Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходской школе России второй половины ХIХ в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чупахина, Наталья Леонидовна

  • Чупахина, Наталья Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 218
Чупахина, Наталья Леонидовна. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходской школе России второй половины ХIХ в.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1999. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чупахина, Наталья Леонидовна

Введение.

ГЛАВА I. Становление и развитие церковной православной педагогики в России и ее влияние на воспитание подрастающего поколения

I. 1. Церковная православная педагогика и вопросы воспитания подрастающего поколения.

I. 2. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в теории и практике церковно-приходских школ России ¡И XIX века.

ГЛАВА II. Пути и средства нравственного и эстетичес-| кого воспитания, их взаимосвязь в церковно-приходской школе второй половины XIX века

II. 1. Нравственное и эстетическое воспитание, их взаимосвязь в учебной деятельности церковно-приходской школы России второй половины XIX века.

II. 2. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания во внеучебной деятельности церковно-приходской школы России второй половины XIX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходской школе России второй половины ХIХ в.»

Гуманизация педагогического процесса в современной начальной школе России реализуется через гармоничное развитие детей в контексте национальных культурных ценностей. В связи с этим особую значимость приобретает нравственно-эстетическое формирование личности младшего школьника, которое в современной педагогике понимается как важный фактор не только становления личности в целом, но и развития всех сторон воспитания. В основу ^ процесса нравственно-эстетического развития школьников положены общечеловеческие этические и эстетические ценности, которые предполагают прежде всего осознание национальных духовных и культурных традиций, социально-значимых мотивов и смыслов жизни человека. В материалах коллегии Министерства образования РФ (№11/1 от 24. 09. 95 г.) в связи с этим отмечается, что духовные традиции народа выступают для подрастающего поколения как своего рода «защитный пояс», охраняющий ребенка от идей насилия, жестокости, национализма. Подобное переосмысление подходов к содержанию воспитания потребовало и соответствующих корректив в теории и практике учебно-воспитательной деятельности в начальной школе. В своем выступлении на VII Рождественских образовательных чтениях (Москва, 1999 год) министр общего и профессионального образования Российской Федерации В. М. Филиппов сформулировал основную цель современной школы следующим образом: «гуманизация, одухотворение подрастающих поколений, раскрытие подлинно человеческих способностей и качеств, приобщение к высшим духовно-нравственным качествам» (Воскресная школа.— 1999.—№7.— С. 4).

На Всероссийской конференции, проводимой Российской щ; Академией образования и Министерством общего и профессинальз ного образования в ноябре 1996 года в Москве, были намечены задачи начальной школы в области обучения и воспитания, подчеркивалась необходимость новых подходов к нравственному и эстетическому развитию детей младшего школьного возраста на основе интеграции культурного и образовательного пространств.

Вместе с тем, ученые единодушны в том, что современное состояние теории и практики воспитания учащихся младшего школьного возраста как важной составляющей гуманизации всей образовательной системы не отвечает в должной мере задачам Ф современной начальной школы. Это связано с коренными изменениями во всей системе воспитания, вызванными не только конкретными социально-экономическими, политическими, культурными факторами, но и фундаментальными общецивилизаци-онными тенденциями развития человеческого общества. В настоящее время идет творческий поиск обоснования стратегии развития отечественной теории и практики воспитания подрастающего поколения. Выработка правильного методологического подхода к решению актуальных проблем воспитания детей в контексте общечеловеческих ценностей Истины, Добра и Красоты во многом зависит от понимания сущности культуры, в том числе и религиозной ее составляющей, осмысление ее нравственного и эстетического потенциала (В. А. Разумный). В светской культуре признается взаимосвязь этического и эстетического постольку, поскольку они относятся к духовным ценностям и являются необходимыми составляющими духовной компетенции человека, которая отражает общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности и включает опыт порождения смыслов культурно-исторического наследия различных эпох (В. В. Знаков, Д. А. Леонтьев, В. Д. Шадриков). В православном религиозном мировоззрении этический и эстетический ас

11 I ][I пекты бытия человека рассматриваются синкретично: все то, что нравственно и богоугодно, праведно, является прекрасным; Добро и Красота в божественной истине выступают как единое целое. Это положение легло в основу православного представления о целостности воспитания и о человеческой гармонии.

В течении многовековой воспитательной деятельности христианская церковь накопила значительный педагогический опыт в теории и практике нравственно-эстетического воспитания подрастающих поколений на основе целостного подхода, успешно внедряя в практику классные, внеклассные и внешкольные формы гармоничного развития личности ребенка. Поэтому обращение к историческому прошлому отечественной педагогики, осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с определенными критериальными поправками на время проявляются сегодня в качестве одной из ведущих тенденций в развитии теории и практики воспитания и обучения. В исследованиях современных психологов А. Г. Асмолова, А. А. Бо далева, Л. И. Божович, Б. С. Братуся, В. В. Знакова, Е. В. Суббот-ского рассматриваются проблемы развития нравственного сознания, нравственных качеств личности школьников, формирования ценностных ориентаций в обучении и воспитании в широком культурном контексте. Преемственность и место в современном содержании образования духовных традиций православия обосновываются в работах Д.С.Лихачева, Л. В. Квятковского, А. С. Спиркина, М. Г. Тайчинова, Г. Н. Филонова, С. В. Черепковой. Проблемы взаимодействия Церкви и современных институтов воспитания рассмотрены в работах Б. Т. Лихачева, А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова. Особенности русской духовной культуры, отра

Л жение в ней проблемы взаимосвязи нравственного и эстетического аспектов в историко-педагогическом контексте рассматривались С. С. Аверинцевым, С. Д. Бабишиным, Л. С. Геллерштейном, А. Я. Гуревич, Г. Б. Корнетовым, О. Е. Кошелевой. Параллельно с теоретической разработкой проблемы содержания воспитания школьников, соотношения и взаимосвязи в нем духовных ценностей русской культуры, в практику начальной школы и воскресной церковной вводились модели нравственного и эстетического развития личности младшего школьника.

Следует отметить, что включение знаний основ религиозной культуры и национальных религиозных традиций в процесс воспитания и обучения подрастающего поколения конституционально закреплено правами граждан и нормами международного права, подчеркивающими право ребенка на свободу мысли, совести и религии. В настоящее время освоение детьми религии осуществляется по двум направлениям: в учебно-воспитательном процессе светской школы на основе культурологического подхода и непосредственно религиозного воспитания и обучения в воскресно-приходских школах, открываемых церковью. В последнее десятилетие для светской начальной школы были разработаны и утверждены Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации программы эстетического и нравственного развития детей младшего школьного возраста на основе духовных ценностей русской православной культуры.

