 (дата обращения: 13.02.17).
10. Алибегилов, Ш.А. Концептуализация понятия политической идентичности в контексте формирования цивилизационной идентичности России / Ш.А. Алибегилов // Власть. - 2016. - Т. 24. - № 11. - С. 100-105.
11. Алибегилов, Ш.А. Цивилизационная идентичность России как вектор современной государственной политики / Ш.А. Алибегилов, В.А. Волков // Управленческое консультирование. - 2016. - № 5 (89). - С. 19-24.
12. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: Кучково поле, 2016. - 416 с.
13. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурманская, И.А. Володарская[и др.]/ под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
14. Аствацатурова, М.А. Российская идентичность в Северо-Кавказском регионе: гражданское содержание и полиэтничные формы: учебное пособие / М.А. Аствацатурова - Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 2012. -359 с.
15. Балибар, Э. Расизм и национализм / Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. - М.: Издательство "Логос", 2004. -285 с.
16. Балич, Н.Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества / Н.Л. Балич // Социологический альманах. - 2015. - № 6. - С. 234-243.
17. Батанина, И.А. Идея коэволюции институциональных и ценностных изменений в исследованиях посткоммунистического пространства / И.А. Батанина, Е.В. Бродовская // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 3. - С. 76-83.
18. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман // пер. с англ. Е. Руткевич. - М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. - 334 с.
19. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев // Русская идея. Сочинения. -М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - С. 541-734.
20. Бройи, Дж. Подходы к исследованию национализма. В кн.: Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002.- 416 с.
21. Брубейкер, Р. За пределами идентичности. В кн.: Р. Брубейкер. Этничность без групп / Р. Брубейкер, Ф. Купер // пер. с англ. И. Борисовой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.- 408 с.
22. Бурдье, П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко. М.: Socio-Logos, 1993.- 336 с.
23. Буткевич, С. А. Инновации в системе предупреждения терроризма и экстремизма глазами крымских правоохранителей (по результатам социологического опроса) / С.А. Буткевич // Общество и право. - 2017. -№ 4 (62). - С. 87-92.
24. Васильева, Е.Ю. Специфика формирования региональной идентичности / Е.Ю. Васильева // Философско-культурологический аспект культурной и цивилизационной идентичности. - Пятигорск, 2011. - С. 12-19.
25. Васильева, О.Б. Религиозная идентичность и ее роль в процессе национально-государственной идентификации России / О.Б. Васильева // Актуальные проблемы политики и политологии в России. - М., 2011. - С. 53-61.
26. Вернадский, Г.В. Опыт истории Евразии. Звенья русской культуры. / Г.В. Вернадский. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - 339 с.
27. Волков, В.А. Цивилизационная идентичность России: евразийский вектор / В.А. Волков // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2017. -Т. 8. - № 4 (31).- С. 155-160.
28. Волков, Ю.Г. Общероссийская и этническая идентичность на Юге России: соотношение и ресурсы / Ю.Г. Волков, А.В. Дятлов, В.И. Курбатов, А.В. Сериков// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. - №4.- С. 156-161.
29. Волова, Л.А. О трансформации духовных ценностей и культурной идентичности в России / Л.А. Волова // Философско-культурологический аспект культурной и цивилизационной идентичности. [Текст]: материалы
Международной научно-практической конференции. - Пятигорск, 2011. - С. 2936.
30. Вшивцева, Л.Н. Российская цивилизационная идентичность как социокультурная основа интеграции Северного Кавказа в общероссийское пространство / Л.Н. Вшивцева // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. -2018.- № 6-1. -С. 33-38.
31. Вшивцева, Л.Н. Формирование российской цивилизационной идентичности в Северо-Кавказском регионе: монография / Л.Н. Вшивцева. - Ставрополь: Альфа Принт, 2014. - 194 с.
32. Галактионова, Н.А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности / Н.А. Галактионова // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. - 2010. - № 1. - С. 10-12.
33. Галоян, А.С. Вестернизация или альтернативные пути развития процессов глобализации? / А.С. Галоян // «Общество. Среда. Развитие» («TERRA HUMANA»). - 2013.- №4. [Электронный ресурс] // http://www.terrahumana.ru/arhiv/13_04/13_04_17.pdf. (дата обращения 20.07.2019).
