Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Архангельская, Инна Валерьевна

  • Архангельская, Инна Валерьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 173
Архангельская, Инна Валерьевна. Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Смоленск. 2004. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Архангельская, Инна Валерьевна

Введение.

Глава I Становление духовно-нравственных представлений Х.Д. Алчевской.

1.1. Ретроспективный обзор научных исследований о педагогическом наследии Х.Д. Алчевской.

1.2. Формирование духовно-нравственных представлений педагога

Х.Д. Алчевской.

1.3. Развитие педагогических и общественно-политических взглядов

Х.Д. Алчевской (вторая половина XIX - начало XX века).

Глава II Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в Харьковской частной женской воскресной школе.

2.1. Просвещение как основа духовно-нравственного становления личности в Харьковской частной женской воскресной школе. ^

2.2. Содержание и структура духовно-нравственного воспитательного процесса в воскресной школе Х.Д. Алчевской. ^

2.3. Х.Д. Алчевская о нравственном облике учителя в воскресных школах.

2.4. Общественная, духовно-нравственная и социальная значимость педагогической деятельности Х.Д. Алчевской.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской»

Актуальность исследования. В последнее время актуализировалась проблема духовно-нравственного воспитания людей разных возрастов. Наибольшие разногласия по данной тематике возникают в связи с необходимостью воспитания и перевоспитания взрослых людей (А.Д. Алферов, М.М. Дунаев, В.В. Знаков, А.А. Корзинкин, А.Е. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.) [192; 217; 224; 232; 236; 238].

Конструктивное решение поставленной проблемы, во-первых, предполагает восхождение к истокам отечественных идей в педагогической науке и всестороннее осмысление российского опыта духовно-нравственного воспитания. Общеизвестно, что внимание к этой проблеме чрезвычайно усилилось во второй половине XIX века в период «культурного отечественного ренессанса» со стороны прогрессивных деятелей: педагогов, философов, психологов, литераторов. Именно во второй половине XIX -начале XX века трудами и идеями выдающихся мыслителей сформировался тот идеал высоко духовной и широко образованной личности, к которому следовало стремиться, опираясь на систему общечеловеческих приоритетов.

Во-вторых, процесс духовно-нравственного становления личности не заканчивается по достижении человеком определенного возраста, он непрерывен.

Однако, по нашему мнению, осмысление существа любой проблемы становиться возможным при уже сложившихся представлениях о содержании базовых категорий анализа. Безусловно, духовность и нравственность в образовательном процессе являлась предметом исследования многих известных деятелей философской, педагогической и психологической наук.

Мы исходим из того положения, что основа сущности отечественного духовно-нравственного воспитания была систематизирована во второй половине XIX века начале XX века русскими философами и педагогами (Н.А. Бердяев, К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) [196; 197; 204; 208; 228;

229; 230; 249; 259; 260; 261; 263]. Они обосновали суть «духовно-нравственных общечеловеческих ценностей», на основе которых, по их мнению, и необходимо организовывать процесс духовно-нравственного воспитания. В основу духовно-нравственных общечеловеческих ценностей они вкладывали такие понятия, как любовь к Родине, народу, овладение национальной и мировой культурой, воспитание самосознания и человеческого достоинства. Русские педагоги и философы пробудили педагогическую мысль, обратившись к человеку, его душе, к претворению в жизнь духовных общечеловеческих идеалов и ценностей. В их воззрениях идея духовно-нравственного воспитания сосуществовала с идеей национального воспитания, нравственного совершенствования личности в духе православия с признанием при этом за человеком индивидуальной ценности.

Во второй половине XIX века возникает и развивается система воскресных школ, которая, как отмечает ряд исследователей, позволила основательно подойти к проблеме духовно-нравственного формирования взрослого человека. В этих школах формировалось понимание ценности образовательно-воспитательного процесса, осознавалась его значимость для раскрытия духовного и нравственного потенциала отдельной личности.

