Практики праздности в современной молодежной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Петров, Вадим Евгеньевич

  • Петров, Вадим Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 176
Петров, Вадим Евгеньевич. Практики праздности в современной молодежной культуре: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Великий Новгород. 2012. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Петров, Вадим Евгеньевич

Содержание

Введение

Глава I. Праздность в истории философии и культуры

§ 1. Становление культурологической традиции освоения

16

«праздности»

§ 2. Трансформации способов интерпретации праздности в конце

ХГХ-ХХвв

Глава П. Молодежная культура в контексте современных практик

75

праздности

§ 1. Постмодернистские практики праздности в молодежной

76

культуре

§ 2. Праздность в культурных практиках «золотой молодежи»

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Практики праздности в современной молодежной культуре»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Праздность как совокупность особых культурных практик, обуславливающих специфическое духовное состояние человека - достаточно новый предмет изучения для современной философской и культурологической мысли. Традиционно подобные исследования акцентируют внимание на феномене праздника как важнейшем культурном явлении, изначально присутствующем и легитимизированном в любом обществе. При этом и научным, и обыденным мышлением практически не замечается различная смысловая трактовка и содержание категорий праздника и праздности: в то время как праздник понимается как сложный социокультурный феномен, как день или несколько дней, приуроченных к «официальному» празднованию какой-либо памятной даты (государственной или семейной), то «праздность» оказывается нагруженной иными, более негативными смысловыми оттенками, и трактуется как «лень», «безделие», «беспутность» и «порочность» и т.д. Таким образом, праздник интерпретируется как социально-допустимое и культурно-значимое событие, а праздность - как недопустимое, неодобряемое состояние, в чем изначально заложена основа для культурного конфликта.

Принципиальное отличие понятий праздности и праздника подчеркивает российский философ О.П.Зубец, полагая, что культурная связь между ними настолько не однозначна, что при определенном взгляде на нее оказывается, что эти феномены предстают смысловыми антиподами. Мы полностью разделяем эту позицию и будем придерживаться именно ее при анализе практик праздности, фиксируемых вне или независимо от того или иного официального праздничного события. Традиционное толкование праздника как антитезы будней с их трудом и заботами восходит в русской культурологической науке к И.Снегиреву, понимавшему праздник как упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздность же представляет собой иное, но не менее сложное и актуальное для культурологического изучения явление, и потому также нуждается в содержательной конкретизации.

Исходя из этого, праздность в настоящей работе исследуется в многообразных культурных контекстах, прежде всего, относящиеся к молодежной среде, через те особые практики, которые и являются единственной формой ее социокультурного существования. Понятие практик (в том числе, применяемое к праздности) используется нами в значении особой культурфилософской категории, выходящей за рамки традиционного значения понятия «практика» как активной и целесообразной деятельности человека.

Кроме того, феномен праздности, и не тождественным, собственно праздникам, практик праздности - явление, широко распространенное в современной культуре, и, прежде всего, в культурных практиках определенных слоев населения и молодежных сообществ. Глобальные социальные трансформации, которые испытывает человечество в последнее время кардинально изменили и способы понимания, как самого праздника, так и праздности. Здесь наблюдается спектр мнений, в рамках которых праздное бытие молодежи воспринимается от абсолютно деструктивного до несомненно позитивного социокультурного явления. Традиционное западное общество, основанное на культе производства со временем трансформировалось в общество потребления, что кардинально меняет исторически сформировавшиеся представления о социокультурной диалектике труда и праздника, дела и безделия, добра и зла и т.д. Подобная ситуация требует от современных исследователей уделить более пристальное внимание практикам праздности, особенностям формирования и протекания современного праздного бытия, а поскольку «культурная апробация» подобных практик в современной истории была осуществлена именно представителями ряда молодежных сообществ Запада, то актуальность заявленного исследования представляется достаточно важной и обоснованной.

Также актуальность исследования связывается с необходимостью систематизации и анализа практик праздности и соответствующих культурных стратегий молодежи, оценки значения и влияния практик праздности на духовное развитие вовлеченных в подобные практики отдельных личностей и общества в целом. Для современных практик праздности характерен социокультурный дуализм:

депривация, понимаемая как утрата человеком важнейших личностных качеств, и элитизация, интерпретируемая как индивидуальное самосовершенствование, восхождение личности или социальной группы до состояния выдающейся, элитарной, избранной. Несмотря на всю парадоксальность этой ситуации, некоторые культурные практики праздности и их результаты, демонстрируют реальность элитизирующего сценария как для отдельной личности, так и всего общества, что требует специального изучения и представляется крайне актуальным для подобного исследования.

Степень научной разработанности проблемы практик праздности и механизмов их влияния на современную молодежную культуру пока недостаточна. В существующей научной литературе фактически отсутствует сам термин «практики праздности», хотя подобная социокультурная проблема существует давно, пусть и в разрозненном, несистематизированном виде. Например, отечественный философ С.Рассадина говорит о «практиках удовольствия», что достаточно близко, но все же не тождественно предмету нашего исследования. С другой стороны, слабо изучен как сам феномен праздности и культурные особенности практик праздности, так и спектр их влияния на мировоззрение и социальную активность молодежи.

В то же время, показательно, что уже в античной философии (для Платона и, особенно для Аристотеля) характерно понимание практики не только как формы «политической» (т.е., социальной) активности, но и как созерцательности, умозрения, которое ставится ними выше любой чувственной деятельности. Это уже свидетельствует о включенности в содержание данной категории определенного компонента «праздности» (любая социокультурная практика, тем самым, непосредственно коррелирует с праздностью). Впоследствии, уже в позднеантичной традиции (гностицизме), а затем в средневековом христианстве различение практики и умозрения приобрело характер радикального противопоставления, что повлияло на существенное сужение содержания категории практики. В Новое время традиция «технологизации» и инструментальной интерпретации практики продолжилась, что не могло не повлиять на формирование знаменитой марксистко-ленинской формулы «практика - критерий истины».

На современную трансформацию значения термина «практика», который все чаще упоминается во множественном числе, указывает и «Новая философская энциклопедия» (2001), и наиболее авторитетные российские специалисты В.Волков и О.Хархордин, которые в своей монографии «Теории практик» приводят анализ взглядов западных философов - сторонников прагматической интерпретации категории практик для социальных наук как культурных практик, характерных и для «тела», и для «духа» (М.Мосс), обусловленных процессами усложнения, «цивилизовывания» пространства жизни (Н.Элиас), порождаемых механизмом влияния «габитуса» (П.Бурдье) и т.д. Для нас практики праздности содержательно выступают в том же методологическом поле, в котором работают указанные современные авторы, поскольку и сама категория культурных практик пока до конца научно не определена, а вводимое нами понятие «практик праздности» интегрирует различные стороны этого феномена.

Философские концепции, посвященные праздности (Фалеса, Сократа, Аристиппа, Платона и Аристотеля, Августина, Лао Цзы, Будды, Б.Рассела, ДАгамбена, А.Метлева и др.), фактически рассматривают преимущественно онтологические, гносеологические и этические аспекты практик праздности. В то же время, анализ влияния праздного образа жизни на молодежь традиционно остается вне поля зрения. Современные социологические и культурологические исследования различных культурных практик молодежи (А.Кравченко, Е.Омельченко, ЛТенниковой, Т.Щепанской, О.Чепурной и Л.Шпаковской, СЛ.Гурина и др.) затрагивают лишь отдельные аспекты существования праздности в контексте преимущественно ювенологических изысканий и потому лишены целостного подхода к заявленной теме исследования. Показательно, что философы и культурологи, освещающие особенности тех или иных практик праздности и праздных социальных сообществ (Т.Веблен, М.М.Бахтин, О.ВАронсон, АА.Маслов, В.А.Мизиано, В.Ю.Михайлин и др.), лишь косвенно обращают внимание на проявления праздности непосредственно в молодежных практиках и субкультурах. Только немногие современные культурологические исследования (Ф.Джексона, Л.Гарнье, Б.Брюстера и Ф.Броутона, И.Б.Губанова, С.Кузнецова,

С.Коупленда) хоть и не в полной мере, но значительно приближаются к комплексному анализу практик праздности в культурной деятельности современной молодежи.