34. Геллнер, Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.- 126 с.
35. Гидденс, Э. Модерн и самоидентичность / Реф. Е.В. Якимовой // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник под ред. Ю.А. Кимелева. Серия «Социология».- М.: ИНИОН РАН, 1995. - 155 с.
36. Глинчикова, А.Г. Модернити и Россия / А.Г. Глинчикова // Вопросы философии. - 2007. - №6. - С. 38-56.
37. Горшков, М.К. Модернизационный потенциал идентичности (Вместо предисловия) // Россия реформирующаяся. Вып. 12: ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. - Москва: Новый хронограф, 2013. - 528 с.
38. Горшков, М.К. Роль государства в сохранении и развитии национальной и гражданской идентичности и укреплении доверия в контексте глобальных процессов / М.К. Горшков // Гуманитарий Юга России. - 2013. - С. 11-25
39. Горшков, М.К. Российская идентичность в социологическом измерении / М.К. Горшков // Аналитический доклад. - М.: Репринт (Институт социологии РАН), 2007. - 140 с.
40. Горшков, М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ).- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. - С. 384.
41. Горшков, М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). - М.: Новый хронограф, 2011. - 672 с.
42. Гофман, И. «Представление себя другим в повседневной жизни» / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. - 304 с.
43. Гофман, А.Б. Концептуальные подходы к анализу социального единства / А.Б. Гофман // Социологические исследования. - 2015. - № 11 (379). - С. 29-36.
44. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. В.С. Магун.- М.: Изд-во ИС РАН, 2006. - 327 с.
45. Гудков, Л.М. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов / Л.М. Гудков.- М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004. - 816 с.
46. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Сост., послесл., коммент. С. А. Вайгачева. - М.: Книга, 1991.- 576 с.
47. Делокаров, К.Х. Проблема идентичности в эпоху глобализации: российская специфика // Национальная идентичность в северокавказском обществе: поиски путей укрепления / Под общ. ред. А.Ю. Шадже, Е.С. Куквы. - Майкоп: АГУ, 2015. - С. 12-29.
48. Делокаров, К.Х. Процесс модернизации и проблемы российской идентичности / К.Х. Делокаров // Управление мегаполисом. - 2011. - № 5. - С. 1826.
49. Деминцева, Е.Б. Иммигрантские сообщества: опыт Франции / Е.Б. Деминцева // Россия в глобальной политике.- 2006. - №5.- С. 105-115.
50. Дробижева, Л.М. // Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных
процессов/ Л.М. Дробижева // Социологические исследования. - 2017. - №1 .- С. 27-36.
51. Дробижева, Л. М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества / Л.М. Дробижева // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. -2017. - № 4.- С. 7 - 22.
52. Дробижева, Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде / Л.М. Дробижева // Социологические исследования. - 2010. - № 12. - С. 49 -58.
53. Дробижева, Л.М. Гражданская идентичность как потенциал межэтнического согласия в обществе // Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении. Социокультурный и религиозный контексты: [монография] / Отв. ред. Л.М. Дробижева.- Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. - С. 177216.
54. Дробижева, Л.М. Гражданская российская идентичность: динамика и потенциал в консолидации политэтнического общества // Этническое и религиозное многообразие России / Под ред. В.А.Тишкова, В.В. Степанова. Издание 2-е и дополненное. М.: ИЭА РАН, 2018. - С. 107-119.
55. Дробижева, Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.Ж Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 376 с.
56. Дробижева, Л.М. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России / Л.М. Дробижева, С.В. Рыжова // Полис. Политические исследования. - 2015. - № 5. - С. 9-24
57. Дробижева, Л.М. Позитивные межнациональные отношения и предупреждение нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте: [монография] / под ред. Л. М. Дробижевой, С. В. Рыжовой; Институт социологии РАН. - М.; СПб.: Нестор-История, 2016. - 152 с.
58. Дробижева, Л.М. Российская идентичность и межэтническая толерантность. / Л.М. Дробижева, С.В. Рыжова // [Электронный ресурс] // http://www.civisbook.ru/files/File/Ros_ident.pdf(дата обращения 21.07.2019)
59. Дряева, Э.Д. Основные концепции самоидентификации личности в социокультурном контексте: генезис и развитие / Э.Д. Дряев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. [Электронный ресурс] // http://science-education.ru/ru/article/view?id=13286 (дата обращения: 08.07.2019).