Опыт и практическая деятельность Харьковской частной женской воскресной школы, в силу сложившегося определенного идеологического стереотипа трактовки общеисторического процесса в советской науке, были забыты. Имя Христины Даниловны Алчевской, известного в свое время педагога, активной общественной деятельницы, бессменной руководительницы и талантливого организатора этой воскресной школы (1862-1919) и вовсе было исключено из истории русской школы. Хотя, по признанию многих современников Х.Д. Алчевской (Я.В. Абрамов, В.П. Вахтеров, А. Гуревич, Я.Г. Гуревич, П. Казанцев, Н.А. Корф, Д. Миллер, С.Н. Миропольский, В.П. Острогорский, JI.H. Толстой, Г.И. Успенский, Н.В. Шелгунов), созданная ею женская школа - ведущее частное воскресное учебное заведение для образования взрослых второй половины XIX - начала XX века [67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 95; 114; 115; 123; 132; 140; 144; 152; 261; 165; 191].

Как известно, тема частной инициативы в народном образовании в царской России не популяризировалась в советской историографии. Большинство частных воскресных школ было закрыто или, по инициативе Министерства народного просвещения, переименовано в курсы. На место воскресных школ пришли образовательные учреждения нового типа. Сами представления о Харьковской женской воскресной школе, как о частной образовательной инициативе, были подвергнуты идеологической корректировке. В этой связи следует отметить одну из характерных тенденций в исследованиях советских ученых, посвященных деятельности как Харьковской воскресной школы, так и других частных воскресных школ - это стремление включить воскресные школы не столько в культурную жизнь русского общества, сколько в политическую. Поэтому не случайны повышенное внимание к деятельности воскресных школ в конце 50-х -середине 70-х годов XX века и попытка представить их педагогическую деятельность как революционно-народническую пропаганду. Именно такая интерпретация деятельности Харьковской частной женской воскресной школы под руководством Х.Д. Алчевской была дана в работах Д.М. Лекаренко, О.Р. Мазуркевича, М.И. Мухина, Н.Я. Фридьевой [135; 137; 145; 146; 166].

Харьковская частная женская воскресная школа, по признанию многих исследователей, являлась уникальным методико-образовательным центром для взрослых. В ней получили начальное образование свыше 15 тысяч учениц. Многие из них всегда с особой благодарностью вспоминали своих учителей. Но данные результаты игнорировались советской педагогикой, память о школе с годами утрачивалась. В действительности же, значение Харьковской частной женской воскресной школы для истории отечественного образования и ее роль в истории культуры трудно переоценить.

Школа, созданная X. Д. Алчевской, была призвана обучить как можно больше женщин грамоте, так как грамотность это основа духовно-нравственного пробуждения человека. Это был, несомненно, новаторский для своего времени проект народного частного учебного заведения, в котором осуществлялись демократические подходы к воспитанию и обучению взрослых, утверждались гуманные идеи уважения личности каждой ученицы, свободного развития их духовных и нравственных потребностей на основе православных и национальных традиций.

Изучение педагогических представлений Х.Д. Алчевской необходимо для целостного понимания различных направлений практической деятельности частных учебных заведений дореволюционной России. В частности, ее духовно-нравственного направления в учебно-воспитательном процессе.

Кроме того, подробное изучение педагогических, общественно-политических и духовно-нравственных идей Х.Д. Алчевской особенно значимо для обогащения современной теоретико-практической и методологической базы педагогической науки в целом. Так как организация учебно-воспитательного процесса в Харьковской частной женской воскресной школы и ее общественно-педагогическая деятельность были особенно эффективны.

Актуальные на современном этапе развития педагогической науки идеи духовно-нравственного развития взрослой личности в учебно-воспитательном процессе на основе православных и национальных идеалов выдвигались Х.Д. Алчевской еще во второй половине XIX века. Духовно-нравственные представления педагога нашли отражение как в идейном содержании (тематике ее учебно-методических разработок и пособий), так и в реальной педагогической практической работе в Харьковской частной женской воскресной школе.

Однако историографический и библиографический анализ литературы показывает, что в современной педагогической науке мировоззренческие, а в особенности духовно-нравственные взгляды, Х.Д. Алчевской подробно не анализировались. Недостаточно, на наш взгляд, была исследована система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности в Харьковской воскресной школе.