Однако по своему содержанию эти программы охватывают лишь одну сторону воспитания: эстетическую или нравственную, не рассматривая эти два важнейших аспекта человеческого бытия в их взаимосвязи, что было характерно для русской православной культуры и нашло отражение в целостном учебно-воспитательном процессе отечественной церковной школы.

В современных воскресно-приходских школах взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания детей младшего школьного возраста осуществляется в рамках развития эстетических представлений детей, отражающих красоту христианского нравственного идеала, также на уроках церковного пения, а в некоторых школах — живописи и рукоделия. Однако как показывает опыт воскресно-приходских церковных школ, который с 1994 года ежегодно обобщается на Международных Образовательных Рождественских чтениях (г. Москва), в условиях учебно-воспитательного процесса конфессиональных образовательных учреждений отсутствует целостный подход к духовному развитию ребенка, учитывающий взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью внедрения в практику школ различного типа новых подходов к воспитанию детей младшего школьного возраста, основанных на взаимосвязи духовных ценностей русской православной культуры и теоретической и практической неразработанностью проблемы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания ребенка в условиях целостного учебно-воспитательного процесса начальной школы.

Между тем в церковно-приходских школах дореволюционной России воспитание и обучение детей младшего школьного возраста осуществлялось на основе взаимосвязи нравственного и эстетического развития личности таким образом, чтобы сумма знаний и умений, полученных в процессе образования была уравновешена и соответствовала духовно-нравственному потенциалу, приобретенному в процессе воспитания как на внеклассных мероприятиях, так и в ходе учебной работы на уроках религиозного и эстетического циклов: Закона Божия, церковного пения и чтения.

Однако в современной отечественной историко-педагогачес-кой науке воспитательная практика церковно-приходской школы России исследуемого периода, в том числе и актуальная проблема взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания детей, недостаточно изучена. Труды дореволюционных педагогов (А. А. Ана-стасиева, П. Ф. Каптерева, С. И. Миропольского, С. А. Рачинского, священников-законоучителей И. Ампелонского, И. Кронштадтского, Д. Тихомирова) позволяют получить лишь общее представление о деятельности церковно-приходских школ России второй половины XIX века, не касаясь таких существенных сторон учебно-воспитательного процесса, как взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания, особенностей учебной и внеклассной деятельности учащихся.

Советские историки педагогики, справедливо критикуя церков-но-приходскую школу за ряд существенных недостатков, в то же время в соответствии с идеологическими установками государства не рассматривали положительные стороны учебно-воспитательной деятельности этого распространенного в дореволюционной России учебного заведения. В частности, в своем фундаментальном труде «Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917)» А. В. Ососков указывает, что на предметы нравственно-эстетических дисциплин в церковно-приходской школе России исследуемого периода отводилось около 45% учебного времени, но не дает анализа и оценки этого педагогического явления, не рассматривает его более подробно. В книге «Очерки по истории начального образования в России» Н. А. Константинов положительно оценивает лишь педагогическую практику отечественных церковных школ в XVIII веке, деятельность в области нравственно-эстетического воспитания представителей духовенства Дмитрия Ростовского и Ионы Новгородского.

Более объективно и разносторонне освещены некоторые стороны деятельности церковно-приходских школ России в трудах современных ученых А. Н. Джуринского, Д. И. Латыниной, И. А. Соловкова, в диссертационных исследованиях Н. М. Белых («Особенности обучения и воспитания в церковно-приходской школе России второй половины XIX века».— М., 1988) и Т. В. Скляровой («Традиции и современное состояние православного воспитания в России».— М., 1985).

Имеющие значительный теоретический и практический интерес, эти работы тем не менее не ставят своей целью изучение и анализ практических подходов к нравственному и тесно связанному с ним эстетическому воспитанию детей, основных форм и методов педагогической деятельности в этом ' актуальном направлении. Таким образом, в силу ряда обстоятельств педагогический опыт церковно-приходских школ России второй половины XIX века в разработке проблемы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста остался неисследованным.

Возникает противоречие между необходимостью использования лучшего опыта дореволюционной отечественной педагогики, в том числе и православной, в области воспитания подрастающего поколения в контексте общечеловеческих и национальных культурных ценностей и теоретической и практической неразработанностью исследуемой проблемы в современной историко-педагоги-ческой науке.

Изложенные выше обстоятельства обусловили выбор темы кандидатской диссертации — «Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходской школе России второй половины XIX века».

Несоответствие между сопряженным с реформированием отечественной системы образования и воспитания детей поиском эффективных педагогических технологий нравственно-эстетического развития личности младшего школьника в контексте русских культурных традиций и уровнем теоретической разработанности этого направления позволяет определить проблему нашего исследования — каковы условия и пути осуществления взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста в церковно-приходской школе в России второй половины XIX века?

Решение этой проблемы представляет собой цель исследования.

Объектом исследования является система педагогической деятельности церковно-приходской школы по осуществлению взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста в России второй половины XIX века.

Предмет исследования — пути и условия осуществления взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе церковно-приходской школы России второй половины XIX века.

Задачи исследования.

1. Изучить и проанализировать опубликованные и неопубликованные материалы православной педагогики с точки зрения отраженных в них вопросов формирования личности младшего школьника и место в этом процессе взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания.

2. На основе архивных материалов гг. Белгорода, Волгограда, Москвы, Орла, Санкт-Петербурга, государственного музея-заповедника И. С. Тургенева в Спасском-Лутовиново, опубликованных работ, учебно-воспитательной деятельности авторских школ (С. А. Рачинского, Н. Н. Неплюева) показать, как на практике решался вопрос взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания младших школьников в контексте православной педагогики.

3. Воссоздать целостную картину осуществления взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания как в теории православной педагогики, так и в практике церковно-приходских школ России второй половины XIX века.

4. Разработать методические рекомендации учителям младших классов по осуществлению нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы в контексте духовных ценностей русской православной культуры на основе культурологического подхода.

Методологическую основу исследования составляют положения современной науки о диалогическом отношении к культурному наследию прошлого, о неразрывном единстве человека и общества, учении о целостном подходе к нравственно-эстетическому воспитанию, рассмотрение педагогических явлений в социокультурном контексте.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: историко-логический анализ и систематизация архивных материалов г. Москвы (Российский государственный исторический архив, Центральный государственный архив древних актов, Отдел рукописей и древних книг Российской государственной библиотеки), Рукописного отдела библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург), периферийных архивов центральных регионов России (Государственные архивы Белгородской, Волгоградской и Орловской областей), государственного музея-заповедника И. С. Тургенева в Спасском-Лутови-ново, материалов периодической печати исследуемого периода («Народное образование», «Орловские епархиальные ведомости», «Таврические епархиальные ведомости», «Тобольские епархиальные ведомости», «Учитель», «Церковно-приходская школа»), сравнительный анализ историко-педагогических источников (литературных, архивных, мемуарных), классификация и теоретическое обобщение фактов, метод исторического моделирования, предполагающий реконструкцию педагогических явлений на основе сохранившейся учебной документации и других историко-педаго-гических материалов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1996-1997 гг.) был сделан анализ литературы по проблеме исследования, изучен ряд архивных материалов, литературных и мемуарных источников, сформулированы задачи исследования.

