Православная воскресная школа как воспитательная организация тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Никитская, Екатерина Александровна

  • Никитская, Екатерина Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 199
Никитская, Екатерина Александровна. Православная воскресная школа как воспитательная организация: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2009. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Никитская, Екатерина Александровна

Введение.

Глава I. Теоретические основы исследования православной воскресной школы как воспитательной организации.

1.1 Русская Православная Церковь как социальный институт.

1.2 Особенности православного воспитания.

Глава II. Анализ социально-педагогических возможностей воскресной школы.

2.1 Воскресная школа как феномен педагогической практики.

2.2 Основные направления учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах.

2.3 Социально-педагогические условия совершенствования функционирования воскресной школы как воспитательной организации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная воскресная школа как воспитательная организация»

Актуальность темы. Преобразования в общественной жизни, осуществляемые в российском государстве за последние десятилетия, существенно меняют объективные условия социализации подрастающих поколений, на фоне чего происходит актуализация роли и функций различных социальных институтов и организаций, ставящих перед собой цели изменения социокультурной среды в соответствии с транслируемыми ими ценностями.

Особое место в системе социальных институтов, оказывающих влияние на развитие личности и целенаправленно создающих условия для духовно-ценностной ориентации человека, занимает возрождаемое сегодня религиозное воспитание. В связи с этим В.А.Сластенин отмечает необходимость осмысления религиозного воспитания в контексте сохранения лучших традиций отечественного образования.

В отечественной науке в силу известных причин долгое время не уделялось должного внимания изучению Православной Церкви как социального института, да и в последние годы появилось всего несколько работ, посвященных изучению социализирующего потенциала Церкви (А.С.Ананичев, И.Н.Андреева, В.Г.Безрогов, И.М.Бочарова, В.М.Кларин, Н.В.Маслов, А.В.Мудрик, А.О.Сергеев, Т.В.Склярова, Э.А.Чурсина), в которых исследуется специфика христианского воспитания как в России, так и за рубежом. Вопросу духовно-нравственного развития личности уделяют особое внимание в своих исследованиях Б.Г.Бобылев, С.Ю.Дивногорцева, архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), А.И.Запесоцкий, А.А.Корольков и другие.

Однако, несмотря на определенный интерес исследователей к изучению влияния религиозных организаций на социализацию человека, остается малоизученным, а зачастую и вовсе неисследованным большой пласт проблем (религиозного образования, аспектов развития православной семьи, взаимодействия со светскими организациями и пр.), касающихся развития человека в условиях приходов как структурных единиц микросоциума. В ряд этих проблем относится и проблема воскресной школы как организации, реализующей учебно-воспитательные, т.е. собственно педагогические функции.

В последние годы в педагогике проведен ряд исследований, посвященных рассмотрению тех или иных аспектов феномена воскресной школы: их роль в контексте духовного воспитания (О.Л.Янушкявичене); работа воскресной школы с детьми в контексте диалога отечественных светской и церковной образовательных традиций (Ю.Т.Антипенко); формирование духовной культуры подростков в воскресной школе (Л.А.Марченко); развитие воскресных школ в конце XIX - начале ХХв. (М.В.Попинова). Однако мы не встретили исследований, в которых православная воскресная школа рассматривалась бы как самостоятельная воспитательная организация, выполняющая специфические функции. При этом иные воспитательные организации в той или иной мере исследовались: общеобразовательная школа (М.В.Шакурова), сельская школа (В.А.Ясницкая), учреждения дополнительного образования (Б.В.Куприянов), детские и юношеские общественные организации (И.А.Евлешина), военизированные образовательные учреждения (М.В.Воропаев), спортивные школы (Г.П.Бобылев), малочисленные детские дома (Д.Н.Грибков), оздоровительная школа-интернат (Т.В.Сурнина).

Отсутствие теоретических исследований и методических разработок применительно к специфике функционирования православных воскресных школ заметно осложняет не только восприятие воскресных школ как социально-педагогического явления, но и в известном смысле препятствует заинтересованным в развитии этих школ субъектам профессионально (т.е. целенаправленно и планомерно) организовать собственно педагогический процесс в них, придать этому процессу максимально возможную эффективность, а также нивелировать проблемные составляющие педагогической деятельности.

Практическая востребованность и недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы настоящего исследования «Православная воскресная школа как воспитательная организация», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы социально-педагогические возможности православной воскресной школы как воспитательной организации?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — современная православная воскресная школа.

Предмет исследования — воспитательные возможности православной воскресной школы.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать Церковь как социальный институт;

- раскрыть особенности религиозного (православного) воспитания;

- рассмотреть воскресную школу как феномен педагогической практики в историческом и современном контекстах;

- выделить и охарактеризовать основные направления учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах;

- определить и обосновать ключевые проблемы и социально-педагогические условия совершенствования функционирования воскресной школы как воспитательной организации.

