Типология религиозной идентичности: аналитика религиозности современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, доктор наук Пронина Татьяна Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 384
Оглавление диссертации доктор наук Пронина Татьяна Сергеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
1.1. Концепт идентичности в современном социально-
гуманитарном знании
1.2. Религиозная идентичность как психосоциальный феномен
1.3. Индивидуальная и коллективная формы религиозной идентичности
1.4. Противоречия в системе религиозной идентичности
1.5. Методы изучения религиозной идентичности в контексте функциональных практик
ГЛАВА 2. АНАЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
2.1. Современная религиозность: основные тенденции и подходы к изучению
2.2. Возрождение религии в постсоветской России: социокультурный анализ
2.2.1. Вера и конфессиональная самоидентификация в структуре
религиозной идентичности современных россиян
2.2.2. Религиозные практики в структуре религиозной идентичности
современных россиян
2.2.3. Религия в повседневной жизни россиян
2.3. Религиозность позднего советского периода и «ревитализация» религии в постсоветской России
ГЛАВА 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
3.1. Религия и поиски новой гражданской идентичности в постсоветской России
3.2. Типологический анализ религиозной идентичности россиян
3.2.1. «Гражданско-религиозный» тип религиозной идентичности современных россиян
3.2.2. «Идеологическо-прагматический» подтип «гражданско-религиозного» типа религиозной идентичности
3.2.3. «Религиозно-центрированный» тип религиозной идентичности современных россиян
3.2.4. «Духовно-ориентированный» тип религиозной идентичности современных россиян
3.2.5. Внешние и внутригрупповые взаимодействия в религиозных сообществах
ГЛАВА 4. РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
4.1. Традиционные и нетрадиционные, новые религии: проблемы типологии
4.2. Ценности и потребности в формировании религиозной идентичности
4.3. Роль религиозного эксклюзивизма в процессах религиозной идентификации
4.4. Влияние процессов религиозного обращения и формирования преемственности на религиозную идентификацию последователей
4.5. Религиозные представления в структуре религиозной идентичности в контексте традиционной и новой религиозности
4.6. Религиозные практики: виды и их влияние на формирование религиозной идентичности современных россиян
4.7. Влияние религиозных институтов и их функциональных практик на религиозную идентификацию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Связь религиозности с базовыми ценностями и субъективными нормами населения России и других европейских стран2022 год, кандидат наук Пруцкова Елена Викторовна
Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции2011 год, доктор политических наук Мчедлова, Мария Мирановна
Религиозность в процессах этнокультурной идентификации народов северного Кавказа: опыт социологического исследования2021 год, кандидат наук Корниенко Наталья Владимировна
Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России: этноконфессиональная составляющая проблемы2007 год, доктор исторических наук Казьмина, Ольга Евгеньевна
Особенности религиозной идентичности чеченских студентов2020 год, кандидат наук Хасханова Милана Тахировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология религиозной идентичности: аналитика религиозности современного российского общества»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется высоким социальным значением явлений, составляющих предметное поле диссертации. Тему идентичности в научном дискурсе актуализировали кризисные процессы, которые пережили россияне в конце двадцатого века в результате произошедших в стране социально-политических трансформаций. Распад Советского государства, исчезновение такой общности как советский народ привели к кризису этнокультурной и гражданской идентичности и поиску ее новых оснований.
Подобная проблема актуальна не только для постсоветской России. Процессы глобализации и интеграции, ассимиляции и столкновения культур, усложнение характера межкультурных взаимосвязей, массовая миграция, формирование этнических и религиозных анклавов вызывают кризисные явления в сфере идентичности и в других странах. По мнению профессора Гарвардского университета С. Хантингтона, в современном мире культурные идентичности, такие как этническая, религиозная, цивилизационная, оказывают решающее влияние на формирование союзов, конфликтов, государственной политики, которые складываются с учетом культурной близости или различий. Аналитик считает, что в современном мире религиозная идентичность приобретает важнейшее значение, в результате чего столкновение политических идей сменяется конфликтами религий и культур: «межцивилизационное столкновение культур и религий вытесняет рожденное Западом внутрицивилизационное столкновение политических идей»1. Анализируя современные цивилизационные конфликты, С. Хантингтон среди основных характеристик цивилизаций, таких как этническая общность, язык, способы мышления, этические нормы, определяет первостепенное значение религии. В подтверждение он приводит
1Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et contra. М.,1997. № 2. Т.2. URL.: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec /1997/ 2ZProEtContra_1997_2_10.htm (дата обращения: 2.02.2014).
примеры конфликтов в Ливане, бывшей Югославии, в Индии, где «народы с той же этничностью и языком, но разными религиями способны на братоубийство»2.
В процессе индивидуальной и коллективной идентификации определяющим является выбор идентификационных оснований. Индивиды выбирают те смыслообразующие константы, которые в наибольшей мере отвечают их запросам. Несмотря на видимые процессы универсализации культурных норм, религиозный фактор по-прежнему сохраняет свое значение в осознании собственной уникальности и принадлежности к сообществу.
В современной России в поисках идентификационных ресурсов многие сделали выбор в пользу религии. В постсоветском российском обществе религия претендует на роль важнейшего фактора индивидуальной и коллективной идентификации. Мы стали свидетелями религиозного возрождения. Его причины, содержание и результаты являются предметом пристального внимания современных исследователей религии. Сложность и противоречивость изучаемых процессов, расхождения между исследователями в их оценках, сохраняющаяся дискуссионность названных вопросов, также определяют актуальность исследования.
По сравнению с советским периодом кардинально изменилась архитектоника мировоззренческих ориентаций россиян, среди которых на одно из первых мест вышла религия. Внешний социокультурный контекст подтверждает произошедшие изменения: восстанавливаются старые, строятся новые храмы, религиозным организациям возвращаются культовые здания, богослужебные предметы. Религии активно проявляют себя в различных сферах общественной жизни. Столь же существенно изменился социальный и идеологический статус религиозных организаций. Среди институтов доверия у россиян уже на протяжении целого ряда лет на одном
2 Там же, с.142-143.
из лидирующих мест находится Русская Православная церковь, значительно опережая по уровню доверия другие социальные институты.
Но вышеназванные процессы имеют сложный, не лишенный противоречий, характер. Так, очевидно, что значимость религии как культурного фактора, связывающего с историей, традициями, дающего чувство уверенности, с особой силой проявилась именно в «постперестроечной» России. Это позволяет использовать для анализа названных процессов концепцию Р. Инглхарта об «авторитарном рефлексе» и выдвинуть предварительную гипотезу о «замещающей» природе массового религиозного возрождения в России, когда религия выполнила роль новой идеологии и важнейшего ресурса в конструировании гражданской идентичности.
Религиозность современных россиян имеет амбивалентный характер: большинство россиян заявляют о своей религиозности, о своей принадлежности к тем или иным конфессиям, но декларируемая религиозность сочетается с низким уровнем исполнения религиозных практик, участия в жизни религиозного сообщества. Россияне придают первостепенное значение социокультурному и идеологическому статусу религий, принимают и способствуют закреплению в общественном сознании представления о роли традиционных религий, и прежде всего, православия, как носителей традиционных ценностей, национальной идеи. Массовая религиозная идентификация наших сограждан в качестве последователей традиционных религий реализуется как осознание собственной принадлежности к культуре, проявляющейся в привычных для них культурных образцах, нормах морали, стереотипах поведения, бытовых традициях, представлениях о семье, власти и выражает желание быть сопричастными к историческому наследию этой культуры. При этом они не обнаруживают регулярной религиозной практики, связанной с исполнением
3 Инглхард Р. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Журнал Полис, 1997, №4. URL: http://www.polisportal.ru/index.php?id=119&page_id=51 (дата обращения: 12.10.2013).
обрядов, знанием и чтением религиозной литературы, посещением богослужений, участием в жизни церкви, общины. Религия, выступив в постсоветской России наиболее активной формой трансляции ценностей традиционной культуры, стала для россиян важнейшей формой самоидентификации, существенно потеснив другие виды идентичностей. Однако такие уровни религиозности как убеждения, представления, религиозная практика оказались слабо затронутыми. Выявление содержания и характера вышеназванных процессов определяет актуальность данного исследования.