Противоречие между значимостью личности Х.Д. Алчевской в истории отечественной педагогической мысли, ее весомого вклада в практическую образовательно-воспитательную деятельность, ценностью ее методического и педагогического наследия и недостаточной изученностью духовно-нравственного аспекта ее педагогической деятельности - определило выбор темы данного диссертационного исследования - «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ Х.Д. АЛЧЕВСКОЙ».

Объект исследования - педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской.

Предмет исследования - духовно-нравственная составляющая педагогических представлений Х.Д. Алчевской и их практическое воплощение в структуре воспитательного процесса.

Цель исследования - выявить условия возникновения, становления и успешного функционирования воскресной школы Х.Д. Алчевской, научно обосновать духовно-нравственную направленность системы воспитательной работы в этой школе.

Исходя из степени разработанности изучаемой проблемы, мы ставим следующие задачи:

1) используя фактические данные, полученные в ходе исследования ранее не известных архивных материалов (ГАСО, РАО и Отдел рукописей РГБ) и воспоминаний современников, выявить биографические этапы формирования духовно-нравственных представлений Х.Д. Алчевской и определить основные направления в ее творческой деятельности;

2) обозначив основные тенденции построения целостного образовательного процесса в Харьковской частной женской воскресной школе, раскрыть содержание структурных компонентов ее духовно-нравственной воспитательной системы и выявить их специфику;

3) выявить роль нравственного облика педагога в общей структуре целостного духовно-нравственного воспитательного процесса в воскресной школе;

4) определить значение теоретико-практического опыта Х.Д. Алчевской для современной педагогической действительности.

При проведении исследования мы исходили из предположения о том, что выделение дефиниций становления, развития и функционирования системы воспитательной работы в воскресной школе Алчевской позволит детализировать общую картину развития педагогической мысли конца XIX начала XX века по вопросам воспитания взрослых; а также, что глубокое изучение составляющих воспитательно-образовательного процесса в этой школе позволит выявить ее инновационную значимость для образовательных учреждений современности.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, научности и объективности; идея взаимосвязи и взаимообусловленности экономических, социально-политических, культурологических, педагогических факторов в развитии образования взрослых, философские, психолого-педагогические положения о связи исторического и логического, истории педагогики и современности; о воспитании как общечеловеческой ценности.

Методы исследования: биографический метод, сравнительно-исторический анализ, ретроспективный анализ и систематизация исторических документов, фактов, архивных источников, периодических печатных изданий, историко-педагогической литературы.

Источниковедческую базу исследования составляют следующие материалы:

- материалы государственных архивов - архив РАО (Государственный архив Российской академии образования), РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства), Отдел рукописей РГБ, ГАСО (Государственный архив Смоленской области);

- печатное и рукописное наследие Х.Д. Алчевской: педагогические исследования, учебники и методические разработки, рецензии, публицистические статьи и отзывы, дневники, письма; труды педагогической и общественной мысли; биографо-энциклопедическая литература, педагогическая историография, педагогические монографии, педагогическая публицистика исследуемого периода;

- документация Харьковской частной женской воскресной школы: учебные программы, планы, протоколы и отчеты заседаний педагогических советов, дневниковые записи учителей воскресной школы, отзывы учеников школы и их воспоминания;

- директивные материалы: «Высочайшие повеления и распоряжения», доклады Министерства народного просвещения, постановления, указы, предписания и другие официальные бумаги центральных органов власти, дающие представления о деятельности первых воскресных школ в России, статистические данные о воскресных школах в России второй половины XIX века, а также нормативные документы по организации учебно-воспитательного процесса в воскресных школах исследуемого исторического периода.