60. Емелин, В.А. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения / В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов // Вопросы философии. - 2015.- № 2. - С. 14-24.
61. Еремин, А.В. Социокультурная деятельность русской православной церкви и формирование цивилизационной идентичности российского общества / А.В. Еремин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2014.- № 8.- С. 44-49.
62. Жаде, З.А. Российская цивилизационная идентичность в меняющемся мире / З.А. Жаде // Власть. - 2014. - № 4. - С. 54-58.
63. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. / В.И. Жуков - М., 2007. -Т. 1.- 553 с.
64. Закс, Л.А. Неидентичная идентичность России: проблематизация в контексте современности / Л.А. Закс // Современная Россия: путь к миру - путь к себе: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета 10-11 апреля 2008 года: доклады / редкол.: Л.А. Закс и др.: в 2 т.- Т.1. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2008. - 556 с.
65. Замятин, Д.Н. Россия и нигде: географические образы и становление российской цивилизационной идентичности // Россия как цивилизация: Устойчивое и изменчивое; отв. ред. И. Г. Яковенко; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - М.: Наука,2007. -С. 341-367.
66. Зорин, В.Ю. Межнациональные отношения в современной России: инновации политики и управления / В.Ю. Зорин, М.А. Аствацатурова // Культурное наследие России. - 2016. - № 3. - С. 8-12.
67. Иванова, С.Ю. Современная российская идентичность: цивилизационное и историко-культурное измерения / С.Ю. Иванова // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 2 (58). - С. 21-28.
68. Иванова, С.Ю. Формирование российской идентичности и гражданского патриотизма в поликультурном социуме // Современное состояние и сценарии развития Юга России. Ростов н/Д., 2011. - С. 148.
69. Иванова, С.Ю. Культурный кризис глобализирующегося мира / С.Ю. Иванова // [Электронный ресурс] // http:// www.lihachev.ru/chten/2017/sec2/ (дата обращения: 07.12.17).
70. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / сост., авт. предисл., отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 1216 с.
71. Инкельс, А. Национальный характер / Перевод введения и первой главы книги Alex Inkeles «National character», Transaction Publishers, 1997 [Электронныйресурс]
//:http://nationalmentalities.ru/history/istoriya/inkels_a_nacionalnyj_harakter3 (дата обращения 29.06.19 г.)
72. Калхун, К. Национализм / К. Калхун - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.- 288 с.
73. Кара-Мурза, С.Г. Нациестроительство в современной России / С.Г. Кара-Мурза, О.В. Куропаткина. - М.: Алгоритм: Научный эксперт, 2014. - 408 с.
74. Киреевский, И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России / И.В. Киреевский, П.В. Киреевский // Полное собрание сочинений: в 4 т. / Сост., прим. и комм. А. Ф. Малышевского. Т. 1. Философские и историко-публицистические работы. - Калуга: Гриф, 2006. -С. 71-126.
75. Клименко, Е.В. Интеграция и различия. О гражданской нации в России / Е.В. Клименко // Полис. Политические исследования. - 2015.- № 6.- С. 131-143.
76. Клименко, Л.В. Идентичность населения Республики Адыгея: соотношение общероссийского, регионального и этнического компонентов / Л.В. Клименко // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - T. 14. - № 1. - С. 148159.
77. Кондаков, И.В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура и механизмы / И.В. Кондаков // Вопросы социальной теории: Научный альманах, 2010. - Том IV. Человек в поисках идентичности / Ин-т философии. - С. 282-304.
78. Коноплева, А. А. Гибридная война как современный социокультурный феномен /А.А. Коноплева, А.С. Веремьев, С.П. Чобитько // Манускрипт Тамбов: Грамота, 2018.- № 7(93) - С. 86-89.
79. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // [Электронный ресурс] // http://www.mid.ru/foreign_poHcy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения 04.10.2018 г.)
80. Король, М.П. Модификация общества в нацию: российский вариант / М.П. Король // Социальная политика и социология. - 2015. -Т. 14. - № 3-1 (109). - С. 113-118.