Процесс религиозной идентификации у современного человека тесно связан с культурной идентичностью, что сохраняет за религией возможность влиять на формирование ценностных ориентаций граждан. Следовательно, изучение феномена религиозной идентичности позволяет также выяснить потенциал религий в воспроизводстве и сохранении ценностных систем.
Важность пристального изучения содержания, форм идентичности и их эволюции определяется также тем, что ее качественные характеристики влияют на функциональность личности, способствуют поддержанию личностной цельности во внешнем подверженном изменениям мире. Являясь фактором психосоциального развития личности, ее адаптации и устойчивости, религиозная идентичность, проявляется и в системе представлений индивида о мире и о себе, и в решении ряда проблем, детерминирует структуру и качество поступков, социальных контактов на протяжении жизни человека, причем не только в религиозной сфере. Следовательно, выявление типов религиозной идентичности россиян на основе изучения характеристических особенностей этих типов, позволяет нам устанавливать более сложные социальные взаимосвязи между поступками людей и их убеждениями, между отдельными социальными явлениями, между различными субъектами социального действия.
Процесс религиозной идентификации протекает как на неосознаваемом уровне в ходе усвоения привычных социальных практик,
стереотипов поведения, связанных с религиозной принадлежностью, так и необходимо предполагает сознательное самоопределение. Исследователь в ходе анализа идентификационных процессов сталкивается с рядом сложностей методологического характера, в частности, с необходимостью выделения в религиозности сущностных и атрибутивных факторов. Специфика изучаемой области требует привлечения исследовательских процедур, заимствованных из различных наук и отраслей знания, формирования полипарадигмального подхода, учитывающего результаты не только философии религии, но и социологии, психологии, антропологии, семиологии, компаративистики. Отмеченные методологические проблемы также подтверждают актуальность темы научного исследования, так как концепт религиозной идентичности имеет инструментальное значение и эффективно используется при анализе социальных и культурных феноменов.
Предложенная типология религиозной идентичности представляет собой исследовательскую модель, которая может применяться для теоретической организации результатов и продуцирования новых гипотез об эволюции изучаемого объекта.
Феномен идентичности, процессы культурной, национальной, религиозной идентификации находятся в центре внимания философов, социальных аналитиков, политологов, этнографов и антропологов, культурологов. Такие выводы позволяют нам уверенно утверждать, что изучение типов религиозной идентичности современных россиян и их особенностей является актуальным для социально-гуманитарного знания.
Степень научной разработанности темы. Состояние научной разработанности темы исследования можно назвать неоднозначным. В отечественной и зарубежной литературе имеется значительное количество работ, с различных методологических позиций и в рамках различных парадигмальных подходов рассматривающих содержание и формы функционирования религиозной идентичности. Вместе с тем, разнообразие
подходов свидетельствует не только о научной значимости темы, но и о недостаточной ясности самого понятия, отсутствии устойчивой теоретической модели данного феномена и согласия между исследователями в вопросе его понимания.
Отечественная и зарубежная литература, посвященная концептуализации понятия религиозной идентичности, на сегодняшний день довольно обширна. Исследователи рассматривают идентичность, прежде всего, как сохранение личностной самотождественности, выделяя при этом различные условия и способы формирования такого самотождества, его воспроизводства и сохранения. Ряд ученых настаивают на решающей роли «предписанных» условий формирования идентичности, другие же считают, что процесс самоидентификации может быть только сознательным, и индивид в процессе взаимодействий с внешним миром, посредством интеракций сознательно конструирует собственную идентичность.
Первоначальный вклад в изучение данного феномена принадлежит психологам. З. Фрейд (несмотря на то, что он не употреблял этот термин в своих работах. - Прим. автора), Э. Эриксон - именно они осуществили первоначальную концептуализацию понятия и обратили пристальное внимание на адаптационную, социализирующую функцию идентичности, указали на сложность и «болезненность» процессов, связанных с возможным
4
кризисом идентичности, на их последствия для личности .
Значительное число работ европейских и американских исследователей посвящены рассмотрению отдельных аспектов религиозной идентичности, анализу ее роли и места в системе личностной идентичности. Для европейских и американских исследователей особой актуальностью обладают вопросы этно-религиозных взаимодействий и конфликтов, ассимиляции культур, проблемы адаптации иммигрантов, формирования этнических и религиозных замкнутых сообществ, противостоящих
См.: Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. Массовая психология и анализ человеческого Я. М., 2014. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
господствующей культуре. Другая особенность зарубежных исследований состоит в том, что большинство из них посвящено изучению идентичности подросткового возраста, и почти не затрагивают тему идентичности представителей более старших возрастных групп. Приоритетность данного направления объясняется практической актуальностью рассматриваемых вопросов, связанных с необходимостью уделять внимание идентичности подростков, чья личность находится в процессе формирования и переживает свойственные возрасту кризисы, следовательно, нуждается в помощи и поддержке.
Отдельным аспектам изучения феномена религиозной идентичности посвящены работы следующих авторов: Arweck E. , Nesbitt E., в статье «Young people's identity formation in mixed-faith families: continuity or discontinuity of religious traditions? / Формирование идентичности молодых людей в смешанных семьях: преемственность или прерывание преемственности религиозных традиций?», (2010) рассматривается проблема формирования идентичности детей в семьях, в которых родители исповедуют разные веры, анализируются возможности преемственности в таких условиях религиозной традиции; Valde G.A. в статье «Identity closure: A fifth identity status / Завершение идентичности: пятый статус идентичности» (1996) затрагивая вопросы общей теории идентичности, выявляет факторы, оказывающие влияние на ее формирование, среди которых называется пол, возраст, этническая принадлежность; King P.E., Boyatzis C.J. в статье «Exploring adolescent spiritual and religious development: current and future theoretical and empirical perspectives / Исследование духовного и религиозного развития подростков: текущие и будущие теоретические и эмпиричские перспективы», (2004) рассматривают религиозную идентичность наряду с культурной и этнической, как способы формирования базовых жизненных принципов, обеспечивающих стабильность личностного бытия; Wallace J.M., Forman T.A., Caldwel, C.H. и Willis D.S. в статье «Religion and U.S. secondary school students: Current patterns, recent trends, and sociodemographic correlates /
10
Религиозность учащихся средней школы в США: современные модели, последние тенденции и социально-демографические корреляты», (2003) обращают внимание на связь этнической и религиозной идентичностей, указывая на то, что в общей системе идентичности представителей этнических меньшинств религиозное самосознание играет значительно большую роль, чем в идентичности европейских американцев.
Американский исследователь Хиршман К. в статье «The role of religion in the origins and adaptations of immigrant groups in the United States / Роль религии в происхождении и адаптации групп иммигрантов в США» анализирует роль религиозных факторов: вероисповедной принадлежности, религиозных традиций в процессах адаптации иммигрантов в США. Он же делает вывод, что первое и второе поколения иммигрировавших обладают высокой степенью религиозной идентичности, значение которой снижается в третьем поколении. Исследователи также отмечают, что религиозная идентичность обладает большей стабильностью в жизни индивида, чем формы религиозного участия.
Определенный интерес вызвала диссертация Jeremy R. Rhodes из Baylor University «Религиозные идентичности: социальные движения, религиозные традиции и значения религиозной само-маркировки» (Religious Identities: Self-Identification and Denominational Affiliation).Один из основных выводов автора, которые мы также использовали в нашем анализе тот, что религиозная идентичность далеко не всегда определяется конфессиональной принадлежностью и заслуживает более глубокого изучения как тип самоидентификации.
Сложности в определении понятия религиозной идентичности
заметны и в работах зарубежных исследователей: так некоторые из них
используют понятия «религиозная идентичность» и «религиозность» как
взаимозаменяемые, не уделяя должного внимания разграничению
содержания данных конструктов: Lee J.J. «Religion and college attendance:
11
Change among students / Религия и аудитория колледжа: изменения в среде студентов», (2002) и уже упомянутые Arweck E. и Nesbitt E.
Российские исследователи обращаются к проблеме идентичности в 1990-е годы. Актуализируют тему идентичности в социально-гуманитарном дискурсе кризисные явления в сфере индивидуальной и коллективной идентичности, которые переживает российское общество под влиянием социальных трансформаций.