В исследовании была выдвинута следующая гипотеза: православная воскресная школа обладает рядом черт и оригинальных характеристик, определяющих ее как специфический вид воспитательной организаций. Использование социально-педагогического потенциала воскресной школы для позитивной социализации воспитанников будет более эффективным, если:

- в основу функционирования и решения конкретных педагогических задач воскресной школы положены четкие представления организаторов педагогического процесса в ней о структуре православного воспитания (цели, содержании, среде и методах), а также направлениях учебно-воспитательной работы;

- реализация учебно-воспитательных задач в воскресной школе происходит в рамках четко разработанной концепции организации педагогического процесса;

- в ней последовательно решаются задачи кадрового, организационно-педагогического, контингентного и материально-технического обеспечения педагогического процесса.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный системный подход; идеи философской, христианской и педагогической антропологии; положения о культурологическом и деятельностном подходах к познанию социальных процессов, о диалектическом взаимодействии и взаимосвязи объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности.

Теоретической основой исследования послужили: учение о целостном педагогическом процессе и закономерностях развития учебно-воспитательных систем (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, М.М.Левина и др.); концепции социализации личности (Г.М.Андреева, И.С.Кон, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, А.В.Петровский) и социального воспитания (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Е.А.Леванова, А.В.Мудрик, М.М.Плоткин, В.Д.Семенов и др.); теория гуманистических воспитательных систем (А.В.Гаврилин, В.А.Караковский, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова,

A.М.Сидоркин и др.); теория управления образовательными системами (П.И.Третьяков, Т.И.Шамова), исследования особенностей конфессиональной педагогики (Т.Н.Мельников, Т.И.Петракова, Т.В.Склярова, И.В.Метлик), фундаментальные исследования духовных основ воспитания в российской культурной традиции (С.С.Аверинцев, Н.А.Бердяев, С.И.Гессен,

B.В.Зеньковский, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, П.А.Флоренский и др.), а также учение Православной Церкви о человеке и его воспитании.

Для решения поставленных задач в исследовании использовался комплекс методов: теоретические — анализ педагогической, философской, социологической, богословской литературы по проблемам религиозного воспитания; анализ документов, в том числе изучение законодательных актов и уставных документов, касающихся деятельности Православной Церкви, анализ статистических данных, анализ Интернет-ресурсов; эмпирические - изучение и анализ опыта работы воскресных школ через интегрирование в педагогическую деятельность, экспертиза и консультирование программ учебно-воспитательной работы, экспертное участие в реализации и анализе составляющих педагогического процесса; участие в работе педагогических советов; включенное наблюдение, методы интервью и беседы.

Базой исследования стали: приход храма Софии Премудрости Божией на Лубянке (г.Москва), воскресная школа при Тихвинском Соборе г.Данкова Липецкой области, ряд воскресных школ Московской епархии (при храме Богоявления в Китай-городе, при храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, при храме Пресвятой Богородице на Городне, при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и др.) и Епархиальный Отдел церковно-приходских школ (г.Екатеринбург).

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2004-2007гг.) проводилось теоретическое исследование состояния проблемы как в общеметодологическом, так и в практическом (на уровне анализа реального состояния объекта исследования) плане; изучалась Церковь как социальный институт; осуществлялся выбор и изучение воскресных школ в качестве приемлемых баз исследования; формулировались цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (2006-2008гг.) проводился углубленный анализ феномена воскресной школы в историческом и современном педагогических контекстах; были проанализированы особенности религиозного (православного) воспитания; осуществлено изучение социально-педагогического опыта функционирования ряда воскресных школ Московской и других епархий Русской Православной Церкви, в том числе на уровне фактической экспертизы составляющих педагогического процесса в них; выявлены виды современных воскресных школ и их отличия; определены основные направления учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах.

На третьем этапе (2008-2009гг.) сделаны теоретические выводы, проанализированы педагогические возможности православной воскресной школы как воспитательной организации; определены социально-педагогические условия совершенствования учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах; апробированы и внедрены основные результаты исследования, завершено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- православная воскресная школа изучена как воспитательная организация;

- раскрыты особенности религиозного (православного) воспитания на современном этапе развития общества;

- дана характеристика Православной Церкви как организации, реализующей различные функции, в том числе воспитательную;

- православная воскресная школа изучена в историческом и современном контекстах;

- выделены виды современных воскресных школ, обозначены их содержательные особенности;

- определены основные направления учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах;

- выделены и обоснованы социально-педагогические условия совершенствования функционирования воскресных школ.

Теоретическая значимость исследования:

- Русская Православная Церковь охарактеризована в качестве социокультурного и социально-педагогического феномена через раскрытие институциональных признаков;

- характеристика воскресной школы как воспитательной организации и ее социально-педагогического потенциала дополняет концепции социализации, религиозного и социального воспитания подрастающих поколений;

- конкретизированы понятие и содержание религиозного воспитания в социально-педагогическом контексте;

- современная воскресная школа представлена в качестве социально-педагогического феномена, реализующая цели религиозного воспитания.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем выявлены условия совершенствования педагогической деятельности в воскресных школах, актуализирующие (при их реализации) социально-педагогический потенциал воскресной школы как воспитательной организации. Полученные в исследовании материалы и сделанные на их основе выводы используются педагогами воскресных школ; в научно-исследовательской и организационно-управленческой социально-педагогической деятельности, а также в преподавании спецкурсов в педагогических вузах и в конфессиональных учебных заведениях (академиях и семинариях) при подготовке педагогов-психологов и социальных педагогов, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и надежность полученных научных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются обоснованностью исходных методологических положений, совокупностью методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, привлечением и анализом необходимого и достаточного объема теоретического и эмпирического материала, экспертными оценками, а также широкой апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

- Православная Церковь, являясь самостоятельным социальным институтом, решает круг конкретных задач социально-педагогического характера: духовного просвещения, трансляции обществу идеалов нравственности и этических норм, укрепления семьи и традиций семейного воспитания, сохранения, распространения и развития национальной культуры, попечительской заботы о представителях социально незащищенных слоев общества.