Теоретическую основу исследования составляют:

• историко-педагогическое наследие по проблеме духовно-нравственного воспитания (В.П. Вахтеров, К. Гюнцбург, П.Ф. Каптерев, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) [203; 209; 228; 257; 261; 263; 210];

• исследования по истории воскресных школ в дореволюционной России (Я.В. Абрамов, Д.И. Багалей, В.П. Вахтеров, А. Гуревич, И.Т. Дронов, К. Ельницкий, Г.Е. Жураковский, Е.Н. Медынский, С.Н. Миропольский,

М.И. Мухин, Я.Д. Пичкуренко, М.В. Попинова, Н.Я. Фридьева, В.А. Шелгунов, Н.В. Шелгунов и др.) [69; 91; 95; 114; 215; 216; 118; 222; 138; 139; 141; 142; 143; 144; 145; 250; 251; 166; 190; 191; 262];

• культурологические и философские исследования по проблеме духовности и нравственности в образовании (Н.А. Асташова, М.В. Богуславский, В.А. Вединяпина, Б.С. Гершунский, В.И. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И Равкин и др.) [218; 198; 199; 207; 211; 213; 238; 239; 240; 253; 252; 254; 233; 226; 227; 225; 200; 205; 235];

• исследования и разработки современной структуры духовно-нравственного воспитания (Н.Н. Баркова, С.Ф. Егоров, А.А. Корзинкин, О.В. Пиманова и др.) [195; 221; 232; 248; 258; 266].

Организация исследования

На первом этапе (2000-2002 гг.) были осуществлены изучение историко-педагогической литературы по теме исследования, составление библиографии; сравнительный анализ и систематизация педагогических, исторических и литературных источников; выявление, анализ, обобщение архивных материалов (РАО), определение проблематики исследования.

На втором этапе (2002-2003 гг.) шла разработка проблемы, гипотезы и основных положений; были определены структура и логика изложения диссертации. Проводилась апробация полученных результатов исследования в ходе обсуждения на научно-практических конференциях и публикации материалов диссертации.

Третий этап (2003-2004 гг.) включал в себя дополнительный сбор архивных материалов для уточнения теоретических положений и составления приложения. Формулировались основные выводы исследования. Редактировался и оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в обосновании и раскрытии духовно-нравственной направленности системы воспитательной работы в Харьковской частной женской воскресной школе Х.Д. Алчевской, выявлении ее инновационного потенциала и введении в научный оборот более десяти новых архивных источников.

Теоретическое значение исследования заключается в научном обосновании системы воспитательной работы в Харьковской частной женской воскресной школе по формированию духовных и нравственных приоритетов личности, выделении основных этапов формирования духовно-нравственных представлений и определении сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» в педагогических взглядах Х.Д. Алчевской.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в лекционной и пропагандистской деятельности, в преподавании историко-педагогических курсов и при повышении квалификации педагогических кадров всех уровней. Система воспитательной работы, разработанная Христиной Даниловной Алчевской, может быть экстраполирована в современные образовательные учреждения, что будет способствовать воспитанию духовности и нравственности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, привлечением широкого круга документальных и архивных источников, апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской представляет значительный вклад в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания взрослой личности в отечественной дореволюционной педагогической мысли и в связи с этим должна быть включена в воссоздающийся российский историко-педагогический контекст. Ее деятельность включает в себя три направления (педагогическое, общественное и научно-методическое) и детерминирована двумя этапами становления духовно-нравственных представлений (период формирования и период совершенствования).

2. Трактовка Х.Д. Алчевской понятия «духовно-нравственное воспитание» отличается целостностью, так как включает поведенческое и обучающее направления и состоит из следующих компонентов: эмпатии, научного знания, веры, религиозного сознания, раскрытия индивидуальности и свободного творчества педагога. Данная трактовка обладает педагогической новизной в рамках рассматриваемого исторического периода.