81. Кортунов, С.В. Национальная идентичность как ресурс развития // Мы -Народ: Народ - главный субъект развития, модернизации, управления Россией: коллективная монография / Е. М. Примаков и др.; под общ.ред. В. Н. Кузнецова; -М.: ГУ ВШЭ, 2011. - С. 269-294.
82. Кортунов, С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности / С.В. Кортунов. - М.: Издательский дом «Государственный университет - Высшая школа экономики», 2008. - 568 с.
83. Костина, А.В. Национально-культурная идентичность как проблема развития современной России / А.В. Костина // Обсерватория культуры. - 2011. -№ 2. - С. 37-42.
84. Костина, А.В. Цивилизационная идентичность России: вызовы и ответы / С.В. Костина // Знание. Понимание. Умение. - 2016.- № 2.- С. 138-152.
85. Кравченко, Н.Ю. Российская гражданская идентичность: опыт социологической реконструкции / Н. Ю. Кравченко. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2014. - 216 с.
86. Левитская, А.А. Проблемы формирования общероссийской идентичности в поликультурном пространстве Российской Федерации: Северный Кавказ / А.А. Левитская, Б.В. Аксюмов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 2015.- № 4. - С. 188-194.
87. Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М.: Аграф, 2000. - 336 с.
88. Лиотар, Ж. Состояние постмодерна [Электронный ресурс] // https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/liot/01 ^р(дата обращения
89. Лихоманов, И.В. Феноменологическая проблематика цивилизационной идентичности России / И.В. Лихоманов // Вестник НГУ. Сер.: Философия. - 2010. - Т. 8. - Вып. 4. - С. 61-66.
90. Лубский, А.В. Государство-цивилизация и национально-цивилизационная идентичность в России / А.В. Лубский // Гуманитарий Юга России. - 2015.- № 2.-С. 30-45.
91. Лубский, А.В. Дискурсы о национальной и цивилизационной идентичностях в России / А.В. Лубский // Научная мысль Кавказа. - 2014. - № 2 (78).- С. 24-32.
92. Лубский, А.В. Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России / А.В. Лубский, Р.А. Лубский // Гуманитарий Юга России. - 2013. - № 3. - С. 90-103.
93. Лубский, А.В. Проекты нациестроительства и модели национальной интеграции в России / А.В. Лубский, О.Ю. Посухова // Власть, 2016. - Т. 24. - № 8.- С. 39-48.
94. Лутовинов, В.И. В патриотизме молодежи - будущее России / В.И. Лутовинов. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. - 206 с.
95. Малахов, В.С. Нация и культурное разнообразие в имперской, советской и постсоветской России. В кн.: Культурная сложность современных наций / отв. ред. В.А. Тишков, Е.И. Филиппова; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - 384 с.
96. Мартынов, М.Ю. Этническая и гражданская идентичность / М.Ю. Мартынов, В.С. Пуртова // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2013. - № 3. - С. 149-157.
97. Маяцкий, М. Курорт Европа. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2009. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека bookz.ru. // http://bookz.ru/authors/mihail-maackii/kurort-e_765/1-kurort-e_765.html. (дата обращения 19.07.2019).
98. Медова, Ю.А. О соотношении этнической и национальной идентичности / Ю.А. Медова // Философия и общество. - 2010. - № 4. - С. 119-125.
99. Межуев, В. М. Россия в поиске своей цивилизационной идентичности / В.М. Межуев // В поисках теории российской цивилизации: Памяти А. Ахиезера. - М.: Новый хронограф, 2009. - С.150-184.
100. Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Сост. и пер. с англ. В.Г. Николаев; Отв. ред. Д.В. Ефременко. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - 290 с.
101. Миронов, В.В. Мультикультурализм: толерантность или признание? / В.В. Миронов, Д.ВГ. Миронова // Вопросы философии, 2017. - № 6.- С.16-28.
102. Митрошенков, О.А. Идентичность: от теоретического концепта к управленческим воздействиям (социально-философский анализ) / О.А. Митрошенков // Власть. - 2016. - Том 24.- № 2. - С. 14-28.
103. Митрошенков, О.А. Смена идентичности как социокультурный проект: управленческие контексты (социально-философский анализ) / О.А. Митрошенков // Вопросы социальной теории. - 2011. - Т. 5. - С. 242-261.