Теме религиозной идентичности уделил значительное внимание известный российский исследователь религиозности М.П. Мчедлов. Он затрагивает этот вопрос в нескольких работах5. Исходный его тезис, что религия сохраняет функцию традиционной константы в иерархии идентичностей. Он также отмечает многосложный характер религиозной идентичности, который в частности проявляется в том, что традиционно большинство представителей народа считают себя приверженцами доминантной религии, тогда как на деле среди них оказываются и «не очень верующие», и совсем неверующие.
Собственную теоретическую модель анализа идентичности предложил Б. Дубин. В статье «Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России» он осуществляет концептуализацию понятия идентичности, отмечая методологическую непроработанность термина, в результате чего при его употреблении нередко личное редуцировалось к социальному, а социальное к традиционалистскому6. Б.Дубин указывает на важность уточнения социально-экономических, общекультурных условий, в которых данное понятие было введено в гуманитарный дискурс. Сегодня при использовании этого термина необходимо учитывать, что американский социокультурный контекст 1950-
5 Мчедлов М.П Общие вопросы религиозной идентичности. К постановке проблемы, условия ее объективного анализа. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Mchedlov; Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социологические исследования. - 2006. - № 10. - С.33-40; Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах : [монография]. М.,2008.
6 Дубин Б. Векторы и уровни коллективной идентификации в современной России // Вестник общественного мнения. - 2009. - 2(100). - С.57.
1960-х годов, когда вводит и формулирует понятие идентичности Э. Эриксон, существенно отличается от социальной ситуации в России 1990-х, 2000-х годов. Важно учесть, по мнению Б. Дубина, что введенное ученым в работах 1950-х,1960-х годов понятие идентичности «предназначалось для соединения проблематики исследования персонального опыта и социальных контекстов его формирования в процессе социализации» . Но не менее важным для анализа социальных феноменов, чем само введение данного понятия, по мнению Б. Дубина, является различение Э. Эриксоном «позитивной» и «негативной» идентичностей. Идентичность связана с социокультурным воспроизводством, негативная идентичность тождественна кризису идентичности, который заканчивается для индивида либо соблюдением групповой лояльности, либо изменением себя, отказом от «норм, которыми он и значимый для него коллектив руководствуются, полной трансформацией рамок самоотнесения, к смене групповой или институциональной
о
принадлежности» . Л. Гудков, отмечая «негативный» тип формирования идентичности как наиболее распространенный у россиян, выявил в ходе исследований значимые константы, определяющие ее содержание.
С точки зрения решения обозначенных исследовательских задач, для нас весьма полезными стали выводы Л.П. Ипатовой по проблеме взаимосвязи религиозной и гражданской идентичностей, представленные в статье «Православная идентичность как персональный портрет». Статья написана по материалам изучения церковного и светского опыта верующих женщин. Ряд выводов этого автора, полученных в ходе многолетних биографических исследований, нашли подтверждение и в результатах диссертационной работы.
Общим вопросам теории идентичности, и рассмотрению отдельных ее аспектов также посвящены работы следующих авторов: Малиновой О.Ю. Тлостановой М.В., Кондакова И.В., Соколова К.Б., Хренова Н.А., Орлова
7 Там же, с.55.
8 Там же, с.56.
Б.С., Гаджиева К.С., статьи Пелипенко А.А., Гуревича П.С., Орловой Э.А., Гофмана А.Б., и др.9
В ходе проведенного аналитического обзора литературы по теме мы обнаружили, что, несмотря на огромное количество отдельных статей, сборников, посвященных рассмотрению различных аспектов феномена идентичности, было опубликовано только одно исследование, посвященное полностью теме религиозной идентичности - это вышедшая в 2012году монография «Религиозная идентичность» доктора философии, директора Берлинского Вест-Ост института А.Н. Крылова. Неслучайно, в предисловии к данной книге профессор Ойген Бусс замечает, что «Феномен идентичности в науке, несмотря на многочисленные исследования, так и не приобрел более-менее общепризнанного определения... Тема идентичности имеет проблемы с идентичностью»10.
Автор названной монографии рассматривает религиозную идентичность в семи измерениях, «каждое из которых имеет свое содержание, характерный понятийный аппарат и свои феноменологические особенности»11. А.Н. Крылов претендует на комплексный антропологический и социально-психологический анализ религиозной идентичности, что, по его мнению, позволит системно подойти к решению исследовательских задач. Предметом работы стали такие вопросы, как «в чем истоки религиозной идентичности?», «каково ее место в структуре социальной идентичности?», «каково значение религиозной идентичности в современном обществе?» и «каковы ее перспективы в условиях секуляризации?» Религиозная идентичность рассматривается в работе как выражение коллективного и
9 Малинова О.Ю. Россия и "Запад" в ХХ веке: Трансформация дискурса о коллективной идентичности. М., 2009; Кондаков И.В. Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху. М., 2011; Орлов Б.С. Проблемы идентичности в современной Германии. М., 2012; Гаджиев К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России. М., 2013; статьи: Пелипенко А.А. Идентичность: смыслогенетические основания; П.С.Гуревич. Проблема идентичности человека в философской антропологии; Тлостанова М.В. Человек в современном мире: проблемы множественной идентичности; Орлова Э.А. Концепции идентичности / идентификации в социально-научном знании; Гофман А.Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность // Спец. выпуск «Человек в поисках идентичности» альманаха «Вопросы социальной теории». - 2010. - T.IV. и др.
10Крылов А.Н. Религиозная идентичность. М., 2012. С.7.
11 Там же. С.19.
индивидуального самосознания и понимается как универсальный феномен, характерный для всех обществ и периодов истории. Несомненное достоинство книги - это использование данных социологических опросов и экспертных интервью с иерархами и «значимыми» представителями религиозных конфессий. Однако исследование основано на опыте стран Западной и Центральной Европы, и в ней рассматриваются преимущественно христианские западноевропейские конфессии. При этом православие, ислам, разнообразная новая религиозность, обнаруживающие свои отличительные особенности в идентификационных процессах, остались вне рассмотрения, что делает предложенные автором научные схемы несколько ограниченными в применении, требующими уточнения в приложении к российскому религиозному континууму.
Широко известна книга профессора церковного права Университета
Рима Карло Кардиа «Европейская религиозная и культурная идентичность.
12
Вопрос о распятии» . Однако основное содержание книги сосредоточено на актуальной проблеме границ толерантности в европейском обществе, присутствии религиозных символов в публичном пространстве в связи с имевшим место запретом распятий в итальянских школах и рассмотрением этого вопроса в Страсбургском суде. Концептуализации понятия религиозной идентичности автор не уделяет пристального внимания.
Необходимо также указать на важность вопросов, связанных с разработкой методологии изучения современных религиозных феноменов. Изучая современную религиозность, мы в первую очередь сталкиваемся со сложностями методологического характера. По-прежнему актуальны проблемы формирования исследовательской позиции, выработки методологии исследования религиозных сообществ, их типологизации.
Разработке методологии изучения религий, выработке терминологии в сфере изучения феномена современной религиозности, эволюции ее форм, взаимовлияния религии и социокультурных процессов, состоянию
12 Кардиа Карло. Европейская религиозная и культурная идентичность. Вопрос о распятии. М., 2011.
традиционных и нетрадиционных религий посвященны работы таких авторов, как Пол Хилас, Линда Вудхед, Дэниел Белл, Айлин Баркер, Роберт Белла, Дэвид Мартин, Говард Беккер, Брайан Уилсон, Джеймс Бекфорд, Рой Уоллис, Родни Старк, Уильям Бейнбридж, Жозе Казанова, Лоуренс Яннакконе и др.
Среди отечественных исследователей современной религиозности необходимо отметить результаты теоретических и экспериментальных изысканий, которые отражены в работах Е.Г. Балагушкина, И.Н. Яблокова, И.Я. Кантерова, М.П. Мчедлова, Л.Н. Митрохина, М.А. Жеребятьева, В.Ф. Чесноковой, Ю.Ю. Синелиной, Д.Е. Фурмана, С.Б. Филатова, М. Штерина, Р.Н. Лункина, Т.В. Чумаковой, И.Г. Каргиной, А.А. Красикова, М.И. Одинцова, Е.С. Элбакян, Н. Митрохина, М.Ю. Смирнова,
13
М.М. Мчедловой, Л.С. Астаховой, Е.Д. Руткевич, Д.А. Узланера и др .