На втором этапе (1997-1998 гг.) было проведено изучение опыта церковно-приходских школ России во второй половине XIX века по осуществлению взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.

На третьем этапе (1998-1999 гг.) сделаны теоретические выводы, подготовлены методические рекомендации для учителей начальной школы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в контексте духовных ценностей русской православной культуры на основе культурологического подхода, завершено литературное оформление диссертации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Концептуальный подход православной педагогики к духовному развитию ребенка предполагал взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в контексте религиозных христианских ценностей на основе интеграции культурного и образовательного пространств (храма и школы в приходе).

2. Во второй половине XIX века в России в условиях церковноприходской школы нравственно-эстетическое воспитание младшего школьника осуществлялось на основе целостного подхода, использовались продуктивные формы и методы работы, исходя из потребностей государства, общества и, в какой-то мере, ребенка.

3. Нравственно-эстетическое развитие личности младшего школьника в церковно-приходской школе России второй половины XIX века осуществлялось как в учебном процессе, так и во внеклассной и внешкольной работе через включение ребенка в активную добротворческую деятельность.

4. Знание, понимание и анализ теории и практического опыта церковно-приходских школ России в исследуемый период имеют важное значение для современного этапа формирования новой образовательно-воспитательной системы в России.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в следующем.

1. Представлена целостная картина педагогической деятельности церковно-приходских школ России второй половины XIX века по нравственно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

2. Выявлены и охарактеризованы продуктивные формы и методы педагогической работы с детьми, предполагающие эффективное воздействие на развитие личности младшего школьника.

3. Проанализировано практическое применение основных теоретических положений православной педагогики о взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания детей в учебной и внеклассной работе церковно-приходских школ в исследуемый период.

4. Изучено и обобщено методическое обеспечение нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста, охарактеризована его значимость для успешного осуществления взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания в церковноприходской школе России исследуемого периода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования органи зации процесса нравственного и эстетического воспитания младшего школьника в их взаимосвязи в современной начальной школе. Они могут найти применение при изучении общих курсов педагогики и истории педагогики в ВУЗах, ИПК, при подготовке учебных пособий, при разработке семинаров и спецкурсов. Результаты исследования в определенной мере обогащают историко-педагогическую науку новыми именами, фактами, идеями, раскрывают положительные стороны и недостатки распространенного в дореволюционной России образовательного учреждения — церковно-приходской школы, позволяют получить более широкое представление о таком педагогическом явлении, как взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в контексте русской национальной культуры. На основе опыта церковно-приходс-ких школ в нравственно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста разработаны рекомендации для учителей начальной школы, основанные на культурологическом подходе «Духовно-нравственный мир Библии».

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается научной методологией, совокупностью методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, привлечением широкого круга оригинальных источников, нормативных документов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международной научно-методической конференции «Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе» (г. Тула, 1997 г.), на научно-практической конференции «Духовно-нравственные и правовые аспекты воспитания молодежи» (г. Орёл, 1997 г.). Материалы исследования использовались при разработке курсов «Культурно-воспитательная деятельность с семьей и подростком» и «История социальной работы в России и за рубежом», которые читаются в Орловском государственном институте искусств и культуры, при подготовке методических рекомендаций для учителей начальной школы, в ходе проведения религиоведческих семинаров в Орловском областном институте усовершенствования учителей, в ежемесячном церковно-методическом издании «Орловские епархиальные ведомости», при проведении городских детских Пасхальных недель (1995-1999 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чупахина, Наталья Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характерной особенностью православной педагогики на Руси является рассмотрение эстетического воспитания в теснейшей взаимосвязи с нравственным становлением человека.

Педагогические идеи христианства, перешедшие из Византии в Россию, обусловили образовательно-воспитательную цель русского народа, которая с большими или меньшими изменениями сохранилась до настоящего времени (в практике воскресно-приход- ■ % ских школ) — воссоздание в ребенка Образа Божия, что предполагало гармоничное духовное совершенствование всех сторон личности человека. Основная педагогическая идея христианского вероучения — духовный рост личности — реализовывалась в многочисленных формах школьной церковной практики.

Являясь целостной религиозной системой, христианство рассматривало этические и эстетические аспекты человеческого бытия синкретично, в тесной взаимосвязи, что нашло отражение во всей ^ христианской культуре, в том числе в искусстве и педагогике.

Церковное искусство дидактично, все в нем было направлено на религиозно-нравственное совершенствование человека, его духовное возрастание. Храм являлся своего рода «синтезом искусств», где музыка, иконопись, архитектура и даже элементы театрализации создавали особую эмоционально-образную обстановку, способствующую углубленному восприятию нравственно-религиозных истин мирянами. С другой стороны, храм выступал и школой нравственности, позднее этой цели стала служить церковная школа. Таким образом, воспитание и обучение юных христиан осуществлялось в едином культурно-образовательном простран-. стве «школа-храм», где нравственные богословские истины, полученные на уроке, подкреплялись глубоким этико-эстетическим воздействием религиозного искусства в храме, которое освещало те же библейские события и основы вероучения, но уже иными, художественными средствами.

Такая существенная черта христианства, как синкретичность, нашла свое отражение и в практике церковной школы, где системообг разующим фактором в учебно-воспитательном процессе выступала идея о богоугодном, праведном христианском образе жизни, который рассматривался православной церковью как главное условие духовного роста личности. Это предопределило и содержательное наполнение процесса обучения и воспитания школьника, и специфические формы организации классной и внеклассной работы.

Христианский образ жизни как категория педагогическая ■ требовал развития всех духовных сторон личности, куда входили: высокая религиозная нравственность, подкрепленная деятельной любовью к Богу и ближним, определенное эстетическое развитие христианина, необходимое для активного участия в богослужении (церковное пение и чтение). В связи с этим в учебный план церковной школы традиционно включались в качестве обязательных предметы нравственного и эстетического циклов — Закон Божий, церковное пение и чтение.

Активное, деятельное участие ребенка в богослужении предполагало организацию определенной внеучебной деятельности: самостоятельное чтение духовно-нравственной религиозной литературы, репетиции церковного хора, участие в литургической жизни Церкви в будни и праздники, паломничества к святым местам. Таким образом, церковная школа отличалась и многообразием форм организации учебного-воспитательного процесса, включающего внеклассную деятельность, и особым содержанием обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

Первоначальные школы на Руси устраивались по образцу византийских и вплоть до XVIII века большинство из них являлись церковными, в большей или меньшей степени сохраняя в своей основе древнюю христианскую культурную традицию. Постепенно и порой противоречиво развиваются организационные формы церковной школы, ее нормативно-правовая и методическая база. На этом фоне становятся все более очевидными недостатки и слабые стороны конфессиональных учебных заведений.: недоверие ко всему новому, прогрессивному, догматизм, почти полное отсутствие или нехватка профессиональных педагогических кадров, отказ от использования в учебно-воспитательном процессе нравственного и эстетического потенциала народной и светской культуры.