104. Митрошенков, О.А. Управление идентичностями: возможности и пределы/ О.А. Митрошенков // Свободная мысль. - 2011. - № 10. - С. 133-148.
105. Мишучков, А.А. Цивилизационная идентичность в системе общенациональной безопасности России / А.А. Мишучков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014.- № 11 (172). - С. 244-250.
106. Мишучков, А.А. Цивилизационная идентичность в системе общенациональной безопасности России / А.А. Мишучков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 11 (172). - С. 244-250.
107. Моисеев, Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России / Н. Н. Моисеев; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН, Акад. соц. наук. - М.: РИЦ ИСПИ, 1996. - 167 с.
108. Мукатаева, А.А. Религиозная идентичность в культурной идентичности личности / А.А. Мукатаева // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 5. - С. 44-51.
109. Мухлынкина, Ю.В. Социально-философский анализ структуры этнической идентичности / Ю.В. Мухлынкина // Позиция. Философские проблемы науки и техники. - 2014. - № 8 (8). - С. 87-92.
110. Мухлынкина, Ю.В. Этническая идентичность в эпоху глобализации / Ю.В. Мухлынкина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. - № 4. - С. 233-244.
111. Мухлынкина, Ю.В. Этническая идентичность в эпоху глобализации / Ю.В. Мухлынкина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. - № 4. - С. 233-244. С. 239
112. Мчедлова, М.М. Национальный вопрос сегодня: ракурсы осмысления / М.М. Мчедлова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2012. - № 1[107]. - С. 100-107.
113. Мчедлова, М.М. Религиозная ситуация в России и ее регионах / Этническое и религиозное многообразие России. - М.: ИЭА РАН, 2018. - С. 161191.
114. Мчедлова, М.М. Российская цивилизация: вызовы XXI века: учебное пособие / М.М. Мчедлова. - М.: РУДН, 2008. - 187 с.
115. Мямлин К. Высокий коммунитаризм, как Русская идея или «Конец и Начало истории» // Общественно-политический электронный журнал "Кислород". [Электронный ресурс] // http://www.kislorod-books.ru/journal/obschestvo/stati/vysokijkommunitarizm-kak-russkaja-ideja-ili-konets-ьпа^а^^огп.ЫтЦдата обращения 18.07.2019).
116. Науменков, С.М. Современные исследования факторов формирования патриотизма личности / С.М. Науменков // Социальная политика и социология. -2013. - № 1 (91). - С. 233-241.
117. Нестеров, А.К. Информационная война и информационное пространство в новой парадигме геополитики // Энциклопедия Нестеровых. [Электронный ресурс] // http://odiplom.ru/lab/informacionnaya-voina-v-novoi-paradigme-geopolitiki.html (дата обращения 20.07.2019)
118. Низовцева, Н.Ф. Гибридная война как геополитический тренд / Н.Ф. Низовцева, Н.В. Гришанин // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2016. - Т. 7.- № 3 (25). - С.76-85.
119. Николаева, Е.В. Цивилизационная идентичность России в рекламном дискурсе/ Е.В. Николаева // Культура и цивилизация. - 2015. - № 6. - С. 124-138.
120. Одегова, О.В. Многоликость персональной и этнокультурной идентичности в условиях глобализации культуры / О.В.Одегова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2011. - № 3. - С. 41-46.
121. Павлова, Е.Б. Понятие мультикультурализма в современном политическом дискурсе / Е.Б. Павлова // Политическая наука и политические процессы в Российской Федерации и Новых Независимых Государствах. - Екатеринбург: УрО РАН, 2005. - С. 24-33.
122. Паин, Э. Нация н демократия: перспективы управления культурным разнообразием / Э. Паин, С. Федюнин. - Москва: Мысль, 2017. - 266 с.
123. Пайпс Ричард. Россия при старом режиме / Р. Пайпс. - М.: Независимая газета,1993. - 423 с.
124. Палий, И.Г. Проблема национальной идентичности в условиях современной России / И.Г. Палий // Философские проблемы: вчера, сегодня, завтра: Ежегодный сборник научных статей Кафедры философии и культурологии. - Ростов н/Д, 2011. - Выпуск 2. - С. 73-78.
125. Пантин, В.И. Историческая роль России между Западом и Востоком / В.И. Пантин // История и современность. - 2012. - № 2. - С. 94-95.