К методологическому блоку источников по теме диссертационного исследования следует отнести работы П.Бурдье, М.Мосса, М.Фуко, Н.Элиаса, В.ВВолкова, О.В.Хархордина, С.С.Хоружего, СА.Рассадиной, осуществляющих культурологический, исторический и социологический анализ понятия «практики». В числе авторов, затрагивающих значимые теоретико-методологические вопросы изучения культурных аспектов практик, опыта праздности и их социальных проявлений следует, прежде всего, отметить таких специалистов в области философской интерпретации культурных основ человеческого бытия, как Ж.Батая, М.Бланшо, Ж.Л.Нанси, В.А.Подорогу.

Современные исследования праздности и праздных социальных групп основываются на переплетении культурных традиций - философской, мифологической, художественно-публицистической, мемуарно-биографической. Первичное осмысление практик праздности демонстрировалось еще в древних космологических и мифологических системах Востока и Запада, в размышлениях античных и средневековых философов, в классических и современных художественных произведениях. Здесь нами используются идеи и концепции Сидцхартхи Гаутамы (Будды), Лао Цзы, Гесиода, Фалеса, Сократа, Аристшша, Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки, Августина Блаженного, Ансельма Кентерберийского, Бенедикта, Иоанна Златоуста, М.Монтеня, Б.Мандевиля, У.Блейка, а также мифологические, культурологические и историко-философские исследования соответствующих периодов: А.А.Маслова, ЕА.Торчинова, Плутарха, Диогена Лаэртского, А.ФЛосева, Б.Рассела, Г.КАшина, Ф.Х.Кессиди, М.Суини, М.Л.Андреева, Ф.Ницше, Ф.Лассарага, В.Ю.Михайлина.

В современной науке, как отечественной, так и зарубежной, исследователями, к сожалению, изучались лишь отдельные аспекты феномена праздности и практически всегда в частных, отличных от целостного понимания, контекстах -экономических, психологических, этнографических, лингвистических и т.д. Здесь

нами используется блестящий труд американского социолога рубежа Х1Х-ХХ веков Т.Веблена «Теория праздного класса», эссе выдающегося британского философа и общественного деятеля Б.Рассела «Похвала праздности», где впервые в современной науке подчеркивается конструктивный, социально-необходимый и культуротворческий характер праздных и досуговых практик. Из немногочисленных современных исследователей, непосредственно обращавшихся к тематике практик праздности, следует отметить выдающегося отечественного историка культуры и философа М.Бахтина, продуктивно осмыслившего средневековую народную смеховую культуру, особенно в контексте конструктивной, социально-стабилизирующей роли карнавала как достаточно яркого проявления практик праздности.

В числе последних, наиболее интересных исследований праздности следует особо отметить труды Дж.Агамбена, О.В.Аронсона, В.А.Мизиано. Так итальянский философ-эстетик Дж.Агамбен предложил оригинальную антропологическую концепцию праздности, в которой обнаруживает онтологическую зависимость праздности с функционированием ведущих политических институтов западного общества. В свою очередь, российский культуролог О.В.Аронсон интерпретирует богему как исключительно праздное, и в то же время, творческое, элитарное сообщество. А ВА.Мизиано проводит анализ феномена «тусовки» как специфической разновидности праздного сообщества. Описание и анализ праздности в восточных культурах и их влияния на современные соответствующие практики блестяще демонстрируется в трудах отечественных ученых-востоковедов Е.А.Торчинова и А.А.Маслова. Историко-философское и культурологическое осмысление категорий праздности и лени, их соотношения и нетождественности всесторонне осуществлено российским философом ОЛ.Зубец. Первым и достаточно успешным шагом в создании целостной концепции праздности можно считать изыскания современного украинского философа А.Метлева, в статье которого «Феноменология праздности» предпринимается смелая попытка экзистенциальной характеристики философской и социокультурной роли праздности и объяснения ее природы.

Если обратиться к проблематике культурного становления элитарной личности, процессов элитизации и депривации в молодежных сообществах под влиянием практик праздности, то здесь также наблюдается дефицит социокультурных исследований. В то же время, налицо возрастание потребности среди научного сообщества в изучении факторов и глубинных механизмов элитизации личности и сценариев ее разрушения. Примером тому являются научные школы современных российских элитологов Г.К.Ашина и П.Л.Карабущенко, на протяжении последних лет успешно развивающие подобные исследования. Так, философское понимание элитизации в нашей работе базируется на определении П.Л.Карабущенко, интерпретирующем ее как поэтапный, творчески направленный процесс формирования элитных качеств, самообразования индивидуальности и ее поэтапного восхождения в ранг уникальной личности. Противоположный по направленности и результатам социокультурный механизм - это депривация (в отношении элит - «элитоцид»), приводящий к деградации, вырождению, саморазрушению личности и ее культурного окружения. В то же время, соответствующий категориальный аппарат исследования и его проблемное поле основывается не только на классическом описании социокультурной динамики элит Г.КАшина, ПЛ.Карабущенко, Ч.Р.Миллса, Р.Михельса, Г.Моски, Х.Ортега-и-Гассет, В.Парето, П.Сорокина, но и на трудах таких специалистов в области теоретической социологии и смежных дисциплин, как М.Алле, Д.Белла, П.Бурдье, А.Этциони, ВЛ.Иноземцева, А.С.Панарина.

В многочисленных философско-культурологических и социологических исследованиях «массового общества» и современного «общества потребления» практики праздности иногда интерпретируются как признаки «общества развлечений» и «общества досуга» (Д.Белл, Ж.Бодрийар, Ж.Делез, Ф.Гватгари, Ги Дебор, Ж.Дюмазедье, Г.Маркузе, А.Этциони, В.И.Ильин, В.Л.Иноземцев). В силу этого, подобные разработки также могут быть продуктивно использованы для исследования практик праздности.

Еще одним направлением философско-культурологических изысканий в анализе генезиса и современного состояния молодежных практик праздности

выступают труды представителей во многом праздной молодежной (контр)культуры - Р.Ванейгема, Д.Керуака, К.Кизи, Э.Хоффмана и др. Сюда же следует отнести автобиографические исследования британского социального антрополога Ф.Джексона «Клубная культура», а также выдающегося французского музыканта и композитора Л.Гарнье «Электрошок. Записки Диджея», посвященные рассмотрению специфики зарождения и функционирования клубной культуры на широком эмпирическом материале молодежных практик праздности.

Таким образом, первичный анализ широкого круга первоисточников, исследований, посвященных социокультурным интерпретациям практик праздности, мемуарной и комментирующей литературы, позволяет констатировать сложившееся предметное поле диссертации. В то же время, оно до сих пор представлено фрагментарными и несистематизированными исследованиями, что актуализирует необходимость формирования целостного, междисциплинарного подхода к изучению особенностей практик праздности молодежи в пространстве современной культуры.

Объектом исследования являются индивидуальные и коллективные практики праздности в культуре.

Предметом исследования выступают механизмы влияния практик праздности на формирование современной молодежной культуры.

Цели и задачи исследования.

Основной целью диссертации является выявление особенностей формирования и функционирования практик праздности в пространстве современной молодежной культуры.

Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих исследовательских задач:

- изучить особенности интерпретации практик праздности в контексте западной и восточной культурных традиций;

- проанализировать специфику трансформации осмысления праздности в различных философских и социокультурных концепциях;

- рассмотреть постмодернистскую интерпретацию практик праздности в молодежных сообществах XX - XXI вв.;

- раскрыть механизмы элитизации и депривации в практиках праздности современной молодежной культуры;

- охарактеризовать социокультурные параметры современных антипотребительских молодежных практик праздности.