- Воспитательная функция является специфической для Православной Церкви и заключается в осуществлении взращивания человека по канонам веры с привитием ему религиозных знаний и навыков поведения и принятии им нравственных принципов, предлагаемых Православной Церковью.

- Специфические особенности православного воспитания обнаруживаются при анализе таких существенных категорий как г/ель (нравственное совершенствование и умственное развитие человека во имя служения людям и Богу), содержание (телесный, душевный и духовный аспекты) среда (семья, храм, религиозные и светские организации), формы (посещение святых мест, участие в богослужениях, проповедь, социальное служение, собственно учебно-воспитательный процесс и пр.) и методы (упражнение или приучение к послушанию, аккуратности и дисциплине, положительный пример исполнения заповедей, наставление в канонах веры и пр.). Эти категории характеризуются стабильностью в христианской Церкви на протяжении всей ее истории.

- Современная воскресная школа представляет собой оригинальный педагогический феномен, отвечающий социально-педагогическим характеристикам воспитательной организации, и, входя в общую систему образования Российской Федерации в качестве элемента негосударственной системы дополнительного образования, является воспитательно-образовательным учреждением Русской Православной Церкви, имеющим главным целевым предназначением начальную форму духовно-нравственного воспитания и православного религиозного образования. В настоящее время существуют три вида православных воскресных школ: воскресные школы для взрослых, семейные воскресные школы и детские воскресные школы.

- Основными направлениями учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах являются просветительское (катехизическое), социальное служение, культурно-образовательное и военно-спортивное. Катехизическое направление преследует главную цель - воспитание в вере, включающее в себя обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности; социальное служение — способствует взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и др.); культурно-просветительское направление — интегрирует • в себе просветительскую работу, эстетическое и, в конечном итоге, духовно-нравственное развитие детей; военно-спортивное направление — способствует морально-волевому и физическому развитию.

- Совершенствованию функционирования воскресной школы как воспитательной организации способствует соблюдение ряда социально-педагогических условий, а именно: разработка и внедрение оптимального воспитательно-образовательного стандарта на основе общей концепции организации и развития педагогического процесса; решение комплексного вопроса кадрового обеспечения воспитательно-образовательного процесса; постановка на уровень приоритетных и обязательных к реализации контингент-но-возрастных аспектов организации воспитательной работы воскресной школы (подразделения воспитанников на группы по половозрастному критерию, определение их духовно-нравственного состояния и степени воцерков-ленности и пр.); нахождение возможностей стабильного материально-технического и финансового обеспечения педагогической деятельности воскресной школ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования доложены и получили одобрение на ежегодных научных сессиях и конференциях МПГУ (2006-2009 гг.), ежегодных Межвузовских конференциях молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии. (Москва, МПГУ, 2006-2009 гг.), научно-практической конференции молодых ученых «Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования» (Москва, МПГУ НИИ КПНПО, 2008г.), Межвузовской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание в ВУЗах» (Москва, РГСУ, 2008 г.), ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях (г.Москва, 2007г., 2008г.), обсуждены на кафедре педагогики высшей школы МПГУ. Результаты исследования использованы в ходе реализации проекта Российского Государственного

Научного Фонда (№08-06-00319а, «Феноменологическая характеристика воспитательных организаций в контексте социального воспитания учащихся»).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Никитская, Екатерина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило, охарактеризовав православную воскресную школу как воспитательную организацию, сделать следующие выводы.

Развитие личности человека, реализация им имманентных свойств в процессе усвоения социального опыта вызывало и вызывает живой интерес со стороны исследователей как педагогического блока дисциплин, так и специалистов других отраслей гуманитарного знания. Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными факторами, функция и эффективность которых бывает и противоречива, и взаимодополняема на различных этапах становления личности. Вместе с тем, существует ряд факторов, социализирующий потенциал и механизм которых в меньшей степени подвержен принципиальным изменениям. К таковым можно отнести возрождаемое сегодня религиозное воспитание подрастающих поколений, по большей части связанное с развитием педагогической деятельности в таком виде воспитательных организаций как воскресная школа.

Изучение современной православной воскресной школы как воспитательной организации стало возможным через рассмотрение Православной Церкви как социального института, а также через раскрытие особенностей религиозного (православного) воспитания как в историческом, так и в современном контекстах. Так, теоретический анализ исследований Церкви в различных областях человекознания позволил дать институциональную характеристику Церкви, в основу чего было положено раскрытие ряда объективных признаков, свойственных любому социальному институту, а именно: формальность/неформальность; наличие определенного круга задач; наличие символических культурных признаков; наличие утилитарных культурных черт; исполнение специфических и общих с другими институтами функций; наличие прав и обязанностей. Все это дало возможность показать Православную Церковь как реально функционирующий социальный институт, обладающий рядом отличительных особенностей.