Начиная с XVIII века церковная школа как социальный институт пришла практически в упадок, функционировала в основном лишь в крестьянской и мещанской среде в виде «школ-дьяковок», отличающихся низким качеством обучения и воспитания. Светская начальная школа в этот период также не получила широкого распространения, что привело к падению грамотности-, значительному снижению культурного уровня народа.

Однако XIX век, особенно его вторая половина, отмеченные яркими социально-экономическими и культурными преобразованиями в российском обществе, потребовали новых подходов к народному образованию, выдвижения прогрессивных гуманистических целей воспитания и обучения. Основной педагогической идеей исследуемого периода выступало положение о всестороннем, гармоничном развитии личности ребенка, в связи с чем остро встал вопрос о взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся в начальной народной школе. Этот социокультурный феномен обусловил вновь возросший интерес к церковно-приход-ской школе, само содержание и формы которой предполагали осуществление взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся в рамках учебной и внеклассной деятельности. " Обращение известных русских философов, педагогов, общественных деятелей, представителей науки и культуры к православию, его культурным и духовным ценностям позволило значительно обогатить педагогическую теорию и практику новыми подходами к народному образованию, расширить содержание обучения и воспитания в начальных народных школах, внедрить педагогически целесообразные формы воспитательной работы, основанные на % тесной взаимосвязи нравственного и эстетического развития личности младшего школьника. В своих научных трудах А. А. Анастасиев, И. В. Киреевский,П. Н. Модзалевский, С. А. Рачинский, К. Д.Ушин-ский, А. С. Хомяков раскрывали педагогическую сущность правосла-. вия, анализировали достоинства и слабые стороны церковной школы, выделяли то положительное, что привнесло христианство в русскую национальную культуру, в частности, синкретичное рассмотрение категорий нравственного и эстетического. ^ С другой стороны, их теоретические и практические искания . значительно обогатили православную педагогическую традицию, церковную школу новыми научными и методическими разработками, прогресивными подходами к обучению и воспитанию ребенка. Ярким примером этого социокультурного феномена является теоретическая и практическая деятельность профессора-педагога С. А. Рачинского, который организовал в селе Татево Смоленской губернии начальную народную школу, основанную на началах Православия. Наряду с религиозным воспитанием, эта авторская школа осуществляла эффективное нравственно-эстетическое развитие личности младшего школьника с использованием как тради-' ционных церковных методов воспитания и обучения, таге и прогрес-* „ сивных развивающих технологии, элементов светской культуры.

Заслугой С. А. Рачинского в разработке проблемы нравственно-эстетического воспитания ребенка в условиях начальной школы ■ является и тот факт, что он теоретически и практически доказал необходимость ознакомления учащихся младших классов с религиозным искусством с тем, чтобы они впоследствии глубже восприняли и мировую художественную культуру, ее нравственный потенциал. Важнейшими средствами нравственно-эстетического воспитания младших школьников в практике С. А. Рачинского выступали: христианское нравственное учение, православные праз-* дники, духовная назидательная и художественная литература,. литургические действа, детские паломничества, труд, природа. Сельская школа профессора-педагога получила широкую известность в России и за рубежом. Постепенно опыт С. А. Рачинского стал использоваться духовенством, которое, несмотря на рекомендации обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, все же не спешило вводить прогрессивные элементы в практику церковных школ. т Однако наряду с недостатками практической деятельности, методическая мысль священников-законоучителей во второй половине XIX века развивается достаточно интенсивно. Появлялись новые усовершенствованные учебные пособия, дидактические материалы, внедрялись более прогрессивные методы обучения и воспитания. В разработке проблемы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания младшего школьника в условиях церков7 но-приходской школы наметились тенденции к использованию высоконравственных элементов светского искусства: музыки, живописи, поэзии и прозы, В учебно-воспитательный процесс постепенно начали вводиться формы работы развивающего характера, содействующие развитию у ребенка творческих качеств, самостоятельности, активности. Обогащение теории и практики православного образования детей, обращенность российского общества к духовному потенциалу отечественной православной культуры явились социально-значимой предпосылкой для возрождения церков-но-приходской школы, которая 13 августа 1884 года получила официальный статус.

Учебно-воспитательный процесс церковно-приходской школы по своим формам и содержанию представляет значительный интерес в культурном и собственно педагогическом отношении, Особое содержательное наполнение, включающее в число основных предметы нравственого и эстетического циклов: Закона Божия, церковного пения и чтения, а также специфические конфессиональные формы и методы обучения и воспитания, связанные с участием детей младшего школьного возраста в литургической жизни церкви, представляют значительный интерес в разработке проблемы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания ' учащихся начальной школы.

В учебном процессе эта взаимосвязь осуществлялась на занятиях по Закону Божию, где ребенок постигал не только религиозную нравственность, но и учился ощущать и ценить ее красоту, эстетику христианского нравственного деяния на материале высокохудожественного религиозного искусства: иконописи, церковных песнопений, образцов древнего риторического искусства. Следует отметить, что к числу основных требований к учебникам Закона Божия относилось их художественное оформление, которое должно было и нравственно, и эстетически отвечать духовным ценностям христианской религии.

В тесной связи с Законом Божиим находилось и церковное пение, которое позволяло ребенку проникнуть в мир древнего религиозного искусства, развивало его эмоционально и художественно. Анализ организации учебного процеса в церковно-приходской школе России второй половины XIX века позволяет выявить существенные черты и особенности педагогической деятельности этого типа образовательного учреждения, в частности, в осуществлении взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания младшего школьника.

В процессе нравственно-эстетического воспитания формы воспитательной работы функционировали в тесном взаимодействии и обеспечивали достижение единой цели — воспитание ребёнка в духе христианских нравственных ценностей. При этом каждая из форм нравственно-эстетического воспитания представляла собой единство общего, частного и единичного.

Общее обусловливалось тем, что все формы воспитательной работы были направлены на решение целей и задач христианского воспитания. Общность условий и цели определила и общность различных форм воспитательной работы: все они строились на основе идеи любви к Богу и ближнему, признания творческого назначения человека как соработника Бога в нравственно-эстетическом преобразовании мира.

Особенное состояло в том, что те или иные формы нравственно-эстетического воспитания, как правило, осуществлялись пре-имуществено в определённой сфере жизнедеятельности школьника (школа, храм, церковный приход).