126. Пантин, В.И. Национально-цивилизационная идентичность: специфика России / В.И. Пантин // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2011. - Т. 7. - № 2. - С. 42-51.
127. Пантин, В.И. Политическая и цивилизационная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации / В.И. Пантин // Полис. - 2008. - №3. - С. 29-39.
128. Пантин, В.И. Проблема роли России в мировом развитии: философско-исторический подход / В.И. Пантин // Гуманитарный вектор. - 2008. - № 4 - С. 27-33
129. Пастухов, В.Б. 1 шаг назад, два шага вперед. Русское общество и государство в межкультурном пространстве / В.Б. Пастухов // Полис. -2005. - №6. - С. 66-69.
130. Пастухова, Л.С. Педагогические практики формирования гражданской идентичности молодежи / Л.С. Пастухова // Ценности и смыслы. - 2018. - № 4 (56). - С. 34-53.
131. Пивоваров, Ю. Тенденции русской государственности и современность: 1-я лекция. [Электронный ресурс] // http://tvkultura.ru/anons/show/video_id/156639/ brand_id/20898/ (дата обращения: 27.10.2017).
132. Позубенков, П. С., Гибридные войны в современном информационном пространстве / П.С. Позубенков, С.П. Позубенков// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1121-1125. [Электронный ресурс] // http://e-koncept.ru/2016/86243.htm. (дата обращения 20.07.2019).
133. Поломошнов, А.Ф. Жизнеспособность российской цивилизации на рубеже тысячелетий [Текст]: монография / А.Ф. Поломошнов, Л. В. Мельникова; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Донской гос. аграрный ун-т. - пос. Персиановский, Ростовская обл.: Изд-во ДГАУ, 2015. - 200 с.
134. Пономарева, Е.Г. Евразийская интеграция и цивилизационное пространство России / Е.Г. Пономарева, Г.А. Рудов // Обозреватель - Observer. -2013. - №9. - С. 18-30.
135. Попов, М.Е. Конфликты идентичностей и социокультурная интеграция в современной России / М.Е. Попов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - № 2 (47). - С. 277-280.
136. Похилько, А.Д. Поиски методологии изучения российской национальной идентичности / А.Д. Похилько, М.А. Губанова // Науч. мысль Кавказа. - 2010. - № 4. - С. 24-28.
137. Пронина, Т.С. Религия как источник культурной идентичности в современной России / Т.С. Пронина // Ученые записки Казанского университета Казань. - 2015. - С. 130-139.
138. Путин, В.В. Россия: национальный вопрос / В.В. Путин // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. - 2012. - № 1. - С. 17-28.
139. Путин, В.В. Россия: национальный вопрос / В.В. Путин // Независимая газета. 23 января 2012 г.
140. Путин, В.В. Россия: национальный вопрос. Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. [Электронный ресурс] // http://premier.gov.ru/events/news/17831/ (дата обращения 30.01.2018).
141. Разлогов, К.Э. Метаморфозы идентичности / К.Э. Разлогов // Вопросы философии. -2015. -№ 7. -С. 28-40.
142. Расторгуев, В.Н. "Русский мир" и цивилизационная идентичность / В.Н. Расторгуев // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. - 2015. - № 3 (59). - С. 152-158.
143. Рыжова, С.В. Содержание и динамика этнической идентичности в России / Этническое и религиозное многообразие России. - М.: ИЭА РАН, 2018. - С. 108124.
144. Рыжова, С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности / С.В. Рыжова. - М.: Альфа-М, 2011. - 280 с.
145. Савинов, Л.В. Концепт нации, конституция и этнополитика / Л.В. Савинов // Ценности и смыслы. - 2009. - № 3. - С. 75-91.
146. Савицкий, П.Н. Географические и геополитические основы евразийства / Савицкий П.Н. // Континент Евразия. - М.: Аграф,1997. - 464 с.
147. Санина, А. Г. Генезис идеи идентичности в социологии и смежных науках / А.Г. Санина // Социологические исследования. - 2014. - № 12. -С. 3-11.
148. Северный Кавказ в фокусе российской идентичности [Текст]: сборник научных статей / Адыгейский гос. ун-т, Российское филос. об-во; под общ. ред. А. Ю. Шадже. - Москва: Российское филос. об-во; Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2011. -149 с.