Для решения исследовательских задач был проведен историко-сравнительный анализ религиозности советского и постсоветского периодов. Важность обращения к показателям религиозности граждан Советской России обусловлена аспектом рабочей гипотезы, состоящим в том, что в религиозности россиян с в сравнении с советским периодом произошли кардинальные изменения на уровне формально декларируемой религиозности и роли религии в процессах гражданской идентификации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Проблема новых религиозных идентичностей в современном мире2023 год, кандидат наук Идрисов Азамат
Взаимосвязь религиозной идентичности и ценностных ориентаций (на материале изучения подростков различного вероисповедания)2020 год, кандидат наук Шорохова Валерия Альбертовна
Религиозный фактор современного политического процесса2012 год, доктор политических наук Станкевич, Галина Викторовна
Оппозиционная религиозность в России: Социально-философский анализ2000 год, доктор философских наук Бажан, Татьяна Алексеевна
Специфика формирования религиозной идентичности в современном российском обществе2017 год, кандидат наук Ивлева, Владлена Игоревна
Список литературы диссертационного исследования доктор наук Пронина Татьяна Сергеевна, 2016 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абушенко В.Л. Проблема идентичностей: специфика культур-философского и культур-социологичского видения // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. IV. - С. 128-147.
2. Агеенкова Е.К. Социально-психологические аспекты исследования новых религиозных движений (личностный аспект). // Психологический журнал. - 2009. - № 2. - С.18-22.
3. Антоненко С.Г. Религиозная составляющая этнокультурной идентичности россиян - столетие мутационных трансформаций // Религия и идентичность в России. - М.: Восточная литература, 2003. - С. 192-199.
4. Аринин Е. И. Принципы сущностного анализа в религиоведении : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.06. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 1999. - 37 с.
5. Аринин Е. И., Маркова. Н. М. Философия религиозности: академическое введение в основные концепции и термины : монография. / М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Владимирский гос. ун-т. - Владимир : Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2010. - 154, [1] с.
6. Астахова Л.С. Теоретико-методологические основания концепта «Религиозная идентичность» в контексте российской действительности / Л.С. Астахова, В.В. Королев // Многоликая российская идентивность в условиях глобализации: коллективная монография. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2010. - С.103-116.
7. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. - 1996. -№5. - С. 95.
8. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. - М.: Институт философии РАН, 1999. Ч. 1. - 244с.
9. Балагушкин Е.Г. Дискретность религиозного пространства России / Религиоведение. - 2008. - № 2. - С .18-30.
10. Батай Ж. Из «Внутреннего опыта» / Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. - СПб.: Мифрил, 1994. -С.223-243.
11. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390с.
12. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008. - 240с.
13. Беглов А. Практика причащения в советское время // Государство, религия церковь в России и за рубежом. -2012. - № 3-4(30). -С.34-59.
14. Белякова Н. Коллективные практики типичной общины христиан-баптистов в позднем СССР // Государство, религия церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 3-4(30). - С.284-314.
15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
16. Бергер. П. Фальсифицированная религиозность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 2 (30). - С.8-20.
17. Боград Э.Я. Современное сектантство в Мичуринском районе // Современное сектантство и его преодоление. М.: Изд. АН СССР, 1961. -С. 113-143.
18. Васильева Е.Н. «Культ», «секта»: проблема разграничения // Религиоведение. - 2007 - № 3. - С. 86-92.
19. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С.61-272.
20. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С.273-306.
21. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М. П. Мчедлов и др. - М.: Культурная революция, 2007. - 367с.
22. Вортман Р. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века / РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. - М.: ОГИ, 1999. - С. 233-244.
23. Гаджиев К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России. - М.: Логос, 2013. - 408с.
24. Гайдуков А.В. Идеология и практика славянского неоязычества: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2000. - 7 с.
25. Гатагова Л.С. Кристаллизация этнической идентичности в процессе массовых этнофобий в Российской Империи (2-я половина XIX в.) / Религия и идентичность в России.[Сб.]/ Сост. и отв. ред. М.Т.Степанянц. -М.: Вост. лит., 2003. - 279с.
26. Гофман А.Б.. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность. Специальный выпуск «Человек в поисках идентичности» альманаха «Вопросы социальной теории» // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. IV. - С.241-254.
27. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - 327 с.
28. Григорьева Л. Ушедшие в «Город Солнца» // Наука и религия. -1999. - № 2. - С.14-16.
29. Грицанов А.А. Проблема человека и его идентичности в современной культурологии // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. IV. -С. 111-128.
30. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002годов. -М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 816с.
31. Гуревич П.С.. Проблема идентичности человека в философской антропологии; Специальный выпуск «Человек в поисках идентичности» альманаха «Вопросы социальной теории» // Вопросы социальной теории». -2010. - T.IV. - С.63-87.
32. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. -Тамбов, 1993. - 447с.
33. Дубин Б. Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2009. - 2(100). Апрель-июнь. - С.55-64.
34. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2004. - № 3 (71). -С. 35-44.
35. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии. (Введение, Глава 1.) // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. - М.: Канон, 1998. - С. 174-230.
36. Забаев И.В., Пруцкова Е.В. Община православного храма: пространственная локализация и факторы формирования. (На примере г.Москвы) // Вестник ПСТГУ Серия I: Богословие. Философия. - 2012. -Вып. 3 (41). - С.57-67.
37. Заремба Н.Г. Русская православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга. Автореф. дисс... канд. ист. наук. - СПб., 2011. -25с.
38. Зильберман Д.Б. Православная этика и материя коммунизма. -СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2014. - 255с.
39. Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2009. - 2(100) Апрель-июнь. - С.65-84.
40. Иванова Е.А. Протестантизм в США: анализ теоретических и эмпирических исследований. Автореф. дисс. канд. соц. наук. - М., 2012. -26 с.
41. Иванов Б. В. «Сохранение религиозно-бытовых пережитков в условиях крупного промышленного города (к исследованию причин и мотивации совершения религиозного ритуала крещения» и др.): Автореф. дисс... канд. ист. наук. Л., 1982. - 26 с.
42. Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. Науч. ред. Ж. В. Кормина, А. А. Панченко,С. А. Штырков. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. -280 с.
43. Ипатова Л.П. Православная идентичность как персональный портрет // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. -С.169-213.
44. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Коллективная монография. - СПб.: Воскресение, 1997.
45. Исход. Церковь Божья. Централизованная Религиозная организация Южное Епархиальное управление Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (п). - Ростов-на-Дону. Б.г.
46. Кавыкин О.И. Родноверы. Самоидентификация неоязычников в современной России. - М.: Ин-т Африки РАН, 2007. - 232с.
47. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. - 2004. - № 1. - С.45-53.
48. Каргина И.Г. «ФУЗЗИ» религиозность как следствие трансформаций современного христианства в модернизирующемся обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2009. - № 4. - С.89-96.
49. Каргина И.Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризации сакрального в христианских обществах // Социологические исследования. -2010. - № 6. - С.52-62.
50. Каргина И.Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - 278с.
51. Киценко Н. Исповедь в советское время // Государство, религия церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 3-4(30). - С. 10-33.
52. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М.: Наука,1973. - 256с.
53. Когатько Д.Г. Тхакахов В.Х. Российская идентичность: Культурно-цивилизационная специфика и процессы трансформации. - СПб.: Алетейя, 2010. - 136с.
54. Колкунова К.А. Современные концепции квазирелигий // Вестник РХГА. - 2014. - Т. 15. - Вып.1. - С.305-313.
55. Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 1024с.
56. Кормина Ж. Номадическое православие: о новых формах религиозной жизни в современной России // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. -2012. -№ 2. - С.195-227.
57. Королёв А.А., Королёва Л.А., Гарькин И.Н. Советское государство и Русская Православная церковь в период «перестройки» (на примере Пензенской области) // Вестник ВЭГУ. - 2014. - № 2 (70). - С.121-128.
58. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Государственно-православные отношения в СССР в период «перестройки» (по материалам Пензенской области) // NB: Исторические исследования. - 2013. - № 5. - C. 120 - 130.
59. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. - М.: Изд. НИБ. 2012. -306с.
60. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. - М.: Политиздат, 1981. - 263с.
61. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. -СПб.: Владимир Даль, 2001. - 336с.
62. Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: Академический проект, 2014. - 239с.
63. Левин О.Ю. Религиозная жизнь православных христиан Тамбовской области 1974-1985 гг. // Философские традиции и современность. - Тамбов. -2012. - №2. - С.15-19.
64. Лобазова О.Ф. Религиозность в современной России: социально-философский анализ. Автореф. дисс... д-ра философ. наук. - М., 2010. 39с.
65. Луман Н. Общество как социальная система. - М.: Логос, 2004. -232 с.
66. Луман Н. Дифференциация. - М.: Логос, 2006. - 320с.
67. Макарова Н. «Город без церквей»: религиозность в Магнитогорске в 1930-е годы // Государство, религия церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 3-4(30). - С.158-180.
68. Малахова И.А. Религиозное сектантство в Тамбовской области в послеоктябрьский период и в наши дни // Современное сектантство и его преодоление. - М.: Изд. АН СССР, 1961. - С.77-112.
69. Малахова И.А. Духовные христиане.— М.: Политиздат, 1970. -128 с.
70. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: Гендальф, 2001. - 180с.
71. Малинова О.Ю. Россия и «Запад» в ХХ веке: Трансформация дискурса о коллективной идентичности. - М.: РОССПЭН, 2009. - 190с.
72. Мартинович В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов Института теологии БГУ - Минск: БГУ, 2008. - 103с.
73. Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: Возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. - Минск: Минская духовная академия. 2015. Т.1. - 560с.
74. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Издательство «Прогресс», 1966. - С. 299-310.
75. Мид Дж.Г. Избранное. Сб. переводов. Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М.: РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии, 2009. -290 с.
76. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, в 3-х т. -М.: Издат. группа «Прогресс» Т.1. 1993. 528с. Т.2. Ч.1. Издат. группа «Прогресс-Культура»,1994. 416с. Т.2.Ч.2.496с. Т.3. 1995. - 480с.
77. Минченко Т.П. К вопросу об определении религиозной идентичности в современном мире // Вестник Томского университета. - 2009.
- № 324. - С.99-101.
78. Митрохин Н. Русская Православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. - М.: НЛО, 2004. - 648с.
79. Мусина Р. Ислам и мусульмане в современном Татарстане // Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля-1 мая 1996 г. - Казань,1997.
- С.211-218.
80. Мусина Р. Мусульманская идентичность как форма «религиозного национализма» татар в контексте этносоциальных процессов и этнполитической ситуации в Татарстане // Ислам в контексте современных этнополитических процессов в России. Под редакцией Юнусовой А.Б. - М., 2001. - С.291-304.
81. Мчедлов М.П. Общие вопросы религиозной идентичности. К постановке проблемы, условия ее объективного анализа // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных
процессах). Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М.: Институт социологии РАН, 2008. -С. 13-33.
82. Мчедлов М. П., Нуруллаев А. А., Филимонов Э. Г., Элбакян Е. С. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. -1994. - № 5. - С.9-13.
83. Мчедлов, М. П., Филимонов Э. Г. Религиозный фактор в формировании экономик // Вестник Российской академии наук. - 1996. -Т. 66. - С. 823-831.
84. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. - 1998. - № 6. - С. 107-111.
85. Мчедлов М. П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социологические исследования. - 2006. -№ 10. - С.33-40.
86. Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. - 2002. -№ 7. - С. 68-77.
87. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991годах. - СПб.: Изд. «Нестор-История», 2009. - 356с.
88. Новые церкви, старые верующие - старые церкви новые верующие. Религия в постсоветской России. Под ред. Киммо Каариайнена, Дмитрия Фурмана. - М.; СПб.: Летний сад, 2007. - 416с.
89. Одинцов. М. Верисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1987-1997гг. - М.: Российское объединение исследователей религии, 2010. - 443 с.
90. Одинцов И.М. «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой.» История Пятидесятнической церкви в России. Х1Х-ХХ вв. - СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2012. - 504 с.
91. Опалев С.А. Критика теории секуляризации в теории рационального выбора // Религиоведческие исследования. - 2010. - № 3/4. -С.170-189.
92. Орлов Б.С. Проблемы идентичности в современной Германии: Аналитический обзор. - М.: РАН ИНИОН, 2012. - 76 с.
93. Орлова Э.А.. Концепции идентичности / идентификации в социально-научном знании. «Человек в поисках идентичности» // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. IV. - С.87-111.
94. Памяти Ю.Ю. Синелиной. Научные труды, воспоминания. - М.: ИСПИ РАН, 2014. - 592с.
95. Пантин В. И., Лапкин В. В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества:
372
проблемы и перспективы // Поиск национально-цивилизационной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании в контексте модернизации. - М.: ИМЭМО РАН, 2004. - С. 24-39.
96. Пелипенко А.А. Идентичность: смыслогенетические основания. Человек в поисках идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. IV. - С.147-170.
97. Погасий А.К. Русская Православная Церковь и советская власть в 20-е годы ХХ века // Вестник ВЭГУ Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 4 (60). - С. 97-103.
98. Погасий А.К. Русская Православная Церковь в 40-х годах ХХ века: за-вершение раскола или временное затишье? // Материалы VIII Международной научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России ХХ века» (Иваново, 11-12 февраля 2009 г.): в 2 ч. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. - Ч. 1. - С.185-194 .
99. Погасий А.К. Русская зарубежная церковь в начале XXI в. // Материалы Х Международ. научн. конф. «Государство, общество, церковь в истории России ХХ века» (Иваново, 16-17 февраля 2011 г.): в 2 ч. - Иваново: Иван. Гос. ун-т, 2011. - Ч. I. - С. 320-326 .
100. Погасий А.К. Религия в культуре или культура в религии? // Казань на перекрестке эпох и культур: сб. науч. ст. / Сост. и науч. ред. проф. Л.В. Карцева. - Казань: Казанский государственный университет куль-туры и искусств, 2011. - С. 86-90.
101. Погасий А.К. К вопросу о социальной роли религии // Материалы Международной научно-практической конференции «Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век» (Москва, 1 марта 2011 г.). - М.: ИД «АТИСО», 2011. - С. 94-99.
102. Прикладные социологические исследования католического прихода в США до реформ Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.). Материалы семинара 2010 - 4. Проблемы организации церковных общин. Международная практика. - ПСТГУ, 2010. - 48с.
103. Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности. Под редакцией А. Агаджаняна, К. Русселе. - М.: Весь мир, 2011. - 368 с.
104. Пронина Т. С., Федотов Ю.С. Нетрадиционные, новые религиозные движения: региональный опыт исследований. - Тамбов: Изд. ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. - 227с.
105. Пруцкова Е. Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях // Государство, религия, церковь в России и зарубежом. - 2012. - № 2(30). - С.268-293.
106. Ранганатан Ш. Р. Классификация двоеточием. Основная классификация. Пер. с англ. Под. ред. Т. С. Гомолицкой. - М.: ГПНТБ СССР, 1970. - 421с.
107. Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах. Отв. ред.: Мчедлов М.П. - М.: Ин-т социологии РАН, 2008. 413с.
108. Религия и идентичность в России. Сост. и отв. ред. М.Л.Степанянц. -М.: Восточная литература, 2003. - 279с.
109. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. (составители). - М. Издательство: Наука: 1994. 470с.
110. Религия и российское многобразие. - М., СП.: Летний сад, 2011. -
688с.
111. Российская идентичность. Культурно-цивилизационная специфика / Д.Г. Когатько, В.Х. Тхакахов; [Междунар. Ассоц. Рус. культура]. -СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2010. - 134с.
112. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Составитель Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995. - 400 с.
113. Руткевич Е.Д. «Религиозная исключительность» Италии: социологический ракурс // Теория и практика общественного развития. -2013. - № 4. - С.50-63.
114. Руткевич Е. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro и Contra // Вестник Института социологии РАН. - 2013. - № 6. - Май. - С.208-233.
115. Рыжов Ю.В. Новая религиозность в современной культуре. Автореф. дис... д-ра культурологии. - М., 2007. 43с.
116. Рыжова С.В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. - М.: Изд. Ин-та социологии РАН, 2006. - С. 141-168.