Специфическое, единичное в организации и осуществлении нравственно-эстетического воспитания выражалось в разнообразии форм и содержания учебной и внеклассной деятельности школьника, а также определялось личностью самого учителя, уровнем его профессиональной и духовной культуры. Результативность нравственно-эстетического воспитания зависела от ряда факторов: типа церковно-приходской школы (школа грамоты, одно- или двухклассная школа), её географического расположения относительно культурных центров России, согласованности в действиях в области народного просвещения между духовенством ' и земством.

Данные проведенного нами исследования позволили представить основные формы и методы, выделить педагогические условия осуществления взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания младшего школьника в церковно-приходской школе России второй половины XIX века, что позволяет определить некоторые ориентиры в решении таких актуальных проблем современной школы, как духовное развитие и совершенствование ребенка, лично-стно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, включение школьников в «диалог культур», взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в православной педагогике рассматривалась как необходимое условие духовного совершенствования человека и была обусловлена философско-антропологическим феноменом синкретичности категорий Истины, Добра и Красоты в христианской культуре. В реализации взаимосвязи нравственного и эстетического воспита-. ния в основном был задействован ценностно-ориентационный вид связей, необходимый для формирования мировоззрения и оценочных умений учащихся.

2. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста в церковно-приходской школе России второй половины XIX века отражалась единством содержательной и процессуальной сторон обучения и воспитания. В содержательной стороне связи между нравственным и эстетическим воспитанием прослеживались в целеполагании и педагогическом идеале, ценностных установках. В процессуальном аспекте осуществлялись связи между предметами нравственного (Закон Божий) и эстетического (церковное пение и церковно-славянский язык) циклов, между учебной и внеучебной деятельностью, между теоретическим и практическим обучением.

3. Основными способами решения проблемы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания в содержании образования в церковно-приходской школе России второй половины XIX века являлись: координация предметных связей, согласованность и преемственность учебных программ предметов нравственного и эстетического циклов (Закона Божия, церковно-славянского языка, церковного пения), интеграция учебного и воспитательного материала вокруг общих идей и объектов религиозного познания. Во внеклассной деятельности взаимосвязь нравственного и эстетического циклов была обусловлена понятием о христианском образе' жизни, предполагающем развитие всех духовных сторон личности человека, и реализовывалась в разнообразных формах (паломнические походы, участие в церковных богослужениях, народные, в том числе, и детские чтения, православные праздники), которые носили не только религиозный, но и нравственно-эстетический характер, мотивировали детей к активной добротворческой деятельности.

4. Эффективное осуществление взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста возможно при создании единого культурно-образовательного пространства, где учреждения образования и культуры имеют единые цели и задачи, сводящиеся к воспитанию подрастающего поколения в контексте определенных духовных ценностей (конфессиональных, гуманистических, гражданских'и т. п.).

Отмечая много положительного в постановке и разработке проблемы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста в церковно-приходской школе России во второй половине XIX и в начале XX века, нельзя не отметить и ряд недостатков в ее решении.

Несмотря на активизацию научной и методической мысли в православной педагогике теоретически вопрос о взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания младшего школьника практически не рассматривался. Несмотря на то что многие церковно-приходские школы представили богатейший практический опыт деятельности в этом направлении, он не подвергся научному осмыслению. Отрицательно сказывался на постановке нравственно-эстетического воспитания младших школьников и довольно низкий материальный уровень этих образовательных учреждений, особенно одноклассных и школ грамоты, а также сопряженный с этим явлением недостаток профессионально подготовленных кадров.

Однако следует отметить, что в контексте нашего исследо- • вания осмысление деятельности церковно-приходской школы России во второй половине XIX века и особенно в начале XX столетия представляет несомненный интерес и позволяет определить некоторые ориентиры в решении таких актуальных проблем современной начальной школы, как духовное развитие и совершенствование личности ребенка, личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся младших классов, включение младшего школьника в «диалог культур», взаимосвязь . нравственного и эстетического воспитания детей, установление широких межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чупахина, Наталья Леонидовна, 1999 год

1. Агафодор, еп. Ставропольский. Наставление в Законе Божием.— СПб, Синодальная тип., 1908.— 198 с.

2. Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительской литературе древней Руси // ТОДРЛ АН СССР.— Л., 1972.—Т. XXVII.—С. 3-68.

3. Алдошина М. И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1997.— 19 с.

4. Анастасиев А. А. Религиозно-нравственное воспитание вначальной школе. Из бесед с учащими в начальных народных училищах лицами. Изд. 2-е.— СПб., 1907.— 64 с.

5. Андреев И. Отношение педагогической деятельности к пастырской. (Попытка принципиального освещения вопроса).— Выд. из №№19, 20, 21, 22, 23 Таврических епархиальных ведомостей.—1898.—52 с. .

6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУПвв.—М., 1985.— 367 с.

7. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т.— М., 1994.—Т. I.— 400 е.— Т. 2.— 352 с.

8. Архангельский А. С. Творения отцов церкви в древнерус- • ской письменности.— Казань, 1889-1890.— Ч. 1-1V.— 549 с.

9. Бабишин С. Д. «Поучение детям» Владимира Мономаха и его историко-педагогическое значение // Советская педагогика.— 1974.— №9.— С. 119-124.

10. Бабишин С. Д. Источники о школе и распространении грамотности в Древней Руси//Советская педагогика.— 1983.— №8.—С. 98-115.

11. И. Б(езюкин) Ф. Из воспоминаний о селе Спасском-Лутовинове * и И. С. Тургеневе // Русский Вестник.— 1885.— №1 — С. 338-373.

12. Беляев И. Д. Наказные списки Соборного уложения 1551 г.— М., 1863.— 367 с.

13. Беседы по Закону Божию и церковно-славянскому языку// Томские епархиальные ведомости.— 1899.— № 24.— С. 5-11.

14. Бим-Бад Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России // Советская педагогика.— 1990.— № 9.— С. 102-109.

15. Богатиков Н. Сборник статей по вопросам школы, воспитания и церковно-религиозной жизни. В 3-х кн. Кн. 3. Народная школа.— Киев, 1891.— 394 с.

16. Бойцова М. Е. Методическое наследство В. И. Водовозоваи В. Я. Стоюнина и его значение для нравственно-эстетического воспитания в современной восьмилетней школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук.— JL, 1965.— 22 с.

17. Братусь Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии.— 1993.— №1.— С. 6-13.

18. Братусь Б. С. Психология нравственного сознания в контек-щ сте культуры.— М.: Менеджер — Роспедагенство, 1994.— 60 с.

19. Брояковский С., свящ. Спутник пастыря: Вып. II: Сборник статей и заметок по вопросам о народном образовании.— Киев: Тип. К. Ш. Круглянского, 1904.— 111 с.