Понимая религиозное воспитание как относительно контролируемую часть социализации человека в рамках конкретной религии (её нравственных принципов и ценностей), в ходе настоящего исследования представилось необходимым рассмотреть особенности религиозного воспитания в Русской Православной Церкви. Это стало возможным в результате раскрытия существенных педагогических категорий, применимых к православному воспитанию, а именно его целей, содержания, среды и методов, описание которых дало основание представить структуру православного воспитания на современном этапе развития общества. Детальный анализ этих категорий позволил вынести суждение о смысловой стабильности этих категорий в православной педагогике на протяжении всей истории христианской Церкви.

Исследование показало, что одной из форм осуществления религиозного воспитания и достижения его целей является организация педагогической работы воскресных школ как воспитательных организаций, функционирующих в рамках церковно-приходской деятельности. В связи с этим в настоящей работе предпринята попытка исторического анализа условий возникновения данного воспитательно-образовательной института, а также анализа соотнесенности специфики функционирования воскресных школ от начала их создания во второй половине XIX века до наших дней. При этом ряд работ отечественных ученых-педагогов XIX-го и ХХ-го веков, посвященных проблематике воскресной школы как феномена образования и религиозного воспитания, а также исторические исследования современных специалистов указывают на то, что начавшие организовываться во второй половине XIX века воскресные школы явились принципиально новым педагогическим явлением для России. В целом, положительно оцениваясь с точки зрения социального предназначения, воскресные школы того времени имели и ряд практических недостатков, на которые указывали педагоги, что, в общем, не умаляет их реальный вклад как в построение практики религиозного воспитания, так и обогащение педагогического опыта в целом.

Вместе с тем, в настоящем исследованйи положительным моментом, способствующим раскрытию понимания воскресной школы как педагогического феномена наших дней, стало выявление видов современных воскресных школ: воскресных школ для взрослых, семейных воскресных школ и детских воскресных школ, а также описание характерных особенностей педагогической деятельности в них. Изучение воскресной школы как феномена педагогической практики позволяет констатировать, что современная цер-ковно-приходская воскресная школа, входя в общую систему образования Российской Федерации в качестве элемента негосударственной системы дополнительного образования, является воспитательно-образовательным учреждением Русской Православной Церкви, имеющим главным целевым предназначением начальную форму духовно-нравственного воспитания и православного религиозного образования. Воскресные школы с большим или меньшим успехом открывают воспитанникам возможности получения систематических духовно-религиозных знаний и умений, необходимых для нравственного и общесоциального становления своей личности.

В ходе изучения и анализа построения педагогического процесса в ряде современных церковно-приходских воскресных школ было обнаружено, что зачастую базовой его составляющей являлась система христианского образования XIX века. Вместе с тем, с учетом современных реалий, руководители и педагоги воскресных школ стремятся использовать адекватные времени формы и направления педагогической деятельности в зависимости от возрастного и социального контингента учащихся. Так, на основе данных, полученных в ходе исследования педагогической деятельности ряда современных воскресных школ г.Москвы и других епархий Русской Православной Церкви, в настоящей работе стало возможным представить и проанализировать наиболее эффективные с точки зрения педагогического целеполагания и привлекательности для воспитанников направления учебно-воспитательной работы в воскресных школах. Таковыми явились катехизическое (просветительское), социальное служение, культурно-образовательное и военно-спортивное направления. Первое (катехизическое) направление, будучи реализуемым в соответствии с одной из главных задач Православной Церкви как социального института, преследует главную цель - воспитание в вере, включающее в себя прежде всего обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности. Позитивными результатами этого направления педагогической работы можно считать приобретение воспитанниками базовых церковных знаний, вступление в литургическую жизнь, возможность иерархически выстроить свои взгляды и ценности, по существу сравнивать и быть способным компетентно ориентироваться в современных религиозных течениях. Изучение специфики социального служения воспитанников воскресных школ позволило определить, что религиозно-педагогическая и социальная помощь, оказываемая учащимися соответствующим категориям населения, для самих учащихся имеет большое воспитательное значение, поскольку способствует взращиванию в себе необходимых христианских качеств. Это естественным образом следует из характера социального служения, в наибольшей мере отвечающего самому духу христианской веры. Изучение культурно-образовательного направления педагогической работы в воскресных школах во всем многообразии его проявлений дало возможность определить, что творческая деятельность - одна из очень жизненных и важных сторон воспитательной работы в воскресной школе, поскольку она интегрирует в себе и собственно просветительскую работу, и эстетическое и, в конечном итоге, духовно-нравственное развитие детей. Изучение же военно-спортивной составляющей педагогической работы в современных воскресных школах показало, что это направление является особенно востребованным подростками и старшеклассниками, в частности, ориентированными на несение военной службы, а также на положительное морально-волевое и физическое развитие, всегда востребованное и в повседневной жизни.