Хронологические рамки исследования определяются спецификой формирования практик праздности как неотъемлемого элемента развития цивилизации, начиная с анализа их места в древнейших мифологических и космологических представлениях, культуре Античности, Средних веков, Нового времени и заканчивая рассмотрением современных практик праздности и способов их интерпретации.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют культурно-исторический, компаративный подходы, которые позволяют определить общее и отличное в практиках праздности различных эпох, культур и сообществ, а также выявить общие закономерности в конструировании практик праздности и их влиянии на дальнейшие социокультурные сценарии развития личности. С другой стороны, целесообразно использовать аксиологический подход, предоставляющий возможность адекватного измерения роли описываемых социокультурных феноменов. Для иллюстрации теоретических разработок широко используется фактографический метод. При анализе и оценке конкретных культурных практик применяются аналитико-синтетический, интерпретационный и интеграционный методы, позволяющие наиболее адекватно соотносить теоретические и эмпирические данные смежных дисциплин.

Поскольку проблематика влияния практик праздности на современную молодежную культуру в настоящем исследовании рассматривается в антиномичной плоскости, как возможности позитивного (элитизация) и негативного (депривация) сценариев и их взаимообусловленности, то применяется также диалектический метод, обеспечивающий возможность целостного и динамичного понимания изучаемой проблемы.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём впервые предпринята попытка целостного философско-культурологического анализа индивидуальных и коллективных практик праздности и механизмов их влияния на современную молодежную культуру, а также обнаружена и обоснована специфическая культурная функция праздности, состоящая в стимулировании творческой и социальной активности как элитарных, так и иных молодежных сообществ.

Научная новизна диссертационной работы выражается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. практики праздности составляют важнейшую часть мировой культуры, выступают социально-инновационным ресурсом, ключевым инструментом эзотерического самопознания и духовного развития личности;

2. практики праздности, характерные для молодежных сообществ второй половины XX века, являются идейным фундаментом формирования социокультурной идентичности и преемственности поколений западного общества;

3. культурно-историческим ядром практик праздности молодежи в современном обществе является идеология движения хиппи, опирающаяся на опыт специфического переосмысления мировой философии и культуры;

4. социокультурное влияние практик праздности детерминировано диалектикой элитизации и депривации как двух основных механизмов воздействия на личность или молодежные сообщества в целом;

5. элитизация выступает особым социокультурным и экзистенциальным механизмом самосовершенствования личности или социальной группы, в процессе которого приобретается элитарный социальный статус и/или исключительный духовный опыт, наоборот, депривация является утратой личностью ранее достигнутых социальных позиций, сопровождающаяся девальвацией духовных ценностей и невозможностью реализации значимых жизненных потребностей;

6. праздность выступает важным социокультурным фактором, стратифицирующим молодежь на элитарную, реализующую полученный в праздных практиках опыт в качестве «культурного капитала», инвестируемого в личностный и

профессиональный рост; и массовую, низводящую праздность к затратному потреблению материальных благ и развлечений;

7. ряд современных практик праздности имеет культурно-реабилитационный и социально-терапевтический эффект, который позволяет обеспечить адаптацию и успешную социализацию молодежи в современном обществе.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Материалы и выводы диссертации могут способствовать углублению знаний о природе и специфике проявлений практик праздности в современной культуре, характере их влияния на отдельного индивида, молодежные сообщества и социум в целом. Они также позволят установить место молодежных праздных практик в современных моделях взаимодействия поколений, различных социокультурных общностей и определить перспективы трансформации практик праздности в контексте повсеместной экспансии информационного общества.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности, в частности, при разработке учебных дисциплин культурологической, философской, социологической, ювенологической, политологической и управленческой направленности, в качестве информационно-методического обеспечения социальной работы с молодежью и подростками.

Апробация работы.

Выводы и отдельные положения выполненной диссертационной работы были изложены в ряде научных выступлений и докладов: Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира» (Великий Новгород, 10.2008); УП Международной научной конференции «Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе» (Липецк, 05.2009), 5-й Международной конференции «Потребление как коммуникация» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 06.2009); Всероссийской научной конференции с международным участием «Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов» (Великий

Новгород, 10.2009); Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодежи «Праздник в пространстве современной городской культуры» (Екатеринбург, УГУ, 11.2009); 6-й Международной конференции «Потребление как коммуникация» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 06.2010); Всероссийской научной конференции с международным участием «Бренное и вечное: власть и общество в мифологиях модернизации» (Великий Новгород, 11.2010); П научной конференции студентов и аспирантов «Культурные идентичности: практики,, символы, техники» (Москва, НИУ ВШЭ, 04.2011); Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Современные коммуникативные технологии взаимодействия с целевой аудиторией» (Томск, НИУ ТПУ, 10.2011).

Основные положения диссертационного исследования использованы в информационно-аналитической и практической работе соискателя в Областном государственном учреждении «Дом молодежи» (г. Великий Новгород) в 2008-2009 гг., а также при проведении лекционных, практических и семинарских занятий по курсам «Этика», «Эстетика», «Философские проблемы конкретных дисциплин», «Философия», «Основы экономики», «Основы права», «Основы социологии и политологии», «Обществознание» в период с 2009 по 2012 гг. на различных факультетах и отделениях Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и Многопрофильного колледжа НовГУ.

Результаты диссертационного исследования изложены в 16 публикациях соискателя общим объемом 4.8 п.л., в т.ч. в 3-х научных статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка литературы, включающего 197 наименований.

ГЛАВА I.

ПРАЗДНОСТЬ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

Категория «праздности» - чрезвычайно перегруженное различными (и излишними) смыслами понятие в современном языке и культуре, что, как отмечалось, существенно затрудняет возможности нашего исследования. Для того, чтобы избежать многомысленных толкований данной категории, уже сейчас определим ее содержательное поле, в рамках которого «праздности» принимается нами и используется в настоящей работе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Петров, Вадим Евгеньевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурное значение практик праздности в современной молодежной культуре в их социальном, личностном, эмоциональном, телесном, интеллектуальном, духовном измерениях представляет собой сложную систему из взаимосвязанных и необходимых элементов человеческого бытия: развлечений и рефлексии, созерцания и активной социальной деятельности, художественного творчества и рационального познания. Практики праздности, в том числе и современные культурные эксперименты в молодежной среде, представляют собой важнейшую и неотъемлемую часть длительной культурной традиции всего человечества, в которой праздности отводилась одна из основных ролей. Как демонстрирует наше исследование, практикам праздности в их культурно-историческом развитии оказалось более характерным понимание в качестве конструктивного, необходимого, сакрального способа человеческого бытия, а негативные трактовки праздности в качестве морально неприемлемых - результат искажения культурного смысла подобных практик в христианской традиции или злоупотреблений такими практиками на повседневно-бытовом уровне социальной жизни.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что феномен праздности шире и глубже сопутствующих культурных явлений: праздника, поскольку практики праздности не связаны с конкретным праздничным событием и ставят перед собой иные, более сложные цели (антропологические, гносеологические, метафизические и т.д.); лени, так как праздность является практикой, способом активности личности или сообщества, а не пассивности и бездеятельности; порочности, поскольку культурные практики праздности не аморальны и в некотором роде сверхморальны и даже духовны. При этом сама праздность является, в определенном смысле, элитарным опытом, как доступным, в подлинном смысле, лишь избранным, и способствующим элитизации личности, и даже выступающим в качестве одного из условий возможности элитизации.

Особенно важной и острой проблемой праздности является ее влияние на молодежь, на изменение ее повседневных практик, мировоззренческих ценностей и жизненных стратегий под воздействием тех или иных практик праздности. Основные современные практики досуга и стратегии жизнедеятельности в молодежной среде являются следствием всей мировой культурной традиции праздности, их синкретичного и критического переосмысления и адаптации к потребностям и проблемам современного общества. Опыт хиппи, а также всех молодежных сообществ пост-хипповой волны, является культурным результатом новейшего обращения современной молодежи к ранее забытым сакральным практикам познания и способам подлинного личностного бытия, вот почему даже такие сверхтехнологизированные и глобальные культурные практики праздности, как клубная культура, дауншифтинг, событийный молодежный туризм отражают и содержат мировоззренческий и практический опыт большинства важнейших философских и культурных систем западной и восточной цивилизаций. Таким образом, можно признать, что современные молодежные культурные сцены по-прежнему остаются частью всей мировой культуры, а их праздно-ориентированные практики - прямым историческим следствием сложившейся культурной традиции.