20. Буш В. В. Памятники старинного русского воспитания: К истории древнерусской письменности и культуры.— Пг., 1918.—118 с.

21. Ванчаков А. М. Краткий историко-статистический обзор развития церковной школы с 1884 года до настоящего времени (1884-1909 гг.).— СПб., 1909.— 32 с.

22. Введение христианства на Руси.— М., 1987.— 302 с.

23. Виноградова Н. Ф. Начальная школа сегодня: успехи ил»трудности. Обсуждаем итоги росийского совещания по начальнойшколе//Начальная школа.— 1997.— №4.— С. 11-15.

24. Владиславлев В. прот. Уроки по классу христианской педагогики.— М.: Салаевы, 1875.

25. Вопросы Кирика, Саввы и Ильи с ответами Нифонта, епископа новгородского//РИБ. Т. VI.— СПб., 1908.— С. 21-51.

26. Вопросы православной педагогики / Под общей ред. А. Владимирова.— М., 1992.— 77 с.

27. Воронин П. П., Кузьмин А. Г. Духовная культура Древней Руси//Вопросы истории.— 1972.— №9.— С. 111-132.

28. Геллерштейн Л. С., Кошелева О. Е. Педагогика в контекстедревнерусской культуры//Советская педагогика.— 1983.— №8.— С. 94-101.

29. Государственный архив Волгоградской области. Ф. 23. Он. 5. Ед. хр.7. Л. 103.30, Государственный архив Волгоградской области. Ф.И.— 110. Оп.2. Д. 6. Л.1-4; Ф.И.— 110. Оп.1. Д. 6. Л.14, 117-118 об; Оп. 2. Д. 16. Лл. 15, 135.

30. Государственный архив Орловской области. Ф. 925. Д. 636.

31. Оп. 2. Л. 1; Ф. 925. Д. 689. Оп.З. Лл. 1-17.

32. Государственный музей Тургенева. Ф. 123. С. 35.

33. Государственный музей-заповедник И. С. Тургенева в Спас-ском-Лутовиново. ОФ. 928. Л. 1.

34. Громачевский А. О религиозно-нравственном воспитании, применительно к современным потребностям общества.— СПб., 1869.— 253 с.

35. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры.— М., 1981.— 359 с.

36. Демков М. И. История русской педагогии.— М., 1913.— 302 с.

37. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном * мире.—М., 1999.—200 с.

38. Духовно-нравственная педагогика или советы родителям и ■ наставникам как воспитывать в детях нравственность и благочестие/Сост. иером. А.— М.: Тип. Ефимова, 1902.— 95 с.

39. Духовные посевы / Сост. Дьяченко Г., прот.— Таганрог, «Скит», 1890.— 384 с.

40. Дьяченко Г. Уроки и примеры христианской надежды.— М.: Тип. Потапова, 1894.— 631 с.

41. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке.— М.: Педагогика, 1990.— 168 с.

42. За четверть века. К истории церковно-приходских школ Московской епархии.— М.: Синод, тип., 1910.— 544 с.

43. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли.— Д., 1978.— 108 с.

44. Зеньковский В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии.— М., 1993.— 172 с.

45. Знаков В. В. Категрии правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии— 1994.— № 2.— С. 9-17.

46. Иванов Ю. А Чему и как учили в Шуйском духовном училище//Начальная школа.— 1996.— № 5.— С. 50-52.48. «Изборник». Сборник произведений литературы Древней Руси / Сост. J1. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев.— М.: Художественная литература, 1969.— 793 с.

47. История воспитания и образования в России XVIII века: Хрестоматия / Сост. Д. И. Латышина.— Ч. 2— М., 1992.— 136 с.

48. История педагогики / Пискунов А. И., Кларин В. М., Джуринский А. Н. и др.: Учебное пособие для педагогических университетов.— Ч. I.— М., 1995.— 231 с.

49. История педагогики / Под ред. М. Ф. Шабаевой.— 1981.— 367 с.

50. Италинский А. Из жизни церковно-приходской школы.— М.: Синод, тип., 1906.— 80 с.

51. Италинский А. Церковно-славянский язык в народной школе. Методический очерк.— М.: Тип. Сытина, 1909.— 67 с.

52. Калачинский П. Сельский пастырь, как законоучитель церковно-приходской школы и заведующий ее: Дидактические советы и практические замечания.— Киев, 1902.— 63 с.

53. Каптерев П. Ф. История русской педагогии.— Пг., 1915.— 746 с.

54. К. Д. Ушинский: наука и искусство воспитания / Сост. С. Ф. Егоров.— М.: Образование и бизнес, 1994.— 208 с.

55. Клибанов А. И. Написание о грамоте // Проблемы религии % и атеизма. Вып. III.— М., 1955.— С. 352-379.

56. Ключевский В. О. Два воспитания // Школьный педагогический сборник.— Вып. VI— 1893.— С. 630-635.

57. Ключевский В. О. Древнерусские Жития Святых 'как исторический источник.— М., 1988.— 387 с.

58. Козубовский С., свящ. Церковь, школа и жизнь: Сборник статей по вопросам церковно-школьной жизни.— Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1908.— 172 с.

59. Кон И. С. Ребенок и общество.— М., 1988.— 270 с.

60. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология.— М., 1969.— 311 с.

61. Копанев А. М. Крестьянство Русского Севера в XVI в.—1. Л., 1976.— 212 с.

62. Коренев И. В. Школьное паломничество // Орловские епархиальные ведомости.— 1903.— №26.— С. 544-546.

63. Корнетов Г. Б. Проблема базисных педагогических традиций великих цивилизаций // Свободное воспитание.— Вып. 2— М., 1993.— С. 56-59.

64. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса: Теоретико-методологические аспекты // Свободное воспитание.— Вып. I.— М., 1992.— С. 45-55.

65. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления.—М., 1992.— 103 с.

66. Корсунский И. Государственное значение церковноприходской школы.— М., 1888.— 90 с.

67. Кошелева О. Е. Заметки об историко-педагогическом исследовании//Советская педагогика.— 1991.— №6.— С. 85-90.

68. Крыжановский Е. М. О постановке церковно-славянского . языка в церковно-приходских школах // Церковно-приходская школа.— 1890.— Т. 1— Кн. 5.— С. 263-275.

69. Кузин М. В. Первоначальные уроки по церковнославянсг кому языку.— Харьков, 1854.— 187 с.

70. Лавровский Н. О древне-русских училищах: Рассуждение, представленное в историко-филологический факультет Импер. Харьковского Ун-та для получения степени доктора славяно-русской'филологии.— Харьков, 1854.— 187 с.

71. Лавровский Н. А. Памятники старинного русского воспитания.— М., 1861.—471 с.

72. Латынина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X — начало XX века): Учебное пособие.— М., 1998.— 584 с.