117. Сафронов Р.О. Современные социологические теории религии в США и Европе // Религиоведческие исследования. - 2009. - № 1-2. - С.24-44.
118. Синелина Ю. Ю. Изменение религиозности населения России. Православные и мусульмане. Суеверное поведение россиян // Памяти Ю.Ю.Синелиной. Научные труды, воспоминания. - М.: ИСПИ РАН, 2014. -С.318-406.
119. Синелина Ю. Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С.89-95.
120. Синелина Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в России (1989-2006) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -2009. - № 4. - С.77-88.
121. Скоробогатова И.В. Харизматические церкви в современной России (на материалах Красноярского края). Автореф. дисс... канд. филос. наук.
- СПб., 2011. - 26с.
122. Смирнов М. Ю. Религия и религиоведение в России. - СПб.: Изд. РХГА, 2013. - 365 с.
123. Смирнов М. Ю. О религиоведении, религии и религиозности // Вестник РХГА. - 2008. - № 2. - С.62-73.
124. Смирнов М.Ю. Религиозная идентичность последователей саентологии в Санкт-Петербурге // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. -№1. - С.89-102.
125. Современное сектантство и его преодоление (По материалам экспедиции в Тамбовскую область 1959 г.). Редакционная коллегия: Н.А. Смирнов (ответственный редактор), А.А. Зимин, Ю.Я. Коган, М.М. Шейнман, А.И.Клибанов (ответственный редактор выпуска и руководитель экспедиции).
- М.: Изд. Академии наук СССР, 1961. - 313 с.
126. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Том 1. Отв. Ред. М.Бурдо, С,Б.Филатов. - М.: Логос, 2004. 328с.
127. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Том 2. Отв. Ред. М.Бурдо, С,Б.Филатов. - М.: Логос, 2003. - 480с.
128. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - М.: Астрель, 2006. - 1176с.
129. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. Под ред. проф. К. Каариайнен К. и проф. Д. Е. Фурмана Д. - СПб., М.: Летний сад, 2000. 248с.
130. Степанова Е.А. Новая духовность и старые религии // Религиоведение. - 2011. - № 1. - С.127-134.
131. Такахаси С. Два типа религиозности времен позднего социализма: православные верующие Владимирской области // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 3-4(30). - С.328-348.
132. Тета Жан-Марк. Нарративная идентичность как теория практической субъективности. К реконструкции концепции Поля Рикёра. // Социологическое обозрение. - 2012. -Т. 11. - № 2. - С.100-121.
133. Титов Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Олпорта: понятие религиозных ориентаций // Культурно-историческая психология. -2013. - №1. - С.2-9.
134. Тлостанова М.В. Человек в современном мире: проблемы множественной идентичности. «Человек в поисках идентичности» // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. IV. - С. 191-217.
135. Тощенко Ж.Т. Религиозная идентичность и бюрократия // Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах. Отв. ред.: Мчедлов М.П. - М.: Ин-т социологии РАН, 2008. - С.49-68.
136. Трёльч Э. Церковь и секта / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Гараджа В. И. Руткевич Е. Д. - М.: Аспект Пресс, 1996. -С. 225-327.
137. Узланер Д. А. Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины XX в. // Религиоведение. - 2008. - № 2. - С. 135-148.
138. Узланер Д. А. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 8-32.
139. Федотов А. Русская Православная Церковь в 1943 - 2000гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (По материалам Центральной России). - Иваново, 2005. - 136с.
140. Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Религия и российское многообразие. - М., СПб.: Летний сад, 2011. - С.5-30.
141. Филатов С. Псковская православная идея - военный форпост или светоч свободы? // Религия и российское многообразие. - М., СПб.: Летний сад, 2011. - С.409-417.
142. Филатов С. Традиционные религии, «русская цивилизация» и суверенная демократия // Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007. - С.15-46.
143. Филиппов Б.А. О волнах и циклах духовного (религиозного) напряжения в истории // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. - 2015. -Вып. 1 (57). - С. 98-114.
144. Филькина А.В. Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции. Автореф. дисс... канд. соц. наук. - М., 2009. - 29 с.
145. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба. - 1991. - Май-июнь.
146. Фокин С.Л. Комментарии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. - СПб.: Мифрил, 1994. - С. 316-333.
147. Фолкнер Д., Г. Де Йонг. Религиозность в пяти измерениях: эмпирический анализ // Социологические исследования. - 2011. - № 12. -С.69-76.
148. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989. -
456с.
149. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я. - М.: Академический проект, 2014. - 120с.
150. Фурман Д., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е годы XX - начале XXI века. - М.: ОГНИ ТД, 2006. - 92с.
151. Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии. - М.: Библейско-богословский институт Св.апостола Андрея, 2006. - 112с.
152. Ханаху Р. А., Цветков О. М., Ляушева С.А. Состояние и перспективы ислама в Адыгее // Ислам у адыгов северо-западного Кавказа. -Майкоп, 2001. - С. 5-10.
153. Ханаху Р. А., Цветков О. М. Исламская община в Адыгее: внутренняя динамика и перспективы эволюции. (По итогам социологического исследования) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012. - № 1. - С.132-138.
154. Чаадаев П.Я. Отрывки и разные мысли / Полное собрание сочинений и избранные письма. - М.: Наука, 1991. Т.1. - 800с.
155. Чеботарев С.А. Тамбовская епархия 40-6-гг. XX века. - Тамбов: Изд. Юлис, 2004. - 380с.
156. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. - М., 2005. - 297с.
157. Чистяков Г. Св. Проблемы самоопределения православного самосознания // Религия и идентичность в России. Сост. и отв. ред. М.Л.Степанянц. - М.: Восточная литература, 2003. - С.68-81.
158. Чумакова Т. «Карта религий» для неудавшейся Всесоюзной переписи 1937г.: забытая страница советского религиоведения // Государство, религия церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 3-4(30). - С. 106-133.
159. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь и верующие. 1941-1961гг. - М.: АиРо-XX, 1999. - 248с.
160. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ (на примере Республики Адыгея). Автореф. дисс. ... канд. соц. наук. - Майкоп, 2010. - 26с.
161. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943-1964 годах: от «перемирия» к новой войне. - СПб.: Издат. Объединение Деан-Адиа-М, 1995. - 215с.
162. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.). -М.: Крутицкое Патриаршее Подворье: Общество любителей церковной истории, 2000. - 400 с.
163. Шлихта Н. «От традиции к современности»: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР, 1950-е - 1960-е гг.) // Государство, религия церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 3-4(30). - С.380-407.
164. Шнирельман В. Интеллектуальные лабиринты: очерки идеологий в современной России. - М.: Academia, 2004. - 480 с.
165. Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм: восточноевропейский ареал // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М., 1998. - № 114. - 25с.
166. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ, 1994. 144с.
167. Эрвье-Леже. Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. - 1 (33). - С.254-268.
168. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
169. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344с.
170. Яковлева Ю. Социологический анализ нетрадиционных религиозных сообществ: Теоретико-методологический аспект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 133-149.
Источники на иностранных языках
171. Allport G.W. The individual and his religion. - N. Y., 1971.
172. Arweck, E., Nesbitt E. Young people's identity formation in mixed-faith families continuity or discontinuity of religious traditions? // Journal of Contemporary Religion. - 2010. - № 25. - Р. 67-87.
173. Beckford J. New Wine in New Bottles: A Departure from Church-Sect Conceptual Tradition // Social Compass. - 1976. - V. 23. - № 1. - P. 71-85.
174. Beckford J. New Religions: An Overview // The Encyclopedia of Religion (ER) / Eliade M. - New York: Macmillan, 1987. V. 10. P. 390.
175. Becker H. Systematic Sociology: on the basis of the Beziehungslehre and Gebildelehre of Leopold von Wiese. - New York: John Wiley & Sons, 1932.
176. Davie G. Believing without belonging. Is this the future of religion in Britain? // Social Compass. - 1990. - Vol. 37. - N 4. - P. 455 - 469.