3. Содержание и структуру системы духовно-нравственного воспитания в Харьковской частной женской воскресной школе в исторических условиях развития российского образования конца XIX начала XX века отличает инновационный потенциал, выделенный нами по следующим аспектам:

- уровень овладения педагогом духовно-нравственной культуры является необходимым условием эффективного воспитания взрослого человека в воскресной школе;

- опора на сознательное отношение к нравственным ценностям православной веры;

- рассмотрение просвещения как основы духовно-нравственного воспитания личности;

- мобильное сочетание активных форм, методов и приемов воспитательной работы (урочная и внеклассные формы работы, урок-беседа, «прием воздействия живым словом» и др.);

- организация воспитательно-образовательного процесса в воскресной школе на новаторских для рассматриваемой эпохи тенденциях равенства, гласности, сотрудничества и сотворчества, гуманизации и духовно-нравственного совершенствования личности педагога.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всероссийских и международных научно-практических конференциях (Смоленск, 2001, 2002, 2003), на XXII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли Института теории образования и педагогики РАО (Москва, 2002). Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета.

Структура диссертации определяется логикой историко-педагогического исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Архангельская, Инна Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование проблемы духовно-нравственного воспитания в Харьковской частной женской воскресной школе под руководством Х.Д. Алчевской является составной частью объективного рассмотрения вопроса о развитии организации духовно-нравственного образовательно-воспитательного процесса в педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. и восполняет пробел в знаниях о педагогических достижениях дореволюционного образования взрослых.

Одна из актуальных проблем современности - проблема духовно-нравственного возрождения общества. Этот вопрос активно обсуждается педагогической общественностью. Формирование духовно-нравственной культуры личности является одной из основных задач современной школы.

В XX веке духовно-нравственный воспитательный процесс претерпел ряд изменений. Несмотря на то, что православная составляющая до недавнего времени была исключена из его содержания, большинство современных исследователей тем не менее, считают необходимым внедрить в систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности религиозный компонент. В связи с этим важно изучение историко-педагогического опыта.

В Харьковской частной женской воскресной школе были созданы благоприятные условия для развития и реализации системы воспитательной работы с ориентацией на формирование духовно-нравственных доминант в сознании учащихся путем приобщения их к «вечным» общечеловеческим, национальным и христианским ценностям. Х.Д. Алчевская исходила из того положения, что образование и религия неразрывно связаны, поэтому духовно-нравственное воспитание личности невозможно без опоры на приоритетные православные и светские общечеловеческие составляющие.

В результате историко-теоретического анализа исследуемой проблемы были определены прогрессивные для современной педагогической действительности тенденции построения образовательно-воспитательного процесса (отказ от формализации обучения, гуманизация отношений между учителем и учениками, обращение к личности учащегося, стремление сделать его соучастником целостного воспитательно-образовательного процесса). На основании такого подхода к решению указанной проблемы в практической педагогической деятельности Харьковской частной женской воскресной школы Х.Д. Алчевской удалось показать, что правильная организация системы воспитательной работы, направленной на формирование у учащихся духовно-нравственных представлений может ускорить и усовершенствовать процесс развития взрослой личности.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

• предложенная Х.Д. Алчевской система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов разработана на основе ее духовно-нравственных, педагогических и общественно-политических представлений, базовым содержанием которых является синтез общечеловеческих, православных и профессиональных (педагогических) идей, таких как патриотизм, гражданственность, деятельностная любовь к ближнему, православная вера, религиозное сознание, раскрытие индивидуальности и свободное творчество педагога;

• отличительной особенностью становления духовно-нравственных приоритетов педагога (осуществленное в два этапа: период формирования и период совершенствования) является ориентация на образовательно-просветительный аспект как основы духовно-нравственного совершенствования личности;

• организация духовно-нравственного образовательно-воспитательного процесса в Харьковской частной женской воскресной школе осуществлялось Христиной Даниловной в двух основополагающих направлениях: внешнее, которое организует поведенческую модель личности и внутренне, содержание которого составляет непосредственно сам процесс обучения; • проведенное нами исследование показало, что составными компонентами системы воспитательной работы по формированию духовно-нравственных доминант в воскресной школе Алчевской являются: личность учителя (его личностные и профессиональные характеристики), воспитательно-образовательный процесс, условия его осуществления и личность ученика (как объекта педагогического воздействия);

Христина Даниловна Алчевская предлагала внедрить предложенную систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов путем использования следующих структурных дидактических компонентов: средств, форм, методов и приемов. Проблема разработки целостности духовно-нравственного воспитательного процесса для педагога явилась в некотором роде синтетической проблемой, поскольку включала в себя три составляющих: вера, знание и искусство, что отразилось в содержании и структуре воспитательной работы.