Несмотря на то, что основная часть молодежных практик праздности современности связана с гедонизмом, эскапизмом и чувственным раскрепощением, они все же ориентированы на духовную и творческую деятельность, стимулирование личностного и социального развития индивида, преодоления негативного травмирующего влияния повседневного опыта. Подобный специфический эскапистский опыт не уводит, а возвращает личность в реальный мир, подсказывает возможные способы решения социальных проблем, существенно трансформирует, преображает личность, дает ей такой культурный ресурс, который недоступен невовлеченным в такие практики индивидам и сообществам.

Трансформация подобных качеств личности, как показывает проведенный культурологический и философский анализ, возможна в направлении двух взаимоисключающих процессов и результатов - (само)совершенствования личности, роста интеллектуальных, духовных качеств и социальных возможностей, т.е.

элитизации, и деградации, распада личности, примитивизации ее духовных потребностей и социальных устремлений, т.е. социальной депривации. Второй, негативный сценарий практик праздности хоть и возможен, но маловероятен при условии самоконтроля и незлоупотребления подобными практиками. Таким образом, можно утверждать, что практики праздности, особенно в их социальном и экзистенциальном измерениях, не наносят существенного ущерба личности, а, при условии саморефлексии вовлеченного в такие практики индивида, могут способствовать его личностному, социальному, профессиональному и духовному росту. Также представляется, что праздность не является однозначно негативным, депривирующим фактором для молодежи, в отличии от иных видов практик и опыта (например, военной службы), носящих доминантно негативный, травмирующий характер.

Важнейшей культурной и социально-философской характеристикой практик праздности является их принципиально коммуникативный характер, они невозможны вне общества (сообщества). Праздность проявляется и существует только в пространстве социальных отношений и взаимодействий, и является неотъемлемым социально-антропологическим, культурным атрибутом человека. Особое значение это имеет для применения в области воспитания и образования, в работе с молодежью, как инструмент для понимания глубинных психологических и ментальных процессов, как средство воспитания, обучения, социализации, терапии в отношении различных групп молодежной среды.

Проведенное исследование практик праздности, начиная с древности, и заканчивая современными и новейшими формами праздности молодежи, показывает, что праздное пространство максимально приближено к подлинно бытийственной, онтологической и экзистенциальной сферам человеческой жизни, где личность может контактировать с высшими силами, горниевым миром, и черпать новые импульсы для собственного духовного и социального роста. Но при нахождении в подобных состояниях существует опасность потери контроля над собой, и потому справиться с подобной задачей может только подготовленная, элитарная личность (в древних культурах - это шаманы, жрецы, в античности -

посвященные аристократы, в современном обществе - высокосоциализированные личности). Напротив, повседневное существование индивидов - это сфера сущего, онтического, которая зачастую подавляет личностное начало и скрывает подлинность бытия, направляя по ложному жизненному пути (потребительство, карьеризм, стремление к власти, агрессия и т.п.), поэтому так велико значение внеутилитарных, празднично-досуговых практик для любого индивида и общества в целом.

Таким образом, можно выделить следующие основные механизмы влияния практик праздности на современную молодежную культуру. Прежде всего, праздность составляет своего рода «энергетическое ядро» современной молодежной культуры, т.е. энергетически и экзистенциально питает ее глубокими духовными, творческими переживаниями, рождаемыми такими практиками (в чем состоит культуротворческая миссия праздности для молодежной культуры). Во-вторых, практики праздности формируют особого рода социальное мировоззрение некоторых групп молодежи, представляющее собой эскапистские и протестные жизненные стратегии, воплощающиеся и реализуемые в соответствующих практиках праздности (клабинге, дауншифтинге, путешествиях, художественном творчестве, общественной деятельности и др.). Кроме того, практики праздности дифференцируют молодежь на «продвинутую», практически элитарную («золотая молодежь», «неформалы» и др.), реализующих полученный опыт в качестве «культурного капитала» для инвестиций в собственный личностный и профессиональный рост, и массовую («обычные» и «гопники») молодежь, для которой практики праздности сводятся к материальному потреблению и поверхностному досугу (развлечениям). Поэтому можно утверждать непреходящее значение праздности для современной молодежной культуры, в том числе, и в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

В качестве дальнейшего развития изучения феномена праздности, научная и социальная актуальность которого не вызывает сомнений, на наш взгляд, следует выделить следующие аспекты. Во-первых, предельно конкретное культурное и философское разграничение понятий и категорий, имеющих то или иное отношение

к описанию природы праздности, но зачастую с совершенно иным смысловым содержанием: праздник, игра, деятельность и без-деятельностъ, не-деяние, лень, порочность и разврат, досуг, развлечения, гедонизм и т.д. Каждое из подобных понятий имеет границы своего применения и определенный ценностный компонент своего смысла, поэтому не может однозначно выступать в качестве центральной категории проблемы праздности или быть синонимом иному понятию из этого ряда. Во-вторых, очевидна необходимость культурной переоценки общественного и научного подхода к проблематике праздности, широкого преодоления однозначно негативных трактовок практик праздности, и настоящее исследование - один из шагов в этом направлении. И, наконец, как нами уже неоднократно отмечалось, научно-теоретическое и философское осмысление праздного бытия пока сильно отстает от эмпирических (социологических, психологических и т.д.) исследований различных практик праздности и их художественного описания в литературе и искусстве, и особенно это характерно для отечественной культурологии и философии, поскольку большая часть современных философских концепций, касающихся тех или иных аспектов праздности, возникла и развивается в странах Запада.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петров, Вадим Евгеньевич, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абанкина, Т.В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» [Электронный ресурс] / Т.В. Абанкина // Отечественные записки. - 2005. - №4. -Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=25&article=l 101.

2. Аврелий Августин Об истинной религии [Электронный ресурс] / Августин Аврелий // Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения ; сост. С.В. Перевезенцев. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 448 с. - (Мировая философия). - Режим доступа: http://Ub.ruMLOSOF/SBORNIKI/filo-sofia_meed.txt.

3. Агамбен, Д. Грядущее сообщество [Текст] / Д. Агамбен. - М. : Три квадрата, 2008.-144 с.

4. Агамбен, Д. Искусство, без-деятельность, политика [Электронный ресурс] / Д. Агамбен //Социол. обозр. - 2007. - Т.6. - №1. - 41-46. - Режим доступа: http://www.artinfo.nj/RU/news/main/Agamben_G-27-02-2007-Moscow.htm

5. Ансельм Кентерберийский. Прослогион [Текст] // Ансельм Кентерберийский. Сочинения; пер., послесл. и комм. И.В. Купреевой. - М.: Канон, 1995. - С. 123-165.

6. Античная философия. Фрагменты и свидетельства [Текст] / под ред. Г.Александрова. - М.: Высшая партийная школа при ЦК КПСС, 1940 г. - 213 с.

7. Аристотель Никомахова этика [Текст] /Аристотель // Этика. - М. : ООО «Издательство ACT», 2002. - 492 с.

8. Аронсон, О.В. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальносги [Текст] / О.В. Аронсон. - М.: Прагматика культуры, 2002. - 96 с.

9. Афиней Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. Книги I - VIII [Текст] / Афиней. -М.: Наука, 2003. -656 с.

10. Ашин, Г.К. Курс истории элитологии [Электронный ресурс] / Г.К. Ашин. -Режим доступа: http:/www.msimo.ru/kf/course_elitology.htm]/.

11. Ашин, Г.К. Современные теории элиты: критический очерк [Текст] / Г.К.Ашин. -М.: Международные отношения, 1985. - 256 с.