177. Davie G. Religion in Britain since 1945. Believing without belonging. - USA, Blackwell Publishing, 1994.
178. Davie G. Interview with Grase Davie // Thinking in Public. - 2011. -Nov. 9.
179. Campbell C. The Cult, The Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. - 1972. - 5/5.
180. Casanova J. Public religions in the modern world. - Chicago : University of Chicago Press, 1994. 320 p.
181. Casanova J. Religion, the new millennium and globalization // Sociology of Religion. - Oxford, 2001.
182. Casanova J. Rethinking secularization: a global comparative perspective // The Hedgehog Review. - Charlottesville, 2006.
183. Casanova J. The Secular, Secularizations, Secularisms // Rethinking secularism. Ed. by Calahoun G., Juergensmeyer M., Van Antwerpen J. - Oxford., 2011.
184. Chaves M. Secularization as declining religious authority // Social forces. - 1994. -March. - N 72 (3).
185. Fichter J. H. Sociological Measurement of Religiosity // Review of Religious Research. - 1969. - Vol. 10. - No. 3
186. Greeley Andrew. Unsekular men. The persistence of religion. - N.Y. Schoken books.1972. 260 p.
187. Glock C. Y.and Stark R. Religion and Society in Tension. - Chicago: Rand McNally & Company, 1965. P. 245.
188. Hall S. Who Needs "Identity"? // Hall S., Gay P. du (eds). Questions of Cultural Identity. - London, 1996.
189. Heelas P., Woodhead L. The Spiritual Revolution. Why Religion is Giving Way to Spirituality. - Oxford : Blackwell, 2005.
190. Hirschman C. The role of religion in the origins and adaptations of immigrant groups in the United States. - IMR 2004. - № 38. - P. 1206-1233.
191. Hobsbawn Eric, Terence Ranger (ed.). The Invention of Tradition. -Cambridge, 1983.
192. King P.E., Boyatzis C.J. Exploring adolescent spiritual and religious development: current and future theoretical and empirical perspectives. Applied Developmental Science. - 2004. - № 8. - P. 2-6.
193. Lofland J. Doomsday Cult :a study of conversion, proselytization, and maintenance of faith. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1966.
194. Luckman T. Religion situation in Europe. - SAGE. 1999.
195. Martin D. The Denomination // British Journal of Sociology. - 1962. -V. 13. - № 1. - P. 1-14.
196. Niebuhr R. The Social Sources of Denominationalism. - Cleveland: Meridian Books, 1963.
197. Nelson G. The Concept of Cult // Sociological Review. - 1968. - Vol. 16. - №. 3. - P. 358.
198. Puttick E. A New Typology of Religion Based on Needs and Values // Journal of Beliefs & Values. - 1997. - V. 18. - P. 133-145.
199. Robbins T., Anthony D. Cults' in the late Twentieth Century // Encyclopaedia of American Religious Experience: Studies of Traditions and Movements / Lipp C., Williams P. - New York: Scribner, 1988. P. 741-754.
200. Stark R., Bainbridge W. S. Of Churches, Sects, and Cults: Preliminary Concepts for a Theory of Religious Movements // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1979. - Vol. 18. - № 2. - P. 127.
201. Schuyler J.B., s.j. Northern Parish. A Sociological and Pastoral Study. -Chicago: Loyola University Press, 1960. P.12.
202. Stark R., Bainbridge W. S. Of Churches, Sects, and Cults: Preliminary Concepts for a Theory of Religious Movements // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1979. - Vol. 18. - № 2.
203. Swatos W. H. Jr. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back in // Sociological Analysis. - 1981. - 42/1. - P. 17-26.
204. Troeltsch E. The Social Teachings of the Christian Churches. -Louisville, Ky.:Westminster John Knox Press, 1992. V. 1.
205. Taylor Charles. Sources of the Self: The Making of the Modern Identity. -Harvard University Press, 1989. 624p.
206. Thompson J.B. Tradition and Self in a Mediated World // Detraditionalization. Critical Reflections on Authority and Identity / Ed. by P. Heelas. S. Lash and P. Morris. - Cambridge (Mass.); Oxford, 1996. P. 89-108.
207. Tourain A. Production de la societe. - Paris, 1973.
208. Valde G.A. Identity closure: A fifth identity status. Journal of Genetic Psychology. - 1996. - № 157. - P. 245-254.
209. Wilson B. R. A typology of sects // Religion and ideology / Ed. by Bocock R., Thompson K. - Manchester : Manchester University Press, 1985. P. 297-311.
210. Wilson B. An Analysis of Sect Development // American Sociological Review. - 1959. - V. 24. - P. 3-15.
211. Wallis R. The Cult and its Transformation // Sectarianism. Analyses of Religious and Non-Religious Sects / Wallis R. - London : Peter Owen, 1975. -P. 35-49;
212. Wallis R.The Road to Total Freedom: A Sociological Analysis of Scientology. - New York: Columbia University Press, 1977. 282 p.
213. Wallis R. Scientology: Therapeutic Cult to Religious Sect // Sociology. -1975. - 9/1.
214. Wallis R. The Cult and its Transformation // Sectarianism. Analyses of Religious and Non-Religious Sects / Wallis R. - London : Peter Owen, 1975.
215. Wallace J.M., Forman T.A., Caldwell C.H., Willis D.S. Religion and U.S. secondary school students: Current patterns, recent trends, and sociodemographic correlates. Youth Society. - 2003. - № 35. - P. 98-125.
216. Yinger M. Religion, Society and the Individual: An Introduction to the Sociology of Religion. - New York: The Macmillan Company, 1957. 655 p.
217. Yinger M. J. The Scientific Study of Religion. - New York: The Macmillan Company, 1970. 593 p.
218. Yinger M. Religion, Society and the Individual: An Introduction to the Sociology of Religion. - New York: The Macmillan Company, 1957.
219. Yinger M. J. The Scientific Study of Religion. - New York: The Macmillan Company, 1970.
Архивные документы
220. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 6. Д. 2601.
221. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 630.
222. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 389.
223. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 1088.
224. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 63. Д. 8.
225. Сведения об основной религиозной обрядности по городам и районам Тамбовской области за 1975 году в абсолютных цифрах и процентах / ГАТО. Ф. Р-5220. Оп.1. Д.338.
226. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 389. Л. 34, 69 Д. 1961. Л. 87. Д. 1962.
227. Информационный доклад Уполномоченного Совета по делам РПЦ Н.К.Павлова за 3 квартал 1946г. // ГАТО Ф. Р.-5220. Оп.2. Д.11.
228. ГАТО. Ф. Р-5220, Оп.1,Д.53.Л.12-13.
229. Выписка из справки уполномоченного СДР по Тамбовской области Н.Н. Астафьева в СДР при СМСССР и секретарю обкома КПСС Манаенкову Ю.А. Регистрационное дело общины ЕХБ г.Мичуринска // ГАТО. Р-5220. Оп. 1. Д. 276. Л. 41-43.
230. Выписка из справки о посещении богослужения церкви ЕХБ г. Тамбова 12 июня 1983г. председателя комиссии содействия по исполнению законодательства о культах И.П. Мамонтова. Регистрационное дело Тамбовской общины ЕХБ, ч.2 1953-1970 // ГАТО. Ф. Р-52 20. Оп. 1. Д. 311. Л.147-148.
231. Выписка из справки по состоянию движения групп СЦ ЕХБ в Тамбовской области. Регистрационное дело общества ЕХБ-раскольников за 1965-1987 г. // ГАТО. Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 287.
232. Докладная записка Горулько В.П. уполномоченному ДРК Звереву А.И. ноябрь 1962 г.. Регистрационное дело общины ЕХБ г. Тамбов за 19531970гг. Ч.2. // ГАТО. Ф. Р-5220. Оп.1. Д.311. Л. 69-70.
233. Докладная записка Уполномоченного по делам РПЦ и религиозных культов по Тамбовской области А.И.Заворыкина // ГАТО. Ф. Р-5220. Оп.2. Д.45.
234. Информационно-отчетный доклад о состоянии движения и деятельности церковников в Тамбовской области за 1959год» // ГАТО. Ф.Р-5220. Оп.2. Д.45. Л.148-181.
235. Информационные сообщения Тамбовского горисполкома о действующих религиозных сектах в г.Тамбове в 1967-1968 годах // ГАТО. Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 287.
236. Справка о влиянии церкви, церковников и сектантов на детей дошкольного и школьного возраста в области Председателю Совета по делам РПЦ Карпову и секретарю Тамбовского обкома ВЛКСМ Ю.Ф.Сепелеву // ГАТО. Ф.Р-5220. Оп.2. Д.45. Л.116-118.