Наряду с очевидными положительными педагогическими эффектами, обнаруживающимися при реализации обозначенных в исследовании приоритетных направлений учебно-воспитательной работы, современные воскресные школы испытывают и ряд проблем, с которыми сталкиваются (или сталкивались в большей мере на стадии становления) практически все изученные нами воскресные школы. На основании анализа опыта функционирования различных по степени успешности современных воскресных школ, результатов анкетирования, результатов включенного наблюдения, а также экспертных оценок стало возможным выявить ряд проблем социально-педагогического характера, препятствующих эффективному развитию педагогической деятельности в воскресных школах. В настоящем исследовании они обозначены как организационно-педагогические, кадровые, контингентные и материально-технические проблемы. При этом в ходе исследования стало очевидным, что данные проблемы обозначаются как актуальные и священноначалием Русской Православной Церкви, и непосредственными участниками педагогического процесса в воскресных школах. Выяснялось также, что поступательное и целенаправленное решение именно этих проблем как первоочередных во многом позволяет в ощутимые сроки повысить качество воспитательно-образовательной деятельности в воскресных школах.

Исследование воскресной школы как феномена педагогической практи- ' ки, анализ учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах, а также анализ основных проблем их функционирования дало возможность выделить и обосновать социально-педагогические условия, соблюдение которых способствует совершенствованию их функционирования как воспитательных организаций. К ним отнесены: разработка и внедрение оптимального воспитательно-образовательного стандарта на основе общей концепции организации и развития педагогического процесса в воскресной школе; решение вопроса кадрового обеспечения воспитательного процесса; постановка на уровень приоритетных и обязательных к реализации контин-гентно-возрастных аспектов педагогической деятельности в воскресной школе; нахождение возможностей стабильного материально-технического и финансового обеспечения педагогической деятельности воскресной школы.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили охарактеризовать современную православную воскресную школу как феномен педагогической действительности, представить ее как воспитательную организацию, а также, выявить возможные способы повышения эффективности педагогической деятельности в воскресных школах, основываясь,на анализе опыта воспитательно-образовательной деятельности ряда воскресных школ Московской и других епархий Русской Православной Церкви.

Вместе с тем, изучение проблематики воскресной школы как воспитательной организации не может не иметь широкой перспективы. При этом вполне очевидно, что обозначенные проблемы функционирования, а также выведенные из анализа этих проблем социально-педагогические условия совершенствования педагогической деятельности современных воскресных школ, не могут быть исчерпаны теми, что предложены в настоящем исследовании. В ходе изучения возможностей реализации этих условий мы неоднократно сталкивались с рядом иных особенностей, и в связи с этим; трудностей функционирования данного вида воспитательных организаций, к которым можно отнести, например, вопросы взаимодействия со светскими воспитательно-образовательными организациями, вопросы дальнейшего устройства воспитанников воскресных школ, проблематики юношеского и молодежного контингента, особенностей организации педагогического взаимодействия-с воспитанниками воскресных школ в каникулярные, в частности, летние периоды и прочее. Особым образом стоит вопрос о результативных показателях воспитательной работы в воскресных школах, что, безусловно, требует отдельного и в немалой мере лонгитюдного исследования. Также требует специального научного осмысления разработка социально-педагогических ' рекомендаций участникам воспитательно-образовательного процесса, связанных с региональными и этноконфессиональными особенностями локализации воскресных школ. Обозначенные проблемы могут лечь в предметную основу дальнейших исследований специфики воскресной школы как воспитательной организации. Однако уже сейчас можно сказать: современная воскресная школа способна решать (и, как показало исследование, в целом ряде случаев положительно решает) сложные задачи духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, что, в конечном счете, позволяет рассматривать воскресную школу как воспитательную организацию, а построение педагогического процесса в ней в качестве самостоятельного предмета интенсивного педагогического анализа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Никитская, Екатерина Александровна, 2009 год

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь /Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 420с.

2. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси.- М.: Планета, 1991. с.52.

3. Азы Православия. Изд.2-ое.- СПб.: Сатисъ, 1997. 74с.

4. Альфа и Омега. 2000, № 3(25).

5. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки, 1984.-№1.

6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для студентов. М.: Академия, 2001.-373с.

7. Андреева И.Н. Философия и история образования. М.: Владос, 1999. - 148с.

8. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры современного педагога. М., Ярославль, 2005.

9. Безрогов В.Г., Пушкарева Н.П. Конфессиональный аспект социализации индивида, проблема трансляции религиозных ценностей и толерантности в межпоколенных отношениях // Религиоведение №2, 2002.

10. Белановский Ю.С., Ракушин А.В., Шестаков А.А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. Учебное пособие. М., 2007.

11. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дисс. канд. филос. наук. Воронеж: изд-во ВГУ, 1998. 145 с.

12. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1892.

13. Бронфенбренер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. - 167 с.

14. Бухарев Г. Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни: Изд.8. -М.:МЕТТЭМ, 1991.

15. Ващенко Г.С. Церковная школа: История развития и анализ современного состояния на примере Екатеринбургской епархии. М., 2008. - 56с.

16. Вестник духовного просвещения. №2-3. М., 1995.

17. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении свт.Тихона Задонского. Учеб.пособие для студ.пед.вузов.-М.:Пересвет, 2004. 154с.

18. Виленский М.Я. Гипотеза исследования как метод развития научного зна-ния//Соискатель-педагог.-М.2008, №3.

19. В доме отца моего (Педагогическая классика). М.:Храм Трех Святителей на • Кулишках, 2001.-304с.

20. Воскресная школа:Открытый урок. 2004, №1. - 28с.

21. Воскресная школа:Открытый урок. 2004, №2. - 32с.

22. Воскресная школа:Открытый урок. 2005, №4. - 36с.

23. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. СПб., 1901. - 506с.

24. Грива О.А. Общие проблемы православного образования и воспитания //Сб.доютадов II Международных Рождественских образовательных чтений. -М.,1995.

25. Джуринский А.Н.Поликультурное воспитание в России и за рубежом: Сравнительный анализ. Монография. М.: Прометей, 2006.

26. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПБКИ, 2008. - 239 с. .

27. Дивногорцева С.Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник ПСТГУ 1У:Педагогика. Психология 2007. Вып. 3.С.21-38.

28. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 г. М.: Изд.отдел РПЦ, 2004. - 38с.

29. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие. / Под ред. О.Е.Лебедева. -М.: Владос, 2003. 256с.

30. Дьченко Г. прот. Полный церковно-славянский словарь. М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. - 1120с.

31. Духовно-нравственная культура: Материалы первого Фестиваля духовной культуры. М., 2006.

32. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие. М.: Владос, 2002. - 352с.

33. Евсевий, архиепископ. О воспитании детей в духе христианского благочестия. Изд.4-е. СПб., 1877.

34. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2004г. -221с.

35. Жена и дети. СПб.: Сатисъ т.2., 1996,- 512 с.

36. Жог В.И. Проблемы педагогического образования //Магистр, 1999, №7-8.

37. Жог В.И. Синергетика и образование//Соискатель-педагог. М.,2008, №1.

38. Журнал Московской патриархии, 1967. №9.

39. Закон Божий /Сост. Прот.С.Слободской. Киев:СУПЛ, 1966. - 774с.

40. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996.

41. Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский нститут, 1996. - 114с.

42. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Св.-Владимирское Братство, 1993.-224с.

43. Зинченко Г.П. Теория социологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1993. - 204с.

44. Знаменский В.И. Учение о Богослужении. М., 1903.

45. Игумен Петр (Мещеринов) Беседы о вере и церкви. М., Даниловский бла-говестник, 2004. - 280с.

46. Изменить свое сердце.- М.: АНО «Фома», 2003. 47 с.

47. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. М.,1996.

48. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М.,1995.

49. Исторический очерк развития церковной школы (1884-1909г.г.). СПб., 1909.

50. Как жить? Мудрые советы опытности. М., 1998.

51. Как защитить вашего ребенка? М.: Даниловский благовестник, 2003. — 352 с.

52. Как организовать служение милосердия на приходе. Издательский центр «Нескучный сад». Выпуск I. Москва, 2005.

53. Лепешинский И., священник. Как помочь блудному сыну. М., 2005.

54. Как правильно воспитать православного ребенка (по изданию: «О воспитании детей у древних христиан», СПб., 1846.). М.2002.

55. Каледа Г. Домашняя церковь. Очерки духовно-нравственных основ создания и построения семьи в современных условиях. Изд. 2-ое. М.,1998.

56. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1915.

57. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св.Григория Паламы М., 1996.

58. Козлов М., протоиерей. Последняя крепость: Беседы о семейной жизни. — М., 2006.

59. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.

60. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. - 366 с.

61. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 269 с.

62. Конеева Е.В. Педагогическая позиция современного специалиста по физической культуре и спорту: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2000.

63. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. М., 1993.

64. Леванова Е.А. Подросток: Родителям о психопластике личности. М.: МПСИ, Флинта, 2003.

65. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001.

66. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. 2-е изд., доп. - М.: Планета-2000, 2003. - 112с.

67. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. 4-е изд.- М.: Юрайт, 1999.-523 с.

68. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология.А-Я: Словарь-справочник /Пер. с англ. К.С.Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608с.

69. Макаренко А.С. Книга для родителей.- М.:Учпедгиз, 1934. 329с.

70. Макарий (Невский), митрополит Московский. Избранные слова, речи, беседы, поучения. М., 1996 . - 267с.

71. Маккавейский Н.К. Воспитание у древних евреев. Киев, 1903.

72. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Уч.пособие. М.,2001.

73. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М., 1985.

74. Мардахаев Л.В. Методология диссертационного исследования и его оценка// Соискатель-педагог. М.:2008, №3.

75. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп. /Пер. с сербского.- М.: ВЛАДОС, 1998. -432с.

76. Маршак А.Л. Социология: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2002. - 317с.

77. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. М.,2006.

78. Маслов Н.В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры на материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова). Автореф. Дисс. .доктор пед. наук: 13.00.01. Курск, 2004. - 42с.

79. Материнская молитва. Изд.2-е. М.,2004.