Как показало наше исследование, в качестве основного средства духовно-нравственного воспитания в Харьковской частной женской воскресной школе предлагалась универсальная система «воспитывающего обучения», включающая в себе как предметы общего учебного цикла (Закон Божий, объяснительное чтение на начальном этапе и литературные чтения-беседы на старшей ступени обучения), так и формы внеклассной воспитательной работы (литературно-музыкальные вечера, экскурсии и прогулки). Соединение светских и религиозных воззрений определило содержание учебных предметов и тематику организуемых внеклассных мероприятий. Ведущим методом духовно-нравственного воспитательного процесса является урок-беседа, поскольку обладает личностной направленностью, позволяет более эффективно контролировать степень осознанности усвоения учащимися предлагаемого материала и содержит огромный творческо-поисковый потенциал. В качестве основного приема духовно-нравственного воспитательного воздействия рассматривается «прием воздействия живым словом» или «метод громких чтений». Этот прием обладает внутренним психологическим эмоционально-оценочным эмпатийным компонентом, который дает возможность выявить духовно-нравственные ориентиры и определить моральные позиции учащихся. Отводя основную роль в духовно-нравственном воспитании педагогу, Х.Д. Алчевская обосновала необходимость высокой профессиональной нравственной культуры личности учителя, которая заключается в умении самого учителя трансформировать свои лучшие позитивные личностные духовно-нравственные качества (любовь, уважение, доброта, отзывчивость, ласка и т.п.) на сферу профессиональной педагогической деятельности и тем самым совершенствовать свою личность.

Изучение влияния Х.Д. Алчевской и ее педагогическо-практической деятельности на педагогическую науку в целом и на воскресные школы в России в частности позволило выявить три основных элемента этого воздействия: общественный, духовно-нравственный и социальный, которые были реализованы в разных направлениях: например, публикация учебно-методических пособий и рекомендаций, организация и активное участие в отечественных и международных выставках и научно-практических конференциях по проблемам народного образования, научная разработка «метода изучения читательских интересов».

Разработанная Х.Д. Алчевской система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности весьма актуальна для современной образовательной действительности и содержит инновационный потенциал. Отражение этой модели можно наблюдать в отдельных элементах учебно-педагогического процесса в современной школе (тематическая разработка системы внеклассной работы: рождественские вечера и пасхальные утренники; организация и проведение альтернативных урочных форм, например, урок «Литературная гостиная» и др.).

В целом работа показала, что педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской представляет значительный вклад в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания взрослой личности в отечественной дореволюционной педагогической мысли и в связи с этим должна быть включена в воссоздающийся российский историко-педагогический контекст. Трактовка Х.Д. Алчевской понятия «духовно-нравственное воспитание» отличается целостностью, так как включает следующие компоненты: эмпатия, научное знание, вера, религиозное сознание, раскрытие индивидуальности и свободное творчество педагога, что обладает педагогической новизной в рамках рассматриваемого исторического периода. Содержание и структуру системы воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности в Харьковской частной женской воскресной школе в исторических условиях развития российского образования конца XIX начала XX века отличает инновационный потенциал, который отражается, на наш взгляд, в необходимости овладения педагогом духовно-нравственной культуры, сознательном отношении к нравственным ценностям православной веры и в оптимальном сочетании различных форм, методов и приемов воспитательной работы.