12. Ашин, Г.К. Философская составляющая элитологии [Текст] / Г.К. Ашин// Вопросы философии. - 2004. - №7. - 60-72.

13. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма [Электронный ресурс] / А.В .Бабкин. -Ростов-н/Д. : Феникс, 2008. - 252 с. - Режим доступа: http://tourlib.net/books_tou-rism/babkin09.htm.

14. Батай, Ж. Внутренний опыт [Текст] / Ж. Батай ; пер с фр. C.JI. Фокина. - СПб.: Axioma / МИФРИЛ, 1997. - 336 с.

15. Батгс, К. Ибица [Текст] / К. Батгс ; пер. с англ. В. Осовского. - СПб.: Ред Фиш: Амфора, 2004.-559 с.

16. Батгс, К. Ибица - это глагол [Текст] / К. Батгс ; пер. с англ. С.Найдич. - СПб. : Ред Фиш: Амфора, 2006. - 494 с.

17. Батгс, К. Ибица круглые сутки [Текст] / К. Батгс ; пер. с англ. С.Найдич. - СПб.: Ред Фиш: Амфора, 2006. - 383 с.

18. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Худож. Литература, 1990. - 543 с.

19. Бахтин как философ [Текст] / Рос. Акад. Наук, Ин-т философии ; отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. - М.: Наука, 1992. - 251 с.

20. Бегбедер, Ф. 99 франков [Текст] / Ф. Бегбедер ; пер. с фр. И. Волевич. - М. : Иностранка, 2003. - 396 с.

21. Белинский, В.Г. Идея искусства [Текст] / В.Г. Белинский // Избранные философские сочинения; под общ. ред. М.Т. Иовчука и З.В. Смирновой. - в 2-х т. - Т.1 - М. : Государственное издательство политической литературы, 1948. - С. 234-254.

22. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество [Текст] / Д. Белл. - М. : Академия, 1999. - 956 с.

23. Белл, Д. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века / Д. Белл, В.Л. Иноземцев. - М. : Центр исслед. постиндустриального общества: Журнал «Свободная мысль», 2007. - 303 с.

24. Бланшо, М. Неописуемое сообщество [Электронный ресурс] / М. Бланшо ; пер. с фр. Ю. Стефанова. - М.: Московский философский фонд, 1998. - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/BLANSHO/soobshestwo.txt.

25. Бланшо, М. Опыт-предел [Текст] / М. Бланшо // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века ; пер. с фр. С.Л. Фокина. - СПб. : Мифрил, 1994.-С. 63-77.

26. Блейк, У. Бракосочетание Рая и Ада [Текст] / У. Блейк // Песни невинности и Опыта. Собр. Соч.; пер. с англ. С. Степанова. - СПб.: Северо-Запад, 1993. - 270 с.

27. Бодлер, Ш. Искусственный рай [Текст] / Ш. Бодлер ; пер. с фр. - СПб.: XXI век, 1994.-182 с.

28. Бодлер, Ш. Цветы зла и Стихотворения в прозе [Текст] / Ш. Бодлер ; пер. Эллиса, предисл. Т.Готье. - Томск: Водолей, 1993. - 397 с.

29. Бодрийяр, Ж. Общество потребления [Текст] /Ж. Бодрийяр ; пер с фр., послесл. и примеч. ЕЛ.Самарской. - М.: Культурная революция: Республика, 2006. - 269 с.

30. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр ; пер с фр. и вступ. ст. Зенкин С.Н. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

31. Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1995. -171 с.

32. Большой академический словарь русского языка [Текст] / под ред. К.С. Горбачевича. - М., СПБ.: Наука, 2005. - Т.2. - 659 с.

33. Боровик, Г.А. Пролог [Текст] / Г.А. Боровик // Избранное: в 2 т. - М. : Молодая гвардия, 1988. Т1.- С. 11-518.

34. Боккаччо, Д. Декамерон [Текст] / Д. Боккаччо ; пер. с итал. И. Любимова. - М.: Изд-во Московский рабочий, 1987. - 686 с.

35. Бояркина, Н. Что такое дауншифтинг по-русски [Электронный ресурс] / Н.Бояркина. - Режим доступа: http://rabota.mail.ru/news/1352/.

36. Брюстер, Б., Броутон, Ф. История диджеев [Текст] / Б. Брюстер, Ф. Броутон -Екатеринбург: Ультра.Культура, 2007. - 672 с.

37. Бубер, М. Я и Ты [Текст] / М. Бубер. - М.: Высш. шк., 1993. - 173 с.

38. Бурдье, П. Социология социального пространства [Текст] / П. Бурдье - СПб., М.: Алетейя, 2007. - 288 с.

39. Валлерстайн, И. Динамика глобального кризиса: тридцать лет спустя [Электронный ресурс] / И. Валлерстайн // Эксперт. - №35(672). - Режим доступа: http://www.expert.ru/expert/2009/35/vallerstain/.

40. Ванейгем, Р. Революция повседневной жизни. Трактат об умении жить для молодых поколений [Текст] / Р. Ванейгем ; пер. с франц. Э. Сатарова. - М. : Гилея, 2005.-287 с.

41. Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст] / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. -369 с.

42. Великобритания: пассажиры лондонского метро будут слушать афоризмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.turizm.ru/events/13977.html.

43. Виолле-Ле-Дюк, Э. Жизнь и развлечения в средние века [Текст] / Э. Виолле-Ле-Дюк ; пер. с франц. Некрасова М.Ю. - СПб.: Евразия, 1997. - 384 с.

44. Волков, В.В., Хархордин О.В. Теории практик [Текст] / В.В. Волков, О.В. Хархордин. - СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.

45. Вулф, Т. Электропрохладительный кислотный тест [Текст] / Т. Вулф ; пер. с англ. В.И. Коган. - СПб.: Амфора, 2006. - 422 с.

46. Вулф, Т. Я - Шарлотта Симмонс [Текст] / Т. Вулф ; пер. с англ. В. Правосудова. - СПб.: Амфора. ГИД Амфора, 2006. -1016 с.

47. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры [Текст] / Т.П. Выжлецов. - СПб. : Изд-во С.-Петеб. Ун-та, 1996. - 150 с.

48. Гарнье, Л. Электрошок: Записки диджея [Текст] / Лоран Гарнье. - М. : FreeFly, 2005.-272 с.

49. Герцен, А.И. Былое и думы [Текст] / А. И. Герцен // Собр. соч. в 2-х т., Т 2. - М.: АН СССР, Ин-т философии. - Мысль, 1986. - С. 184-185.

50. Гесиод Труды и дни [Электронный ресурс] / Гесиод. - Режим доступа: http://az.lib.rU/w/weresaew_w_w/text_0300.shtml.

51. Гессе, Г. Игра в бисер [Текст] / Г.Гессе ; пер. с нем. С.Апта ; вступ. ст. Н.С. Павловой. - М.: Правда, 1992. - 495 с.

52. Гессе, Г. Степной волк [Текст] / ГГессе; пер. с нем, коммент. Р. Каралашвили, С. Аверинцева. - Новосибирск: Кн. Изд-во, 1990. - 349 с.

53. Губанов, И.Б. Культурный Ренессанс и широкое общественное движение в Сан-Франциско в 1966-67 гг.: провозглашение рождения «нового народа»

[Электронный ресурс] / И.Б. Губанов //Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. - Режим доступа: http://www.wplanet.ru/index.php?show=text&id=1654.

54. Гуревич, П.С. Психология элитарного образования [Текст] / П.С. Гуревич // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. -128-138.

55. Турин, С.П. Маргинальная антропология [Электронный ресурс] / С.П. Турин. -Саратов, 2000. - Режим доступа: http://Ub.pMosophical.ru/misc/margiri/index.html.

56. Гэ Хун Мудрец, объемлющий первозданную простоту [Электронный ресурс] / Гэ Хун. - Режим доступа: http://www.rbyoga.ru/?action=show_book&grup=da-os&id=46&query.

57. Дауншифтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1 %83%D0%BD%D1 %88%D0%B 8%D1%84%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3.

58. Дебор, Г. Общество спектакля [Текст] / Ги Дебор ; пер. с фр. С. Овертаса и М. Якубович. -М.: Логос: Радек, 2000. -183 с.

59. Делез, Ж., Гватгари, Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения [Текст] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-фактория, 2007. - 672 с.

60. Депривация [Текст] // Российская социологическая энциклопедия ; под общ. ред. Г.В. Осипова. -М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - С. 117.

61. Джексон, Ф. Клубная культура [Электронный ресурс] / Ф. Джексон -Екатеринбург : У-фактория, 2005. - 126 с. - Режим доступа: //http://funkysouls.eom/6/3624_lhtml.

62. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский; пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова; общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева. 2-е изд., испр. - М.: Мысль, 1986. - 576 с.

63. Дискококаин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lia.net.ru/interesting/index.php?n=27.

64. Дранкина, Е. Позолоченная молодежь [Электронный ресурс] /Е. Дранкина. // Коммерсант-Деньги, 21.09.2004. - Режим доступа: //http://www.compromat.ru/ main/top50/ detipozolhtm.

65. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга [Текст] / Ж. Дюмазедье. - М., 2003. -197 с.

66. Дюмазедье, Ж. Досуг как сфера духовной деятельности. [Текст] / Ж. Дюмазедье -М., 1989.-183 с.

67. Запольских, Г.А. Дауншифтинг как социокультурный феномен современного общества [Текст] / Г.А. Запольских // Потребление как коммуникация - 2009: Материалы 5 международной конференции, 26-27 июня 2009 г. ; под ред. В.И. Ильина, В.В. Козловского. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - С. 72-74.

68. Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I - XIV веков [Текст] / сост. и общ. ред. И.Т. Касавина; Вступ. ст. В. М. Розина; Инс-т философии РАН; Центр по изучению немецкой философии и социологии. - М.: Республика, 1996. - 445 с.

69. Зубец, О.П. Праздность и лень [Электронный ресурс] / О.П. Зубец // Этическая мысль. - Вып. 3. - М. : ИФ РАН, 2002. - С. 118-137. - Режим доступа: http://www.ethics.iph.ras.rU/em/em3/6.html.

70. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность [Текст] / В.И. Ильин // Мир России. - 2005. - Т.Х1У. - № 2. - С. З^Ю.

71. Иноземцев, В.Л. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире [Текст] / В.Л. Иноземцев. - М.: Академия - Наука, 1998. - 639 с.

72. Иоанн Златоуст Беседы на Деяния Апостольские [Электронный ресурс] / Иоанн Златоуст. - Режим доступа: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z09_l/Z09_l_35.htm.

73. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность - Средневековье -Возрождение: Курс лекций [Текст] / Отв. ред. С.Д. Серебряный; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Изд-во РГГУ, 1998. -428 с.

74. Камю, А. Абсурдное рассуждение [Текст] / А.Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство ; общ. ред., сост. и предисл. А.М.Руткевича. -М.: Политиздат, 1990. - С.24-59.

75. Карабущенко, П.Л. Психологические теории элит [Текст] / П.Л. Карабущенко, Н.Б. Карабущенко. - М.: Памятники ист. мысли, 2006. - 446 с.

76. Карабущенко, ПЛ. Элитизация личности и депривация [Текст] / П.Л. Карабущенко // Экология личности. - СПб.: 1997. - С.78-80.

77. Карабущенко, ПЛ. Элитология и персонология на пути сближения. [Электронный ресурс] / П.Л. Карабущенко // Развитие личности. - 1999. - №4. -Режим доступа: //http.//www.rl-online.ru/artides./rl04_99/479.htm]/.

78. Керуак, Д. Бродяги Дхармы [Текст] / Д. Керуак // Избранная проза. - Киев : Airland, 1995.-Т.2.-327 с.

79. Керуак, Д. В дороге [Текст] / Д. Керуак // Избранная проза. - Киев : Airland, 1995. -Т.1.-391 с.

80. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии) [Текст] / Ф.Х. Кессиди. -М.: Мысль, 1972. - 311 с.

81. Кизи, К. Над кукушкиным гнездом [Текст] / Кен Кизи ; пер с англ. В. Голышева. Предисл. А. Зверева. - М.: Радуга, 1989. - 288 с.

82. Киренская школа [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. -Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1422.htm.

83. Коллеж социологии: 1937-1939 [Текст] / Собр. Соч ; сост. Д. Олье; под ред. В.Ю. Быстрова; пер. с фр. Ю.Б. Бессоновой и др. - СПб.: Наука, 2004. - 585 с.

84. Коупленд, Д. Поколение «Икс» (Сказки для ускоренного времени) [Текст]/ Д. Коупленд //Иностранная литература. -1998. - №3. -121-219.

85. Кризис клубной культуры и клаббинг будущего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mixmag.info/?action=PageBlog&Blog=14665.

86. Круглосуточные тусовщики [Видеозапись] / реж. Майкл Уинтерботтом ; в ролях: С. Куган, Ш. Хердерсон ; Paramount Films. - М.: Премьер-видеофильм, 2005. - 1 вк. - Фильм вышел на экраны в 2002 г.

87. Ксенофонт Пир [Текст] / Ксенофонт. - М.: Директ-Медиа, 2004. - 64 с.

88. Кузнецов, С. Певцы неизвестного поколения [Электронный ресурс] / С. Кузнецов. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/inostran/1998/3/kuznesov.html.

89. Кузнецов, С. По ту сторону иметь и казаться: от Исидора Изу до Малколма Макларена [Электронный ресурс] / С. Кузнецов. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/64/kuzl5.html.

90. Кун, Н.А. Мифы и легенды Древней Греции [Текст] / Н.А. Кун. - Ростов - н/Д.: Феникс, 1995.-480 с.

91. Кундера, М. Невыносимая легкость бытия [Текст] / М. Кундера ; пер. с чеш. Н.М. Шульгиной - СПб.: Амфора, 2001. - 351 с.

92. Кундера, М. Неспешность. Подлинность [Текст] / М. Кундера ; пер. с фр. Ю.Стефанова. - М.: Иностранная литература: Б. Г. С. - Пресс, 2001. - 302 с.

93. Лабен, С. Хиппи в конце пути [Текст] / С. Лабен // Вокруг света. - 1974. - №4 (2583).-36-39.

94. Лао Цзы Книга пути и благодати (Дао дэ Цзин) [Текст] / Лао Цзы. - М. : Мусагет, 1994. -191 с.

95. Лиссарраг, Ф. Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира [Электронный ресурс] / Ф. Лиссарраг. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru-/пг/2005/43/И16.1йт1.

96. Лосев, А. Ф. Мифология греков и римлян [Текст] / А.Ф. Лосев ; сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1996. - 975 с.

97. Лошак, А. План побега [Электронный ресурс] / А. Лошак - Режим доступа: Ьйр://га1х1Ье.ги/1гаск8/918543.ЬЩ11?у=0а£а5ЫЬ659577Ь883ёЗаЬ2851844£Ь4.

98. Лу, Э. Наивно. Супер. [Текст] / Э. Лу. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 256 с.

99. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление [Текст] / А.И. Мазаев. - М.: Наука, 1978. - 392 с.

100. Мазурова, А.И., Розин М.В. Развитие, структура и сущность хиппизма [Электронный ресурс] / А.И. Мазурова, М.В. Розин. - Режим доступа: http://www.sensi.org/~alec/hippie/hip_i.html.

101. Маркс, К., Энгельс, Ф. Капитал (IV т. «Теории прибавочной стоимости») [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. Соч. / 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1955. -Т.26.-Ч.Ш.- С. 264-266.

102. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. Соч. / 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1955. - Т.З. - С. 19.

103. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе [Текст] / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч./ 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1955. - Т.42. - С.264-266.

104. Мамардашвили, М.К. Мой опыт нетипичен [Текст] / М.К Мамардашвили. -СПб.: Азбука, 2000. - 397 с.

105. Мамардашвили, М.К. Сознание и цивилизация [Текст] / М.К. Мамардашвили //Как я понимаю философию? - Сост. и предисл. Ю.П.Сенокосова.-М.: Прогресс, 1990.-С. 107-121.

106. Мамардашвили, М.К. Третье состояние [Текст] / М.К. Мамардашвили // Как я понимаю философию? - Сост. и предисл. Ю.П.Сенокосова. - М. : Прогресс, 1990.-С. 163-171.

107. Мандевиль, Б. Басня о пчелах [Текст] / Б. Мандевиль ; общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Мееровского ; пер. с англ. Е. Лагутина. - М.: Мысль, 1974. - 374 с.

108. Манн, Т. Будденброки: История гибели одного семейства [Текст] / Т. Манн ; пер. с нем. Н. Ман; примеч. Р. Миллер-Будницкой. - М. : Международные отношения, 1982.-503 с.

109. Манн, Т. Волшебная гора [Текст] / Т. Манн ; пер. с нем. В. Курелла, В. Станкевич. - М.: Крус; СПб.: Изд-во АО «Комплект», 1994. - 442 с.

110. Маркузе, Г. Одномерный человек [Текст] / Г. Маркузе. - М. : REFL - book, 1994.-368 с.

111. Маркузе, Г. Разум и революция [Текст] / Г. Маркузе. - СПб.: Владимир Даль, 2000.-544 с.

112. Маслов, A.A. Праздная жизнь интеллектуала [Текст] / A.A. Маслов // Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М. : Алетейя, 2003. - С. 275-282.

113. Метлев, А. Феноменология праздности [Текст] / А. Метлев // Сучасне мистецтво (Современное искусство). - 2010. - Вып. 7. - 64-86.

114. Мизиано, В.А. «Тусовка» как социокультурный феномен [Текст] / В.А. Мизиано // Художественная культура XX века: Сб. статей. - М. : ТИД "Русское слово-РС", 2002. - С. 352-363.

115. Минаев, С. ,Uyxless: Повесть о ненастоящем человеке [Текст] / С. Минаев. -М.: ACT, 2006.-346 с.

116. Мифология: Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Е.М. Мелетинского. 4-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 736 с.

117. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. [Текст] / Под ред. С.А. Токарева. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1987. Т.1. - 671 с.

118. Михайлин, В.Ю. Дионисова борода: Природа и эволюция древнегреческого пиршественного пространства [Текст] / В.Ю. Михайлин // Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные коды в индоевропейской традиции. - М. : Новое литературное обозрение, 2005. -С. 271-296.

119. Монтень, М. Опыты [Текст] / М. Монтень. - М.: Рипол-Классик, 1997. - 928 с.

120. Мулявка, Н.В. Гедонистическое определение современного субъекта [Текст] / Н.В. Мулявка //Аспирантский вестник Поволжья. - 2009. - №5-6. - С. 67-70.

121. Мунье, Э. Что такое персонализм? [Текст] / Э. Мунье ; пер. И.С. Вдовиной. -М.: Изд-во гуманит. лит., 1994. - 125 с.

122. Мюрэ, Ф. После Истории [Текст] / Ф. Мюрэ // Иностранная литература. -2001.-№4.-224-241.

123. Нанси, Ж.-Л. Corpus [Текст] / Ж.-Л. Нанси ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Е. Петровской. - М.: Ad Marginem, 1999. - 255 с.

124. Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество [Текст] / Ж.-Л. Нанси. - М. : Водолей, 2009.-208 с.

125. Ненасильственные движения и философия ненасилия (материалы "круглого стола") [Текст] // Вопросы философии. - 1992. - №8. - С. 3-29.

126. Низко падшие амбиции: манифест дауншифтера [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://webplanet.ru/lmowhow/life/kto-nado/2007/05/10/dow-nshifüng.html.

127. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки [Текст] / Ф.Ницше // Сочинения: в 2т. - М.: Мысль, 1990. - Т.1. - С. 57-157.

128. Новейший философский словарь: 3-е изд. [Текст]. - Минск. : Книжный Дом, 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).

129. Омельченко, Е.Л. От пофигистов до прагматиков: поколения молодежной солидарности постперестроечной России [Электронный ресурс] / Е.Л.

Омельченко // Неприкосновенный запас. - 2008. - №5. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/2008/5/oml8.html.

130. Омельченко, ЕЛ. Поколение Text: новые имена молодежной культуры [Текст] / E.JI. Омельченко // Рекламные идеи. - 2008. - №2. - С. 106-111.

131. Омельченко, ЕЛ. Поп-культурная революция или перестроечный ремейк? Современный контекст молодежного вопроса [Электронный ресурс] / E.JT. Омельченко // Неприкосновенный запас. - 2006. - №1. - Режим доступа: http.V/magazines.mss.ru/nz/2006/l/om20.html.

132. Омельченко, E.JI. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого? [Электронный ресурс] / Е.Л. Омельченко // Неприкосновенный запас. - 2004. - №4. - Режим доступа: http://magazines.rus-s.ru/nz/2004/4/om8.html.

133. Панарин, A.C. Народ без элиты [Текст] / A.C. Панарин. - М. : Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. - 352 с.

134. Петров, Д. Прощай, красный май! [Электронный ресурс] / Д.Петров. - Режим доступа: http://www.mss.ruAayout/set/print/pole/Proschaj-krasnyj-maj!-I-krasnyj-iyun-tozhe-proschaj.

135. Платон. Государство [Текст] / Платон // Соч. в 3 т. - М. : Мысль, 1971. - Т.З, 4.1.-С. 89-454.

136. Платон. Законы [Текст] / Платон // Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1972. - Т.З, 4.2. -С. 83-469.

137. Платон. Пир [Текст] / Платон // Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1970. - Т.2. - С. 95-156.

138. Плутарх. Застольные беседы [Текст] / Плутарх // Застольные беседы. Собр. Соч. - Л.: Наука, 1990. - С. 5-179.

139. Плутарх. Пир семи мудрецов [Текст] /Плутарх // Застольные беседы. Собр. Соч. - Л.: Наука, 1990. - С. 242-262.

140. Подорога, В.А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию [Текст] / В.А. Подорога. - М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.

141. Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» [Текст] / под ред. Гленна Йеффета; пер. с англ. Т. Давыдова. - М.: Ультра.Культура, 2003. -312 с.

142. Рассел, Б. Мудрость Запада [Текст] / Б. Рассел. - М.: Республика, 1998. - 479 с.

143. Рассел, Б. Похвала праздности [Электронный ресурс] / Б.Рассел. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/124808/read.

144. Сартр, Ж.-П. Бодлер [Текст] / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Г. К. Косикова. - М. : УРСС, 2004. - 121 с.

145. Сартр, Ж.-П. Один новый мистик [Текст] / Ж.-П. Сартр // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века ; пер. с фр. C.JI. Фокина. - СПб.: Мифрил, 1994. - С.11-44.

146. Сенека О блаженной жизни [Текст] / Сенека // Сенека Луций Анней. Философские трактаты ; пер. с лат., вступ. ст., коммент. Т. Ю. Бородай. - СПб. : Алетейя, 2000.-С. 12-39.

147. Ситуационизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 %D0%B8%D1 %82%D1 %83%D0%B0%D1 %8 6%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.

148. Сократические школы [Текст] // Новейший философский словарь ; сост. A.A. Грицанов. - Минск.: 1999. - С. 635-638.

149. Сомов, М. Атака на гамбургер [Текст] / М.Сомов // Сельская молодежь. -2002. -№10. -С. 11.

150. Социологический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Академика РАН, ГБ.Осипова. -М.: ИНФРА-М. - НОРМА, 1998.-488 с.