80. Мельников Т.Н. Подготовка учителя к оптимизации взаимодействия с верующими учащимися. Дисс.канд.пед. наук: 13.00.01. М., 1997.

81. Микушонов О.В. Воспитание юношества на духовно-педагогическом наследии свщм.Фаддея, архиеп. Тверского // Святоотеческое наследие и воспитание юношества. М.,2005.

82. Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы. М: ПСТГУ, 2006.

83. Митрополит Мефодий (Немцов). Научные публикации. Воронеж: Епархиальное изд-во, 2003. - 525с.

84. Митрополит Филарет. Пространный Христианский Катехизис. М.: Изд-во Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995.

85. Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М.: СП Интер-бук, 1991.-89с.

86. Можно ли отделить церковь от жизни? М.: Даниловский благовестник, 2002. - 64 с.

87. Молотков С. Практическая энциклопедия. Православие от А до Я. СПб.:Са-тисъ, 2003. с.479.

88. Мудрик А.В. Воспитание как социальный феномен// Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2006. №1.

89. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество, 2001.

90. Мудрик А.В. Психология и воспитание. М.: МПСИ, 2006. - 396с.

91. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. М.:МПСИ, 2006. - 432с.

92. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2004. - 304с.

93. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под. ред. В.А.Сластенина. 5-е изд.- М.: Академия, 2005. - 274с.

94. Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М.: Эксмо-пресс, 2001. - 569с.

95. Нестеровский Е. Литургика. Т.1., Изд. 3. М.,1909.

96. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия. // Педагогика. 1997, №3.

97. Никитский М.В. Малый город как фактор социализации учащихся. Дисс. канд. пед. наук. 13.00.01. М., 2002.

98. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. - 192с.

99. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978.

100. Новикова JI.И. Воспитание как научная категория // Воспитание как научная категория и феномен социальной практики. Владимир: ИУУ, 2001. - 114 с.

101. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании 25 марта 2003 года. М.: Изд.совет РПЦ, 2003. -38с.

102. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на епархиальном собрании 21 декабря 2005 года. М., 2006.

103. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 5 декабря 2006г. -М.: Издательский Совет РПЦ, 2007.

104. Овакимян Ю.О. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Аудиовизуальные информационные технологии и образование. М.: НОУ «Современный гуманитарный институт», 2003.

105. О воспитании детей в духе христианского благочестия. СПб., 1877.

106. О воспитании детей у древних христиан. СПб., 1846.

107. О духовничестве. Клин: Русь, 2001. - 64с.

108. Организация церковно-приходской школы. Сборник нормативных документов. Екатеринбург, 2006.

109. Осипов А.И. О некоторых принципах православного воспитания личности // Сб. пленарных докладов XIV Международных Рождественских образовательных чтений. М.: Просветитель, 2006. - 316с.

110. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие.). М.: Братство во имя св. Александра Невского. 1999. - 384 с.

111. Основные начала религиозно-нравственного воспитания. М., 1908.

112. Паршиков А.Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование. - М.: «Советский спорт», 2003.

113. Педагогика. Учеб.пособие для студентов пед.вузов и пед.колледжей. / Под ред. П.И.Пидкасистого. -М.: Российское педагогическое агентство, 1996-604с.

114. Пирогов Н.И. Избр. пед. сочинения. М.: АПН РСФСР, 1952. - 702 с.

115. Плешаков В.А. Методическое пособие по выполнению и оформлению научного исследования в области педагогики и психологии. Под.ред. Е.А. Лева-новой, Т.В. Пушкаревой, С.Б.Серяковой. -М.: МОСПИ-МПГУ, 2005.

116. Плохова М.Г. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХв.в. 3-е изд. М.:Сфера, 2006.

117. Подымова JI.C. Профессионально-личностное развитие специали-ста:акмеологический аспект//Акмеология, 2006, №1.

118. Поваров К.С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. М., 2006.

119. Поздняев М. «Господа, мы звери» // Новые Известия, №36, 1 марта 2007г.

120. Попов В.Б. 1001 упражнение для здоровья и физического развития. М.: Аст-Астрель, 2002.

121. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М.:Планета-2000, 2003. -52 с.

122. Правовые основы религиозной деятельности в России (сборник нормативных правовых актов). — М.:Уником, 2002.

123. Православие и школа на рубеже тысячелетий: опыт, проблемы, перспективы. -Минск, 2001.

124. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография /Сост. Д.Е.Самогаев. М.: Покров, 2003. - 304 с.

125. Православная семья.- Самара: Инфоконцерн, 2001,- 272 с.

126. Православная семья. СПб.:Сатисъ, Т1., 1996,- 512с.

127. Православное образование. Информационный вестник. Август, 2005г.

128. Путилин В.Д. Динамика образовательных целей как отражение динамики развития образования. М.: «МОСУ», 2000.

129. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 1996.

130. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Воронеж, 1994.

131. Райгородский Л.Д. Беседы о русских иконах. Спб.: Глагол, 1996. - 123с.

132. Рекомендации по организации учебного процесса в воскресных школах // Журнал Московской Патриархии, 1991, №5.

133. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии /Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. -М.: Аспект Пресс, 1996. 775 с.