149. Семененко, И.С. Культурная, социокультурная, цивилизационная идентичность / В сборнике: Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. - М., 2017. - С. 312-318;
150. Семененко, И.С. Нация, национализм, национальная идентичность: новые ракурсы научного дискурса / И.С. Семененко // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - Т. 59. - № 11. - С. 91-102.
151. Семененко, И.С. Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий / отв. ред. И. С. Семененко. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.- 208 с.
152. Семененко, И.С. Идентичность в системе координат мирового развития / И.С. Семененко, В.В. Лапкин, В.И. Пантин // Полис. - 2010. - № 3. - С. 40-59.
153. Семенова, Ю.А. Кризис гражданской идентичности в условиях трансформации современного общества / Ю.А. Семенова // Вестник Оренбург. гос. ун-та. - 2010. - № 7. - С. 87-92.
154. Симонова, О.А. К формированию социологии идентичности / О.А. Симонова // Социологический журнал. - 2008. - № 3. - С. 45-62.
155. Смирнов, А.Н. Россия в процессе международной идентификации: "европейская перспектива", "исламский вектор", "русский путь" / А.Н. Смирнов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит. науки. - 2010. - № 4. - С. 84-100.
156. Смирнова, Н.М. Цивилизационная идентичность как методологическая проблема социально-философского анализа / Н.М. Смирнова // Вопросы социальной теории. - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 59-68.
157. Согрин, В.В. Что есть российская нация и российский народ (Обобщающая работа В.А. Тишкова) / В.В. Согрин // Общественные науки и современность.-2011. -№ 1.- С.117-125.
158. Солдатова, Г.У. Типы этнической идентичности / Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова // Психодиагностика толерантности личности Москва, 2008. - С. 140-146.
159. Соловьев, В.С. Оправдание добра: в 2 т. / В.С. Соловьев. - М.: Мысль, 1988. - Т. 1. - 260 с.
160. Соловьев, Э.Г. Российская внешнеполитическая идентичность и национальный интерес: особенности конструктивистских подходов / Э.Г. Соловьев // Мир и согласие. - 2011. - № 1. - С. 8-14.
161. Старостин, А.А. Политическая идентичность современных россиян: проблемы формирования / А.А. Старостин // Социум и власть. - 2010. - № 2. - С. 53-58.
162. Степанов, В.В. Кем себя считают россияне: региональный аспект / В.В. Степанов, В.А. Тишков // Вестн. рос. Нации. - 2010. - № 3. - С. 112-153.
163. Степин, В.С. Философия и поиск новых ценностей цивилизации / В.С. Степин // Вестник РФО. - 2005. - № 4 (36). - С.10-24.
164. Стефаненко, Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии / Т.Г. Стефаненко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2009. - № 2. - С. 3-17.
165. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология/ РАН. Ин-т психологии. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. - 320 с.
166. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Сайт Гарант. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70284810 / (дата обращения 04.08.2019 г.).
167. Терентьев, А.А. Российская цивилизационная идентичность и современная Россия / А.А. Терентьев // В сборнике: Русская православная церковь и русская
цивилизация XXVI Рождественские православно-философские чтения. Мининский университет. - Нижний Новгород, 2017. - С. 218-234.
168. Тишков, В.А. Забыть о нации / В.А. Тишков // Вопросы философии. - 1998.
- №9. - С. 3-26.
169. Тишков, В.А. Линии усложнения: введение к коллективному труду «Культурная сложность современных наций» / В.А. Тишков // Вестник Российской нации. -2016. -№ 5 (50). -С. 82-91.
170. Тишков, В.А. Мировой опыт полиэтничности и Россия: три причины для интереса / Этническое и религиозное многообразие России. - М.: ИЭА РАН, 2018.
- С. 11-21.
171. Тишков, В.А. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / Отв. ред. В.А. Тишков. - М., 2008. - 308 с.
172. Тишков, В.А. Усложняющее разнообразие: как его понимать и упорядочить. В кн.: Культурная сложность современных наций / отв. ред. В. А. Тишков, Е. И. Филиппова; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Политическая энциклопедия, 2016 - 384 с.