73. Леонтьева М. Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования//Начальная школа.— 1997.— • №4.— С. 3-11.

74. Лихачев Б. Т. Школа и церковь: новые отношения // Советская педагогика.—№6.— 1991.— С. 16-24.

75. Лихачев Б. Т. Педагогика.—М., 1993.—526 с.

76. Лихачев Д. С. Величие древнеруской литературы // ПЛДР: XI —начало XII века.— М., 1993.— 172 с.

77. Макаревский М. Церковная школа на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.— 1897.— 30 с.

78. Маккавейский Н. Педагогика древних отцев и учителей Церкви: Несколько мыслей о воспитании из древне-отеческих творений.— Киев: Тип. П. Барского, 1897.— 81 с.

79. Маляревский Г. Заметки о преподавании по новой программе одноклассной церковно-приходской школы. Издание 2-е.— СПб., 1907.— 82 с.

80. Маслов С. О всенародном распространении грамотности в России на религиозно-нравственном основании: Книга 2-я.— М.: Университет, тип., 1846.— 78 с.

81. Мартынов В. И. История богослужебного пения: Учебное пособие. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994.— 240 с.

82. Медушевский В. В. Несколько слов о православном церковном пении//Вестник духовного просвещения.— 1995.— №1.— С. 169-173.

83. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника.— М., 1918.— 322 с.г

84. Методика церковно-славянского языка: Для начальной народной школы // Демков М. И. Начальная народная школа.— 2-е изд., испр.— М., 1916.— С. 175 -181.

85. Миропольский С. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып. 3.— СПб., 1864,— 31 с.

86. Миропольский С. Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе.— СПб., 1890.— 72 с.

87. Мид М. Культура и мир детства.— М., 1988.— 429 с. .

88. Народные чтения // Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауза, И. М. Ефрона.— Т. ХХ-а.— С. 625-688.

89. Никандров Н. Д. Слово о православии и образовании в России //Начальная школа.— 1996.— №5.— С. 58-65.

90. Общечеловеческие духовно-нравственые ценности и вос: питание молодежи. Сб. науч. трудов / Под ред. П. В. Конаныхина.— М.— Серпухов, 1996.— 117 с.

91. Общие правила катихетики // Учитель.— 1866.— № 2-3.— С. 41-50.

92. Объяснительное чтение, соединенное с рисованием, в начальной школе.— Вильна, 1911.— 15 с.

93. О всенародном распространении грамотности в России на религиозно-нравственном основании: Кн. 1-Ш.— Изд. Моск. о-ваксельского хозяйства.— М.: Университет, тип., 1848.— 11 с.аадшн

94. О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы // Начальная школа.— 1997.— №8.— С. 3-94.

95. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. 1.— СПб, 1869.— 348 с.

96. Опыты православной педагогики//Литературная учеба.— Кн. 5-6., 1993.— 239 с.

97. Ососков А. В. Проблемы введения всеобщего начального обучения в дореволюционной России (1862— 1910): Автореф.• дис. . докт. пед. наук.— М., 1970.— 54 с.

98. Ососков А. В. Вопросы истории начального образования в России (II половина XIX — начало XX вв): Учебное пособие— Ч. I.— М., 1974.— 345 с.

99. Острогорский В. П. Письма об эстетическом воспитании.— 3 изд— М., 1908.— 79 с.

100. Отчет Орловского епархиального наблюдателя школ церковно-приходских и грамоты о состоянии сих школ в орловской епархии за 1897 / 1898 учебный год.— Орел, 1898.— 199 с.

101. Очерки истории воспитания и обучения с древних до наших времен (Для педагогов и родителей) / Сост. Л. Модзалевс-кий.— Ч. I— СПб., 1874.— 604 с.ip

102. Очерки истории школы и педагогической мысли народов

103. СССР с древнейших времен до конца ХУПвека / Отв. ред. Э. Д. Днепров.— М., 1989.— 479 с.

104. Павлова JI. А. Чтение детской Библии в III классе// Начальная школа.— 1996.— №5.— С. 65-67.

105. Памятники древнерусской церковно-учительской лите-. ратуры: Вып. 1-4.— СПб., 1894-1898.— 1082 с.

106. Педагогические курсы для учителей и учительниц церковно-приходских школ Орловской и Смоленской епархий в 1899 г. в г. Орле // Орловские епархиальные ведомости.— 1899.—33.34.— С. 1377-1386.

107. Петрищев А. Церковь и школа.— Вып. II.— Из истории русской школы.— СПб, 1906.— 96 с.

108. Петров В. М. Н. А. Бердяев о воспитании и школе средневековой России в контексте западноевропейского развития // Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе /' Под. ред. 3. И. Равкина.— М., 1991.— С. 99-101.

109. Победоносцев К. П. Ученье и учитель. Педагогические щ заметки. Изд. 3-е.— М., 1901.— 61 с.

110. Подвижник из Татева ( Письма К. П. Победоносцеву 13 февраля, 23 февраля, 6 марта 1893.) // Вестник духовного просвещения.— 1995.— №1.— С. 118-121.

111. Полный православный богословский энциклопедический словарь.— В 2 т.— Т. II. репр. изд.— М., 1992.— столб. 2238-2464.

112. Положение о начальных народных училищах, принятое 14 июля 1864 г.— СПб., 1864.— 31 с.

113. Посошков И. Т. Сочинения Ивана Посошкова.— М.: Тип. Степанова, 1842.— 317 с.

114. Постановка учебно-воспитательного дела в церковных школах Орловской епархии // Орловские епархиальные ведомости.— 1903.— №3.— С. 53-61.

115. Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. Издание 2-е, исправ.— СПб, 1894.— 23 с.

116. Программа учебных предметов для церковно-приходских школ // Вестник духовного просвещения.— 1995.— №2-3.— С. 80-86

117. Прокофьева Н. М. Проблема взаимосвязи эстетического и нравственнго воспитания в русской прогрессивной педагогике второй пол овны XIX — начала XX вв.: Автореф. дис. . канд. пед. наук.— М., 1972.— 27 с.

118. Прот. Кронштадтский И. Моя жизнь во Христе— СПб., Т. I., изд. 1-е, 1891.— 278 с.

119. Публичные духовно-нравственные чтения в г. Мценс: ке// Орловские епархиальные ведомости.— 1899.— №33-34.— С. 1381-1388.

120. Пупарев А. Г. Еще материалы для истории воспитания в Орловской губернии и труды Орловской ученой архивной комиссии.— 1894. Вып. 1.— С. 38-47.

121. Разумный В. А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия: Опыт философии педагогики.— М., 1996.— 55 с.

122. Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. статей / Сост. Л. Ю. Стрелкова.— М., 1991.— 176 с.

123. Религиозно-нравственые чтения, устраиваемые при церковно-приходских школах // Орловские епархиальные ведомости.—1903.—№10.—С. 229-231.