237. Личное дело Тамбовского архиепископа Луки. Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович.1944 // ГАТО. Ф. Р-5220. Оп.1. Д.53.
238. Характеристика управляющего Тамбовской епархией епископа Иоасафа, составленная Уполномоченным Г.Моисейцевым // ГАТО, Ф. Р-5220. Оп.4. Д.90. Л.11.
239. Обращение к Уполномоченному Совета по делам РПЦ по Тамбовской области П.К.Павлову от Тамбовского епископа Иоасафа. 10.1Х.1946г. // ГАТО. Ф. Р -5220. Оп.4. Д.90. Л.9.
240. Сведения об основной религиозной обрядности за 1980г. // ГАТО. Ф. Р-5220. Оп.1. Д.358.
241. Сообщение Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Тамбовской области Медведева зам.начальнику УНКГБ тов. Назарову. 14. III. 1944г. // ГАТО. Ф. Р.-5220. Оп.2. Д.3.
Электронные ресурсы
242. Антон Тойбл. Глава 16. Католическое богослужение/Фердинанд Кренцер. Завтра мы снова будем верить. Основы католического вероучения // URL.: http://www.agnuz.info/ tl_files/library/books/krenser_ zavtra_mi _snova_ budem _verit/index.htm (дата обращения: 10.05.2012).
243. Белов А. Язычество как феномен российской религиозности. 2008 г. // URL: http://community.livejournal.com/religio vedenie/ 145578.html?style= mine (дата обращения: 12.09.2014).
244. Бергер П. Религия и проблема убедительности // URL.: Журнальный зал. http://magazines.russ.ru/nz/2003/ 6/berger.html С.148. (дата обращения: 09.10.2014).
245. Божье видение церкви. ИСХОД - Церковь Божья // URL: http://ucxod.ru/o_cerkvi/bozhe-videnie-cerkvi.html. Дата обращения: 10.07.2013.
246. Велесов круг. Интернет-ресурс родноверов // URL: http://www.velesovkrug.ru/obnovleniya-na-sayte/rodnoverie-v-rossii-kratkaya-istoriya.html (дата обращения: 11.02.2015).
247. Выступление Патриарха Кирилла // URL.: http: //www. pravmir. ru/patriarx-kirill-russkaya-istorya-trebuet-zashhity/#ixzz 3LQpadOQR (дата обращения: 17.09.2014).
248. Гайдуков А. Молодежная Субкультура славянского неоязычества в Петербурге // URL: http://subculture. narod.ru/texts/book2/ gaidukov.htm (дата обращения: 04.02.2015).
249. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность. (Главы 3-6). Пер. М.С.Добряковой // URL: http://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272895702 /Goffman_stigma.pdf (дата обращения: 9.02.2015).
250. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года) // URL.: http://www.patriarchia.ru/db/text/2770923.html. Дата обращения: 11.02.2015.
251. Доклады министра народного просвещения С.С.Уварова Николаю I . Библиотека Якова Кротова». URL: http://www.krotov.info/acts/19/183 (дата обращения: 5.03.2014).
252. Забаев И.В., Пруцкова Е.В. Социальные сети поддержки в православной общине. На примере трех крупных православных приходов г. Москвы // URL.: hse.ru>data/2012/06/06...09 Пруцкова_Забаев (дата обращения: 12.03.2015).
253. Йоги Махаджан. Новое тысячелетие исполнит древние пророчества // URL.: http://sahajayoga.am/sahaja-yoga-books.html (дата обращения: 3.04.2015).
254. Катерина Кожевина. «Верит - не верит»: особенности российской религиозности/ Блог/ФОМ // URL: http://fom.ru/blogs (дата обращения: 5.04.2014).
255. Кисриев Энвер. Дагестанские мусульмане: опыт структурной типологии и характеристики // URL: Полит.ру (дата обращения: 10.10.2013).
256. Книга обращений, Книга основ, Предвозвещение, Встречи. Слово Виссариона. URL: http://www.vissarion.ru (дата обращения: 11.07.2013).
257. Коскелло А.С. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма / Портал Credo.ru // URL.: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2448(дата обращения: 05.02.2015).
258. Красиков А.А. Доклад на юбилейной конференции «Свобода совести - важное условие гражданского мира и межнационального согласия», 27 ноября 2002г. Religare - Религия и СМИ // URL: http://www. religare.ru (дата обращения: 05.07.2014).
259. Лебедев С. Д. «Религиозное возрождение» как социальная реальность: опыт теоретического анализа // URL: http://socionavtika. narod.ru/Staty/diegesis/lebedew3.htm (дата обращения: 3.04.2015).
260. Лункин Р. Пятидесятники и харизматы - единство в многообразии. Religare - Религия и СМИ // URL: http://www.religare.ru (дата обращения: 05.04. 2014).
261. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция / Библиотека «Полка букиниста» // URL.: http://society.polbu.ru/ history_hrest/ch09_all.html (дата обращения: 12.03.2015).
262. Минюст опубликовал статистику религиозных организаций в России. 20 сентября 2006г. / Материалы. Religare - Религия и СМИ // URL: http://www.religare.ru (дата обращения: 10.11.2014).
263. Мчедлов М., Шевченко А. Гаврилов Ю. Религиозность в современной России: вера в Бога - мода или духовная потребность? // Обозреватель-Observer. 2004. № 8 // URL: http:// http://observer. materik.ru/observer/N8_2004/8_03.HTM (дата обращения: 10.11.2013).
264. Мчедлов М. П. Новый тип верущего на пороге третьего тысячелетия // Исторический вестник. 2000. № 5-6 // URL: http://www. vob.ru/public/ ishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_30.htm (дата обращения: 10.07.2015).
265. Прибыловский В.В. Неоязыческое крыло в русском национализме. 31.10.2002 / «Религия и СМИ» МПТР // URL: http://www.religare.ru/article.php?num=490 (дата обращения: 12.01.2015).
266. Рикер П. Повествовательная идентичность // URL: http://www.philosophy.ru/library/ric (дата обращения: 9.02.2015).
267. Русская пробежка в Тамбове 23 февраля // URL: http://www.youtube.com/watch?v=oYdXB16qtcU (дата обращения: 14.04.2011).
268. «Русская пробежка» и «Рекорд Победы» 9 мая в Тамбове // URL: http://www.youtube.com/watch?v=qEFi2QI5scI. 14.04.2011 (дата обращения:
22.12.2014).
269. Служение. Церковь «Новая жизнь», г.Тамбов // URL: http: //www. church-tambov. ru (дата обращения: 12.11.2012).
270. Чаплин Всеволод: православное воспитание россиян должно быть обеспечено везде. NEWSru.com // Религия и общество // URL: http://newsru.com/religy/22apr2013/ chaplin.html (дата обращения: 22.04.2013).
271. Шрамко А. Вера или идеология? Интернет-журнал «Соборность». 24 июля 2000г. // URL.: www.sobor.ru/ randp.asp (дата обращения:
18.02.2015).
272. Encyclopedia of Religion and Society / William H. Swatos, Jr. Editor // URL: http://hirr.hartsem.edu/ency/ (дата обращения: 23.01.2013).
273. Newport F. Just Why Do Americans Attend Church? The Gallup // URL: http: //www. gallup. com/poll/27124/Just-Why-Americans-Attend-Church.aspx (дата обращения: 15.01. 2012).
274. Newport F. A Look at Americans and Religion Today. The Gallup // URL: http://www. gallup. com/poll/11089/look-americans-religion-today. aspx#2 (дата обращения: 15.01. 2012).
275. The Association of Religion Data Archives (ARDA) // URL: http://www.thearda.com. (дата обращения: 15.01. 2012).
276. Rhodes J. R. Religious Identities: Self-Identification and Denominational Affiliation / Doctoral Dissertation. Baylor University. Waco, 2011. P. 153 // URL: https://beardocs.baylor.edu/xmlui/handle/2104/8241 (дата обращения: 12.06. 2015).
277. Wessels G. Francois. Charismatic Christian Congregations and social justice - A South African perspective // URL: http:// www.oocities.org/missionalia/wessels. htm (дата обращения: 14.01.2013).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.