173. Тишков, В.А. Этнология и политика. Научная публицистика / В.А. Тишков. - М.: Наука, 2001. - 240 с.
174. Тишков, В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. - М.: Наука. 2003. - 544 с.
175. Трофимова, И.Н. Гражданская компетенция: государственная политика или возможности для гражданина // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2015. - 464 с.
176. Трунов, А.А. Идентичность России в XXI веке и ее культурно-цивилизационный контекст / А.А. Трунов, Е.И. Черникова // Проблемы российского самосознания: Архаич., традиц. и инновац. начала. - М., 2010. - С. 121-126.
177. Фарукшин, М.Х. Этническая идентичность: концепт и практика / М.Х. Фарукшин // Ученые записки Казанского университета. - 2010. - С. 247-252.
178. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
179. Фолиева, Т.А. Базовая персональная структура Абрама Кардинера / Т.А. Фолиева, Л.И. Ворожейкина // ВолГУ. Серия 9. - Вып. 8. - Ч. 1. - 2010. - С. 130132.
180. Фолиева, Т.А. Базовая персональная структура Абрама Кардинера / Т.А. Фолиева, Л.И. Ворожейкина// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9. Исследования молодых ученых. - 2010. - Вып. 8. - Ч. 1.
- С. 130-132. (130)
181. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО Н1111 «Ермак», 2004. - 730 с.
182. Хабермас, Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства / Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002. - 416 с.
183. Хайкин, С.Р. Социологический мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений Федерального агентства по делам национальностей / С.Р. Хайкин, С.Б. Бережкова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 5. - С. 97-110.
184. Хобсбаум, Э. Нации и национализм после 1780 г. / Э. Хобсбаум. - СПб: Алетейя, 1998. - 305 с.
185. Хомяков, А.С. Об общественном воспитании в России / А.С. Хомяков // Критика и эстетика. - М.: Искусство, 1979. - С. 224
186. Хоружий, С.С. Трансформации славянофильской идеи в XX веке / С.С. Хоружий // Вопросы философии. - 1994. - № 11. - С. 57-62.
187. Хунагов, Р.Д. Система образования как институт формирования гражданской идентичности молодежи / Р.Д. Хунагов, З.А. Жаде // Власть. - 2014.
- № 12. - С. 5-9.
188. Шадже, А.Ю. Российская идентичность в синергетической парадигме / А.Ю. Шадже // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 4. - С. 203-217.
189. Шакурова, А.В. История становления понятия «социальная идентичность» в зарубежной социологии и социальной психологии / А.В. Шакурова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - №2(10). - 2012.
190. Шикова, Р. Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ (на примере Республики Адыгея): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Шикова Расита Юриевна. - Майкоп, 2010. - 206 с.
191. Шлет, Г.Г. Введение в этническую психологию // Г.Г. Шлет Психология социального бытия. М.: Воронеж, 1996. - 156 с.
192. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон / пер. с англ. - Обнинск, 1993. - 196 с.
193. Яхшиян, О.Ю. Цивилизационная идентичность России как фактор единства российской нации / О.Ю. Яхшиян // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 101-106.
194. Яхьяев, М.Я. Социокультурная идентичность Северного Кавказа в составе России [Текст]: монография / М. Я. Яхьяев,А.Ф.Поломошнов,Э. А.-О. Гурбанов. -Москва: Парнас, 2013. -314 с.
195. Calhoun, C. Social theory and the politics of identity / C. Calhoun // Social theory and the politics of identity / Ed. by Calhoun C. - Oxford; Blackwell, 1994. - 364 p.
196. Castells, М. The Power of Identity / М. Castells. - Oxford: Blackwell. 1997. -216 p.
197. Craib, I. Experiencing Identity / I. Craib. - London: Sage, 1998. - 190 p.
198. Goffman, E. Frame Analyses: An Essay on the Organization of Experience / E. Goffman. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974. - 499 p.
199. Goffman, E. Stigma: Notes of management of spoiled identity / E. Goffman. -N.Y.: PrenticeHall, 1963.Бдж. - 91р.
200. Jenkins, R. Social identity / R. Jenkins. - London: Routledge, 1996. - 264р.
201. Tajfel, H. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of intergroup relations / Ed. by S. Worchel, W. G. Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986. - P. 7-24.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.