124. Российский государственный исторический архив. Ф. 802. Оп. 1. Д. 2146. Л. 1; Ф. 802. Оп. 1. Д. 2150. Л. 2; Д. 2158. Л. 3.

125. Рубинштейн М. М. Эстетическое воспитание детей. Изд. 2-е, исправл. и доп.— М., 1917.— 153 с.

126. Руденский М. Церковно-приходские школы. Ярищенская, Малоархангельского уезда, второклассная школа // Орловские епархиальные едомости.— 1913.—№43.— С. 1212-1216.

127. Рукописный отдел Библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ф. 630, п. 27/XI. 1889; Ф.795 (И. С. Тургенева) №47. Лл. 56; 57.

128. Рында Н. Ф. Из жизни Тургенева//Исторический вестник.— 1894.— №2.— С. 411-426.

129. Салимова К. И. Некоторые общетеоретические подходы к определению предмета и содержания истории педагогики // Сб. научных трудов АПН СССР НИИ общей педагогики.— М., 1986.— С. 5-7.

130. Сельско-хозяйственные, ремесленные и рукодельные. занятия при церковно-приходских школах Орловской епархии // Орловские епархиальные ведомости.— 1903.— №2.— С. 19-24.

131. Семенов В. А. Древняя русская Пчела по пергаментному списку.— СПб., 1883.— 444 с.

132. Склярова Т. В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дис. . канд. пед. наук.— М., 1995.— 16 с.

133. Сластенин В. А. Антропологический подход в педагогическом образовании // Народное образование.— 1994.— №№9-10.— С. 126.

134. Смирнов А. Современные идеалы воспитания.— Казань, 1896.- 41 с.

135. Современные проблемы истории образования и педагогической науки / Под ред. 3. И. Равкина— В 2 т.— М., 1994.— 400 с,

136. Соколов П. История педагогических систем.— СПб., 1913.—615 с.

137. Солдатенков А. Д. Национальная культура и подросток // Педагогика.— 1993.—№1,—С. 38-43.

138. Соллертинский С. Учебник практической дидактики в вопросах и ответах: Для духовных женских училищ.— СПб, 1892.— Год I-IV.—111 с.miWIIIMHIlWIIIIMMII«MIIIMllllWWI1ww.

139. Соловков И. А. Вопросы теории начального образования в России в конце XIX — начале XX столетия//Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности.— М., 1983.— С. 97-107.

140. Соловков И. А. Проблемы содержания и методов обучения в начальной школе в конце XIX — начале XX века // Гносеологическое обоснование методов начального обучения.— М., 1984.— С. 90-94.

141. Соловков И. А. Теория и практика начального образова: ния в России второй половины XIX — начала XX вв. Монография.— М., 1992.— 191 с.

142. Соловьев В. В. Оправдание добра.— М., 1995.— 79 с.

143. Солонина П. А. Воздвиженская сельскохозяйственная школа.^ Чернигов, 1893.— 17 с.

144. Субботский Е. В. Детство в условиях различных культур // Вопросы психологии.^ 1979.— №6.— С. 142-151.

145. Тихомиров Т. С. Об общих методах преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях // Вестник духовного просвещения.— 1995.— №2-3.— С. 80-86.

146. Толстой JI. Н. Сочинения. Ч. 4. Педагогические статьи. Изд. 7-е.— М., 1889.— 629 с.

147. Троицкий Р. Забытые и заброшенные, но крайне необходимые книги нашей школы, особенно духовной.— Казань: Тип. Унта, 1889.— 32 с.

148. Уваров А. Краткие сведения о состоянии классов музыки и живописи в Орловской духовной семинарии в 1913—1914 году// Орловские епархиальные ведомости.— 1914.— №36.— С. 753-756.

149. Узаконения и распоряжения правительства и высшего церковно-школы-гого управления по делам церковных школ.— СПб.: Изд. ж. «Народное образование», 1902-1910 гг.— Вып. 1-9.— 64, 32, 80, 72, 64, 56, 64, 124, 46 с.

150. Фальборк Г., Чарнолусский В. Начальная народная школа // Энциклопедический словарь.— Т. ХХ-а.— Изд, Ф. А. Брокгауза, И. Н. Ефрона.— СПб, 1897.— С. 728-770.

151. Харитонова JI. А. Библия источник нравственности // Начальная школа.— 1996.— №5.— С. 67-68.

152. Церковная археология и история искусств в духовной школе// Орловские епархиальные ведомости.— 1916.— №24-25.— С. 583-586.

153. Церковная школа.— СПб., 1885.— №1— 83 с.

154. Церковное пение как учебный предмет. Из брошюры «О преподавании в начальных школах церковного пения» // Народное образование.— 1900.— №4-7.— С.10.

155. Церковно-школьная жизнь в епархии // Орловские епархиальные ведомости.— 1906.— №26.— С. 749-759.

156. Центральный государственный архив древних актов. Ф. 181. №341. С.140-142; Ф. 181. №342. С. 100.

157. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века / Сост. Н. В. Чехов.— М., 1912.— 224 с.

158. Чупахина H. JI. Духовно-нравственный мир Библии: Методические рекомендации.— Орел, 1997.— 88 с.

159. Чупахина H. JI. Проблема духовно-нравственного оздо-равливания детей в условиях современного учебно-воспитательного процесса // Духовно-нравственные и правовые аспекты воспитания молодежи.— Орел, 1998.— С. 75-81.

160. Чупахина PI. JI. Роль церковно-приходской школы в духовно-нравственном воспитании детей на Орловщине во второй половине XIX века // Орловские епархиальные ведомости.—1998.— №8.—С. 5-11.

161. Школьные рождественские праздники // Орловские епархиальные ведомости.— 1912.— №4.— С. 110—112.

162. Шмидт К. История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов.— Пер. с нем.— Т. I-II.— М., 1879-1881.— 963 с

163. Экономцев И. Н. Православие, Византия, Россия: Сборник статей.— М., 1992.— 233 с.

164. Яхонтов А. Конспект уроков с двумя отделениями в одноклассной церковно-приходской школе по Закону Божию и славянской грамоте // Томские Епархиальные Ведомости.—1899.— №2.— С. 54-57.

165. Agouridis S. The social character of Orthodoxy.— Oxford, «Holywood press», 1969, p. 209-220.

166. Harner N. Vouth work in the church.— Abinqdon-Colcesbury press.—N.-Y., 1972.—p. 80. '

167. Meyendorff J. The Byzantine leqasy in the Orthodox church.—N.-Y.: SVSP, 1982;— 268 p.

168. Sheppard P. The Greek east and the Latin west. L., Oxford Univ Press, 1959.— 202 pp.

169. The Impact of the Church upon its Culture. Reappraisals of. the History of Christianity.— Chicago, London, 1968.— 369 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.