134. Религия и право: российское и международное законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях: сборник нормативно-правовых актов. Санкт-Петербург: Невская Лавра, 2006. - 376с.

135. Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления. /Под ред. М.Н.Белогубова. М.:Планета-2000, 2003.- 304с.

136. Руководство к изучению устава богослужения православной церкви. М., 1994.

137. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. -М.: «Ось-89», 2006.

138. Святоотеческое наследие и воспитание юношества. М.,2005.

139. Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви (Москва, 13-16 августа 2000).- Нижний Новгород, 2001.-96с.

140. Сборник пленарных докладов XI Международных Рождественских Образовательных Чтений. М.:, 2003. - 384с.

141. Сборник пленарных докладов XII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2004.

142. Сборник пленарных докладов XIII Международных Рождественских образовательных чтений. -М.: Отд.РОиК РПЦ, 2005.

143. Семейная жизнь и православное воспитание: Из духовного наследия. М., 2006.

144. Сергеев А.О. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (на примере России и Германии). Дисс. канд.пед.наук. 13.00.01-М., 1998.

145. Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. М.: Дар, 2006. -575с.

146. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М.: ПСТГУ, 2006. - 274с.

147. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. Дисс. канд.пед.наук. 13.00.01 -М., 1995.

148. Склярова Т.В. Янушкявичене O.JI. Возрастная педагогика и психология. Уч.пособие. М.,2004.

149. Сластенин В.А. Педагогика: уч.пособие. 3-е изд. - М.:Академия, 2004. -576с.

150. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. М., 2002.

151. Сластенин В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя// Педагогическое образование и наука. -М.,2006, №2.

152. Сластенин В.А. Методологическая культура педагога-исследователя // Соискатель-педагог. М.,2008, №1.

153. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.Школа-пресс, 1995.-384с.

154. Словарь-справочник по теории воспитательных систем. М.: ИТОиП РАО, 2001. - 38с.

155. Советская историческая энциклопедия. Т.З. - М.,1963.

156. Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1981. 1600с.

157. Социальная деятельность православных приходов Москвы. Справочник. -М., 2005.

158. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. М.: Изд.группа ИНФРА.М-НОРМА, 1998. - 488с.

159. Социология: Краткий тематический словарь /Под.ред. Ю.Г.Волкова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 300с.

160. Справочник- путеводитель «Православный Интернет». М., 2004.

161. Степанова О.Н. Концепция маркетинга в сфере физической культуры и спорта //Маркетинг. М., 2005, №1.

162. Субботин К. Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. СПб.: Изд-во «Сатис», 1994.

163. Сурова JI.B. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. -Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2000. 397с.

164. Сурский И.К.Отец Иоанн Кронштадтский. М.,1994.

165. Сысоев Ю.В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры: Сегодня и в прошлом: Монография. М.: Изд-во Межд.фонда «Знамя Победы», 2005.

166. Торик А. Воцерковление. М.:Благовест, 2003. - 127с.

167. Тощенко Ж.П. Социология. Общий курс М.: Прометей, 1994. - 384с.

168. Ушинский К.Д. / Сост.С.Ф.Егоров. М.: Образование и бизнес, 1994. - 208с.

169. Ушинский К.Д. Избр. пед. сочинения /Сост. В .Я. Струминский. -М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1945. 567 с.

170. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. -М.,1990.

171. Фаддей (Успенский), священномученик. Записки по дидактике. Книга 2. -Тверь, 2003.

172. Феофан Затворник. Путь ко спасению. -М.: Репринт изд., 1899.

173. Феофан Затворник. Путь ко спасению: краткий очерк аскетики. М.,1988.

174. Феофан Затворник, святитель. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни.- М.,1883.

175. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? СПб., 1991

176. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914.

177. Фомина Е.В. Динамика сенсомоторных асимметрий под влиянием локального альфастимулирующего тренинга у спортсменов различной успешности/ Бюллетень сибирской медицины. 2005. Т.4 - С. 153-154.

178. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов М.: Наука, 1994. 256с.

179. Фромм Э. Сумерки богов. М.: Апрель-пресс, 1989. - 274с.

180. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь: Кн. для учителя. изд.2-е.-М.: Просвещение, 1985. - 240с.

181. Церковь, дети и современный мир. Спб.: Новый город, 1997. - 157с.

182. Чурсина Э.А. Воспитание как духовная традиция отечественной педагогики. Дисс. к.пед.н., Елец, 2001.

183. Чухина JI.A. Феноменологическая аксеология Шелера// Проблема ценностей в философии. -M.JL, 1966.

184. Шамова Т.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие.-М.: Академия, 2005.

185. Шамсутдинова И.Г. Научная статья в педагогике //Соискатель-педагог. М., 2008, №1.

186. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. -М.: Про-Пресс, 2001.

187. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Наука, 1969. - 214с.

188. Arthur С. Religion and the media. Oxford, 1993.

189. Miller, Randolf Crump, ed. Theologies of religious education. Birmingham, 1995.

190. Mueller, Peter. In der Mitte der Gemeinde: Kinder im Neuen Testament. -Neukirchen-Vluyn, 1992. S. 33-80.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.