151. Стоун, С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней [Электронный ресурс] / С.Стоун. - Режим доступа: http://www.hippy.ru/az/index.htm.

152. Стругацкий, А.Н., Стругацкий, Б.Н. Отягощенные злом, или Сорок лет спустя [Электронный ресурс] / А.Н.Стругацкий, Б.Н.Стругацкий. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/102780.

153. Суини, M. Средневековая христианская философия Запада [Электронный ресурс] / М. Суини. - Режим доступа: http://Ia-otOY.info/history/13/suini/page06.htm.

154. Тарасов, А. 1968: пристрастный взгляд. Юбилейные размышления [Текст] / А. Тарасов // Свободная мысль. - 2008. - №8. - С. 135-144.

155. Тенникова, JI. Натуристы (нудисты) в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] / JI. Тенникова. - Режим доступа: http://kulttregger.taba.ru/blog-/61840_LTermikova_Namristy_nudisty_v_Sankt-Peterburge.html.

156. Теория и методология исследований социальных проблем [Текст] / М. : Наука, 2005.-189 с.

157. Томпсон, Х.С. Страх и отвращение в Лас-Вегасе [Текст] / Хантер С. Томпсон. - M. : Adaptec / T-ouqh Press, 2003. - 336 с.

158. Торчинов, Е.А. Краткая история буддизма [Текст] / Е.А. Торчинов. - СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2008. - 430 с.

159. Торчинов, Е.А. Религии мира: опьгг запредельного [Текст] / Е.А. Торчинов. -СПб. : Центр "Петербургское Востоковедение", 1998. - 544 с.

160. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 2000. - №1. - С. 3-32.

161. Уорхол, Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) [Текст] / Э. Уорхол ; пер. с англ. Г. Северской. - М. : Аронов, 2001. - 46 с.

162. Устав святого Бенедикта [Текст] // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. - М. : Юристъ, 1996. - С. 291-297.

163. Уэльбек, М. Расширение пространства борьбы [Текст] / М. Уэльбек. - М. : Иностранка, 2008. - 207 с.

164. Фестиваль Burning Man [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nnm.ru/blogs/gavai_78/festival_burning_man_/.

165. Фрагменты ранних греческих философов [Текст] - М. : Наука, 1989. - Ч.1. - 576 с.

166. Фрезер, Д. Золотая ветвь [Текст] / Д. Фрезер / 2-е изд. - М. : Изд-во полит, лит., 1983.-702 с.

167. Фромм, Э. Иметь или быть? [Текст] / Э. Фромм. - М. : Прогресс, 1990. - 238с.

168. Хайдеггер, M. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества [Текст] / М. Хайдеггер ; пер. с нем. Т. В. Васильевой, А. Л. Доброхотова, 3. Н. Зайцевой, Н. С. Плотникова, А. С. Солодовниковой ; под ред. А. Л. Доброхотова. - М. : Высшая школа, 1991. -192 с.

169. Хайнлайн, Р. Дети Мафусаила [Электронный ресурс] / Р. Хайнлайн. - Режим доступа: http://kuUchM.conVmosllkowШYNLINE/mafusail.txt.

170. Хайнлайн, Р. Достаточно времени для любви [Электронный ресурс] / Р. Хайнлайн. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/138041.

171. Хайнлайн, Р. Пришелец в земле чужой: [Текст] / Р. Хайнлайн. - СПб. : Северо-Запад, 1993. - 447 с.

172. Хоружий, С.С. Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя [Текст] / С.С. Хоружий // Московский психотерапевтический журнал, 2003. -№3. - С. 5-25.

173. Хоффман, Э. Сопри эту книгу! Как выживать и сражаться в стране полицейской демократии [Текст] / Э. Хоффман ; пер. с англ. и коммент. Н. Сосновского. - М. : Гилея, 2003. - 244 с.

174. Цитаты великих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotation/txt_365_l 1 .php.

175. Чепурная, О.В., Шпаковская, Л.Л. Алкоголь и секс: выпил, упал, очнулся? (Заметки о культурных контекстах пьянства) [Электронный ресурс] / О.В. Чепурная, Л.Л. Шпаковская // Неприкосновенный запас. - 2005. - №5. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/43/chel7.html.

176. Шенгелия, В., Черменский, А., Злобин, А. Где наша пропадала? [Электронный ресурс] / В. Шенгелия, А. Черменский, А. Злобин. - Режим доступа: http://old.runewsweek.ru/society/8093/.

177. Шипилов, A.B. «Свои», «чужие» и Другие [Текст] / A.B. Шипилов. - М. : Прогресс-Традиция, 2008. - 568 с.

178. Шустов, Я. Пир философии [Электронный ресурс] / Я. Шустов. - Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Pir-filosofii.

179. Щепанская, Т.Б. Антропология молодежного активизма [Текст] / Т.Б.Щепанская //Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга ; под ред. В.В.Костюшева. - СПб. : Норма, 1999. - С. 262-302.

180. Щепанская, Т.Б. Молодежные сообщества [Текст] / Т.Б. Щепанская // Современный городской фольклор. - М. : РГГУ, 2003. - С. 34-85.

181. Эко, У. Баудолино [Текст] / У. Эко ; пер. с итал. Е. Коспокович. - СПб. : Симпозиум, 2004. - 544 с.

182. Эко, У. Маятник Фуко [Текст] / У. Эко ; пер. с итал. Е. Коспокович. - СПб. : Симпозиум, 2005.-735 с.

183. Эко, У. Остров накануне [Текст] / У. Эко ; пер. с итал. Е. Коспокович. - СПб. : Симпозиум, 2002.-477 с.

184. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза [Электронный ресурс] / М. Элиаде. - Киев. : София, 2000. - 480 с. - Режим доступа: http://www.gumer.in-fo/bogoslov_Buks/okkultizm/Eliade/index.php.

185. Эпикур. Письмо к Менекею [Текст] / Эпикур // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М. : Художественная литература, 1983. - С. 315.

186. Этциони, А. Что придет на смену консьюмеризму? [Текст] / А. Этциони // Свободная мысль. - 2009. - №8. - С. 53-62.

187. Bourdieu, P. Esquisse d'une théorie de la pratique [Text] / P. Bourdieu. - Genève: Ed. de Droz, 1972.-331 p.

188. Bourdieu, P. Raison pratiques. Sur la théorie de l'action [Text] / P. Bourdieu. -Paris: Ed. de Seuil, 1994. - 218 p.

189. Bourdieu, P. The Forms of Capital [Text] / P. Bourdieu // Handbook of Theory and Research for Sociology of Education / Ed. J.G. Richardson. N.Y., Westport, Connecticut, London: Greenwood Press, 1986. - P. 46-58.

190. Calenda, D., Mosca, L. Youth online: researching the political use of the Internet in the Italian context [Text] / D. Calenda, L. Mosca // Young Citizens in the Digital Age. Political engagement, young people and new media. - London & New York: Routledge, 2007.-P. 82-96.

191. Huxley, L. Western Backpackers and the Global Experience: An Exploration of Young People's Interaction with Local Cultures [Text] / L. Huxlley // Tourism, Culture & Communication. - 2004. - Vol.5. - №1. - P. 37-44.

192. Nancy, J.-L. La communaute desoeuvree / J.-L. Nancy. - Paris. : Christian Bourgois, 1986. -197 p.

193. Niman, Michael I. People of the Rainbow: A Nomadic Utopia [Text] / I.M. Niman. - University of Tennessee Press, 1997. - 274 p.

194. Rapp, T. Lost and Sound: Berlin, Techno and the Easyjetset [Text] / T. Rapp. -Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 2009. - 268 p.

195. Russell, B. In Praise Of Idleness [Text] / B. Russel. - London : R-classics, 2004. -208 p.

196. Russell, B. The Authobiography of Bertrand Russell, Vol.3. [Text] / B. Russell. -Toronto, 1970.-380 p.

197. Russell, B. Bertrand Russell Speaks His Mind [Text] / B. Russel. - London, 1961. -173 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.