В настоящем исследовании в достаточной степени раскрыт аспект духовно-нравственной направленности педагогических идей Х.Д. Алчевской, однако это не исчерпывает всей заявленной проблемы. Дальнейшей научной разработке подлежат вопросы изучения отдельных сторон педагогических взглядов Х.Д. Алчевской и общедидактический аспект ее педагогической деятельности. Также необходимо самостоятельное исследование деятельности педагогов-последователей Х.Д. Алчевской, а также изучение вопросов взаимодействия учителя и воспитанниц в целостном учебно-воспитательном процессе в воскресной школе, анализ образовательных технологий и дальнейшее обобщение педагогических результатов воскресной школы Х.Д. Алчевской.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Архангельская, Инна Валерьевна, 2004 год

1. Архивные источники и директивные материалы

2. Воскресные школы. Воспоминания о воскресных школах 1890 г. -РАО. Ф. 7, оп. №1, ед. хр. №21.

3. Настольная книга по внешкольному образованию: Полный систематический сборник законов, циркуляров, разъяснений сената и справочных сведений/Сост. В.И. Чарнолуский. СПб., 1913. - 2-е изд. -Т. 1. - С. 447-501.

4. Общественно-политические движения на Украине в 1856-1862 годах. Сборник документов. Киев, 1863. - 387 с.

5. Отзыв Х.Д. Алчевской о книге В.П. Вахтерова «Букварь». РАО. Ф. 7, оп. №1, ед. хр. №17.

6. Письмо Х.Д. Алчевской к П.Н. Ариан (1912). РГАЛИ. Ф. 1018, оп. №1, ед. хр. №46, л. 1.

7. Письмо Х.Д. Алчевской к В.П. Вахтерову о создании книги взрослых (1894). OP РГБ. Ф. 46, картон №5, ед. хр. №1.

8. Письма Х.Д. Алчевской к В.П. Вахтерову о своем сотрудничестве в журнале «Русская школа» (1906). OP РГБ. Ф. 46, картон №5, ед. хр. №2-5.

9. Письмо Х.Д. Алчевской к В.П. Вахтерову по поводу его статьи (1910). OP РГБ. Ф. 46, картон №5, ед. хр. №8.

10. Письма Х.Д. Алчевской к В.П. Вахтерову относительно съезда воскресных школ (1911). OP РГБ. Ф. 46, картон №5, ед. хр. №6-7.

11. Письма Х.Д. Алчевской к Э.О. и В. П. Вахтеровым (1891-1921). РАО. Ф. 7, оп. №1, ед. хр. №19.

12. Письма Х.Д. Алчевской к Я.Г. Гуревичу (1895-1904). РГАЛИ. Ф. 131, оп. №3, ед. хр. №7, л. 27.

13. Письма Х.Д. Алчевской к Д.В. Гутникову (1891). РГАЛИ. Ф. 512, оп. №3, ед. хр. №8, л. 105-106.

14. Письма Х.Д. Алчевской к М.Ф. Суперанскому (1904). РГАЛИ. Ф. 488, оп. №1, ед. хр. №59, л. 1.

15. Письма Х.Д. Алчевской к В.Г. Черткову (1886-1887). РГАЛИ. Ф. 552, оп. №1, ед. хр. №180, л. 22.

16. Письма Х.Д. Алчевской к В.Е. Чешихину (Ветринскому) (1910). -РГАЛИ. Ф. 553, оп. №1, ед. хр. №313, л. 2.

17. Письмо Х.Д. Алчевской к Г. Яковлеву (1888). РГАЛИ. Ф. 122, оп. №2, ед. хр. №47, л. 106.

18. Попов Н.А. Упоминание об известной деятельности воскресной школы Х.Д. Алчевской. РГАЛИ. Ф. 837, оп. №1, ед. хр.№3, л. 61.

19. Постановления о воскресных школах. ГАРФ. Ф. 109, III Отделение 1862,1эксп., д. 263.

20. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование императора Александра II. 1855-1864. Т.З. - СПб., 1865.- 1434 с.

21. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения 1850-1864. -Т.З. СПб., 1867. - 1068 с.

22. Сведения о деятельности воскресных школ. ГАСО. Смоленские епархиальные ведомости. - 1875. - № 20 (отдел неофициальный). - С. 72-90.

23. Сведения о деятельности воскресных школ. ГАСО. Смоленские епархиальные ведомости. - 1898. - № 14 (отдел неофициальный). - С. 82-99.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.